Домой Ягоды Николай конюхов. «Я хочу, чтобы у детей была цель. — А как вы играли

Николай конюхов. «Я хочу, чтобы у детей была цель. — А как вы играли

Предложение поговорить о роли отца в семье отец Федор встретил задорным смехом: «Ну что вы! Какая роль! Вы меня без ножа режете».

Известный путешественник нечасто бывает в Москве, и в его мастерской всегда очередь из желающих обсудить рабочие вопросы, получить благословение или просто познакомиться. Но он все-таки нашел время для интервью.

В сына Николая я вкладываю всего себя, он мне в радость. Но если я не буду путешествовать, если я не буду ни к чему двигаться, не буду ни к чему стремиться, чем я буду отличаться от умерших? Я должен подстегивать других, вдохновлять других своим рвением.
Я должен быть примером для сына Николая.
Я скажу ему: «Не стыдись поступков своего отца».
Он не скажет, что я плавал напрасно. Он поймет меня. И я об этом буду молиться Господу.

(из книги Федора Конюхова «Под алыми парусами»,

в которую вошли дневниковые записи

из одиночного плавания 2004-2005 гг.)

— Отец Федор, каким было ваше первое детское впечатление от моря?

— Не помню. И как научился плавать, тоже не помню. Я же вырос на Азовском море. Даже родился на берегу. Мама говорила: «Пошла рачков собирать поутру, там и родила». У нас в роду все священники и моряки. И я с 8 лет уже знал, что буду путешественником, таким, как Георгий Яковлевич Седов. Мой дедушка участвовал в его первой экспедиции на Новую землю.

Дедушка говорил, прежде чем стать путешественником, надо выучиться на штурмана, и я пошел в Одесское мореходное училище. Потом уже закончил Ленинградское арктическое училище.

— В советское время о ваших родственниках-путешественниках наверняка рассказывали, а о ваших родственниках-священниках говорили открыто?

— Моего родственника протоиерея Николая Конюхова убили 29 декабря 1918 года. Обливали водой на морозе, а когда он потерял сознание, застрелили. При советской власти мои родители старались об этом нигде не упоминать — боялись. Даже когда я пошел учиться в Духовную семинарию в 1969 году, папа сказал: «Ты поменьше там распространяйся о том, что у тебя в роду священники были».

Сейчас, конечно, я горжусь своими предками. Молюсь и прошу у них прощения за то, что мы стеснялись, боялись говорить о них.

— Как получилось, что вы пошли учиться в семинарию?

— Очень просто получилось. Поступил — и все. Вот как я с детства знал, что буду путешествовать, так же знал и что буду священником. Мне представлялось, что где-нибудь в 50 лет я перестану путешествовать и буду служить на приходе. Ну вот, в 58 лет я принял сан.

— Когда вы были маленьким, ваша мама сказала, что вы будете очень одиноким человеком. Почему?

— Мать своего ребенка всегда видит. По моим повадкам.

— То есть вы в детстве были одиночкой?

— Не то что одиночкой. Я всегда делом занимался — тем, что мне нравится. Я люблю рисовать, у меня есть талант. Плохой, мало, но есть. Это мое. Поэтому я учился живописи. То же самое с путешествиями. Меня же в плавание никто не гонит. Просто мне там нравится, там мой мир. И священником я стал не для того чтобы делать карьеру в Церкви. Я священник, потому что это у меня в крови.

— Вы были в семье «белой вороной»? Не таким, как остальные дети?

— Не-не-не! Я не «белая ворона». Нас две сестры, три брата. Я средний, но всегда был лидером. Я заводил, а остальные меня слушались. И даже когда все выросли и разъехались, если надо было решения какие-то семейные принимать, родители говорили: «Вот Федька приедет. Как он скажет, так и будет».

— Считается, что в советское время было очень суровое воспитание. Детей не баловали.

— Почему не баловали? Сколько детей при советской власти курили, пили, в тюрьмы попадали!

— Что вас уберегло от дурной дороги?

— Меня уберегла цель. Я с детства знал, что должен дойти до Северного полюса, продолжить дело Георгия Яковлевича Седова. Дедушка сказал: «Ты должен оправдать азовских рыбаков». Он очень любил Седова, много мне про него рассказывал. Всегда жалел, что не был с ним рядом в последней экспедиции. Дедушка умер, когда мне было восемь лет. Все время, что я его помню, он лежал на лавке парализованный. Летом его выкатывали в сад. Это он меня научил дневники писать. У меня его крестик есть. (Достает из-под рясы.) Он стертый уже. Серебряный.

В школе говорили: «А, Федька Конюхов, он будет путешественником». Так что по многим предметам мне поблажки делали. Но если с математикой было плохо, я ее зубрил, потому что знал, что в мореходку не поступлю. У меня была цель. Когда ты живешь с целью, у тебя есть все.

И в детях надо воспитывать цельность. Романтика должна быть, патриотизм. Тогда человек не будет думать ни о куреве, ни о пьянке, ни о деньгах.

— Как вы считаете, чем в первую очередь должны заниматься дети? Спортом?

— Я сам советский, я мастер спорта по многим видам спорта. Но когда говорят, что все должны спортом заниматься, я слушаю и думаю: «Неправильно говорите! Неправильно!» Сколько заслуженных мастеров спорта спилось, в тюрьмы село, особенно в 90-х годах. Почему? Потому что к спорту надо еще духовность иметь. Мы просто учим спорту, а что может спортсмен без духовности? Только морды бить и все. Надо не просто учить, надо в ребенке разобраться. У меня школы путешественников в Миассе и в Тотьме, туда дети поступают после специального отбора. Мы им даем все попробовать: парусом управлять, по скалам лазить, в походы ходить… Господь Бог на каждого человека указал пальцем, каждому дал талант. Но не каждый следует этому таланту. Вот мы в школе путешественников даем всего понемногу. И фотографировать, и рисовать. Не обязательно становиться фотографом или художником, но хотя бы азы знать нужно. Дневники ребята ведут, стихи пишут, на гитаре играют.

У меня дочка закончила художественную и музыкальную школу. А сейчас медсестрой работает. С ней можно и на самые разные выставки ходить, и на концерты. Она слушает и классику, и рок.

— Отцовство — это счастье или бремя?

— Дети — это счастье. Так же, как и внуки. Знаете, я вот сколько мировых рекордов установил, те же картины, книги написал. Но — сегодня рекорд, а завтра его уже побили, сегодня книгами восхищаются, а завтра их уже забыли. А дети, внуки — это вечность, это ни с чем не сравнится.

— Вы путешествовали со своими детьми?

— Конечно. Перегонял яхту через Атлантический океан со старшим сыном, ходил с ним вокруг мыса Горн, ходил через Тихий океан, через Индийский. Через Атлантический океан мы ходили несколько раз. Но я бы не хотел, чтобы мои дети были путешественниками.

— А они?

— Они молодцы. Они говорят: «Мы ж понимаем, что мы никогда не будем такими, как папа». У них своя судьба.

— У них тоже есть цель, как была у вас?

— Есть. Не такая, как у меня. Младший сын хочет военным быть. Сейчас в Суворовское будет поступать. А старший — он как менеджер. Хочет организовывать экспедиции. Он же был президентом Федерации парусного спорта.

— Что вам дали совместные путешествия?

— Ну, они просто стали лучше меня понимать, уверенности стало больше. Когда мы с женой и сыном шли через Атлантический океан, начался шторм. Я понимаю, что ситуация серьезная, а они спокойны. Говорят: «Ну, ты же ходил вокруг света». У них так: если папа встал за штурвал, значит, все будет хорошо. А я-то знаю, что все может случиться, и при мне может случиться.

— Если кого-то из детей обижали в детском саду, в школе, вы заступались?

— Я старался не ходить. С этим жена разбиралась. Если я приходил, меня обычно воспринимали как Конюхова, как путешественника, а не как отца. При таком отношении сложно решать какие-то личные вопросы. Но сыновьям я всегда говорил, что надо уметь постоять за себя.

— Вашим детям сейчас живется тяжелее, чем вам в их возрасте?

— Да нет. Я думаю, что ни мне не было тяжело, ни им. Надо всегда соглашаться с тем, что есть. У нас было одно детство, у них другое. У нас одни были трудности, у них другие. Знаете, никогда на земном шаре не будет рая. Нашим дедам было легко жить? Нет. Нашим родителям - тоже нет. Да никогда не будет легко жить! Все время войны идут. Все время. У меня дед воевал в Первую мировую войну, папа — во Вторую. Дядя воевал в Корее в 1953 году, брат - в Афганистане. Я служил во Вьетнаме. Правда, не воевал, на корабле мотористом служил. Через мой род все время войны проходят.

— Ваша любимая детская игра?

— В детстве я в «Робинзона Крузо» любил играть.

— А как вы играли?

— У меня остров был на болоте.

— То есть опять в одиночку?

— Нет. Я у меня была команда. Я — капитан.


В настоящее время заметно интенсифицировался процесс интеграции научных знаний о человеке, о личности.

Постепенно преодолеваются узко социологические, психологические, педагогические и т.д. подходы к человеку, все в большей степени комплексируются знания о личности, все более очевидной становится необходимость осознания, осмысления интегративных тенденций в человековедении. В этом отношении появление акмеологии как интегративной науки о человеке, о его ведущей - профессиональной деятельности, о вершинах профессионального мастерства - закономерное явление.

Но в то же время закономерно и использование акмеологией методов, знаний других наук, особенно прикладных. К их числу относится и тестология - комплексное научное направление, исследующее процесс создания и использования тестов.

Мягкая сила в истории Германии: уроки 30-х годов XX века

Объективно оценить любое значимое историческое событие можно лишь после того как произошли, установлены и осознаны его последствия. Поэтому чем большее время отделяет нас от этого события, тем понятней становится его место во всеобщей истории. Кроме этого в интересах приближения к истине можно использовать появляющуюся в науке новую методологию исторического анализа.

Коррекция методологии анализа прошлого связана с появлением в науке новых концепций и теорий. В нашем случае это концепция мягкой силы, кумулятивных причин. Установлено, что микропричины в своей совокупности могут оказывать на исторические процессы большее влияние, чем факторные, то есть очевидные для нашего сознания причины, которые мы обычно и анализируем.

Поэтому задача состоит в том, чтобы осознав механизм действия этих микропричин, сделать их для нас понятными. В последнее время все чаще употребляется термин мягкая сила. В настоящей работе под данным термином понимаются широкий спектр явлений.

Шизоидность: ? !

Многие известные писатели, художники, философы, изобретатели склонны к нестандартному мышлению, переживанию, т. е. обладают шизоидными чертами личности.

Основной чертой шизоидных личностей является эффект «двойного зажима», который характеризуется переменчивостью желаний и устремлений. Этот эффект проявляется и в сознании немалого количества россиян.

Лиц с чертами шизоидности около 30%. Они руководят, подчиняются, живут, общаются. Это значительная часть людей. Данные лица имеют значительную нематериальную составляющую мотивации. Что в наше непростое время заслуживает особого уважения и учета в процессе руководства такими людьми. Шизоидность, как и любая акцентуация, не есть нечто плохое или хорошее— это специфичное, которое надо знать и учитывать как при работе с конкретными людьми, так и в масштабе государства.

Николай Конюхов

Дыхание истории

Любой разум движется к возникновению в нём понимания задач Мироздания.

Мудрые вас поймут, дураки осмеют.

Чья реакция вам дороже?

Вера Матушкина

Введение

Данная книга стала результатом осмысления истории после десятилетних массовых психологических, психофизиологических исследований людей и общения с явно необычным мыслителем, учёным, успешным практиком – Кустовым Валерием Николаевичем. Именно он подал идею и даже настоял на анализе исторического процесса с точки зрения совпадения его с психологическими, социально-психологическими закономерностями развития людей. Просто у живущих они проявляются быстротечно, а в истории растянуты на века. Автор признателен так же и тем Личностям, которые позволили сверить полученные знания с недоступными для обычного человека информационными системами, существующими в нашем Мире.

Методология анализа истории с целью извлечения уроков для настоящего

О. Шпенглер на основе анализа истории выявил циклы в существовании культур и установил, что одна культура-цивилизация существует около 1000 лет. Культура-цивилизация исчезает и на её месте возникает другая. По Л. Гумилеву этнос существует около 1500 лет, исчезает и на его месте возникают другие. Империи существуют разное время, но обязательно исчезают и на их месте появляются другие. О времени существования конкретных этносов, империй имеются строгие научные данные.

Римская империя существовала 503 года: с 27 года до нашей эры (начало правления императора Октавиана Августа) до раздела на Западную и Восточную, то есть по 476 год нашей эры.

Португальская империя существовала 584 года (зародилась в 1415 году).

Османская империя – 623 года, с 1299 по 1922 год.

Кхмерская империя – 630 лет, с 802 по 1432 год.

Эфиопская империя была на карте мира 666 лет, с 1270 по 1936 годы.

Империя Канем (занимала территорию Чада, южной Ливии и восточного Нигера) существовала с 700 по 1376 годы. Это 676 лет.

Священная Римская империя здравствовала с 962 по 1806 годы. Это 844 года.

Империя Силла (Корейский полуостров) существовала с 57 года до н.э. по 935 год н.э., то есть 992 года.

Веницианская республика имеет время жизни 1100 лет, с 697 по 1797 год.

Империя Куш (современный Судан) здравствовала с 1070 года до н.э. по 350 год н.э., – 1420 лет.

Восточная Римская империя, Византия существовала с 476 по 1453 годы, в общей сложности это 976 лет.

Истории известны империи, которые не протянули и одного века.

Монгольская империя существовала всего три поколения правителей. Уже внуки Чингисхана сражались между собой на осколках некогда самой большой империи мира. Империя (династия) Тан на территории Китая существовала около 90 лет. СССР – всего 70 лет, с 1922-1991 годы.

Не смотря на разное время существования этносов, империй, государств, культур, корпораций – есть общие особенности, закономерности их образования и развития. Понимание этих закономерностей – ключ к выявлению возможностей обеспечения их более длительного существования, а, следовательно, и ключ к менее конфликтному, менее трагическому, более гармоничному развитию цивилизации и даже отдельных компаний и корпораций.

Обращение к закономерностям формирования и развития империй, этносов, особенно после появления обобщающих трудов историков мирового уровня, таких как А. Тойнби, Л. Гумилев и др., требует или соответствующих научных предпосылок, которых ранее не было, или превеликое самомнение нового автора. В данном случае автор преклоняет свою седую голову перед сделанным его предшественниками. Однако, исходя из правдивости, искренности изысканий предшественников, считает, что в современной науке появились данные, которые позволяют подтвердить ранее высказанные мысли о закономерностях развития культур, этносов, властно-политических организаций и социально-экономических образований. Более того, новые научные данные помогают выйти на новый уровень понимания условий, которые определяют ход и исход процессов развития, что позволяет управлять этими процессами и продлевать время устойчивого существования.

Эти условия относительно просты – сделать так, чтобы в элите, в руководстве страны, предприятий были самые достойные, чтобы в обществе, в иерархии управления люди занимали положение, соответствующее их способностям понимали то, что они делают. Только в этом случае человек может принимать решения, исходя из реалий, а не из фантазий, которые существуют только в его голове. Становятся менее вероятными ситуации, когда руководитель не знает как поступить, а подчинённые не понимают, чего он хочет от них добиться, исключаются неразрешимые противоречия между народом и элитой.

Характерно, что психологический механизм достижения уровня гармоничности развития империй однотипен психологическому механизму достижения оптимального уровня развития компаний и других бизнес-структур. Поэтому данная работа имеет достаточно прагматическую направленность, а её результаты являются универсальными, так как валидны как на уровне этносов и империй, так и на уровне отдельных небольших коллективов людей.

1.1. Основные изменения в методологии анализа прошлого

Буквально в последние годы появились научные обобщения и методы, предоставляющие возможности проведения междисциплинарных исследований, в ходе которых удаётся связать одной логикой данные, которыми располагают разные науки. В результате формируются предпосылки для создания новых методологий проведения научных исследований, которые позволяют получать новые знания и глубже понимать те закономерности, в соответствии с которыми развивается наш мир во всех его аспектах. Не осталась в стороне и историческая наука. Стало очевидным, что все серьёзные исторические события не являются случайными, а происходят вследствие воздействия сил космической природы, которые массово и циклически изменяют психотипы людей, творящих историю.

«Первичным» фактором, влияющим на исторический процесс, является изменение плотности эфирного ветра и последствия этого процесса – изменение притяжения Земли, солнечной активности и др. Однако эта сложная проблема. Поэтому вначале идет изложение истории отдельных империй, цивилизаций, вскрываются противоречия исторического процесса. А затем дается понимание, что все это имеет свои системные причины в способе существования всего Мироздания. Затем вновь с позиций обновленной методологии анализируется исторический процесс.

По своей природе человек реагирует на какие-то изменения. Реагирует просто: пытается уравновесить себя с любым внешним воздействием. Основные процессы идут в головном мозге, в результате чего возникает картина происходящих вокруг нас изменений. Уравновешивается и наш организм, который постоянно поддерживает равновесие (гомеостаз), в том числе через выработку гормонов.

Когда «приходит» большое внешнее воздействие, то в теле возникает лишнее, неуравновешенное движение, организм производит больше гормонов, требующих от человека повышения активности. Лишнее движение ищет возможности выхода. Если это движение не направить на обычную физическую активность или какую-то полезную деятельность, то оно выплёскивается через наши эмоции. Возникает стресс. Сознание "сужается". Любой вопрос мы начинаем анализировать на меньшей выборке, так как в голове просто меньше информации, чем обычно. Результат – ошибочные выводы.

На что мы реагируем, что именно вокруг нас постоянно изменяется? Это изменение притяжения Земли, и тех гравитационных потенциалов, которыми до Земли добирается притяжение всех космических объектов. Всё это – циклически изменяющиеся величины, которые можно проследить в исторической ретроспективе и прогнозировать их появление в будущем. Но изменение притяжения Земли, солнечной активности зависит и от иного, более фундаментального фактора – плотности эфирного потока, в котором движется Солнечная система.

Другие циклически изменяющиеся величины – интенсивность солнечного ветра, которая связана с количеством чёрных пятен на Солнце, и изменения, происходящие в магнитосфере Земли. Эти изменения мы научились регистрировать, накоплены огромные массивы данных, так как люди наблюдают за поведением Солнца не одну сотню лет. Это уже позволило сделать выводы, что развитие ноосферы и человечества находятся в прямой зависимости от солнечной активности (Л. Гумилев, В. Вернадский, А. Чижевский). Однако, как солнечная, так и геомагнитная активность, в целом, являются производными изменения более фундаментальных космических процессов. Велика роль и изменения силы притяжения на Земле. Эта величина не столь наглядна и сложно поддаётся регистрации, а потому пока остаётся «за бортом» большинства исследований .

Кумулятивно-факторные причины

Настоятель и председатель приходского совета иеромонах Иоанн (Лудищев Дмитрий Владимирович)

Дата рождения: 23 февраля 1974 г. Дата хиротонии: 2003 г. Страна: Россия Биография: 18 мая 2018 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с решением Священного Синода о назначении многолетнего игумена Сретенского ставропигиального мужского монастыря епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) митрополитом на Псковскую кафедру на иеромонаха Иоанна было возложено послушание исполняющего обязанности наместника обители.

14 сентября 2018 года указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла иеромонах Иоанн, в дополнение к несомому послушанию, назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста.

В Сретенской обители отец Иоанн (в миру Дмитрий Владимирович Лудищев) подвизается уже без малого два десятилетия.

Родился Дмитрий в 1974 году в городе Красноармейске Московской области, в возрасте 15 лет он принял святое крещение с наречением имени в честь преподобного Димитрия Прилуцкого (день молитвенной памяти – 11/24 февраля).

По окончании школы поступил в Московский медицинский стоматологический институт имени Н.А. Семашко. После окончания института проходил обучение в ординатуре при кафедре инфекционных болезней в КИБ № 2 города Москвы.

В 1999 году Дмитрий пришел в Сретенский монастырь. Полученная профессия пригодилась монастырской братии: в течение пяти лет он трудился врачом при медицинском кабинете обители. Одновременно исполнял и другие послушания: работал на книжном складе, в казначействе монастыря.

Окончил специалитет Сретенской духовной семинарии.

После пяти лет трудов в обители, избрав монашеский путь, 2 января 2003 года Дмитрий был пострижен в мантию своим духовным отцом наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым), ныне митрополитом Псковским и Порховским, с наречением имени в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского (день молитвенной памяти – 20 декабря / 2 января). В том же году отец Иоанн был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.

С 2004 по 2018 год иеромонах Иоанн исполнял послушания благочинного монастыря и проректора Сретенской духовной семинарии.

Будучи благочинным обители, занимался изучением ее истории. В результате этой работы появились статьи об историческом прошлом Сретенского монастыря: его игуменах и строителях в XVIII и XIX веках, жизни обители в годы Отечественной войны 1812 года, во время революции и в первые десятилетия XX века.

Награды:

Набедренник в 2004 году

Наперстный крест в 2009 году

Публикации:

Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007.

Иеромонах Иоанн (Лудищев). История Сретенского монастыря в период от учреждения Святейшего синода до 1757 года. Сретенский сборник. Выпуск 1. Научные труды преподавателей СДС. М.: Издательство Сретенского монастыря. 2010. — 526 с.

Иоанн (Лудищев). иеромонах, проректор СДС. Материалы к изучению истории Сретенского монастыря. Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. Выпуск 2 / Сретенская духовная семинария/ под общ. ред. архим. Тихона (Шевкунова); ред. прот. Николай Скурат, иером. Иоанн (Лудищев). М.: Издательство Сретенского монастыря. 2010. — 728 с., илл.

Иоанн (Лудищев). иеромонах, проректор СДС. Материалы к изучению истории Сретенского монастыря 1919-1923 гг. Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. Выпуск 3 / Сретенская духовная семинария/ под общ. ред. архим. Тихона (Шевкунова); ред. прот. Николай Скурат, иером. Иоанн (Лудищев). М.: Издательство Сретенского монастыря. 2012.

Клирик храма иерей Николай (Конюхов Николай Павлович)

Дата рождения: 3 мая 1991 г. Дата хиротонии: во диакона 9 октября 2011 г., во иерея 14 марта 2013 г. Страна: Россия Биография:

1998 – 2008 гг.- Православная школа искусств г. Москвы.

1997 -2005 гг. - детская музыкальная школе № 20 имени Д.Б. Кабалевского.

С 2008 – 2013 обучался в Сретенской Духовной семинарии (В настоящее время студент Сретенской Духовной магистратуры)

1997- 2006 гг. - пономарь храма Знамения Божьей Матери в Переяславской слободе,

2006 -2010 гг.- послушание чтеца и певчего означенного храма.

2010 г. - послушание чтеца и певчего в храме Казанской иконы Божьей Матери в Узком.

С декабрь 2011 г. по март 2013 г. - временное служение в храме свт. Мартина Исповедника г. Москвы (распоряжение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

С сентября 2010 г. по настоящее время преподаватель Закона Божьего младших классов в Православной школе искусств.

Рукоположен во диакона 9 октября 2011 года в храме прп. Романа Сладкопевца Новоспасского монастыря, хиротонию совершил епископ Воскресенский Савва.

Рукоположен во иерея 14 марта 2013 года в нижнем храме Преображения Господня Кафедрального соборного храма Христа Спасителя г. Москвы, хиротонию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Семейное положение: Женат. Трое детей.

Награды: В 2014 году награжден набедренником.

Клирик храма иеромонах Никон (Белавенец Сергей Владимирович)

Страна: Россия

Биография:

Представитель дворянских родов Левачёвых и Белавенцев. Внук известного шахматиста Сергея Всеволодовича Белавенца (1910 - 1942).

В 1981-1982 годы работал в Книжной палате. В 1982-1986 годы учился в Московском автодорожном институте, из которого был отчислен.
В 1988 году поступил в Московскую духовную семинарию (окончил в 1996 г.) и начал работать в издательском отделе Московского Патриархата; одновременно был иподиаконом председателя Издательского отдела митрополита Питирима (Нечаева) и его референтом. Был редактором, а с 4 сентября 1991 г. - заместителем главного редактора «Московского церковного вестника».
23 апреля 1992 года принял монашеский постриг с именем Никон.
В июле 1992 года был назначен настоятелем Троицкого храма в селе Язвище Волоколамского района, который получил статус подворья Иосифо-Волоцкого монастыря.
Во время событий в сентябре - октябре 1993 года, находился в здании Верховного Совета РФ - вплоть до утра 4 октября 1993 года.
Был почислен за штат в декабре 1999 года.
С декабря 1998 года лидер, а с 2001 года - духовник политического общественного движения «За Веру и Отечество», имеющего монархическую ориентацию (руководитель - К. Р. Касимовский).
Друг Дмитрия Рогозина и духовник лидера Народной национальной партии А. К. Иванова-Сухаревского, а также духовный наставник бразильского музыканта Макса Кавалеры. Друг лидера группы «Коррозия Металла» Сергея «Паука» Троицкого; принимал участие в проводимых им мероприятиях.
Выступал за переименование станции метро «Войковская», а также за реабилитацию адмирала Колчака и генерала Власова. В июне 2007 года подписал обращение с критикой Обращения епископа Чукотского Диомида (Дзюбана).
В ноябре 2009 года, в интервью газете «Завтра» заявил, среди прочего: «Сегодня Великая Княгиня Мария Владимировна является символом единства народов России».
Член Малого Административного Совета Российского дворянского собрания. С 2001 по 2005 гг. член Руководящего Центра движения «За Веру и Отечество». С 2007 года член редколлегии общероссийской православно-монархической газеты «Царский вестник» (Самара).
27 августа 2012 года возвращён в штат духовенства Московской епархии.

Награды

Награды Российского Императорского Дома
Знак с вензелевым изображением имени Главы Российского Императорского Дома I и II степени
Знак Императорского Военного Ордена Святителя Николая Чудотворца II степени
Церковные награды
Командор Ордена Святых Апостолов Петра и Павла (Антиохийская православная церковь)
Орден Почаевская икона Божией Матери (Украинская православная церковь Московского патриархата)
Орден Святого Марка III степени (Александрийская православная церковь)
Прочие награды
Орден Почёта (Приднестровская Молдавская Республика, 2009)
Юбилейная медаль «20 лет Приднестровской Молдавской Республике» (2010)
Юбилейная медаль «600 лет города Бендеры» (2009)
Почётная медаль «В память создания Союза потомков Российского Дворянства - Российского Дворянского Собрания»

С октября 2013 года является духовником православного Мотообъединения «Мотобратия во Христе»

Клирик храма диакон Андрей (Яцков Андрей Юрьевич)

Страна: Россия

Биография:

В 2003 г. окончил Астраханский государственный колледж профессиональных технологий по специальности «Право и организация социального обеспечения».

В 2008 г. окончил Астраханский Государственный Университет» по специальности «Юриспруденция», специализация: Гражданское право.

В период обучения в университете окончил курсы обучения с присвоением квалификации «Проводник пассажирских вагонов». Работал проводником пассажирских вагонов в период летних каникул 2004 – 2005 гг.

С 2006 по 2011 гг. работал в различных организациях в должностях: юрист, старший юрист, руководитель юридической службы.

С 2004 по 2013 гг. являлся помощником руководителя Отдела по делам молодёжи Астраханской епархии.

2011 – 2013 гг.: работал в Храме Преображения Господня г. Астрахани в должности помощника настоятеля, а также нёс послушание пономаря.

С 2014 г. по настоящее время осуществляет юридическое сопровождение выставок цикла «Православная Русь. Моя история».

С 2015 по 2017 гг. преподавал Закон Божий в воскресной школе преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской Набережной г. Москвы.

В 2016 г. окончил бакалавриат Сретенской духовной семинарии г. Москвы. Профиль: «Практическая теология Православия».

02.06.2016 г. совершена Хиротесия во чтеца епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 2018 г. окончил магистратуру Сретенской духовной семинарии г. Москвы. Профиль «Пастырское богословие».

С 2018 г. по настоящее время работает в Патриаршем совете по культуре в должности юрисконсульта.

10.06.2018 г. рукоположен во диакона в Покровском Академическом храме Московской духовной академии. Хиротонию совершил митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (Решетников).

Семейное положение: Женат, воспитывает сына.

22 мая 2010 года митрополит Киевский Владимир поставил известного всему миру путешественника Федора Конюхова во иподиаконы, а на следующий день – на праздник Святой Троицы .

Путешественник и диакон

Отец Федор Конюхов – капитан дальнего плавания, яхтсмен, первый россиянин, побывавший на Южном и Северном полюсах и Эвересте. За спиной у него 4 кругосветных путешествия, более 40 уникальных экспедиций. Он родился в Запорожье, закончил Одесское мореходное училище и Ленинградскую духовную семинарию.

В каждом интервью, во всех своих книгах всегда говорил о Христе, о вере, о православии. Во время последней экспедиции Федор Конюхов установил крест на мысе Горн, построил несколько часовен. Федор, объясняя свое желание стать диаконом, сказал: «Я много сделал для путешествий, для славы человеческой трудов, я хочу сделать сейчас для Господа Бога и для нашей православной церкви».

Репортаж 5 канала :

*В репортаже допущены ошибки: Федор Конюхов был не пострижен , а рукоположен диаконы.

Вот, что рассказывал отец Федор Конюхов сам – в интервью и книгах:

Путь Федора Конюхова к вере

Я был верующим всегда, такая уж у нас семья: мой дед священник и его брат тоже - он даже канонизирован как новомученик. Помню, в школе (а я учился в нашем рыбачьем поселке) я все время спорил с учительницей литературы. Спрашивал ее: «Скажите, Татьяна Семеновна, как же вы говорите, что Бога нет, вот же Пушкин в него верил!»

Впрочем, за свою жизнь я убедился: вера в Бога в чем-то похожа на любовь к женщине. Кому-то повезло влюбиться в юности, кто-то всю жизнь шел к своей любви, а кто прожил всю жизнь и никого не полюбил. Последнему кажется, что и не бывает никаких возвышенных чувств и прочего, он смеется над теми, кто говорит обратное.

У меня есть один знакомый ученый, человек совершенно советского воспитания. Всю жизнь он мне говорил, приходя ко мне и видя иконы: зачем тебе это, ты бы лучше науку поддерживал! А вот недавно вернулся он после операции и рассказал, как потом ему показали видео, сделанное во время шунтирования. Вот он лежит на столе без движения целых четыре часа, врач достает его сердце, моет, что-то с ним делает, а потом возвращает обратно. Этот человек сказал мне: «Знаешь, Федя, я посмотрел то видео и встал со стула совершенно другим». Пришел я недавно к нему в кабинет и вижу - там иконы появились.

Федор Конюхов о бессмысленном риске

Не все понимают, что бессмысленный риск экстремального спорта - грех. Нельзя же подвергать свою жизнь опасности просто так, из удовольствия - это пустое. Но ведь так делают тысячи людей, и их невозможно остановить! В Москве одних только зарегистрированных альпинистов четыре тысячи. Для них это важная часть жизни, их не остановить, просто подойдя к ним и сказав: «Все, что ты делаешь, - бессмысленно и греховно». Они и самого-то слова «грех» в изначальном его значении не поймут, а только лишний раз обидятся, решив, что их обвиняют в нарушении чуждого для них «церковного закона».

Мне кажется, нужно обязательно быть рядом с ними, потому что эти люди нуждаются в особой молитве, особом заступничестве. Церковь обязана помнить о них, молиться. Почему у нас множество священников, которые окормляют военные подразделения, школы, больницы, но почти нет тех, кто работает с теми же альпинистами, любителями экстремального спорта? Ведь это часть нашего общества с особым образом мыслей.

С людьми, увлеченными экстремальными видами спорта, нужно находить общий язык. И это еще одна моя мечта - хотя бы в Москве создать приход для таких людей. Уверен, что небольшая община обязательно наберется. А она уже станет примером для остальных, поможет человеку задуматься, зачем он идет в горы. Просто так, ради спортивного интереса? Но стоит ли этот интерес риска, затраченных сил и эмоций? Ведь для того, чтобы сделать первый шаг к вере, нужно сначала задуматься об этих проблемах.

“Нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу”

Когда моя яхта перевернулась, я понял, что нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу, именно молиться.
Когда к полюсу идешь, тащишь за собой 135 килограммов груза, всё время вверх, два месяца, при минус 50 градусах, преодолевая встречный ветер, то думаешь: на земном шаре ни у кого не может быть такой тяжёлой работы, как тащить это. А когда меня перевернуло, и я читал молитвы, то понял, что вот это и есть самая тяжелая работа.

И только через нее мне открылся Господь.

Это случилось, когда я попал в ураган “Даниэль” (скорость ветра 130 миль в час). Потом я узнал, что мои шансы выжить были равны нулю. Яхта шла на автопилоте, потому что все время должна быть на волне, как серфинг. У меня вышел из строя автопилот, и я встал на руль. Но так ты долго ее на такой скорости не удержишь, ты же устаешь. У меня в глазах уже фиолетовые круги идут, я допускаю ошибку и яхта – уходит с волны и ложится на бок.

Я на палубе. Волны бьются, пыль одна стоит, дышать невозможно. Я держусь и знаю, что сейчас если яхта перевернется – захлопнет меня – и всё. Отдаю спасательный плот. Но при таком ветре он отрывается и взвивается вверх, как змей, правда, привязанный. Я должен его посадить, как змея и тяну, тяну к себе… И вдруг веревка обрывается и он отлетает. Всё, я остался без плота. Вода, правда, теплая, с тропиков идет ураган. А сам я привязан. Волна пройдет, собьет меня в воду, я выкарабкиваюсь и держусь за борт, но вот-вот потеряю сознание… А потом наступает тишина. Я контроль потерял.

Ничего не вижу, глаза отказали, все седое – вода, небо… И звуки песни: хор поет, стараюсь прислушаться, слова разобрать, а они поют шепотом… Как будто и женщины и мужчины, нет различия, а слова разобрать не могу. Музыка такая… не орган, не трубы, не гитары, очень красивая музыка. Не какая-то какофония, когда намешано всего, нет. Она льется… Никогда я такой музыки не слышал… И голоса слушаю, слушаю, чтобы слова разобрать, и не могу. Не то, чтобы на немецком или на английском, или на русском поют, нет, но непонятно…

Волна проходит, сбивает меня в воду, я снова выкарабкиваюсь, воду соленую глотаю, и так пить хочется. А знаю, что в яхте есть бутылки с водой. Чувствую, надо забираться в яхту. Она всплывает, я открываю люк. Только за собой закрыл, яхта перевернулась.

Она наискосок лежит, но из люка выбраться уже нельзя. Внутри всё вверх дном, 120 литров солярки вылилось вовнутрь… Все книги, продукты, всё, что есть – смешано, воды по пояс. Я нашёл фонарь, бутылки с водой, 100-200 бутылок у меня всегда на яхте стоит.

Выпиваю бутылку, догола раздеваюсь, потому что соляр начинает разъедать всё, рубашку, трусы. На мне только крестик, ещё от деда остался…

Внутри всё закрыто, работать не возможно. Самое главное, я понял, что осталось последнее – это молиться. Всё сделано. Но никто не может помочь. Хотя все знают, все следят. Вода сбивается с соляркой в желчь такую, дышать невозможно, все время будет подходить и меня ждет медленная смерть от удушья. Но там, где у меня кровать, есть ниша, там больше воздуха, и я туда забираюсь, сделал из матраса гнездо такое себе. Беру с собой бутылки с водой, иконку Николая-чудотворца (она у меня на спасательном жилете, металлическая) и начинаю читать молитвы. И слышу удары, бух, бух, вот-вот яхта разломается, удар за ударом. Я молюсь, молюсь…

По статистике, на пути к этой вершине каждый третий альпинист погибает. Мы с Женей Зиноградским на высоте 8 тысяч метров сидим, вдыхаем перед последним восхождением. Там спать нельзя, можешь задохнуться, воздуха не хватает. Думали, что в 12 часов ночи выйдем, но пурга помешала. Собрались в два ночи выходить, чтобы успеть до вершины дойти и спуститься до темноты (а подошли часов в 5 вечера). Сидим, ждем, ветер рвёт палатку. А вокруг там, на восьми тысячах, мертвых человек тридцать – как в бою лежат, все альпинисты. Высохшие. Там же мумиями становятся, там не хоронят. Как погиб, так и лежит. Мы сидим с Женей и думаем – дойдем мы до вершины? Может быть 30 человек уже прошло, а мы как раз попадаем в десятку смертников?

Мозги чистые, всё вспоминается до мелочей… Даже когда я в детстве случайно ласточку из рогатки убил… Я случайно в нее попал. Бабушка говорила, что ласточек нельзя трогать – это грех. Сидишь и всё до последнего вспоминаешь. Кому-то слово сказал плохое, с кем-то поссорился, кого-то обманул, воробья убил, вспоминаешь всё, вот это и есть исповедь. Чувствуешь, что час твой подходит и не знаешь, вернёшься или нет. И думаешь, как ты предстанешь перед Всевышним, и хочется всё это кому-то рассказать…

Протянуть для моряков мостик к Православию

Несколько лет назад Православная Церковь причислила к лику святых Федора Ушакова - великого адмирала, флотоводца и в то же время человека уникальной праведной жизни. Но храма в его честь в Москве пока нет. Проект уже готов, а место мы пока выбираем. Очень надеемся, что получится построить его в Москве, ведь в столице такой храм особенно нужен: посмотрите, сколько здесь моряков, отставных и действующих, даже клуб адмиралов есть!

А моряки очень любят и уважают Ушакова, он для них пример - правда, к сожалению, ценят они его только как великого полководца, не проигравшего ни одного сражения. Мне же хочется, чтобы храм помог рассказать о других гранях жизни адмирала: о его глубокой вере, о его семье, в которой есть святые монахи-подвижники, о том, что после отставки Ушаков поселился вблизи Санаксарского монастыря и провел там всю оставшуюся жизнь…

Через рассказ об этом я бы хотел протянуть для современных моряков мостик к Православию. Ведь они восхищаются Ушаковым, многие считают его примером для подражания. Мне кажется, что рассказ о пути к вере своего для моряков человека будет миссионерски эффективным. Я убедился в этом на своем опыте. Помню, как приехал первый раз в Санаксарский монастырь, настоятель открыл мне мощи Федора Ушакова, предложил помолиться, а сам ушел. Я встал на колени перед ракой с мощами и оказался лицом к лицу со святым. У меня мурашки по телу: никого рядом нет, а я, старшина первой статьи, сам военный моряк, стою перед адмиралом, да еще каким адмиралом! У меня, конечно, все молитвы вылетели из головы… На меня все это произвело невероятное впечатление: святость проникает в нашу жизнь, становится близка и понятна…

Так родилась идея строительства нашего храма, для которого мы разработали уникальный проект: архитектура будет классической византийской, но весь храмовый комплекс в целом должен будет напоминать своими формами корабль. Все в строгом соответствии с канонами, и в одновременно возникают новые, особые смыслы. Храм памяти адмирала - подобен кораблю в море житейских страстей! Если взглянуть на него сверху, то храмовый комплекс контурами похож на рыбу - еще один морской и в то же время древний христианский символ.

Пожелание Федора Конюхова сыну Николаю, внуку Аркадию и внуку Итэну из Северной Атлантики

Николай, Аркадий и Итэн, вам необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро людям.

Будучи обижаемым, ты не должен гневаться, будучи хвалимым, ты не должен превозноситься. И еще тебе говорю, что злом никогда не победишь зла, если кто-либо причинит тебе зло, то окажи такому добро, тогда твое добро победит его зло.

Будь молчалив: умением говорить выделяются люди из мира животных, умением молчать выделяется человек из мира людей. Чем больше ты будешь молчать, тем больше тебя будут слышать. Молчать лучше, чем говорить.

Постоянно заботься о том, что ты мыслишь в уме своем, что было бы угодно Богу. Поступая так, ты легко победишь всякий грех.

Сын и внуки мои! Для чего вы родились? Родились не для отдыха, а для трудов, не для лености, а для подвига. Начинайте же, трудитесь и не ленитесь.

С детства приучай себя к работе и правильно распределяй время суток. Тогда ты обязательно сумеешь сделать за день очень много дел, если постараешься. И если делать свою работу с удовольствием, она никогда не будет раздражать, а значит, ты все успеешь.

Дети и внуки мои, не осуждайте других людей. Думайте о себе почаще. Предавайте себя в волю Божию. Живите с молитвою. Чаще налагайте на себя крестное знамение. Советую чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой. Перед иконами пусть горит лампада.

Учись также любить и прощать старых и немощных. Если тебе что-нибудь будут говорить неприятное или обидное, говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушай их, а просто помоги им. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать надо, что бы они ни сказали и ни сделали.

Не придавай значения снам; не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого, они только расстраивают человека, опутывают мысли.

Любую боль, коварство, напасть, гнев осилишь, вооружась любовью.

Всегда носи нательный крест, крест нательный должен обязательно быть на шее христианина.

Приступая к выполнению каждого доброго дела (а злых дел никогда не совершай!), проси на это у Бога благословение через молитву. Что бы ты ни делал, будь всегда с молитвой, и милость Божия да будет с тобою.

С малых лет ставь себе жизненную цель и иди к ней, нo придерживайся этих слов: «Истинное удовлетворение дает не само достижение цели, а преодоление препятствий на пути к ней».

Очень полезно заниматься чтением слова Божия. Прочитай хоть раз всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит тебя без милости.

Твои руки всегда должны быть простерты к воздаянию, и то, что ты отдашь нищим, - тебе воздастся с избытком от Божественных Даров.

В любых условиях оставайся аскетом и будь требователен к себе.

Никогда не гневайся, будь кроток, как Моисей или Давид, скромен, как Иаков и милостив более Авраама. Ибо Авраам раздавал милостыню от многих богатств своих, а ты благодействуй нищим от своих возможностей.

Всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут несомненно быть делом.

Не пристраивайся к жизни, а иди своей дорогой.

Всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут быть, несомненно, делом.

Будь энтузиастом. Я люблю таких. Они побеждают. Именно энтузиазм выводит человека на стезю достижений. Во всех моих путешествиях именно энтузиазм выводил меня из тяжелых, смертельных передряг.

Слушай своих родителей и беспрекословно почитай их. Что поставят, то и кушай, что дадут, то и носи, принимай с благодарностью и носи благодарно.

Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь - наш корабль, а кормчий - Сам Спаситель.

Настоящая жизнь быстро проходит, и смерть приближается к нам. Смерть может внезапно настигнуть нас, когда мы совсем еще не готовы. Человек по этому всегда должен усердно исполнять заповеди Божий. Потому в настоящей жизни ничем не надо гордиться и ни к чему не надо иметь пристрастие.

Милость Божия да будет с тобою и с твоими родителями!

Вы прочитали статью Путешественник и диакон Федор Конюхов . Читайте также.

Новое на сайте

>

Самое популярное