Домой Природное земледелие Каверзные вопросы по биологии. Сложные вопросы биологии. Ботаника. Задания на применение знаний

Каверзные вопросы по биологии. Сложные вопросы биологии. Ботаника. Задания на применение знаний

БИОЛОГИЯ.

1 Биология-как наука

Общая биология изучает законы характерные для всех орг-ов и для всех уровней организации жизни. Несмотря на огромное разнообразие живых организмов;, для них характерен ряд общих закономерностей и св-в. Важное место в рассматриваемых проблемах занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле - эволюционное учение, а также взаимосвязь различных групп живых орг-ов между собой и взаимодействие их с окруж. средой. Такие общие закономерности и св-ва орг-ов,как способность кразмножению, обмен веществ и энергии, единство организма и среды, составляют предмет изучения общей биологии как науки о жизни и законы, ею управляющих. Биология решает важнейшие научные и практические задачи. Она служит теоретической основой многих с-х наук, медицины, ветеринарии. Определение Энгельса о жизни - способ существования белковых тел, моментом которых является-постоянный обмен окружающей природы. Виталмзм-жизненеая сила.

№2»уровни организации жизни, свойства живого

1 Молекулярно-генетический. Его элементарной ед. явл. ген. Элементарным явлением -процесс удвоения ген(редупликация ДНК)

2.Клеточный.Элем.ед-клетка--ед всего живого;вее обменные процессы, представляющие собой элемен.явления клеточного уровня организации живого. З.Организменный(онтогенетический).Элементарная ед.- организм. Все

процессы индивидуального развития организма, сост существенные элнмен. явления данного уровне.

4. Популяционно-видовой.Эл.ед-популяция. Изменения генофонда популяции-это элем явления данного уровня.

5.Биогеоцинотический.Эл.ед-биогеоциноз-сообщество популяций, разных видов,связанных между собой потоками веществ и энергии.Потоки энергии и круговорот вещ-в-эл явления этого уровня.

Свойства живого: 1)обмен вещ-в-особая.форма взаимоотношений организма с окр средой.В основе этого процесса лежит взаимосвязь и равновесные процессы синтеза и распада органических вещ-в. 2) саморегуляция связана с наличием

Ферментов. 3)самообновление-воссоздание и обновление биологических структур на разных уровнях развития. 4)раздражимость(способность воспринимать, действующие на них факторы)Возбудимость(способность вырабатывать ответные реакции на действ этих факторов). 5)размножеиие.6)включенность всех организмов в эволюционные процессы. 7)строгая упорядоченность хим.компонентов, строгая структурная организация.

3 . Клетка явл, основной единицей биолог активности. Она играет роль элементарной структурно-функц. и генетич. Ед. и составляет основу жязнед-тиразвития всех жив. организмов. Поток инф-ции. В потоке инф.уч-ют ядро(ДНК….

хромосом) , макромолекулы, переносящие инф.в цитоплазму,цитонлазматический аппарат транскрипции(рибосомы и полисомы, т-РНК, ферменты активации а/т.На завершающ этане этого потока полипептиды, синтезируемые на полисомах приобретают третичную и четвертичную стр-ру и ислольз. в качестве катал-рв или структ.блоков.В потоке пр-дит перенос информ. с ДНК на белок. Кодирование заключ.в записи опред.сведений при помощи спец.символов с целью придать инфюкомпактность.В процессе кодирования путем сочетаний символов составляют кодовые группы,служащие для обознач.существенного элемента инф. Символами кода ДНК служат дезоксирибонуклеотиды,различ-ся по азот.основанию.Кодовой группой служит кодон-участок мол.ДНК, состоящий из 3 нуклеотидов.Это делает код триплетным.Символом кода белка служат а/к.Они соответс. и кодовым группам.Инф.также записывается в линейном порядке. Колллинеарность кодов ДНК и белка-кодоны следуют в том же порядке,что и ост.а/к,кодируемых ими. Код ДНК универсален. Он тождественен у всех орг-ов. Перекодир-ие инф.происходит в пр-се биосинтеза белка 1 этап транскрипция. Исх.инф. ДНК считывается путем синтеза РНК.В эукар.клетке это осущ.в ядре., а также независимо в митох.и хлоронл.Обр-ся неск.разновидиостей РНК,и-РНК приобретает инф.о последовательна к в полипепт., а р-РНК и т-РНК обеспеч.перенос инф. с и-РНК на полипептиды.Избыточная РНК разр-ся в чоде преобраз-ия (прочессинга) РНК перед транспортом ее из ядра в цитопл.Считывание инф. иРНК с переносом ее на белок(трансляция) происх.в цитопл.Центр.роль принадлежит здесь различным т-РНК.Каждый образец способен присоединять опред.ак в акгивир.сост.Обр-ся комплекс аминоацил-т РНК.Благодаря наличию антикодона(последоват-ть из 3 нуклеотидов,комплиментарных нуклеотидам кодона данной ак) тРНК узнает место этой ак в полипептиде, Сборка молекул поялипептида происх.на рибосоме.Поток Е у разных групп орг.представлен внутрикл,мех-ми энергообеспечения-брожением,фото-или хемосинтезом,дыханием.Дыхательный обмен.Он включ.р-ции расщепл.глюкозы,жирн к-т,ак,и испол-ия выделяемой Е для синтеза АТФ.Энергия АТФ преор-ся в тот или оной вид работы: химич(синтезы), осмотич.электрич, механич,регуляторную.Особое место в дых. обмене принадлежит митохондр.,маириксу цитоп.(в кот.протекает анаэробное гликолиз).Поток в-ва.Р-ции дых.обмена снабжают клетку строит.блоками для синтеза разнообр мол-л.Ими служат многие продукты расщепления пищ.в-в.Особая роль принадлежит ЦТК.Он осущ-ся в митохондр.

4. Сформулировано нем.зоологом Т.Л.Шванном(1839).Он широко использ.работы ботаника М.Шлейдена,кот.считается соавтором теории.Шванн обобщил многочисленные данные в виде теории согласно кот.клетки явл.структурной и функционал.основой живых сущ-в.В конце прошлого столетия клет.теория получила дальнейш.развитае в трудах патолога Р.Вирхова.Он сделал вывод о том,что клетки обр-ся лишь путем деления предшеств я клеток.Клет.теория в совр.виде включ.З положения:Первое положе. соотност клетку с живой природой планеты.в целом.Оно утвержд. что жизнь,обеслеч,в конечном итоге только клеткой.Клетки явл.биолог.единицей извлечения из внеш.среды, превращения и ислоль-я орга-ми Е в-в. В кл сохран-ся и использ.биолог.инф. Второе положение. Новые клетки обр.только путем деления предшеств.кл.Все клетки одинаковым образом: 1)хранят биол.инф;2)редуплицируют наследст.материал с целью его передачи в ряду поколений. 3) использ.инф.для осущ-я своих функций на основе синтеза опред, белков-ферм. 4)хранят и перен.Е. 5)превращают Е в работу. 6)регул,обмен в-в.Третъе полож. соотност кл.с многоклет-ми формами,кот характерен принцип целостности и системной организации.

5 .Кл.пркариот типа имеют малые размеры неболее 0.5-3 мкмв диаметре.У них нет морфологически обособленного ядра.В Кл.отсут развитая сис-ма мембран. Генетич.аппарат образован единств.кольцевой хромосомой,кот. лишена белков-гистонов.Уних отсутст клет центр.Они не делятся митозом. К ним относятся бактерии и сине.-зел.водоросли.Эукариотич.тип представлен 2 подтипами.Простейшиые в структурном отношении они представляют собой клетку, а в физиологич.полноценную особь.Вэтих клетках иногда имеются миниатюр.образования,вьполняющие функции органов,аппаратов и систем органов многоклеточного орг-ма(цитосом, порошица, сокр.вакуоль). Высокая упорядоченность внутр.содержимого эукар.келетки достиг-ся путем компартментализма ее объема-подразделение на ячейки.Биолог.мембрана выполняет функции:барьерную, регуляции и обеснеч.избир.проницаемости в-в и т.д.Клетки многоклет.орг-ов имеют оболочку. Плазмолемма образована мембраной,покрытой снаружи слоем гликокаликса.Осн.компанентами гликокаликса служат комплексы полис-ов с белками и жирами.Она вьшолн.ограничивающую и барьерную функ-ю.Благодаря избир.прониц.она регул.состав внутр.среды клетки.В Кл.выделяют ядро и цитопл. В ядре есть оболочка и ядерн. сок,ядрышко и хроматин. Функц.оболочки.обособлен наследств.материала от цитопл. Оболочка сост из 2 мембран.разделенных перинуклеарным пространством,кот.может сообщаться с канальцами цитоплазматич.сети.Она пронизана порами.В обл.пор начинается белковый слой.Он выполняет скелетную функ.Основу сока составл.белки,включая фибриллярные. Он выпол.опорную функ. Ядрышко.В нем происх.синтез и созревание рРНК и соединение их с белками. Хроматин явл. интерфазной формой сущ-я хромосом в кл. Цитоплазма представл.основным в-вом(матрикс) в котором распределены включ.и органеллы.В нем множество растворенных в воде орг.и неорг.в-в; включ.ферменты и др.белки. В нем пр-дит

гликолиз.Включения .относит.непостоян.компоненты цитопл,которые служа запасн.пит.в-ми,балластаыми в-ми(некот.пигменть1).Органеллы .постош.строры цитопл.Выделяют органеллы общего значения и спец.(микроворсинки, реснички эпителия). Канальцевая и вакуолярная сист,обр.сообщащ-ся или изолир.трубч.цистернами,огранич-ми мембраной и распространяющ-ся по всей цитопл.клетки.Выделяют шероховатую и гладкую ЭПС.Шероховатая. К мембранам прикреп.полисомы.Фун-ция ее это синтез опред.белков.Мембраны гладкой ЭПС лишены липосом.В ней проис.некот.стадии обмена углеводов,жиров. Рибосома сост из малой и больш.субъединиц.объединение кот происх в присут иРНК.Митохондрии. оболочка. сост из 2 мембран.Внутр.мембр.обр-ет впячивания листовидной(кристы) или трубчатой(трубулы)формы.В матриксе нах-сясобственный аппарат биосинтеза белка.Лизосомы. пузырьки содержат набор ферментов кислых гидролаз,катализир-х гидролитич.расщепление нукл.к-т, белков, жиров,угл. Функция:внутрикл.переваривание разл.хим соедини стр-р.

Микротельца. огранич. 1 мембр.пузырьки.К ним относят пероксисомы они содержат

фер-ты оксидазы,катализир-щие обр-ие Н202,кот затем разруш-ся под действ пероксидазы. Микротрубочки выполн опорную функц.

7 Характеристика ДНК, Геном клетки. Уникальные гены

Биолог роль ДНК: 1)в ДНК хранится наслед инф о признаках и св-вах организма Наследственная ед-ген.Ген-последовательность нуклеотидов ДНК,которая несет наслед инф о первичной структуре белка.2)ДНК-передает наследственную инф в ряду поколений,это основано на способности к самоудвоению 3)ДНК-явл.матрицей для синтеза молекул РНК. Геном клетки- вся ДНК клетки.

Уэукариот выделяют 3 класса последовательности нуклеотидов ДНК: 1 Многократно- повторяющиеся. Они сост 15% генома,содержат несколько 10 или 100 нуклеотидов.Повторяются в геноме от10000 раз до 100000тыс раз и млн раз.Эту ДНК наз.молчащей или спутничной.Они находятся на концах хромосом и вокруг центромера.Предполагают, что эта ДНК выполняет роль,обеспечивают точность коньюгации и кроссинговера во время мейоза.2 )умерен но-повторяющееся. они сост от 10 до 50 %генома в зависимости от вида орг-ма.В клетках чел-ка 10%.эти последовательности содержат гены-отвечающие за тРНК, рРНК и белки-гистонов.В них выделяют кодированный участок-гены некодиров.-спейсер.3)уникальные гены, кот составляют 75% генома, имеют от 1 до 10 копий.Отвечают за все белки орг-ма,кроме белков-гистонов.Они содержат кодированную часть-экзоны и некодарован-интроны .

9Клеточный цикл,митотигческий цикл,фазы.

Жизненный цикл-период с момента появления клетки из материнской, до собствен.деления или гибели.В нем выделяют: 1)период специализации-клетка выполн.специф ф-ю.2)период покоя-кл решает по какому пути идти деления или специализации.Также выделяют митотический цикл и проинферативный. Митотический-включет совокупность процессов,кот. происходят в Кл при подготовки к делению и в процессе самого деления.Включает в себя-интерфазу и митоз.Интерфаза-период подготовки клетки к деленшо(3 периода) 1)Q1 постмитотический или пресинтетический 30-40% времени митотического цикла2)S(синтетический 30% времени).3)Q2 постсинтетический 20-30%, Период Q1.В Кл синтезируются все виды РНК.белки,Кл достигает необходимые органеллы,увеличивается в оъеме,накапливаются предшественники нуклеотидов, в кот будет синтезироваться ДНК.В этой фазе выделяют особый период-точкой рестрикции. Пройдя эту точку Кл вступает на путь деления.

Период S . Удвоение или репликация ДНК-сложный ферментативный процеес.требует расхода энергии.Фер-ты: 1)топонзомераза снимает сверхспиральную ДНК 2)геликаза- разрывает водородные связи между 2 цепями ДНК в опред участках(уч-ки-репликоны) 3)ДНК-полимераза-синтсзирует новые цепи ДНК;4)Фрагменты соед.С помощью ферментов-лигаз.По окончанию синтеза обр 2 молекулы ДНК,в каждой мол-ле 1 цепь-старая(материнская) и новая-способствует репликации-наз.полуконсервативными.В этот период синтезируются все виды РНК,белки.Каждая хр-ма будет состоять из 2 сестринских хроматим.Генет.форма2н2с-2н4с. Период Q2.Продолжается синтез всех видов РНК,белков,накапливаются белок-тубулин и АТФ для построения нитей веретена деления. Митоз(непрямое деление) или кариокинез. 5стадий: 1)профаза 2)прометафаза З)метафаза 4)анафаза 5)телофаза.Профаза.Клетаа округляется,повышается вязкость цито-мы,освобожд.мол-лы белка-тубулина из кот будет строиться веретено деления,центриоли расходятся к разным полюсам,между ними веретено деления нити веретена деления-это микротрубочки.состоящие из белка-тубулина. Начинается спирализация хромосом,разруш и исчез ядрышки. Прометафаза .разрушается ядерная об-ка,т.е распадается на фрагменты,кот в виде пузырьков расх-ся к разным полюсам клетки. Хромосомы свободно лежат в цитоплазме.В обл-ти центромеры,с обеих сторон каждой хромосомы обр.слоистые структуры-кинетохоры.Они состоят из белков,от них отходят нити веретена деления в сторону полюсов клетки-кинетохорные нити.Метафаза .Хр-мы максимально спирализованы,располагаются по экватору клетки.образуют метафизарную пластинку. Каждая хромосома состоит из 2 сестринских хроматид.соед.центромерой.Веретено деления сформировано окончательно. Анафаза .Начинается с момента разделения центромер,сестринские хроматины,дочерние хромосомы расходятся к разным полюсам.Для дв-ия хромосом необходимы нити веретена деления и энергия АТФ. Телофаза. Начинается с момента остановки дочерних хромосом у полюсов клетки, происходит деспирализация хр-м,формируется ядрышки,вокруг каждой группы хро-м у полюсов,формируется ядерная об-ка.Проис-т деление цитоплазмы. Уровни пролиферации клеток: 1) внутриклеточный-Са, циклические нуклеотиды-ц АМФ, цГМФ, специф.белки, кот активируют процесс пролиферации.2)внутритканевой- кейлоны-ингибиторы. по хим структуре- пептиды 3) межтканевой - факторы лимфацитов,кот наз.лимфокины-пептиды, могут как активировать,так и ингибировать препараты пролиферации.4)организмы-гормоны.нейромедиаторы.

10 . Размножение.

1)половое-обеспечивает генетич.разнообразие2)бесполое-почкование: а)вегетативное; б)споровое; в)шизогония;г)деление надвое. Между бесполым и половым имеются переходные формы-коныогация,копуляция.На ранних этапах эволюции,слившиеся клетки не отличались друг от другаизогамия.позднее в ходе эволюции появились микрогаметы и макрогаметы-анизогамия.Позднее яйцеклетки и спермаиозоиды-оогамия.Половой деморфизм-разделение половых клеток на яйцеклетки и сперматозоиды,половых желез на

яичники и семенники. В основе лежат различия в наборах хромосом самок и самцов. Партеногенез. Это развитие орг-ма из неоплодотворенной яйцеклетки. Различают: 1)естественный-обязательный(облигатный), необязатетный(пчель); 2)искусственный(тутовьй шелкопряд)

Формы партеногенеза: 1)андрогенез(развитие из муж.ядра)цитоплазма в клетке;2)гиногенез(развитие из неоплодотворенной яйцеклетки)

11 Половое размножение.Морфофункциональная характеристика половых клеток. П роцесс обр пол Кл.Сперматогенез и овогенез .

В основе полового размножения лежит половой процесс.суть кот сводиться к объединению в наследственном материале для развития потомка ген инф из 2 разных источников родителей.Представления о половом процессе дает проц. коньюгации. Он закл.во временном соединении 2 особей с целью обмена наслед.материалом, =>оъединения гамет,морфологически не отличимых.В таком случае говорят об изогамии.Впослед.появляются макро- и микрогаметы.Возникло явл.анизогамии,и в дальнейшем появл.подвижные сперматозоиды и крупные неподвижные яйцеклетки. Возник оогамия. Половой диморфизм-разделение половых клеток на яйцекл. и спермах.,половых желез-на яички и семенники,а особей на самок и самцов.В его основе лежат различия в хромосомных наборах самок и самцов,Партеногенез -развитие из неоплодотворенной яйцеклетки: 1)естественный а)обязательнь б)необязательный 2)искусств.Обязат.встречается у скальных ящериц,а необяз.у пчел. Андрогенез-развитие идет из муж ядра,но цитопл яйцеклетки. Геногенез -развитие из неопл.яйцеклетки. Яйцеклетка: имет овальную форму,размеры различны в зависимости от организма. Диаметр 100-150 мкм у чел-ка.Имеют ядро,цитоплазму,плазм мембрану,в цитоплазме соответ органеллы. В зависимости от организма яйцеклетки могут быть первичные, вторичные, третичные оболочки. Цитоплазма содержит пит в-ва в виде желтка. Он необходим для питания зародыша. В зависимости от кол-ва желтка и его распред по цитоплазме выдел.виды яйцеклеток: 1)изолецитальная (сод мало желтка.равномерно распред по цитоплазме-ланцетник,чел-к,млекопит), 2)телолецитальное (мното желтка,он содер. на одном из полюсов Кл-это вегет.полюс.а противопол-аномальгый) птицы,рыбы.амфибии. 3)центролецитальные (желток вокруг ядра и занимает почти всю цитоплазму)членистоногие. В яйцекл млекопит вокруг плазм мембр располагается особая блестящая об-ка, а вокруг распол слои мелких фолликуляр кл. Сперматозоиды : имеют ядро цитоплазму с органеллами и мембр. Длина 50-70мкм. Выд.4части: головка, шейка, средняя часть и хвост. В головке нах ядро,впереди-акросома-видоизм. Комплекс Гольджи, наподобие большой лизосомы, внутри к-ой нах гидролитический фермент. В шейке-

Центриоли:проксимальная и дистальная.Проксимальный центр принимает участие в формировании веретена деления. Дист-в обр осевой нити хвоста. В сред.части-митохондрии,к-ые обеспечивают двиг ф-цйю. Основу хвоста сост. осевая нить, вокруг к-ой нах небольшое кол-во цитоплазмы и мембран.

Процесс обр.половых кл-гаметогенез. В нем выдел.след стадии: 1)обособ первичных половых Кл.от др Кл тела 2)размножение 3)рост 4)созревание 5)формирование. Размножение: первичные пол Кл гаметогонии. они делятся диплоидные кл. Гаметогонии-ряд гаметогоний(пр размножения)-гаметоциты 1 порядка(пр роста)-гаметоциты 2 порядка(пр созревания)-прогаметы-гаметы(пр мейоз2)-гаметы(пр.формирования). Ключевым примером явл.мейоз.

12.мейоз:цитологическая и цитогенетич хар-ка.

Мейоз сводится к 2 послед делениям 1и м.2,причем только один из них сопровож удвоением ДНК.

М1 :Профаза:1)ст лептотены. 2)ст зиготены. 3)ст пахитены. 4)ст диплотены. 5)ст диакинеза. Метафаза 1 .анафаза1 .телофаза1.

М2 :Профаза2;метафаза2;анафаза2; телофаза2; профаза.

1)Ст лептотены. -хромосома выходит с интерфазного сост.начин. спирализация и имебт вид тонких нитей,концы к-ых фиксированы на внутр.поверх ядер. Мембраны в хром.есть более компактные участки хромомеры.2.)ст зиготемы: происходит попарное объединение гомологичных хромосом или коньюгация. Коньюгац гомолог хр.достигает молек уровня точности,т.е при объединении гом хр напротив опред гена 1 гом хр располаг соответ ген др гом хромосомы.опред роль игр. Особые белки-синаптонемальный комплекс. Он выгледит в виде веревочной лестници; 3)ст пахитены: Кл можно наблюдать в 2 раза уменьш.число хромосом,но это лишь кажущиеся явл.,так как гомологичные хромосомы так плотно коньюг,что выглядят в виде 1 элемента-бивалента. При этом каждая гомол хромосома сост. из 2 сестринских хроматид. Так там4 хроматиды, то это тетрады.Кл на этой ст наход долго, происх кроссинговер-разрыв и послед рекомбинация, к-ая сопровожд обменом участками между гомологич хромосомами. Этот процесс протеканет на уровне ДНК с участием соот ферментов. При кроссинговере проис разрыв однонитевых молекул ДНКпесестр. Хроматад и соед освоб в кольцо на перекрестке. Что приводит к обмену насл.материала между гомол хр-мами. Кросс.происх.в опред точках,к-ые соот рекомбинации узелками синаптонемич комплекса. Эти узелки образ на ст пахитены. В кроссинговер вовлек 2 несестр хроматиды. У человека может происходить в 2-3 точках на гомолго.пару.4)ст дитотены: гомол хромосомы начин отходить друг от друга.но ост еще соедив в местах кроссинговера.эти места-хиазмы.5)ст диакинеза: хр они движься к экватору,но соед в хиазмах. Исчез.ядерная оболочка, ядрышки, формируется веретено деления и выстр в обол экватора.Метафаза1 :выстр в обол экватора.В отл от митоза кинетохоры нити при мейозе направлены в одну сторону от центромеры к полюсам клетки. Анафаза1 :проис. расхождение гомол хр.Происх.независимое распред гомол хр.между полюсами кл. Как. только достигает полюсов кл начинается телофаза1 : формир ядро.ядерн обол-ка.деспирализация хр.,исчез веретено,делится цитоплазма и образ 2 кл-гаметоциты 2 порядка. После короткого интервала Кл вступают в мейоз2:теже процессы,что при митозе,но в метафазу кинетохорные нити направл. к обоим полюсам Кл и в анафазу расход сестр хроматиды.Мейоз 1 заканчив.формирование прегамет(1н1с). Значение митоза : 1)сохр пост число хр.из поколения в поколение2)в силу перекомбинации гомол хр-м образ большое кол-во генетически различных гамет.

13.Оплодотворецие и партеногенез.

Оплодотворение- процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида с обр диплоидной зиготы,из кот развивается диплоидный оргаизм. Стадини: а) сближение половых клеток. б)активация; в)слияние(сингамия). В сближении гамет играет роль неспециф факторы: 1) координация во времени процессов спермато- и овогенеза, одновременность готовность к оплодотворению 2)в сближении гамет играют большую роль совокупительные органы,кот обемпечивают сближение сперматозоида и яйцеклетки 3) Относительно большие размеры яйцеклетки, что повышает вероятность их сближения. 4)большое число яйцеклетки.сперматозоид активирует. Это называется акросомальная реа-ция. При этом активируется и яйцеклетка(кортикальная реа-ция(увеличение Са2+)).У млекопитающих при соприкосновении сперматозоида с наружной оболочкой яйцеклетки, в месте контакта разрушается плазматическая мем-на сперматозоида(впереди акромомы),повышается ее проницаемость у сперматозоида выходят гидролитические ферменты-сперматолизины, они расслабляют связи между фолликулярными клетками и сперматозоид погружается в оболочки яйцеклетки. Разрушается блестящая об-ка, разрушается в месте контакта плазматич мем-на яйцеклетки, происходит слияние плазматич мембран 2х клеток и сперматозоид проникает в цитоплазму яйцеклетки. Но сперматозоид может вступить в контакт с поверхностью яйцеклетки только в том месте где на блестящей об-ке находятся специфический для сперматозоида рецептор, с которым он связывается. После проникновения сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки с обол-ки яйцеклетки исчезают рецепторы и др. сперматозоиды в яйцеклетку не проникают. Это препятствует полиспермии у млекопитающих и чел-ка. Партеногенез -развитие из

неоплодотаор.яйцеклстки:1)естественный.а)обязательн.б)необязател.2)искусст. Обязательный встречается у скальных ящериц,а необяз у пчел. Формы

партеногенеза: 1)андрогенез(развитие из муж ядра, цитоплазма в

яйцеклетке.2)гиногенез(развитие из неоплодотворенной яйцеклетки)

14 Предмет,задачи и методы генетики.

Это наука об изменчивости и наследственности орг-ов. 1900 рождение генетики (Чермак, Фриз, открытие з-ков Менделя) 1906- Бетсон ввел термин генетика. 1 период 1900-1953 классическая генетика.2 период 1953-наше время молекулярной биологии и генетики. 1 период: сформирована теория гена, введено понятие гена. Иогатсои сформулировал учение о генотипе и фенотипе. Морган-хромосомяая теория наследственности учение об экспериментальном мутогенезе. Новый раздел генегики-генетика популяции. 1944-Эвери окончательно доказал, что ДНК хранит наследственную инф-цию. 1953-расшифрована пространственная структура ДНК. 2 период: 1961 расшифрован генетический код и структура уникальных генов. 1971-термин-фермент обратная транскриптаза или ревертаза. В присутствии этого фермента на мол-лу ДНК идет синтез. РНК 1990 начал выполняться геном чел-ка. В настоящее время расшифрованы все нуклеотидные последовательности ДНК чел-ка. Давиденков разрабатывает методику медико-генетического консультирования населения. Вавилов-закон гомологичных рядов. Кольцов-предложения о том, что хим основу гена составляют биол.макромолекулы.

15. Наследственность и изменчивостъ.Ген и его св-ва. Наследственность - общее св-во живых орг-ов сохранять и передавать наследственные признаки в ряду поколений. Изменчивость -общее св-во живых орг-ов приобретать новые признаки в процессе онтогенеза. Изменчивость - общее в-во живых. орг-ов, кот заключается в изменении наследственных признаков, вариабельность их проявления при взаимодействие орг-ов с окр.средой. Ген-последовательность нуклеотидов в ДНК, кот несет инф о первичной структкре белка. Св-ва генов 1) специфичность-1 ген отвечает за развитие 1 признака.2)стабильность-гены в ряду поколений передаются без изменений. 3)дискретность-разные гены отвечают за развитее разных признаков.4)аллельное состояние. Аллельные гены-гены, кот находятся в одинаковых участках или локусах гомологичных хромосом и отвечают за развитие 1 признака.

16.Откйытие Менделем законов независимого наследования. Гибродологический метод исследования был предложен Менделем: 1)скрещивают организмы, кот отличаются друг от друга по одному признаку или несколькими стабильными контрастными взаимоисключающими признаками 2)проводится обязательный количественный и качественный учет потомков от каждого скрещивания. Проводится индивидуальный анализ потомства от каждого скрещивания. Многогибридное скрещивание-скрещивают орг-ов.кот отличаются друг от др-та по одному признаку(растения. гороха,отлич по окраске семян, скрещивался желтый горох с зеленым.В первом поколении все растения имели желтую окраску семян, в этом заключается единообразие гибридов первого поколения, признак который появился у гибридов 1 поколения-доминантный(А-ген с желтой окраской семян; а – ген с зеленой).

17. Закон расщепления гибридов 2 поколения.

Мендель скрестил гибриды 1 поколения между собой. Во втором поколении появились с желтой и зеленой окраской семян, т.е произошло расщепление по данному признаку. Признак, кот. проявился у гибридов 1 поколения-доминантный, признак, кот не проявился в присутствии доминантного-рецессивный. Он применил статистический подход при изучении явления расщепления. Он подсчитал гибридов 2 поколения, желтых семян6022,зеленых2001,произошло расщепление по фенотипу3:1 .ЗАКОН : при моногибридном скрещивании во 2 поколении, расщепление идет по фенотипу 3:1, а по генотипу 1:2:1.0рганизмы, кот имеют одинаковые аллельные гены-гомозиготы, разные гены-гетерозиготы.

18 Ди- Полигибридное скрещивание.

Дигибр. Скрещивание орг-ов, кот, отличаются друг от друга по двум признакам (А-ген, с

желтой окраской гороха; а-ген,с зеленой; В-гладкий; в-морщинистый). Мендель скрещивал растения гороха с желтыми гладкими семенами, с растениями зелеными морщинистыми. В 1 поколении проявилось правило единообразия, все растения имели желтые и гладкие семена, он также скрестил дигибридов 1 поколения между собой, во 2 поколении появилось 4 категории потомков:9-желтые гладкие(АВ),3-желтые морщинистые(А-вв),3-зеленые гладкие(аа В-), 1-зеленые морщинистая(аа вв).(Желтые семена-12частей:зеленые-4,гдадкие-12,морщинистые-4)

Цель: Стимулировать учащихся к получению новых знаний; расширять кругозор, повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

Подготовка к игре: Эту игру можно провести как большое финальное мероприятие предметной недели биологии в школе. Команду для этой игры можно составить из учащихся разных классов. Предполагаются музыкальные паузы. Музыкальные номера исполняют дети из других (возможно, более младших) классов.

Помимо музыкальных заставок можно использовать другие номера художественной самодеятельности для того, чтобы игра стала более зрелищной, а команда знатоков получила возможность отдохнуть.

Вопросы для игры может составить учитель, используя различную литературу по предмету или обратиться за помощью к учащимся. Вопросы должны быть такими, чтобы игроки могли сами найти нужное решение, даже если наверняка не знают правильный ответ.

Для игры необходимы: игровое поле, волчок, черный ящик, конверты с номерами вопросов. Музыкальный знак “скрипичный ключ”.

Ход викторин

Ведущий: Все хотим, все хотим, все хотим на свете знать.

Обсуждать, рассуждать, думать, спорить вспоминать.

Здравствуйте, дорогие друзья! Да, на самом деле все знать хотят почти все люди на земле, тем более школьники, ведь такие знания позволили бы им получать только отличные отметки на уроках и поступать в самые престижные вузы. Но только ли для этого человеку нужны знания? “Конечно, нет”- скажете вы и будете абсолютно правы. И сегодня, здесь собралась команда знатоков, которая попытается ответить на самые трудные вопросы.

Итак, сегодня мы приветствуем на встрече команды зрителей и команду знатоков школы №… .

Встречаем! Капитан команды знатоков.

(Команда знатоков занимает свое место за игровым полем, на котором размещены конверты с номерами вопросов)

Ведущий: Правила игры просты: игроки вращают волчок, стрелка указывает на вопрос, и команда ровно через одну минуту обсуждений дает на него ответ. За временем у нас следят вот такие песочные часы. За каждый правильно названный ответ команда зарабатывает одно очко. Если команда знатоков ответила неправильно, то очко присуждается команде зрителей. Команде для победы необходимо набрать 6 очков, опередив при этом команду зрителей.

(Игра началась. В перерывах между турами ведущий предлагает посмотреть номера художественной самодеятельности. Музыкальные номера исполняются также, когда стрелка волчка указывает на “скрипичный ключ”).

В конце игры подводятся итоги и награждаются победители. Награждается команда игроков. Независимо от того, победила она в этой игре или нет. Ведь самое главное – победить самого себя, преодолеть страх, лень и на глазах зрителей бороться за приз и, самое главное, за новые знания. Приз получает самый лучший игрок, при помощи аплодисментов его выбирают зрители. Если в составлении вопросов принимали участие школьники, то необходимо наградить одного из них (все составители вопросов должны быть среди зрителей) за самый лучший вопрос. Кого наградить таким призом, решает команда знатоков.

Ведущий: ну. Что же, вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Хочется сказать, что победителями в сегодняшней встрече стали все мы. Мы с пользой и толком провели время, стали чуть ближе друг к другу и чуть-чуть умнее. А ведь всегда большое складывается из малого, собирается из зернышек. Одно из таких зернышек мы сегодня посадили глубоко в землю и скоро, очень скоро оно даст проросток. Я благодарю всех, кто сегодня собрался на нашем мероприятии, желаю вам новых знаний и новых достижений. До новых встреч, друзья!

Примерные вопросы для игры по теме “Живая природа”

1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос : назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.

(ответ: Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей день.)

2. Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг; сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха это рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. Вопрос : о каком механизме идет речь?

(ответ: этот механизм – перо в птичьем крыле)

3. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос : как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?

(ответ: Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле. Именно эта пословица была любимой у известного полководца А. Суворова.)

4. Из того, что находится в черном ящике, можно получить муку и крупу. Для этого сырье нужно собрать после первых заморозков и вымочить двое суток, сменяя воду. Затем, нагрев до кипячения, пропустить через мясорубку и полученную массу высушить. Сухую массу размолоть. Из полученного продукта можно варить кашу и печь лепешки. Можно приготовить кофе. Но тем не менее, хотя в России этого продукта достаточно много, он практически не востребован. Вопрос: что находится в черном ящике?

(ответ: желуди)

5. Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. Вопрос: Что ответил им Паганель?

(ответ: “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало!” - ответил Паганель. Мясо гуанако, убитого во время бега, несъедобно из-за молочной кислоты, накапливающейся во время работы)

6. Изобретение микроскопа совершило революцию во многих областях науки.

Хоть острым взглядом нас природа одарила,
Но близок оного конец имеет сила,
Коль много микроскоп нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тонких в теле жил.

Вопрос: Кому принадлежат эти строки?

(ответ: эти строки принадлежат М.В. Ломоносову)

7. Известно, что кровь у человека красного цвета. Вопрос : тогда почему аристократов называют “голубой кровью”?

(ответ: В Испании так говорили о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров), вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь.)

8. Гиппократом было создано учение о соках организма типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть 4 жидких сока: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь. Основное в типе телесного строения человека то, какой сок преобладает в организме.

Вопрос : Что из себя представляют люди, в организме которых преобладает одна из четырех жидкостей?

(ответ: Это люди с разными типами темперамента:

Черная желчь – “мелайна холе” - меланхолик.
Желтая желчь – “холе” - холерик.
Кровь – “сангвис” - сангвиник.
Слизь – “флегма” - флегматик.

9. Копринусы – грибы-навозники. Грибы эти обладают интересной особенностью. Молодые и приготовленные сразу после сборки копринусы съедобны и совершенно безвредны, если не … Вопрос: Что делает копринусы ядовитыми?

(ответ: Алкоголь. Одно из веществ, содержащихся в копринусах, задерживает разложение алкоголя в организме, и образующийся продукт вызывает отравление)

10. В черном ящике лежит ветка этого дерева. Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом дереве:

Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Вопрос: Что лежит в черном ящике? Объясните, о чем говорится в песне.

(ответ: ветка березы. Люди освещали дома березовыми лучинками; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы они не скрипели; от болезней почек, печени и легких помогает отвар березовых почек; полы мыли да парились березовыми вениками)

11. Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у нее не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: “Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зеленым!”

Вопрос: Появление какого растения объясняла эта легенда?

(ответ: так появился лавр благородный)

12. “Около 100 лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П.И. Мариковский. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало”. Вопрос : О каком насекомом идет речь?

(ответ: вошь)

Блиц-вопросы:

  1. Мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца… Продолжите дальше перечень.
    (ответ: в восточном гороскопе после овцы идет знак обезьяны)
  2. Какое животное способно выпить 250 литров воды? (ответ: верблюд)
  3. Какое животное дает самое жирное молоко? (ответ: тюлень, 43%)
  4. Назовите самое высокое растение в семействе злаков? (ответ: бамбук)
  5. Немцы звуки ээ голоса воспринимают как “киик”, англичане – как “йонк-йонк”, итальянцы – как “фрон-фрон”, а финны – как “снеф-снеф”. А русские как?

(ответ: “хрю-хрю”. Потому что речь идет о свинье – символа 2007 года)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 10 КЛАССА

Цель работы: оценить уровень освоения знаний учащихся по биологии.

Условия применения: работа рассчитана на обучающихся 10-х классов общеобразовательной школы.

Этапы проведения работы:

инструктаж обучающихся (текст приводится) - 3 мин;

выполнение заданий - 40 мин.

Структура и содержание

Работа состоит из трех частей и включает 10 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть А содержит 7 заданий (1 - 7). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За каждый правильный ответ учащийся получает один балл.

Часть В включает 2 задания с выбором нескольких правильных ответов из шести (8-9). Максимальное количество баллов за каждое верно выполненное задание - 2.

Часть С включает 1 задание (10) на установления соответствия правой и левой части таблицы. Ответ оценивается в три балла.

Максимальное количество баллов за выполненную без ошибок работу - 14 баллов.

Шкала оценивания:

13 - 14 баллов - «5»

10 - 12 баллов - «4»

7 - 9 баллов - «3»

6 баллов и менее - «2»

нет ответа - «1»

Таблица 1

Расп р е деление за да ний по частям

Части

работы

Число

зад а ний

Максимальный балл

Тип заданий

Часть 1 )

С выбором одного правильного ответа

Часть 2 )

С выбором нескольких правильных ответов;

Часть 3 )

Установление соответствий

Итого

Инструкция по выполнению работы.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа.

С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям или еще раз проверить данные ответы.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать необходимое количество баллов.

Работа выполняется на бланках, подготовленных и розданных учителем перед началом работы.

Часть А

(задания с одним правильным ответом)

Определите наивысший уровень организации живой материи:

А) популяционно-видовой

Б) биосферный

В) организменный

Г) экосистемный

2. Укажите соединения, при расщеплении которых выделяется больше всего энергии:

А) липиды

Б) углеводы

В) белки

Г) нуклеиновые кислоты

3. Укажите элемент, который входит в состав молекулы хлорофилла:

А) медь

Б) бор

В) йод

Г) магний

4. Укажите соединения, из которых в основном состоит плазматическая мембрана:

А) белки и углеводы

Б) углеводы и липиды

В) белки и липиды

Г) липиды и минеральные соли

5. Назовите соединения, входящие в состав простых вирусов:

А) белок и нуклеиновая кислота

Б) только нуклеиновая кислота

В) белок, нуклеиновая кислота, липиды

Г) белок, нуклеиновая кислота, углеводы

6. Укажите двумембранные органеллы:

А) рибосомы

Б) митохондрии

В) лизосомы

Г) эндоплазматическая сеть

7. Укажите, как называют растворимые в воде соединения:

А) гидрофобные

Б) гидрофильные
В) органические

Г) молекулярные

Часть В

(задание с выбором нескольких правильных ответов)

8. Укажите химические элементы, которые относятся к органогенным:

А) фтор

Б) железо

В) азот

Г) водород

Д) калий

Е) бром

9. Назовите организмы, клетки которых имеют ядро:

А) тромбоциты

Б) пеницилл
В) мукор
Г) кишечная палочка

Д) эритроциты

Е) цианобактерии

Часть С

(задание на установление соответствия)

10. Определите, от каких органелл происходят указанные органеллы эукариотической клетки

Органеллы-предшественники

Органеллы, которые от них происходят

А лизосомы

1 хлоропласты

Б эндоплазматическая сеть

2 вакуоль с клеточным соком

В комплекс Гольджи

3 митохондрии

Г лейкопласты

4 пищеварительные вакуоли

Игра - викторина по биологии для средних классов «В стране биологических вопросов»

Автор: Сорокина Елена Владимировна, учитель биологии филиал МКОУ Новочановской СОШ Усть-Тандовской ООШ, деревня Усть-Тандовка Барабинского района Новосибирской области
Цель: углубить и проверить знания обучающихся о многообразии животного и растительного мира нашей планеты.
Задачи:
образовательные:
-расширить биологический кругозор и формировать правильное отношение к природе;
развивающие:
-развивать у учащихся познавательный интерес;
-развивать коммуникативные навыки;
воспитательные:
-способсвовать воспитанию общительности, настойчивости и ответственности в принятии решений.
Подготовительная работа:
-прочитать как можно больше литературы о живой природе нашей планеты;
-просмотреть имеющиеся фильмы о природе;
-оформить совместно с учащимися выстывку «Самые.... Самые....» (самое большое животное, самое маленькое растение и т. п.)

Описание материала: Данная игра способствует расширению и закреплению знаний обучающихся о живой природе нашей планеты; продолжает развитие познавательного интереса, формируемого на уроках биологии, и воспитание экологической культуры обучающихся через углубленное изучение интересных фактов из жизни растений и животных.
Игру можно проводить по станциям с маршрутными листами, либо просто командная игра в кабинете по секторам; можно и как идвивидуальное первенство на выявление лучшего знатока биологии Как задумает учитель). Моя легенда игры была такова: участники команд садятся на яхты и отправляются в виртуальное путешествие по «островам»-станциям. Каждая станция была в отдельном кабинете, в котором находился хозяин острова. Командам задавалось 5 вопросов (подготовленная презентация). За каждый правильный вопрос ребятам выдавались раковины - картинки. Побеждает команда, набравшая наибольшее колличество раковин.
Оборудование: компьютеры, проекторы, экраны, презентация (вопрос - ответ с фото), маршрутные листы, картинки-раковины, записи звуков природы для каждого «острова», призы для награждения.

Ход мероприятия.

Организационный момент. Деление на команды. Знакомство с правилами игры.
НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! УДАЧИ!!!
Остров «Лесная опушка»
1. Из какого дерева делают пианино?
Ответ: из ели
2. Из какого дерева делают спички?
Ответ: из осины
3. О каком дереве говорят: «Никто не пугает, а вся дрожит?»
Ответ: об осине
4. Что такое микология?
Ответ: наука о грибах
5. Какое хвойное растение не является вечнозеленым?
Ответ: лиственница
Остров «Млекопитающие животные»
1. Вес какого животного может достигать 190 тонн?
Ответ: синий кит
2. Какие животные несут яйца, а вылупившихся детенышей вскармливают молоком?
Ответ: утконос и ехидна
3. У какого животного самый длинный язык?
Ответ: у муравьеда
4. Какая обезьяна считается самой крупной?
Ответ: горилла
5. Каким образом крот заготавливает на зиму червей?
Ответ: обезглавливает их и складывает в кладовую
Остров «Сказочные превращения»
В кого превращались:
1. Чудовище из сказки С.Аксакова «Аленький цветочек»
Ответ: в принца
2. Князь Гвидон из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Ггвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?
Ответ: в комара, муху, шмеля
3. Великан-людоед из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»?
Ответ: во льва, в мышь
4. Жестокий мальчик, упавший со звезды, из сказки О.Уайда «Мальчик-звезда»?
Ответ: в мальчика с лицом как у жабы
5. Юра Баранкин и Костя Малинин из повести В.Медведева «Баранкин, будь человеком!»
Ответ: в воробьев, бабочек, муравьев
Остров «Птичий базар»
1. У этих птиц красивое розовое оперение?
Ответ: фламинго
2. Гнездо какой птицы размером с полскорлупки грецкого ореха?
Ответ: колибри-эльф
3. Какие птицы являются первыми вестниками весны?
Ответ: грачи
4. В какой стране вывели петухов с трехметровыми хвостами?
Ответ: в Японии
5. Как называют воробья, окончившего консерваторию?
Ответ: соловей
Остров «Лекарственные растения»
1. Отвар, изготовленный из цветов этого растения, издревле помагал при лечении ангины, кашля.
Ответ: ромашка
2. Это растение - незаменимое средство для заживления ран, порезов, ссадин. Сок этого растения применяется при заболевании желудка.
Ответ: подорожник
3. Это растение помогает от бессоницы, зубной боли, глазных заболеваниях. Оно так же является незаменимым средством для людей с плохим аппетитом.
Ответ: одуванчик
4. Листья этого растения используются для лечения заболеваний легких.
Ответ: медуница
5. Это лучшее средство при простуде. Чай с вареньем из ягод этого кустанника помогает побыстрее выздороветь и набраться сил.
Ответ: малина

Остров «Насекомые»
1. Кто такие бражники?
Ответ: бабочки
2. Какое насекомое при размере 4-6 мм может прыгнуть в высоту на 40-60 см?
Ответ: блоха
3. У какого насекомого нет слуха?
Ответ: у мухи
4. Какое насекомое может поднять груз в 10 раз превышающий его собственный вес?
Ответ: муравей
5. Как называется крупный кузнечик в Африке?
Ответ: цикада
Остров «Золотая рыбка»
1. Кто вылупляется из икринки?
Ответ: малек
2. Из печени какой рыбы делают рыбий жир?
Ответ: из печени трески
3. Самая большая рыба на нашей планете?
Ответ: аитовая акула
4. Температура воды в водоеме 17 градусов Цельсия. Какова температура тела, рыб обитающих в нем?
Ответ: 18 градусов Цельсия
5. Вы поймали карася. Как узнать, сколько ему лет?
Ответ: сосчитать кольца на чешуе

Цикл состоит из 10 занятий, который затрагивает вопросы и темы, вызывающие наибольшие сложности на экзаменах, включая ОГЭ и ЕГЭ.
Продолжительность занятия – 1,5 часа. После каждого занятия учащиеся получают обязательное к исполнению домашнее задание.

Занятия № 1 – 3. Цикл «Генетика - решаем все задачи». За первые три занятия курса учащиеся научатся решать все типы задач, которые встречаются в курсе биологии 9-11 классов, включая задачи из последнего, наиболее сложного блока ЕГЭ.

Занятие №1. Входное тестовое задание. Введение в генетику. I и II Законы Менделя. Неполное доминирование. Алгоритм решения задач по генетике. Решение задач.

Занятие №2. III Закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.

Занятие №3. Сцепленное наследование. Комбинирование (аутосомное и сцепленное с полом наследование). Наследование группы крови. Решение задач. Итоговое тестовое задание.


Занятия №4-8. Цикл «Биохимия – разбираемся в деталях».

Занятие №4. Входное тестовое задание. Классы органических веществ. Краткая характеристика веществ: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ.

Занятие №5. Связь между углеводами и АТФ – цикл Кребса. Анаэробный и аэробный этапы окисления. Этапы расщепления глюкозы в цикле Кребса.

Занятие №6. Белки как полипептиды. Строение и общая формула аминокислоты. Практические задания по присоединению аминокислот и созданию белковых цепей в развернутых формулах. Уровни организации белка. Строение нуклеиновыех кислот. Отличия ДНК от РНК.

Занятие №7. Связь между нуклеиновыми кислотами и белками – механизмы транскрипции и трансляции. Законы генетического кода. Принципы кодирования белков на ДНК и РНК. Практические упражнения по кодированию аминокислот азотистыми основаниями.

Занятие №8. Разбор примеров заданий из различных КИМ 9-11 класса. Итоговое тестовое задание.


Занятия №9-10. Цикл «Вся ботаника. Вспоминаем давно забытое».

Занятие №9. Входное тестовое задание. Современные представления об эволюции растений. Основные этапы эволюции. Сравнительный анализ этапов с точки зрения жизненного цикла и морфологии (одноклеточные водоросли – многоклеточные водоросли – мохообразные – папоротникообразные – голосеменные – покрытосеменные). Лишайники, как пример эффективного симбиоза.

Занятие №10. Ткани растения. Строение корня. Строение листа и типы жилкования. Строение цветка. Формула цветка. Типы просты и сложных соцветий. Типы плодов. Итоговое тестовое задание.

Новое на сайте

>

Самое популярное