Домой Овощи Религиозный этикет. Как вести себя в церкви. Церковный этикет: основные правила поведения в храме

Религиозный этикет. Как вести себя в церкви. Церковный этикет: основные правила поведения в храме

☦ Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

☦ Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной (не скромной) или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов, чтобы не создавать лишней суеты.

☦ В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. До конца богослужения без крайней необходимости не уходите из храма.

☦ Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

☦ Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала богослужения, а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

☦ Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами.

☦ Проходя напротив полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

☦ В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский : «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

☦ По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

☦ Существует традиция подходить к Чаше во время причащения сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность должна быть соблюдаема и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но надо соблюдать очередность.

☦ Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда встать на место молитвы. Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение.

☦ В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: делать во время службы земные поклоны (вне времени когда это положено), стоять на коленях головой в пол и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии (при возгласе «Святая святым» и при выносе Св. Даров), чтобы не расталкивать окружающих. Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.

☦ Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться. До окончания службы не следует уходить их храма, разве что по действительно важной причине.

☦ Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением (т.е. испытанием), лучше отойдите тихо в другое место.

☦ Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители и миссионеры.

☦ Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах.

☦ Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.

☦ Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться. Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

Правила церковных отношений.

☦ При встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение.

☦ При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

☦ При встрече мирян принято троекратное христианское целование или взаимный поклон. Обычное церковное приветствие в праздничные дни: «С праздником!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром принимаем». Пожелания в путь, в дорогу: «Ангела хранителя!», «Храни тебя Господь!», «Храни тебя Матерь Божия!». Принятое пожелание вкушающим пищу: «Ангела за трапезой!» Ответ: «Невидимо предстоит». За услугу, внимание, помощь, а также за угощение принято благодарить словами: «Спаси Господи!», на которые обычно отвечают: «Во славу Божию!»

На пути в церковь есть обычай читать молитву:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас .

☦ Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

☦ Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному . – Поклон.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя . – Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…

Слава, и ныне.. .

Господи, помилуй! (Трижды) Благослови .

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

☦ После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

☦ Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Миссионерский листок № 16

Пра́вила благоче́стия определенные правила поведения, соответствующие , принятые в Церкви.

Архимандрит Платон (Игумнов): Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (). Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

1. Правила поведения в храме.

Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам и все смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов.

В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к .

Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала , а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого с накрашенными губами.

Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону . Нельзя проходить между и центральным , когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель : «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу сказать несколько слов тем из вас, которые недавно прибыли в наш приход и которые часто уходят, не услышав проповеди.

Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на богослужениях можно было молиться в глубокой тишине, окруженным молчанием всех присутствующих и неподвижностью других молящихся.

За последнее время эта обстановка горестно изменилась. Приходящие в храм, не привыкшие к строгому, стройному православному благочестию, часто между собой разговаривают, часто ходят по храму, забывая, чтo в нем сейчас происходит. Это совершенно недопустимая вещь. Вы должны понимать, что, приходя в храм, вы становитесь лицом к лицу со Христом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть исполнены не только внутреннего, но и внешнего благочестивого молчания, и что ваша не только привилегия, но ваш долг – сделать возможным, чтобы молитва других людей ничем не была прерываема.

Поэтому обращаюсь ко всем вам не только с просьбой, не только с увещеванием, но с решительным призывом: когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.
Вспомните мытаря, который не посмел войти в храм Божий, потому что чувствовал себя слишком грешным, чтобы вступить в область, где царствует Сам Господь.

Спаситель нам сказал, что где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он будет присутствовать. И вот, когда вы входите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеждением, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы находитесь в присутствии Самого Христа, распятого ради вашего собственного спасения и воскресшего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, торжествующе и радующеся.

Храм – не место для встречи со знакомыми и не место, где вы имеете право оглядеться, чтобы посмотреть, какие иконы находятся на стенах.
Это место, где вы должны трепетно, с глубоким духовным ужасом предстоять перед Живым Богом. И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состоянии делать, то должны хотя бы стоять в глубоком молчании души и уст и не мешать никому другому молиться.

И я обращаясь к вам с просьбой, с увещеванием, от всей души: входите в храм благоговейно, выберите место, где вы будете стоять и никуда с него не сходить, кроме как для того, чтобы, в начале, когда войдете, поставить свечу, и, если вы будете причащаться, чтобы подойти к Святым Тайнам. Иначе – пребывайте в молчании, потому что Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе. Это вопрос не дисциплины церковной, это вопрос вашего личного спасения, того, что вы встретили Бога – или что вы мимо Него прошли и презрели Его присутствие.

Примите, поэтому, мои слова в учет, будьте внимательны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глубокое, честное церковное сознание – и другим помогать в этом отношении. Аминь.

Бывают такие случаи, когда душа человека, крещенного, верующего, но не посещающего храм,просит посетить церковь. Конечно, чаще всего это случается, когда человек хочет покаяться в грехах своих, или просить у Господа помощи в делах, или поблагодарить за что-то… А бываети такое, что вдруг захотелось, и всё. Человекуже мысленно соберётся, решится, но вдруг подумает: «Я ведь не знаю, как правильно в храм войти, что говорить, как вести себя в храмеи что там делать. Не пойду…»

Как говорят сами священнослужители, ничего страшного в этом нет, нельзя осуждать человека не совсем знающего порядок действий в храме. Можно расспросить об этом священнослужителя,почитать специальную литературу, или просто спроситьтех людей, которые тоже пришли в храм помолиться. Вряд ли кто-то откажет в такой просьбе.

Мы тоже подробно рассмотрим правила поведения в храме (церкви).

Правила поведения в храме (церкви)

правила

пояснения//исключения

Внешний вид

необходимо

запрещено

Женщине положено одевать длинную юбку или платье, а голову покрыть платком или шарфом.

Мужчина должен снять головной убор.

Всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.

Женщине одевать брюки, использовать косметику, особенно губную помаду.

Всем : спортивные костюмы, шорты

Большинство современных священнослужителей считают, что женщина может войти в храм в брюках, если ее решение зайти в церковь не было запланировано заранее.

Это правило завещал сам апостол Павел, который писал: «Всякому мужу глава – Христос, жене – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаясяили пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая… Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа… Жена должна иметь на голове своей знак власти над ней» (1 Кор., XI , 3-10).

О том, чточеловек должен выглядеть опрятно, и говорить не стоит.

Приходитьв храм надоза 10-15 минут до начала Богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам, заказать поминовение.

Если же опоздал, то надо быть аккуратным,чтобы не помешать молитве других.

Входя в храм во время чтения шестопсалмия Евангелия или после Херувимской на литургии (в это время совершаетсяпреосуществление Святых Даров), постой у дверей до окончания этих важнейших частей службы

Подходя к храму и глядя на купола его, верующие совершают крёстное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова осеняют себя крестным знамением.

Входить в храм надо спокойно, молча, с благоговением. При этом не надо стучать или топать ногами.

Стуком при ходьбе по храму нарушается молитва других.

На пороге храма читают «Молитву идущего в церковь» или «Отче наш», а при их незнании сказать «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя»

Когда вы вошли в храм , совершите три земных поклона (в праздники – три поясных поклона), после этого надопоклониться молящимся в правую и левую сторону.

Такие правила иногда практически невозможно соблюсти в полной прихожанами церкви, поэтому разрешается немного пройти в сторону и три раза осенить себя крестом, совершив при этом три поясных поклона.

Не стоит в храме во время богослужения переходить с места на место.

В некоторых церквях до сих пор соблюдается древнее правило, по которому во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой, оставляя проход напротив алтаря.

Когда крестимся не во время молитвы, то надо мысленно говорить: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь»

Слово «Аминь» означает «истинно, правда, да будет так»

Крестное знамение и поклоны надо совершать одновременно со всеми.

Во время богослужения принято креститьсяво время словословий – Святой Троице и Спасителю Иисусу Христу, во время ектиний на любое возглашение «Господи, помилуй», «Подай, Господи», а так же в начале молитвы, во время молитвы,в конце молитвы,при приближении ко всему святому.

Креститься и преклонять голову нужно, когда священнослужители осеняют крестом, Евангелием, образом или святой чашей.

Во время осенения свечами, крестным знамением и кадилом нужно только преклонять голову.

Если службы нет, разрешается подойти к любой иконе, дважды осенить себя крестом, приложиться к нижней части образа и перекреститься в третий раз.

Во время богослужения не следует смотреть по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жевательную резинку, держать руки в карманах, здороваться за руку со знакомыми, разговаривать по телефону. Лучше всего отстоять службу до конца. Также нужно следить за своими детьми: они должны придерживаться общих правил.

Телефон лучше вообще отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим.

Миряне, кроме церковных сторожей, не должны входить в святой алтарь, не выходить из храма, особенно после Херувимской песни до самого конца богослужения.

Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, то можно тихонько попросить передать свечи через других людей.

В храмах запрещено проведение фото- и видеосъемок. Разрешаются они только после благословления священнослужителей в особенных случаях, связанных с церковными таинствами.

Несколько слов о свечах . Лучше всего приобретать их в церквидо начала службы; деньги тоже следует приготовить заранее, чтобы ничем не мешать остальным молящимся. Ставить свечку допускается любой рукой. Очень хорошо поставить первую свечу перед главной святыней храма.

К церковной свече надо относится благоговейно, ведь она – символнашего молитвенного горения перед Господом. Зажигают их одну от другой и ставят прямо.

Свечи во здравие ставят в особенные подсвечники, которые располагаются под образами.

Свечи за упокой ставятся на специальном канонике, узнать который легко по квадратной форме и наличию малого распятия.

Очень важно помнить о том, что ставить свечку перед святыней нужно с искренней молитвой.

Если вы хотите поставить свечку какому-нибудь святому или помолиться ему, следует два раза перекреститься, поясно поклониться, поставить свечу, еще раз перекреститься и совершить поклон. Если все места заняты, оставьте свою свечу рядом, церковнослужители сами поставят ее на освободившееся место.

Прикладываться к иконам надо перед или после богослужения.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во времячтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и в дни памяти особо чтимыхсвятых)

В случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть.О немощи телесной хорошо сказал святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежелистоя – о ногах».

Во время службы святители осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Во время благословения священник складывает свои пальцы так, что они изображают «Ис.Хс.», то есть Иисус Христос. Это значит, что через священниканас благословляет Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священника мы должны приниматьс благоговением.

Когда в храме мы слышим слова общего благословения «Мир всем» и другие, то в ответ надо поклониться, не крестясь.

Если мы хотим получить лично для себя благословение священника, тогда надо сложить руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуемкак бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

Статья расскажет вам о том, какие правила существуют в церкви и как правильно вести себя в храме.

Церковь – мир особый, где существуют свои правила и порядки. Именно поэтому, люди посещающие церковь и храм, должны придерживаться строгих норм поведения. Это пугает тех, кто ранее не посещал церковь или посещал редко. Тем не менее, ходить в нее нужно и потому следует ознакомиться с основными нюансами православного храма, будь то предпраздничные или обычные дни.

ВАЖНО: Если вы посещаете храм Божий в праздничное время, вам следует знать, что по такому случаю в церковь следует приходить намного раньше, чем начинается служба. Время службы, как правило, пишется на дверях церкви, чтобы каждый знал.

Мужчина и женщина должны посещать в чистой и опрятной одежде. Она не должна быть дорогой и изысканной, но ее аккуратность – это знак уважения Господу и Его дому (церковь, храм).
Мужчине следует одеть рубаху и брюки, что могли бы закрывать его руки и ноги (желательно).
Поэтому откажитесь от футболок с коротким рукавом, маек и шорт .
Так же в церковь не следует надевать одежду слишком яркую или с вызывающими яркими рисунками, надписями, дырами, разрезами.

  • Покрывать голову мужчине не стоит, наоборот, нужно снять любую панаму, кепку, шапку или шляпу.

Женщинам в церковь следует надевать скромную одежду, которая закрыла бы фигуру и не обтягивала ее. Обязательно следует скрыть грудь и плечи, закрыть длинной юбкой ноги (самая короткая юбка должна быть не выше колен).

  • Самое главное, что нужно надеть женщинам – платок на голову .

Дело в том, что покрытая женская голова в храме – знак уважения Господу, ведь он хозяин своего дома и потому, входя в церковь, нужно повиноваться его правилам.

ВАЖНО: Женщинам нельзя посещать церковь в период менструации и в то время, когда после родов еще выделяется кровь. Подобное нарушение покажет ваше неуважение Господу и осквернит церковь.

Перед тем как вы подойдете к храму, вам следует :

  • Стать перед его главным входом, посмотреть на крест (он должен располагаться на дверях или вратах) и перекреститься три раза, каждый раз кланяясь.

Это своеобразное приветствие с Господом и знак того, что вы православный человек.

  • После того, как вы одолеете входные двери, вы не сразу попадаете в церковь, а в притвор – особое место в виде небольшого коридора. Тут следует еще раз перекреститься трижды и только потом зайти в сам церковный зал.

Где лучше стоять в церкви?

Значение православного человека – прославлять Господа. Именно поэтому он ходит в церковь и в молитвенном общении рассказывает Богу о своих проблемах, успехах, сомнениях и страхах, чтобы найти единственно важное решение и помощь.
Если вы пришли в храм заранее (минут за 15 до начала службы) вам следует поставить свечи или написать специальные записки для богослужения.

Занять в церкви можно абсолютно любое удобное место, которое вам нравится в зале. Существует только одно главное правило для соблюдения (оно соблюдается не всегда и не везде) – во время службы женщинам следует стать слева, а мужчинам – справа.
Если вы обнаруживаете достаточное количество свободного места в зале, важно не стать там, где есть главный проход.

ВАЖНО: Помните, занятое вами место, должно быть только вашим до конца службы. Ходить по церкви, менять свое место — нельзя. Так же нельзя громко приветствовать знакомых и близких, разговаривать с ними, отвлекать других присутствующих от молитв.

Занять в храме так же можно и сидячее место. В церкви всегда есть специальные лавочки, но нужны они лишь для тех, кто не может по состоянию здоровья или плохому самочувствию стоять долгое время (больные люди, люди с отсутствующими или поврежденными нижними конечностями, маленькие дети и возрастные люди). Сидеть на лавах следует скромно, не расставляя и не закидывая ноги.

В любом случае старайтесь вести себя в церкви сдержанно , не засовывая в карманы руки, на кладя их за спину и не складывая на груди.

Стоять в храме нужно потому, что таким образом вы предстаете перед Богом, открывая свое сердце и душу. Так же можно считать, что вертикальное положение тела, возвышает человеческое предназначение.



Как вести себя в церкви и храме на службе, что делать, как креститься?

Как уже говорилось, если в церкви проходит служение, приходит в храм следует заранее. Любой православный праздник или важный день (как, к примеру, воскресенье) требует от православного человека опрятности и аккуратности. Следует подобрать скромную, но красивую одежду: чистую, выглаженную, светлую. Так же следует причесаться и умыться. Женщинам не следует накладывать густой слой косметики, откажитесь от нее вовсе или используйте совсем в минимальных количествах.

Скромная одежда требует скромного поведения . Будьте так же приветливы, радостны и счастливы от посещения церкви.

Креститься следует перед входом в церковь, в притворе и перед образами .

  • Если вы на службе, слушайте молитвы и смотрите за священнослужителями. Креститесь каждый раз, когда кто-то из них начинает креститься , даже если вы не можете четко разобрать слов.

ВАЖНО: Православный человек всегда креститься, складывая все пальцы правой руки в горсть. Коснитесь пальцами лба, затем живота и только потом правого и левого плеча. Таким образом вы «рисуете» на себе крест Господа, благословляя и очищая себя.



Как вести себя в церкви и храме на исповеди?

Исповедь – особое церковное таинство, во время которого православный человек старается «открыть свое сердце и душу» перед священнослужителем и попросить прощения у Господа за свои грехи. Люди, которые ни разу не исповедовались перед Богом, всегда волнуются от незнания того, как себя нужно вести, что говорить и какие задавать вопросы.

Многие служители церкви называют это таинство «второе крещение», ведь во время покаяния душа человека очищается .

«Очищать душу» следует тогда, когда вы чувствуете к этому желание. Человеческое естество считается слабым и из-за немощи, люди совершают грехи даже после покаяния, что отдаляет их от Бога.

Покаяние и исповедь – это необходимость для спасения человеческой души. Важно усвоить для себя, что только искреннее признание грехов, позволит вам избавиться от них, скинув с души «камень». Рассказывая о своей жизни батюшке, вспоминайте все с малых лет.

Известно, что только те люди, что признаются во всех своих согрешениях, могут попасть в Рай.

  • В то время как каетесь, не бойтесь казаться смешными, потерянными и ни в коем случае не стыдитесь своих слов.
  • Если вы кого-то обижали, обязательно попросите у этих людей прощения до или после исповеди. Простите и своих обидчиков.

Исповедоваться лучше вечером, чтобы на утреннем служении не чувствовать тягость своих грехов .
Если вы идете на покаяние первый раз, предупредите об этом священнослужителя, чтобы тот направил вас и не дал вам расстроиться в важный момент.



Как вести себя в церкви и храме на отпевании?

Отпевание – обязательная процедура для православного человека, которая производится только священнослужителем. Делается это дома или в церкви (по желанию и возможностям семьи). Смысл отпевания заключается в том, что батюшка читает молитвы (которые так же мелодичны, как и песни), зажигает специальную лампу, которая излучает дым. Это все нужно лишь для того, чтобы очистить душу перед тем, как она покинет тело и улетит на небеса к Богу.

Те, кто сталкивается с отпеванием впервые, часто чувствуют себя неловко. Бояться этого процесса не стоит, ведь отпевание – хорошая процессия, облегчающая страдания души .

  • В то время, как священнослужитель читает молебные слова, старайтесь внимательно их слушать и понимать. Родным принято стоять вокруг гроба с усопшим и держать в руках зажженную поминальную свечу.

ВАЖНО: Если вы не относите себя к православным, имеете другую веры или просто убеждены в том, что его не существует, просто стойте на процессии, не привлекая к себе внимания ни поведением, ни словами, ни лицом. Ваше спокойное поведение – дань уважения всем присутствующим, кто потерял близкого человека.

Как вести себя в церкви и храме на соборовании?

Соборование — это особое таинство, имеющее важное значение для верующих людей. Цель данной процессии – исцеление от любых недугов и душевных травм. В чем-то это таинство можно сравнить с исповедованием батюшке, ведь оно так же отпускает человеку его грехи. Но в отличие от покаяния, соборование проводят несколько священников.

Соборование может проходить в храме или же на дому (в том случае, если прихожане не имеют возможности из-за болезни добраться в церковь).

Соборование – это не отпевание души и не последние мольбы умирающего человека .
Да, очень часто его проводят, как последнюю надежду выздороветь. Тем не менее, соборование призвано дарить верующему силы и надежду в будущее .

Ритуал, проводящийся в храме, имеет три основные части:

  • Молитвенное пение
  • Освящение
  • Помазание

ВАЖНО: Сначала вся церковь должна молиться и креститься. После этого каждый верующий причащается, ставит семь свечей и батюшка готовится к освящению. Только потом происходит помазание соборующихся.



Как вести себя в церкви и храме на литургии?

Литургия – процессия, во время которой происходит общение верующего со Святым Духом. Во время литургии происходит множество песнопений и чтение молитв. Данный ритуал отличается своей важностью для церкви и длительностью, во время которой следует долго стоять, много молиться и креститься.

Кроме всего, приходя на литургию, вам следует обязательно надеть скромную и чистую одежду, как дань уважения Господу. Во время процессии следует читать вслух множество молитв, к примеру «символ веры», если вы их не знаете наизусть – возьмите с собой молитвослов.

Как вести себя в церкви и храме на панихиде?

Панихида (чтение молитв по усопшим) проводится после литургии. Отдавать записки с именами для молитвенного поминания следует еще до начала литургии.

  • На панихиде ни в коем случае нельзя шуметь и с кем-то громко разговаривать, а тем более смеяться и привлекать к себе внимание. Следует полностью осознавать серьезность и трагичность данной процессии, чтобы не суметь как-то омрачить и оскорбить присутствующих.

Если вы очень эмоциональны, постарайтесь ни с кем не ссориться на панихиде, никого не толкать и не размахивать руками. Все, что сопутствует панихиде (обсуждение умерших или их помины), следует отложить на тот момент, когда вы покинете церковь.

  • Во время и после панихиды можно зажечь свечи перед ликами святых и прочитать им молитвы.


Как вести себя в церкви и храме на причастии?

Причастие – это значимая процессия для православного человека, во время которой он приобщается к Телу Христа, вкушая священный хлеб (его плоть) и выпитая священное вино (его кровь). Причастие – всегда добровольное и осознанное решение каждого верующего.

Причастие требует определенных моментов:

  • Соблюдение духовного и физического поста
  • Соблюдение молитвенного режима: утром и вечером
  • Регулярное чтение духовно литературы
  • Посещение церкви
  • Исповедание

ВАЖНО: Если вы присутствуете на причастие, вам следует полностью осознавать важность этого таинства и ни в коем случае не привлекать к себе внимание. Займите свое место в церкви, искренне молитесь и креститесь каждый раз, когда это делает батюшка.

Как вести себя в церкви и храме на венчании?

Венчание – признание Богом брачного союза мужчины и женщины. На венчание принято приходить с чистой душой и сердцем, как самим молодоженом, так и присутствующим гостям. Для этого повода важно надеть чистую, светлую и опрятную одежду, женщинам покрыть голову.

  • Вся процессия происходит под руководством батюшки и потому на венчании принято внимательно слушать его слова и следить за его действиями, повторяя молитвы и перекрещиваясь в нужный момент.

Старайтесь не привлекать к себе внимание и не нарушать тишину в храме, нельзя смеяться и разговаривать, если у вас наворачиваются слезы, просто молча их вытирайте, но не впадайте в истерику.



Родительская суббота: как вести себя в храме?

Родительская суббота необходима для того, чтобы каждый верующий православный человек мог помянуть усопших близких и заказать о них панихиду.

  • Перед началом действия следует передать записку с именами умерших друзей и родных и только после этого поставить за них свечи на панихидный столик.

Прослушайте все песнопения батюшки и прочитайте вместе с ним молитвы. В память о тех людях, что ушли из жизни, можно так же подать милостыню тем, кто просит около церкви. Так же хороши пожертвования церкви и продукты, которые можно принести с собой перед процессией в храм (они оставляются на специальном столе возле панихидного столика).

Как правильно нужно выходить из церкви?

Выходить из церкви следует, отдавая долю чести и уважения Господу так же, как вы это делали при входе в нее.

  • Выйдя из церковного зала, поклонитесь ему и перекреститесь трижды . То же самое проделайте, когда вы выйдете за входные двери.

Видео: «Как вести себя в храме?»

Храм - это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.

Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ, РАСПОЛОЖИВШИМИСЯ ПЕРЕД ХРАМОМ

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. "Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - писал святой Августин, - не будет накормлен Христом?" Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.

Не следует искушать себя мыслью, что нищие "зарабатывают" не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае - проявить милосердие.

Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т.д.

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

Приходить в храм следует за десять - пятнадцать минут до начала богослужения. Этого времени обычно бывает достаточно, чтобы подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам.

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами:

Боже, милостив Буди мне, грешному. - Поклон.

Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя. Поклон.

Создавый мя Господи, прости мя. Поклон.

После этого подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и занимают удобное место, стоя с благоговением и страхом Божиим.

По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

Кроме того, и по сей день можно наблюдать благочестивое правило, когда женщины пропускают вперед мужчин во время Елеопомазания, Причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту. По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь.

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых.

Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.

Если вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того, чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва - "дух сокрушен", смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.

По возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.

Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.

Во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Сидеть разрешается только по особой немощи, болезни, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя -о ногах". Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и особо важных местах Литургии нужно стоять.

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

Нельзя входить в храм с животными и птицами.

Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки.

Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками - правая поверх левой.

Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.

Во время открытия Царских врат надо поклониться. Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.

МОЖНО ЛИ УХОДИТЬ ИЗ ХРАМА ДО ОКОНЧАНИЯ СЛУЖБЫ

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

Помните, что уходить с богослужения без крайней необходимости или из-за неотложных обстоятельств - грех перед Богом. Особенно старайтесь не выходить из храма во время Литургии, по крайней мере до пения "Отче наш...".

Завершением утреннего богослужения является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и руку священника, держащую крест. Отойдя, нужно поклониться священнику.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом.

ЦВЕТА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИИ И ИХ СИМВОЛИКА

Богослужебные одежды священнослужителей имеют разные цвета, каждый из которых символизирует духовное значение события, в честь которого совершается богослужение. Основные цвета богослужебных облачений - белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный.

Перед богослужением при облачении священнослужители читают особые, положенные уставом молитвы, в которых и раскрывается символическое значение священных одежд.

В праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачения - царский: золотой или желтый всех оттенков в связи с тем, что Христос -Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

В праздники Креста Господня цвет облачений фиолетовый или темно-красный, символизирующий крестный подвиг Спасителя.

В праздники и дни памяти святых мучеников принят темно-красный цвет облачений в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.

В зеленых облачениях всех оттенков празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим, так как зеленый цвет - символ жизни, ибо все, имеющее жизнь по воле Отца и посредством Сына, оживотворяется Святым Духом. В зеленых облачениях совершаются и богослужения в честь преподобных, подвижников и юродивых, так как их подвиг, умерщвляя греховные начала человеческого естества, не умерщвляет при этом самого человека, а обновляет всю его природу и ведет к жизни вечной.

Во время постов цвет облачений темный: темно-синий, фиолетовый, темно-красный, черный, В черных одеждах обычно служат в будние дни Великого поста.

Погребения, как правило, совершают в белых облачениях, так как для христианина смерть является лишь переходом в иной мир.

Белый цвет облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Преображения и Вознесения Господня, так как символизирует собой Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий творение Божие.

Праздников праздник - Пасха Христова - начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. В некоторых храмах принято на пасхальной утрене на каждой из восьми песен канона менять облачения, так что священник каждый раз предстает в ризах иного цвета. Игра цветов очень соответствует этому "торжеству торжеств". Пасхальная литургия, как все богослужения последующей Светлой седмицы, совершается в красных облачениях, символизирующих победу "Солнца правды" - воскресшего Господа Иисуса Христа.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ

Так как чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, то целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу.

К иконам следует подходить не спеша, не теснясь. Произнесите мысленно молитву, дважды перекреститесь с поясными поклонами и приложитесь к иконе в знак любви и почтения к изображенному на ней. После чего в третий раз осените себя крестным знамением и поклонитесь.

В таком же порядке христиане должны подходить к любым святыням: иконам, Святому Евангелию, Кресту, святым мощам.

Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать Его ноги; Божией Матери и святых - руку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - волосы. Не следует целовать лик на иконах.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву:

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую)".

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву:

"Пресвятая Богородице, спаси нас".

Или следующую:

"Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странным Предстательнице, скоркящим радосте, обидимым Покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь. Помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь".

Перед честным Животворящим Крестом Христовым читают сле дующую молитву:

"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

Перед иконой святого:

"Святый угодниче Божий Николае (или великомученице и целителю Пантелеймоне, благоверный княже Александре и т.д.), моли Бога о мне грешном (грешной), да простит мне Господь вся прегрешения моя и святыми твоими молитвами СПОДОБИТ достичь Царствия Невесного".

ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИКОН В ДЕЛЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ.

"Великую пользу доставляют нам святые иконы в деле нашего спасения.

1. Святые иконы благотворно действуют на все душевные силы человека:

А) они служат к просвещению ума христиан. Люди неграмот ные, не могущие читать Святое Писание, по иконам понимают домостроительство нашего спасения, усвояют себе историю Вет хого и Нового Завета и в особенности жизнь Господа Иисуса Христа, а у читающих те же события глубже напечатлеваются в душе через святые изображения;

Б) святые иконы в сердце христианина возбуждают любовь к Господу Богу и святым, на них изображенным, подвигают хрис тиан к усерднейшей молитве, усиливают чувства умиления и со крушения о грехах;

В) святые иконы укрепляют волю христиан в борьбе с грехом и в творении добрых дел примерами и подвигами святых, на них изображенными, казнями грешников, видом Страшного Суда и т.п.

2. Устрояя и лобызая святые иконы и поклоняясь им, мы чрез то свидетельствуем свою любовь к Богу и святым, изображенным на них. "Честь изображения, -- говорит святой Василий Великий, - пере ходит к первообразу; таким образом, через почитание святых икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих.

3. Для Господа Бога святые иконы служат орудием проявле ния Его Божественной силы к нашему спасению: через них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней. Если Господь изливает через святые иконы благодать свою видимо, то тем более он служит к нашему освя щению и спасению невидимо. И если сам Бог видимо действует через святые иконы к нашему спасению, то много надо иметь сме лости (если не сказать более), чтобы утверждать, что иконы не имеют великого значения в деле спасения.

4. Где святые иконы, там бездейственны или менее действенны козни врага рода человеческого - злобного духа, потому он всеми силами старается уничтожить их. Если святые иконы помогают христианам в борьбе с врагами видимыми, то тем более они помогают им в борьбе с врагами невидимыми; мы знаем, что через святые иконы злые духи совершенно изгонялись из одержимых ими людей.

Заключим нашу беседу словами святого Иоанна Дамаскина; "Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и через него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его соеершенст-вию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не захочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон"".

Доктор богословия архиепископ Сергии Спасский

Новое на сайте

>

Самое популярное