Домой Полезные свойства плодов Не открывается color balance в фотошопе. Всё для фотошопа - Регулировка цветового баланса. Вариант исправления баланса белого с использованием корректирующего слоя Levels

Не открывается color balance в фотошопе. Всё для фотошопа - Регулировка цветового баланса. Вариант исправления баланса белого с использованием корректирующего слоя Levels

На сайте написано уже довольно много, но важный вопрос о том, как его исправить в фотошопе, до сих пор был открытым. Правда я вскользь касался этой темы в статье про , но в ней мы рассматривали Raw-формат, который может быть доступен не на всех фотоаппаратах. Что ж, сейчас самое время рассказать о том, как исправить баланс белого в фотошопе для снимков в Jpg. Я покажу пару вариантов, хотя на самом деле их существенно больше, но все дают аналогичные результаты, поэтому какой выбрать — решать вам.

Уже больше пяти лет я в jpg не снимаю, на мой взгляд лучше потратить 5 минут на то, чтобы в авторежиме превратить raw в обычную картинку, но при этом иметь возможность что-то исправить в будущем, чем потерять нужные детали и кусать потом локти. Это небольшое лирическое отступление о пользе raw, чтож, приступим к исправлению баланса белого.

Вариант исправления баланса белого с использованием корректирующего слоя Levels

Фотография, которую мы будем исправлять, сделана ночью (вообще говоря, практически все ошибки автоматики случаются именно в темное время суток) и имеет сильный желто-оранжевый оттенок. Кому-то нравятся именно такие варианты ночных фотографий, но я бы сделал ее несколько холоднее, чтобы лучше показать динамику ночного города.

Как всегда перед началом работы мы сделаем новый слой, но на этот раз не обычный, а корректирующий. Не стоит пугаться необычного названия, все очень просто — достаточно нажать на иконку создания корректирующих слоев в панели слоев справа в самом низу, и выбрать из появившегося меню «Levels » («Уровни «). На панели слоев появится новый, со значком, как наверху, и изменит вид панель «Adjustments » («Коррекция «). Если у вас более ранняя версия программы Фотошоп, то на экране может появится отдельная панель «Levels » («Уровни «), которая немного отличается внешним видом, но функции выполняет все те же самые.

В первую очередь нас интересует гистограмма в верхней части панели, а точнее серый ползунок внизу. Если подвигать его из стороны в сторону, то можно затемнить или осветлить изображение.

Теперь переходим непосредственно к балансу цветов, за них отвечает средняя пипетка из трех в нашем случае расположенных сбоку. Нажимаем на нее и выбираем на изображении участок, который, по нашему мнению, должен иметь серый цвет. При этом цветовой баланс снимка меняется. Вы можете попробовать выбрать разные области, и посмотреть на результат. Я в качестве серого объекта использовал стену здания на левой части снимка. В моем случае результат получился вот такой.

Не скажу, что идеально, но на мой взгляд выглядит интереснее, чем было. Этот способ позволяет не только исправлять баланс белого, но и тонировать снимок. Конечно, это скорее побочный эффект, но он позволяет в некоторых случаях получать интересные результаты.

Исправление баланса белого при помощи наложения цвета

Второй вариант, на мой взгляд, позволяет получать более достоверные результаты, но пространства для творчества оставляет меньше.

Теперь меняем режим наложения этого слоя на «Color «(«Цвет «) и уменьшаем «Opacity » («Прозрачность «). В нашем случае я остановился на 29%. Меняя этот параметр, можно в большей или меньшей степени нейтрализовывать излишнюю желтизну (как у нас) или синеву (если баланс сбит в другую сторону) на фотографии.

Итак, полученный результат:

На мой взгляд картинка ближе к естественному состоянию, но в предыдущем варианте она смотрелась интереснее.

Выбор метода исправления баланса белого зависит от конкретного изображения. В некоторых случаях, когда освещение комбинированное и источники света имеют разную цветовую температуру, любые ухищрения все равно приводят к неудовлетворительному результату. В таких случаях остается лишь одно средство пусть не исправить баланс цветов, но сделать картинку более реалистичной — обесцветить изображение.

Безусловно от потери цвета снимок меняется, но в некоторых случаях это увы единственный вариант получения хорошего снимка.

Появление фотографии позволило перевести понятие «память» из виртуально-ментального мира в мир физический. С пожелтевших старых фото на нас смотрят лица прапрадедов, родителей. Да и нас самих в возрасте «похода под стол». Появление цветной фотографии и цифрового фото, вновь вызвало революцию. Простота процесса, лёгкость хранения (на стандартном винчестере умещаются тысячи изображений) придали снимкам новые значения. Сегодня это не только память, но и настроение, ощущения, иллюстрация мировоззрения.

Все это, конечно, хорошо. Но в бочке мёда, как известно, часто встречается ложка дёгтя. Когда говорим о цветном фото, дёгтем выступает тоже цвет. Но не тот, который мы бы хотели увидеть.

Примеры? Да сколько угодно. Мутные цвета весеннего пейзажа, землистое «лицо мертвеца» вместо загара, цветные отблески и блики на самых важных частях снимка.

И тут без коррекции не обойтись. Создатели Adobe Photoshop как в воду глядели, насыщая программу различными инструментами коррекции оттенков. Начиная от изменения цвета глаз и заканчивая глобальным смещением гаммы всего изображения.

Сегодня рассмотрим один из таких инструментов. Он не такой пугающий как уровни и кривые (при работе с каналами). Более того, палитра и установка свойств реализованы предельно наглядно и просто. Речь, естественно, идёт об инструменте под названием «цветовой баланс». Изучать его свойства будем уже на привычном снимке озера в околицах Минска.

Немного теории

Учитывая специфику работы цветового баланса, стоит повторить теорию кодирования цвета. По крайней мере вспомнить, что такое цветовые пространства RGB и CMYK. Подробно об этом написано в уроке « ». Тем, кто не утруждает семя лишним чтением, кратко повторим.

Обе модели кодируют цвет в трёхмерной системе координат (вспоминаем алгебру и геометрию 6 класс средней школы). Идея взята из курса физики. Помним, что белый цвет, преломляясь, распадается на цветные составляющие. Вот и тут каждая ось - свой цвет. Совмещение базовых цветов в различной насыщенности даёт результирующий оттенок.

Пространство RGB – природное. Три базовых цвета (красный, синий и зелёный) смешиваясь в полной яркости дают белый цвет. Пример из жизни - три софита на сцене.

Однако физически не существует красок, которые смешавшись в одном ведре, стали бы белыми. Поэтому для печати используют систему CMYK (Cyan (Голубой), Magenta (Малиновый), Yellow (Жёлтый), Black). Голубой, пурпурный и жёлтый цвета смешавшись дают насыщенный тёмно-серый цвет. Четвёртая составляющая, чёрный, служит для «поддержки теней».

Есть ещё одна интересная особенность. На цветовом круге цвета RGB и CMYK находятся друг напротив друга. Другими словами, они образуют следующие контрастные пары синий - жёлтый, голубой-красный, малиновый-зелёный. Уменьшая, например, присутствие голубого в гамме, мы неизбежно подчеркнём красные оттенки. Убирая жёлтый - синие. Избавляясь от малинового, усилим зелёный цвет.

На этом принципе и построен инструмент «Цветовой баланс».

Практическая часть

Прежде чем начать практическую работу, стоит напомнить по крайней мере два совета от корпорации Adobe.

Проводите работу с цветом на откалиброванном мониторе. То есть с установками, которые гарантируют, что цвет, отображаемый на экране, выглядит аналогично и «в реальности». Иначе есть опасность, что на другом компьютере Вы сами ужаснётесь результатам своей работы

Старайтесь не изменять цвет основного слоя. Сразу делайте дубликат. И проводите цветокоррекцию копии.

Настало время приступить.

Вызвать инструмент цветовой баланс можно двумя основными способами:

Через меню «Изображение » – «коррекция » – «цветовой баланс »

Нажав на клавиатуре сочетание CTRL+B

Появившаяся палитра инструмента предельно проста. Справа стандартные кнопки ОК, отмена и установка предварительного просмотра (настойчиво рекомендуем его включить)

Основной блок представляет собой три линейные полосы изменения с ползунком в средней части. Они построены по принципу контраста RGB и CMYK. Сочетания цветов «синий - жёлтый», «голубой-красный» и «малиновый-зелёный» взаимосвязаны. Сдвиг ползунка в сторону одного из них уменьшает присутствие второго.

Стоит обратить внимание на три пункта ниже. Инструментом «цветовой баланс » вы изменяете цвет теней, средних тонов и подсветки по отдельности. Для выбора диапазона выставляется точка напротив соответствующей надписи.

То есть можно, например, увеличить присутствие зелёного цвета в зонах света и одновременно избавиться от него «в тенях».

В нашем случае всё просто. Подчёркивая зелёную составляющую, мы уменьшаем количество пурпурных, жёлтых и, возможно, красных оттенков. Для каждого диапазона по своему. В виде алгоритма это выглядит так:

  • Создайте копию слоя
  • Перейдите на копию и выберите инструмент «цветовой баланс »
  • Установите флажок напротив слова «предпросмотр ». Это позволит Вам видеть результаты изменения в режиме реального времени.
  • Начиная с «теней » измените цвета снимка на каждом из диапазонов. При этом помните: хорошая работа - неспешная работа. Первая коррекция может оказаться неудачной. Поэтом начните с теней, дойдите до зоны света. А потом - второй круг. При необходимости - третий и так далее.
  • Закончите работу нажатием кнопки ОК

Замечание : Обратите внимание на галочку возле слов «Сохранить свечение ». Данная опция «защищает» переходы света и тени от потери контрастности. Если опция сохранения свечения не активирована, есть опасность получить в результате «блеклое» изображение.

Иллюстрация этого - на рисунке ниже.

После того, как вы изменили цветность, примените необходимые режимы наложения и отрегулируйте прозрачность верхнего слоя.

При необходимости мягкой кистью сотрите на верхнем слое информацию в зонах, где коррекция цвета не нужна.

Теперь стоит обратить внимание на одну особенность, о которой мы упоминали только вскользь.

Любой инструмент программы Adobe Photoshop работает с выделенной частью выбранного слоя. Если выделение не задано - со всем слоем. Но никак не со всем изображением. Это важно .

Посмотрите на рисунок ниже. Светлые области леса за озером после общего изменения цвета на фотографии приобрели ярко-жёлтый оттенок.

Вы можете создать ещё одну копию фона и отдельно проработать эту область. Алгоритм таков:

  • Создайте две копии фона
  • Отключите видимость верхней (последней копии). Для этого достаточно нажать на значок в форме глаза слева от пиктограммы слоя
  • Перейдите на видимую копию, измените её цвет
  • Отрегулируйте наложение слоя и его прозрачность
  • Сотрите на копии зоны, которые на ваш взгляд приобрели нежелательный оттенок.
  • Выделите на слое прозрачные (стёртые области). Например, инструментом «Быстрое выделение » или «В олшебная палочка »
  • Задайте растушёвку выделения. Подробнее об это описано в уроке « »
  • Не снимая выделение, перейдите на следующий слой, включите его видимость и нажмите кнопку «DEL ».
  • Инвертируйте выделение сочетанием клавиш CTRL+I или через меню «Выделение » – «Инверсия ». Таким образом на верхнем слое будут выделены уже обработанные зоны (работать с которыми не нужно)
  • Нажав кнопки «DEL », сотрите их. На слое останутся только «проблемные участки».
  • Измените цвет этого слоя, отрегулируйте наложение и прозрачность.

Замечание : растушёвка при выделении обязательна. Иначе получаются рваные резкие границы перехода цвета. Это признак неумелой коррекции. Да и выглядит такое фото «на троечку».

Но есть и более простой способ.

Он так же основан на выделении, но избегает создания лишних слоёв.

  • Создайте одну (!) копию слоя.
  • Проведите коррекцию изображения любым известным способом.
  • После того, как проявились проблемные участки, выделите их. Наиболее подходящий инструмент - . Этот способ позволяет определить даже малейшие области в различных частях фотографии. К тому же «недокументированная возможность» инструмента - выделение полупрозрачных пикселей.
  • Задайте растушёвку зоны выделения. Радиус растушёвки выбирайте исходя из размеров фотографии. При размерах до 1000 пикселей по любой из осей радиус в 2 пкс. более, чем достаточен.

  • Вызовите инструмент «Цветовой баланс » (либо любой другой инструмент).
  • Проведите коррекцию цвета
  • Отрегулируйте режимы наложения и прозрачность верхнего слоя.
  • В результате, как видим на рисунке ниже, ярко жёлтый цвет на дальнем плане уже не так раздражает. Добавились зелёные оттенки, которые и требовались для получения эффекта «майского дня».

Замечание : не стоит пытаться полностью избавиться от посторонних цветов. Иначе фото будет казаться неестественным.

Например, в случае с нашим образцом, жёлтые оттенки остались в траве на переднем плане и на листве дальнего леса. Что естественно - наше солнце имеет жёлтый цвет. И в яркий день отсутствие бликов выглядело бы неестественно.

Совет : активно ищите лучшие варианты. Не останавливайтесь на единственном режиме наложения слоёв. Иногда самые интересные результаты дают, на первый взгляд, неестественные режимы.

Удачной и плодотворной работы!

Этой статьей я хочу начать серию заметок о несложных приемах обработки фотографий. Профессиональные фотографы вряд ли почерпнут отсюда много нового, а новичкам и любителям данная информация возможно будет полезна. В каждой статье я планирую разбирать обработку одной-двух фотографий, касаясь исправления наиболее распространенных и тяжелых ошибок новичков. Фотографии, разбираемые в статьях, либо мои, либо были присланы мне для обработки и опубликованы с согласия автора. Для обработки фотографий будут использованы программы Adobe Photoshop (на примере CS 3 Ru ), Adobe Lightroom (на примере 3й версии Eng ) и некоторые другие. Хотя статьи рассчитаны на начинающих и любителей, предполагается, что читатели знакомы с минимальными основами работы в этих программах.

Прежде, чем начать обсуждение, оговоримся заранее: мы не касаемся техники съемки и того, как можно было избежать ошибок на этапе фотографирования - этому посвящено много статей и книг. Но каждый, кто хоть раз брал в руки фотоаппарат, знает - бывает, что интереснейшие по содержанию кадры приходится выбрасывать из-за технического брака. И переснять такие фото иногда просто не представляется возможным. Надеюсь, данная серия статей поможет Вам спасти ценные кадры, снятые с техническими ошибками.

Итак, в данной заметке поговорим о цветокоррекции изображений с помощью инструмента «кривые». Вообще, кривые - пожалуй, один из мощнейших инструментов программ обработки изображений. Умелое использование этого инструмента позволяет поистине творить чудеса, и обходиться без множества плагинов с непонятным и неконтролируемым режимом работы. С другой стороны, инструмент этот довольно сложен, что отпугивает начинающих фотолюбителей от его использования. Попробуем разобраться в основах работы инструмента «кривые» и научиться применять его для наших задач - коррекции цвета и яркости изображений.

1. Основы теории цвета и цветокоррекции

Для того чтобы разобраться с цветокоррекцией, нам надо сначала понять, что же такое цвет в цифровой фотографии, какими параметрами он задается и как эти параметры менять, чтобы получить нужный результат. Разумеется, всем, занимающимся цифровой фотографией, известны буквы RGB . Это - основное цветовое пространство, с которым работает большинство фотоаппаратов и воспроизводящей цифровой техники (есть и другие цветовые пространства, но речь сейчас не об этом). Все цвета в этом пространстве получаются «смешиванием» 3 базовых тонов (их часто называют каналами) - красного (Red ), зеленого (Green ) и синего (Blue ). Записываются значения обычно последовательно, красный-зеленый-синий, например 125-80-245. Яркость каждого тона задается значением от 0 до 255. Это - всем известная истина.

Еще одна истина, менее известная, но тоже важная: при равных значениях всех трех каналов мы получаем нейтрально-серый цвет. 0-0-0 - абсолютно черный, 255-255-255 - абсолютно белый, между ними - все оттенки серого. Как же получаются остальные цвета, кроме трех основных? Понимание этого также является важнейшим для работы с цветами. Наиболее наглядно цветообразование в RGB можно изобразить в виде цветового круга. На нем, помимо трех основных цветов, присутствуют дополнительные (а лучше сказать, противоположные) цвета: CMY - зелено-голубой (Cyan ), пурпурный (Magenta ) и желтый (Yellow ).

Этот простой на вид круг дает важнейшую для осознанной цветокоррекции информацию. Имея 3 основных канала (RGB ), мы можем также управлять дополнительными цветами. Увеличение интенсивности любого из основных каналов (равно как и одновременное ослабление двух оставшихся основных каналов) приводит к усилению основного цвета. Уменьшение интенсивности каждого основного канала (или одновременное усиление двух оставшихся оосновных каналов) ведет к усилению противоположного цвета. То есть, уменьшая синий канал, усиливаем желтые цвета, усиливая зеленый - уменьшаем пурпурные оттенки, уменьшая одновременно красный и зеленый - усиливаем синий и т.д. Если нам надо, скажем, сделать фото более теплым - нам понадобится добавить оранжевого и желтого. С желтым понятно - уменьшаем интенсивность синего канала. А оранжевый = красный+желтый. Значит надо добавить еще интенсивности красному каналу. Постепенно использование этого цветового круга доходит до автоматизма, но пока можно нарисовать что-то вроде шпаргалки. Итак, теория нам более-менее ясна, теперь перейдем к практике.

2. Инструмент «кривые» и полуавтоматическая цветокоррекция по «трем точкам» (простой случай)

Чтобы не углубляться окончательно в теоретические дебри, возьмем фото с заведомо неверным балансом белого: снятое при свете ламп накаливания в режиме фотоаппарата «дневной свет». Результат работы фотоавтоматики виден невооруженным глазом. Предположим, мы не догадались снять в RAW (там проблема баланса белого решается одним кликом), и теперь будем воевать с JPEG ’ом.

Первым делом, давайте разберемся, какие инструменты нам предлагает процедура «кривые», и какие настройки надо сделать, прежде чем приступить к цветокоррекции. Открываем «кривые» (Ctrl -M ), щелкаем «параметры отображения кривой». Мне нравится более частая сетка, но это на любителя. Нажимаем справа кнопку «параметры», ставим отсечение черных и белых цветов по 0.10 %, чтобы при коррекции яркости программа не уходила в глухой пересвет (255-255-255) и глухую тень (0-0-0), ставим галочку «использовать по умолчанию». Остальные настройки можно не трогать. Итак, мы видим окно кривой. По оси Х откладывается исходная яркость, по оси Y - яркость после обработки, от 0 (полная тень) до 255 (полный свет). Фоном показана гистограмма, дающая нам распределение точек на фото по яркости. По диагонали проходит собственно кривая - до обработки она представляет собой прямую линию: исходное = обработанному. В процессе работы мы можем как усиливать интенсивность определенных участков (тянем кривую вверх), так и понижать (кривую вниз). Работать можно как с кривой RGB (серая кривая, регулирует яркость одновременно по всем 3 каналам), так и с кривой каждого канала по отдельности. Ниже окна кривых есть 3 пипеточки. Они служат для задания точек черного, нейтрально-серого и белого цвета на фотографии. В простейших случаях достаточно использования этих пипеточек, коррекцию цвета и яркости умная программа выполнит за Вас.

Попробуем воспользоваться этим приемом: сначала нам нужно понять, где на фото нейтральные точки - это те точки, которые в реальности были серыми. На них не должны падать отражения объектов (например, на нашем фото на краях бутылки серая фольга имеет другой оттенок за счет рефлексов). Кроме того, надо определить самую яркую и самую темную точку. Важно, что эти 2 точки не должны быть в мертвой тени (0-0-0) и мертвом пересвете (255-255-255), т.к. из таких точек программа не получит информации для коррекции. Алгоритм работы следующий: определяем белую точку (тыкаем белой пипеткой), затем черную (соответственно черной пипеткой), а дальше тыкаем серой пипеткой по потенциально серым местам, пока результат нас не устроит. Программа при этом автоматически пересчитывает баланс кривых, что можно видеть в соответствующем окне.

После того, как нас устраивает баланс белого, можно подрегулировать баланс яркостей либо инструментом «уровни», либо коррекцией кривой RGB (по сути те же уровни, но с гораздо большими возможностями). Я немного уменьшил яркость светов и чуть повысил контраст (это делается S -образной кривой RGB ). Вот и все. Процентах в 50 случаев такая простейшая цветокоррекция полностью выручает.

3. Цветокоррекция с использованием эталонных точек

К сожалению, далеко не всегда все так просто, и иногда пипетками не обойтись. Да и в нашем относительно простом случае коррекция пипетками дает не идеальный результат (мне, например, не нравится красноватый оттенок верхней части фото). Вернемся к исходному фото и попробуем второй вариант - ручная цветокоррекция. Здесь мы будем сами двигать кривые до достижения желаемого результата. Но простое движение кривых «на глаз» требует опыта и, хорошо бы, калиброванного монитора, который будет передавать реальный цвет фото. Калибровки мы касаться не будем, это тема других статей, и фотографы, работающие с калиброванными мониторами, обычно уже не задаются вопросом, как делать цветокоррекцию. Нам же остается полагаться на те же «реально серые» точки, т.е. точки, которые при съемке были нейтрально-серыми. Программа Adobe Photoshop позволяет выбрать эталонные точки, по которым мы будем следить за коррекцией. Делается это инструментом «цветовой эталон», разновидностью инструмента «пипетка». В настройках инструмента надо выбрать размер образца среднее 3х3 или 5х5 пкс, чтобы исключить попадание пипеткой в случайный пиксель, который может являться и цветовым шумом. Информация о цветовых эталонах отображается в панели «инфо». Мы можем выбрать до 4 эталонных точек.

Лучше выбирать серые в реальности точки, желательно разной яркости (тени, средние тона, света) и из разных областей фото. В моем случае я выбрал 3 точки и все на бутылке, т.к. особого выбора больше не было:

Информация о точках отражается в панели, и теперь мы ясно видим, что у нас не сбалансированы каналы. Собственно, итогом цветокоррекции станет выравнивание значений в эталонных точках, а заодно и исправление цвета всего изображения. Какой канал взять за основу, к которой мы будем приводить 2 остальных канала? Обычно выбирается канал с наиболее сбалансированной гистограммой, чаще всего это зеленый. Тогда из эталонных точек можно видеть, что нам надо понизить интенсивность красного канала и усилить синий. Что ж, приступим. Начнем с красного. Во-первых, видно, что мы имеем пересвет по красному каналу (гистограмма обрезана справа). Это печально, но не смертельно. И означает это то, что мы спокойно можем двигать точку 255 (самую яркую), чтобы достичь результата. Теперь двигаем кривую так, чтобы для всех эталонных точек достичь значений R =G (примерно, ±2 ед.). Одной точки для этого мало. Точки на кривую можно ставить как непосредственно мышкой, так и «брать» их с фото (Ctrl +щелчок по области фото). Здесь важно, чтобы на кривой не было резких перегибов (если мы не имеем нескольких источников освещения разной цветовой температуры, например лампа накаливания и дневной свет, но это уже гораздо более сложный случай). На цвет картинки не обращаем внимания - работа еще не закончена.

Аналогично поступаем с синим каналом. Здесь гистограмма обрезана слева - недосвет синего канала, и недотягивает до правого края. Значит, скорее всего придется двигать точку 0 (самую темную) и 255. Выровняли эталонные точки, стало лучше, но не идеально - верхняя часть фото явно краснит:

Нужно подкорректировать отдельную область красной кривой, отвечающей за точки этой яркости. Через Ctrl +щелчок ставим точку из проблемной области на кривой. Чтобы не испортить остальные области, ставим блокирующую точку на кривой, и двигаем основную точку до желаемого результата.

После этого остается подкорректировать яркость и контраст изображения (командой «уровни», или коррекцией кривой RGB ), и вуаля! Мы провели ручную цветокоррекцию.

Конечно, с данным изображением можно еще повозиться, но принцип, думаю, ясен. Что важно, коррекция по эталонным точкам практически лишена проблемы с калибровкой мониторов - мы приводим эталонные точки к серому по цифровым значениям каналов, которые не зависят от того, как настроен монитор.

Что же делать в более сложных случаях? Иногда при всем желании не удается с помощью одной кривой адекватно откорректировать фото. А если сцена освещалась несколькими источниками света с разной цветовой температурой, это практически невозможно. Здесь поможет только выделение отдельных областей с помощью лассо с мягкими краями, и раздельная коррекция вышеописанными методами.

Вот так, при наличии некоторой сноровки, можно «победить» практически любой неверный баланс белого. Дело, как Вы убедились, не очень простое, что лишний раз доказывает, что лучше снимать в RAW и с правильно установленными параметрами. Надеюсь, данная статья поможет Вам сделать Ваши фото лучше. Удачи, и отличных снимков!

P .S . В целом в данной статье не сказано ничего сверхнового, это скорее обобщение моего личного опыта по цветокоррекции с помощью «кривых». Буду рад критике и уточняющим замечаниям, которые помогут улучшить статью, а также с удовольствием отвечу на вопросы.

P .P .S . Все права на данную статью принадлежат автору. Любое копирование статьи или ее части без разрешения автора, или без ссылки на данную страницу, запрещено.

Даже небольшая цветокоррекция может существенно улучшить общее впечатление от фотографии. В этой статье я расскажу один из способов применения команды Color Balance «Цветовой баланс» для проведения легкой цветовой коррекции фото.

Для примера я взял студийное фото, которое уже прошло обработку и готово для передачи заказчику. Однако есть один нюанс который можно поправить (исправлять здесь ничего не нужно), а именно – провести небольшую цветокоррекция освещения так сказать сделать финальный «мазок».

Провести коррекцию цвета можно большим количеством инструментов способов и приемов для полного описания процесса нужно целую книгу написать. Я же ограничусь одним, но эффективным приёмом, основанным на использовании корректирующего слоя Color Balance (Цветовой баланс ).

Применение команды Color Balance (цветовой баланс) для цветокорекции

Использовать Color Balance можно двумя способами – непосредственно командой доступной по нажатию комбинации клавиш (Ctrl+B), деструктивный метод применения, оправданный только тогда, когда имеется четкое представление о настройках команды и не предполагающий их изменения в дальнейшем.

Второй способ дающий возможность полёта фантазии и полный контроль за настройками на любом практически этапе работы над фото – использование корректирующего слоя. Я использую именно его. Создам корр. слой Color Balance (Цветовой баланс) кликнув иконку весов на панели Adjustments (Коррекция)

Ту же операцию можно проделать из пункта слои главного меню программы, или выбрав соответствующий пункт кнопки создания корректирующих внизу одноимённой палитры.

По созданию корр. слоя откроется панель его параметров, снабженная различными ползунками и примочками, прежде чем дёргать за них скажу пару слов о принципах работы и «возможных последствиях».

Определение тона и цвета

Начну из далека: Не вдаваясь в подробности цифровое изображение можно представить, как набор пикселей определённой яркости и цвета.

Определение тона

Значения яркости от 0 самый темный до 255 самый светлый по каждому из трех каналов (модель RGB). Шкалу яркостей можно подставить в виде градиентной линейки от черного к белому от 0 до 765 — максимальная яркость по трем каналам, значение можно округлить до 750 беды в этом не будет.

Наиболее полное представление о вычислении значений для тона цвета дает модель НSВ (Hue, Saturation, Brightness - тон, насыщенность, яркость) почитать о которой . Представленная здесь линейка ничто иное как часть этой модели (Brightness).

Условно линейку можно разделить на три диапазона:

  • тени Shadows от 0 до 250;
  • полутона Midtones от 250 до 500;
  • света Highlights от 500 до 750 соответственно.

Промеряя изображение при помощи пипетки ориентируясь на палитру Info, вызов палитры F8, мы получаем значения цвета RGB в месте, над которым находится курсор, суммируя эти значения получаем яркость участка, мысленно применяя линейку можем представить в каком диапазоне тонов он находится.

Например, пипетка, установленная над лбом модели, дает значения R – 237, G – 212, B – 202 в сумме 651, следовательно, эта область относится к диапазону светов Highlights. Теперь понимая, как узнать в каком тоновом диапазоне находится тот ли иной участок изображения можно понять куда коррекция окажет наибольшее воздействие.

С абсолютной точностью заниматься вычислениями нет никакого смысла, достаточно примерно представить какая сумма значений получится при сложении. Это то что касается тона теперь перейдём к цвету.

Определение цвета

Непосредственно к моему примеру определение цвета не первоочередная задача, но «раз пошла такая пьянка режь последний огурец».

Поднимемся по линейке на значение, вычисленное для тонового диапазона выйдем на цветовой круг находящийся на этом уровне яркости, кому непонятно прочтите статью про HSB ссылка выше.

В центре круга минимальное значение цветовой насыщенности двигаясь к краю она постепенно возрастает пока не достигнет своего максимума 255 (край круга). Вычисление начинается с наибольшего значения в примере это Красный 237 откладываю это значение по соответствующей оси. Следующее значение 212 для зелёного откладываю параллельно соответствующей оси, как нетрудно догадаться для синего 202 параллельно его оси. В результате получаю ненасыщенный оранжевый цвет, что соответствует действительности.

Вернусь к работе: Посмотрите на оси цветов выходящие из цента круга. Они ничего вам не напоминают, к примеру ползунки коррекции цветов на панели параметров Color Balance? Они работают так же как если бы мы двигались по осям на цветовом круге. Нельзя добавить какой-либо цвет, не уменьшив при этом количества противоположного (комплементарного) ему.

Работа с Color Balance (Цветовым балансом)

Я хочу «оживить» скучный студийный фон добавив в него немного сине зелёного оттенка, руководствуясь определением тона смело могу предположить, что интересующий меня объект находится в средних тонах. Выберу соответствующий пункт в списке Ton: Midtones добавлю синего +100 зелёного +46, и циана -14. Галочка Preserve Luminosity должно быть включена это позволит сохранить яркость исходного пикселя и воздействовать только на его цвет.

Новые цветовые оттенки полечил не только фон, но и другие участки картинки, лежащие с ним в одном диапазоне. Я ничего не имею против этого оттенка на волосах модели, но на её коже это выглядит не совсем «кошерно». Удалить воздействие коррекции можно при помощи маски прикрыв ею участки картинки.

Создание применение маски на основе канала

Маску можно сделать используя команду цветовой диапазон из меню Выделения о корой я писал в , а можно сделать маску на основе каналов изображения. Чем сейчас займусь.

Перехожу в палитру каналов Channels, лицо модели самое светлое в красном канале, сделаю его копию перетащив миниатюру канала на иконку листочка внизу палитры.

Заготовка для маски и так выглядит неплохо, но уточнить её добавив контраста. Воспользуюсь для этого командой (Ctrl+L) сдвинув ползунок теней чуть ближе к центру.

Теперь создам на основе этой заготовки выделение, кликнув по её миниатюре с зажатой клавишей Alt. Вернусь в слои встану на маску корр. слоя применю команду инвертирования Ctrl+I.

Снимаю выделение Ctrl+D. Маска получилась не полностью чёрной, значит коррекция частично пройдёт на лицо модели.

Поправлю это добавив теплых тонов на него. Создам новый корр. слой Color Balance в света (Ton: Highlights) добавлю красного (Red) +3 и жёлтого (Yellow) -2 в средних тонах света (Ton: Midtones) добавлю пурпурного (Magenta) – 4.

Оставлю коррекцию только на коже модели скрыв её с остальных участков при помощи маски: Скопирую её с предыдущего слоя. Зажав клавиши Ctrl+Alt и перетащив пиктограмму на этот слой.

Инвертирую маску Ctrl+I чтобы скрыть воздействие со всей картинки кроме кожи модели.

Цветокоррекция теней и бликов

На следующим этапе работы по цветокорекции фото хочу немного изменить цвет бликов на лице модели, применю для этого такой приём. Создам новый пустой слой, инструментом пипетка возьму пробу цвета с блика на лбу. Значение размера цветопробы на панели параметров пипетки поставлю 11 на 11 среднее (11 by 11 Average)

Выбранным цветом залью слой, комбинация Alt+Delete тут же инвертирую его чтобы получить противоположный выбранному цвет Ctrl+I режим наложения для этого слоя изменю на Color (Цветность).

Для сокрытия воздействия вместо маски применю следующий подход: Двойным кликом вызову диалог стиля слоя Layer Style в блоке Blend if (Смешивать если) в параметрах воздействия на нижележащий слой Underlying Layer зажав клавишу Alt расщиплю ползунок теней и установлю его половинки так чтобы ограничить воздействие в диапазоне яркостей от 133 до 245 примерно в этом диапазоне лежат интересующий меня блики. Удобно визуально ориентироваться на изменения картинки цифры указы здесь для «общего развития».

При необходимости можно снизить значение непрозрачности слоя, я установил 50%. Теперь немного снижу воздействие цветокорекции на средние тона воспользуюсь таким же приёмом. Создам новый слой беру пробу с фона заливаю им слой инвертирую его вызываю Layer Style в блоке Blend if на Underlying Layer расщепляю и развожу ползунок цветов параметры вы видите на картинке

Снижаю значение непрозрачности пока не получу нужного результата. Финальное изображение как можно заменить отличается от исходного как мне кажется в лучшую сторону.

Новое на сайте

>

Самое популярное