Домой Болезни и вредители Обучение ребенка 5 лет буквы. Как учить буквы с ребенком. Методики, помогающие обучению

Обучение ребенка 5 лет буквы. Как учить буквы с ребенком. Методики, помогающие обучению

Светлана Наш сыночек скоро пойдет в школу и мы хотим его подготовить как то, что бы он был не хуже остальных деток. В садик он никогда не ходил, с бабушкой проводил время да и мы, как то, не задумывались на этим, но он даже букв не знает. Как можно выучить алфавит с пятилетним ребенком?

Недаром среднее образование дети начинают получать примерно в 6-летнем возрасте, когда они более или менее готовы к массовому поглощению новой информации. Да и то, ребенок ребенку рознь, у всех разные характеры, способности и наклонности, поэтому вам уж точно не следует рассчитывать на повышенную заинтересованность сына в предложенной вами науке. Если он ранее никогда не имел дела с изучением букв, цифр или чего-то подобного, то будьте готовы, что вы столкнетесь со проблемой невнимательности и отсутствия концентрации. Поэтому изучение алфавита должно проходить исключительно в игровой манере. Ни в коем случае не загоняйте ребенка в какие-то рамки и не принуждайте его часами сидеть за освоением новой для него науки. В случае со столь маленьким ребенком может сработать отталкивающий инстинкт, и малыш принципиально не будет вникать в тему. Ваша задача - вызвать заинтересовать. Помочь могут всевозможные игрушки, кубики, азбуки с забавными рисунками, видео уроки с мультиками и так далее. Благо, этого добра хватает, да и всегда можно проявить креативное мышление.

Что касается непосредственного изучения букв, то начинать желательно с гласных, вызывая у ребенка определенные ассоциации. Например, если покоряете «А», то предлагайте ребенку картинку, где нарисован «Абрикос» или показывайте определенный предмет в доме, который начинается именно на эту букву. Когда все гласные будут освоены, плавно переходите к одолению согласных. Очень важно не перезагружать ребенка и давать ему информацию постепенно. Для начала знакомьте его только со звуками. Например, если учите букву «К», то так и называйте ее - «К», а не «КА». Для начала так ему будет понятнее. Ваш ученик должен понимать, к чему вообще и зачем все эти буквы, поэтому объясняйте ему, что из них можно составлять слова, и показывайте обязательно примеры. Не забывайте о визуальном восприятии. Обращайте внимание ребенка на разнообразные вывески магазинов во время прогулок, надписи на одежде или на продуктах, которые выбираете с ним в магазине. Купите или сделайте самостоятельно макеты букв и предложите ребенку поводить по них карандашом. Когда он сможет безошибочно идентифицировать буквы, называя весь алфавит, более основательно переходите к навыкам письма. Главное, чтобы учеба происходила исключительно на позитивной волне, никаких криков и принуждения. Помните: успех вашего чада в изучении букв зависит только от того, насколько вы сможете его заинтересовать.

Еще вопросы:

Что ребенок должен уметь в 2 года

Двухлетний малыш проявляет самостоятельность во всем: он вполне аккуратно ведет себя за обеденным столом - не разбрасывает еду и не обливается; может…

Как объяснить ребенку, откуда берутся дети

Какую температуру надо сбивать у ребенка

Педиатры утверждают, что сбивать температуру у малыша необходимо только в том случае, если отметка градусника достигла более 39 градусов. Однако даже…

Каждый родитель все свободное время уделяет развитию своего малыша, используя при этом разные методики. Спустя какое-то время у родителя обычно возникает справедливый вопрос: как научить ребенка алфавиту? Самому или нет?

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

В каком возрасте нужно начинать обучение?

Единственно правильного ответа на этот вопрос нет, существует очень много разных теорий и суждений по этому поводу. Одни ученые поддерживают мнение, что раннее детство (от 1,5 года) — отличный период, чтобы легко и быстро выучить алфавит, другие придерживаются методики обучения детей с 3-4 лет, а третьи и вовсе говорят о целесообразности изучать азбуку уже в начальной школе под четким присмотром специалистов и по определенной программе.

b"> Подготовка к изучению алфавита

Если вы приняли решение начать изучение алфавита с раннего возраста, стоит немного подготовиться к такому важному процессу. Основные этапы подготовки к дошкольному изучению букв:

  • пусть ребенок самостоятельно выбирает книгу для совместного чтения и переворачивает страницы;
  • обязательно рассказывайте, что изображено на рисунках, какие действия и эмоции они изображают;
  • пересказывайте друг другу прочитанную сказку или стихотворение простым языком;
  • обзаведитесь необходимой литературой, азбуками и букварями, кубиками и другими нужными для обучения инструментами;
  • изучите разные методики и способы подачи информации, которые позволят быстро и легко выучить алфавит дошкольном возрасте;
  • выберите тот способ изучения, который больше всего подойдет вам, как родителю, педагогу, и вашему ребенку.

c"> Как выучить алфавит с малышом?

По своей природе маленькие дети воспринимают и познают мир в игровой форме. Именно игра — наиболее эффективный способ, чтобы легко выучить алфавит и научиться составлять слоги еще до начальной школы. Существует несколько подходов к этому увлекательному процессу.

Наиболее действенный и распространенный способ запоминания букв — это визуализация. Для обучения отлично подойдут картинки с рисунками и нарисованными буквами или кубики. Картинки можно развешивать и раскладывать по комнате, показывая их время от времени ребенку и называя букву и слова, которые начинаются с нее. Со временем задачу можно усложнить: разрезать картинки на несколько частей, создав небольшой пазл, который ребенку будет интересно собирать. С кубиков можно строить башни и замки, выискивая при этом знакомые составляющие алфавита. При этом звуки можно «пропевать», чтобы развивать восприятие на слух.

Не менее эффективной для ребенка при изучении алфавита является магнитная доска с буквами и цифрами. Буквы можно размещать как на доске, так и на холодильнике или другой подходящей поверхности, составлять слоги и слова. Такой метод приучает малыша к самостоятельности и усидчивости, а также хорошо развивает мелкую моторику рук.

Еще одним вариантом изучения алфавита служат буквы, сделанные своими руками. Их можно вырезать из бумаги и раскрашивать, лепить из пластилина или теста, выпекать, вышивать, или шить из фетра. Так, кроме изучения алфавита, малыш сможет научиться и другим полезным вещам, а сам процесс будет веселым и занимательным.

d"> Изучение букв после 3 лет

В возрасте 3-4 лет дети становятся достаточно самостоятельными, но игровые формы восприятия новой информации так же актуальны. Став старше, малыши стают более усидчивыми, поэтому и учиться в течение дня они могут дольше.

В 3-4 года с дитем можно смело рисовать и лепить, давая все больше воли фантазии и направляя энергию в нужное русло, складывать алфавит из мелких предметов, мозаики, камушков (в этом возрасте они перестают тянуть в рот все подряд, поэтому пропадает необходимость подальше держать мелкие частички и игрушки).

Хорошим способом быстро выучить алфавит будет проведение тематических прогулок, когда малыш называет все предметы на конкретную букву рядом с собой. Это не только позволит запомнить нужный звук, но и научит правильно говорить и расширит словарный запас дошкольника.

Если ваш ребенок любит активные игры, то вы можете вместе с ним делать на улице гимнастический алфавит, изображая разные буквы. Такой способ не только укрепляет физическое здоровье малыша, но и учит смекалке, быстрой реакции и фантазии. Со временем можно усложнить задание — не только показывать составляющие алфавита, но и угадывать те, которые показывает кто-то из вас. Если же на детской площадке найдете несколько единомышленников, то сможете складывать целые слова и предложения.

Не стоит пренебрегать и возможностями современных технологий. Для помощи родителей существует очень много разных мультфильмов, песенок и сказок, которые облегчают процесс изучения алфавита. Вместе с обычными занятиями и играми они помогут достичь правильного результата быстро и просто.

Как научить ребенка алфавиту в 5 лет?

В 5 лет ребенок уже понимает значение звуков и алфавита в нашей жизни, знает, из чего складываются слова, предложения и целые истории. Поэтому интерес к чтению у него становится все сильнее, что позволяет ему выучить азбуку за очень короткое время.

Отлично для таких детей подходят книги и тетради, которые используются в начальных классах, интерактивные методы (программы на телефонах и планшетах, игры на компьютере, говорящие буквари).

Пятилетние дети легко запоминают алфавит, понимают разницу между звуками и буквами, составляют слоги с кубиков и картинок, лепят их с пластилина и выкладывают мелкими предметами. А шестилетнего ребенка уже можно начинать учить английскому алфавиту.

Как быстро и правильно выучить с ребенком алфавит. Советы и правила по изучению алфавита. Интересные приемы по изучению букв в разном возрасте (от 3 до 6 лет). Методики по запоминанию букв.

Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться.

Некоторые дети начинают узнавать буквы в возрасте от 2 до 3 лет и могут определять большинство букв к 4 годам. Это значит, что Вы можете начинать учить с ребенком азбуку, кода ему будет около 3 лет. Конечно, не стоит ждать, что ребенок сразу же запомнит много букв, на это потребуется время.

Врачи и учителя считают, что лучше всего осваивать буквы следует после 3 лет. С этого возраста у детей повышена любознательность и способность к обучению.

Но поскольку каждый малыш развивается индивидуально, то родители должны поймать этот момент. Если есть проблемы с заиканием, с произношением звуков, то лучше подождать.

Есть несколько правил, которые помогут подготовиться к изучению алфавита:

  1. пусть ребенок самостоятельно выбирает книгу, которую вы будете читать, и сам перелистывает странички;
  2. внимательно разглядывайте и обсуждайте картинки;
  3. обсудите прочитанное, пусть ребенок перескажет историю.

Рекомендуется использовать такие методы, которые могут привлечь внимание ребенка, поскольку интерес способствует более легкому усвоению и запоминанию. Важно хвалить малыша и ни в коем случае нельзя ругать. Занятия стоит проводить в одно и то же время, регулярно, чтобы выработать привычку.

Существует общая инструкция по изучению букв в алфавите:

Во-первых, начинать изучать буквы лучше от простых и тех, которые чаще всего употребляются, постепенно переходя к редким и сложным.

Во-вторых, одной буквы в пару дней для малыша будет достаточно. Закреплять результат можно с помощью карточек с предметами, вырезанных из бумаги или ткани букв, слепленных из пластилина. Чтобы ребенок забыл ранее выученную букву, стоит начинать каждое занятие с повторения.

В-третьих, родители могут рассказать ребенку, на что похожа буква, прочитать небольшие стихотворения о ней или спеть песню.

Изучаем алфавит в 3 года

Первый шаг в обучении алфавиту трехлетнего ребенка – заинтересовать его. Чаще он начинает проявлять интерес к буквам во время чтения. Задача мамы и папы – поддержать эту заинтересованность. К этому возрасту у малыша появляются любимые сказки, стишки (если родители читают ему много книг). Появляется мотивация освоить алфавит, чтобы в дальнейшем читать самому. Лучше всего в трехлетнем возрасте дети запоминают первую букву имени, буквы А, Б и В.


Итак, как научить ребенка буквам:

Во-первых, можно использовать кубики, с нарисованными на них буквами, карточки, магнитную азбуку, различные плакаты и наклейки.

Во-вторых, родители вместе с ребенком должны прорисовать буквы на бумаге, на доске, или на асфальте. Это поможет быстрее запомнить буквы.

В-третьих, можно складывать буквы из различных подручных переметов, например, пуговиц, палочек и так далее. Такое занятие будет полезно не только в плане изучения алфавита, но и позволит развить мелкую моторику.

Главное правило – алфавит изучается по одной букве.

Важно помнит, что ребенка в 3 года не стоит насильно принуждать и заставлять учить буквы – это может отбить весь интерес и желание, и в дальнейшем научить ребенка буквам будет уже тяжелее.

Изучаем алфавит в 4 года

Занятия с четырехлетним малышом проводятся аналогично, как и для трехлетнего ребенка. Для изучения букв снова используются игры. Можно продолжить складывать буквы из предметов.


Родители обязательно должны включать новые игры. Это могут быть: «Волшебный мешочек», «Найди картинки». Первая игра: в мешочек складываются буквы, которые вырезают из картона. Малыш сует туда руку и, не глядя, определяет выбранную букву. Затем достает и проверяет, правильно ли он ее назвал.

Во второй игре используют набор картинок, с изображенными на них предметами и начинающихся на разные буквы. Выкладываются 3-4 картинки и определенная буква алфавита, и ребенок ищет изображенные предметы, начинающиеся на нее.

Изучаем алфавит в 5 лет

В возрасте 5 лет ребенок уже осознано проявляет интерес к чтению. Он понимает, что из букв можно составлять слова, а из слов – предложения. Пятилетний малыш может самостоятельно без подсказок родителей с помощью подручных предметов составлять буквы, лепить их из пластилина.

Электронный букварь в этом возрасте окажется очень полезным – он заинтересует и увлечет ребенка. В данном случае очень важно правильно подобрать такой букварь. Буквы должны произноситься как звуки, обозначающие их (не «эр», а «р» или не «эн», а «н»).

Для четырех- и пятилетних деток есть специальная рабочая тетрадь «Изучаем буквы», по которой они вместе с родителями или самостоятельно могут заниматься.

В этом возрасте главное, чтобы ребенок правильно и связно говорил. Для этого родители должны просить ребенка рассказывать что-нибудь, например, чем он занимался сегодня, пусть перескажет свою любимую сказку и так далее.

Изучаем алфавит в 6 лет

6 лет – самый лучший период, когда запомнить алфавит и начать читать. Поэтому родителям не стоит сильно переживать, если до этого их малыш не проявлял никакого стремления к изучению букв. В 6 лет алфавит куда быстрее, нежели в 3 года.


В данном случае для занятий можно использовать буквари, магнитную азбуку, полезными окажутся прописи. Можно смотреть с ребенком специальные мультфильмы, обучающие буквам. Сейчас есть множество полезных приложений для и смартфонов, сайтов с развивающими играми в интернете помогающих ребенку познавать алфавит.

Всей семьей можно создать авторский букварь. Для этого нужно рисовать или вырезать из бумаги букву и картинку, изображающую предмет на эту букву. Затем приклеиваем их на страничку в альбоме для рисования. Ребенку очень понравится такая работа.

Последовательные занятия с использованием букваря способствуют тому, что параллельно с изучением алфавита, шестилетний ребенок учится читать.


Итак, главные правила как научить ребенка буквам:
  • Чтобы ребенок выучил алфавит, родители не должны насильно заставлять заниматься.
  • Наиболее благоприятной для изучения букв является игровая форма обучения.
  • Начинать занятия стоит тогда, когда у ребенка появляется интерес к буквам.
  • Лучший способ выучить азбуку – родители должны вызвать любопытство малыша.
  • Стоит подбирать интересные игры, в которые ребенок будет искренне хотеть играть.
  • Если ребенку неинтересно, он не хочет играть с буквами, то в данном случае родители должны повременить с занятиями, потому что ребенок еще не готов к этому.
  • Закреплять усвоенный материал очень важно. Родители должны просить ребенка называть буквы, которые есть в окружающих предметах. Пусть он сам рисует их.

Теперь Вы узнали, как помочь своему ребенку выучить алфавит. Помните, не стоит требовать от него больше, чем он сможет запомнить. И даже если у него что-то не получается, не ругайте. Обращайте внимание на настроение ребенка, не устал ли он. Ваш малыш сможет с легкостью запомнить все буквы, если Вы возьмете во внимание приведенные в статье советы.

Оптимальный возраст для изучения алфавита – 5-6 лет. К этому времени малыш уже перестанет искажать произносимые звуки, будет быстрее воспринимать информацию и запоминать ее. Познавательный интерес, направленный на изучение окружающего мира и активно проявляющийся как раз в этот период развития ребенка, будет огромным подспорьем в освоении букв.

Знакомство с алфавитом

Изучение алфавита должно происходить регулярно и систематически, но при этом занятия не должны утомлять маленького ученика.

С этой целью можно не только , но и рассматривать иллюстрации к сказкам, предполагать, о чем будет речь в произведении, размышлять о поведении персонажей. Постепенно развиваемый читательский интерес будет побуждать к изучению алфавита и .

Когда ребенок будет готов к обучению, можно приступать к изучению букв. Чтобы после знакомства с буквами ребенок не потерял интереса к читательской деятельности, важно учесть несколько моментов.

  • Звуки или буквы?

Выбрать нужно один вариант: учить или буквы, или звуки.

При этом важно понимать , что звуки детям выделять в слове легче ([б] – барабан, по сравнению с «бэ» — «барабан»), да и в процессе обучения чтению им будет проще соединять 2 звука, чем 2 буквы («бэ» и «а» они будут читать «бэа» вместо «ба»).

Если малыш все схватывает на лету, то ему будет любопытно узнать, что буквы – это значки, с помощью которых зашифровываются издаваемые звуки, и не всегда их название читается так, как называемый звук.

  • Сразу или постепенно?

Не нужно вываливать на ребенка всю информацию сразу. Знакомство с буквами должно происходить постепенно.


На одну букву можно потратить не один, а несколько дней, пока она не станет узнаваемой. Только потом можно переходить к следующей.
  • С чего начать?

Не всегда целесообразно изучать буквы в порядке алфавита. Лучше начать с гласных, а потом уже приступить к знакомству с согласными. Самые сложные буквы оставляют напоследок (ь, ъ).

  • В какое время проводить занятия?

Не стоит выделять для занятий строго определенное время: ребенку сложно заниматься одним видом деятельности более 10-15 минут, а если не закреплять изученное постоянно, то все забудется очень быстро.

Лучше ввести процесс изучения алфавита в быт ученика: утром с буквой познакомились, выложили ее на завтрак из овощей, во время прогулки нашли слова, начинающиеся с этой буквы, а вечером раскрасили или сделали макет из подручного материала.

  • Кнут или пряник?

Однозначно второе – любые наказания в конечном итоге провоцируют появление негативного отношения к той деятельности, которая их спровоцировала. А если ребенку неинтересно то, чем он занимается, то все усилия будут безрезультатными.

Чтобы мотивировать ученика , повысить уверенность в своих силах, нужно как можно чаще его хвалить за любой успех. С этой же целью не следует проводить разного рода проверки и экзамены: все дети разные, и усваивают они материал по-разному.

Методы изучения алфавита

Любое занятие должно проводиться в игровой форме с использованием разнообразных методов, которые помогут запомнить всю выдаваемую информацию (или, по крайней мере, большую ее часть).

Обучение будет легким и интересным, если использовать в процессе:

  • Занимательные задания (головоломки «Спряталась буква», «Сколько букв на строчке», раскраски, загадки, стихотворения).
  • Словесные игры («Выдели первый звук», «Какая буква спряталась в домике, если известны хозяева», «Найди как можно больше слов на нужную букву»).
  • Метод ассоциаций (взрослый называет букву, ребенок – слово, начинающееся на эту букву).
  • Практические методы (изготовление алфавита из пластилина, соленого теста, природного материала, ткани и т.п.).
  • Магнитные буквы или кубики , из которых можно будет складывать даже целые слова.
  • Развивающие мультфильмы и видео.
  • Компьютерные игры .

Быстро запоминаются буквы, изученные в нестандартной ситуации . Например, совместная выпечка печенья – букв, рисование букв на снегу или песке во время прогулки, съедобные буквы (из горошка или кукурузы на поверхности салата, из крема на верхнем корже торта).

Еще интересно и увлекательно будет находить буквы, спрятанные вокруг (облако в виде «о», стволы деревьев – «к», столбы – «л»). Если задействовать все способы запоминания, то процесс изучения алфавита будет проходить легко и быстро.

Когда приходит время отправлять малыша в школу, его жизнь вступает в совершенно новую фазу, с которой заканчивается беззаботность и за всё приходится отвечать по-взрослому. А вот как ребёнок воспримет наступившие перемены: с радостью или страхом, — зависит от настроя, который смогут обеспечить родители, имеющие своё представление относительно образования. Здесь очень важно не дать начинающему школьнику растеряться, утонуть в пока ещё незнакомом море классных работ, домашних заданий и школьных требований. Первым шагом к решению создавшихся проблем, будет предварительное изучение алфавита. Но как это сделать правильно, чтобы напрочь не отбить желание учиться?

В этом деле нет рекомендаций, одинаково действенных для всех случаев жизни. Здесь требуется индивидуальный подход, когда приходится обращать внимание на особенности развития каждого отдельного ребёнка. Бывают случаи, когда малыш опережает своих сверстников в плане умственного развития, а потому осваивает алфавит в 3 года, а то и раньше. Если одни детишки справляются с заданием легко и быстро, то иные могут оказаться не готовыми к трудностям обучения. Ответить на подобные вопросы поможет только практика.

Независимо от возраста начала обучения, имеется ряд правил, обязательных к соблюдению:

  1. учёба с удовольствием;
  2. занятия, приносящие радость и хорошее настроение;
  3. регулярность обучения.

Учитывая возраст малыша, на серьёзное отношение к процессу обучения алфавиту рассчитывать вряд ли приходится. Объединить весёлое настроение и радость с учебой никак не получится, если сделать ставку на скучное просиживание за азбукой. Спасти дело сможет только игра, в которую необходимо трансформировать уроки, ведущие к заинтересованности дошкольника. В этом деле важно коснуться именно той тематики, которая наиболее интересна конкретному малышу и во многом напоминает его хобби. В этом задании не может быть ограничений для фантазии, проявленной родителями, знающими все нюансы поведения и интересов своих чад.

Изучение алфавита посредством игры «Карточки»

Подобный подход к изучению алфавита порадует не только простой, но и эффективностью. Вся суть этого метода заключается в любви малышни к ярким рисункам, дополняющим буквы и слова, помещённые на карточки с затейливым и красочным дизайном. Через привлекательность рисунка, дошкольник проявляет чудеса зрительной памяти, вместе с которой в действие вступает запоминание на слух. Именно этот тандем и позволяет прийти к ожидаемым результатам.

А что касается покупки этих самых карточек, так их можно найти в любом книжном магазине или торговой точке, специализирующейся на товарах для детей. При желании и наличии некоторых навыков, можно заняться изготовлением карточек с алфавитом своими силами, а то и с участием ребёнка.

Полезным при использовании алфавита может оказаться и использование игрушек, которые особенно любит конкретное чадо. В этом случае, надо научить ребёнка подставлять карточки с буквами к игрушкам, ориентируясь на их названия. Чтобы вызвать повышенный интерес малютки, не стоит бояться разнообразить подобные занятия.

Способ обучения с помощью азбуки

Ввиду многообразия равноценных вариантов всё той же азбуки, всегда можно выбрать аналог, наиболее подходящий для юной индивидуальности. Малыш питает пристрастие к музыке? В продаже имеется масса предложений с музыкальным уклоном, разнообразие которых заключается в разнице набора составляющих соответствующего направления. При повышенном интересе своего потомка к автомобильной или, какой другой тематике, также не придётся испытывать особые затруднения с поисками.

Помимо предотвращения скуки занятий, родители должны избегать чрезмерной строгости и серьёзности. Правильнее будет подыгрывать своему ребенку, что даёт ему возможность не только чувствовать комфорт, но и видеть в родителе не строгого учителя, а наилучшего друга. Во избежание быстрой утомляемости, взрослым нужно учиться мастерству чередования учёбы и отдыха. Не хотите намертво связать обучение с ненавистью к нему? Не заставляйте своих детей заниматься вопреки их воле.

Материалы, служащие укреплению интереса к учёбе


Существует много разных способов внести зерно интереса в почву изучения алфавита. Нужно только быть готовым отбросить заскорузлые старые методы и дать волю фантазии, разнообразящей учебный процесс. К примеру: ребёнку обязательно понравится сочинение стишков и песенок. А может быть он будет заинтересован разыгрыванием всевозможных сценок?

Хорошие результаты также принесёт игра с применением посторонних предметов. К примеру: поиск той или иной вещи, название которой начинается с изучаемой буквы. Поработать на изучение алфавита может и внешнее сходство предметов с очертаниями отдельных букв.

Независимо от эффективности применяемых методов или игр, помогающих достичь нужных результатов, на первое место ставится регулярность занятий. Отсутствие последовательности в планировании уроков, неизбежно ведёт к потере интереса и забыванию уже освоенных премудростей.

10 советов, которыми стоит воспользоваться при изучении алфавита


Новое на сайте

>

Самое популярное