Домой Розы Гексаграмма 20 о здоровье. Мы в Instagram. Как интерпретировать символ при гадании

Гексаграмма 20 о здоровье. Мы в Instagram. Как интерпретировать символ при гадании

Если вы получили данную гексаграмму как ответ на вопрос, то вас ждет упадок успеха. Кажется, что надвигаются тяжелые времена, и вы в середине замешательства. Тем не менее, главная проблема кроется не во внешнем мире, а внутри вас. Таким образом, гексаграмма советует вам наблюдать, рассматривать, анализировать себя и взвешивать. Эти психологические процессы говорят о следующем: благодаря размышлению и самопознанию вы должны определить, что же неподобающего было в вашем предыдущем поведении?

Это ваш последний шанс; им нужно воспользоваться для того, чтобы четко осознать ситуацию и понять, какие действия нужно предпринять с духовной точки зрения. Тем не менее, внутренние препятствия всячески этому мешают. Эти барьеры - своего рода эмоционально заряженные неправильные представления, которые нужно осознать благодаря самопознанию и затем избавиться от них.

Данная гексаграмма зачастую означает, что проблема носит больше теоретический, нежели практический характер, и что мы сможем познать универсальные жизненные принципы. Например, мы можем познать принцип цикличности благоприятных и неблагоприятных периодов. Или же принцип зависимости обстоятельств от нашего душевного состояния, можем осознать, что излучаемое нами положительное влияние убывает из-за сомнений, или же что самое положительное влияние на людей оказывает изменение в лучшую сторону нашего душевного состояния, а также наше нахождение на Духовном Пути. Чем больше вы познаете себя, свои недостатки и свой истинный путь, тем естественнее остальные воспринимают вас.

Одной из основных тенденций в вашей ситуации является изменение. Вы выработаете сильное стремление сменить работу, место проживания или круг друзей и знакомых.

Желание

Внешне кажется, что оно осуществимо, но на самом деле шансов мало. Если вам все-таки удастся его осуществить, то будет много простоев, и в итоге оно будет отличаться от того, что вы ожидали.

Любовь

Много соблазна и частых споров с вашим партнером. Нет надежды на успех.

Брак

Много трудностей стоит на пути, практически нет шансов, что вы вступите в брак с этим человеком. Если вы сделаете предложение, то вам ответят отказом. Позвольте другой стороне совершить этот шаг, неважно, сколько на это уйдет времени. Это единственный выход.

Беременность, роды

Много проблем возникнет во время беременности и родов. Если ребенок родится, то это будет девочка.

Состояние здоровья

Заболевания брюшной полости, дыхательной и нервной систем. Болезнь может по-разному проявлять себя. Выздоровление будет зависеть от качества медицинской помощи. Остерегайтесь несчастных случаев. Вы можете их предотвратить, если будете настороже.

Переговоры, споры, судебный процесс

Вы проиграете, если поспешите с выводами. На данный момент все козыри на руках у другой стороны. Многие из ваших усилий окажутся безуспешными. Лучшее решение - пойти на компромисс.

Путешествие

Небрежность увеличит шансы получить травмы и попасть в несчастный случай.

Экзамен, испытание

Плохая оценка.

Работа, бизнес, специализация

Неподходящее время.

Погода

Переменчива, и очень ветрено.

Счастливый цвет

Бирюзово-зеленый, лазоревый, чисто-белый.

Счастливые числа

5, 3, 8

Изменяющиеся черты

Шестая (доминирующая)

На данный момент вы уже достаточно удалились от ситуации, тем самым получив возможность объективно проанализировать существующие взаимоотношения. Наступило время понять, что свобода от ошибок и жизнь без вины - величайшие блага. Мы можем достичь такой свободы, если принесем в жертву порожденные эго эмоциональные реакции, такие как мрачный тон, зависть, злость и ярость. Мы приносим их в жертву для общего блага, без всякого давления со стороны, осознавая, что просветленные люди совершенствуются сами.

Пятая (доминирующая)

Только благодаря размышлениям и самопознанию можно осознать, как внутренние чувства влияют (хорошо или плохо) на внешний мир. Если вы действуете точно и благородно, вы на Истинном Пути, несмотря на то, что изменение в поведении может нанести вам вред и ущерб. Вас не порицают. Это великая награда для просветленного человека.

Четвертая

Наступило время, чтобы выйти за рамки вашего нынешнего положения и отделиться от масс, потому что вы лучше осознаете принцип действия общественных сил, чем большинство. Вопрос даже не стоит о том, к какой социальной группе примкнуть или какого лидера поддержать. Действия, основанные на понимании, приведут вас к дальнейшему духовному росту.

Третья

Для духовного созревания необходимо избегать длительного созерцания идей и иллюзий. По большому счету, это не приносит никакой пользы. Ваш истинный прогресс проявится сам благодаря вашим действиям во внешнем мире. Для того чтобы это влияние было творческим и верным, установите предел своим действиям.

Вторая

В основе ваших правильных действий лежали духовные принципы, прогресс очевиден. Нужно время для того, чтобы ваше продвижение закрепилось; пока прогресс протекает довольно медленно. Эта черта предполагает, что вы сомневаетесь в своих внутренних силах, потому что не видно ни единого улучшения. Но это ограниченная точка зрения.

Первая

Наблюдение и рассмотрение отдельных событий не принесет особых результатов. Черта указывает на тот факт, что все события являются составными частями единого целого и представляют собой работу невидимых сил. Попробуйте рассмотреть их с такой точки зрения.

Свежие записи

Мы в Instagram

    2 недели ago by amore_bazi 17 апреля 2019 Не подходит для тех, кто родился в год ТИГРА Активация Бога Богатства 07:00-09:00 Юго-Восток Налейте чашку зеленого чая, подсластите его, добавьте меда или джема, и поставьте в

    2 месяца ago by amore_bazi Ретроградный Меркурий - с 5 марта по 28 марта. В этот период НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ начинать новые дела. На это время лучше всего запланировать вещи, которые требуют завершения, вернутся к тем

    3 месяца ago by amore_bazi Крутим карусельку ➡и вливаемся в Новый поток! АкТиВаЦиЯ на 6 февраля! ▫◽◻⬜⬜◻◽▫ Бога Богатства и Счастья в каждый дом!

    2 недели ago by amore_bazi 1. При выборе дома для проживания, выбирайте здания на правом берегу реки, по направлению движения воды. 2. Избегайте жить рядом с высоковольтными электроподстанциями, свалками мусора, кладбищами, заводами, церквями, больницами, тюрьмами,

    5 месяцев ago by


Созерцание, видение

Созерцание само по себе выше, чем действие.
Маритен Жак

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, СЮНЬ. ВЕТЕР. ПРОНИКНОВЕННОСТЬ. СТАРШАЯ ДОЧЬ. ЮГО-ВОСТОК. БЕДРО.
ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

Ключевые слова

Обзор. Медитация. Наблюдение.

Объяснение структуры

Ветер, дуя над Землей, овевает все предметы и поэтому как бы инспектирует Вселенную.

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

НАЧАЛЬНАЯ ШЕСТЕРКА, ИНЬ,

Не на своем месте. Все начинается с любопытства, с детской любознательности. Созерцая, мало-помалу откроешь мир.

ВТОРОЙ ИНЬ.

Знание, видение открывается постепенно, но, подглядывая в щель двери, можно увидеть все, что происходит в комнате. "Третий глаз" также открывается постепенными действиями. Но если увидят, что ты подглядываешь, - будет стыд, срам.

ТРЕТИЙ ИНЬ.

Опираясь на опыт поколений, можно как идти вперед, так и отступать. Но путь - Дао - при этом не теряется.

ГУА ВЕРХНИЙ, СЮНЬ. ВЕТЕР. ПРОНИКНОВЕННОСТЬ. СТАРШАЯ ДОЧЬ. ЮГО-ВОСТОК. БЕДРО.

ЧЕТВЕРТЫЙ ИНЬ.

Заимствуй у лучших, достойных их качества - будет счастье.

ПЯТЫЙ ЯН,

Позиция Правителя занята янской твердостью. Инь, которые внизу, созерцают Ян, который вверху это - Великое Созерцание, верное, глубинное.

ПОСЛЕДНИЙ ВЕРХНИЙ ЯН.

Заимствовать нужно и у других народов (семей, людей и др.).

Главное в гуа

Доверие, верность традициям достойны почтительного уважения. Практика медитации каждый день.

Основной тезис

Главное - созерцание себя и других. Это порождает действия.

Прорицательный аспект

Ваши действия объективны.
Положительный опыт медитации, обязательна системность.
Узнавай понемногу о главном, но "зри в корень".
Используй во благо опыт более мудрых.

Соответствие с Таро

Здесь можно было бы поставить в соответствие великий Аркан Таро - Аркан IX, Отшельник.

Существует множество способов слияния с Единым, способов просветления сознания. Пройдя все стадии, Посвященный смотрит на свое тело как на сосуд, который наполнил Бог. Тот, кто достиг высшей мудрости, понимает, как освободить душу от оков, связывающих ее с физическим телом и другими, более тонкими телами. Состояние, когда душа абсолютно свободна не только от заточения в физическом теле, но и от астрального и каузального тел, достигается Отшельником. Каузальное тело составляют разум, интеллект, тонкие ощущения и оставшиеся от прошлых жизней кармические семена или накопившиеся замыслы прошлых воплощений; все это переходит по закону кармы в будущее. Страдание, а не счастье - вот плоды жизни, прожитой только ради чувственных наслаждений. Искатели последних на склоне лет утрачивают даже саму способность наслаждаться ими. Они не видят, что эта способность лежит где-то вне и извне приходит к ним. Любовь, радость, энтузиазм, а не разочарование и боль - вот то, что необходимо для обретения Высшего в себе.

Провидец, Отшельник, обладает умением вселять надежду в тех, кто живет в невежестве. Отшельник в мире Божественном - Абсолютная Мудрость, в мире интеллектуальном - благоразумие, управляемое волей, в мире физическом - осмотрительность того, кто руководит действиями. Отшельник, поднявшийся в заоблачные дали духа, кладет предел страданиям: нет более вихря радостей и скорбей; тот, кто не боится мира, и есть истинно освобожденный, вознесенный. Этот внутренний свет и есть свет незримый, живительный, спасающий, способен возродить человека, дать ему новую жизнь неисповедимым для человека же путем. Состояние просветленности достигается практикой медитации. Само слово "медитация" происходит от латинского meditatio - "думание", "обдумывание". Во время медитации человек говорит с Богом языком интуиции. Во время медитации происходит концентрация сознания, человек "проскальзывает" в сверхсознание и "парит в вездесущности". Медитируя, человек становится более одухотворенным, ибо однажды преображенное сознание летит по небесам вездесущности, а человек сливается с вечным Космическим Разумом. Йога учит человека входить во все более глубокие слои, само слова "йога" означает "слияние". Суть человека Космического Сознания - достижение все больших высот Космического Сознания Абсолюта. А это достигается практикой медитации, углубленного сосредоточения.

Если можно обозреть, то можно и соединить, поэтому переходим к знаку двадцать первому, ШИ ХЭ, ПРОКУСЫВАНИЕ НАСКВОЗЬ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Прежде чем приступить к любому виду деятельности, нужен совет более опытных, мудрых людей, учителей. Необходимо тысячу раз отмерить, прежде чем отрезать. Но если вы уже отмерили тысячу раз, режьте без опаски: ваши действия будут плодотворны и успешны. Но обязательна цикличность, последовательность. Наскоки неприемлемы.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Бизнес. Здесь также происходит медленное развитие, постепенное наращивание доходов. Взаимовыручка, опыт других людей, партнеров, ваши усилия обретают твердость.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Любовные отношения - в развитии. Семейные традиции. Знакомство, обещающее дальние перспективы. Симпатия.

Канонический текcт

Умыв руки, не приноси жертв; владея правдой, будь нелицеприятен и строг.

  1. Юношеское созерцание. — Ничтожному человеку — хулы не будет; благородному человеку — сожаление.
  2. Созерцание сквозь (щель) . — Благоприятна стойкость женщины.
  3. Созерцай продвижение и отступление нашей жизни.
  4. Созерцай блеск страны. — Благоприятно тому, чтобы быть принятым как гость у царя.
  5. Созерцай нашу жизнь. — Благородному человеку хулы не будет.
  6. Созерцай их (других людей) жизнь. — Благородному человеку хулы не будет.

Созерцание, которое подразумевается здесь, рассматривается в комментаторской литературе с двух сторон. Во-первых, со стороны созерцаемого и, во-вторых, со стороны созерцающего. Когда благодаря высочайшим положительным качествам уже достигнуто единение, охарактеризованное в предыдущей ситуации, то человек, не может оставаться незамеченным другими людьми. Так же и философская концепция, которая благодаря процессу приближения, описываемому в предыдущей гексаграмме, сделана доступной для людей, она также становится объектом их умозрения. В таком смысле и данный человек, и данная концепция выступают как объекты созерцания. С другой стороны, когда наше познание в его новом акте приближено к объекту познания и вполне покоится на правильно подготовленном основании мышления и воли, когда оно освобождено от сомнений, то для него наступает момент созерцания. Если это даже только момент, все-таки он тоже имеет свои специфические черты. Это момент, противоположный деятельности во внешнем. Все для нее уже подготовлено, но человек на мгновение (а в некоторых случаях на известный промежуток времени) отстраняется от деятельности вовне и концентрирует свои силы на самом познавательном созерцании, которое является тоже деятельностью, но деятельностью познания. Последнее, конечно, подготовлено предшествующей деятельностью. Кроме того, этот момент со стороны его содержания характеризуется полной правдивостью внутри и ее внешним проявлением — строгостью и искренностью. В тексте эти характеристики выражены следующим образом: Созерцание. Умой руки, но не приступай к жертвоприношению. Владей правдой, будь нелицеприятен и строг.

1

Если на языке «Книги Перемен» «ничтожные люди» и противопоставляются «благородному человеку» с этической точки зрения, то их низкий моральный уровень здесь рассматривается как функция их познавательной недоразвитости. Поэтому их нельзя обвинять в познавательной близорукости, ибо в отношении познания они юны, а от юноши невозможно требовать дальновидности. Но дело обстоит иначе, если недальновидностью созерцания обладает «благородный человек». Для него она есть результат недомыслия, т.е. проступка перед своей собственной познавательной жизнью. Наличие недальновидности может привести благородного человека только к сожалению. Здесь, на первой позиции, лишь начало процесса созерцания, это созерцание юноши, о котором в тексте сказано: В начале слабая черта. Юношеское созерцание. Ничтожному человеку не будет хулы. Благородному человеку — сожаление.

2

Недальновидность созерцания — это его замкнутость в узкой сфере своего эгоистического бытия. Но созерцание должно расширяться и расти. Поэтому созерцание должно пробиться сквозь эту ограниченность. Сначала лишь в некоторых отношениях оно может выйти за эти пределы. Они точно стена, окружающая человека, и на этой ступени он получает лишь незначительную возможность выглянуть вовне, точно посмотреть сквозь щель забора. Если на этой ступени еще возможно стойко оставаться женщине, которая, как полагали в древнем Китае, предрасположена к тому, чтобы пребывать внутри, далеко от внешней деятельности, то эта ступень никак не может удовлетворить человека, стремящегося к прогрессирующему развитию созерцания. Поэтому в тексте мы находим: Слабая черта на втором месте. Созерцание сквозь щель. Благоприятна стойкость женщины.

3

Когда наступает выход из внутреннего во внешнее, то внутреннее тоже становится внешним и доступным для объективного рассмотрения. Здесь собственная жизнь предстает человеку, как обширная панорама, и в ней человек созерцает отливы и приливы, выступления к активности вовне и отступления вовнутрь для собственного усовершенствования. Эту широкую созерцательную мысль текст облекает в лаконическую формулу: Слабая черта на третьем месте. Созерцай наступление и отступления собственной жизни.

4

Созерцание должно расшириться еще более. Уже и рамки целой жизни для него должны стать более тесными, ибо хотя это и целая жизнь, но все лишь индивидуальная жизнь одного человека. Здесь созерцание должно выйти и за пределы. Объектом созерцания здесь должны стать «блеск всей страны», лучшие стороны жизни общества, то, что в нем выработано как ценности, перерастающие ограниченность эпохи. Такой человек, который способен на это расширенное созерцание, был достоин, по древнекитайским представлениям, быть приятым как гость у царя. Текст об этом говорит следующим образом: Слабая черта на четвертом месте. Созерцай блеск страны. Благоприятно тому, чтобы быть принятым как гость у царя.

5

При правильном развитии после созерцания, объектом которого становится жизнь общества в целом, человек должен своей жизнью совершенно слиться с созерцаемой жизнью общества. На нее он должен смотреть, как на собственную жизнь, и ее недостатки принимать на свою ответственность. Поэтому текст опять говорит: Сильная черта на пятом месте. Созерцай собственную жизнь. Благородному человеку не будет хулы.

6

На высшей ступени созерцания достигается полная внутренняя свобода. Человек уже ни с чем и ни с кем не связан в своих восприятиях и суждениях. Пройдя весь опыт, очерченный в предыдущем, он свободно может наблюдать и понимать переживания и действия других людей. Но, достигнув освобождения такого рода, он был бы лишен содержания, стал бы внутренне пустым, если бы он воспользовался возможностью отделиться от жизни людей. Поэтому и ему, не связанному в силу необходимости с людьми, следует свободно по собственному решению связаться с ними, созерцая их жизнь и служа объектом их созерцания. Хотя это и кажется некоторым снижением уровня собственного развития, однако это только кажется на первый взгляд. Поэтому и текст говорит: Наверху сильная черта. Созерцай их жизнь. Благородному человеку не будет хулы.

Во внешнем — Утончение и проникновение, во внутреннем — Исполнение и самоотдача. Если созерцаем с полной самоотдачей, то проникаем в проявления Абсолюта и наш мир становится более утонченным.

Интерпретация Хейслип

Вам надо быть готовым к возможным и неожиданным неприятностям. Постарайтесь спокойно и рассудительно обдумать и проанализировать положение дел. Возможно, что вам необходимо будет сменить место жительства и работу. Старайтесь ничего важного не упустить, вам нужно быть сейчас особенно внимательным. Помощь вы можете получить оттуда, откуда меньше всего ждете, для этого нужно только тщательно продумывать все свои действия. Желания ваши исполнятся, может быть, не так быстро, как вам хотелось бы. Вам необходимо хорошо обдумывать возможности осуществления ваших планов. Ну, а если дела ваши пойдут успешно, то не забывайте помогать другим.

Созерцать, смотреть на вещи издалека, охватывать взглядом, интуитивно понимать смысл происходящего.

Название

Гуанъ (Созерцание) : созерцать, смотреть издалека или с большой высоты; изучать, выдвигать суждения, строить догадки; прорицание; идея, точка зрения; наставлять, сообщать, указывать, делать известным; также: даосский монастырь, обсерватория, высокая башня. Иероглиф изображает птицу в сочетании со знаком «видеть».

Образный ряд

Умой руки, но не приступай к жертвоприношению.
Владея правдой, будь нелицеприятен и строг.

Это время созерцать вещи без активного действия, с целью постижения их внутреннего смысла и определения верной перспективы. Пусть все само появляется перед вами. Особенно пристально смотрите на те вещи, которые вы обычно не хотите видеть. Это время религиозной церемонии, когда совершается очищение, но жертвоприношение еще только готовится. Будьте уверены в себе. Проникновение в суть вещей даст вам необходимое просветление. Руководствуйтесь указаниями духа. Пусть образы проходят перед вашим внутренним взором. Избавьтесь от предвзятых идей и убеждений. Будьте в согласии с окружающим и дайте ему место в своем внутреннем мире: тогда вы сможете охватить одним взглядом весь мир. Если вы хорошо подготовитесь, то вещи и события, на которые вы пытаетесь влиять, будут изменяться самопроизвольно. Об этом в Древнем Китае писали так: «Когда мудрец говорит, то весь мир слушает».

Внешний и Внутренний миры: Ветер (Дерево) и Земля

Отдаленные образы и события возникают на внутреннем плане, проходя перед мысленным взором.

Скрытая возможность :

Бесстрастное созерцание содержит скрытую возможность избавления от устаревших идей и понятий.

Последовательность

Великий человек может видеть суть вещей. Осознание этого позволяет пользоваться созерцанием.

Определение

Посещение и созерцание добродетельны. Иногда присоединяешься (к другим), иногда ищешь их.

Символ

Ветер движется над землей. Созерцание.
Властители древности объезжали границы, чтобы обозреть все царство.

Линии гексаграммы

Вначале шестерка

Юношеское созерцание.
Ничтожному человеку не будет хулы.
Благородному человеку - сожаление.

Вы смотрите на вещи, как ребенок. Это хорошо, если все, чего вы хотите,- приспособиться к окружающей обстановке. От юного ума нельзя требовать дальновидности. Но если вы хотите следовать путем зрелого человека, то вас ждет сожаление.

Шестерка вторая

Созерцание украдкой.
Благоприятна стойкость женщины.

Вы смотрите на предметы и явления как бы из укрытия, тайно созерцая их и пытаясь повлиять на события. Это принесет пользу, если вы предпочтете действовать, как женщина (в Древнем Китае считалось, что женщина предрасположена к внутреннему созерцанию). Но если вы стремитесь к активному развитию, то такое положение вещей не может долго удовлетворять вас.

Шестерка третья

Созерцай наступление и отступление собственной жизни.

Жизнь предстает перед вами как обширная панорама, с приливами активной деятельности и отливами пассивного созерцания и самоанализа. Следите за этим движением, чтобы знать, когда следует выступить вперед или остаться в стороне.

Шестерка четвертая

Созерцай блеск страны.
Благоприятно тому, чтобы быть принятым, как гость у царя.

Вас пригласили на важный совещательный пост. Воспользуйтесь преимуществом приглашения от вышестоящих лиц; это принесет пользу и просветление. Двигайтесь вперед шаг за шагом. Вам предстоит долгий путь.

Девятка пятая

Созерцай собственную жизнь.
Благородному человеку не будет хулы.

Для вас настала пора остановиться и осмотреться вокруг. Обстоятельства изменились, и вам предстоит действовать в других условиях. Если вы попытаетесь двигаться дальше, то скоро обнаружите, что оказались в тупике. Будьте готовы к неприятностям. Возможно, вам придется сменить работу или переехать в другое место. Помощь к вам придет оттуда, откуда вы ее меньше всего ждете. Не забывайте и сами помогать другим.

ваше желание

С осуществлением вашего желания придется подождать.

Объяснение гексаграммы

полное объяснение 20-й гексаграммы → Гуань: Созерцание

Объяснение каждой черты

объяснение черт гексаграммы снизу вверх

Созерцание, которое подразумевается здесь, рассматривается в комментаторской литературе с двух сторон. Во-первых, со стороны созерцаемого и, во-вторых, со стороны созерцающего. Когда благодаря высочайшим положительным качествам уже достигнуто единение, охарактеризованное в предыдущей ситуации, то человек, не может оставаться незамеченным другими людьми. Так же и философская концепция, которая благодаря процессу приближения, описываемому в предыдущей гексаграмме, сделана доступной для людей, она также становится объектом их умозрения. В таком смысле и данный человек, и данная концепция выступают как объекты созерцания. С другой стороны, когда наше познание в его новом акте приближено к объекту познания и вполне покоится на правильно подготовленном основании мышления и воли, когда оно освобождено от сомнений, то для него наступает момент созерцания. Если это даже только момент, все-таки он тоже имеет свои специфические черты. Это момент, противоположный деятельности во внешнем. Все для нее уже подготовлено, но человек на мгновение (а в некоторых случаях на известный промежуток времени) отстраняется от деятельности вовне и концентрирует свои силы на самом познавательном созерцании, которое является тоже деятельностью, но деятельностью познания. Последнее, конечно, подготовлено предшествующей деятельностью. Кроме того, этот момент со стороны его содержания характеризуется полной правдивостью внутри и ее внешним проявлением - строгостью и искренностью. В тексте эти характеристики выражены следующим образом: Созерцание. Умой руки, но не приступай к жертвоприношению. Владей правдой, будь нелицеприятен и строг.

Если на языке "Книги Перемен" "ничтожные люди" и противопоставляются "благородному человеку" с этической точки зрения, то их низкий моральный уровень здесь рассматривается как функция их познавательной недоразвитости. Поэтому их нельзя обвинять в познавательной близорукости, ибо в отношении познания они юны, а от юноши невозможно требовать дальновидности. Но дело обстоит иначе, если недальновидностью созерцания обладает "благородный человек". Для него она есть результат недомыслия, т.е. проступка перед своей собственной познавательной жизнью. Наличие недальновидности может привести благородного человека только к сожалению. Здесь, на первой позиции, лишь начало процесса созерцания, это созерцание юноши, о котором в тексте сказано: В начале слабая черта. Юношеское созерцание. Ничтожному человеку не будет хулы. Благородному человеку - сожаление.

Недальновидность созерцания - это его замкнутость в узкой сфере своего эгоистического бытия. Но созерцание должно расширяться и расти. Поэтому созерцание должно пробиться сквозь эту ограниченность. Сначала лишь в некоторых отношениях оно может выйти за эти пределы. Они точно стена, окружающая человека, и на этой ступени он получает лишь незначительную возможность выглянуть вовне, точно посмотреть сквозь щель забора. Если на этой ступени еще возможно стойко оставаться женщине, которая, как полагали в древнем Китае, предрасположена к тому, чтобы пребывать внутри, далеко от внешней деятельности, то эта ступень никак не может удовлетворить человека, стремящегося к прогрессирующему развитию созерцания. Поэтому в тексте мы находим: Слабая черта на втором месте. Созерцание сквозь щель. Благоприятна стойкость женщины.

Когда наступает выход из внутреннего во внешнее, то внутреннее тоже становится внешним и доступным для объективного рассмотрения. Здесь собственная жизнь предстает человеку, как обширная панорама, и в ней человек созерцает отливы и приливы, выступления к активности вовне и отступления вовнутрь для собственного усовершенствования. Эту широкую созерцательную мысль текст облекает в лаконическую формулу: Слабая черта на третьем месте. Созерцай наступление и отступления собственной жизни.

Созерцание должно расшириться еще более. Уже и рамки целой жизни для него должны стать более тесными, ибо хотя это и целая жизнь, но все лишь индивидуальная жизнь одного человека. Здесь созерцание должно выйти и за пределы. Объектом созерцания здесь должны стать "блеск всей страны", лучшие стороны жизни общества, то, что в нем выработано как ценности, перерастающие ограниченность эпохи. Такой человек, который способен на это расширенное созерцание, был достоин, по древнекитайским представлениям, быть приятым как гость у царя. Текст об этом говорит следующим образом: Слабая черта на четвертом месте. Созерцай блеск страны. Благоприятно тому, чтобы быть принятым как гость у царя.

При правильном развитии после созерцания, объектом которого становится жизнь общества в целом, человек должен своей жизнью совершенно слиться с созерцаемой жизнью общества. На нее он должен смотреть, как на собственную жизнь, и ее недостатки принимать на свою ответственность. Поэтому текст опять говорит: Сильная черта на пятом месте. Созерцай собственную жизнь. Благородному человеку не будет хулы.

На высшей ступени созерцания достигается полная внутренняя свобода. Человек уже ни с чем и ни с кем не связан в своих восприятиях и суждениях. Пройдя весь опыт, очерченный в предыдущем, он свободно может наблюдать и понимать переживания и действия других людей. Но, достигнув освобождения такого рода, он был бы лишен содержания, стал бы внутренне пустым, если бы он воспользовался возможностью отделиться от жизни людей. Поэтому и ему, не связанному в силу необходимости с людьми, следует свободно по собственному решению связаться с ними, созерцая их жизнь и служа объектом их созерцания. Хотя это и кажется некоторым снижением уровня собственного развития, однако это только кажется на первый взгляд. Поэтому и текст говорит: Наверху сильная черта. Созерцай их жизнь. Благородному человеку не будет хулы.

Новое на сайте

>

Самое популярное