Домой Цветы Театр оперетты анна каренина кто играет. Можно ли спеть Толстого? Размышления перед мартовским показом мюзикла «Анна Каренина. Анну Каренину не спасут. Но споют и потанцуют от души

Театр оперетты анна каренина кто играет. Можно ли спеть Толстого? Размышления перед мартовским показом мюзикла «Анна Каренина. Анну Каренину не спасут. Но споют и потанцуют от души

В октябре 2016 года в Москве открылись четыре совершенно разных мюзикла, каждый из которых нашел свою аудиторию.

Мюзикл «Золушка» - Москва, театр «Россия», премьера 1 октября 2016 года

Классики бродвейского мюзикла композитор Ричард Роджерс и либреттист Оскар Хаммерстайн сочиняли свою «Золушку» специально для прямой телетрансляции. Передача, которая вышла в эфир в 1957 году, долго удерживала рекорд как программа с самым высоким рейтингом в истории американского телевидения - мюзикл посмотрели 100 миллионов зрителей. Авторы рассчитывали показать «Золушку» на Бродвее, однако это случилось только через 56 лет - в 2013 году. В партитуру добавили 4 новые песни, позаимствованные из наследия Роджерса и Хаммерстайна, а Дуглас Картер Бини переписал либретто, и всем знакомая история приобрела несколько неожиданных сюжетных поворотов.

Мюзикл «Золушка» в театре «Россия» представила москвичам театральная компания «Стейдж Энтертейнмент». Спектакль создан специально для отечественного зрителя международной командой. Особое внимание уделяется визуальному ряду: над декорациями работал Давид Галло, лауреат высшей американской театральной награды «Тони», автор сценического оформления к мюзиклу «Красавица и Чудовище» . На русский язык мюзикл перевел Алексей Иващенко.

В постановке есть все атрибуты истории о Золушке: карета, волшебное платье и хрустальные туфельки, но герои больше похожи на современных людей, а сказочное королевство живет по законам современного общества. Теперь Элла-Золушка - не жертва плохого обращения, которая получает за свою доброту награду в виде принца, а энергичная, умная девушка с активной жизненной позицией, лишь волей обстоятельств оказавшаяся в услужении у злой мачехи - Мадам. В новом либретто появилась еще одна пара влюбленных - сводная сестра Золушки Габриэлла и деревенский революционер Жан-Мишель, который в финале постановки принимает участие в выборах премьер-министра.

Для кого: «Золушка» адресована зрителям всех возрастов. Яркое оформление, известный сюжет, несложная и запоминающаяся музыка делают этот спектакль идеальным детским мюзиклом. Но и публике постарше он наверняка придется по душе: романтики и юмора в мюзикле «Золушка» предостаточно! В нем даже есть параллели с современным обществом - но их ровно столько, чтобы зрители не утратили ощущения волшебной сказки.

«Стейдж Энтертейнмент» выпустила диск с избранными композициями из мюзикла, записанными во время спектакля. Последнее представление состоялось 29 апреля 2017 года.

Звезды: Алена Хмельницкая в роли Мачехи, Юлия Ива в роли Эллы, Павел Левкин в роли принца Тофера, Татьяна Кулакова в роли Шарлотты и Елена Чарквиани в роли Мари - феи-крестной.

Похожие мюзиклы: «Красавица и Чудовище», «Русалочка» , «Звуки музыки» .

Продолжительность: 2.30

Стоимость билетов: от 900 рублей.

Акции и скидки: Мюзикл предоставлял скидку 10% для студентов, в день рождения, а также держателем карт ювелирной компании Valtera. В середине проката появился «Детский билет» - для детей до 12 лет. При покупке билетов в кассах театра МДМ или «Россия» можно было сэкономить до 12% сервисного сбора, который берут продавцы билетов в интернете.

Сюжет мюзикла «Золушка»

Девушка по имени Элла живет под одной крышей с мачехой и сводными сестрами, которые обращаются с ней как со служанкой. Страной, где живет Элла, правит принц Тофер. Он тоже сирота - и во всем полагается на своего советника - Лорда-канцлера Себастьяна. Принц не в курсе несправедливостей, которые творятся в государстве, он грезит о героических сражениях с драконами. Кто же откроет правду будущему королю, а заодно похитит его сердце?

Мюзикл «Бал вампиров» - Москва, премьера 29 октября 2016 года в театре МДМ

«Бал вампиров» - самый успешный мюзикл, сочиненный и поставленный в континентальной Европе. В снову легла ироничная киноистория об охотниках на вампиров профессоре Абронсиусе и его ученике Альберте, снятая выдающимся польским режиссером Романом Полански в 1967 году.

Музыку сочинил легендарный американский рок-музыкант Джим Стейнман, либретто - известный немецкий сценарист и автор песенных текстов Михаэль Кунце. Премьера «Бала» состоялась в Вене 1997 году, а в 2009 году мюзикл был обновлен голландским режиссером Корнелиусом Балтусом и венгерским сценографом Кентауром. Именно эта версия с огромным успехом шла в 2011-2104 в северной столице. В конце лета 2016 года мюзикл «Бал вампиров» будет идти несколько недель в Санкт-Петербурге, а затем постановка переедет в Москву, где обосновалась в театре МДМ. Премьера состоялась 29 октября.

Для кого: «Бал вампиров» - это развлекательный мюзикл, идеальный для молодежной и взрослой аудитории - и женской, и мужской. Впрочем, если ваш ребенок не чужд вампирам и мистике, его тоже можно захватить с собой. Роскошная партитура и масштабная, поражающая воображение сценография, ставят мюзикл «Бал вампиров» в один ряд с «Призраком Оперы» . Разница в том, что «Бал вампиров» - это фэнтезийная комедия, но даже в ней есть место романтическим моментам.

Звезды: Иван Ожогин в роли графа фон Кролока, Елена Газаева в роли Сары.

Похожие мюзиклы: «Призрак Оперы», «Мастер и Маргарита», «Онегин».

Продолжительность: 3.00

Стоимость билетов: от 1300 рублей.

Акции и скидки: «Бал вампиров» предоставляет скидку 10% студентам и по случаю дня рождения. Покупка в кассах театров «Россия» или МДМ немного выгоднее, чем в интернете - с вас не возьмут сервисный сбор.

Сюжет мюзикла «Бал вампиров»

Действие происходит в 19 веке, в Карпатах, куда пребывают профессор Амбронсиус и его молодой помощник Альфред, чтобы доказать существование вампиров. Они знакомятся с хозяином постоялого двора Шагалом и его очаровательной дочерью Сарой. Наивный Альфред влюбляется в девушку, однако у Сары появляется могущественный поклонник, который обещает ей безраздельную власть и вечную жизнь... Это граф фон Кролок, вампир, обитающий в роскошном готическом замке в окружении странной челяди.

Мюзикл «Принцесса цирка» - Москва, премьера 12 октября 2016 года в Театре мюзикла

В 2014 году продюсер Театра мюзикла Давид Смелянский впервые привез в Москву «7 пальцев» - канадский коллектив, работающий на стыке цирка и театра. Это было так эффектно, самобытно и трогательно, что в Театре мюзикла задумались о совместном проекте. Выбор пал на оперетту Кальмана «Принцесса цирка». В Канаде, правда, о ней ничего не знают, зато у нас «Мистер Х» (под таким названием эта оперетта ставится чаще всего) в числе самых любимых спектаклей легкого жанра.

«7 пальцев» уже имели дело с музыкальным театром. Одна из основательниц труппы - Джипси Снайдер - придумала цирковые номера для успешного бродвейского мюзикла Pippin . Над «Принцессой цирка» работает ее коллега - режиссер Себастьен Солдевила. За хореографию и декорации также отвечают канадцы - Женевьев Дорион-Купаль и Оливье Ландревиль.

Хотя время действия в мюзикле «Принцесса цирка» не изменится, как и основная сюжетная коллизия, это все же будет не совсем та «Принцесса», к которой привыкли поклонники оперетты. У спектакля будет новое либретто от Алексея Иващенко, партитуру Кальмана переаранжировали, чтобы придать более «мюзикловое» звучание, изменили тональности арий. Но главным сюрпризом для зрителя станут рискованные цирковые номера, задуманные как часть общей драматургии.

Для кого: Спектакль придется по душе зрителям всех возрастов. Бабушкам и дедушкам будет приятно понастольгировать о молодости под знакомые с детства мелодии Кальмана, мамы (и возможно папы) с интересом станут следить за развитием сюжета. Ну а стильные номера и опасные трюки от цирка «7 пальцев» поразят и детей, и взрослых.

Звезды: Максим Заусалин и Евгений Ширков в роли Мистера Х, Юлия Вострилова в роли Теодоры.

Похожие мюзиклы: Pippin

Продолжительность: 2.30

Стоимость билетов: от 500 рублей.

Сюжет мюзикла «Принцесса цирка»

В нашей стране существует традиция не слишком бережно относиться к либретто оперетт, и это не случайно: шутки быстро устаревают, некоторые ситуации на отечественной почве кажутся абсурдными, поэтому либретто «Принцессы цирка» имеет разные редакции. Что приготовил зрителям автор новой пьесы Алексей Иващенко мы не знаем. Но основные персонажи будут те же: красавица-аристократка и таинственный циркач в маске.

Мюзикл «Анна Каренина» - Москва, премьера 8 октября 2016 года в Театре оперетты

Мюзикл «Анна Каренина» - третий оригинальный мюзикл, спродюссированный Владимиром Тартаковским и Алексеем Балониным в «Московской оперетте». Творческая команда та же, что у предыдущих проектов театра - «Монте-Кристо» и «Граф Орлов» . Поклонники мюзиклов гадали: cмогут ли авторы «Анны Карениной» предложить что-то принципиально новое или останутся верными найденному стилю. Премьера развеяла все сомнения: «Анна Каренина» - родная сестра вышеуказанных мюзиклов, но в чем-то их даже превзошла. Постановка получилась невероятно эффектной, с разнообразным визуальным рядом (за имперский блеск и паровоз отвечает Вячеслав Окунев), проекционными экранами и фирменным светом Глеба Фильштинского.

И разумеется зрителей порадуют знакомые интонации от композитора Романа Игнатьева и либреттиста Юлия Кима. Последний адаптировал роман Толстого весьма своеобразным образом, выжав из его максимум мелодрамы и задвинув подальше философские размышления.

Как обычно в «Театре оперетты» делают ставку на звездный актерский ансамбль. Все любимцы на месте, а благодаря возможности посмотреть состав на сайте постановки, удовольствие от спектакля гарантировано.

Для кого: Мюзикл обязателен к просмотру женщинам всех возрастов и культурного бэграунда - от старшеклассниц, которым «Анна Каренина» полагается по школьной программе, до впечатлительных филологических дев пенсионного возраста. В Театре оперетты как нигде умеют говорить о страсти и долге.

Звезды: Екатерина Гусева и Валерия Ланская в роли Анны Карениной, Дмитрий Ермак в роли Вронского, Наталия Быстрова в роли Кити.

Похожие мюзиклы: «Монте-Кристо», «Граф Орлов».

Продолжительность: 2.30

Стоимость билетов: от 900 рублей.

Сюжет мюзикла «Анна Каренина»

Юная Кити Щербацкая увлечена блестящим офицером графом Алексеем Вронским, не замечая влюбленного в нее скромного помещика Константина Левина. Однако сам Вронский одержим страстью к замужней даме - Анне Карениной, супруге высокопоставленного чиновника Алексея Александровича Каренина. Между Анной и Вронским вспыхивает роман, вызывающий осуждение света. После того, как Каренин отказывает Анне в разводе, положение влюбленных становится неопределенным и мучительным. Между тем, Кити осознает свои чувства к Левину...

Вот за такие спектакли хочется сказать создателям огромное Спасибо! Причем гордость берет не только за то, что «Анна Каренина» покорила нашего зрителя. Недавно ее киноверсия была показана в кинотеатрах Америки и Англии. Хотите верьте, хотите нет, но когда мы посетили мюзикл этой осенью, во время открытия сезона, то рядом с нами сидела довольно большая группа иностранцев. Может быть, они уже видели киноверсию и решили пребывая в Москве увидеть представление вживую... Да причины могут быть самые разные. Главное же то, что Московский театр оперетты объединяет зрителей.

Полезно

Словами непросто описать то, что мы увидели в театре. Слишком много эмоций, чувств переживаний. Как только мы оказались в зале, то буквально ощутили атмосферу приближения чего-то необычного. И как только открылась сцена, мы перенеслись на полтора столетия назад, в эпоху настоящих леди и джентльменов, которые умеют по настоящему любить и вместе с тем признавать свои ошибки, как бы горько это ни было. Впечатления от посещения театра были усилены прелестными нарядами из дорогих материалов, необычайным техническим решением с использованием мониторов и световым шоу, которое органично вписалось в классический сюжет. Музыка также просто великолепно, можно слушать до бесконечности… Именно поэтому мне захотелось купить DVD издание «Анны Карениной», которое я точно пересмотрю не один раз.

Полезно

По правде говоря, это лучший мюзикл из тех, что идут сейчас в Москве. Я знаю, о чем говорю, потому что театр моя давняя страсть. Приходилось бывать в разных театрах, посещать самые разнообразные представления, однако хочется снова и снова возвращаться в Московскую оперетту, где вот уже несколько сезонов с аншлагами идет «Анна Каренина», и все говорит о том, что поток зрителей спадать точно не будет. В первый раз мне удалось посмотреть мюзикл года 2 назад, и вот сейчас опять в моих руках оказались заветные билеты. В прошлый раз главную роль играла неподражаемая Валерия Ланская, сегодня в роли Анны была Екатерина Гусева, и это было действительно шикарно. В общем, не пропускайте это действие, оно точно стоит того, чтобы посвятить свой вечер прекрасному.

Полезно

Полезно

Весной мне не получилось попасть на «Анну Каренину» и я уже думала, что мой поезд ушел (простите за каламбур), как вдруг попалась на глаза афиша, что мюзикл снова идет в Московском театре оперетты, а за билетами уже началась охота. Теперь я уже не тормозила и вовремя все прикупила)
Ой не зря «Анна Каренина» стала классикой театрального искусства. Мне очень сложно выделить какой-то один нюанс, потому что все это выглядит как отлаженный механизм, в котором просто нет никаких изъянов. Начиная от костюмов и заканчивая либретто от Юлия Кима, все просто на высоте. Не думала, что скажу это, но я в искреннем восторге.

Полезно

Знаю, что «Анна Каренина» пользуется успехом не только в России, но и за рубежом. Год назад в Южной Корее по лицензии была представлена своя адаптация мюзикла, причем настолько удачная, что зрители захотели еще раз посмотреть историю Вронского и Карениной, и я этому вообще не удивляюсь. Мне довелось видеть мюзикл Тартаковского и Болонина дважды, последний раз был как раз на днях, с Екатериной Гусевой в главной роли. Так вот ни разу не приходилось разочаровываться. А все потому, что в Московском театре оперетты работают исключительно профессиональны своего дела. Это вам не кино, которое раз посмотришь и забудешь. Здесь эмоции, переживания, чувства. И каждый раз как в первый раз. Мои смелые рекомендации.

Полезно

Артисты - прекрасная команда, красочные образы и декорации, голоса и четкое пение. Неизбитый сюжет, энергетика самой атмосферы заставляет погрузиться в эту историю. Детям до 12 не рекомендую точно. Дела семейные и любовные не для молодого поколения, им еще только предстоит влюбляться и любить.

Полезно

Довелось мне почитать мнение Сергея Шакурова и Алики Смеховой относительно похода в театр на «Анну Каренину» и очень захотелось узнать, действительно ли здесь все так прекрасно и радужно, или все это высказано из вежливости… Но все вопросы отпали, как только на сцене появилась сама Анна Каренина. Это было что-то поразительное. Не могу назвать себя большим любителем театра и знатоком, но мне очень понравилась Ольга Беляева. К своему стыду о ней я ничего не знал, но теперь ликвидировал неграмотность. Можете меня спрашивать) Помимо Беляевой хотел бы отметить музыку Романа Игнатьева, а также либретто Юлия Кима. Вот можно просто закрыть глаза и наслаждаться ласкающей ухо музыкой, которую я, скорее всего, закачаю на свой смартфон, ведь у «Анны Карениной» даже есть мобильное приложение с песнями из мюзикла.

Полезно

Мне почему-то всегда думалось, что мюзикл – это просто яркое шоу. Как «Русалочка». Но в «Анне Карениной» присутствует также глубокая драма. Умопомрачительные декорации и свет, невероятная сцена на коньках. Очень понравилась музыка. Актерская игра на 5+. Несмотря на грустный сюжет, тяжелого осадка на душе не осталось – посмотрели на одном дыхании. Остались только светлые ощущения и желание увидеть киношный вариант «Анны Карениной», который сейчас крутят на Западе. Ребята действительно молодцы!

Полезно

У меня был выбор, чем занять вечер, и я решила не идти в кино, а отправилась прямиком в мой обожаемый театр оперетты. И конечно же я не прогадала. Знаете, можно сколько угодно ходить на «Анну Каренину», а она все также свежа и оригинальна. Какие голоса, какие страсти бушуют на сцене, это просто что-то невероятное и головокружительное. А вот эта фишка с экранами вообще создает эффект околомистического присутствия зрителя внутри истории. Не нужно никакое 3D, чтобы сполна ощутить историю Толстого, поданную в элегантном, пронизывающем и душещипательном исполнении артистов … Об «Анне Карениной» еще долго можно говорить, включая о том, что ее поставили по лицензии в Южной Корее (!), что само по себе уникально как для отечественных мюзиклов, но вот мой вам совет – сходите и оцените всю прелесть постановки сами.

Полезно

Знаете, а ведь только сейчас я полюбила «Анну Каренину» всем сердцем. Раньше читала только роман Толстого, и так получилось, что подруга достала билеты на мюзикл и мы пошли в Театр оперетты. Сказать, что мне реально понравился мюзикл, это не сказать ничего. Не зря он самый посещаемый среди всего театрального репертуара. Работа проделана воистину монструозная. Актеры отыграли, как отлаженный механизм, никто ни разу не запнулся, чувствуется, что режиссер Алина Чевик заставила своих актеров пройти огонь, воду и медные трубы, чтобы они в точности поняли, что переживают их персонажи. Кроме того, хочу отметить для знающих ценителей либретто Юлия Кима. Не знать этого композитора нельзя, он тот, кто творит музыку на все времена. И его работа для «Анны Карениной» выше всех похвал. Браво, Юлий Ким. Браво Алина Чевик и все создатели этого шедевра!

Полезно

Шли специально посмотреть, как лучшие в стране постановщики мюзиклов смогут «втиснуть» великий и серьезный роман Толстого в рамки музыкального жанра. Могу сказать, что у них получилось! Да, драматургии может кому-то не хватить, все-таки переложить прозу на песни не так все же просто. Зато как постановка – это великолепное зрелище. Плюс отличные артисты. В общем, удовольствие мы получили, чего и всем будущим зрителям желаем.

Полезно

Сходив на «Анну Каренину» в Театр оперетты, я наконец понял, за что люди так любят мюзиклы. Это воистину необыкновенное зрелище, которое чарует с первых минут и не отпускает до самого конца представления. Шикарные костюмы, бессмертная музыка, отличные визуальные эффекты (между прочим, особая фишка этого спектакля!) – все это сделало мой вечер просто незабываемым. А ведь поначалу мне совершенно не хотелось идти в театр, потому что я думал, что мне будет скучно. Да как бы не так! Теперь же с твердой уверенностью рекомендую мюзикл своим друзьям. Такое зрелище нельзя пропускать. Плюс скачал мобильное приложение мюзикла на смартфон и теперь могу слушать песни из спектакля в любое время. Посмотрите в плеймаркете, там есть пара интересных функций.

Полезно

Элегантное, красочное и утонченное зрелище, заставляющее сердце биться чаще, а глаза расширяться все шире и шире… Вот какие эмоции вызывает у меня «Анна Каренина», великолепный мюзикл, абсолютно справедливо получивший престижную премию «Звезда театрала». Данный мюзикл заставляет посмотреть по-иному на классическую историю Толстого, проникнуться ее драматургией и почувствовать то же, что и герои нашей излюбленной классики. Не в последнюю очередь столь сильные впечатления возникают благодаря невероятной игре и голосов актеров, в который раз доказавших, что сюжет необходимо передавать душой, а не холодными словами. Я была на «Анне Карениной» уже два раза и точно знаю, что еще разок себя побалую этим невероятным зрелищем

Полезно

Я против воли пошла на спектакль – теперь не жалею и, пожалуй, буду караулить «Монте-Кристо», которого говорят иногда возвращаются на сцену. Меня потрясла постановка по Толстому! Тем более, что роман трагический и тяжелый морально. А тут полная легкость восприятия – ничего не грузило. Наоборот, как будто породнилась с Толстым и поняла его мысли и музы!

Полезно

Вот это я понимаю зрелище, достойное внимания! Мне приходилось не раз посещать театральные залы. Причем как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в ближнем зарубежье, однако со всей смелостью могу сказать, что «Анна Каренина» от наших ребят из оперетты это нечто. Формат мюзикла идеально подходит под веяния Толстого. История прошлого раскрывается перед нами со стороны романтики, трагедии, надежды и боли. Видно, что постановщики не просто так взялась за «Каренину», а имели на нее самые серьезные планы. Был в театре на «Анне Карениной» дважды. Понравилось до той степени, что скачал себе на мобильник приложение «Анна Каренина» и теперь могу слушать понравившиеся мелодии даже в метро.

Полезно

По правде говоря, не думалось, что из произведения Льва Толстого может выйти настолько увлекательный мюзикл. Когда-то мне приходилось видеть одноименный фильм, причем как советский, так и английский. Каждый из них обладал своими достоинствами, однако мюзикл легендарного театра на Большой Дмитровке оказал на меня поразительный эффект. Отныне трагическая история Анны Карениной будет ассоциироваться у меня с проникновенными диалогами артистов, непревзойденным либретто Юлия Кима, а также атмосферой легкости, которая то и дело готова взорваться буйством эмоций. Это воистину достойное прочтение классики, достойное продолжительных оваций. Не менее.

Полезно

Получили удовольствие от просмотра всей семьей. Декорации сменялись каждые несколько минут, очень красивые костюмы играли искрами, хорошая музыка кружила голову. Можно смело идти с подростками от 14 лет. Ноль пошлости, великий роман получил достойное воплощение! Дети уже скачали уникальное мобильное приложение мюзикла на смартфон;) Стали фанатами) Ну а что? Это просто отлично! Никто такого ранее точно не делал. Видно, что авторы отнеслись к своей работе со всей ответственностью. «Анна Каренина» - целый медиапроект!

Полезно

Понравилось аккуратное отношение режиссера к роману, он сокращен очень аккуратно, так, что не читавшие оригинал, вряд ли заметят сокращенные места. Потрясло визуальное воплощение сюжета на сцене – впечатляет сочетание современного света, мобильных декораций и графики. «Анну Каренину», наверное, еще не ставили так ярко даже в кино! Оценка – 5 из 5. 3. В новой для меня постановке Театра оперетты «Анна Каренина» в первую и главную очередь не разочаровали именно актеры – я искренне боялась, что образы литературные не совпадут с сценическими. Согласитесь, это бывает сплошь и рядом, включая любимые фильмы. Ну, вот не так ты представлял, например, Есенина! И вся работа Безрукова в соответствующем сериале летит на свалку.
А в этом мюзикле видно, что каждый солист пропустил судьбу и переживания героя через себя, да так, что некоторые сцены вызывали слезы на глазах. Я прониклась и взялась перечитать книгу! Спасибо, что у нас есть театр, возвращающий классику зрителям в модной оболочке, которая цепляет!

Полезно

Гусева вновь, безусловно, прекрасна в исторической роли – на этот раз, Карениной. Екатерина Великая была прекрасна в ее исполнении, и вот с Карениной снова удача. Мы были на спектакле всей семьей – я с мужем, и дети – 11 и 6 лет. Маленький ничего не понял, но заворожено смотрел на сцену, видимо, нравилась игра со светом, и яркие, изящные костюмы. А второй проникся, даже попросил книжку почитать, но пока я не дала – рановато. Мужу понравились почти все арии Карениной, да и в принципе он сказал, что Гусеву открыл с новой стороны.
Ну, а меня растерзала сцена с Сереженькой, когда теперь вспоминаю – слезы на глазах. А еще тронула новая девочка - Дарья Январина, которая сыграла Кити милой и светящейся изнутри

Полезно

Великолепный мюзикл. 2 раза смотрела в полном зале. Костюмы, декорации, спецэффекты просто завораживают. Общий сюжет сохранен, атмосфера романа тоже. Можно придраться по мелочам - повторы в текстах, не упомянута вторая беременность Карениной... Но зато, когда я читала книгу, то "светское общество" не воспринимала, как единое действующее лицо... А в мюзикле ясно увидела, что "гадюшник" - единый организм... Была и на Монтекристо и на графе Орлове, но Анна Каренина превзошла все ожидания. Спасибо создателям мюзикла.

Полезно

Мюзиклы всегда считал попсятиной, разновидностиями шоу, чтобы срубить денег с доверчивых туристов! Поэтому очень упирался, когда предложили пойти на мюзиклы по роману Толстого, которого я даже не читал никогда. А этот спектакль понравился. Есть на что поглядеть – и экраны, и сцена, все задники так быстро меняются – какая же мощная прога у них используется? Ну, артистов не знаю – понравились все.

Полезно

Я не забуду этот вечер никогда. Нарядная Дмитровка, светящиеся афиши на входе. Кресла, зал, огромная люстра с изображением гениев музыки. И вот занавес раздвигается, и все – ты понимаешь, что этот спектакль будет жить в твоей памяти: только сейчас и больше никогда. Вечно. В этом вся суть театра, мюзикла, а Театр оперетты дарит нам классику так, как будто на наших глазах ограняет алмаз... Мюзикл «Анна Каренина» - это что-то невероятное! Я люблю тебя, Театр!

Полезно

На мюзикл «Анна Каренина» меня заманила и жена и теща. Впрочем, тещу мы бросили дома – иначе один я бы не справился с двумя театралками. Изначально считал и считаю, что глубокая суть романов Толстого, Достоевского может быть выражена через жанр мюзикла. В мюзикле «Анна Каренина» же авторы оказались умницами – они сумели обойти эту ловушку. Взяли для своего спектакля общую атмосферу времени и канву сюжета. Дальше же перевели все в стихи и музыку, но сделали это гуманно, за что благодарю. Не любитель таких экспериментов, но в принципе про сам спектакль ничего плохого сказать не могу. Понравились артисты и интерактивная сцена.

Полезно

У меня есть одна претензия, но она риторическая – найти билеты на мюзикл «Анна Каренина» практически невозможно! На хорошие места во всяком случае! Первый раз подружки покупали на всех по студенческим – поэтому сели на крайние свободные кресла. Но когда решила сводить маму – поняла, что это большая проблема. В итоге, все-таки попали на четверговый спектакль, и действительно мест свободных не было вообще. Друзья, если хотите увидеть этот шедевр русской сцены – озаботьтесь билетами за два месяца!

Полезно

«А что же я?
А я хочу всего лишь только,
чтобы он сейчас
был со мной!» - такими простыми словами, да еще в песне, никто еще не тревожил дедушку русской философской мысли Льва Толстого. А вот Юлий Ким посмел. Но ему не привыкать – он уже автор адаптивного текста Дюма и родитель оригинального либретто по туманным легендам о графе Орлове. Впрочем, когда в мюзикле «Анна Каренина» эти простые слова исполняют Валерия Ланская или Катя Гусева – они берут за сердце. Кто бы мог подумать, что звезда бандитского сериала «Бригада» будет блистать на сцене элитарного театра в роли героини Толстого?

Полезно

Театр оперетты наконец-то задействовал в мюзикле «Анна Каренина» свой великолепный штатный оркестр! Я был на всех мюзиклах, когда-либо шедших в Москве. Скажу откровенно – наш мюзикл с нашим оркестром и нашей музыкой – это нечто. Даже голоса любимых артистов стали теплее, родней! Что еще? Недостатков в «Карениной» не нашел.

Полезно

Полезно

Как удалось собрать практически всех лучших артистов мюзикла под одной афишей – знает только черт и дирекция театра, но Ланская, Быстрова, Гусева, Ермак, Маракулин, Ли под одной крышей – это сильный ход. Понятно, что даже в обычном спектакле нормально воспроизвести что-то из Толстого – невозможно. А куда замахнулся на мюзикл – вообще, нереальная затея. Тем не менее, благодаря актерам, оркестру, отличными ариям, волшебной музыке, чудесному ансамблю, удалось действительно сделать из скучного бородатого писателя нечто атмосферное! Велкам на Большую Дмитровку, друзья!

Полезно

Была на этом мюзикле уже во второй раз – хочу посмотреть разное сочетание артистов. Они в Театре оперетты настолько индивидуальны и хороши сами по себе, что характер спектакля меняется в зависимости от актеров. В роли Карениной была Валерия Ланская – и это было до глубины души. 1000 выстрелов в сердце! Похоже, нашлась моя любимая исполнительница главной роли. А Ли, и Маракулин, и другие блистали новыми гранями, как алмазы.

Полезно

Надеюсь, мой отзыв будет объективным. Очень люблю классические постановки Театра Оперетты, в прошлом году была на мюзикле Граф Орлов, впечатление осталось прекрасным, поэтому ожидая положительных эмоций, решила посетить мюзикл Анна Каренина. Мое мнение - постановка не удалась. Роман великого писателя - это одно из величайших произведений. Мюзикл, к сожалению, пример абсолютного неуважения к классике и попытка выдать бездарность под громким названием. Что хоть немного спасало ситуацию, так это отдача ключевых артистов, хорошие декорации и музыка. Но текст либретто, хореография - не поддаются никакой критике. Одно только "Соблюдайте правила, правила движения"... оскорбление ценителей великого романа. Следующий раз очень хорошо подумаю прежде чем отдать приличные деньги за билеты на мюзиклы Театра Оперетты

Здравствуйте, мои уважаемые читатели!

С Вами Ксения.

Сегодняшний мой отзыв о мюзикле Анна Каренина. Ниже я буду сокращенно называть его М.

28 июня 2017 года мы втроём (я, сестра и мама) сходили на этот потрясающий М. в Московский Театр оперетты.

Один раз увидев трейлер этого М. да ещё и почитав превосходные отзывы о нем, мы не смогли отказать себе в удовольствии сходить на него.

Билеты.

Билеты я купила за 3 недели до представления по интернету. 3 места на 4-м ряду, в центре, в партере, нам обошлись в 11400 рублей.

Все фотографии увеличиваются.


О театре.

У меня не очень хорошее зрение, и я рассчитывала, что уж с 4-го ряда я все хорошо разгляжу. Но оказалось, что перед первым рядом довольно большое место занимает оркестровая яма. Так что я очень пожалела, что не взяла очки. К тому же, ряды хоть и расположены по убывающей от задних рядов до сцены, все равно, головы впереди сидящих людей очень мешали все хорошенько рассмотреть... Так что советую брать билеты либо в первые 2 ряда, либо на ближайшие балкончики.

Ещё хотелось бы сказать, что в Театре оперетты очень хорошо налажено отслеживание пользованием телефонами. У мамы во время представления беззвучно звонил телефон, она просто взглянула на экран, и тут же на телефон нацелился красный "лазерный" прицел!:)

О самом М.

Меня просто поразили декорации! Дело даже не в том, что они были красивые, реалистичные и мобильные! Мультимедийное сопровождение М. было очень эффектным! Это уже не просто театр, а театр+кино!

Перечислю самые запоминающиеся моменты. Гигантские интерактивные часы на сцене до начала представления; небо с плывущими по нему облаками; поле пшеницы, колышущейся на ветру. Особенно мне понравился момент, когда Константин и Кити пишут друг другу послания на окнах! До чего дошёл прогресс! Люди, мы уже в будущем!:)

Костюмы подобраны прекрасно! Шикарные платья, роскошные шляпы, прямо окунаешься в атмосферу XIX века!

Сколько длится данный М.?

М. длится 2,5 часа, его прерывает один антракт около 10 минут. Кстати, в антракте мы заметили на 6-м ряду за нами Наташу Королёву!:) А уже по возвращению домой я прочитала, что этот М. раньше посещала и Алла Пугачева.

Как Вы наверняка знаете, этот М. создан на основе одноимённого произведения великого писателя Льва Николаевича Толстого. В М. прослеживается только 2 любовные линии (Анна и Вронский; Кити и Константин). Взаимоотношения внутри семьи Облонских (в доме которых все смешалось) здесь не показаны.

Актёры и персонажи мюзикла.

Все актёры сыграли просто замечательно! Хореография на высоте, танцоры выкладывались по полной! Особенно мне понравилась сцена катания на коньках!

Расскажу о некоторых актерах и персонажах, которые мне больше всех запомнились.

Анна Каренина

Мы очень хотели попасть на Гусеву в главной роли, но, к сожалению, не получилось. Но мы были абсолютно не разочарованы и даже очарованы игрой и пением Ольги Беляевой! У неё такой приятный глубокий голос. Беляева одинаково хорошо явила нам и счастье, и страсть, и страдания и, наконец, сумасшествие Анны Карениной...

Кити Щербацкая

Кити сыграла милая и нежная Дарья Январина. Игра Дарьи такая живая, она словно глоток свежего воздуха! Голос у неё сильный, чистый и высокий, как горный ручей. Мне очень понравилась сцена, когда Ольга (Анна) и Дарья (Кити) поют вместе. Их голоса, глубокий и высокий, так прекрасно сочетались! Слушать - одно наслаждение!

Алексей Вронский

Вронского замечательно сыграл Дмитрий Ермак. Мне он понравился, а моя мама сказала, что он совсем не хлыщ, каким придумал Вронского Толстой. Голос Алексея - просто заслушаешься! Особенно мне понравилась его последняя партия - о непонимании женщины мужчиной.

Серёжа Каренин

Единственная роль без слов и песен. Серёжу сыграл Илья Белых. По книге Серёже 8 лет, но Илье, по-моему, лет 6. Сцены с ним все трогательные до слез: и разлука с мамой, и встреча после долгой разлуки, особенно, колыбельная Анны... На глаза наворачиваются слезы, так горько вынужденное расставание матери и ребёнка...

По книге у Анны от Вронского рождается внебрачный ребёнок - дочь, но в М. о ней речи не было.

Мне очень понравилось пение оперной певицы Патти: голос завораживающий и просто чудесный!

Сцену, когда Анна бросается под поезд, обыграли интересно (насколько это возможно в такой трагический момент) и неожиданно. Не буду раскрывать этой загадки, увидите сами.

Если решите пойти на этот замечательный М., обязательно запасайтесь платочками - ближе к концу будет много слез...

Спасибо Вам за внимание!

Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы (с удовольствием отвечу на них), подписывайтесь на обновления нашего сайта (сразу под этой статьей), впереди ещё много интересных и полезных статей!:)

Если этот отзыв Вам понравился, оцените его, пожалуйста!

Вы окажете нашему сайту неоценимую помощь, если похвалите эту статью на своей страничке в соцсети!

***********************************************************************************************************************************************

Перед посещением театра мы зашли перекусить в .

Почитайте, как мы

*************************************************************************************************************************************************

Я бы с удовольствием сходила на мюзикл Анна Каренина ещё раз, теперь уже на мою любимую Гусеву в главной роли!

Буду рада, если этот отзыв Вам пригодится!

Что ж, пришло время написать отзыв о гениальном мюзикле Театра Оперетты "Анна Каренина", заключительном в ноябрьском блоке спектаклей, на котором мне удалось побывать вчера, 27 ноября.
Прошу простить за тавтологию, но я начну сначала.
Когда поднялся (или исчез, или испарился (я так и не поняла, к слову о великолепной технической организации спектакля)) занавес, от всего происходящего на сцене у меня полились слёзы счастья, так долго я этого ждала и настолько величественно и красиво это было!
Итак, занавес поднят, действие начинается. Я сразу оказалась там, рядом с героями, так всё было по-настоящему!
Блестящее либретто и музыка; мелодии и слова не прекращая звучат в голове, снова и снова возвращая меня туда, на сцену, к Анне и Вронскому, Кити и Левину, Каренину и Серёже...
Отдельно нужно сказать о танцевальном ансамбле, фигуристах и об артистах балета - всё, что они делали - восхитительно! Каждое движение - на высшем уровне! Браво!
Декорации... Как удалось создать этот единый организм мгновенно сменяющих друг друга и необыкновенно реалистичных картин, от золотистых пашен до буквально золотых бальных залов? Восхищаюсь теми, кто трудился над созданием внешнего фона спектакля, очень важного для эмоционального и зрительного восприятия событий!
И наконец, так сказать, на десерт, расскажу об актёрах. Екатерина Гусева, Дмитрий Ермак, Александр Маракулин, Наталия Быстрова, Влалислав Кирюхин, Андрей Александрин, Оксана Лесничая - великолепный состав! Голоса, актёрское мастерство, мимика, движения - всё заслуживает аплодисментов и восхищает!
Особенно хочу остановиться на Екатерине Гусевой, любимой актрисе ещё с "Норд-Оста" и "Графа Орлова"! Красивая, статная, роковая - такая, какой представлялась мне Анна. И самое главное, я увидела на сцене не Екатерину Гусеву в роли Анны Карениной, это была сама Анна, живая, настоящая, искренняя, любящая и страдающая. Абсолютно не наигранные эмоции и не нарисованные слёзы. И какие сильные драматичные сцены: и в спальне Серёжи, и разговор Анны с Вронским после дворянского заседания, и приезд Анны в оперу, и песня Патти, - я плакала вместе с Екатериной Гусевой и Анной Карениной, героиней гениального романа Л.Н.Толстого и не менее гениального мюзикла Юлия Кима и Романа Игнатьева!
Колыбельная Анны, исполненная Екатериной акапелла, вынула всю душу! Бесконечно восхищаюсь и люблю!
И как не вспомнить откровенную сцену Анны и Вронского, самую чувственную и страстную! Время остановилось, всё вокруг померкло и исчезло. Они были наедине, и они любили друг друга!
К сожалению, всё когда-то заканчивается, подошёл к концу и 2 акт спектакля... Словами не описать последние его минуты. Меня трясло от напряжения и разрывающих сердце рыданий... Почему Анна? Почему поезд?...
Она стояла и пела, к сожалению, свою последнюю песню; вдруг сверкнули красные огни, загорелись фары паровоза и ревущий, несущийся прямо на неё поезд поглотил Анну в мгновенной, ослепляющей вспышке света... В этот момент в душе что-то оборвалось... Это была жизнь Анны, ставшая моей собственной, я прожила её вместе с ней... Я такого никогда не испытывала!
Спасибо всем, кто в той или иной мере причастен к этому мюзиклу! Выходя из зала, я не удержала слёз, так не хотелось уходить, никогда-никогда!
И я надеюсь, что мне ещё удастся вновь пережить эти незабываемые эмоции; я уже подумываю о том, чтобы посетить Московскую оперетту ещё раз!

Я вынуждена предварить отзыв о мюзикле «Анна Каренина» небольшим предисловием. Итак, предупреждение: если вы нежно относитесь к этому спектаклю, если с трудом переносите критику, а особенно, если вы сами имеете отношение к постановке, срочно закрывайте данную страницу и отправляйтесь читать рецензии иных авторов. Без моей писанины вы прекрасно обойдётесь, а нервы будут целее.

Что ж, сезон мюзикловых премьер стартовал. И лично я его открыла «Анной Карениной» . Правда, я неожиданно для себя попала на показ ещё до официальной премьеры (ещё раз спасибо всем, кто поспособствовал) и понятия не имела, какой мне обещается состав. Тем радостней стало после покупки программки и изучения фамилий игравших в тот день артистов. Право, выбирай я дату похода в Театр оперетты лично, долго и вдумчиво, лучшего бы результата не добилась.

Одна беда: я заранее была настроена на то, что ничего хорошего из затеи переноса Льва Николаевича на мюзикловую сцену не выйдет. По крайней мере, в данном случае. Ибо слишком показательны были примеры и (ну, и как же промолчать про ).

Но я всё-таки робко надеялась на лучшее. А вдруг да рванёт?.. Увы, не срослось. Уже после первой сцены я сформулировала своё мнение об «Анне Карениной», которое с тех пор не изменилось ни на йоту: это капец.

Нет-нет, выйдя из театра и судорожно куря перед входом, тщетно пытаясь прийти в себя, я, конечно, слышала вот этими вот ушами множественные восторги других зрителей. Но мюзикловый бог им судья, этим нетребовательным и всеядным добрым людям.

Я долго ломала голову, как же мне писать отзыв. Ибо всеобъемлющее: «Это капец!» — безусловно, передаст максимум моих чувств и эмоций, но не раскроет деталей. Ехидная ругань поднадоест ко второму абзацу, да и эпитеты в тексте быстро повторяться начнут. И тут мне напомнили о шедевральной памятке театральному критику. Вот этой:

Крикнув: «Эврика!» — я станцевала тарантеллу и приступаю сейчас к написанию рецензии по соответствующей схеме…

8 октября в Театре оперетты состоялась долгожданная премьера мюзикла «Анна Каренина». Любители жанра предвкушали это зрелище и смаковали предполагаемые детали действа, ведь к постановке приложила руку прекрасно известная зрителям Алина Чевик.

Этот режиссёр обладает своим собственным неповторимым стилем, который можно узнать с первого же мгновения. Действительно, стоит только раскрыться занавесу, и сразу же хочется воскликнуть: «Да это ж Чевик!..»

Из спектакля в спектакль переходят лучшие находки постановщика. Это и фирменные мизансцены, и бесчисленные танцы, и дозволение артистам самим искать глубины роли без всякого режиссёрского давления сверху. Постановщика можно понять: зачем изобретать велисипед, если уже много лет назад ей было нащупано то самое золотое дно, которое позволяет использовать одни и те же приёмы к пущей радости зала?

Язвительный зритель может заметить, что возникает трудность опознавания, какой именно спектакль он сегодня смотрит. Ведь подобные танцы, диалоги и костюмы он наблюдает во всех проектах Чевик. Я не могу согласиться с данным замечанием. Подумайте сами: перед входом в театр висит афиша, на которой написано название сегодняшнего спектакля. Как можно прочитать её и не понять, что именно вам демонстрируют на сцене?

Проделана большая работа , ведь необходимо было не только отсеять наиболее удачные постановочные звенья «Монте-Кристо» и «Графа Орлова», но и расставить их в должном порядке для «Анны Карениной».

Отдельно хочется отметить лёгкость подачи материала. Как известно, в театры ходит различная публика, в том числе и та, которая попадает в храм искусства случайно. А это значит, что режиссёру не следует делать постановку излишне вычурной и перегруженной напластованием планов.

Мюзикл, как известно, жанр развлекательный. Потому на постановщика, который берётся за печальную историю с трагическим финалом, ложится двойная ответственность. Нужно позволить публике расслабиться и не слишком глубоко погрузиться в отчаяние. Чевик мастерски справляется с такой задачей, оставляя за кадром все моменты, которые можно было бы трактовать двусмысленно… Или хотя бы просто как-то трактовать.

В итоге Алине удалось создать спектакль, который можно без всяких сомнений назвать вершиной её мастерства. Нащупанные в предыдущих постановках ходы и авторские фишечки теперь стали основными режиссёрскими приёмами. Чевик не мечется и не проводит творческих изысканий. Она рукой опытного мастера щедро сеет в почву своего спектакля решения, проверенные на публике.

Любопытная интерпретация пьесы позволила оставить «за кадром» большую часть романа Толстого. Действительно, два часа мюзикла — слишком узкие рамки для того, чтобы охватить все хитросплетения сюжета. Потому в «Анне Карениной» мы наблюдаем линейное повествование, не отвлекающееся на второстепенные детали. А это значит, что даже те зрители, которые никогда не читали роман, поймут, что происходит на сцене.

Может возникнуть ощущение, что линия Лёвина и Кити является излишней, ведь эти персонажи минимально пересекаются с остальным сюжетом. Я снова позволю себе оспорить данный тезис. Подумайте сами: останься Лёвин вне сюжета, как бы мы смогли порадоваться пейзанским сценам с рожью и синим небом на экране?

И режиссёр, и автор либретто — бессменный Юлий Ким — знают главное правило мюзикла: чтобы публика не заскучала, нужны не только задорные танцы, но и смена места действия, а значит — общей картинки и проекций на экране, которые публика принимает на ура (никто не будет спорить, что в наше время этот приём до сих пор смотрится инновационно).

Скептики могут заявить, что спектакль получился скучным и неинтересным, а финал его — предсказуем. Мол, авторы смогли преподнести общеизвестный сюжет так, что его хочется пересматривать снова и снова, а «Каренина» подвелась. И снова ошибка.

«Анна Каренина» — это история, которая даёт создателям возможность не только рассказать историю любви, но и впечатлить зрителей блеском 19-го столетия, погрузить их в историю собственной страны и познакомить с дворянским бытом и шиком (не зря же эти тезисы бесконечно повторяются в пресс-релизах).

Пожалуй, мюзикл «Анна Каренина» нацелен в первую очередь не на ум и слух публики, а на другое, не менее значимое чувство, — зрение. Шикарные костюмы (при их создании снова пользовались правилом «Возьми лучшее из прошлых проектов»), помпезные трансформирующиеся декорации (и тут использован богатый опыт предыдущих постановок), бесконечные проекции — всё это великолепие выводится на передний план и играет первую скрипку.

Что же касается стихотворных текстов, то нельзя не отметить попытку автора максимально понятно донести до публики их смысл. Большинство фраз повторяется по нескольку раз, и потому самый невнимательный зритель осознает, о чём ему говорят герои.

Отдельная похвала — за попытку словотворчества. Вспомним фразу: «Патти на расхвате». Мы все знаем, что такое «нарасхват» и «на подхвате». Ким же не придерживается шаблонов и создаёт что-то свежее и незнакомое.

Я с уверенностью заявляю, что, как и для Чевик, для Кима «Анна Каренина» стала квинтессенцией таланта творца. Здесь он достиг некоего абсолюта, после которого иные авторы постесняются писать тексты для следующих проектов. Ибо это — пик, вершина, Эверест!..

Подобная же картина наблюдается в музыкальной составляющей. Композитор Роман Игнатьев сочинил массу замечательных мюзиклов, но наконец-то и он пришёл к пониманию того, что необходимо опираться на лучшее в своём творчестве. Потому все мелодии из «Карениной» покажутся приятно знакомыми постоянным зрителям Театра оперетты. Вот зазвучали нотки из «Монте-Кристо», а вот — вылитый «Граф Орлов».

Все знают, что зритель, как правило, с трудом принимает что-то новое для себя. «Анну Каренину» он встретит, как родную, ведь знакомыми ему покажутся все элементы спектакля.

Опытный зритель заметит, что песен в мюзикле очень много, и порой они не несут на себе никакой смысловой нагрузки — исключительно эстетическую. Создатели дают нам максимум возможностей погрузиться в музыку, а отдельным плюсом является то, что сложно найти мелодию, выбивающуюся из общего ряда. Если в «Монте-Кристо» или «Графе Орлове» порой звучали так называемые «музыкальные боевички», то созерцание «Карениной» не заставит вас вздрагивать от звукового потока.

Кто-то скажет, что мелодии мюзикла скучны. Эти придирки совершенно неуместны, ведь в зале могут оказаться и зрители, которые провели бессонную ночь, а сейчас имеют шанс уютно подремать под убаюкивающие звуки «Карениной».

Резюмируя всё вышесказанное, я отмечаю, что, безусловно, трактовка «Анны Карениной» спорная, но имеет право на существование. В конце концов большинство зрителей академиев не кончали, а тут их доступно и музыкально приобщают к классике. Да, можно не прочитать роман и не посмотреть ни одного фильма, но проникнуться бедами героев.

Наконец-то нам подарили ещё один мюзикл, рассчитанный не на высоколобых умников, а на массовую публику. И пусть ценовая политика театра представляется смелой, уже сейчас можно сказать, что зал Театра оперетты будет полон в те дни, когда дают «Анну Каренину».

Я уверена, что шоу будет расти от спектакля к спектаклю, хотя и сегодня понятно, что мюзикл является истинным алмазом. Это неудивительно, ведь руку к созданию «Карениной» приложили такие монстры жанра, как Чевик и Ким.

А если кому-то новый проект придётся не по душе, то спешу вас обрадовать: пирожки в буфете вкусные.

Что ж, я искренне надеюсь, что у меня получилось донести свои мысли об «Анне Карениной». И если я ещё раз в ближайшее время посещу это шоу, то только в горячечном бреду или же за большие деньги, перечисленные мне на карточку.

Но есть в мюзикле звено, которое не просто хорошо, а великолепно. Я говорю об артистах . В очередной раз проект Театра оперетты собрал все актёрские сливки, заставив бедных-несчастных талантливых людей существовать в капце. (Ага, а вот сейчас они понаслушаются-поначитаются хвалебных отзывов и наивно поверят, что «Каренина» — крута…)

Я вам больше скажу: именно из-за занятых в спектакле артистов многие дают «Карениной» положительную оценку. Кретинское либретто с отсутствующим сюжетом, идиотские тексты, вторичность и неинтересность — фигня. Актёры — умницы, а потому понравилось.

А я считаю, что даже старания шикарных артистов, пытающихся выжать максимум из плоских, непрописанных персонажей (жаль их, ей-ей), не делают «Каренину» хоть на гран стоящей показов в центре Москвы.

Давайте чуток расскажу о тех, кого видела.

Князь и княгиня Щербацкие — Вячеслав Шляхтов и Елена Сошникова. Мизерные рольки, в рамках которых разве что костюмами покрасоваться можно. Но даже из этого «великолепия» Шляхтов и Сошникова выходят во всей красе. И да, спеть не дали — только в ансамбле.

Графиня Вронская — Анна Гученкова. Сколько ж можно бедной Анне давать возрастные роли… Персонаж, как и все остальные, ни о чём, спасибо автору либретто и режиссёру (не буду больше этих фраз повторять, можете сами экстраполировать их на всех остальных). Но тут же Гученкова. А значит, одно удовольствие для глаза и слуха (благодарю — дали насладиться вокалом Анны).

Патти — Оксана Лесничая. Единственная сцена, состоящая из единственной песни. И я б написала, что не понимаю смысла эдакого вкрапления, если б не то, что продемонстрировала Лесничая. Вот это мне понравилось.

Распорядитель — Максим Заусалин. Человек, из-за которого мнение: «Это капец!» — превратилось в: «Это капец и Заусалин». Не только из-за неоспоримого таланта Максима. Просто его персонаж как будто бы существует в качественно и идейно ином спектакле. Вот есть «Анна Каренина» — банальная, скучная, обычная, а есть — стимпанковые сцены с распорядителем. Этот персонаж — местный Дер Тодд, «демон Карениной». Понятия не имею, что покусало Чевик, когда она сии моменты ставила. Но вот хоть чуток бы остальное походило на распорядителевы кусочки, прелесть бы получилась. За распорядителем интересно наблюдать, и вообще он выделяется из сонма прочих артистов. Такое впечатление, что за массу отработанных вместе проектов народ пообтесался друг о друга и работает в едином ключе. И тут такой Заусалин, на своей волне существующий. В общем, если б не Максим, я б вообще, наверное, с тоски прямо в театре кончилась.

Княгиня Бетси — Наталья Сидорцова. Никогда не смогу простить постановки, в которых не используется талант Сидорцовой по полной. Вот и в «Карениной» так — есть, вроде, персонаж, а толку?.. Удали эту Бетси из мюзикла — не изменится ничего. Она не несёт на себе никакой смысловой нагрузки. Наташа, конечно, великолепна всегда и всюду, но простите… не её масштаба роль.

Стива Облонский — Андрей Александрин. Ну приехали… Мне понравился Александрин! Не вру, честно! Пусть наигрывал жутко, но всё равно это смотрелось даже мило. И спел ведь неплохо. Так что вот такая у меня новинка театрального восприятия.

Константин Лёвин — Владислав Кирюхин. Тоже роль, которую смело можно выкидывать (Кити и без него бы справилась — ну, в условиях умения Театра оперетты вычленять из сюжета героев и сюжетные линии). Но есть и плюс: можно просто порадоваться присутствию на сцене много поющего Кирюхина. Хотя персонажа для него поярче бы хотелось.

Кити Щербацкая — Дарья Январина. Вот — единственная, кто мне не шибко приглянулся. Может, переволновалась, понимаю. Но актёрски не убедила (что это было вообще?..), а вокально зато подтянулась ко второму акту. Хотя тоже не фонтан.

Алексей Каренин — Александр Маракулин. Мне тут что-нибудь писать или просто в очередной раз отметить, что «нееет ничего прекрасней Маракулинааа»?.. Не, совершенно неясно, чем Анну эдакий муж не устроил. Впрочем, это я не только о таланте и харизме Маракулина, но и в очередной раз о доходчивости либретто.

Алексей Вронский — Сергей Ли. Совершенно шикарный Вронский в заданных условиях. Ну, а как может быть иначе, если речь идёт о Ли? Да, поди пойми, что там у них в финале произошло с Анной, раз Вронский так трогательно поёт о том, что она его, де, обвиняет и ваще не понимает (на сцене-то нам ничего подобного не показывают). Но если нам предлагают Сергея Ли в мюзикле, то однозначно будет замечательно.

Анна Каренина — Ольга Беляева. Единственная Анна, на которую я была изначально согласна (и вот даже скрывать этого не буду). И было мне такое счастье. Увы, либретто и тут подложило кучу свиней. Самое главное, что причина бросания под поезд неясна — но Ольга сделала всё возможное, чтобы оправдать поступки и мысли своей героини. Это было мощно и пронзительно… А вокал… Прежде я полагала, что справиться с партиями Анны под силу только Сидорцовой. Теперь знаю — ещё и Беляевой. Финальная песня Карениной — это нечто. Тут стоит отметить, что она ещё и мелодически очень интересна, стилистически выделяясь из остального материала. А когда её пела Ольга… Нет, я не простила мюзиклу тусклости и бессмысленности и не возжелала посмотреть его повторно, но мурашки по коже побежали вприпрыжку. Так что, если вам вдруг захочется посмотреть таки «Анну Каренину», то выбирайте даты Беляевой.

Очень печально, что нас пичкают подобными творениями, именуя их мюзиклами. Вдвойне грустно, что свои поклонники у данной штуки возникнут — да ещё и в больших количествах. Втройне жаль, что люди, знающие и ценящие жанр, придумывают «Карениной» оправдания, разыскивают плюсы и откапывают воображаемый жемчуг в куче находок от Чевик.

А я что? Просто порадуюсь, что финальная послепоклонная песня наконец-то заканчивается не словом «любовь», а словом «счастье». Уже эволюция какая-то…

PS. А про живой оркестр ничего писать не буду, ибо его наличие, конечно, огромный плюс, но я приобщусь к тем зрителям, которым показалось, что частенько минусовая фонограмма звучит… Может, я глухая, не спорю.



Новое на сайте

>

Самое популярное