Домой Заготовки на зиму Опорные конспекты по биологии весь курс. Опорные конспекты по учебной дисциплине "общая биология". Финитическая эволюция –

Опорные конспекты по биологии весь курс. Опорные конспекты по учебной дисциплине "общая биология". Финитическая эволюция –

Kurt Helbig wurde am 28. Juni 1901 in Rödlitz geboren. Er war ein deutscher Gewichtheber und Olympiasieger 1928 im Leichtgewicht. Kurt Helbig wuchs in Plauen im Vogtland auf. Er steigerte seine Leistungen so enorm, dass er 1928 bei den Olympischen Sommerspielen in Amsterdam Olympiasieger wurde. Nach seiner Rückkehr wurde sein Olympiasieg in Plauen enthusiastisch gefeiert und er erhielt vom Stadtrat ein Geschenk von 100 Reichsmark überreicht. Obwohl er die Olympia-Ausscheidung gewonnen hatte und erneut ein Medaillenkandidat bei den Olympischen Spielen 1932 in Los Angeles war, wurde er nicht entsandt, weil kein Geld für die Reisekosten vorhanden war. Verärgert beendete er daraufhin seine Laufbahn. Nach ihm wurde die Kurt-Helbig-Halle und der Kurt-Helbig-Platz in Plauen benannt. Nach seinem Tod 1975 wurde er auf dem Friedhof I in Plauen beigesetzt. Sein Grab steht heute unter Denkmalschutz.

Курт Хельбиг родился 28 июня 1901 года в Рёдлице. Он был немецким штангистом и олимпийским чемпионом 1928 года в легком весе. Курт Хельбиг вырос в Плауэне в Фогтланде. Его успехи были такими громадными, что в 1928 году он стал олимпийским чемпионом на летних Олимпийских играх в Амстердаме. После возвращения его олимпийскую победу с энтузиазмом отметили в Плауене, и он получил подарок от городского совета 100 марок. Хотя он завоевал путевку на следующую олимпиаду и снова был кандидатом на медали на Олимпийских играх 1932 года в Лос-Анджелесе, его туда не отправили, потому что не было денег на командировочные расходы. Раздраженный он закончил свою карьеру тогда. Позже в его честь были названы зал Курт-Хельбиг-Галле и площадь Курт-Хельбиг-Платц в Плауэне. После его смерти в 1975 году он был похоронен на кладбище в Плауэне. Теперь его могила - это памятник, который находится под защитой.

Steffi Nerius wurde am 1. Juli 1972 in Bergen auf Rügen geboren. Sie ist eine ehemalige deutsche Leichtathletin und derzeitig Trainerin. Sie war 2009 Weltmeisterin im Speerwurf.

Steffi Nerius begann als Volleyballerin . Den Speerwurf hatte ihr die Mutter beigebracht.

1991 gelang ihr der erste internationale Erfolg als Dritte der Junioreneuropameisterschaften.

Danach folgten Jahre der Stagnation, Verletzungen und Einbrüche bei internationalen Höhepunkten. Der Durchbruch zur Weltspitze gelang ihr bei den Olympischen Spielen 2000 in Sydney, wo sie Vierte wurde.

Nachdem sie seit den Europameisterschaften 2002 in München bei Großereignissen immer auf dem Podest stand, erfüllte sie sich am 13. August 2006 in Göteborg ihren langjährigen Traum und feierte mit dem Sieg bei den Europameisterschaften ihren ersten großen Titel. Bei den Weltmeisterschaften 2009 in Berlin holte sie zum Abschluss ihrer Karriere die Goldmedaille.

Steffi Nerius ist Diplom-Sportlehrerin und arbeitet beim TSV Bayer 04 Leverkusen im Behindertensport. 2004 betreute sie zwei Sportler bei den Paralympics in Athen. Auch 2016 war sie als Trainerin bei den Paralympics in Rio dabei.

Штеффи Нериус родилась 1 июля 1972 года в Берген-на-Рюгене. Она бывшая немецкая легкоатлетка и в настоящее время тренер. Она была чемпионом мира 2009 года в метании копья.

Штеффи Нериус начала с волейбола. Мать привела ее в метание копья.

В 1991 году у нее был первый международный успех, она заняла третье место на Чемпионате Европы среди юниоров.

За этим последовали годы застоя на международной арене и травм. Прорыв на вершину мирового успеха произошел у нее на Олимпийских играх 2000 года в Сиднее, где она заняла четвертое место.

После того как Штеффи взошла на подиум на чемпионате Европы в Мюнхене в 2002 году, она исполнила свою давнюю мечту и 13 августа 2006 года в Гётеборге отпраздновала свой первый главный титул, выиграв Чемпионат Европы. На чемпионате мира 2009 года в Берлине она выиграла золотую медаль в конце своей карьеры.

Стеффи Нериус является сертифицированным преподавателем и работает с инвалидами спорта в клубе Баей Ливеркузен. В 2004 году она подготовила двух спортсменов для Параолимпийских игр в Афинах. Также в 2016 году она была тренером на Паралимпийских играх в Рио.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

В царстве, что ни дать, ни взять, В микроскопе лишь видать, Приключилась небольшая Раз история такая. Слух прошёл, что государь, Той сторонки малой царь У себя собрал совет И потребовал ответ: Кто в его сторонке малой (не сказать, что захудалой) Самый главный из вельмож? И на что тот франт похож? Кто бы что ни говорил, Царь подумал и решил – Не жалеючи наград, Оценить сей важный вклад. О клетке в стихах

2 слайд

Описание слайда:

Заявляю без обмана – Всех важнее я – Мембрана! Я на страже государства День и ночь стою без сна И его оберегаю, без прикрас скажу - Одна! Здесь и так уже всё ясно, Что с мембраной всё прекрасно, И пока на страже я, Спит спокойно вся страна. Стоит мне покинуть службу, Я замечу вам, что тут же Просочится контрабанда Или вдруг нагрянет банда.

3 слайд

Описание слайда:

Я буду краткой, Но хочу, чтобы знали, Что все перевозки от двери до двери Мы осуществляем совсем без потери. Заказ доставят в срок специалисты, Сработают четко, красиво и быстро Эндоплазматическая сеть Вместе мы лучшая в мире Строительная корпорация. Мы производим белок для строительства И строим. Для жителей и для правительства. Вклад в дела государства Мы вносим весомый – Все здания в клетке Построены Рибосомой!

4 слайд

Описание слайда:

Без энергии заводы – ерунда, Ни дать, ни взять. И мембране без неё же Как задачу выполнять? Так-то, скажу вам, братцы,- Наших надо знать в лицо. Кто вас делает сильнее? Кто вам в дом тепло даёт? Митохондрия, конечно,- Это знает весь народ.

5 слайд

Описание слайда:

Без энергии, конечно, Наступила бы беда, Но завод переработки – Это разве ерунда? Сия важная заслуга В целом мне принадлежит, Безусловно, государству В целом упрощает жизнь. Без следа уничтожает Все утильсырьё завод, Что осталось, запускает Снова в дело, в оборот. Называют меня просто – Моё имя – Лизосома.

6 слайд

Описание слайда:

КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ Всех вокруг я заверяю, Роль я важную играю, У меня свой завод. Ежегодный оборот Составляет много тонн. В государстве важен он. Запасаюсь всем, чем надо, Забиваю свой же склад, И за это я имею Очень скромненький оклад.

7 слайд

Описание слайда:

Здравствуйте, здравствуйте, господа! Узнали? Узнали! Конечно же, да. Нас не узнать почти невозможно, Без нас государство почти безнадёжно. Не только страна, но в целом планета – Без нас никуда! Все знают об этом. Мы производим, без всяких хлопот Важный для всех газ – кислород. И углеводы, что, скажем заранее, Важные очень продукты питания. Источник энергии, «камень строительный». ХЛОРОПЛАСТЫ

8 слайд

Описание слайда:

Мне кажется, к выводу вместе пришли мы: Все очень важны и незаменимы. Главное, чтобы работа была согласованной, Четко была она организованной. Здесь свою лепту вносит правительство, Оно же Ядро по совместительству. Что ж, сделаем вывод краткий и строгий: Нет главных! Вот так получилось в итоге. Пусть каждый на месте своём постарается. Большое всегда из крупинок слагается!

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ

ПО ТЕМЕ«ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ»

(с применением метода опорных сигналов)

г.Печора

2013

РАССМОТРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией общетехнических дисциплин Печорского речного училища

УТВЕРЖДАЮ

Председатель комиссии

Стахиряк Е.И.

«____»________________ 2013 г.

Зам. директора по учебной работе

Пец Э.Э.

«______»________________2013 г.

Пояснительная записка.

Будучи общебиологической наукой, эволюционное учение позволяет понять и осмыслить как единое целое все разнообразие жизненных форм, возникшее в процессе эволюции в дикой природе и созданное человеком. Это наиболее фундаментальное теоретическое обобщение современной биологии. Биологическая картина мира связана с творчеством многих выдающихся личностей, от античности до наших дней. Итогом их работы явилось создание эволюционного учения,объясняющего условия, причины и механизмы исторического развития жизни на планете.

Представления о развитии живой природы

Направление

и периоды

Идея

Представители

Период античных философов

Идея единства и развития живой природы

Эмпидокл, Демокрит, Гиппократ, Аристотель и др.

Креационизм – метафизическое мировоззрение (средние века)

Идея о постоянстве неизвестности и изначальной целесообразности природы.

К. Линней (1707 – 1778):

1.Описал большое количество видов растений и животных.

2. Ввел около 1000 ботанических терминов.

4. Доказал, что вид – универсальная единица и основная форма существования живого.

5. Разработал основные принципы систематики растений и животных.

6. Предложил первую классификацию растений и животных, носившую искусственный характер, так как основывалась не на главных свойствах организмов и их исторических связях, а на чисто внешних признаках.

Трансформизм – материалистическое представление (конец XVIII - XIX в)

Идея о естественном возникновении мира и его постепенном развитии и обновлении

Ж. Б. Ламарк (1744 – 1829)

1. Создатель первой эволюционной концепции в труде «Философия зоологии» (1809)

2. Создал естественную систему животных, основанную на принципе родства между организмами.

Градации / классы

/ 1. Полипы; 2. Инфузории

/ 3. Лучистые; 4. Черви

/ 5. Насекомые; 6 Паукообразные

V / 7. Ракообразные; 8. Кольчатые;

9. Усоногие; 10. Моллюски

V / 11. Рыбы; 12. Рептилии

V / 13.Птицы; 14 Млекопитающие;

15. Человек.

3. Определил причины эволюции:

а) внутреннее стремление организмов к усовершенствованию;

б) способность организмов целесообразно реагировать на изменения условий существования.

4. Объединил идею об изменяемости видов с идеей прогрессивной эволюции.

5. Не мог вскрыть механизмы эволюционного прогресса.

Эволюционное учение Ч. Дарвина

Ч. Дарвин (1809 – 1882) – великий английский ученный

Развитие капитализма в Англии, крупнейшей промышленной и колониальной державы.

Интенсивный рост городов, требовавший повышения продуктивности сельского хозяйства.

    Успехи в систематики растений и животных.

    Создание клеточной теории.

    Развитие биогеографии, эмбриологии, сравнительной анатомии и палеонтологии.

    Эволюционное учение Ламарка.

    Большая селекционная работа.

    Многочисленные научные экспедиции.

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвин.

    Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.

    Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

    В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.

    Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

Движущие силы эволюции

Свойства внешней среды

Свойства живых организмов


Разнообразие

обитания

Жизненные ресурсы

ограничены и распределены

неравномерно

Стремление

размножаться

в геометриче-

ской прогрессии

Изменчи -

Наследстве-

Неопределе-

нная (инди-

видуальная)

Определе-

нная (групповая)

Соотно -сительная


Внутривидовая

Борьба с факторами неживой природы

Борьба за существование


Межвидовая


Естественный отбор – направляющий фактор


Многообразие

Относительная

приспособленность

организмов к среде

обитания

Разнообразие

Направлений

эволюции

Одновременное

существование

примитивных и высокоорганизо

ванных форм

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬНАТЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА МАКРОЭВОЛЮЦИИ

Результат эволюции


Многообразие видов

Постепенное усложнение и повышение организаций живых существ

Приспособленность

организмов

к различным условиям обитания


Доказательство макроэволюции

органического мира

    Палеонтологические :

    Ископаемые переходные формы

    Палеонтологические ряды

    Реликты

2 . Сравнительно – анатомические и морфологические :

    Гомологичные органы – происхождение и строение общее, но выполняют разные функции;

    Аналогичные органы – происхождение и строение разные, но выполняют одинаковые функции;

    Рудименты – структуры, утратившие свое первоначальное значение для организма;

    Атавизмы – возврат к предковым формам (отклонение от нормы)

    Эмбриологические :

    1. Закон зародышевого сходства К. Бэра;

б. Биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля

4. Биогеографические доказательства – изучение флоры и фауны разных материков (пример – Австралия)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

Современная (синтетическая) теория эволюции

Классический дарвинизм + современная генетика возникла в начале

40-х годов XX в.

Движущими силами эволюции и по современным представлениям являются:

    Борьба за существования;

    Естественный отбор на базе наследственной изменчивости.

Способствуют эволюционному процессу: элементарные эволюционные факторы.

Основные положения современной теории эволюции

    Единицей эволюции является популяция;

    Мутации дают элементарный эволюционный материал;

    Способствуют эволюции элементарные эволюционные факторы: популяционные волны, поток и дрейф генов, изоляция;

    Основным движущим фактором эволюции является естественный отбор, так как только он из ненаправленных наследственных изменений отбирает те, которые лучше приспосабливают организмы к конкретным условиям существования.

Биологический вид

Вид – это основная структурная единица живой природы. Это совокупность особей, сходных по морфофизиологическим свойствам, имеющих общее происхождение, занимающих определенный ареал, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство

Критерии вида

    Морфологический;

    Генетический;

    Физиологический;

    Биохимический;

    Географический;

    Экологический.

В отдельности имеют относительный характер.


Форма существования вида

в конкретных условиях среды

Характеризуется

    Плотностью;

    Численностью

    Половым составом;

    Возрастным составом

    Генетическим

полиморфизмом


Популяция – это совокупность особей одного вида, длительно существующих на определенной территории и относительно изолированных от других особей того же вида.

Это элементарная единица эволюции.


Элементарные эволюционные факторы

Направляющие эволюционный процесс

Направляющие

эволюционный процесс


Естественный отбор

(на фоне борьбы за существование)

изоляция

Волны жизни

Поток и дрейф генов

Наследстве-

нная изменчивость


Географическая


Экологическая

Биологическая

Действуют в популяции, изменяя ее генофонд


Возможный результат – возникновение новых популяций, подвигов, видов.


Видообразование

(как результат микроэволюции)


Адаптации – результат эволюции

Адаптации , или приспособления – это закрепленные в ходе эволюции особенности строения, функционирования, поведения организмов к условиям среды.

Каждое приспособление и весь комплекс их вырабатываются на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений. Приспособленность организмов является результатом действия движущих сил эволюции в данных условиях существования.

Морфологические


Физиологические


Организменные


Биохимические

Видовые


Экологические (поведенческие)


Адаптации несут относительный характер. Это означает, что при изменении

Условий полезные признаки могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Приспособленность организмов

Форма тела :

    Торпедообразная

    Сучковидная,

листовидная

    Причудливая

Способствует избежанию образования завихрений потоков воды при движении.

Делает организм незаметным среди тех или иных предметов среды

Скрывает среди водорослей, коралловых полипов.

дельфины

Палочники, гусеницы пядениц

Морские коньки,

удильщики

Окраска тела:

    Покровительственная

    Расчленяющая

    Предостерегающая

Скрывает на фоне окружающей среды

То же на фоне полос света

Сохранение численности видов, обладающих ядовитыми, обжигающими, жалящими свойствами.

Заяц – беляк, белая куропатка, зеленый кузнечик.

Зебры, тигры

Пчелы, осы, жуки-нарывники, гусеницы бабочки-капустницы.

яйца, откладываемые кукушкой.

Иглы, колючки, кристаллы щавелевокислого калия, накапливающегося в колючках или листьях растений

Пассивная защита от поедания травоядными животными

Кактусы, шиповник, боярышник, крапива.

Твердые покровы тела

Пассивная защита от поедания плотоядными животными

Жуки, крабы, двустворчатые моллюски, черепахи, броненосцы.

Иглы

Пассивная защита

Ехидны, дикобразы, ежи.

Приспособительное поведение:

    Замирание

    Угрожающая поза

    Запасание корма

Переживание периода отсутствия или недостатка корма

Опоссумы, некоторые жуки, земноводные, птицы.

Бородатая ящерица, ушастая круглоголовка.

Кедровка, сойка, бурундук, белка, пищуха.

Забота о потомстве:

    Вынашивание икры в ротовой полости, в складке кожи на животе

    Постройка гнезда и выведение в нем потомства

    Выкармливание потомства

    Обеспечение будущего потомства пищей

Сохранение потомства

Самцы тиляпии, морского сомика галенхта, морского конька.

Некоторые рыбы (колюшки, петушки, макроподы), птицы, белки, мыши-малютки.

Птицы, млекопитающие.

Жуки – скарабеи, наездники, яйцееды.

Физиологические адаптации:

    Удаление избытка воды через почки в виде слабоконцентрированной мочи

    Потребление большого количества воды и выделение небольшого количества концентрированной мочи

Сохранение постоянства внутренней среды организма в условиях жизни в пресной воде

Сохранение постоянства внутренней среды организма в условиях жизни в морской среде

Пресноводные рыбы и земноводные.

Морские рыбы.

Видообразование

Видообразование – это процесс возникновения одного или нескольких новых видов на основе существовавшего ранее.

Способы видообразования

Аллопатрическое, Симпатрическое

или географическое

При условии географической Вид зарождается в пределах

изоляции генетическая материнской популяции

изоляция с возникновением

биологической изоляции

Микроэволюция и макроэволюция

Схема микроэволюции

Изменчивость

(мутации, их комбинации, модификации)


Популяция

(генетико–экологические

факторы )

Дрейф генов


Поток генов


Популяционные волны


Борьба за существования


Естественный отбор


Возникновение и совершенствование приспособлений

Видообразование


Изоляция

Формы осуществления макроэволюции

Дивергентная эволюция –

расхождение признаков организмов в ходе эволюции разных линий, возникших от общего предка.

Возникает в результате дизруптивного отбора, а также изоляции популяций.

При расхождении признаков отбором преимущественно сохраняются крайние формы. Органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение независимо от выполняемой ими функции, называются гомологичными.

Различия в строении клювов клеста – еловика и клеста – сосновика.

Конвергентная – результат приспособления организмов к исходным условиям жизни, схождение признаков у организмов разных систематических групп в процессе эволюции.

Схождение признаков затрагивает в основном лишь те органы, которые непосредственно связаны со сходными условиями среды.

Органы, выполняющие сходные функции, но имеющие принципиально различное строение и происхождение, называются аналогичными

Внешнее сходство европейского крота и сумчатого крота, сумчатого летуна и летяги; аналогичные органы: крылья бабочек и летучих мышей, жабры рыбы и рака, роющие конечности крота и медведки, плоская форма тела у скатов и камбалы, колючки кактуса и боярышника.

Параллельная

(форма конвергентного развития организмов) параллельное формирование сходных адаптивных признаков у родственных ранее дивергировавших групп.

В эволюции близкородственных групп организмов происходит независимое развитие сходных признаков.

У китообразных и ластоногих независимо друг от друга передние конечности превратились в ласты как приспособление к водному образу жизни. У разных групп кистеперых рыб развивались признаки земноводных. Признаки покрытосеменных растений независимо и параллельно развивались в разных линиях эволюции их предков.

Финитическая эволюция –

эволюционное приспособление одной систематической группы.

Возникновение новой систематической группы, отличной от исходной.

Филогенетический ряд предков лошади:

фенокадис эогипусс

миогиппус парагиппус

плиогиппус эквус.

Пути достижения биологического прогресса

ческий процесс, или арогенез (выход в новую адаптивную зону)

Сопровождается приобретением крупных изменений в строении (ароморфоз), существенно повышающих уровень организации организмов.

Возникающие аромор-

фозы не являются

приспособительными к каким-либо специальным условиям среды, носят общий характер и дают возможность расширить использование условий внешней среды, освоить новые места обитания.

Появление челюстей у позвоночных, появление скелета как места прикре- пления мышц, замена гладкой мускулатуры у червей на пучки поперечнополоса- той у членистоногих.

Аллогенез (внутри одной адаптивной зоны)

Сопровождается приобретением частных приспособлений к условиям среды, к определенным местообитаниям (идиоадаптаций) без изменения уровня организации.

Возникающие изменения носят приспособительный характер. Крайняя степень приспособления к конкретным, ограниченным условиям существования носит название специализации (переход к питанию только одним видом пищи, обитание в однородной среде и...) При быстром изменении условий среды организмы с узкой специализацией вымирают. Мелкие систематические группы (виды, роды, семейства) обычно возникают путем идиоадаптаций.

Покровительстве-

нная окраска животных, плоская форма тела скатов и комбалы, долотовидный клюв у дятлов, крючковидный клюв у хищных птиц, ласты у тюленей, китов; питание коала только листьями эвкалипта, колибри – только нектаром цветков тропических растений.

Катагенез , или морфофизиологический регресс.

Сопровождается упрощением организации, исчезновением органов активной жизни (общей дегенерации)

Главные направления эволюции

Биологический прогресс

(постоянное возрастание приспособленности организмов к условиям окружающей среды)

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ

Формы естественного отбора

распространение темно – окрашенных бабочек березовой пяденицы в условиях потемнения коры берез от постоянного задымления

Стабилизирующий

В неизменных, постоянных условиях существования

Против особей с возникающими крайними отклонениями от средней нормы выраженности признака

Сохранение и укрепление средней нормы проявления признака

Сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка (цветки должны соответствовать форме и величине тела насекомого – опылителя, строению его хоботка)

Дизруптивный

В изменяющихся условиях жизни

в пользу организмов, имеющих крайние отклонения от средней выраженности признака

Образование новых средних норм вместо прежней, переставшей соответствовать условиям жизни

При частых сильных ветрах на океанических островах сохраняются насекомые с хорошо развитыми или с рудиментарными крыльями

Группа I

Опорный конспект для самостоятельной работы обучающихся на тему: «Дробление».

Задание №1. Прочитайте опорный конспект.

Через несколько часов после оплодотворения наступает первый этап развития зародыша, называемый дроблением. Оплодотворённая яйцеклетка – зигота – начинает делиться митозом. Первое деление происходит в вертикальной плоскости, и зигота делится на две одинаковые клетки, которые называются бластомерами. Бластомеры не расходятся, а делятся ещё раз, и образуются уже 4 клетки. Третье деление происходит в горизонтальной плоскости, и из четырёх образуется 8 бластомеров. Далее продольные и поперечные деления сменяют друг друга, возникает всё больше бластомеров. Деления происходят очень быстро, бластомеры не растут, а даже – по мере последовательных делений – уменьшаются в размерах. Постепенно бластомеры располагаются в один слой и образуют полый шарик – бластулу. Полость внутри бластулы получила название бластоцели.

Особенности этапа

Схематический рисунок

Составить кластер.

Кластеры -

Группа II

Опорный конспект для самостоятельной работы обучающихся на тему: «Гаструляция».

Вскоре после образования бластулы наступает следующий этап развития зародыша – гаструляция. В процессе образования гаструлы продолжаются митотические деления клеток и происходят существенные изменения в строении зародыша. Наиболее широко распространённым способом образования гаструлы является впячивание внутрь участка стенки бластулы. При образовании гаструлы клетки делятся митозом очень быстро и число их резко увеличивается. В отличие от бластулы гаструла представляет собой двуслойный шарик, наружный слой клеток которого называют эктодермой. Внутренний слой гаструлы, выстилающий её полость, называют энтодермой. Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой, а отверстие, которое в неё ведёт, - первичным ртом.

Задание №2. Заполните таблицу «Этапы эмбриогенеза».

Основные этапы

Особенности этапа

Схематический рисунок

Составить кластер.

Памятка по составлению кластера.

Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

Группа III

Опорный конспект для самостоятельной работы обучающихся на тему: «Органогенез».

Задание №1. Прочитайте опорный конспект.

Деление клеток и их перемещение продолжаются и на следующем этапе развития зародыша – органогенезе. Из клеток, расположенных на границе между экто - и энтодермой, развивается средний зародышевый листок, или мезодерма. На стадии нейрулы начинается формирование органов и тканей. Из эктодермы начинается развитие нервной пластинки, а затем нервной трубки. Из неё впоследствии развиваются головной и спинной мозг. Остальная эктодерма даёт начало наружному слою кожи, органам зрения, слуха и обоняния. Клетки энтодермы образуют трубку – будущий кишечник, выросты которого впоследствии превращаются в печень, поджелудочную железу и лёгкие. Мезодерма даёт начало хорде, мышцам, почкам, хрящевому и костному скелету, а также сердечно – сосудистой и половой системам.

Задание №2. Заполните таблицу «Этапы эмбриогенеза».

Особенности этапа

Схематический рисунок

Составить кластер.

Памятка по составлению кластера.

Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

Опорные конспекты к блоку уроков «Клетки и ткани».

Раздел

Блок II

Тема урока

Опорный конспект

1.Строение живых организмов

Органы и системы органов. Организм – единое целое.

11 часов.

1. Органы цветковых растений. Виды корней, их видоизменения. Лабораторная работа «Типы корневых систем».

2. Микроскопическое строение корня. Лабораторная работа «Строение корня. Корневые волоски и чехлик».

3. Стебель – осевой орган. Виды стеблей. Лабораторная работа «Слои и клетки поперечного среза стебля».

4. Лист. Лабораторная работа «Внешнее и внутреннее строение листа». Видоизменения листа.

5. Почки растений. Лабораторная работа «Строение почек».

6. Виды побегов растений. Видоизменения побегов. Лабораторная работа «Строение клубня и луковицы».

7. Цветок. Лабораторная работа «Строение цветка». Соцветия.

8. Лабораторная работа «Строение семян однодольных и двудольных растений».

9. Лабораторная работа «Типы и виды плодов». Классификация плодов.

10. Органы и системы органов животных.

11. Контроль. Трёхуровневое тематическое тестирование по блоку уроков №2.

№5. «Уровень органов».

Опорный конспект к блоку уроков «Органы и системы органов».

Раздел

Блок I

Тема урока

Опорный конспект

2. Жизнедеятельность организмов

Питание и дыхание растений и животных.

2 часа.

1. Корневое и воздушное питание растений. Дыхание растений.

2. Питание и пищеварение животных. Дыхание животных.

№6 «ПЖО. Питание», №7 «ПЖО. Дыхание».

Блок II

Транспорт веществ в организмах и удаление продуктов распада.

3 часа.

1. Транспорт веществ в растении и удаление продуктов распада.

2. Транспорт веществ животных и удаление продуктов распада.

3. Обмен веществ и энергии растений и животных.

Контроль: по вариантам минитест по блокам №1, №2.

№8 «ПЖО. Транспорт веществ».

№9 «ПЖО. Выделение».

№10. «ПЖО. Обмен веществ и энергии».

Блок III

Опорно-двигательная система. Координация и регуляция.

3 часа.

1. Скелетные образования у растений и животных.

2. Особенности строения органов передвижения. Приспособления.

3. Нервная и эндокринная система животных. Координация и регуляция живых организмов.

№11 «О-Д система. Скелет».

№12 «Движение».

№13 «Координация и регуляция».

Блок IV

Размножение организмов. Рост и развитие.

5 часов.

1. Бесполое и половое размножение растений и грибов. Практическая работа «Черенкование растений, вегетативное размножение». (Самостоятельно дома по инструктивной карточке).

2. Бесполое и половое размножение животных.

3. Рост и развитие растений. Практическая работа «Проращивание семян растений». (Самостоятельно дома по инструктивной карточке).

4. Рост и развитие животных.

5. Контроль. Трёхуровневое тематическое тестирование по блокам №3, №4.

№14 «Размножение».

№15 «ОСР. Рост и развитие растений».

№16 «ОСР. Рост и развитие животных».

Опорные конспекты к разделу «Жизнедеятельность организмов».

Блок I

Тема урока

Опорный конспект

3. Организм и среда.

Факторы среды и природные сообщества.

2 часа .

1. Среда обитания и экологические факторы. Природные сообщества. Экскурсия.

2. Урок-обобщение (игра) «Живой организм». Урок за счёт внеклассной деятельности (1 час).

№17 «Экологические факторы. Природные сообщества».

Примечание: кроме контроля по блокам уроков проводится текущий контроль в разных формах и приёмах на усмотрение учителя и применительно к статусу класса. Обязательно проводится диагностика по применению опорного конспекта. Методы: анкетирование, собеседование, контроль и др. К планированию прилагается технологическая карта урока

Новое на сайте

>

Самое популярное