Домой Картофель Подробный гайд по тиру в л2 интерлюд. Гайд по Тиру в условиях ХФ и астериоса (личные наблюдения) - ТИР - Гайды - Каталог статей - Клан Гризли Астериос. Базовые характеристики Адепта

Подробный гайд по тиру в л2 интерлюд. Гайд по Тиру в условиях ХФ и астериоса (личные наблюдения) - ТИР - Гайды - Каталог статей - Клан Гризли Астериос. Базовые характеристики Адепта

В сети появилось видео, на котором 4-месячная панда пробует делать свои первые шаги. Ролик был снят в Шанхайском парке диких животных, сообщает Metro. Предлагаем вашему вниманию несколько фотографий с этой очаровательной малышкой и видео, где она делает свои первые шаги!

Детеныша панды, родившегося 9 июля, а ее публичный дебют состоялся 15 сентября. Работники парка назвали Арахисом, она дочь 20-летней панды Го-Го (Guo-Guo) - первой панды, рожденная в Шанхае (которая ранее была эвакуирована из китайской провинции Сычуань, пострадавшей от мощнейшего землетрясения).

Детенышу панды выбирали имя, что называется, всем миром! Более 50.000 человек приняли участие в конкурсе, предлагая свои варианты. В итоге малышку назвали Арахис (или «Hua Sheng» по-китайски).

По словам работников парка, они выбрали это имя, потому что оно означает «укорениться, расти и размножаться».

При рождении вес детеныша панды составлял всего 151 грамм при росте 14,3 сантиметра. Когда она вышла на свою первую прогулку в прошлую пятницу, 4 ноября, она весила уже 7 килограммов.

Замечательное видео, на котором малышка делает свои первые шаги, приветствуя посетителей Шанхайского парка дикой природы (Shanghai Wild Animal Park), покорило сердца любителей животных по всему свету! За менее чем два часа оно набрало 135 тысяч просмотров и почти десяток тысяч лайков.

Факты о пандах:

  • Впервые когда ученные исследовали большую панду они пришли к выводу, что это гигантский енот. Только спустя столетия, с помощью генетического теста, ученым удалось установить, что большая панда – медведь.
  • Основной пищей панд является бамбук, но помимо бамбука иногда панды едят пищу животного происхождения.
  • Как у малой, так и у большой панды на передних лапах шесть обычных пальцев. Шестой, большой палец, помогает животным захватывать и держать бамбук.
  • Малыши большой панды при рождении весят всего 140 грамм, но уже в возрасте 3 месяцев их вес достигает 4-6 килограмм.
  • При рождении окрас у больших панд белый и только через неделю малыши получают свой узнаваемый окрас.
  • Как большая, так и малая панда являются жителями бамбуковых лесов, которые есть только на территории Китая, Индии, Непала, Мьянмы и Бутана.
  • Для полноценной жизни в естественной среде большой панде нужно 7-11 квадратных километров земли.
  • По размерам большая панда не уступает черному медведю, но уступает в скорости. Тогда как панда способна ускорится до быстрого шага, черный медведь развивает скорость от 40 до 50 километров в час.
  • Продолжительность жизни большой панды в естественной среде от 14 до 20 лет. В неволе панды доживают и до 26 лет.
  • Больших панд не продают в другие зоопарки, а сдают в аренду. За сдачу одной панды в аренду Китай получает 1 млн. долларов США ежегодно. Если в зоопарке у панд рождается потомство, оно передается в Китай для восстановления генофонда.
  • Мало кто догадывается, что название популярного интернет браузера «Mozilla Firefox», а именно часть «Firefox», это одно из названий красной панды. Изначально малая панда должна была присутствовать на логотипе браузера. Но дизайнер счел, что образ красной панды не будет узнаваться на логотипе, поэтому был заменен на образ лисы.

Подписывайтесь на Квибл в

У них тело пластично и подвижно, скорость атаки беспрецедентно велика, а способность изменяться под влиянием духов древних животных делает Grand Khavatari универсальными бойцами,так же тиранты отличные ДД класс как и соло так и в Пати,и могут разгонять отличные статы, тирант идеально подходит под фарм класс.

Начнем сразу с 76го лвла:

Броня:
Комплект Брони из Драконьей Кожи
ЛВК+1, СИЛ+1, ВЫН-2, Скор. Атк./Физ. Атк. +4%, Макс. MP +289, Лимит Веса +5759 .
Как для меня самый лучший S сет и легко доступный,но можно и дино мутить, но смысла нет, так как 2ое плечо сейчас очень сложно получить, я даже не уверен что открыли цитадель(была инфа что Стресс (прошлогодний Хиро Тир) там фармит через баг). Или же вы можете побегать в тм сете до 80го и начать собирать мойрай лайт сет после(я сам так и делаю, раскачался до 80го - осталось мойрай доделать)

Оружие:
Демон сплинтеры или Дино кастеты,и то и то должно не дорого стоить.

Бижутерия : ТТ, Дино, Эпики.

Соло кач : Если есть в руках кости Ы+ идём под ГЦ, Варка/Кетра, Хот Спрингс. Ну и естественно Каты, Тир - король кат, как я сам считаю, он разве что ВЛу уступает в этом, ну и дестру.

Пати кач : Так как тира не особо жалуют до 80+ лвла, то маловероятно найти пати, но если вы в кп или качаетесь с кланом, то: Фог, Стокато, Гц низ/ гц2, МОС. И самый распрастраненный кач - это кач в рифте, до 83го в принципе можно там качаться не вылезая.

80+ лвл

S80 броня:

Комплект Легких Доспехов Дестино(он же мойрай лайт сет, для особо умных) - ЛВК +2, ВЫН -2, при снаряжении Физ. Атк. +4.26%, Скор.Атк. +4%, Скорость +3%, сопротивление удерживающим атакам +50%, защита от огня/воды/ветра/земли +3. Можно носить плащи.

Плащь легче получить Закена, так как на Зака для дополнительного довеска(читай: балласта) часто берут левых ДД для 2ой пати. Атрибут и тд вставить не сложно, тут уже пвп вставка в верх тела практически обязательна - вставка дает шанс снять таргет с себя при атаке супостата.

S84 броня :

Легкий Доспех Венеры
СИЛ +1, ВЫН -2, ЛВК +1. При ношении увеличивает Физ. Атк. на 5.57%, Скор.Атк./Скор. восстановления MP на 5%, макс. MP - на 347.

Самый дешевый вариант, его сейчас на сервера Медея как говна полно. Тем более его можно потом в это превратить:

Легкий Элитный Доспех Венеры
СИЛ+1, ВЫН-2, ЛВК+1, Атк. +5,57%, Скор. Атк. +5%, Скорость восстановления MP +5%, Макс. MP +354, Уклонение +3, При Крит. Атк. Урон + 172, Сопротивление параличу + 50%. Позволяет носить плащ.

Комплект Легких Доспехов Верпеса
СИЛ +1, ЛВК +2, ВЫН -3, сопротивление оглушающим атакам +50%, сила Крит. Атк. +182, защита от огня/воды/ветра/земли +5. Позволяет носить плащ.

Резист Стана радует, особенно если нет эпиков/оли/тв бижи. Но в основном сет не очень, но это мое имхо

Комплект Легких Доспехов Элегии
СИЛ +1, ЛВК +2, ВЫН -2, При снаряжении Физ. Атк +6.59%, Скор. Атк +6%, Шанс Крит. Атк. +171, сопротивление парализующим атакам +50%, Скорость +3%, защита от огня/воды/ветра/земли на 5. Можно носить плащи.

Самое то... Шанс крита +171, просто жесткая вещь. Если сумеете, маст хев для тира. Сейчас ни у кого не заметил. Может плохо смотрел? хз.

Оружие :
Рука Икара,Воитель Венеры,Когти Окто,Нефритовые Кулаки с СА на Фокус. На оли лучше СА на ХП. Насчет атрибута... лучше всего думаю будет холи атр 300, но особых плюсов нет с атрибута - скилы точить надо не на атр, как у некра/сх/мм/сорка и прочих братиев.

Бижутерия : s80-84/эпики/TW бижа.

Соло кач : ТП с Штутгарда Логова Зла,ТП с Орена Школа Полномочия с квестои на кристалы, Стокато(+82).

Пати кач : Тот Же гц низ и верх,ЛоА,МоС.

Subclass Skills

Со всех сабов советую брать на общие скиллы - Magic Defence: 13-15 m def. со всех сабов брать на М дэф. Итого 6 ур. скилла дадут Вам 91 маг. защиты.
А специальные скилы советую такие:

1) Навык Воина - Ускорение - Шанс увеличить Скор. Атк. во время атаки. +30% к Скор.Атк. на 15 секунд. Качать для нас нужно будет какой ни буть из этих сабов Гладиатор, Копейщик, Охотник За Наградой,Разрушитель, советую Дестра или ВЛа - их можно прокачать быстрее всего. Буст атак спида бешеный.

2) Навык Волшебника - Барьер - при получении урона шанс получить неуязвимость на 5 секунд. Качать для этого нам нужно будет какой ни буть из этих сабов Проповедник, Вестник Войны, Инспектор, Менестрель, Танцор Смерти. Уд иногда решает, когда хп осталось 100-200 единиц, выпадение шансового уд просто радует.

Эти два скилла нужны точно для тира. А вот 3й выберите сами. Часто выбирают такие:

Навык Призывателя - Дух Вероятность - шанс провести душу древнего духа, когда Вас атакуют. +10% к характеристикам Маг.Атк., Скор.Маг., Физ.Атк, Скор.Атк. Качать для этого нам нужно будет какой ни буть из этих сабов Колдун, Последователь Стихий, Последователь Тьмы.

Counter Focus - при получении урона есть шанс получить временное увеличение шанса крит. удара:+30% шанс крит. удара на 15 секунд
Качать для этого нам нужно будет какой ни буть из этих сабов: Rogue Class - (Стрелок,Странник бездны, Призрачный Рейнджер,Искатель сокровищ, следопыт, серебряный Рейнджер, Арбалетчик).

Или же вкачать кого угодно и получить +30 критикал пассив.(я сам выберу скоро именно этот скилл - по моему не скорость решает, у тира итак скорость атаки большая, а криты в 4-5к, да это не шансовый, а пассив скилл)

Татуировки:

Оли вариант: +4 КОН/ -4 ДЕХ и +4 СТР/ -4 ДЕХ

Для кача вариант(поставить и потом стереть как раскачался ибо гимп для пвп/оли): +4 СТР/-4 КОН и +4 ДЕХ/-4 КОН

У меня самого сейчас стоит +4 КОН/ - 4 ДЕХ и ничего, живу. Скорости режет около 10 единиц, скорость атаки ваще смехотворно режет, немного заставляют приуныть шансы критов, но с СА на Фокус я думаю справлюсь, да и в ЛС поймать можно крит.

Аугментация:

В основное оружие:
Ловим статы + к шансу криту: я лично буду ставить такой.

Дуэль Майт Писив: Даёт не плохую прибавку к ДПСу в пвп.

В дополнительное оружие (вставлять лучше в лоу ц, аугментация будет гораздо дешевле):

Актив рефреш: (fait или общий) уменьшает откат скиллов на 15%, время действия 1 минута, откат 10 минут.

Актив Магический Барьер: +77 m def вне зависимости от бафа, время действия 2 минуты, откат 5 минут.

Актив Щит: +71 p def вне зависимости от бафа, время действия 2 минуты, откат 5 минут.

Актив Блес зе Боди: +300 hp, время действия 2 минуты, откат 5 минут.

Актив селф Целка: неуязвимость на 7 секунд, откат 30 минут, при любом действии пропадает. Особенность этого аугмента в том, что он не заменяет остальные аугмент бафы, все остальные заменяют друг друга.

За Territory Badge можно сделать Belt (пояс). Пояс немного повышает п деф и с помощью дополнительных опций может увеличить количество ячеек инвентаря, максимальный переносимый вес, защиту или урон в пвп, хп или мп реген.

Для тира: Magic Ornament Mithril Belt PvP Defense - увеличивает защиту в пвп от физических ударов и скиллов:

Top-grade на 6%

High-grade на 4.2%

Regular на 3%

Low-grade на 1.2%

Тирант поражает своими нагибаторскими возможностями на олимпиаде, дуэлях, соло-ганке. Однако, на этом дело и ограничивается. В масс-замесах даггеры, лучники и маги значительно эффективнее тирантов, и причин здесь несколько: 1) тирант в момент сливает всю ману, после чего становится малополезным (как и все милишники), впрочем, может при этом сделать пару фрагов, 2) дамаг абилок тира слабо зависит от баффа, в отличие от абилок даггера и критов лучников/магов, 3) тирант проигрывает по дальности.

Никаких конкретных советов насчёт тактики ведения боя против каждого из классов я давать не намерен: каждый сам вырабатывает свою тактику.

Самый кульный Тир должен выглядеть так, мое ИМХО или давайте помечтаем:

1) Элегия лайт сет +16, в тело пвп вставка;
2) Нефритовые кулаки с СА на ХП +16, пвп вставка;
3) Топ грейд магик орнамент митрил пояс пвп дефенс +16;
4) Все скиллы все +30, кроме форс бластер, его на +29, на +30 его нельзя юзать издалека;
5) Скиллы от сабов - контр УД, пассив Крит и контр хаст, 91 м деф простыми от сабов;
6) Эпики: АК +16/ Баюм +16/ Антарас +16/ Блес Закен +16/ Валакас +16 и кольца элегия +16(если против мага);
7) Аугмент на +50 шанс крита(там идет разброс - +22 и еще внизу 28,9, но в сумме так);
8) Тату +4 КОН/ -4 ДЕХ;
9) Митрил браслет на 4 слота таликов и куча таликов на уд/стил/реген/макс кларити и тд;
10) Плащ Фреи для устрашения;
11) Полосатая рубаха Ы гр с цп 744 +16;
12) Ну и немножко везения, хотя какое везение тут нужно хз, наверн чтоб не лагнуло, когда до зила слился и готовишься к пвп xDDD

Ну вот. Помечтали? А теперь бегом фармить всё это! Фармить/ ломать/ крафтить. О да, если я такого добьюсь, буду считать себя Атцом Ла2 и смогу наконец то прекратить играть в эту чертову игру =))) Гайд писался с разных источников, возможно чуть позже добавлю еще пвп/оли поведение и еще че нить.

Tyrant - Тирант (ТИР)

Гайд для Тиранта по моментам не вошедшим в другие гайды

Важные скилы:

Burning Fist - Мощный удар огненным железным кулаком.

Cripple - Временно понижает скорость передвижения цели.

Focused Force - Накапливает силу.

Force Blaster - Метает заряд энергии в противника.

Hurricane Assault - Шквал быстрых ударов. Используется с кастетами. Требуется 2 уровень заряда Sonic Focus.

Soul Breaker - Оглушающая атака, сокрушающая врага ударом железного кулака.

Fist Fury - Значительно увеличивает Скорость Атаки. Непрерывно потребляет Ваше здоровье. Важнейший скил!

Force Buster - атакует рядом стоящих врагов. Требует 2 Energy Stones.

Ogre Spirit Totem - Вселяет дух Огра. Временно увеличивает Физическую и Магическую Защиту. Снижает Скорость Перемещения и Уклонение. Важнейший скил!

Force Storm - Высвобождает магическую силу для атаки врага на расстоянии. Требует 2 Energy Stones.

Infernal Form - Временно повышает силу атаки стихией огня и сопротивление к атакам стихией огня. Важнейший скил!

War Frenzy - Повышает сопротивление ко сну и оглушению. Непрерывно потребляет ману.

Zealot - На время значительно повышает Ваши боевые способности. Понижает эффективность лечащих заклинаний. Используется тогда, когда здоровье падает ниже 30%. Важнейший скил!

Break Duress - Использует Вашу силу духа, чтобы снять обездвиживание. Требуется заряд Focused Force 2 уровня.

Rabbit Spirit Totem - Вселяет дух кролика. Временно увеличивает Скорость Перемещения и Уклонение. Понижает Точность и Физическую Атаку. Важнейший скил!

Punch of Doom - Наносит врагу сильнейший удар, временно ошеломляющий вас. Мощнейшая атака, обычно применяется когда уровень жизней минимален!

Bison Spirit Totem - Вселяет дух бизона, временно повышающий Точность. Также повышает Физическую Атаку и шанс критического попадания, если у Вас становится мало HP. Важнейший скил!

Hawk Spirit Totem - Вселяет дух великого ястреба, временно повышая Точность, шанс и силу критического попадания.

Скилы 3 профессии:

Riposte Stance - переключающийся скилл, дает шанс 30% отразить дебафф на противника, отражает часть дамага от простых ближних ударов. Понижает Скор. Движ., Скор. Атк. и Точность.

Raging Force - дальняя зарядка. Бросает во врага заряд с силой удара двух мечей, заряжает фокусировку звука на +1, но не больше 7.

Master of Combat - увеличивает силу атаки мечом, дубиной, копьем, парными мечами и кастетом на 80. Также увеличивает макс. CP на 5%.

Force Barrier - на 10 секунд дает полную неуязвимость, тратит 5 зарядок.

Final Secret - Увеличивает мощность умений и обычные повреждения в PvP на 30%. Время действия: 30 сек.

Maximum Focus Force - Мгновенно увеличивает количество заводок до максимума.

Force of Destruction - Направляет разрушительную энергию на цель.

КРАСКИ 1 набор:

4 СИЛ -4 ЛОВК

1 СИЛ -1 ЛОВК

4 ВЫН -4 ЛОВК

Это первый набор красок, который я предлагаю вам использовать при Масс замесах и если ваш тир хорошо одет то и при любых других ПВП. Плюсы в том что скорость атаки упадет максимум на 30-50, а другие характеристики поднимутся на много.

КРАСКИ 2 набор:

4 СИЛ -4 ВЫН

1 СИЛ -1 ВЫН

4 ЛОВК -4 ВЫН

Это второй набор красок, используется для фарма/кача. При нормальном бафе на вампирик (предпочтительно БД и ВАРК) большое количество жизней не требуется, а скорсоть атаки и сила атаки будет максимально увеличена.

Орки - это раса, появившаяся из огня. Орки намного сильнее и выносливее остальных разумных существ, однако их магические способности несколько меньше. После падения Гигантов Орки сумели захватить власть над Аденом, но вскоре их войска были разбиты объединенной армией Людей и Эльфов. После этого Орки усмирили свой пыл и живут на северной окраине Элмора.

    Особые возможности расы: обладают повышенной сопротивляемостью к ядам и болезням.

    Характеристика расы: наделены огромной физической силой, высокими показателями здоровья и манны, быстрой способностью к регенерации, однако они медлительны в передвижении и в атаке.

1-19
20-39
40-75
76-84
Пробуждение
85-99
Воин Тира
Tyrr Warrior
Воин Тира
Tyrr Warrior
Заклинатель Иса
Iss Enchanter
Заклинатель Иса
Iss Enchanter

Орк Боец (Orc Fighter)

Боец - это начальный класс воинов расы Орков, тех, кто предпочел взять в руки холодное оружие, а не заниматься изучением древней магии. Только Бойцы могут овладеть искусством профессионального боя на кастетах и достойно сражаться, используя массивный двуручный меч.

Базовые характеристики Орка бойца

STR DEX CON INT WIT MEN
88 50 87 37 38 41

Налетчик (Orc Raider)

Налетчики специализируются на ближнем бою и полностью полагаются на свою силу. Они великолепно владеют мечами и дубинами - почти все их умения базируются на использовании именно этих видов оружия. Налетчики способны концентрироваться, чтобы повысить свои атакующие способности и более эффективно расправляться с врагами.

Разрушитель (Destroyer)

Разрушители - это Налетчики, преуспевшие в своем деле и изучившие новые боевые приемы. Они великолепно владеют любым видом оружия кроме, пожалуй, луков и кинжалов, а огромное количество здоровья и высокий показатель защиты делают их непревзойденными бойцами.

Титан (Titan)

Крушить, уничтожать, разрушать - Титаны с успехом выполняют эти задачи. Они невероятно сильны и выносливы. Быть Титаном - это призвание, которого достоин не каждый Разрушитель. Несмотря на медлительность, они являются грозными противниками. Пара ударов этого могучего гиганта способна мгновенно сравнять с землей врага.

Монах (Monk)

Монахи являются последователями древней боевой школы, они способны сражаться, используя кастеты. Благодаря особой технике Монахи могут призывать себе на помощь духов лесных зверей, которые делают их сильнее, быстрее и выносливее.

Отшельник (Tyrant)

Отшельниками становятся Монахи, проявившие усердие в обучении. Они способны использовать свою внутреннюю энергию для концентрации, а также атаки особыми боевыми умениями. Отшельники могут впускать в свое тело духов разнообразных существ.

Аватар (Grand Khavatari)

Аватары - выдающиеся мастера использования боевых кастетов. Их тело пластично и подвижно, скорость атаки беспрецедентно велика, а способность изменяться под влиянием духов древних животных делает Аватаров универсальными бойцами.

Адепт (Orc Mage)

Адепт - носители древнего знания, использующие силу Огня в своих ритуалах. Особенность Адептов - заклинания, действующие не только на отдельную цель, а также на определенную область или на группу игроков. Несмотря на принадлежность к магическому классу, Адепты могут носить любой тип брони и оружия.

Базовые характеристики Адепта

STR DEX CON INT WIT MEN
40 23 43 77 74 84

Шаман (Orc Shaman)

Путь Шамана выбирают Орки, не желающие полагаться лишь на силу оружия. Неустанно тренируясь, они обучаются разнообразным магическим умениям, позволяющим благословлять союзников и проклинать врагов.

Вестник Войны (Warcryer)

Вестники Войны будут полезны любой группе игроков, поскольку они владеют уникальными заклинаниями для поддержки союзников. Также они имеют большой запас здоровья, хорошую защиту, могут носить все виды брони и способны наносить значительный, по сравнению с другими мистиками, физический урон. Большое количество здоровья позволяет выживать под ударами противника дольше многих других магических и воинских классов. Если Вестникам Войны приходится вступать в бой, они поглощают здоровье врага и оглушают противников.

Глас Судьбы (Doomcryer)

Вестники Войны, преуспевшие в магическом ремесле, становятся Гласом Судьбы и обучаются новым, более могущественным, заклинаниям для ведения групповых боев. Кроме того, они получают возможность вселять в союзников духи древних героев, что делает игроков невероятно сильными, быстрыми и выносливыми.

Верховный Шаман (Overlord)

Верховные Шаманы - это маги Орков, способные вести за собой кланы и альянсы. Они обладают исключительной возможностью воздействовать сразу на всех своих союзников в определенном радиусе, повышая их боевые качества. Однако Верховные Шаманы также крайне опасные противники - они обучены накладывать на врага разнообразные печати, ослабляя их.

Деспот (Dominator)

Лишь наиболее достойные из Верховных Шаманов могут претендовать на звание Деспота - гения боевой стратегии и тактики, способного вдохновить на подвиги целые кланы и даже альянсы. Одним движением Деспот может обречь на гибель десятки воинов и магов.

http://сайт/data/MetaMirrorCache/l2argument.ru_images_tir.png
От Автора

Grand Khavatari - выдающиеся мастера использования боевых кастетов. Их тело пластично и подвижно, скорость атаки беспрецедентно велика, а способность изменяться под влиянием духов древних животных делает Grand Khavatari универсальными бойцами,так же тиранты отличные ДД класс как и соло так и в ПТ,и могут разгонять отличные статы,тирант идеальна подходит под фарм класс.

Боевые показания ​

STR 40(влияет на проходимость, крит и продолжительность скиллов. А также на p.atk.\физ. Атака)
CON 47(влияет на максимальное количество HP/CP, скорость регенерации HP\CP, weight limit\вес, вместительность легких. А также, на резист к shock\stun, poison\bleeding.)
DEX 26(влияет на atk.spd.\скорость физ. атаки, p.def.\физ. защита, crit.\крит, и spd.\скорость, accuracy\меткость и evasion\уклонение.)
WIT 12 (влияет на сast. spd./скорость наложения маг. заклинания, а также на mag.crit/магический крит.)
INT 18 (влияет на m.atk./м атака, проходимость маг. Дебаффов)
MEN 27(влияет на m.def./м.защ. и на количество MP\маны, а также на скорость регенерации MP/маны, сопротивление к маг. дебаффам.)

Экспинг, амуниция, кач. ​

Получив 20 лвл первую профессию можно получить купив за аверии или пройти квест.

После 20 до 40 у вас есть два варианты прокачки персонажа:
20-40
40-52

Спойлер

http://сайт/data/MetaMirrorCache/hf5.l2wiki.info_images_0_01__D0_9B_D0_B0_D1_82_D0_BD_D1_8B_D0_234e4c761bd26a65f12cda006d747515.jpg​

ПЛ сет - СИЛ+4, ВЫН-1 то что нужно тиру,покупаем норм. сет в гиране в "Лавке Доспехов".

Оружие:

http://сайт/data/MetaMirrorCache/hf5.l2wiki.info_images_0_07_Item_11839.jpg​

Обычный Предмет - Большая Пата - Дёшево и сердито, покупаем в гиране в "Оружейная Лавка".

Бижутерия: Покупаем топ С комон,в гиране в "Лавке Аксессуаров"

Тату :Если если есть деньги покупаем у мамона за АА такие тату ставим на ПВе.
+4 стрл -4кон
+4 декс -4кон

Или же магазинные в гиране "Магическая Лавка":
+4 стрл -5кон
+4 декс -5кон
.

Соло кач: идём тп с Хейна "Остров Аллигаторов".
Там качаемся до +50 лвла в глубь.
так же можно Dragon Valley здесь можно качаться с 40-50
Necropolis of Worship где-то 44-52


52-60


Спойлер

Броня:

Тот же ПЛ сет.

Оружие:

Покупаем лоу Б кастеты в Гиране за кристалы в "Лавке Престижных Товаров" или же покупаем шадоу Лоу Б кастеты в гиране в "Оружейная Лавка".

Бижутерия: Оставляем туже С топ.

Соло кач: Делаем ТП с Деревни Охотников за 3600 Адена "Волшебная Долина" и Бежим начало вниз и налево,потом наверх на Больших деревья и Сатир,если вы нублес делаем нобл ТП "Центр Волшебной Долины",и там качаемся до +60.
Можете также пойти в Forbidden Gateway. Сначала апаете ~55 на орках внутри, далее до ~58 рядом с точкой телепорта в Seal of Shilen, потом докачиватесь до 61 рядом с Doom Knight’ами.


61-75


Броня:

Ru_icons_armor_t75_u_i00_0.png Комплект Легкой Брони Кристалла Тьмы -
Физ. Атк./Скор. Атк. +4%, вероятность Паралича -50%, СИЛ+1, ВЫН-1. Хороший сет и в ХФ покупается в Гиране в "Лавке Престижных Товаров" за адену.
Распечатать концы можно в обычной кузне за адену.

Оружие:

Ru_icons_weapon_dragon_grinder_i00_0.png Погибель Дракона
(Dragon Grinder)
- Покупаем так же в гиране в "Лавке Престижных Товаров" за адену,если денег не хватает ищем таки же комон или блуд торнадо комон на рынке.

Бижутерия: Покупаем А бижу МЖ в том же в гиране "Лавке Престижных Товаров" за адену, распечатать можно в той же кузне в гиране.

Соло кач: Идём под годдарт качаемся на оленах и волках и буйвалах до 75.
так же можна пойти в Blazing Swamp(где мона не плохо заработать на квесте Supplier of Reagents, А Game of Cards).Здесь можно качаться от 65- 75.

76-79

Броня:

Ru_icons_armor_t89_ul_i00_0.png Комплект Брони из Драконьей Кожи
ЛВК+1, СИЛ+1, ВЫН-2, Скор. Атк./Физ. Атк. +4%, Макс. MP +289, Лимит Веса +5759 .
Как для меня самый лучший S сет и легко доступный,но можно и дино мутить.

Оружие:
.ru_icons_weapon_demon_splinter_i00_0..ru_icons_weapon_dynasty_jamadhr_i00_0.png Дино кастеты,и то и то должно не дорого стоить.

Бижутерия: ТТ,Дино,Эпики.

Соло кач: Если есть в руках кости 150 идём под ГЦ,если всё так же в руках А кости ищем бафера под ГЦ и идём дуо кач.
так же можно Catacomb of the forbidden Path 70-80
ПТ кач: Если у вас уже есть кости 150 ищем пт в гц2 или гц низ.

80+ ​

Den of evil 78-83. Здесь монстры слабые и спокойно можно кач даже с плохим шмотом.
field of silence 80-84
field of Vhispers 80-84
Так же возможен кач и в Imperial Tomb, нужно кач з пикой.
После80 лвл при наличии фул сапорта и норм шмота моно идти на ХБ на химер для этого вам нужна пика.

Сэты на 84-ом уровне

Спойлер

Легкий Элитный Доспех Венеры
.ru_icons_armor_t95_u_i01_0.png СИЛ+1, ВЫН-2, ЛВК+1, Атк. +5,57%, Скор. Атк. +5%, Скорость восстановления MP +5%, Макс. MP +354, Уклонение +3, При Крит. Атк. Урон + 172, Сопротивление параличу + 50%. Позволяет носить плащ.

Ru_icons_armor_t95_u_i03_0.png Комплект Легких Доспехов Верпеса
СИЛ +1, ЛВК +2, ВЫН -3, сопротивление оглушающим атакам +50%, сила Крит. Атк. +182, защита от огня/воды/ветра/земли +5. Позволяет носить плащ.

.*Ссылки на Radikal запрещены правилами проекта, используйте другие сервера. Такие как: screenshot.ru / joxi.ru *.ru_1101_79_e714e3492601.png Комплект Легких Доспехов Элегии
СИЛ +1, ЛВК +2, ВЫН -2, При снаряжении Физ. Атк +6.59%, Скор. Атк +6%, Шанс Крит. Атк. +171, сопротивление парализующим атакам +50%, Скорость +3%, защита от огня/воды/ветра/земли на 5. Можно носить плащи.

.*Ссылки на Radikal запрещены правилами проекта, используйте другие сервера. Такие как: screenshot.ru / joxi.ru *.ru_1103_92_86f40662e59a.jpgMagic Ornament Mithril Belt PvP Defense http://сайт/data/MetaMirrorCache/s001.*Ссылки на Radikal запрещены правилами проекта, используйте другие сервера. Такие как: screenshot.ru / joxi.ru *.ru_i195_1103_09_6520a61c81d4.gif - увеличивает защиту в пвп от физических ударов и скиллов:

Top-grade на 6%

High-grade на 4.2%

Regular на 3%

Low-grade на 1.2%
Оружие:
Рука Икара,Воитель Венеры,Когти Окто,Нефритовые Кулаки с СА на Фокус.

Бижутерия: s80-84/эпики/TW бижа

Эпики:
.ru_themes_l2db_images_items_accessory_necklace_of_valakas_i00.pngNecklace of Valakas Дает следующие эффекты: MP +42, увеличение сопротивления к усыплению на 40%, HP +445, увеличение шанса усыпления на 40%, уменьшение времени отката умений, увеличение Физ. Атк. И Маг. Атк. дикой магии, увеличение эффекта повреждения щита и увеличение сопротивления атакам огня.
.ru_themes_l2db_images_items_accessory_earring_of_antaras_i00.pngEarring of Antharas Дает следующие эффекты: MP +31, увеличение сопротивления кровотечению на 40%, увеличение шанса вызвать кровотечение цели на 40%, увеличение эффективности лечения, увеличение Ярости Вампира, увеличение сопротивления оглушению/аномальному состоянию на 30%, увеличение шанса вызвать оглушение/аномальное состояние цели на 30%, уменьшение расхода MP и увеличение сопротивления атакам земли. Если персонаж надевает две таких серьги, то эффект проявится только у одной из них.
.ru_themes_l2db_images_items_accessory_earring_of_zaken_i00.pngZaken"s Earring Дает следующие эффекты: MP +31, увеличение сопротивления кровотечению на 30%, увеличение шанса вызвать кровотечение цели на 30%, увеличение эффективности лечения, увеличение Ярости Вампира, увеличение сопротивления шоку/аномальному состоянию на 20%, увеличение шанса вызвать шок/аномальное состояние цели на 20%. Если персонаж надевает две таких серьги, то эффект проявится только у одной из них.
.ru_themes_l2db_images_items_accessory_ring_of_baium_i00.pngRing of Baium Дает следующие эффекты: MP +21, увеличение сопротивления отравлению на 40%, увеличение шанса отравления на 40%, увеличение Точности, увеличение силы Крит. Атк., увеличение сопротивления удержанию на 30%, увеличение шанса удержания на 30%, увеличение атаки с Скор. Маг. Если персонаж надевает два таких кольца, то эффект проявится только у одного из них.
.ru_themes_l2db_images_items_accessory_necklace_of_frintessa_i00.pngFrintezza"s Necklace Увеличивает MP на 42. Увеличивает сопротивление к усыплению/параличу/шоку на 15%. Увеличивает шанс усыпления/паралича/шокирования цели на 15%. Увеличивает сопротивление к отравлению/кровотечению на 25%. Увеличивает шанс отравить/пустить кровь на 25%. Уменьшает время отката умений. Обладает эффектом отражения части урона. Увеличивает сопротивление тьме.
.ru_themes_l2db_images_items_accessory_ring_of_queen_ant_i00.pngRing of Queen Ant Дает следующие эффекты: MP +21, увеличение сопротивления отравлению на 30%, увеличение шанса отравления на 30%, увеличение Точности, увеличение силы Крит. Атк., увеличение сопротивления удержанию на 20%, увеличение шанса удержания на 20%. Если персонаж надевает два таких кольца, то эффект проявится только у одного из них.
Не забывайте также о различной ТВ бижы различными бонусами.

ЛС
Для тира в кастеты наилучше пассивные скилы:
Passive: Increases P. Atk. – увеличивает P. Atk(10%)
Passive: Increases PVP P. Atk. – Увеличивает P. Atk в PvP(10%)
Passive: Increases M. Def. – Увеличивает M.Def.(15%)
Passive: Increases Р. Def. – Увеличивает Р.Def.(15%)
Активные скилы лучше ловить в отдельное оружие – для бафов на Олимпиаду и масс ПВП.
Аугментация невозможна для ТВ бижутерии и Эпик и может дать различные бонусы: атрибут атаки\защиты, сопротивляемости параличу\стану\ментальным атакам или их усилению.


ТАТУ ​


Поскольку тир очень гибкой чар, то соответственно и Татушки у него могут быть очень разные.
WIT+4 INT-4 тату которая практически ни на што в тира не влияет(поскольку Маг скилов у тира нет), но поможет быстрее наложить бафы на себя во время олимпа с помощью Баф-палок.
STR+4 CON-4, DEX+4 CON-4 позволят вам значительно увеличить П.атак и Скорость атаки за счет уменьшения ХП/СП. Такая тату пойдет как на кач, так и на пвп если у вас есть приличный шмот. Хороший вариант для олимпа. Но не стоит ее ставить, если вы любите сливаться под Зеалот и Бизона.
СON+4 STR-4, CON+4 DEX-4 практически бесполезное тату, но немного поможет вам если вы много времени уделяете сливу пот Зеалот и Бизона. Но не советую его ставить.
В принципе каждый выбирает Тату под себя: кому больше нужно атаки, кому скорости атаки, кому защиты, кому ХП. Но не забывайте и о том что ТИР спокойно может обходится и без ТАТУ, но как я уже говорил это решать только вам.

Subclass Skills

Когда ваш сабкласс достигает 65 и 70 лвл, мейн классом можно выучить общие скиллы (Emergent Ability), повышающие п деф, м деф, м атк, п атк. Когда сабкласс стал 75, можно выучить аналогичные общие скиллы (Master Ability) либо скиллы, зависящие от сабкласса (Special Ability). По достижении сабклассом 80 уровня становятся доступны дивайн трансформации.

И так советую брать такие скилы для тира.

Emergent Ability 65, 70 lvl:
.ru_icons_skill0146_0.png Magic Defence: 13-15 m def. со всех сабов брать на М дэф.

Special Ability 75 lvl, интересными скиллами для нас являются:

http://сайт/data/MetaMirrorCache/img513.imageshack.us_img513_2052_counterhastezm6.jpg​

Навык Воина - Ускорение - Шанс увеличить Скор. Атк. во время атаки. +30% к Скор.Атк. на 15 секунд Качать для нас нужно будет какой ни буть из этих сабов Гладиатор, Копейщик, Охотник За Наградой,Разрушитель советую Дестра его можно прокачать быстрее всего.

Ru_icons_skill1418_0.png Навык Волшебника - Барьер - при получении урона шанс получить неуязвимость на 5 секунд. Качать для этого нам нужно будет какой ни буть из этих сабов Проповедник, Вестник Войны, Инспектор, Менестрель, Танцор Смерти.

Ru_icons_skill1349_0.png Навык Призывателя - Дух Вероятность провести душу древнего духа, когда Вас атакуют. +10% к характеристикам Маг.Атк., Скор.Маг., Физ.Атк, Скор.Атк. Качать для этого нам нужно будет какой ни буть из этих сабов Колдун, Последователь Стихий, Последователь Тьмы.

Комбо и теория ПВП ​


Начнем с самого популярного, массовки..ru_icons_4614619E..ru_icons_9A2C6230.png = 210MP~ + Clarity Lv3 = 168MP /Идеальное время прочтения (self buff, EURO OFF) - ~2,8-3 секунды.
Данный набор скиллов (перков) мы будем использовать как в массовых скоплениях, так и вне. Не смотрите на их безобидный Power в 533..в этом классе все устроено по другому.
Применяются к комбо ударам, которые мы рассмотрим ниже.
  • #1 Самый популярный комбо удар -.ru_icons_4614619E..ru_icons_9A2C6230..ru_icons_D1635CAD.png = 315MP ~ + Clarity Lv3 = 253MP / Суммарная мощность = 4262 / 8Lv Focused Force = 12786 Общей Мощности "при соблюдении макс заряда на каждый скилл" / Идеальное время прочтения (self buff, EURO OFF) - ~3,5-4 секунды.
  • #2 Его аналог более мощный -.ru_icons_9A2C6230..ru_icons_4614619E..ru_icons_9A2C6230..ru_icons_D1635CAD.png = 420MP~ + Clarity Lv3 = 336MP / Суммарная мощность = 4795 / 8Lv Focused Force = 14385 Общей Мощности "при соблюдении макс заряда на каждый скилл" / Идеальное время прочтения (self buff, EURO OFF) - ~4,7 секунды.
  • #3 Не правильное комбо , не рекомендуется, ниже опишу почему -.ru_icons_D1635CAD..ru_icons_BE3EE3A5.png = 142MP~ + Clarity Lv3 = 104,4MP / Суммарная мощность = 5712 / 8Lv Focused Force = 17137 Общей Мощности "при соблюдении макс заряда на каждый скилл" / Идеальное время прочтения (self buff, EURO OFF) - ~3 секунды.
  • #4 Мощное комбо #1 -.ru_icons_9A2C6230..ru_icons_4614619E..ru_icons_9A2C6230..ru_icons_D1635CAD..ru_icons_542442E..ru_icons_9A2C6230..ru_icons_4614619E..ru_icons_9A2C6230..ru_icons_D1635CAD.png = 860MP 80HP~ + Clarity Lv3 = 688MP / Суммарная мощность = 9590 "при соблюдении макс заряда" / 8Lv Focused Force = 28770 Общей Мощности "при соблюдении макс заряда на каждый скилл" / Идеальное время прочтения (self buff, EURO OFF) - ~8-10 секунд.
  • #5 Мощное комбо #2 -.ru_icons_9A2C6230..ru_icons_4614619E..ru_icons_9A2C6230..ru_icons_BE3EE3A5..ru_icons_542442E..ru_icons_9A2C6230..ru_icons_4614619E..ru_icons_9A2C6230..ru_icons_D1635CAD.png = 860MP 80HP~ + Clarity Lv3 = 688MP / Суммарная мощность = 10894 "при соблюдении макс заряда" / 8Lv Focused Force = 31682 Общей Мощности "при соблюдении макс заряда на каждый скилл" / Идеальное время прочтения (self buff, EURO OFF) - ~8-10 секунд.
  • #6 Дальнее комбо №1 -.ru_icons_4614619E..ru_icons_6749F68E.png = 166MP~ + Clarity Lv3 = 132,7MP / Суммарная мощность =2664 / 8Lv Focused Force = 7992 Общей Мощности "при соблюдении макс заряда на каждый скилл" /Идеальное время прочтения (self buff, EURO OFF) - ~3-4 секунды.
  • #7 Дальнее комбо №2 -.ru_icons_9A2C6230..ru_icons_4614619E..ru_icons_6749F68E.png = 271MP~ + Clarity Lv3 = 216,8MP / Суммарная мощность = 3197 / 8Lv Focused Force = 9591 Общей Мощности "при соблюдении макс заряда на каждый скилл" / Идеальное время прочтения (self buff, EURO OFF) - ~3,7-5 секунд.
  • #8 Ближнее+Дальнее-продолжительное комбо -.ru_icons_9A2C6230..ru_icons_4614619E..ru_icons_6749F68E..ru_icons_921A18BA..ru_icons_60243297.png = 281MP 70HP + Clarity Lv3 = 224,8MP / Суммарная мощность = 3197 / 8Lv Focused Force = 9591 Общей Мощности "при соблюдении макс заряда на каждый скилл" / Идеальное время прочтения (self buff, EURO OFF) - ~4,8-5,3 секунд.
  • #9 Дальнее-продолжительное комбо -.ru_icons_4614619E..ru_icons_6749F68E..ru_icons_60243297..ru_icons_921A18BA.png = 281MP 70HP + Clarity Lv3 = 224,8MP / Суммарная мощность = 3197 / 8Lv Focused Force = 9591 Общей Мощности "при соблюдении макс заряда на каждый скилл" / Идеальное время прочтения (self buff, EURO OFF) - ~4,5-5,3 секунд.
  • #10 Анти-Тыха For Olympiad -.ru_icons_A109A822..ru_icons_9A2C6230..ru_icons_4614619E.png = 252MP~ + Clarity Lv3 = 201,6MP / Суммарная мощность = 3477 / 8Lv Focused Force = 10431 Общей Мощности "при соблюдении макс заряда на каждый скилл" / Идеальное время прочтения (self buff, EURO OFF) - ~4,5-5,3 секунд. - ~4-5 секунд.
    ИЛИ

    Ru_icons_9A2C6230..ru_icons_4614619E..ru_icons_A109A822.png

Немного о том, почему вначале ближних комбо не идет -.ru_icons_4614619E.png Force Storm.

Во первых, я ему не доверяю. Он может бить с большой дистанции, по сравнению с бурстом, а значит, если Ваш враг будет убегать и вы не достали или не захотели бить.ru_icons_9A2C6230.png - Force Burst"ом, вы ударите конечно-же штормом и вариант с бурстом проваливается, в итоге - вы не нанесете максимально возможный ДПС.
Но, если Вам повезет дать бурстом вначале, вы можете применить целое комбо. Например "Дальнее комбо #2"

Во вторых, ударя бурстом, Вы на 100% будете уверены, что вы находитесь на нужной дистанции для совершения ближних комбо. Например: Ударив Штормом, а не бурстом, вы можете быть на неверной дистанции которой может оказаться недостаточно (даже ошибка в несколько экранных сантиметров, такое бывает), хоть и будете очень близко и вам покажется, что вы на месте, но это не так. В итоге: вы потеряете время и рискуете получить маг. крит и т.д.

Новое на сайте

>

Самое популярное