Домой Комнатные цветы Атомные глубоководные станции (АГС). Самая секретная подводная лодка Атомная глубоководная станция пр 1910 uniform

Атомные глубоководные станции (АГС). Самая секретная подводная лодка Атомная глубоководная станция пр 1910 uniform

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Как заказать диплом?

1. Заполните заявку на сайте

2. Менеджер связывается с Вами для уточнения деталей

3. Изготавливаем макет для утверждения

4. Полная готовность документа. Снимаем фото и видео для подтверждения.

5. Доставка документа и полная орлата за него

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство. Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании автономной атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Кашалот" и комплекса . Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. По пр.1910 главный констркутор - Е.С.Корсуков, заместитель - С.М.Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС пр.1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение автономной АГС пр.1910 и комплексов и позже .

В октябре 1976 г., в соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов, был сформирован отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, быть членом КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты. Формирование отряда было начато на территории 39-й бригады сроящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. В 1979 году в отряд для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи АГС 1-го ранга АС-13 пр.1910. В 1979 г. для базового обслуживания АГС и эксплутации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 г. первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер" ().



Точное назначение АГС не известно, но считается, что станции создавались для проведения специальных операций на дне океана. Строительство серии станций велось "Ленинградским Адмиралтейским Объединением" (г.Ленинград) с 1977 г. Головная станция серии - АС-13 - спущена на воду 25.11.1982 г. и после проведения заводских и государственных испытаний (начаты в 1983 г.) принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31.12.1986 г. Строительство серии из трех лодок завершено 16.12.1994 г. передачей ВМФ третьей лодки. Все ПЛА пр.1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе.

Одна или две станции пр.1910 (предположительно АС-13 и АС-14), возможно, выведены из боевого состава ВМФ в 2004 г. и в 2005 г. и базируются у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске (в 2007 г. осталась одна АГС, хотя есть вероятность того, что вторая АГС другого проекта).

В некоторых интернет-СМИ встречается так же наименование шифра проекта "Кайман" - вероятно, ошибочное. Так же иногда проект АГС именуется в источниках как "Нельма", что так же ошибочно. Наименование проекта - "Яуза" - приводится на официальном сайте СПМБМ "Малахит" рядом с фото ПЛА пр.1910. Все данные и графические материалы основаны на опубликованных открыто сведениях.

Конструкция АГС - двухкорпусная с двумя тандемно расположенными прочными корпусами. В конструкции прочного корпуса использованы титановые сплавы.


Предположительно АГС АС-33 пр.1910 UNIFORM в Оленьей губе. Фото опубликовано 03.03.2011 г. (http://forummarine.forumactif.com).


http://karopka.ru/).


Двигательная установка : ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором и двумя турбогенераторами общей номинальной мощностью 10000 л.с., основной гребной электродвигатель и 6 подруливающих колонок. Вероятно, что, находящаяся в отдельном прочном корпусе ЯЭУ, обслуживается только в условиях базы - в доке.

Ядерная силовая установка, вероятно, разработана в НИКИЭТ, главный конструктор - В.А.Шишкин ().

Движители :
Основной движитель - винт регулируемого шага, 6 подруливающих колонок (две группы в носу и в корме, в одной группе - по колонке по бортам и одна сверху в надстройке).


Правая передняя подруливающая колонка в убранном положении без крышки. Атомная глубоководная станция АС-13 пр.1910, на стоянке около СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, предположительно 2010 г. (http://forums.airbase.ru).


Модель АГС пр.1910 производства компании "МикроМир" (http://karopka.ru/).


ТТХ атомной глубоководной станции :
Экипаж - 8-12 чел

Длина - 69 м
Ширина - 7 м
Осадка - 5,2 м

Водоизмещение надводное - 1390 т
Водоизмещение подводное - 2000 т

Скорость надводная - 10 уз
Скорость подводная максимальная - нет данных
Глубина погружения - 700 м (по западным данным, в большинстве источников указано - до 1000 м)

Вооружение - по западным данным отсутствует.

Оборудование : уникальное и выполненное специально для АГС проекта.
Системы наблюдения и навигации:
- ГАС бовокого обзора;
- эхолот;
- телевизионная наблюдательная система;
- бинокулярная оптическая система;
- высокочастотный профилограф;
- комплекс фотоаппаратуры для съемки внешних объектов;
- магнитометр;
- спутниковая навигационная система;


Предположительное расположение устройств на модели АГС пр.1910 производства компании "МикроМир" (http://karopka.ru/).

Модификации :
пр.1910 - UNIFORM - опытовая атомная глубоководная станция АС-13.


По центру атомная глубоководная станция АС-13 у стенки СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, 10.05.2010 г. (фото - Лиханов, http://forums.airbase.ru).


Атомные глубоководные станции АС-13 пр.1910 UNIFORM и пр.18510 у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 18.11.2010 г. (фото - maverick, http://www.klubsmi.ru).


пр.19100 - UNIFORM - головная и вторая серийная атомные глубоководные станции (АС-15 и АС-33).

пр.19101 - вероятно, вариант модернизации. Данных о реализации проекта нет.

пр.19102 - вариант модернизации АГС пр.1910. В 2010 г. конструкторским бюро велись работы по проекту, а 22.12.2010 г. (см.ниже "Статус" ), вероятно, принято Решение №31/030-19102-401-001-11 на основании которого велась модернизация АГС АС-15 (хотя контракт на ремонт и модерниацию АС-15 был подписан 2 марта 2005 г.) . Планируемый срок завершения работ - 2013 г. (по источникам - см. ниже "Статус" ).




Атомная глубоководная станция пр.1910 UNIFORM (обработка фото с http://forums.airbase.ru)




Предположительные проекции атомной глубоководной станции пр.1910 UNIFORM, пробный вариант от 03.04.2011 г. (внизу) и более точный вариант от 05.04.2011 г.,


Предположительные проекции пр.1910 UNIFORM и разрез, вариант от 12.09.2011 г.

Статус : СССР / Россия
- 1979 г. - в отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи АГС 1-го ранга АС-13 пр.1910 ().


- 1981 г. - набран и начато обучение экипажа АГС АС-15 ().

1994 г. - одна из подводных лодок проекта совершила научную экспедицию в южной части Баренцева моря - пройдено около 1000 км по профилю дна в направлении на северо-восток.

2000 г. 13 августа - во время катастрофы с ПЛАРК К-141 "Курск" пр.949А к работам по поиску и спасению подводной лодки привлекалась станция АС-15 пр.1910. Согласно хронологии событий вокруг гибели "Курска" 13.08.2000 г. в 10-30 командующим СФ ВМФ России объявлена боевая тревога станции АС-15. Приказ - следовать в точку обнаружения ПЛАРК "Курск". в 22-00

2000 г. 14 августа - АС-15 получил задачу от командующего СФ на обследование точек №1 и №2. Точка №1 с координатами: Ш=69 градусов 36,9 минуты северная, Д=37 градусов 34,5 минуты восточная - это ПЛАРК К-141 "Курск". Точка №2 с координатами: Ш=69 градусов 37,8 минуты северная, Д=37 градусов 33,3 минуты восточная южнее двух буев на 10 кабельтовых.

2000 г. 15 августа - в 00-28 АС-15 погрузился и в 04-09 всплыл не обнаружив объекта. в 05-37 повторное погружение АС-15, наведение на цель осуществляют ТАКР "Петр Великий" и БПК "Адмирал Чабаненко". В 07-56 с АС-15 принят сигнал об обнаружении ПЛАРК "Курск". В 10-00 АС-15 всплывает. 11:00 - с АС-15 доложено: «Обнаружил ПЛ К-141. Подводная лодка лежит на курсе 285 градусов, дифферент — 0 градусов, крен 5-10 градусов на правый борт. Кормовые отсеки за рубкой целые. В носу разорван легкий корпус. Из корпуса сверху торчат трубопроводы. Рядом с ПЛ на грунте рассыпан балласт и балоны ВВД. В районе носа кратковременно травился воздух. Признаков жизни нет. Никаких сигналов не обнаружено. Видимость 3 метра. Сильное придонное течение 1,2-1,4 узла. Общий объем повреждений корпуса в носу 20-30% от общей площади верхней полусферы».

2000 г. 16 авугста - в 13-27 АС-15 вновь погрузился для проверки звукоподводной связи и дальнейшей работы по обследованию затонувшей подводной лодки. 14:30 АС-15 передал: «Обнаружил объект. Начал документирование». 18:45 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") передал: «В ходе обследования затонувшей подводной лодки носовых рулей не обнаружено». 19:23 АС-15 передал: «На объекте наблюдаю поднятые выдвижные устройства». 23:00 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") всплыл в надводное положение.

2000 г. 18 августа - в 02:26 АС-15 начал погружение для производства работ по плану. 03:00 АС-15 вышел на объект и начал работу. 09:27 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") всплыл в надводное положение.

2000 г. 19 августа - 04:25 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") погрузился в подводное положение и следует в район для поиска фрагментов затонувшей подводной лодки. Контроль за местом и действиями АС-15 и звукоподводную связь с ним осуществляет подводная лодка Б-414. 09:04 АС-15 всплыл в надводное положение. В ходе обследования района обнаружено 5 фрагментов затонувшей подводной лодки.
()


- 2003 г. 5 августа - на ПО "Севмаш" в Северодвинске спущена на воду . На Западе некоторое время предполагали (ошибочно), что это может быть АГС типа UNIFORM.


АГС АС-13 пр.1910 в цехе СРЗ "Звездочка". Предположительно на фото АС-13, г.Северодвинск. Вероятно, фото датировано 2003 г. (фото с http://forums.airbase.ru)


Предположительно АГС АС-15 пр.1910 на переходе морем в Северодвинск для прохождения ремонта и модернизации, лето 2004 г. (фото обработаны, публичный источник - http://forums.airbase.ru).


- 2005 г. 2 марта - между Министерством обороны и СРЗ "Звездочка" подписан контракт №32/27/КЭ/18-05 (8628/555) на ремонт и модернизацию АГС АС-15 зав.№01402 ().


Атомные глубоководные станции пр.1910 около СРЗ "Звездочка". Предположительно, фото по центру АС-13, ниже - АС-15. На верхнем снимке общий план. г.Северодвинск, 15 апреля 2007 г. (фото с http://forums.airbase.ru)


- 2009 г. - в составе Северного флота официально 3 АГС пр.1910.

2009 г. 19 марта - заключен договор с ЦС "Звездочка" на техническое сопровождение ремонта и модернизации АГС АС-15 (зав.№01402) на сумму 255.7 млн. руб. Срок исполнения - 2013 г. ().

2009 г. 06 августа - заключен договор с ЦС "Звездочка" на разработку эскизной документации и приемо-сдаточной документации модернизированной АГС АС-15 (зав.№01402) на сумму 172.4 млн.руб Срок исполнения - 2013 г. (). Вероятно речь о модернизации АС-15 по пр.19102 (см.ниже).

2010 г. 14 апреля - заключен договор №24/10/71047 между СПМБМ "Малахит" и НИПТБ "Онега" на сумму 548 тыс.руб. «Согласование документации пр. 19100, разраб. по контракту № 71047(32/27/КЭ/13-07)». (ист. - НИПТБ "Онега", 2010 г. ).

2010 г. 22 декабря - принято Решение №31/030-19102-401-001-11 на основании которого позже - по договору от 16.03.2012 г. - велось техническое сопровождение работ по ремонту и модернизации изделия 60ИКМ заказа 01402 со сроком исполнения 2013 г. на сумму 15 млн. руб. Так же по изделию 60ИКМ велись следующие работы: корректировка эксплуатационной документации оборудования СУЗ установки 60ИКМ зак. 01402, продление срока службы незаменяемого оборудования изделия 60ИКМ зак. №01402, разработка РКД на новые корпуса КВ по чертежу 19102-622-0005 для зак. 09204. ().


Предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM в Оленьей губе. Фото не позже 2010 г. (http://www.dutchintell.com).


Предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM в Оленьей Губе. 26.07.2010 г. (http://vkontakte.ru).


Предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM в Оленьей губе. Фото не позже ноября 2011 г. (публичный источник, обработано).

2011 г. - на ЦС "Звездочка" разработана технология и выполнены работы по механической резке прочного корпуса АГС пр.1910 (ист. - Годовой отчет за 2011 г. ).

2012 г. 11 мая - заключен договор между ЦС "Звездочка" и НИПТБ "Онега" №92-27/12 на сумму 21.5 млн. руб на «Выполнение работ в обеспечение продления сроков эксплуатации оборудования, разработка единого перечня ПОР, техсопровождение ремонта заказа зав. 01402 на ОАО «ЦС «Звёздочка» (ист. - НИПТБ "Онега", 2012 г. ).

2013 г. 26 июля - дата подписания Предписания на реализацию смешанного лома титана различных марок, образовавшегося в ходе выполнения работ по ремонту и модернизации АГС АС-15 зав.№01402 ().

Реестр АГС пр.1910 UNIFORM (версия на 11.09.2013 г., данные по базированию носят предположительный характер):

НИПТБ "Онега", 2012 г., годовой отчет. г. Северодвинск, 2013 г.
ОАО "СПМБМ "Малахит". Годовой отчет за период 01.11.2008 г. - 31.12.2009 г. С.-Пб, 2010 г.
ОАО "СПМБМ "Малахит". Сайт http://www.malachite-spb.ru/ , 2011 г.
Общественное объединение "Союз инженеров фота". 2012 г. ().
Саранов В., На дне. Российские ученые изобрели стекланную субмарину. // Версия. №33 / 2003 г.
Тарас А.Е., Атомный подводный флот 1955-2005. М., Аст, Мн., Харвест, 2006 г.

Штурм глубины. Сайт http://deepstorm.ru , 2009 г.
Balancer.Ru. Форум http://forums.airbase.ru , 2009 г., 2011 г.
Jane"s Fighting Ships 2004-2005. UK, 2004 г.


пп
Название Проект Завод.
Борт № Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Базирование
1 АС-13
1910 01401 238 (1991) ЛАО
ответственный сдатчик Е.П.Мельников, ведущий военпред Старченко Ю.М.
20.11.1977 25.11.1982
31.12.1986
- 2000 г. - Оленья губа;
- к 05.05.2004 г. стоит у СРЗ "Звездочка" слева от входа во внутренний бассейн;
- 30.07.2010 г. и позже - там же.
2 АС-15 19100 / 19102
01402 643 (1991)

222
(2010)
?

ЛАО
ответственный сдатчик Р.И.Султанбеков, ведущий военпред Фёдоров Г.Е.
23.02.1983 29.03.1988 30.12.1991 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1).
- 2000 г. - Оленья губа
- к 05.05.2005 г. стоит у СРЗ "Звездочка", по состоянию на 15.04.2007 г. там же,
- 24.09.2007 г. и позже отсутствует - находится на СРЗ "Звездочка" для выполнения работ по ремонту и модернизации АГС ()
- 2011-2013 г.г. - заказ №402 в ремонте и модернизации по пр.19102 на ЦС "Звездочка" (ист. - Годовой отчет за 2012 г. , )
3

Быстрее, глубже, дальше - вот главные отличительные черты перспективных беспилотных субмарин. Президент рассказал, что подводные дроны способны нести как обычные боеголовки, так и ядерные. Поэтому их можно использовать для уничтожения любых целей: от целых авианесущих ударных групп до портов и береговых баз.В 2017 году завершены испытания компактного ядерного реактора, который будет снабжать энергией перспективные беспилотники. Он получился в 100 раз меньше, чем силовые установки обычных подводных лодок, и в 200 раз быстрее набирает максимальную мощность.

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв рассказал о возможностях подводного беспилотного аппарата, который во время послания Федеральному собранию представил Владимир Путин.«Успешно проведены испытания основного элемента такого подводного аппарата — ядерной энергетической установки. Наличие ядерной энергетической установки позволяет необитаемому подводному аппарату двигаться на огромной глубине (более тысячи метров) и на большой скорости, оставаясь незамеченным для противника.Беспилотные подводные аппараты будут иметь практически неограниченную дальность плавания, обладать низкой шумностью и высокой манёвренностью. Всё это позволит им скрытно выходить к объектам поражения», — говорится в заявлении Королёва. Он отметил, что «специально создаваемая для этого оружия система наведения даст возможность подводным аппаратам осуществлять автономный выход к цели и поражать её с высокой точностью».Также Королёв добавил, что «перехватить такой аппарат будет очень сложно, практически невозможно».

Атомные глубоководные станции АГС - «Лошарики» и атомные подводные специального назначения (ПЛАСН)

Осенью 1999 г. в США увидела свет книга Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю «Блеф слепца» (Blind Man’s Bluff), имевшая подзаголовок «Нерассказанная история американского подводного шпионажа». В ней преимущественно речь идет о тайных операциях субмарин ВМС США против СССР после Второй мировой войны. В ней в частности так же сообщалось, что в августе 1972 г. американская атомная подводная лодка специального назначения Halibat установила рядом с подводным кабелем Министерства обороны СССР, связывающего Камчатку с материком, устройство, к слову, весьма значительных габаритов, снимавшее и записывавшее на магнитную ленту секретную информацию.

Время от времени американские субмарины в ходе операции под кодовым названием Ivy Bells («Цветы плюща») пробирались в Охотское море к «золотой жиле», как в Пентагоне, ЦРУ и АНБ называли кабель, и забирали с него записи переговоров.


Так продолжалось довольно долго.


Американский шпионский «девайс», извлеченный со дна Охотского моря.

Однако в Вашингтоне не знали, что некоторое время спустя после установки устройства за него зацепился якорь какого-то советского гражданского судна. На помощь пришли водолазы ВМФ. Они-то и обнаружили заокеанский шестиметровый «подарок». Соответствующие советские службы использовали его на полную катушку, гоняя через кабель дезинформацию. Факт обнаружения подводного «жучка» инициировал проверку всех подводных советских коммуникаций. И когда подслушивающее устройство было обнаружено на одной из линий связи у Кольского залива, никто этому не удивился. И его тоже сделали инструментом слива «дезы».


Установка «жучков» была подтверждена в 1980 г. сотрудником АНБ Рональдом Пелтоном, завербованным советской разведкой в США, которого выдал в 1985 г. агент-перебежчик Виталий Юрченко. После этого использовать шпионский «девайс» в Охотском море не имело смысла. Его подняли со дна и представили общественности.


Но «жучок», установленный Halibat, находился на глубине 120 м. Работать с объектами, находящимися на глубинах более 500 м, а тем более 1000 и 6000 м, значительно сложнее, а то и невозможно. По дну Атлантики проходят секретные линии информационной сети Пентагона DoDIN, там размещены стационарные станции гидроакустического наблюдения, следящие за перемещением российских атомоходов, а также подводные «маяки», с помощью которых американские субмарины сверяют точность своего курса. И вообще под многометровыми толщами воды находится много чего интересного.


Переоборудование АПЛ «Подмосковье»,


11 августа этого года в северодвинском Центре судоремонта «Звездочка» состоялась церемония вывода из эллинга АПЛ «Подмосковье», проходящей глубокую модернизацию, а фактически перестройку из РПКСН К-64 проекта 667БДРМ в большую подводную лодку специального назначения БС-64 по проекту 09787 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Сейчас она уже спущена на воду. Эта субмарина станет носителем так называемых атомных глубоководных станций 1-го ранга.

Отметим, что переоборудование стратегического ракетоносца К-64 в носитель подводных аппаратов началось аж в 1999 году: работы неоднократно приостанавливались из-за пересмотра техзадания и недостатка финансирования. Известно, что из корпуса АПЛ был вырезан ракетный отсек — его заменили отсеком специальной конструкции с разъемами и шлюзовыми переходами для малых подводных лодок. Также в нем расположены комфортабельный отсек для экипажа гидронавтов станции и научно-исследовательская часть. За счет вставки нового отсека длина подлодки возросла.


Атомные глубоководные станции (АГС) - это относительно небольшие атомные подводные лодки с титановыми корпусами, способные работать на глубинах, как сообщают справочники, более 1000 м. Они предназначены для выполнения научно-исследовательских и специальных операций. Первые три АГС проекта 1910 «Кашалот» подводным водоизмещением около 2000 т разработки СПМБМ «Малахит» (главный конструктор - Е.С. Корсуков) были построены «Адмиралтейскими верфями» и в 1986-1994 гг. переданы заказчику. На Западе эти лодки получили обозначение Uniform.



АПЛ «Подмосковье» — транспортировщик АГС.

Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».


Следующее трио АГС проекта 1851/18511 «Нельма» подводным водоизмещением около 1000 т проектировалось тем же СПМБМ «Малахит» (главный конструктор - Герой России С.М. Бавилин) и строилось теми же «Адмиралтейскими верфями». Сколько-нибудь четких фотографий этих подлодок нет. Но если довериться ресурсу Covert Shores, специализирующемуся на сборе и обобщении информации о силах и средствах специальных подводных операций, то в днищевой части носовой оконечности этих субмарин имеются мощные манипуляторы, способные выполнять самые разные задачи: от собирания элементов разного рода оружия на морском дне до «перегрызания» подводных кабелей.


Западное обозначение лодок этого типа - X-Ray.

АГС проекта 1910 «Кашалот».

Наконец, самая известная из АГС - АС-31 проекта 10831 подводным водоизмещением 2100 т - из-за особенностей конструкции своего прочного корпуса, представляющего собой «цепочку» титановых сфер, получила неофициальное название «Лошарик». Субмарина сконструирована СПМБМ «Малахит» (главный конструктор - Герой России Ю.М. Коновалов) и построена Севмашем. Она вошла в строй в 2006 году. Во время экспедиции «Арктика-2012» в августе-октябре 2012 г. эта лодка двадцать суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м. Этот рекорд вряд ли в обозримом будущем будет побит. Разве что какой-нибудь очередной АГС российского производства.

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.


— В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, — рассказал собеседник «Известий».



Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.


Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.


По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и другие объекты.


Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.


— В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения — заменим и ее, — пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.


Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет — батискаф крепится под ее днищем.


— В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна — в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхолот, — продолжил представитель Минобороны.


— Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2-3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», — пояснил собеседник «Известий».


По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» — это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.


— «Миры», по сути, — прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые, с ограниченным количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставишь, — объяснил представитель «Минобороны».

Так по версии ресурса Covert Shores выглядит АГС проекта 1851 «Нельма».

А доставляют АГС к месту работы атомные подводные лодки специального назначения (ПЛАСН). По сути дела, это субмарины-транспортеры. Сейчас в этой роли выступает БС-136 «Оренбург» проекта 09786 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Она переоборудована из РПКСН К-136 проекта 667БДР в Центре судоремонта «Звездочка». В ее корпус врезан специальный отсек, в который «прячется» АГС и транспортируется к месту глубоководных исследований. Именно АПЛ БС-136 «Оренбург» в сентябре 2012 г. доставила подо льдами «Лошарика» на Северный полюс, и тот из ее чрева несколько раз «сбегал» на дно макушки Земли.


КС-129 «Оренбург» - большая атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786.


Во время автопробега по берегу Белого моря операторам английской телепрограммы Top Gear удалось заснять АС-31.

На смену «Оренбургу» придет «Подмосковье». Проходят ремонты и модернизируются, готовясь к предстоящим миссиям, и атомные глубоководные станции. АГС и ПЛАСН-транспортировщики организационно входят в состав 29-й отдельной бригады атомных подводных лодок особого назначения Северного флота и базируются на Губу Оленью.


АГС АС-31 проекта 10831 по версии ресурса Covert Shores.



Вот почему АГС проекта 10831 получила неофициальное название «Лошарик».



ПЛАСН «Подмосковье» может транспортировать АГС разных типов.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.


Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем - лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.


Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек - все офицеры.


Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф - специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

В начале августа в ряде центральных СМИ прошла информация о том, что на северодвинском судостроительном предприятия «Севмаш» спущена на воду уникальная подводная лодка. Как сообщила пресс-служба предприятия, этот корабль «предназначен для научно-технических целей и спасения людей в экстремальных ситуациях». Больше никаких подробностей. Известно лишь, что эта подлодка имеет необычную компоновку: она состоит из нескольких сферических фрагментов, что позволяет ей работать на предельных глубинах. Ни о типе энергетической установки, ни о каких-либо других параметрах корабля не сообщалось. Между тем, несмотря на столь мирное предназначение подлодки, её спуск на воду сопровождался рядом странностей. Церемония была закрыта не только для журналистов, но и для большинства сотрудников «Севмаша». Из высокопоставленных официальных лиц на ней присутствовал лишь Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов. Впрочем, ничего странного в этом нет. Очевидно, что новый корабль пополнит состав подводных сил специального назначения, информация о которых всегда держалась в строгой тайне.
Об истории вопроса

«Подводные лодки специального назначения» - понятие весьма широкое, как и спектр задач, которые они выполняют. Строительство подобных лодок началось ещё в послевоенные годы. Основную их массу составляли так называемые экспериментальные подводные лодки, на которых отрабатывались новейшие технические решения в области подводного кораблестроения, образцы вооружений, гидроакустические средства. За основу экспериментальных лодок брались, как правило, серийные образцы ПЛ, которые впоследствии подвергались глубокой модернизации. Для схожих целей предназначались и так называемые лодки-мишени. Поначалу это тоже были переоборудованные серийные корабли, но позже возникли самостоятельные проекты. Например, проект 690 («Кефаль»). К категории «подводных лодок специального назначения» относятся также спасательные субмарины. Их достаточно много. Самая последняя разработка - подводная лодка проекта 940 («Ленок»). Несколько проектов подлодок предназначены для более секретных миссий. Среди них известная по фильму «Особенности национальной рыбалки» подводная лодка проекта 865 («Пиранья»). «Пиранья» используется как средство доставки боевых пловцов и диверсантов. В открытых источниках информации об этих кораблях предостаточно. Помимо обычных дизельных существуют ещё и атомные подводные лодки специального назначения. На них мы остановимся подробнее.

Железо

Эти подлодки не имеют имён. Официально их обозначают аббревиатурой «АС» - «атомная глубоководная станция». Первые были приняты на вооружение в начале 80-х годов. Головным кораблём серии стала атомная глубоководная станция АС-13 «проект 1910 «Кашалот» (по натовской классификации Uniform), которая была заложена на заводе ЛАО (Ленинград) в 1977 году. Официально она предназначалась для «испытаний новых типов атомных реакторов». Примечательно, что в состав ВМФ корабль был принят лишь в 1986 году, в то время как приступил к выполнению задач ещё в 1982-м. Но об этом чуть позже. Вторым кораблём серии стала подлодка АС-15, которая была выпущена на том же ЛАО в 1988 году.

Развитием проекта 1910 стал проект 1851 (натовская классификация Х-Ray). Как гласят источники, он предназначается для проведения глубоководных работ и оснащён водолазной станцией. Корабли строились на заводе «Судомех» (Ленинград). Всего спущено на воду три подлодки: АС-21, АС-23 и АС-35.

Самая новая атомная глубоководная станция вошла в состав флота в 1997 году. Это подлодка АС-12 проекта 10831 (по натовской классификации NORSUB-5).

Малыши

О «малышах», как моряки окрестили эти подлодки, на флоте распространяться не любят. Особенно о тех задачах, которые они выполняют. Однако даже то, о чём говорят, зачастую далеко от истины. Тема секретная. Всё же кое-какие достоверные сведения собрать удалось. Например, известно, что вплоть до 1986 года «малыши» не числились в составе Военно-морского флота, в то время как вовсю покоряли глубины морского океана. Подлодки числились за отдельным подразделением Генерального штаба, которое работало в интересах Главного разведуправления. В 1986 году корабли вошли в состав ВМФ лишь косвенно. На флот возлагались лишь отдельные вопросы обеспечения, управление же по-прежнему осуществлялось непосредственно из Москвы. Также известно, что все атомные глубоководные станции базируются на Северном флоте. Сведены они в бригаду АПЛ, которая организационно входит в состав одной из флотилий СФ. До недавнего времени соединением командовал Герой России контр-адмирал Владимир Дронов. Этого звания он был удостоен в 2000 году. Это говорит о том, что работы «малышам» по-прежнему хватает. Итак, что это за работа?

Подводная прослушка

О специфике задач этих подлодок говорит само их название. Корабли и их экипажи занимаются в основном глубоководными работами. «Лежать» на грунте они могут несколько месяцев. В их обеспечении задействованы так называемые подлодки-матки. Например, АПЛ «Оренбург» проекта 09774 (667АН) (переоборудован из стратегического ракетоносца). Раньше «малышей» обеспечивала спасательная подводная лодка Северного флота проекта 940 («Ленок»). Это подлодки - носители небольших спускаемых аппаратов («Бестер»), которые выполняют роль своеобразного лифта между лежащим на огромной глубине «малышом» и поверхностью. Они перевозят людей и грузы. Более продвинутой в этом плане считается АС-12 (проект 10831). По нашим данным, она «возит» на себе собственную мини-подлодку «Русь». Причём сама «Русь» способна погружаться на фантастические глубины.

Чем же занимаются все эти подлодки на глубине? Существует несколько версий. По одной из них, глубоководные станции в основном занимаются банальной прослушкой. Подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Ещё поговаривают, что «малыши» занимаются откровенным вредительством в отношении натовских станций акустического обнаружения SOSUS на знаменитом фареро-исландском рубеже, чем обеспечивают скрытность боевого патрулирования атомоходов Северного флота. Также есть информация, что глубоководные станции несколько раз проводили операции по подъёму секретного оборудования с разбившихся в море натовских самолётов и вертолётов, а также были задействованы в секретной программе «Донный старт».

О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения (включая командира) были удостоены звания Героя России. Кстати, на этих подлодках служат исключительно офицеры.

Спецназ на «Курске»

Очевидно, что «малыши» оснащены уникальным оборудованием для проведения глубоководных работ. После катастрофы «Курска» неоднократно доводилось слышать вопрос: почему мы ждали иностранную помощь, когда неподалёку были такие подлодки? На самом деле «малыши» на «Курске» были. Это АС-15 (проект 1910 «Кашалот»). Лодка обследовала «Курск» уже в ночь с 12 на 13 августа 2000 года - спустя 10-15 часов после катастрофы, и это отчасти подтверждается официальными данными. Возникает другой вопрос: зачем мы тогда запрашивали иностранную помощь? Существует несколько циничная версия на этот счёт. Мол, секретную подлодку не хотели светить на весь мир. Вполне вероятно, что уже тогда было предельно ясно: спасти никого не удастся.

Стеклянные лодки

Как мы уже говорили в начале этой заметки, в скором времени состав глубоководного спецназа пополнится новым кораблём, который строители за особенности конструкции окрестили Лошариком. Думается, что по техническим характеристикам он значительно превосходит своих предшественников. В то же время, как нам стало известно, в России уже несколько лет ведутся работы по созданию принципиально нового типа подводных лодок, которые могут произвести настоящую революцию в судостроении.

В 1995 году профессором Дальневосточного государственного технического университета В. Пикулем был изобретён и запатентован способ изготовления оболочек прочного корпуса подводного аппарата из хрупких неметаллических материалов . В изобретении используется эффект приобретения ими пластических свойств в условиях глубокого обжатия. В качестве такого материала профессор предлагает использовать стекло. При использовании обшивок из титана хрупкий слой стекла может быть обжат до напряжений в 10 000 атмосфер, что, по задумке автора изобретения, придаст корпусу достаточную ударостойкость. По расчётам, подлодка с таким запасом прочности сможет работать на глубинах до 6000 метров. Ещё в 1997 году Военно-морской флот выразил серьёзную заинтересованность в этих разработках. Однако на их финансирование у флота не хватает средств.

Краткие тактико-технические характеристики подводной лодки

водоизмещение: нормальное - 1390 т, полное - 2000 т
скорость: в подводном
положении - 30 узлов,
в надводном положении - 10 узлов
максимальная глубина
погружения: свыше 1000 м
размерения: 69х7х5,2 м
экипаж: 36 человек
ТТХ ПЛ проекта 1831
водоизмещение: нормальное - 550 т,
полное - 1000 т
рабочая глубина погружения:
1000 м
размерения: 40х5,3х5 мпроекта 1910

Для организации работ по созданию и обслуживанию глубоководных средств в 1965 году в Министерстве обороны СССР было создано специальное подразделение - Главное управление глубоководных исследований.

А для эксплуатации глубоководных аппаратов - по образу и подобию отряда космонавтов - приказом министра обороны СССР в 1976 году создан отряд гидронавтов и сформирован Центр подготовки специалистов в Ленинграде.

В июне 1979 года для базового обслуживания и эксплуатации глубоководных средств и их носителей в Оленьей губе начато формирование 29-й отдельной бригады подводных лодок Краснознаменного Северного флота. Для выполнения выходов в море экипажи гидронавтов станций выезжали на Северный флот, принимали технику у технических экипажей, выполняли выход в море и сдавали технику обратно. Первыми глубоководными средствами отечественного Флота стали буксируемые батискафы «Архипелаг» и «Селигер», на которых был получен бесценный опыт работ с объектами на морском дне.

Первая атомная глубоководная станция

Фактически, еще до начала эксплуатации аппаратов типа «Селигер » стало ясно, что они имеют недостатки. Во-первых, это ограничение района действий связью с лодкой-носителем. Во-вторых, ограниченная автономность по энергетике и ресурсам системы жизнеобеспечения экипажа. И, в-третьих, крайне скудные маневренные возможности. Тогда и возникла идея создания автономной модификации батискафов типа «Селигер» за счет установки на аппарат ядерного реактора, увеличения габаритов, ресурса системы жизнеобеспечения, скоростных и маневренных возможностей. Безусловно, новый тип аппарата должен был получить значительную автономность и существенно возросшие возможности по типам работ, которые он мог осуществлять на дне Мирового океана.

Так в 1970-е годы было начато проектирование нового глубоководного комплекса проекта 1851, который включал в себя атомную глубоководную станцию (АГС) проекта 18510 «Нельма» и атомную подводную лодку-носитель проекта 675Н.

Параллельно шла подготовка и новой лодки-носителя - модернизация атомной подводной лодки (ПЛА) проекта 675 по проекту 675Н («Носитель »).

25 сентября 1981 года на Ленинградском Адмиралтейском объединении (ныне АО «Адмиралтейские верфи» ) была заложена головная автономная глубоководная станция АС-23 проекта 18510 «Нельма ». Через два года, 29 сентября 1983 года, сверхсекретная мини-подлодка была спущена на воду, начаты ее доводка и испытания. Видимо, еще в Ленинграде в 1984 году новое глубоководное средство впервые было обнаружено западными разведывательными средствами, и на Западе новому аппарату дали наименование X-RAY. В 1986 году комплекс проекта 1851 вышел на завершающую стадию испытаний: впервые была выполнена подводная стыковка АГС с подводной лодкой-носителем. Комплекс с АГС АС-23 официально принят в состав ВМФ СССР 30 декабря 1986 года.

Один из вопросов, который сразу же возникает: как в столь небольшом подводном аппарате была размещена атомная энергетическая установка? В эскизном проекте АГС проекта 18510 предполагалось использование легкой энергетической установки, подобной тем, что использовались на космических аппаратах. Реактор планировалось установить в капсуле без специальной тяжелой биологической защиты. Роль такой защиты должна была выполнять забортная вода, т.е. реакторный отсек изготавливали в виде отдельного блока прочного корпуса, который отделен от обитаемого прочного корпуса омываемым пространством внутри наружного легкого корпуса АГС.

Особенностью и основным недостатком первой атомной станции была преемственность конструкции от батискафов типа «Селигер». Фактически новый тип подводных лодок представлял собой аппарат, подобный привязным батискафам, но без связующего троса и заметно больших размеров, с собственной малогабаритной атомной энергетической установкой, а также с более развитыми основным и вспомогательными движителями - гребными винтами. Входной люк в АГС находился там же, где и на первом аппарате «Архипелаг», - на верхней части корпуса, без рубки и какого-либо ограждения. Переход экипажа в АГС должен был осуществляться из специального переходного отсека лодки-носителя, а выход в случае аварийной ситуации мог происходить после всплытия аппарата на поверхность так же, как на «Архипелаге». В процессе эксплуатации конструкция АГС АС-23 была доработана: станция получила ограждение, обеспечивающее более безопасный выход на палубу АГС в случае всплытия на поверхность. Так сформировался окончательный облик АГС проекта 18510 «Нельма», который мы знаем сегодня.

Развитие АГС. «Палтус» и «Кашалоты»

Уже в процессе создания опытно-экспериментальной АГС проекта 18510 стало ясно, что выбранные технические решения оказались верными, и 26 декабря 1984 года на Ленинградском Адмиралтейском объединении закладывается АГС АС-21, которая стала головной станцией уже серийного проекта 18511 «Палтус ». Новая АГС имеет большие габариты, улучшенные возможности и новую лодку-носитель проекта 09774 на базе атомной ракетной подводной лодки проекта 667А. Переоборудование лодки-носителя велось на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске, начиная с 1983 года.

По проекту «Палтус» планировалось построить как минимум две атомные станции: головную АС-21 и первую серийную АС-35. К концу 1995 года эти планы были выполнены. В апреле 1991 года АГС АС-21 проекта 18511 впервые была идентифицирована западными разведывательными средствами, и проект получил наименование Paltus - видимо, настоящее наименование проекта уже было известно западным разведкам по иным каналам.

Одновременно с созданием носимых АГС были начаты работы над более крупными и более автономными АГС 1-го ранга проекта 1910 «Кашалот », которые, по сути, представляют собой полноценные атомные подводные лодки с большими сроками автономности. Это лодки, которые могут работать на достаточно большом удалении от родных баз.

Проектирование этой новой АГС по тому же Постановлению Совета министров СССР 1972 года вело ЦКБ «Волна» Минсудпрома СССР. Главным конструктором проекта был Е.С. Корсуков, а его заместителем - главный конструктор «Нельмы» С.М. Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС проекта 1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Ю.М. Коновалова. В 1979 году в отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной АГС 1-го ранга АС-13 проекта 1910.

Строительство АГС 1-го ранга проекта 1910 «Кашалот» сразу планировали вести небольшой серией, которая включала головную и две серийные АГС. Строительство серии вело Ленинградское Адмиралтейское объединение (АО «Адмиралтейские верфи») с 1977 года. Головная станция серии АС-13 спущена на воду 25 ноября 1982 года и после проведения заводских и государственных испытаний (начаты в 1983 году) принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31 декабря 1986 года. Строительство серии из трех станций завершено 16 декабря 1994 года передачей флоту третьей АГС. Западное наименование АГС проекта 1910 - Uniform.

Считается, что глубина погружения АГС первых поколений составляла не менее 1000 м. Это в несколько раз больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок, но, например, титановый «Комсомолец», созданный примерно в то же время и, вероятно, имевший много общего в своей конструкции с АГС, мог погружаться на такую же глубину.

Какой-то открытой информации по эксплуатации комплексов с глубоководными станциями в открытой печати практически нет, и можно лишь предполагать сферы применения нового типа техники. АГС могут быть доставлены в район работ атомными лодками-носителями и далее самостоятельно вести поиск и разведку объектов на морском дне. Конечно, такие аппараты должны быть оснащены средствами взятия проб грунта, а также подъема предметов на борт. Как и некоторые гражданские аппараты подобного назначения, АГС должны быть оборудованы средствами наблюдения за наружной обстановкой, манипуляторным и дистанционно управляемым оборудованием для проведения работ с объектами.
Думается, что основное назначение подобных станций - это работа с упавшими на дно своими и чужими предметами, информация о которых может представлять ценность для разведок.

Конечно, такие аппараты могут вести разведку кабельных (и не только) коммуникаций на морском дне, а также нарушать их работу. Разумеется, АГС могут привлекаться и к спасательным операциям. Известно, что с 13 по 19 августа 2000 года АГС АС-15 проекта 1910 принимала участие в операции по обследованию лежащей на грунте подводной лодки «Курск ». Вероятно, именно данные от АГС были первой достоверной информацией о состоянии «Курска».

«Лошарик»

Развитие материаловедения и накопленный опыт по созданию и эксплуатации атомных глубоководных станций должен был органично привести к следующей достаточно революционной ступени в их развитии - к созданию еще более глубоководных и универсальных аппаратов, которые сочетали бы в себе возможности автономности АГС проекта 1910 и глубины погружения лучших научных батискафов того времени.

В конце 1980-х годов группа под руководством С.М. Бавилина в СПМБМ «Малахит» подготовила эскизный проект комплекса проекта 10830, в состав которого входила АГС проекта 10831 с полисферическим прочным корпусом. На основании уже упоминавшегося Постановления Совета министров СССР было организовано выполнение опытной конструкторской разработки по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а также по созданию оборудования для подобной станции. В состав комплекса должна была входить ПЛА-носитель проекта 09786 БС-136 «Оренбург ».

К 1990 году были разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Причем разработка проектов шла одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 году при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика была выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного оборудования. Скорректированный технический проект комплекса проекта 10830/1083К представлен и защищен в мае 1992 года.

Особенностью новой глубоководной станции был прочный корпус, выполненный из нескольких пересекающихся титановых сфер. Именно за эту конструкцию подводный аппарат еще при строительстве неофициально назвали «Лошарик», и это название закрепилось за ним настолько прочно, что используется сейчас повсеместно. Пространство между сферами и легким внешним корпусом было заполнено новым пористым материалом, который, аналогично батискафам типа «Консул » и другим образцам глубоководной техники, обеспечивал подводной лодке необходимое сочетание прочности конструкции и создавал положительную плавучесть. В одной из сфер находится уникальная атомная энергетическая установка.

АГС этого проекта может работать как автономно - подобно большим АГС проекта 1910, так и с ПЛА-носителем. Глубина погружения новой АГС превышает глубину работы АГС проекта 18511 и проекта 1910 и может составлять более 2000 м. Некоторые источники называют даже 6000 м.

Создание задела для строительства новой АГС этого проекта и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш» в Северодвинске еще в 1988 году. Это было вызвано, в том числе, необходимостью освоения технологии изготовления титановых сфер большого диаметра: опыта проведения работ такого рода ранее в СССР не существовало. Головная АГС проекта АС-12 с заводским номером 01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш» 16 июля 1990 года. В середине 1990-х годов из-за нехватки финансирования строительство станции, по сути, было заморожено и возобновилось только в 2000 году. Станция была спущена на воду в присутствии Главкома ВМФ России В. Куроедова 5 августа 2003 года.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга А.И.Опарин возглавлял заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой подводной лодки в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. В 2006 году АГС проекта 10831 передана ВМФ в опытную эксплуатацию, а в 2008 году принята Флотом России на вооружение. В мае 2010 года в некоторых СМИ появилась информация о награждении государственной премией специалистов АО «Центр судоремонта «Звездочка », АО ЦКБ МТ «Рубин », АО СПМБМ «Малахит » и ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей » за «опытный глубоководный заказ 1083К».

На рубеже двух тысячелетий было начато проектирование новой лодки-носителя проекта 09787 на базе ракетной атомной подводной лодки проекта 677 БДРМ. Новый носитель предназначался в дополнение к лодке-носителю БС-136 «Оренбург». Вероятно, в те же годы начата разработка программы модернизации как самих атомных станций, так и лодок-носителей. В 2004 году был заключен контракт по проектированию комплекса оборудования для лодки-носителя проекта 09787 БС-64 «Подмосковье». В 2008 году на СРЗ «Звездочка» были начаты работы по модернизации лодки. Считается, что основной нагрузкой нового носителя должен был стать именно «Лошарик».

Одновременно были начаты работы по восстановлению технической готовности и модернизации уже не использующихся флотом АГС проектов 10511 и 1910. Вероятно, в ходе модернизации были заменены механические части, обновлена энергетика и системы управления АГС. Вполне вероятно и расширение арсенала технических средств для выполнения специальных миссий.

Но и это еще не всё. В 2009 году подписан контракт между Министерством обороны России и ЦКБ МТ «Рубин» на разработку проекта переоборудования в специальную атомную исследовательскую лодку недостроенной лодки-носителя крылатых ракет проекта 949А «Белгород ». Доступных широкой публике деталей по проекту мало, но известно, что новая специальная лодка будет универсальным носителем различных подводных аппаратов и фактически станет настоящей плавающей базой для целой флотилии обитаемых и необитаемых подводных средств. 20 декабря 2012 года в Северодвинске на ПО «Севмаш» состоялась церемония перезакладки специальной лодки проекта 09852 КС-139 «Белгород». Ввод новой лодки в строй ожидается до 2020 года.

В итоге многолетних усилий разработчиков, промышленности и Министерства обороны создан и оснащен новый род вооруженных сил - силы глубоководных специальных операций, которые включают в свой состав несколько больших атомных подводных лодок-носителей, несколько кораблей-носителей малогабаритных батискафов и необитаемых аппаратов, флотилию атомных глубоководных станций и существенный набор различных вспомогательных подводных средств. И это на данный момент, безусловно, российский мировой приоритет.

Новое на сайте

>

Самое популярное