Домой Деревья и кустарники Что спросить у невролога в год ребенку. Что смотрит невролог у детей. При достижении трех месяцев

Что спросить у невролога в год ребенку. Что смотрит невролог у детей. При достижении трех месяцев

Последнее изменение 12.02.2017

Квалифицированный детский невролог должен знать не только функции и динамику формирования нервной системы ребенка с рождения, но и разбираться во всех соприкасающихся медицинских сферах – здоровье матери во время беременности, внутриутробное развитие и процесс родов, генетические патологии, эндокринология, ортопедия, инфекционные заболевания, психология, психиатрия и т. д. При работе с ребенком до года, невролог оценивает состояние ЦНС (центральной нервной системы). Как она развивается и как на нее влияют неблагоприятные факторы. Давайте рассмотрим основные вопросы к детскому неврологу от родителей грудничка и на что обращает внимание врач при осмотре на каждом приеме.

Наследственность, неблагоприятное протекание беременности и родов могут вызвать патологии в развитии плода. Осмотры врача позволяют обнаружить опасные отклонения в работе нервной системы на самых ранних сроках и своевременно их вылечить до наступления необратимых последствий.

Зачем нужен плановый осмотр, если роды прошли отлично и ребенок чувствует себя хорошо?

Даже если у родителей нет жалоб и оценки по шкале Апгар 8/9, существует график посещения детского невролога. Самое интенсивное развитие младенца приходится на первый год жизни, и именно в это время легче всего обнаружить какие-то нарушения и вовремя их купировать, поэтому каждые три месяца проводят обязательный плановый осмотр у врача.

Рост и вес малыша важны на первом году жизни, они показывают общее состояние младенца. Также важно не упустить признаки таких серьезных заболеваний как:

  • внутричерепное давление
  • гипертензионно-гидроцефальный синдром
  • увеличение желудочков мозга и многих других

Распознав болезнь в начале, она поддается коррекции, что позволит избежать неизлечимых диагнозов в дальнейшем.

Ребенку 1 месяц. На что обращает внимание детский невролог?

Специалист оценивает позу ребенка, анализирует его безусловные рефлексы, тонус мышц, когда руки и ноги согнуты, кулаки сжаты (). Один из важнейших показателей – окружность головы . В первое полугодие жизни каждый месяц она должна увеличиваться на 1,5 см, после полугода – на 1 см. Конечности двигаются хаотично, координации нет. Ребенок ненадолго фиксирует взгляд, следит за перемещением объекта, улыбается и реагирует на ласковую речь.

Плановый осмотр детского невролога в 3 месяца.

У младенца снова смотрят размер головы, рефлексы, состояние мышечного тонуса. Он уже гораздо более расслаблен, может захватывать предметы, смеяться и живо реагировать при контакте, должен хорошо держать головку. Если ребенок по какой-то причине головку держать самостоятельно не может, это может указывать на отставание в развитии.

На что смотрит невролог в 6 месяцев?

Маленький человек уже переворачивается на спину и живот, поднимает голову.Он уже может задирать ноги, узнает близких и плачет при виде незнакомцев. Некоторые полугодовалые дети выговаривают отдельные слоги. Врач обязательно будет спрашивать сидит ли малыш самостоятельно. Все дети развиваются индивидуально, но по статистике к 6 месяцам дети уже могут сидеть сами. Однако, если ребенок сам не сидит значит его мышцы и позвоночник еще не готовы и искусственно усаживать его в подушки или куда-либо еще не рекомендуется! Особенно девочек, ведь у них формируются внутренние женские органы и насильственное присаживание может сказаться в дальнейшем на их репродуктивной функции.

Ребенку 9 месяцев. Что смотрит невролог при плановом осмотре?

Невролог анализирует мелкую моторику малыша, его любознательность. В этом возрасте он уже ползает, встает и ходит с поддержкой, переступает, хлопает в ладоши и машет рукой, копирует поведение взрослых. Ребенок уже понимает многие слова и находит вещи в окружающей его обстановке. Если родничок еще остается открытым, вам назначат ряд необходимых обследований (НСГ-нейросонография, МРТ).

Плановый осмотр ребенка в год

Голова должна увеличиться в пределах нормы (12 см). Маленький пациент уже может стоять, пить из чашки, пользоваться ложкой, знать членов своей семьи, говорить некоторые слова и показывать части тела (нос, рот, глаза).

Поводом для тревоги и внепланового посещения детского невролога могут стать следующие симптомы:

— выбухание или пульсация родничка;

— малыш часто и помногу срыгивает;

— тревожный сон;

— аномальная постоянная возбужденность или вялость;

— тремор подбородка, рук или ног;

— «мраморность» кожных покровов (ярко выраженный венозный рисунок)

— ноги не становятся на полную стопу (ходит на цыпочках);

— судороги;

— задержка развития.

Все эти признаки могут быть и у здорового ребенка. Каждый малыш развивается по своему индивидуальному плану. К сожалению, наша детская медицина страдает таким явлением, как гипердиагностика, когда врач перестраховывается, ставит устрашающие диагнозы и назначает серьезное лечение из страха упустить драгоценное время.

В большинстве случаев такой диагноз, как ВЧД (внутричерепное давление) требует дополнительной диагностики, а при мышечном тонусе (СДМ) хороший невролог назначит массаж и физиотерапию, медикаменты в этом случае назначают крайне редко.

Как бы то ни было, ваше внимание и забота – один из столпов благополучия вашего ребенка. В первую очередь, вы не должны пренебрегать плановыми осмотрами у врача и откладывать его посещение, если заметили тревожащие вас симптомы. Если вам поставили неутешительный диагноз, не поленитесь получить консультацию еще у нескольких специалистов и/или в другом медицинском центре.

(Visited 685 times, 1 visits today)

  • Развитие малыша до года по месяцам - что должен…

В первый раз невролог осмотрит новорожденного ребенка в роддоме, затем еще несколько раз на протяжение первого года во время плановых осмотров специалистов. Время младенчества считается в неврологии периодом адаптации к окружающей среде. Правильное и своевременное созревание центральной нервной системы напрямую влияет на формирование и развитие речевых и физиологических навыков. Работа невролога с ребенком до года сводится к оценке состояния ЦНС, ее развития и зрелости, влиянию на нее неблагоприятных факторов. Мы решили рассмотреть список наиболее актуальных вопросов к неврологу от родителей младенца.

Зачем нужен плановый осмотр?

Вопрос: Если роды прошли нормально и мой малыш родился без патологий, родовых травм и с хорошей оценкой по шкале Апгар, нужно ли показывать ребенка неврологу?

По существующим правилам абсолютно здоровому малышу необходимы четыре плановых осмотра у невролога в первый год жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев. У малышей, даже получивших при рождении хорошую оценку по шкале Апгар, в процессе роста и развития могут проявляться нарушения центральной нервной системы (ЦНС). Важно выявить их как можно раньше, чтобы эффективно помочь крохе.

Спокойный сон – залог гармоничного развития


Вопрос: одним вопросом здесь не ограничишься. Самые частые: Почему ребенок не может долго заснуть? Почему ребенок всегда плачет перед засыпанием? Почему ребенок чрезвычайно возбужден перед сном и его невозможно уложить в течение долгого времени? Ребенок вдруг начал плакать и кричать по ночам. Как наладить сон малыша без лекарств?

Сон для ребенка до года – это не просто отдых, он включает огромное количество функций:

  • Расслабление организма и восстановление потраченной энергии;
  • Поддержание отличного уровня иммунной системы;
  • Выработка гормона роста;
  • Обработка и систематизация мозгом собранных в период бодрствования данных;
  • Стимуляция мозговой зоны, отвечающей за развитие мышления и памяти.

Для того, чтобы наладить режим сна без медикаментов, избежать плача и криков во сне, капризов и перевозбужденного состояния младенца перед сном, следует соблюдать несколько простых правил:

  • Строго и скрупулезно следуйте режиму сна и бодрствования, не позволяя текущим делам и событиям дня его нарушить. Больше времени проводите с ребенком на воздухе;
  • Установите определенный ритуал отхода ко сну, как днем, так и ночью. Всегда его придерживайтесь. Сюда могут входить (предварительно посоветуйтесь с неврологом), чтение книги, спокойные игры, рассказывание сказки, колыбельные песни;
  • Не опаздывайте с кормлением и сном;
  • Положите в изголовье ребенка подушечку с мятой или лавандой. Полезно также поить малышка детским чаем из этих трав - но только после того, как ему исполнится полгодика;
  • Изучайте признаки утомления малыша. Если они налицо, лучше уложить малыша немного раньше, иначе он может перевозбудиться и заснуть позже, чем положено. К признакам переутомления можно отнести трение лба или глаз, появление небольших кругов под ними, помутнение глаз, сонный взгляд, дерганье себя за уши. У каждого ребенка они индивидуальны;
  • Объясняйте и показывайте чаду различия между днем и ночью. Объясняйте, когда укладываете кроху в постель, что другие люди и звери тоже ложатся отдыхать, им нужно набраться сил перед новым днем, почему ночью не светит солнце и т.д. В позднее время не играйте с ребенком, снизьте уровень шума и света в комнатах, чтобы ребенок осознавал, что подходит время сна.

Не забывайте о том, что ребенок в любом возрасте, а особенно до года, необычайно чувствителен к атмосфере в семье, поэтому очень важно исключить любые стрессы для малыша, проявления неуравновешенности эмоций и тем более агрессии в его присутствии.

Прием у детского невролога. Мамина школа

Самое первое знакомство новорожденного с врачом происходит сразу же после появления на свет, при осмотре неонатолога. Встречи же с другими специалистами в белых халатах, при отсутствии иных показаний, происходят согласно календарю осмотра. И одним из первых в нем значится невролог (невропатолог).

Детский невролог (или врач-невропатолог) - специалист, который тщательно следит за развитием и созреванием нервной системы малыша. Состояние нервной системы человека - один из главных показателей состояния всего организма. И если с раннего возраста не уделять нервной системе и патологическим проявлениям с ее стороны должного внимания, то это может привести к задержке психомоторного развития малыша, нарушениям его поведения и многим другим «болезням от нервов».

Осмотр врача: когда, зачем и почему?

Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Врач вместе с родителями будет следить за соответствием психомоторного развития малыша возрастной норме, отмечать его новые успехи и достижения и давать мамам и папам индивидуальные рекомендации по воспитанию и уходу за ребенком. Неврологический статус малыша изменяется в течение первого года жизни (примерно каждые три месяца), поэтому профилактический осмотр (плановая диспансеризация) обычно проводится в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. На втором году жизни привести ребенка к неврологу необходимо два раза - в 1,5 и 2 года, а далее осмотр необходимо проходить ежегодно. По определенным симптомам специалист во время каждого осмотра определяет, нет ли задержки в развитии ребенка, и при необходимости назначает дополнительные обследования или консультации других специалистов.

Визит к врачу

Осмотр малыша специалистом обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, каждая мама поделится с врачом жалобами, расскажет об общем самочувствии ребенка и перенесенных им заболеваниях. На основании жалоб невролог составит детальный план обследования и приступит к осмотру малыша.

Исследование функций черепных нервов
Положение глаз в покое, определение размера зрачков, асимметрия лица, наблюдение реакции на звук, громкость голоса, положение языка во рту -все это позволяет специалисту оценить состояние каждой из пар черепных нервов.

Исследование двигательной сферы
Наличие и выраженность рефлексов - важный индикатор психомоторного развития. Исследование двигательной сферы включает в себя оценку:

  • мышечного тонуса (дистония - гипертонус или гипотония);
  • сухожильных рефлексов;
  • выявление патологических и постуральных (значение их состоит в создании статической позы, при этом происходит «обучение» мышц удерживать позу активно), а также безусловных рефлексов.

Исследование чувствительности
У детей грудного возраста эти исследования провести крайне трудно. Здесь врач обращается за помощью к родителям и их наблюдениям за малышом. Например, периодические жалобы родителей на беспокойство ребенка при надевании шапочки неврологи расценивают гиперестезию -повышенную чувствительность кожи на раздражение.

Оценка когнитивных функций
Это неотъемлемая часть неврологического осмотра. У детей до 6 месяцев патологическими проявлениями могут быть нарушения общения, которые определяются способностью фокусировать взор, следить за предметом и выделять взглядом знакомые лица. Различные проявления эмоциональной сферы (разнообразие проявлений мимики, улыбка, смех, лепет) - также вый показатель зрелости и состояния нервной системы ребенка.

Мамам на заметку
Во время визита к специалисту малыш должен находиться в состоянии максимального комфорта. Для этого в кабинете врача созданы все необходимые условия - здесь оптимальные освещение и температура воздуха и удобный пеленальный столик. Однако и мамы должны позаботиться о том, чтобы малышу было комфортно и спокойно. Для этого ребенку необходимо дать отдохнуть за пару часов до визита к неврологу, а за час до посещения врача не забудьте его покормить.

Что умеет наш малыш
Перед тем как отправиться на прием к врачу невропатологу, вы сами можете попробовать оценить психомоторное развитие своего ребенка. В этом вам помогут следующие подсказки:

  • В 1 месяц малыш сохраняет во сне утробное положение, но с 3-й недели при пробуждении потягивается. В вертикальном положении голову не удерживает. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете и прослеживает за его движением в горизонтальном направлении. С 3,5–5 недель возникает первая улыбка в ответ на обращенный к нему ласковый голос, появляются горловые звуки. Движения нецеленаправленны, хаотичны.
  • В 2 месяца ребенок может повернуться со спины на бок, повторяет улыбку матери и реагирует неумелой подражательной мимикой на выражение ее лица. Отмечаются первые проявления комплекса оживления.
  • С 3 месяцев, лежа на животе, малыш опирается на предплечья и хорошо поднимает и удерживает голову. Фиксирует взгляд на подносимом к лицу предмете, гулит. У крохи отчетливо выражен комплекс оживления, как на взрослого, так и на любой оптический раздражитель. Малыш играет со своими руками, ощупывает пальчики, тянет их в рот. Впервые появляется смех.
  • В возрасте 4 месяцев ребенок уверенно переворачивается со спины на живот, при подтягивании за руки садится, помогая движениями головы и плеч. Удерживает в руке погремушку, размахивает ею. Улыбка переходит в голосистый звонкий смех. Придерживает грудь матери или бутылочку во время кормления обеими руками.
  • В 5 месяцев ребенок долго лежит на животе, поднимая голову и плечевой пояс, опираясь на ладони выпрямленных рук, ползает на животе вбок и назад, реже вперед. Улыбается своему изображению в зеркале, узнает маму и по-разному реагирует на чужих.
  • В 6 месяцев активно переворачивается с живота на спину, передвигается по-пластунски. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Предпочитает некоторые игрушки другим. Появляется лепет.
  • С 7 месяцев малыш встает на четвереньки, пытается ползать. При появлении чужих людей возникают признаки страха, плач. Ищет и находит взором предмет, о котором спрашивает взрослый, протягивает руку своему отражению в зеркале.
  • В 8 месяцев кроха садится и ложится сам, уверенно сидит без поддержки. Ползает на четвереньках. Придерживаясь рукой, сам встает, стоит, опускается. По просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «до свидания», «дай ручку»). Знает свое имя.
  • В 9 месяцев ходит при поддержке за руки или держась руками за опору. Сидя нагибается и поворачивается. Пьет из чашки. Ищет спрятанную или упавшую на пол игрушку.
  • В 10 месяцев делает шаги вперед, держась руками за подвижную опору. Совершает различные действия с предметами. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. Рвет бумагу, газету, следит за движениями бросаемых предметов.
  • В 11 месяцев ребенок может недолго простоять без опоры. Ходит, держась за руку взрослого. При поддержке, приседая и наклоняясь, наги¬бается за игрушкой. Накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамиды на стержень. Может опустить мелкий предмет в кружку. Появляются первые осмысленные упрощенные слова.
  • К 12 месяцам малыш самостоятельно встает, стоит и ходит. Произносит до 10 слов. Начинает помогать, когда его одевают. Иногда использует горшок по назначению. Знает значение слова «нельзя». Появляются зачатки манипуляционных игр.

В течение первого года жизни невролог осматривает малыша несколько раз. И даже если во время осмотра врач обнаружит какие-либо «недостатки» в формировании нервной системы, не стоит пугаться: большинство из них при ранней диагностике поддаются коррекции. Вот почему откладывать визит к неврологу нельзя ни в коем случае.

Л.А. Козловская, врач-невролог Клиники «9+»
(Группа компаний «Мать и дитя»)

Осмотр невролога для грудничка является обязательным в 1, 3, 6, 9, и 12 месяцев жизни. Что смотрит детский невролог на приеме – этот вопрос интересует каждую маму. Осмотры невролога для грудничков обязательны даже если они абсолютно здоровы. Столь частый контроль совсем не безоснователен, неврологический статус младенца меняется каждые три месяца. Именно в эти периоды происходит интенсивный рост малыша и формирование у него определенных навыков, поэтому любые отклонения будут видны.

Перед выпиской из родильного дома малышам проводится нейросонография (или УЗИ головного мозга). Иногда при данном обследовании у малышей находят кисты головного мозга. Причины возникновения кист у малышей еще недостаточно изучены. Предположительно они появляются вследствие гипоксии (кислородного голодания). Если размеры кисты не более 3-4 мм, то к 3 месяцу они рассасываются бесследно. При обнаружении у младенца кисты головного мозга показана нейросонография в динамике.

Заболевания нервной системы у детей первого года жизни встречаются нередко, и обычно связаны с патологией беременности, тяжелым течением родов, внутриутробными инфекционными заболеваниями крохи, травмами и другими причинами. Особенный контроль со стороны невролога должен осуществляться за малышами, которые родились недоношенными.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  • Тревожный сон ребенка;
  • Частые ;
  • Подергивания конечностей, дрожание (тремор) подбородка и конечностей;
  • Фебрильные судороги;
  • Задержка развития малыша.

Осмотр в 1 месяц

Осмотр невролога в 1 месяц включает оценку позы ребенка, наличие и выраженность . В 1 месяц все безусловные рефлексы новорожденного должны быть ярко выражены и симметричны. Угасает к 1-1,5 месяцам лишь рефлекс автоматической опоры и ходьбы.

Оценивается мышечный тонус , так как мышцы сгибателей еще находятся в гипертонусе, то положение малыша сохраняет еще внутриутробную позу – ножки и ручки согнуты, кулачки крепко сжаты. Тонус мышц с обеих сторон должен быть одинаковым, если с одной стороны гипертонус выражен сильнее, а с другой слабее, то это может говорить о патологии. Но при пробуждении ото сна к концу 1 месяца кроха уже может потягиваться.

Все движения малыша еще нескоординированы и хаотичны. уже может ненадолго сфокусировать взгляд на предмете и проследить за его движением в горизонтальной плоскости. Так же к 3-4 неделе жизни у крохи должна появиться улыбка в ответ на ласковое обращение. Если кроха в возрасте 2-4 недель способен удерживать голову, то это тревожный симптом, который может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления. Осмотр невролога в 1 месяц один из ключевых, поэтому важна квалификация специалиста.

Осмотр в 3 месяца

Осмотр невролога в 3 месяца один из самых важных. Главное достижения жизни – это найденные собственные руки. Кроха может разглядывать их или просто засовывать кулачки в рот. К 3 месяцам начинают угасать большинство рефлексов новорожденных, так как регуляцию на себя все больше берет кора головного мозга. Большинство рефлексов ослабевает или исчезает. Хватательный рефлекс к концу 3-4 месяцев в норме должен угаснуть, вместо него развивается произвольное захватывание предмета. Еще одно достижения – это способность в вертикальном положении. Если к этому сроку кроха еще не способен самостоятельно держать голову, то это может быть проявлением гипотонуса или отставанием в росте и развитии.

К 3 месяцам у малыша присутствует комплекс оживления в ответ на общение или любой оптический раздражитель. Так же обычно к этому сроку мама уже может услышать смех ребенка. Тонус сгибателей к этому времени должен ослабнуть, и поза крохи становится более расслабленной.

Осмотр в 6 месяцев

проводится с оценкой умений крохи. Ребенок в 6 месяцев должен уметь переворачиваться со спины на живот и обратно, в положении на животе высоко поднимать голову и опираться на вытянутые предплечья. Малыш узнает маму, а вот на чужого человека может отреагировать по-разному (например, плачем). К полугоду ребенок уже может уверенно удерживать в руках игрушку и даже перекладывать ее из одной руки в другую. Обычно к 6 месяцам малыши уже могут сидеть (хотя бы с поддержкой). Лежа на спине, кроха может играть со своими стопами. Его движения становятся все более координированными и целеустремленными. Эмоциональные проявления становятся все более разнообразны, малыш повторяет слоги.

После 6 месяцев темпы прироста окружности головы уже составляют 1 см за месяц.

Осмотр в 9 месяцев

На осмотре невролога в 9 месяцев оцениваются данные физического развития малыша – он уже должен самостоятельно сидеть, многие дети уже встают на ножки и ползают. Оценивается развитие мелкой моторики малыша – он способен брать предмет 2 пальчиками и удерживать его. Кроха все больше подражает движениям взрослых, уже может хлопать в ладоши, махать на прощание ручкой. Он хорошо знает своих родителей, подозрительно относится к незнакомым людям. Ребенок уже знает значения произносимых слов, находит знакомые ему предметы среди других. В этом возрасте малыш уже должен понимать запреты.

Осмотр в 12 месяцев

К году малыш становится все более осмысленным человечком. Навыков и умений становится все больше. К 12 месяцам кроха уже может подняться на ножки, стоит и ходит за ручку. Если ваш ребенок еще не ходит самостоятельно, не расстраивайтесь. Волноваться стоит, если и к 1,5 годам малыш не ходит самостоятельно. Малыш уже умеет пить из чашки, самостоятельно держать ложку и есть из нее, знает названия многих предметов, указывает части тела, знает всех членов семьи, произносит отдельные слова. Окружность головы за год должна увеличиться на 12 см.

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» - прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Новое на сайте

>

Самое популярное