Домой Болезни и вредители Остаточные явления опьянения. Симптомы алкогольного опьянения. Тяжелая стадия алкогольного опьянения

Остаточные явления опьянения. Симптомы алкогольного опьянения. Тяжелая стадия алкогольного опьянения


Перед нами один из объективных тестов личности, а именно, Тест на оценку уровня притязаний Ф. Хоппе. Данный тест служит источником знаний о таких особенностях личности человека, как: способность к интроспекции, собственно уровень притязаний, самооценка (завышенная, заниженная, адекватная) и т.д.

Тест выполняется достаточно просто, при помощи специально разработанного стимульного материала. Как и перед любым тестом, испытуемому дается инструкция следующего содержания: вы видите перед собой два ряда карточек, находящихся друг под другом. Первый ряд карточек помечен цифрами от 1 до 12, а второй ряд помечен цифрами от 1а до 12а. Каждая из карточек имеет определенное задание, сложность которого возрастает по мере возрастания номера карточки. При этом карточки с одинаковыми номерами имеют одинаковые по сложности задания. В процессе теста вы можете выбирать по одной любые карточки и давать на них ответы. Время, отводимое на решение, ограничено и фиксируется наблюдателем.
Однако втайне от испытуемого психолог может произвольно при решении разных карточек намеренно сокращать время на их выполнение или наоборот увеличивать, то есть влиять на успех (+) или неуспех (-) выполнения заданий. Номера выбора карточек заносятся в протокол в том порядке, как они выбирались испытуемым. Правильные ответы помечаются в протоколе знаком «+», а неправильные – знаком «-».
При обработке результатов интересует поведение человека в зависимости от успеха ответов или неудач при ответах, а также наличие движения в сторону усложнения заданий. Люди, имеющие устойчивый характер колеблются очень плавно, то есть наблюдается плавный переход к более простым заданиям после неудач или более сложным заданиям после удачных ответов. Люди с эмоциональной неустойчивостью показывают крайне резкие колебания.
Стимульный материал:
Карточка №1. Напишите 3 слова на букву М.
Карточка №2. Напишите названия 4-х животных на букву Л.
Карточка №3. Напишите названия 5-ти городов на букву Л.
Карточка №4. Напишите 6 имен на букву А.
Карточка №5. Напишите 3 названия цветов на букву Г.
Карточка №6. Напишите название 6-ти животных на букву К.
Карточка №7. Напишите 5 названий цветов на букву Г.
Карточка №8. Напишите 4 название деревьев на букву О.
Карточка №9. Напишите название 7-ми городов на букву Л.
Карточка №10. Напишите фамилии 5-ти писателей на букву С.
Карточка №11. Напишите фамилии 4-х композиторов на букву С.
Карточка №12. Напишите фамилии 7-ми французских художников.
Карточка №1а. Напишите 3 слова на букву Н.
Карточка №2а. Напишите названия 4-х фруктов на букву А.
Карточка №3а. Напишите названия 5-ти городов на букву Н.
Карточка №4а. Напишите 6 имен на букву Б.
Карточка №5а. Напишите название 6-ти государств на букву П.
Карточка №6а. Напишите 20 слов на букву С.
Карточка №7а. Напишите название частей света, начинающихся с А.
Карточка №8а. Напишите названия 15-ти городов на М.
Карточка №9а. Напишите название 5-ти фильмов на М.
Карточка №10а. Напишите фамилии 5-ти актеров советского кино на букву Л.
Карточка №11а. Напишите фамилии 4-х писателей на букву Р.
Карточка №12а. Напишите фамилии 5-ти известных художников на букву К.

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе

Общие теоретически положения, послужившие основой методики: К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний, который может определятся уровнем трудности выбираемой цели. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Они представлены на карточках в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствуют порядковому номеру карточки. Учащимся предлагается одиннадцать заданий (каждый уровень трудности может иметь несколько вариантов).

Цель: выявление уровня притязаний, который может определяться уровнем трудности выбираемой цели.

Область применения: со старшего школьного возраста (половых, национальных и других ограничений нет).

Материал: одиннадцать карточек с заданиями, бланк ответов.

Организация: индивидуальная и групповая.

Краткое описание: испытуемому предлагается одиннадцать карточек, расположенных по возрастающей трудности. Номера на карточках означают степень сложности заданий. На решение каждой карточки отведено определённое время, которое не известно испытуемому. Задание выбирается испытуемым самостоятельно.

Процедура обследования: экспериментатор читает инструкцию, засекает время, которое может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать, таким образом произвольно оценивая выполнение задания, как правильное или неправильное. Только после его оценки ученик должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до пяти.

Обработка результатов: вопросы каждого уровня оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы первой степени трудности оцениваются одним очком, второй – двумя, третьей – тремя и т.д. в качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков. Например, если в тесте испытуемому предоставляется пять выборов и он в первый раз выбрал четвёртую, во второй пятую, в третьей четвёртую, в четвёртой седьмую и в пятой шестую карточки, то уровень его притязаний будет равен сумме: 4 + 5 + 4 + 7 + 6 = 26 очкам.

Интерпретация: после успеха или неудачи (которые могут произвольно интерпретироваться экспериментатором) происходит сдвиг либо в сторону положительного направления, либо в сторону отрицательного. Среднее значение единичных сдвигов после успеха, принимается за меру сдвига. После неудачи испытуемые могут как понижать, так и повышать уровень притязаний (т.е. после неудачи – выбирают более лёгкое задание. Это значит понижение уровня притязаний). Если же после неудачи ребёнок повышает уровень притязаний, т.е. берёт более сложное задание, то происходит отрицательный сдвиг. Среднее значение единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах принимается за меру сдвига после неудачи. Для каждой степени трудности даётся несколько аналогичных заданий.

Литература: Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. Психодиагностические методы изучения личности. – М. 1998. стр. 78–80.

Предмет диагностики:

Сопряженные практические задачи: произвести оценку уровня притязаний испытуемого и выявить его динамику в экспериментальной ситуации как характеристики мотивации достижения; учет этих показателей в индивидуальной консультации для планирования определенных корригирующих воздействий на личность и т.д.

Комплектность, состав методики: стимульный материал: 10 заданий возрастающей степени трудности; инструкции по проведению и интерпретации: исследованию динамики уровня притязаний должно предшествовать установление контакта с испытуемым; исследование занимает от 10 до 15 минут.

Оборудование: 1) секундомер или часы с секундомером;

2)Комплекты карточек (по 10 в каждом комплекте) по числу испытуемых на рабочем месте.

Под уровнем притязаний понимают целевую установку субъекта по отношению к известной, более или менее освоенной и снова решаемой им задаче.

Уровень притязаний обычно оценивается с помощью эксперимента по следующей схеме: совокупность однотипных заданий ранжируется по степени трудности и испытуемым предлагается последовательно выбирать для выполнения определенное (часто фиксированное количество) этих заданий любых степеней трудности. Об уровне притязаний человека судят по средней степени трудности выбранных им заданий.

В любой деятельности независимо от ее специфики, у каждого человека будет формироваться характерный для него уровень притязаний. В многочисленных исследованиях установлено, что после успеха уровень притязаний, как правило, повышается, а после неудачи – снижается. Переживание успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней трудности. Вместе с тем. Чем степень трудности решенной задачи выше имеющегося уровня достижения, тем сильнее переживается успех, и наоборот, чем ниже достигнутая испытуемым степень трудности заданий по сравнению с уровнем притязаний, тем сильнее ощущается неудача. Это сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении заданий. Разница между последним достижением и базирующимся на нем уровне притязаний к очередному выполнению для каждого индивида в известной степени постоянна. Она (разница) может быть позитивной или негативной, т.е. уровень притязаний всегда или несколько выше (иногда значительно) уже имеющегося уровня достижений, или несколько ниже. Тенденция повышения уровня притязаний позднее превратилась в понятие мотива достижения , определяемого Х. Хекхаузеном как «стремление повышать свои способности и умения или поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными, так что их выполнение может удаться, либо, не удаться».

Таблица 1 Изменение силы мотивации («+» - усиление или «-» - ослабление) у разных групп испытуемых (по Х.Хекхаузену)

Стимульный материал: размер карточек 7х12 см, на одной стороне которых четко обозначены цифры от 1 до 10, на другой – написано задание.

Вариант 1 (общеобразовательные задания):

1. три слова на букву «Т».

2. Название четырех животных на букву «Л».

3. Пять полных имен на букву «Д».

4. Расшифровать общепринятые сокращения: АПН, СЭВ, НТР, МВД, ТАСС, ДОСААФ.

5. Шесть предметов одежды на букву «Т».

6. Фамилии пяти известных киноактеров на букву «М».

7. Семь государств, начинающихся с буквы «И».

8. Фамилия восьми президентов США.

9. Все зодиакальные созвездия.

10. Фамилия пяти известных западноевропейских художников на букву «Р».

Вариант 2 (общеобразовательные задания):

1. Три слова на букву «Н».

2. Название четырех фруктов на букву «А».

3. Шесть имен на букву «П».

4. Название шести государств на букву «И».

5. Двадцать слов на букву «С».

6. Все материки на букву «А».

7. Название пяти государств на букву «М».

8. Название пяти фильмов на букву «М».

9. Фамилия пяти известных русских художников на букву «К».

10. Фамилии пяти известных русских композиторов (писателей) на букву «К».

Испытуемому предлагается 10 карточек с заданиями, степень трудности которых соответствует порядковому номеру: чем выше номер карточки, тем сложнее задания. Для ответа на поставленные вопросы (решения задачи) ориентировочно требуется время (Т), соответствующее сложности задачи и оцениваемое по следующей формуле:

T= 10*N (сек),

Где N – порядковый номер карточки (степень трудности задания).

Так, например, на выполнение карточки под номером 1 (степень трудности 1) отводится 10 сек, а на выполнение заданий карточки под номером 7 (степень трудности 7) испытуемому отводится 70 сек (или 1 мин 10 сек). В течении эксперимента испытуемый должен сделать 5 выборов заданий.

Инструкция испытуемому: «Перед Вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности задания; чем больше порядковый номер, тем труднее задание. Выбор задания осуществляется самостоятельно. Всего нужно сделать 5 таких выборов заданий. Отвечать на них будете устно. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое Вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание Вами не выполнено».

После предъявления инструкции испытуемому необходимо предложить выбрать себе первую задачу. По выполнении этой задачи (и каждой последующей) экспериментатор во всех случаях говорит испытуемому: «Теперь берите задачу какой хотите степени трудности». При этом фиксируется время решения задачи и после каждой задачи оценивается ответ испытуемого: «Эту задачу Вы выполнили в срок, ставлю Вам «плюс» или «Вы не уложились во времени, ставлю Вам «минус». Только если после оценки экспериментатора испытуемый должен выбрать очередное задание.

Экспериментатор может по своему усмотрению увеличить или уменьшить отведенное на выполнение задания время и таким образом произвольно вызывать у испытуемого переживание удачи или неудачи. В течении эксперимента экспериментатор следит за самостоятельностью выполнения заданий испытуемым, контролирует в целом ход эксперимента.

Обязанности протоколиста: протоколист получает карточки у экспериментатора, раскладывает их так, чтобы были видны их номера, фиксирует последовательность перехода от одной карточки к другой, успешность выполнения заданий. Полученные данные заносит в заранее заготовленную таблицу (см. таблицу 2), причем знаком «+» отмечаются успешно выполненные задачи, знаком «-» - неуспешно выполненные. При необходимости протоколист записывает ответы испытуемых.

Обработка данных:

1. В качестве оценки уровня притязаний (УП) используется суммарное количество выбранных очков. Просуммировав порядковые номера выбранных карточек (степени трудности выбранных заданий). Необходимо оценить уровень притязаний личности. Ориентировочно можно считать, что:

низкому УП соответствует сумма баллов, меньше 23;

среднему УП – от 24 до 31 балла;

высокому УП – больше 32 баллов.

2. По данным таблицы необходимо на каждого испытуемого построить график динамики уровня притязаний в ходе эксперимента (см.рисунок 2). На график отмечается как номер карточки (степень трудности), которую выбрал испытуемый, так и результат выполнения задания («+» или «-»).

Таблица 2 – Результаты выполнения работы (образец)

10.Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия»

Назначение и содержание. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образо­ваний во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впос­ледствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Социометрическая методика проводится групповым ме­тодом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Метод разработан Дж. Морено, который и ввел термин «социометрия», означающий измерение межличностных взаимоотношений в группе. В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, ручка.

Обследованию может подверг­нуться группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследова­ние, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометричес­кого выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и нефор­мальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально­ личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на по­зитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Перед началом опроса инструк­таж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, под­черкнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно, выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция: «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследова­тели гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Методические указания. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фа­милию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3-5;

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зави­симости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результа­тов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надеж­ности и достоверности полученных результатов - третий.

Кроме того, методом ранжирования удается снять опа­сение: за отрицательный выбор.


Похожая информация.


Цель: выявить уровень и динамику уровня притязаний личности в эксперименте.

Оборудование: 2 набора задач различных уровней трудностей, секундомер.

Справка. Экспериментальное изучение уровня притязаний и самооценки личности впервые было осуществлено в 20-е годы ХХ века немецким психологом Куртом Левиным, который исследовал динамику уровня притязаний личности в условиях успеха и неуспеха. Наиболее распространенной является методика, предложенная учеником К. Левина-Ф. Хоппе.

В данной работе используется учебная модификация методики Хоппе. Суть эксперимента заключается в создании для испытуемого ситуации успеха и неуспеха при решении задач. Это достигается предъявлением испытуемому задач различного уровня трудности (1–3 уровней трудности) и ограничением времени решения задачи.

Показателем уровня притязаний испытуемого будет то, какой уровень трудности он выберет и как поведет себя в случае успешного или неуспешного решения выбранной задачи. Чтобы выявить динамику уровня притязаний, испытуемому предлагают сделать несколько попыток решения задач (в учебной модификации – 7).

Ход выполнения работы

Экспериментатор: 1) раскладывает на столе перед испытуемым билеты с задачами 3-х уровней трудности (текстом вниз, на тыльной стороне билетов цифрой помечен уровень трудности данной задачи); 2) предлагает испытуемому выбрать задачу, время для обдумывания выбора не ограничивается; 3) дает сигнал о начале и конце решения задачи, следит за точностью выполнения работы; 4) замеряет время каждой попытки испытуемого посредством секундомера. Для решения каждой задачи дается одна минута.

Для ведения протокола необходимо: 1) до начала эксперимента заготовить форму протокола по образцу (см. таблицу 27); 2) во время опыта внимательно наблюдать за поведением испытуемого, его реакциями, заносить наблюдения в протокол; 3) фиксировать в протоколе выбор задачи испытуемым и результат ее решения.

Таблица 27



Форма протокола

Испытуемый: 1) выбирает для решения задачу любой трудности и пытается решить ее за одну минуту. Если задача решена неверно или испытуемый не уложился в отведенное время, задание считается невыполненным, что порождает ситуацию неуспеха. Правильно и в срок решенная задача – успех;
2) испытуемый по сигналу экспериментатора делает семь попыток решения задач, выбирая задачи по-своему.

Инструкция испытуемому: перед вами два набора задач различной трудности. В каждом наборе задания с номера первого по четвертый самые легкие, с пятого по восьмой – средней трудности, с номера девятого по двенадцатый – самые трудные.

Задания, идентичные по уровню сложности, обозначаются одинаковыми номерами: например, 1–1а, 2–2а и т.д. На решение каждой задачи отводится определенное количество времени. Последовательность выбора заданий определяете сами. Вы можете брать карточку из любого набора. Использованные карточки, не зависимо от того, решены они или нет, откладывайте в сторону. Всего вы можете сделать 7 выборов.

Вопрос для самоотчета: Чем вы руководствовались при выборе карточек?

Обработка и анализ результатов:

1. Определить уровень сложности первой выбранной карточки:

№ 1–4 – заниженный уровень притязаний;

№ 9–12 – завышенный.

2. Построить график динамики уровня притязаний личности в эксперименте (см. рисунок 12):

Уровень сложности




1 2 3 4 7 № выбора

Рисунок 12

3. Проанализировать динамику уровня притязаний испытуемого в ситуации эксперимента, используя график на рис. 12:

а) если после успеха испытуемый берет задание повышенной сложности, а после неуспеха – выбирает более легкое задание или той же сложности, то можно говорить об адекватной динамике уровня притязаний;

б) если испытуемый выбирает карточки (см. таблицу 28), начиная с 1-й, не пропуская ни одной, то это можно объяснить:

· интересом к материалу;

· перестраховкой;

· заниженным уровнем притязаний;

· невключенностью в эксперимент (необходимо обратиться
к самоотчету испытуемого и наблюдениям экспериментатора);

в) если испытуемый выбирает все время более трудные задания, хотя и не решил предыдущее, это может говорить либо о склонности к риску, либо
о завышенном уровне притязаний.

Объективный тест личности. Предназначен для изучения таких личностных особенностях, как: самолюбие, самооценка, уровень притязаний, а также адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха.

Стимульный материал представляет собой набор несложных заданий, воспринимаемых как тест на общую эрудицию. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция :

«Перед Вами разложены два ряда карточек от 1 до 12 и от 1а до 12а. Каждая карточка содержит задание, сложность которого возрастает соответственно номеру карточки. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой сложности. Вы можете поочередно выбирать карточку с любым номером и давать ответ на задание в карточке. Время решения строго ограничено и фиксируется по секундомеру».

В процессе выполнения испытуемым заданий теста психолог, следя по секундомеру, может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время для выполнения задания и тем самым произвольно создавать ситуацию "успеха- или "неуспеха-. Это обстоятельство придает данной методике экспериментальный характер. Порядок выбора (№ карточек) фиксируется в протоколе. Выполненные задания отмечают знаком «+», невыполненные – знаком «-».

При оценке результатов психолога должны интересовать не интеллектуальные возможности испытуемого (объем его знаний), а особенности его поведения в зависимости от успеха или неуспеха, наличие или отсутствие тенденций к усложнению задания (формирование уровня притязаний). У людей с устойчивым характером колебания в выборе (переход к легким задачам после неудач и более сложным после успеха) носят плавный характер, а при эмоциональной неустойчивости личности эти колебания более резки. После небольшого успеха они могут выбрать самую трудную задачу а после однократной неудачи – самую легкую. При выборе, не зависящем от успеха или неуспеха необходимо дополнительное исследование, т.к. речь может идти о нарушениях психической деятельности.

Необходимость постоянного отслеживания хода выполнения заданий испытуемым, гибкого изменения хода тестирования (временных параметров) экспериментатором не позволяют проводить только индивидуальное тестирование. Экспериментальный характер, относительно небольшой объем предлагаемых заданий делает данную методику весьма информативным и эффективным средством экспресс диагностики указанных особенностей личности.

Стимульный материал :

1. Написать три слова на букву М

2. Написать названия четырех животных на букву Л

3. Написать названия пяти городов на букву Л

4. Написать шесть имен на букву А

5. Написать три названия цветов на букву Г

6. Написать названия шести животных на букву К

7. Написать пять названий цветов на букву Г

8. Написать четыре названия деревьев на букву О.

9. Написать названия городов на букву Л

10. Написать фамилии пяти писателей на букву С

11. Написать фамилии четырех композиторов на букву С

12. Написать фамилии семи французских художников

1а. Написать три слова на букву Н

2а. Написать названия четырех фруктов на букву А

За. Написать шесть имен на букву Б

4а. Написать названия шести государств на букву П

5а. Написать названия пяти городов на букву К

6а. Написать двадцать слов на букву С

7а. Написать какие части света начинаются на букву О

8а. Написать названия пятнадцати городов на букву М

9а. Написать названия пяти фильмов на букву М

10а. Написать фамилии пяти известных советских киноартистов на букву Л

11а. Написать фамилии известных русских писателей, композиторов, художников на букву Р

12а. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву К

Вконтакте

Новое на сайте

>

Самое популярное