Домой Комнатные цветы Минный трал кмт 7. Назначение, общее устройство, ттх, порядок подготовки к работе миноискателя ммп. Со щупом в руке

Минный трал кмт 7. Назначение, общее устройство, ттх, порядок подготовки к работе миноискателя ммп. Со щупом в руке

В настоящее время минные тралы для танков и БМП, состоящие на вооружении ВС РФ, выполнены колейными и по видам тралящих рабочих органов подразделяются на:

· ножевые (КМТ-4М, КМТ-6, КМТ-8, КМТ-10);

· катково-ножевые (КМТ-5М, КМТ-7).

Ножевые тралы КМТ 4М и КМТ-8 наряду с самостоятельным применением являются составными частями катково-ножевых тралов соответственно КМТ-5М и КМТ-7. Трал КМТ-6 имеет самостоятельное применение. Трал КМТ-10 применяется с БМП.

Ножевые минные тралы являются индивидуальными средствами для танков и БМП и обеспечивают им самостоятельное преодоление ПТМП в ходе боя.

Катково-ножевые тралы навешиваются на танки в целях ведения инженерной разведки ПТМП и проделывания в них проходов для пропуска боевой и другой техники.

Тралы КМТ-4М и КМТ-5М навешиваются на танки Т-55 и Т-62.

Тралы КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8 навешиваются на все танки, состоящие на вооружении ВС РФ (Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-90).

Колейный минный трал КМТ-7
Трал обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 95% в различных грунтовых условиях и в снегу.
На танках Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-72Б, Т-90, Т-90С, оснащенных тралами КМТ-7 допускается использование электромагнитной приставки ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.
Основные технические характеристики КМТ-7
две колеи по 0,8
Скорость траления, км/час до 12
20... 30
Общая масса, т 7,5
до 20
до 15
Максимальная ширина рва, м 2,5
Максимальный диаметр воронки, м Взрывоустойчивость катковых секций 2,5 до 5 мин (типа ТМ-57)
Колейный минный трал КМТ-8
Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 93% в различных грунтовых условиях и в снегу.
На танках Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-72Б, Т-90, Т-90С, оснащенных тралами КМТ-8 допускается использование электромагнитной приставки ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.
Устройство минного трала обеспечивает перевод ножевых секций из рабочего положения в походное и обратно без выхода экипажа.
Основные технические характеристики КМТ-8
Ширина протраливаемого прохода, м две колеи по 0,6
Скорость траления, км/час до 15
Транспортная скорость, км/час 40... 60
Гарантийный пробег, км
в том числе ножевых секций в рабочем положении, км
Общая масса, т 1,2
Препятствия, преодолеваемые машиной с тралом:
максимальный подъем (спуск), град до 20
боковой крен (косогор), град до 15
Максимальная ширина рва, м 2,5
Максимальный диаметр воронки, м 2,5
Максимальная глубина снежного покрова, м 0,5
Водные преграды по дну
Электромагнитная приставка ЭМТ , предназначается для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.
Основные технические характеристики ЭМТ:
Тип электромагнитной приставки Электромагнитная, соленоидная
Скорость траления при навеске на танки, км/час до 15
Ширина полосы траления, м
Дальность траления при навеске на танки (считая от носа танка), м
Время выхода на рабочий режим, не более, с
Потребляемая мощность, кВт Масса, кг не более 0,5
Время монтажа электромагнитной приставки экипажем, не более, мин

Колейный минный трал КМТ-10

Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 93% в различных грунтовых условиях и в снегу. Применяется с БМП, БМП-2, БМП-3.

Основные технические характеристики КМТ-10

Время монтажа трала, час до 1

Время отцепки трала, час 0,2

Масса трала, кг 450

Преодолеваемые препятствия БМП с тралом:

подъем (спуск), градусы до 20

боковой крен, градусы до 15

ширина рва, м до 2,5

Назначение, ТТХ, общее устройство бронированной машины разминирования БМР-2 (БМР-3, БМР-3М)

БМР-3М предназначена для разминирования путей движения при движении колонн.

Машина создана на базе танка Т-72 (Т-90), имеет усиленную броневую защиту днища под обитаемым отделением и оборудована колейным минным тралом КМТ-7, который обеспечивает возможность использования электромагнитной приставки ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями. На машине установлена зенитная пулеметная установка закрытого типа с пулеметом НСВТ-12,7, калибра 12,7мм. Кроме того, на бортах и кормовом листе обитаемого отделения имеют­ся амбразуры, через которые саперы могут вести стрельбу из автоматов.

Машина снабжена устройствами защиты экипажа и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны ядерного взрыва, защиты от радиоактивной пыли и отравляющих веществ, а также оборудована комплексом динамической защиты.

БМР-3М имеет оборудование для самоокапывания и преодоления водных преград; термодымовую аппаратуру и систему пуска дымовых гранат для постановки дымовых завес, а также противопожарное оборудование для тушения пожара внутри и снаружи машины.

На машине, для излучения специальных широкополосных сигналов с целью создания помех радиосредствам управления взрывателями мин, установлен генератор широкополосных сигналов РП-377ИВ.

Машина оборудовала грузовой платформой для перевозки катковых секций трала КМТ-7. Для погрузки на грузовую платформу и разгрузки катковых секций трала, на машине смонтирована кран-стрела, имеющая лебедку с ручным приводом.

Экипаж машины состоит из пяти человек: командира, механика-води­теля и трех саперов.

Машина условно разделена на два отделения - обитаемое и силовое.

Машина позволяет размещать и транспортировать трех саперов, а также размещать, закреплять и транспортировать их имущество, предназначенное для обнаружения и уничтожения мин и проводных линий.

Основные характеристики

Масса машины, т 43 (51 с тралом)

Экипаж, чел. 2

Мощность двигателя, л. с. 618 (840)

Скорость движения при тралении, км/ч 5-12

Максимальная скорость движения, км/ч 60

Запас хода по шоссе, км 550

Назначение, ТТХ, общее устройство гусеничного минного заградителя ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 предназначен для установки противотанковых минных полей в ходе боя, когда по условиям обстановки возникает необходимость установки мин перед наступающими боевыми порядками противника.

ГМЗ-3 имеет высокопроходимую гусеничную бронированную базовую машину, систему коллективной защиты от ОМП, средства внешней связи и активной маскировки, вооружение, навигационную аппаратуру, приборы наблюдения, встроенное бульдозерное оборудование. Он обеспечивает полную механизацию всех рабочих процессов по установке противотанковых мин с маскировкой и без нее, в наибольшей степени удовлетворяет требованиям войск. В этой связи данное средство следует рассматривать как основное для создания подвижных отрядов заграждения (ПОЗ).

Основные ТТХ

Общее устройство ГМЗ-3

ГМЗ-3 состоит из базового шасси и минного оборудования.

Базовое шасси (броневой корпус) заградителя разделен перегородками на четыре отсека: моторный, управления, минный и оператора.

· В моторном отсеке размещается силовая установка и трансмиссия;

· в отсеке управления – органы управления базовым шасси, специальные

приборы и оборудованные места для размещения экипажа;

· в минном отсеке – кассеты с минами, выдающий и отсчитывающий механизмы, специальные системы;

· в отсеке оператора – механизмы и аппаратура для управления процессом выдачи мин.

Снаружи на кормовой части заградителя размещается плужно-маскирующее устройство, обеспечивающее подачу и установку мин, автоматический перевод их в боевое положение и маскировку. На носовой части – оборудование для самоокапывания.

Бронированный корпус и компоновка заградителя обеспечивает надёжную защиту экипажа и мин от стрелкового оружия противника. Наличие вооружения (7.62 мм пулемёт ПКТ) и высокая манёвренность позволяют применять заградитель в ходе боя на внезапно выявившихся направлениях наступления противника.

Перевод плужно-маскирующего устройства заградителя из походного положения в рабочее (и обратно) осуществляется с помощью гидравлической системы, привод которой осуществляется из отсека оператора.

Для перевода мин со взрывателями кнопочного (нажимного) типа в боевое положение применена традиционная подпружиненная пластина. Для перевода мин с неконтактными взрывателями в боевое положение имеется

клиновый захват для срывания чеки с крышки взрывателя.

Заградитель имеет радиостанцию Р-123М с дальностью связи до 20 км и внутреннее переговорное устройство ТПУ.

Экипаж имеет дневные и ночные приборы наблюдения, обеспечивающие дальность видения ночью до 400 м при кратности увеличения до 5.

Для топографической привязки ПТМП используется буссоль ПАБ-2АМ с перископом, дальномер сапёрный ДСП-30 и навигационная аппаратура. Навигационная аппаратура ТНА-4 является счетно-разрешающим

комплексом, предназначенным для непрерывной автоматической выработки текущих координат движущейся машины, дирекционного угла машины и дирекционного угла машины на пункт назначения.

Боекомплект мин располагается в кассетах.

При загрузке боекомплекта не допускается одновременно загружать мины с контактными и неконтактными взрывателями. Установка мин с неконтактными взрывателями МВН-80 производится только с шагом минирования 10 м.

В целях маскировки действий заградителя на рубеже минирования

применяется система дымопуска, представляющая собой термодымовую аппаратуру ТДА многократного действия.

НАЗНАЧЕНИЕ
Колейный минный трал КМТ-5М предназначен для разведки минных полей и проделывания в них колейных проходов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Трал КМТ-5 относился к колейным катково-ножевым минным тралам. Он являлся индивидуальным навесным оборудованием средних танков Т-54, Т-55, Т-62 и предназначался для разведки противотанковых минных полей и проделывания в них колейных проходов для пропуска по ним танков, не оснащенных тралами. Трал был разработан конструкторским бюро СКБ-200 завода № 78 в Челябинске в 1961 г. и после проведенных контрольных испытаний был принят на вооружение Советской Армии в 1962 г.

Трал массой 7,5 т имел две катковые (6000 кг) и две ножевые секции (830 кг), цепное устройство для траления противоднищевых штыревых мин, кассету для установки пиротехнических сигналов.

Ножевые секции могли работать независимо от катковых секций, однако они не были предназначены для работы в мерзлых грунтах и поэтому зимой применялись только катковые секции. Катковые секции трала имели одинаковое устройство и являлись взаимозаменяемыми. Каждая катковая секция состояла из трех стальных литых катков. Рабочим органом каждой ножевой секции являлся отвал с тремя основными и двумя дополнительными ножами. Перевод ножевой секции из рабочего положения в походное производилось при движении танка задним ходом на 2-3 м до удара упора выключения об упор механизма подъема. Трал навешивался на танк экипажем с помощью ручной лебедки, входившей в комплект ЗИП трала.

Конструкция трала обеспечивала при необходимости авоматическую отцепку катковых секций с помощью специального порохового заряда. Ширина полосы траления одной секции составляла 0,73-0,81 м, скорость траления - 6-12 км/ч, время установки трала на танк силами экипажа с помощью ручной лебедки - 3,5 ч, демонтажа - 20 минут, аварийной отцепки катковых секций - 1 минута. Танк с установленным тралом КМТ-5 мог преодолевать водные преграды по дну. Погрузка танка с тралом КМТ-5 на гусеничный самоходный паром типа ГСП осуществлялась задним ходом.

Каждая катковая секция выдерживала шесть взрывов противотанковых мин ТМ-57. Расстояние от носовой части корпуса танка до передней точки трала.составляло 3180 мм. Танк с тралом мог преодолеть подъем до 20° и ров шириной до 2,5 м. Комплект трала мог перевозиться на автомобиле КрАЗ-255Б или на двух автомобилях типа ЗИЛ-131.

Основными узлами каждой части трала являются:
- катковая секция;
- рама;
- ножевая секция;
- сцепное устройство;
- механизм подъема.
Кроме того в комплект трала входят:
- устройство для траления противоднищевых штыревых мин;
- устройство для обозначения прохода – трассировщик.

Для перевозки трала необходимо 3 автомобиля ЗиЛ-131 или один КрАЗ-255Б.

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
По штату находился в инженерно-саперной роте танкового и мотострелкового полка.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КМТ-5М
- число секций – 2;
- ширина колеи, протраливаемой одной секцией – 0,73-0,81 м;
- скорость траления – 8-12 км/ч;
- время на монтаж силами экипажа – 30-45 мин;
- время на демонтаж силами экипажа – 8-13 мин;
- вес трала – 7,3-7,5 т.

НАЗНАЧЕНИЕ
Колейный минный трал КМТ-7 предназначен для разведки минных полей и проделывания в них колейных проходов.

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Станкомаш Челябинский станкостроительный завод №78), Челябинск.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Трал состоит из двух частей (правой и левой). Правая и левая части трала присоединяются к танку отдельно и работают независимо друг от друга.

Основными узлами каждой части трала являются:
- катковая секция;
- рама;
- ножевая секция;
- сцепное устройство.
Кроме того в комплект трала входят:
- устройство для траления противоднищевых мин;
- кассета пиросигналов;
- электрооборудование;
- пневмосистема;
- ЗИП.

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
По штату находился в инженерно-саперной роте танкового и мотострелкового полка.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КМТ-7
- число секций – 2;
- ширина колеи, протраливаемой одной секцией – 0,80 м;
- скорость траления – 8-12 км/ч;
- транспортная скорость – 20-30 км/ч;
- взрывоустойчивость – до 10 мин ТМ-57 или до 4 мин ТМ-62М
- время на монтаж – до 3 ч;
- время аварийной отцепки – 1 мин;
- общий вес трала – 7,5 т.

Назначение

Предназначен для разведки и преодоления минно-взрывных заграждений и является индивидуальным прицепным средством защиты танков.
Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 95% в различных грунтовых условиях и в снегу, а также позволяет использовать электромагнитную приставку ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.

Технические особенности

Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями.
Трал КМТ-7 может дополнительно оснащатся электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепящиеся в передней части рам. Такая модификация трала позволяет подрывать и неконтактные противоднищевые мины, рагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывает магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.
К корме танка, кроме того крепится трассировщик и кассета с пиросигналами. Трассировщик представляет собой два плужных устройства, с помощью которых по земле чертятся две ясно видимые полосы. обозначающие внешние границы левой и правой колеи. Кассета с пиросигналами предназначена для обозначения начала, середины и конца прохода.

Основные характеристики

Ширина протраливаемого прохода - две колеи по 0,8 м
Скорость траления - до 12 км/час
Транспортная скорость - 20…30 км/час
Общая масса - 7,5 т
Взрывоустойчивость катковой части - 10 мин ТМ-57 снаряженных тротилом и 4 мины ТМ-62
Преодолеваемые препятствия:
максимальный подъем (спуск) - 20°
боковой крен, не более - 15°
ширина рва, диаметр воронки, не более - 2,5 м
Подробнее:http://www.arms-expo.ru/050052054054124050052054051.html

КМТ-8, колейный минный трал

Назначение

Предназначен для преодоления минно - взрывных заграждений и является индивидуальным навесным средством защиты танков.

Особенности

Трал обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 93% в различных грунтовых условиях и снегу.

Трал КМТ-8 состоит из следующих составных частей и комплекта:

– двух ножевых секций (левой и правой)

§ пневмосистемы

§ тралящего устройства зимнего (ТУЗ)

§ устройства траления противоднищевых мин (УТПМ)

§ ЗИП индивидуального.

Подробнее:http://www.arms-expo.ru/049053057056124049048055056057.html

Часть первая. Скучная теория.


Противоминный трал - специальный вид инженерного вооружения, появился как средство преодоления (разведки) танками минных полей на марше и в наступлении. Сегодня этот вид вооружения продолжает совершенствоваться параллельно с развитием минного и минно-взрывных заграждений.

Средства поиска отдельных противотанковых (ПТМ) и противопехотных мин (ППМ) начали разрабатываться с момента развития и широкого применения минно-взрывных средств в армиях вероятных противников. Вначале это были металлические щупы, которые применялись вручную, металлические кошки, которые забрасывались на проверяемый участок местности и вызывали подрыв или снятие мины с места установки при подтягивании кошек.


Поиск мин с помощью щупа



Саперная кошка для мин

Усложнение конструкции мин и совершенствование способов минирования потребовали создания специальных устройств по поиску мин - миноискателей. Первые образцы миноискателей были созданы в 1934 г. советским военным инженером Б. Я. Кудымовым.


Испытание советского миноискателя ВИМ-2. Б. Кудымов - крайний слева



Советские саперы с миноискателями ВИМ. Финская война

Возрастание масштабов минирования, потребности войск в повышении темпов ведения инженерной разведки на марше, а также необходимость быстрого преодоления (траления) минных полей (МП) при атаке переднего края противника привели к созданию первых противоминных тралов. Первые эксперименты с подобным инженерным вооружением были проведены еще в годы Первой мировой войны англичанами и французами. Так, в 1917 г. французы поставили на танк «Рено ФТ-17» первый противоминный трал плужного типа для траления немецких ПТМ. Данных об испытаниях нет, поэтому сказать что-то об успешном применении трала трудно.


Французский трал плужного типа на танке FT-17

Под тралением мин понимают любое воздействие на мину, устраняющее возможность подрыва на ней различных целей. Результатом такого воздействия может быть уничтожение мин на месте установки или удаление мин с полосы, по которой движется цель.

Устройства, обеспечивающие механизацию процесса траления в целях проделывания прохода в МП, называются средствами преодоления минно-взрывных заграждений. В нашем, конкретном, случае это противоминные тралы , которые навешивают на танки.


Возможные способы траления мин: ручной, взрывной, механический, газогидродинамический, термический, химический, дублирующий, блокирующий или их комбинации.

Ручной способ применяется исключительно в случаях, когда невозможно применение других средств и способов. Недостатки - значительный расход живой силы, потери в личном составе, низкие темпы, трудность осуществления маскировки.

Взрывной способ траления основан на использовании основных динамических параметров взрыва зарядов различных ВВ или смесей, в результате чего мины срабатывают, получают механические повреждения или удаляются за полосу прохода.


Установка разминирования УР-77 делает проход в минном поле взрывным способом

В начале 80-х годов в СССР была разработана уникальная машина разминирования - БМР «Гобой». О ней автору рассказал полковник в отставке В. Сытник, который в 1979-1983 гг. был инженером-испытателем машин инженерного вооружения на 18 научно-исследовательском полигоне под Ленинградом. По словам Владимира Дмитриевича, «Гобой» был разработан на базе огнеметного танка Т-72 (со слов полковника). Внешне БМР ничем не отличалась от огнеметного танка, кроме того, что через огнеметную форсунку выбрасывалась специальная объемно-детонирующая жидкость (смесь бензина со специальными добавками), а вместо дымовых гранат выстреливались гранаты для инициации объемно-детонирующей жидкости. Испытания машина проходила на опытном полигоне инженерной техники Нахабино под Москвой в 1982 году. Для обнаружения мин на машине был установлен тепловизор: мина в почве имеет свою собственную температуру и температуру почвы приобретает в среднем лишь через 8-10 суток. Тепловизор как раз и определяет мины в почве по разнице температур. Военные испытания БМР «Гобой» проходила в Афганистане, где ее охраняла рота спецназа.



Экспериментальная БМР "Гобой" и принцип роботы (реконструкция автора)

Принцип работы машины заключался в следующем. Когда БМР подходила к минному полю или выявляла заминированный участок, то она делала выстрел («пленок») взрывной смесью на расстояние 25 м, ширина «пленка» достигала 10 м. После этого происходил отстрел нескольких гранат с инициирующим зарядом, которые подрывали взрывную смесь, которая в свою очередь подрывала (обезвреживала) мины. После этого машина продвигалась снова на 25 м вперед и делала новый выстрел. В серию машина не пошла.

Похожую технологию американцы применили в Ираке только в начале 21 века. Для уничтожения противобортовых мин с помощью объемных взрывов американцы широко использовали распыляемые и подрываемые смеси на основе пропиленоксида. В частности, у морпехов для этого имелась катапульта CATFAE с 21 направляющей, а у сухопутной пехоты - 30-ствольная установка SLUFAE.


Американское средство взрывного разминирования - катапульта CATFAE

Механический способ траления предполагает использование различных устройств и механизмов - минных тралов механического действия, встроенных в подвижное базовое шасси или навешанных на него и осуществляющих непосредственное воздействие на мины звеньями определенного вида.


Рабочий орган трала механического действия - катки сгруппированные в секции

Газогидродинамический способ основан на использовании тепловой энергии истекающих потоков газов (воздуха) или жидкости из специальных сопел, при этом мины срабатывают, разрушаются или удаляются за полосу прохода.


Трал "ПРОГРЕВ-Т" - рабочий орган адаптированный турбореактивный двигатель от истребителя МиГ-17


Второй образец танка К-90 на испытаниях экспериментального газодинамического тральщика ИМТ. ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева (п. Нахабино)

Термический способ траления предполагает использование тепловой энергии различных источников, обеспечивающей инициирование основного заряда ВВ и подрыв мины, расплавление заряда или выжигание его в целях исключения подрыва.

Химический способ основан на введении в ВВ агрессивных компонентов, флегматизирующих его и устраняющих способность его к детонации (в основном воск, церезин, стеарин, парафин, иногда твёрдые смазки типа графита).

Дублирующий способ траления основывается на имитации в окружающей среде ложных физических полей, подобных полям, что создают реальные движущиеся цели, с целью заблаговременного воздействия на соответствующие реагирующие приводы мин и приведения к срабатыванию на безопасном расстоянии от цели.


Взрыв мины перед БМР-3 вызван работой электромагнитной приставки ЭМТ, которая создает ложное магнитное поле реального танка

Блокирующий способ основан на наведении мощных немеханических полей в месте нахождения реагирующих приводов ПТМ в целях блокировки или вывода из строя элементов электронной схемы и устранения способности воспринимать физическое поле бронецели.

Наибольшее практическое применение нашли механический и взрывной способы траления, реализованные в механических тралах и установках разминирования. Именно о механических тралах мы и поговорим в нашей статье.

Конструктивно механические тралы по принципу воздействия на мины делятся на три типа: нажимные, выкапывающие и ударные. Возможны их комбинации.

Нажимные тралы создают локальное давление на грунт или поверхность мины для разрушения корпуса мины или приведения к взрыву мины с нажимными приводами. По конструкции делятся на скользящие и катковые.

Скользящие тралы не получили распространения из-за большого сопротивления движению и низкой взрывоустойчивости рабочих органов.


Экспериментальный трал скользящего типа СКТ - 2



Скользящий элемент легкого трала Л-5

Катковые тралы имеют тралящие рабочие органы в виде тяжелых стальных катков, движущихся впереди танка. Необходимое силовое воздействие на мину обеспечивается либо собственным весом катка, либо весом катка и весом дополнительно присоединенных масс. К катку предъявляются требования высокой взрывоустойчивости и создания необходимого давления на грунт, при котором обеспечивается надежное траление мин.

Катки имеют различную форму. Из всех форм при равных условиях наибольшей взрывоустойчивостью обладает каток чечевицеобразной формы. Наличие любых выступов на катках снижает их взрывоустойчивость. Однако обойтись без них нельзя: уширения по сторонам катков способствует уменьшению межкаткового пространства, что повышает тралящие свойства.


Форма катков

По способу посадки катков на ось катковые тралящие органы бывают со свободной, индивидуальной и комбинированной посадкой. Способ посадки оказывает существенное влияние на ряд основных свойств трала: копирование местности, сопротивление движению, давление катков на мину, рыскливость и т. п.


Посадка катков на ось

При свободной посадке катки с большим зазором сидят на оси, что способствует хорошему копированию местности. Сила давления при такой посадке не превышает веса катка. Поэтому с учетом надежного траления мин масса каждого катка принимается не менее 500 кг. При этом свободная посадка катков создает условия для большой рыскливости (виляния катков на оси) тралящего органа при движении. При скорости траления свыше 5 км/ч у таких тралов увеличивается коэффициент сопротивления движению, что объясняется соударением свободно посаженных катков.


Трал ПТ-54 со свободной посадкой катков на ось

При индивидуальной посадке каждый каток посажен с помощью подшипника на свою ось и имеет индивидуальную подвеску оси к тяговой раме. При этом обеспечивается хорошее копирование местности, но давление на мину не превышает веса катка и межкатковый промежуток более значителен, чем при свободной посадке.

При комбинированной посадке наружные катки посажены на ось без зазора, а средний свободно. Такая схема применяется на современных тралах типа КМТ-7.


Катки трала КМТ-7

Главным достоинством катковых тралов есть сравнительно высокая надежность траления ПТМ с нажимным приводом (0,9-0,95), простота конструкции, высокая скорость траления (до 15 км/ч), значительная взрывоустойчивость (до 10-14 взрывов мин массой до 7 кг).

Недостатки - большая масса катка (500 кг), низкая проходимость трала в сыпучих и размокших грунтах, повышенный износ трансмиссии, значительный расход горючего.

Выкапывающие тралы. Из тралов данного типа наибольшее распространение получили ножевые тралы (пассивного и активного типа), имеющие в качестве рабочего органа жесткие, прорезающие грунт ножи (типа плуга). Ножи при тралении заглубляются в грунт, извлекают на его поверхность мины и отводят или выбрасывают их за пределы протраленной полосы. Преимущество выкапывающих тралов заключается в их способности тралить все мины независимо от их типа и реагирующих приводов.
Ножи тралов активного типа непрерывно вращаются и поочередно внедряются в грунт. Вращение позволяет сохранить работоспособность конструкции трала, даже если в каждом ряду останется по 1-2 ножа. К недостаткам этих тралов относится высокая энергоемкость процесса траления.

Тралы пассивного типа лишены вышеуказанного недостатка. Простота конструкции, небольшая масса (400-1000 кг), компактность и универсальность обусловили их широкое распространение в войсках как индивидуальных средств танков и БМП при преодолении МП противника.
К недостаткам ножевых тралов следует отнести их низкую взрывоустойчивость, потребность в большой силе тяги и зависимость от грунтовых и климатических условий (к примеру, сложность траления в зимних условиях). В рабочем положении тралов невозможно осуществлять быстрые повороты танков (БМП), что в условиях боя резко снижает их боевые свойства.

Особенно низка эффективность выкапывающих тралов на сыпучем, размокшем или мерзлом грунте, на бетонированной или каменистой поверхности, в мелколесье с сильно развитым дерновым покровом.

Бойковый трал в действии

К положительным сторонам таких тралов относится высокая надежность траления (независимо от типа мин и их приводов), в три раза меньшая по сравнению с катковыми тралами масса тралящего рабочего органа, достаточная взрывоустойчивость (10-15 подрывов), возможность применения практически на любой местности, в любых погодных и климатических условиях.

Однако практического применения в Советской Армии ударные тралы не получили главным образом из-за сравнительно больших затрат мощности на их привод, демаскирования мест применения в связи с пыльностью процесса траления. Широкое применения бойковые тралы нашли в английской армии в годы второй мировой войны. Сегодня они применяются в той же английской армии, а также в немецкой, американской и российской армиях.


Английский бойковый минный трал «Аадварк» («муравьед»)



Последняя разработка российской армии - машина разминирования "Уран-6" с бойковым тралом

Продолжение следует…

Новое на сайте

>

Самое популярное