Домой Овощи Что такое пространство страны география. Пространство, территория в географии. Контрольные вопросы и задания

Что такое пространство страны география. Пространство, территория в географии. Контрольные вопросы и задания

Земля - не изолирована в космосе планета. Больше всего она связана с близко расположенными к ней телами Солнечной системы - Солнцем и Луной. Гравитационные поля удерживают Землю на околосолнечной орбите. Они же вместе с осевым вращением вызывают на поверхности планеты периодические приливы и отливы. Движение Земли происходит в сфере влияния солнечного ветра. Земля подвергается также воздействию рентгеновского и ультрафиолетового излучения, воспринимает радиоволны, лучевую и тепловую энергию, которая является движущей силой развития неживой и живой природы.

Масса Земли ежегодно растет примерно на 40 000 т в результате падения на ее поверхность метеоритов и космической пыли. Из далекого космоса постоянно поступают сильно ионизированные потоки излучений атомных ядер, преимущественно водорода. Космическое излучение и солнечный ветер - причины многих необычных природных явлений на Земле: полярных сияний, магнитных бурь, ионизации воздуха и др.

Влияние космоса Земля воспринимает не пассивно. С помощью своих индивидуальных уникальных планетных особенностей она его трансформирует, создает вокруг себя среду, отличное от космического. Мощные земные магнитное и гравитационное поля взаимодействуют с космическими, изменяя их усредненные характеристики, предоставляя им новых качественных свойств и количеств. Большинство метеоров, астероидов и комет сгорают в атмосфере Земли, не достигнув ее поверхности. С верхних слоев атмосферы часть атомов водорода и кислорода отрываются от планеты, выходят за пределы сил земного притяжения. Вследствие взаимодействия Земли с космосом образовалось пространство, названный М.М. Ермолаевым (1975.) Географическим. Географическое пространство охватывает сферу взаимодействия космических факторов с земными от верхней границы магнитосферы к поверхности Мохоровичича, то есть нижней границы земной коры. Поскольку это взаимодействие на разных вертикальных уровнях есть свои особенности, в географическом пространстве принято различать следующие четыре составные части.

1. Ближний космос. Верхний предел - предел магнитосферы (80-90 тыс. Км), нижняя - 1500-2000 км над поверхностью Земли. Здесь происходит наиболее тесное взаимодействие космических факторов с магнитным и гравитационным полями Земли. Из захваченных магнитным полем протонов и электронов образуется радиационный пояс вокруг планеты.

2. Высокая атмосфера. Нижняя граница ограничена стратопаузой. В ней происходит преобразование первичных космических лучей во вторичные, нагрев атмосферы, образование сплошного слоя озона.

3. Географическая оболочка. Находится между озоновым слоем и нижней границей активного слоя осадочных пород, на которые влияют экзогенные факторы. Это единственная оболочка в Солнечной системе и, возможно, во Вселенной, в которой взаимодействие космических факторов с земными создала благоприятные условия для зарождения и развития различных форм жизни.

4. Подстилающая кора. Простирается от нижней границы географической оболочки до поверхности Мохоровичича. Это арена эндогенных факторов, которые создают первичный рельеф планеты. Различные экзогенные процессы, движущей силой которых выступает солнечная энергия, постоянно видоизменяют первичный рельеф земной поверхности.

Концепция географического пространства научно обосновывает положение географической оболочки в сфере постоянного взаимодействия космических факторов с земными. Этот специфический околоземное пространство является необходимым условием для зарождения и развития жизни на планете. Его специальное изучение позволяет понять суть многих природных явлений и физико-географических процессов.

Географическое пространство охватывает огромную по протяженности сферу взаимодействия космических факторов с земными, которая по своему объему значительно превышает все вместе взятые внутренние геосферы планеты. В рамках этого пространства особое место принадлежит географической оболочке Земли из-за наличия в ней органического мира, что делает ее чрезвычайно сложной по строению, свойствам и динамикой. Процессы, протекающие во Вселенной, прежде всего на Солнце, очень активно на естественное состояние и функционирование всех околоземных оболочек, которые входят в состав географического пространства. Эти влияния и их механизм в наше время тщательно и всесторонне исследуют ученые.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое Вселенная? Как его еще называют?

2. Какие типы галактик или звездных скоплений вам известны?

3. Какие химические элементы в космосе является наиболее распространенные по массе?

4. Какие особенности строения Нашей Галактики?

5. Какая ближайшая к Земле звезда?

6. В чем отличия химического состава Солнца и Земли?

7. Что такое астрономическая единица длины?

8. Чем отличаются внутренние планеты от внешних?

9. Что отличает Землю от других планет?

10. В каких планет обнаружены астрономические кольца?

11. Какие химические элементы чаще всего встречаются в составе метеоритов?

12. Почему Луна повернута к Земле все время одной стороной?

13. Какие известные представления и гипотезы о происхождении Земли и других планет Солнечной системы?

14. Составьте схему строения Солнечной системы.

15. Какие солнечно-земные связи образуют географическое пространство Земли?


Я предлагаю вам фрагмент урока географии в профильном (социально-экономическом) 11 классе по теме: «Географическое положение города».

Этот урок я проводила в рамках городского семинара "Социальное проектирование как форма организации гражданского образования в условиях профилизации общеобразовательного учреждения".

С 2008 года я работаю по инновационному учебно-методическому комплексу «География. Профильный уровень. 10-11 класс», который стал победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования». Автор ИУМК В.Н. Холина – кандидат географических наук, заведующая кафедрой региональной экономики и географии экономического факультета Российского Университета Дружбы Народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Я предлагаю вам фрагмент урока в профильном 11 классе по теме: «Географическое положение города».

Перед вами карточка-матрица, которые поможет вам определить место данной темы в предпрофильном и профильном курсах географии:

Тема

Географическое положение города

Класс

Место в учебном плане

Раздел № 3 «Население России»

Раздел № 2 «Районы России»

Раздел № 1 «География в современном мире»

Раздел № 5 «Города и сельские поселения»

Тема № 14

«Где и как живут люди»

Тема № 3

«Европейская часть России»

Тема № 1

«География как наука»

Тема № 1

«Урбанизация»

Урок № 63 «Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов»

Урок № 25 «Москва – столица России»

Урок № 4 «Пространство – объект изучения географии»

Урок № 4 «Почему одни города растут, а другие нет»

Урок № 64 «Города России, исторические особенности формирования»

Урок № 26 «Города Центрального района»

Урок № 5 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

Урок № 5 «Почему одни города растут, а другие нет»

Урок № 65 «Города Ростовской области»

Урок № 30 «Города на старых водных путях»

Урок № 31 «Санкт - Петербург – «хозяйственный узел» России»

Урок № 32 «Санкт – Петербург – «вторая столица» России»

Урок № 38 «Крупнейшие города Поволжья»

Урок № 50 «Города Урала»

Цели урока

образовательные:

1. Изучить, как проходил процесс урбанизации в России.

2. Изучить типологию и функции городов.

3. Изучить значение городов в материальной и духовной жизни населения.

4. Познакомиться с проблемами городов.

развивающие:

1. Развивать умение анализировать статистические данные, карты.

образовательные:

1. Знакомство с городами России как центрами формирования обычай, традиций русского народа.

2. Знакомство с городами как промышленными узлами, их значением в хозяйстве страны.

3. Знакомство с экологическими проблемами городов.

развивающие:

1. Формирование умения давать характеристику города (промышленного узла) по картам и картосхемам.

образовательные:

1. Изучение объекта и предмета изучения географии.

2. Изучение концепции географического положения.

развивающие:

1. Развитие умения:

Работать с различными источниками информации;

Сопоставления картографических материалов;

2. Развитие навыков чтения карты.

образовательные:

1. Сформировать представление о географическом положении городов как о факторе их роста (упадка) и развития.

развивающие:

1. Развитие навыков географического мышления.

2. Развитие умения работать с разнообразными источниками информации.

Практическая работа

№ 17 «Нанесение на контурную карту городов миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны»

№ 9 «Сравнение городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны»

№ 1 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

№ 1 «Выбор места для строительства города»

Цели практической работы

1.Сформировать представление о неравномерности распределения городов миллионеров по территории РФ.

2. Выделение главной зоны расселения

1.Сформировать представление о разнообразных функциях, роли городов в значении страны

1. Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

2. Развивать аналитические способности обучающихся.

Итак, вы видите, что географическое положение города мы начинаем изучать на предпрофильном уровне в 8, 9 классах, актуализируя эту тему на профильном уровне в 10, 11 классах.

Учитель: Ребята, сейчас мы выполним с вами практическую работу «Выбор места для строительства города».

Цель работы:

Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

Развивать аналитические способности обучающихся.

Вы знаете, что ГП – это важнейший пространственный ресурс развития экономики, оно влияет не только на выбор места для строительства экономических объектов (предприятий), городов, но и активно воздействует на их функционирование.

Давайте вспомним факторы, влияющие на выбор оптимального места для создания городов.

Ученики:

Агроклиматические ресурсы (на начальных этапах развития общества важное значение имели климат, рельеф, наличие пресной воды).

Разделение труда (первоначально города играли функцию крепости, защиты от нападения врагов, с появлением ремесел между поселениями возникали торговые отношения, что привело к появлению продовольственных излишков, обеспечивающих возможность роста и развития города).

Природные ресурсы (которые сыграли важную роль в индустриализации общества, например, металлургия зародилась там, где компактно размещены месторождения каменного угля и железа).

Транспортные магистрали (пересечение главных или удобных национальных или международных торговых путей).

Учитель: А сейчас вам необходимо выбрать оптимальное место для размещения города в разные исторические периоды и обосновать свой выбор с использованием тех факторов, о которых мы сейчас говорили.

Работа с интерактивом: Обучающиеся по очереди выходят к доске, выполняют задание, объясняют свой выбор.

Ученик 1: (1600 год) читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что расположен у реки, а это запасы пресной воды, дешевое транспортное средство, выход к океану, есть возможность роста этого города.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: защита от нападения, перспективы роста города, наличие питьевой воды.

Учитель : И такой город есть на карте, давайте посмотрим историческую справку:

Большинство прибрежных городов размещены в удобных бухтах. Однако в последующие века эти выгоды географического положения могут остаться нереализованными.

Кроме бухты, важным преимуществом географического положения Нью-Йорка стала полноводная р. Гудзон, по которой морские суда могли подниматься до Олбани. В 1825 г. от Гудзона к Великим озерам был проложен Эри-канал, Нью-Йорк стал главным звеном самого дешевого водного пути из осваиваемого Среднего Запада к побережью. К тому времени, когда железные дороги стали главным транспортом, Нью-Йорк, казалось бы, должен лишиться преимуществ своего географического положения, набрал уже огромный потенциал, став бесспорным лидером среди городов не только США, но и мира.

Ученик 2: (1830 год) читает задание, выбирает букву В, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке В самое оптимальное место для строительства города, потому что есть выход к океану, значит возможно строительство удобной бухты. Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: близость к океану (внешние связи).

Учитель: к главным факторам можно еще отнести удобное расположение для защиты от нападения, близость ПР – лес, как строительный материал и источник отопления.

Ученик 3: (1860 год) читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что есть наличие пресной воды, проходит железная дорога, а это пересечение транспортных путей.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод, что ошиблась, выбирает точку Д, выполняет задание вновь, указывая те же факторы, учитывая, что нет угрозы наводнения.

Главный фактор: транспортная доступность.

Ученик 4: (1890 год) читает задание.

Анализируя план местности, могу сказать, что в выборе оптимального размещения города будет играть фактор транспортной доступности, но здесь возникает экологическая проблема.

Учитель: принимая во внимание, что в 1890г. экологический фактор не учитывался, т.к. движение было не таким интенсивным и автомобильная промышленность была только в зачатом состоянии.

Считаю, что в точке Б самое оптимальное место для строительства города, потому что здесь прослеживается транспортная доступность.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод:

Главные факторы выбора места: транспортная доступность.

Учитель:

Вывод: выбор места для строительства конкретного города определяется как выгодностью ГП, так и особенностями местоположения. Значимость этих факторов зависит от исторического периода и меняется с ходом социально-экономического развития общества.

Напишите аналитическую справку о том, как изменялась роль факторов ГП в ходе развития общества и экономики.

Выступления обучающихся…….

Учитель: С развитием общества и экономики менялась роль факторов ГП:

Сначала это была защита от враждебных индейцев и связь со Старым Светом (удобные бухты).

Затем наличие леса как строительного материала и источника отопления.

Транспортная доступность (пересечение транспортных магистралей).

Ученик и - экологический.

Учитель: Да, сейчас при выборе оптимального местоположения города добавляется ориентация и на экологический фактор.

Домашнее задание: Влияние этого фактора вы должны использовать при заполнении картосхемы оптимального расположения города в 2007 году в вашей рабочей тетради на стр. 5.


Географическое пространство - одно из важнейших понятий географии и геополитики. И, вместе с тем, одно из самых дискуссионных. Оно было объектом пристального внимания в отечественной литературе в советское время, продолжает обсуждаться и теперь [Гладкий 2010; Осипов 2010]. Наиболее фундаментальным из реально существующих можно считать физическое пространство. Но и оно понимается по-разному. Еще в советский период наметилась тенденция различной интерпретации данного понятия представителями естественной и общественной отраслей географии [см. напр.: Лазуков, Лямин 1987, с. 38]:

  • 1) пространство как бытие саморазвивающихся объектов и географической оболочки в целом, связанное с «географической формой движения материи» и изучаемое преимущественно естественной географией;
  • 2) реляционное пространство как пространственные отношения, изучаемые экономической и, отчасти, физической географией - математико-геометрическая формализация, изменение явлений от места к месту, территориальность, хорологические модели и т.п.;
  • 3) третьим вариантом является восприятие пространства в качестве «контейнера», т.е. как простого вместилища для материи, объектов и процессов (абсолютное или «ньютоновское» пространство).

Соответственно, представители естественнонаучных отраслей географии (как и некоторые борцы с «буржуазной хорологией» в среде эко-номико-географов) возражали против «пространственной» сущности самой географии в том случае, если пространство понимать как реляционное. И действительно, естественную географию зачастую больше интересует внутреннее строение и химический состав географических объектов, нежели их пространственное размещение. В.А. Анучин, исходя из положения, что реальна лишь материя, считал, что само «пространство... не может быть предметом науки как нечто несуществующее» (курсив мой.- А.Е .)» [Анучин 1982, с. 17]. На этом же основании

Подробнее см. в [Елацков 2012].

Н.К. Мукитанов разделял географическое знание на содержательный и формальный уровни [Мукитанов 1985]. Далее, при внимательном и обобщенном рассмотрении понятий оказывается, что и привычные для определения пространства и времени свойства протяженности и длительности не являются универсальными. В их основе лежат более фундаментальные признаки - устойчивость и изменчивость отношений и состояний. «Необходимость понятия пространства в физике была продиктована относительной устойчивостью твердых тел, необходимость всеобщей категории пространства диктуется наличием отношений устойчивых величин в объектах любой природы» [Сагатовский 1973, с. 197]. И действительно, при абстрактной абсолютной изменчивости невозможны даже единицы измерения пространства, а при абсолютной устойчивости - единицы времени.

Представленные варианты интерпретации вполне приемлемы для дискуссии о пространстве вообще. Однако геопространство обладает и специфическими свойствами. Для его рассмотрения можно отталкиваться от любой из приведенных позиций, хотя явным преимуществом обладает реляционная концепция [Магйг 1983]. При последовательном применении названные подходы сводятся к почти одинаковому результату. Не случайно в географическом энциклопедическом словаре через точку с запятой приводятся два разных определения геопространства, представляемые в единстве [Географический... 1988, с. 56]. Для геопространства неизбежно используется собственная геоцентрическая система отсчета, привязанная к физическому телу планеты. При этом любые части планеты только в совокупности, связанные особыми отношениями , составляют Землю. И здесь уже не важно, как понимать пространство вообще. Как справедливо отмечал Э.Б. Алаев, «для географа географическое пространство - в отличие от восприятия философом понятия пространства - всегда есть форма, неразрывно связанная с содержанием» [Алаев 1983, с. 104]. Задание неинерциальной системы отсчета также означает, что любые явления, соотносимые с ней, неизбежно имеют временную характеристику (даже если мы от нее абстрагируемся). Конкретных же определений может быть много. Однако, как отмечает Ю.Н. Гладкий, в подавляющем числе дефиниций не удается избежать логического круга - определения геопространства через геообъекты и т.п. [Гладкий 2010, с. 236].

«Строительным материалом» пространства-времени являются события (они обладают как временной, так и пространственной определенностью) [Мостепаненко 1974, с. 48]. Для исследовательских задач мы вынуждены время дискретизировать - разбивать на моменты и ситуации (в этом нам помогает неравномерность изменений). Так же мы дискретизируем и пространство (обычно ориентируясь на его неравномерность). Таким образом, «момент» и «место» (как и объединяющее их «событие») - это особые отношения внутри геопространства, выявленные или вымышленные наблюдателем. Каждому географическому объекту или процессу присуще свое индивидуальное (собственное) геопространство.

Некоторую неопределенность в интерпретации геопространства вызвала попытка введения понятия «единое географическое поле» или «геополе». С рассматриваемых нами позиций можно утверждать, что геопространство пронизано множеством полей разной природы. Однако ряд авторов противопоставляют «единое геополе» геопространству как более узкому «статичному» понятию. Но географическое пространство без времени - это какое угодно пространство, но только не географическое. «Концепция географического поля в ее нынешнем виде проливает слишком мало света на сущность географической науки» [Гладкий 2010, с. 190].

Каковы же границы геопространства? Их можно связывать, например, с магнитным и гравитационным полями планеты [Осипов 2010, с. 128] или с географической оболочкой 1 . Правда, поиск четких формальных границ может приводить к тому, что «пространство и место сводятся всего лишь к объему, к площади, т.е. к тривиальному вместилищу» [Костинский 1997, с. 22]. Потому гео пространство определяется не столько по размерам, сколько по содержанию. Границы «гуманитарного пространства», по Ю.Н. Гладкому, совпадают с границами очеловеченной природы [Гладкий 2010, с. 242], но она уже не ограничивается приповерхностным слоем планеты. Особое значение это имеет для современной политической географии и геополитики, обзаведшихся астрополитическими или космогеополитическими разделами [Пырин 2011; Dollman 2002]. Э. Доллман пишет: «Следуя примерам сэра Хэлфорда Маккиндера и Николаса Спайкмена, неоклассическая астрополитика утверждает: Кто контролирует низкую околоземную орбиту, тот командует ближним космосом; Кто командует ближним космосом, тот доминирует на Земле; Кто доминирует на Земле, тот определяет судьбу человечества» . Современная военная география наряду с Мировым океаном и атмосферой рассматривает и околоземное космическое пространство .

Таким образом, имеет смысл в качестве верхней границы использовать пояс Кларка (геостационарная орбита, 35786 км над уровнем моря) - весьма уникальную, стратегически важную и географически привязанную часть пространства. Именно здесь предлагается проводить внешнюю границу околоземного космоса . Однако абсолютизировать эту границу не следует. Спутники на высоких эллиптических орбитах, выгодные для обслуживания приполярных районов Земли, достигают в апогее до 50 тыс. км высоты. Следует также отметить, что англоязычный термин geospace, в отличие от geographic(al) space, часто означает именно околоземный космос (дословно - «геокосмос»), во многих исследованиях сопоставляемый с магнитосферой Земли.

Граница географической оболочки проводится разными авторами по озоновому слою, тропо- или стратопаузе, т.е. от 10 до 50 км над уровнем моря.

странство в его максимальном объеме (в широком смысле, геопро-странство-Г). «Связанную с Землей часть универсума, т.е. всего объективного материального мира» Э.Б. Алаев называл геоверсумом, но нерационально ограничивал его лишь географической оболочкой [Алаев 1983, с. 18]. Обитаемую человеком часть этого геопространства принято именовать Ойкуменой. Во-вторых, выделяется собственно географическое пространство (в узком смысле, геопространство-11). О.И. Шаблий еще в 1977 г. высказывал мысль, что «геопространство - это подпространство системы земных пространств» [цит. по: Лазуков, Лямин 1987, с. 28]. А. Геттнер считал, что «явления, которые лишены... связи с другими явлениями той же самой области земли... не входят в область географического рассмотрения» [Геттнер 1930, с. 119-120]. Н.Н. Баранский высказывал максиму, что «того, что есть везде, в географии не должно быть нигде». Конечно, при таком взгляде очевидно, что география -лишь одна из наук, изучающих геопространство. Есть и политические явления, которые не входят в объект политической географии. В определенном смысле можно считать, что геопространство-1 и геопространство-11 соотносятся между собой как объект и предмет географической науки.

С точки зрения Н.В. Каледина, геопространство, с которым и имеет дело политическая география, - это «многогранное единство материального субстрата... ряда планетарных сфер - природной, экономической, социальной, этнической, политической, экологической, идеологической и др., - в условиях которого осуществляется разнообразная деятельность общества, в том числе политическая» [Каледин 1996, с. 81]. С этим, по-видимому, можно согласиться, за исключением обязательной привязки к человеческой деятельности, что отождествляет геопространство лишь со средой. Таким образом, геопространство состоит из геосфер разной природы, сложившихся вокруг центра масс Земли. Одной из частных геосфер выступает политическое пространство, представляющее собой «не пространство физических тел, в котором осуществляется политическая деятельность, а сама эта деятельность, взятая с атрибутивной точки зрения» [Аксенов 1993, с. 64]. Надо отметить, что предпочтительнее говорить о политическом геопространстве , поскольку термин «политическое пространство» в политологии часто используется исключительно в функциональном смысле.

Для каждой геосферы характерны особые параметры устойчивости и изменчивости и, следовательно, они могут рассматриваться как отдельные географические (под)пространства. Более того, соотношение устойчивости и изменчивости неравномерно внутри одной и той же геосферы. В этом контексте можно упомянуть, например, разную скорость демографического перехода. Политолог А.Ю. Мельвиль утверждает: «...Разные группы стран в каком-то смысле живут в разном политическом времени. Отсюда, в частности, серьезная методологическая проблема для их синхронных сравнений» [Мельвиль 2007, с. 119]. Процессы, протекающие в разных функциональных геосферах на протяжении всей человеческой истории, имеют фундаментальный характер для развивающихся на их основе политических явлений. Кратко обозначим их. Это демографический процесс, этногенез, общественное и территориальное разделение труда, социальная и политическая организация общества, интернационализация и глобализация, духовное и культурное развитие, цивилизационный процесс, формационный процесс, уплотнение пространства, динамика природной среды.

Общественно-географические пространства (политическое, экономическое, конфессиональное и т.п.), в свою очередь, складываются из нескольких компонентов (подпространств), включающих:

  • субъектов;
  • функциональную инфраструктуру;
  • индивидуальное и массовое сознание;
  • специфические формы деятельности;
  • институты;
  • ресурсную среду данной деятельности.

Любое функциональное геопространство тесно связано и с иными геосферами, причем от места к месту эта связь различна.

Значительные дискуссии вызвало понятие «ноосфера», введенное в отечественную науку В.И. Вернадским. Самым радикальным подходом, следуя Тейяру де Шардену, стала интерпретация ноосферы как идеального или ментального пространства планеты. Эта интерпретация, правда, вызвала отрицательную реакцию географов-марксистов [напр.: Анучин 1982, с. 40]. Однако такой подход к настоящему времени получил широкое распространение. Альтернативный и менее спорный термин в этом случае - психосфера (предложен Н.Н. Ланге). При этом географические элементы так понимаемой ноосферы локализуются через людей и их сообщества. Внутри ментальной геосферы (ноосферы или психосферы) складываются виртуальные образные геопространства, представляющие собой отображение геопространства на индивидуальное и коллективное сознание в форме образов (в том числе политикогеографических) [Замятин 2004]. Изучению географических образов в отечественной науке уделяется всё большее внимание, хотя на Западе подобные исследования проводились в рамках бихевиористской географии еще с середины XX века [см.: Джонстон 1987, с. 197]. В нашей стране, однако, это направление ранее расценивалось как антисциентизм и отход от научных принципов познания [Мукитанов 1985, с. 115- 116]. Хотя, скорее, это переход из области географии в область психологии и культурологии. Содержание географического образа является лишь упрощенной и искаженной индивидуальной моделью геопространства. Но сами образы, как локализованные через людей-носителей идеальные сущности, являются для стороннего наблюдателя элементами ноосферы и частями реального геопространства. И в этом качестве интересны для географии.

Если следовать Д.Н. Замятину, то сначала в когнитивное политическое пространство включаются географические маркеры (яркие элементы, локализуемые сознанием в геопространстве и создающие субъективную систему координат), на основе которых оформляются политико-географические образы [Замятин 2004, с. 106]. Немаркированные объекты могут «выпадать» из образного пространства (оно «искривляется», например, вдоль дорог). В контексте географии основой для выделения когнитивного геопространства стало то, что исследователи поняли: они не только «открывают» географическую реальность, но и сами ее конструируют [Костинский 1997, с. 18]. Всё чаще начинает использоваться и понятие «виртуальное информационное пространство» (киберпространство), которое стягивает геопространство к виртуальной информационной точке. Однако надо учитывать, что без реального геопространства нет и порожденного им виртуального, но не наоборот. Хотя бы из-за территориальной привязки оборудования и его пользователей.

Метрические и топологические параметры разных геосфер или подпространств не одинаковы. Но как минимум одно измерение должно выделяться на основе топологии физического геопространства. Здесь может возникнуть правомерный вопрос: разве достаточно лишь одного географического измерения, если любая территория считается минимум двумерной? На наш взгляд - да. В частности, если в статистических данных представлены только лишь широтные различия и закономерности, то эти данные уже являются геопространственными. Метрика же самого подпространства зависит от его типа. Так, расстояния и удаленность оцениваются не только в километрах, но и в терминах издержек, времени перемещения, общественных контактов и т.п.

В XX веке «пространство» стало трактоваться очень широко. Абстрактные пространства, разработанные математикой, получили большое распространение в социальных, гуманитарных и географических исследованиях. Нас особо интересует функциональное пространство. Одно из основных его отличий в том, что в нем не сохраняется геопространственная топология, а системы координат никак не связаны с планетарной и в общем случае не могут быть к ней преобразованы. Так, в функциональном политическом пространстве система координат исключительно политическая: «Политическое пространство не совпадает с пространством геометрическим (физическим). Тех, кто имеет над нами власть, мы по традиции ассоциируем с «верхом», а между тем начальник может сидеть на одном этаже с подчиненными» [Баталов 1995, с. 90]. К геопространству «привязано» множество функциональных пространств, включая политическое. Их составляют не только материальные объекты, но и идеальные образования разной природы. Любая функциональная система, имеющая в качестве элементов геообъекты - геопространственна. Правда, от этого она еще не становится географической. По Ю.Н. Гладкому, «неустранимая специфика географии состоит в том, что пространство в ней ассоциируется с неточечностью структуры собственных объектов... Гуманитарное пространство, изучаемое... экономикой и другими дисциплинами общественного цикла, связывается преимущественно с точечной структурой объектов...» [Гладкий 2010, с. 240].

Геодезия(в переводе с греч. «деление земли») - это наука, предметом познания которой является фигура Земли (форма ее поверхности в целом) и ее размеры, изображение земной по­верхности на планах и картах.

На сегодняшний день геодезисты достоверно определили размеры и фигуру Земли, создали государственную геодезическую сеть (см. 4.2), что позволяет, в свою очередь, иметь адекватно отражающие действительность карты, моделировать географическое пространство.

Геодезические измерения производятся специальными высоко­точными приборами (теодолитами, светодальномерами, нивелира­ми) на поверхности Земли, в ее недрах, атмосфере и космосе. Ре­зультаты геодезических измерений подвергаются обработке с помощью ЭВМ.

Можно сказать, что геодезия изучает уровенную поверхность Зем­ли, т. е. изучает целое. Но это целое состоит из частей - неболь­ших по площади участков физической поверхности, на которой жи 1 -ве"т и работает человек. Их изучение, изображение на планах и картах в результате специальных работ, которые называются съемками, яв­ляется предметом топографии («топо» - место, «графо» - пишу).

Топографией называется дисциплина, изучающая способы и методы изображения незначительных по площади участков мест­ности на топографических картах (планах). , 4 ,

Топографические съемки представляют собой комплекс работ по созданию оригинала топографической карты, плана.

Было время, когда топографию некоторые называли низшей ге­одезией. Это так же нелепо, как называть арифметику низшей ал­геброй. К нашему времени сложилось правильное представление о высшей геодезии как о научной дисциплине, призванной разраба­тывать методы и способы определения размеров Земли и ее фор­мы. В ее компетенцию входит также изучение горизонтальных и вертикальных движений земной коры.

Хорошо сказал о связи геодезии и топографии профессор В. В. Вит-ковский: «Обширность суши принуждает изучать ее по частям, а исследование частей требует знания целого: это целое, т. е. общий вид и размеры Земли, изучается в геодезии».

Таким образом, все три науки - геодезия, топография и карто­графия - тесно связаны между собой. Из геодезии известно пред­ставление о целом - о фигуре Земли и ее размерах; топография позволяет создавать карты местности небольших по площади тер­риторий (отметим, что эти карты существуют для обширных про­странств страны); картография владеет методами графического изображения этого земного пространства во всем его разнообра­зии и любой размерности.

Карты позволяют одновременно увидеть пространство любой величины - от небольшого участка местности до земной поверх­ности в целом. Они содержат необходимые качественные и коли­чественные характеристики, позволяют получать различные карто-метрические параметры, т. е. картографическую информацию, пригодную для дальнейшего анализа. Только с помощью картогра­фической информации можно установить некоторые природные и социальные закономерности распространения явлений, дать нагляд­ное представление о размещении объектов и явлений, их сочетании, взаимодействии как в прошлом, так и в настоящее время. Карта «хранит» пространство и время в модельном графическом виде.



Карта на уроках географии, истории, биологии и др.- средст­во научного познания, активизации мышления. Изобразить явление на карте - значит понять его структуру и сущность.

Часто создание карт становится целью работы большого коллек­тива специалистов, задачей экспедиционных исследований (например, геологическое, почвенное, геоботаническое, ландшафтное картирова­ние). И наоборот, предварительно изучаются карты, если начинается исследование какого-то региона. Поэтому справедливо утверждение Н. Н. Баранского, что карта - «альфа и омега» географии.

Картографические знания необходимы специалисту для:

формирования пространственного мышления;

умения работать с картографическими моделями с целью полу­чения информации;

составления карт и изображения специальной информации в графическом виде в целях исследования закономерностей и особен­ностей пространственного распространения географических явлений;

использования картографического метода в обучении географии и другим наукам, связанным с познанием географического прост­ранства, с закономерностями распространения явлений и процессов.

О месте картографии в системе географических наук дает пред­ставление рисунок 1.

Рис. 1. Место картографии в системе наук (по Н. К- Мукшпанову, 1985)

Господство геометрии - языка пространственных форм - сто­летия было безусловным в географии. Развитие идеи о социальном пространстве предполагает разработку другой системы для описа­ния пространственных соотношений и структур.

Способом описания, изображения, накопления информации яв­ляется самый географичный способ - картографический.

Карта «написана» образно-географическим языком, который не знает барьеров. Однако он имеет свои черты в разных странах, от­ражая их особенности и уровень развития в разные эпохи. Доста­точно вспомнить китайские карты на шелке, монастырские средне­вековые схемы мироздания, навигационные карты эпохи Великих географических открытий (портоланы), богатые историческими све­дениями русские «чертежи», современные атласы, электронные карты, различные геоинформационные системы, чтобы убедиться в том, что каждая эпоха оставляет памятники, в том числе и карты. В этом неоценимое значение картографии.

Карты используются в научных исследованиях, но умение рабо­тать с графически выраженной информацией необходимо не только специалистам, но и весьма широкому кругу лиц как в сфере управ­ления, бизнеса, предпринимательства, так и в случае обеспечения, например, личной экологической безопасности, любой потребности человека. Карта представляет собой источник информации для лю­дей разных профессий - учителей, экологов, экономистов, инжене­ров, агрономов, военачальников, управленцев, путешественников.

При этом центральное место занимает знание языка карты, вы­работанного человечеством в процессе развития культуры как раз для анализа пространственного распределения информации о при­родных и общественных процессах. Приобретение умений работать с географической информацией, совершать с ней мысленные дей­ствия, решать конкретные задачи, преобразовывать и составлять географическое описание поля своих возможных действий - обя­зательное качество образованного человека.

Разработка методов использования карт как средства научного исследования - главная задача современной картографии.

Отметим еще одну важную черту картографии, состоящую в развитии ее познавательных функций как средства исследования объективного мира и приобретения новых знаний.

Познавательное свойство карт объяснимо, если понимать их как графические модели, с помощью которых изучается реально су­ществующий мир.

В наше время значение картографии усиливается еще тем, что меняется информационная база управления социальным и экономи­ческим развитием общества на всех уровнях - от федерального до местного.

Пространственно распределенная географическая информация в виде тематических карт, электронных карт, различных геоинформа­ционных систем начинает и будет занимать ведущее место в инфор­мационном обеспечении управления развитием общества.

Картография тесно сотрудничает с математикой, вычислитель­ной техникой, автоматикой, с космической съемкой, науками о Земле и обществе, с философской теорией познания.

Особое значение имеют связи картографии с информатикой. Много усилий приложили картографы, особенно ученые Москов­ского государственного университета, чтобы исследовать отноше­ния между картографией и теорией передачи информации.

1.2. Представление о географическом пространстве и картография

Пространство - время, как известно, всеобщая форма бытия, форма существования материи. Пространственная протяженность присуща всем материальным объектам. Пространство обладает несколькими измерениями. Координаты объекта характеризуют его положение по отношению к соседним сосуществующим объ­ектам.

На картах можно отразить все многообразие природных и со­циальных явлений, имеющих пространственное распространение. В связи с этим необходимо рассмотреть понятие о географическом пространстве, которое опирается на представления геометрии, фи­зики, а также философии.

Изначально, практически, понятие пространства опирается на человеческий опыт. В наиболее элементарной форме это опыт зрения и осязания. Считалось, что география начинается с ощу­щения расстояния, со сравнения мест, разделенных этим рассто­янием. Простое описание места древние греки называли топогра­фией.

Сравнение двух местностей может быть произведено двумя пу­тями: в виде «образа» (так называемый художественно-страновед­ческий подход, который ближе к искусству, чем к науке) и в виде логической схемы, например карты.

Со страноведческим подходом мы встречаемся в произведениях Гомера, Страбона; пример логического подхода - карты Эратосфе-на, Птолемея.

Можно сказать, что человечеством пройден путь от первона­чального чувственного восприятия пространства до его точного изображения средствами картографии.

1.2.1. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА 1

Как известно, геометрию называют языком пространственных форм, и присутствие частички «ге» - свидетельство того, что в древности изучались формы и поверхности Земли.

1 Этот раздел интересен для знакомства с ходом научной мысли в связи с формированием пространственных представлений. Подробнее см.: Харвей Д. Научное объяснение в географии.- М., 1974,

Представления о пространстве можно отобразить с помощью различных (но отвечающих своему назначению) формализованных систем геометрии.

Первая попытка Евклида подвести основу под эмпирические на­блюдения и частные теории, которые накопились в Древнем Вави­лоне, Египте, Греции, завершилась созданием модели аксиоматиче­ского подхода - геометрической системы, имеющей чрезвычайно широкое применение. «Начала», написанные Эвклидом около 300 г. до н. э., направляли и активизировали геометрическую мысль более 2000 лет.

Геометрия Евклида с достаточной точностью отражает свойства реального физического пространства. Однако в космических мас­штабах Евклидова геометрия может рассматриваться лишь как первое приближение к описанию реального устройства географиче­ского пространства. Евклидово трехмерное пространство представ­ляет приближенный абстрактный образ реального пространства.

Само понятие пространства в математике сложилось в резуль­тате постепенного, все более широкого обобщения и видоизмене­ния понятий геометрии, которые появлялись в связи с развитием математики, физики, механики.

В конце XV столетия большое значение стала занимать разра­ботка проективной геометрии, и лишь в конце XIX в. она стала по­ниматься как неэвклидова.

В период между появлением «Начал» и разработкой неевкли­довых геометрий успехом геометрии было изложение ее задач в ал­гебраическом виде. В Древнем Египте и Вавилоне, видимо, поль­зовались для решения пространственных задач системой координат, но только в XVII в. Декарт убедительно показал, что каждый гео­метрический результат может быть приведен к алгебраическому. (Так, любая точка плоскости может быть представлена двумя ко­ординатами, указывающими на расстояние от этой точки до двух осей.)

На концепции Декарта опираются и разработанные позднее аналитическая и дифференциальная геометрия.

В большей части геометрических систем исходная поверхность плоская, а изменяются соотношения между объектами, помещен­ными на этой поверхности. Отсюда открывается подход к построе­нию систем посредством геодезических линий. В системе Евклида прямая определяется как кратчайший путь между двумя точками. (Все подобные пути называются геодезическими линиями.) В нача­ле XIX в. математик К- Ф. Гаусс изучал свойства таких кратчайших путей на искривленных поверхностях (проекция Гаусса - Крюгера для топографических карт). Г. Ф. Риман обобщил идеи Гаусса о гео­дезических линиях и убедительно показал, что различные системы геометрии есть частные случаи того, что впоследствии было назва­но геометрией Римановых пространств. Особенность подхода Рима-на состоит в том, что нужный тип геометрии пространства обус­ловлен правилами, принятыми (или неявно используемыми) для проведения пространственных измерений. Теория, намеченная Ри-маном, оказалась столь общей, что может быть распространена бо­лее чем на три измерения. Исходя из нее, можно рассматривать и л-мерное пространство.

Русский математик Н. И. Лобачевский - основоположник не­эвклидовой геометрии - понимал пространство как протяжен­ность, присущую всем материальным объектам.

По Лобачевскому, прийти к понятию пространства можно, рас­сматривая мир как бесконечную последовательность граничащих друг с другом материальных тел и отвлекаясь от всех других их свойств. В этом случае свойства пространства - геометрические свойства материальных тел.

Далее с развитием науки было осознано, что вопрос о матема­тическом пространстве отличается от вопроса о физическом прост­ранстве. Геометрия Римана не имела очевидного приложения к фи­зике, однако А. Эйнштейн доказал, что структура Вселенной близка к Евклидовой.

Анализ различных систем геодезических линий, их связи с раз­личными системами координат и теми разнообразными формами поверхностей, к которым эти формы привязаны, представляет не­посредственный путь к созданию новых систем геометрии. В конце XIX в. Ф. Клейн избрал путь построения геометрической системы, исходя из топологических характеристик объектов. Его система по сути неметрическая, что само по себе знаменательно как указание на качественную природу многих математических представлений.

Топология опирается на некоторые существенные свойства. На­пример, существенное отличие сферы от плоскости состоит в том, что сфера замкнута и конечна, тогда как плоскость незамкнута и бесконечна. Отсюда представления о характере изображения сфе­ры на плоскости, т. е. традиционная методическая задача о карто­графических проекциях - изображение параллелей и меридианов на плоскости. Возможны различные пути ее решения. Птолемей и Меркатор искали конкретное решение, выводя его из геометрии. Современный взгляд на картографические проекции опирается на понятия проективной и аналитической геометрии.

Фундаментальным оказался вклад Гаусса. Он не стал просто ре­шать задачу об отображении сферы на плоскости, а рассмотрел бо­лее общий вопрос о таком отображении любой произвольной по­верхности на другую произвольную поверхность, при котором сохраняются отношения подобия. В развитие этих работ он создал дифференциальную геометрию, которая лежит в основе современ­ных работ по картографическим проекциям.

Географический аспект этого вопроса заключается в том, что историю географии частично можно рассматривать как историю развития пространственных представлений, поскольку методологически пространство является основным организующим понятием в географии. В эмпирических работах географы часто прибегают к формализованным пространственным языкам при рассмотрении конкретных географических задач.

В географии, картографии, как и во многих других науках, гос­подство геометрии Евклида было безусловным многие столетия; считалось, что этот язык единственно возможный для обсуждения пространственных проблем. Развитие новых идей и представлений о сложном социальном пространстве потребовало поиска другой системы для описания пространственных структур. Такие языки в ряде случаев нашлись, и возникла необходимость уметь перехо­дить от одного пространственного языка к другому. Поэтому об­суждение развития природы пространственных представлений не­обходимо прежде, чем изучение собственно графикации геопространства.

Простой пример применения формализованного языка в геогра­фии - применение системы координат. Так, пункты на поверхнос­ти Земли называют собственными именами, но можно заменить их названия соответствующими географическими координатами и ус­тановить общие соотношения между ними на этом пространствен­ном языке широт и долгот.

В общем виде положение объекта или явления в пространстве и во времени можно описать исходя из системы четырех координат (х, у, z, t).

Несомненно то, что понятие «геопространство» является мно­гозначным, и его можно рассматривать по-разному, многомерно.

Понятие о географическом пространстве, его структуре необхо­димо для понимания сущности картографического моделирования - адекватного и полного отображения явлений и объектов природно­го и социально-экономического характера графическими способами.

В пределах земной оболочки основная форма пространства - географическое пространство, геопространство (ГП).

Землеведческое представление о геопространстве разработано М. М. Ермолаевым в 60-х гг. Он выделил географическое прост­ранство, воздействующее на географическую оболочку извне и из­нутри. Пределом геопространства извне считалась граница геофи­зического поля Земли (до 60 тыс. км от земной поверхности). Внутри Земли геопространство простирается до основания земной коры (менее 100 км -до границы Мохоровичича 1).

Данное представление лишь интерпретирует общенаучное фи­лософское понятие пространства и времени, выполняя преимуще­ственно методологические функции применительно к специфике изучаемого географией материального мира, будь то географичес­кая оболочка, географическая среда, ландшафт, геосистема и т. п.

Для географа геопространство всегда есть среда, форма, нераз­рывно связанные с содержанием. Можно сказать, что географическое пространство в самом общем понимании - это форма существования материальных систем в пределах географической оболочки.

См.: Введение в физическую географию.- М., 1973. .

Рис. 2. Схема географического прост­ранства как единства геосистем (по У. И. Мересте и С. Я- Ныммику)

Все, что имеется в мире, принадлежит к какой-либо гео­системе: формы рельефа - к геоморфологической, озера, мо­ря - к гидрологической, насе­ление - к демографической и т. д. Следовательно, геопрост­ранство - отношение между геосистемными компонентами в пределах конкретной террито­рии. Различие между террито­рией и геопространством в том, что территория, как таковая (поверхность Земли, точнее, су­ши является суммой отдельных территорий), служит общим фо­ном (ареной) расположения различных природных и общест­венных геосистем. Территории присуща площадь, конфигура­ция - место расположения.

Принято считать, что гео­пространство - это сложный, постоянно развивающийся при-родно-социальный комплекс, «взаимосвязь основных обще­ственных процессов и естест­венных обстоятельств, на кото­рых строится планетная цивилизация» 1 . В географии широко используется идея множества пространств для описания самых раз­личных явлений - социальных, политических, природных.

Можно уточнить, что геопространство - это порядок взаимно­го размещения объективно существующих геосистем. Этот порядок может быть описан определенными параметрами, координатами, различными характеристиками. Приставка «re» уточняет принад­лежность систем к земному пространству, к географической обо­лочке, определяет возможность изобразить их в пределах какой-ли­бо "территории (рис. 2).

Географы используют два термина - пространство и территория, зачастую наполняя их одним смыслом. Так, в «Географическом энциклопедическом словаре» (1988, с. 56) понятие географического пространства определяется путем переноса термина «пространство» из философии в географию по аналогии, но с учетом особенностей Земли как планеты.

В философии «пространство» - это универсальная форма бытия, которая неотделима от материи и времени; это абстрактное понятие, выражающее существование связи вещей друг с другом, а также порядок их размещения относительно друг друга. И в географии, очевидно, пространство должно пониматься как философская концептуальная категория, как объективная, всеобщая и познаваемая форма существования географических объектов.

В последнее время произошел отход от физикалистской его трактовки. Делаются попытки выделения разных типов пространств, связанных с теми или иными сторонами бытия:

- Физический тип пространства, являющийся базовым. Следует подчеркнуть, что его нельзя отождествлять с пространством как универсальной формой движения материи, так как последняя является абстрактно-философским понятием. . «

- Биологическое пространство, существование которого доказано в этологии - одной из ветвей науки о поведении животных в природной среде.

- Социальное пространство как пространство, регулирующее отношения в обществе. В «Российской социологической энциклопедии» ему дано следующее определение:

Пространство социальное - атрибутивная форма существования и развития социально организованной материи (общества). Пространство социальное выражает сосуществование и взаимодействие различных сторон и моментов социального бытия, характеризует протяженность, плотность и структуру общественной формы движения материи.

Это достаточно формалистическое определение ранее трактовалось в «Кратком словаре по социологии» более содержательно: «Пространство социальное - социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, «пространства» (условий, возможностей) их развития».

- Социально-психологическое пространство как субъектно воспринимаемое пространство. На Западе в 1960-70-е годы широкое распространение получила география восприятия пространства. Этот важный для познания вид пространства философски не противоречит материализму. Ведь сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

Географы используют, как правило, простые представления о пространстве, простые пространственные языки, например, геометрию Эвклида, координатную систему Декарта. В этом нет ничего выделяющего географию среди других «неточных» наук. Но даже касаясь точных наук, нужно отметить, что, несмотря на существование теории относительности А. Эйнштейна, практически вся современная техника - ЭВМ, телевидение, радио, управление космическими полетами, современная химия и биология - обходится ньютоновскими представлениями о пространстве и времени.

Имеются попытки классификации пространства и в географии, одну из которых предпринял польский географ С. Лещицкий. Он предложил выделять следующие виды пространства в географии:

- геодезическое пространство. Оно определяется величиной и формой земного шара (геоидом);

- физико-географическое пространство в отличие от геодезического качественно дифференцировано на сушу, океаны, моря, которые в свою очередь дифференцируются в физико-химико-биологическом отношении;

- социально-экономическое пространство - это территория, на которой живет и действует человек, где сосредоточены все поселения человека. По величине оно уступает физико-географическому пространству, особенно за счет больших водных площадей. Однако человечество существенно продвинулось в хозяйственном освоении Мирового океана.

Географическое пространство обладает структурами. Структурность геопространства отражает сложное строение географической оболочки.

Частные географические пространства выделяются и в соответствии с целями исследования по содержательно-географическим признакам, т.е. по природе господствующих в них закономерностей.

Что касается социально-экономического пространства, то это в первую очередь соотносительное понятие. Оно характеризует локализацию и пространственную расчлененность человеческой деятельности и ее результатов. Связь этого пространства со временем осуществляется через деятельность человека. Организация социально-экономического пространства во многом детерминируется лимитом времени и суточным режимом деятельности. В процессе исторического развития социально-экономическое пространство «сжимается» в связи с прогрессом коммуникаций, а время «уплотняется» за счет его насыщения деятельностью.

Понятие «сжатие географического пространства» означает относительное уменьшение масштабов земной поверхности за счет прогресса на транспорте и в средствах связи.

M. Сорокин приводит следующие достаточно наглядные сопоставления. В 1492 г. Колумб преодолел расстояние между портом Палое (Испания) и островом Сан-Сальвадор (Багамские острова) за 70 дней, в 1838 г. колесный пароход «Грейт Вестерн» пересек Атлантику за 15 дней, полвека спустя винтовое судно «Сити оф Парис» преодолело путь из Ливерпуля в Нью-Йорк за 6 дней, в 1927 г. Чарльз Линдберг совершил перелет из Нью-Йорка в Париж на одномоторном винтовом самолете за 33,5 часа, а в наше время сверхзвуковой реактивный авиалайнер «Конкорд» преодолевает этот же путь за 3,3 часа. Несмотря на то что маршруты несколько не совпадают, разница в расстояниях не столь велика, и ей можно пренебречь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что за период около 500 лет временные затраты на преодоление Атлантики сократились более чем в пятьсот раз.

Понятие территории отличается от понятия пространства своей конкретностью, привязанностью к определенным координатам.

Территория (лат. territorium, от terra - земля, страна) - часть поверхности земной суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности свойствами и ресурсами. Она характеризуется наличием особого вида ресурсов:

Протяженностью (площадью);

Особенностями географического положения;

Определенным типом (типами) природного ландшафта;

Степенью хозяйственной освоенности;

Способностью выполнять роль «пространственного базиса деятельности общества».

Все эти свойства территории, в пределах которой находятся объекты и происходят взаимодействия между ними, существенно влияют на объекты и взаимодействия. В частности, местоположение объекта является фактором его индивидуализации, т.е. специфических особенностей, которыми объект отличается от аналогичных по субстанциональным свойствам объектов. Другими словами, местоположение модифицирует и объекты, и процессы. Однако такой подход ничего общего не имеет с крайностью - некоторыми геополитическими идеями пространства. В ряде трудов по геополитике роль пространственного фактора в жизни общества настолько преувеличена и абсолютизирована, что объявляется основой политических действий. Центральное для немецкой геополитики 1920-1940-х годов понятие «жизненное пространство» относится к псевдонаучным понятиям, выработанным для оправдания международной агрессии.

Новое на сайте

>

Самое популярное