Домой Огород на подоконнике Испания и мавритания. Мавританская испания. Арабское завоевание Пиренейского полуострова

Испания и мавритания. Мавританская испания. Арабское завоевание Пиренейского полуострова

Испанию мавры завоевали всего за три года. И этого почти никто не заметил! Просто через три года в стране, где жили 8 млн. человек, у власти вместо 80 тысяч готов оказались 20 тысяч мавров, которые саму страну вместо Испании стали называть Андалусом. Большинство испано-римлян оставили это «происшествие» без внимания. Сражений было не много. Большую часть полуострова завоевал Тарик ибн Зияд, но летом 712 г. сюда прибыл с войсками и эмир Магриба Муса ибн Нусайр, обеспокоенный тем, как бы его подчиненный один не захватил целую страну. Почти не встречая сопротивления, мавры прошли по всему полуострову. Их сопровождали войска Оппаса и Сисберта, братьев покойного короля Витицы. Гарнизоны городов разбегались, а там, где оставались на месте, горожане, и прежде всего евреи, которым сильно досталось при последних готских королях, встречали мавров как освободителей.

Большой город Кордову в октябре 711 г. брал малый отряд арабов, посланный Тариком. Кордову защищал старый генерал Пелиста, воевавший при Гвадалете. По легенде, за него сражалось всего 400 ветеранов, против — 700 арабов. Предатель-пастух показал арабам, как перелезть через стену: один из воинов залез на нее по пальме и, размотав тюрбан, поднял остальных, как на веревке. Внутри города защитники продержаться не могли — они укрылись в церкви и сидели там, пока арабы не нашли источник, из которого к ним поступала вода. Этот источник начинался в горах, и когда арабы завалили его, защитникам Кордовы не оставалось ничего другого, как сдаться.

Столица Готии — Толедо мог защищаться сколь угодно долго, так как находился на очень выгодном месте, в центре Кастильского нагорья. Но его гарнизон бежал, а жители предпочли не сопротивляться, а молиться в церкви о своем спасении. Дети короля Витицы, восставшие против короля Родериха, заключили с Тариком договор: они отказывались от трона, а взамен получали жизнь и земли в окрестностях Севильи, Кордовы и Толедо. На эти условия согласились три принца (четвертый, наследник отца Агила, погиб в одной из первых стычек с маврами). Когда готы убедились, что мавры не обманули принцев, они бросились сдаваться целыми толпами. Граф Теодемир, тот, что первым столкнулся с маврами, тоже сдался. Область, которой он правил и которую мавры оставили ему, до сих пор называется Тудмир.

Не покорились лишь северные горные области. Туда бежали все те, кто не пожелал подчиниться маврам. К сентябрю 713 г. завоевание полуострова почти закончилось. Муса ибн Нусайр торжественно въехал в бывшую столицу готов Толедо, объявил Испанию собственностью халифа и послал весть в Дамаск: «Здесь небо по своей прозрачности и красоте напоминает небо Сирии, мягкостью климата даже Йемен выше не стоит; богатством цветов и тонкостью ароматов эта страна вызывает в памяти пышную Индию. Она соперничает с Египтом плодородием своей земли, с Китаем - разнообразием и прелестью своих минералов». Халиф с радостью принял во владение новую страну. В Кордову был назначен эмир, и всю страну стали называть Андалусом, а позднее — Кордовским эмиратом.

Вестготы сами погубили свое государство. В 710 г. раздоры между королями и аристократи-ей привели к тому, что король Витизья, борясь с соплеменниками, обратился за помощью к мусуль-манским племенам Северной Аф-рики. Правитель Танжера, Тарик ибн-Сеид, с двенадцатитысячной армией берберов переправился через Гибралтар, помог Витизье одолеть врагов, однако после по-беды он не ушел обратно. После того как в сентябре 713 г. в битве у Сегуэлы был убит вестготский ко-роль Родерик, в руках у мавров оказалась вся южная часть полу-острова и вестготская столица То-ледо. Так родилась мавританская Испания, которая стала самым бо-гатым и процветающим государ-ством средневековой Европы.

В отличие от России, на не-сколько столетий оказавшейся под властью кочевых ордынских племен, Испании достались заво-еватели, утонченная цивилизация которых значительно превосхо-дила вестготскую. Арабо-мавританское владычество было для Испании не игом, но благом. Оно длилось восемь веков, с711 до 1492 гг. и не вышло за пределы Пире-нейского полуострова - в 732 г. арабское войско было разбито Карлом Мартеллом в битве при Пуатье.

В узком смысле слова «мавра-ми » (или берберами) называют североафриканские племена, принявшие ислам, а словом «ара-бы» принято обозначать жителей Передней Азии. Однако часто эти названия переходят на все ислам-ские племена - в Испанию при-шли и африканские, и азиатские мусульмане. Арабское государ-ство называлось Аль-Андалус (отсюда название провинции Ан-далусия), столица его находилась в Кордове. Арабы не стремились обратить в ислам всех жителей завоеванных территорий, в их го-сударстве действовали не только мечети, но и христианские церк-ви, и синагоги(христиане и иудеи платили в казну более высокие налоги).

В 8-10 вв. Кордова была са-мым большим, благоустроенным и культурным городом Европы. Здесь переводили и комментиро-вали греческие тексты, собранные во время арабского похода на Ближний Восток: благодаря ара-бам Европа узнала об Аристоте-ле, Евклиде, Гиппократе, Птоле-мее и Платоне. Арабская поэзия процветала. Количество жителей Кордовы превышало 300 тыс, для них были построено более 600 мечетей, 700 общественных бань и публичная библиотека (750 тыс. томов). Улицы Кордовы были за-мощены, действовал водопровод. Во все страны Европы вывозились тончайшие ткани, тисненые кожи и цветная керамика. Толедо и Кордова были крупными центра-ми по производству оружия, в IX в. здесь изготавливали стекло и часы. Арабы познакомили испан-цев с сахаром, апельсинами, ар-бузами, научили орошать землю (в Андалусии и Валенсии до сих пор используются прорытые ими ирригационные каналы). Кордо-ва была научной столицей Евро-пы, здесь работали прекрасные врачи (по некоторым сведениям, арабы использовали анестезию, удаляли катаракту и даже сверли-ли череп). Испанские арабы на-учили европейских торговцев пользоваться арабскими числа-ми; здесь развивались алгебра и астрономия. О влиянии, которое оказала арабская цивилизация на всю культуру Пиренейского полу-острова, свидетельствует и испан-ский язык, тысячи слов которого сохранили арабские корни.

В 711 г. одна из вестготских группировок призвала на помощь арабов и берберов из северной Африки, которых впоследствии назвали маврами. Мавританским корпусом руководил генерал Тарик ибн Зияд (название Гибралтар происходит от его имени - «Скала Тарика»). Завоевание полуострова маврами всего за несколько лет - удивительный пример быстрого распространения ислама (только в 622 г. Мухаммед покинул Мекку, а к 705 г. его последователи уже правили всей северной Африкой). Несмотря на отчаянное сопротивление вестготов, через десять лет незавоеванными остались лишь горные области Астурии. 

Победа арабов в битве на р.Гуадалете в Южной Испании 19 июля 711 и гибель последнего короля вестготов Родериха два года спустя в битве у Сегоюэлы предрешили судьбу вестготского королевства. Арабы стали называть захваченные ими земли Аль-Андалуз. До 756 они управлялись губернатором, который формально подчинялся дамасскому халифу. В том же году Абдаррахман I основал независимый эмират, а в 929 Абдаррахман III присвоил себе титул халифа. Этот халифат с центром в Кордове просуществовал до начала 11 в. После 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких государств (эмиратов).

В известной мере единство халифата всегда было иллюзорным. Огромные расстояния и трудности сообщения усугублялись расовыми и племенными конфликтами. Между политически господствовавшим арабским меньшинством и берберами, составлявшими большинство мусульманского населения, сложились крайне враждебные отношения. Этот антагонизм еще больше обострился из-за того, что лучшие земли доставались арабам. Положение усугублялось наличием прослоек мулади и мосарабов - местного населения, в той или иной степени испытавшего мусульманское влияние.

До середины VIII в. мавританские территории входили в состав халифата Омейядов, к этому же времени относится происхождение названия мавританского государства Аль-Андалус, территория которого то увеличивалась, то уменьшалась, в зависимости от успехов Реконкисты.

В 756 г. Абдарахман I Омейяд провозгласил независимый Кордовский халифат, расцвет которого пришелся на правление Абдарахмана III, провозгласившего себя халифом новой Западной исламской империи. Господство мавров нельзя назвать просто завоеванием полуострова. Мавры были очень терпимы к христианам и иудеям, предоставляли автономию различным областям и внесли огромный вклад в развитие испанской культуры, создав неповторимый стиль в архитектуре и изобразительном искусстве. В начале XI в. после смерти диктатора Мансура Арабский халифат распался на множество мелких независимых халифатов и королевств.

Еще две волны завоевателей из северной Африки вторгались на полуостров в XI и XII вв. (Альморавиды и Альмохады), но после победы христиан над Альмохадами в 1212г. при Лас-Навас-де-Толоса сохранилось лишь последнее исламское государство на Пиренейском полуострове - Гранадский эмират, просуществовавший до 1492 г.

Арабское владычество в Испании в VIII—XI вв.

После того как Вестготское королевство пало под ударами мусульман-арабов и африканских берберов («мавров»), Испания почти целиком вошла в состав Арабского халифата. Только на крайнем севере, в горах Астурии, возникло небольшое вестготско-испанское христианское королевство (718 г.).

Утвердившаяся в Испании племенная знать арабов и берберов, завладевшая земельным фондом и феодализировавшаяся, тяготилась зависимостью от далёкого Халифата и необходимостью делиться с халифом своими доходами. В 743 г. берберские племена в Испании восстали против халифа. Этим воспользовалось королевство Астурия и продвинуло свою границу до реки Дуэро. После падения власти династии Омейядов в Халифате (750 г.) и прихода к власти Аббасидов один из уцелевших Омейядов — Абд-ар-Рахман бежал в Испанию. Ему удалось привлечь там на свою сторону арабскую и берберскую знать и основать независимый эмират (Омейяды правили в Испании с 756 по 1031 г.).

Вначале арабское завоевание Испании мало изменило в ней положение крестьянства. Первое время подати крестьян были даже несколько уменьшены. Однако постепенно арабские и берберские землевладельцы, захватившие земли вестготских феодалов, королей и церкви, стали усиливать эксплуатацию крестьян. Государство взимало с них налоги, а арабские землевладельцы требовали от крестьян выполнения различных феодальных повинностей.

Обосновавшиеся в Испании арабы продолжали сохранять связи с более культурными странами и народами Передней Азии и много заимствовали у них. В занятых арабами частях Испании начали возделывать новые сельскохозяйственные культуры: рис, финиковую пальму, гранатовое дерево и сахарный тростник; кроме того, стало более широко применяться орошение, было введено шелководство, расширилось виноградарство, получило большее распространение овцеводство. В то же самое время улучшились обработка металлов и ткацкий промысел, развилось горное дело.

Очень большое значение для экономического и культурного развития Испании под арабским владычеством имел рост городов, основанных ещё в древности и сохранившихся во время вестготского завоевания (Севилья, Кордова, Валенсия, Гранада, Толедо). В Кордове в X в. насчитывалось 113 тыс. домов и около 500 тыс. жителей.

Этнический состав населения арабской Испании был очень пёстрый. Здесь жили испано-римляне, вестготы, арабы, берберы, евреи. Некоторые из испано-римлян приняли ислам (так называемые муеаллады), частью сохранив свой романский язык, другие же усвоили арабский язык, сохранив христианскую веру (так называемые мосарабы). Сначала завоеватели соблюдали полную веротерпимость, но уже в середине IX в. имели место вспышки мусульманского фанатизма, участившиеся с XI в.

Развивавшийся в Кордовском эмирате процесс феодализации приводил к тому, что арабские и берберские феодалы всё сильнее эксплуатировали побеждённое население (крестьян и горожан), даже те его группы, которые приняли ислам. Тяжёлый гнёт завоевателей и их религиозный фанатизм приводили к неоднократным восстаниям покорённого населения. Особенно значительным было восстание испано-римского крестьянства в горной области Ронды, начавшееся в 880 г. Во главе этого восстания встал выходец из рядов вестготской знати Омар ибн Хафсун, по основная масса восставших состояла из крестьян. Захватив большую территорию, Омар ибн Хафсун в течение 30 лет управлял ею как независимый государь.

Борьба между арабскими феодалами и местным крестьянством продолжалась и после подавления этого восстания. В результате происходил постоянный отлив местного населения из деревень и городов на север, где сохранились независимые от арабов испано-христианские области.

Наибольшего политического могущества Кордовский эмират, переименованный в 929 г. в Кордовский халифат, достиг при халифе Абд-ар-Рахмане III (912—961). На время были усмирены арабские и берберские провинциальные феодальные клики, в результате чего удалось достигнуть значительной централизации управления. Флот Кордовского халифата в этот период господствовал в западной части Средиземного моря.

Но во второй половине X в. вновь усилилась борьба между двумя основными группировками класса феодалов — служилой знатью, связанной с центральным государственным аппаратом, и провинциальной знатью. Последняя опиралась на феодальное ополчение. Чтобы не зависеть от этого ополчения, кордовские халифы создали постоянную гвардию из рабов (мамлюки, иначе гулямы), которые большею частью происходили из славян или других племён и народностей Восточной Европы и сбывались в Испанию работорговцами. Всех этих молодых воинов из рабов в арабской Испании называли славянами (по-арабски «ас-сакалиба»). Гвардия мамлюков сначала была опорой кордовских халифов, но к XI в. эти гвардейцы превратились в фактических вершителей их судеб.

С начала XI в. рост крупного феодального землевладения за счёт мелкого привёл к усилению крупных арабских и берберских владетелей. Возросли и их центробежные стремления. Со второго десятилетия XI в. начались феодальные междоусобные войны, которые способствовали падению Кордовского халифата Омейядов (1031г.). На его месте образовалось несколько десятков эмиратов и княжеств (Севилья, Гранада, Малага, Валенсия, Барселона и др.) с династиями арабского и берберского происхождения, а также с династиями, родоначальники которых происходили из гвардии мамлюков.

Культура Испании в IX —XI вв.

В первые века после арабского завоевания одним из центров развития раннссредневековой культуры стала Андалусия. В начале VIII в. завоеватели Испании — североафриканские арабы и берберы, в большинстве кочевники, по культурному уровню стояли не выше испано-римского населения. Но в дальнейшем арабская Испания, вошедшая в комплекс завоёванных арабами стран, восприняла достижения той культуры, которая сложилась в мусульманских странах в результате усвоения и переработки наследия иранской, среднеазиатской, западноримской и византийско-сирийской культур. К тому же культура Андалусии не была культурой замкнутой арабской верхушки, а развивалась в самом тесном взаимодействии с культурой коренного населения Испании. Всеми этими обстоятельствами и объясняется расцвет испано-арабской культуры в IX—XI вв.

Арабский архитектурный стиль, утвердившийся прежде всего в Кордове и Гранаде, подвергся влиянию складывавшегося местного романского стиля, а впоследствии сам повлиял на романские, и готические постройки в отвоёванных у арабов землях («Ворота солнца» в Толедо, сооружения в Авиле, Саламанке XI—XII вв. и др.). Из памятников архитектуры в арабской Испании в период раннего средневековья особенно выделялась соборная мечеть в Кордове, достроенная окончательно в X в.

Взаимодействие арабской и испанской культуры сказалось и в поэзии. Литературным языком в арабской Испании в IX—XI вв. не только для мусульман, но и для местных христиан являлся классический арабский язык. Однако наиболее значительный андалусский поэт Ибн Кузман (родился около 1080 г.) отказался от традиционных условностей старой арабской поэзии. Он писал на простом, близком к разговорному языке с большим количеством испанизмов, осмеивая в своих стихах ислам и воспевая наслаждение жизнью. Большое влияние на андалусскую культуру оказали достижения передовой в то время арабоязычной переднеазиатской и среднеазиатской культуры, труды выдающегося учёного Мухаммеда ибн Мусы Хорезми (IX в.) и великого мыслителя Ибн Сины (Авиценны).

В высших школах Кордовы в X в., помимо мусульманского богословия и права, преподавались философия, математика, астрономия, физика и медицина. Сюда приезжали учиться и из стран Западной Европы, и из стран Передней и Средней Азии. В библиотеке халифа Хакама II (961—976) в Кордове находилось до 400 тыс. рукописей. В Кордове же переводились научные труды с древнегреческого на арабский язык. Начиная с XI в. в арабской Испании велась большая работа и по переводу на латинский язык сохранившихся в арабских переводах трудов древнегреческих авторов. Это дало возможность западноевропейским учёным-схоластам впервые полностью ознакомиться с данными произведениями. 

Мавр — кто это? Представитель жестокого и своевольного народа или тот, кто внёс неоценимый вклад в развитие культур разных стран? Где правда, а что является вымыслом?

Зарождение империи

Маврами называли жителей Мавритании, располагавшейся на севере Африки. Их история неразрывно связана с развитием ислама.

В XII веке в пророком Мухаммедом был основан город Медина. После этого народ, который до этого придерживался кочевого образа жизни, обрёл постоянное место для жизни. Затем они начали своё развитие, завоевывая новые земли, проповедуя ислам на восток и на запад.

Жажда знаний

Мавр — кто для которого важны завоевания? Вопреки общепринятому отношению к маврам, как к необразованным людям, нужно сказать, что это большое заблуждение. Для мусульманина знания имели важное значение. Из-за дневной жары кочевые народы передвигались в ночное время суток. Результатом чего стало появление такой науки, как астрономия. При встрече с представителями иных культур мавры старались получить как можно больше новых знаний. Они придавали особое значение книгам. Их ценность была очень велика и издавалось большое их количество.

Благодаря тому, что крестоносцы создали нелестную славу мусульманам, то многие не знают точно мавр - кто это? Полагая, что это синоним слова «варвар».

На самом деле арабская культура была открыта новым знаниям. После захвата Египта мавры получили доступ к что позволило им серьезно расширить свой кругозор. Многие труды были переведены на арабский язык. Нужно заметить, что арабы и берберы, исповедующие ислам, также назывались маврами.

Же старалась максимально оградиться от новых знаний, что значительно тормозило ее развитие.

Мавры в Европе

Преодолев Гибралтар в 711 году, мавры пришли на За 4 года захватив большую территорию вплоть до Франции. Учитывая тот факт, что Европа тех времён была в глубоком кризисе, многие города были только рады были получить довольно сильного покровителя, который мог защитить от воин и набегов племен. Несмотря на то что ислам был неведом населению Пиренейского полуострова, они довольно легко стали принимать новую религию. Многие города были отстроены практически заново, основным стала Кордова. Мавр - кто это и каков его вклад в развитие Испании? Были привнесены новые технологии: для полива садов использовалась оросительная система, в домах сущестсвовал водопровод и канализация.

Особое значение имела бумага, которую в Европе узнали благодаря арабам. Неудивительно, что в Кордове было 10 библиотек. В Толедо зародились основы современной алгебры и химии, только здесь можно было изучать труды по математике и астрономии.

Крестовые походы, которые своей целью ставили избавить страны Европы от захватчиков - мавров, безжалостно уничтожали их, строения и все технические сооружения. Людей насильно, под страхом смерти и отбора имущества, заставляли принять католицизм. Таким образом, новая, но амбициозная культура вытеснила более развитую, давшую Европе очень многое за XII веков влияния.

Довольно часто можно услышать фразу: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Это цитата из пьесы «Заговор Фиеско в Генуе», написанной И. Ф. Шиллером в конце XVIII века. Фраза является символом беспринципного использования человека в своих целях. Отношение к нему было, как к орудию для достижения цели, которое было больше не нужно, после совершения действия.

Испания была завоевана арабами (маврами) в VIII веке. Высадившись на Пиренейском полуострове в 711 году мавры под предводительством Тарика ибн Зияда в течение пяти лет завоевывали вестготскую Испанию, превратив ее в зависимый от халифа Дамаска эмират Аль-Андалус. Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры.

В октябре 711 года арабский полководец Мугит, помощник Тарика ибн Зияда, взял Кордову. А в 716 году эмир Абу-ль-Хаттар основал в Кордове одну из своих резиденций. За свою покорность город был сделан столицей провинции Андалусии. В 756 году в Кордове воцарился Абд ар-Рахман ибн Муавия I, он образовал независимый Кордовский эмират. Перед воротами Кордовы эмир построил дворец Русафу, названный по имени знаменитой резиденции Омейядов около Пальмиры в Сирии. В это время многие местные жители стали принимать ислам (таких называли мувалладами). Первое время в Кордове большинство составляли христиане-мосарабы (буквально «обарабившиеся», свое название они получили за то, что переняли многие традиции и частично язык арабов) и власти относились к ним терпимо. Однако уже в конце VIII века власти стали сносить христианские церкви: так, например, в 786 году храм святого Викентия был разрушен, а на его месте была построена Великая мечеть Кордовы. Это вызвало сопротивление со стороны мосарабов, на что власти ответили репрессиями.

В 888 году началось правление эмира Абд Аллаха. Его власть была ограничена только Кордовой, тогда как округа находилась под управлением не признававших Абд Аллаха мятежных родов. До 891 года шла непрерывная война с Омаром ибн Хафсуном, захватившим часть городов эмирата. В самой Кордове тоже было неспокойно — в городе не прекращалась борьба между различными группировками арабов, берберов и мувалладов. С севера на эмират постепенно наступали христиане. Эмиру удалось достичь временного превосходства над своими противниками, но в 912 году он умер, а его сын был убит. Власть, в результате, досталась внучатому племяннику Абд Аллаха — Абд ар-Рахману III. В 913−914 годах он подавил основные силы Омара ибн-Хафсуфа, захватив 70 его замков, а в 928 году взял штурмом центр мятежников — замок Бобастро. 16 января 929 года Абд ар-Рахман III провозгласил себя халифом — верховным главой всех мусульман. Кордовский эмират стал халифатом. В подтверждение этого статуса в Великой мечети Кордовы была выставлена для поклонения рука пророка Мухаммада, которая привлекла множество мусульманских паломников. Местные богословы даже объявили, что посещение мечети делает необязательным паломничество в Мекку и Медину, приравнивая, таким образом, Кордову к этим двум важнейшим святыням ислама.

Статус столицы халифата привлекал в город огромное число торговцев и ремесленников, способствовал процветанию Кордовы. Город достиг гигантских по тем временам размеров, оспаривая у Константинополя звание самого большого города Европы: по арабским источникам в 1000 году в Кордове проживал 1 млн. жителей. Современные историки уменьшают эту цифру до 400−550 тыс. человек. Кордова переживала пик строительства, украшалась площадями, садами, банями, мечетями, базарами, дворцами, среди которых была великолепная загородная резиденция халифа Медина Ас-Сахара (или Мадинат Аль-Захра). Двор халифа сделался мощным культурным центром Европы и исламского мира, привлекая поэтов, писателей, врачей, суфиев и ученых, живших на государственные пенсии. В городе было 27 бесплатных школ для бедняков и университет, в который приезжали учиться не только из мусульманских стран, но и из христианской Европы. При университете была библиотека с общим фондом в 400 тыс. книг. В библиотеке располагалась мастерская, в которой перевели с древнееврейского и греческого на арабский язык труды многих античных ученых и философов. Кордова славилась производством керамики, тончайших изделий из золота, серебра, хрусталя, слоновой кости. Золотых, серебряных и медных денег в Кордове ежегодно чеканилось на сумму до 200 000 динаров.

В начале XI века в Кордовском халифате начался период восстаний и частой смены халифов. В 1010 году в Кордову вторглись берберы, выступавшие в поддержку одного из претендентов на престол, город подвергся разграблению, был уничтожен дворец в Медина Ас-Сахара. В 1031 году Кордовский халифат распался на несколько небольших государств-тайфов. В кордовском тайфе правил визирь последнего халифа Хишама III. В 1069 году эмир Севильи Мухаммад II ал-Мутамид из династии Аббадидов завоевал Кордову и присоединил ее к своему государству.

В 1091 году Кордова подпала под власть Альморавидов (североафриканская исламская династия). Они были призваны поддержать мусульман в борьбе с наступающими с севера христианами, но, в конце концов, решили не ограничиваться помощью, а заодно и прибрать к рукам власть в Андалусии. В 1147 году на смену Альморавидам пришла другая североафриканская династия — Альмохады. За годы правления Альморавидов и Альмохадов Кордова стала исключительно мусульманским городом: христиане и евреи либо бежали на север, в Кастилию и Леон, либо приняли ислам под давлением репрессий.

В начале XIII века силы Альмохадов были подорваны, и они потеряли интерес к своим владениям в Андалусии, которая вскоре вышла из-под их власти. В области воцарились междоусобные войны. Воспользовавшись этим, кастильский король Фердинанд III в 1236 году захватил Кордову, а скорее принял ее почетную капитуляцию.

2 Севилья

В 712 году мавры осадили Севилью, которая тогда носила римское название — Испалис. Город выдержал многомесячную осаду, пока, наконец, архиепископ не пошел на соглашение с захватчиками и не открыл ворота города в 713 году. В период 713−716 гг. город был столицей той части Испании, которая была завоевана арабами, и с этого времени стал известен как Ишбилия. За этот короткий период город был основательно приведен в порядок: были отстроены разрушенные здания, порт, крепостные стены. Когда Андалусия стала независимым Кордовским эмиратом, Ишбилия стала столицей одноименной коры (провинции). Город быстро исламизировался, христиане стали составлять меньшинство и проживали, прежде всего, в бедных пригородах.

Прекращение варварских набегов, постоянных войн и междоусобиц прежнего периода благоприятно сказалось на благосостоянии города, Ишбилия стала вторым по значению портом эмирата. Однако богатства Ишбилии привлекли внимание других варваров — викингов. В 844 году они захватили город и подвергли 7 дневному грабежу, а затем сделали его центром набегов на окрестности. Викинги, в конце концов, были разбиты войсками эмира, и частью перебиты, а частью приняли ислам и слились с местным населением. Однако набеги совершались и позднее: в 859, 966, 971 гг., но уже не столь успешно благодаря строительству укреплений вокруг города и эффективным действиям войск эмирата. Но даже в это время город проявлял свой непокорный нрав. В описанный период Ишбилия была расколота противоборством аристократических группировок, которое порой выливалось в кровавые побоища, как например в 889 году. После победы одна из них попыталась создать независимый эмират в 899−902 и 911−913 годах, а в 974 году произошло неудачное народное восстание. За свою непокорность Ишбилия была лишена крепостных стен.

В начале XI века Кордовский халифат стал распадаться. В ходе воцарившегося безвластия один из знатных горожан Абу ль-Касим сумел прославиться и заручиться поддержкой населения отражением набега на Ишбилию отряда взбунтовавшихся солдат и благодаря этому завладеть властью в городе. Образовалось небольшое независимое государство — тайфа Ишбилия. На фоне других оно оказалось наиболее успешным и сумело подчинить себе многих соседей. Это стало причиной подъема Ишбилии, которое отразилось в оживлении строительства, активной культурной жизни, сосредоточенной вокруг дворца эмира. Однако ослабление центральной власти поставило мусульманские земли под удар христианской Кастилии: после нападения 1062 года, Ишбилия вынуждена была платить дань кастильским королям. Дань ложилась тяжким бременем на плечи горожан, которые отвечали массовыми волнениями, а когда правительство в угоду им переставало платить дань, происходили набеги кастильцев. Ввиду этого эмир аль-Мутамид вынужден был призвать на помощь из Африки фанатичных воинов ислама — мурабитов (они дали название династии Альморавидов).

Альморавиды действительно разгромили христианские силы в битве при Залаке в 1086 году, но затем начали завоевание Андалусии, и в 1091 году Ишбилия была покорена ими. Когда Альморавиды ослабли, на смену им в 1147 году в качестве властителей города пришли Альмохады. Время правления Альмохадов стало периодом настоящего расцвета города, особенно в годы царствования эмира Абу Юсуфа (1184−1199). Самым ярким проявлением этого стало широкое строительство в городе: бани, стадион для скачек, сады, площади, дворцы, минарет для Великой Мечети, мост через Гвадалквивир (он переделан из римского акведука), знаменитый Алькасар. Благодаря удобной гавани, Ишбилия стала также и крупной военной базой, откуда войска могли быстро перебрасывать в любую часть державы. В городе был устроен крупный государственный арсенал. Город процветал и как крупный экономический центр, прежде всего завязанный на торговлю с территорией современного Марокко, но также торговля шла с Генуей и Пизой. Ишбилия выросла до огромных по тем временам размеров — 83 тыс. жителей, с которыми на полуострове поспорить могла лишь Кордова. Однако ни Альморавиды, ни Альмохады не смогли по-настоящему обеспечить безопасность города. Его окрестности подвергались набегам христиан.

После разгрома в 1212 году в битве при Лас-Навас-де-Толоса Альмохады совсем ослабели и прекратили заботиться о своих испанских владениях. В 1247 году Ишбилия была осаждена и, выдержав 16-месячную осаду, сдалась в 1248 году лишь потому, что флот кастильцев смог прервать всякое ее сообщение с внешним миром по реке. Город сильно пострадал в ходе осады и штурма: из всех зданий неповрежденным остался лишь минарет Великой мечети. После завоевания город стал зваться своим привычным именем — Севилья.

3 Толедо

Толедо, столица вестготских королей, была захвачена маврами в 711 году. Город стал именоваться Тулайтулах. После образования независимого Кордовского эмирата, Толедо стал играть важную роль в новом государстве. Не смирившись с завоеваниями арабов, закрепившиеся на севере полуострова христиане повели войну за освобождение своей земли. Поэтому вдоль северных рубежей эмирата мусульманами была образована особая система пограничных владений. Столицей средней их части, аль-Тагро аль-Аусат (в переводе «средняя граница»), был Толедо. Кроме того, он являлся центром отдельной коры (области). Город сохранил значение крупнейшего в области торгово-ремесленного центра, славясь особенно металлообработкой и изготовлением оружия. Толедо также славился как крупный центр образования и науки.

В городе проживали сразу три религиозные общины: мусульмане, чье положение было привилегированным, евреи и христиане, причём и те, и другие были избавлены от религиозного угнетения при условии уплаты особого налога — джизьи. Христиан, по всей видимости, было большинство. Горожане преуспевающего города не раз поднимались на восстания против центральной власти, и нередко при этом религиозные общины были солидарны, несмотря на различия в вере. Так, например, было во время восстания 797 года, которое наместник подавил так: 400 влиятельных горожан, среди которых были богатые мувалады и даже местный архиепископ Элипандо, были приглашены для переговоров на пир, где их обезглавили, а головы сбросили в ров. Это событие получило название «День рва». Однако восстания продолжались в 811, 829 и 932 гг.

В ходе покорения Испании арабы использовали войска берберов, которым в качестве платы за службу дали земли на севере эмирата. Один из знатных берберских родов Бану-Диль-Нун владел землёй в современной провинции Куэнка. В 887 году Муса, один из представителей рода Бану-Диль-Нун, сумел захватить Толедо и до своей смерти в 908 году править здесь как независимый эмир. После распада Кордовского халифата, усилившиеся Бану-Диль-Нун смогли захватить в свои руки власть в обширной области, основав независимое государство со столицей в Толедо (1035−1085). Однако распад халифата усилил натиск христиан, поэтому эмиры Толедо вынуждены были откупаться от набегов кастильцев. Это стало причиной роста налогов, вызвавшего обнищание и недовольство горожан. Среди них распространилось мнение, что проще стать поданными Кастилии, чем одновременно содержать и своего эмира, и кастильского короля.

В 1085 году после осады Толедо сдался Кастилии на почётных условиях: горожане должны платить те же налоги, что и прежнему правителю, взамен король Альфонсо VI обязался уважать их личные права и неприкосновенность имущества, а также право на свободу вероисповедания.

4 Гранада

До завоевания Испании маврами на месте Гранады стоял небольшой город Илиберри (Ильбира). Существует мнение, что в ходе завоевания город был покинут жителями. С установлением на территории Испании Кордовского эмирата столицей провинции Эльвира стала Мадинат Ильбира, находящаяся в 10 км от прежнего Ильбира, ввиду чего практически все жители переселились из старого города в новый.

Когда в начале XI века Кордовский халифат стал слабеть и распадаться, один наёмник из знатных алжирских берберов, Зави бен Зири, в 1013 году захватил власть в Эльвире и создал небольшое независимое государство. Исходя из требований безопасности, он перенёс свою столицу из Мадинат Ильбира дальше в горы Сьерра-Невада, на место прежнего Ильбира. Новый город получил название Мадинат Гарната, что в переводе с арабского означает «холм паломников». Династия Зиридов правила в городе до 1090 года, и за это время был отстроен его исторический центр, район Альказаба Кадима.

В 1090 году Мадинат Гарната подчинилась Альморавидам, а в 1145 году — династии Альмохадов. Военные неудачи Альмохадов привели к тому, что с 1224 года Андалусия фактически вышла из их подчинения, в ней начались междоусобные войны. Наиболее успешным среди эмиров оказался Мухаммад ибн Наср I (1238−1273), который сумел создать державу Насридов, более известную как Гранадский эмират. Со второй половины XIII века и до конца XV века это было единственное мусульманское государство, которое сумело выстоять под натиском христиан. Одной из главных причин этого было горное расположение эмирата, выгодное для обороны. Исходя из того же принципа Мухаммад ибн Наср в 1238 году сделал своей столицей именно горный Мадинат Гарната. Период правления Насридов стал для города временем расцвета и широкого строительства, приобретенные в то время очертания и разделение на кварталы во многом сохранились до сих пор. В то время были построены знаменитый великолепный дворец-крепость Альгамбра и загородная вилла Хенералифе. Мадинат Гарната стал мощнейшим центром мусульманской культуры во всём Западном Средиземноморье. Не малую роль в этом сыграл приток беженцев из разгромленных христианами эмиратов Андалусии. Город стал одним из самых мощных и процветающих центров ремесла и торговли во всей Европе. В Мадинат Гарната проживало около 165 тыс. жителей — по средневековым меркам это был огромный город. В нем проживали разные этнические и конфессиональные группы: арабская знать, берберы-наёмники, еврейские торговцы, муваллады и христиане.

После тяжёлой гражданской войны в Кастилии в 1474—1479 годах, королева Испании Изабелла I решила сплотить страну успешной завоевательной войной. В ходе войны 1482−1492 годов Гранадский эмират был захвачен, а сам Мадинат Гарната сдался 2 января 1492 года на почётных условиях, среди которых были: неприкосновенность имущества и свобода вероисповедания для горожан.

Новое на сайте

>

Самое популярное