Домой Удобрения Праведный халиф усман. Усман ибн аффан - третий праведный халиф. Сокращённый перевод с арабского

Праведный халиф усман. Усман ибн аффан - третий праведный халиф. Сокращённый перевод с арабского

Его полное имя – Абу ‘Абдуллah Ибн ‘Абyль-‘Аль-‘Ас Ибн Умейя Ибн ‘Абдyш-шамс Ибн ‘Абду Манаф Ибн Кусай Аль-К урайший.Его мать звали ‘Арва Бинт Курайз Ибн Роби‘а Ибн Хабиб Ибн ‘Абдуш-шамс Ибн ‘Абдy Манаф.Он был выходцем из племени Бану Умайя ‘Усман Ибн ‘Аффан родился в городе Ат-Таиф спустя шесть лет после года Слона (год, в котором родился Пророк).Он принял Ислам через Абу Бакра в возрасте 39 лет. Это было до того, как Пророк Мух аммад, мир Ему, начал обучать людей Вере в доме «Аль-Аркам».

Это значит, что ‘Усман был в первой группе, о которой написано в Аяте 100 Суры 9 «Ат-Тауба» означающее: «Первой группе из муhаджиров (переселенцев) и ансаров (помощников), принявшей Ислам Аллаh дарует Свою Милость, а также тем, кто следовали по их праведному пути. Творец создал для них особые места в Раю, там, где текут реки, и они будут пребывать там вечно без конца. Это великое счастье».

‘Усман Ибн ‘Аффан – один из десяти человек, которым еще при жизни Пророк Мух аммад, мир Ему, обещал, что они войдут в Рай. Имам Ах мад Ибн Х анбаль передал в книге «Аль-Муснад», что Пророк Мух аммад сказал: «Абу Бакр – в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Али в Раю, ‘Усман в Раю, Тальх а в Раю, Зубейр в Раю, ‘Абдур-Рах ман Ибн ‘Ауф в Раю, Са‘д Ибн Абу У аккас в Раю, Са‘ид Ибн Зейд в Раю и Абу ‘Убейда Ибн Аль-Джаррах в Раю».

‘Усман Ибн ‘Аффан был первым человеком, совершившим hиджру со своей семьей. Он совершил две hиджры – первую в Эфиопию, вторую в Медину.Он первый начал использовать благовония в мечети. Он первый велел делать два ‘Азана в Джуму‘а и первый стал платить зарплату му`аззинам. Он первый, кто стал Халифом при жизни своей матери, и первый, кто организовал полицию.‘Усман Ибн ‘Аффан всегда был рядом с Пророком Мух аммадом, мир Ему, кроме битвы Бадр, потому что его жена Рукайя в это время болела, и Пророк Мух аммад, мир Ему, попросил его помогать ей во время болезни. Но Пророк Мух аммад, мир Ему, несмотря на это, считал его среди тех, кто участвовал в битве Бадр, и дал ему часть военных трофеев.До того как Пророк Мух аммад получил Пророчество, ‘Усман женился на Его дочери по имени Рукайя, и она была с ним во время hиджры в Эфиопию.Она родила сына ‘Абдуллаhа. Поэтому ‘Усмана зовут Абу ‘Абдуллаh, а до этого его звали Абу ‘Амр.Рукайя умерла, когда была битва Бадр.Потом Пророк Мух аммад, мир Ему, отдал в жены ‘Усману Ибн ‘Аффану Свою вторую дочь Умм Кульсум, и она была с ним до конца своей жизни. Она умерла на 9 году hиджры.Из-за того, что ‘Усман Ибн ‘Аффан был женат на двух дочерях Пророка Мух аммада, мир Ему, его прозвали «Зун-нурайн», что означает «Обладатель двух сияний».В течение своей жизни Халиф ‘Усман был женат на многих женщинах.После смерти Умм Кульсум он женился на женщине по имени Фахита бинт Хазван, которая родила ему сына ‘Абдуллаhа.Также он женился на женщине по имени Умм Амрин бинт Джундуб Ад-Даусия, которая родила ему пятерых детей: ‘Амра, Халида, Аббана, ‘Умара, Марьям.У него также была жена по имени Фатима Бинт Аль-У алид Ибн Аль-Мугира, которая родила ему трех детей: Аль-У алида, Са‘ида и Умм Са‘иду.Также у него была жена по имени Умм Банин Бинт У ейна Аль-Г азария, которая родила ему сына ‘Абдуль Малика.У него была жена по имена Рамля Бинт Тушейба, которая родила ему трех дочерей: ‘А`иша, Умм Банин, Умм Амрин.У него была жена по имени Наиля Бинт Аль-Фарафиса Аль-Кальбия, которая родила ему дочь по имени Марьям.‘Усман был очень красивым мужчиной. Он был среднего роста, у него было красивое лицо с нежной светлой кожей, густые волосы и красивая густая борода.

До избрания Халифом он занимался торговлей, достиг в этом деле большого успеха и поэтому был состоятельным человеком.Как добропорядочный мусульманин, он был щедрым и доброжелательным в общении, мягким по своей натуре и с большим пониманием относился к людям.Он был почитаемым человеком, которого все уважали. Кроме всего прочего он отличался большими знаниями, особенно знанием К ур`ана.Муслим и Ах мад Ибн Х анбаль в книге «Муснад» передал от ‘А`йши, что Пророк Мух аммад, мир Ему, однажды сидел дома c открытым бедром. В это время пришел Абу Бакр. Пророк Мух аммад, мир Ему, пригласил его и не закрыл бедра.Потом пришел ‘Умар. Посланник Аллаhа, мир Ему, пригласил его и не закрыл свои бедра. Затем пришел ‘Усман, и Пророк Мух аммад, мир Ему, сначала закрыл свои бедра и только потом пригласил ‘Усмана.Когда гости ушли, ‘А`йша спросила Пророка Мух аммада, почему Он не закрыл свои бедра, когда пришли Абу Бакр и ‘Умар, и закрыл, когда пришел ‘Усман. Посланник Аллаhа, мир Ему, ответил: «Я стесняюсь ‘Усмана, потому что Ангелы стесняются его».Ибн Аль-Джаузий передал от Абу Мусы Аль-‘Ашари, который сопровождал Пророка Мух аммада, мир Ему. Когда они были в доме в Медине, кто-то постучал в дверь. Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал Абу Мусе: «Открой дверь и скажи этому человеку, что он будет в Раю».Абу Муса открыл дверь и увидел Абу Бакра и передал ему слова Пророка Мух аммада, мир Ему. Также было и с ‘Умаром, также было и с ‘Усманом, но ему Пророк попросил передать, что у него будут трудности. ‘Усман читал Ду’а` и попросил Всевышнего даровать ему терпение.Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизий, Абу Да`уд, Ан-Насаи`й, Ибн Маджаh, Ах мад Ибн Х анбаль передали, что Пророк Мух аммад, мир Ему, Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман однажды были на горе Ух уд. Гора стала сотрясаться. Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал горе: «О гора Ух уд, успокойся! На тебе стоят Пророк, Ас-Сыддык и два шаhида».Историк Ибн ‘Асакир передал от Абу Са‘ида Аль-Худрий, который сказал: «Однажды, я видел Пророка Мух аммада, мир Ему, который ночью до времени Намаза «Ас-Субх » читал Ду‘а для ‘Усмана».Аль-Х афиз Абу Ну‘айм Аль-Асфа?аний передал в книге «Хильятуль-Ау лия» от Абу hурайры, что Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал: «‘Усман заслужил Рай дважды: когда купил колодец Рума и передал его в пользу мусульман, которые до этого были вынуждены покупать воду у язычников, и когда на собственные средства снарядил армию в тяжелое для мусульман время». Тирмизий передал от ‘Абдур-Рах мана ибн Хабаба Ас-Сульмий, что Пророк Мух аммад, мир Ему, читал проповедь и попросил мусульман, чтобы они дали средства для снаряжения армии в тяжелое время. ‘Усман сказал: «Я дам сто верблюдов со снаряжением». Потом Пророк Мух аммад, мир Ему, попросил еще, и ‘Усман сказал: «Я дам еще сто». Ас-Сульмий сказал, что Пророк Мух аммад, мир Ему, очень обрадовался.По другому мнению он дал Пророку тысячу динаров, и Пророк Мух аммад, мир Ему, был очень рад. Есть еще мнение, которое передал Аль-Х афиз Абу Ну‘айм Аль-Асфаhани в книге «Хильятуль-Ау лия» от Ша‘бий от Масрука от ‘Абдуллаhа ибн Мас‘уда, что Пророк Мух аммад, мир Ему, увидел ‘Усмана в то время, когда армии мусульман было тяжело. ‘Усман приходил к Пророку и уходил, и так повторялось несколько раз. Во время визитов Пророк Мух аммад, мир Ему, читал Ду‘а для ‘Усмана, чтобы Аллаh простил его. Ат-Т абараний передал от Ибн ‘Умара, что Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал: «Благодаря ‘Усману было развитие моей общины и торжествовала победа».Аль-Бухарий передал в книге «Ас-Сах их » историю о том, как был собран и записан первый экземпляр К ур`ана.Однажды ‘Умар был в гостях у Халифа Абу Бакра Ас-Сыддык и сказал ему, что многих знающих К ур`ан наизусть неверующие убили, и он боится, что если это будет продолжаться и дальше, то не останется знающих. И он посоветовал Халифу Абу Бакру дать приказ собрать текст К ур`ана. Тогда Абу Бакр позвал Зайда ибн Сабита, который был одним из тех, кто записывал ниспосланные Пророку Мух аммаду, мир Ему, Аяты Кор`ана. Абу Бакр рассказал Зайду о предложении ‘Умара. Зайд обратился к ‘Умару: «Как мы будем делать то, чего Пророк Мух аммад, мир Ему, не совершал?» ‘Умар ответил: «Клянусь Аллаhом! Это благое дело!» и убеждал Зайда до тех пор, пока тот не согласился с ним. Зайд взялся за это дело и начал собирать свитки с текстами К ур`ана: на камнях, на шкурах, на листах бумаги, а также тех людей, которые знали тексты К ур`ана наизусть. Собранные тексты сложили в доме Абу Бакра.Когда Абу Бакр умер, их хранили в доме ‘Умара, а после смерти ‘Умара тексты были у его дочери Хафсы. Когда ‘Усман стал Халифом, он собрал 12 Сах аба: из курайшитов, из ансаров и из тех, кто записывал тексты К ур`ана. Он сказал, что хочет собрать все тексты в одну книгу и попросил Хафсу дочь ‘Умара, отдать их ему.Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляний передал в книге «Фатхуль-Бари», что ‘Усман спросил: «Кто лучше всех пишет?» Ему сказали: «Зайд ибн Сабит». Затем спросил: «Кто лучше всех знает грамматику?» Ему ответили: «Са‘ид ибн Аль-‘Ас». ‘Усман сказал: «Пусть Са‘ид говорит, а Зайд пишет».Когда закончили составлять один экземпляр, сделали несколько копий. По мнению разных ученых их было от четырех до семи. Эти копии раздали в разные страны, где жили мусульмане, а все остальные тексты уничтожили.Имам ‘Али ибн Абу Т олиб сказал, ‘Усман соответствует тем качествам, которые перечислены в К ур`ане (Сура «Аль-Ма`ида», Аят 93): «верующий, делающий благое, богобоязненный, старательно соблюдающий, благочестивый, святой». Это передал Аль-Асфа?аний в книге «Хильятуль-Ау лия».Ах мад ибн Х анбаль передал от Руhаймы бабушки Зубейра ибн ‘Абдуллаhа, что она сказала: ‘Усман всегда соблюдал дополнительные Посты днем и Намазы ночью».Ибн Сирин передал, что жена ‘Усмана сказала тому, кто хотел его убить: «Вы хотите убить человека, который прочитывает весь К ур`ан в одном рак‘ате ночного Намаза?!» Это передал Ибн Аль-Джаузий.Историк Ибн ‘Асакир передал от ‘Абдур-Рах мана ибн Ма?ди, который сказал: «‘Усман обладал двумя качествами, которых не было у Абу Бакра и ‘Умара – терпение, когда он умирал, и то, что он собрал мусхаф».Ибн Са‘д передал от ‘Абдуллаhа Ар-Румий, который сказал: ‘Усман всегда совершал Аль-У уду (омовение) на ночь сам, хотя люди советовали ему взять помощника». Он ответил: «Пусть они отдыхают ночью».Имам Ах мад ибн Х анбаль передал от Аль-Хасана, которого спросили: «Кто это отдыхает днем в мечети?» Он ответил, что это – ‘Усман. А ведь ‘Усман в то время был Правителем! Он ложился на каменный пол, и эти камни отпечатывались на его теле. Люди говорили о нем: «Это – правитель мусульман! Это – правитель мусульман!». Это означает, что Халиф ‘Усман не был высокомерным.Шархабиль ибн Муслим сказал, что ‘Усман кормит людей вкусной едой – едой, достойной Халифа, а сам идет домой и ест хлеб с оливковым маслом или яблочный уксус.‘Усман стал Халифом через 3 дня после смерти ‘Умара ибн Аль-Хаттаба. Это было в понедельник – последний день месяца Зуль-Х идджа в 23 году hиджры. Поэтому первый день правления ‘Усмана пришелся на 24 год hиджры. Он был Халифом 12 лет. У него было кольцо с печатью Пророка Мух аммада, мир Ему, которое досталось ему от Абу Бакра и ‘Умара.‘Усман сказал перед смертью: «Я увидел во сне Пророка Мух аммада, мир Ему, Абу Бакра и ‘Умара. Они сказали мне: “Ты будешь с нами на Ифтаре». Это означало, что в этот день сегодня он умрет. ‘Усман умер в пятницу 18 Зуль-Х иджжа в 35 году hиджры. Ему тогда было 90 лет. ‘Усман был похоронен в субботу после Намаза «Аль-Магриб» на кладбище Аль-Бакы‘. Намаз Джаназа читал Аз- Зубейр.

Усман ибн Аффан , Осман ибн Аффан (574 - 20 июня 656) - один из сподвижников Мухаммеда и третий арабский халиф (с 644 года) . При Усмане была завершена кодификация Корана. Сунниты рассматривают его как одного из четырех праведных халифов, наряду с Абу Бакром, Умаром и Али. Шииты считают его узурпатором.

Усман родился в Мекке. Будучи представителем влиятельного клана Омейядов, до принятия ислама был состоятельным купцом. Он стал одним из первых сподвижников Муха ммеда, хотя на первых порах Омейяды относились к его проповеднической деятельности с большим подозрением. В благодарность за его поддержку Мухаммед позволил ему взять в жёны одну из своих дочерей. Несмотря на большой авторитет своего клана и участие в Хиджре, Усман долгое время оставался в тени. После убийства второго халифа Умара, созданный последним совет выбрал халифом Усмана, известного своей близостью к Пророку, но активного участия в политической жизни не принимавшего. Фигура Усмана на тот момент оказалась компромиссной. Усман не был столь сильной личностью, как его предшественник, и в своём правлении опирался не столько на личную харизму, сколько на авторитет исламской традиции. В этом отношении ключевую роль сыграла предпринятая им кодификация Корана. При нём ислам проник на Кавказ, в Иран и Кипр, а клан Омейядов вернул утраченные при Мухаммаде позиции. Усман проводил политику централизации племенного союза, который представляли собой арабы при жизни Мухаммада. Руководящие посты в завоёванных землях он раздавал преданным членам своего клана, им же доставалась большая часть награбленного в завоевательных походах. Влияние родственников на Усмана вызывало недовольство военной верхушки. В 650 г. против Усмана восстали ряд провинций Ирака и Египта. Столицей Усмана была Медина. В 655 г. египетские повстанцы достигли его дворца, но после переговоров вернулись восвояси. На следующий год, однако, Усман был осаждён в своих покоях группой мусульман, недовольных его политикой, и после нескольких дней отчаянного сопротивления был умерщвлён. С этого эпизода начинается первая в истории халифата гражданская война - фитна.

4-й праведный халиф: Али (стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана, впоследствии был убит хариджитами).

Абу́ль-Ха́сан Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́ , более известен как Али ибн Абу Талиб (17 марта 599 - 24 января 661) - выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов . Согласно многим источникам, особенно шиитским, это единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам ; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных). Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я- город наук, то Али- ключ к этому городу» , - говорил Мухаммед. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а закончились гибелью халифа от рук убийцы-хариджита. В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов.Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

Муавия I - основатель династии Омейядов в 661. Когда последний из четырёх Праведных халифов, Али ибн Абу Талиб, был убит хариджитами, Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейядов стал единоличным правителем в Халифате. В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и «собаке Муавии». Между тем Омейя́ды или бану Умайя - династия халифов, правившая в Дамасском халифате до середины VIII века, находились у власти в халифате почти 90 лет (Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей). Основатель и первый халиф династии Омейядов c 661 года, перенёс столицу халифата в Дамаск. В 661 году сын Али ибн Абу Талиба - Хасан после своего непродолжительного правления признал право Муавии на трон халифа. Муавия вёл войну с Византией в Северной Африке, где его армии захватили Ливию. Он также осадил Константинополь в 674-677 годах. В 678 году флот Муавия был сожжен под Константинополем. Преемником Муавии на посту халифа стал его сын Язид I. В 750 году в результате восстания Абу Муслима династия Омейядов была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кóрдовский халифат). Предком династии был Омайя ибн Абдшамс сын Абдшамса ибн Абдманафа и двоюродный брат Абдулмутталиба. Абдшамс и Хашим были братьями-близнецами.

Фа́тима бинт Муха́ммад (Мекка, 605- Медина, 633) - младшая дочь пророка Мухаммеда, проповедника монотеизма и основателя исламской религии, от его первой жены Хадиджи. Единственная из всех детей Мухаммеда дожила до его смерти. Её рождение выпало на период, когда курайшиты начали ожесточённо притеснять мусульман. Во время родов служанки Хадиджи покинули её, отказав ей в помощи, - рожать пришлось самостоятельно. В соответствии с традицией арабов всех детей Хадиджа отдавала кормилицам из числа кочевых арабов для удаления их от очагов болезней, распространённых среди оседлых арабов, а также для изучения чистого арабского языка. Фатиму жеХадиджа с рождения воспитывала сама . Первые годы жизни Фатимы совпали с экономической блокадой курайшитов против мусульман, им был перекрыт доступ к продовольствию и занятию торговлей, и мусульмане три года страдали от голода, сосредоточившись в квартале Абу Талиба. В 10-м году пророчества умирают мать Фатимы и её дед Абу Талиб, после чего притеснения мусульман усиливаются, и Фатима становится свидетелем унижений и насилия против её отца и его последователей.

Когда Фатима достигла возраста замужества, к ней приходили свататься многие знатные и богатые женихи, в т.ч. Абу Бакр и Умар. Однако Мухаммад с согласия Фатимы выдал её замуж за своего двоюродного брата Али. Это произошло в 622 или 623 году. Махр, данный Фатиме, составил 500 динаров, полученных Али от продажи своей кольчуги. Церемония бракосочетания прошла скромно, как это и приветствуется в исламе.Их брак продлился 10 лет и закончился смертью Фатимы. Фатима почитается мусульманами как образец богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. С Фатимой связан амулет хамса , имеющий в исламе также название«Рука Фатимы». По легенде, однажды Фатима помешивала еду на огне, а её муж Али вошёл в дом с девушкой, на которой он только что женился. Фатима, пораженная горем, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор её рука стала символом терпения и веры.

Хусейн ибн Али - аль-Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф ((627 - 10 октября 680) - третий шиитский имам . Внук пророка Мухаммеда, сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы. День его гибели во время сражения с войском халифа Язида отмечается шиитами как шахсей-вахсей. После смерти его брата Хасана он перенял руководство восстанием в Куфе, однако потерпел поражение против Омейядов. 10 октября 680 (10 Мухаррама 61 года Хиджры) он погиб во время битвы под Кербелой. Согласно традиции, Хусейн был похоронен в Кербеле около места своей гибели. Большинство источников говорит, что голова его была найдена позже и присоединена к его телу. Имеются также рассказы, что голова имама попала в Сирию, а также многочисленные другие легенды. На его могиле был построен Храм имама Хусейна, который превратился в место паломничества шиитов. Шиитская традиция считает Хусейна праведником и мучеником. Многие мнения сходятся к тому, что он знал о безнадёжности своей борьбы, но принял мученичество ради спасения ислама, чтоы община не была уничтожена Язидом. Шииты считают, что это была добровольная жертва ради необходимости. Хусейн - образец того, как герой может бороться против тирании и быть хорошим мусулманином. День Ашура (шахсей-вахсей) отмечается по поводу этого события и жертвоприношения. Есть шиитская пословица «Всегда - в Ашуре, везде - в Кербеле» . Означает готовность бороться за себя и за других при любых обстоятельствах так, как это делал имам Хусейн.

Зейд ибн Сабит (ум. в 665) - один из известных сподвижников пророка Мухаммеда и его личный секретарь. Возглавлял комиссию по окончательной редакции Корана. Родился в Медине и происходил из племени Хазрадж. Родился за 11 лет до хиджры. Его отец погиб в результате междоусобной войны между мединскими племенами Аус и Хазрадж. Зейд был очень способным и грамотным человеком, отличался хорошей памятью. Кроме арабского, он изучил сирийский и древнееврейский языки и помогал пророку Мухаммеду в переводе писем, которые поступали к нему на этих языках. Будучи секретарем пророка Мухаммада, он записывал ниспосылаемые ему Божественные откровения и был одним из лучших знатоков Корана, который он знал наизусть. Он также был знатоком толкования (тафсира ) Корана. В период правления первых халифов Абу Бакра и Омара, Зейд был их приближенным и занимал различные государственные должности. В период правления халифа Османа, он был ответственным за государственную казну. Он умер в Медине, в возрасте приблизительно 54 лет.

Имя Зейда ибн Сабита прочно вошло в историю, в связи с его усилиями по работе над окончательной редакцией текста Корана. Эта работа была поручена ему Абу Бакром и Омаром после битвы в Йамаме против лжепророка Мусайлимы, во время которой погибли около 70 знатоков (хафизов ) Корана. Обеспокоенные тем, что количество знатоков Корана со временем неизбежно будет сокращаться, Абу Бакр и Омар обязали Зейда начать работу по собранию аятов Корана в единую книгу. А тот, в свою очередь, собрал знатоков Корана, и они, совместными усилиями, проделали эту работу и собрали первый полный письменный экземпляр Корана (мусхаф). Этот экземпляр хранился у жены пророка Мухаммада Хафсы до периода правления третьего Праведного халифа Османа.

Во время работы над собранием Корана, Абу Бакр поручил Зейду не полагаться на свою память, и поставил условием, что он обязан для доказательства точности каждого аята, который он соберет в окончательный список, иметь два письменных свидетельства. Абу Бакр объявил о начале работы над собранием Корана по всей Медине и потребовал у горожан, которые имеют письменные фрагменты Корана, принести их в мечеть и сдать Зейду. Контролировал принесенные населением фрагменты Омар, который знал, какие из этих фрагментов были проверены пророком Мухаммадом, а какие нет. Два принесенных фрагмента Корана являлись письменным свидетельством их подлинности, но они сравнивались с третьим элементом. Третьим элементом являлись данные Зейда ибн Сабита, так как он был одним из лучших знатоков Корана, который знал его наизусть. Принесенные фрагменты он сопоставлял со своими знаниями. В то же время, были и некоторые исключения из этого правила. В период халифата Османа среди мусульман возникли некоторые споры относительно правильного чтения Корана. Поэтому Осман распорядился составить окончательную редакцию Корана. Для этого он создал комиссию его лучших знатоков. Председателем этой комиссии стал Зейд ибн Сабит. Количество членов комиссии и их имена в разных хрониках приводятся по-разному. Эта комиссия размножила экземпляр Корана, который был собран в период правления Абу Бакра, после чего халиф Осман разослал его во все основные центры Халифата.

Хасан аль-Басри (21/641-110/728) - известный мусульманский правовед, знаток Корана и хадисов из поколения табиунов. Полное имя с куньей Абу Саид аль-Хасан ибн Йасар аль-Басри. Его отец был родом из иракского селения Майсан. В период правления халифа Омара он, вместе со своей семьей, переехал в Медину. С ранних лет стремился к науке, стал одним из самых ранних мусульманских классиков. Он вел аскетический образ жизни, был знаком с тремястами сподвижниками пророка Мухаммада. Мировоззрение его соответствовало положениям ортодоксального Ислама. Он признавал наличие Божественного предопределения, и возможность лицезрения Аллаха в раю, считал обязательным исполнение всех религиозных предписаний. Всех мусульман, совершающих большие грехи, он считал лицемерами. Обязательным моральным качеством верующего он считал наличие искренней, а не показной веры в Аллаха, которому известно обо всех помыслах людей. Вера человека заключается не в словах, а в его делах и поступках. Согласно Хасану аль-Басри, аскетизм (зухд ) заключается не в отшельничестве или затворничестве, а в любви к Аллаху, борьбе человека со своими греховными страстями и отдалении от ложных прелестей материального мира. Любовь к Аллаху является вершиной духовности человека. К толкованию Корана и хадисам тносился в высшей степени строго и критично. Он знал о том, что многие люди объясняли аяты Корана и хадисы древнееврейскими преданиями (исраилият ). Поэтому он призывал их отказаться от этой практики и следовать только тем преданиям, которые исходили непосредственно от самого пророка Мухаммада. Хасан аль-Басри ненавидел тиранию и тиранов, не побоялся выступить против произвола омейядского наместника Ирака Хаджадж ибн Йусуф. Хасан сыграл большую роль в развитии доктрины суннитского Ислама (См. Ахль ас-Сунна ва’ль-Джамаа )

АРА́БСКИЙ ХАЛИФА́Т (Исламский халифат ‎)

· 1 Мединская община

· 2 Праведный халифат (632-661)

· 3 Омейядский халифат (661-750)

· 4 Аббасидский халифат (750-1258)

o 4.1 Первые Аббасиды

o 4.2 «Золотой век» арабской культуры

o 4.3 Потеря политической власти халифов

§ 4.3.1 Гонения на свободомыслие

§ 4.3.2 Каирский халифат

o 4.4 Последние халифы из династии Аббасидов

o 4.5 Вторжение сельджуков

o 4.6 Вторжение монголов


| | 3 | | | | |

В назначенный халифом Умаром избирательный комитет вошли: Абдаррахман ибн Ауф, Али ибн Абу Талиб, Усман ибн Аффан, аз-Зубайр - родной брат Хадиджи по отцу и двоюродный брат Мухаммеда по матери, Тальха и Саад ибн Абу Ваккас - внук Абу Суфьяна по матери и, следовательно, троюродный племянник Усмана ибн Аффана. Сын убитого халифа Умара ибн ал-Хаттаба , Абдаллах, отказавшийся от претензий на халифат, был включен в комитет с правом совещательного голоса, то есть без права участвовать в голосовании и быть избранным. Задачей комитета было избрание из своего состава нового халифа.

В решающий момент совещания, когда остались Две главные кандидатуры - Али и Усмана, им был задан вопрос: "Клянетесь ли вы следовать Корану Аллаха, и обычаю Пророка, и деяниям Абу Бекра и Умара?" Али ответил: "О Аллах! Клянусь стараться делать это в меру сил". Усман ответил: "Да", - и был избран халифом.

Халиф Умар завещал не смещать назначенных им наместников провинций в течение года. Это были: в Мекке - Халид ибн ал-Ас ал-Махсуми, в Таифе - Суфьян ибн Абдаллах ас-Сакафи, в Йемене - Йала ибн Мунйа, в ал-Джанаде - Абдаллах ибн Абу Рабиа, в Куфе - Мугира ибн Шууба, в Басре - Абу Муса ал-Ашари, в Египте - Амр ибн ал-Ас, в Химсе - Умайр ибн Абу-л-Ас.

При халифе Усмане завоевания продолжались: в 646 году верховную власть Медины признала Армения, в 647 году - Киренаика, в 649 году был завоеван Кипр. В 654 году мусульманский флот, построенный в Египте, разгромил византийскую эскадру у южного побережья Малой Азии. В состав Халифата вошли территории Хорасана. Династия могущественных Сасанидов прекратила свое существование.

Усман ибн Аффан происходил из рода Омейи, к которому принадлежали самые непримиримые лидеры мекканских язычников, выступавших против Пророка. Усман, будучи благочестивым мусульманином, не стремился к личному обогащению, но не сумел найти разумного компромисса в отстаивании государственных интересов, с одной стороны, и интересов своих родственников - с другой. А среди них были и такие, которые не имели достаточного религиозного авторитета у мусульман. Назначая их на важные посты, Усман не задумывался о том, что тем самым обесценивает понятие высшей власти, освященной авторитетом Мухаммеда: правитель, не имеющий заслуг перед исламом, не может стоять во главе мусульман. К тому же Усман позволил себе изменить и молитвенный ритуал. Нарушение установленного Пророком было расценено современниками как возвращение к джахилийе. Своими действиями Усман вносил раскол в единство уммы. Все это было расценено как вызов, побуждающий объявить джихад против внутреннего врага. Результатом стало гражданское неповиновение со стороны некоторых наместников. В 655 году волнения были подавлены.

Но недовольство Усманом возрастало. В апреле 656 года из Куфы, Басры и Египта прибыло вооруженное ополчение численностью в пятьсот человек и расположилось лагерем у ворот Медины. С египтянами прибыл Абдаллах ибн Саба, куфийцами руководил Малик ибн ал-Аштар. Усман, при посредничестве Али, вступил в переговоры с мятежниками и пообещал убрать своих ставленников. В то же самое время он в письме к правителю Египта Ибн Абу Сарху предписывал предать бунтовщиков казни, когда они вернутся из Медины. Это письмо было перехвачено, и мятежники потребовали от Усмана добровольного отречения от власти. После десяти недель осады халифского дворца распространился слух, что на помощь Усману идут его войска из Басры и Дамаска. Тогда восставшие ворвались во дворец, и 17 июня 656 года престарелый Усман, склонившийся над Кораном, был убит.

Так сбылось пророчество Мухаммеда об Усмане. Рядом с халифом до самого конца оставался один Али. Абдаллах ибн Саба предложил избрать Али халифом, и с ним согласились все остальные. Но сподвижники Пророка Тальха и аз-Зубайр, пережидавшие события в Мекке, выступили против. На их стороне была "мать правоверных" Аиша, вдова Пророка и свояченица аз-Зубайра. Отказался признать Али халифом и полководец Саад ибн Абу Ваккас. Наместник Сирии Муавийя обвинил Али в убийстве Усмана.

Свое назначение на должность халифа Усман расценивал как волю Всевышнего, избравшего род Омейи управлять Халифатом. Поэтому Усман не видел ничего плохого в назначениях родственников на все ключевые посты в государстве, независимо от их деловых и нравственных качеств. Мусульмане, по его мысли, должны беспрекословно подчиняться, если они по-настоящему преданы воле Аллаха. Эту идею Усман сумел внушить своим родичам - отсюда и непоколебимая уверенность Муавийи в том, что именно он, старший в роде Омейядов, должен стать халифом после Усмана. Так проявлялось еще неизжитое языческое подсознание, которое "помнило", что сейиды должны происходить из одного рода. Сказав: "Да, буду исполнять волю Аллаха", - Усман исполнял ее так, как считал истинно верным. С этой точки зрения Али казался Омейядам самозванцем. А от такой убежденности недалеко было и до прямого обвинения Али в убийстве Усмана, хотя никаких доказательств у Муавийи не было.

Этот трагический момент исламской истории свидетельствует, с одной стороны, о постепенном "выветривании" бедуинского представления о чести: требование кровной мести стало всего лишь политическим лозунгом; а с другой - о складывании прогрессивного, истинно исламского мировоззрения, провозвестником которого был Али, при всех обстоятельствах своей жизни хранивший верность заветам Пророка.

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000, с. 77-81.

Усман ибн Аффан , Осман ибн Аффан (араб. عثمان بن عفان ‎‎ - ‘Uthmān ibn ‘Affān ) ( - 20 июня ) - один из сподвижников Мухаммеда и третий арабский халиф (с 644 года). При Усмане была завершена кодификация Корана (см. Коран Усмана). Сунниты рассматривают его как одного из четырёх праведных халифов , наряду с Абу Бакром , Умаром и Али .

Ранние годы

Усман родился в Эт-Таифе. Он был выходцем из влиятельного племени Бану Умайя. Усман был состоятельным человеком. Стал одним из первых сподвижников Мухаммада. Был человеком великого нрава, великодушный и щедрый, делающий добро и милосердный. Будучи состоятельным человеком он тратил огромные средства на пожертвования. Всегда помогал бедным, притесненным и обездоленным, был очень справедливым и очень скромным. Это доказывает следующие достоверные истории из его жизни: Переселившись в Медину мусульмане обнаружили что в ней очень мало пресной воды и единственным источником хорошей воды был колодец «Рума». Он принадлежал одному человеку из племени бану Гифар и жители Медины покупали у него воду, одну бадью за один мудд съестного. Увидев все это Посланник Аллаха пообещал рай тому кто выкупит колодец «Рума» и отдаст его в пользование жителям Медины. Усман тут же сделал это. После долгих уговоров, хозяин согласился продать половину колодца за огромные деньги и Усман выкупил колодец за тридцать пять тысяч дирхамов . И отдал на безвозмездное пользование жителям Медины, и был на столько скромен что потом он так же как и все стоял в очереди за водой. Однажды в год когда люди страдали от голода Усман вернулся с торговым караваном полными еды и питья, по приезду Усман, увидев что люди страдают от голода раздал голодающим все содержимое каравана не взяв с них абсолютно ничего. В разное время был женат на двух дочерях Мухаммад, за что его прозвали «обладатель двух светочей». Он дважды совершил хиджру.

Правление

Исламские завоевания завоевания при Усмане обозначены цифрой IV

Усман стал Халифом по единогласному мнению всех сподвижников пророка Мухаммада. Правление Усмана прежде всего отличалось дипломатичностью, так же отличалось значительным расширением границ Халифата и укреплением государственных институтов, заложенных его предшественниками. При нём Ислам проник на Кавказ , в Иран и Кипр . Так же в его заслуге то, что он создал первый флот в исламе, выделил отдельное здание для судопроизводство и организовал стражей порядка. Во времена правления Усман ибн Аффана в первые на содержание из государственной казны были включены младенцы до одного года и кормящие матери а также все невольники. Остальная категория осталась та же как и при правлении его предшественников, это - бедняки, инвалиды, сироты, путники и старики. Времена правление Усмана ибн Аффана было одним из лучших в истории Халифата.

Усмана ибн Аффана убили лицемеры из числа тех кто лишь внешне принял Ислам, и прикрываясь мусульманами вводили всякие новшества в религию чтобы разрушить единство мусульман и конечно же тем самым ослабить Халифат. Их предводителем был Абдулла ибн Саба, в прошлом он был иудеем, затем внешне принял Ислам и начал подделывать печати и подписи. Раздул фитну и на основе подделанных, им же самим, документах восстал против Халифа. Усман ибн Аффан не стал сражаться с ними и не позволил это сподвижникам, так как убийцы Усмана называли себя мусульманами. Они окружили дом Усмана и держали его в заложниках более сорока дней. И убили его когда начался месяц хаджа, и многие мужчины Медины уехали в Мекку для совершения хаджа. Так же им сыграло на руку то, что Усман был обладателем мягкого нрава.

Усман ибн Аффан аль-Умави аль-Кураши был близким сподвижником Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) и третьим праведным халифом (644-656 годы). Ему были присущи такие человеческие качества, как щедрость и готовность помочь, поэтому пророк поручал ему вопросы подношений и даров.

Биография

Некоторые говорят, что Усман родился в Таифе, поэтому приобрел такие прекрасные личностные качества. Другие утверждают, что в Мекке (наиболее распространенная версия).

Усман вырос в успешной и обеспеченной семье, ведущей торговую деятельность и принадлежавшей к верхушке знати Мекки. С пророком их род объединял один предок - Абд-Манаф.

Усман отличался своей стыдливостью, никогда не поклонялся ни одному идолу, не прелюбодействовал и не пил вино. Он много путешествовал и взаимодействовал с другими народами. Усман приумножил нажитое семьей богатство, унаследовав от отца торговлю.

После 30 лет Усман принял ислам, благодаря призыву Абу Бакр, и оказался в числе первых мусульман.

Эмиграция в Эфиопию

Усман был в числе первых мухаджиров в Эфиопию, когда первых мусульман стали притеснять курайшиты. Сподвижники, в числе которых был Усман, его жена Рукийя (дочь пророка), вышли в юго-западном направлении от Мекки, к порту Шуайба. Там они наняли два судна, которые перевезли их в Эфиопию.

В Медине Усман помогал мусульманам и Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего!), делился с ними своим богатством. Он принял участие практически во всех битвах. Он пропустил только сражение при Бадре, потому что ухаживал за больной дочерью пророка.

Личные качества Усмана

Усман всегда являлся образцом щедрости и был готов прийти нуждающемуся на помощь. Поход на Табук был труднейшим для мусульман. И тут Усман проявил все свои лучшие качества. Он снарядил их оружием, копьями и едой.

Усман купил землю для пророка, когда его мечеть стала тесной. Сегодня эта земля находится во владениях мечети, а потому Усман получает награду за все поклоны, совершенные на ней.

Усман являлся членом совета Шуры и был помощником Умара и Абу Бакра. После того, как его убили в возрасте 68 лет, он был избран халифом.

В эпоху Усмана было завоевано много государств (Армения, Азербайджан, Тунис и др.) и основан военно-морской флот. Исламское государство стало морской державой.

В числе основных достижений: создание 4 копий Корана и раздал их по различным областям. Усман впервые основал полицию и построил здание суда в исламском государстве.

В эпоху Усмана распространилась роскошь и общее благосостояние, что не понравилось сподвижникам, привыкшим к аскетизму. Все пришло к "Великой смуте", которая началась с убийства Усмана.

Новое на сайте

>

Самое популярное