Домой Овощи Хроника политики разрядки международной напряженности сообщение. Период разрядки в международных отношениях. Разрядка международной напряженности кратко

Хроника политики разрядки международной напряженности сообщение. Период разрядки в международных отношениях. Разрядка международной напряженности кратко

Политика сверхдержав (США и СССР) и их союзников в 1970-е гг., направленная на нормализацию отношений между ними.

Предпосылки разрядки

В середине - второй половине 1960-х гг. существовавшая на тот момент биполярная система мира стала претерпевать существенные изменения. Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны, заставил обе сверхдержавы стремиться к недопущению таких ситуаций в дальнейшем. Кроме того, между СССР и США к этому времени складывался паритет в области ракетно-ядерных вооружений. В мире стали возникать новые центры силы. Китайская Народная Республика стала проводить собственный внешнеполитический курс без оглядки на СССР. Безусловно, в интересах Москвы было не допустить формирования альянса Вашингтона и Пекина. С другой стороны, Соединенным Штатам было важно пресечь наблюдавшуюся в странах Западной Европы тенденцию, направленную на улучшение отношений с СССР без контроля со стороны Вашингтона. СССР стремился оставить в неприкосновенности (а по возможности и расширить) сферу своего влияния, Вашингтон же с помощью политики разрядки рассчитывал на ослабление связей стран социалистического содружества с СССР. Все эти факторы привели в начале 1970-х гг. к ослаблению международной напряженности.

Улучшение советско-американских отношений в начале 1970-х гг. Договоры по ПРО и ОСВ-1

Активизация контактов советского и американского руководства началась в 1971 г. Помимо предотвращения ядерной войны и ограничения стратегических вооружений, на повестке дня стояли такие вопросы, как региональные конфликты, включая положение на Ближнем Востоке, и проведение общеевропейского совещания по безопасности. В 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в Москву. Итогом этого визита стало подписание документа под названием «Основы взаимоотношений между СССР и США».

В нем была подтверждена общая позиция сторон, согласно которой единственной альтернативой ядерной войне является мирное сосуществование. Отношения между двумя сверхдержавами, подчеркивалось в документе, должны быть основаны на принципах равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Руководители СССР и США взяли на себя обязательства прилагать совместные усилия не только в сфере предотвращения военной конфронтации, но развивать двусторонние связи в области экономики, науки, техники и культуры.

Первым конкретным шагом в области ограничения гонки вооружений стало подписание Р. Никсоном и Л. Брежневым 26 мая 1972 г. Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Согласно Договору по ПРО, обе сверхдержавы взяли на себя обязательство не развертывать такие системы, которые обеспечивали бы защиту всей территории страны от ракетного нападения. Запрещалось развертывать противоракетные системы морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Каждому участнику договора разрешалось прикрыть системами ПРО по два района (столицу и одну базу мобильно-наземного базирования) с радиусом размещения противоракет не более 150 км и с их количеством в каждом районе не более 100. Договор носил бессрочный характер, однако в 2002 г. США вышли из него в одностороннем порядке.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) предусматривало отказ обеих сторон в течение пяти лет сооружать новые пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и пусковые установки ракет, размещенных на подводных лодках. На тот момент по количеству боезарядов на стратегических носителях США превосходили СССР более чем в два раза (5700 против 2500), поэтому Вашингтон пошел Москве на уступки, согласившись на превосходство СССР по межконтинентальным баллистическим ракетам и по баллистическим ракетам подводных лодок. СССР и США создали постоянную консультативную комиссию для содействия осуществлению целей соглашений об ограничении стратегических вооружений.

Дальнейшее укрепление советско-американских отношений

После подписания договоров по ПРО и ОСВ-1 позитивные изменения в отношениях между Москвой и Вашингтоном продолжили нарастать. В июне 1973 г. Л. Брежнев нанес визит в США. Там было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны, согласно которому обе сверхдержавы обязались воздерживаться от угрозы силой или ее применения против другой стороны или ее союзников. В 1974 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в СССР. Руководители двух государств подписали протокол к Договору по ПРО, согласно которому только один район в каждой из держав мог быть защищен противоракетной обороной. СССР выбрал в качестве такого района г. Москву, а США базу для запуска своих межконтинентальных баллистических ракет в штате Северная Дакота.

Одним из важных вопросов, который предстояло решить Москве и Вашингтону, стало заключение постоянного договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Общие принципы будущего соглашения были определены на очередной встрече Л. Брежнева с президентом США Д. Фордом в ноябре 1974 г. Новый договор должен был установить одинаковые пределы для общего числа носителей стратегических вооружений (2400 единиц с каждой стороны). Переговоры по этому вопросу продолжались до конца 1970-х гг. СССР и США достигли прогресса и в рамках сотрудничества в политической сфере: в частности, это касалось проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Позитивным итогом развития торгово-экономических связей двух стран стало советско-американское соглашение о торговле, заключенное в 1972 г. Но реализовать это соглашение не удалось, поскольку члены конгресса США потребовали взамен упростить режим выезда советских граждан за рубеж. Благодаря т.н. «поправке Джексона-Вэника» торговое соглашение между США и СССР так и не было реализовано на практике.

Тем не менее, советско-американское сотрудничество развивалось и в других сферах, в частности, в сфере культуры и науки. Благодаря политике разрядки удалось воплотить в жизнь советско-американский космический эксперимент - стыковку советского и американского космических кораблей «Союз» и «Аполлон» на орбите в июле 1975 г. Происходило расширение культурных связей между двумя странами: обмен художественными выставками, организация гастролей театральных коллективов.

Политика разрядки в Европе. Двустороннее сотрудничество европейских стран. Хельсинкский процесс

На европейском континенте к концу 1960-х гг. одной из основных являлась проблема безопасности. Во-первых, противостояние между двумя военно-политическими блоками - Организацией Варшавского договора (ОВД) и Североатлантическим альянсом (НАТО) - не способствовало укреплению стабильности на континенте. Еще одной проблемой было отсутствие мирного договора с Германией по итогам Второй мировой войны, что означало отсутствие международно признанных границ между европейскими государствами. Существование ФРГ и ГДР, двух германских государств с различным политическим строем, также являлось поводом для противоречий. Власти ФРГ претендовали на роль объединительного центра для всех немцев и отказывались поддерживать дипломатические отношения со странами, признавшими ГДР. Кроме того, в Бонне считали Западный Берлин частью своей территории, с чем были не согласны в СССР.

В этих условиях началу разрядки на европейском континенте способствовали отдельные европейские страны по обе стороны «железного занавеса». В 1966 г. появилась т.н. Бухарестская инициатива. В Декларации, принятой Политическим консультативным комитетом ОВД в Бухаресте содержался призыв к организации общеевропейского совещания, посвященного вопросам безопасности. С другой стороны, многие страны Западной Европы стремились к большей независимости от США и укреплению своих позиций как независимых игроков на мировой арене.

Одной из таких стран была Франция во главе с президентом Ш. де Голлем. В 1966 г. Франция объявила о выходе из военной организации НАТО, и в том же году Ш. де Голль посетил с официальным визитом СССР, в ходе которого речь шла о снятии напряженности в двухсторонних отношениях. В те же годы меняется и политика ФРГ. В 1969 г. к власти в Западной Германии приходит коалиция социал-демократической партии и партии свободных демократов. Новый канцлер ФРГ В. Брандт считал необходимым ослабление конфронтации между восточным и западным блоками.

Разрядка в Европе проходила в нескольких форматах. Одним из них был формат двусторонних отношений. Во время упоминавшегося визита Ш. де Голля в СССР в 1966 г. было подписано несколько двусторонних документов, в том числе Протокол о политических консультациях, в которых конкретизировались области сотрудничества двух стран в международных вопросах. В 1972 г. аналогичный протокол с СССР подписала Италия, в 1975 г. Великобритания, а в 1976 г. Дания. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан Московский договор, согласно которому признавались нерушимыми границы между ФРГ и ГДР. Аналогичные договоры ФРГ заключила с ГДР,
Польшей и Чехословакией, а также установила дипломатические отношения с Венгрией и Болгарией. Таким образом, послевоенные границы в Европе получили частичное правовое оформление.

В 1973-1975 гг. было реализовано предложение, содержавшееся в Бухарестской декларации 1966 г., т.е. идея проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Переговоры стран по этому вопросу получили название «хельсинкского процесса». Совещание прошло в три этапа: первый этап - в Хельсинки с 3 по 7 июля 1973 г. на уровне министров иностранных дел, второй - в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. на уровне экспертов, третий - вновь в Хельсинки с 30 июля по 1 августа 1975 г. на высшем уровне. 1 августа главами государств и правительств 33 европейских государств, а также США и Канады был подписан Заключительный акт СБСЕ. В преамбуле этого документа зафиксирован основополагающий принцип, согласно которому безопасность одного государства не может достигаться за счет уменьшения безопасности других. Страны-подписанты подтверждали приверженность принципам нерушимости границ в Европе, неприменения силы, мирного урегулирования споров, уважения прав человека.

Предпосылки кризиса разрядки. Договор ОСВ-2.

На вторую половину 1970-х гг. приходится активизация советской внешнеполитической активности. СССР оказывал активную поддержку режимам в некоторых странах третьего мира, оказывал им военную и экономическую помощь (Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Афганистан). Кроме того, СССР произвел оснащение советских стратегических ракетных сил боеголовками с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, а с 1977 г. в западных районах СССР были размещены ракеты средней дальности РСД-10 (SS-20). Производилось дальнейшая переброска в места расположения советских войск в Европе новейшей бронетанковой и авиационной техники. Все эти меры формально не нарушали подписанные СССР международные соглашения, но воспринимались странами западного блока как желание Москвы изменить в свою пользу существующее равновесие сил. В свою очередь США также осуществляли шаги, направленные на ослабление позиций СССР в мире, начиная от поддержки антиправительственных сил в странах, лояльных Москве (к примеру, в Анголе) и заканчивая сближением с Китаем, главным соперником СССР на Дальнем Востоке. Мирный договор между Израилем и Египтом был заключен в 1979 г. под эгидой США без участия СССР, что было нарушением двусторонних договоренностей между Москвой и Вашингтоном. Недружественным по отношению к СССР шагом стало принятие в 1978 г. решения Совета НАТО о ежегодном увеличении на 3% военных расходов всех стран-участниц блока.

Одним из последних положительных изменений в рамках политики разрядки стала встреча Л. И. Брежнева и президента США Дж. Картера в июне 1979 г. в Вене, в ходе которой был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Договор предусматривал равенство Советского Союза и США по сумме всех компонентов стратегических вооружений. Согласно договору, количество стратегических носителей было ограничено до 2400 единиц, а к 1981 г. планировалось сократить их до 2250 единиц. Вводились ограничения на количество ядерных зарядов, устанавливаемых на баллистических ракетах. Обе стороны обменивались данными о своих ядерных силах.

Однако после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. американская администрация отложила рассмотрение договора ОСВ-2 в сенате США. В 1980 г. новый президент США Р. Рейган сделал ставку на ужесточение противостояния с СССР и провозгласил целью победу в «холодной войне». Период разрядки был завершен.

Как особенности советского строя влияли на внешнюю политику СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.?

Особенности советского строя: тоталитаризм, вера и активное использование административных способов управления, плановая экономика влияли на внешнюю политику таким образом, что руководство СССР во внешней политике, так же как и во внутренней, пыталось действовать с позиции силы. Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

Назовите причины непродолжительности периода разрядки.

Советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось её закрепить. Причём оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и принципа невмешательства. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Вот почему разрядка оказалась недолгой.

1. Раскройте роль СССР в ряде региональных конфликтов в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

Многолетняя борьба за освобождение от португальских ко¬лонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

3. Приведите примеры, свидетельствующие о разрядке международной напряжённости в 1960- 1970-х гг.

1. Предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и его проведение

2. В мае 1972 г первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Москву: подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ).

3. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

4. Подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.

4. Что такое «доктрина Брежнева» и как она проявлялась?

«Доктрина Брежнева» проявлялась в мероприятиях по разрядке международной напряженности

5. Расскажите о развитии отношений между СССР и США в 1970-х - начале 1980-х гг.

Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне.

Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

США действительно не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, режимы в СССР и в союзных ему странах способны сохранять свою силу лишь в условиях жёсткого военного и политического противостояния, а в условиях нормализации отношений будут ослаблены.

На рубеже 1960-1970-х гг. начался период, получивший название «разрядка международной напряжённости».

В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Состоялись визиты Президента США Р. Никсона в СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС СССР Л. Брежнева в США.

Подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наряду с подписанным в 1973 г. соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

Уже с начала 1960-х гг. советское руководство, как и руководство США, стремилось ослабить прямое военное противостояние, перенося его в различные регионы.

СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демо¬кратической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

Многолетняя борьба за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

С 1974 г. после свержения монархии и начала Гражданской войны в Эфиопии СССР начал военную поддержку режима М.X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и пытавшегося копировать советскую модель.

Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы и приходу к власти Сандинистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.

Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.

Разрядка оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека в СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на терри¬тории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом ввода советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) период разрядки был завершён.

6. Почему к началу 1980-х гг. от СССР окончательно дистанцировался Китай?

Проблемы отношений с Китаем обусловлены в основном большей или меньшей самостоятельностью страны в проведении внутренней и внешней политики. Руководство ССССР пыталось диктовать китайским товарищам как руководить страной и как строить отношения с другими странами. С конца 1960-х гг. советско-китайские отношения обострились настолько, что вспыхивали вооружённые конфликты на границе.

Продолжите заполнение в тетради таблицы «Холодная война»: этапы, события, особенности» - см. после §28

2. Познакомьтесь с «Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки. Оцените значение данного документа для преодоления «холодной войны». Почему Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира?

«Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки закреплены межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;

в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира потому, что в этих странах были разные политические и экономические системы.

Влияние на развитие советской внешней политики министра иностранных дел в 1957-1985 гг. А.А. Громыко оценивается очень высоко всеми участниками дипломатических отношений и даже его оппонентами.

Знавшие Громыко дипломаты и сотрудники советских спецслужб отмечали, что по складу характера Андрей Андреевич был весьма замкнутым во всём, что касалось его личной жизни. Поэтому приглашение к нему на дачу на обед для обсуждения дипломатических вопросов являлось редким исключением. По свидетельству Вячеслава Кеворкова, такие встречи обычно касались сугубо конфиденциальных даже по мидовским меркам вопросов и проходили на уютной веранде загородного дома Громыко. Жёсткую и мрачноватую манеру министра вести переговоры Кеворков охарактеризовал так: «К встрече с Громыко, как к смерти, живого человека подготовить нельзя».

В официальной биографии, изданной в 2002 году МИД РФ под редакцией министра Игоря Иванова, говорится о больших заслугах Громыко перед советским государством, о том, что он снискал уважение даже у своих политических оппонентов, а в дипломатических кругах Громыко называли «патриархом дипломатии». Вместе с тем Громыко назван «продуктом своей эпохи, её порядков и представлений», отмечается «отсутствие того блеска и дипломатического изящества, которым отличались его предшественники Чичерин и Литвинов». Указано на «ошибки и заблуждения Громыко, присущие советским деятелям его поколения», «промахи и неверные решения». Это касается, прежде всего, таких драматических страниц советской истории, как ввод войск в Чехословакию (1968) и в Афганистан (1979). В истории подавления «Пражской весны» Громыко, который вошёл в Политбюро ЦК КПСС и стал влиять на ключевые государственные решения только с 1973 года, отвечал лишь за внешнеполитическое прикрытие акции. В 1979 году Громыко уже сам разделил политическую ответственность за вторжение в Афганистан с Брежневым, Андроповым и Устиновым: если в марте он ещё возражал, то в декабре по неясным до сих пор причинам уступил давлению коллег по Политбюро, принявших решение о вводе войск.

19 октября 2014 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал Громыко «великим дипломатом советской эпохи»; отмеченное в западной прессе сравнение с Громыко оценил как лестное для себя

4. Раскройте взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем развития страны.

Взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем страны прямая:

поддержка развивающихся стран, гонка вооружений, сохранение блока социалистических стран требовало больших финансовых затрат. Следовательно, эти средства не поступали на нужды развития страны.

Нашли отражение в плакатах тех лет такие темы и проблемы:

Разрядка международных отношений

Борьба за мир

Противостояние двух систем

6. «Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешён афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий» (из открытого письма А.Д. Сахарова). Почему учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане? Сравните афганский конфликт с Карибским кризисом 1962 г.

Учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане потому, что был убежден, что все международные конфликты в условиях существования атомного оружия должны разрешаться дипломатическими средствами. Кроме того, Афганистан – территория, которая за всю свою историю никогда никем не могла быть завоевана (потребуется много средств и сил для его покорения), это – ключевая территория с точки зрения торговых путей, связующая территория между востоком и Западом. решение афганской проблемы означало нормализацию отношений между Западом и Востоком.

Несмотря на это, афганский конфликт не сравним по напряженности с Карибским кризисом, потому что в Карибском конфликте существовала реальная угроза применения ядерного оружия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Тыва

ФГБОУ ВПО `"Тувинский государственный университет""

Филологический факультет

Реферат

На тему: «Политика «разрядки»»

Выполнила: студентка 1 курса 2 группы

Тумат Ай-Кыс Сылдысооловна

Проверила: старший преподаватель

Ондар Евгения Михайловна

Кызыл 2016 г

Введение

1. Политика «разрядки» 60-х начало 70-х годов

2. Политика «разрядки» с начала 70-х до 80-х годов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Во второй половине 60-х годов СССР и США нуждались в некоторой передышке и перегруппировке сил. Обе сверхдержавы стремились сохранить свое преобладание в биполярной системе международных отношений. В то же время они пытались выработать какие-то «правила игры», не допустить втягивания в новый серьезный международный кризис типа Карибского, избежать угрозы возникновения ядерной войны. Сложившееся соотношение сил делало невозможной победу из одной сверхдержав вооруженном конфликте. Каждая из сторон стремилась «переиграть» другую, получить в процессе разрядки политические преимущества. Желательно было ограничить разорительную гонку стратегических вооружений. При этом советское руководство добивалась установления подлинного стратегического паритета и его признания Вашингтоном, а американское - сохранения своего технологического отрыва от СССР.

Целью данной работы является рассмотрение политики `"РАЗРЯДКИ"" международной напряженности:

1. Изучить политику «разрядки» с начала 70-х гг

2. Исследовать политику «разрядки»с начала 70-х до 80-х гг

Международная разрядка проблема безопасность

1. Политика «разрядки» 60-х начало 7 0-х годов

На рубеже 50-60-х годов и особенно 60-х годы стали просматриваться позитивные сдвиги в переговорах между СССР и США. И в американской позиции наметились определенные изменения, и советское правительство стало проявлять большую гибкость.

Президент США Дж. Кеннеди, при котором начала осуществляться программа перевооружения, сумел подняться выше глобальных американских амбиций, что в частности, показал и карибский кризис. Именно при нем дипломатические методы во внешнеполитической программе стали использоваться гораздо больше, чем раньше. Даже короткое пребывание Кеннеди в Белом доме позволяет заключить что он понял необходимость поиска путей к установлению контактов с партнерами по разоружению.

Важнейшей проблемой международных отношений 1960-х 1980-х гг. было обеспечение безопасности в мире, прежде всего, Европе, откуда, как известно, начиналась и Первая, и Вторые мировые войны. Здравомыслящие люди на Востоке и на Западе стали осознавать, особенно после Карибского кризиса, что обеспечить международную и, в первую очередь, европейскую безопасность на путях гонки вооружений, конфронтации, противостояния блоков невозможно. Накопленные горы оружия, в том числе ракетно-ядерного, количества которого все увеличивалось, показали политикам, что победителя в следующей войне не будет. Оружием, которое уже имелось, можно было уничтожить все живое на Земле 15 раз. Это говорило о бессмысленности и опасности конфронтации между Востоком и Западом, заставило искать решение важнейших вопросов на путях проведения переговоров и заключения соглашений, расширять сотрудничество между Востоком и Западом, в том числе и в деле обеспечения безопасности в мире.

В течение нескольких лет, в системе международных отношений преобладало ощущение, что сверхдержавы создав условия для сосуществования-соперничества, хотят выработать правила сотрудничества или даже правила общего «управления» системой международных отношений.

Таким образом в 60-е годы (хотя некоторые предвосхищающие ситуацию признаки уже наблюдались в предыдущие годы) начался период почти двадцатилетнего дуализма, в котором мирное соревнование глобальной державной политикой, а Соединенные Штаты проявили готовность признать Советский Союз в качестве равного субъекта.

В целом переход от сосуществования соперничества к новым формам международных отношений вынудил стороны соразмерять риски и привел к таким значительным результатам, как подписание 5 августа 1963 года договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой (без участия французов и китайцев). 27 января 1967 года Соединенные Штаты. Советский Союз и Великобритания подписали договор, запрещавший размещение ядерных вооружений в космосе, на Луне и других небесных телах. Договор имел символический характер, учитывая, что спутники можно было испытать без ядерного заряда и оснащать их этим зарядом в случае кризиса.

Наиболее заметным в политическом и военном отношении результатом, достигнутым до окончания президентства Джонсона о нераспространении ядерного оружия. Договор явился результатом длительного процесса переговоров, инициированных Организацией Объединенных Наций, котором две главные ядерные державы воспользовались, потому что понимали полезность соглашения такого рола для решения объективных внутренних проблем соответствующих союзов.

Действительно в 1961 году Генеральная Ассамблея ООН создала комитет, из 18 стран-участниц. С целью изучить предложение, касающееся договора и нераспространении ядерного оружия. Комитет работал без конкретных результатов вплоть до 1965 г. Когда американцы и русские по очевидным причинам стали проявлять реальную заинтересованность в его деятельности, в то время как французы воздерживались о участия в работе комитета. В 1964 года состоялось первое китайское ядерное испытание, и этого было достаточно для того, чтобы встряхнуть советскую дипломатию. Одновременно амертканцам пришлось столкнуться с рядом проблем внутри НАТО, относящихся к их стратегическому планированию, именно в ммент, когда они развили максимальную активность во Вьетнаме. Внутри НАТО шла напряженная работа по серьезной ревизии стратегии, которая должна была привести ы конце концов к отказу от планов создания многосторонних ядерных сил (МЯС). В них могли быть также включены в совершенно неясной пока форме как французские ядерные программы (котором де Голль дал дальнейший толчок), так устойчивое стремление Федеративной Германии к обладанию подобным оружием. Многосторонние силы, согласно американским проектам, должны были быть заменены консультативным органом, призванным стать, как сказал Макнамара в июне 1965 г. Местом консультации союзников по вопросам планирования в сфере использования ядерного оружия.

Предложение, изучавшееся специальным комитетом министров с 1965 г. С целью предупреждения односторонних действий французов, привело к 1967 г. К созданию `" Группы ядерного планирования"" (куда была допущена также Федеративная Германия), которой была поручалось сформулировать ядерную стратегию НАТО. Это, однако, входило в противоречие с проектами оснащения Франции автономными ядерными силами и поэтому имело немаловажное значение для ускорения решения где Голля о выходе из военной организации НАТО кроме того, отказ от МЯС означал также и конец ожиданий ФРГ, какими бы опосредованными они ни были. В итоге, исходя из различных, но одноплановых соображений, Соединенные Штаты и СССР стали рассматривать договор о нераспространении уже как незначительную дискуссию в ООН, а как важное потенциальное соглашение. В 1967 г. Джонсон продолжил диалог с русскими по проектам ограничения стратегических вооружений. Тем временем с середины 1967 до середины 1968 г. Почти одновременно с обострением, а затем суменьшением напряженности во Вьетнаме США И СССР представили достаточные обоснования для того, чтобы привести Объединенные Нации к подписанию 1 июля 1968 года. Договора о нераспространении ядерного оружия (после утверждения 12 июня его текста ГЛ ООН 95 голосами «за», 4 «против» при 21 воздержавшимся). В целом, договор обязывал ядерные державы не передавать ядерное орудие тем, кто и м не обладает, а последних - не стремиться к его приобретению.

Очевидно, что речь шла о неравноправном договоре, поскольку он утверждал постоянную гегемонию держав. Его политическое значение было очевидным: американцы навсегда отказывались от атомного перевооружения Германии в обмен на осуждение Советским Союзом китайского ядерного перевооружения (французский случай стоял особняком и был, в общем, маргинальным по отношению к доминировавшей тематике). Обеспокоенность Советского Союза ситуацией в Центральной Европе была столь велика, что во избежание ядерного перевооружения Германии, московское правительство окончательно отказалась от помощи Китаю в его превращении в ядерную державу, что, соответственно, усугубило напряженность между двумя коммунистическими государствами. Для Федеративной Республики Германии, таким образом, исчезла последняя возможность обладания ядерными вооружениями, независимыми от НАТО.

Напротив, как Де Голль, так и Мао Цээдун чувствовали себя воодушевленными, собираясь продолжить осуществление своих самостоятельных проектов, несмотря на напряженность в отношениях с союзниками, которая во французском случае привела в 1966 г. К выходу из военной организации из НАТО, скорее формальному и психологическому, чем действительному. В китайском варианте результатами стали вооруженные столкновения на реке Уссури в 1969 г. И полный дипломатический отход от того, оставалось от социалистического интернационализма.

Только с избранием в ноябре 1968 г. Американским президентам Р. Никсона стало возможным преодоление крутого поворота 1967-1968 гг. с целью придать действительно полномасштабный характер разрядке, понимаемой как использование в дипломатии в целях ограничения экономических издержек ядерного и космического состязания.

Р. Никсон пришел к власти на волне антивоенных настроений, учитывая которые он обещал избирателям вывести американские войска из Юго-Восточной Азии и прекратить войну. В Вашингтоне считали, что урегулирование во Вьетнаме невозможно без одновременного улучшений отношений США с Москвой и Пекином. Но если с первой сотрудничества налаживалось, то во втором случае имело место неопределенность - между КНР и США не было даже дипломатических отношений. От американского президента требовалось нестандартное решение. Причем ему приходилось проявлять предельную осмотрительность: учитывать возможную реакцию со стороны ДРВ, КНР и СССР, также следить за реакцией общественного мнения - как внутри страны, так и в государствах-союзниках США.

К политике американского президента присматривались в Пекине. В КНР боялись Советского Союза и недоверчиво относились к ДРВ, которая склонялась к союзу с Москвой и отдалялась от Китая. Улучшение отношений с Вашингтоном было выгодно Китаю, так как оно могло укрепить его позиции в противостоянии с Москвой. Поэтому еще в ноябре 1968 г. Сразу после победы Р. Никсона на президентских выборах, МИД Китая выступил с предложением провести переговоры о заключении китайско-американского соглашения и нормализации отношений на принципах мирного сосуществования. Это был сигнал, адресованный новому американскому лидеру, который с 1967 г. Был известен своим мнением о необходимости перестроить американскую политику в Азии с учетом «реалий в Китае».

С мая 1969 г. В Париже стали интенсивно проводиться консультации США и ДРВ относительно вывода американских войск. Принципиальное решение о его необходимости в Вашингтоне созрело, но требовалось его политическое и идейное обоснование. 25 июня 1969 г. Президент Р. Никсон, выступая перед военнослужащими американской военной базы на острове Гуам, огласил новую доктрину политики США В Азии, в основу который был положен принцип «вьетнамизации» войны, что подразумевало перенос основного бремени ведения боевых действий с американских экспедиционных войск на части армии правительства Южного Вьетнама.

«Гуамская доктрина» Р.Никсона означала, что США больше не будут защищать союзные им режимы в Азии силами американской армии. Азиатские союзники отныне должны были защищаться в первую очередь своими силами. Вашингтон гарантировал им «ядерный зонтик» - то есть обеспечивал защиту от вмешательства со стороны враждебных великих держав - и был готов оказывать авиационную и военно-морскую поддержку. Но преодолевать сопротивление местных коммунистов и решать пограничные споров с соседями отныне при помощи своих собственных солдат. международный отношение разрядка политика

«Гуамская доктрина» (или «доктрина вьетнамизации войны») была позитивно воспринята в большинстве стран мира, поскольку она свидетельствовала о серьезности намерений Вашингтона пойти на свертывание участия США в войне. Ситуация в азиатско-тихоокеанском регионе, оставалась тревожной.

Избавив Соединенные штаты от деморализующего кровопролития Вьетнама и переключив внимание нации и международные вопросы более широкого плана, администрация Никсона сосредоточилось на том, что она иногда высокопарно называла «структурой сохранения мира». Треугольник отношений между Соединенными штатами, СССР и Китаем лег в основу целого ряда крупных прорывов: и договоренность о гарантированном доступе в разделенный Берлин; и драматическое сокращение советского влияния на Бл0ижнем и Среднем Востоке и начала арабо-израильское мирного процесса; и Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (заершенного при администрации Форда). Каждое из этих событий оказала воздействие на все прочие. Принцип увязки действовал во всю мощь.

Разрядка дала новую жизнь европейской дипломатии, театру внешнеполитической деятельности, буквально оказавшемуся на точке замерзания после окончательной консолидации сфер влияния на Востоке и Запада в 1961 году. Пока Вилли Брандт не был избран канцлером в сентября 1969 года, все западногерманские правительства последовательно настаивали на том, что единственное законное германское правительство находится в Бонне. Федеративная Республика отказывалась признавать восточногерманский режим и порывала дипломатические отношения со всеми правительствами (за исключением России), шедшими на такое признание, - в силу так называемой «доктрины Халынтейна».

После сооружения Берлинской стены 1961 г. Вопрос объединения Германии стал исчезать из повестки дня в переговорах между Востоком и Западом, а германское стремление к единству было временно отложено в долгий ящик. В эти годы де Голль решил прозондировать возможность ведения переговоров с Москвой независимо от Соединенных Штатов посредством провозглашения политики «разрядки, согласия и сотрудничества» с Восточной Европой. Надеялся на то, что, если Москва будет воспринимать Европу как самостоятельно действующую сторону, а не как американского сателлита, кремлевские руководители, с учетом наличия их проблем с Китаем, возможно, ослабят мертвую хватку, которой они удерживали Восточную Европу. Де Голль хотел, чтобы Западная Германия в какой-то мере отошла бы от Вашингтона и последовала бы за Францией в ее обращении к Советам.

Советское вторжение в Чехословакию положило конец инициативе де Голля, но по иронии судьбы открыла дорогу Брандту, когда в 1969 г. Настал его черед быть западногерманским руководителем.

Брандт тогда выдвинул парадоксальный для того времени тезис, будто, поскольку надежда на Запад завела страну в тупик, объединение Германии может быть достигнуто путем германского применения с коммунистическим миром.

Он настаивал на том, чтобы его страна признала восточногерманское государство-сателлит, согласилась с польской границей (по линии Одер - Нейссе) и улучшила отношение Советским Союзом. А когда ослабнет напряженность в отношениях между Востоком и Западом, Советский Союз, не исключено, окажется гораздо менее жестким в вопросах объединения. По крайне мере, могут быть значительно улучшены условия жизни восточногерманского населения.

В августе 1970 г. Канцлер В.Брандт прибыл в официальным визитом в Москву, где 12 августа был подписан советско-западногерманский договор, в котором Западная Германия официально признала линию по Одеру - Нейсе восточной границей Германии, отказавшись, таким образом, на бывшие германские территории, перешедшие после Второй мирловой войны к СССР и Польше.

В результате сложнейших переговоров летом 1971 г. Было подписано новое соглашение новых держав, свободу Западного Берлина и доступ Запада в город.

С того момента Берлин исчез из перечня международных кризисных точек. В следующий раз он появится в мировой повестке дня тогда, когда рухнет стена и настанет крах Германской Демократической Республике.

В дополнение к соглашению по Берлину «восточная политика» Брандта принесла с собой договоры о дружбе между Западной Германией и Польшей, между Западной и Восточной Германией и Советским Союзом.

2. Политика « разрядки » с начала 70-х до 80-х годов

Февраля 1971 г. В радиообращении к нации Р.Никсон впервые заявил о том, что ни одна из двух самых мощных держав не имеет явных преимуществ в ядерной области. По существу, это было первым случаем открытого признания высшим руководителем США того, что стало называться, «стратегическим паритетом».

Стратегический паритет не означал равенства количественных показателей военного потенциала сверхдержав. Его понятие было прямо связано с доктриной «взаимно гарантированного уничтожения» и вытекало из нее.

В последних числах марта 1971 г. В Москве собрался 14 съезд правящей коммунистической партии. С пространным докладом на нем выступал Брежнев. Краеугольным пунктом внешнеполитического раздела доклада была Программа мира, которая представляла собой конкретный перечень доходов к развитию внешних связей СССР и приоритетных задач Советского Союза в международной политике. Это была наиболее развернутое представление политики мирного сосуществования, когда-либо дававшееся советским высшим руководством. Мирное сосуществование «по Брежневу» мало отличалось от мирного сосуществования «по Хрущеву». Оно так же считалось «специфической мирной формой классовой борьбы» и также не отменяло идеологической борьбы с «империализмом» при развитии взаимовыгодных экономических связей и политического диалога с ним.

Но смысл программы мира был в теоретических нациях. Подобно тому, как 20 съезд 1956 г. Должен был «освятить» начатую Хрущевым десталенизацию советского общества 14 съезд был призван легализовать политику разрядки, оправдать ее в глаза в партийной массы, создать канон идеологически корректного прочтения и истолкования прагматизма внешней политики СССР, которая все дальше уходило от утопий «мировой революции» и все более напоминала - понятийно, содержательно и терминологически - политику обычной великой державы, на уровне практических действий мало отличимую от политики Соединенных Штатов, хотя и сильно разнящуюся от нее на уровне официальных идейных мотивации и информационно-пропагандистского сопровождения.

С точки зрения внешнеполитической программы съезд сыграл прогрессивную роль. Прагматическая позиция Брежнева не позволило ортодоксальным антизападным группам в высшем руководстве КПСС блокировать сближение СССР с Западом на базе глобального статус-кво и политику разрядки. Стало ясно, что хотя внешняя политика Советского Союза останется консервативной, возврата в конфронтации не предвидится и рисковать войной с США Москва не намерена. Съезд дал разрядке «зеленый свет». Открыто выступать за мирное сотрудничество с Западом, соблюдая определенные правила и разрешенные «фигуры речи», теперь было не опасно. По прежнему было опасно подвергать сомнению идеологическую основу советской внешней политики и руководящую роль КПСС в процессе его проведения. Вместе с тем, осторожная либерализация в сфере внешней политики сопровождалось преследованием политического инакомыслия и репрессии против диссидентов внутри СССР.

В научной среде носители политического реализма группировались вокруг директора Института мировой экономики и международных отношений АН СССР формировались в первую очередь в этом слое.

Американская дипломатия много внимания уделяла улучшений отношений с Москвой, находя в этом полное понимание с советской стороны. Советско-американское сотрудничество в политико-дипломатической области развивались в начале 70-х годов непривычно плодотворно. С 1969 г. В Хельсинки шли советско-американские переговоры о контроле над вооружениями, задача которых было выработать компромисс в сфере ограничения стратегических наступательных вооружений. Попутно велась подготовка целой серии двусторонних договоренностей, направленных на стабилизацию советско-американских отношений и исключение случайного военного конфликта между СССР и США. Эти переговоры стали приносить результаты.

30 сентября 1971 г. В Вашингтоне было подписано бессрочное советско-американское Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США. В соответствии с ним стороны обязались обязательно информировать друг друга обо всех случаях «несанкционированного, случайного или иного необъяснимого инцидента, связанного с возможным взрывом ядерного оружия», а также принимать меры для предотвращения случайного или несанкционированного применения ядерного оружия, находящегося под контролем каждой стороны. Соглашение регламентировало ряд важных технических организационных аспектов взаимодействия СССР и США в случае возникновения опасных ситуации для избегания конфликта между ними. Это был первый документ после карибского кризиса 1962 г. В котором фиксировалось правила поведения сторон в случае возникновения «ядерной тревоги».

В мае 1972 г. Состоялся официальный визит президента США Никсона в Москву. Это был первый в истории визит высшего американского руководителя в Советский Союз, если гне считать пребывание президента Ф.Д. Рузвельта в Ялте в 1945 году. В результате проведенных переговоров удалось заключить ряд важных соглашений военно-стратегического и общеполитического характера.

Прежде всего, были подписаны первые документы, ставшие результатом компромиссов, достигнутых в рамках переговоров по ограничению стратегических вооружений. По - русский этот процесс сокращенно назывался по первым буквам этого словосочетания - ОСВ, по - английский - SALT (Strategic Arms Limitation Talks). В 60-70-х состоялся два тура таких переговоров. Первый из них получил наименование «ОСВ-1», второй «ОСВ-2». К визиту Никсона в Москву относятся договоренности серии «ОСВ-1» - договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г.

СССР и США договорились о том, что каждой стороне будет разрешено создать по два комплекса «противоракет» и поставить под их защиту, соответственно, по два района (всего четыре) по выбору - вокруг столиц и в районе расположения шахтных пусковых установок, то есть баз МБР. При этом обе стороны обязались не создавать общенациональное, то есть покрывающие всю территорию страны, системы ПРО и основы для их создания. Договором также запрещалось создавать, испытывать и развертывать системы или компоненты систем ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Договор был бессрочным, но из него можно было выйти, уведомив об этом за 6 месяцев до дня предполагаемого выхода (чем воспользовалась американская сторона в 2002 году).

Во время второго визита президента Никсона в Москву в июне 1974 г. Специальным советско-американским протоколом число районов, разрешенных для размещения систем ПРО, было сокращенно с четырех до двух - по одному для каждой стороны. Советский Союз разместил свою систему ПРО в районе Москвы, а США - в Гранд-Форкс, районе основной базы пусковых установок МБР.

Договоренности серии «ОСВ-1» не касались таких важных видов наступательных вооружений как бомбардировщики дальнего радиуса действия, по числу которых США имели трехкратное преимущества над СССР. Кроме того, соглашение не регламентировали численность разделяющихся головных частей (РГЧ), что позволяло увеличивать разрушающую мощность стоявших на вооружении ракет за счет размещения на них разделяющихся боеголовок вместо обычных, оставаясь формально в лимитах соглашений 1972 г.

Во время Никсона в Москву 29 мая 1972 г. Был также подписан важный документ, называвшийся «Основы взаимоотношений между СССР и США». В нем было сформулировано 12 принципов, которыми намеревались руководствоваться оба государства своих взаимоотношениях. Они образовывали своего рода кодекс их взаимного поведения - во всяком случае, в условиях разрядки. Базой советско-американских отношений признавались принципы мирного сосуществования, а имеющиеся между двумя странами различия в идеологии и социальных системах не рассматривались как препятствия для развития нормальных отношений на принципах равенства, невмешательства во внутренние дела, суверенитета и взаимной выгода. Еще более знаменительным было обязательство сторон в своих взаимоотношениях избегать конфронтации, стремится к предотвращению ядерной войны и пытаться прямо или косвенно пробрести односторонние преимущества за счет другой стороны. В области безопасности США и СССР согласились исходить из принципов признания интересов, а также отказа от применения силы и угрозы его применения.

Результатом давления сторонников жесткой линии стало решение Форда в 1975 г. Заменить в своей риторике термин «разрядка» лозунгом «мир с позиции силы». Дальнейшие переговоры по разработке договора ОСВ-2 фактически были прерваны. С началом Соединенных Штатах подготовки президентским выборам 1976 г. Разрядка стала объектом все более резких нападок. Так, Дж Уоллес, добивавшийся выдвижения своей кандидатуры от демократической партии, на одном из предвыборных митингов заявил: «Когда я был боксером, я твердо усвоил: как только устроишь себе разрядку, сразу же оказываешься в нокауте. Пока мы тут с русскими “ разряжаемся"", они захватывают весь мир». К концу 1975 г. Появлялось все больше признаков того, что разрядка в отношениях между СССР и США в том виде, как она осуществлялась, себя исчерпала.

Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского руководства стало вмешательство во внутриполитическую борьбу в Афганистане и аккупация страны в декабре 1979 года. Навязывание схем социально-политического развития было обречено на провал, затяжные военные действия обескровливали и без того неэффективную советскую экономик. Большинство стран мира осудили недальневидную, бездарную внешнюю политику СССР.

В конце 70-х - начале 8-х гг. сложившиеся ядерного века требовали новых подходов в международных отношениях как со стороны Советского Союза, социалистических стран, так и со стороны Соединенных Штатов Америки, капиталистических стран. Однако развитие стран пошло по пути страха, уничтожения доверия, полрыва разрядки. Обострение отношений сопровождалось опасным и дорогостоящим взлетом гонки вооружений.

Заключение

С 60-х - начало 70-х годов в целом характеризовалось ослаблением международной напряженности на глобальном уровне и на европейском направлении мировой политики. По сути дела впервые в международных отношениях 20 века принцип статус-кво приобрел универсальное признание, НЕСМОТРЯ НА ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ разногласия между Востоком и Западо. На базе признания сложившегося положения дел произошло сближения СССР с западноевропейскими странами и США, следствием которого стали уменьшение опасности глобального конфликта и поворот к решению спорных вопросов посредством диалога и мирного сотрудничества. Это новая тенденция получила название разрядка международной напряженности или просто разрядки.

Хотя разрядка не исключила из международной практики войны, конфликты, противоречия и кризисы, из нее более вытеснены балансирование на грани войны, встречных эскалации противостояний, взаимные угрозы применения ядерное оружие. Более характерными стали «противостояния по правилам», «мягкие» формы конфронтации, реально не угрожающие возникновением ядерного конфликта.

Несмотря на отдельные вспышки острых разногласий, за 11 лет после карибского кризиса не было ни одного случая опасного противостояния СССР и США. В мире закреплялась своеобразная форма «конфронтационной стабильности» стабильности, сочетающей в себе черты «упорядоченной конфронтации» и сотрудничества.

Список используемой литературы

1. Киссинджер Г. Дипломатия - М. Ладомир, 1977 г. Протопов А.С. история международных отношений и внешней политики Росси 1648-2000

2. Напринский М.М. история международных отношений. 1945-1975: Учебное пособиею “Российская политическая энциклопедия"", 2004

3. Системная история международных отношений, 1918-2003: События 1945-2003/ под ред. Багатурова: научный образоат. Форумпо междунар. Отношениями: научно образоват форум по отношениям: ин-т мировой экономики и междунар. Отношений РАН; гос. ун-т. Гуманитарных наук 2003

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исторические, экономические, политические составляющие Ирана. События на Ближнем Востоке в конце 80-х годов. Внешняя политика Ирана в конце XX-в начала XXI века. Взаимоотношения Ирана и стран Центральной Азии. Сверхдержавы и Исламская Республика Иран.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2009

    Международный статус Палестинской автономии, современное положение международных отношений Палестины. Роль и место США в системе международных отношений Палестинской автономии. Изучение основных тенденцйи этих отношений в последние два десятилетия.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2010

    История создания и использования ядерного оружия, его первые испытания в 1945 г. и применение против мирных жителей Хиросимы и Нагасаки. Принятие в 1970 Договора о нераспространении ядерного оружия. Политика безопасности России на Корейском полуострове.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Становление идеологии панамериканизма во внешней политике США. Доктрина Монро. Экспансионистский курс внешней политики США по отношению Латинской Америки. Формирование региональной системы международных отношений в начале ХХ века. Первая мировая война.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2017

    Типы и виды международных отношений. Методы и способы урегулирования международных споров: применение силы и мирные способы. Основные функции внешней политики государства. Проблемы международной безопасности и сохранения мира в современный период.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Типология международных отношений с точки зрения различных школ. Современные концепции развития человечества. Конфликт и сотрудничество в международной политике. Интеграция в международных связях. Важнейшие институты развития общественных отношений.

    презентация , добавлен 13.03.2016

    Вестфальская система международных отношений, сложившаяся после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году. Венский конгресс 1814-1815 годов, который состоялся после завершения Наполеоновских войн и закрепление новых основ международных отношений.

    эссе , добавлен 12.01.2012

    курсовая работа , добавлен 10.08.2016

    Система международных отношений и ее формирование. Глобальное лидерство, национальный интерес и национальные идеологии. Мировой порядок и европейская интеграция. Соотношение понятий "международная жизнь", "международная политика" и "мировая политика".

    презентация , добавлен 12.12.2012

    Договор о нераспространении ядерного оружия. Функции и задачи органов международного контроля. Выступление Президента России на саммите государств–членов СБ ООН по ядерному разоружению и нераспространению. Современные проблемы ядерного нераспространения.

Разрядка международной напряжённости

Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), Вена, 18 июня 1979 г.

Разря́дка междунаро́дной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка ) - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей.

Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction ) - СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну , продемонстрировав свой выигрыш - в «космической гонке».

Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в окончились неудачей.

США

Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский . Китайские переговоры Никсона (см. Визит Никсона в Китай (1972)). Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975

    • январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз - Аполлон ».
    • 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.
    • 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 - переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 - Институт США и Канады РАН.
  • , 17 ноября, Хельсинки : начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
  • , 30 сентября, Вашингтон , подписаны:
    • Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;
    • Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
    • 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
    • 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
      1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
      2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
      3. документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;
      4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
      5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
      6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
      7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в );
      8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
    • 18 октября, Вашингтон, подписаны:
      1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
      2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
      3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.
    • Был закрыт финансировавшийся американцами .

Культурное и экономическое сотрудничество

Окончание разрядки

  • 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа , а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан .
  • 1980
    • 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США ; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
    • 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.
    • 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.
  • 1981
    • 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия .
    • 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.
    • 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше - приостановить полеты самолетов «Аэрофлота » в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Артем Кречетников. «Перезагрузка-1959»: первая попытка - BBC-Russian.com, 29 сентября 2009

Категории:

  • Холодная война
  • История США
  • Внешняя политика СССР
  • Эпоха застоя
  • Конфликты 1972 года
  • 1972 год в СССР
  • 1972 год в США

Wikimedia Foundation . 2010 .

1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды «холодной войны» начали таять.

Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.

К власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил «восточную политику» своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.

12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от JI. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус «вольного города», не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.

7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, по которому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. В следующем году они были приняты в состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.

Заключенные договоры и соглашение расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созыв предусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта - 9 апреля 1971 г.).

Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем «корзинам» вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.

Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.

30 июля Ц 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап - совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.

Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

В 1977 г. эти принципы были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе).

В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. - Мадридская встреча, в 1988- 89 гг. - Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания на высшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победу СССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, «духа Ялты». Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина «отбрасывания социализма» потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала более изощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, на первый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.

Хельсинкское совещание стало символом разрядки международной напряженности 70-х годов. Важной составной частью разрядки стали советско-американские договоры и

соглашения, подписанные во время возобновленных встреч на высшем уровне. Первая из них состоялась в Москве во время официального визита президента США Р. Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Ее итоги были закреплены в десяти совместных документах, прежде всего в «Основах взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки», подписанных JI. И. Брежневым и Р. Никсоном. «Основы» регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в области разоружения, а также предусматривали развитие политических, экономических, научно- технических и культурных связей двух стран.

В1972 г. был заключен первый договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), установивший потолок, выше которого нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения (межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты на подводных лодках, стратегические бомбардировщики). Тогда же был заключен договор и по противоракетной обороне (ПРО). Согласно этому документу СССР и США закрепили за собой право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных для них районах.

В1974 г. к договору по ПРО был подписан дополнительный протокол, сокративший количество таких зон до одной с каждой стороны. США выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд- Форкс, а СССР - Москву, т.е. руководство США решило прикрыть средства нападения, а руководство СССР - многомиллионную столицу. Тем не менее в 1987 г. сквозь сито этой зоны беспрепятственно, с подозрительной легкостью пролетел и приземлился у Красной площади западногерманский пилот-«любитель» М. Руст.

В1974 и 1976 годах СССР и США подписали два договора в области ядерных испытаний. Первый ограничил подземные испытания ядерного оружия, запретив производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн, второй Регулировал подземные ядерные взрывы в мирных целях.

Наконец, в 1979 г. был подписан второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), понизивший потолок допустимого наращивания указанного оружия.

Эффективность договоров 1974,1976 и 1979 г. была снижена тем, что они не были ратифицированы, но тем не менее соблюдались обеими сторонами.

Научно-техническим символом разрядки международной напряженности и советско-американских отношений стал совместный полет космических кораблей СССР и США «Союз» - «Аполлон» в 1975 г. Советские руководители и лично JI. И. Брежнев считали, что разрядка необратима и «колесо истории нельзя повернуть вспять». Они заблуждались, выдавая желаемое за действительное.

В начале 80-х годов усилиями обеих сторон разрядка была свернута, льды «холодной войны» сомкнулись. Первым признаком дестабилизации двусторонних отношений во второй половине 70-х годов стала повышенная активность президента США Дж. Картера в борьбе за права человека в СССР в ущерб экономическим отношениям двух стран.

Новое на сайте

>

Самое популярное