Домой Виноград История Мэри Барра, которая хотела быть инженером, а стала главой General Motors. Биография

История Мэри Барра, которая хотела быть инженером, а стала главой General Motors. Биография

Позже один из знакомых сказал:

Странный какой-то,

Удивлённый тем, что во время мероприятия Виктор будто вёл хронику.

Теперь-то понимаю, что именно так он и живёт - в режиме нон-стоп, чтобы не упустить важное, взять от жизни максимум, рассказать людям о том, что его волнует. Всегда в гуще событий.

Я согласен далеко не со всеми суждениями Виктора, которые вы прочтёте чуть ниже. Оно и понятно, мы с ним довольно разные во взглядах и мироощущении люди. Однако, Виктор тем и интересен, что на фоне бесконечного числа ленивых, податливых как пластилин авторов выделяется своей неуёмной творческой энергией и желанием стать «соучастником» судеб тех, о ком пишет прозу и публицистические статьи. С ним можно не соглашаться. Можно посмеиваться, мол, «странный он». Но разве подобное когда-нибудь останавливало целеустремлённого человека?

В минувшем году разгорелись споры вокруг реставрации Спасского кафедрального собора в городе Таре. Краеведы пытались достучаться до людей, сообщить о выявленных нарушениях, но СМИ на контакт не шли, ведь реставрация - проект партийный. Из омских «акул пера», большинство из которых прежде били себя кулаками в грудь, мол, «мы за правду, мы за культуру», незаметно «сдулись» почти все. Виктор, сотрудничающий с федеральным журналом «Наша молодёжь», откликнулся тут же. Пока «умные дяди» ворочали в уме информацию, просчитывая, а не прилетит ли им за подобную публикацию в темечко, Власов предложил помощь. В журнале «Наша молодёжь» была опубликована наша с ним беседа на эту животрепещущую тему.

Сегодняшняя беседа - ответная. Мне хотелось, чтобы Виктор ответил на разнообразные, порой колкие для самолюбия вопросы и помог понять, кто такой «В. Власов» в реальной жизни и в книгах.

ПРО САМУРАЕВ И ДОСТОЕВСКОГО

А. Тихонов: Когда приезжаю в небольшие, аккуратные посёлки или умирающие сёла, где когда-то жили наши земляки-писатели, вопросов о том, откуда они черпали творческие силы, не возникает. Природа, свежий воздух, потрясающие пейзажи. Сельский житель с рождения видит мир ярче, резче, многоцветнее. Но ведь ты - коренной омич, дитя бурлящего мегаполиса. Откуда в тебе тяга к творчеству?

В. Власов: Городские авторы тоже тянутся «к перу», просто пишут о другом и иначе. Я писать начал в старшей школе. Смотрю: у меня неплохо получается придумывать рассказы про одноклассников и учителей. Послушаю друга или учителя, обработаю фантазией историю или зарисовку из жизни, быстренько запишу от руки. В итоге - получается маленький рассказ, в нём - сюжет, форма, художественные средства. Как услышу интересное, так не могу молчать - записываю. Тогда это многим нравилось, в данный момент стараюсь не выбиваться из ритма. Сейчас я в постоянном поиске событий и людей, которые вдохновят и «лягут» на строчки. На творчество влияет даже просмотр фильма, мультика или прочитанная книга. Первый мой крупный труд - произведение о средневековой Японии «Красный лотос», повесть о любви ниндзя и войне кланов.

А. Тихонов: Мне написание художественно-исторического произведения кажется непосильной задачей. Ведь нужно обладать энциклопедическими знаниями об эпохе и нравах людей. Как представлю, сколько трудов сокрыто за прозой Клавелла, Яна или того же Юзефовича - дух захватывает. Как ты готовился к написанию своей книги?

В. Власов: Я насмотрелся анимэ, начитался манга и проштудировал более серьёзные вещи, типа классиков восточной литературы. Пообщался с опытными людьми-японистами. Находясь под впечатлением, можно написать отличное произведение. Как после путешествий по странам писал свои романы Борис Акунин?..

Качество творческого продукта зависит от многого - от эмоционального настроя, главным образом, от важного решения - донести свою мысль. Не столько готовый сюжет у тебя в голове, а очень важен заряд, благодаря ему пойдёт слог и выстроятся нужные линии сюжета. Бернард Шоу говорил, что перед написанием любого труда у него в голове есть лишь первые строчки. Я с ним согласен.

В. Власов: Я убеждён, что не станет писателем человек, который каждую строчку вымучивает… Либо вы работаете быстро и качественно, либо помалкиваете. Плох тот автор, который долго-долго настраивается. Один мой знакомый прежде, чем написать, ходит по комнате взад и вперёд, может на улицу выйти и поговорить с кем-то, а потом берётся за работу. Автор, я имею в виду настоящую «акулу пера», должен включаться, как робот, по щелчку. Вот это успех!

А. Тихонов: Не мешает ли работа учителя творчеству?

В. Власов: Наоборот - столько эмоций от общения с детьми и родителями. Особенно когда помогаешь проводить ЕГЭ или ГИА! А ещё - сторожишь школу, две ночи через две… столько времени свободного. У меня только первая смена, классы разные. То есть во второй половине дня бывает много времени. Подготовил планирование на следующий день, «сделал уроки» и можешь писать, если супруга не заставит хлопотать по дому. Сложно творить, когда ребёнок отвлекает, дёргает без конца. Когда жена заставляет ходить по магазинам.

А. Тихонов: А какая работа, на твой взгляд, мешает творчеству?

В. Власов: Например, работа заводчанина. В период школьного отпуска я пытался работать на одном из крупных предприятий - выдержал дней девять. Такая работа изматывает ужасно, по крайней мере, меня. Не знаю как, работая на заводе, Юрий Петрович Виськин, выпустил книгу рассказов. Ему памятник надо поставить. Красиво так расписывал труд заводчанина. Я решил, что лучше подработать в другом месте. Например, на фронте журналистики. Многим нужны материалы на заказ. Я - специальный корреспондент московского федерального глянца «Наша молодёжь». Редактор журнала Пётр Алёшкин планирует в этом году издать мне книгу статей. Публициста во мне он ценит больше, чем автора художественной прозы. Недаром я дважды лауреат журнала «Наша молодёжь» - за статьи об инновационных разработках, а также о школе.

А. Тихонов: Написание «заказного» материала, публицистики - это нечто иное, чем творчество? Я читал множество твоих статей и в каждой рассказывается история человека. Всё пропускаешь через себя?

В. Власов: Публицистику пишу регулярно - спрос постоянный. Обращаются спортсмены, учёные, деятели культуры и т.д. Это откровенно коммерческие вещи. Без этого никак - творчество должно кормить. Вот, например, скоро выйдет у меня статья про новый спортивный зал в Омске. Тренер там не просто перекаченный атлет, а реабилитолог. Вроде бы и «заказуха», но, хочется верить, важная и нужная для кого-то. Немало работаю и на волонтёрской основе. Это тоже хорошо, хотя многие журналисты меня за это не любят. Отбираю хлеб, наверное.

А. Тихонов: А художественная проза? Как с ней обстоят дела.

В. Власов: Прозу я пишу по настроению. Здесь должен быть настрой на долгое творчество. Ухватил идею и тут же реализовываешь её, ни дня без строчки, иначе настраиваешь стиль и перестраиваешься как будто заново. Это проблема для многих даже сформировавшихся писателей. Одно дело посмотреть на фонарь и начать рассказ, а другое - путешествовать по Америке и взяться за роман, предварительно сделав публицистические заметки. В любом случае, твои герои руководствуются твоим же личным опытом. Здесь, как ни крути, будь хоть много пядей во лбу, но всё равно образы и действия зарядишь уже испытанными эмоциями, заготовленной приправой. Поработав в США, почистив бассейны и обслуживая темнокожих братьев, я написал сначала книгу путевых заметок «По ту сторону неба» - она есть в интернете. А потом решился на большую повесть - «Белая и чёрная роза» на весьма неоднозначную тему.

А. Тихонов: Давно заметил, что у каждого пишущего человека есть определённый набор атрибутов творческого процесса. Кто-то не садится писать без чашки чая, кто-то грызёт орешки не хуже той белки. Нет орешков - и настроения нет. Появились - пора писать. Что помогает тебе в творчестве?

В. Власов: Тишина. Это главное чтобы собраться с мыслями и писать.

А. Тихонов: У тебя за плечами две литературные премии, одна из которых - региональная премия им. Ф.М. Достоевского. Как ты сам относишься к победам в конкурсах и всевозможным литературным премиям? Это аванс для автора, чтобы тот писал лучше?

В. Власов: Если в современном обществе не имеешь званий, премий, то народ воспримет избирательно. Я вот - лауреат молодёжной литературной премии им. Ф.М. Достоевского за повесть «Красный лотос». Представляешь: премию имени классика, писавшего в жанре реализма - за альтернативную историю… за фэнтези! Потом известный омский ниндзя Борис Штуров, ездивший на Донбасс со своим клубом ниндзюцу «Сёдзи», за роман «Последний рассвет» вручил мне литературную премию «Ниндзя» - такой в Омске и в России ни у кого нет. Ты писатель, значит, у тебя должны быть премии. Раньше ценился талант, а теперь, простите, без регалий никуда. (Смеётся)

А. Тихонов: Иронизируешь?

В. Власов: Отчасти.

А. Тихонов: Я заметил, что ты переходишь к написанию реалистичной прозы православной направленности. Кто помогает вдохновиться?

В. Власов: В православии я недавно. С благословения Митрополита Омского и Таврического Владимира я пишу о священниках и специалистах родной Епархии. И проза приходит на ум, понятное дело, сама собой. Говоришь в храме с протоиереем Димитрием Олиховым или протоиереем Олегом Цветковым, так получаешь такой мощный заряд, что написать можешь почти что угодно. Это умнейшие люди. Вот с кем надо чаще общаться. С опытом.

А. Тихонов: А теперь кратко: твоё определение тому, кто такой писатель. Это?..

В. Власов: Писатель - это огромная работа над собой и над произведением тоже. Для кого-то творчество - вторая жизнь. Однако трудно назвать работой дело, которое тебя пока что не способно прокормить и вызывает раздражение у членов семьи. Дескать, пишет-пишет человек, пыхтит-корпит, переживает, а толк - не измерить в денежном эквиваленте. Если абстрагироваться от денежной единицы и говорить о чистом творчестве, оно приносит автору вдохновение, а читателю - удовольствие.

Так вот запросто решаю отыскать читателя, увлечённого чтением о средневековой Японии. Особенно к семидесятилетию победы над фашисткой Германией эта тема, знаете, чем актуальна? Не каждый ведь и студент назовёт союзников Германии во Второй Мировой войне, не говоря уже о простых школьниках, которых учит, например, английскому языку писатель и учитель Виктор Власов.
Именно к семидесятилетию победы становится интересно писать различные вариации на тему, кто и кого победил во Второй Мировой. А кого в Омске победила Япония теперь понятно - людей, увлекающихся анимэ и мангой. Не только этими художественными жанрами. Но людей читающих литературу востока и обожающих авторов: Харуки и Рю Мураками (не братьев, кстати), Эйдзи Ёсикаву, Роберта Ши, Ясунари Кавабату и т.д.
Думаю, что с бухты-барахты вряд ли получится «напасть» на человека, регулярно читающего вышеперечисленных авторов. Чтение как хобби, по-моему, изживает себя - куда легче не бегать глазами по буквам и не забивать голову образами, а смотреть и «каваиться» над новым анимэ или голливудским блокбастером в стиле «Последнего самурая».
Видео с пареньком присылает мой друг - Витя Власов (http://www.youtube.com/watch?v=8WMmVSzqQK8). Оказывается этот человек выходит на роман «Последний рассвет» и на повесть «Красный лотос», блуждая на площадках типа «Озон», где ждут своего часа электронные книги. С Андреем Михайловичем Ладиком связываюсь по сети - «Вконтакте». Подмечаю, что он - очень серьёзный читатель и с него можно взять пример многим.
Зрелому мужчине, по фото и не скажешь, что ему сорок лет - в действительности сорок два года. Живёт он в Омске. Работает специалистом Отдела Сопровождения компании ЕСТ. Компания эта занимается автоматизацией служб такси в России, Португалии, Казахстане, Украине, Молдове, Узбекистане, Монголии, Армении, Грузии. Он часто бывает в командировках, в основном по России и Казахстану. Его хобби с детства - чтение книг. В детстве и юношестве он читал книги Джеймса Фенимора Купера, зачитывался приключениями: индейские племена, погони, сражения, дружба, вражда, быт и обычаи разных племён - всё это интересно для него с пелёнок, как говорится. Экзотика привлекает многих. Андрей понял давно, что ему нравится в основном исторические романы. И однажды купил Джеймса Клавелла «Сёгун». Роман так понравился, что быстро «съехал» с романов об индейцах и буквально «подсел» на исторические произведения о средневековой Японии и Китае. А там свои авторы, конечно. Один из них - Роберт ван Гулик, от его исторических детективов оторваться почти невозможно. Всё дело в том, подчёркивает Андрей, что Япония не похожа ни на одну страну мира своей историей, письменностью, культурой и традициями. Если взять Европу и Америку, то отличий в общем-то немного. Но такие традиции и столь крепкое понятие чести и долга у японских самураев, возведенное в культ, все это не может не вызывать восхищения. Вот так Андрей и становится поклонником японского исторического романа.
- Некоторые романы особенно понравились, их не стыдно и посоветовать для поклонников японского исторического романа, - говорит парень. - Джеймс Клавелл «Сёгун», Кристофель Николь «Рыцарь золотого веера», Сюхэй Фудзисава «История телохранителя», Дэвид Чейни «Честь самурая», Лючия Сен-Клер Робсон «Дорога Токайдо», у Лоры Джо Роулэнд целый цикл романов: «Бундори», «Синдзю», «Жена самурая», «Путь предателя», «Татуировка наложницы», «Чёрный лотос», «Красная хризантема», Владислав Баяц «Книга о бамбуке», цикл романов И.Дж. Паркера «Расёмон-ворота смерти», «Адская ширма», «Свиток дракона», «Дворец вожделений», «Интимный дневник гейши», Юлия Андреева «Геймер», Дейл Фурутани «Убить сёгуна», «Смерть на перекрестке» Дзиро Осараги, «Ронины из Ако» - это культовый роман в Японии, думаю, нет японца, который бы не знал о верности 47 самураев, отдавших жизнь за своего господина; Дороти Гублер, Томас Гублер «Дьявол в чайном доме», «Во тьме таиться смерть», «Меч-легенда» - романы о ниндзя.
- Обалдеть! - только и отвечаю. - Я читал авторов трёх. Остальных - упустил. Мне прямо стыдно.
Вот это «японский» читатель, восхищаюсь. Помнит названия романов и фамилии авторов. Смотрю присланную фотографию, на которой запечатлены книги и качаю головой. Такого ответственного и начитанного фаната я желаю каждому писателю.
- Где книги, там и кино, - продолжает Андрей. - Конечно, всем известен японский режиссер Акира Куросава, его фильмы: «Семь самураев», а «Расёмон» - уже классика мирового кино. Современное кино «Последний самурай» с Томом Крузом, «47 ронинов» с Киану Ривзом - это тоже интересно. Посмотрите, кто не видел.
Оба фильма видели многие. В том числе и я. «47 ронинов» - голливудская картина не без примеси мистики, но это и украшает, признаться. Сейчас модно привносить мистику или авантюру в современные произведения.
- В каждом из произведений, будь то книга или кино, но передаётся дух Японии, её традиций и нравы, - пишет Андрей. - Каждый раз, читая книгу или смотря фильм о средневековой Японии, удивляешься твёрдости духа, верности воинскому долгу и смелости самураев. Этим они и привлекают нас - любителей исторических книг и фильмов о востоке.
Да, я восхищаюсь преданности Андрея книгам любимых авторов и жанрам. Можно сказать, что парень увлекается лишь чтивом? Конечно, нет. Андрей Ладик основательный малый и свою приверженность к авторам востока пояснит хоть в сети, хоть при личной встрече. Вот бы наши омские писатели заручились бы поддержкой столь ярых и грамотных фанатов. А то давний, например, приезд молодого писателя Бориса Кутенкова показал, что никому кроме четырёх-пяти читателей (тоже писателей) он и не нужен. Обидно было наблюдать человека, печатающегося в толстых журналах Москвы, сидящим в окружении двух-трёх калек, как говорится. А семидесятипятилетний юбилей члена Союза писателей России Николая Трегубова, состоявшийся буквально на днях, наглядно продемонстрировал, что старик-редактор не нужен никому, кроме тех, кого он редактировал и обсуждал на семинарах. Ни одного коллеги из его творческой писательской организации не было. Обидно, дорогие, обидно.
Хочу ещё раз пожелать писателям преданных читателей и не отчаиваться. Андрею Михайловичу Ладику - оставаться по-прежнему увлечённым и заинтересованным в книгах именно родных авторов. Отечественного производителя необходимо поддерживать в любом случае.

ОКОЛОЛИТЕРАТУРНЫЙ ВОР ВИКТОР ВЛАСОВ

ВНИМАНИЕ! Все многочисленные публикации в Интернете моей статьи «ПИСАТЕЛЬ-СМЕРЧ» (или её частей), кроме этой, в журнале «ЛИТЕРАТУРНЫЙ МЕРИДИАН» № 1(51), 2012 г., стр. 22: http://debri-dv.com/filedata/files/768.pdf, являются ПИРАТСКИМИ. И все они инициированы «героем» упомянутой статьи – ВИКТОРОМ ВЛАСОВЫМ (г. Омск), не только не оправдавшим когда-то данных ему как литератору авансов, но оказавшимся негодяем, клеветником, сплетником и окололитературным вором. Издания (а таких уже ДЕСЯТКИ), в том числе – широко известные и как будто солидные, разместившие текст «ПИСАТЕЛЬ-СМЕРЧ» на своих страницах, грубо нарушают российское и международное законодательство в области авторских прав. Однако бороться с наглым и невменяемым клептоманом В. ВЛАСОВЫМ путём обращения к владельцам и/или администраторам сайтов, обнародующих чужое произведение, полученное ими от жулика против воли автора, практически бесполезно: на каждую закрытую по моему требованию публикацию ВОР ВИКТОР ВЛАСОВ тут же организует две новых, иногда, чтобы замести следы, оставляя текст без заголовка и даже без моей фамилии. Редакторам и/или владельцам сетевых литературных и прочих изданий, сотрудничающих с В. Власовым, если им на глаза попадётся это сообщение, настоятельно рекомендую задуматься: с кем, дамы и господа, вы имеете дело? и нужно ли вам так портить свою репутацию?.. Уведомляю также, что любые разглагольствования в Интернете на тему «член Союза российских писателей, критик Виктор Богданов ценит/поддерживает Виктора Власова» – ЛОЖЬ, распространяемая самим Власовым и его подельниками.

P.S. Примечательно, что этот, в сущности, уголовник (клеветник и вор) на протяжении многих лет работает в одной из общеобразовательных школ города Омска УЧИТЕЛЕМ.

Виктор Богданов, член Союза российских писателей (членский билет № 00011), 06.02.2016.

Рецензии

Добрый день, Виктор!!!
У этого парня целый канал там, он записывает свои встречи с читателями. Ну слушать долго невозможно, конечно, бред сивой кобылы называется.
Но больше волнует другое, их сегодня, как поганок после дождя развелось, интересует их только встреча с читателями исключительно, господин Тихонов В.В. выступает каждую неделю, стихотворения такого уровня, что просто мурашки по коже. Я вот об этом
http://www.stihi.ru/avtor/vasiliytihonov

И если в пору моей работы в школе, дети считали, что поэты - это те, кто давно умерли, то теперь они их видят и слышат, к сожалению. А Власов еще и учитель, т.е. к нему доверия больше, чем к сторожу, скажем или пастуху... И вот это наша литература современная.
Как говорил И.Царев " Я иду на выступление даже больной, чтобы их не стало слишком много, чтобы они не победили" . Но что с ними делать, не очень понятно, конечно, в своем классе я всех Власовых к детям бы не пустила, но теперь у них красные мандаты СП в кармане, и не так просто за дверью можно оставить учителям, которые не в курсе..
Любовь

"Но больше волнует другое, их сегодня, как поганок после дождя развелось.."
"Но что с ними делать, не очень понятно, конечно..."

Да ничего, Любовь, не делать. Они сами быстро пройдут. Потом вырастут новые - и тоже пройдут. Не замечать. Грибник на поганках внимание долго не фокусирует.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Новое на сайте

>

Самое популярное