Домой Многолетние цветы Найдено место падения пропавшего самолета ан 2. Следствию нашли уголовное дело. Самолет обгорел. А лес вокруг

Найдено место падения пропавшего самолета ан 2. Следствию нашли уголовное дело. Самолет обгорел. А лес вокруг

Друг и коллега командира разбившегося самолета рассказал ""МК" о возможных причинах катастрофы в Свердловской области

На месте катастрофы Ан-2, пропавшего 11 месяцев назад в Свердловской области, продолжают работать следственные бригады. К ним присоединились представители Росавиации и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Версии гибели «кукурузника» множатся в геометрической прогрессии. Специалисты говорят о человеческом факторе, а также о технических неполадках, в частности - о возможной неисправности бензиномера и утечке топлива.

«МК» связался с Леонидом ПОПОВЫМ, единственным летчиком-наблюдателем, кто работал вместе с погибшим экипажем Хатипа Кашапова на всех 10 лесоохранных вылетах в Серове в мае-июне 2012 года. Опытный летнаб не исключает, что самолет мог упасть от перегруза.

– Падение Ан-2 - это стечение трагических обстоятельств, одним из которых мог быть перегруз, - говорит летчик-наблюдатель Серовского авиаотделения Уральской базы авиационной охраны лесов, 44-летний Леонид Попов. - Самолетик был старенький, можете представить какой у него был движок и сколько раз он ремонтировался. 13 человек на борту - для такой машины «с пробегом» очень и очень много. Для нового «кукурузника» такое количество пассажиров - предел, это при том что раньше заливали нормальный авиационный бензин, 91-й. А тут бензин был не самолетный. Впрочем, летали без происшествий, экипажем - три человека: 2 пилота и летчик-наблюдатель. КВС Хатип Кашапов был очень опытный пилот, из старой гвардии, советской закваски, хорошо знал технику, буквально «кожей» чувствовал самолет. Прошлый сезон они с экипажем отлично отработали в Ленинградской области. Мы с Хатипом успели подружиться, были, как говорится, «в одной лодке».

Что заставило командира подняться в тот роковой вечер в воздух без помощника, остается загадкой. Версия перегруза кажется вполне правдоподобной, если вспомнить, что свидетели взлета 11 июня говорили о том, что «кукурузник» при наборе высоты задел шасси кусты на краю аэродрома.

Леонид Попов с генеральным директором авиакомпании «Авиа-ЗОВ» Олегом Золиным были первыми, кто на следующий день вылетел на поиски пропавшего Ан-2.

– Искали самолет в район Кытлыма. Высматривали прежде всего дымы, костры, огонь. Внизу летом в наших местах – сплошная зеленая пелена, тайга. Хорошо видно дымы. Даже тоненькую струйку от костра при хорошей погоде видно за 20-30 километров. Там на борту был наш бывший летнаб-инструктор Юрий Соболев, уж он-то знал, как подать знак, чтобы увидели с воздуха. В километрах 15 от Кытлыма заметили задымление. Потом выяснилось, что в этом районе работали лесорубы.

Самолет найден в 22-23 квартале (квартал - разбивка леса на прямоугольники со сторонами 1 на 2 км - ред.) Вы осматривали Катасьминские болота сверху?

Там тайга сменяется участками трясины и небольшими озерцами. Под густыми кронами деревьев летом мало что видно. Ветер подул, нагнул дерево и все, проскочили нужное место. Это даже не секунда, а доли секунды. Поисковый самолет летит на большой скорости, пролетает участки быстро. Ан-2 в длину - около 12 метров, а сосны там и ели - под 30 метров.

По мнению летчика-инструктора Олега Золина, к авиакатастрофе могло привести некое происшествие в салоне воздушного судна, которое вызвало пожар на борту.

Не исключено. Это «аннушка» может сгореть в воздухе за 19 секунд. Мы ведь не знаем, что там могло случиться на борту. В обычном полете все пассажиры сидят смирно на своих местах. А тут молодые ребята, компания. Вдруг захотели что-то посмотреть, сгрудились на одном борту... Пилоту бывает трудно одному выравнять борт. Потому - то и летают вдвоем: КВС и второй пилот.

- В кабине пилота нашли останки еще одного человека. Хатип Кашапов мог дать одному из пассажиров «порулить»?

Как говорили очевидцы, в кабину к КВС сел сторож аэродрома, бывший летнаб Юрий Соболев. У нас ведь как: если катастрофа, есть жертвы, то все валят на пилота, он виноват. Если авария – на техника.

По одной из версий, отрабатываемых следствием, самолет Ан-2 мог потерпеть крушение при заходе на посадку. Самолет повалил два дерева, а остальные после его падения снова поднялись и закрыли место катастрофы, поэтому его и невозможно было найти с воздуха. Корпус «кукурузника» в момент удара погнуло, потом произошло возгорание, а возможно, и взрыв - загорелось топливо в баках. Часть самолета - фюзеляж и мотор - находятся на некотором углублении в земле и, к тому же, скрыты водой. Останки, найденные на месте падения самолета, сильно обгорели.

Самолет найден, а вопросы остаются. До сих пор не ясна траектория падения Ан - 2. На «кукурузнике» было 700 литров бензина. Он упал в 8 км от аэропорта. Почему ни охотники, ни садоводы не заметили зарево горящего топлива? Почему авиатехник оставшийся на аэродроме не увидел черного дыма? Как уверяет Олег Золин, там «с вышки видимость в ясный день – 10 километров». Казалось бы, при таком пожаре на месте катастрофы должны были выгореть все деревья. Но очевидцы утверждают, что прямо из-под груды металла пробиваются зеленые елочки.

Чтобы вывезти обгоревшие детали самолета, через болота в срочном порядке прокладывают дорогу.

МЕЖДУ ТЕМ

Вертолет «Ми-8», принадлежащий МЧС России, с почти двумя тоннами взрывчатки на борту потерпел крушение в Иркутской области. По предварительным данным, погибли 9 человек - их тела разглядели поисковики лежащими на льдине рядом с потерпевшим крушение вертолетом, который перевозил взрывчатку и специалистов для проведения работ по улучшению паводковой ситуации, сложившейся на реке Нижняя Тунгуска.

В 12.54 мск вертолет, на котором летели 9 человек вместе с членами экипажа, последний раз вышел на связь, а потом пропал. А в 14.38 в 7 км северо-западнее поселка Преображенка Катангского района с воздуха были обнаружены его останки. Вертолет разбился, причина пока уточняется, - рассказал «МК» начальник управления информации МЧС России Олег Воронов.

Источник в местных правоохранительных органах рассказал, что полиция получила информацию об обнаружении, предположительно, останков разбившегося вертолета и погибших людей от одной из групп, вылетевших на поиски пропавших.

Поисковый вертолет приземлился в двух километрах от места падения. С воздуха в месте крушения обнаружены останки человеческих тел, сами обломки вертолета лежат на льдине, - рассказал источник.

Пока мы не можем сказать, погибли ли все, кто находился в вертолете, - сообщили «МК» в МЧС. - Поисковая группа обнаружила вертолет, но спасательный отряд пока не подошел, возможно, кто-то и выжил. Среди тех, кто находился внутри, - пять спасателей во главе с врио начальника регионального управления МЧС Станиславом Омельянчиком и три члена экипажа.

Как пояснили в ведомстве, в вертолете находился дополнительный отряд спасателей ГУ МЧС по Иркутской области, которому пришлось срочно вылететь в район села Преображенка из-за резкого подъема уровня воды на реке Нижняя Тунгуска. На реке образовались ледяные заторы - и поселку угрожало наводнение. Подрывные работы стояли в планах, но из-за резко ухудшившейся обстановки было принято решение провести их раньше, чтобы обезопасить население. На борт вертолета было загружено около 1920 тонн взрывчатки. Руководить подрывами льда должен был главный специалист местного центра МЧС Игорь Черыгин, который также находился в вертолете.

Наверное, еще ни одна авиакатастрофа в Свердловской области не вызывала столько ажиотажа, досужих толков, гипотез и фантастических версий, сколько было связано с поисками загадочно пропавшего и так же непонятно появившегося самолета Ан-2. Но, несмотря на то что легендарный «кукурузник» все же нашелся (см. «АиФ-Урал» №19), тайна его исчезновения продолжает будоражить умы.

Против выплат

Глава региона фактически в первые же дни заявил о том, что семьям погибших из бюджета области будет выплачено по 1 млн рублей в качестве компенсации. Заявление Евгения Куйвашева настолько взволновало общественность, что в Интернете тут же развернулись настоящие словесные баталии. Свердловчане раскритиковали душевный порыв губернатора, отметив, что платят налоги не затем, чтобы они шли родственникам нарушителей закона.

Буквально на следующий день предполагаемая сумма компенсации сократилась вдвое. Власти заявили, что семьи погибших получат по 500 тыс. рублей - из внебюджетных средств. «Год люди находились в постоянном стрессе.

Естественно, такая ситуация не могла не сказаться на здоровье родственников - оно подорвано, - высказал свое мнение губернатор. - Из Фонда губернаторских программ семьям будет выделено по 500 тысяч рублей. Я подчеркиваю, это не бюджетные деньги. Безусловно, люди эти не герои, но мы с вами христиане, и нам важно помогать друг другу».

Снижение денежной планки не смягчило уральцев. Они продолжили ожесточенные споры по поводу справедливости принятого решения. Многие припомнили, что пассажиры Ан-2, возможно, были пьяны и к тому же вылетели незаконно, отправившись то ли на рыбалку, то ли в баню.

Активисты поспешили оформить петицию губернатору - с требованием отмены выплат, а уже11 мая у памятника Попову состоялся пикет против решения выделить средства семьям погибших на Ан-2.

«О сколько нам открытий чудных…»

За поисками пропавшего самолета Ан-2 мы с самого начала следили всей семьей, - говорит, волнуясь, наш постоянный читатель из Екатеринбурга Максим Петрович Пахалуев. - Конечно, хорошо, что его наконец нашли. Но у нас возникает закономерный вопрос: почему загадочный «кукурузник» почти год искала вся область, да еще и с помощью соседних регионов, а нашли совершенно случайно двое охотников? Да еще в двух шагах от места взлета. Ведь самолет - не иголка в стоге сена. Ничего не хочу сказать плохого о наших спасателях и полиции, но есть в этом какая-то зловещая мистика…

Заложники слов

Вокруг поисков Ан-2 было столько мистических, необъяснимых и удивительных моментов, что уже сейчас можно было бы написать целую книгу, а то и не одну. Напомним, что поначалу многие высокопоставленные чиновники (включая губернатора, областного премьера, депутатов Госдумы) делали громкие заявления, выезжали в зону поисков, едва ли не лично ходили в тайгу. Тайну исчезнувшего самолета «почти раскрыл», не выходя из своего кабинета, скандальный политик Владимир Жириновский: по его мнению, «кукурузник» был угнан для того, чтобы организовать побег заключенных в одной из свердловских колоний.

Однако за несколько месяцев тщательных расследований самолет так и не был найден, и представители правительства стали заложниками своих слов.

Диву даешься, чего только не нашли силовики, спасатели и волонтеры. В процессе поисков они обнаружили другой Ан-2, пропавший на Среднем Урале еще в 80-х годах прошлого века. Чуть позже был найден ржавый скелет вертолета Ми-8.

«Двойное дно»

Комментарий
Валерий Горелых, руководитель пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области:

- Упреки в адрес поисковиков за то, что они недостаточно эффективно проверяли леса, безосновательны. Самолет упал в болото, обнаружить его даже охотникам, которые хорошо знают тайгу, оказалось непросто. По одной из отрабатываемых полицией версий, Ан-2 мог потерпеть крушение при заходе на посадку. Самолет повалил два дерева, а остальные после падения снова поднялись и закрыли место катастрофы, поэтому его и невозможно было найти с воздуха. Корпус «кукурузника» в момент удара погнуло, потом произошло возгорание, а возможно, и взрыв - загорелось топливо в баках. Останки, найденные на месте падения самолета, сильно обгорели. Сотрудники полиции обнаружили на месте катастрофы не только фрагменты тел, но и личные вещи пассажиров Ан-2. Дорога до места катастрофы от города занимает около двух часов, причем час нужно ехать на транспорте, а еще час - идти по болоту пешком, в специальных сапогах, поскольку ни на какой технике здесь проехать невозможно. О труднодоступности этого места в летнее время неоднократно заявляли и люди, которые обнаружили обломки самолета. Они сами с трудом вышли к нему во второй раз, имея полные координаты.

Как-то раз житель Нижнего Тагила Валентин Дегтярев поймал радиосигналы с исчезнувшего самолета. Энтузиаст-радиолюбитель перехватил какие-то переговоры, но понял их по-своему. В словах «жгут меди» он услышал «кругом медведи». Позднее тагильчанин, уже было собравшийся в экспедицию, признал свою ошибку.

Понятно, что была масса курьезов. Например, в поисковый штаб в Серове пришло сообщение от одного местного гражданина, который рассказал, где следует искать пропавший Ан-2. Оказалось, что у мужчины две недели назад была черепно-мозговая травма, и после нее он якобы стал обладать даром ясновидения. Правда, после сигнала новоявленный «экстрасенс» почему-то стал избегать встречи с полицией, не брал трубку телефона. Впоследствии выяснилось, что все это время, несмотря на жару, он «накачивал» себя спиртными напитками.

Как-то раз более-менее правдоподобная информация поступила от югорских манси. Свердловские полицейские получили сообщение из Ханты-Мансийского округа о том, что нашелся очередной свидетель. Якобы летом прошлого года мальчик Илья из общины манси пас оленей и увидел заходивший на посадку самолет. Правда, точную дату ребенок не помнит и в моделях воздушных судов не разбирается. Но, по его словам, «кукурузник» пытался приземлиться в районе озера Турват. В сумбурном описании мансийского подростка упоминается, что у озера «двойное дно».

СМС из ада?

Последние мистические события, связанные с исчезнувшим Ан-2, произошли в апреле этого года. Сын пилота «кукурузника» Хатипа Кашапова - Рамиль - оставил на одном из форумов в Интернете запись: «Мама звонила на папин телефон, он был выключен, но 4 апреля ей пришла СМС, что данный абонент появился в сети. В этот же день все начали названивать отцу, но телефон был выключен. Помогите нам, чтоб не спустили все на тормозах, это очень большая зацепка». Позднее Рамиль сообщил, что перерегистрации сим-карты не было, она по-прежнему числится за его отцом. В свою очередь, супруга пилота постоянно звонила на номер мужа, хотя ответ все это время был один: «Абонент недоступен». И тут она получает: «Абонент снова в сети».

Неизвестно, чем бы закончилась вся эта мистика, но в первых числах мая легендарный самолет был, наконец, найден.

Четвертое измерение?

На момент, когда верстался этот номер, практически все обломки Ан-2 были вывезены с Катасьминского болота, а останки жертв отправлены в Екатеринбург. Кое-какие проблемы возникли поначалу с двигателем «кукурузника»: агрегат весом более 600 килограммов никак не хотел вылезать из болота. Самые крупные части пришлось эвакуировать при помощи тягача - для этого в лесу прорубили просеку до ближайшей автодороги. В ближайшее время обломки «кукурузника» будут отправлены в Москву для более детальной экспертизы.

Понятно, что в первую очередь всех интересует причина трагедии. Основных версий три: техническая неисправность, ошибка пилотирования и плохие погодные условия.

На данный момент следователи «разрабатывают» вариант, что самолет упал примерно через три минуты после взлета. Скорее всего, «кукурузник» задел сосну, после чего перевернулся и упал в болото. Но и это пока лишь предварительная версия.

А между тем среди рядовых уральцев популярна история о том, что «кукурузник» попросту был затянут в особую пространственно-временную дыру (так называемое четвертое измерение). Якобы именно поэтому его не могли найти столько времени.

Хеппи-энда не получилось

Родственники погибших на самолете Ан-2 почти год жили в смятении и ожидании - а вдруг?..

Увы, хеппи-энда не получилось. 6 мая родные и близкие погибших пассажиров Ан-2 съехались в пожарную часть в Серове: здесь им официально сообщили о том, что их родственники погибли. Все это время на служебной парковке караулила карета скорой помощи, услуги которой, к счастью, родным погибших не понадобились. За дверями пожарной части люди отсутствовали больше часа, выходили молча - и быстрыми шагами покидали территорию.

Коллаж Юлии Ульяновой Родственники погибших настояли на том, чтобы побывать на месте гибели Ан-2. К месту падения кукурузника их провели спасатели - до Катасьминского болота добраться можно только пешком. После этого некоторые из родственников погибших заявили, что не верят в то, что на болоте велись поиски: «Там даже следов нет, что кто-то ходил. Не было там никого. Пускай никто не рассказывает, что они там были». Многие серовчане сочли высказывания родственников погибших опрометчивыми. По мнению людей, родным, напротив, следовало бы проявить благодарность за то, что самолет, наконец, нашелся.

В свою очередь, начальник ГУ МВД России по Свердловской области Михаил Бородин призвал свердловчан проявить терпимость и сострадание. «Не дай Бог никому оказаться в такой ситуации: самое худшее - это когда родители хоронят своих детей», - сказал он на прошедшей пресс-конференции.

Похоронить погибших удастся не сразу: 6 мая останки были отправлены в Екатеринбурге для проведения судебно-генетические экспертизы.

Искали на территории, немногим меньшей, чем Франция и Германия вместе взятые. Обломки вместе с останками пассажиров нашли в заболоченном лесу рядом с аэродромом, откуда прошлым летом был без разрешения произведён взлёт.

Найти пропавший самолет удалось совершенно случайно. Охотники, забредшие в эти места в поисках звериной тропы, сначала приняли части фюзеляжа за поваленную опору ЛЭП. И только когда смогли подойти поближе, поняли: перед ними обломки разбившегося воздушного судна.

Самолет упал в лес под углом - здесь находится хвост самолета, крылья, а в болоте двигатель и часть кабины, фюзеляж Ан-2 выгорел полностью.

Следователи и спасатели уже прибыли на предполагаемое место падения самолёта и сразу же приступили к осмотру места происшествия.

"Совместно с судебными медиками прямо сейчас следственные действия происходят и направлены в том числе на установление лиц и личностей на этом самолете", - сообщил руководитель Уральского следственного управления на транспорте СК РФ Дмитрий Путинцев.

Известно, что Ан-2 поднялся в воздух 11 июля прошлого года и бесследно исчез практически сразу после взлёта. На его борту могли находиться пилот Хатип Кашапов и 12 пассажиров. Точного списка людей, так же как и путевого листа не было, поскольку полёт совершался без согласования с авиационными службами. Как выяснилось, уже после инцидента, обычно этот ""кукурузник"" использовался для противопожарного мониторинга тайги, но в момент катастрофы выполнял несанкционированный полет. Проще говоря, пилот катал местных жителей за деньги. В течение нескольких месяцев пропавший самолёт пытались найти и с земли, и с помощью авиации, но Ан-2 словно растворился в воздухе.

Только сейчас, когда поисковыми отрядами было обследовано свыше миллиона квадратных километров, обломки пропавшего самолёта неожиданно нашли всего в восьми километрах к юго-западу от точки взлёта. После того, как на место прибыли специалисты, стало понятно, почему, несмотря на все задействованные силы, Ан-2 не могли обнаружить до этого: вокруг места, где упал Ан-2, непроходимые болота, к тому же самолет сильно разрушен и обнаружит его с воздуха практически нереально.

Охотники, обнаружившие обломки самолета, первыми пригласили на место журналистов. Бортовой номер после пожара не сохранился. Нельзя разглядеть и названия авиакомпании на корпусе.

То, что здесь именно тот Ан-2, который вылетел из Серова 11 июня 2012 года, у следователей нет сомнения, расцветка самолета, некоторые номера на деталях, несмотря на то, что борт сильно выгорел, подтверждают это.

После того, как стало известно о находке, СК возобновил расследование уголовного дела. Появляются и первые версии катастрофы. Предположительно самолет потерпел крушение при посадке.

"Судя по поваленным деревьям рядом с местом падения самолёта, он всё-таки зацепился за ствол дерева, может даже за несколько. И под острым углом ушёл носом в болото. Он утонул по приборную панель. То есть и винт его находится целиком в трясине, и двигатель находится целиком в трясине. Были ли шансы спастись, судя по тому состоянию, в котором находятся кости, никаких шансов не было", - считает специальный корреспондент газеты "Известия" Юрий Моцарский.

"Следователи, которые работают на месте происшествия, подтверждают, что действительно это тот Ан-2. Обнаружены останки не менее десяти человек", - сообщила представитель Уральского Следственного управления на транспорте СК РФ Ирина Саркисян.

О найденных обломках самолета сотрудники полиции оповестили родных и близких, чьи родственники почти год назад улетели на злополучном рейсе. Сегодня были найдены личные вещи пассажиров. Устанавливать личности погибших придется с помощью анализа ДНК.

После того, как криминалисты проведут медицинские и технологические экспертизы, останки пассажиров передадут родственникам для захоронения. Официальные лица, работающие на месте, не исключают, что для поднятия обломков самолета из болота может быть задействован вертолет.

4 мая в восьми километрах от Серова в Свердловской области был обнаружен пропавший год назад самолет Ан-2. На борту воздушного судна находились пилот Хатип Кашапов и 12 пассажиров, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненный Максим Маевский. Долгие поиски самолета, как наземные, так и с воздуха, никаких результатов не дали. Фрагменты тел 13 пассажиров и останки самолета случайно обнаружили местные охотники.

Серовские охотники Сергей Скрябин и Александр Кузнецов искали в тайге токовище глухарей, а совсем не Ан-2, исчезнувший 11 июня 2012 года. «Сначала они подумали, что это следы рухнувшей опоры линии электропередач, разбили рядом лагерь и, когда поближе подошли, увидели, что это самолет Ан-2 и останки людей», - сообщили в местном управлении МВД. Утром 5 мая на место, указанное охотниками, направились представители МЧС и полиции. Они подтвердили факт обнаружения пропавшего Ан-2 и сообщили о нахождении на месте крушения останков не менее десяти человек.

«Тела сильно обгорели... При падении самолет сложился, и, скорее всего, вспыхнуло топливо в бензобаках», - рассказывает руководитель пресс-службы ГУ МВД России по региону Валерий Горелых. - Это практически только кости».
Носовая часть Ан-2 почти полностью ушла в болото, а сверху разбитый самолет закрыли уцелевшие при падении кроны деревьев, что не позволило его обнаружить ранее во время масштабных поисков. Место катастрофы оказалось настолько глухим, что добраться до него спасатели и полицейские смогли только на гусеничном транспорте. Газета «Глобус» уточняет, что дорога от Серова до места катастрофы занимает около двух часов - час на транспорте, еще час - пешком по болоту.

6 мая фрагменты тел 13 человек из потерпевшего крушение самолета были доставлены в Екатеринбург для проведения судебно-медицинских и генетических экспертиз по выяснению причин смерти и установлению личностей погибших.

Источник «Интерфакса» в службах технического надзора Свердловской области не исключил, что причиной крушения Ан-2 мог стать как отказ двигателя, так и банальное желание пилота поразвлечься. «Среди пилотов малой авиации на Урале существует популярное развлечение - пугать диких зверей, чуть-чуть придавливая их колесами шасси. Не исключено, что участники полета также решили попугать лис», - отметил собеседник агентства. «В настоящее время рассматриваются следующие основные версии крушения АН-2, при этом ни одна из них не является приоритетной: техническая неисправность воздушного судна, ошибка пилотирования и ненадлежащие погодные условия», - говорится в сообщении Уральского следственного управления на транспорте СК.

Хотя все версии пока равноправны, сотрудники аэропорта указывали, что незадолго до катастрофы в одном из полетов в мотор Ан-2 Кашапова по какой-то причине перестало поступать топливо (пилотам удалось вернуться на аэродром). Вряд ли позволит понять, что произошло с самолетом, и бортовой самописец. Начальник свердловского ГУ МЧС Андрей Заленский сообщил, что «черный ящик» на борту Ан-2, который приводится в действие вручную, не сработал. «Сейчас его найдут, скорей всего, и тогда будет определено, пытались его привести в действие или нет», - отметил он.

Власти Свердловской области, не дожидаясь результатов экспертизы и выводов следствия, уже пообещали выплатить семьям погибших в катастрофе по миллиону рублей. Между тем, не до конца понятно, кому и на каком основании будут выплачены компенсации в случае, если виновным в катастрофе, к примеру, признают пилота - пока что в связи с пропажей самолета возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц).

История с пропажей Ан-2, обернувшаяся трагедией, сперва выглядела довольно комично. Самолет челябинской компании ООО «Авиа-зов» по договору с МЧС в Серове занимался разведывательными полетами по выявлению очагов лесных пожаров. Пилот, которому было нечем заняться (в мониторинге тайги временно не было необходимости), решил подзаработать на любопытстве местных жителей - самолет на законсервированном аэродроме Серова появился в мае, вызвав ажиотаж у местного населения.

10 июня 2012 года жители Серова «прокатились» на самолете первый раз (в полете, по свидетельствам сторожа аэродрома, приняли участие две компании молодых людей), а 12 июня отправились покататься во второй и, как позднее стало известно, в последний раз. Свои личные вещи и сотовые телефоны пассажиры оставили в машинах у посадочной площадки. Оба раза Ан-2 вылетал с аэродрома города без разрешения наземных служб, при этом летчик Хатип Кашапов плохо знал местность, так как летал в районе лишь по заданным ориентирам.

Сообщалось также, что пилот и пассажиры исчезнувшего самолета накануне вылета могли распивать спиртные напитки, после чего и решили «покататься». Но гендиректор «Авиа-зов» Олег Золин убежден, что Кашапов не мог просто так увести самолет. «Либо они взлетели из-за обстоятельств, которых мы не знаем, либо их заставили, а может припугнули чем-то. Хотя, допускаю, что за деньги тоже могли согласиться… Но заставить опытного пилота нарушить все правила, - это нужно суметь. Тем более, если командир воздушного судна был выпивши, он бы вряд ли согласился лететь», - сомневался он, указывая, что полиция отказывается его слушать, да и вообще квалифицировала дело неверно.

«Легче повесить статью "нарушение безопасности полетов". Нарушение безопасности, это уже следствие первых действий – угона самолета», - указывал Золин.

Бортмеханик Сагндык Таубеков, который также входил в состав экипажа пропавшего Ан-2, но не участвовал в последнем полете, позднее уверял , что пытался остановить пилота Кашапова. Но Золин ему не верит. «У них у всех есть мои номера телефонов. Позвони мне и скажи: "Командир уперся, я не могу ничего сделать". Поставьте меня в известность! У меня рядом был экипаж, в Сосьве, в 100 километрах. Уже после первых покатушек 10 числа они прилетели бы в Серов и шею Кашапову так намыли, что мало никому бы не показалось. Второго такого случая не было бы. Я потом стал их трясти - почему не сообщили? Они мне: "У нас так не принято". Как это не принято? Принято людей, что ли, гробить?» - сокрушается он. Впрочем, ни Золина, ни Таубекова, ни кого-либо из сотрудников серовского аэродрома власти пока к ответственности привлекать не собираются.

Почти сразу же после исчезновения самолета начальник Главного управления МВД по Свердловской области Михаил Бородин уволил полицейских, чьи подчиненные находились на борту Ан-2, а начальнику УГИБДД по Свердловской области было объявлено о неполном служебном соответствии «за допущенные просчеты в воспитании личного состава». Уральская транспортная прокуратура из-за выявленных в ходе проверки нарушений закрыла аэродром в Серове. В частности, аэродром не был приспособлен для перевозки людей, на взлетной полосе росла трава. Олег Золин, гендиректор компании «Авиа-зов», рассказывал, что требовал от сотрудников авиакомпании «жечь костры, чтобы было видно посадочную полосу».

В регионе сразу после пропажи самолета была начата масштабная поисково-спасательная операция - в поисках участвовали не только спасатели, но и МВД и добровольцы - всего около 1500 человек, вертолеты Ми-8, а также самолеты Ан-2 и Ан-26. Всего на операцию было потрачено более 30 миллионов рублей - была обследована огромная территория, но тщетно. Из-за того, что самолет вылетел без согласования полета с наземными службами, отследить его направление оказалось крайне сложно: поисковики ориентировались на показания очевидцев, которые противоречили друг другу. Параллельно следователи были вынуждены проверять показания экстрасенсов и различных энтузиастов, а СМИ не без удовольствия упражнялись в конспирологии, то транслируя версию о причастности к пропаже самолета военных, то проводя неуместные аналогии с гибелью группы туристов под руководством Игоря Дятлова в 1959 году на перевале в районе поисков Ан-2.

В ноябре 2012 года операцию по поиску самолета свернули, хотя родственники исчезнувших были против. Вместе с энтузиастами они продолжали поиски вплоть до апреля 2013 года. В середине мая представители родственников тех, кто улетел на самолете, записались на прием к полпреду президента РФ, чтобы обратиться к Владимиру Путину с просьбой возобновить поиски самолета. Встреча, очевидно, будет отменена за ненадобностью.

Предположили, что воздушное судно могли сбить военные, когда оно пролетало над ракетной частью. И хотя военные опровергают эту версию, сейчас ее проверяют следователи. Поиск самолета продолжается уже неделю, но пока результатов нет.

Сегодня МЧС официально заявляет, что на борту пропавшего самолета находился пилот и 12 пассажиров. Такова была и самая первая версия: пилот и еще 12 человек. А до этого данные менялись: сообщалось, что на борту Ан-2 могло быть 13, 14 или 15 человек. Но сегодня МЧС сообщает о 12 пассажирах и пилоте. Среди этих пассажиров находятся начальник ГИБДД города Серова и госавтоинспектор.

Как передает сегодня радиостанция " ", родственники пропавших говорят о возможности пролета Ан-2 над некой секретной ракетной частью и о том, что военные могли его сбить. Власти, однако, это никак не подтверждают. Более того, в МЧС говорят, что все это выдумки. Версии, что Ан-2 мог упасть возле Карпинска, появлялись практически с самого начала поисков, но пока не было ни одного сообщения, что кто-то видел там пожар или какие-то остатки самолета. На горячую линию МЧС продолжает поступать всевозможная информация, она проверяется.

В пользу версии родственников говорит тот факт, что сейчас поиск смещен в район поселка Кытлым, как раз туда, где находится ракетная часть. Впрочем, общая площадь поисков составляет 160 тысяч квадратных километров. Куда мог улететь Ан-2, совершенно непонятно — топлива в его баке хватило бы даже на полет в Ханты-Мансийск, а это 5 часов перелета.

Пропавший самолет . Военные, между тем, опровергают предположения о том, что они могут быть причастны к исчезновению борта. "Предположительно, пропавший "кукурузник" летел на предельно низких высотах — практически над макушками сосен, иначе бы наше оборудование его засекло, — заявил командующий войсками ВВС и ПВО Центрального военного округа, генерал-майор Виктор Севостьянов. — Хочу также опровергнуть информацию некоторых СМИ о том, что военные причастны к пропаже Ан-2. Мы к этому инциденту никакого отношения не имеем".

Кроме того, сообщается, что МЧС планирует привлечь к поискам пропавшего Ан-2 беспилотник. Ранее стало известно, что Росавиация обратилась к военным летчикам с просьбой о помощи в поисках пропавшего кукурузника.

Между тем, по данным Lifenews.Ru , начальник ГИБДД города Серова Дмитрий Ушаков перед вылетом связывался по мобильному телефону с одним из своих знакомых. Друг Ушакова, Сергей Фролов, рассказал изданию, куда и зачем направлялись пассажиры Ан-2. Сам он по чистой случайности не оказался на злополучном борту — собирался лететь, но в последний момент отказался от полета. По словам мужчины, перед вылетом Ушаков звонил ему и предлагал отправиться в полет на "кукурузнике" до Кытлыма — максимум, на полтора часа.

Однако обстоятельства сложились так, что Фролов не смог составить компанию своему другу, а поехал на свой дачный участок. Когда мужчины в следующий раз созвонились, Ушаков сказал своему другу: "Жди нас, мы скоро будем пролетать над тобой, ты нас увидишь!". Но самолет так и не пролетел над участком, где находился Фролов. Только следующим утром ему позвонила жена друга и рассказала, что самолет пропал вместе с пассажирами.

По мнению Сергея Фролова, довольно странно то, что об исчезновении самолета в полицию заявили не сразу. "Ан-2 взлетел в десять вечера, а о его исчезновении доложили лишь в половине девятого утра, — возмущается он. — Видимо, кто-то из местных пилотов очень хотел скрыть, что на аэродроме практикуют незаконные коммерческие рейсы, и драгоценное время было упущено".

Самолет Ан-2, принадлежащий челябинской компании "Ави Зов", поднялся в воздух без разрешения и уведомления вечером 11 июня. По факту исчезновения Ан-2 возбуждено уголовное дело по статье Уголовного кодекса России "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц". Более того, командование Центрального военного округа предоставило аэродромы для поиска самолета.

Новое на сайте

>

Самое популярное