Домой Полезные советы Что означает степень phd. Григорий Асмолов: как и зачем получать PhD в Великобритании. RG: Вы пересекаетесь с другими докторантами

Что означает степень phd. Григорий Асмолов: как и зачем получать PhD в Великобритании. RG: Вы пересекаетесь с другими докторантами

Сейчас в самом разгаре сезон приема заявок на степень PhD в британских и мировых вузах. Одни используют эту возможность для расширения своего академического потенциала, другие - как возможность переехать в другую страну. Прямых аналогов степени PhD в России не существует, поэтому вопросов на эту тему у меня накопилась куча. Получить на них ответы я решила у Григория Асмолова, докторанта факультета Медиа и Коммуникаций Лондонской Школы Экономики (LSE).

Помню, когда мы познакомились, я спросила: “А когда ты планируешь закончить свою диссертацию?” Он поморщился: “Есть вещи, которые PhD студентам задавать неприлично, потому что они и сами этого никогда не знают”. К другим “неприличным” вопросам относится, например, такие: “А сколько страниц ты уже написал? А сколько еще осталось?” Поговорив на эту тему подробнее, я поняла, почему такие вопросы действительно раздражают. PhD - это не экзамен, к которому нужно хорошо подготовиться и просто пойти его сдать. Это новый, особенный образ жизни, растягивающийся как минимум на несколько лет.

Russian Gap: Как, кстати, расшифровывается PhD?

Григорий Асмолов: Doctor of Philosophy, “доктор философии”. Но это не имеет отношения к философии как к дисциплине, это еще от греческого “любовь к мудрости”. Слово “доктор” тоже, как ты понимаешь, не имеет отношения к медицине.

RG: Зачем тогда учиться на доктора, если ты даже не можешь лечить людей? Другими словами, зачем людям получать эту степень?

ГА: У разных людей есть разные причины. Для многих это часть профессионального развития: человек может получить необходимое образование, необходимые умения, чтобы работать потом в исследовательских проектах и университетах. Это первая опция. Вторая - повышение своей квалификации. Люди относятся к PhD как к возможности передышки, переосмысления того, что они делали до сих пор. Кроме того, образование - всегда хороший повод сменить обстановку. Но надо понимать, что это очень затратная история. Просто пойти на PhD, от скуки, - довольно рискованное решение, потому что ты тратишь 4-5 лет жизни, и это очень нервная затея с точки зрения и физических, и финансовых ресурсов, и вообще сложно работать на протяжение нескольких лет над одним проектом.

Пойти на PhD от скуки - довольно рискованное решение, потому что ты тратишь 4-5 лет жизни, и это очень нервная затея.


RG: Почему сложно?

ГА: Обычно в какой-то момент наступает кризис. Есть проблемы, связанные с первичными ожиданиями, много подводных камней. Кроме того нет четкой структуры между работой и отдыхом. Выходных и отпуска не бывает в принципе, потому что этот тяжелый камень PhD постоянно висит у тебя на шее. Я для себя вынес важную вещь: PhD является не просто работой над какой-то конкретной темой, это некоторая программа для развития всего мозга как инструмента критического мышления. То есть прежде всего, это перестройка мозга, перестройка способностей анализа, и т.д. Конечно, человек становится большим специалистом в изучаемой области, но работа над узкой темой не является главным достижением. Кроме того, PhD - это некая форма самоопределения. Первое, что хотят от тебя преподаватели, когда ты начинаешь свой проект, это чтобы ты определился кто ты - с точки зрения научной традиции, подходов, того, чем ты хочешь заниматься. Нам кажется, что в этом возрасте мы уже со всем определились, и как-то рефлексировать по поводу самоидентификации уже не всегда просто, но это тоже часть профессионального развития.

RG: А можно самоопредилиться, а потом сменить ориентацию?

ГА: Ориентацию всегда можно менять! Но чтобы поменять мировоззрение, надо его четко отрефлексировать. Понятно, что это не требует подписания документов, мол, я такой-то, но некое понимание того, где ты, с кем ты, и так далее - необходимо.

RG: Когда можно поступать на PhD?

ГА: В большинстве стран мира существует трехступенчатая модель высшего образования. Первая - undergraduate (бакалавриат), вторая - магистратура (master’s), и третья - PhD. Причем в США, например, магистратура и PhD часто не разделяются. Там сразу после бакалавриата можно поступать на PhD, который включает в себя и магистратуру. После российских вузов, если у вас оконченное высшее образование, вы тоже сразу можете подавать заявку на PhD - в России обычно учатся пять лет, что приравнивается к магистратуре. Хотя законченные master’s где-то еще сильно увеличивают шансы на успех.

Большинство магистратур, прежде всего, фокусируются на теоретических знаниях в определенной области, они не будут учить конкретной профессии.

RG: Как я понимаю, большинство взрослых студентов из России здесь учатся именно в магистратурах.

ГА: Да, в Англии на master’s учатся один год, где-то - два года. Это более профессионально ориентированная программа. На разных карьерных путях от людей требуется повышение квалификации через образование, и для этого существуют магистерские программы. При этом не обязательно получать master’s там же, где ты получал степень бакалавра, - это также хорошая возможность поменять направление своей деятельности. Для многих университетов магистратура - это возможность зарабатывать деньги. Туда обычно намного сложнее получить стипендию, чем на PhD. Университеты больше заинтересованы в получении PhD студентов - для них это часть развития исследовательского потенциала. А магистратура - это не обязательно подготовка ученых. Она может преследовать совсем другие задачи, чаще всего, карьерные. Вместе с тем будет неправильно говорить, что на магистратуре дают более инструментальные знания и навыки, а на PhD более теоретические. Большинство магистратур все равно, прежде всего, фокусируются на теоретических знаниях в определенной области, они не будут учить конкретной профессии. Отсюда, кстати, проблема неправильных ожиданий и относительно частое разочарование относительно магистерских программ.

RG: Ты получал магистратуру?

ГА: Да, но в США. Первое свое образование я получил в Иерусалимском университете, на факультетах международных отношений и журналистики. Дальше я какое-то время работал, потом решил, что надо что-то в этой жизни менять. Я немного исчерпал для себя работу журналистом, и чтобы сменить обстановку и понять, что делать дальше, я решил закончить магистратуру. Когда я туда поступал, я проанализировал существующие программы и отправил документы в десяток разных мест. Получил несколько положительных ответов, и из них уже выбирал. В итоге я оказался в университете Джорджа Вашингтона - там как раз первый год открылась очень интересная программа глобальных коммуникаций на факультете международных отношений, и поскольку программа была новая, нас на ней было всего семь человек. И это очень важно, так как преподаватели уделяли нам гораздо больше времени, чем на больших потоках, у нас сложились личные отношения с профессорами. И еще, чем привлекательны университеты США в этом смысле, они дают возможности для стажировок, на которых ты набираешься много опыта.


RG: А как выбрать программу для PhD?

ГА: Есть много рейтингов, но важно также ориентироваться на конкретных научных руководителей, которые обладают знаниями в той области, которая тебе интересна. Когда ты пишешь мотивационное письмо, ты должен объяснить, почему ты хочешь именно к ним попасть. То есть ты пишешь не только почему ты хороший, но и чем они для тебя хороши. И чтобы оправдать свое обращение к ним, ты должен быть очень хорошо знаком с тем, чем они занимаются, и почему это имеет отношение к тому, чем ты хочешь заниматься.

RG: То есть в разные университеты заявки должны звучать по-разному?

Естественно. Я поступал в несколько университетов, в итоге меня приняли пять: в Калифорнии, Сиэтле, Торонто, Оксфорде и Лондоне. Дальше есть несколько параметров, по которым ты принимаешь решение о том, в каком из этих вузов учиться. Часто университеты, когда тебя принимают, сами платят за то, чтобы ты приехал с ними лично познакомился и все посмотрел. Я в итоге съездил во все, кроме Торонто, куда я просто не успел, но выбор остановил на LSE. Во-первых, мне больше всего здесь понравился научный руководитель и департамент. Во-вторых, структура программы здесь короче, чем в США (так как здесь не нужно делать дополнительную магистратуру). Потом, с финансовой точки зрения, меня больше удовлетворяла та стипендия, которую мне предложили в LSE. Ну и для жизни Лондон - не самый плохой город.

Структура PhD очень простая: первый год ты занимаешься разработкой своего вопроса, второй год ты, по идее, должен собирать данные, а на третий год все пишешь. Хотя по факту часто все растягивается на каждом этапе.

RG: Какие еще документы надо предоставить при поступлении?

ГА: Сегодня система поступления в университеты по всему миру базируются на онлайн-платформах, и почти везде можно отправить заявку через интернет. Нужны предыдущие оценки, мотивационное письмо, оценки по стандартизированным тестам и рекомендации. Иногда требуется также приложить CV или профессиональные публикации. Хочу подчеркнуть, что рекомендации бывших преподавателей не должны быть формальными, они должны показывать высокую степень знакомства профессора со студентом. Сами студенты причем эти рекомендации не видят, но, в идеале, это должно быть несколько страниц текста, где тот, кто рекомендует, не только говорит, что ты человек хороший, но и аргументирует это, ссылаясь на примеры своего опыта взаимодействия с тобой. Поэтому я всегда советую: если вы где-то делаете магистратуру, знакомьтесь со своими профессорами, дружите с ними, участвуйте в проектах. Во многом, это даже важнее, чем отметки.

RG: Ты сказал, что тебя удовлетворила стипендия. О какой сумме идет речь, если не секрет?

ГА: Моя стипендия в LSE – £15000 в год.

RG: Этого достаточно для жизни в Лондоне?

ГА: Ну, каждый сам для себя решает. Виза в Англии в этом смысле более либеральна, чем в США, - здесь ты можешь работать на полставки, причем не привязываясь к своему университету.

RG: А кто выдает эти стипендии? Сам университет?

ГА: Часто да. Есть и другие источники финансирования: научные фонды, международные гранты и прочее. Получить стипендию на PhD легче, чем на master’s, многие студенты учатся на стипендии. В США практически все. В Англии это намного сложнее. Но без стипендии получается очень дорого, долго и не очень правильно. Докторанты находятся посередине между сотрудниками университета и студентами, это такой пограничный статус. PhD студенты - это очень важная часть функционирования университета, и, естественно, университеты заинтересованы в том, чтобы получить наиболее перспективных сотрудников.

RG: По каким параметрам оцениваются успехи PhD студентов? Вы сдаете какие-то экзамены?

ГА: То, что я описываю, это исключительно мой опыт в LSE - в каждом университете относительно индивидуальная система. У нас экзаменов, как в бакалавриате, нет. Есть две работы, которые оцениваются в первый год: ты должен сдать экзамен по статистике (в социальных науках), и главное мероприятие в конце года - подготовить свой исследовательский проект. Это такой документ на 10000 слов, который рассылается внутренней комиссии из трех профессоров. Они решают, является ли твой проект ценным с исследовательской точки зрения, и насколько он реализуем в рамках программы диссертации. То есть структура PhD очень простая: первый год ты занимаешься разработкой своего вопроса, второй год ты, по идее, должен собирать данные, а на третий год все пишешь. Хотя по факту часто все растягивается на каждом этапе. В основном, все заканчивают PhD за четыре года. После защиты проекта, как правило, уже все сводится к самостоятельной работе и встречам с научным руководителем.

RG: Вы пересекаетесь с другими докторантами?

ГА: Пересекаемся, конечно, хотя совместных проектов у нас нет. В естественных науках: химии, физике, биологии, - то есть работах, связанных с дорогим оборудованием, очень часто есть групповые проекты. Но в социальных науках, которыми я, в частности, занимаюсь, это часто более индивидуально.

RG: А чем конкретно ты занимаешься?

ГА: Я занимаюсь изучением роли социальных технологий между людьми и государственными институтами во время природных катаклизмов. То есть грубо говоря, мы говорим о треугольнике, когда есть природа с ее наводнениями и пожарами, есть государственные структуры и человек. Меня интересует роль интернета в контексте этого треугольника. Например, какие задачи могут выполнять онлайн-платформы в зависимости от характера отношений между волонтерами и службами чрезвычайного реагирования, и как роль интернета зависит от типа этих взаимоотношений. В особенности меня интересуют краудсорсинговые платформы как механизм привлечения ресурсов пользователей интернета для достижения конкретных задач.

RG: Насколько это уникальная тема?

ГА: Естественно, сегодня есть много людей, которые изучают и природные катаклизмы, и интернет, но в том аспекте, в котором я к этому подхожу, есть оригинальный подход и теоретическая новизна - иначе в моей работе нет смысла. Существует разная база, на основе которой ты делаешь свое исследование: теоретическая, методологическая и практическая. Практическая, в моем случае, это интервью, которые я проводил в разных странах, в том числе в России, Австралии, Англии, Кении. Ну и еще, наверное, важно то, что мой интерес изначально базируется на некотором практическом опыте - в том числе проекте «Карта Помощи», который мы с моим коллегами делали в России во время пожаров в 2010 году.

Маленькие дети и PhD действительно сочетаются очень плохо.

RG: Тебе приходится заниматься преподаванием?

ГА: Я начал преподавать в этом году. В США это обязательная практика, там ты вообще довольно много работаешь на свой университет, но в Англии такого обязательства нет, и в этом есть определенные минусы, так как преподавание - это тоже часть обучения. Но в моем университете количество мест для преподавания меньше, чем количество PhD студентов, поэтому получение такой возможности проводится на конкурсной основе. Аспиранты стремятся получить эту должность - не из-за денег, они тут очень незначительные, - а потому, что это важно для резюме. Особенно если ты дальше хочешь искать работу в академической среде, где преподавание - это принципиально важный навык.

RG: А что еще нужно, чтобы получить работу в академической среде?

ГА: Самое-самое-самое важное - это публикации. Причем они бывают нескольких видов, самые престижные - в научных рецензируемых журналах. Также важны конференции. Там ты знакомишься с другими исследователями, делишься своими идеями и проектами. По итогам конференций часто выходят публикации с упоминаниями твоих работ, и те статьи, которые ты готовишь для конференций, ты также можешь переделать потом в статью для журнала. Но естественно, никто не ведет учет, на каких конференциях ты был или не был, и никаких формальных требований на этот счет не существует. Хотя конференции – это прекрасная вещь. Они позволяют много поездить по миру, особенно если университет дает микрогранты на поездки. Правда, и тут важно знать меру, суметь найти правильный баланс между поездками и работой над PhD. В этом году мне пришлось полностью отказаться от конференций, иначе я никогда не закончу свою диссертацию.

Мне легче выступить на тему роли Фуко в анализе конструирования субъектов в контексте роли краудсорсинговых платформ, чем купить стиральный порошок.

RG: Возможно совмещать работу над PhD с работой где-то еще?

ГА: Все возможно. Зависит и от того, насколько человек дисциплинирован, и от характера работы. Я ведь тоже занимаюсь не только PhD все это время - есть и другие проекты, которые я веду, в том числе исследовательские. Также я преподавал два года спецкурс в Высшей Школе Экономики в Москве. По идее, это можно совмещать и с постоянной работой где-то, главное, мощный самоконтроль. Особенно первый год в этом смысле сложно. При этом я вижу, что тем аспирантам, у которых есть маленькие дети, - вот им очень тяжело. Маленькие дети и PhD действительно сочетаются очень плохо.

ГА: Окончательный срок сдачи моей диссертации - октябрь следующего года. Дальше буду смотреть, какие позиции в каких университетах предлагают. Есть два основных варианта развития: пост-докторант (это когда тебя берут как исследователя на год, но у тебя нет преподавательского статуса, ты просто увеличиваешь свое научное портфолио) или преподавание. Впрочем, не обязательно придерживаться академического пути. Можно, например, заниматься консалтиногм, используя свои исследовательские умения и знания в той или иной области.

RG: То есть к октябрю ты все же должен закончить свою диссертацию? Не буду спрашивать, сколько страниц осталось, спрошу только, сложно ли вообще писать по-английски?

ГА: Конечно, сложно. Академический язык отличается от разговорного. Но я к нему привык, и в этом смысле мне легче выступить на тему, не знаю там, роли Фуко в анализе конструирования субъектов в контексте роли краудсорсинговых платформ, чем купить стиральный порошок. Но все равно я работаю с пруфридером - это считается легитимной практикой. Она исправляет мои грамматические ошибки и делает текст более читаемым.

RG: А остается время на что-то помимо учебы?

ГА: Первый год я вообще никуда не ходил и сидел все время в библиотеке – благо, она круглосуточная. Но потом понял, что так жить нельзя, мозги перегорают. Да и вообще учиться в нескольких сот метрах от Royal Opera House и ни разу туда не сходить - просто неприлично. Хотя (только обещай, что оставишь это между нами!) за три года в Лондоне в National Gallery я так и не побывал. А еще важно понять, какое время является самым продуктивным для работы. Вот у меня, например, лучшие идеи приходят в душе. Но там, как известно, с компьютером не поработаешь, поэтому я приобрел одно из самых гениальных изобретений человечества для PhD студентов – водостойкий блокнот. Это мой маленький секрет успеха, правда, чтобы говорить про успех, надо все-таки сначала успешно закончить диссертацию.

В американских вузах после получения диплома бакалавра можно поступить на магистратуру или аспирантуру. Магистратура даёт степень магистра, а из аспирантуры выпускаются PhD, что значит Doctor of Philosophy и сравнимо с нашим кандидатом наук. Это последняя степень, если речь не идет о врачах, которые могут стать ещё докторами медицины. Некоторые университеты присваивают вместо PhD степень Doctor of Science (доктор наук), по уровню знаний она совпадает с PhD.

Зачем учиться на PhD в США?

1. Чтобы получить интересную работу в сфере науки (не путать с преподаванием) и в перспективе вид на жительство в США.

2. Чтобы вернуться домой с практическим образованием и опытом работы с передовыми исследовательскими технологиями.

3. Чтобы перезнакомиться со всемирно известными учеными, корпорациями и влиять на судьбу мира.

А может, сначала получить бакалавра в США?

Это тоже вариант, и неплохой, однако бакалаврат в США лишен одной очень важной штуки, которая есть в университетах СНГ - даже не самых лучших. В США мало теории. Всё образование строится на практическом опыте, решении узких задач. Вы учитесь, исследуя конкретные проблемы, но не получаете ту самую знаменитую базу знаний, которой мы так гордились во времена СССР. К тому же, бесплатного образования в США нет, и бакалаврат возьмёт много ваших денег. Поэтому субъективно лучший вариант - получить бакалавра дома, попутно изучая английский язык, а на аспирантуру, которая длится 4–5 лет, приехать в США.

Как поступить в аспирантуру в США?

Для поступления вам нужно собрать пакет документов, который включает следующее:

1. Сертификаты о сдаче экзаменов TOEFL и GRE (GMAT)

TOEFL определяет ваш уровень разговорного американского английского. GRE и GMAT - это адаптивные тесты, которые проверяют ваши способности к анализу. Они включают математику, говорение и аналитическое эссе. Грубо говоря, GRE - для гуманитариев, а GMAT - для технарей. В первом большую роль играет словарный запас, а математика простая. Во втором много сложной математики, а вербальная часть гораздо проще.

  • TOEFL стоит около $200
  • GRE стоит около $190
  • GMAT стоит около $250

Не во все университеты нужно сдавать GRE (GMAT), некоторые принимают с TOEFL от 72 из 120.

2. Примеры публикаций

Предполагается, что вы живёте насыщенной научной жизнью и к моменту окончания бакалаврата уже сделали несколько публикаций о собственных исследованиях в научных журналах. Публикации надо приложить в оригинале и перевести. Чем выше уровень изданий, тем лучше.

Предположим, что вы поступаете не совсем на ту специальность, по которой учились. Это ничего, но общий профиль должен совпадать. Например, филолог вполне может поступать на аспирантуру по социальным наукам, например, политологии. И тогда вам нужны публикации, хотя бы частично связанные с политологией.

Три авторитетных человека должны порекомендовать вас по вашему профилю и раскрыть разные качества вас как ученого в своих рекомендациях. Это могут быть профессоры из вашего университета, но только если они наблюдали за вашей работой по тематике аспирантуры, или если вы были в их исследовательской команде. Это могут быть практики, с которыми вы работали над тематическими проектами, директора фирм, где вы успели применить свои знания по теме. Конечно, содержание писем не должно повторяться. Подойти к этому надо серьезно - рекомендации важнее даже оценок.

4. Эссе (Statement of Purpose)

Это ваше сочинение, в котором вы рассказываете, почему решили поступить в этот университет, почему им стоит вас учить, как вы используете полученные знания.

Оно пишется по шаблону: вы рассказываете о своих интересах, опыте, объясняете, почему выбрали этот университет, над чем хотите работать на его базе, какую пользу принесёте ему и стране (миру) в целом потом. В сочинении должна быть правда, и если ваша правда в том, что вы просто хотите в США - это зря, поищите другой способ получить визу.

Эти документы со своим дипломом и переведенным вкладышем с оценками вы отправляете в выбранные университеты. Их может быть сколько угодно, на за каждое рассмотрение документов надо платить по 50–100 долларов.

На самом деле, по-настоящему важно еще до поступления познакомиться и завязать диалог с одним или несколькими профессорами из вашего будущего университета, чтобы они уже знали, куда вас деть, и хотели вас взять.

Если университет одобряет вашу кандидатуру, вам присылают пакет документов с формой I-20 на студенческую визу F1, которая позволяет вам учиться в США до 7 лет и работать только в университете. Там же будет документ о том, что вас приглашают на полставки работать ассистентом на своём факультете, и для консульского офицера это значит, что у вас есть деньги на существование в США.

Вы покупаете билеты и подаёте заявку на собеседование. Билеты можно купить, если вы уже получили визу, но тогда будет дороже. Можно купить сразу, но не факт, что дадут визу. Если университет не предоставляет место в общежитии для аспиранта, в пакете документов на визу вам нужен будет еще документ об арендованном хотя бы на первое время жилье.

Как выбрать университет для получения степени PhD в США?

Если вам нужно на вершину научного прогресса, ваш выбор - престижные вузы типа Колумбийского, Стэнфорда, Йеля, Гарварда, Массачусетского технологического, Калифорнийского и Принстонского. Поступить в них - очень сложно, но теоретически шанс есть.

Если вам нужно толковое образование, можно выбирать любой университет, сориентировавшись по этому обзору .

Стипендия в университетах США

Почти все студенты аспирантуры получают стипендию от университета или спонсоров. Дополнительные деньги можно получить, работая в кампусе. Стипендия традиционно выше у студентов естественных наук, чем у гуманитариев. Медики и юристы стипендию не получают.

Чтобы вам платили стипендию, надо соответствовать разным нормам, например, учиться на B+/A- или набирать достаточно предметов за год. Иногда в стипендию входит общая медицинская страховка и другие преимущества. Однако вы должны платить налоги: федеральный, за обучение, налог штата. Поблажки, типичные для резидентов США, вам за эти налоги не положены.

Как оплачивать учебу на PhD

В США за высшее образование надо платить в среднем 35–60 тысяч долларов в год. Аспиранты обычно учатся за деньги спонсоров или оплачивая учебу своей стипендией и зарплатой в том же университете. Работать за пределами кампуса вам категорически нельзя, и нарушение этого правила - отличная причина для депортации. У вас есть три варианта.

1. Teaching Assistantship. Работа TA - это традиционная работа для первого-второго курса PhD. Вы проводите лабораторные со студентами, носите бумажки, помогаете преподавателю проверять работы и всё в таком духе.

2. Research Assistantship. Это помощь в лаборатории, вся черная работа, но академической нагрузки меньше, и можно получать удовольствие от постоянной практики на новейшем оборудовании.

3. Спонсорство корпораций - это когда вам платят компании за то, что вы исследуете технологии для них. Дело в том, что платить старшим учёным значительно дороже, а вы уже достаточно компетентны, чтобы дать нужный результат за меньшие деньги.

В хороших университетах вы безбедно существуете и платите за учебу по первым двум вариантам, плюс ещё имеете стипендию, которая у технарей всегда выше, чем у гуманитариев. Однако ваша зарплата не позволит копить деньги и отсылать их домой, как многие планируют изначально, поэтому надеяться заработать во время учёбы не стоит.

Несмотря на норму работы в кампусе по 20 часов в неделю, TA и RA отнимают гораздо больше вашего времени. Будьте готовы трудиться сутками и часто без выходных. Поэтому о дополнительном нелегальном заработке вообще забудьте.

Что нужно для получения степени PhD

Вы должны набрать нужное количество курсов из обязательных и выборных. В первый год вы должны понравиться профессору, с которым будете работать дальше, и он же может перевести вас в должности с TA на RA и за грантовые деньги взять к себе в проект.

После первого года учёбы надо сдать квалификационные экзамены. В некоторых университетах после этих экзаменов вы получаете степень магистра и можете быть свободны, если не хотите идти дальше.

Во второй год надо найти куратора, с которым вы будете писать диссертацию, то есть вы пишете, а он держит это на контроле. Кроме того, вам нужно хотя бы два года заниматься исследованиями и наконец защитить диссертацию.

Требования усложняются, если университет выше в рейтинге.

Что после получения степени PhD?

Уже в последние два года учебы на степень PhD в США вы должны присмотреть себе работу и активно налаживать контакты с потенциальными работодателями. Можно отправиться в индустрию или остаться в школе. В первом случае вы устаиваетесь в корпорацию, которая проводит исследования для себя. Во втором - остаётесь исследовать и преподавать в университете. В школе также нужно постоянно публиковаться, зато при достаточном опыте и стаже вы получаете работу, с которой вас по закону невозможно выгнать.

Как ни странно, чем выше степень, тем сложнее найти работу, потому что титулованные ученые стоят дороже, и часто проще нанять бакалавра, который сможет выполнять те же задачи за меньше денег. Так что искать работу надо сразу, знакомиться с большим количеством людей из вашей индустрии и поддерживать связь с профессорами, чтобы о вас вспомнили, когда начнут собирать команду для нового исследования.

Есть вариант взять за основу собственную разработку и создать бизнес, но тут риск провалиться гораздо выше, чем вероятность преуспеть, потому что только 2% разработок в науке становятся успешными коммерческими проектами.

Ph.D. Thesis )

Кроме степени доктора философии, которая вручается людям, занимающимся научными исследованиями, есть ещё три докторские учёные степени:

  • Доктор искусств (англ. Doctor of Arts ) - обычно присваивается как свидетельство глубоких знаний в определённой научной области, но не исследовательской деятельности.
  • Доктор педагогики (англ. Doctor of Education ) - присваивается специалистам в области педагогики.
  • Доктор социальной работы (англ. Doctor of Social Science ) - присваивается специалистам в области социальной работы, социальных знаний, социальной науки.

История

Впервые появилась в 12-13 веках в Великобритании , Италии и Франции .

Несмотря на название, в настоящее время степень не имеет никакого практического отношения к философии (только историческое) и присуждается почти во всех научных областях, например: доктор философии по литературе или доктор философии по физике .

Такое положение связано с традициями, восходящими к временам средневековых университетов, стандартная структура которых обычно предполагала наличие факультетов философии, юриспруденции, теологии и медицины. Поэтому помимо степени доктора философии существуют и ограниченный ряд других докторских степеней того же ранга; врачам присуждается степень доктор медицины , юристам - доктор права , богословам - доктор богословия , а всем остальным - доктор философии .

Положение в разных странах

Одновременно в ряде западных стран послевузовское образование в той же мере, что и в Российской Федерации, характеризуется двумя ступенями, требующими каждая защиты отдельной диссертации. Например, в Бразилии , Канаде первая послевузовская ступень - это титул мастера (магистра) наук (Master of Science, M.Sc.), тогда как вторая ступень - это звание доктора философии (Ph.D.). В этом случае, та докторская степень, которая получается со статусом доктора философии , не аналогична степени доктора наук в Российской Федерации, хотя и является второй степенью послевузовского образования . Ученая степень доктора наук в Российской Федерации предполагает решение крупной научной проблемы или приоритетные исследования в новом научном направлении и соблюдения установленных в Российской Федерации требований .

Франция

Во Франции учёной степени доктора философии нет. Аналогом этой степени является степень доктора соответствующей специальности (фр. Docteur

Германия

В Германии учёной степени доктора философии нет. Аналогом этой степени является степень доктора соответствующей специальности (нем. Doktor ). В частности, эта степень официально приравнивается к российской степени кандидата наук.

См. также

Примечания

Литература

  • Власов А. В., Филиппов Ю. М. Россия и Казахстан: реформа высшей школы (продолжение) //АПН-Казахстан, 12.01.2006 г.
  • С. Колеников Академические степени (США) // Abroad.ru
  • А. Миндагулов О западной концепции доктора философии (Ph.D) // Известия-Казахстан, 10.11.2006 г.
  • Mapьянoвич А. T. Ученые степени и звания в странах Запада // Элитариум: Центр дистанционного образования, 27.09.2010 г.
  • Ю. Морозов Выше ли западный PhD чем кандидат наук в России/СССР? или Как флопник (flopnik) победил спутник // Социодинамика, 15.03.2007 г.
  • Paйзбepг Б. A. Ученые степени и звания: кто есть кто // Элитариум: Центр дистанционного образования, 17.02.2006 г.
  • Е. Солодовникова Кем лучше быть: доктором наук или phd? // Медиа-группа «Объектив», 06.06.2007 г,
  • М. Яковлев Нужна ли аспирантура? //журнал «Работа и зарплата», 30.01.2006
  • Е. Г. Будет ли у нас своя степень PhD? // «Санкт-Петербургский университет» . - 2010. - № 6 (3813).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Доктор философии" в других словарях:

    - (лат. Philosophiæ Doctor, Ph.D., PhD, обычно произносится как пи эйч ди) учёная степень, присуждаемая во многих странах Запада. Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация (англ. Ph.D. Thesis) Несмотря на название … Википедия

    Высшая ученая степень, присуждаемая с 12 13 вв. в Великобритании, Италии и других странах, как правило, после защиты магистром соответствующей диссертации по гуманитарным и социальным наукам … Большой Энциклопедический словарь

    - «ДОКТОР ФИЛОСОФИИ», СССР, ЦТ, 1976, цв., 84 мин. Телеспектакль. По пьесе Бранислава Нушича. В ролях: Владимир Этуш (см. ЭТУШ Владимир Абрамович), Иван Дыховичный (см. ДЫХОВИЧНЫЙ Иван Владимирович), Лия Ахеджакова (см. АХЕДЖАКОВА Лия Меджидовна),… … Энциклопедия кино

    доктор философии - — Тематики электросвязь, основные понятия EN doctor of philosophyPМСЭ T H. D … Справочник технического переводчика

    Высшая учёная степень, присуждаемая с XII XIII вв. в Великобритании, Италии и других странах, как правило, после защиты магистром соответствующей диссертации по гуманитарным и социальным наукам. * * * ДОКТОР ФИЛОСОФИИ ДОКТОР ФИЛОСОФИИ, высшая… … Энциклопедический словарь

    Проф. Шляхетск. кадет. корпуса; р. 20 сент. 1787 г., † 18?? г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

Реализовать карьерные амбиции и добиться зарплаты, измеряемой числом с пятью нулями, можно не только с дипломом MBA. Степень PhD гарантирует не меньший успех.

Западная степень PhD (Doctor of Philosophy) не распространена у нас, за рубежом же ее обладатели считаются интеллектуальной элитой. Наш аналог PhD - это степень кандидата наук. На Западе для получения нужно закончить докторскую программу в университете или бизнес-школе и защитить диссертацию. Получить степень PhD можно в различных науках или сферах бизнеса: к примеру, в математике, финансах, маркетинге и проч. Но нас сейчас интересюут "бизнесовые" и "экономические" PhD.

До конца доходят не все

Программы PhD есть почти в каждом университете мира. Котируются программы при ведущих американских университетах и бизнес-школах: Harvard, Stanford, Columbia, Rochester, Carnegie Mellon и др. За пределами США сильные программы PhD в London Business School, INSEAD, IMD и ряде других школ.

Докторская программа длится в среднем четыре-шесть лет. Первые год-два докторанты изучают 10-20 курсов, а потом сдают квалификационный экзамен. Затем начинается научная работа над конкретной темой под "надзором" профессора; подготовка к диссертации, включающая в себя написание научных статей; самообразование и преподавательская деятельность. И, наконец, нужно еще защитить диссертацию.

Но до защиты доходят далеко не все. В среднем с потока выпускаются только 20-40% от всех поступивших. Больше половины докторантов прерывают учебу примерно на середине. Почти в каждом университете студент, проучившийся два года в докторантуре, автоматически получает степень магистра - так называемую Master of Science (MS) или Master of Art (MA). Поэтому многие, посчитав эту степень достаточной, уходят с PhD досрочно. Олег Замулин , обладатель PhD в Michigan, профессор Российской экономической школы (РЭШ): До конца выдерживают только те, кто действительно создан для науки. PhD - это специфическая среда, которая не подходит для тех, кто ищет быстрых и легких путей, чтобы урвать большой куш.

Не все и поступают

Поступить на PhD можно сразу после университета - достаточно иметь степень бакалавра (ей соответствует российский диплом о высшем образовании). Возраст докторантов -- от 23 лет. Обычно они моложе магистров в бизнес-школах, поскольку для поступления на MBA, в отличие от PhD, требуется опыт работы. Впрочем, многие поступают на PhD, уже имея и опыт работы, и даже магистерскую степень MBA.

Поступающий на PhD должен сдать те же экзамены, что и на MBA (TOEFL, GMAT или GRE), представить две-три рекомендации и нотариально заверенную копию диплома. Желательно также иметь несколько публикаций или опыт академической работы. Последние два условия, как правило, не обязательны, но шансов поступить у их обладателей больше. Подавать документы на поступление надо почти за год до начала учебы.

В зависимости от размера факультета набор в докторантуру составляет от 20 до 60 человек. Средний конкурс - 10-30 человек на место. К примеру, в этом году в Harvard было принято 22 человека при 700 претендентах, а в Wharton на 80 мест было подано 795 заявлений.


Ph.D доступнее, чем MBA

Как правило, программы PhD ничего не стоят студентам. Причем университет оплачивает учебу независимо от того, сколь долго она продолжается. Сергей Нетессин , получивший PhD в области операционного менеджмента в университете Rochester, профессор бизнес-школы Wharton: Можно учиться четыре года, а потом еще столько же работать над диссертацией. Один мой сокурсник получал PhD около десяти лет. Кроме того, университеты часто выделяют стипендии.

Академики...

Если выпускники MBA идут только в бизнес, то у обладателя PhD есть три варианта на выбор: заняться преподавательской деятельностью, посвятить себя исследованиям либо тоже уйти в бизнес (как правило, в исследовательские или аналитические отделы различных компаний). Многие умудряются совмещать две из этих трех сфер деятельности. Примерно 70-80% выпускников PhD выбирают академическую карьеру, то есть становятся преподавателями в университетах и бизнес-школах. Так что среднестатистический управляющий в западной компании - это скорее выпускник MBA, а не PhD. Сергей Гуриев , профессор экономики РЭШ: Топ-менеджерами после PhD обычно не становятся. Не потому, что не могут, а потому что не хотят. PhD - это стиль жизни людей, рожденных для глубокого аналитического анализа и разработки теорий. По мнению Олега Замулина, MBA учит заниматься бизнесом, то есть имеет практическую направленность, а PhD разрабатывает интеллектуальный потенциал и способность к мышлению.

Выпускники, выбравшие академическую карьеру, сразу после учебы начинают преподавать в университетах. В бизнес-школах платят больше, но приходится учить очень своенравных студентов MBA. Но зарплаты профессоров в области бизнеса и экономики сравнимы с доходами выпускников MBA. Например, средний "ассистент профессора" (стартовая должность после PhD) получает либо столько же, либо чуть больше выпускника MBA. Сергей Нетессин: Дальше доходы, например, американской профессуры варьируются от $150 тыс. до $400 тыс. в год. Так, младшим профессорам платят по $200 тыс., профессора и заслуженные профессора получают $250-400 тыс. в год. В США есть и так называемые профессора tenure. Этот статус может быть присужден спустя шесть-девять лет после начала преподавательской деятельности. Профессоров аттестуют, и тем, кто показал самые хорошие результаты, присуждают статус tenure, что гарантирует пожизненный контракт с университетом или бизнес-школой -- расторгнуть его может лишь сам преподаватель.

Очень часто обладатели PhD преподают не в том университете, который заканчивали

Сергей Гуриев: "Считается, что если университет нанял своего же выпускника, это значит, что от него отказались другие. Поэтому обычно PhD уходят к конкурентам из числа "топовых" университетов."

Ирина Денисова , PhD экономики Manchester University: "В Европе профессора получают меньше, чем в Америке, но зато и система контрактов у них менее жесткая. Да и получить работу в Европе гораздо проще, чем в США. Впрочем, PhD гарантирует 100-процентное трудоустройство по обе стороны Атлантики. По словам Сергея Нетессина, спрос на PhD превышает предложение почти в два-три раза: так, в США на 20-30 вакансий претендует около десяти человек. Но устроиться в Америке после окончания европейского университета очень сложно. Поэтому те, кто планирует работать в США, поступают в американские университеты. Кстати, по американскому законодательству эмигранты со степенью PhD рассматриваются на получение гражданства в первую очередь."

Как уже было сказано, академическая карьера - не единственный вариант для обладателей PhD. Некоторые уходят в бизнес -- например, разрабатывают методики для решения проблем управления, придумывают всевозможные бизнес-схемы и кейсы, которые затем используются в программах MBA и в реальном бизнесе.


Многие Ph.D работают в сфере бизнеса

По словам Станислава С. , прослушавшего учебный курс PhD в LBS, в бизнес уходит 25% русских докторантов. В таких специалистах западные компании ценят их головы, а не практические навыки. И ценят высоко. Так, в инвестиционных банках сотрудникам-PhD платят не меньше, чем свежеиспеченным MBA - по $120-150 тыс. в год. В консалтинговых компаниях PhD обычно предлагают $60-100 тыс. в год, но через три-четыре года они могут рассчитывать на более высокие доходы.

В Россию после получения западных PhD возвращаются единицы

Сергей Гуриев: "Таких десятки из нескольких сотен. Во-первых, на Западе выше зарплата, а во-вторых, на родине им недостает общения с коллегами. Как правило, обладатели PhD не занимаются в России преподавательской деятельностью -- наши вузы не в состоянии оплачивать их услуги. Поэтому докторантов гораздо чаще можно встретить в практическом бизнесе. Так, российское представительство компании McKinsey в последний рекрутинг наняло около 40% новых сотрудников со степенью PhD. Впрочем, по количеству предложений пока выигрывают обладатели MBA."

Игорь Гончаров , финансовый аналитик компании Business Consulting Group: "80% персонала в консалтинге, инвестиционных банках и индустрии дают все же MBA. В нашей компании много людей с MBA и единицы с PhD. Считается, что у обладателей PhD широкий интеллектуальный потенциал, но бизнес-смекалки все-таки больше у обладателей MBA."

"Мы учились по журналам"

В этом году Светлана Кириллова получила степень PhD в бизнес-школе LBS. Сейчас она работает консультантом в лондонском офисе консалтинговой компании McKinsey. Вот что она рассказала о своей учебе и опыте трудоустройства.

"Я закончила факультет психологии МГУ, два года училась в аспирантуре, где занималась исследованиями в области поведения потребителей. Потом несколько лет училась в Academy for Educataional Development в Вашингтоне и параллельно работала. А в 1997 году поступила на программу PhD в LBS -- там интересные проекты по маркетингу. Стипендия у меня была более $11 тыс. в год. Правда, для Лондона это немного.

Почему я выбрала PhD, а не MBA? Мне хотелось стать квалифицированным специалистом в какой-то одной области, а MBA дает слишком широкое образование. Первые полтора года мы проходили около десятка обязательных предметов, а также специализированные курсы по различным аспектам маркетинга. Писали статьи для подготовки к диссертации. Например, результаты исследования, проведенного совместно с профессором Кентом Грейсоном, были опубликованы в Financial Times.

Учились мы не по учебникам, а по журналам -- в них самый актуальный материал. Студент PhD должен не просто уметь делать выводы, как студенты MBA, но и знать аргументы, которые к этим выводам привели. Обучение в LBS почти индивидуальное -- с двумя студентами работает один преподаватель.

Потом ты пишешь исследование, и через год-полтора проходит предзащита. Диссертацию обычно защищают к концу четвертого--началу пятого курса. Моя была посвящена развитию торговых марок.В основном студентов PhD ориентируют на преподавание в бизнес-школах. Но мне было интересно применить свои наработки на практике. Три года назад специалисты McKinsey опубликовали статью о том, что нужно делать фирмам для усиления своих брэндов. Я предложила продолжить это исследование. И оказалось, что наши цели совпали. Сейчас я работаю в McKinsey консультантом отдела маркетинга, занимаюсь исследованиями в области развития маркетинговой стратегии."

Доктор философии (лат. Philosophiae Doctor, Ph.D., PhD, обычно произносится как пи-эйч-ди) - ученая степень, присуждаемая во многих странах Запада. Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация (англ. Ph.D. Thesis)
Непосредственно с философией ученая степень связана только исторически: она присуждается почти во всех научных областях, в том числе, и в юриспруденции (Ph.D. in Law/Ph.D. in Legal Studies). В ряде стран, например, Великобритании, США и Канаде, эта степень является высшей.

На территории ЕС степень Доктора философии является основанием для преподавательской и научной деятельности в высших учебных заведениях.
Оксфордский университет (англ. University of Oxford) занимает второе место в списке самых старых университетов мира (после Болонского), является старейшим англоязычным университетом в мире, а также первым университетом в Великобритании. Согласно Уставу (The Position of the University of Oxford) Оксфордский университет в течение более ста лет аттестовывает докторов философии, подтверждая квалификацию защитившегося кандидата Дипломом Доктора философии (Diploma Ph.D.). В Университете успешно защищаются ученые со всего мира.
Кандидаты из стран СНГ, решившие получить степень Ph.D. в Оксфордском университете, должны уже иметь ученую степень в своей стране. В этом случае в основу Ph.D. Thesis (докторская диссертация для получения степени Ph.D.) ложится уже защищенная диссертация.
Унифицированного международного акта, определяющего статус обладателей Ph.D. дипломов, не существует. Оксфордский Университет функционирует на основании Соглашения между США, Канадой и Великобританией, в котором степень Ph.D. устанавливается как высшая научная степень.
Каждые 2 года в Университет принимается Graduate&Postgraduate Studies Prospectus, (документ, регулирующий вопросы выдачи дипломов Ph.D.), являющийся неотъемлемой частью Устава (The Position of the University of Oxford).
Выдержки о степени Ph.D. из Graduate&Postgtaduate Studies Prospectus:
Cтатья 1
1.1 Доктор философии - ученая степень, присуждаемая в Великобритании ученым, своими теориями и исследованиями внесшим вклад в мировую фундаментальную науку, и признаваемая высшей ученой степенью на территории Великобритании.
1.2 Название «Доктор философии» имеет исторические основания; в настоящее время степень не имеет никакого практического отношения к философии и присуждается почти во всех научных областях.
Статья 2
Университет Оксфорда на основании заключения ученой комиссии и предоставленных кандидатом на получение ученой степени научных трудов присуждает степень «Доктор философии» по следующим дисциплинам:
(здесь указаны только социальные науки, в которых есть правовые дисциплины; помимо них существуют группы гуманитарные, математические и медицинские)
Anthropology and Museum Ethnography (Антропология и этнография)
Archaeology (Археология)
Economics (Экономика)
Law (Право)
Politics and International Relations (Политика и международные отношения)
Sociology (Социология)
Статья З.
Наличие ученой степени Доктор философии дает ее обладателю право вести научную и преподавательскую деятельность на территории Великобритании, подавать работы на получение грантов, а также участвовать в международных конференциях, проводимых CIS (Союз ученых британских и американских ВУЗов).
University of Oxford успешно сотрудничает с соискателями из России, помогая им получить диплом Доктора философии, не выезжая из страны. Диссертации принимаются на русском языке, автореферат - на русском и дополнительно на английском языке. Кроме того, необходимым условием является публикация не менее трех статей по теме диссертации в международных журналах и бюллетенях. Статьи объемом не менее 0,5 п.л. предоставляются также на двух языках.

Новое на сайте

>

Самое популярное