Домой Огород на подоконнике Модели интеграции общего и дополнительного образования детей. Формы интеграции общего и дополнительного образования детей: анализ положительных и отрицательных сторон. Задания для творческой работы

Модели интеграции общего и дополнительного образования детей. Формы интеграции общего и дополнительного образования детей: анализ положительных и отрицательных сторон. Задания для творческой работы

Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, олимпиады, конкурсы и др.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся - познавательных, личностных, духовно-нравственных. Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства на уровне школы, города, региона, страны. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под ред.Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - М.: Время, 2009. - С. 321.

Можно выделить следующие функции дополнительного образования:

образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение четких нравственных ориентиров;

компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, дополняющих основное образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон, предоставление ребенку гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом общеобразовательное учреждение способствует не только дифференциации интересов ребенка, но и помогает выбрать форму дополнительного образования, где его способности и получают развитие;

интеграционная - создание единого образовательного пространства;

основное дополнительное образование интеграция

функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, успех, саморазвитие.

Перечень функций показывает, что дополнительное образование детей является неотъемлемой частью любой образовательной системы.

Также при организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы :

· свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

· ориентация на личностные интересы, потребности, способности;

· возможность свободного самоопределения и самореализации детей;

· единство обучения, воспитания, развития;

· практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Эти перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. Санина Е.В. Организационная модель интеграции основного и дополнительного образования в школе. - М.: Наука, 2009. - С. 184.

Необходимость полного цикла образования в общеобразовательном учреждении обусловлена и новыми требованиями к образованности человека. Сегодня она определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры. Анализ развития дополнительного образования детей в общеобразовательных школах показывает, что сегодня существует несколько моделей его организации.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, по интересам, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатываются.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в общеобразовательном учреждении структур дополнительного образования, хотя как единая система еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т.п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, его резервом и опытной лабораторией.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательного учреждения с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Образовательное учреждение и специализированное ДОУ, регулярно разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования.

Четвертая модель интеграции общего и дополнительного образования детей на базе образовательного учреждения, по сути, представляет новый тип образовательного учреждения - центр образования или образовательный комплекс. Характеристикой такой модели является единое образовательное пространство не разделенное на общее и дополнительное образование; функционирование учреждения в течение полного дня; обеспечение возможности выбора обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, при усвоении которых сочетаются требования стандарта общего образование и индивидуальные предпочтения родителей и детей и т.д.

Приведенные модели не ориентированы на реализацию стратегий развития образования, не учитывают специфику различных ступеней образования (дошкольного, начального, полного общего и т.д.). Перспективной является четвертая модель, однако и она не в полной мере учитывает современные тенденции в развитии образования. Для более подробного рассмотрения и описания моделей интеграции основного и дополнительного образования в целях оценки результативности интеграции мы будем использовать модели, отобранные по следующим основаниям:

1. в соответствии с реализацией в дополнительном образовании определенного профиля или определенных учебных предметов;

2. по ступеням образования: дошкольное, начальное, основное и полное общее, начальное и среднее профессиональное образование; в соответствии с определенным объемом основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред.О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2007. - С. 183. Описание модели представлены в табл. №1 Приложения.

Таким образом, целью дополнительного образования детей является разностороннее развитие ребенка как личности, ориентирующейся в традициях мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к социальной адаптации, к самообразованию, самосовершенствованию и самостоятельному жизненному выбору. Задачами дополнительного образования является не только процесс успешной социализации, но и индивидуализации личности ребенка, развитие его творческих способностей. В условиях интеграции основного и дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе. Если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем. Подповетная Е.В. Интеграция общего и дополнительного образования в общеобразовательной школе // Материалы Международной научно-практической конференции. - Мурманск: МОИПКРО, 2011. - С. 235.

Одним из трендов столичного образования сегодня является интеграция общего и дополнительного образования детей. Она рассматривается как одно из средств создания единого пространства реализации ФГОС ОО, как эффективный инструмент реализации ключевых проектов Департамента образования города Москвы, объединенных в мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду».

Жирова Надежда Анатольевна,
методист РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук.

Безусловно, интеграция общего и дополнительного образования детей позволит создать условия для разработки новых форм воплощения в жизнь метапредметного и конвергентного подходов, являющихся сегодня ведущими в московском образовании.

Но, может быть, наиболее важным следует считать тот факт, что новая – интегративная – система образования, формирующаяся на стыке двух ранее практически автономно существовавших, станет той платформой, где ученик сможет найти все необходимые средства, условия, «точки роста», которые помогут ему совершить сложный мировоззренческий выбор: самоопределиться в культуре, социуме, профессии.

В столичном образовании складываются различные формы интеграции общего и дополнительного образования детей, данный процесс начался и продолжает развиваться во многом стихийно. Поэтому в данной статье хотелось бы рассмотреть некоторые формы интеграции, существующие в московских образовательных комплексах.

  1. Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.

Сегодня она является одной из наиболее распространенных. Одна из особенностей данной формы интеграции заключается в том, что она не предполагает выхода за пределы образовательной организации или ее структурного подразделения: как правило, авторами программ внеурочной деятельности являются те же учителя, которые ведут соответствующие предметы. Они же и ведут занятия. Такой формой легче управлять, и с точки зрения преемственности содержания программ она также выглядит позитивно.

Но чаще всего внеурочная деятельность в данном случае является средством для отработки определенных универсальных учебных действий учащихся, которые отстают в изучении какого-либо предмета, или, напротив, пространством подготовки к различным диагностикам или олимпиадам, отрабатывания форм деятельности и навыков по сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В этом есть свои плюсы, но самореализации или стимулированию профессионального самоопределения такая форма интеграции не способствует.

Кроме того, на сегодняшний день в образовательных организациях в основном не разрабатывают интегрированных программ, в контексте которых действительно объединяется содержание урочной и внеурочной деятельности, расширяясь благодаря введению новых методов и форм работы, используемых в рамках последней. Это одна из организационных проблем, существующих в настоящее время: есть достаточно жесткие образцы составления программ, отступить от которых учитель не может, даже если бы и хотел.

  1. Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной, внеурочной деятельности и работы объединений дополнительного образования детей (которые несколькими годами раньше традиционно назывались кружками).

Такая форма интеграции также реализуется в пределах образовательной организации или отдельного ее структурного подразделения и тоже достаточно распространена. В данном случае процесс управления ею также достаточно оперативен, как и обратная связь с управленческим звеном.

С точки зрения удовлетворения потребностей и запросов учащихся и их родителей, такая форма интеграции дает больше возможностей для работы по интересам, интеллектуального и (или) творческого развития учащихся. Это позитивный фактор.

Здесь программы для работы объединений дополнительного образования детей также пишут педагоги, работающие в образовательном учреждении, но не всегда те, кто ведет связанный с тематикой дополнительного образования предмет. Поскольку и в этом случае существуют четко регламентированные требования к написанию программ ДО , у учителя, как правило, нет возможности создавать интегрированную программу в соавторстве со своим коллегой . Это одна из проблем данной формы интеграции, и обусловлена она недостаточностью нормативно-правовой базы, регламентирующей данный процесс.

Вторая проблема связана с фактором заорганизованности дополнительного образования в школах. Объединение должно заниматься строго по расписанию, перенос репетиций (если это объединения художественной направленности) или занятий (если общеобразовательной) не допускается. Выходы на концерты, представление проектов, выступления с докладами и тому подобное, то есть за пределы школы, требуют огромного количества бумажной подготовки и хождения по инстанциям: утвердили в своем структурном подразделении, но не утвердили в главном и так далее . В итоге выхолащивается сама специфика дополнительного образования: возможность осуществления просветительской деятельности и представления тех результатов, которых достигают учащиеся, как в образовательной организации, так и за ее пределами. Но постоянные занятия только в классе губят как интерес, так и стремление учащихся к саморазвитию: творческая энергия, которая накапливается, не получает выхода и, как образно говорит А.А. Мелик-Пашаев, выдающийся психолог, занимающийся много лет проблемами творчества и художественного образования, «чайник, у которого запаяны и носик, и крышка, взрывается». В нашем случае – ребенок покидает объединение дополнительного образования.

  1. Форма интеграции, в рамках которой к образовательной организации присоединяется учреждение дополнительного образования детей (Дворец или Центр детского и юношеского творчества).

Данная форма осуществляется, прежде всего, по территориальному признаку, следовательно, сугубо организационно, но и несет ряд позитивных моментов. Так, те представители Дворца или Центра, которые ранее работали с образовательной организацией по договору или временному контракту, могут теперь считаться полноправными основными работниками. С управленческой точки зрения это расширяет возможности их деятельности, равно как ее финансового обеспечения и поощрения.

С другой стороны, образовательная организация получает возможность использования ресурсов (материально-технических, кадровых, интеллектуальных), которые способно предоставить учреждение дополнительного образования. С точки зрения создания условий для развития и самоопределения учащихся, это существенный шаг вперед.

Но на практике такое взаимодействие сводится зачастую к тому, что управление всей системой дополнительного образования, в том числе и деятельностью объединений, открывающихся внутри образовательной организации (см. вторую форму интеграции), передается во Дворец или Центр детского и юношеского творчества, который затем видит свою основную функцию в осуществлении надзора и контроля: комиссии, проверки и тому подобное. Вот еще одна проблема, возникающая в процессе стихийного возникновения форм интеграции общего и дополнительного образования детей и обусловленная фактором заорганизованности.

За ней идет следующая: учителю, работающему в образовательной организации, разрешено заявлять в дополнительном образовании только программу ознакомительного уровня, хотя существуют также базовый и углубленный. Да, углубленный уровень в условиях общеобразовательной школы реализовать сложно, но базовый зачастую возможен.

Градация обусловлена не только объемами финансирования и, соответственно, часов, которые выделяются на программу, но и наполняемостью объединений. Так, в ознакомительном уровне она не должна быть менее 15 человек. В базовом – 12, в углубленном – 10. Получается, что даже если работа объединения была бы качественнее, если бы детей было менее 15, учитель, ведущий занятия в рамках дополнительного образования, обязан выполнять это требование. Соответственно, если 2-3 ученика покидают объединение, оно оказывается под угрозой закрытия .

С другой стороны, поскольку запись учащихся в систему дополнительного образования осуществляется через электронный портал, они тоже оказываются своего рода заложниками первично сделанного выбора: во многих образовательных организациях существует требование сохранения первоначального списка учащихся, нежелательно, чтобы ученик переходил куда-то, разве что в том случае, если он переезжает в другой район города.

Но где же законодательно прописанная в Концепции дополнительного образования детей свобода выбора занятий по интересам? Где возможность «пробы себя», которая необходима, особенно если, например, вспомнить, что в младшем и среднем школьном возрасте интересы детей меняются достаточно быстро?

Очевидно, что мы снова сталкиваемся с препятствиями, обусловленными несогласованностью нормативно-правовой базы функционирования дополнительного образования детей и насущной потребности в осуществлении интеграции общего и дополнительного образования детей как единого пространства реализации ФГОС ОО.

  1. Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация привлекает к сотрудничеству на договорной основе специалистов из учреждений культуры и дополнительного образования.

Данная форма позволяет расширить возможности образовательной организации в осуществлении дополнительного образования детей, но далеко не всегда приглашенные специалисты настроены на осуществление в собственной деятельности такой интеграции. Они либо предлагают свои профессиональные возможности, реализуя их только на занятиях объединения детей, либо – если речь идет об учреждениях культуры, например, публичных (массовых) библиотеках, которые довольно часто сотрудничают со школами, – склонны приглашать группы школьников на свою территорию. Там им предлагается участие в каком-либо мероприятии (викторина, квест, тематический утренник или вечер и др.), но при этом приглашающая сторона, как правило, мало заботится о том, насколько их предложение согласуется с изучением тех или иных школьных дисциплин и работой системы дополнительного образования.

Таким образом, эта форма, с одной стороны обеспечивает возможность более широкого спектра удовлетворения интересов и образовательных потребностей детей, но в сфере только системы дополнительного образования, безотносительно к интеграции общего и дополнительного образования детей, с другой – работает скорее, как просветительская, нежели нацеленная на интеграцию.

  1. Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация выстраивает на договорной основе систему устойчивых взаимосвязей «школа – вуз». Такую форму можно считать наиболее перспективной для осуществления интеграции общего и дополнительного образования детей, в особенности, если в такое взаимодействие вовлечены не только представители вузов, учителя-предметники, ведущие занятия по внеурочной деятельности, но и те, кто руководит объединениями дополнительного образования по соответствующим направлениям.

Итак, обобщая сказанное, можно сделать ряд выводов:

  • стихийно возникшие в образовательном пространстве города Москвы формы интеграции общего и дополнительного образования детей зачастую носят сугубо административный, ситуативно-организационный характер;
  • они имеют позитивные черты, однако и несут в себе ряд проблем, обусловленных тем, что нормативно-правовая база, регулирующая в настоящее время деятельность системы дополнительного образования детей, не нацелена на процесс интеграции общего образования и дополнительного образования детей;
  • для создания интегративной системы, объединяющей основные ценности, принципы, подходы и позитивные особенности общего и дополнительного образования, ориентированной на рост качества образования и – как следствие – самореализацию и самоопределение учащихся, необходим поиск таких же системных средств.

Так, одним из основных документов, регламентирующих создание программ дополнительного образования детей, является Письмо от 11 декабря 2006 года №06-1844 с грифами Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.

Сравните: не далее, как в 2015-2016 году к программам по дополнительному образованию детей выдвигалось такое требование, как «одна программа – один автор». Возможно, какие-либо образовательные организации находили возможность его обойти, но основная масса педагогов была просто вынуждена следовать ему.

Отметим, что еще 3-4 года назад ситуация была иной: сфера дополнительного образования в школах была территорией достаточной свободы.

Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» . Основные положения Приказа действуют и сегодня.

Интеграция дополнительного и общего образования.

Вывод по результатам своей работы.



Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Анализируя задачи модернизации образования в России, можно сказать, что его качество будет зависеть от возможностей общества представить ребенку спектр образовательных услуг. При этом качество этих услуг будет определяться вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования муниципального округа. В решении проблемы расширения образовательных услуг особое место может занять дополнительное образование детей, которое в последний период реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей, но и в образовательных учреждениях.

– неотъемлемый компонент любого образовательного учреждения. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Взаимодополняя друг друга они должны создать целостное образовательное пространство: интегрированное, комплексное, создающее возможность для полноценного развития ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии детской одаренности. Об уровне одаренности можно судить уже в детстве по интересам и склонностям. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели и широте интересов. Им многое удается, многое по душе и поэтому хочется попробовать себя в разных сферах. Но природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей обучающихся, требующей как самостоятельной работы, так и работы в коллективе.

Проблема интеграции дополнительного и общего образования решается при проведении занятий дополнительного образования в школе № 5 Комсомольска-на-Амуре «Мастер-класс по изготовлению корпусной мебели» (занятия посещают учащиеся 8 – 10-х классов).

Одним из важнейших факторов позволяющих интегрировать является то, что учащиеся самостоятельно мотивированны на посещение и обучение на занятиях дополнительного образования. При личной мотивации к обучению у учащихся могут проявляться те качества, которые не раскрыты или не полностью раскрыты в ходе получения знаний в общеобразовательной школе. Те, кто в рамках обучения в рамках общеобразовательной школы был стереотипно отнесен в разряд неуспевающих, могут, и действительно это делают, проявить себя как одаренные учащиеся. Тот же кто, и в процессе изучения предметов общеобразовательного цикла проявил себя, как одаренный, талантливый и интересующийся ребенок имеет возможность получить развитие своих талантов и стремлений в получении знаний опыта и удовлетворении своих познавательных потребностей.

На примере некоторых учеников можно проследить логическую взаимосвязь между результатами получения знаний и навыков на занятиях в «Мастер-классе» и обучении в общеобразовательной школе.

Занятия «Мастер-класс по изготовлению корпусной мебели» являются по своей сути дополнением и более углубленным не только практическим, но и теоретическим к предмету общеобразовательной школы «Технология».

По программе «Технология» в учебное время отводятся часы на проектную деятельность. Однако, при работе в рамках учебного процесса имеются трудности при работе с учащимися, относящимися к категории неуспевающих. Работа носит назидательный характер. Но так как учитель технологии он, же педагог дополнительного образования, то и элементы проектной деятельности имеет смысл вносить в процесс дополнительного образования «Мастер-класс».

При занятиях на «Мастер-классе» был применен (и применяется до сих пор) такой педагогический инструмент, как мини-проект. Отличительной чертой мини-проекта от проекта является его объем, а именно более «сжатая» форма. На второй год после начала работы с мини-проектами учащиеся, относящиеся к категории «слабоуспевающие» достигли уровня позволяющего принять участие в научно-практической конференции школьного научного общества. Явилось это следствием личной мотивации при занятиях на «Мастер-классе» и переходе мотивации и на отношение к учебе в рамках общеобразовательной школы.

Так же одной из причин успехов в учебе учащихся явилось наличие и неоспоримое проявление межпредметных связей между различными предметами общеобразовательной школы.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то празвитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам.

Системе дополнительного образования в России – 95 лет. С гордостью заявляю, что почти 40 лет СОШ № 56 связывает с Домом детского творчества им. В. Дубинина тесная дружба и плодотворное сотрудничество.

Не зря сказал Министр образования и науки РФ Д. Ливанов: «Система дополнительного образования – один из факторов развития, в том числе инновационного, не только всей системы образования, но и всей нашей страны».

Рассматривая особенности развития системы российского образования на современном этапе, следует выделить тенденцию усиления интеграционных процессов в этой сфере. Внедрение новых государственных стандартов предъявляет более высокие требования к подготовленности современного выпускника, что невозможно осуществить без создания особого образовательного пространства учебного заведения. Иными словами, создание такого образовательного пространства требует интенсивного перехода современного учреждения на новый формат образования – компетентностный.

Компетентностная парадигма образования в отличие от традиционной ориентирована на формирование личностных, предметных и метапередметных компетенций обучаемого, что крайне сложно сделать без активного взаимодействия с системой дополнительного образования.

Именно интеграция общего и дополнительного образования детей обеспечивает условия:

– эффективной реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

– успешного жизненного и профессионального самоопределения;

– развития разносторонних способностей разных категорий детей;

– формирования ключевых компетенций учащихся.

Обучающийся овладевает целым рядом интегрированных умений:

– способностью ориентироваться в различных предметных областях знания;

– эффективно работать с большими потоками информации, создавать собственные базы данных;

– развивать основы критического, творческого, продуктивного мышления;

– способностью к продуктивному творчеству и др.

Активное взаимодействие с системой дополнительного образования дает возможность уделять особое внимание элективным курсам и факультативам, кружкам, студиям, работающим в условиях общеобразовательной школы. Элективные курсы, являясь межпредметными (ориентационными) курсами, предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза «личностного знания» и знаний по ряду предметов.

В этой связи в нашей школе была спроектирована многоуровневая интеграционная модель подготовки современного выпускника школы . Создание такой модели предполагало интеграцию не только уровневую, предметную, программную, а также интеграцию с дополнительным образованием и другими социальными институтами.

Такая модель предполагает необходимость интегрировать различные уровни образования : (дошкольное образование, начальное общее образование, среднее общее образование), а также внутрипредметную, межпредметную и транспредметную интеграцию образования в современной школе.

Транспредметная интеграция – это синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Примером транспредметной интеграции могут служить различные интегрированные программы, факультативные и элективные курсы, творческие лаборатории, кружковая деятельность и другие направления, реализуемые в учебной и внеурочной деятельности школы № 56.

Можно обозначить ряд основных принципов, на основе которых разрабатываются и реализуются интегрированные программы общего и дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы; принцип личностной значимости, принцип адаптивности, принцип творческой направленности, принцип коллективного характера и принцип индивидуальной заинтересованности и др.

Основное и дополнительное образование – это звенья одной цепи – к такому выводу коллектив нашей школы пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Для достижения положительных результатов недостаточно загрузить учителей и учащихся работой кружков, недостаточно работать по разрозненным планам работы каждого педагога. Необходимо создать систему планомерной работы всех структурных звеньев образовательного учреждения.

Хотелось бы остановиться на некоторых примерах интеграции общего и дополнительного образования в условиях нашей школы.

Занятия в фольклорном коллективе (руководитель Г.И. Попова) формирует у участников процесса не только предметные компетенции по русскому языку, литературе, истории, но и универсальные учебные действия, метапредметные компетенции. Участие в конкурсах, фестивалях способствует развитию познавательных, регулятивных, коммуникативных компетенций, воспитанию креативности, социально ориентированного взгляда на окружающий мир.

Примером транспредметной интеграции является интегрированный элективный курс «Психология общения» (руководитель Е.В. Чуб) в 10-11 классах, включающий в себя блоки «Основы психологии межличностного общения» и «Семьеведение».

В рамках таких интегрированных курсов успешно реализуются инновационные модели и технологии обучения. Распространенным методом обучения становятся предлагаемые для решения учащимся метапредметные проблемные ситуации :

- Case Problem Method (кейс-проблем метод) - метод решения практической ситуации;

- Case Incident Method (кейс-инцидент метод) - случаи-инциденты;

- Case Study Method (кейс-стади метод) - остросюжетные случаи, стимулирующие индуктивное/дедуктивное мышление;

- Stated - Problem - Method (стади-проблем метод) - экспертное обсуждение.

Данные технологии, основанные на разборе реальных или мнимых ситуаций межличностного общения, направлены:

· на выявление возможных причин возникающих проблем межличностного взаимодействия;

· поиск конструктивных путей разрешения конфликта;

· выявление сущности ситуаций неопределенности и неоднозначности в процессе общения и т.п.

Еще одним из примеров транспредметной интеграции может служить работа Объединения «Экология» (руководитель Н.Е. Турилова).

Программа «Экология» рассчитана на 2 года. В объединении «Экология» занимаются 3 группы обучающихся: старшая – учащиеся 8-9-х классов и младшие группы – 3 «В» класс.

Реализация программы осуществляется по следующим блокам :

  • Изучение основ экологии.
  • Участие в организации и проведении экологических инициатив:

Акция «Посади дерево».

Ежегодное участие в международных днях наблюдения птиц.

Ежегодное проведение акции «Поможем птицам».

Успешное участие в XIV межшкольном экологическом фестивале детских экологических объединений г. Новосибирска «МЭФ-2014».

Победа на конкурсе экологических плакатов «Мир Экологии».

Интеллектуальный турнир «Знатоки родной природы».

Участие в конкурсе ежегодном городском конкурсе детской экологической фотографии «ЖИВОЙ ВЗГЛЯД».

Выпуск экологических листовок к экологическим праздникам.

Туристический слет воспитанников ДДТ им. В. Дубинина.

Участие во Всероссийском открытом конкурсе исследовательских и творческих работ «Шаги в науку».

Работа в ботаническом саду ведется по направлениям: растениеводство, защита растений, цветоводство и др.

Члены объединения «Поиск» систематически проявляют себя в школьных и городских мероприятиях патриотической направленности, соревнованиях по стрельбе, в районных соревнованиях «Победа», «Аты-баты». Они участники экспедиций «Поиск МГиВ» по поиску, подъему и перезахоронению останков воинов, павших в годы ВОВ под Ленинградом; ежегодного лыжного ледового перехода по Оби по Оби; операции «Память» по уходу за могилами, павших в годы ВОВ и захороненных на сибирской земле.

В условиях перехода на новые образовательные стандарты интеграция общего и дополнительного образования положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательного интереса, критического мышления обучающихся.

В процессе активного участия в различных факультативах, кружках, студиях, элективах у обучаемых развиваются не только предметные и личностные компетенции, но и метапредметные, позволяющие им стать более успешными на следующих ступенях образования.

Потеряйло Светлана
Интеграция общего и дополнительного образования

КГУ «Дом детского творчества» акимата Федоровского района

Доклад :

«Интеграция общего и

дополнительного образования »

Составитель Потеряйло Светлана Сергеевна

педагог дополнительного образования .

Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,

то есть почву, на которой растут и процветают

таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.

Генрих Нейгауз

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ , оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека .

Изучив инструктивно-методическое письмо, а в частности особенности школах Республики Казахстан меня привлекло то, что, особенностью дополнительного образования детей в общеобразовательных школах республики Казахстан обусловлены необходимостью более тесной интеграции общего среднего и дополнительного образования .

Инновационный характер изменений содержания и технологий в современной школе в значительной степени может быть усилен за счёт дополнительного образования , характер которого предполагает свободу выбора видов деятельности, высокую мотивированность обучающихся, а, значит, и реальное творческое самовыражение личности. В условиях введения образовательных стандартов нового поколения актуальность включения дополнительного образования детей в структуру основных общеобразовательных программ связывается с необходимостью усиления вариативной составляющей образования , способствующей практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе, стимулированию познавательной мотивации учащихся.

Интеграция начального , основного и общего среднего образования и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Необходимость развития данного направления основывается на идее сохранения единого образовательного пространства .

В процессе организации обучения на школьном уроке возможно использование технологий, присущих системе дополнительного образования . Это комплексные занятия, учебные проекты, дискуссионные технологии, игры. Они, как правило, предполагают выход за рамки самого урока, предусматривая самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся непосредственно под руководством учителя. В то же время школьный урок получает продолжение в процессе реализации дополнительной образовательной программы как на уровне расширения и углубления содержания материала, так и за счет отработки отдельных элементов содержания школьного урока в разнообразных формах внеурочной деятельности.

Учителя-предметники могут вести кружки, секции, студии, клубы по интересам , спортивные секции, подготовительные курсы, организовывать познавательные, конкурсные, развлекательные программы, экскурсии и др. по своему профилю во внеурочное время. Например, я работаю учителем технологии в школе. За один час урока мы проходим только азы прикладного искусства, а на кружке воспитанники раскрываются полностью. Они выбирают понравившуюся им технику (бисероплетение, газетоплетение, декупаж, пошив казахских национальных изделий и др.) делают работу аккуратно, развивая при этом усидчивость, терпение, эстетику оформления изделия. Готовят школьные и районные выставки, участвуют, со своими работами в конкурсах занимают призовые места, дарят свои изделия родным и близким, тем самым экономят домашний бюджет в приобретении подарков. Таким образом , для обеспечения полного охвата занятостью детей во внеурочное время, в том числе в субботний день, необходимо эффективно использовать потенциал учителей-предметников.

Еще одна особенность обновления содержания образования это переход на 5-дневную учебную неделю. У учащегося увеличивается свободное время. Основой организации учебно-воспитательного процесса в субботний день должно стать дополнительное образование .

1) создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей образования и более успешного освоения его содержания;

2) осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;

3) ориентацию учащихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др., на реализацию своих способностей в организациях дополнительного образования детей ;

4) компенсацию отсутствия тех или иных учебных курсов, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного пути , конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

В условиях реализации общенациональной идеи «Мгілік Ел» проводимая учителями школ и педагогами дополнительного образования работа должна быть направлена на формирование человека образованного , обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу своего народа.

Важно, чтобы наши дети воспитывались в духе национальной идеологии, культурных традиций. Идеологическая составляющая должна присутствовать во всех проводимых мероприятиях

Учителям и педагогам дополнительного образования рекомендуется активно обращаться к методическому фонду республиканских выставок, использовать выставочный материал в профессиональной деятельности.

Педагогам детских фольклорных коллективов школ продолжать работу по изучению национальных особенностей и традиций казахстанского народа, сохранению и развитию региональной фольклорной традиции : песенной, танцевальной, народных промыслов и т. д. На занятиях особые акценты необходимо делать на разъяснении учащимся гуманистических ценностных ориентиров : почитание женщины-матери, уважение к старшим, трудолюбие, стремление жить в гармонии с социумом и природой и др.

Педагогам школьных объединений театрального творчества особое внимание следует уделить поиску драматургического материала высокого нравственного содержания, учитывая современные тенденции развития детского театрального творчества, развитию интерактивных видов театра .

Педагогам школьных кружков и объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества надо продолжить работу по развитию культуры творчества, воспитанию чувства прекрасного.

Как показывает практика, мощным механизмом духовно-нравственного просвещения являются занятия изобразительным искусством , хореографией, музыкой. Структура ряда самостоятельных конкурсов и выставок могла бы быть объединена общей идеей представления «Через искусство – к миру и взаимопониманию» . За 2017-2018 учебный год я как руководитель кружка провела школьные конкурсы по следующим номинациям :

1) «Национальные традиции и обряды» (участники конкурса представили описание и продемонстрировали национальные обряды, а также рассказали о традициях своего народа); Получили грамоты

2) «Декоративно-прикладное творчество «Храм традиций» конкурсной программе данной номинации приняли участие авторы творческих работ (мягкая игрушка, вышивка, лоскутное шитье, вязание, декупаж, бисер, резьба по дереву и т. д.). Так участники были награждены грамотами и благодарственными письмами

3) «Блюда национальной кухни» этот конкурс мы с воспитанниками запланировали провести 28 апреля в преддверии празднования 1 мая дня единства народов Казахстана

Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования , а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся , то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования , которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка . Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные , но и иные социальные потребности детей. Дополнительное образования детей может выступать как связующее интегративное звено между миром детства и развивающейся личности подрастающего человека в школе.

Новое на сайте

>

Самое популярное