Домой Природное земледелие Основные принципы управления стоимостью проекта. Описание компании и организационной структуры. Методы контроля стоимости проекта

Основные принципы управления стоимостью проекта. Описание компании и организационной структуры. Методы контроля стоимости проекта

Управление стоимостью проекта объединяет процессы, выполняемые в ходе планирования, разработки бюджета и управления расходами и обеспечивающие завершение проекта в рамках утвержденного бюджета. На рис. 7-1 представлена общая блок-схема процессов управления стоимостью проекта, которые включают в себя следующее:

7.1 Оценка стоимости – процесс определения примерной стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта.

7.2 Определение бюджета – процесс суммирования оценок стоимости отдельных операций или пакетов работ для формирования санкционированного базового плана по стоимости.

7.3 Управление стоимостью – процесс мониторинга статуса проекта для корректировки бюджета проекта и внесения изменений в базовый план по стоимости.

Данные процессы взаимосвязаны друг с другом, а также с процессами из других областей знаний. В зависимости от потребностей проекта в каждом процессе могут принимать участие одно лицо или группа лиц. Каждый процесс происходит в каждом проекте не менее одного раза и выполняется в одной или нескольких фазах проекта, если проект разбит на фазы. Хотя процессы представлены здесь в виде дискретных элементов с четко определенными границами, на практике они могут накладываться друг на друга и оказывать взаимное влияние; такие наложения и взаимосвязи здесь не описаны. Взаимосвязи процессов подробно рассматриваются в главе 3.

В некоторых проектах, особенно небольших, оценка стоимости и разработка бюджета расходов настолько тесно взаимосвязаны, что рассматриваются как единый процесс, который может выполняться одним человеком за относительно короткий период времени. В данном руководстве эти процессы рассматриваются как отдельные, так как инструменты и методы каждого из них различны. Возможности влияния на стоимость максимальны на ранних стадиях проекта, поэтому очень важно как можно раньше определить содержание (раздел 5.2).

Работам, составляющим три процесса управления стоимостью проекта, предшествуют некоторые действия по планированию, выполняемые командой управления проектом. Это планирование является частью процесса разработки плана управления проектом (раздел 4.2), в результате которого получается план управления стоимостью, устанавливающий формат и критерии планирования, структурирования, оценки, разработки бюджета и управления стоимостью проекта. Процессы управления стоимостью и связанные с ними инструменты и методы обычно выбираются на стадии определения жизненного цикла проекта (раздел 2.1) и документально фиксируются в плане управления стоимостью. Например, в плане управления стоимостью могут фиксироваться:

Степень точности. При оценке стоимости операций данные округляются с определенной точностью (например, до 100, 1000 долл. США) в зависимости от содержания операций и масштаба проекта; в этом округлении могут учитываться резервы на возможные потери.


Единицы измерения. Для каждого типа ресурсов оговариваются единицы измерения (например, человеко-часы, человеко-дни, недели или фиксированная стоимость).

Связи между процедурами организации. Иерархическая структура работ (ИСР) (раздел 5.3.3.1) предоставляет структуру для плана управления стоимостью, что позволяет обеспечить непротиворечие оценок, бюджета и управления стоимостью. Элемент ИСР, используемый для учета стоимости проекта, называется контрольным счетом. Каждому контрольному счету присваивается уникальный код или номер (-а), который непосредственно связан с системой бухгалтерского учета исполняющей организации.

Контрольные пороги. Для мониторинга выполнения стоимости могут определяться пороги отклонений, что позволяет установить заранее согласованную величину допустимого отклонения, прежде чем будут предприняты некоторые действия. Пороги обычно выражаются в отклонении от базового плана, выраженном в процентах.

Правила измерения исполнения. Устанавливаются правила измерения исполнения в соответствии с управлением освоенным объемом. Например, план управления стоимостью может:

o определять ИСР и точки, в которых будет проводиться измерение контрольных счетов;

o устанавливать методы измерения освоенного объема (например, взвешенные контрольные события, фиксированные значения, процент выполнения и т. д.) для применения; и

o определять формулы расчета для управления освоенным объемом, необходимые для определения прогноза по завершении (ЕАС) и других методов отслеживания.

Для получения подробной информации по управлению освоенным объемом см. Practice Standard for Earned Value Management .

Форматы отчетности. Определяются форматы и регулярность составления разнообразных отчетов о стоимости.

Описания процессов. Документально фиксируются описания каждого из трех процессов управления стоимостью.

Вся эта информация включается в план управления стоимостью (элемент плана управления проектом), либо в текст его основной части, либо в виде приложений. План управления стоимостью может быть формальным и неформальным и иметь большую или меньшую степень детализации в зависимости от потребностей проекта.

Рис. 7-1. Общая схема управления стоимостью проекта

Управление стоимостью проекта должно учитывать требования к информации о расходах, предъявляемые заинтересованными сторонами проекта. Различные заинтересованные стороны проекта могут рассчитывать стоимость проекта разными способами и в разные моменты времени. Например, цена покупаемого предмета может оцениваться на момент принятия решения или подтверждения покупки, на момент оформления заказа, на момент поставки, или его фактическая стоимость зачитывается и фиксируется при ведении расходов проекта.

Управление стоимостью проекта касается, прежде всего, стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта. Кроме того, при управлении стоимостью проекта следует учитывать, как принимаемые решения скажутся на последующих периодических затратах на эксплуатацию, обслуживание и техническую поддержку продукта, услуги или результата проекта. Например, ограничение числа проверок конструкторских чертежей может снизить стоимость проекта, но это может привести к повышению эксплуатационных расходов заказчика.

Во многих организациях прогнозирование и анализ предполагаемой финансовой эффективности продукта проекта выполняется вне рамок проекта. В других, как например, в проектах капитального строительства, управление стоимостью проекта включает и такую работу. В том случае, когда такие прогнозирование и анализ включены в проект, управление стоимостью проекта охватывает дополнительные процессы и ряд методов из области общего управления, такие как анализ рентабельности инвестиций, дисконтированного денежного потока и окупаемости инвестируемых средств.

План управления стоимостью разрабатывается на ранней стадии планирования проекта и определяет структуру каждого из трех процессов управления стоимостью для обеспечения эффективности и согласованности этих процессов.

Управление стоимостью решает задачи снижения себестоимости проекта и обеспечения максимальной рентабельности участников проекта. При этом построение системы стимулирования должно обеспечить непротиворечивость векторов экономических интересов участников проекта.

Процессы, относящиеся к управлению стоимостью проекта, относятся к группам планирования и контроля (см. табл. 5.1). На стадии планирования осуществляются два процесса: оценка стоимости проекта и определение бюджета проекта. В небольших проектах эти процессы могут быть объединены.

Оценка стоимости производится на предынвестиционной, предпроект- ной и проектной стадиях жизненного цикла. При этом значение стоимости последовательно уточняется, однако все равно стоимость определяется с некоторой погрешностью.

В первом приближении можно считать, что стоимость проекта представлена сметной стоимостью, которая определяется экспертными, аналоговыми, параметрическими, базисными или ресурсными методами (подробнее см. «Экономика строительства»). Стоимость строительно-монтажных, проектно-изыскательских и пусконаладочных работ может быть рассчитана без количественного определения ресурсов работ с использованием аналоговых и базисных методов. Однако стоимость оборудования рассчитывается только аналоговым или ресурсным методом, так как базисные справочники цен на технологическое оборудование отсутствуют. В промышленном строительстве проблемы оценки стоимости оборудования являются основным источником неопределенности.

За рубежом технологическое оборудование не выделяется в какую-либо особую группу, а учитывается теми же методами, что и строительные материалы и конструкции. Большое развитие получили параметрические методы определения стоимости оборудования и конструкций, которые помогают на различных этапах оценки. Напротив, базисно-индексный метод применяется гораздо реже, индская используются лишь для прогнозирования стоимости в будущих периодах.

Размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты определяется не нормативным методом, а с использованием статистического анализа и расчетов.

Оценка стоимости производится, как правило, с использованием компьютерных программ, рассчитывающих стоимость работ с использованием сметных справочников. Следует отметить, что, в отличие от других показателей, стоимость проекта зависит от даты ее определения и должна пересчитываться на дату фактических затрат.

Другим важным процессом является бюджетирование проекта. В бюджете должна учитываться не только сметная стоимость, но и все затраты инвестора: проценты за кредит, пополнение собственных оборотных средств, изменение стоимости в процессе строительства, наладочные работы после ввода в эксплуатацию и др.

На основании бюджета проекта составляется календарный план финансирования стройки и формулируются условия подрядных договоров.

Значительные особенности имеет определение стоимостных показателей для проектов с финансированием из государственного или муниципального бюджета. В этих случаях не допускается никаких вольностей с определением стоимости, в частности не применяются экспертные или параметрические методы, а аналоговые методы применяются весьма ограничено. Сводный сметный расчет составляется базисно-индексным методом с использованием утвержденных государственных расценок и индексов (за исключением оборудования), проходит экспертизу и служит начальной (максимальной) ценой на конкурсе. Максимальная оценка бюджета проекта практически совпадает со сметной стоимостью, определенной проектировщиками.

В группе контрольных процессов управление стоимостью представлено единственной функцией контроля стоимости , которая включает мониторинг стоимости проекта, сопоставление плановых и фактических затрат, оценку действительно освоенных объемов работ, прогноз экономических показателей при завершении проекта.

Основным используемым методом контроля стоимости является метод освоенного объема 1 . В основе метода - применение объективного измерителя полезных результатов производственного процесса, по которому можно было бы судить о достижении запланированных показателей. В зависимости от характера задачи могут применяться различные оценки фактического хода проекта . Поэтому целесообразно считать показателем освоенного объема сумму договорных цен подрядных договоров но объекту, которые определяются сметной стоимостью строительства с учетом результатов конкурсных процедур. Этот показатель может использоваться для оценки строительно-монтажных работ и строительства в целом, включая поставку оборудования, выполнение проектно-изыскательских и пусконаладочных работ.

Примером системы управления стоимостью в ходе строительства может быть система платежных этапов. При этом весь сооружаемый объект делится на обособленные части (строительные или строительно-технологические этапы), но которым определяется сметная, а затем и договорная стоимость (платежные этапы): фундаменты, этаж, кровля, система водоснабжения и пр. Оплата этапа может происходить частями (ежемесячно) по мере выполнения и приемки объемов работ, однако окончательная оплата производится только после сдачи этапа в целом, включая оформление документации и испытания, так как ключевым требованием является комплектная сдача платежного этапа. Выполненная задача завершается и далее не отслеживается.

Более подробные данные по комплексному управлению стоимостью приведены в учебнике «Экономика строительства».

Следует предостеречь читателя от упрощенного понимания управления стоимостью или «оптимизации стоимости», которое иногда прослеживается даже у опытных руководителей. Часто считают, что достаточно дать указание менеджерам или сметчикам, как стоимость работ «волшебным образом» уменьшится. На деле стоимость - лишь показатель технологических, логистических, коммерческих процессов, происходящих при строительстве. Необходимо оптимизировать не стоимость, а проектные, технологические и организационные решения, что и приведет к снижению стоимости. Причем это справедливо как с позиции заказчика (улучшение проекта, подбор исполнителей), гак и с позиции подрядчика (совершенствование технологий, продумывание договорных условий, улучшение порядка на стройке, подбор поставщиков и др.).

  • Earned value {англ.).
  • Колосова Е. В., Новиков Д. А., Цветков А. В. Методика освоенного объема в оперативномуправлении проектами. М.: Научно-издательский центр «Апостроф», 2000.

8.1. Основные принципы управления стоимостью проекта

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта, стоимостями и временем выполнения работ проекта. Для строительных проектов определяется стоимость стро­ительства, которая представляет собой часть стоимости проек­та, в которую входят денежные средства, необходимые для ка­питального строительства. Оценка всех затрат по проекту эквива­лентна оценке общей стоимости проекта.

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета. В контексте настоя­щей главы управление стоимостью и управление затратами прак­тически являются тождественными понятиями. Целями системы управления стоимостью (затратами) является разработка поли­тики, процедур и методов, позволяющих осуществлять планиро­вание и своевременный контроль затрат.

Управление стоимостью (затратами) проекта включает в себя следующие процессы:

    оценку стоимости проекта;

    бюджетирование проекта, т. е. установление целевых пока­зателей затрат на реализацию проекта;

    контроль стоимости (затрат) проекта, постоянной оценки фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработки мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Основным документом, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, является бюджет. Бюджетом называется директивный документ, представляющий собой ре­естр планируемых расходов и доходов с распределением по ста­тьям на соответствующий период времени. Бюджет является документом, определяющим ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит затратная его составляющая, которую принято называть сметой проекта.

Смета проекта - документ, содержащий обоснование и рас­чет стоимости проекта (контракта), обычно на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен.

Одним из способов, позволяющих управлять затратами про­екта, является использование структуры счетов затрат (планов счетов). Для выполнения работ требуются ресурсы, которые мо­гут выражаться как в труде рабочих, материалах, оборудовании, так и в виде позиций денежных затрат, когда нет необходимости или возможности знать, какие конкретно ресурсы их составляют. На стадии формирования бюджета работы все ресурсы, привле­каемые для ее выполнения, списываются на различные статьи затрат.

Так как структура счетов затрат разрабатывается по принци­пам декомпозиции, то путем агрегирования информации со сче­тов нижних уровней структуры можно получить данные о затра­тах на требуемом уровне детализации, вплоть до верхнего, харак­теризующего бюджет проекта.

При выполнении работ проекта фактическая информация о затратах также учитывается на соответствующих счетах затрат, что позволяет на соответствующих уровнях детализации прово­дить сравнение запланированных затрат (бюджетных) с факти­ческими.

Управление стоимостью осуществляется на протяжении всего Жизненного цикла проекта, при этом, естественно, процессы управления реализуются по-разному на различных этапах проектного цикла. Это находит отражение в современной концепции управления стоимостью проекта - управления стоимостью на протяжении проекта (life-cyclecosting-LCC).

Представленная концепция будет описана по мере рассмотре­ния процессов, составляющих управление стоимостью, особен­но процесса оценки стоимости проекта, так как этот процесс является основным как для бюджетирования и контроля, так и для функции управления стоимостью в целом.

Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла неравномерно и обычно имеет структуру, представленную на рис. 14.1.2. Как видно, основная часть стоимости возникает на фазе реализации проекта. Но следует отметить, что основные реше­ния, обусловливающие показатели стоимости проекта, принима­ются на предынвестиционной фазе проекта. Таким образом, воз­можность управления стоимостью проекта также распределяется не­равномерно на протяжении всего его жизненного цикла.

8.2. Оценка стоимости проекта

В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей оценки применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. Исходя из целей оценок, разной бывает и точность та­ких оценок.

В табл. 14.2.1 представлены различные виды оценок стоимости проекта с указанием цели оценок и их точности. Чтобы оценить стоимость проекта, требуется знать стоимость составляющих проект ресурсов, время выполнения работ и стоимость этих работ. Таким образом, оценка стоимости начинается с определения структуры ресурсов и работ проекта. Данные задачи решаются в рамках планирования проекта (гл. 13), а в модуль оценки стоимости должны поступать результаты выполнения этого процесса.

Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ, в том числе:

    оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг); приспособления, устройства и производственные мощности;

    рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту);

    расходные товары (канцелярские принадлежности и т. д.);

    материалы;

    обучение, семинары, конференции;

    субконтракты;

    перевозки и т. д.

Стадия проекта

Вид оценки

Цель оценок

Погрешность, %

Концепция проекта

Предварительная Оценка жизнеспособности/

реализуемости проекта

Оценка жизнеспособности/

финансовой реализуемости проекта

Обоснование инвестиций

Факторная Укрупненный расчет стоимости/ предварительная смета

Сопоставление планируемых затрат с бюджетными ограничениями, основа для формирования предварительного бюджета

Приближенная

Сметно-финансовый

Принятие окончательного инвестиционного решения, финансирование проекта. Проведение переговоров и тендеров, основа для форми­рования уточненного бюджета

Разработка рабочей документации

Окончательная

Сметная документация

Основа для расчетов и для управления стоимостью проекта

Реализация проекта

Фактическая

По уже реализо­ванным работам

Оценка стоимости уже произведенных работ

Прогнозная

По предстоящим работа

Оценка стоимости работ, предстоящих к реализации

Сдача в эксплуатацию

Фактическая

Прогнозная

Эксплуатация

Фактическая

Прогнозная

Завершение проекта

Фактическая

Полная оценка стоимости проекта

Все затраты можно классифицировать как:

    прямые и накладные расходы;

    повторяющиеся и единовременные. Например, ежемесяч­ные платежи за использование производственных мощнос­тей - повторяющиеся затраты, закупка комплекта обору­дования - единовременные затраты;

    постоянные и переменные по признаку зависимости от объема работ;

    плату за сверхурочное рабочее время.

Структура стоимости проекта в разрезе статей затрат обычно базируется на структуре плана счетов проекта, представляющего собой декомпозицию затрат от самого верхнего уровня стоимос­ти всего проекта до нижнего уровня стоимости одной единицы ресурсов. Для конкретного проекта выбирается свой план счетов или семейство таковых. В качестве базовых вариантов могут ис­пользоваться российские бухгалтерские планы счетов, междуна­родные бухгалтерские планы счетов, планы счетов управленчес­кого учета.

Техника оценки затрат проекта состоит из 13 шагов. Они мо­гут различаться в зависимости от проекта и включают в общем случае следующие:

    Определение потребностей работы в ресурсах.

    Разработку сетевой модели.

    Разработку структуры разбиения работ.

    Оценку затрат в разрезе структуры разбиения работ.

    Обсуждение СРР (структура разбиения работ) с каждым из функциональных управляющих.

    Выработку основного направления действий.

    Оценку затрат для каждого элемента СРР.

    Согласование базовых затрат с высшим уровнем управления

    Обсуждение с функциональными управляющими потреб­ности в персонале.

    Разработку схемы линейной ответственности.

    Разработку детальных графиков.

    Формирование суммарного отчета по затратам.

    Включение результатов оценки затрат в документы проекта.

Оценка стоимости проекта по сути является оценкой всех зат­рат, необходимых для успешной и полной реализации проекта. Эти затраты могут иметь различные представления, окрашенные различными экономическими смыслами. При этом различия между такими представлениями подчас бывают весьма тонкими.

Различают три вида затрат:

    обязательства;

    бюджетные затраты (сметная стоимость работ, распреде­ленная во времени);

    фактические затраты (отток денежной наличности).

Обязательства возникают, например, при заказе каких-либо товаров или услуг заблаговременно до момента их использования в проекте. В результате выставляются счета, оплата по кото­рым может производиться либо в момент готовности товаров к поставке, либо в момент его получения, либо согласно приня­той в организации политики оплат. В любом случае при заказе бюджет уменьшается на сумму этого заказа. В ряде случаев она не учитывается до момента получения счета, что некорректно отра­жает текущее состояние бюджета. В связи с этим возникает по­требность в системе планирования и учета обязательств проекта. Кроме выполнения своих основных функций, данная система позволит прогнозировать будущие выплаты.

Бюджетные затраты характеризуют расходы, планируемые при производстве работ.

Фактические затраты отражают расходы, возникающие при выполнении работ проекта, либо в момент выплаты денежных средств.

Реальное соотношение этих видов затрат зависит от несколь­ких факторов, включающих в себя:

    соотношение между объемами трудовых ресурсов, матери­алов и субконтрактов в проекте;

    политику оплаты счетов в организации;

    период поставки основного оборудования;

    график выполнения работ по субконтрактам;

    влияние графика работ на то, когда и каким образом будут списываться затраты рабочих при поставке оборудова­ния.

Понимание разницы между описанными «выражениями» затрат позволит эффективно управлять общими расходами проекта.

Исходя из структуры жизненного цикла проекта его стоимость включает в себя следующие составляющие:

    стоимость исследований и разработок: проведение предынвестиционных исследований, анализ затрат и выгод, сис­темный анализ, детальное проектирование и разработка опытных образцов продукции, предварительная оценка продукции проекта, разработка проектной и другой документации на продукцию;

    затраты на производство: производство, сборка и тестиро­вание продукции проекта, поддержание производственных мощностей, материально-техническое обеспечение, обучение персонала и пр.;

    затраты на строительство: производственные и админист­ративные помещения (строительство новых или реконструкция старых);

    текущие затраты: заработная плата, материалы и полуфабрикаты, транспортировка, управление информацией, контроль качества и пр.;

    снятие продукции с производства: затраты на переоборудование производственных мощностей, утилизация остатков.

8.3. Бюджетирование проекта

Под бюджетированием понимается определение стоимост­ных значений выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета проекта, содержа­щего установленное (утвержденное) распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ, по центрам затрат или по иной структуре. Структура бюджета определяется планом счетов стоимостного учета конкретного проекта. Бюджет может быть сформирован как в рамках тради­ционного бухгалтерского плана счетов, так и с использовани­ем специально разработанного плана счетов управленческого учета. Практика показывает, что в большинстве случаев бух­галтерского плана счетов бывает недостаточно. Для каждого конкретного проекта требуется учет определенной специфики с точки зрения управления стоимостью, поэтому каждый про­ект должен иметь свой уникальный план счетов, но который базируется на установившихся показателях управленческого учета.

На различных фазах и стадиях проек­та разрабатываются различные виды бюджетов. Точность и на­значение этих видов бюджетов приведены в табл. 14.3.1.

Бюджетирование является планированием стоимости, т. е. оп­ределением плана затрат: когда, сколько и за что будут выплачи­ваться денежные средства.

Бюджет может составляться в виде:

    календарных план-графиков затрат;

    матрицы распределения расходов;

    столбчатых диаграмм затрат;

    столбчатых диаграмм кумулятивных (нарастающим итогом) затрат;

    линейных диаграмм распределенных во времени кумуля­тивных затрат;

    круговых диаграмм структуры расходов и пр.

Таблица 14.3.1. Виды бюджетов

Стадия проекта

Вид бюджета

Назначение бюджета

Погрешность, %

Концепция проекта

Бюджетные ожидания

Предварительное планирование платежей и потребности в финансах

Обоснование инвестиций

Предваритель­ный бюджет

Обоснование статей затрат, обоснование и планирова­ние привлечения и использования финансовых средств

Технико-экономическое обоснование

Тендеры, переговоры и контракты

Уточненный бюджет

Планирование расчетов с подрядчиками и поставщиками

Разработка

документации

Окончательный бюджет

Директивное ограничение использования ресурсов

Реализация проекта

Фактический бюджет

Управление стоимостью (учет и контроль)

Сдача в эксплуатацию

Эксплуатация

Завершение проекта

Форма представления бюджетов зависит от:

    потребителя документа;

    цели создания документа;

    сложившихся стандартов;

    интересующей информации.

В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты могут быть:

    предварительными (оценочными);

    утвержденными (официальными);

    текущими (корректируемыми);

    фактическими.

После проведения технико-экономических исследований (гл. 4) составляются предварительные бюджеты, которые носят в боль­шей степени оценочный, нежели директивный характер. Такие бюд­жеты подвергаются согласованию со всеми заинтересованными лицами и в конечном итоге утверждаются руководителем проекта или другим лицом, принимающим решение. После того, как бюджет обрел официальный статус, он становится эталоном, по отношению к которому происходит сравнение фактических ре­зультатов. В ходе реализации проекта возникают отклонения от ранее запланированных показателей, что должно своевременно отражаться в текущих бюджетах. И по завершении всех работ в качестве итогового документа создается фактический бюджет, в котором отражаются реальные цифры.

Особого внимания заслуживают сметы, представляющие со­бой бюджеты расходов. Сметная документация является важной составляющей бюджетной документации в крупных инвестици­онных проектах.

8.4. Методы контроля стоимости проекта

Контроль стоимости проекта возникает из-за влияния факто­ров, обусловливающих отклонения от ранее запланированного бюджета, и направлен на управление изменениями в стоимости проекта с целью снижения отрицательных аспектов и увеличе­ния позитивных последствий изменения стоимости проекта.

Контроль стоимости проекта включает:

    мониторинг стоимостных показателей реализации проекта с целью обнаружения отклонений от бюджета;

    управление изменениями в бюджете с целью обеспечения выполнения бюджета;

    предотвращение ранее запланированных ошибочных решений;

    информирование всех заинтересованных лиц о ходе выпол­нения проекта с точки зрения соблюдения бюджета.

Контроль стоимости проекта имеет две составляющие: учет­ную, т. е. оценку фактической стоимости выполненных работ и затраченных ресурсов, и прогнозную, т. е. оценку будущей сто­имости проекта. Базовыми показателями, используемыми при контроле стоимости проекта, являются следующие:

    необходимо для завершения (НДЗ) устанавливается оценка затрат, которые предстоят для завершения работы или про­екта. Оценка НДЗ является наилучшей текущей оценкой того, сколько надо дополнительно вложить на данный момент, чтобы завершить работу;

    расчетная стоимость (PC): наилучшая оценка общей стоимости, которую будет иметь работа или проект при завершении. Расчетная стоимость вычисляется как сумма фактических затрат на текущую дату и НДЗ;

Существуют два основных метода контроля стоимости: тради­ционный метод; метод освоенного объема.

Традиционный метод контроля использует сле­дующие понятия:

Плановые (бюджетные) затраты - BCWS (Budgeted CostofWork Scheduled). Это бюджетная стоимость работ, запланирован­ных в соответствии с расписанием, или количество ресурса, пред­полагаемые для использования к текущей дате. Текущая дата - это дата, на которую имеется фактическая информация:

BCWS = ВС (общий бюджет) х % по плану.

Фактические затраты - ACWP (Actual Cost of Work Performed). Это стоимость фактически выполненных работ на текущую дату или количество ресурса, фактически потрачен­ное на выполнение работ до текущей даты. Фактические затра­ты не зависят от плановых показателей по затратам или по­треблению ресурсов.

Основной недостаток традиционного метода заключается в том, что он не учитывает, какие работы были фактически выполнены за счет потраченных денежных средств. Другими словами, он не оперирует временем или графиком выполнения работ.

Расхождение по затратам при традиционном методе рассчиты­вается как разница между фактическими и плановыми затратами.

Метод освоенного объема основан на определении отношения фактических затрат к объему работ, которые должны быть вы­полнены к определенной дате. При этом учитывается информа­ция по стоимости, плановому и фактическому графику работ и дается обобщенная оценка по состоянию работ на текущий мо­мент. Выявленные тенденции используются для прогноза буду­щей стоимости объема работ при завершении и определении факторов, оказывающих влияние на график выполнения работ.

При анализе освоенного объема используются три показателя для определения расхождения в графике работ и стоимости:

    плановые (бюджетные) затраты - BCWS;

    фактические затраты - ACWP;

    освоенный объем - BCWP (Budgeted Cost of Work Performed).

Это плановая стоимость фактически выполненных работ или количество ресурса, запланированное на фак­тически выполненный объем работ к текущей дате. Осво­енный объем не зависит от фактически произведенных затрат по работе:

BCWP = Плановая стоимость х % использования ресурса.

Так как метод освоенного объема учитывает фактор времени, то он позволяет определить как реальное отклонение по затра­там, так и отставание по графику выполнения работ.

Отклонение по затратам (перерасход денежных средств) пред­ставляет собой величину, полученную из разности фактической стоимости выполненных работ (ACWP) и плановой стоимости выполненных работ (BCWP). Для работы, находящейся в процессе выполнения, необходимо выполнить процентную оценку за­вершенности (с точки зрения затрат):

CV (Cost Variance ) = ACWP BCWP

Отставание от графика определяется разностью между плано­вой стоимостью работ по графику (BCWS) и плановой стоимос­тью выполненных работ (BCWP).

Использование метода анализа освоенного объема требует дополнительной структуризации системы управления затратами по проекту и дополнительных усилий менеджера по сбору и ана­лизу данных. Тем не менее данный подход позволяет получить более точную картину состояния дел по проекту и представить ее высшему руководству и заказчику в виде разнообразных отчетов.

Основные показатели, используемые для анализа состояния затрат по проекту, представлены в табл. 14.4.1.

Таблица. Стоимостные параметры работ проекта

Показатель

Формула или способ расчета

Плановая стоимость выполненных работ (BCWP, освоенный объем). Плановая стоимость фактически выполненных работ или количество ресурса, запла­нированное на фактически выполненный объем работ к текущей дате

BCWP = Плановая стоимость х

% использования ресурса

Общие бюджетные затраты

Полная стоимость работы, принятая в базовом плане

Бюджетная стоимость (BCWS). Часть стоимости работы, которая должна быть освоена к текущей дате в соответствии с базовым планом (стоимость работы в расчете за период времени по плану)

Общие бюджетные затраты х

% по плану

Фактические затраты (ACWP)

Фактические затраты по работе на текущую дату

Индекс освоения затрат

1 - затраты на текущую дату соответствуют плану

>1 - на текущую дату затрачено меньше средств, чем предусмотрено

<1 - на текущую дату средств затрачено больше, чем предусмотрено

Освоенный объем / Фактические затраты

Отклонение по затратам < 0 - перерасход средств на текущую дату > 0 - недорасход средств на текущую дату

Освоенный объем - Фактические затраты

Относительное отклонение по затратам

Показывает отношение откло­нения по затратам к заплани­рованным по бюджету затратам на текущую дату (BCWS)

Оценка стоимости до завершения

Базируется на текущих результатах

Оценка (прогноз) стоимости по завершении - оценка полной стоимости работы, базирующаяся на текущих результатах

Фактические затраты + Оценка стоимости до завершения

Индекс выполнения плана - отношение освоенного объема к бюджетной стоимости работ по плану на текущую дату

Освоенный объем / Бюджетная стоимость

Расхождение по затратам < 0 - перерасход затрат

Бюджетные затраты - Оценка стоимости по завершении

Процент перерасхода затрат, %

Расхождение по затратам / Бюджетные затраты

Основным достоинством методики освоенного объема явля­ется возможность «раннего обнаружения» (обнаружения на ран­них стадиях реализации проекта) несоответствия фактических показателей проекта плановым, прогнозирования на их основе результатов выполнения проекта (сроков, затрат и т. д.) и при­нятия своевременных корректирующих воздействий, вплоть до прекращения проекта.

Помимо оценки суммарных затрат на выполнение проекта, на основании наблюдаемых показателей освоенного объема воз­можно также прогнозирование и других характеристик проекта.

Поясним разницу между традиционным методом и методом освоенного объема на примере.

Допустим, бюджет проекта составляет 100 ден. ед. На выполне­ние работ до текущей даты планировалось израсходовать 25 еди­ниц, а фактически было израсходовано 22 ед., т. е. BCWS= 25, аACWP= 22. При этом, согласно плану, на выполнение работ нужно было израсходовать 20 ед., т. е.BCWP= 20.

В соответствии с традиционным подходом отклонение по затра­там составляет 25-22=3 ед., т. е. наблюдается экономия. В соответ­ствии с методом освоенного объема реальное отклонение по затра­там составляет 20-22=-2 ед., т. е. имеет место перерасход денежных средств. При этом отклонение от графика расхода денежных средств составляет 25-20=5 ед., что говорит об отставании реального хода выполнения проекта от запланированного на 20%.

Прогнозирование затрат подразумевает оценку конечной сто­имости проекта на основании информации о затратах проекта на текущий момент времени.

Существуют следующие варианты оценки конечной стоимос­ти проекта (ЕАС), при которых используются как традиционный метод оценки, так и метод освоенного объема:

    Стоимость по завершении = Фактические затраты на теку­щую дату + Оставшаяся стоимость проекта, скорректиро­ванная с учетом индекса освоения затрат;

    Стоимость по завершении = Фактические затраты на теку­щую дату + Оценка оставшейся стоимости проекта (ETC);

    Стоимость по завершении = Фактические затраты на теку­щую дату + Новая смета на оставшуюся часть проекта.

8.5. Отчетность по затратам

Отчетность обеспечивает основу для координации работ, оперативного планирования и управления. Процесс движения отчетной информации в организации изображен на рис. 14.5.1.

Исходной информацией для отчетности являются данные о планируемых затратах работ и фактических расходах на их выполнение.

На стадии планирования проекта формируют отчеты о бюджетной стоимости работ (рис. 14.5.2), распределении бюджетных средств по счетам затрат (рис. 14.5.3) и т. д.

На стадии контроля, как правило, собираются стоимостные данные о:

    трудозатратах;

    материалах;

    других прямых издержках;

    перерасходе денежных средств.

Отчет о перерасходе денежных средств формируется ежегодно либо ежемесячно на весь проект.

Значения фактических затрат (ACWP) и освоенного объема (BCWP) для каждой работы являются основными элементами, на которых строится отчетность о состоянии затрат. Эти данные собираются на уровне счетов затрат и попадают в отчеты. Обычно эти отчеты подготавливают ежемесячно для каждого уровня СРР или ССО в зависимости от требуемого уровня агрегирования информации. В дополнение к ним формируют еженедельные от­четы о фактических трудовых затратах, на основе которых можно проводить анализ использования человеческих ресурсов.

Введение

1.2 Оценка стоимости проекта

1.3 Бюджетирование проекта

1.4 Методы контроля стоимости проекта

Глава 2. Оценка потенциала предприятия

2.1 Характеристика предприятия

2.2 Характеристика продукции

2.3 Характеристика трубных рынков

2.4 Анализ производственного потенциала объекта исследования

Глава 3. Разработка направлений совершенствования деятельности ОАО «ПМК-7» и их экономическое обоснование

3.1 Резюме проекта

3.2 Характеристика трубоэлектросварочного цеха № 2

3.3 Общая характеристика проекта

3.4 Техническая характеристика проекта

3.5 Финансово-экономическое обоснование

3.6 Оценка эффективности проекта

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Управление организационными проектами становится особенно актуальным, когда в России формируются условия широкого использования методологии управления проектами. Данный метод является эффективным средством управления в реальных российских условиях и в то же время проверенным инструментом реализации организационных проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рамках принятого бюджета.

Проект – дело, связанное не только с инновациями и с необходимостью больших инвестиций. Проект подразумевает многочисленные факторы неопределенности, а это затрудняет расчеты. К этому еще надо добавить, что работа над проектом осуществляется в команде и требует от всех ее участников особых навыков и способностей. Поэтому предприятию следует с большой тщательностью подойти к вопросам планирования, ведения и управления любым комплексным проектом. Умелый менеджмент выведет начинания компании на дорогу успеха.

Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также – проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ управления стоимостью проектов, а также разработка технического проекта для ОАО «ПМК-7».

Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:

1. Определить основные принципы управления стоимостью проекта;

2. Рассмотреть механизм оценки стоимости проекта;

3. Рассмотреть понятия бюджетирования и основные методы контроля стоимости проекта;

4. Дать краткую характеристику ОАО «ПМК-7»;

5. Определить производственный и финансовый потенциал ОАО «ПМК-7»;

6. Разработать технический проект ОАО «ПМК-7» для увеличения эффективности производства

Объектом исследования является ОАО «ПМК-7».

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты, а также источники сети Интернет по исследуемой теме.

Глава 1. Управление стоимостью проекта

1.1 Основные принципы управления стоимостью проекта

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта, стоимостями и временем выполнения работ проекта.

Для строительных проектов определяется стоимость строительства, которая представляет собой часть стоимости проекта, в которую входят денежные средства, необходимые для капитального строительства. Оценка всех затрат по проекту эквивалентна оценке общей стоимости проекта.

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета.

В контексте настоящей главы управление стоимостью и управление затратами практически являются тождественными понятиями. Целями системы управления стоимостью (затратами) является разработка политики, процедур и методов, позволяющих осуществлять планирование и своевременный контроль затрат.

Управление стоимостью (затратами) проекта включает в себя следующие процессы:

· оценку стоимости проекта;

· бюджетирование проекта, т. е. установление целевых показателей затрат на реализацию проекта;

· контроль стоимости (затрат) проекта, постоянной оценки фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработки мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Основным документом, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, является бюджет. Бюджетом называется директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени. Бюджет является документом, определяющим ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит затратная его составляющая, которую принято называть сметой проекта.

Смета проекта - документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта (контракта), обычно на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен.

Одним из способов, позволяющих управлять затратами проекта, является использование структуры счетов затрат (планов счетов). Для выполнения работ требуются ресурсы, которые могут выражаться как в труде рабочих, материалах, оборудовании, так и в виде позиций денежных затрат, когда нет необходимости или возможности знать, какие конкретно ресурсы их составляют. На стадии формирования бюджета работы все ресурсы, привлекаемые для ее выполнения, списываются на различные статьи затрат.

Так как структура счетов затрат разрабатывается по принципам декомпозиции, то путем агрегирования информации со счетов нижних уровней структуры можно получить данные о затратах на требуемом уровне детализации, вплоть до верхнего, характеризующего бюджет проекта.

При выполнении работ проекта фактическая информация о затратах также учитывается на соответствующих счетах затрат, что позволяет на соответствующих уровнях детализации проводить сравнение запланированных затрат (бюджетных) с фактическими.

Управление стоимостью осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта, при этом, естественно, процессы управления реализуются по-разному на различных этапах проектного цикла. Это находит отражение в современной концепции управления стоимостью проекта - управления стоимостью на протяжении проекта (life-cycle costing - LCC) (рис.1).


Рис.1. Управление стоимостью на протяжении жизненного цикла проекта

Представленная концепция будет описана по мере рассмотрения процессов, составляющих управление стоимостью, особенно процесса оценки стоимости проекта, так как этот процесс является основным как для бюджетирования и контроля, так и для функции управления стоимостью в целом.

Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла неравномерно и обычно имеет структур у, представленную на рисунке 2. Как видно, основная часть стоимости возникает на фазе реализации проекта.

Но следует отметить, что основные решения, обусловливающие показатели стоимости проекта, принимаются на предынвестиционной фазе проекта. Таким образом, возможность управления стоимостью проекта также распределяется неравномерно на протяжении всего его жизненного цикла.


Рис. 2. Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла

1.2 Оценка стоимости проекта

В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей оценки применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. Исходя из целей оценок, разной бывает и точность таких оценок.

Виды оценок стоимости проекта:

· Предварительная (оценка жизнеспособности, реализуемости проекта);

· Факторная (укрупненный расчет стоимости, предварительная смета);

· Приближенная (сметно-финансовый расчет);

· Окончательная (сметная документация).

Чтобы оценить стоимость проекта, требуется знать стоимость составляющих проект ресурсов, время выполнения работ и стоимость этих работ. Таким образом, оценка стоимости начинается с определения структуры ресурсов и работ проекта. Данные задачи решаются в рамках планирования проекта, а в модуль оценки стоимости должны поступать результаты выполнения этого процесса.

Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ, в том числе:

· оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг);

· приспособления, устройства и производственные мощности;

· рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту);

· расходные товары (канцелярские принадлежности и т. д.);

· материалы;

· обучение, семинары, конференции;

· субконтракты;

· перевозки и т. д.

Все затраты можно классифицировать как:

· прямые и накладные расходы;

· повторяющиеся и единовременные. Например, ежемесячные платежи за использование производственных мощностей повторяющиеся затраты, закупка комплекта оборудования - единовременые затраты;

· постоянные и переменные по признаку зависимости от объема работ;

· плату за сверхурочное рабочее время.

Структура стоимости проекта в разрезе статей затрат обычно базируется на структуре плана счетов проекта, представляющего собой декомпозицию затрат от самого верхнего уровня стоимости всего проекта до нижнего уровня стоимости одной единицы ресурсов. Для конкретного проекта выбирается свой план счетов или семейство таковых. В качестве базовых вариантов могут использоваться российские бухгалтерские планы счетов, международные бухгалтерские планы счетов, планы счетов управленческого учета.

Основные понятия процессов управления стоимостью проекта

Необходимость управления стоимостью проекта вытекает из ограниченности ресурсов, присущей всем видам человеческой деятельности. Основные принципы управления стоимостью проекта закладывают базис для успешной реализации проекта с точки зрения соблюдения ограничений на использование денежных ресурсов.

Целями системы управления стоимостью (затратами) является разработка политики, процедур и методов, позволяющих осуществлять планирование и своевременный контроль затрат.

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта и стоимостей выполнения работ проекта.

Управление стоимостью включает :

Мониторинг бюджета проекта;

Ресурсное планирование;

Стоимостные оценки;

Сметные расчеты

Стоимостной контроль.

Управление стоимостью базируется на системе учета затрат на проект, бухгалтерской системе учета активов, задолженностей, обязательств, уплаты налогов, начисления амортизации, движения материалов, закупок и продаж, ожидаемых и реальных прибылей.

Основа управления стоимостью – контроль расходов и календарного плана реализации проекта. Работа над календарным планом и бюджетом не прекращается в течение всего времени выполнения проекта. Изменения и отклонения от реального состояния дел приводят к необходимости создания нового календарного плана и к изменению стоимости и бюджета.

Управление стоимостью проекта подразумевает выполнение следующих процессов, обеспечивающих выполнение проекта в рамках утвержденного бюджета:

1. планирование ресурсов;

2. оценка стоимости;

3. бюджетирование – распределение общей стоимости по каждому элементу деятельности;

4. контроль стоимости.

Оценка стоимости.

Оценка стоимости проекта должна проводиться на разных стадиях жизненного цикла проекта. Разные виды оценок стоимости с указанием допустимой погрешности приведены в таблице.

Таблица – Виды оценок стоимости проекта



Формирование сметы.

Смета – это перечень расходов, структурированный по разделам, но без привязки к календарному плану проекта. Так же, как и оценка стоимости, смета проекта меняется от стадии к стадии. Различают следующие виды смет, составляемых на разных стадиях жизненного цикла проекта.

Таблица – Виды смет проекта на разных стадиях

Бюджет проекта

Как для управления организацией в целом, так и для управления стоимостью в проектах ключевым понятием является бюджет. Бюджет представляет собой распределение статей расходов и доходов по периодам времени. Другими словами, бюджет – это директивный документ, представляющий собой график планируемых расходов и доходов, распределенных по статьям в рамках проекта. Не следует путать бюджет со сметой, которая представляет собой перечень доходов и расходов, структурированный по разделам, но без привязки ко времени. В организации может быть построено несколько бюджетов, каждый из которых содержит свои центры затрат или доходов. Обычно бюджеты структурируются по центрам ответственности (лицам, подразделениям, отвечающим за расходы или доходы). Каждый центр ответственности составляет бюджет по тем статьям, за которые он отвечает. Например, в консалтинговой фирме за продажу семинаров и курсов отвечает менеджер по продажам, а за обучение – менеджер по обучению. В этом случае менеджер по продажам составит бюджет доходов, а менеджер по обучению – бюджет расходов. После чего бюджет доходов и бюджет расходов будут сведены в общий бюджет.

Рассмотрим виды бюджетов, которые используются на разных стадиях жизненного цикла проекта.

Таблица – Виды бюджетов проекта

Как и любой план, бюджет является основой для контроля.

Процесс формирования, учета и контроля выполнения бюджетов называется бюджетированием.

Основное отличие проектно-ориентированного бюджетирования от функционально-ориентированного заключается в том, что центрами ответственности являются проекты, а не функциональные подразделения. Проект, в отличие от функционального подразделения, является сугубо временным центром ответственности, так как время существования проекта ограничено сроками его начала и завершения. Деятельность организаций и подразделений традиционно привязывается к годовому периоду. Сроки проектов могут быть не связаны с годом, пересекать его границы. Возникает вопрос: как связать бюджеты проектов с бюджетом организации в целом? Для привязки проектов к периоду планирования организации служит понятие портфель проектов.

Под портфелем проектов понимается совокупность проектов, находящихся в компетенции одного центра ответственности .

Для того чтобы сформировать портфель проектов, необходимо определить:

· проекты;

· центр ответственности (руководителя);

· пул ресурсов.

В отличие от проекта или даже программы, которые имеют определенные сроки, портфель проектов конкретных дат начала и окончания не имеет. В любой момент времени в портфеле существуют уже выполняемые проекты. В отличие от функционального центра ответственности портфель проектов может не иметь постоянного пула ресурсов, и его деятельность структурируется не как текущая, а как проектная. Поэтому портфель проектов можно считать постоянным центром ответственности и планировать его деятельность в рамках некоторого периода (года).

Бюджет проекта определяет распределение доходов и расходов по периодам времени от начала до его завершения. Бюджет портфеля проектов включает распределение доходов и расходов по периодам времени и создается на период бюджетирования организации в целом, например, на год.

Бюджет проекта включает в себя суммарные оценочные затраты, необходимые для реализации проекта. По отношению к проекту затраты можно разделить на:

· прямые , относящиеся непосредственно к проекту, которыми распоряжается руководитель проекта (зарплата участников, командировки по проекту, расходы на оборудование и материалы, если они приобретались непосредственно для проекта);

· накладные , которые не находятся в распоряжении руководителя проекта, но каким-либо образом соотносятся с проектом (зарплата вышестоящего административного аппарата, аренда помещений).

Прежде чем приступать к реализации проекта, необходимо определить требования по объемам работ и требования к бюджету. Оба эти фактора являются крайне важными, поскольку представляют собой целевой план, с которым сравнивается выполнение проекта. В течение всего жизненного цикла проекта необходимо контролировать финансирование, сравнивать его с планом и при необходимости вносить поправки и изменения. По окончании проекта определяется освоение затрат, для чего фактические затраты сравниваются со значениями, заложенными в бюджете.

Перед руководством проекта всегда стоит задача выполнения проекта в срок, в рамках установленного бюджета и с надлежащим качеством. В случае превышения бюджета проект может быть закрыт или приостановлен. Следовательно, одним из необходимых условий реализуемости проекта наряду с планированием и контролем содержания проекта, определением состава работ, является и осуществление точного финансового планирования и контроля (бюджетирования). Можно выполнить идеальное планирование проекта: определить содержание, состав работ и т.д., но все эти усилия будут бесполезны, если все участки проекта не будут вовремя и в достаточной степени обеспечены финансовыми ресурсами. Поэтому вся система планирования проекта должна строиться на основе бюджетирования, т.е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое выражение . Планирование состава работ проекта и финансовое планирование (бюджетирование) проекта – это две части единого целого. Когда бюджет сочетается со сроками, он служит программой для выполнения работ и предоставляет наиболее важный инструмент управления проектами. Если само по себе планирование работ проекта необходимо для того, чтобы четко представлять - какие ресурсы, в каком объеме и в какие сроки понадобятся для достижения конечного результата проекта, то бюджетирование проекта – это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах.

Рассмотрим процессы бюджетирования:

1. Планирование бюджета проекта. Процесс планирования бюджета проекта включает три этапа:

2) Руководитель проекта разрабатывает бюджет проекта по структуре работ, статьям затрат, закладывает необходимые резервы, которые рассчитывает исходя из анализа рисков и используя нормативы, принятые в компании для данного типа проектов.

3) Проектный офис интегрирует бюджет проекта в бюджет портфеля, проводит анализ его влияния на бюджет портфеля проектов.

4) Руководитель портфеля утверждает бюджет проекта, если он не выходит за рамки бюджета портфеля, иначе возвращает на доработку или инициирует процедуру изменения бюджета портфеля.

В рамках планирования бюджета проекта проводится стоимостная оптимизация календарного плана проекта. Целями стоимостной оптимизации являются:

· уменьшение стоимости отдельных работ проекта;

· оптимизация стоимости всего проекта;

· приведение в соответствие объемов и стоимостей работ, запланированных на определенный период времени и финансовых затрат, запланированных на тот же период.

Стоимость работ проекта складывается из стоимости ресурсов, назначенных на работу, и количества финансовых средств, выделенных для выполнения этой работы. При таких допущениях уменьшения стоимости работ можно добиться выполнением следующих действий:

· уменьшением величины финансовых средств, выделенных на работу;

· уменьшением ставки трудовых ресурсов или стоимости за единицу для материальных ресурсов;

· заменой назначенных на работу ресурсов на более дешевые;

· уменьшением продолжительности работы (для определенных типов работ);

· уменьшением загрузки ресурса на работе.

2.Контроль бюджета проекта. Контроль бюджета проекта осуществляется периодически или по требованию руководителя портфеля проектов. Процедура контроля бюджета проекта включает три этапа:

1) Руководитель проекта предоставляет в проектный офис отчет о выполнении бюджета проекта.

2) Проектный офис проверяет отчеты, в случае обнаружения противоречий устраняет их совместно с руководителем проекта и интегрирует их в отчетность по портфелю.

3) Руководитель проекта утверждает отчет, анализирует отклонения и принимает корректирующие решения (например, об изменении бюджета проекта).

Проектный офис является техническим, административным органом, который осуществляет сведение полученной по проектам отчетности, ее проверку на непротиворечивость и нормоконтроль, а также методическую и техническую помощь руководителям проектов в анализе отклонений и выработке мероприятий по их устранению.

3. Контроль стоимости проекта . Контроль стоимости проекта включает:

· мониторинг стоимостных показателей реализации проектов с целью обнаружения отклонений от бюджета;

· управление изменениями в бюджете с целью обеспечения выполнения бюджета;

· предотвращение ранее запланированных ошибочных решений;

· информирование всех заинтересованных лиц о ходе выполнения проекта с точки зрения соблюдения бюджета.

Для того чтобы контролировать ход проекта, то есть, чтобы ответить в некоторой контрольной точке на вопрос «где мы находимся по сравнению с планом?», необходимо оценивать степень достижения результата и понесенные затраты.

К сожалению, измерить, какая часть результата уже получена, бывает крайне затруднительно. Насколько, например, готова программа, которая написана, но не прошла тестирование? Как оценить степень готовности автоматизированной системы, для внедрения которой надо закупить, доставить и настроить технику и доработать существующее программное обеспечение?

Поэтому часто оценивают не степень готовности результата, а количество ресурсов, которое осталось потратить, чтобы его достичь. То есть, в качестве степени готовности результата рассматривается доля уже потраченных ресурсов, необходимых для его достижения.

Существуют два основных метода контроля стоимости: традиционный метод и метод освоенного объема .

Традиционный метод контроля использует следующие показатели:

BCWS (Budgeted Cost of Work Scheduled) – сметная (плановая) стоимость запланированных работ. Это бюджетная стоимость работ, запланированных в соответствии с расписанием, или количество ресурса, предполагаемое для использования к текущей дате. Текущая дата – это дата, на которую имеется фактическая информация.

ACWP Actual Cost of Work Performed – фактическая стоимость выполненных работ на текущую дату или количество ресурса, фактически потраченное на выполнение работ до текущей даты. Фактические затраты не зависят от плановых показателей по затратам или потреблению ресурсов.

Основной недостаток традиционного метода заключается в том, что он не учитывает, какие работы были фактически выполнены за счет потраченных денежных средств. Другими словами, он не оперирует временем или графиком выполнения работ.

Поэтому при сравнении фактического (ACWP) и планового (BCWS) количества потраченных ресурсов на заданный момент времени, то есть при контроле бюджета проекта, возникает неоднозначность в интерпретации причин отклонений.

А именно, предположим, показатель ACWP > BCWS, то есть мы фактически потратили больше средств, чем было заложено в бюджете. Отсюда, к сожалению, невозможно сделать вывод о причине увеличения затрат - сделано больше работ или работа обошлась дороже. И в обратном случае - ACWP < BCWS (потрачено меньше средств, чем было заложено в бюджете) - то ли работа обошлась дешевле, то ли выполнено меньше работ, чем планировалось.

Для того чтобы правильно интерпретировать причины отклонений и вводится понятие освоенного объема - BCWP. BCWP Budgeted Cost of Work Performed – плановая стоимость фактически выполненных работ (освоенный объем).

Новое на сайте

>

Самое популярное