Домой Многолетние цветы Балет анна каренина краткое содержание. Балет “Анна Каренина” в Большом театре

Балет анна каренина краткое содержание. Балет “Анна Каренина” в Большом театре

В одном из последних интервью Майя Плисецкая с иронией отметила, что ее муж, композитор Родион Щедрин, вместо бриллиантов дарит ей балеты. Так произошло и с «Анной Карениной». Идея создания этого балета появилась у Майи Плисецкой еще в 1967 году, когда она снималась в художественной экранизации романа Л. Толстого. «На съемках драматического фильм «Анна Каренина», в котором я выступила в роли княгини Бетси Тверской, мысль о хореографическом воплощении толстовского романа стала ясно витать в воздухе… Музыка, которую Щедрин написал к фильму, была театральна и пластична. Ее можно было танцевать». Перед Плисецкой сразу же встала проблема поиска хореографа. Наталья Касаткина и Владимир Василев оказались радикальны: они предлагали сделать декорацию в виде стакана, из которого Анна весь спектакль не может выбраться. В результате Плисецкая решила ставить балет самостоятельно. Театральный режиссер Валентин Плучек, к которому она обратилась за советом, порекомендовал привлечь в качестве либреттиста Бориса Львова-Анохина, в качестве художника – Валерия Левенталя. Ему же принадлежала идея разграничить постановочный процесс: самой Плисецкой сосредоточиться на линиях Анны, Вронского и Каренина, а массовые сцены отдать помощникам. Еще одной существенной проблемой являлось то, как отнесутся к замыслу балета «должностные лица». Опасения были обоснованы, так как доверие к Плисецкой было резко подорвано после постановки «Кармен-сюиты», объявленной тогдашним министром культуры Е. Фурцевой «слишком эротичной». По указанию Фурцевой был устроен предварительный показ «Анны Карениной» «за закрытыми дверями», после чего поступили указания о прекращении репетиций, что означало фактическое закрытие спектакля. Не желая сдаваться, Плисецкая и Щедрин обратились за поддержкой к секретарю ЦК КПСС П.Н. Демичеву, и по его распоряжению работа над спектаклем была возобновлена. Плисецкая стремилась передать «аромат» эпохи Толстого, но ей никак не удавалось подобрать соответствующие костюмы. Этой проблеме тоже нашлось решение благодаря Пьеру Кардену. «В самый разгар работы над «Анной» я волею судеб вновь оказалась в Париже. За завтраком в «Эспас» я рассказала Кардену о своих муках с костюмами «Карениной». Безо всякой надежды, больше для размышлений вслух, я сказала:

– Вот бы Вы, Пьер, сделали костюмы для «Анны». Как было бы чудно…

У Кардена в глазах включились батарейки. Словно ток по ним пошел.

– Я знаю, как их надо решить».

Вопреки замечаниям злых скептиков и холодных циников, премьера, состоявшаяся 10 июня 1972 года в Большом театре, имела успех. Эффект был потрясающий. Никто не ожидал увидеть столь необычное, яркое, разрывающее все балетные шаблоны зрелище. «Протуберанец прожектора паровоза. Уходящие вдаль огни раздавившего меня поезда. Перестук колес. Музыка шпал. Спектакль состоялся. Мы – кажется – победили!» – так вспоминала в автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая» балерина, которой в постановке «Анны Карениной» удалось осуществить практически невозможную задачу – соединить балет, отличающийся условностью хореографического жеста, с тонкими психологическими переживаниями, «диалектикой души», которой и прославилась реалистическая проза Льва Толстого. Словно с этой целью и выходила на сцену Плисецкая – доказать, что любая страсть, любое подлинное чувство может быть выражено в танце…

Спектакль начинается с выхода кандидата к народу. За спиной кандидата - небольшая толпа одинаковых людей с плакатами «Голосуй за Каренина!» Молодой статный красавчик в добротном костюме самодовольно оглядывает свой верный электорат. Его жена Анна, типичная дама с Рублевки, явно устала от публичности мужа, хоть и усиленно создает видимость полного душевного единения. Тем временем красавец-блондин Вронский собирается на соревнования по лакроссу…

Собственно, рассказывать сюжет нет необходимости - все его знают. То, что действие происходит в наши дни, чуть больше говорит о наших днях, чем о романе. Что касается непосредственно балетной части, то для этого существуют балетные критики, а не специалист может только восхититься - каким, оказывается, экспрессивным, богатым на нюансы, каким глубоким может быть язык тела, когда это тело - в руках гения. Ну да - Волга впадает в Каспийское море, однако в наши невеселые времена, когда культурой пытаются управлять неучи, уверенные, что в искусстве главное - соблюдение исторической достоверности, лишний раз убедиться в торжестве правды вымысла не будет лишним.

Что Каренин - кандидат в президенты, Вронский - плейбой, а Левин - фермер на тракторе, никак не мешает толстовским смыслам. Более того - именно в новой, современной ипостаси герои чудесным образом словно возвращаются к себе тем, какими их, скорее всего, мыслил сам Толстой. В постановке Ноймайера мы увидим и холодноватую Анну, толком не умеющую любить никого, даже собственного сына - ее отношения с мальчиком больше похожи на отношения добросовестной няни с чужим ребенком. По крайней мере в исполнении Светланы Захаровой героиня - светская львица без особых сомнений в собственной правоте на всем протяжении спектакля. Мы увидим страдающего, но несгибаемого Каренина. Мы увидим наконец живого, очень живого, самого живого Левина - альтер эго автора, самого «провального» персонажа во всех постановках «Анны Карениной».

В балете Ноймайера наконец-то этот герой не только обретает плоть и характер, но становится самым привлекательным героем. Этакий полуамериканский полуковбой в резиновых сапогах и ковбойке, танцующий под песни Кэта Стивенса, фермер, влюбленный в землю, в небо, в деревья и в Кити Щербацкую. Неожиданно именно их любовная линия становится самой экспрессивной в спектакле. Может, потому что интереса к этой паре у постановщиков -что в балете, что в кино, что в театре - никогда особо и не было. Казалось бы, ну что там интересного - правильная жизнь правильных людей. У Ноймайера Левин и Кити - не просто противовес придуманным обществом страстям, но это и есть сама страсть в чистом виде, в том, какой она стала известна Адаму и Еве. А появление Кити на тракторе с младенцем на руках - словно оживший портрет мадонны наших дней. До этого будет еще невероятная по силе сцена нервного срыва Кити в психбольнице, где ее будет утешать Левин и где зародится эта новая любовь.

Сейчас скажу крамолу: Толстому понравилось бы - хотя бы за адекватное внимание к фигуре его любимого Левина. И за ту экспрессию, за ту страсть, за размышления о вечном и бренном, за это явное и очевидное «мне отмщение и азъ воздам» - за все то, что обычно при постановках толстовского романа упускают, а Ноймайер не упустил. И в этом смысле именно балет в постановке Джона Ноймайера на музыку из Чайковского и Шнитке оказался самой «толстовской» интерпретацией произведения.

БАЛЕТ «АННА КАРЕНИНА» ДЖОНА НОЙМАЙЕРА

До этого в виде балета «Анна Каренина» впервые увидела свет в 1972 году. Идея создать балет по этому роману появилась у Майи Плисецкой в 1967 году, во время съемок фильма «Анна Каренина», где балерина сыграла Бетси Тверскую, кузину Вронского. А через несколько лет Родион Щедрин, муж Плисецкой, уже представлял худсовету Большого театра музыку к балету «Анна Каренина». Через год состоялась премьера, которую поначалу пыталась запретить тогдашний министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Но авторы попросили помощи у будущего министра культуры, а тогда секретаря ЦК КПСС Петра Демичева, и тот дал добро. Каренину танцевала, разумеется, Плисецкая, Вронского - Марис Лиепа, потом - Александр Годунов, Каренина - Николай Фадеечев. Этот балет потом ставили множество раз, по большей части - в пределах СССР, еще - в Финляндии, Дании, Польше. Последний раз «Анну Каренину» поставили в Мариинском театре в 2010 году.

Через два года после премьеры в Большом, в 1974-м, балет перенесли на экран, от чего не выиграли ни балет, ни экран. Единственным примечательным моментом стал тот факт, что костюмы для фильма-балета создавал сам Пьер Карден.

А вообще отношения этого романа с киноэкраном давние и прочные. «Анна Каренина» считается самым экранизируемым произведением мировой литературы. Роман с разной степенью успеха был подвергнут экранизации -то жестокой, то щадящей - больше тридцати раз, включая сериалы.

Первой экранизацией романа Льва Толстого принято считать российский фильм 1911 года. Фильм был немой, длился 15 минут, режиссером выступил приглашенный француз Морис Мэтр, в главной роли снялась актриса Мария Сорохтина. Уверяют, что пленка не сохранилась, фильма никто не видел, и даже как выглядит актриса Сорохтина, никто не знает. Сохранился лишь плохого качества размытый кадр с полной женщиной, падающей на руки немолодому господину в цилиндре. Скорее всего, это Анна и Вронский. Но кстати, есть сведения, что первой экранизацией все же была коротенькая немецкая лента 1910 года, но о ней нет даже самых скудных сведений.

Через год появилась вторая Анна - на этот раз на берегах Сены. Звезда французского немого кино (впрочем, другого тогда еще не было) Жанна Дельвэ сыграла героиню Толстого в картине Альберта Капеллани.

В 1914 году российский актер, режиссер, известный чтец Владимир Гардин загорелся идеей сделать большое кино по роману. В главной роли он хотел видеть лишь одну актрису - Марию Германову, на тот момент одну из ведущих актрис МХАТа. Германова не сразу, но согласилась. Правда, запросила такой гонорар, что оставила съемочную группу практически без бюджета. Но Гардин был уверен, что снимает шедевр, поэтому пошел на немыслимые траты. После выхода фильма мнения разделились. Кто-то отчаянно хвалил, а известный публицист Мария Каллаш писала своей приятельнице Книппер-Чеховой: «Какой ужас, какие типы! Вронский - пьяный полковой писарь. Стиву Облонского изображает кто-то с физиономией лакея из какого-нибудь псковского „Палермо“; остальные - в pendant, а сама Анна Каренина ничем не отличается от Василисы „На дне“. Я хорошего и не ждала, но все-таки такого издевательства над Толстым не могла себе представить».

Примечателен этот фильм лишь тем, пожалуй, что именно в нем состоялся дебют будущей звезды немого кино Веры Холодной, которая изобразила в картине кормилицу Сережи. Исполнитель роли Вронского красавец Владимир Шатерников до этого успел сыграть аж самого Льва Толстого в фильме Якова Протазанова «Уход великого старца». Шатерникову было тогда 28 лет. Через год после премьеры «Анны Карениной» актер погиб на войне.

Потом на много лет отечественный кинематограф утратил интерес к семейству Карениных и вспомнил о нем лишь в 1967 году стараниями Александра Зархи. Правда, в 1953 году на экран перенесли мхатовский спектакль с Аллой Тарасовой и Павлом Массальским в постанове Татьяны Лукашевич, но сами актеры, в особенности Алла Тарасова, были от фильма в таком ужасе, что сделаем им приятное - пропустим этот момент.

А пока «Анну Каренину» вовсю принялись снимать на Западе. В 1915 году в американском фильме Анну сыграла датская актриса Бетти Нансен. На тот момент актрисе был 42 года, но это никого не смутило. Следующей хронологической Анной выступила Фабьен Фабреж, очень плодовитая и очень обаятельная актриса с нежной внешностью, сыгравшая у итальянского режиссера - тоже очень плодовитого - Уго Фалена.

В 1918-м «Анну Каренину» сняли в Венгрии, а в 1919-ом немецкий режиссер родом из Черновцов, Фридрих Целник, приступил к съемкам фильма, в котором главную роль отдал своей жене, звезде немецкого кино латышке Лии Мара, урожденной Александре Гудович, родом из Риги.

Последней немой экранизацией «Анны Карениной» стал фильм «Любовь», вышедший на экраны в 1927 году. Режиссером выступил скандальный персонаж - enfant terrible Голливуда Эдмунд Гулдинг. Это был очень разносторонний человек, этакий человек-оркестр - он снимал фильмы, играл как актер, писал песни и музыку, а также пьесы и сценарии, продюсировал кино. Кроме того, ходили легенды о его сексуальной невоздержанности и кастинге на кушетке. Словом, это был Вайнштейн Золотого века Голливуда. Ему повезло вовремя родиться - сейчас бы ему не поздоровилось с его замашками.

Свою первую, но не последнюю Анну Каренину сыграла в фильме Гулдинга Грета Гарбо. (Потом в ее карьере случится еще одна Анна, но о ней чуть позже). Интересно, что у фильма было две концовки: одна - та самая, толстовская, трагическая, другая - хорошая, где Каренин умирает, а его вдова и Вронский воссоединяются. Поначалу фильм должен был называться «Анна Каренина», но продюсеры решили помудрить. Поскольку всем было известно, что на тот момент у Греты Гарбо был роман с Джоном Гилбертом, исполнителем роли Вронского, то афиша изображала этих двоих под слоганом «Greta Garbo and John Gilbert in Love». Это игра слов. С одной стороны, читается как «Грета Гарбо и Джон Гилберт в «Любви», то есть в фильме «Любовь», но считывается и другое значение - in love - «влюблены». Через какое-то время Гилберт предложит Гарбо руку и сердце, та согласится, они прошествуют к алтарю, но не дойдя до алтаря, Грета Гарбо сбежит.

Грета Гарбо и Фредрик Марч в фильме Кларенса Брауна wikipedia.org

Звуковая эра «Анны Карениной» началась в 1934 году с французского одноименного фильма, в котором героиню сыграла Рита Уотерхаус. Ноздря в ноздрю, буквально через полгода, в США выходит еще одна «Анна Каренина» в постановке Кларенса Брауна, известного в том числе и своим рекордом - он единственный, кто шесть раз становился оскаровским номинантом, но ни разу - лауреатом. Он предложил Грете Гарбо еще раз попробовать себя в роли Анны, та без охоты, но согласилась. Ее гонорар съел треть бюджета. Вронского сыграл не единожды оскароносный Фредрик Марч, а Кити - восходящая звезда Морин О‘Салливан, впоследствии теща Вуди Аллена, мать актрисы Миа Фэрроу.

Первой послевоенной Анной стала Вивьен Ли, в 1948 году появившаяся на экранах в этой роли. Фильм, сценарий к которому написал Жан Ануй и режиссером которого выступил Жюльен Дювивье, имел большой успех у публики и критиков - в первую очередь благодаря Вивьен Ли, которая сыграла Анну как нежное беззащитное существо, в отличие от той же Греты Гарбо, чья Анна была скорее женщиной-вамп, сильной и страстной.

Дальше пошла череда экзотических экранизаций. Про фильм 1952 года известно только, что он сделан кем-то из индийских режиссеров, но больше никакой информации о картине найти не удалось. Через несколько лет перипетии жизни семьи Карениных заинтересовали аргентинских кинематографистов, и в 1958 году увидел свет фильм Луиса Сезара Амадори, режиссера драматической судьбы. Когда фильм был уже готов, Амадори был вынужден уехать из страны вместе с женой, исполнительницей главной роли, звезды золотого века аргентинского кино Зули Мореной. Перед этим был свергнут Хуан Перон, и многие деятели культуры, к которым Перон благоволил, попали в опалу. Имя Амадори было вымарано из титров надолго. Действие фильма перенесено в 50-е годы 20 века, многие сюжетные линии порезаны, а отчего вдруг Анна бросилась под поезд, осталось неясным.

1960 год принес миру аж две экранизация. Одна - бразильский сериал «Анна Каренина», отдающий мылом до такой степени, что сразу перейдем к другому - египетской «Реке любви». Мы увидим историю простой египетской девушки Наваль (читай Анны Карениной), вышедшей замуж за богатого землевладельца Тахера (читай Алексея Каренина) и влюбившейся в деревенского плейбоя Халеда (читай Вронского). Дальше почти по Толстому. Вронского в египетских пустынях отважно изобразил еще не ставший полноценной звездой Омар Шариф. А год спустя британская киноиндустрия подарила миру свою версию романа, которую соорудил режиссер Рудольф Картье. На роль Анны он пригласил уже вовсю знаменитую Клэр Блум, успех которой обеспечил ее дуэт с Чарли Чаплином в «Огнях большого города». Роль Вронского отдали уже известному, но еще не мегапопулярному Шону Коннери. Фильм прошел скромно.

Про следующую экранизацию «Анны Карениной» мы знаем, кажется, все. Особо упрямые считают, что после нее экранизации этого романа надо запретить, потому что идеал достигнут. Дело вкуса, конечно. Речь идет, разумеется, о фильме Александра Зархи с Татьяной Самойловой, Николаем Гриценко, Василием Лановым, Юрием Яковлевым, Анастасией Вертинской, Майей Плисецкой. Этот фильм - продукт своего времени, в котором нас учили презирать светское общество и его выдуманные законы, а Анну Каренину почитать за жертву режима. Сейчас фильм со всей его выспренностью и отсутствием живых страстей смотрится архаично, как любая изношенная конструкция.

«АННА КАРЕНИНА» ДЖО РАЙТА, ТРЕЙЛЕР

В 1985 году в роли Анны Карениной снялась Жаклин Биссет в паре с Кристофером Ривом, сыгравшим Вронского. В 97-м на экраны вышла «Анна Каренина» с Софи Марсо и Шоном Бином - фильм, запомнившийся исключительно нелепой челкой главной героини.

А в 2009 году после долгих прерывистых съемок наконец дополз до зрителя и фильм Сергея Соловьева, который вместе с «2-Ассой-2» составил довольно искусственную дилогию. Фильм этот изрядно поругали за щепетильный момент - Татьяне Друбич, сыгравшей Анну, на момент съемок было уже очень сильно за сорок, и это было главной неловкостью картины. В остальном же, надо признать, мы наконец увидели живую Анну Каренину, с ее наркозависимостью, о которой раньше стыдливо умалчивали, с влюбленным в нее по уши Карениным, с трогательными эротическими моментами. Роль Стивы Облонского стала последней для Александра Абдулова, а роль Каренина - одной из последних ролей Олега Янковского.

А уж как ругали Киру Найтли, которая сыграла Анну в картине Джо Райта! Сильнее ругали, наверное, только Елизавету Боярскую в прошлом году за ту же роль. Райт выстроил фильм как театральное действо, заключив его в тесные рамки сцены и декораций, где за актерами пристально наблюдает публика. Режиссер необыкновенно изящно создал искусственную атмосферу театра, где настоящее и придуманное порой неразличимы. Анна словно выламывается, выпадает из этих декораций, ломая и круша их своей единственно настоящей силой - свободной любовью. Почему-то уверена, что Толстой был бы доволен.

«АННА КАРЕНИНА. ИСТОРИЯ ВРОНСКОГО» КАРЕНА ШАХНАЗАРОВА, ТРЕЙЛЕР

Про последнюю экранизацию на наших просторах - фильм Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского» написано много и разного. Особенно про Боярскую, в которой почти никто не увидел Анны Карениной. Ну что тут сказать? Режиссер увидел. Это его, режиссерское дело.

Добавим еще с десяток сериалов и как минимум десяток фильмов, основанных на толстовском сюжете. Например, фильм Светланы Проскуриной «До свидания, мама!», где коллизия перенесена в современность и показана глазами Сережи. Или «Шуга» Дарежана Омирбаева, которой действие разворачивается в современном Казахстане.

Такова краткая история экранизаций «Анны Карениной», навеянная, как ни странно, балетной постановкой. Вывода из всего этого не последует, кроме, пожалуй, одного: Анна Каренина - самое загадочное женское существо мировой литературы. Что касается лично меня, то я всю жизнь не могу понять: Анна умная или дурочка? Похоже, не я одна.

Екатерина Барабаш


Спектакль "Анна Каренина" (балет в 2-х действиях по роману Льва Толстого) представлен на Фестивале "Золотая Маска" в двух номинациях: лучший балетный спектакль и лучшая женская роль (Анна Каренина в исполнении Екатерины Кондауровой).


Балет был поставлен Алексеем Ратманским для Датского королевского балета в 2004 году, позже шёл в Варшаве, Хельсинки и Вильнюсе, а теперь представляет на Фестивале "Золотая Маска" Мариинский театр Санкт-Петербурга.
Постановка Польской национальной оперы (Театр Wielki, Варшава) при поддержке Deutsch-Russische Balletstiftung.
Музыкальный руководитель Валерий Гергиев.
Хореография Алексей Ратманский.
Декорации и костюмы Микаэль Мельбю.
Художник-видеографик Уэндэл Харрингтон.
Художник по свету Йорн Мелин.

Драматургическая концепция Мартин Тюлиниус.

По сравнению с балетом, написанным Родионом Щедриным специально для Майи Плисецкой (и в котором, кстати, молоденькая Ульяна Лопаткина исполняла партию княжны Кити Щербацкой), постановка Алексея Ратманского сократилась по продолжительности на одно действие (было три, а стало два, и спектакль идёт теперь 1 ч. 50 мин. с одним антрактом). И с оотношение здесь примерно такое же, как между оперой Жоржа Бизе "Кармен" и балетом Родиона Щедрина "Кармен-сюита", для которого музыкальный материал оперы-первоисточника Щедрин существенно сократил и переработал.

Но главная идея Родиона Щедрина и Майи Плисецкой, воплощённая в первоначальной редакции балета "Анна Каренина", сохранилась и в постановке Ратманского: тема рока и снов, предвещающих трагическую судьбу, осталась связующей "красной нитью" спектакля.

Сценография больше напоминает монтаж видеоклипа: картины динамично сменяют друг друга, так что некоторые эпизоды длятся не дольше минуты, большинство декораций заменены видео-проекциями на задник сцены и кулисы, причём ракурсы видео меняются так, как если бы зрители сами переходили из одной декорации в другую. Метель и падающий снег, вокзал и кабинет Каренина с огромной библиотекой, цветущий весенний сад и Венеция — видео-проекция не только указывает место действия, но и обозначает душевный настрой персонажей.

Для изображения снов и видений Анны и Вронского используется небольшая ниша, образующаяся за приподнимающимся метра на три над сценой задником (эти эпизоды проходят в лёгкой дымке, из-за которой персонажи кажутся как бы призрачными, в отличие от реальных событий сюжета), и оттуда же в финале спектакля появится "в клубах пара и дыма" роковой паровоз.

Отдельного упоминания заслуживает и "исторический" железнодорожный вагон, который несколько раз появляется по ходу действия спектакля. Дистанционно управляемый, как детская игрушка, он выезжает из-за кулисы и совершает манёвры по сцене, потом разворачивается на круге, и вдруг оказывается, что противоположной боковой стенки у него нет, что даёт возможность зрителям рассмотреть внутри него интерьеры салонов первого класса, где едут живые пассажиры, включая Анну и графиню Вронскую.

Для исполнения главной партии в трёх фестивальных показах "Анны Карениной" балетмейстер выбрал не одну, а сразу трёх прим Мариинского театра: Диану Вишнёву, Ульяну Лопаткину и номинантку Екатерину Кондаурову. А я, в свою очередь, для просмотра выбрала Анну Каренину в исполнении Ульяны Лопаткиной:
Анна Аркадьевна Каренина — народная артистка России, лауреат Государственной премии России, лауреат международного конкурса Ульяна Лопаткина,

Алексей Александрович Каренин, муж Анны — народный артист России Сергей Бережной,

Граф Алексей Кириллович Вронский — лауреат международного конкурса Юрий Смекалов.
Дирижёр — Алексей Репников.

Пролог
Вронский в смятении: на станции, где и произошло несчастье, под чёрным траурным покрывалом лежит мертвая Анну, глядя на которую он понимает, что теперь и его жизнь потеряла смысл.

Действие I
Анна Каренина едет из Петербурга в Москву, чтобы навестить семью своего брата Стивы. В поезде она знакомится с графиней Вронской, матерью Алексея, которая на вокзале в Москве представила Анне своего сына. Случайно они становятся свидетелями несчастья: человек переходил рельсы и попал под поезд.
В доме князей Щербацких Левин делает Кити предложение, но княжна отказывает ему (она влюблена во Вронского). Вронский же на балу танцует только с Анной, поэтому Кити просто в отчаянии: она-тождала предложения от Вронского, а не от Левина.
Вронский не скрывает своего восхищения Анной, а она решает поскорее вернуться в Петербург только для того, чтобы больше с ним не встречаться.
Вронский едет тем же поездом и на станции Бологое признается Анне в любви.
На вокзале в Петербурге Анну встречает муж. Возвращение домой и встреча с нежно любимым сыном, которому Анна привезла в подарок игрушечный паровозик, возвращает жизнь Анны в привычное русло.
В светском салоне своей подруги княгини Бетси Тверской Анна вновь встречает Вронского и принимает его настойчивые ухаживания.
Каренин просит Анну не нарушать условий светских приличий и не совершать необдуманных поступков, но Анна делает вид, что не понимает, в чём дело.
Вронский во сне видит погибшего под колёсами поезда. Дальше этот сон сменяет череда видений с участием Анны.

Анна приходит к Вронскому наяву...

Действие II
Светское общество Санкт-Петербурга собралось в Красном Селе на скачках. Не отрываясь от бинокля, Анна следит за Вронским. Внезапно его лошадь падает, Анна не может скрыть своих чувств и признается в них Каренину. Каренин требует, чтобы Анна покинула скачки вместе с ним, он боится пересудов в свете и требует от Анны соблюдения норм поведения в обществе.
Анна тяжело больна, в бреду она видит себя то с Вронским, то с сыном Серёжей. Она в слезах просит прощения у мужа, и Каренин обещает забыть её измену. Но когда выздоравливающая Анна узнает от Бетси Тверской, что Вронский пытался застрелиться, она, оставив сына Каренину, вместе с Вронским уезжает в Италию.
Тоска по Серёже заставляет Анну вернуться в Россию. Она тайно приходит увидеться с сыном, но Каренин выгоняет ее из дома.
Невыносимая горечь разлуки с маленьким сыном, унижение в оперном театре, презрительное отношение отвергнувшего её высшего света, ревность к Вронскому и мучительное одиночество
— все эти обстоятельства доводят Анну практически до потери рассудка. Не видя иного выхода, как покончить с собой, она бросается под поезд.

Балет (лирические сцены) на музыку Родиона Щедрина в трех действиях. Либретто Б. Львова-Анохина по мотивам одноименного романа Л. Н. Толстого.

Балетмейстер М. Плисецкая (совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым), художник В. Левенталь, дирижер Ю. Симонов.

Действующие лица

Анна. Вронский. Алексей Александрович Каренин. Станционный мужик. Кити. Бетси. Тверской. Сережа. Тушкевич. Корсунский. Махотин. Княжна Сорокина. Кавалеры на балу. Офицеры на скачках.

Действие первое

Вокзал Петербургской железной дороги. На перроне - Вронский, встречающий свою мать. Из поезда выходит Анна. «Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие... серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице... Вдруг несколько человек с испуганными лицами пробежали мимо» - станционный мужик несет тело раздавленного поездом человека.

Бал. Среди танцующих - Вронский и Кити. «Весь бал... был для Кити волшебным сновидением радостных цветов, звуков и движений». Входит Анна. Вронский взволнован ее появлением. Кити «...видела, что они чувствовали себя наедине в этой полной зале... Весь бал, весь свет, все закрылось туманом в душе Кити... Она чувствовала себя убитою».

Метель. Анна погружена в свои мысли. «Метель и ветер рванулись ей навстречу... Ветер как будто только ждал ее... хотел подхватить и унести...» За снежной пеленой появляется чья-то фигура. «Она оглянулась и в ту же минуту узнала... Вронского». В его пылком объяснении - «выражение почтительного восхищения», страстная мольба, неотступное, упорное преследование. «Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь». Анна «...испугана и счастлива...» К ней подходит Каренин. Вронский и Каренин учтиво и холодно раскланиваются. Каренин предлагает руку Анне и уводит ее.

Салон Бетси. Княгиня Бетси Тверская и ее муж принимают гостей. Здесь же Тушкевич. Свет сквозь пальцы смотрит на связь Бетси с Тушкевичем, ибо она прикрыта благопристойной ложью. Входит Анна с Карениным. Улучив удобное мгновение, Вронский останавливает Анну: «Вы и я для меня одно. И я не вижу впереди возможности спокойствия ни для себя, ни для вас. Я вижу возможность отчаяния, несчастия... или я вижу возможность счастья, какого счастья!..» Общество обращает на них внимание. «Это становится неприлично...» Каренин предлагает Анне уйти. Она отказывается. «Алексей Александрович раскланялся и вышел». Вронский снова подходит к Анне. Снова на них устремлены неприязненные лорнеты.

Кабинет Каренина. Каренин ждет жену. Входит Анна, «...опустив голову и играя кистями башлыка». «...Я должен предостеречь тебя...- останавливает ее Каренин.- Твой слишком оживленный разговор сегодня с графом Вронским... обратил на себя внимание». Анна остается одна. «Поздно, поздно, уж поздно...»

Сон Вронского. Вронским владеет только одна мысль - об Анне. «...Все счастье жизни, единственный смысл жизни он находит теперь в том, чтобы видеть и слышать ее... Он не переставая перебирал все положения, в которых ее видел...» В его воображении мелькают картины всех их встреч. Как страшное наваждение возникает фигура станционного мужика, испугавшего Анну во время их первой встречи. Очнувшись, Вронский видит пришедшую к нему Анну.

Анна и Вронский. «То, что почти целый год для Вронского составляло исключительно одно желанье его жизни... то, что для Анны было невозможною, ужасною и тем более обворожительною мечтою счастья,- это желание было удовлетворено». Страстное чувство Анны отравлено отчаянием, смятением и стыдом.

Действие второе

Скачки. В беседках и ложах «...весь двор, и толпы народа... Море кисеи, тюля, лент, волос и зонтиков». Среди офицеров - участников скачек - Вронский. «Все глаза, все бинокли... обращены на пеструю кучку всадников...» Внезапное падение Вронского вызывает ужас и смятение Анны. «Она стала биться, как пойманная птица... Алексей Александрович подошел к Анне и учтиво подал ей руку». Она больше не может, не хочет ничего скрывать: «Я люблю его, я его любовница, я не могу переносить, я боюсь, я ненавижу вас... Делайте со мной что хотите».

Кабинет Каренина. «Алексей Александрович долго и со всех сторон обдумывал... вопрос о дуэли... Живо представив себе ночь, которую он проведет после вызова, и пистолет, на него направленный, он содрогнулся и понял, что никогда он этого не сделает...» Когда Анна «...думала о том, что сделает ее муж, ей приходили самые страшные мысли». Решение Каренина было: «...наша жизнь должна идти, как она шла прежде... Мне нужно... чтобы ни свет, ни прислуга не могли обвинить вас...». Анна «...почувствовала, что ей холодно и что над ней обрушилось такое страшное несчастье, какого она не ожидала... это... представлялось ей ужаснее всего». Анна и Вронский должны «...скрывать свою любовь, лгать и обманывать; и лгать, обманывать, хитрить и постоянно думать о других тогда, когда страсть, связывавшая их, была так сильна, что они оба забывали обо всем другом, кроме своей любви».

Сон Анны. «Одно сновиденье почти каждую ночь посещало ее. Ей снилось, что оба вместе были ее мужья, что оба расточали ей свои ласки... Это сновидение, как кошмар, давило ее, и она просыпалась с ужасом», чтобы в следующем сне увидеть в лихорадочных видениях зловещего мужика, который все чаще снился ей. «Я погибла, погибла!.. Я - как натянутая струна, которая должна лопнуть... Я чувствую, что лечу головой вниз в какую-то пропасть...»

Комната Анны. Забыв все предосторожности, Вронский приходит в дом Каренина. «...Никого и ничего не видя... быстрым шагом, едва удерживаясь от бега, вошел в ее комнату. И не думая и не замечая того, что в комнате есть ли кто или нет, он обнял ее и стал покрывать поцелуями ее лицо, руки и шею». Вронским и Анной овладевает одна «...мысль о том, что необходимо прекратить эту ложь, и чем скорее, тем лучше. Бросить все... и скрыться куда-нибудь одним со своею любовью...» Каренин «...остался один с сыном... а Анна с Вронским уехали за границу, не получив развода...»

Действие третье

Италия. «Вронский с Анною... приехали в небольшой итальянский город, где хотели поселиться на некоторое время... Анна в этот первый период своего освобождения... чувствовала себя непростительно счастливою и полною радости жизни... Воспоминание обо всем, что случилось с нею... казалось ей горячечным сном, от которого она проснулась одна с Вронским за границей». Но постепенно все мучительнее начинает она тосковать о сыне.

Дворцовый церемониал. При дворе вручают орден Каренину. Торжественный дворцовый ритуал.

Свидание Анны с сыном. Анна тайно приходит в дом Каренина, чтобы увидеть сына. Ее свидание с Сережей полно нежности и безысходного горя. Но входит Каренин. Анна должна уйти. Она понимает, что навсегда потеряла сына. Отчаяние, невыносимая боль толкают Анну на безумный поступок - она едет в театр, в итальянскую оперу, где будет все высшее общество, хотя знает, что это «...значило... бросить вызов свету, то есть навсегда отречься от него...»

Театр. В ложах весь «цвет» петербургского общества. На сцене исполняется дуэт примадонны и тенора. Появляется Анна. Все бинокли и лорнеты направлены на нее. «...Она испытывала чувства человека, выставляемого у позорного столба».

Отчаяние Анны. Свет, открытый для Вронского, «...был закрыт для Анны». Ее мучит разлука с сыном, презрение общества, боязнь потерять любовь Вронского. Ей кажется, что он начинает охладевать к ней. «Мы именно шли навстречу до связи, а потом неудержимо расходимся в разные стороны... Она ревновала его не к какой-нибудь женщине, а к уменьшению его любви... то она ревновала его к светским женщинам, с которыми он мог встретиться; то она ревновала его к воображаемой девушке, на которой он хотел, разорвав с ней связь, жениться. И эта последняя ревность более всего мучила ее, в особенности потому, что он сам... сказал ей, что его мать... позволила себе уговаривать его жениться на княжне Сорокиной». Перед внутренним взором Анны возникает и «сцена у позорного столба» в театре, и Каренин с Сережей, и наконец, как мысль о возможности самого большого несчастья,- воображаемое венчание Вронского с той самой «воображаемой девушкой». «Я не могу придумать положения, в котором жизнь не была бы мученьем...». «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» «Зачем я не умерла?..» И она вдруг поняла то, что было в ее душе. Да, это была та мысль, которая одна разрешала все. «Да, умереть!..»

Смерть Анны. «И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать».

«И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она... упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена... И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».

Советский балет гордился хореографическим прочтением произведений отечественной классической литературы от Пушкина и Гоголя до Достоевского и Куприна. «Анна Каренина» Родиона Щедрина стала первым балетом в освоении прозы Льва Толстого. Композитор пояснял свой подход к великому роману: «Выбирая путь для музыкального решения, я склонился к мысли обратиться к партитурам композитора, чье творчество было ближе всего Толстому, который был вровень с ним по таланту и значению для истории нашей отечественной культуры. Я имею в виду П. И. Чайковского... Я пришел к решению использовать в музыке некоторые тематические и формообразующие элементы инструментальных сочинений Чайковского, совпадающие по времени написания с годами замысла и работы Толстого над романом „Анна Каренина". Не могло не быть общности восприятия, оценки, совестливого отношения к жизни, общности „сочувствия" у двух великих русских художников - при всем различии их темпераментов и вкусов!».

Критика высоко оценила музыкальную основу балета. Тихон Хренников писал в газете «Правда»: «Во всем сочинении мы слышим своеобразный композиторский почерк автора - остро современный, экспрессивный, полный смелых звуковых и динамических контрастов. Особенно большое впечатление производит любовный дуэт Анны и Вронского из первого акта, сцена награждения Каренина и, конечно, потрясающий финал, где постепенное нарастание на одном звуке символизирует неотступную решительность Анны, приводящую к роковой развязке. Впрочем, и вся партитура дает немало примеров высокого мастерства и оригинального мышления, увлекает драматургической цельностью».

Балет сочинялся Щедриным для Майи Плисецкой, ставился с ее участием, и она же с присущей ей энергией и талантом исполнила заглавную роль. На премьере ее партнерами были Марис Лиепа (Вронский), Николай Фадеечев (Каренин), Юрий Владимиров (Станционный мужик). Балерина проницательно отмечала: «История музыки уже насчитывает восемь опер на сюжет „Анны Карениной". Никого не удивляет, что мысль заставить Анну петь, действовать на подмостках драматических театров, воплотиться на экране была неоднократно осуществлена. Убеждена, что и в жанре балета хореографы еще много раз будут обращаться и к этому и к другим толстовским шедеврам».

Спектакль долго сохранялся в репертуаре Большого театра, выдержал более 100 представлений и был экранизирован на телевидении (1975). Московская постановка была перенесена в Новосибирск (1973), Ташкент (1974), Вильнюс (1975). «Анну Каренину» Щедрина ставили и другие хореографы: Э. Суве (Таллин, 1972), Д. Парлич (1972, Белград). Балетмейстер Алексей Ратманский уже в нашем веке осуществил свои спектакли в Копенгагене и Вильнюсе.

Но были и принципиально другие хореографические прочтения толстовского романа. И их музыкальной основой стала музыка Чайковского.

А. Деген, И. Ступников

Смелый до дерзости замысел – воплотить средствами хореографии роман Толстого – едва ли можно оценивать лишь на основе тщательно продуманного и разработанного сценария к спектаклю. «Анна Каренина» Щедрина – это скорее музыкальная концепция, созданная по мотивам великого романа. То, что услышал композитор в тексте книги и сумел передать средствами музыкальной пластики – это целиком балет «от Анны». Щедрин смотрит на мир глазами героини, воспринимает и переживает все события будто от первого лица. Музыкально-пластическая линия Анны – ведущая в балете, всё остальное лишь фон, на котором разворачивается действие спектакля. Композитор сумел устоять перед опасностью чрезмерного упрощения образа главной героини, создав сложнейший характер, почти не уступающий оригиналу.

Балет «Анна Каренина» был создан Щедриным в 1971 году. Премьера состоялась в Большом театре. Первой исполнительницей главной роли стала Майя Плисецкая. Несколько позже, в 1979 году, композитор переработал музыку балета в симфоническую поэму для концертного исполнения, получившую название «Романтическая музыка» . В этом сочинении, разделённом на части подобно главам книги, средствами музыки обрисована судьба Анны – с самого начала и до трагического конца.

ДЕЙСТВИЕ I

Политик Алексей Каренин, стремящийся к переизбранию, проводит митинг в Санкт-Петербурге, а граф Алексей Вронский в Москве вместе со своим полком готовится к матчу по лакроссу.
Анна Каренина вместе с сыном Сережей поддерживает мужа.
П. Чайковский. Торжественная увертюра на Датский гимн, op. 15

Вернувшись домой после митинга, Анна чувствует себя очень одинокой.
П. Чайковский. Сюита № 1, op. 43, Introduzione

Стива, брат Анны, звонит из Москвы и просит ее уладить серьезную семейную ссору. Долли, его жена, застала его с гувернанткой мисс Гулль. Анна отправляется в Москву и случайно встречает там графа Вронского - как выяснится, это будет встреча с далеко идущими последствиями. Ужасная гибель дорожного рабочего кажется ей дурным предзнаменованием. Долли и Стива ссорятся. Анна старается утешить Долли и детей.
А. Шнитке. Две маленькие пьесы для органа, op. 149, Пьеса № 1
П. Чайковский. Сюита № 1, Fuga

Аристократ-землевладелец Левин мечтает в деревне о Кити, сестре Долли.
Кэт Стивенс (Юсуф Ислам). Moonshadow (Тень луны)

В Москве Кити и ее друзья празднуют обручение Кити с графом Вронским. Анна приезжает на праздник вместе с Долли и Стивой и вновь встречает графа Вронского: игра с огнем.
П. Чайковский. Сюита № 1, Divertimento – Intermezzo

Анна играет со своим сыном Сережей.
П. Чайковский. Сюита № 1, Marche Miniature

Анна предается страстным мечтам о Вронском.
А. Шнитке. Музыка к фильму «Комиссар», op. 46, «Атака» – «Любовь»

Алексей Каренин, Анна и Сережа наблюдают за игрой в лакросс. Перед началом матча Анна говорит Вронскому о своей беременности. Вронский играет невнимательно и получает травму. Отчаяние Анны, видящей это, выдает ее связь с Вронским.
П. Чайковский. Сюита № 1, Scherzo
А. Шнитке. Сюита из музыки к фильму «Повесть о неизвестном актере», главная тема
А. Шнитке. Музыка к мультфильму «Стеклянная гармоника», op. 55, «Лица», «Взлеты», «Пирамиды»

Кити переносит нервный срыв. Левин навещает ее в санатории.
Кэт Стивенс (Юсуф Ислам). Sad Lisa (Грустная Лиза)
П. Чайковский. «Снегурочка», op. 12, № 10, Мелодрама

Стива продолжает вести себя опрометчиво – на этот раз он флиртует с балеринами Большого театра.
П. Чайковский. Сюита № 1, Gavotte

Долли решает уйти из дома, но дети убеждают ее не делать этого.
П. Чайковский. Струнный квартет № 1, op. 1, Andante cantabile

Анна рожает от Вронского дочь, которую тоже называют Анной.
А. Шнитке. Музыка к фильму «Комиссар», «Проход обреченных»

Чувствуя близость смерти, Анна пытается примирить друг с другом Вронского и своего мужа. Кити выходит замуж за Левина. Анна уходит от мужа, чтобы соединиться с графом Вронским. Ее дочь, маленькая Анна, остается у Каренина.
П. Чайковский. Симфония «Манфред», 4-я картина

ДЕЙСТВИЕ II

Анна счастлива с графом Вронским в Италии. Однако ее не покидают мысли о сыне, Сереже. Вронский и Анна вновь и вновь видят во сне дорожного рабочего, который погиб во время их первой встречи. Их отношения омрачаются.
П. Чайковский. «Воспоминание о Флоренции», op. 70, Adagio cantabile e con moto
А. Шнитке. Музыка к мультфильму «Стеклянная гармоника», «Лица», «Взлеты», «Пирамиды»

Анна возвращается в Санкт-Петербург ко дню рождения Сережи.
П. Чайковский. Струнный квартет № 1, Andante cantabile

Лидия Ивановна утешает Каренина.
П. Чайковский. Сюита № 4, op. 61, Preghiera

Левин и Кити проводят счастливое утро в деревне.
Кэт Стивенс (Юсуф Ислам). Morning Has Broken (Утро настало)
П. Чайковский. «Снегурочка», № 10, Мелодрама

Отношения между Анной и Вронским заметно ухудшаются. Светское общество не принимает Анну, она в отчаянии – и тем не менее отправляется на премьеру оперы «Евгений Онегин». Она чувствует себя оскорбленной отношением собравшейся публики, к тому же видит графа Вронского с молодой княжной Сорокиной. Лишь Долли поддерживает Анну.
А. Шнитке. (Не) сон в летнюю ночь
П. Чайковский. «Евгений Онегин», Сцена письма (отрывок)

Разуверившись в том, что Вронский ее любит, Анна совершает самоубийство.
А. Шнитке. Музыка к фильму «Восхождение», op. 126, «На санях» – «Сожаление»

Жизнь идет своим чередом – в Москве, в Санкт-Петербурге, в деревне – и в театре.
А. Шнитке. Музыка к мультфильму «Стеклянная гармоника», «Пробуждение»
Кэт Стивенс (Юсуф Ислам). One Day at a Time (Шаг за шагом)

Распечатать

Новое на сайте

>

Самое популярное