Домой Полезные советы Конспекты занятий с детьми по развитию речи. Занятие по развитию речи. Природа и окружающая обстановка

Конспекты занятий с детьми по развитию речи. Занятие по развитию речи. Природа и окружающая обстановка

Показаны публикации 1-10 из 21202 .
Все разделы | Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя любимая игрушка» Цель : Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. Упражнять в образовании слов - антонимов. Программные задачи : Продолжать учить детей составлять описательный рассказ. Совершенствовать умения составлять рассказ. Развитие связной речи . Развитие умеренного темпа...

Конспект занятия по развитию речи «Села птичка на окошко» с детьми ранннего возраста Цель : формировать слуховое восприятие художественного текста, понимать содержание, развивать чувство ритма и своевременно повторять имеющийся в тесте восклицания «Ай» ; воспитывать любовь к малым формам фольклора. Материал : игрушка- птичка, картина «Лето» с изображением птиц на...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Публикация «Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи «Чтение...» Возрастная группа: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: развитие активной речи детей средствами художественной литературы. Задачи: образовательные: познакомить детей со сказкой...

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие. Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая...

Конспект занятия по развитию речи «Курочка Ряба» с детьми раннего возраста Цель: побуждать детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе. Вызвать желание прослушать её ещё. Формировать способность к обобщению путём упражнения детей в подборке к глаголам соответствующих существительных. Материал: кукольный театр «Курочка Ряба»,...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе «Зимушка-зима» Образовательная деятельность: Речевое развитие. Интеграция: Художественное - эстетическое развитие, физическая культура, социально-коммуникативное Тема: «Зимушка-зима» Форма проведения: игра - беседа Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе,...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказку» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку» Цели: Обучать детей пересказу сказки, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать...


Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок» Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, музыка, социализация. Программные задачи: 1.Продолжать закреплять знания о русском народном...

Конспект занятия по развитию речи «Кошка в гостях» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Кошка в гостях». Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное. Формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть и т. д. Развивать память и внимание....

Цели и задачи -Научить детей рисовать нетрадиционным способом « по мокрому» листу. -Освоить композицию в сюжетном рисунке. - Научить рисовать силуэт рыб. -Развивать воображение и творческие способности. -Тренировать разнонаправленные,слитные,плавные движения рук и зрительный...

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вытегорского муниципального района

«Детский сад «Кораблик» общеразвивающего вида»

Конспект занятия

по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

«Кто всех нужней?»

Жильцова Евгения Викторовна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

2017 год

г.Вытегра

Пояснительная записка:

Данный конспект занятия направлен на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Занятие может проводиться как с детьми с нарушением речи в рамках лексической темы: «Домашние животные», так и в массовых дошкольных группах. Конспект составлен с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (принцип комплексного интегративного подхода). В основе занятия лежит использование м етода наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью, внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Цель: актуализация и активизация словаря детей по теме «Домашние животные».

Задачи

Образовательные:

Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа и притяжательные прилагательные.

Формировать навык анализа предложения.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь, творческое воображение, мышление, подражательность.

Развивать общие речевые навыки. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных ранее звуков, в том числе, в пении, чистоту интонации, речевой слух, фонематические представления.

Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

Вызвать эмоциональный отклик у детей, инициативность, желание бережно относиться к животным.

Способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимопонимания.

Предварительная работа с детьми: составление загадок-описания на индивидуальных занятиях, разучивание стихотворения «Подарок» М. Стремина, скороговорки, песни «Мой щенок». Подвижная игра «Тузик». Изготовление плоскостных фигурок домашних животных.

Оборудование и материалы : ковер, столы, коврограф и плоскостные фигурки для настольного театра, аудиозаписи сказочной мелодии, голосов домашних животных, слайд-изображения условных обозначений, мяч, схемы предложений по количеству детей, лист ватмана, гуашь, фигурки животных, клей-карандаши, картинки: месяц, плачущая девочка, черепаха, заяц -, дельфин, птичка, набор «солнышко и тучка» для каждого ребенка для рефлексии.

Ход занятия

1 часть. Организационный момент. Дети с логопедом встают в круг.

Речевое упражнение-разминка: «Назови домашнее животное или детеныша со звуком [Р]. (кролик, корова, баран, поросёнок, жеребёнок)

Дети садятся на ковёр по мере называния.

Звучит аудиозапись сказочной мелодии.

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказку, где поговорим о домашних животных. Путешествие будет необычным - из игр и упражнений, которые загаданы условными обозначениями (показывает слайд).

2 часть. Игры и упражнения

Логопед. Наше путешествие начинается! Первое задание - загадать загадки-описания , которые мы с вами подготовили на индивидуальных занятиях (отвечает 2-3 ребенка).

Например, она большая, лохматая, черная. У нее острые уши, хвост колечком. Она охраняет своего хозяина. Кто это? (собака)

Логопед. А сейчас послушайте, стихотворение «Подарок» (рассказывает ребенок):

Раскрывается корзинка,

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка -

Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос - как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой

Жмется ласково к ногам…

Не игрушку, не картинку -

Друга подарили нам.

Логопед. Дети, о ком это стихотворение? (о щенке). Вы хотите, чтобы вам подарили щенка? А может другого домашнего животного? Почему? Кто лучше? Кто нужнее? (ответы детей)

3. Логопед. Я вам предлагаю послушать сказку «Как щенок

узнал, кто всех важнее» . (иллюстрирует с помощью плоскостных фигурок для настольного театра).

«Летом Аришка поехала в деревню к бабушке. И вот, что она увидела и услышала однажды утром, выглянув из окна. Около будки сидела собака Черника и говорила своему щенку: (звучит запись лая собаки) «Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.

А какая у тебя работа?- спросил щенок.

Самая важная, - ответила Черника. - Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я - самое нужное животное.

- (Звучит запись мяуканья кошки) Ничего подобного, - не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? - Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись мычания коровы)

Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если не молоко, сливки, сметанка? Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись меканья козы) Между прочим, мое молоко полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух,- возмутилась коза. - Я - самое нужное животное.

- (Звучит запись фырканья кролика) Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетились кролики в клетке. - А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубы и шапки. - Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись блеянья овцы и барана) Мы тоже мясо даем, и шкуру, и много шерсти, -заблеяли овца и баран. - Мы - самые нужные домашние животные.

- (Звучит запись хрюканья свиньи) Какое свинство! - послышалось хрюканье из глубины хлева. - Я даю больше всех мяса и сала. Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись ржания коня) Из конюшни вышел красавец-конь.

Ну что, скажешь, что ты самое нужное домашнее животное? - спросила кошка.

Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.

И то верно, - согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился и что щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позвала ее завтракать

4.Словесная игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» с мячом. Дети встают в круг.

Логопед. Рога быка - чьи рога? (бросает ребенку мяч) - бычьи

Голова собаки - чья голова? (собачья)

Вымя коровы - чье вымя? (коровье)

Хвост кошки - чей хвост? (кошачий)

Копыто коровы - чье копыто? (коровье)

Словесная игра «Есть - нет»

Логопед. У меня есть коровы. (бросает мяч ребенку, а он обратно: «У меня нет коров»)

У меня нет кроликов (У меня есть кролики)

У меня есть бараны (У меня нет баранов)

У меня нет коз (У меня есть козы).

Дети садятся за столы парами.

5 . Упражнение в парах «Составь схему предложения» : один ребёнок - составляет предложение с названием домашнего животного из прослушанной сказки, а другой - составляет схему. Затем наоборот. Дети друг другу задают вопросы: «Сколько слов в предложении?, «Назови третье или первое слово», «Есть ли предлог в твоем предложении?».

6. Подвижная игра «Тузик»

Вот он кружится волчком

Кружатся на месте. Руки на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком.

Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор

То на речку, то во двор,

Двигаются по кругу, совершая подскоки

То дежурит у ворот -

Словом, дел невпроворот.

Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

7. Беседа по сказке . Выборочный пересказ по ролям.

Логопед. Давайте вспомним сказку, которую я вам рассказала. Что услышала однажды утром Ариша? (спор домашних животных)

О чем они спорили? (кто нужнее человеку?)

Кто же оказался самым важным домашним животным? (Все домашние животные нужны человеку, потому что все они приносят пользу.

Логопед распределяет роли. Дети разыгрывают спор животных.

8. Упражнение «Повтори за мной скороговорку».

Логопед. Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Теперь расскажем скороговорку про щенят:

У ищейки три щеночка:

Два щенка и крошка дочка.

У щенков как бочки щечки,

У сыночков и у дочки.

Повторение скороговорки по условным обозначениям: месяц - тихо, плачущая девочка - громко, черепаха - медленно, заяц - быстро, дельфин - громко-тихо, птичка - сначала тихо, а потом громко.

9. Создание коллажа «На зеленом на лугу».

Дети подходят к столу, на котором лежит лист ватмана, приготовлены гуашь, фигурки животных, клей-карандаши

Логопед. Я предлагаю вам создать коллаж «На зеленом на лугу», где разместим всех животных, про которых мы сегодня говорили. С чего начнем, как вы думаете? (изобразить луч, используя технику «набрызг» или «тычок», подсушить фон феном). И затем каждый из вас возьмет фигурку своего домашнего животного и найдет ему место на лугу (приклеивают фигурки).

10. Пение песни.

«Мой щенок»

В моей комнате с утра переполох,

Что случилось? Это кто же сделать мог?

Из коробки, вижу я, белеет шерсть.

Мама с папой объясните, кто там есть.

Припев: Мокрый нос, пушистый комочек.

Это он, любимый щеночек.

Здравствуй чудо лучший друг.

Изменил ты мир мой вдруг.

Целый день играли мы с ним во дворе,

Неуклюжий и смешной он лаял мне.

Молоком парным пушистика кормлю,

Очень, очень сильно я его люблю.

Припев.

Пятнышко за ухом, кисточка и хвост,

сегодня первый раз разгрыз он кость.

Будет он защитником, но, а пока

Подождать мне надо чуточку едва.

Припев.

3 часть. Окончание занятия.

Логопед. Спасибо щенку из сказки, который помог нам разобраться, что все животные нужны и важны!

Детям предлагается высказать свои впечатления от занятия, какое задание понравилось, какое - было сложным, каким было настроение? Дети выбирают условные обозначения: солнышко или тучка, соответственно.

Использованная литература:

М. Стремин, стихотворение «Подарок»;

Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Занятие по развитию связной речи

в средней группе

Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кошка»

ВОСПИТАТЕЛЬ

МАЛЫШЕВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Р.п. Северо-Енисейский

Программное содержание.

Образовательные задачи:

учить пересказывать ранее незнакомый текст; добиваться передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и словосочетаний; побуждать к выразительной речи; упражнять в соотнесении названий животных и их детенышей

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

формировать умение слушать своих товарищей, при затруднениях в пересказе оказывать помощь; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Обогащение словаря: фыркает, пыжится, топорщится

Активизация словаря: чулан, мурлычет, сытая, довольная.

Наглядный материал: картинки животных с детенышами (кошка, котята, собака, щенята, курица, цыплята, утка, утята, сорока). Карточки - схемы для последовательного рассказа.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, здороваются с присутствующими. Воспитатель приглашает их пройти на стульчики.

Воспитатель: Давайте с вами, ребята, поиграем. Вспомните гимнастику для пальчиков «Коготки»

Пальчиковая гимнастика.

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

(Поочередно загибают пальцы правой руки, крепко прижимая к ладони. Большой палец прижат к указательному. После последней фразы, с силой раскрыть ладошку, сказать «Мяу!».

Повторить с левой рукой, затем обеими руками)

Воспитатель. А сейчас я загадаю загадку. Чтобы её правильно отгадать, надо внимательно слушать и подумать, прежде чем дать ответ.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапка».

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(ответы детей)

А как вы догадались, что это кошка? (подводится итог ответов детей)

Я предлагаю вам послушать новый рассказ про кошку. Он так и называется «Кошка». Автор рассказа уже знакомый вам писатель Евгений Чарушин. (обратить внимание детей на портрет писателя)

Евгений Чарушин

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет - мурлычет, а её котёночек маленький - ему мурлыкать не интересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Какие слова вам не понятны?

А, что такое чулан?

Второе чтение

О ком говорится в рассказе?

Во время беседы по содержанию проводится словарная работа, индивидуально повторяются слова: чулан, хозяйка, сытая, довольная, мурлычет, фыркает, пыжится, топорщится; словосочетания: поет песенки, котеночек маленький.

Воспитатель выставляет картинки - схемы.

Установка. Ребята, я еще раз прочитаю рассказ. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить все по порядку. Обратите внимание, с какой интонацией я читаю, потому что вы его потом будете пересказывать сами.

Третье чтение.

После чтения небольшая пауза, для подготовки детей к пересказу. Пересказывают 3 - 4 ребенка.

Оцениваются первые два пересказа. Необходимо указать на 1 - 2 качества положительного характера, привлекать к оценке детей?

Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает трудные слова, предлагает хором повторить фразу или слово еще раз.

Физминутка

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг.

Я буду мама кошка, а вы мои котята. С помощью своей волшебной палочки и заклинания, я превращу вас в настоящих котят. Закройте глаза и вытяните руку: «Мяу - мяу - мяу - кис, ты котенком становись!»

(Палочкой коснуться рук детей)

Ах, мои милые, котятки, вы так долго спали, но вот встало солнышко и пора вам просыпаться. Открывайте глазки. Просыпайтесь, протрите лапками глазки. Потянитесь вверх, (встать на колени) лапки вверх, голову вверх, прогните спинки, а теперь лапки опустите, голову наклоните вниз, спинки округлите. Сели, почистили шерстку лапками, вытерли мордочку. Какие чистые котята!

Захотели есть. Замяукали: «Мяу - мяу, дай нам, мама, молочка!» (Дети повторяют предложение)

Пейте, на здоровье!

Наелись, теперь можно поиграть. Котята любят играть друг с другом (в парах прыгают), и со своими хвостиками (повилять).

Наигрались, устали, пора отдыхать. А вам пора в деток превращаться. Закройте глазки, вытяните лапку. «Мяу - мяу - мяу - кис, ты ребенком становись!»

После физминутки дети садятся на стулья.

Воспитатель.

Чтение рассказа с показом картинок и договором детей.

У девочки Вари была кошка с котятами, собака со щенятами, крица с цыплятами, утка с утятами.

Как-то раз малыши побежали к реке. Утята стали нырять и плавать, а котята, щенята, цыплята смотреть на них. Как вдруг «Тра-та-та-тах!» Испугались малыши и побежали к своим мамам: котята к кошке, щенята к собаке, цыплята к курице, утята к утке. Успокоили мамы своих деток и они снова побежали к реке. Бегут котята от кошки, щенята от собаки, цыплята от курицы, утята от утки. Только прибежали к реке, как снова: «Тра-та-та-тах!». Пуще прежнего испугались малыши и опять побежали к своим мамам. К кошке бегут котята, к собаке щенята, к курице цыплята, к утке утята. Прибежали и спрашивают: «Кто это так страшно трещит?» смотрят метнулась к лесу какая-то птица: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та-тах!» - и скрылась.

Если дети не назвали, показать картинку с изображением сороки.

А теперь узнали?

И малыши узнали сороку и успокоились и пошли каждый по своим делам - кто искать червячков, кто играть.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 3»

Занятие по развитию связной речи

в средней группе

Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кошка»

ВОСПИТАТЕЛЬ

МАЛЫШЕВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Р.п. Северо-Енисейский

Программное содержание.

Образовательные задачи:

    учить пересказывать ранее незнакомый текст;

    добиваться передачи его содержания без пропусков и искажений;

    побуждать к выразительной речи;

    упражнять в соотнесении названий животных и их детенышей

Развивающие задачи:

    развивать связную речь, через воспроизведение художественного произведения.

Воспитательные задачи:

    формировать умение слушать своих товарищей, при затруднениях в пересказе оказывать помощь;

    воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Обогащение словаря: фыркает, пыжится, топорщится

Активизация словаря: чулан, мурлычет, сытая, довольная.

Наглядный материал: картинки животных с детенышами (кошка, котята, собака, щенята, курица, цыплята, утка, утята, сорока). Карточки – схемы для последовательного рассказа.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, здороваются с присутствующими. Воспитатель приглашает их пройти на стульчики.

Воспитатель: Давайте с вами, ребята, поиграем. Вспомните гимнастику для пальчиков «Коготки»

Пальчиковая гимнастика.

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

(Поочередно загибают пальцы правой руки, крепко прижимая к ладони. Большой палец прижат к указательному. После последней фразы, с силой раскрыть ладошку, сказать «Мяу!».

Повторить с левой рукой, затем обеими руками)

Воспитатель. А сейчас я загадаю загадку. Чтобы её правильно отгадать, надо внимательно слушать и подумать, прежде чем дать ответ.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапка».

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(ответы детей)

А как вы догадались, что это кошка? (подводится итог ответов детей)

Я предлагаю вам послушать новый рассказ про кошку. Он так и называется «Кошка». Автор рассказа уже знакомый вам писатель Евгений Чарушин. (обратить внимание детей на портрет писателя)

Кошка.

Евгений Чарушин

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет – мурлычет, а её котёночек маленький – ему мурлыкать не интересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Какие слова вам не понятны?

Как вы понимаете слова - фыркает, пыжится, топорщится?

А, что такое чулан?

Второе чтение

О ком говорится в рассказе?

Что произошло с кошкой Маруськой?

Какой был котеночек у Маруськи?

Во время беседы по содержанию проводится словарная работа, индивидуально повторяются слова: чулан, хозяйка, сытая, довольная, мурлычет, фыркает, пыжится, топорщится; словосочетания: поет песенки, котеночек маленький.

Воспитатель выставляет картинки – схемы.

Установка. Ребята, я еще раз прочитаю рассказ. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить все по порядку. Обратите внимание, с какой интонацией я читаю, потому что вы его потом будете пересказывать сами.

Третье чтение.

После чтения небольшая пауза, для подготовки детей к пересказу. Пересказывают 3 – 4 ребенка.

Оцениваются первые два пересказа. Необходимо указать на 1 – 2 качества положительного характера, привлекать к оценке детей?

Как Полина рассказала громко или тихо?

Как вы думаете, она все рассказала? Ничего не пропустила? Все рассказала по порядку?

Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает трудные слова, предлагает хором повторить фразу или слово еще раз.

Понравилось вам самим пересказывать?

Физминутка

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг.

Я буду мама кошка, а вы мои котята. С помощью своей волшебной палочки и заклинания, я превращу вас в настоящих котят. Закройте глаза и вытяните руку: «Мяу – мяу – мяу – кис, ты котенком становись!»

(Палочкой коснуться рук детей)

Ах, мои милые, котятки, вы так долго спали, но вот встало солнышко и пора вам просыпаться. Открывайте глазки. Просыпайтесь, протрите лапками глазки. Потянитесь вверх, (встать на колени) лапки вверх, голову вверх, прогните спинки, а теперь лапки опустите, голову наклоните вниз, спинки округлите. Сели, почистили шерстку лапками, вытерли мордочку. Какие чистые котята!

Захотели есть. Замяукали: «Мяу – мяу, дай нам, мама, молочка!» (Дети повторяют предложение)

Пейте, на здоровье!

Наелись, теперь можно поиграть. Котята любят играть друг с другом (в парах прыгают), и со своими хвостиками (повилять).

Наигрались, устали, пора отдыхать. А вам пора в деток превращаться. Закройте глазки, вытяните лапку. «Мяу – мяу – мяу – кис, ты ребенком становись!»

После физминутки дети садятся на стулья.

Воспитатель.

У меня для вас есть еще одна интересная история. Но мне потребуется ваша помощь, вы будете мне подсказывать.

Чтение рассказа с показом картинок и договором детей.

У девочки Вари была кошка с котятами , собака со щенятами , крица с цыплятами , утка с утятами .

Как-то раз малыши побежали к реке. Утята стали нырять и плавать, а котята, щенята, цыплята смотреть на них. Как вдруг «Тра-та-та-тах!» Испугались малыши и побежали к своим мамам: котята к кошке , щенята к собаке , цыплята к курице , утята к утке . Успокоили мамы своих деток и они снова побежали к реке. Бегут котята от кошки , щенята от собаки , цыплята от курицы , утята от утки . Только прибежали к реке, как снова: «Тра-та-та-тах!». Пуще прежнего испугались малыши и опять побежали к своим мамам. К кошке бегут котята , к собаке щенята , к курице цыплята , к утке утята . Прибежали и спрашивают: «Кто это так страшно трещит?» смотрят метнулась к лесу какая-то птица: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та-тах!» - и скрылась.

А вы, ребята, догадались, что это за птица?

Если дети не назвали, показать картинку с изображением сороки.

А теперь узнали?

И малыши узнали сороку и успокоились и пошли каждый по своим делам – кто искать червячков, кто играть.

Нам тоже с вами пора отдохнуть.

«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

Материал: предметные картинки (швейная иголка с ниткой, ёлка или сосна, медицинский шприц с иголкой, ёжик); кукла, фишки, карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами.

Ход занятия

П , а отгадки выставляет на панно.

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну. (Иголка.)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят

Молока они хотят. (Ёж.)

К. Чуковский

Что это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)

Педагог. Как называется иголка из первой загадки? (Швейная.) У ежа какие иголки? (Ежовые.) У ели иголки… (еловые), у сосны… (сосновые). Бывают ещё медицинские иголки. Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Такое слово называется многозначным. Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.) У кого или у чего есть ножки? За каждый правильный ответ вы получаете фишку.

После того как ответы исчерпаны, педагог объединяет фишки детей.

Педагог. Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.

А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? У куклы также есть шляпка. Вспомните предметы, у которых есть шляпка.

Дети получают карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами. Составляют предложения, правильно употребляя значения многозначных слов.

Ручка для письма - дверная ручка;

Кисть для рисования - кисть руки;

Каток (машина) - ледяной каток;

Ключ от замка - ключ (ручей);

Морская звезда - звезда на небе.

Лук (овощ) - лук (оружие);

Земля (планета) - земля (поле);

Плита строительная - плита газовая;

Иголка швейная - иголка еловая;

Лисичка (животное) - лисичка (гриб).

Занятие № 22.

«ВЫРАЖЕНИЕ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ»

Цель: ввести понятие выражения с переносным значением; ; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.

Материал: рисунки-подсказки с изображением крылатых выражений.

Ход занятия

Детям предлагается объяснить значение следующих выражений: острый нож - …, острый глаз - …, острый язык - …. .

Острый нож - нож, который хорошо режет.

Острый глаз - глаза, которые хорошо, зорко видят.

Острый язык - так говорят о человеке, который употребляет неприятные, обидные слова.

Выражение «острый нож» употребляется в прямом значении, а вот выражения «острый глаз» и «острый язык» - в переносном, т.е. свойства одного предмета как бы сравниваются, переносятся на другой предмет. Это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Вот сравните:

Охотник пришёл с хорошей добычей, он умеет метко стрелять.

Охотник пришёл с хорошей добычей, ведь у него острый глаз.

Две подружки расстались, потому что одна из них постоянно говорила обидные слова.

Две подружки расстались, потому что у одной из них был слишком острый язычок.

Наша речь богата меткими и образными сравнениями или крылатыми выражениями.

Дети рассматривают рисунки-подсказки, повторяют крылатые выражения, которые употребляются в переносном значении.

Льёт как из ведра;

Растут как грибы после дождя;

Лететь как стрела;

Чувствовать себя как рыба в воде;

Комар носа не подточит;

В рубашке родился;

Первая ласточка.

Игра «Когда мы так говорим».

Дети упражняются в правильном употреблении крылатых выражений.

Если идёт сильный, проливной дождь, ливень, мы говорим… льёт как из ведра.

Если кто-то очень быстро бежит, мы говорим… летит как стрела.

Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринуждённо, мы говорим… чувствую себя как рыба в воде.

Если что-нибудь появляется быстро, в большом количестве, мы говорим… как грибы после дождя.

Если работа сделана хорошо и нет замечаний к сделанному, мы говорим… комар носа не подточит.

Если человек счастлив и удачлив, мы говорим… в рубашке родился.

О первом признаке проявления чего-нибудь мы говорим… первая ласточка.

В заключение дети повторяют запомнившиеся крылатые выражения, составляют с ними предложения, опираясь на жизненные ситуации.

Занятие № 23.

«СЕМЬЯ»

Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и самим собой, помочь осознать своё предназначение в этом мире; расширить словарный запас, ; формировать умение прогнозировать, обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

Материал: серии предметных картинок «От младенца до старушки», «От младенца до старика»; сюжетная картинка «Семья»; мяч, ребус (7Я - семья).

Ход занятия

Дети разгадывают ребус: 7Я - семья.

Выставляется сюжетная картинка «Семья».

Работа по сюжетной картине «Семья». Детям задаются следующие вопросы:

Назвать членов семьи.

Кем приходится мальчик девочке, папе, бабушке?

Кем приходится девочка братику, маме, дедушке?

Кем приходится мама дедушке?

Кем приходится папа маме?

Кто в семье самый старший, самый младший?

Кто в семье старше братика, но младше мамы?

Кто взрослый?

Игра «О ком я говорю?»

Дети отгадывают членов семьи по данным признакам: заботливая, трудолюбивая, самая красивая; сильный, строгий, большой; добрая, ласковая, старенькая; маленький, забавный, весёлый.

Игра «Кто какой?» (в кругу с мячом).

Дети подбирают слова-признаки к каждому члену семьи.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - тихо сесть.

Беседа «Будущее человека».

Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает? А как бывает? Разложите последовательно жизненную «цепочку» человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый). Расскажите, что происходит с человеком, какой он, чем занимается в каждом возрасте?

Игра «Кем я буду и каким?»

Кем вы станете, когда вырастете?

Какими качествами вы хотите обладать?

Занятие № 24.

«ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»

Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми, с самим собой; учить образовывать от имени отчество; упражнять детей в назывании своей фамилии, полного имени, имени отчества.

Материал: сюжетная картинка «Семья», плюшевый медвежонок, мяч.

Ход занятия

Работа по сюжетной картине «Семья» организовывается по вопросам:

Кто в семье самый главный? Почему?

Откуда у детей появляется фамилия?

Кто даёт детям имя?

Перед детьми появляется маленький медвежонок.

Медвежонок (М.). Здравствуйте, ребята! Я медвежонок Миша, но моя мама медведица зовёт меня Мишенька. А как зовут вас? Как зовёт вас ваша мама?

Игра «Давайте познакомимся».

Дети передают медвежонка, каждый называет своё имя и его уменьшительно-ласкательную форму.

М. Приятно было узнать ваши имена. Но у меня есть ещё вопросы. Мой папа медведь зовёт меня не Миша, не Мишенька, а Михаил. Вы не знаете почему?

Педагог (П.). Потому что каждое имя имеет несколько форм. Михаил - это полная форма имени Миша.

Игра «Моё имя».

Дети называют полную форму своего имени (может потребоваться помощь педагога).

М. Когда к нам в берлогу заглядывает мой дедушка Потап Потапович, он называет меня Михаилом Ивановичем, а моего отца Иваном Потаповичем. Это что ещё за имена?

П. Кроме имени есть ещё и отчество. Оно образуется от имени твоего отца. Если твоего отца зовут Иван, то твоё отчество Иванович. Вот и получается, что ты, медвежонок, Михаил Иванович, а твой отец Иван Потапович. Понятно?

М. Теперь понятно.

Физкультминутка.

Мишка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развёл -

Видно, мёда не нашёл.

Мишка в улей влез и вот -

Каплет с лапы сладкий мёд.

Игра «Назови своё отчество».

Каждый ребёнок называет имя своего отца и образует своё отчество (может потребоваться помощь педагога).

Игра «Что потом?»

Ребята, медвежонок пока маленький, а вырастет и будет… (большой)?

Сейчас он медвежонок, а потом… (медведь)?

Сейчас его зовут Миша, а потом… (Михаил Иванович)?

Сейчас вас зовут…, а потом…?

Дорогие родители! Данные занятия по развитию речи предназначены для занятий с детьми от 2-х до 6-ти лет. Они помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит, как разбирается в окружающем. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), вовремя вылечивать органы слуха, не допускать хронических насморков. К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком громко, не говорите быстро.

Встречая в заданиях знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого устанавливает связи между ними, учится передавать словами увиденное. У него растет активный словарь (слова, которые он употребляет в речи), нормализуется грамматический строй, произношение. Учитывая возраст и уровень речи ребенка, начинайте занятие с самого знакомого материала, например с темы "Игрушки". Затем переходите к более сложным упражнениям. Начиная занятие, сами проявите заинтересованность. Создайте положительный эмоциональный настрой и спокойную обстановку. Занятия проводите не от случая к случаю, а достаточно регулярно. Не занимайтесь долго. Когда вы почувствуете, что ребенок стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к другой теме. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились. Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже известное. Время от времени повторяйте пройденные темы. Не забывайте похвалить ребенка. Почаще задавайте вопрос "Почему?". Не раздражайтесь, если ребенок понял вас не с первого раза. Помогите наводящими вопросами. Наберитесь терпения! К каждой теме даются советы и пояснения для родителей. В упражнениях дана не только система необходимых ребенку знаний, но и показано, как нужно подходить к материалу, как помочь понять и усвоить определенную тему. Приводится также много упражнений, помогающих развитию мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи, сходство и различие между предметами. Материалы подобраны на основе программы логопедических групп детского сада.

Данные упражнения могут служить полезным пособием не только для родителей, учителей-логопедов, работающих с дошкольниками, это и база для успешного обучения в школе. Особенно полезен он будет при обследовании речи дошкольников. Много нужного найдут в нем и воспитатели не только логопедических, но и массовых групп. Весь предоставленный материал, Вы можете также распечатать и использовать в качестве настольного пособия. В добрый путь! И больших Вам успехов!


Геометрические формы. Цвет
Игрушки
Фрукты
Овощи
Четвертый лишний
Времена года
Ориентация во времени
Ориентация в пространстве
Образование множественного числа существительных
Множественное число глаголов
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
Кто это? Что это?
Действие и предмет.
Определение рода существительных.
Части предмета.
Согласование существительного с прилагательным.
Назначение предметов.
Образование прилагательных от существительных.
Винительный падеж.
Предложный падеж.
Предложный падеж.
Дательный падеж.
Творительный падеж.
Родительный падеж единственного и множественного числа.
Согласование существительных с числительными
Глаголы со значением передвижения
Возвратные глаголы
Совершенный и несовершенный вид глагола
Слова-действия, близкие по значению.
Понимание форм глаголов.
Признак предмета.
Сравнение свойств и качеств предметов.
Образование притяжательных прилагательных.

Новое на сайте

>

Самое популярное