Домой Природное земледелие Далее в углублении двора выглядывал. Солоухин владимир алексеевич - черные доски

Далее в углублении двора выглядывал. Солоухин владимир алексеевич - черные доски


Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред ли это, достаточно знать, что такое октава .

С физической точки зрения октава -- это увеличение частоты звуковых колебаний вдвое. Например, 440 Гц -- это ля первой октавы (стандартный камертон), 880 Гц -- это ля второй октавы. Интервал между ними -- октава. (Такой музыкальный строй является основным для европейцев уже 2 века).

Вся полоса голосовых частот у людей обоих полов лежит примерно между 80 Гц и 1100 Гц. От ре большой октавы (73 Гц) до до# третьей октавы (1108 Гц).
Если пересчитать в октавы, получим:
80 * 2^x = 1100;
2^x = 1100/80;
x = ln(110/8)/ln(2) = 3.78 октав;

Округлим до 4 октав. Это весь (ВЕСЬ) диапазон нормальных человеческих голосов от баса до сопрано. Человек (не важно какого пола), который может петь в диапазоне 4 октав, обладает выдающимися вокальными данными (и, скорее всего, годами тренировки). Таких людей мало. Эти четыре октавы могут быть сдвинуты выше или ниже основной полосы, но сейчас я говорю в общем о размахе диапазона. В книге рекордов Гиннесса у мужчин рекорд -- 6 октав , у женщин -- 8 октав . Таких мутантов всего несколько на все человечество.

Вокальные диапазоны (бас-тенор-альт-сопрано) обычно делят по 2 октавы. Допустим, мы учитываем не только нормальный регистр голоса, но и фальцет -- это еще примерно 1 октава вверх для мужчин. Для женских голосов фальцет дает небольшой прирост диапазона. Итого есть 3 октавы: это хорошо тренированный певческий голос с учетом фальцета. Уверенный голос без фальцета от 2 до 3 октав -- это уже хорошие данные + очень хорошая тренировка.

Например, Фредди Меркури мог петь от фа большой октавы до фа второй октавы (и до ми третьей фальцетом). Это три октавы чистого голоса и еще почти октава фальцета. Эрик Адамс поет в 4 октавах на записях.

Стоит еще учитывать, что фактический диапазон и музыкальный диапазон -- вещи разные. Под вокальным диапазоном обычно понимают набор музыкально полезных звуков, которые доступны певцу. Под полезными подразумеваются те звуки, которым певец может придать необходимую длительность, силу и окраску. Я, к примеру, могу пищать фальцетом в третьей октаве и булькать басом в большой -- но музыкально эти звуки бесполезны, потому что ни контролировать их длительность, ни сделать их громкими, ни влиять на выразительность я не могу. Да и само их воспроизведение вызывает такое напряжение, что ни о каком исполнении речи нет.

Стандартная клавиатура фортепиано -- 88 клавиш. Это 7 с хвостиком октав. Вдвое больше, чем доступно очень хорошо развитому голосу.

Давным-давно, в этот день 5 сентября 1946 года, 69 лет назад, на далеком острове Занзибар родился мальчик со странным для нас именем Фаррух (что в переводе означает "счастливый", "красивый")…
Это вполне могло бы быть началом какой-нибудь сказки в духе Киплинга или приключенческого романа, но, на деле, оказалось прологом одной из величайших музыкальных легенд нашего времени. Потому что в мире, возможно, не все знают о том, кто такой Фаррух Булсара - но трудно найти человека, который не слышал о Фредди Меркьюри.


Можно часами говорить о профессионализме музыкантов Queen - но без харизмы Меркьюри группа не обрела бы статус культовой. Можно восторгаться тому, как похож на вокал Фредди голос Пола Роджерса, которым его пытаются заменить, но «Queen + Paul Rodgers» - попросту суррогат для ностальгирующих. Ведь дело, по сути, не в голосе… Итак, в чем же суть легенды? Среди кумиров современного мира Фредди занимает особое место. Прежде всего потому, что его очень много, он избыточен. У него «один из лучших голосов рока» (на самом деле - один из лучших голосов ХХ века, Фредди под силу тягаться с лучшими оперными голосами), голос поражающего диапазона (от баритона до контр-тенора), поражающей силы, красоты, обаяния - этого было бы достаточно, чтобы запомниться миру. Фредди Меркьюри - это не только его мгновенно узнаваемый голос, но его мгновенно узнаваемая личность. И именно это делает неотразимым его искусство, и именно это делает невозможной работу Queen с какими бы то ни было другими вокалистами. Фредди Меркьюри является одним из величайших певцов в мире, его имя стоит в одном ряду с легендами, точнее, он сам уже стал легендой. Его знают даже люди которые не имеют совершенно никакого отношения к музыке. Эксцентричный, энергичный и артистичный - таким он остался навсегда, как немеркнущая звезда на горизонте рока. Его песни стали символом рока 80х, классикой, многие из них популярны и сегодня.


Немного фактов:
Родился Фарок(или, по-другому, Фаррух) 5 сентября 1946 года в Занзибаре в семье богатеньких родителей. Его детство прошло на двух далеких идиллических островах - Занзибаре и Пембе, расположенных в Индийском океане у Восточного побережья Африки. О его детстве известно мало. Он рос и воспитывался в пансионате для богатеньких детишек. Друзей у него было мало и был Фаррух всегда "себе на уме", слушал под одеялом Битлов и Элвиса Пресли и витал в облаках... Свою первую группу он сколотил в 12-лет, вместе с однокашниками из индийской школы св. Петра. Уже тогда он заменил экзотичное имя «Фарух» на универсальное «Фредди». Когда в Индии началась война, предки Фредди взяли сына в охапку и переехали в Англию от греха подальше. Пацану на ту пору было уже 14 лет и он абсолютно не представлял, чем ему заниматься в холодной и негостеприимной Англии, тем более, что учился он плохо и единственный предмет, по которому он успевал - было рисование. Но, поскольку мальчик был одаренный - сочинял музыку и стихи, неплохо рисовал и обожал красивые шмотки, то решил он стать искусствоведом. В сентябре 1966 года он поступил в Илингский художественный колледж и через три года закончил его, получив диплом по специальности "живопись и дизайн". Позднее он объяснил: "В колледже нас учили лучше понимать моду и быть всегда на шаг впереди". Вскоре он поселился в Кенсингтоне - месте известном тем, что здесь жила богема: музыканты, художники, люди творческих профессий. И здесь произошла судьбоносная для молодого человека встреча с Тимом Стаффелом, лидером группы Smile.

Одно из первых фото Фарруха-Фредди:

Позже его художественный потенциал выразился в эксцентричных и ярких сценических образах, полных неожиданных и смелых деталей. В 1983 году в клипе группы Queen на песню "I Want to Break Free" Фредди выступил в роли фавна из балета "Послеполуденный отдых фавна", игрой в котором прославился Нижинский. Он исполнил некоторые хореографические номера с Лондонским королевским балетом. Специально для этих сцен Меркьюри надел пятнистое трико, сбрил свои знаменитые усы и сделал себе заострённые уши:


Фредди говорил: "Выйти на сцену в балетных тапочках и трико — это прикольно. В то время мне был нужен этот эффект. Я старался вписать это в сценическое действо, дополнить этим музыку, которую мы играли, и если бы это не работало, я бы этого не делал. Кроме того, мне очень нравился костюм Нижинского" (из книги "Жизнь его словами" про раннее творчество Фредди Меркьюри):


В 1969 году Фредди и его друг Роджер Тейлор открыли магазинчик, в котором, среди прочего, продавали картины молодого выпускника. В 1970 году Стаффел решил покинуть группу, и его место занял Фредди. Он предложил пееименовать группу в Queen, а также создал эмблему команды, взяв за основу герб Великобритании и украсив знаками зодиака всех члнов группы.


Фредии стал удачей всей группы, выведя ее сначала в британские чарты, а затем и на мировой уровень. Тогда же Фредди взял псевдоним Меркьюри, под которым он стал известен миру.


Меркьюри был автором многих песен Queen, в том числе самой успешной - Bohemian Rhapsody. Когда ее выпускали в виде сингла, многие судачили о том, что это будет эпичным провалом - уж слишком долго она длится, да и смешение музыкальных стилей казалось рискованным. Но «музыкальное безумие» Меркьюри себе более чем оправдало. Клип на песню стал одним из наиболее значимых в мировой музыке, многие даже называют его «первым клипом в истории.


В любой композиции, исполняемой Фредди Меркьюри, былотпечаток его личности. В нем не было глянцевой красивости голливудских звезд, журнального блеска, искусственной - рассчитанной и выверенной идеальности, как не было и подчеркнутого неблагообразия или «шокирующего» антиэстетизма многих рок-групп. В нем была чудная теплота естественности, милого несовершенства, самобытной красоты. Весь его облик был отмечен трогающей сердце открытостью, один из его характерных сценических жестов - руки, раскинутые для объятья или для полета, а вернее - и для объятья, и для полета.

Конечно, Фредди очень был театрален. Его безумные вечеринки с переодеваниями, тортом, который надо перевозить вертолетом, его многолюдные клипы, фантастические костюмы (например, покрытый множеством глаз) выдают буйство фантазии, - это «пир воображенья». Отсюдаи его тяготение к переменам в облике («великий притворщик»!) Фредди, судя по воспоминаниям близко знавших его людей, доставляло наслаждение быть источником праздника. «Он любил повеселиться» - об этом пишут почти все, кто оставил воспоминания о Фредди, но на самом деле, кажется, что, скорее, ему нравилось веселить, ставить спектакли-праздники. И чем шире круг участников, тем лучше - достаточно вспомнить знаменитый день рождения на Ибице, на котором в конце концов нашлось место почти всем жителям - «просто так»… Праздник, которому можно многое отдать. Ему нравилось дарить - особняки, дорогущие безделушки, ему нравилось раздавать деньги - друзьям, возлюбленным, нуждающимся, о которых случайно услышал. Давать, давать, давать («All I do - is give») - ему был свойствен какой-то инстинкт щедрости - и, уж конечно, он проявлялся не только в том, что он безудержно тратил деньги и раздавал вещи. Та же беспредельная щедрость - в том, что и как он пел, в том, как он относился к миру.
В 1980 году Меркьюри сменил имидж - он остриг волосы и отрастил усы.


В 1982 году группа ушла в отпуск, и Меркьюри мог реализовать себя в сольных проектах. В числе прочего, он записал альбом Mr. Bad Boy, в который вошла и песня I was born to love you:


В числе самых известных песен Queen - We are the champions, которую считают гимном футбольних фанатов. Она традиционно звучит во время награждения победителей Лиги Чемпионов. Начиная с 1977 года группа традиционно закрывала свои концерты двумя песнями - We are the champions и We will rock you. День безоговорочного триумфа Queen - 13 июля 1985 годы, тогда состоялся благотворительный концерт "Live Aid" на стадионе «Уэмбли» в Лондоне. Действо собрало более 80 тысяч человек. Несмотря на то, что на концерте выступали также Элтон Джон, Пол Маккартни, Стинг, Девид Боуи и U2, именно выступление Меркьюри с командой стало главным событием вечера. В 1986 году Queen вернулись на «Уэмбли» с концертом в поддержку альбома "A Kind of Magic".

В 1987 году состоялся один из самих известных дуэтов Фредди Меркьюри - с оперной дивой Монсерат Кабалье. Это был уникальный тандем, в котором гармонично объединилась музика массовая и элитарная, между которой, казалось, пролегала пропасть. Кстати, до того, как спеть вместе с Фредди, Монсерат спела несколько его песен во время концерта в лондонском Ковент-Гарден. Меркьюри, который ранее подарил диве касету со своими записями, был крайне удивлен таким шагом. По воспоминаниям композитора Майка Морана, встретившись, Фредди и Монтсеррат Кабалье пели ночь напролет: «они играют не из денег, а чтобы вечность проводить».

Совместное выступление с Монсеррат Кабалье в 1988 году стало последним для Меркьюри - к тому времени его уже подкосил СПИД… Уже в 1986 году стали поговаривать о болезни Меркьюри. Заявление о том, что он болен СПИДОм Фредди сделал только 23 ноября 1991 года, после нескольких лет жизни в затворничестве. На следующий день, 24 ноября, он умер.
Фредди Меркьюри был живым доказательством того, что в мире существуют вещи, чувства, которые могут быть выражены только средствами искусства, может быть, они только в искусстве и живут. Музыка Фредди - музыка «простых реакций», простых чувств, она в крайней степени насыщена чувством жизни, жадной любовью к несовершенному миру, жаждой свободы, верой. И это трагическая музыка. Последние его альбомы были один лучше другого. Становился сильнее, совершеннее его голос, приобретали все большую глубину его композиции. И все очевиднее становился трагический характер его творчества: «Это то, к чему мы пришли: люди разобщены…», «Я только тень того человека, которым должен быть…», «Посмотри, что люди сделали со своими душами: они отнимают у себя жизнь…главное для них - гордыня… в них нет терпимости, а мир мог бы быть раем для всех», «Слишком много любви убивает…» и т.д.
И все же... и все же его взгляд был всегда обращен к жизни. Нечто, достойное Бога, и прощения, и вечной жизни было во Фреддином прощальном жесте любви, обращенном к непобедимо для него прекрасной жизни. В песне «Winter’s Tale» жизнь как будто истекает на глазах. «Все кружится, кружится… Все как во сне…» - поет Фредди, и «круженье» кажется гаснущим сознанием, но вместе с тем - «Снегопад - алеющие небеса… шелковая луна в небе… Все полно тишины и покоя… Это так прекрасно! Как будто нарисовано в небесах! - Мир в твоих ладонях» - и все это безумное богатство завершается возгласом-вздохом - «Ууу! Это блаженство!» Восторг перед прекрасным миром угасает только с жизнью.
Можно долго говорить о том, что в конечном итоге привело Меркьюри к кончине. Перебирать все подробности его личной жизни и смаковать ими, сходясь на мысли, что все случилось неспроста. Но - к чему все это? Он ушел, музыка осталась - понятная каждому, воодушевляющая, сильная. Он умер, но его песни вдохновляют на то, чтоб жить.

Для того, чтоб завершить историю о Меркьюри, не нужно ничего выдумывать. Он сам все придумал, записав прощание со всеми, кто знал его и теми, кому еще только предстоит узнать - уже как почившую легенду. “Show must go on” - сингл, который Queen записали в 1991 году.Фредди был уже настолько болен, что не мог участвовать в съемках клипа.Show must go on никто не сможет спеть так же, как Фредди.Из интервью Брайана Мэя CNN, 9 января 2000. "В этом сборнике представлена The Show Must Go On, э-э, которая является песней Queen, потому что однажды мы решили всему давать авторство Queen, но эта песня как бы... я считаю её своим ребёнком, потому что большую её часть я написал рядом с Фредди, который сидел вот здесь (показывает на соседний стул) и, м-м, это был огромнейший опыт, потому что Фредди в то время действительно не мог (или не хотел) выражать себя в поэзии, за исключением некоторых конкретных случаев, и он знал... он знал, что это имело отношение к тому, что мы чувствовали по отношению к нему... и я спел главную вокальную партию для Фредди, и пришлось петь в основном фальцетом, потому что я просто не мог петь так высоко, и я подошёл к Фреду: «Ну как?» — «Нормально» — (Фред) ставит стакан с водкой, идёт в студию и просто с ходу поет её... и я думаю, это одна из лучших вокальных партий, когда-либо исполненных Фредди — оригинальная версия The Show Must Go On..."


Трагизм грандиозной жизни, все ее буйство, страдание и всеохватность, жажда свободы, немыслимая красота мира, которые вечно манят и так редко бывают достижимы, - вот что звучит в этом голосе и пробуждает любовь неутолимую - потому что нельзя вполне насладиться жизнью. И вровень этой музыке в самом деле - только любовь, и в ней - божественный привкус свободы, и потому в ней звучит голос победы, и потому, когда я слушаю Фредди, я чувствую так, как будто во мне бьется его сердце.

И в честь Дня Рождения этого человека-легенды, величайшего певца рок-музыки, наше сообщество предлагает провести в рамках нашего основного проекта "Queen: We will ROCK YOU!" мини-проект "Фредди Меркьюри - человек-легенда", который продлится с 5 сентября по 30 сентября 2015 года. Все сообщества-участники основного проекта могут присоединится к нашему основному проекту, если пожелают.

ЦЕЛЬ : повторить раздел «Орфоэпия»; привить основы грамотной речи; подготовиться к выполнению подобных заданий в ЕГЭ.

Учитель открывает закрытую часть доски, ребята устно расставляют ударение в написанных словах, делают записи в свои орфоэпические блокноты. Затем этот ряд слов дополняется теми, что подготовил один из учеников по индивидуальному заданию. Этот ученик передаёт свою карточку кому-то из учащихся, тот в свою очередь диктует их всему классу, стараясь верно расставить ударение. ВНАЧАЛЕ УЧЕНИК (СОСТ, КАРТОЧКУ), А ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - Учитель контролирует выполнение этой работы.

АпострОф, афИняне, афЕра, бАрмен, блАговест, вероисповЕдание, включИт.

После записи всех слов в тетрадь одному из учеников даётся задание: к следующему уроку русского языка подготовить карточку с семью-десятью словами для проведения орфоэпической минутки в классе.

6. Объяснение новой темы («Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях)

ЦЕЛЬ : изучить новую тему; разобраться с трудными случаями; зафиксировать основные пункты параграфа в тетрадях.

Учитель предлагает совместно разобрать §80 на стр. 267-ой. Один из учеников вслух читает параграф и объясняет приведённые примеры. Если возникают трудности, на помощь приходит учитель. После разбора параграфа переходим к практической части.

ДАЙТЕ ОЖИДАЕМЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ.

7. Первичное закрепление нового материала

ЦЕЛЬ : отработать на практике навык обнаружения однородных и неоднородных определений.

Учитель просит начать выполнение упр. 396: все работают на местах, каждый по очереди комментирует по одному предложению, объясняя постановку знаков препинания.

1. Они вышли на угол мшистой тонкой полянки, освободившейся от снега (неоднородные определения, потому что 1) характеризуют предмет с разных сторон; 2) выражены сочетаниями качественного и относительного прилагательных)

2. Невысокая , сухощавая , энергичная женщина на вид лет семидесяти, но, конечно, моложе, простоволосая , с грязными от огородной земли руками возникла на пороге (однородные определения, потому что обозначают различные признаки одного и того же предмета). Вернее, сначала появился в сенях её громкий , сердитый голос … (однородные определения, потому что обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны)

3. Это было глухое , отгороженное место, где лежали какие-то материалы. Далее, в углублении двора, выглядывал из-за забора угол низкого закопчённого каменного сарая, очевидно часть какой-нибудь мастерской (первый ряд определений является однородным, потому что прилагательные в условиях контекста, характеризуя предмет с разных сторон, объединяются общим признаком – причинно-следственной связью: ‘глухое, потому что отгороженное ’; второй ряд определений является неоднородным, потому что прилагательные характеризуют предмет с разных сторон)

4. По этой дороге крестьяне ездят в горы Алатау, где растёт хороший еловый лес (определения неоднородные, так как выражены сочетаниями качественного и относительного прилагательных и первое определение хороший относится ко всему словосочетанию еловый лес)

5. Я встретил худенькую старушку в зелёном бархатном пальто-салопе (определения неоднородные, так как 1) характеризуют предмет с разных сторон; 2) выражены сочетаниями качественного и относительного прилагательных; 3) прилагательное ‘зелёный’ относится не непосредственно к определяемому имени существительному – пальто-салопе, а к сочетанию последующего определения и определяемого слова, то есть к ‘бархатном пальто-салопе ’)

* пальто-салопе салоп, м. [франц. salope] Старинная одежда: широкое женское пальто с пелериной, прорезями для рук или с короткими рукавами.

* пелери ́ на , ж. [франц. pèlerine] 1. Короткая, не доходящая до пояса накидка (иногда с капюшоном) на плечи, надеваемая поверх плаща. Пальто с пелериной. Плащ-пелерина. 2. Воротник на верхней одежде или на платье в виде такой накидки. Соболья п.

Это задание выполняется только устно? Что записывается в тетрадь? Обязательно – конструкции с одн. и неодн. опред.

Николаев, Холин, Меньшов, Красноруцкий и... еще о нашем футболе!


1968 г. Первенство города по боксу в спортзале «Спутника». Из-за стойки ринга виден Николаев, рядом К. Кудряшов, судья – информатор А.Гусаров,через 1 человека справа о чем-то спрашивают В. Мячикова.

При Николаеве прошли первые соревнования по различным видам спорта, сперва на временном стадионе, о котором я писал выше, потом на стадионе «Родина», зимние соревнования по боксу и борьбе – в спортзальчике ДК «Спутник», а пару раз соревнования по боксу проводились прямо на сцене. Всем понравилось – масса мест для зрителей, хорошо видно и слышно. При Николаеве же привезли в Приозерск несколько яхт морского класса типа «Дракон» и у фанатика морской подготовкишкольников и офицеров подполковника Петропавловского (шлюпки и подводное плавание) параллельно появилась большая группа приверженцев спортивного мореходства. Это были 2 яхты «Дракон» и 8 яхт олимпийского класса «М». Их списали в Московском яхт-клубе и вагонами отправили в Приозерск. Образовалась большая группа энтузиастов, которые сперва привели в рабочее состояние все яхты, потом организовали парусно-буерную секцию при спортклубе. Нужно сразу сказать, что кроме названия «при спортклубе» спортклуб никакого участия в работе парусников не принимал. Председателем секции выбрали Владимира Царькова, (ЦРП), помощником – Бориса Коротаева (военные строители). Руководители были выгодны для секции, т.к. имели в подчинении ремонтные мастерские, склады, а яхты требовали ремонта, оснасткии т.п. Активными яхтсменами были Евгений Никитин (узел связи), Евгений Уколов (61п), Эдуард Фаустов (в/ч 28081), Александр Дубовец (1 упр.), Юрий Логвиненко (3 упр.) после демобилизации даже сохранил для переговоров в «Одноклассниках» имя своей яхты «Тригл» - это теперь его позывной. Потом появились более легкие яхты типа «Кадет» и «Оптимист», но это позже. А тогда на первых порах выяснилось, что для вождения яхт нужны были и права: для «Дракона» - международного класса, для«М» - всесоюзного. Вот и сели наши энтузиасты-яхтсмены в автобус и поехали в г. Балхаш, где был великолепный большой яхт-клуб с мастерами международного класса, судьями и тренерами. Вот таким образом в нашем городе появилась секция яхтсменов. За многие годы существования яхтсмены провели немало соревнований, да и просто выходов в акваторию Балхаша. Секция обрастала новыми кадрами, судами, буерами. Полковник Налбандян приложил немало организационных усилий для постройки волнолома, а когда его построили, возникла удобная бухта, которая сразу обросла многочисленными эллингами с катерами, лодками, шлюпками и т.п. В комендатуре появился новый наряд – дежурный по лодочной станции во главе с офицером. Яхтсмены наравне с Петропавловским принялись за обучение молодежи, в основном школьников. И если в клубе Петропавловского обучали правилам гребли и техники безопасности на гребных судах, а также подводному плаванию, то яхтсмены учили парусному делу. Была организована школа юниоров-яхтсменов, причем принимали в нее только по письменному заявлению родителей юниоров, желающих заниматься парусным спортом. Четверо из них позже поступили в «мореходку».

Из других бытовых событий можно отметить такой факт: когда в Город по приглашению генерала Трофимчука прибыл из Новосибирска академик МихаилЛаврентьев, то лучшего отдыха после нескольких дней напряженного труда, чем выход в «открытое море» на яхте, ему предложить не могли. Академик был в восторге. А зимой Царьков катал на буере Степана Дмитриевича Дорохова и тот был очень благодарен за полет по льду на новом для него виде транспорта. Все это повествование я пишу со слов Владимира Ивановича Царькова, много лет возглавлявшего яхтсменов Города. После демобилизации Царьков живет в Киеве. И там он не оставил любимого дела. Он принимал участие в конструированиии постройке первой украинской океанской парусно-моторной яхты «Батькивщина» (Родина). Много лет был боцманом киевского клуба океанских и морских яхт, ходил на яхтах по морям и океанам вплоть до Канады и только возраст и болезни заставили его «сойти на берег». Его деятельность – наглядный пример квалификации приозерских яхтсменов. Да и по выходным дням летом неоднократно на яхтах выходили на большую воду члены семей яхтсменов, их друзья и знакомые. Замечательный отдых! Вода около берега всегда была мутноватой, а вот когда на яхте отходишь от берега на несколько сот метров… Свежий ветер, прозрачная вода, сквозь которую видно плавающую в глубине рыбу или нырнувшего пловца. Благодать!

Николаева на постуначальника клуба сменил Игорь Холин -фигура, прямо сказать, неоднозначная. Много лет он входил в состав сборной полигона по волейболу, левша, неплохо стоял в футбольных воротах. Одним из первых получил 1 категорию судьи по футболу и волейболу. Потом он стал начальником клуба…. И вдруг нас всех перестали вызывать на судейство по футболу различных разрядов. А судили мы, напоминаю, матчи вплоть до первенства клубов класса «Б» (Шахтер Караганда, Трактор Павлодар, Целинник Целиноград и т.п.). Выезжаю в Караганду уже в разгар лета на судейство первенства области по легкой атлетике и выясняю у председателя федерации футбола области Владимира Ледовских, что вместо всех нас регулярно приезжает Холин, объясняя наше отсутствие (Кравец, Федоров, Гусаров и др.) то нарядом, то болезнью, то отпуском, то еще чем-нибудь. Поэтому нас перестали вызывать. Дело в том, что все вызовы официально приходили в адрес нашего спортклуба, а начальником там был… Холин! Самое интересное, он за это время так себя зарекомендовал, что Володе Ледовских посоветовали «этого капитана больше не присылать для его же безопасности». Состоялся «разбор полетов»в городе. Холин больше никуда не выезжал. Первенство города посуживал, и это все. А нам потом много времени пришлось затратить на восстановление доброго имени приозерского судейского корпуса. Холина вскоре перевели на должность начальника физподготовки автополка, где он отметился устройством полосы препятствий между зданием «Спутника» и забором автополка.

На смену Холину пришел Владимир Меньшов. Прекрасный в прошлом штангист, летчик, списанный из летного состава по состоянию здоровья, он сам решил продолжить службу в спортивной ипостаси. Это был великолепный начальник клуба! К тому времени Мячикова на посту начальника физподготовки полигона сменил Александр Красноруцкий, но о нем речь ниже. Меньшов прежде всего навел порядок в самом клубе, где к тому времени был довольно-таки внушительный штат из офицеров, прапорщиков, личного состава спортвзвода. Затем взялся за хозяйство клуба. При нем, по его инициативе появились 2 теннисных корта, на которых зимой разыгрывались жаркие сражения по хоккею на первенство Города, а летом, помимо тенниса, и по мини футболу.


1976 г. Первенство Города по мини футболу в теннисном корте. Первый слева-капитан «Молнии» В. Мельник. С мячом А. Красноруцкий.

Появилось запасное футбольное поле, также зимой превращавшееся в каток для всего населения, там же была искусственная горка с виражом, был реконструирован (по сути дела восстановлен) закрытый тир на 50 м., беговые дорожки были покрыты рекортаном. Всего не перечислишь. Один эпизод: мой сосед по лестничной площадке Геннадий Будревич, с которым мы не один год играли за сборную Города по волейболу, обратился ко мне с интересной просьбой. Дело в том, что у его старшего сына было на лето производственное задание (были такие для старшеклассников – делать что-то «по хозяйству»). Вот он и предложил построить силами старшеклассников школы им. 50-летия Октября хорошую волейбольную площадку на стадионе. С «дровами» (досками) и металлом (трубами) я договорился в сантехнических мастерских на полуострове (когда много лет живешь в городе, то волей-неволей обрастаешь массой нужных знакомств). Меньшов выделил место и сварщика с инструментарием и после пары недель интенсивной веселой работы на стадионе появились 2 волейбольных площадки, причем одна из них с прекрасным деревянным настилом, а другая земляная, выросла между ними небольшая трибуна для зрителей, да еще рядом разместилось и гандбольное поле. Естественно поставили хорошие стойки для сеток, гандбольные ворота. Вот и пример работы начальника клуба, который не стал ныть и жаловаться на отсутствие средств, людей и т.д., а пошел навстречу нашей инициативе и посильно принял участие в хорошем начинании.


Сборная Города тренируется на новой волейбольной площадке

Вернусь к начальнику физподготовки полигона. После Мячикова на этот пост заступил Александр Красноруцкий. Он оставил свой след в истории спорта Города тем, что, собирая везде, где только можно, металлолом, строил из него спортивныеплощадки, на которых можно было «подкачать» различные группы мышц, подняться вверх по шесту и т.п. Сперва такой спортгородок возник на стадионе и приходящие на стадион жители охотно, скидывая парадные пиджаки и кителя, занимались в этом городке различными физическими упражнениями. Потом такие городки появились во дворах всех четырех школ Города. Вот что нового привнес Красноруцкий. А так спортивная жизнь катилась по накатанной отрегулированной десятилетиями дороге. Появился прекрасный спортивный зал «Старт», в котором проводились все крупные соревнования от бокса и борьбы до волейбола и мини футбола. Вот так и рос наш спорт. От намека на стадион в районе КПП при въезде на полуостров до стадиона «Родина», на котором проводились матчи на первенство Казахстана; от маленького спортзала в клубе «Спутник», где соревнования перемежались с танцами по выходным дням, до спортзала «Старт», в котором не было стыдно принимать соревнования вплоть до республиканских. Самыми редкими соревнованиями в Городе были первенство по плаванию и конькам. Первенство по плаванию проводилось всего 1 раз – почему-то оказалось сложным изготовить стартовые мостки и соблюдать все правила безопасности. Также всего один раз проводилось первенство Города по фехтованию. И всего лишь 2 раза соревновались конькобежцы. Призерами у мужчин были Майданников (6п) и Ефремов (8п),у женщин бессменной чемпионкой была Валентина Кравец. Ее муж, будучи сильным штангистом, был одним из лучших футбольных рефери Города и много лет работал «стартером» на многочисленныхлегкоатлетических и лыжных соревнованиях. Ну, а остальные соревнования во многом стали зависеть от личного участия А. Красноруцкого. Будучи неплохим футболистом, он старался быть участником всех соревнований по большому и мини футболу и очень обижался, если не попадал в какую-нибудь команду или не становился призером. Потихоньку прекратились выезды на товарищеские встречи по футболу и волейболу между ветеранами Приозерска и городов Балхаш и Джезказган. Последняя такая встреча была в 81 году, когда в гости к нам приехали ветераны–футболисты Джезказгана. Немного задержавшись, я, входя на стадион, услышал хохот на трибунах. На мой недоуменный взгляд с трибун крикнули: «Гусар, взгляни на команды в профиль! Наглядный график благосостояния игроков!» Поглядев на поле, я тоже не смог сдержать улыбки – против поджарых и мускулистых приозерцев стояла шеренга довольно таки пузатеньких ветеранов из Джезказгана! Началась игра, побегали ветераны–гости 5-10 минут, показав при этом неплохое былое мастерство, и «сдулись». Вот уж здесь Саша Красноруцкий порезвился! Его сдерживали уже свои игроки, нашептывали судьи. Где там! Лупил и лупил по воротам! Сыграли, правда, 2 тайма по 20 минут. Договор был на 30 минут, но, видя аховую подготовку гостей, мы время игры сократили.

Хотелось бы вспомнить еще одного ветерана полигона в связи с вопросом о физической подготовке офицеров. Тогда же, в конце 70-х, на стадионе вечером мы обсуждали вопрос, кого же послать на чемпионат Джезказганской области по многоборью ГТО. К тому времени в армии уже давно существовала военная спортивная система ВСК (военно-спортивный комплекс), несколько отличная от гражданского ГТО. В это время на стадион пришел с отчетом об участии нашей городской команды «Зарница» (школьная военная игра) в областных соревнованиях один из основателей этой игры в Приозерске Кузьма Павлович Данилов. Невысокий худощавый энергичный полковник, по моим понятиям вполне отвечающий чеховским требованиям к человеку («В человеке должно быть все прекрасно: и душа, и мысли, и тело»). Я возьми, да и предложи Кузьме Павловичу поучаствовать на этих соревнованиях по старшей возрастной группе. И он согласился, съездил на соревнования и… стал чемпионом области! Позднее после демобилизации я нередко общался с ним в Ставрополе. И он тоже подарил мне анекдот из своей жизни: после демобилизации, устроившись с жильем, пошел Кузьма Павлович искать себеподходящее занятие. В Ставропольском сельхозинституте предложили ему работу лаборанта, и он согласился. Спустя полгода в отделе кадров сельхоза, перебирая анкеты, обнаружили, что у них в лаборантах работает кандидат технических наук! Шок! И назначили Данилова деканом подготовительного факультета, где готовили к студенческой жизни в России вьетнамцев, индийцев и прочих иностранцев. Когда я его спросил, зачем ему такие хлопоты, он ответил: «Толя, ну меня же в райкоме партии попросили!». Последние годы он преподавал на кафедре электротехники. Вот таким безотказным, добросовестным и прекрасным человеком у меня в памяти и остался этот недавно ушедший от нас образцовый человек, ученый и офицер.

Стараниями нашей городской секции футбола и начальника клуба В.Меньшова наша футбольная команда «Ястреб» стала играть на первенство Казахстана. Усилий со всех сторон было предпринято немало. Город-то у нас был режимный! Но и это препятствие совместными усилиями было преодолено и к нам стали приезжать команды мастеров из разных городов Казахстана. До этого события наши футболисты дважды становились чемпионами новообразованной Джезказганской области и к нам в гости приезжали футболисты областных клубов, так что опыт по пропуску спортсменов в Город уже был. Вспоминаю первый выезд наших футболистов на игры на первенство вновь образованной области по маршруту Приозерск - Саяк–Акчатау. Я возглавлял команду в этой поездке. Выделили нам в школе сержантов ГАЗ-66 с обтянутым брезентом кузовом. Набросали по моему указанию на дно кузова кучу матов. Футболисты сперва этого не поняли и слегка даже возмущались, но потом, проехав пару часов по никакой дороге, оценили и спокойно лежали на матах всю оставшуюся часть пути. А путь был нелегким. Доехав до Балхаша, мы не знали, куда ехать дальше. Выручил таксист, проводивший нас до границы города и показавший грунтовку, ведущую на Саяк. Дело было поздним вечером. Дорога немилосердно петляла. Однажды пришлось пересекать узкоколейку. Тогда я (как энергетик) приказал водителю бросить эту чертову дорогу и ехать по столбам высоковольтной ЛЭП – самый прямой путь к цели, тем более дорога была и между столбами. (Благо, практика у меня уже была. Однажды я возглавлял автоколонну по маршруту2п-4пзимой. В пути нас застала пурга, и мы до 6п добирались почти сутки. Вот там, теряя дорогу, мы лебедкой на одном из ЗИЛов вытаскивали машины к телеграфным столбам и по ним следовали дальше, поочередно цепляясь лебедкой за очередной столб.) Трясло одинаково, но путь стал короче. Приехали рано поутру, подивились на 50-тонные самосвалы (в Саяке были крупные рудники), поспали до обеда в спортзале и вечером раскатали местную команду с крупным счетом. Помылись в промышленной душевой, примерно, на 500-600 мест и бойцы взмолились; «Разрешите нам ехать на узкоколейке!» Оказывается, ходила такая раз в сутки по маршруту Балхаш – Саяк и обратно. Разрешил, погрузил пару-другую добровольцев в кузов, и поехали мы поздним вечером обратно по проложенному маршруту. Подождали подошедший поезд утром в Балхаше и поехали в Акчатау уже по хорошей трассе Алма-Ата - Целиноград. Акчатау – это тоже рудники, но более старые и поэтому город напоминал оазис в пустыне: много зелени, парк, в центре парка стадион с бассейном и вышкой для прыжков. Т.к. игра была на следующий день, футболисты с огромным удовольствием поплескались в 25-метровом бассейне. Единственное, что я запретил, это прыгать с вышки. Назавтра, снова выиграв и поискав пару загулявших игроков по городу, поехали домой. По прибытии в Приознрск написал я на путевом листе водителя: «Машина прошла без аварий столько-то км. (больше 1000), замечаний нет». Мне рассказали, чтокомандовавший тогда школой сержантов подполковник Сапожников на том же листе объявил водителю отпуск на 10 суток, а сам лист вывесил где-то на стенде. С гордостью могу отметить, что всех без исключения спортсменов из команд-гостей поражал наш город! Порядком, чистотой, зеленью, магазинами с дефицитным по тем временам товаром, да и многим другим, характерным только для нашего закрытого Города. Выступали наши футболисты в первенстве республики, надо прямо сказать, не ахти как и на следующий год мы с этих соревнований снялись - в основном из-за отсутствия официальной сметы расходов на такие соревнования.

Из более ранней истории нашего футбола – два интересных случая. Первый: приехал вместе с командой судить игру на 35п (тогда уже играли в 2 круга с разъездами). И вот в разгар игры начинается массовый пуск новых экспериментальных ракет. Я сам служил на этой площадке и знаю насколько завораживающе выглядит это зрелище, а уж увидеть в первый раз.. Разинув рты, застыли на месте приезжие игроки. Выбиваю мяч и кричу: «Играть!» Пуски кончились – игра продолжилась. Кстати в этих поездках, как и в автобусах, везущих офицеров с площадок домой и обратно, годами складывалисьсвоеобразные обычаи. Так, например, никого уже не удивлял вид офицера, марширующего впереди гудящего автобуса с хохочущими пассажирами парадным шагом и отдающего честь скульптуре «Непьющего солдата» около госпиталя. Это значит, что бедняга, едучи домой, проиграл в карты за долгую дорогу и, как проигравший, исполнял ритуал неудачника. У футболистов был еще один обычай: играли в карты после футбола в пути и только выигравший кон мог выпить кружку воды из запасного бачка. Так вот бывало при особом везении, что один из игроков уже насильно вливал в себя очередную премиальную кружку, а остальные мучились от жажды. И непонятно было, кому повезло больше... Случай второй: однажды в порядке установления дружеских связей с местным населением к первенству Города допустили команду «Локомотив», составленную из футболистов ж.д. депо станции Сары-Шаган. Играли они, откровенно говоря, плохо и проигрывали всем подряд. Поиграв 1 год, они сами снялись с соревнований. Но гостей они принимали у себя в «Сарах» на весьма примитивном, так называемом, стадиончике: пара утлых ворот и контур поля, обозначенный жиденькой окантовкой из мела. Вот там судил я матч, приехав с городской командой, и в разгар игры на поле хлынули овцы, коровы, козы. Местный пастух в привычное время гнал стадо домой по привычному маршруту… Хохот, крики. Пришлось прекратить игру на время прохождения стада.

Вот такая вкратце была история нашего футбола – от первых матчей нескольких городских команд, до первенства Казахстана. Закончить хотелось бы опять рассказом о судьях. После первого выпуска было еще несколько выпусков школы Млявова и все выпускники отличались педантичным знанием и соблюдением правил игры. Из последующих могу вспомнить Николая Стариченкова и судью с весьма характерными инициалами – Юрий Никулин. Хороший лыжник, он где-то услышал, что судья за матч пробегает 12 -15 км. Отличная летняя тренировка для зимнего сезона! Юрий с отличием закончил курсы судей, и… Вы когда-нибудь видели, как судит футбол человек, ни разу в жизни этот мяч не пинавший и знающий только то, что такая игра существует?! Никулин полностью оправдывал свою фамилию! Сколько сколько насмешек и скверных слов он выслушал в первые годы своей работы! Но не сдавался и упорно продолжал овладевать таинствами футбольной науки. Он стал играть в футбол в своем управлении, не стеснялся спрашивать, опасаясь опять нарваться на насмешки. И стал хорошим судьей! Однажды я зашел на стадион посмотреть матч междусильными командами. Судил Никулин и отсудил блестяще! Я – его главный критик - с удовольствием поздравил его с успехом и пожал руку. Судьи первой волны постепенно уходили из футбола. Сказывались возраст, резко повысившиеся служебные нагрузкив связи со служебным ростом. Появились новые судьи – Иван Колмаков, Николай Стариченков и др.


Играют "Буревестник" и "Торпедо". Стадион "Родина". 1966 год.


Матч на первенство Города судят И. Колмаков, А. Гусаров и Н. Стариченков.

Увы, всех уходящих они заменить не могли. Но самое главное – это Красноруцкий. Его буквально трясло от бешенства при мысли, что большинство соревнований проводится добровольными федерациями по разным видам спорта, что все они независимы от штабных веяний, что ему они не подчиняются, и он в их работе не принимает участия. Начались скандалы, трения. Самый крупный пример: наш «Ястреб» выступал в первенстве Казахстана, вся организация прошла мимо Красноруцкого и это его бесило. Приехали на стадион республиканские судьи несколько раньше заявленного времени и случилось так, что их никто не встретил. Но Красноруцкий был там и на просьбу приехавших проводить их в судейскую комнату ответил: «А я вас сюда не приглашал!» И как же он радовался, когда наши футболисты закончиливыступления в этих соревнованиях, не снискав особой славы! Закончились его хлопоты наглядно: летом 1982 года заглянул я совершенно случайно на стадион. Шла игра. Судил встречу сержант в сапогах, стоя "столбиком" в центре поля, изредка лениво посвистывая и помахиваярукой. Из своей судейской практики могу только добавить еще один эпизод. Владимир Федорович Млявов приучил нас педантично изучать правила. И это мне пригодилось. Как я уже упоминал, мне удалось купить «Правила судейства соревнований по футболу» знаменитого нашего рефери Латышева в книжном магазинчике на полуострове. И вот однажды, приехав на судейство в один из городов Казахстана, я задумался, как же судить при жаре выше 30 градусов да еще на открытом месте в черной судейской рубашке? Посмотрев в «Правила», обнаружил абзац, в котором ничего не писалось об именно черной форме, а говорилось, что форма судьи, как и форма вратаря, должна по цвету отличаться от формы игроков. Была у меня в чемоданчике запасная голубая рубашка для прогулок. Ее я и надел. Удивил всех! И своих помощников, и игроков, и зрителей. Но самому-то мне было легче! И я продолжил практику судейства в светлых рубашках. И вот на одних из судейских сборов летом глава судейского корпуса Казахстана Толчинский заявляет: «У нас тут появился какой-то голубой судья (в те времена это означало только цвет!). Кто это?» Встаю. «Почему вы нарушаете форму?». «Я не нарушаю!» - «Как это?!» Достаю «Правила» и цитирую Латышева. Шок! Смущение! Я оказался единственным судьей в Казахстане, который обратил внимание на это правило. Меня обозвали умником и позавидовали. Заканчивая воспоминания о городском футболе, могу сказать, что чемпионат наш был тем интересен, что был непредсказуем. Каждый год возникал новый лидер. По очереди чемпионами или обладателями кубка Города становились «Рубин», «Торпедо», «Чайка», «Заря» «Волна», «Строитель»… Интересный факт – в конце70-х годов лучшими бомбардирами первенств 3 года подряд становились нападающие строителей Коваль, Коваленко, Ковалев. Должен вспомнить в связи с этим и о физруке строителейв 70-80-х годах. Среднего роста, хорошо сложенный Анатолий Васильев одинаково хорошо играл во все игры с мячом, начиная с настольного тенниса и заканчивая гандболом. При нем на полуострове был построен прекрасный спортзал, вмещающий поле для мини футбола. И мы с удовольствием ездили на полуостров играть в волейбол в играх на первенство города. Строители самым активным образом участвовали почти во всех городских соревнованиях и имели в своих рядах немало чемпионов и призеров Города по различным видам спорта.

(продолжение следует)

Новое на сайте

>

Самое популярное