Домой Плодовые деревья Процессоры, ядра и потоки. Топология систем. Программное определение топологии

Процессоры, ядра и потоки. Топология систем. Программное определение топологии

Но с покорением новых вершин показателей частоты, наращивать её стало тяжелее, так как это сказывалось на увеличении TDP процессоров. Поэтому разработчики стали растить процессоры в ширину, а именно добавлять ядра, так и возникло понятие многоядерности.

Ещё буквально 6-7 лет назад, о многоядерности процессоров практически не было слышно. Нет, многоядерные процессоры от той же компании IBM существовали и ранее, но появление первого двухъядерного процессора для настольных компьютеров , состоялось лишь в 2005 году, и назывался данный процессор Pentium D. Также, в 2005 году был выпущен двухъядерник Opteron от AMD, но для серверных систем.

В данной статье, мы не будем подробно вникать в исторические факты, а будем обсуждать современные многоядерные процессоры как одну из характеристик CPU. А главное – нам нужно разобраться с тем, что же даёт эта многоядерность в плане производительности для процессора и для нас с вами.

Увеличение производительности за счёт многоядерности

Принцип увеличения производительности процессора за счёт нескольких ядер, заключается в разбиении выполнения потоков (различных задач) на несколько ядер. Обобщая, можно сказать, что практически каждый процесс, запущенный у вас в системе, имеет несколько потоков.

Сразу оговорюсь, что операционная система может виртуально создать для себя множество потоков и выполнять это все как бы одновременно, пусть даже физически процессор и одноядерный. Этот принцип реализует ту самую многозадачность Windows (к примеру, одновременное прослушивание музыки и набор текста).


Возьмём для примера антивирусную программу. Один поток у нас будет сканирование компьютера, другой – обновление антивирусной базы (мы всё очень упростили, дабы понять общую концепцию).

И рассмотрим, что же будет в двух разных случаях:

а) Процессор одноядерный. Так как два потока выполняются у нас одновременно, то нужно создать для пользователя (визуально) эту самую одновременность выполнения. Операционная система, делает хитро: происходит переключение между выполнением этих двух потоков (эти переключения мгновенны и время идет в миллисекундах). То есть, система немного «повыполняла» обновление, потом резко переключилась на сканирование, потом назад на обновление. Таким образом, для нас с вами создается впечатление одновременного выполнения этих двух задач. Но что же теряется? Конечно же, производительность. Поэтому давайте рассмотрим второй вариант.

б) Процессор многоядерный. В данном случае этого переключения не будет. Система четко будет посылать каждый поток на отдельное ядро, что в результате позволит нам избавиться от губительного для производительности переключения с потока на поток (идеализируем ситуацию). Два потока выполняются одновременно, в этом и заключается принцип многоядерности и многопоточности. В конечном итоге, мы намного быстрее выполним сканирование и обновление на многоядерном процессоре, нежели на одноядерном. Но тут есть загвоздочка – не все программы поддерживают многоядерность. Не каждая программа может быть оптимизирована таким образом. И все происходит далеко не так идеально, насколько мы описали. Но с каждым днём разработчики создают всё больше и больше программ, у которых прекрасно оптимизирован код, под выполнение на многоядерных процессорах.

Нужны ли многоядерные процессоры? Повседневная резонность

При выборе процессора для компьютера (а именно при размышлении о количестве ядер), следует определить основные виды задач, которые он будет выполнять.

Для улучшения знаний в сфере компьютерного железа, можете ознакомится с материалом про сокеты процессоров .

Точкой старта можно назвать двухъядерные процессоры, так как нет смысла возвращаться к одноядерным решениям. Но и двухъядерные процессоры бывают разные. Это может быть не «самый» свежий Celeron, а может быть Core i3 на Ivy Bridge, точно так же и у АМД – Sempron или Phenom II. Естественно, за счёт других показателей производительность у них будет очень отличаться, поэтому нужно смотреть на всё комплексно и сопоставлять многоядерность с другими характеристиками процессоров .

К примеру, у Core i3 на Ivy Bridge, в наличии имеется технология Hyper-Treading, что позволяет обрабатывать 4 потока одновременно (операционная система видит 4 логических ядра, вместо 2-ух физических). А тот же Celeron таким не похвастается.

Но вернемся непосредственно к размышлениям относительно требуемых задач. Если компьютер необходим для офисной работы и серфинга в интернете, то ему с головой хватит двухъядерного процессора.

Когда речь заходит об игровой производительности, то здесь, чтобы комфортно чувствовать себя в большинстве игр необходимо 4 ядра и более. Но тут всплывает та самая загвоздочка: далеко не все игры обладают оптимизированным кодом под 4-ех ядерные процессоры, а если и оптимизированы, то не так эффективно, как бы этого хотелось. Но, в принципе, для игр сейчас оптимальным решением является именно 4-ых ядерный процессор.


На сегодняшний день, те же 8-ми ядерные процессоры AMD , для игр избыточны, избыточно именно количество ядер, а вот производительность не дотягивает, но у них есть другие преимущества. Эти самые 8 ядер, очень сильно помогут в задачах, где необходима мощная работа с качественной многопоточной нагрузкой. К таковой можно отнести, например рендеринг (просчёт) видео, или же серверные вычисления. Поэтому для таких задач необходимы 6, 8 и более ядер. Да и в скором времени игры смогут качественно грузить 8 и больше ядер, так что в перспективе, всё очень радужно.

Не стоит забывать о том, что остается масса задач, создающих однопоточную нагрузку. И стоит задать себе вопрос: нужен мне этот 8-ми ядерник или нет?

Подводя небольшие итоги, еще раз отмечу, что преимущества многоядерности проявляются при «увесистой» вычислительной многопоточной работе. И если вы не играете в игры с заоблачными требованиями и не занимаетесь специфическими видами работ требующих хорошей вычислительной мощи, то тратиться на дорогие многоядерные процессоры, просто нет смысла (

* всегда актуальные вопросы, на что стоит обращать внимание при выборе процессора, чтобы не ошибиться.

Наша цель в данной статье — описать все факторы влияющие на производительность процессора и другие эксплуатационные характеристики.

Наверняка ни для кого не секрет, что процессор – является главной вычислительной единицей компьютера. Можно даже сказать – самая главная часть компьютера.

Именно он занимается обработкой практически всех процессов и задач, которые происходят в компьютере.

Будь то — просмотр видео, музыка, интернет сёрфинг, запись и чтение в памяти, обработка 3D и видео, игр. И многого другого.

Поэтому к выбору Ц ентрального П роцессора, стоит отнестись очень тщательно. Может получиться ситуация, что вы решили поставить мощную видеокарту и не соответствующий её уровню процессор. В этом случае процессор, не будет раскрывать потенциал видеокарты, что будет тормозить её работу. Процессор будет полностью загружен и буквально кипеть, а видеокарта будет ожидать своей очереди, работая на 60-70% от своих возможностей.

Именно поэтому, при выборе сбалансированного компьютера, не стоит пренебрегать процессором в пользу мощной видеокарты. Мощности процессора должно быть достаточно для раскрытия потенциала видеокарты, иначе это просто выброшенные деньги.

Intel vs. AMD

*догонялки навсегда

Корпорация Intel , располагает огромными человеческими ресурсами, и почти неисчерпаемыми финансами. Многие инновации в полупроводниковой индустрии и новые технологии идут именно из этой компании. Процессоры и разработки Intel , в среднем на 1-1,5 года опережают наработки инженеров AMD . Но как известно, за возможность обладать самыми современными технологиями – приходится платить.

Ценовая политика процессоров Intel , основывается как на количестве ядер , количестве кэша , но и на «свежести» архитектуры , производительности на такт ватт , техпроцесса чипа . Значение кэш-памяти, «тонкости техпроцесса» и другие важные характеристики процессора рассмотрим ниже. За обладание такими технологии как и свободного множителя частоты, тоже придётся выложить дополнительную сумму.

Компания AMD , в отличии от компании Intel , стремится к доступности своих процессоров для конечного потребителя и к грамотной ценовой политике.

Можно даже сказать, что AMD – «Народная марка ». В её ценниках вы найдёте то, что вам нужно по очень привлекательной цене. Обычно через год, после появления новой технологии у компании Intel , появляется аналог технологии от AMD . Если вы не гонитесь за самой высокой производительностью и больше обращаете внимание на ценник, чем на наличие передовых технологий, то продукция компании AMD – именно для вас.

Ценовая политика AMD , больше основывается на количестве ядер и совсем немного — на количестве кэш памяти, наличии архитектурных улучшений. В некоторых случаях, за возможность обладать кэш памятью третьего уровня, придётся немного доплатить (Phenom имеет кэш память 3 уровня, Athlon довольствуется только ограниченной, 2 уровня). Но иногда AMD «балует» своих фанатов возможность разблокировать более дешёвые процессоры, до более дорогих. Разблокировать можно ядра или кэш-память. Улучшить Athlon до Phenom . Такое возможно благодаря модульной архитектуре и при недостатке некоторых более дешёвых моделей, AMD просто отключает некоторые блоки на кристалле более дорогих (программно).

Ядра – остаются практически неизменными, отличается только их количество (справедливо для процессоров 2006-2011 годов). За счёт модульности своих процессоров, компания отлично справляется со сбытом отбракованных чипов, которые при отключении некоторых блоков, становятся процессором из менее производительной линейки.

Компания много лет работала над совершенно новой архитектурой под кодовым именем Bulldozer , но на момент выхода в 2011 году, новые процессоры показали не самую лучшую производительность. AMD грешила на операционные системы, что они не понимают архитектурных особенностей сдвоенных ядер и «другой многопоточности».

Со слов представителей компании, следует ждать особых исправлений и заплаток, чтобы ощутить всю производительность данных процессоров. Однако в начале 2012 года, представители компании отложили выход обновления для поддержки архитектуры Bulldozer на вторую половину года.

Частота процессора, количество ядер, многопоточность.

Во времена Pentium 4 и до него – частота процессора , была главным фактором производительности процессора при выборе процессора.

Это не удивительно, ведь архитектуры процессоров — специально разрабатывались для достижения высокой частоты, особенно сильно это отразилось как раз в процессоре Pentium 4 на архитектуре NetBurst . Высокая частота, была не эффективна при том длинном конвейере, что был использован в архитектуре. Даже Athlon XP частотой 2Ггц , по уровню производительности был выше чем Pentium 4 c 2,4Ггц . Так что, это был чистой воды маркетинг. После этой ошибки, компания Intel осознала свои ошибки и вернулась на сторону добра начала работать не над частотной составляющей, а над производительностью на такт. От архитектуры NetBurst пришлось отказаться.

Что же нам даёт многоядерность ?

Четырёх-ядерный процессор с частотой 2,4 Ггц , в много-поточных приложениях, теоретически будет примерным эквивалентом, одноядерного процессора с частотой 9,6Ггц или 2-х ядерному процессору с частотой 4,8 Ггц . Но это только теоретически . Практически же, два двухъядерных процессора в двух сокетной материнской плате, будут быстрее одного 4-ядерного, на той же частоте функционирования. Ограничения по скорости шины и задержки памяти дают о себе знать.

* при условии одинаковых архитектур и количества кэш памяти

Многоядерность, даёт возможность выполнять инструкции и вычисления по частям. К примеру нужно выполнить три арифметических действия. Первые два выполняются на каждом из ядер процессора и результаты складываются в кэш-память, где с ними может быть выполнено следующее действие любым из свободных ядер. Система очень гибкая, но без должной оптимизации может и не работать. Потому очень важна оптимизация под многоядерность для архитектуры процессоров в среде ОС.

Приложения, которые «любят» и используют многопоточность: архиваторы , плееры и кодировщики видео , антивирусы , программы дефрагментаторы , графические редакторы , браузеры , Flash .

Так же, к «любителям» многопоточности, можно отнести такие операционные системы как Windows 7 и Windows Vista , а так же многие ОС , основанные на ядре Linux , которые работают заметно быстрее при наличии многоядерного процессора.

Большинству игр , бывает вполне достаточно 2-х ядерного процессора на высокой частоте. Сейчас однако, выходит всё больше игр «заточенных» под многопоточность. Взять хотя бы такие SandBox игры, как GTA 4 или Prototype , в которые на 2-х ядерном процессоре с частотой ниже 2,6 Ггц – комфортно себя не чувствуешь, фреймрейт проваливается ниже 30 кадров в секунду. Хотя в данном случае, скорее всего причиной таких казусов является «слабая» оптимизация игр, недостаток времени или «не прямые» руки тех, кто переносил игры с консолей на PC .

При покупке нового процессора для игр, сейчас стоит обращать внимание на процессоры с 4-мя и более ядрами. Но всё же, не стоит пренебрегать 2-х ядерными процессорами из «верхней категории». В некоторых играх, данные процессоры чувствуют себя порой лучше, чем некоторые многоядерные.

Кэш память процессора.

– это выделенная область кристалла процессора, в которой обрабатываются и хранятся промежуточные данные между процессорными ядрами, оперативной памятью и другими шинами.

Она работает на очень высокой тактовой частоте (обычно на частоте самого процессора), имеет очень высокую пропускную способность и процессорные ядра работают с ней напрямую (L1 ).

Из-за её нехватки , процессор может простаивать в трудоёмких задачах, ожидая пока в кэш поступят новые данные для обработки. Так же кэш-память служит для записи часто повторяющихся данных, которые при необходимости могут быть быстро восстановлены без лишних вычислений, не заставляя процессор тратить время на них снова.

Производительности, так же добавляет факт, если кэш память объединённая, и все ядра равноправно могут использовать данные из неё. Это даёт дополнительные возможности для многопоточной оптимизации.

Такой приём, сейчас используется для кэш памяти 3-го уровня . У процессоров Intel существовали процессоры с объединённой кэш памятью 2-го уровня (C2D E 7*** , E 8*** ), благодаря которым и появился данный способ увеличить многопоточную производительность.

При разгоне процессора, кэш память может стать слабым местом, не давая разогнать процессор больше, чем её предельная частота функционирования без ошибок. Однако плюсом является то, что она будет работать на той же частоте, что и разогнанный процессор.

В общем, чем больше кэш памяти, тем быстрее процессор. В каких именно приложениях?

Во всех приложениях, где используется множество числовых данных с плавающей запятой, инструкций и потоков, кэш память активно используется. Кэш память очень любят архиваторы , кодировщики видео , антивирусы и графические редакторы и т.д.

Благоприятно к большому количеству кэш-памяти относятся игры . Особенно стратегии, авто-симуляторы, RPG, SandBox и все игры, где есть много мелких деталей, частиц, элементов геометрии, потоков информации и физических эффектов.

Кэш память играет очень немалую роль в раскрытии потенциала систем с 2-мя и более видеокартами. Ведь какая то доля нагрузки, ложится на взаимодействие ядер процессора как между собой, так и для работы с потоками нескольких видео-чипов. Именно в этом случае важна организация кэш — памяти, и очень полезна кэш память 3-го уровня большого объёма.

Кэш память, всегда оснащается защитой от возможных ошибок (ECC ), при обнаружении которых, ведётся их исправление. Это очень важно, ведь маленькая ошибочка в кэш памяти, при обработке может превратиться в гигантскую, сплошную ошибку, от которой «ляжет» вся система.

Фирменные технологии.

(гипер-поточность, HT )–

впервые технология была применена в процессорах Pentium 4 , но работала не всегда корректно и зачастую больше тормозила процессор, чем ускоряла. Причиной был слишком длинный конвейер и не доведённая до ума система предсказания ветвлений. Применяется компанией Intel , аналогов технологии пока нет, если не считать аналогом то? что реализовали инженеры компании AMD в архитектуре Bulldozer .

Принцип системы таков, что на каждое физическое ядро, создаётся по два вычислительных потока , вместо одного. То есть, если у вас 4-х ядерный процессор с HT (Core i 7 ), то виртуальных потоков у вас 8 .

Прирост производительности достигается за счёт того, что в конвейер могут поступать данные уже в его середине, а не обязательно сначала. Если какие то блоки процессора, способные выполнить это действие простаивают, они получают задачу к выполнению. Прирост производительности не такой как у настоящих физических ядер, но сопоставимый(~50-75%, в зависимости от рода приложения). Довольно редко бывает, что в некоторых приложениях, HT отрицательно влияет на производительность. Связано это с плохой оптимизацией приложений под данную технологию, невозможность понять, что присутствуют потоки «виртуальные» и отсутствие ограничителей для нагрузки потоков равномерно.

Turbo Boost – очень полезная технология, которая увеличивает частоту функционирования наиболее используемых ядер процессора, в зависимости от уровня их загруженности. Очень полезна тогда, когда приложение не умеет использовать все 4 ядра, и загружает только одно или два, при этом их частота работы повышается, что частично компенсирует производительность. Аналогом данной технологии у компании AMD , является технология Turbo Core .

, 3 dnow ! инструкции . Предназначены для ускорения работы процессора в мультимедиа вычислениях (видео, музыка, 2D/3D графика и т.д.), а так же ускоряют работу таких программ как архиваторы, программы для работы с изображениями и видео (при поддержке инструкций данными программами).

3dnow ! – довольно старая технология AMD , которая содержит дополнительные инструкции по обработке мультимедиа контента, помимо SSE первой версии .

*А именно возможность потоковой обработки вещественных чисел одинарной точности.

Наличие самой новой версии – является большим плюсом, процессор начинает более эффективно выполнять определённые задачи при должной оптимизации ПО. Процессоры AMD носят похожие названия, но немного другие.

* Пример — SSE 4.1(Intel) — SSE 4A(AMD).

К тому же, данные наборы инструкций не идентичны. Это аналоги, в которых есть небольшие отличия.

Cool’n’Quiet, SpeedStep, CoolCore, Enchanced Half State(C1E) и т . д .

Данные технологии, при низкой нагрузке уменьшают частоту процессора, посредством уменьшения множителя и напряжения на ядре, отключения части КЭШа и т.д. Это позволяет процессору гораздо меньше греться и потреблять меньше энергии, меньше шуметь. Если понадобится мощность, то процессор вернётся в обычное состояние за доли секунды. На стандартных настройках Bios практически всегда включены, при желании их можно отключить, для уменьшения возможных «фризов» при переключении в 3D играх.

Некоторые из этих технологий, управляют скоростью вращения вентиляторов в системе. К примеру, если процессор не нуждается в усиленном отводе тепла и не нагружен, скорость вентилятора процессора уменьшается (AMD Cool’n’Quiet, Intel Speed Step ).

Intel Virtualization Technology и AMD Virtualization .

Эти аппаратные технологии позволяют с помощью специальных программ запускать несколько операционных систем сразу, без какой либо сильной потери в производительности. Так же, её используют для правильной работы серверов, ведь зачастую, на них установлена далеко не одна ОС.

Execute Disable Bit и No eXecute Bit технология, призванная защитить компьютер от вирусных атак и программных ошибок, которые могут вызвать крах системы посредством переполнения буфера .

Intel 64 , AMD 64 , EM 64 T – данная технология позволяет процессору работать как в ОС с 32-х битной архитектурой, так и в ОС с 64-х битной. Система 64 bit – с точки зрения выгоды, для рядового пользователя отличается тем, что в данной системе можно использовать более 3.25Гб оперативной памяти. В 32-х битных системах, использовать бо льший объём оперативной памяти не представляется возможным, из-за ограниченного объёма адресуемой памяти* .

Большинство приложений с 32-х bit архитектурой, можно запустить на системе с 64-х битной ОС.

* Что же поделать, если в далёком 1985 году, никто и подумать не мог о таких гигантских, по меркам того времени, объёмах оперативной памяти.

Дополнительно.

Пара слов о .

На этот пункт стоит обратить пристальное внимание. Чем тоньше техпроцесс, тем меньше процессор потребляет энергии и как следствие — меньше греется. И кроме всего прочего — имеет более высокий запас прочности для разгона.

Чем более тонкий техпроцесс, тем больше можно «завернуть» в чип (и не только) и увеличить возможности процессора. Тепловыделение и энергопотребление при этом тоже уменьшается пропорционально, благодаря меньшим потерям по току и уменьшению площади ядра. Можно заметить тенденцию, что с каждым новым поколением той же архитектуры на новом техпроцессе, растёт и энергопотребление, но это не так. Просто производители идут в сторону ещё большей производительности и перешагивают за черту тепловыделения прошлого поколения процессоров из-за увеличения числа транзисторов, которое не пропорционально уменьшению техпроцесса.

Встроенное в процессор .

Если вам не нужно встроенное видео ядро, то не стоит покупать процессор с ним. Вы получите только худший отвод тепла, лишний нагрев (не всегда), худший разгонный потенциал (не всегда), и переплаченные деньги.

К тому же те ядра, что встроены в процессор, годятся только для загрузки ОС, интернет сёрфинга и просмотра видео (и то не любого качества).

Тенденции на рынке все же меняются и возможность купить производительный процессор от Intel без видео ядра выпадает всё реже. Политика принудительного навязывание встроенного видео ядра, появилась с процессоров Intel под кодовым названием Sandy Bridge , основное новшество которых и было встроенное ядро на том же техпроцессе. Видео-ядро, находится совместно с процессором на одном кристалле , и не такое простое как в предыдущих поколениях процессоров Intel . Для тех кто его не использует, есть минусы в виде некоторой переплаты за процессор, смещённость источника нагрева относительно центра тепло — распределительной крышки. Однако есть и плюсы. Отключенное видео ядро, можно использовать для очень быстрой кодировки видео с помощью технологии Quick Sync вкупе со специальным, поддерживающим данную технологию ПО. В будущем, Intel обещает расширить горизонты использования встроенного видео ядра для параллельных вычислений.

Сокеты для процессоров. Сроки жизни платформ .


Intel ведёт грубую политику для своих платформ. Срок жизни каждой (срок начала и конца продаж процессоров для неё), обычно не превышает 1.5 — 2 года. К тому же, у компании есть несколько параллельно развивающихся платформ.

Компания AMD , ведёт противоположную политику совместимости. На её платформу на AM 3 , будут подходить все процессоры будущих поколений, поддерживающие DDR3 . Даже при выходе платформы на AM 3+ и более поздних, отдельно будут выпускаться либо новые процессоры под AM 3 , либо новые процессоры будут совместимы со старыми материнскими платами, и можно будет сделать безболезненный для кошелька апгрейд, поменяв только процессор (без смены мат.платы, ОЗУ и т.д.) и прошив материнской платы. Единственные нюансы несовместимости могут быть при смене типа , так как будет требоваться другой контроллёр памяти, встроенный в процессор. Так что совместимость ограниченная и поддерживается далеко не всеми материнскими платами. Но в целом, экономному пользователю или тем, кто не привык менять платформу полностью каждые 2 года — выбор производителя процессора понятен — это AMD .

Охлаждение процессора.

В стандартной комплектации, с процессором идёт BOX -овый кулер, который будет просто справляться со своей задачей. Представляет он из себя кусок алюминия с не очень высокой площадью рассеивания. Эффективные кулеры на тепловых трубках и закреплёнными на них пластинами, имеют конструкцию, предназначенную для высокоэффективного рассеивания тепла. Если вы не хотите слышать лишний шум от работы вентилятора, то вам стоит приобрести альтернативный, более эффективный кулер с тепловыми трубками, либо систему жидкостного охлаждения замкнутого или не замкнутого типа. Такие системы охлаждения, дополнительно дадут возможность разгона для процессора.

Заключение.

Все важные аспекты, влияющие на производительность и эксплуатационные характеристики процессора, были рассмотрены. Повторим, на что следует обращать внимание:

  • Выбрать производителя
  • Архитектура процессора
  • Техпроцесс
  • Частота процессора
  • Количество ядер процессора
  • Размер и тип кэш-памяти процессора
  • Поддержка технологий и инструкций
  • Качественное охлаждение

Надеемся, данный материал поможет вам разобраться и определиться в выборе соответствующего вашим ожиданиям процессора.

Многоядерностью процессоров в нынешнее время никого не удивишь. Наоборот, все стараются чтобы их компьютер поддерживал как можно больше ядер, а следовательно быстрее работал, и это правильно.
Если касаться именно процессоров, то уже давно на рынке встречаются только два производителя - это Intel и AMD. И если вторые рассказывают про свои 8ми и 10-ядерные процессоры (имея ввиду что их много, а значит они мощнее), то первые имеют по 2 и 4 ядра, но делают акцент на свои потоки (не нужно писать гневных комментариев что ядер бывает и больше т.к. здесь и далее описываются процессоры для домашнего использования).

И если посмотреть на сравнительные графики производительности процессоров, то Вы можете увидеть, что 4-ядерный процессор (не все) от Intel будет обгонять 8-ядерный от AMD. Почему же так? Ведь 4 меньше чем 8, а значит должен быть слабее... Но если копнуть поглубже (не прям до кешей, частотой, шиной и т.д.), то можно увидеть одно интересное слово, которым часто описывают процессоры Intel - поддержка Hyper-threading .

Технология Hyper-threading ("гипертрендинг" в простонародье) была изобретена Intel`ом и используется только в их процессорах (не во всех). Я не буду особо глубоко вдаваться в её подробности, если хотите, то можете почитать про неё на . Данная технология позволяет как бы разделять каждое ядро надвое и в итоге вместо одного физического, мы имеем два логических (или виртуальных) и операционная система Windows думает что установлено два вместо одного.

Как узнать сколько потоков в процессоре?

Если Вы хотите узнать про конкретный процессор, то чаще всего в описании в магазинах указывают поддержку Hyper-threading либо вставляя это словосочетание, либо просто абревеатуру HT. Если же нет такого описания, то всегда можно воспользоваться самой правдивой информацией на официальной странице Intel`а http://ark.intel.com/ru/search/advanced/?s=t&HyperThreading=true
Рекомендую пользоваться только этой информацией ибо она самая точная.

Если же Вы хотите узнать уже находясь в системе и конкретно используются эти самые потоки в Вашей системе, то нет ничего проще.

Запускаете любым удобным способом (проще всего сочетание горячих клавиш Ctrl +Shift +Esc ) находясь в любом месте (хоть читая эту статью) и, если у Вас Windows 7, перейдите во вкладку Быстродействие.


Обратите внимание на верхнюю строку с загрузкой процессора и конкретно на количество "квадратов". Вот как раз сколько их будет - столько и будет всех ядер, включая все потоки. Если точнее здесь отображаются все логические/виртуальные ядра, а потоки как раз они и есть.

Если у Вас Windows 8, 8.1 или 10, то такой вкладки не будет, зато есть Производительность.


Здесь я выделил куда нужно обратить внимание. Кстати, я не зря кликнул по этому графику правой кнопкой мыши, потому что если выбрать пункт Логические процессы, то график изменится и будет похож на тот, который в Windows 7, т.е. будет 8 "квадратиков" и графиками загруженности по каждому ядру.
Если у Вас обратная картина, т.е. отображается не один, а несколько графиков, значит как раз и выбран данный пункт в свойствах самого графика.

Разумеется есть ещё несколько способов того, а в данном случае потоков.

Например можно вызвать свойство системы (сочетание клавиш Win + R и вводим systeminfo ) и увидеть там.

Разобравшись с теорией многопоточности, рассмотрим практический пример - Pentium 4. Уже на этапе разработки этого процессора инженеры Intel продолжали работу над повышением его быстродействия без внесения изменений в программный интерфейс. Рассматривалось пять простейших способов:
1. Повышение тактовой частоты.
2. Размещение на одной микросхеме двух процессоров.
3. Введение новых функциональных блоков.
1. Удлинение конвейера.
2. Использование многопоточности.
Самый очевидный способ повышения быстродействия заключается в том, чтобы повысить тактовую частоту, не меняя другие параметры. Как правило, каждая последующая модель процессора имеет несколько более высокую тактовую частоту, чем предыдущая. К сожалению, при прямолинейном повышении тактовой частоты разработчики сталкиваются с двумя проблемами: увеличением энергопотребления (что актуально для портативных компьютеров и других вычислительных устройств, работающих на аккумуляторах) и перегревом (что требует создания более эффективных теплоотводов).
Второй способ - размещение на микросхеме двух процессоров - сравнительно прост, но он сопряжен с удвоением площади, занимаемой микросхемой. Если каждый процессор снабжается собственной кэш-памятью, количество микросхем на пластине уменьшается вдвое, но это также означает удвоение затрат на производство. Если для обоих процессоров предусматривается общая кэш-память, значительного увеличения занимаемой площади удается избежать, однако в этом случае возникает другая проблема - объем кэш-памяти в пересчете на каждый процессор уменьшается вдвое, а это неизбежно сказывается на производительности. Кроме того, если профессиональные серверные приложения способны полностью задействовать ресурсы нескольких процессоров, то в обычных настольных программах внутренний параллелизм развит в значительно меньшей степени.
Введение новых функциональных блоков также не представляет сложности, но здесь важно соблюсти баланс. Какой смысл в десятке блоков АЛУ, если микросхема не может выдавать команды на конвейер с такой скоростью, которая позволяет загрузить все эти блоки?
Конвейер с увеличенным числом ступеней, способный разделять задачи на более мелкие сегменты и обрабатывать их за короткие периоды времени, с одной стороны, повышает производительность, с другой, усиливает негативные последствия неверного прогнозирования переходов, кэш-промахов, прерываний и других событий, нарушающих нормальный ход обработки команд в процессоре. Кроме того, чтобы полностью реализовать возможности расширенного конвейера, необходимо повысить тактовую частоту, а это, как мы знаем, приводит к повышенным энергопотреблению и теплоотдаче.
Наконец, можно реализовать многопоточность. Преимущество этой технологии состоит во введении дополнительного программного потока, позволяющего ввести в действие те аппаратные ресурсы, которые в противном случае простаивали бы. По результатам экспериментальных исследований разработчики Intel выяснили, что увеличение площади микросхемы на 5 % при реализации многопоточности для многих приложений дает прирост производительности на 25 %. Первым процессором Intel с поддержкой многопоточности стал Xeon 2002 года. Впоследствии, начиная с частоты 3,06 ГГц, многопоточность была внедрена в линейку Pentium 4. Intel называет реализацию многопоточности в Pentium 4 гиперпоточностью (hyperthreading).
Основной принцип гиперпоточности - одновременное исполнение двух программных потоков (или процессов - процессор не отличает процессы от программных потоков). Операционная система рассматривает гиперпоточный процессор Pentium 4 как двухпроцессорный комплекс с общими кэшами и основной памятью. Планирование операционная система выполняет для каждого программного потока отдельно. Таким образом, в одно и то же время могут выполняться два приложения. К примеру, почтовая программа может отправлять или принимать сообщения в фоновом режиме, пока пользователь взаимодействует с интерактивным приложением - то есть демон и пользовательская программа выполняются одновременно, как будто системе доступно два процессора.
Прикладные программы, предусматривающие возможность исполнения в виде нескольких программных потоков, могут задействовать оба «виртуальных процессора». Например, программы редактирования видеоданных обычно позволяют пользователям применять фильтры ко всем кадрам. Такие фильтры корректируют яркость, контраст, цветовой баланс и другие свойства кадров. В такой ситуации программа может назначить один виртуальный процессор для обработки четных кадров, а другой - для обработки нечетных. При этом два процессора будут работать совершенно независимо друг от друга.
Поскольку программные потоки обращаются к одним и тем же аппаратным ресурсам, необходима координация этих потоков. В контексте гиперпоточности разработчики Intel выделили четыре полезных стратегии управления совместным потреблением ресурсов: дублирование ресурсов, а также жесткое, пороговое и полное разделение ресурсов. Рассмотрим эти стратегии.
Начнем с дублирования ресурсов (resource duplication). Как известно, некоторые ресурсы с целью организации программных потоков дублируются. Например, так как каждому программному потоку требуется индивидуальное управление, нужен второй счетчик команд. Кроме того, необходимо ввести вторую таблицу отображения архитектурных регистров (ЕАХ, ЕВХ и т. д.) на физические регистры; аналогичным образом, дублируется контроллер прерываний, поскольку обработка прерываний для каждого потока производится индивидуально.
Далее следует методика жесткого разделения ресурсов (partitioned resource sharing) между программными потоками. К примеру, если в процессоре предусмотрена очередь между двумя функциональными ступенями конвейера, то половину слотов можно отдавать потоку 1, другую половину - потоку 2. Разделение ресурсов легко реализуется, не ведет к дисбалансу и обеспечивает полную независимость программных потоков друг от друга. При полном разделении всех ресурсов один процессор фактически превращается в два. С другой стороны, может сложиться такая ситуация, при которой один программный поток не использует ресурсы, которые могли бы пригодиться второму потоку, но в отношении которых у него нет полномочий доступа. В результате ресурсы, которые в иной ситуации могли бы быть задействованы, простаивают.
Противоположность жесткого разделения - полное разделение ресурсов (full resource sharing). В этой схеме к нужным ресурсам может получить доступ любой программный поток, а обслуживаются они в порядке поступления запросов на доступ. Рассмотрим ситуацию, в которой быстрый поток, состоящий преимущественно из операций сложения и вычитания, сосуществует с медленным потоком, реализующим операции умножения и деления. Если команды вызываются из памяти быстрее, чем выполняются операции умножения и деления, число команд, вызванных в рамках медленного потока и поставленных в очередь на конвейер, будет постепенно расти. В конечном итоге эти команды заполнят очередь, в результате быстрый поток из-за нехватки места в ней остановится. Полное разделение ресурсов решает проблему неоптимального расходования общих ресурсов, но создает дисбаланс их потребления - один поток может замедлить или остановить другой.
Промежуточная схема реализуется в рамках порогового разделения ресурсов (threshold resource sharing). Согласно этой схеме любой программный поток может динамически получать определенный (ограниченный) объем ресурсов. Применительно к реплицированным ресурсам этот подход обеспечивает гибкость без угрозы простоя одного из программных потоков из-за невозможности получения ресурсов. Если, к примеру, запретить каждому из потоков занимать больше 3/4 очереди команд, повышенное потребление ресурсов медленным потоком не помешает исполнению быстрого.
Модель гиперпоточности Pentium 4 объединяет разные стратегии разделения ресурсов. Таким образом, предпринимается попытка решить все проблемы, связанные с каждой стратегией. Дублирование реализуется в отношении ресурсов, доступ к которым постоянно требуется обоим программным потокам (в частности, в отношении счетчика команд, таблицы отображения регистров и контроллера прерываний). Дублирование этих ресурсов увеличивает площадь микросхемы всего лишь на 5 % - согласитесь, вполне разумная плата за многопоточность. Ресурсы, доступные в таком объеме, что практически исключается вероятность их захвата одним потоком (например, строки кэша), распределяются динамически. Доступ к ресурсам, контролирующим работу конвейера (в частности, его многочисленные очереди), разделяется - каждому программному потоку отдается половина слотов. Главный конвейер архитектуры Netburst, реализованной в Pentium 4, изображен на рис. 8.7; белые и серые области на этой иллюстрации обозначают механизм распределения ресурсов между белым и серым программными потоками.
Как видим, все очереди на этой иллюстрации разделены - каждому программному потоку выделяется по половине слотов. Ни один из программных потоков не может ограничить работу другого. Блок распределения и подмены также разделяется. Ресурсы планировщика разделяются динамически, но на основе некоего порогового значения - таким образом, ни один из потоков не может занять все слоты очереди. Для всех остальных ступеней конвейера имеет место полное разделение.
Впрочем, с многопоточностью не все так просто. Даже у такой прогрессивной методики есть недостатки. Жесткое разделение ресурсов не связано с серьезными издержками, а вот динамическое разделение, в особенности с учетом пороговых величин, требует отслеживать потребление ресурсов на этапе исполнения. Кроме того, в некоторых случаях программы значительно лучше работают без многопоточности, чем с ней. Предположим, к примеру, что при наличии двух программных потоков для нормального функционирования каждому из них требуется 3/4 кэша. Если бы они выполнялись поочередно, каждый показал бы достаточную эффективность при небольшом количестве кэш-промахов (как известно, связанных с дополнительными издержками). В случае параллельного исполнения кэш-промахов у каждого было бы значительно больше, и конечный результат оказался бы хуже, чем без многопоточности.
Дополнительные сведения о механизме многопоточности РепПит 4 можно почерпнуть в .

Новое на сайте

>

Самое популярное