Домой Розы Крымские татары войне 1941 1945. Как крымские татары служили фашистам. Практики депортации в других странах

Крымские татары войне 1941 1945. Как крымские татары служили фашистам. Практики депортации в других странах


Отряд сообороны крымских татар под командованием немецкого унтерофицера
Так, в Судакском районе в 1942 году группой самооборонцев-татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при этом самооборонцами были пойманы и сожжены живьём 12 советских парашютистов.
4 февраля 1943 года крымско-татарскими добровольцами из селений Бешуй и Коуш захватили четырёх партизан из отряда С.А.Муковнина. Партизаны Л.С.Чернов, В.Ф.Гордиенко, Г.К.Санников и Х.К.Киямов были зверски убиты: исколоты штыками, уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп казанского татарина Х.К.Киямова, которого каратели, видимо, приняли за своего земляка.
Столь же зверски расправлялись крымско-татарские отряды и с мирным населением. Как отмечалось в спецсообщении Л.П.Берии в ГКО на имя И.В.Сталина, В.М.Молотова и Г.М.Маленкова №366/б от 25 апреля 1944 года:«Местные жители заявляют, что преследованию они подвергались больше со стороны татар, чем от румынских оккупантов».
Доходило до того, что, спасаясь от расправы, русскоязычное население обращалось за помощью к немецким властям — и получало у них защиту! Вот что пишет, например, Александр Чудаков:
«Мою бабушку в сорок третьем едва не расстреляли крымско-татарские каратели на глазах у моей матери — в ту пору семилетней девочки — только за то, что она имела несчастье быть украинкой, а её муж — мой дед — работал до войны председателем сельсовета и в то время воевал в рядах Красной Армии. Бабушку от пули спасли тогда, между прочим… немцы, изумившиеся степенью озверения своих холуев. Происходило всё это в нескольких километрах от Крыма, в селе Новодмитровка Херсонской области Украины».

  • Город Требужены

Письмо наркома внутренних дел И.В. Сталину о целесообразности депортации крымских татар в Узбекистан
10.05.1944

Копия
№424/б

Товарищу СТАЛИНУ И.В.

Органами НКВД и НКГБ проводится в Крыму работа по выселению и изъятию агентуры противника, изменников Родине, пособников немецко-фашистских оккупантов и другого антисоветского элемента.
По состоянию на 7 мая с.г. арестовано таких лиц 5381 человек.
Изъято незаконно хранящегося населением оружия 5395 винтовок, 337 пулеметов, 250 автоматов, 31 миномет и большое количество гранат и винтовочных патронов
Из частей Красной Армии в 1944 г. дезертировало свыше 20 тыс. татар, которые изменили родине, перешли на службу к немцам и с оружием в руках боролись против Красной Армии.

Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма.
Считаем целесообразным расселить крымских татар в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР для использования на работах как в сельском хозяйстве — колхозах, совхозах, так и в промышленности и на строительстве.
Вопрос о расселении татар в Узбекской ССР согласован с секретарем ЦК КП(б) Узбекистана т. прошу Вашего решения.

Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Л. БЕРИЯ

  • Город Требужены

Документ № 3.148

Постановление ГОКО № 5859сс «О крымских татарах»
11.05.1944

Государственный Комитет Обороны

О крымских татарах

В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличались своими зверскими расправами по отношению советских партизан, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство и массового истребления советских людей.
Крымские татары активно сотрудничали с немецкими оккупационными властями, участвуя в организованных немецкой разведкой так называемых «татарских национальных комитетах» и широко использовались немцами для цели заброски в тыл Красной Армии шпионов и диверсантов. «Татарские национальные комитеты», в которых главную роль играли белогвардейско-татарские эмигранты, при поддержке крымских татар направляли свою деятельность на преследование и притеснение нетатарского населения Крыма и вели работу по подготовке насильственного отторжения Крыма от Советского Союза при помощи германских вооруженных сил.
Учитывая вышеизложенное, Государственный Комитет Обороны
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (тов. 1 .
Остающееся на месте имущество, здания, надворные постройки, мебель и приусадебные земли принимаются местными органами власти; весь продуктивный и молочный скот, а также домашняя птица принимаются Наркоммясомолпромом, вся сельхозпродукция — Наркомзагом СССР, лошади и другой рабочий скот — Наркомземом СССР, племенной скот — Наркомсовхозов СССР.
Приемку скота, зерна, овощей и других видов сельхозпродукции производить с выпиской обменных квитанций на каждый населенный пункт и каждое хозяйство.
Поручить НКВД СССР, Наркомзему, Наркоммясомолпрому, Наркомсовхозов и Наркомзагу СССР к 1 июля с.г. представить в СНК СССР предложения о порядке возврата по обменным квитанциям спецпереселенцам принятого от них скота, домашней птицы и сельскохозяйственной продукции;
б) для организации приема от спецпереселенцев оставленного ими в местах выселения имущества, скота, зерна и сельхозпродукции командировать на место комиссию СНК СССР в составе: председателя комиссии т. КРЕСТЬЯНИНОВА (члена коллегии Наркомзема СССР), т. ПУСТОВАЛОВА (члена коллегии Наркомзага СССР), т. ГУСЕВА (члена коллегии НКФина СССР).
Обязать Наркомзем СССР (т. СУББОТИНА), НКМиМП СССР (т. ЛОБАНОВА) для обеспечения приема от спецпереселенцев скота, зерна и сельхозпродуктов командировать, по согласованию с т. ГРИЦЕНКО, в Крым необходимое количество работников;
в) обязать НКПС (т. МИТЕРЕВУ) выделить на каждый эшелон со спецпереселенцами, в сроки по согласованию с НКВД СССР, одного врача и две медсестры с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпереселенцев в пути; Наркомторгу СССР (т. 2 .
3. Обязать секретаря ЦК КП(б) Узбекистана т. АБДУРАХМАНОВА и народного комиссара внутренних дел Узбекской ССР т. КРАВЦОВА) выдавать спецпереселенцам, направляемым в Узбекскую ССР, в местах их расселения, ссуду на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 5000 рублей на семью, с рассрочкой до 7 лет.
5. Обязать Наркомзаг СССР (т. СУББОТИНА) выделить в распоряжение СНК Узбекской ССР муки, крупы и овощей для выдачи спецпереселенцам в течение июня-августа с.г. ежемесячно равными количествами, согласно приложению № 2.
Выдачу спецпереселенцам муки, крупы и овощей в течение июня-августа с.г. производить бесплатно, в расчет за принятую у них в местах выселения сельхозпродукцию и скот.
6. Обязать НКО (т. ШИРОКОВА) выделить и отгрузить до 20 мая 1944 года в пункты по указанию НКВД СССР автобензина 400 тонн в распоряжение СНК Узбекской ССР — 200 тонн.
Поставку автобензина произвести за счет равномерного сокращения поставок всем остальным потребителям.
8. Обязать Главснаблес при СНК СССР (т. ЗВЕРЕВУ) отпустить НКВД СССР в мае с.г. из резервного фонда СНК СССР на проведение специальных мероприятий 30 миллионов рублей.

Председатель Государственного Комитета Обороны И. СТАЛИН

  • Город Требужены

Документ № 3.154

Экз. № 1

Описание чекистско-войсковой операции по выселению

Спецконтингента (крымских татар) по Судакскому району Крымской АССР,

I. Подготовка операции
В период с 1 по 6 мая 1944 г. полк проводил подготовительную работу с личным составом по проведению операции. С 6 по 10 мая с/г полк находился в передвижении к месту проведения операции и 12.5.44 г. подразделения полка заняли гарнизоны Судакского района.
Для проведения операции полк прибыл в полном составе, за исключением 3-го батальона и взвода химзащиты, оставленных на месте дислокации в городе Ростове н/Д для несения гарнизонной службы, охраны помещений и складов полка.
В период с 12 по 17 мая с/г подразделения полка занимались непосредственной подготовкой к проведению операции — изучали местность горного района предстоящих действий, наличие скрытых подступов к населенным пунктам, места для расположения огневых средств и наблюдения, изучали состав местного населения, подготовляли маршруты движения, определяли места посадочных площадок и пункты сосредоточения автомашин. Производили расчет личного состава и расстановку его к определенным квартирам, остальное время занимались боевой и политической подготовкой и проведением партийно-массовой работы среди населения.

II. Условия предстоящих действий
1) Судакский район расположен в высокогорной местности южного побережья Крыма — сильно пересеченной, в большинстве своем покрытой густыми зарослями кустарника — представляющие благоприятные условия для укрытия к/р элемента и ухода населения в горы.
2) В период оккупации Крыма немецко-румынскими захватчиками под руководством последних были созданы к/р организации — Мусульманский комитет и др. направленные против партийных советских работников и партизанского движения. Из татарского населения немцы организовали добровольческие части по борьбе с партизанскими отрядами и совпартактивом, десантами Красной Армии и русского населения — чиня зверские расправы с ними, особенно в деревнях Айсерез, Ворон, Козы, Судак. В селении Ворон сожжены в доме десантники-краснофлотцы в количестве 12 человек.
После освобождения Крыма от немецко-румынских захватчиков в Судакском районе в первой половине мая месяца имели место отдельные проявления бандитских нападений на военнослужащих Красной Армии и мирного населения, а также грабежа продуктов питания и скота у населения.
Наличие оставшихся немецко-румынских агентов и их пособников из татарского населения, отлично знающих местность и все горные пути и тропинки между деревнями — создавали выгодные условия для татар и невыгодные для гарнизонов полка.
3) Время года и состояние погоды создавали благоприятные условия для проведения операции, а наличие хороших дорог — обеспечивало бесперебойную доставку продуктов личному составу во все пункты и сосредоточение татар к месту погрузки.

III. Ход операции
Согласно учетных данных органов НКВД по Судакскому району предполагалось выселить 14 407 чел., фактически же выселено 14 380 чел., из них:
крымских татар — 14 378 чел.
румын — 1 чел.
немцев — 1 чел.
Это расхождение фактически выселенного спецконтингента с учетными данными органов НКВД объясняется тем, что до начала операции после освобождения Крыма от немецко-румынских захватчиков — 123 чел. арестованы и находятся под следствием, одна семья в количестве 8 чел. не выселена, мать которой родила ребенка в ночь операции, а остальные 195 чел. ушли в ряды Красной Армии.
Проведение огромной подготовительной работы в подразделениях полка, доведение до всего личного состава конкретной задачи предстоящей операции, дали возможность успешно провести ее в короткий срок без единого случая какого-либо сопротивления или скрытия от выселения.

Успех операции достигнут благодаря:
1) Внезапности операции при строгом сохранении военной тайны всем личным составом полка. По прибытии полка в Судакский район была распространена легенда: «Полк после боев под Севастополем прибыл на отдых в город Судак, подразделения полка отдислоцированы по селениям района на отдых. Здесь мы должны получить пополнение. Будем проводить маневры в горах: после чего поедем в Карпаты бить немцев».
2) Отличное знание поставленной задачи личным составом от офицера до рядового.
3) Четкой организацией, правильной расстановкой сил и умением действовать в сложных условиях обстановки.
4) Поддерживанием высокого политико-морального состояния в течение всей операции.
Все это дало возможность при проведении такого крупного правительственного мероприятия без вооруженного сопротивления к/р элемента и предотвратить уход населения в горы до начала операции, быстро и без потерь с нашей стороны закончить ее раньше намеченного срока.

IV. Отличившиеся в проведенной операции
Весь личный состав подразделений полка был глубоко проникнут серьезностью и ответственностью долга перед Родиной в выполнении порученной задачи — стремлением точно и в срок образцово провести операцию и тем выполнить приказ Наркома Внутренних Дел НКВД СССР тов. БЕЖАНОВА — полк справился с поставленной задачей — «отлично».

Крымские татары с лёгкостью шли на контакт с немцами , и уже в октябре-ноябре 1941 года немцы сформировали первые отряды коллаборационистов из крымских татар. И это были не только татары - хиви╗ из военнопленных в действующей армии, коих насчитывалось 9 тыс. человек. Это были т.н. полицейские отряды самообороны╗ (Selbst-Schutz╗ под юрисдикцией военной администрации) для охраны деревень от партизан, проведения немецкой политики и поддержания порядка на местах. Такие отряды насчитывали 50 - 170 бойцов, вооружались трофейным советским стрелковым оружием и миномётами и руководились немецкими офицерами. Личный состав был из татар-дезертиров из Красной Армии и из крестьян. О том, что татары пользовались особым расположением, говорит то, что 1/3 полицейских самообороны╗ носила немецкую военную форму (правда, без знаков различия) и даже каски. В тоже время белорусские полицейские части самообороны╗ (статус славян был самым низким) ходили во рванье - гражданской разномастной одежде или советской форме, прошедшей лагеря. Характерно, что набором в эти батальоны занималась айзатцгруппа Д , т.е. подразделение задачей которого являлось истребление евреев, коммунистов и нелояльных╗. За лето-осень 1941 года сама айзатцгруппа Д на Украине и в Крыму уничтожила около 40 тыс. человек.

Украина уже не в первый раз пытается представить на музыкальном конкурсе "Евровидение" песню с политической подоплекой, в то время как этот конкурс позиционирует себя, как свободный от любой политической, религиозной или иной идеологии.

Крымские татары на службе вермахта

"Песня просто не может пройти отбор", - передает слова музыкального продюсера радиостанции YLE Radio Suomi Йормы Хиетамяки портал YLE. Финский продюсер намекает на то, что по правилам конкурса, в композициях нельзя напрямую высказывать политическую позицию или взгляды.

Тематикой украинской композиции под лаконичным названием "1944" является депортация крымских татар по указу Сталина. Автор слов и мелодии – певица Джамала, которая сама является крымской татаркой. Она исполняет песню частично на английском, частично - на татарском языке.

Представитель Yle Чьель Экхольм, который с 2002 по 2010 год являлся одним из членов международной отборочной группы песенного конкурса, говорит, что судьбу украинской композиции решит отборочное жюри. Он припоминает лишь один случай, когда оригинальная песня была отвергнута жюри конкурса из-за ее отчетливых политических коннотаций. Это была композиции Грузии 2009 года под названием We Don’t Wanna Put In, которую сочли попыткой уколоть Владимира Путина, который на тот момент занимал пост премьер-министра.

Украина уже дважды приковывала к себе пристальное внимание руководства песенного конкурса.

В первый раз Украине пришлось объясняться по поводу композиции 2007 года под названием Dancing Lasha Tumbai, которую исполнял комик Андрей Данилко, выступавший под творческим псевдонимом Верка Сердючка. Многие считали, что бессмысленное Lasha Tumbai на самом деле означало Russia Goodbye ("Прощай, Россия") и это был намек на политическую ситуацию, сложившуюся на тот момент.

В 2005 году Украина, будучи организатором "Евровидения", намеревалась представить на конкурсе композицию "Разом нас багато", которая прямо намекала на Оранжевую революцию и тогдашнего президента Виктора Ющенко. В итоге из финальной версии конкурса были убраны все намеки на президента.

Постараемся объективно и непредвзято осветить вопрос о крымских татарах и их действиях во время войны нацистской Германии и СССР. Просто история и факты.

Накануне Великой Отечественной войны крымские татары составляли меньше одной пятой населения полуострова. Вот данные переписи 1939 года:

Русские 558481 49,6%
Украинцы 154120 13,7%
Армяне 12873 1,1%
Татары 218179 19,4%
Немцы 51299 4,6%
Евреи 65452 5,8%
Болгары 15353 1,4%
Греки 20652 1,8%
Прочие 29276 2,6%
Всего: 1126385 100,0%

Тем не менее, татарское меньшинство ничуть не было ущемлено в своих правах по отношению к русскоязычному населению. Скорее наоборот. Государственными языками Крымской АССР являлись русский и татарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип. В 1930 году были созданы национальные сельсоветы: русских - 207, татарских - 144, немецких - 37, еврейских - 14, болгарских - 9, греческих - 8, украинских - 3, армянских и эстонских - по 2. Кроме того, были организованы национальные районы. В 1930 году было 7 таких районов: 5 татарских (Судакский, Алуштинский, Бахчисарайский, Ялтинский и Балаклавский), 1 немецкий (Биюк-Онларский, позже Тельманский) и 1 еврейский (Фрайдорфский). Во всех школах дети нацменьшинств обучались на своём родном языке.

Более того, зачастую «коренизация» проводилась принудительным образом. Так произошло, например, в населённом преимущественно болгарами Ново-Царицынском сельсовете, где крымские власти попытались перевести преподавание на болгарский язык. Однако против этого решительно выступило само болгарское население:

«Категорически заявляем, что не желаем калечить своих детей, и преподавание болгарского языка в наших школах считаем не нужным. Наши дети, изучая болгарский язык, не успевают по русскому, а, не умея читать и писать по-русски, не могут учиться в средних и высших учебных заведениях. В Болгарию нам ехать уже не придётся, да и незачем».

В результате не понимающие линии партии «несознательные» болгары решили просить районный отдел народного образования прислать им русских учителей.

После начала Великой Отечественной войны многие крымские татары были призваны в Красную Армию. Однако служба их оказалась недолгой. Стоило фронту приблизиться к Крыму, как дезертирство и сдача в плен среди них приняли массовый характер. Стало очевидным, что крымские татары ждут прихода германской армии и не хотят воевать. Немцы же, используя сложившуюся обстановку, разбрасывали с самолётов листовки с обещаниями «решить, наконец, вопрос об их самостоятельности» - разумеется, в виде протектората в составе Германской империи.

Из числа татар, сдавшихся в плен на Украине и других фронтах, готовились кадры агентуры, которые забрасывались в Крым для усиления антисоветской, пораженческой и профашистской агитации. В результате части Красной Армии, укомплектованные крымскими татарами, оказались небоеспособными и после вступления немцев на территорию полуострова подавляющее большинство их личного состава дезертировало. Вот что говорится об этом в докладной записке заместителя наркома госбезопасности СССР Б.З.Кобулова и заместителя наркома внутренних дел СССР И.А.Серова на имя Л.П.Берии, датированной 22 апреля 1944 года:

«...Все призванные в Красную Армию составляли 90 тыс. чел., в том числе 20 тыс. крымских татар... 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении её из Крыма...».

Как мы видим, дезертирство крымских татар было практически поголовным. Это подтверждается и данными по отдельным населённым пунктам. Так, в деревне Коуш из 132 призванных в 1941 году в Красную Армию дезертировали 120 человек.

Затем началось прислужничество оккупантам.

«С первых же дней своего прихода немцы, опираясь на татар- националистов, не грабя их имущество открыто, так, как они поступали с русским населением, старались обеспечить хорошее отношение к себе местного населения», - писал начальник 5-го партизанского района Красников.

А вот красноречивое свидетельство немецкого фельдмаршала Эриха фон Манштейна:

«...большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам удалось даже сформировать из татар вооружённые роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан. Причина того, что в Крыму с самого начала развернулось мощное партизанское движение, доставлявшее нам немало хлопот, заключалась в том, что среди населения Крыма, помимо татар и других мелких национальных групп, было всё же много русских».

«Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более что мы уважали их религиозные обычаи. Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар “Адольфа Эффенди”».

11 ноября 1941 года в Симферополе и ряде других городов и населённых пунктов Крыма были созданы так называемые «мусульманские комитеты». Организация этих комитетов и их деятельность проходила под непосредственным руководством СС. Впоследствии руководство комитетами перешло к штабу СД. На базе мусульманских комитетов был создан «татарский комитет» с централизованным подчинением Крымскому центру в Симферополе с широко развитой деятельностью по всей территории Крыма.

Уже в октябре 1941 года немцы начали привлекать крымских татар для борьбы с партизанами и формировать из них роты самообороны. Поначалу создание отрядов самообороны носило неорганизованный характер и зависело от инициативы местных немецких начальников. После того, как фюрер дал добро на массовое использование крымских татар, учёт татарских добровольцев был поручен начальнику оперативной группы «Д» полиции безопасности и СД на юге оккупированной территории СССР оберфюреру СС Отто Олендорфу, впоследствии казнённому по приговору Нюрнбергского военного трибунала .

Как сказано в справке Главного командования сухопутных войск Германии:

«3 января 1942 г. под его (Олендорфа - И.П.) председательством состоялось первое официальное торжественное заседание татарского комитета в Симферополе по случаю начала вербовки. Он приветствовал комитет и сообщил, что фюрер принял предложение татар выступить с оружием в руках на защиту их родины от большевиков. Татары, готовые взять в руки оружие, будут зачислены в немецкий вермахт, будут обеспечиваться всем и получать жалованье наравне с немецкими солдатами.

В ответной речи председатель татарского комитета сказал следующее: “Я говорю от имени комитета и от имени всех татар, будучи уверен, что выражаю их мысли. Достаточно одного призыва немецкой армии и татары все до одного выступят на борьбу против общего врага. Для нас большая честь иметь возможность бороться под руководством фюрера Адольфа Гитлера - величайшего сына немецкого народа. Заложенная в нас вера придаёт нам силы для того, чтобы мы без раздумывания доверились руководству немецкой армии. Наши имена позже будут чествовать вместе с именами тех, кто выступил за освобождение угнетённых народов”.

После утверждения общих мероприятий татары попросили разрешение закончить это первое торжественное заседание - начало борьбы против безбожников - по их обычаю, молитвой, и повторили за своим муллой следующие три молитвы:

1-я молитва: за достижение скорой победы и общей цели, а также за здоровье и долгие годы фюрера Адольфа Гитлера.
2-я молитва: за немецкий народ и его доблестную армию.
3-я молитва: за павших в боях солдат немецкого вермахта.

На этом заседание закончилось».

Многие татары использовались в качестве проводников карательных отрядов. Отдельные татарские подразделения посылались на Керченский фронт и частично на Севастопольский участок фронта, где участвовали в боях против Красной Армии.

В вопросах карательной деятельности крымско-татарским формированиям была предоставлена большая самостоятельность. Татарские добровольческие отряды являлись исполнителями массовых расстрелов советских граждан. На обязанности татарских карательных отрядов лежало выявление советского и партийного актива, пресечение деятельности партизан и патриотических элементов в тылу у немцев, охранная служба в тюрьмах и лагерях СД, лагерях военнопленных.

В эту работу татарские националисты и оккупационные власти вовлекали широкие слои татарского населения. Как правило, местные «добровольцы» использовались в одной из следующих структур:

1. Крымско-татарские соединения в составе германской армии.
2. Крымско-татарские карательные и охранные батальоны СД.
3. Аппарат полиции и полевой жандармерии.
4. Аппарат тюрем и лагерей СД.

Лица татарской национальности, служившие в карательных органах и войсковых частях противника, обмундировывались в немецкую форму и обеспечивались оружием. Лица, отличившиеся в своей предательской деятельности, назначались немцами на командные должности.

Как отмечалось в уже цитированной справке Главного командования германских сухопутных войск, составленной 20 марта 1942 года:

«Настроение у татар хорошее. К немецкому начальству относятся с послушанием и гордятся, если им оказывают признание на службе или вне. Самая большая гордость для них - иметь право носить немецкую униформу.

Много раз высказывали желание иметь русско-немецкий словарь. Можно заметить, какую они испытывают радость, если оказываются в состоянии ответить немцу по-немецки».

Помимо службы в добровольческих отрядах и карательных органах противника, в татарских деревнях, расположенных в горно-лесной части Крыма, были созданы отряды самообороны, в которых состояли татары, жители этих деревень. Они получили оружие и принимали активное участие в карательных экспедициях против партизан.

Как сказано в той же справке:

«В отношении испытания татар в боях с партизанами могут служить сведения о татарских ротах самозащиты, в общем, эти сведения можно считать вполне положительными. Такая оценка может быть дана всем военным акциям, в которых принимали участие татары. Получены хорошие сведения при выполнении различных мероприятий разведывательного характера. В отношении дисциплины и темпов передвижения на марше роты показали себя с хорошей стороны. В столкновениях с партизанами и в небольших боях войсковые части вели бои уверенно, полностью или частично уничтожая партизан или обращая их в бегство, как, например, в районе Бахчисарая, Карабогаза и Судака. В последнем случае велись бои с регулярными русскими войсками. О боевом духе могут свидетельствовать потери - около 400 убитых и раненых. Следует отметить, что из общего числа - 1600 человек только один перебежал к партизанам и один не вернулся из отпуска».

Во многих случаях татарские отряды в жестокости превосходили регулярные части СД. Например, в Судакском районе в 1942 году группой самооборонцев-татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при ликвидации десанта самооборонцами были пойманы и сожжены живыми 12 советских парашютистов.

Столь же зверски расправлялись крымско-татарские отряды и с мирным населением. Доходило до того, что, спасаясь от расправы, русскоязычные жители Крыма зачастую обращались за помощью к немецким властям - и находили у них защиту!

Подобное рвение не осталось без награды. За прислужничество немцам многие сотни крымских татар были награждены особыми знаками отличия, утверждёнными Гитлером - «За храбрость и особые заслуги, проявленные населением освобождённых областей, участвовавших в борьбе с большевизмом под руководством германского командования».

Весьма интересно пролистать издававшуюся в оккупированном Крыму с 1942 по 1944 год газету «Азат Крым» («Освобождённый Крым»). Вот некоторые типичные цитаты.

3 марта 1942 года:
После того как наши братья-немцы перешли исторический ров у ворот Перекопа, для народов Крыма взошло великое солнце свободы и счастья.

10 марта 1942 года:
Алушта. На собрании, устроенном мусульманским комитетом, мусульмане выразили свою благодарность Великому Фюреру Адольфу Гитлеру-эфенди за дарованную им мусульманскому народу свободную жизнь. Затем устроили богослужение за сохранение жизни и здоровья на многие лета Адольфу Гитлеру-эфенди.

В этом же номере:
Великому Гитлеру - освободителю всех народов и религий! 2 тысячи татар дер. Коккозы и окрестностей собрались для молебна... в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву... Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!

20 марта 1942 года:
Совместно со славными братьями-немцами, подоспевшими, чтобы освободить мир Востока, мы, крымские татары, заявляем всему миру, что мы не забыли торжественных обещаний Черчилля в Вашингтоне, его стремления возродить жидовскую власть в Палестине, его желания уничтожить Турцию, захватить Стамбул и Дарданеллы, поднять восстание в Турции и Афганистане и т.д. и т.п. Восток ждёт своего освободителя не от солгавшихся демократов и аферистов, а от национал-социалистической партии и от освободителя Адольфа Гитлера. Мы дали клятву идти на жертвы за такую священную и блестящую задачу.

10 апреля 1942 года. Из послания Адольфу Гитлеру, принятого на молебне более 500 мусульман г. Карасубазара:
Наш освободитель! Мы только благодаря Вам, Вашей помощи и благодаря смелости и самоотверженности Ваших войск, сумели открыть свои молитвенные дома и совершать в них молебны. Теперь нет и не может быть такой силы, которая отделила бы нас от немецкого народа и от Вас. Татарский народ поклялся и дал слово, записавшись добровольцами в ряды немецких войск, рука об руку с Вашими войсками бороться против врага до последней капли крови. Ваша победа - это победа всего мусульманского мира. Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам, великому освободителю народов, долгие годы жизни. Вы теперь есть освободитель, руководитель мусульманского мира - газы Адольф Гитлер.

В этом же номере:

Освободителю угнетённых народов, сыну германского народа Адольфу Гитлеру.
Мы, мусульмане, с приходом в Крым доблестных сынов Великой Германии с Вашего благословения и в память долголетней дружбы стали плечом к плечу с германским народом, взяли в руки оружие и начали до последней капли крови сражаться за выдвинутые Вами великие общечеловеческие идеи - уничтожение красной жидовско- большевистской чумы до конца и без остатка.
Наши предки пришли с Востока, и мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение нам идёт с запада. Может быть, первый и единственный раз в истории случилось так, что солнце свободы взошло с запада. Это солнце - Вы, наш великий друг и вождь, со своим могучим германским народом.

Президиум Мусульманского Комитета.

Как мы видим, «общечеловеческие идеи» посещали не только Горбачёва - у него был достойный предшественник!
Что же могут возразить на это защитники «униженных и оскорблённых» народов? Основной их выглядит следующим образом:
«Обвинение в предательстве, действительно совершенном отдельными группами крымских татар, было необоснованно распространено на весь крымско-татарский народ».
Дескать, не все татары служили немцам, а лишь «отдельные группы», в то время как другие боролись с оккупантами на фронте, в подполье или в партизанских отрядах. Однако в Германии тоже существовало антигитлеровское подполье. Так что же, записывать немцев в наши союзники по Великой Отечественной войне?

Давайте сосчитаем количество крымских татар, воевавших на каждой из сторон. Вот что говорится в цитированной выше справке Главного командования сухопутных войск Германии о формировании из них вспомогательных войск:

«Вербовка добровольцев проводилась следующим образом:

1. Вся территория Крыма была разбита на округа и подокруга.

2. Для каждого округа были образованы одна или несколько комиссий из представителей оперативных групп Д и подходящих татар- вербовщиков.

Зачисленные добровольцы на месте подвергались проверке. В этапных лагерях набор проводился таким же образом.

а) в населённых пунктах - около 6000 добровольцев;
б) в лагерях - около 4000 добровольцев.
Всего - около 10 000 добровольцев.

По данным татарского комитета, старосты деревень организовали ещё около 4000 человек для борьбы с партизанами. Кроме того, наготове около 5000 добровольцев для пополнения сформированных воинских частей.

Таким образом, при численности населения около 200 000 человек татары выделили в распоряжение нашей армии около 20 000 человек. Если учесть, что около 10 000 человек были призваны в Красную Армию, то можно считать, все боеспособные татары полностью учтены».

В дневнике боевых действий находившейся в Крыму 11-й немецкой армии приводятся более детальные сведения о вербовке татар по состоянию на 15 февраля 1942 года:

«Результаты рекрутирования татар:
1. Город Симферополь - 180 человек;
2. Округ северо-восточнее Симферополя - 89;
3. Южнее Симферополя - 64;
4. Юго-западнее Симферополя - 89;
5. Севернее Симферополя - 182;
6. Район Джанкоя - 141;
7. Евпатории - 794;
8. Зайтлер-Ички - 350;
9. Сарабуса - 94;
10. Биюк-Онлара - 13;
11. Алушты - 728;
12. Карасубазара - 1000;
13. Бахчисарая - 389;
14. Ялты - 350;
15. Судака (ввиду высадки десанта русских данные проверяются) - 988;
16. Лагерь военнопленных в Симферополе - 334;
17. в Биюк-Онларе - 22;
18. Джанкое - 281;
19. Николаеве - 2800;
20. Херсоне - 163;
21. Дополнительно в Биюк-Онларе - 204.
Всего 9255 человек...».

Поступившие на службу к немцам крымские татары были распределены следующим образом:

«Оперативной группой были сформированы 14 татарских рот для самозащиты общей численностью 1632 добровольца. Остаток был использован различным образом: большая часть была разделена на маленькие группы по 3–10 человек и распределена между ротами, батареями и другими войсковыми частями: незначительная часть - в закрытых войсковых частях - присоединена к отрядам, например одна рота вместе с кавказской ротой присоединена к 24-му сапёрному батальону».

Разумеется, защитники «репрессированных народов» всё это старательно замалчивают. Тем не менее, факты настолько очевидны, что добросовестные исследователи вынуждены их приводить. Например, на страницах весьма специфического издания («Книга составляет документальную историческую основу проводимых в Российской Федерации мер по реабилитации поруганных и наказанных народов») его автор Н.Ф.Бугай, чьи работы я уже цитировал, честно сообщает, что «в подразделениях немецкой армии, дислоцировавшейся в Крыму, состояло, по приблизительным данным, более 20 тыс. крымских татар».

А вот образчик официозной перестроечной пропаганды:

«Разумеется, нельзя отрицать сам факт сотрудничества лиц крымско - татарского происхождения с фашистским военным командованием и спецслужбами, их прямое участие в полицейско-карательных операциях, в борьбе с партизанами и в боях против Советской Армии. Однако даже если исходить из приведённых выше цифровых данных (около 20 тыс. человек из примерно 200-тысячного крымско-татарского населения), то общее число таких бойцов составит менее 10%. Все это позволяет говорить о том, что в предательский союз с гитлеровскими оккупантами вступила не основная масса, а лишь сравнительно небольшая часть крымских татар».

Замечательная логика! Остаётся лишь применить её к Третьему Рейху. В 1939 году население Германии составляло 80,6 млн человек. Из них в вооружённые силы и войска СС с 1 июня 1939 года по 30 апреля 1945 года было призвано всего лишь 17,9 млн человек. Всё это позволяет говорить о том, что в вероломном нападении на нашу страну участвовала не основная масса, а лишь сравнительно небольшая часть немецкого народа. В то время как остальной немецкий народ, надо полагать, сплошь состоял из убеждённых антифашистов.

Если же не заниматься дешёвой демагогией, то приходится признать, что практически всё крымско-татарское население призывного возраста служило в тех или иных немецких формированиях. О чём и было сказано прямым текстом в процитированной мною ранее немецкой справке.

А сколько крымских татар воевало на нашей стороне? Сразу же отбросим фантастические цифры, высасываемые из пальца радетелями «поруганных и наказанных народов»:

«Всего награждено около 50 тысяч крымских татар, и число это могло бы быть значительно большим, если бы массовые награждения в основном проводились не на заключительном этапе войны - в 1944–1945 годах, когда крымских татар к высоким наградам уже не представляли».

«Клеймо “предателя” с дьявольским искусством было наложено на весь народ, хотя из 60 тысяч призванных на фронты Великой Отечественной войны крымских татар каждый второй погиб смертью храбрых».

Действительность, как мы видели из процитированных выше документов, куда скромнее. Согласно немецкой справке, в ряды Красной Армии было призвано 10 тысяч крымских татар, согласно докладной записке Б.З.Кобулова и И.А.Серова на имя Л.П.Берии - 20 тысяч. При отступлении советских войск из Крыма подавляющее большинство из них дезертировало, оставшись на территории, оккупированной немцами.

Для полноты картины остаётся ещё выяснить, сколько крымских татар оказалось среди партизан. На 1 июня 1943 года в крымских партизанских отрядах было 262 человека, из них 145 русских, 67 украинцев и... 6 татар. На 15 января 1944 года, по данным партийного архива Крымского обкома Компартии Украины, в Крыму насчитывалось 3733 партизана, из них русских - 1944, украинцев - 348, татар - 598 человек. Наконец, согласно справке о партийном, национальном и возрастном составе партизан Крыма на апрель 1944 года, среди партизан было: русских - 2075, татар - 391, украинцев - 356, белорусов - 71, прочих - 754 человека.

Итак, даже если взять максимальную из приведённых цифр - 598, то соотношение татар в немецкой армии и в партизанах будет больше чем 30 к 1.

Какова же была судьба крымских татар, поступивших на службу к «Гитлеру-эфенди»? На основе рот самообороны были развёрнуты батальоны вспомогательной полиции. К ноябрю 1942 года было сформировано восемь крымско-татарских батальонов, носивших номера с 147-го по 154-й, весной-летом 1943 года - ещё два (155-й и 156-й).

В апреле-мае 1944 года крымско-татарские батальоны сражались против освобождавших Крым советских войск. Так, 13 апреля в районе станции Ислам-Терек на востоке Крымского полуострова против частей 11-го гвардейского корпуса действовали три крымско-татарских батальона (по- видимому, 148-й, 151-й и 153-й), потерявшие только пленными 800 человек. 149-й батальон упорно сражался в боях за Бахчисарай.

Остатки крымско-татарских батальонов были эвакуированы морем. В июле 1944 года в Венгрии из них был сформирован Татарский горно- егерский полк СС, вскоре развёрнутый в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС численностью до 2500 человек под командованием штандартенфюрера СС В.Фортенбаха. Некоторое количество крымских татар было переброшено во Францию и включено в состав запасного батальона Волжско-татарского легиона. Другие, в основном необученная молодёжь, были зачислены в состав вспомогательной службы противовоздушной обороны.

Публичное заявление консула России в Крыму вызвало скандал на полуострове.

Генеральный консул Российской Федерации в Крыму считает очевидным фактом
массовое предательство крымских татар в Великой Отечественной войне.

— Я прошу донести до каждого крымского татарина
эту официальную позицию России,

— заявил высокопоставленный дипломат
в интервью национальному телеканалу ATR в Симферополе.

Скандал разгорелся, когда российское консульство настоятельно не рекомендовало

ветеранской делегации из России принять участие
в премьерном показе художественной ленты «Хайтарма».

По сюжету фильма, в мае 44-го года после освобождения Севастополя знаменитый летчик,
дважды герой Советского Союза Амет-Хан Султан приезжает в отпуск в родную Алупку
и становится свидетелем переселения татар.
Сталинская депортация начинается на его глазах.

Фильм откровенно повторяет историческую трактовку насильственного переселения
мусульман Крыма, которую отстаивает этнический парламент-меджлис
во главе с Мустафой Джемилевым.
Суть её – несчастный, ни в чем неповинный народ стал жертвой кровавого НКВД.
Русские в погонах представлены главными врагами татар.

Любопытно, что поначалу творческая группа «Хайтармы» пыталась найти деньги в Турции.
Однако турки ознакомились со сценарием и резко отказали.
Тогда на помощь соплеменникам пришел известный российский бизнесмен Ленур Ислямов
— владелец компании «Квин Груп»,
которая является генеральным импортером продукции «УзДэуАвто» на территории РФ.

В Крыму г-н Ислямов контролирует транспортную компанию «СимСитиТранс».
Это один из крупнейших пассажирских перевозчиков автономии.
Ему же принадлежит симферопольский телеканал ATR, радиостанции «Meydan» и «Лидер»,
а также интернет-портал crimeantatars.org.

Ленур Ислямов лично проплачивал массовку нового исторического кино,
вложив около 1,5 миллионов долларов.
Съемки велись в Алупке и Судаке.
Большие декорации времен войны были построены в Бахчисарае.
Российский продюсер обеспечил оружие, поезда, автомобили и самолеты тех времен.

Крымско-татарские СМИ торжественно сообщили,
что на премьерный показ приглашены из Москвы военные летчики
и боевые товарищи дважды героя Советского Союза Амет-Хана Султана.

Характерно анонсировало кино-новинку информагентство QHA:
«Желающие могут посмотреть этот фильм в Симферополе/Акмесджите,
и в таких города Крыма как Белогорск/Карасубазар, Керчь, Севастополь/Ак-Яр,
Судак, Феодосия/Кефе и Евпатория/Кезлев».

Пока что татарские националисты называют крымские города двумя названиями,
но вскоре обещают перейти на «топонимику коренного народа».
То есть, Севастополь превратится в Ак-Яр,
а курортную Евпатория вновь станет аутентичным Кезлевом…

В премьере «Хайтармы» приняли участие лидеры меджлиса,
депутаты Верховной рады Украины Мустафа Джемилев, и Рефат Чубаров.
Прибыли два вице-премьера правительства автономии Георгий Псарев и Азиз Абдуллаев,
Приехал гость из Киева,
глава парламентского комитета по правам человека Валерий Пацкан.

Первые проблемы начались прямо на ступеньках симферопольского кинотеатра «Космос».
Охрана не пустила на показ представителей «Милли Фирка»
— татарской общественной организации, оппозиционной меджлису.
Хотя у зама главы Совета представителей крымскотатарского народа
при президенте Украины Васви Абдураимова с супругой,
председателя исполкома «Милли Фирка» Решата Аблаева
и других были пригласительные билеты
– националисты попросту спустили оппозиционеров с лестницы.

Однако по-настоящему громкий скандал разгорелся,
когда на просмотр фильма не пришли ветераны-летчики Советской армии.
Авиаторы России были приглашены, как почетные гости и боевые друзья
главного героя фильма дважды Героя Советского Союза летчика Амет-Хан Султана.
Их демарш стал ошеломительным ударом по «Хайтарме»

Первым об инциденте журналистам сообщил зампредседателя научного совета
Российской академии наук Амет Володарский.
Якобы, большая группа именитых гостей, прибывших в Крым за счет устроителей премьеры,
отказались идти в кинозал после часовой беседы в генконсульстве РФ в Симферополе.
Информацию подтвердил сотрудник Летно-исследовательского института им. Громова,
историк авиации Андрей Симонов.

Ведущая сотрудница телеканала ATR Лилия Буджурова обратилась за комментарием
к генеральному консулу Владимиру Андрееву.
Его ответ стал откровенной сенсацией.

Дипломат пояснил, что в фильме никак не освещаются причины
решения Кремля о депортации,
в том числе массовое дезертирство татар из Красной Армии
при обороне Крыма и столь же массовая служба
германским нацистам во время оккупации полуострова.

Из досье «Свободной прессы»:

Все призванные в Красную Армию в Крыму составляли 90 тыс. чел.,
в том числе 20 тыс. крымских татар.
Примерно 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении.
Таким образом, дезертирство крымских татар из Красной Армии
было практически поголовным.
Это подтверждается данными по отдельным населенным пунктам.
Например, в деревне Коуш из 132 призванных в Красную Армию
дезертировали 120 человек.

Как свидетельствует документы германской армии
D WF-03/5823, D WF-03/31527, D WF-03/10435
в январе 1942 года Гитлер разрешил призыв добровольцев из крымских татар.
Эта работа была поручена айнзатцгруппе «Д».
Цель призыва: привлечь крымских татар, способных служить в армии,
для действия на фронтах в Крымской армии.
Татары считаются служащими вермахта; получают питание и денежное содержание,
как и немцы низкого ранга;
командование айнзатцгруппы «Д» обеспечивает руководство, питание
и выдачу денежного содержания.

3 января 1942 г. в 10.00 началось первое официальное заседание татарского комитета
в Симферополе, посвященное началу вербовки татар Крыма для общей борьбы.

Со стороны татарского комитета присутствовали следующие лица:
Абдурешидов — председатель,
Керменчикли — зампредседателя,
Османов — член правления
и 9 других членов: Сетулла, Девлетов, Фазиль,
Хайбулла, Клеблеев, Шулик, Гафаров, Габиев и Мусафар.

Заседание открыл приветственным словом оберфюрер СС Олендорф.
Он приветствовал комитет и сказал, что рад сообщить: армия принимает их просьбу
— защитить Родину против большевизма с оружием в руках.
Татары эти слова восприняли с восторгом и бурно аплодировали.

Присутствующий здесь мулла мусульманского объединения Симферополя заявил:
«Для нас это большая честь под руководством Адольфа Гитлера,
крупнейшего деятеля немецкого народа, получить разрешение сражаться.
То, что нам доверяют, нам придает силы,
чтобы мы все без сомнения выступили под руководством немецкой армии».

Второй председатель татарского комитета Керменчикли заявил,
что он говорит от имени татарской молодежи, которая знает,
что речь идет о лучшем будущем, что нас связала судьба совместной борьбы.
«Каждый молодой татарин сознательно идет в бой против злейшего врага,
который одновременно является врагом немецкого народа».

Эти слова, заявил представитель старшего поколения Клеблеев Мухамеджан,
вдохновляют, и он, несмотря на старость, все ещё чувствует себя молодым
и также готов воевать, чтобы передавать свой опыт молодым.

Вот что писала газета «Азат Крым» («Освобожденный Крым»),
издававшаяся в оккупированном Крыму с 1942 по 1944 год.

«10.03.1942 г. Великому Гитлеру — освободителю всех народов и религий!
2 тысячи татар деревни Коккозы (ныне с. Соколиное Бахчисарайского района)
и окрестностей собрались для молебна в честь германских воинов...
Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха
о даровании немцам победы над всем миром.
О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа,
верьте нам!
Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков
вместе с германскими воинами в одном ряду!..
Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!»

«10.04.1942 г. Наш освободитель! …
Татарский народ поклялся и дал слово,
записавшись добровольцами в ряды немецких войск,
рука об руку с Вашими войсками бороться против врага до последней капли крови.
Ваша победа — это победа всего мусульманского мира.
Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам,
великому освободителю народов, долгие годы жизни».

Всего за три недели фашистская армия получила в свое распоряжение
8684 татарина-добровольца.

В марте 1943 года командование 17-й немецкой армией выступило с предложение
создать в Крыму татарское правительство,
которое бы мобилизовало крымских татар на борьбу с наступающей Красной Армией.

Отдельные отряды посылались на Керченский фронт и под Севастополь.
Но эффективнее всего они использовались как проводники карательных отрядов
против партизан и охранники концлагерей.

Конечно, были среди крымских татар настоящие патриоты Отчизны,
Герои Советского Союза.

«Органами НКВД и НКГБ проводится в Крыму работа
по выявлению и изъятию агентуры противника, изменников Родины,
пособников немецко-фашистских оккупантов и другого антисоветского элемента.
По состоянию на 7 мая с.г. арестовано таких лиц 5381 человек.
Изъято незаконно хранящегося населением оружия 5995 винтовок,
337 пулеметов, 250 автоматов, 31 миномет
и большое количество гранат и винтовочных патронов...».

Можно ли было оставлять в своем тылу бывших активных нацистских пособников?
К тому же с войны массово возвращались фронтовики — родственники тех,
кто погиб от рук предателей — татар.
Они были готовы мстить.
В первый день освобождения Бахчисарая
партизаны повесили всех пойманных фашистских пособников на стенах Ханского дворца.
Расправу остановило только вмешательство военных.

Нужно были кардинальные меры, чтобы не допустить кровавой бойни в Крыму.
Такой мерой по решению Советского руководства стала депортация.

Операция началась рано утром 18 мая 1944 года и закончилась в 16:00 20 мая.
В телеграмме НКВД на имя Сталина указывалось,
что выселению подверглось 183155 человек.
По официальным данным, в дороге погиб 191 человек.

Необходимо заметить, что депортации, проходившие в странах Западной Европы,
отличались гораздо большим размахом.
Так, после войны было депортировано свыше 4 млн. немцев,
проживающих на территориях,
присоединённых после Потсдамской конференции к Польше и Чехословакии.

В годы Великой Отечественной войны бок о бок сражались представители всех народов большой страны. Сто шестьдесят один татарин получил высокое звание Героя Советского Союза. Как правило, на фронт они шли 20-30 летними людьми, выросшими в годы Советской власти, относившейся отрицательно к любой религии. При этом воины, в большинстве своем, выросли в татарских деревнях, где мировоззрение, отношения между соседями, понятия о чести и честности, справедливости и долге всегда основывались на традициях Ислама. Перед началом сражений, по воспоминаниям очевидцев, из уст красноармейцев-мусульман часто звучали суры Священного Корана.

Гитлер и его соратники полагали, что несколько десятилетий борьбы с религией превратило советский народ в аморфную толпы недовольных, озлобленных и беспринципных «недочеловеков». Однако советские мусульмане с первых дней войны проявили патриотизм.

Известно, что 5-17 мая 1942 года прошел съезд мусульманского духовенства в Уфе, в котором участвовали представители верующих со всей страны. На съезде было принято «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии», в котором говорилось: «Немецко-фашистские захватчики, не объявляя войны, вероломно напали на Советский Союз… Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников » (Коран, 2:190) / «Истребляйте их, где не застигнете; изгоняйте их, откуда они вас изгнали; мятежи и искушение губительнее убийства » (Коран, 2:191).

Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Хуббуль ватан миналь иман», что означает: «Любовь к Родине исходит из веры ». Помощь вооружением воину, идущему на фронт, равносильна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою». Это обращение, переведенное на языки разных народов, распространялось в местах компактного проживания мусульман. Представителям мусульманского духовенства были предоставлены страницы газет и эфир радио для проповедей и обращений к верующим, в которых они призывали их достойно выполнять свой гражданский и религиозный долг.

В годы Великой Отечественной войны сто шестьдесят один татарин получил высокое звание Героя Советского Союза. Около 70 тысяч татар были отмечены боевыми наградами. Имена многих из них, звучащие как русские, искаженно записанные татарские: Вениамин – от Ибнамин, либо Борис – от Барый. Отдельно стоят имена крещенных татар (кряшенов): майора, участника обороны Брестской крепости в 1941 году Петра Гаврилова, генерала Дмитрия Карбышева, участника боев с японскими захватчиками у озера Хасан Евгения Бикбова. Великий подвиг Александра Матросова (он же, по мнению современных историков, татарин Шакирьян Мухаметьянов) повторили и другие герои – сыновья татарского народа: Газиннур Гафиятуллин, Барый Шавалеев, Абдулла Салимов, Ахмет Мухамметов, Мансур Валиуллин. Среди крупных военачальников были генералы Фатых Булатов, Заки Кутлин, Гани Сафиул-лин. Почти половина членов Союза писателей республики Татарстан вместе с председателем Мусой Джалилем ушли на фронт. На полях сражений и в плену героически погибли такие татарские писатели и поэты, как Фатих Карим, Мифтах Вадуд, Мансур Гаяз, Нур Баян, Гадель Кутуй.

Расскажем о бессмертном подвиге великого татарского поэта Мусы Джалиля (Мусы Мустафовича Залилова). Он родился в татарской деревне Мустафино Оренбургской губернии 2 февраля 1906 года в крестьянской семье. Его мать Рахима-апа была дочерью муллы. В их доме кроме Священного Корана были и другие мусульманские книги. С детства Муса воспитывался в духе Ислама. В Оренбургском медресе «Хусайния», как и все, он изучал религиозные предметы и, по словам его товарищей, знал наизусть многие суры Корана.

Находясь под впечатлением от проявлений насилия и жестокости в годы гражданской войны, двенадцатилетний Муса всем сердцем приветствовал Советскую власть и коммунизм, как ему казалось, принесшие мир и справедливость. Вернувшись после смерти отца в родную деревню, он активно включился в общественную жизнь. Осенью 1922 года Джалиль переехал в Казань. Здесь он работал переписчиком в газете «Кызыл Татарстан» («Красный Татарстан»), учился на рабфаке при Восточном педагогическом институте, познакомился с наиболее яркими представителями татарской советской поэзии. Все свободное время он отдавал творчеству, печатался в казанских газетах и журналах. Позже в Москве Джалиль учился на литературном факультете МГУ и работал редактором детских журналов. Он публиковал в периодической печати статьи о тружениках первых пятилеток, писал стихи. Его стихи сочетали в себе железную волю с мягкой лиричностью, великий гнев с нежной любовью. В 1935 году Мусу Джалиля назначили заведующим литературной частью татарской студии при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Студия должна была готовить национальные кадры для создания в Казани первого оперного театра. Джалиль написал либретто к операм «Алтынчэч» («Златоволосая»), «Девушка-рыбачка».

23 июня 1941 года, на второй день войны Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт, а 13 июля надел военную форму. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага».

В первые недели Отечественной войны Джалиль написал цикл стихотворений «Против врага», куда вошли боевые песни, марши, страстные патриотические стихи, построенные как взволнованный поэтический монолог. В июне 1942 года фронтовой корреспондент армейской газеты «Отвага» на Волховском фронте Муса Джалиль попал в окружение и, тяжелораненый, оказался в плену.

Из военнопленных представителей поволжских народов, в основном из татар, гитлеров-цы сформировали подразделение Вермахта – Волжско-татарский легион «Идель-Урал». Идея создания этого националистического легиона была предложена эсэсовскими экспертами, находившимися под некоторым влиянием известного турецкого пантураниста Нури Киллигиля. Предполагалось отделить всех тюркских и мусульманских военнопленных от остальных советских военнопленных и создать для них особый лагерь, впоследствии организовав боевые отряды для использования в своих целях.

Узнав, что Муса Гумеров (так Джалиль назвал себя в плену) – известный поэт, немцы включили его в состав «Комитетом Идель-Урал». Джалиль, согласившись, организовал подпольную группу, задачей которой стала противостояние планам гитлеровцев. Действия татарских подпольщиков привели к тому, что из всех национальных батальонов именно татарские были для немцев самыми ненадежными, и именно они меньше всех воевали против советских войск. Первый же батальон, отправленный во фронт, восстал и перешел на сторону партизан. Аналогичное произошло и с другими батальонами. Фашисты вынуждены были отказаться от идеи использования легионов на восточном фронте.

Гестапо с помощью предателя удалось раскрыть подпольную организацию. Муса Джа-лиль с соратниками был брошен в Моабитскую тюрьму. Там (1942-1944) были создан его известный сборник из 110 стихотворений – «Моабитские тетради».

Мулла Усман, сын Галима, попал в Германию после плена во время Первой мировой войны и исполнял в 1944 году обязанности имама в татарском комитете. Он пришел за час до казни проститься с татарскими узниками с Кораном: «Когда я вошёл, все подняли головы, посмотрели на меня. Ожидание последних минут жизни было бесконечно тяжело. Меня охватила дрожь, сначала меня бросило в холод, потом в жар. Первым я протянул Коран Алишу, он положил руку на Коран и заплакал. Я подходил ко всем, протягивал Коран, и все, положив руку на него, произносили слова прощения: «Бэхиль, бэхиль». Последний, к кому я подошел, был Муса. Я протянул ему Коран. Он, положив руку, прошептал: «Прощайте, это судьба».

25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине за участие в подпольной организации были гильотинированы 11 легионеров-татар: Гайнан Курмаш, Фуат Сайфульму-люков, Абдулла Алиш, Фуат Булатов, Муса Джалиль, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Аднашев, Салим Бухаров. Все они были молодыми, приблизи-тельно 25-27 лет, и все предстали перед смертью. Самому старшему среди них, Мусе, было 38 лет. В советскую эпоху Джалиль был комсомольцем, вступил в Коммунистическую партию, пренебрегал религией, однако в час смерти вернулся к вере в Аллаха. Прощальный экземпляр Корана стал самым ценным экспонатом музея Мусы Джалиля в Казани.

Хасан Хусаинов

Список татар – Героев Советского Союза

Батыршин, Гильфан Абубекерович (01.01.1914-11.12.1947)

Бикбов, Евгений Архипович (14.08.1914-14.07.1983)

Богданов, Хамзя Салимович (15.11.1904-29.06.1983)

Вазетдинов, Гимазетдин Вазетдинович (1907-08.03.1940)

Валеев, Абдулла Хабиевич (1922-04.01.1944)

Валеев, Салих Шайбакович (22.10.1912-12.10.1970)

Валиев, Акрам Искандарович (17.04.1924-10.08.1975)

Габайдулин, Геннадий Габайдулович (15.06.1914-14.05.1981)

Габдрахманов, Бари Галеевич (25.05.1912-23.01.1944)

Габдрашитов, Фазулла Габдуллинович (25.10.1903-05.04.1975)

Гаврилов, Пётр Михайлович (17.06.1900-26.01.1979)

Гадельшин, Хамит Габдуллович (10.07.1923-10.01.2000)

Гайнутдинов, Махметин Галентинович (17.08.1921-07.05.1993)

Гайнутдинов, Вячеслав Карибулович (06.11.1947-17.08.1980)

Галиев, Нургали Мухаметгалиевич (25.05.1914-28.04.1977)

Галимзянов, Салимзян Галимзянович (25.09.1915-12.07.2005)

Гатауллин, Анвар Анварович (23.02.1923-1994)

Гафиатуллин, Газинур Гафиатуллович (13.01.1913-14.01.1944)


Повальное дезертирство татар из Красной Армии при обороне Крыма и столь же массовая служба германским нацистам во время оккупации полуострова – факт, который отрицать невозможно. Количество татар, присягнувших Гитлеру, в процентном отношении к численности их собственного населения составило своеобразный рекорд Второй Мировой.

Исламские радикалы Крыма добились уничтожения краеведческого исследования о Великой Отечественной войне.

Впервые в истории независимой Украины по политическим мотивам уничтожен тираж «Книги памяти Восточного Крыма «Просили помнить». Издание подготовлено Владимиром и Марией Ширшовыми – краеведами из Кировского района автономии. Книга рассказывает о жителях Восточного Крыма, освобождавших Родину от нацизма.

Зампред меджлиса Рефат Чубаров привел к Кировской районной государственной администрации больше 500 человек. Озлобленная толпа под флагами Крымского ханства пыталась ворваться в здание, скандируя «Книгу сжечь!» и «Хватит оскорблять наш народ!»

Однако сейчас крымские исламисты решили, что могут заткнуть рот любому. На митинге была принята резолюция – прекратить раздачу «Книги памяти» по школам, арестовать весь ее тираж и сжечь. Кроме того, уволить председателя Кировской госадминистрации Олега Гордеева, поскольку книга вышла в свет за бюджетные средства.

Украинская власть оказалась явно перепуганной. Глава района О.Гордеев помчался в Симферополь на встречу с председателем крымского правительства Анатолием Могилевым.

Председатель Кировского районного совета Михаил Иванов публично покаялся – мол, для местных властей глава о «поголовном коллаборационизме» оказалась неожиданностью:

"Мы эту часть не планировали и думали, что книга вызовет у всех людей различных национальностей положительную реакцию. Зачем Ширшовым вообще это писать?! Их книга изначально направлена на поиск людей. Выражать свое мнение нужно было в другом формате!.."



"По указанному уголовному производству выполнены все первостепенные следственные действия - допрошены свидетели, изъяты копии документов, назначена психолого-лингвистическая экспертиза, - отчитался прокурор Кировского района Ильяс Рамазанов."


Увы, впечатляющую картину «оскорбленного народа» серьезно подпортило сенсационное высказывание руководителя отдела внешних связей меджлиса Али Хамзина. Этот видный татарский функционер заявил буквально следующее:

"Мы не будем отмежёвываться от тех крымских татар, которые, по-вашему, были якобы коллаборационистами. Мы не будем отмежёвываться от власовцев и не считаем их предателями. Потому что та система была преступной и сегодня её память является тоже преступной!"


"Сейчас, когда вы говорите о коллаборационистах, господа, вы так или иначе защищаете коммунистические ценности вот этого преступного режима. Те люди, которые, к сожалению, пострадали от этой системы, имели право ей отомстить, – завершил новый идеологический посыл шеф отдела внешних связей меджлиса."


Али Хамзин сравнивает своих соплеменников с власовцами. Хотя кто в той же России громко и прямо назовет генерала Власова героем? А здесь организовали торжественное перезахоронение оберштурмфюрера боевой группы «Крым» Восточно-тюркского соединения СС Дженгиза Дагджи.

Рядом с оберштурмфюрером на мемориальной территории зынджырлы-медресе Бахчисарая лежит еще одна героическая личность - Мустафа Эдиге Кырымал. В январе 1943-го официально признан Третьим рейхом как председатель Крымскотатарского национального центра. Умер в Германии в 1980. Теперь меджлис со всеми почестями вернул его прах на родину, провозгласив лидера коллаборационистов «выдающимся государственным деятелем нашего народа».

"Имена всех дважды предавших Родину – известны. Известны все архивные данные до последнего негодяя, который убежал с поля боя и потом пошел служить немцам. Согласно законодательству, эти особо тяжкие военные преступления не имеют срока давности. Пока мы не осудим те 20 тысяч дезертиров, которые почему-то не были расстреляны по законам военного времени, - добра у нас не будет. Пока мы не осудим 22 тысячи коллаборационистов, которые служили в карательных и вспомогательных частях оккупационной немецкой власти, - мы также не должны ждать добра, - убежден лидер казачьей общины «Соболь», член Координационного совета русских организаций Тавриды и Севастополя Виталий Храмов."


Например, один из видных меджлисовских функционеров Ильми Умеров уже восемь лет подряд возглавляет Бахчисарайской районную госадминистрацию. Хотя здешние ветераны помнят, что именно дед Умерова возглавлял колонну Коушского карательного отряда, уничтожившего под Бахчисараем греческую деревню Лаки. Эту деревню называют крымской Хатынью – каратели сожгли тут всех от мала до велика.

Да, такого было очень много. Можно писать новую Книгу памяти – о сражавшихся по другую сторону. Например, о двух тысячах героев из деревни Коккозы, собравшихся в марте 1942 года для молебна в честь германских воинов.

«Великому Гитлеру - освободителю всех народов и религий! Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!» - писала о молебне в Коккозах газета «Азат Крым» («Освобожденный Крым»), издававшаяся в оккупированном Симферополе.


Действительно, почему в современном Крыму должны стесняться своей истории, если сразу после захвата фашистами Львова и устроенной там резни был издан «Акт 30 июня», которым ОУН Степана Бандеры провозглашала: «Слава Героической Немецкой Армии, ее фюреру Адольфу Гитлеру»?

«Книгу памяти» пустили под нож

Исламские радикалы Крыма добились уничтожения краеведческого исследования о Великой Отечественной войне

Впервые в истории независимой Украины по политическим мотивам уничтожен тираж «Книги памяти Восточного Крыма «Просили помнить». Издание подготовлено Владимиром и Марией Ширшовыми - краеведами из Кировского района автономии. Книга рассказывает о жителях Восточного Крыма, освобождавших Родину от нацизма.

Против выступил меджлис – не зарегистрированная, де-юре нелегальная организация, на деле контролирующая жизнь татарской общины полуострова. По закону меджлисовцы не имеют права проводить общественные мероприятия. Но прикрываются именем Совета представителей крымско-татарского народа при президенте Украины.

Зампред меджлиса Рефат Чубаров привел к Кировской районной государственной администрации больше 500 человек. Озлобленная толпа под флагами Крымского ханства пыталась ворваться в здание, скандируя «Книгу сжечь!» и «Хватит оскорблять наш народ!»

Что же конкретно вызвало столь бурное возмущение татарских активистов?

В 500-страничной «Книге памяти Восточного Крыма» собраны сведения о 8,5 тысячах жителей региона, погибших на фронтах Великой Отечественной, в плену, пропавших без вести или умерших от ран. Судьба этих людей стала известна благодаря краеведам Владимиру и Марии Ширшовых, четыре десятилетия подряд ведущих поисковую работу в архивах. В результате сам пенсионер В.Ширшов почти полностью потерял зрение.

Новое издание публикует списки жителей Восточного Крыма, призванных военкоматами региона. Также приводятся многочисленные воспоминания участников и очевидцев событий, происходивших на полуострове в 1941-1944 годах.

Нелегальный этнический парламент-меджлис не устроили 11 страниц главы «Крымско-татарский вопрос». В ней приводятся документы, которые подтверждают массовый коллаборационизм крымских татар в годы войны.

Такие документы публиковались уже не раз. Как говорится, информация, имеющая бесспорный характер и никем из историков не оспариваемая. Повальное дезертирство татар из Красной Армии при обороне Крыма и столь же массовая служба германским нацистам во время оккупации полуострова – факт, который отрицать невозможно. Количество татар, присягнувших Гитлеру, в процентном отношении к численности их собственного населения составило своеобразный рекорд Второй Мировой.

Однако сейчас крымские исламисты решили, что могут заткнуть рот любому. На митинге была принята резолюция – прекратить раздачу «Книги памяти» по школам, арестовать весь ее тираж и сжечь. Кроме того, уволить председателя Кировской госадминистрации Олега Гордеева, поскольку книга вышла в свет за бюджетные средства.

Одновременно меджлисовцы бросились искать авторов, супругов Ширшовых. Толпа кричала, что «эти русские» спрятали у себя 650 экземпляров крамольного издания. Чета стариков-краеведов была вынуждена бежать и прятаться. Сейчас их местонахождение неизвестно.

Украинская власть оказалась явно перепуганной. Глава района О.Гордеев помчался в Симферополь на встречу с председателем крымского правительства Анатолием Могилевым.

Невероятно, но после этого на весь тираж скандальной «Книги памяти Восточного Крыма» действительно был наложен арест. Ее срочно изъяли из школ, библиотек, ветеранских организаций. Официальный повод – издание якобы содержит антитатарские и ксенофобские высказывания, оправдывая сталинскую депортацию.

На самом деле, в тексте содержатся данные по сотням советских воинов из числа татар Крыма. Есть письма родных и близких солдат - греков, армян и татар, а также прямое осуждение депортации этих народностей Крыма в 1944 году. Но подробности уже не важны, травля началась.

Арестованный тираж свезли в местную типографию. Сжигать не решились – слишком похоже на Германию времен фашизма. Решено порезать и отправить на макулатуру. Никого не интересует, что запретить распространение того или иного издания может только суд.

Председатель Кировского районного совета Михаил Иванов публично покаялся – мол, для местных властей глава о «поголовном коллаборационизме» оказалась неожиданностью:

Мы эту часть не планировали и думали, что книга вызовет у всех людей различных национальностей положительную реакцию. Зачем Ширшовым вообще это писать?! Их книга изначально направлена на поиск людей. Выражать свое мнение нужно было в другом формате!..

Похоже, свое мнение русским краеведам Крыма лучше не выражать вообще. Судьбой Ширшовых уже занялась прокуратура. По фактам презентации «Книги памяти Восточного Крыма «Просили помнить» начато досудебное расследование. Естественно, заявителем выступил Совет представителей крымско-татарского народа при президенте Украины. А силовики по-быстрому обнаружили признаки уголовного правонарушения, предусмотренного первой частью 161-й статьи Уголовного кодекса Украины «разжигание межнациональной розни»…

По указанному уголовному производству выполнены все первостепенные следственные действия - допрошены свидетели, изъяты копии документов, назначена психолого-лингвистическая экспертиза, - отчитался прокурор Кировского района Ильяс Рамазанов.

Прокурор подтвердил, что его родственники также подверглись высылке в Узбекистан. Однако отказался отвечать на вопрос журналиста, что делали они во время гитлеровской оккупации.

Увы, впечатляющую картину «оскорбленного народа» серьезно подпортило сенсационное высказывание руководителя отдела внешних связей меджлиса Али Хамзина. Этот видный татарский функционер заявил буквально следующее:

Мы не будем отмежёвываться от тех крымских татар, которые, по-вашему, были якобы коллаборационистами. Мы не будем отмежёвываться от власовцев и не считаем их предателями. Потому что та система была преступной и сегодня её память является тоже преступной!

Али Хамзин - один из самых авторитетных деятелей мусульманской общины Крыма. По сути, глава меджлисовского МИДа. К его мнению очень даже прислушиваются. И вот теперь этот человек говорит, что коллаборационизм – вовсе не позор. Что не считаются предателями те, кто служил гитлеровцам.

Именно такая точка зрения была высказана на круглом столе в Симферополе, посвященном конфликту вокруг книги Ширшовых. Али Хамзин убежден, что крымские татары имели полное право дезертировать из Красной Армии и перейти на службу нацистским властям.

Сейчас, когда вы говорите о коллаборационистах, господа, вы так или иначе защищаете коммунистические ценности вот этого преступного режима. Те люди, которые, к сожалению, пострадали от этой системы, имели право ей отомстить, – завершил новый идеологический посыл шеф отдела внешних связей меджлиса.

Возможно, повод для мести был. ХХ век – трагический и страшный. Но если татарские каратели действительно «имели право» казнить военнопленных, жечь мирное население, сдавать немцам советских партизан - как же тогда быть с «оскорблением народа», «разжиганием межнациональной розни» и прочими обвинениями в адрес «Книги памяти», где лишь кратко упомянуты данные факты?

Али Хамзин сравнивает своих соплеменников с власовцами. Хотя кто в той же России громко и прямо назовет генерала Власова героем? А здесь организовали торжественное перезахоронение оберштурмфюрера боевой группы «Крым» Восточно-тюркского соединения СС Дженгиза Дагджи.

Рядом с оберштурмфюрером на мемориальной территории зынджырлы-медресе Бахчисарая лежит еще одна героическая личность - Мустафа Эдиге Кырымал . В январе 1943-го официально признан Третьим рейхом как председатель Крымскотатарского национального центра. Умер в Германии в 1980. Теперь меджлис со всеми почестями вернул его прах на родину, провозгласив лидера коллаборационистов «выдающимся государственным деятелем нашего народа».

Имена всех дважды предавших Родину – известны. Известны все архивные данные до последнего негодяя, который убежал с поля боя и потом пошел служить немцам. Согласно законодательству, эти особо тяжкие военные преступления не имеют срока давности. Пока мы не осудим те 20 тысяч дезертиров, которые почему-то не были расстреляны по законам военного времени, - добра у нас не будет. Пока мы не осудим 22 тысячи коллаборационистов, которые служили в карательных и вспомогательных частях оккупационной немецкой власти, - мы также не должны ждать добра, - убежден лидер казачьей общины «Соболь», член Координационного совета русских организаций Тавриды и Севастополя Виталий Храмов.

Именно за такие «ксенофобские» мысли Служба безопасности Украины депортировала многодетного отца, крымского казака В.Храмова на Кубань. Сейчас украинские силовики напрочь отказываются расследовать факты военных преступлений коллаборационистов на территории Крыма. Видимо, слишком опасно для власти брать за живое местную исламскую элиту.

Например, один из видных меджлисовских функционеров Ильми Умеров уже восемь лет подряд возглавляет Бахчисарайской районную госадминистрацию. Хотя здешние ветераны помнят, что именно дед Умерова возглавлял колонну Коушского карательного отряда, уничтожившего под Бахчисараем греческую деревню Лаки. Эту деревню называют крымской Хатынью – каратели сожгли тут всех от мала до велика.

Да, такого было очень много. Можно писать новую Книгу памяти – о сражавшихся по другую сторону. Например, о двух тысячах героев из деревни Коккозы, собравшихся в марте 1942 года для молебна в честь германских воинов. «Великому Гитлеру - освободителю всех народов и религий! Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!» - писала о молебне в Коккозах газета «Азат Крым» («Освобожденный Крым»), издававшаяся в оккупированном Симферополе.

Действительно, почему в современном Крыму должны стесняться своей истории, если сразу после захвата фашистами Львова и устроенной там резни был издан «Акт 30 июня», которым ОУН Степана Бандеры провозглашала: «Слава Героической Немецкой Армии, ее фюреру Адольфу Гитлеру»?

Вот они, признанные национальные герои самостийной державы. Тоже «имели право отомстить». Эмблемы дивизии СС «Галичина» висят сейчас по всей Западной Украине. Под этими прапорами собираются ветераны-бандеровцы и молодые наци. «Слава героям! Смерть ворогам!» - звучит на Крещатике. В выходные дни в Киеве на освящении нового греко-католического собора снова поднимут штандарты «Галичины».

На памятные дни по украинским улицам расхаживают хлопцы в эсесовской форме со всеми атрибутами - свастикой, шлемами, нацистскими орлами. Форма татарских добровольческих батальонов СД не столь эффектна. Но в Симферополе уже пообещали, что не будут ее стесняться.

PS. Это вполне логичное следствие политики местных властей потакающих реабилитации нацистских подстилок. Чем дальше от Сталина, тем ближе к Гитлеру - формула работает без сбоев. Разумеется, с точки зрения фактов, депортация крымских татар за массовые акты предательства, является наиболее оправданной и заслуженной среди всех депортаций того периода вообще. Документов на этот счет местные историки и краеведы со времен развала СССР накопали и опубликовали даже больше, чем было опубликовано в СССР, где из соображений соблюдения межнационального мира, такие моменты старались лакировать в духе - виновные понесли наказание, чего ворошить прошлое (примерно как с участием украинцев в сожжении Хатыни).
Ну а теперь настало "царство свободы" и последыши нацистских подстилок открыто заявляют, что наказывать за массовую измену Родине и службу Гитлеру, есть чудовищное злодейство сталинского режима. Так как власти у нас сугубо антисоветские, круто замешанные на антисталинизме, то позицию исходящую из фактов о полной оправданности и закономерности депортации, они занимать не могут. Чем собственно и пользуются деятели из меджлиса, открыто занимаясь реабилитацией коллаборационистов, чья вина с исторической точки зрения давно доказана. Ну а если факты противоречат вере, то такие книги как и положено последышам нацистских подстилок, надо уничтожать в духе тех господ, которым они служили в годы Великой Отечественной Войны.

Все это лишний раз демонстрирует очевидный факт, что депортация крымских татар, была единственно верным решением их вопроса.

Саму книгу не нашел, но удалось обнаружить сканы скандальной главы, из-за которой изъяли книгу.











Новое на сайте

>

Самое популярное