Домой Ягоды Типы графических пакетов. Графические файлы. Их типы. Графические программы для обработки растровой графики

Типы графических пакетов. Графические файлы. Их типы. Графические программы для обработки растровой графики

Графические пакеты – это прикладные программы, предназначенные для создания и обработки цифровых изображений. В зависимости от назначения графические пакеты (весьма условно) разделяют на несколько групп. Графические пакеты для создания изображений (интерактивная графика и программная генерация)

      Двухмерная графика:

      • векторная статическая графика (CorelDRAW , AutoCAD );

        векторная динамическая графика (анимация) (AutodeskAnimatorPro );

        растровая статическая графика (Paint , Canvas , World Builder , Adobe Photoshop );

        растровая динамическая графика (Giffy the Animation , Adobe ImageReady );

        совмещенная графика (Corel Xara , Adobe Photoshop ).

      Трехмерная графика (векторные и совмещенные пакеты):

      • для моделирования (CharacterStudio );

        для рендеринга (RayDream 3D );

        для анимации (SoftImage 3D );

        универсальные пакеты (3DStudio , 3DStudioMAX ).

Графические пакеты для обработки изображений (растровые, двухмерная графика)

      Специализированные пакеты (ориентированы на конкретный тип изображений и аппаратуру).

      Универсальные пакеты (работают на типовых аппаратных средствах ПК - AdobePhotoshop , PhotoStyler ).

Комбинированные графические пакеты для создания и обработки изображений (растровая графика, статика и динамика) : AdobePhotoshop , AdobeImageReady . Графические пакеты для просмотра и преобразования форматов графических файлов : Sea , Display и др.

Графические пакеты для морфинга (постепенное преобразование одного образа в другой) : Adobe Моrphing , GRMorph и др.

Графические пакеты для преобразования моделей цифровых изображений

      Трассировщики (преобразование растровых изображений в векторные) – CorelTrace , AdobeStream-Line .

      Растризаторы (преобразование векторных изображений в растровые) – программы рендеринга, функции в CorelDRAW и в AdobeIllustrator .

Графические пакеты для оптимизации веб-графики Универсальные пакеты – Adobe ImageReady , Adobe Photoshop . Специализированные пакеты: оптимизаторы цветовых палитр – HVSColor ; GIF-аниматоры – Animagic GIF , GIF Construction Set , MS GIF Animator ; редакторы навигационных карт – CrossEye , MapThis ; пакеты для фильтрации-сглаживания – SmoothScaling . Из приведенного списка можно выделить наиболее мощные и наиболее широко применяемые пакеты. Для растровой графики безусловным лидером является Adobe Photoshop, для иллюстративной векторной графики пальму первенства делят: в области профессиональной полиграфии Adobe Illustrator, в остальных случаях в России чаще всего применяют Corel DRAW.

Визуализация цифрового изображения

Хранение и обработка цифровых изображений не являются самоцелью. В любом случае цифровое изображение должно быть каким-то образом воспроизведено. Этим и занимается подсистема визуализации. Визуализация – преобразование хранящихся в памяти компьютера цифровых изображений в зрительные образы. За визуализацию отвечают программная и аппаратная части. Первая реализуется с помощью графических пакетов соответствующего назначения (см. выше). Основная задача – декодирование данных цифрового изображения и запись в соответствующие ячейки видеопамяти кодов яркости каналов RGB для отображения или формирование растровых точек соответствующих цветов при печати. Аппаратная часть реализуется с помощью специальных устройств вывода, к которым относятся монито­ры, видеопроекторы, проекционные панели, принтеры и плоттеры.

Цель урока : Получить представление о принципах построения растровых и векторных изображений;
познакомиться с типом графических файлов;
воспитывать интерес и заинтересованность по предмету;
развивать творческий потенциал учащихся;
развивать умение работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Материально-техническое оснащение :
компьютер с установленным пакетом Microsoft Office;
опорный конспект;
презентация "Типы графических файлов".
Тип урока
: изучение нового материала.
Структура урока

1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний учащихся
3. Мотивизация учебной деятельности
4. Изучение нового материала
5. Закрепление материала
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Ход урока

I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Что понимают под компьютерной графикой?
2. Что представляет обработка изображений?
3. Какие основные области применения компьютерной графики знаете?
4. Какие знаете устройства ввода графических изображений?
III. Мотивация учебной деятельности.
IV. Изучение нового материала.
Класс объединяется в четыре группы: ученые, которые изучают теоретические основы растровой и ученые, которые изучают основы векторной графики, исследователи (выполняют практическое задание по инструкции, готовят доклад о различных типах графических файлов) и консультанты (учащиеся, имеющие знания по теме и которых выделил учитель).
Учитель сообщает группам задания и сроки выполнения (20 мин.). Группы получают карточки с заданиями и пометки работы в группе. Консультанты помогают группам в создании ответа.
Раздаточный материал
Правила работы в группе .
1. Помни, эффективная работа группы зависит от участия каждого.
2. Ознакомьтесь с материалом.
3. Обминяйся информацией с другими участниками группы.
4. Вместе подготовьте краткий доклад по теме (3хв.).
5. Выберите докладчика. Докладчик является представителем группы, за его выступлением оценивают работу всей группы.
План доклада ученых .
1. Что является основным элементом построения изображения?
2. От чего зависит размер файла?
3. Которые он преимущества имеет?
4. Которые он имеет недостатки?
5. Для каких видов работ используется?
Теоретические сведения .
Теоретические сведения учащиеся получают из презентации "Типы графических файлов", или карточек с теоретическим материалом.

Растровая графика

В растровой графике изображения состоят из разноцветных точек (пикселей), которые в совокупности формируют рисунок. На размер файла влияют размер изображения (количество пикселей по горизонтали и вертикали) и количество цветов. Растровую графику используется в разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий, поскольку она позволяет эффективно и реалистично представить объект. Иллюстрации, выполненные средствами растровой графики, редко создают вручную, с помощью компьютерных программ. Чаще всего используют сканирование изображений, подготовленных художником на бумаге или фотографии. В последнее время для ввода растровых изображений используют цифровые фото и видеокамеры. Поэтому, большинство растровых графических редакторов ориентировали на обработку изображений. Большие объемы данных - главная проблема в использовании растровых изображений. Одной из проблем растровой графики является невозможность детализации изображения. Увеличивая изображение увидим, что пиксели стали крупнее. Никаких дополнительных деталей при увеличении растрового изображения увидеть невозможно.
Наиболее популярными программами для работы с растровой графикой есть Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Jasc Software Paint Shop Pro, Microsoft PhotoDraw, Adobe PhotoDeluxe, Corel Painter.

Векторная графика

Графические изображения, создаваемые в программах для работы с векторной графикой , основанные на математических описаниях векторов, а не на описании координат точек. Основу таких изображений (кривые и прямые линии) называют векторами. Поскольку при изображении объектов на графических изображениях используют векторы, описанные математическими формулами, то отдельные элементы изображения, которые получаются такими программами, можно легко перечислять, увеличивать или уменьшать без потери качества изображения. Для перемещения объекта на изображении достаточно перетащить мышкой. Компьютер автоматически вычисляет размер и новое местонахождение объекта изображения. Идея векторизации изображения заключается в описании элементов изображения с помощью математических формул. Изображения раскладываются на простые объекты - примитивы. Примитивы создаются на основе ключевых точек, которые определяются в виде набора чисел. Программа воспроизводит картинку, ключевых точек.
Векторную графику применяют в создании схематических изображений - в рекламных агентствах, дизайнерских бюро, редакциях для чертежей, проектно-конструкторских работ. Объекты векторной графики хранятся в памяти компьютера в виде набора параметров. Для изображения одного объекта достаточно 20-30 байтов оперативной памяти.
Наиболее популярными программами для работы с векторной графикой является CorelDraw Grafics, Suite, Adobe Illustrator, Macromedia Free Hand.

Графическихе файлы. Ф орматы

Как и любые другие данные в компьютере графические изображения хранятся в виде файлов, имеющих определенную организацию данных, оптимальную для конкретной программы.
Формат графического файла определяет структуру файла и способ хранения данных. Знание файловых форматов и их возможностей является важнейшим ключевым фактором при работе по подготовке изданий, создании изображений для web-страниц и электронных публикаций, а также для редактирования исходных изображений. Графические файлы , используемые для записи изображений, можно разделить на три категории:

  • форматы сохраняющие изображение в растровом виде (расширение файлов. Bmp,. Tiff,. Pxs,. Psd,. Jpeg,. Png,. Gif);
  • форматы сохраняют изображение в векторном виде (расширение файлов. Wmf,. Dxf);
  • форматы универсальные (метафайлы), такие, совмещающие векторное и растровое изображение (расширения файлов. Eps,. Pict,. Cdr,. Ai).

Метафайл - формат, позволяющий хранить в одном файле два или более типов данных изображения. Цель файлы широко применяют для переноса растровых и векторных данных между различными аппаратными и даже программными платформами.

Методика сжатия в графических файлах

Сжатие - процесс преобразования данных из одного формата в другой.
Все имеющиеся алгоритмы сжатия можно разбить на два больших класса:
сжатие без потерь;
сжатия с потерями.
Большинство алгоритмов сжатия без потерь основаны на поиске в растровом изображены пиксельных повторяющихся фрагментов. Применяя такое сжатие, полностью - пиксель за пикселем - восстанавливают первоначальные изображения. При этом из начальных данных ничего не отбрасывается и не теряется. В таких случаях чаще всего достигается коэффициент сжатия 10:1. Метод сжатия без потерь очень эффективен.
Сжатие с потерями применяется к графическим файлам, на которых нет повторяющихся фрагментов или больших частей с одноцветной заливкой. Для формата реализован алгоритм сжатия с потерями. Это означает, что в процессе сжатия файла изображения происходит потеря данных, хранящихся в файле. Чем больше степень сжатия файла, тем ниже качество изображения.

Инструкция для группы исследователей
1. Ответить на вопрос: "Какие факторы влияют на размер графических растровых файлов?"
2. Исследовать изменения, происходящие с графическими растровыми файлами при сохранении его с другим типом.

Ход работы
1. Загрузить графический редактор Раint. Открыть файл D:Урок 24. bmp.
2. С помощью команды Файл / Сохранить как... сохранить файл в ту же папку с именем 256цв и с соответствующим типом. (Изменилось изображение?)
3. Командой Файл / Открыть открыть файл 24.bmp.
4. С помощью команды Файл / Сохранить как... сохранить файл в ту же папку с именем 16цв и с соответствующим типом. (Изменилось изображение? Как именно?)
5. Командой Файл / Открыть открыть файл 24.bmp.
6. С помощью команды Файл / Сохранить как... сохранить файл в ту же папку с именем монохром и с соответствующим типом. (Изменилось изображение? Как именно?)
7. Командой Файл / Открыть открыть файл 24.bmp.
8. С помощью команды Файл / Сохранить как... сохранить файл в ту же папку с именем F.jpeg и с соответствующим типом. (Изменилось изображение? Как именно? Обратите внимание на границы фигур.)
9. Командой Файл / Открыть открыть файл 24.bmp.
10. С помощью команды Файл / Сохранить как... сохранить файл в ту же папку с именем F.gif и с соответствующим типом. (Изменилось изображение?)
11. Закрыть графический редактор.
12. В окне Мой компьютер открытия папки созданными рисунками. Установите Вид/Таблица и сравните размер созданных файлов. (Какой самый маленький, самый, почему?)
13. Посмотреть рисунки программой просмотра изображений. Сравните качество рисунков.
14. Обсудить результаты работы, ответить на проблемный вопрос.
15. Закрыть все окна.
Краткие теоретические сведения
На размер растрового файла влияет качество рисунка (количество пикселей по горизонтали и вертикали) и количество цветов. При монохромном изображении для каждого пикселя выделяется 1 разряд кода - 1 бит (0 или 1). Если используется палитра в 16 цветов, нужны 4 разряда для каждого пикселя (0000, 0001, 0010, 0011, 0100 .... - 24 = 16), 256 цветов - 8 разрядов (байт). 24-разрядная палитра позволяет использовать 224 = 16млн. цветов. Код каждого пикселя при этом занимает 3 байта. При сохранении файлов с типами gif, jpeg применяются специальные алгоритмы сжатия информации, которые определенным образом ухудшают качество изображения.
Инструкция для консультантов

Цель : дать ответ на вопрос "Какие файлы (растровые или векторные) легче редактировать?"
Ход работы

1. Откройте графический редактор Paint .
2. Нарисуйте простое изображение (рис.1)
3. Попробуйте отделить овал от прямоугольника.
4. Попробуйте изменить размер какой фигуры (рис.2)
5. Возможно ли изменить растровое изображение?
6. Откройте текстовый редактор Word.
7. Повторите действия 2-4.
8. Возможно ли изменить векторное изображение?
9. Сформулируйте вывод.
V. Закрепление нового материала
Работа в группах продолжается.
Ученики создают сравнительную таблицу растровой и векторной графики.

Критерии сравнения
1. Наименьшая единица построения изображения
2. Размер файла
3. Качество изображения
4. Легкость редактирования
5. Детализация изображения

Группа исследователей докладывает о результатах своей работы.
Учащиеся формулируют ответ на вопрос: "Чем отличается растровая графика от векторной? Какой вид графики лучше? Как изменить размеры графических файлов?
VI. Рефлексия.
Учитель предлагает каждому подвести итог своей работы по методу "Круг идей":

На сегодняшнем уроке мне больше всего запомнилось...
Достигли мы цели, которую поставили в начале урока? Благодаря чему? Что помогло в усвоении материала урока?
Что было легким, а что сложным?
Что больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке?
Какие трудности возникли у вас во время урока?
Что вы посоветуете одноклассникам для преодоления этих трудностей?
VII. Домашнее задание.
Изучить материал.

Существует большое количество различных графических пакетов, предназначенных для решения графических задач, - от маленьких и очень простых (например, ориентированных на решение одной небольшой задачи) до огромных и весьма сложных. Как правило, подобные пакеты ориентированы не на программистов, а на пользователей - художников, моделлеров, аниматоров. Большинство операций выполняется с помощью мыши, графического планшета и клавиатуры, а не путем написания кода (хотя подобная возможность часто присутствует и оказывается очень важной для решения некоторых задач). Подобные пакеты, как правило, можно разделить на пакеты для двухмерной и для трехмерной графики.

Пакеты двухмерной графики обычно ориентированы на работу с двухмерными изображениями или их последовательностями. Простейшим примером такого пакета может служить обычный редактор изображений, присутствующий практически в любой операционной системе. При этом сам пакет может быть очень сложным. Многие подобные пакеты рассматривают изображение как набор полупрозрачных слоев. У каждого слоя есть степень прозрачности (своя для каждого пиксела и общая для всего слоя), к слою могут быть применены различные визуальные эффекты. Итоговое изображение строится как результат комбинирования подобных слоев между собой.

Среди пакетов двухмерной графики можно произвести деление на пакеты растровой графики и пакеты векторной графики (хотя иногда граница между ними оказывается довольно размытой: так, в пакете растровой графики может быть поддержка отдельных векторных возможностей).

Растровые пакеты двухмерной графики рассматривают изображение как массив пикселов (точнее, несколько массивов - по одному на каждый слой) с заданным разрешением. При этом предоставляется доступ на уровне отдельных пикселов. Также можно работать и с целыми группами пикселов, представляющими, например, надпись заданным шрифтом заданного размера. Однако размер изображения, после того как оно получено, уже нельзя так просто изменить.

Векторные пакеты ориентированы на представление изображений как состоящих из отдельных объектов (примитивов), заданных с высокой точностью. Над этими примитивами можно производить различные операции, например масштабирование, повороты и т.п. Затем обычно векторное изображение переводится в растровое с заданным разрешением. Однако поскольку исходное изображение хранится в векторной форме, то оно легко масштабируется в любое требуемое разрешение.

Пакеты трехмерной графики ориентированы на моделирование трехмерных объектов и сцен, построенных из таких объектов. При этом есть пакеты, ориентированные на решение задач для различных систем автоматизированного проектирования (САПР), а есть и пакеты, предназначенные для рендеринга построенных сцен.

Adobe Photoshop является, пожалуй, наиболее известным пакетом двухмерной растровой графики (рис. 12.1). Этот пакет поддерживает работу с отдельными слоями, маски, смешивание слоев, использование полупрозрачности. Пакет включает в себя большое количество удобных инструментов для работы, доступных через панель инструментов. Важной возможностью, предоставляемой этими инструментами, является возможность выделения различных областей на изображении для осуществления различных операций.

Рис. 12.1.

В частности, подобное выделение может быть как вручную нарисовано пользователем, так и основано на самом изображении, на котором выделяются, например, области с заданным цветом.

Очень важную роль играет использование слоев. К каждому слою могут быть применены различные эффекты, изменяющие его вид, например, отбрасывание тени, наложение освещения и многое другое. Огромную функциональность пакету дает поддержка плагинов - отдельных программных компонент, добавляющих в пакет новые функции и возможности. Большое количество таких плагинов разрабатывается не самой компанией Adobe, а другими, небольшими, компаниями.

GIMP. Одним из наиболее мощных графических пакетов в мире Linux является GIMP (рис. 12.2). Это пакет с открытым кодом. Он содержит большой набор различных инструментов и эффектов, поддерживается как операционной системой Microsoft Windows, так и различными версиями Linux.


Рис. 12.2.

Paint.net. Еще одним бесплатным редактором для растровой двухмерной графики является Paint.net (рис. 12.3). Данный пакет работает только в Microsoft Windows. Он поддерживает слои и большое количество различных фильтров.


Corel Draw. Одним из самых известных пакетов для векторной двухмерной графики является пакет Corel Draw от компании Corel (рис. 12.4). Будучи ориентированным на векторную графику, пакет позволяет строить изображения из большого числа математических примитивов - отрезков, дуг, окружностей, сплайновых фигур и т.п. При этом каждая из фигур задается с высокой точностью и в любой момент может быть изменена.

Corel Draw часто применяют для создания различных иллюстраций, схем, диаграмм, блок-схем, разметки страниц, логотипов и т.п. Пакет входит в состав Corel DRAW Graphics Suite - набора различных пакетов от компании Corel, включающих в себя также ряд других приложений, таких как редактор растровой графики Corel Photo-Paint.

Caligary trueSpace - это пример пакета для трехмерной графики и компьютерной анимации (рис. 12.5). Пакет был изначально разработан Caligari Corporation, но позже куплен компанией Microsoft. К сожалению, поддержка данного пакета и его развитие компанией Microsoft были полностью прекращены.

Этот пакет предназначен для моделирования объектов, их анимации и рендеринга. Для моделирования поддерживались использования NURBS, подразделения поверхностей и меташаров. Для рендеринга пакет поддерживает использование глобального освещения и излучательности. Есть возможность применять для рендеринга изображений пакет VRay.


Рис. 12.4.


Рис. 125.

3D Studio max. Autodesk 3DS Max - еще один пакет для трехмерной графики, анимации и рендеринга. Это один из самых распространенных подобных пакетов. Он поддерживает большое количество различных средств моделирования, включая NIJRBS. Также поддерживаются различные системы частиц, сложная анимация и обратная кинематика.

Для рендеринга можно использовать как встроенный ренде- рер с использованием построчного сканирования (scanline ), так и различные пакеты, основанные на трассировке лучей, например Mental Ray и VRay.

Пакет обладает собственным скриптованным языком, а также поддерживает большое количество различных плагинов. В состав пакета входит большое количество моделей для анимации, включая Character Studio, расчет анимации одежды, сложную анимацию вдоль кривых и многое другое.


Рис. 12.6.

Blender. В качестве бесплатной альтернативы пакету 3DS Мах может выступать пакет для моделирования Blender. Это пакет с открытым исходным кодом, работает со всеми основными операционными системами. Пакет поддерживает большое количество различных примитивов, позволяет создавать анимации. Поддерживает скриптинг, в качестве скриптового языка выступает язык Python.

AutoCAD. Примером пакета, ориентированного для решения задач САПР, является пакет AutoCAD компании Autodesk (рис. 12.8). Он ориентирован на решение задач двухмерного и трехмерного проектирования (Computer-Aided Design, CAD). На данный момент AutoCAD является самым распространенным пакетом автоматизированного проектирования. Выпускается с 1982 г. по настоящее время.


Рис. 12.7.


Рис. 12.8.

AutoCAD является расширяемым пакетом и предоставляет библиотеки классов на языке C++ для написания расширений. Также расширения для пакета можно писать на VBA и.net, есть свой встроенный язык AutoLISP. Существует большое количество расширений пакета для решения широкого класса задач, такие как AutoCAD Architecture, AutoCAD Civil 3D и др.

Пакет является довольно дорогим, но существует более дешевая его версия - AutoCAD LT. Однако в этой версии отсутствует ряд важных возможностей, например таких как работа с 3D.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие пакеты для двухмерной графики вы знаете? Какие из них являются векторными, а какие растровыми?
  • 2. Какие пакеты для трехмерной графики вы знаете?

Осень уходящего года была ознаменована появлением на рынке новых версий графических пакетов и программ для Web-дизайна. Интересно, что функциональные возможности двух классов ПО сближаются благодаря растущей поддержке Web. Каковы же новые черты и функции появившихся версий PhotoImpact 6, Photoshop 6 и CorelDRAW 10?

Новая версия программы PhotoImpact 6 от Ulead представляет собой единое решение для создания Web-страниц, графических объектов для Web и редактирования изображений. Эффективные и разнообразные инструменты редактирования изображений позволяют упростить использование эффектов освещенности, изменения цветов, фокусировку, а также устранять проблемы, с которыми сталкивались ранее пользователи при обработке изображений, полученных с помощью цифровых камер и сканеров. Теперь с помощью инструментов для ретуширования можно очень просто устранять «негативные эффекты» от царапин и грязи, которые остались после сканирования изображения.

PhotoImpact 6 позволяет без программирования создавать Web-страницы, содержащие изображения, тексты и другие составные компоненты. Благодаря тому, что Web-страницы могут быть сохранены в собственном формате UFO, их можно изменять и отображать в любое время. Гибкие инструменты для текста позволяют легко создавать текст для графических объектов и снабжать его различными мультимедийными возможностями (звуковыми и анимационными эффектами).

Возможность поддержки векторной графики (4 инструмента) позволяет создавать 2D и 3D-графику, а за счет увеличенной производительности программа позволяет работать с большим количеством графических файлов с максимальной скоростью. Панель EasyPalette содержит большое количество доступных текстур и библиотек, Quick Command Panel позволяет создавать каталог выполненных задач или процедур.

Удобная функция управления фотографиями в альбоме предоставляет возможность организации файлов, что позволяет выполнять их поиск гораздо проще и легче, чем это было реализовано в предыдущей версии. При этом изображения могут содержать фон или холст, которые могут состоять из твердого цвета, структуры или графики.

В PhotoImpact 6 можно создавать маску непосредственно на изображении, используя режим маски, который активизируется щелчком на кнопке Mask Mode, находящейся в строке состояния. Пользователь может создавать маску непосредственно на изображении, используя почти любой инструмент работы с цветом. Вновь создаваемые объекты могут быть свободно помещены на изображение с помощью перетаскивания. По умолчанию, объекты обозначены зеленым цветом.

Если документ будет сохранен в формате UFO, то при его открытии все объекты остаются «на плаву» над фоном или базовым изображением и каждый из них может быть отредактирован и перемещен. Если же документ сохранен в другом формате, который не поддерживает слои, то все объекты сольются с базовым изображением, и их нельзя будет отредактировать.

В PhotoImpact 6 Web-объекты играют специальную роль на Web-странице. Они могут функционировать как навигационные устройства или как изображения-гиперссылки. Вы можете указать, какие объекты являются объектами Web, с помощью цвета. По умолчанию объекты Web имеют красный цвет.

Составные компоненты могут использоваться как навигационные или другие типовые элементы Web-страницы. Component Designer (в меню Web) содержит большой набор заранее заданных элементов, которые можно настраивать и использовать при создании Web-страницы. При этом HTML-текст является текстом, который вставляется в Web-страницу, и в отличие от текста, создаваемого с помощью инструмента «текст», который является графическим, это простой текст (форматированный HTML-код).

Анимации можно легко создавать, применяя некоторые специальные эффекты (Animation Studio, Lighting и Type Effect). С помощью PhotoImpact 6 Rollover-эффекты (эффекты закручивания) создаются очень просто. Если над каким-либо элементом Web-страницы провести указатель мыши, то он изменится, а при щелчке кнопкой мыши даже изменяется графика. Для этого, как и предыдущей версии программы, нужно создать три объекта в графическом файле, пометить их в диспетчере плоскостей и вызвать ассистент Rollover.

Имеющийся оптимизатор контролирует сжатие или подготовку изображений так, чтобы размеры файлов были приемлемыми для их использования в Web-страницах. Файлы могут быть оптимизированы в одном из трех стандартных форматов: JPG, GIF и PNG.

Для обновления программы и загрузки дополнительных модулей можно использовать модуль Smart Download.

Новая версия популярного графического редактора Photoshop 6.0 претерпела достаточно серьезные усовершенствования. Обладая богатым набором инструментов для рисования, ретуширования и специальных эффектов, она позволяет интегрировать доступные для редактирования векторные и растровые изображения. Теперь можно очень просто объединять строки и формы, чтобы использовать векторные маски, а созданные и отформатированные тексты можно отредактировать в любое время. Вывод изображений с векторными текстом и формами возможен в популярном формате Adobe Portable Document Format (PDF) или непосредственно из Photoshop 6.0 на PostScript-принтеры.

Программа позволяет создавать иллюстрации, включающие доступные для редактирования векторные формы и тексты на изображениях и обеспечивает простое рисование прямоугольников, прямоугольников со скругленными углами, эллипсов и многоугольников.

Ввод, редактирование и форматирование текста можно производить непосредственно на холсте, а не в диалоговом окне Type Tool. Для текста возможно применение дополнительных опций, включая переход на новую строку, выравнивание в абзаце, полное выравнивание текстового блока, расстановку переносов (только для английского языка) и автоматическое определение конца строки.

Для быстрого создания Web-графики предлагаются усовершенствованные функции новой версии ImageReady. Быстрый переход между ImageReady 3.0 и Photoshop 6.0 и автоматическое сохранение файла упрощают процесс создания Web-графики. После создания изображений непосредственно в Photoshop к ним можно применять операции сжатия. Для создания кнопок и других Web-элементов упрощено использование инструментов векторной графики для форм и стилей слоев. В палитре Styles программы ImageReady появилась возможность сохранения rollover-графики. Также можно воспользоваться динамическими секторами на основе слоев, которые изменяются автоматически при модификации содержимого слоя.

Photoshop 6.0 предлагает интуитивный интерфейс пользователя для быстрого освоения возможностей программы. Теперь можно собирать часто используемые палитры в Palette Well и быстро выбирать инструменты из контекстно-зависимой панели. Кроме того, доступен быстрый поиск пользовательских кистей, градиентов, форм и других инструментов с помощью нового диспетчера предварительных настроек (Preset Manager). Конфигурирование параметров управления цветами выполняется проще, чем в предыдущей версии.

Благодаря возможности быстрого маскирования (инструмент Quick Mask) можно создавать и просматривать маски непосредственно на изображении. В интерактивном режиме можно быстро искажать или деформировать изображения при перемещении пикселей с помощью новой команды Liquify. В изображениях можно применять привлекательные эффекты, использующие более 95 специальных фильтров, включая увеличение резкости изображения, смягчение, стилизацию, искажение, удаление пыли, освещение и другие.

Составление изображений из множества элементов на сотнях слоев с расширенными опциями управления позволяет организовывать слои в наборы. При этом можно выполнять слияние слоев, их зеркальное отображение, копирование, выравнивание, распределение и блокирование, а также копирование эффектов из одного слоя в другой перетаскиванием в пределах списка палитры. В распоряжении пользователей имеются доступные для редактирования градиенты, узоры, цвета, а также цветовая коррекция содержимого слоев. Замена одного типа содержимого слоя другим без необходимости удалять и создавать новый слой выполняется очень просто.

Настройка различных параметров слоев, включая опции специальных эффектов, насыщенности и прозрачности, выполняется из одного диалогового окна, для сохранения параметров в виде стилей слоев и их непосредственное применение осуществляется из новой палитры Styles.

Сегодня в одном пакете CorelDRAW 10 Graphics Suite пользователям предлагаются широкие возможности обработки векторных и растровых изображений и программа для работы с анимациями. Основу этого графического пакета составляют три программы — CorelDRAW 10 (макетирование страниц и создание иллюстраций), PHOTO-PAINT 10 (редактирование изображений и рисование) и R.A.V.E. (создание анимационных эффектов), которая появилась впервые.

Предварительный просмотр и оптимизация изображений для внедрения в HTML-код с помощью фильтров для файлов форматов JPG, GIF и PNG облегчают публикацию графики в Web, а новый оптимизатор уменьшает размер графического файла и автоматически устанавливает параметры для более быстрой загрузки графических объектов.

Интегрированный механизм предупреждений обеспечивает полезную обратную связь дизайнера и создаваемого им документа. В процессе подготовки документа появляются предупреждения о возможных проблемах, что позволяет создавать совершенные документы, а также сохранять предварительные стили для общего потока документов. Необходимые настройки механизма предупреждений выполняются во вкладке Preflight, которая доступна в нескольких диалоговых окнах — Print, Flash Export, Publish to PDF и Publish to the Web.

Теперь при создании Web-графики возможен предварительный просмотр каждого графического символа и всей Web-страницы с помощью Web-браузера. Кроме того, можно создавать rollover-графику и применять различные состояния (Normal, Down и Over) в ответ на перемещения мыши и щелчки ее кнопок.

Изображения можно экспортировать в графические форматы, используемые в Web-страницах, а rollover-графику — в формат SWF. Можно импортировать файлы из Macromedia FreeHand 8 и Microsoft Visio 5, а также с помощью фильтров работать с документами AutoCAD 2000 — файлами форматов DXF и DWG.

Мастер слияния печати (Print Merge) предоставляет удобный интерфейс для создания полей данных, ввода записей и вставки полей в документ. Новые функциональные возможности типа «укажи и щелкни» позволяют добавлять поля данных из источника в документ.

С помощью альбомного режима можно просматривать все страницы документа и быстро перемещать их. Кроме того, теперь можно размещать символы на нескольких языках в одном текстовом поле, а средства проверки правописания и грамматики позволяют автоматически исправлять текст, используя указанный язык.

Теперь большинство команд меню дублируются пиктограммами, облегчая их распознание на панелях инструментов, а также панелях элементов и свойств. Настройку панелей элементов, меню, инструментов и строки состояния можно выполнять достаточно просто, используя механизм перетаскивания.

Рабочее пространство CorelDRAW 10 можно пересылать друзьям и коллегам по электронной почте. Хотя в программе предопределено три стиля управления цветами — для Web, рабочего стола и печати, тем не менее, можно сохранять и пользовательские конфигурации для управления цветами.

Пользователи могут быстро просматривать и применять предустановленные параметры интерактивных инструментов. Дополнительно можно создавать пользовательские установки для наиболее часто вызываемого инструмента, что позволит сэкономить время при многократном применении одного и того же эффекта.

Новая команда Undo/Redo обеспечивает отслеживание действий пользователя с возможностью их отмены при необходимости или сохранение последовательности действий в виде макрокоманды на языке Visual Basic for Applications (VBA).

Графи́ческий паке́т - набор программ для работы с компьютерной графикой. Основным отличием от графического редактора, является максимальная функциональность, обеспечиваемая внутренними средствами, без подключения сторонних утилит. Как правило, помимо основной программы, в графический пакет входит ряд вспомогательных приложений, обеспечивающих интеграцию пакета и обеспечивающих взаимодействие с другими программами. Например, в коммерческий пакет Corel Graphics Suite входит редактор векторной графики Corel Draw , редактор растровой графики Corel Photo Paint, программа, для перевода растровых изображений в векторную Corel Trace и ряд дополнительных утилит, вроде Corel Capture. Таким же образом, в пакет Adobe Photoshop , помимо базовой программы, входит Adobe ImageReady - программа, ориентированная на подготовку изображений для Web . В случае с трехмерной графикой, в составе пакета 3ds Max имеются рендереры Mental Ray, Scanline, а также сервер/клиент распределенного просчета изображения Backburner, позволяющий выполнять просчет сцен целым кластером серверов.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Графический пакет" в других словарях:

    графический пакет Quick-C фирмы Microsoft - — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN Microsoft Quick C Graphics …

    пакет BGI фирмы Borland - Графический пакет, поставляемый совместно с компиляторами Turbo C, Turbo Pascal фирмы Borland и рассчитанный на создание прикладных программ с графикой среднего качества (шрифт растра текста 8x8 точек, рисование только линий в XOR режиме записи и … Справочник технического переводчика

    Графический редактор программа (или пакет программ), позволяющая создавать и редактировать двумерные изображения с помощью компьютера. Типы графических редакторов: Растровые графические редакторы. Наиболее популярны: Adobe Photoshop д … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. пакет. См. также: Программный пакет Пакет прикладных программ (аббр. ППП, англ. application package) или пакет программ набор взаимосвязанных модулей, предназначенных для решения… … Википедия

    Это список популярных программ, работающих в операционных системах основанных на UNIX (POSIX совместимых). Некоторые из этих программ являются стандартными для UNIX подобных систем. Содержание 1 Системный софт 1.1 Общего назначения … Википедия

    - (Corel), канадская корпорация, разработчик программных средств, офисных и графических приложений для персонального компьютера. Головной офис находится в Оттаве. Компания основана в 1985 Майклом Кауплендом (Michael Cowpland). Corel аббревиатура от … Энциклопедический словарь

    Это список программного обеспечения, разрабатываемого Free Software Foundation как часть проекта GNU UNIX подобной операционной системы состоящей целиком из свободного программного обеспечения. Большая часть из этих пакетов также… … Википедия

    Масштабируемая векторная графика Расширение.svg, .svgz MIME image/svg+xml Разработан Консорциум Всемирной паутины Последний выпуск Tiny 1.2 / 22 декабря 2008 Тип формата Векторная графика … Википедия

    Паскалина Блеза Паскаля (1640) … Википедия

    Класс языка: мультипарадигмальный: динамический, объектно ориентиров … Википедия

Книги

  • Компьютерная графика для строителей. Учебник для академического бакалавриата , Хейфец А.Л.. Приведенный учебник обобщает методические разработки авторов по новому наполнению графических заданий в обучении студентов инженерно-строительных специальностей. Эти разработки позволяют…
  • Свободный графический редактор Gimp. Первые шаги , Иван Хахаев. GIMP -свободный пакет для создания и редактирования растровых изображений (растровый графический редактор). GIMP разрабатывается по технологии разработки с открытым исходным кодом (Open…

Новое на сайте

>

Самое популярное