Домой Огород на подоконнике Любить ради аллаха значение. Что значит «любить ради Аллаха»

Любить ради аллаха значение. Что значит «любить ради Аллаха»

Современный мир настолько испорчен, что найти что-то чистое, непорочное сложно. Самыми грязными стали отношения между людьми: брат идёт против брата, дети кричат на родителей... Отсюда и все мировые проблемы. Люди не ценят сами себя и, как следствие, всё то, что их окружает, а значит, и Создателя всего сущего - Великого Аллаха.

Всё меньше и меньше остаётся любви, милости, уважения и сострадания между мусульманами. Дружеские отношения в лучшем случае строятся на партнёрстве, и дальше по цепочке - выгода, меркантильность, нажива, обойти соперника, «потопить» конкурента. А где та самая любовь между людьми, о которой говорит Аллах в Священном Коране и Пророк (мир ему и благословение) в своих хадисах?

«Сладость веры человек может ощутить лишь в том случае, если он объединяет в себе три качества: если он любит Аллаха и Посланника Его больше, чем всё остальное, если он любит другого человека только ради Аллаха и если он так же не желает возвращаться к неверию, от которого его спас Аллах, как не желает быть ввергнутым в огонь». (Бухари. Муслим).

Мы всегда говорим о том, что не постройка больших и красивых мечетей свидетельствует об имане человека, также этому не свидетельствуют множество медресе. Свидетельством имана является наша любовь по отношению друг к другу.

Религия ислам развивалась только благодаря любви. Если бы у Абу-Бакра (да будет доволен Им Аллах) не было любви к нашему Пророку (мир Ему и благословение Аллаха) разве вынес бы он столько трудностей? Никогда бы не вынес.

Так же если бы у Умара-Асхаба (да будет доволен Им Аллах) не было бы любви к Пророку (мир Ему и благословение Аллаха) выдержал бы он столько трудностей? Конечно же нет!

Если бы у Усмана-Асахаба (да будет доволен Им Аллах) не было бы такой любви, разве он будучи богатым бизнесменом жившим в полном достатке, переселился бы в Эфиопию? Конечно же не переселился бы!

Любовь должна быть братья мои! Конечно же любовь не должна быть фальшивой как у тех людей, которые любят до утра, а по утру все исчезает в небытие. Любовь должна исходить от сердца. Страстная любовь ни принесла никакой пользы ни для религии, ни для чего-либо еще.

Да одарит Аллах нас истинной любовью к братьям! Но знайте, что отдавая предпочтение мирскому нам не добиться искренней любви и братства. Также невозможно добиться братства, возвеличивая и отдавая предпочтение только себе. Почему так? Да потому, что сколько на сегодняшний день существуют семьи, где родные братья и сестры чуть ли ненавидят друг друга из-за наследства их упокоившихся родителей.

Но если бы было так, что они искренне любя своих родителей оставили все это мирское. Если бы та любовь, которая есть у них к своим родителям, ослепила бы их до того, что они не видели все мирское, что осталось после смерти их родителей, сколько бы любви осталось у таких людей друг к другу? Вот это и есть братья мои, что нам нужно на сегодняшний день.

Вот поэтому мы не смотрим сегодня на явные качества людей, мы смотрим на ту любовь, которую проявляют братья по отношению друг к другу, также между отношением и человечностью, которую мы проявляем друг к другу. Если всего этого не будет, то мы не увидим ту честь, совесть и достоинство, которыми обладали наши предки, сколько бы мы не говорили об этом, и днем, и ночью.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Человек лишь тогда достигнет любви и покровительства Аллаха, когда то, что любит, будет любить ради Аллаха, обижаясь на кого-то, будет обижаться ради Аллаха, враждовать с врагом своим будет ради Аллаха. Пока он не будет поступать таким образом, не вкусить ему подлинного имана, как бы долго он ни молился и как бы долго ни соблюдал пост. Но, к сожалению, дружба стала строиться на основе земного, а это не даст никакой пользы на том свете » (Ибн Джарир ат-Табари).

Несмотря на то, что человек забывчив и совершает грехи, Господь терпелив к нему. Крыша, под которой человек совершает грехи, просит Аллаха: «Позволь мне обрушиться на него, я не могу терпеть непокорность Тебе со стороны Твоего раба» . Земля, на которой человек совершает грех, тоже просит: «О, Господь! Позволь мне разверзнуться и проглотить того, кто совершает грех против Тебя». Но Господь отвечает им: «Нет! Они могут раскаяться; если бы вы их создали, вы бы так не просили».

Вот она, истина - великая и неизменимая на все времена!

Когда мусульманин совершает поступки ради Аллаха, ради Его довольства и из-за любви к Нему, он, несомненно, идёт правильным путём. Милость и благодать Господа будут сопровождать его во всём.

Человек, намерение которого чистое, который даже вдох делает ради Аллаха и ради любви к Нему, возвышается перед Создателем миров.

Любовь к Аллаху - наивысшая цель из всего того, что есть на земле. Вся остальная любовь - лишь её плод.

Стремитесь к высшему, кристально чистому, совершенствуйте свою веру (иман) - и да поможет нам Аллах в этом! Амин.

Очень трогательная реальная история о двух друзьях, любивших друг друга ради Всевышнего.

Среди людей [верующих и благородных делами, поступками] есть те, которые не относятся к пророкам, а также не являются отдавшими свои жизни за веру и Отчизну, но в Судный День именно им будут завидовать белой завистью и первые, и вторые по причине привилегированности пред Богом и особого Его отношения к ним». У Пророка спросили: «Просим тебя, дай нам знать, кто они и каковы их характеристики (их дела, поступки), мы [хотя бы] полюбим их [будем уважительно относиться к ним, дружить с ними]!» «Они — выстраивающие хорошие, добрые отношения с другими лишь на любви к Богу, притом что в этом общении они никак не связаны [долгом] родственных связей и нет материальной подоплеки. Клянусь Аллахом (Господом миров)! Их лица — свет, и они как в свете (окружены им). Когда другие боятся, они — не боятся [страх не пускает свои корни в их душах и сознании, он минует их, не задерживаясь], когда другие опечалены [угрюмы, опускают уже свои руки от усталости, тягот жизни, долгого отсутствия ожидаемого результата], они — не печалятся [все также идут вперед, несмотря на душевные переживания]», — пояснил посланник Всевышнего, процитировав после этого 62-й аят 10-й суры. *

хадис от Муаза,

св. хадисов ат-Тирмизи

[См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 437; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 3138, хадис № 5012; Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 6. С. 227]

Полюбить другого человека ради Господа миров сложно.

Да мы и не задумываемся об этом…

С праздниками идём поздравлять влиятельных фигур, не думая о том, что твой сосед в это время сидит дома один и о нём никто не помнит. Девушке подбираем жениха из числа тех, кто имеет дом, машину, работу, положение в обществе, красив внешне, не задумываясь о том, что тот, кому отказали, мог быть намного богобоязненнее, уважительнее, даже если он снимает квартиру. На хорошую, престижную работу стараемся устроить сына, при этом собирая последние копейки, чтобы оплатить это место, не предполагая, что это чистой воды харам и вся его зарплата, полученная таким способом, тоже не чиста.

Намерение у нас слишком запылилось, мы не видим и не хотим увидеть, что в любом деле должна быть любовь только ради Него Единственного, у которого нет сотоварищей - Всевышнего Аллаха.

Но кто же является объектом истинной любви?

И каким образом в одном нашем сердце может быть любовь по отношению сразу к нескольким объектам? Ведь кроме истинного Подателя Благ — Аллаха, Создавшего нас из ничего, и Его заключительного посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), мы любим и многих других.

Как же мы можем любить кого-то наряду с Аллахом?

Что же нам делать в таком случае, ведь любовь не зависит от нашей воли?! Кроме Творца и Его Посланника мы любим и других пророков (мир им), любим праведников (аулия), больших ученых (да будет доволен ими Аллах). Любим отца и мать, и своих детей. Любим супругу. Любим друзей. Любим свою жизнь и молодость. Наконец, мы любим все красивое и весь этот мир…

Как нам не любить это все? Как совместить это с любовью к одному лишь Аллаху?

Да, это очень волнующий вопрос. Знай, что ты не должен отказаться от любви ко всему остальному, а должен любить это все ради Всевышнего и во имя любви к Нему. Верующий должен любить только Аллаха, хотя в своих единоверцах и в творениях мира он видит проявление Божественных качеств.

Говоря вкратце, нужно любить все через любовь к Аллаху, через призму любви к Нему. Например, любить вкусную пищу и прекрасные плоды, помня, что это дар и милость Всевышнего Аллаха, это значит любить Его имена ‒ Милостивый, Дарующий блага. В таком виде данная любовь не будет любовью ради своих страстей, своего нафса, а, скорее, эта любовь будет проявлением благодарности Милостивому Господу и искренней любви к Нему.

Человек, намерение которого чистое, который даже вдох делает ради Аллаха и ради любви к Нему, возвышается перед Создателем миров. Мусульманин, шаг за шагом приближаясь к Нему таким образом, обязательно заслужит Его довольство и любовь.

Да поможет нам Всевышний любить ради Него, искренне стремясь к Его милости, довольству и любви!

*С комментариями Ш. Аляутдинова

Статья подготовлена на основе материалов открытых источников

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Под любовью ради Аллаха подразумевается любовь к человеку ради довольства Аллаха. Возможны два варианта такой любви:

а) Естественная любовь, появляющаяся из-за вашей любви к Аллаху или вашей любви к исламу. В результате вы естественным образом любите избранных рабов Аллаха. Сюда относится, например, любовь к пророкам (мир им), любовь к сподвижникам (да будет доволен ими Аллах), алимам, хафизам (заучившим Коран наизусть), получающим исламские знания и т. д. Вы храните любовь к этим людям, поскольку они некоторым образом связаны с Аллахом или Его религией, что равносильно наличию любви ради Аллаха.

б) Второй вид любви ради Аллаха – умышленный и сознательный вид любви, когда вы сознательно стараетесь хранить любовь к определенному человеку ради Аллаха. Например, вы храните любовь к мусульманам, поскольку таков один из исламских принципов. Вы относитесь к ближнему мусульманину с любовью и милосердием, ведь так учил пророк (мир ему и благословение Аллаха), и так поступал он сам. Это видно из хадиса:

لا تدخلون الجنة حتى تؤمنوا، ولا تؤمنوا حتى تحابوا، أولا أدلكم على شيء إذا فعلتموه تحاببتم؟ أفشوا السلام بينكم

Вы не войдете в рай, пока не поверите. И вы не поверите, пока не будете любить друг друга. Хотите, покажу вам то, при практиковании чего вы разовьете любовь друг к другу? Делайте салям (исламское приветствие) распространенным среди вас. (Муслим. Сахих. – № 93, передал Абу Хурейра)

Когда человек обладает такой любовью, это признак того, что он благословлен верой, ведь только человек с истинной верой будет стараться хранить любовь к другим ради Аллаха, несмотря на отсутствие у себя расположения к этим людям. Смысл этого можно лучше понять, если, например, у двух мусульман имеются разногласия, но они, несмотря на это, любят друг друга ради Аллаха.

Так же лишь человек, осознавший ценность веры и хранящий ее, любит все, что напоминает ему об Аллахе и исламской религии, включая избранных рабов Аллаха. Соответственно, это признак его веры. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил о человеке, обладающем такой любовью ради Аллаха:

ثلاث من كن فيه وجد حلاوة الإيمان: أن يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما، وأن يحب المرء لا يحبه إلا لله، وأن يكره أن يعود في الكفر كما يكره أن يقذف في النار

Кто обладает тремя качествами, тот почувствует сладость веры:
а) Аллах и Его посланник любимее ему, чем все остальное;
б) он любит человека лишь ради довольства Аллаха;
в) он боится возвращения к неверию так же, как быть брошенным в огонь. (Бухари. Сахих. – № 16, передал Анас)

Иногда человек сомневается, любит ли он другого мусульманина только лишь ради Аллаха, из-за наличия тесных дружеских или родственных связей. В такой ситуации ему нужно спросить себя: если б этой дружеской или родственной связи не было, любил бы он этого человека ради Аллаха или же относился бы к нему как к врагу и прекратил всякое добро по отношению к нему? Если верен первый вариант, и он все равно любил бы этого человека как мусульманина, то он должен быть удовлетворен тем, что его любовь – ради Аллаха, а то, что это его друг или родственник, лишь дополняет эту любовь и увеличивает ее.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q677

Вопрос:

Как вы ответите, когда кто-то скажет вам, что любит вас ради Аллаха (ухиббука фиЛлях)?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим - на том.

Великий ученый хадиса и факих нашей уммы, имам Навави, рахимахуллах, написал целую главу о любви к другим ради Аллаха в своей работе «Рияд ас-Салихин», которую он назвал «Достоинства любви ради Аллаха и ее преимущества, и сообщение человеку, которого любишь, что любишь его, и что ответить, когда сообщают об этом». В ней имам цитирует многочисленные аяты Корана и хадисы относительно достоинств любви к другим ради Аллаха, ее преимуществ и наград, и некоторый этикет относительно нее.

В этом вопросе есть три аспекта: 1) достоинства и преимущества любви ради Аллаха; 2) сообщение человеку, которого любишь, что любишь его ради Аллаха; 3) как отвечать, когда сообщают об этом.


1) Достоинства и преимущества любви ради Аллаха:

Сайидуна Анас сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любой, кто обладает этими тремя качествами, испытает сладость веры (имана): он любит Аллаха и Его Посланника более всего, он любит кого-то ради одного только Аллаха, и он боится вернуться к неверию после того, как Аллах избавил его от этого, настолько, насколько он боится быть брошенным в огонь» («Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслима).

Любовь ради Аллаха означает, что один любит другого просто потому, что тот держит связь с Аллахом, или потому что тот поклоняется Аллаху и делает что-то для религии Аллаха, или даже (и это более достойно похвалы) просто потому что другой человек - тоже создание Аллаха. За этой любовью не стоит никакая мирская причина, к примеру, одолжение, сделанное кем-то, и эта любовь не подвержена изменению. И она не увеличивается от качеств или доброты любимого, равно как и не уменьшается от его недостатков (Ибн Аллан, Далиль аль-Фалихин, 2\240).

2) Необходимость сообщения кому-то, что любишь его ради Аллаха:

Абу Карима аль-Микдад ибн Ма’дикариб сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек любит своего брата, ему следует сообщить ему, что он любит его» («Сунан» Абу Дауда, № 5124; «Сунан» Тирмизи, № 2393).

Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал сообщать тому человеку, которого любишь, что любишь его ради Аллаха, так как это увеличит взаимную любовь и усилит узы братства. Также хорошо разъяснить другому, что это любовь ради одного только Аллаха, а не из-за какой-то мирской выгоды или другой причины.

3) Как ответить, если сообщают о такой любви?

Сайидуна Анас передает, что один человек находился в обществе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другой человек прошел мимо него. Этот человек сказал: «О Посланник Аллаха, я люблю этого человека». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Ты сообщил ему об этом?» Он ответил, что нет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так сообщи ему». Затем этот человек догнал другого и сказал ему: «Я люблю тебя ради Аллаха». Он ответил: «Пусть Тот, ради Кого ты любишь меня, (Аллах) полюбит тебя» («Сунан» Абу Дауда, 1522).

В свете этой практики сподвижника, если кто-то сообщает другому, что любит его ради Аллаха (ухиббука фиЛлях), следует ответить: «Ахаббакаллязи ахбабтани ляху», - что означает: «Пусть Всевышний Аллах, ради Кого ты любишь меня, полюбит тебя». Таким образом, вы ответите на эту любовь и сделаете ду’а за этого человека, иншаАллах.

Все чаще становится модным совершать какие-то дела и произносить при этом «ради Аллаха». Допустим, «клясться ради Аллаха», «сделать ради Аллаха», «любить ради Аллаха». Клясться и делать что-то – еще понятно, а что значит – любить ради Аллаха? Неужто ухаживание, свидания, подарки, «лежать с мыслями и просыпаться с мыслями о любимом» – все это значит любовь, и она ради Аллаха?

Любить кого-то – вторую половинку, членов семьи, друзей – ради Творца значит, делать все необходимое для этого человека, чтобы Всевышний был доволен им. Просить у Милостивого за него, предостеречь от неправильных поступков. Пример: любит муж жену, твердит на каждом шагу про чувства, но вот со временем не устраивает его домашний халат, лишний вес, приелись поступки, быт. И упрекнет ее в этом, выразит свое недовольство. Куда же исчезла любовь? Подобное отношение озвучивается и со стороны девушки к мужу; недолжное внимание, недостаточный заработок... Что тут сказать, мы, люди, загружены пустыми проблемами. Вместо того, чтобы искать и обрести успокоение в любимом человеке, у нас одни упреки и жалобы.

Если искренне любишь кого-то во имя Создателя, то любящий должен стараться быть довольным им, посредством чего добиться Высшего ублаготворения для любимого человека, совершать дуа и просить у Бога верного ему наставления.

Одна моя хорошая знакомая, скажем, сестра по вере, говорит: «А что такое любовь? Просто слово, придуманное, чтобы было из чего песни сочинять. Вот мой муж, если что-то понадобится мне, семье, или куда-то съездить, он мне поможет и отвезет, даже если у него нет времени. Или придя домой и видя мой уставший вид, он даже не попросит ужин, а скажет – иди поспи, понимая что дети маленькие, а хлопоты большие... И я в свою очередь стараюсь заслужить его довольство, понимая что, добившись умиротворения мужа, заслужу довольство Аллаха. Прошу у Него умножить его блага. Вот это любовь ради Аллаха. А все упреки насчет цветов, курортов, подарков – просто захламливание своего разума никчемными мыслями. Все это, конечно, приятно и поощряемо по мере возможности и желания. Но ведь молитва и довольство любимого намного приятнее...».

Я полностью солидарна с ее мнением.

В доме не должно понятие «Я хочу» стоять выше семейных потребностей. Если хотим внимания, богатства, отдыха, красоты, то лучше тихо об этом попросить у Всемогущего. И быть может, желания сбудутся, в зависимости от того, насколько сильно мы чего-то хотим и насколько это в воле Всеслышащего. Самое главное – попытаться сохранять спокойствие в семье.

Люблю тебя

Ради Аллаха хочу тебя уберечь

От дурного глаза, ведь такое есть,

Ради Аллаха же хочу предостеречь,

Чтобы шёпот шайтана не был в лесть.

Прошу у Всевышнего быть в помощь тебе

Во всех начинаниях в жизни твоей,

Да будет все идеально, складно в семье,

Окружение крепких в вере людей.

Соблазн потехи чтобы был далек,

Чтобы не познал ты потери и страх,

Прошу я, совершая за тебя дуа,

Будь Милостив к нему единый Аллах.

Подойду я украдкой и тихо спрошу,

– Скажи, родной, а как ты любишь меня?

– Точно так же, – ответ такой я услышу,

И посмотришь с милой улыбкой, любя.

Самира Магомедова (Турабова)

Новое на сайте

>

Самое популярное