Домой Многолетние цветы Равноапостольный константин великий. Император Константин христианин или тайный язычник? Император константин краткая биография древний рим

Равноапостольный константин великий. Император Константин христианин или тайный язычник? Император константин краткая биография древний рим

Столкнувшись с варварами, стоящими у порога империи, узурпаторами на границах и непокорными подданными в самом Риме, император третьего века обратился за помощью к богу, покровителю воинов, и попытался восстановить и сплотить империю. Но еще до того, как его попытки возымели действие, он был убит, и империя снова оказалась беззащитной. В этот сложный период поздней истории Римской империи многие правители боролись за власть. В этом хаосе появляется человек, который смог сокрушить врагов и сплотить империю под сенью нового бога. Это был Константин , и он был готов на все ради спасения умирающей империи.

. Но к 295 году новый могущественный император пришел к власти в империи. Это был .

Диоклетиан принялся разрешать те проблемы, с которыми империя столкнулась в 3 веке нашей эры. Прежде всего он преобразовал систему защиты границ .

Император Диоклетиан создал подвижную армию, чтобы иметь возможность выслать подкрепление туда, где это требуется. Одним из его самых способных командиров был 17-летний . Он был выдающимся воином, храбрым в бою и совершал много подвигов.

Эти признаки будущего величия Константина не ускользнули от императора Диоклетиана. Он держал молодого воина рядом, выражая намерение подготовить его для высокой должности.

Другим важным шагом Диоклетиана было разделение империи между четырьмя соправителями – по одному в и Италии , тогда, как отец Константина правил в . Сам же Диоклетиан правил в на полуострове .

Никомедия, 302 год н.э.

Диоклетиан знал, что его соправители могли восстать против него. Чтобы избежать этого, он держит их сыновей , включая Константина, при своем дворе , где они находились под его пристальным вниманием, обучаясь воинскому искусству.

Константина отправили ко двору Диоклетиана для получения образования, какое пристало человеку из высшей аристократии. Оно включало изучение литературы и философии. Константин изучал греческий, которым толком не владел, но главное – он получал военное образование.

Жизнь Константина при дворе была спокойной, поскольку император Диоклетиан, в котором он видел отца, правил железной рукой .

Начало его правления ознаменовано изданием целого ряда очень строгих указов, касающихся морали. В них говорилось, что людям делать, как им быть хорошими гражданами и т.д.

Великое гонение на христиан

Диоклетиан настаивал, чтобы при дворец все , включая Константина, совершали жертвоприношение . Больше всего он верил, что единства империи можно добиться, задабривая языческих богов Рима.

Но другая религия, в которую обращалось все больше людей, угрожало планам Диоклетиана. Последователи этой религии поклонялись Иисусу, Сыну Божьему .

Возросло не только количество христиан, но и сама церковь стала богаче. В ее распоряжении уже находятся большие здания, во многих отношениях это была процветающая организация внутри самой империи.

И она, по мнению Диоклетиана, угрожала Риму. Он был убежден, что благополучие государства и самого Рима тесно связано с римской религией, а христианство этому угрожало.

Христиане, которых не подвергали гонениями около 40 лет, составляли большой процент от населения городов, и, очевидно, что христиане были и в армии, и при дворе императора.

Диоклетиан начинает с армии, требуя , чтобы все воины совершали жертвоприношения богам Рима, но многие христиане отказывались.

Диоклетиан считал все, что мешало развитию почитания богов, покровительствовавших Риму, угрозой государству, которая могла разрушить его изнутри. Таков был его взгляд на христиан в армии.

Наказанием за отказ выполнять указ императора была смерть . И Константин, будучи воином армии Диоклетиана, был вынужден наблюдать эту жестокость. Его тяготили смуты, вызванные реформами императора. Он скоро распространятся и вне армии.

В 303 году н.э. император Диоклетиан издает указ, направленный против христиан, который становится известен как .

Изданный указ о преследовании развязал жестокие гонения . Если при исполнении указа римские чиновники сталкивались с сопротивлением, им разрешалось вести обвиняемых в суд и пытать для получения признаний, а затем заставлять их публично отречься от христианства.

Великое гонение знаменует начало того, что христиане называют . Любой христианин, прилюдно заявляющий о своей вере, будет казнен.

Во всех смыслах гонения Диоклетиана были суровее всех предыдущих гонений. Наверное, из всех римских императоров он ближе всего к тому, чтобы уничтожить новую религию, вот почему Церковь почитает так много мучеников, пострадавших во имя Христа во времена Диоклетиана.

Император Константин

Никомедия, 305 год н.э.

Несмотря на свое отношение к гонениях, Константину надо было оставаться в хороших отношениях с человеком, от которого зависело все его будущее. Но когда Диоклетиан неожиданно занемог и вынужден сложить с себя полномочия, Константин с удивлением обнаружил, что в плане преемственности ему места не нашлось.

Похоже, Диоклетиан думал, что Константин представляет опасность. Он участвовал с Диоклетианом в разных кампаниях и хорошо себя проявил. Мы знаем, что позже император держал Константина при дворе, фактически, как в тюрьме, чтобы тот не мог уехать к отцу и завоевать расположение армии.

Но теперь, когда на востоке его уже ничего не держало, Константин решает взять судьбу в свои руки и бежит от Диоклетиана . Он уезжает из Никомедии в город в Галлии к своему отцу, который теперь правит Испанией, Галлией и Британией.

Отец Константина император к тому моменту был стар, нездоров и опечален отсутствием сына. Но в 305 году н.э. Константин возвратился к отцу , который подходил ему больше, чем Диоклетиан.

Насколько мы знаем, правящий на Западе Констанций Хлор гораздо спокойнее подходил к вопросам управления и понимал, что многое из того, что Диоклетиан приказывал делать, можно было игнорировать.

Константин обнаружил в отце сострадательного правителя, а Констанций Хлор увидел, что сын однажды может занять его место.

Итак, после ухода Диоклетиана в 305 году н.э. Константин вырвался из-под его контроля и присоединился к своему стареющему отцу Констанцию Хлору на Западе, который, будучи одних из четырех соправителей Рима, правил Испанией, Галлией и Британией, где теперь поднимало голову варварское племя пиктов.

В 305 году они с Константином выступили из Булони в Британию , чтобы подавить мятеж .

Италия, Милан, 311 год. н.э.

Это был договор об усилении власти. Чтобы скрепить союз, Лициний объявил о помолвке с сестрой Константина.

Константин предпринял все возможное, он был амбициозным человеком и добивался власти всеми возможными средствами. С самого начала он был готов на все, чтобы идти вверх по лестнице римской власти.

Лициний и Константин вместе убедили соправителей на востоке в том, что они собираются только устранить Максенция . Константин воспользовался ситуацией и объявил Максенция незаконным императором и узурпатором. Он со своими сторонниками оправдывает поход против Максенция тем, что Рим нужно избавить от тирана.

Но как только Рим будет освобожден, Константин и Лициний постараются захватить власть над всей империей.

Битва у Мульвийского моста — противостояние религий

Пока Лициний был занят защитой северных границ от варваров, Константин пошел на Рим, чтобы осадить город , где прятался Максенций.

Тем временем, узурпатор в Риме, будучи ярым язычником, в своих действиях основывался на толкованиях жреца, сделанных на овечьих внутренностях.

Когда пришло время сражения, Максенцию нужно было покровительство богов, и он делал то, что сделал бы любой римский император, стремясь обрести эту поддержку.

Отчаянно пытаясь выяснить, стоит ли ему отсидеться или сразиться с Константином, Максенций также искал подтверждение в предсказаниях .

Одним из источников, к которым обратился Максенций, были пророчества Сибиллы. Это были книги священных предсказаний, хранившихся у римских жрецов, которые могли изучить определенный вопрос и, найдя ответ, высказать пророчество.

В предсказании говорилось , что враг Рима в тот день умрет . Поэтому Максенций меняет свой план и решает, что он не будет отсиживаться, а выйдет и сразится с Константином.

Предполагая, что Константин и был тем врагом, о котором говорилось в предсказании, Максенций готовит армию к войне.

Тем временем недалеко от Рима Константин готовился встретиться с Максенцием. Зная, что армия противника намного превзойдет его числом, он тревожился.

Константин начал серьезно беспокоиться о силе своих войск, и мы знаем, что он молился, чтобы какой-нибудь бог помог ему и подал в ответ знак. Сам Константин считал, что это было христианским видением .

Летописец 4 века и Кесарии описал то, что произошло со слов самого Константина: «Около полудня, когда день только начал угасать, он увидел в небе перед собой сияющий крест. Он сказал, что тот появился над Солнцем, и там была надпись «Сим знаменем победишь».

То, что он, по его словам, видел, было нечто вроде креста , верхняя часть которого походила на латинскую букву P. Там также была монограмма Христа из греческих букв, состоящих из двух первых букв имени Христа на греческом. Согласно некоторым источникам, он также слышал голос, который сказал, что «с этим знаменем он победит».

Константин приказывает воинам поместить монограммы Христа на щиты и знамена, превратив тем самым символ христианства из объекта гонений в предмет почитания .

Константин решил положиться на силу нового бога, которого раньше отвергали, как на залог своей будущей победы. Приняв христианского бога , которого преследовали прежние императоры, Константин совершил настоящий переворот.

Изменив свои взгляды, Константин превратил грядущую битву с язычником Максенцией в противостояние религий.

Константин встретился с Максенцием у через , который являлся единственной преградой по дороге на Рим.

Хотя перевес в численности был у Максенция, Константин был со своей армией, несущей знаки Христа, смело пошел в бой.

Сражение у Мульвийского моста имело большое значение: армии выстроились друг напротив друга и, несмотря на численный перевес, воинов Максенция оттеснили к реке.

Именно на берегу Тибра решилась судьба Максенция. Константин вынудил Максенция дать бой в условиях, когда Тибр находился у того за спиной : это ужасное положение, когда легионы Константина начали давить, ряды армии Максенция расстроились.

Не имея другого выхода, узурпатор с останками армии, пытаясь отойти в Рим, попытался переправиться через реку . Он тяжелые доспехи Максенция потянули его вниз, и он утонул .

Через несколько дней его раздутое бесформенное тело вытащили на берег, и это стало последним доказательством того, что режим узурпатора пал .

Константин одержал важнейшую победу у Мульвийского моста, сокрушив Максенция, но еще более важным было то, что теперь он властвовал над половиной империи, включая богатые италийские провинции.

Судьба Максенеция продемонстрировала то, что ожидает тех, кто посмеет пойти против власти Константина.

Константин задержался, чтобы найти тело узурпатора и выставить его голову в Риме . Он отправил ее в северную Африку, чтобы все узнали, что стало с предыдущим императором, и что у власти теперь Константин.

Победа над Максенцием также убедила Константина в том, что христианский бог сильнее языческих богов его врага.

Константин – первый император-христианин

После поражения Максенция вся Западная империя принадлежала Константину. Как и было оговорено, восточная часть остается Лицинию.

Италия, Милан, 313 год н.э.

Они встретились в Милане, где соправители скрепили взаимную поддержку браком Лициния с сестрой Константина .

Константин решает связаться с себя с Лицинием или сковать действия Лициния. Он выдает свою единокровную сестру Констанцию за Лициния, который считает это естественным способом заключать союзы.

Этот брак стал отправной точкой соглашения между и Лицинием относительно будущей политики. Одним из ее аспектов стало недавнее принятие Константином христианства .

Два императора обсуждали, как они разделят между собой власть, и одним пунктом обсуждений стало установление по всей империи терпимости к христианству . Лициний не был христианином, но согласился прекратить гонения.

Тогда они легко приходили к согласию, но союз, основанный на амбициях, хрупок. Константину предстоит понять, что его соправитель также является и главным его соперником.

Впервые за 10 лет христианам позволено открыто молиться, и впервые в истории их веру разделял император.

Константин принял христианство и очень серьезно отнесся к защите христианской церкви. Его родные, включая наследника , также стали христианами.

Константин не только прекратил гонения христиан, но и всячески их поддерживал на той территории, где он правил.

В 313 году н.э. Константин и Лициний издают , о котором писал летописец 4 века : «Мы даруем и христианам, и все остальным свободу исповедовать любую религию, поэтому какая бы божественная сила ни была на небе, ей можно поклоняться и испросить благосклонности к нам и к тем, кто находится под нашей властью».

Константин – единственный правитель всей империи

Но в последующие годы отношения Константина и Лициния ухудшились . Лициний устанавливал свою власть на востоке, но ему хотелось большего. Поэтому Лициний отстраняется и правит на востоке по-своему. Константин не доверяет ему, напряжение между ними возрастает.

Спустя 9 лет совместного правления оба императора установили власть над всей империей. Вскоре соперничество втянет Рим в гражданскую войну.

На востоке христиане скоро почувствовали последствия растущего конфликта. Будучи сторонниками христианского императора Константина, они стали серьезной угрозой Лицинию и они дорого за это заплатат.

В конечном счете это снова приводит к гонениям . Причина была проста: Константин был известен как защитник христиан, и своих христианских подданных Лициний рассматривает как врагов . Он начинает гонения.

В то время, как церкви и святые книги предавались огню, рушился и союз между Лицинием и Константином .

Для Константина, теперь уже опытного правителя, гонения на христиан стали предлогом для нападения на Лициния. Он тут же приказывает войскам выступить против восточного соперника.

Константин очень искусно командовал кавалерией и часто сам вел ее в бой, обходя фланги противника. То же самое он сделал и в битве с Лицинием.

На стороне Константина был его сын-наследник Крисп, доказавший свою отвагу в бою. Вместе они отбрасывают Лициния дальше на восток. От Константин и Крисп преследуют Лициния до и до , где происходит последний бой. Там в 324 году н.э. Константин и Крисп вместе встречаются с Лицинием, поставив на карту всю империю.

Крисп унаследовал от отца способности к военному искусству, он был талантливым полководцем. Без него кампания против Лициния могла закончиться провалом.

Константин и Крисп разбили армию Лициния , снова пойдя в бой под символом христианского бога.

Битва при Хрисополе закончилась, не начавшись. Константин повел свои войска на территорию Лициния, не встретив серьезного сопротивления. Его войска одержали несколько легких побед, уверенность же Лициния, оказалось, слабела час от часу.

Победа в последнем бою позволила Константину стать единственным правителем всей империи .

Евсевий, епископ Кесарии: «Восточные земли объединились с западными, и вся империя теперь признала власть одного верховного правителя».

Взятый под стражу в Никомедии Лициний будет жестоко наказан . Единственным свидетелем будет его жена – сестра Константина.

Его отношения с Лицинием не просты: он приходится Константину зятем, и его жена умоляет о милосердии для мужа. Сперва показалось, что Константин проявит снисходительность, они разделили трапезу, но затем Лициния отправляют в ссылку в и позже казнят .

Несмотря на мольбы его жены, казнь Лициния была быстрой и жестокой, и показала, что Константин не даст пощады никому, даже членам семьи.

Раздавив Лициния, Константин стал править объединенной империей, намереваясь сделать своего любимого сына Криспа правителем на Западе .

Византия, 324 год н.э.

Став соправителем, Крисп участвует в создании планов столицы новой, христианской столицы на востоке Византии .

После объединения империи Константин решил заложить новый город, назвав его в свою честь. Так возник . Город имел отличное стратегическое положение, равноудаленное от важнейших границ. Император намеренно хотел построить город, который не носил бы печать язычества их предков. Этот город не был свидетелем борьбы за власть, это был христианский город.

После того, как сбылись его великие мечты, императора ждали неприятности в его собственной семье – со стороны его жены и сына Криспа.

Крисп был сыном от первой жены Константина. Его другие три сына били от второй жены – Фаусты, и естественно, между теми были напряженные отношения, особенно со стороны Фаусты, поскольку она хотела, чтобы ее сыновья получили то, что им причиталось, и конечно, Крисп стоял на их пути.

Негодуя, что Крисп получил власть на Западе, Фауста твердо намеревалась обеспечить сыновьям еще большую власть, чего бы это ни стоило.

Никейский символ веры

Объединенной империи снова начали угрожать беспорядки уже из-за разногласий внутри самой христианской Церкви . В восточной империи среди христиан возникли настоящие распри. Разногласия начинались с вопроса о происхождении Христа и заканчивались тем, кто должен главенствовать в Церкви в восточной части империи.

Соперничающие епископы провоцировали нападение толпы на христиан с иными убеждениями. Подобной жестокости не было со времен гонений, закончившихся более 20 лет назад.

Пытаясь найти выход, Константин приказал церковным деятелям прекратить кровавые распри. Он созывает около 300 епископов на встречу в городе Никея и призывает их сформулировать единое христианское вероучение.

В результате был принят текст , который просуществовал более 1600 лет и до сих пор его проповедуют в христианских храмах по всему миру.

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков.» Этот текст – символ христианской веры – приняли далеко не все христиане . Он стал причиной многих бед в будущем, поскольку соперничающие христиане с различными убеждениями до конца века не прекращая соперничали за благосклонность императора. Это означает, что императоры должны были отвлекаться от забот, пытаясь уладить конфликты между христианскими епископами.

Крисп – жертва на алтаре истории

Возможно из-за этих конфликтов, отвлекавших Константина, он и не заметил нараставшего соперничества в кругу своей семьи . В 326 году н.э. жена Константина Фауста решила оклеветать его сына Криспа.


Крисп был сыном Константина от первого брака, и у него с тремя младшими братьями были разные матери. Естественно, он враждовал с ними.

Выполняя свой замысел, Фауста «раскрывает» отвратительные тайны, заявляя, что Крисп пытался ее соблазнить . Над Криспом сгущались тучи: Фауста жаждала убрать его с дороги как угрозу ее законным сыновьям.

Константин, не замечая, что его предал не Крисп, а собственная жена, приказывает подготовить все для казни .

Пола, 326 год н.э.

Арестованный в городе Пола на территории современной Хорватии, Крисп настаивал на невиновности. И хотя его слова оставались не услышанными, при дворе Константина у него был сторонник.


Он был построен в необычайном архитектурном стиле, которого еще никогда не было в Римской империи. Разнообразие планов объясняется тем, что Константин привлек разных архитекторов, а также в большой степени его собственными решениями – он принимал участие в каждом этапе и вмешивался во все дела.

Константин мог только надеяться, что его религиозное рвение в конце жизни может искупить множество его грехов. Он понимал, что Судный день не за горами. Уже старым и больным, в 337 году н.э. он принял крещение .

Для Константина имело смысл откладывать крещение, поскольку императоры должны были заниматься сомнительными и грязными делами, и иногда им приходилось совершать греховные шаги. И было разумно, по мнению Константина, отложить крещение на конце жизни : все те поступки, что человек совершил, могут быть смыты перед смертью.

Терзаемый этими грехами, Константин хотел лишь умереть с чистой совестью, очищенный водой при крещении.

Под конец жизни Константин стал кем-то вроде живого прорицателя, который на момент крещения хотел снять с себя императорские и жить дальше как отшельник.

В конце концов, Константин обретает мир в той вере, которой он посвятил всю жизнь.

«Я знаю, что я в полном смысле благословен, что я заслужил бессмертие и что я увидел божественный свет».

Константин умер в мае 337 году н.э. после 30 лет правления.

Он стал необычайно удачливым правителем и очень талантливым военным . Он был человеком, который проложил себе дорогу к власти благодаря амбициям, использовал любые повороты судьбы для достижения своих целей.

Всю жизнь Константин боролся, чтобы сохранять хрупкую империю, объединенную под знаком новой религии, но теперь ничто, даже новая вера, ей не поможет.

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305-306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену , дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. (Сведения об обретении Креста Господня помещены в праздник Воздвижения .) Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - (Сведения о Соборе помещены .) Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Дечани. Ок. 1350.

Новгород. XV.

Cвв. Константин и Елена. Икона. Новгород. XV в.

Метеоры. 1527.

Равноапостольные Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г.

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 21 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

Санкт-Петербург. 2002.

Cвв. Константин и Елена с житием. Н.Г. и Н.А. Богдановы. Икона. Санкт-Петербург. 2002 год. Храм св. царицы Елены (МАПО). Санкт-Петербург.

Русь. XVII.

Минея - Май (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Афон. XIV.

Равноапостольный Константин. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Дечани. Ок. 1350.

Равноапостольные Константин и Елена. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.

Константин I, известный как Великий (288? - 337), -- римский император. Родился 27 февраля предположительно 288 года н.э. в Наиссе (ныне Ниш) в Верхней Мезии (Сербия). Он был незаконнорожденным сыном Констанция и Флавии Елены (по описанию св. Амвросия, содержательницы придорожной гостиницы). Еще мальчиком Константина отправили - практически в качестве заложника - ко двору правителей восточной части Римской империи. В 302 году он сопровождал императора Диоклетиана

в поездке по Востоку, был возведен в ранг первого порядкового трибуна (tribunus primi ordinus) и служил в войсках августа Галерия на Дунае. В 305 году Диоклетиан и его соправитель Максимиан отреклись от престола, и августами стали Констанций Хлор и Галерий, в сан же цезарей были возведены Флавий Валерий Север и Максимин Дайя (по другим источникам Максимин Даза). Теперь Констанций потребовал от Галерия вернуть сына, на что тот неохотно согласился. На самом же деле рассказывается история, что Константин бежал от Галерия и избавился от погони, похитив всех почтовых лошадей. Он нашел своего отца в Гезориаке (Булонь), отплывающим в Британию, чтобы отразить нашествие пиктов и шотландцев. Одержав победу, Констанций умер в Эбораке (Йорк), и 25 июля 306 года н.э. армия провозгласила его сына августом. Однако Константин принял свое назначение армией на этот пост с притворной неохотой и написал Галерию осторожное письмо, слагая с себя ответственность за действия войск, но прося признать себя в качестве цезаря. Галерий был не в силах отказать ему в просьбе, боясь мощи западной армии. И в течение года Константин носил титул цезаря не только в своих собственных провинциях, но и восточных. Он успешно воевал с франками и аллеманами и перестроил по-новому оборонительные сооружения на рейнской границе. Восстание Максенция в Риме (28 октября 306 года) при поддержке его отца Максимиана привело к поражению, пленению и смерти западного августа Севера. После этого Максимиан признал Константина августом (307 год); они скрепили свой союз браком Константина и Фаусты, дочери Максимиана. После этого отец с зятем объявили себя консулами, что, однако, не нашло признания на Востоке. Галерий вторгся в Италию, но мятеж в войсках заставил его отступить от ворот Рима. Максимиан уговаривал Константина напасть на его отступающую армию с фланга, но тот еще раз проявил решимость строго следовать по пути законности. В 308 году Диоклетиан и Галерий на совете в Карнунте решили отменить действия западных правителей. Максимиан был отстранен, Лициний назначен августом Запада (11 ноября 308 года), а титул "сына августа" (цезарей) получили Константин и Максимиан Дайя. Константин молчаливо игнорировал это соглашение: он продолжал носить титул августа и до 309 года, когда правитель Востока, считавшийся старшим, официально не объявил его августом (совместно с Лицинием). В его домионах никакие иные императоры не признавались. В 310 году, пока Константин отражал нашествие франков, Максимиан попытался вернуть себе титул августа в Арелате (Арль). Константин спешно вернулся с Рейна и преследовал Максимиана до Массалии (ныне Марсель), где взял его в плен и казнил. Поскольку законное право Константина на западную часть империи основывались на его признании Максимианом, ему теперь пришлось искать новое оправдание законности своей власти, и он нашел его в своем происхождении от римского императора Клавдия Готика (Готского), который был представлен как отец Констанция Хлора.

Приход к власти.

Терпение Константина вскоре было вознаграждено. В 311 году Галерий умер. И Максимин Дайя (который в 310 году принял титул августа Востока) сразу же повел армию к берегам Босфора и одновременно вступил в переговоры с Максенцием. Это бросило Лициния в руки Константина, который вступил с ним в союз и отдал ему в невесты свою единокровную сестру Констанцию. Весной 312 года Константин перешел через Альпы - до того, как Максенций закончил свои приготовления - с армией, которая по словам его панегириста (возможно, преуменьшившего его численность), составляла 25 тысяч, а по сведениям Зонораса - примерно 100 тысяч человек. Он штурмом взял Сузы, разбил полководцев Максенция в Турине и Вероне и направился обратно в Рим. Этот смелый шаг, совсем не вяжущийся с обычной осторожностью Константина, похоже, явился результатом одного события: как говорится в книге Евсевия " Жизнь Константина", глазам Константина явилось чудо-видение Пылающего Креста, появившегося в небе в полдень с надписью под ним на греческом: " Эв тоута вика" ("Сим победишь"), и оно привело к обращению его в христианство.

Евсевий заявляет, что слышал эту историю из уст Константина; но он писал после смерти императора, и она, очевидно, была ему незнакома в таком виде, когда он писал "Историю Церкви". Автор другого сочинения " О смерти гонителей" ("De mortibus persecutorum") был хорошо осведомленным современником Константина (это сочинение приписывают Лактанцию, писателю и ритору, жившему при Диоклетиане и умершему в 317 году), и он рассказывает нам, что знак Пылающего Креста явился Константину во сне; и даже Евсевий добавляет, что это было не дневное видение, А ночной сон. Как бы то ни было, Константин стал носить монограмму собственного изобретения (см. на рисунке справа ).
Максенций, веря в численное превосходство, выступил из Рима, готовый оспаривать переправу на севере Тибра через Мильев мост (Pons Vulvius - ныне Понте Молле). Армия, за шесть лет прекрасно обученная Константином, сразу же доказала свое превосходство. Галльская конница загнала левый фланг врага в Тибр, и с ним погиб Максенций, как говорили, вследствие обрушения моста (28 октября 312 года). Остатки его войска сдались по собственной воле, и Константин включил их в ряды своей армии, за исключением преторианской гвардии, которая в конце концов была распущена.
Таким образом, Константин стал бесспорным властелином Рима и Запада, и христианству, пусть еще и не принятому как официальная религия, Медиоланским эдиктом (ныне Милан) было обеспечено терпимое отношение во всей империи. Этот эдикт явился результатом встречи между Константином и Лицинием в 313 году в Медиолане, где состоялось бракосочетание последнего с Констанцией, сестрой Константина. В 314 году между двумя августами началась война, причиной которой, как нам сообщают историки, явилось предательство Бассиана, мужа сестры Константина Анастасии, которого он хотелось возвести в ранг цезаря. После двух трудно доставшихся побед Константин пошел на мировую, присоединив к своим доминионам Иллирик и Грецию. В 315 году Константин с Лицинием занимали должность консулов. Мир сохранялся около девяти лет, в течение которых Константин, мудро действуя как правитель, укреплял свое положение, тогда как Лициний (возобновивший гонения на христиан в 312году) постоянно терял свои позиции. Оба императора создали мощные армии, и весной 323 года Лициний, войска которого, говорят, имели численное превосходство, объявил войну. Он дважды терпел поражение - сначала в Андрианополе (1июле), затем в Хризополе (18 сентября), когда попытался снять осаду Византия и, наконец, попал в плен в Никомедии. Заступничество Констанции спасло ему жизнь, и его интернировали в Фессалониках, где в следующем году казнили по обвинению в преступной переписке с варварами.

Константин - император Востока и Запада.

Теперь Константин царствовал как единственный император на Востоке и на Западе и в 325 году председательствовал на Соборе в Никее. В следующем году его старший сын Крисп был изгнан в Полу и там был предан смертной казни по обвинению, выдвинутому против него Фаустой. Вскоре после этого Константин вроде бы убедился в его невиновности и приказал казнить Фаусту. Истинный характер обстоятельств этого дела остается тайной.
В 326 году Константин решил перенести место пребывания правительства из Рима на Восток, и уже к концу года был заложен первый камень в основание Константинополя. Константин подумывал по меньшей мере еще о двух местах для устройства новой столице: Сердике (ныне София) и Трое, - прежде чем его выбор пал на Византий. Вероятно, этот шаг был связан с его решением сделать христианство официальной религией империи. Рим, естественно, являлся оплотом язычества, за которое с горячей преданностью цеплялось сенатское большинство.

Константин не хотел искоренять это чувство открытым насилием и поэтому принял решение основать новую столицу для империи собственного творения. Он объявил, что место для столицы явилось ему во сне; торжественная церемония открытия совершалось христианскими духовными лицами 11 мая 330 года, когда город был посвящен Блаженной Деве (по другой версии - богине счастливой судьбы Тихе).
В 332 году Константина попросили оказать помощь сарматам в борьбе против готов, над которыми его сын и одержал крупную победу. Спустя два года, когда 300 тысяч сарматов расселились на территории империи, на Дунае снова вспыхнула война. В 335 году восстание на Кипре дало Константину предлог для казни молодого Лициния. В том же году он разделил империю между своими тремя сыновьями и двумя племянниками - Далмацием и Аннибалианом. Последний получил вассальное царство Понт и, в пику персидским правителям, титул царя царей, тогда как другие правили как цезари в своих провинциях. При этом Константин остался верховным правителем. И наконец, в 337 году Шапур II, персидский царь, заявил свои претензии на провинции, завоеванные Диоклетианом, -- и вспыхнула война. Константин готов был лично возглавить свою армию, но заболел и после безуспешного лечения ваннами скончался в Анкироне, пригороде Никомедии, 22 мая, незадолго до кончины приняв христианское крещение из рук Евсевия. Он был похоронен в церкви Апостолов в Константинополе.

Константин и христианство.

Константин получил право называться "Великим" скорее в силу своих дел, чем того, каким он был; и верно, что его интеллектуальные и моральные качества не были настолько высоки, чтобы обеспечить ему этот титул. Его претензии на величие в основном зиждется на том, что он предвидел будущее, ожидающее христианство, и решился извлечь из него пользу для своей империи, а также на достижениях, завершивших труд, начатый Аврелианом и Диоклетианом, благодаря которым квазиконституционная монархия, или "принципат" Августа, преобразовался в голый абсолютизм, иногда называемый "доминатом". Нет причин сомневаться в искренности перехода Константина в христианство, хотя мы не можем приписывать ему страстную набожность, коей наделяет его Евсевий, а также не можем принять за истинные те истории, что ходят вокруг его имени. Моральные предписания новой религии не могли не оказать влияния на его жизнь. И он дал своим сыновьям христианское образование. Однако по мотивам политической целесообразности Константин отложил полное признание христианства как государственной религии до тех пор, пока не стал единственным правителем империи. Хотя он не только обеспечил терпимое к нему отношение сразу же после победы над Максенцием, но уже в 313 г. выступил на его защиту от оппозиционного течения донатистов и в следующем году председательствовал на совете в Арелате. Рядом актов он освободил Католическую церковь и священнослужителей от налогов и даровал им разнообразные привилегии, которые не распространялись на еретиков, и постепенно выявилось отношение императора к язычеству: его можно было бы назвать презрительной терпимостью. С высоты признанной государством религии оно скатилось до простого суеверия. В то же время разрешалось отправлять языческие обряды, за исключением тех мест, где их считали подрывающими моральные устои. И даже в последние годы правления Константина мы находим законы в пользу местных жрецов - фламенов и их коллегий. В 333 году или позже был установлен культ рода Флавиев, как называлась императорская семья; однако жертвоприношения в новом храме были строго запрещены. Только после окончательной победы Константина над Лицинием языческие символы исчезли с монет, и на них появилась отчетливая христианская монограмма (которая уже служила знаком монетного двора). С этого времени постоянного внимания императора требовала ересь арианства, и тем, что он председательствовал на соборе в Никее, и впоследствии, вынеся приговор об изгнании Афанасию, он не только откровеннее прежнего заговорил о своей причастности к христианству, но и выказал решимость утверждать свое верховенство в делах Церкви. Ничуть не сомневаясь в том, что его сан Великого понтифика дает ему высшую власть над религиозными делами всей империи и приведение в порядок христианства находится в его компетенции. В этом вопросе ему изменила его проницательность. Было сравнительно легко применить принуждение к донатистам, сопротивление которых светской власти не было всецело духовным, но в значительной степени являлось результатом не столь уже чистых мотивов. Но ересь арианства подняла фундаментальные вопросы, которые по мысли Константина, возможно было примирить, но на деле, как справедливо полагал Афанасий, они обнажали существенные противоречия доктрины. Результат предвещал возникновение процесса, приведшего к тому, что Церковь, которую Константин надеялся сделать орудием абсолютизма, стала решительным противником последнего. Не заслуживает более чем беглого упоминания легенда, согласно которой Константин, пораженный проказой после казни Криспа и Фаусты, получил отпущение грехов и был крещен Сильвестром I и своим пожертвованием епископу Рима заложил фундамент светской власти папства.

Политическая система Константина.

Политическая система Константина явилась конечным результатом процесса, который, хотя и длился, пока существовала империя, принял отчетливую форму при Аврелиане. Именно Аврелиан окружил персону императора восточной пышностью, носил диадему и украшенное драгоценными камнями одеяние, принял сан доминуса (господина) и даже деуса (бога); превратил Италию в подобие провинции и дал официальную дорогу экономическому процессу, замещавшему режим договора на режим статуса. Диоклетиан постарался защитить новую форму деспотии от узурпации со стороны армии, создав хитрую систему совместного правления империей с двумя линиями преемствования власти, носящими имена Юпитера и Геркулеса, но это преемствование осуществлялось не путем наследования, а путем усыновления. Эта искусственная система была разрушена Константином, который установил династический абсолютизм в пользу своей семьи - рода Флавиев, доказательства культа которого найдены и в Италии, и в Африке. Чтобы окружить себя царским двором, он создал официальную аристократию в замену сенаторского ордена, которые "солдатские императоры" 3-го века н.э. практически лишили всякого значения. Эту аристократию он осыпал титулами и особыми привилегиями, так, например, он создал видоизмененное патрицианство, освобожденное от налогового бремени. Так как сенат теперь ничего не значил, Константин смог позволить допустить его членов к карьере провинциальных администраторов, которая со времени правления Галлиена была почти закрыта для них, и даровать им некоторые пустые привилегии, например, свободные выборы квесторов и преторов, а с другой стороны, у сенатора было отнято право быть судимым равными себе, и он перешел под юрисдикцию провинциального губернатора.

Административное устройство Римской империи при Константине.

В вопросе административного устройства империи Константин завершил начатое Диоклетианом, разделив гражданские и военные функции. При нем префекты претория полностью прекратили исполнять военные обязанности и стали главами гражданской администрации, особенно в делах законодательства: в 331 г. их решения стали окончательными, и не допускалась никакая апелляция к императору. Гражданские правители провинций не имели никакой власти над военными силами, которыми командовали дюки; и чтобы надежней обеспечить защиту от узурпации, чему служило разделение власти, Константин нанимал комитов, которые составили значительную часть официальной аристократии, чтобы они наблюдали и докладывали о том, как у военных идут дела, а также армию так называемых агентов, которые под видом инспектирования имперской почтовой службы осуществляли массовую систему шпионаже. Что касается организации армии, Константин подчинил командование военным магистратам, отвечающим за пехоту и конницу. Он также открыл доступ варварам, особенно германцам, к высокоответственным должностям.

Законодательство Константина.

Организация общества по принципу строгой наследственности в корпорациях или профессиях частично, несомненно, уже закончилась перед приходом Константина к власти. Но его законодательство продолжало ковать оковы, привязывавшие каждого человека к той касте, из которой он был выходцем. Такие originales (наследственные сословия) упоминаются в самых первых законах Константина, и в 332 году признается и утверждается в жизни наследственный статус сельскохозяйственного сословия колонов.

Кроме того, муниципальные декурионы, ответственные за сбор налогов, потеряли все лазейки к отступлению: в 326 году им запретили приобретать неприкосновенность путем вступления в ряды христианских священников. В интересах правительства было такими средствами обеспечить регулярное поступление в казну налогов, тяжелым бременем как в деньгах, так и в натуре ложившихся на население еще при Диоклетиане и, разумеется, оставшихся таким же бременем при Константине. Один из наших древних авторитетов говорит о нем, что десять лет был отличным правителем, двенадцать лет - грабителем и еще десять - расточителем, и ему постоянно приходилось вводить чрезмерные налоги, чтобы обогащать своих фаворитов и осуществлять такие экстравагантные проекты, как строительство новой столицы. Благодаря ему появились налоги на сенаторские поместья, известные как collatio glebalis (поземельный), и на прибыли от торговли - collatio lustralis (откупной).
В общем законодательстве правление Константина было временем лихорадочной активности. До нас дошли около трехсот его законов в кодексах, особенно в своде Феодосия. В этих сводах просматриваются искреннее желание реформ и влияние христианства, например, в требовании гуманного отношения к заключенным и рабам и наказаний за преступления против морали. Тем не менее они зачастую грубы по мысли и напыщенны по стилю изложения и явно составлялись официальными риториками, а не опытными законниками. Подобно Диоклетиану, Константин верил, что пришло время, когда общество нужно перестраивать декретами деспотической власти, и важно отметить, что с той поры мы встречаемся с неприкрытым утверждением воли императора как единственного источника закона. По сути, Константин воплощает в себе дух абсолютной власти, которому предстояло господствовать в течение многих веков как в Церкви, так и в государстве.

ГЛАВА XV

Падение язычества и торжество христианства

III. Торжество христианства в IV веке

352. Смуты после Диоклетиана

По истечении двадцати лет с утверждения своего во власти (305) Диоклетиан отрекся от престола и удалился в частную жизнь, построив себе дворец на далматинском берегу Адриатического моря (около г. Салоны). То же самое сделал по его настоянию другой «август», Максимиан. После этого оба их соправители, Галерий и Констанций, сделались «августами» и назначили в помощь себе двух новых «цезарей». Таким образом, порядок, придуманный Диоклетианом для обеспечения правильной преемственности власти, вошел в силу, но это был первый и последний случай применения нового порядка. Вскоре (306) умер Констанций, и ему в его части наследовал сын его Константин, провозглашенный цезарем подчиненными Констанцию солдатами, а римские преторианцы провозгласили цезарем Максенция , сына бывшего императора Максимиана, да и последний сам вдруг снова объявил себя императором. Начались новые смуты и междоусобия, во время которых Константин в союзе с одним из новых цезарей, Лицинием, победил Максениия и разделил с ним власть над империей, причем помощниками себе они назначили собственных сыновей. Согласие между обоими «августами» продолжалось только десять лет (313–323), и когда в новом междоусобии Лициний был побежден Константином, последний сделался единодержавным государем Римской империи.

Голова Константина Великого из Капитолийского музея, Рим

353. Константин Великий и торжество христианства

Константин Великий (с 306 г. «цезарь», в 313–323 гг. в соправительстве с Лицинием, в 323–337 гг. единодержавный император) принадлежит к числу самых замечательных по значению своему личностей древней истории. По тому влиянию, которое он оказал на судьбы мира, его можно поставить рядом с Александром Македонским , открывшим эллинизму дорогу на Восток, и с Цезарем, истинным основателем империи в Риме. Историческое значение Константина заключается в том, что он доставил христианству победу в Римской империи и тем положил начало превращению самой империи из языческой в христианскую. Сын Констанция Хлора, не преследовавшего христиан в своих владениях, и ревностной христианки Елены, Константин унаследовал от отца нерасположение к политике гонений, от матери прямое сочувствие к христианству. Как умный правитель и искусный политик, он видел, кроме того, что христиане вовсе не заговорщики и не бунтовщики и что, наоборот, в них можно будет найти самую надежную опору порядка. Готовясь к войне с Максенцием и зная, что в его собственном войске много христиан, он разрешил им изобразить на своих щитах начальные буквы имени Иисуса Христа и сам заменил римского орла крестом на своем знамени . (Предание повествует о том, что император имел чудесное видение громадного креста на небе в сиянии и с подписью: «сим победиши»). Это был разрыв с язычеством. При Мульвийском мосте (недалеко от Рима, к северу) Константин одержал над Максенцием победу и сделался господином Рима и Италии (312), а в 313 г. вместе с Лицинием издал Миланский эдикт, дававший всем жителям империи свободу следовать своему религиозному убеждению. Этим эдиктом христианство уравнивалось в правах с римской государственной религией. Лициний вполне разделял такую точку зрения, и когда ему пришлось вступить в борьбу с «цезарем» Азии (Максимином Дазою), в его войске перед битвою возносилась Богу молитва, составленная в таких выражениях, что слова её одинаково могли повторять и христиане, и язычники.

Константин Великий. Видеофильм

Однако, в эпоху двоевластия Константин и Лициний мало-помалу разошлись между собою в своих отношениях к христианству. В то время, как первый все более и более начинал предпочитать христианство, второй, наоборот, стал поощрять старую языческую партию. Это сеяло раздор между обоими правителями империи, тем более, что они ссорились, кроме того, и по другим поводам. Дело кончилось вооруженным столкновением, и победа Константина над Лицинием была одновременно и восстановлением отмененного Диоклетианом единства императорской власти, и торжеством христианской партии над языческою.

Большим поражением для государственной религии Рима было и то, что глава её, император, не стал жить в её старом центре, Риме, рядом с храмами капитолийских богов . Уже Диоклетиан оставил Рим, где сильны были предания прежнего государственного устройства, а у Константина, разрывавшего с язычеством, явилось и новое побуждение не жить в Риме, как средоточии язычества. Для своей столицы, или «Нового Рима» он выбрал старую греческую колонию, Византию, на европейском берегу Босфора, которая стала теперь называться Константинополем (т.е. городом Константина) [см. статью Основание Константинополя ]. Место было выбрано весьма удачно, на важном торговом пути, вблизи от стран греческой культуры и богатого Востока, в непосредственном соседстве с северными областями Балканского полуострова, храброе население которых поставляло в императорские войска хороших воинов, Наконец, на одинаковом расстоянии и от северных, и от восточных границ государства, требовавших защиты. Перенесение столицы (326) из языческого старого Рима в новый Рим, который скоро сделался одним из важнейших центров христианства, было тоже одним из фактов всемирно‑исторической важности.

История Византийской Империи (документальный фильм)

354. Церковная политика Константина Великого

Константин Великий не провозгласил еще христианство государственной религией империи . Не запрещая языческих культов, император ограничился лишь отменою официальных языческих жертвоприношений и искоренением обрядов, с которыми были соединены разгул и непристойности. Видя, какую силу представляет собою церковная организация христиан и какая дисциплина существует среди её членов, он отдавал христианам предпочтение при назначении на государственные должности и одарил клир разными привилегиями. Благодаря этому, все внутреннее устройство вселенской церкви, её иерархия (священноначалие), взаимные отношения клира и мирян, церковные законы и обычаи были признаны государством и получили юридическую силу. В качестве покровителя церкви Константин, сам, впрочем, принявший крещение только перед смертью, любил называть себя внешним епископом.

Ему пришлось вмешаться и в несогласия, происходившие в то время в церкви. Еще в первые века христианства нередко возникали взгляды, несогласные с учением церкви (православием ) и известные под общим названием ересей. В начале IV в. александрийский священник Арий стал отрицать троичность Божества и божественность Иисуса Христа, признавая Сына Божия только первым и совершеннейшим творением Божиим. По этому случаю в Никее (в Малой Азии, недалеко от Мраморного моря) в 325 г. был созван Константином Первый Вселенский собор, на котором император просил присутствующих придти к общему соглашению, которое стало бы обязательным для всех верующих. Собор осудил Ария и его последователей, и тогда в борьбу с ними вступил и сам император, начав действовать против них средствами светской власти (изгнаниями и отобранием имуществ). Ариане, с своей стороны, стали хлопотать о том, чтобы склонить императорскую власть в пользу своего учения. В этом направлении они начали действовать еще при Константине, а когда он умер, разделив управление империей между тремя сыновьями (Константином II, Констанцием и Константом), то средний из них, Констанций (управлявший сначала одной Азией и Египтом, потом всей империей) принял сторону ариан и даже стал преследовать православных. Так началось вмешательство светской власти во внутренние дела церкви, наносившее ущерб её прежней самостоятельности. Церковь в лице наиболее энергичных своих представителей умела, однако, давать отпор еретическим императорам.

Император Константин христианин или тайный язычник?

3 (60%) 2 vote[s]

Император Константин Великий, известен в истории как первый римский император, принявший христианство. Однако легенды и археологические свидетельства говорят об обратном. Похоже, Константин скрывал свои религиозные убеждения и этот секрет был под замком многие века.

Константин построил много христианских церквей, включая собор Святого Петра в Риме, Святой Софии в Константинополе, собора в Иерусалиме, Бетлееме и много других.

Он стал императором в 306 году н.э. и правил 31 год.

Согласно легенде, перед битвой у моста Милван в 312 году он увидел огненный крест в небе с надписью «с ним покоришь».

Он понял это знамение как сигнал от Бога принять христианство. Он верил, что получит небывалую силу, божескую поддержку и величайшее в мире королевство, если последует этому знамению.

Его указом христианство стало официальной религией Рима в 324 году.

Вопрос, действительно ли он был истинным христианином или просто искал поддержки влиятельных отцов церкви для достижения своих политических целей?

Его ближайшими совет нивами были бишопы Хосиус, Лактантиус, Эусебус. Кроме этого он назначил на высокие посты много своих людей, принявших христианство. Эти так сказать христианские министры имели много привилегий. Кроме этого он назначил многие привилегии языческим священникам, принявшим христианство. Так они получали солидное денежное вознаграждение и были освобождены от налогов.

Бишопы и их паства были религиозной армией Константина. Но, кроме создания законов, строительства церквей и поддержки священников не заметно чтобы Константин был истинным христианином.

Он поддержал бишопов, выступавших против волшебства частных богослужений языческим богам. Следить за этими законами он поручил второстепенным священникам и сам не был заинтересован в их выполнении.

Он приказал разрушить многие языческие храмы, например, храм Афродиты в Ливане. В качестве предлога он использовал недовольство населения новой религией, а если такого не было, то храмы оставались нетронуты. Кроме этого, если бишоп чувствовал угрозу его деятельности от языческого храма, то храм разрушался под предлогом запрета жертвоприношений или еще чего.

Помимо политических мотивов поддержки растущего числа священников у него был и скрытый мотив, о котором знал бишоп Рима и поддерживал Константина в его тайне.

Секрет заключался в том, несмотря на принятия христианства, Константин по-прежнему поклонялся Богу Солнца и языческим символам.

Истоки его религиозных верований лежат в его детстве. Он вырос в свите императора Константина Хлоруса, который был сторонником неоплатонизма и последователем культа Непокоренного солнца.

Его мать, императрица Елена была христианкой и много путешествовала по Ближнему востоку, разыскивая артефакты, связанные с жизнью Христа.

Согласно ранним преданиям, она была первой, то опознал наиболее важные места, связанные с библией. Константина не интересовали религиозные увлечения матери, и он поклонялся Солнцу или Митраизму.

После принятия христианства Константин построил триумфальную арку в Риме и что интересно она была посвящена не символам христианства, а Непокоренному Солнцу. Во время своего правления он изменил много символов, связанных с язычеством, но не прекратил следовать старым традициям. Он много переименовал из них, но по-прежнему разрешал им поклоняться.

Так, в 321 году он законодательно закрепил празднование Дня солнца как выходного дня для всех.

В 330 году Константин построил колонну, которая является ключом для понимания его религиозных предпочтений. Это была колонна со статуей Бога солнца. Она была построена в центре форума, сейчас известно это место, как площадь Кимберлита в Стамбуле. Сейчас она высотой 35 метров, а в древние времена она была на 15 метров выше.

На вершине ее статуя императора Константина. Она украшена языческими и христианскими символами. Константин изображен как Аполлон с золотой короной, величайшим символом всех королей времен Александра Македонского.

Говорят, что в руках у него фрагмент истинного Креста, а в ногах корзина с фрагментами Креста, амфора, принадлежавшая Марине Магдалене, деревянная статуя Афины Пал лаской их Трои и другие вещи из библейских сказаний.

Византийский император Мануэль Камненос (1143-1180) посчитал этот монумент слишком языческим и приказал поместить на вершине Крест. Монумент много раз был поврежден, но сохранился до сих пор. Сама статуя Константина находится в музее.

Итак, кто Константин? Язычник, христианин или бог?

После смерти Константин стал языческим богом. Археологические свидетельства доказывают, что, как и прежние римские правители Константин считал себя сыном древних богов.

p style=»text-align: justify;»> Трудно поверить, что его вера в Христа была такой же сильной как у его матери Елены. Он более похож на умного политика, чем на человека, хотевшего обратить мир в христианство.

Новое на сайте

>

Самое популярное