Домой Плодовые деревья День «икс» для татарского: завтра может разрешиться школьный языковой конфликт. «Татарскому учат за счёт сокращения уроков русского языка Сокращение уроков татарского языка

День «икс» для татарского: завтра может разрешиться школьный языковой конфликт. «Татарскому учат за счёт сокращения уроков русского языка Сокращение уроков татарского языка

Татарстан теряет в последние месяцы то немногое, что отличало его от других российских регионов. В 2017 году Москва не продлила с Казанью договор о разграничении полномочий, который давал Татарстану известную автономию. В местных школах в разгар учебного года отменили обязательное преподавание татарского языка . Раньше его преподавали наравне с русским, теперь оставили только факультативные два часа в неделю. Павел Шмаков, директор школы-интерната для интеллектуально увлеченных детей "СОлНЦе" из Казани, возмутился скоростью принятия этого решения и нарушениями, с которыми оно, по его мнению, принималось и обратился в суд. DW поговорила со Шмаковым о том, почему он выступает за сокращение числа уроков татарского языка, но против его необязательного изучения.

DW: 1 марта будет очередное судебное заседание по вашему делу в Вахитовском райсуде Казани. Почему вы боретесь за татарский язык в школах?

Павел Шмаков : Вся история началась, как вам известно, в конце июля 2017 года, когда Путин в Йошкар-Оле сказал, что нельзя заставлять людей изучать неродной язык. Затем в начале октября к нам неожиданно пришла бумага из прокуратуры, что у нас была проведена проверка, проанализированы наши учебные планы. Проверки на самом деле не проводилось. Через несколько дней состоялось собрание директоров школ нашего района, такие собрания были по всем районам Казани в присутствии прокуроров районов. Его проводили начальники управления образования Казани. Я задал вопрос, как так и почему мы получили бумаги о проверках, хотя их не было.

На этих собраниях нам было предписано начать увольнения учителей татарского. В течение двух месяцев нас обязали уволить учителей. После этого к нам начали приходить прокуроры уже с реальными проверками. Они стали допрашивать детей, зачем им нужен татарский, почему они учат его.

-… И вы подали протест.

Я счел, что позиция неправильная. Были налицо нарушения: допросы детей в отсутствие родителей, прокуроры заходили без разрешения в интернат, фотографировали личные вещи детей, такие действия по Конституции разрешены только с санкции суда. Я подал в суд на прокуратуру.

Считаю, что такие действия (сокращение уроков татарского – Ред. ) нельзя делать быстро. В принципе, их делать можно, учебные планы иногда меняются, это нормальное явление. Но такие действия делаются во время больших летних каникул. Состоялось уже несколько заседаний суда, сменилось несколько судей, они не хотят решать эти вопросы, перекладывают на более позднее время. Дело затягивается. Путин просил не заставлять учить неродной язык. Но несколько часов в неделю английского у нас есть, и они обязательны для изучения.

В конце концов, были приняты учебные планы и рекомендации, чтобы татарский учили только добровольно и не более двух часов в неделю. Фраза Путина противоречива, и в ней не сказано, в какие сроки это надо сделать. А у нас очень быстро нагнетается межнациональная напряженность. Я живу здесь с рождения, здесь жили мой папа, мой дедушка. Межнациональных конфликтов особо не было. Напряженность была только в начале 1990-х годов. И то это успокоилось. А сейчас снова стали делить: ты татарин, а ты - русский. Ты будешь выбирать татарский, а ты - нет. Я вспомнил, что когда я был школьником, была смешная, но не очень хорошая ситуация: русские играли в футбол, а татары шли учить татарский. Но это еще не было жестко. Это было просто не совсем правильно. А сейчас началось жестко.

- Ваша позиция – преподавание татарского сокращать, но не спеша?

Делать все медленно, насколько возможно. К февралю мы увеличили количество часов русского языка, поскольку у нас их было меньше, чем должно было быть по законодательству. Другое дело, что в этом не виноваты учителя татарского. А прокуратура и Рособрнадзор, которые должны следить за этим.

Я думаю, что вопрос будет снова отложен до 18 марта, до выборов президента России. Самый главный результат судов - то, что мы сумеем убедить детей, чтобы они добровольно учили татарский. Для этого было нужно время. А в других школах это было сделано унизительно для татар: уволили много учителей татарского, восстановили татар против русских, а русских - против татар.

- У решения властей есть много сторонников. Татарский, говорят они, принуждали изучать, хочет ли ученик этого или нет. Что бы вы ответили этим людям?

То, что я говорю своим родителям. У нас в школе нет никаких межнациональных жалоб и конфликтов. Мы изменили методику преподавания татарского. У нас нет домашних заданий. У нас много показывают фильмов и мультфильмов на татарском, дети ходят в музеи, приглашаются татарские певцы и ученые. Татарский язык преподают в удовольствие для детей. Мы уменьшили количество татарского, но сделали так, что нет заявлений от родителей. Я считаю, что на земле Татарстана - это единственное место, где есть родина татар - какое-то количество часов все должны изучать татарский язык. Другое дело, что можно обсуждать, сколько часов, и может, меньше, чем было. Нужны другие методики: раньше учили грамматику и буквы. Это неправильно: когда рядом много русских и татар, надо просто разговаривать, петь песни, танцевать, слушать красивую татарскую музыку и так далее. Тогда это будет естественно, приятно и красиво. Прежде всего, уважать друг друга. Если эту культуру не уважать, то возможны межнациональные конфликты. Это значительно хуже споров.

- Но ведь с прагматической точки зрения решение властей логичное - татарский для работы или для обучения в вузах не требуется, верно?

Контекст

Я согласен с этим. Поэтому когда в пятом классе изучают пять часов татарского, то вообще-то, это много. Нормально было бы три или два. Человеку, который собирается уезжать в Тверь или в Москву, татарский язык не особо нужен. …У нас много межнациональных браков. Мы каждый год ходим в туристические походы в татарские деревни. Какой-то минимальный уровень знания языка нужен всем, кто живет в этих краях. А всем ли нужна математика? Филологу или историку - в минимальной степени, но нужна. Есть некий культурный минимум. На территории Татарстана - это татарский язык.

- Но ведь два часа разрешают. Это меньше минимума, о котором вы говорили?

Два часа было бы нормально, если бы они были обязательными. А они добровольные. Ведь математика у нас не добровольная. И английский, и география, и история тоже. В нашей школе мы решили вопрос: у нас два часа по решению родителей они стали обязательными для всех, хотя формально уроки добровольные. К тому же, у нас много кружков татарского, поэтому мы не уменьшили нагрузку учителям татарского. Мы немного уменьшим ее летом, когда можно не спеша менять учебные планы. Убирать его совсем из обязательной сетки принципиально неправильно. Очень многие татары тогда перестанут его учить, потому что прагматически он не сильно нужен. Будет уничтожаться культура татарского народа.

Еще один маленький пример. В Татарстане татарского языка изучали больше, а русского – меньше, чем в России. Тем не менее, из 88 регионов Татарстан на третьем месте по уровню итогового экзамена по русскому языку. Билингвизм это важно. Когда дети учили и татарский, и русский, они при этом русский лучше знали.

- В феврале был митинг против отмены преподавания татарского. Вы тоже на нем присутствовали. Но людей пришло немного. Означает ли это, что тема для жителей Татарстана не очень актуальная?

Я был там единственным русским. Было человек 120. Митинг заявлялся много раз, его впервые разрешили. Я был одет в куртке, пиджаке, футболке, рубашке. И я через полчаса замерз. Стоять на митинге было просто холодно. Когда будет весна, на такие митинги придет больше народу.

- На этом митинге был лозунг с призывом к российским властям ратифицировать Европейскую хартию региональных языков. Как вы считаете, нынешнее решение о сокращении уроков татарского языка как-то связано с тем, что Россия этого до сих пор не сделала?

Думаю, что связано. Мне кажется, что Россия пытается идти своим путем строительства жесткой пирамиды власти. Но в таком громадном государстве такая жесткая пирамида плохо работает. У Салтыкова-Щедрина есть такая фраза: "Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения". Мне кажется, что Россия пытается сделать то, что невыполнимо в данной ситуации. Это решение насчет языков приводит к уменьшению многообразия культур в России. Через некоторое время все вернется, все изменится. Но "некоторое время" может отнять годы и десятилетия.

Споры о преподавании татарского языка в татарстанских школах не утихают. Накануне, 25 октября, мэрия Казани в проведении митинга в поддержку языка, до этого программы преподавания на специальном совещании первые лица республики. Практически ежедневно русскоязычные и татароязычные активисты проводят протестные акции в защиту собственных позиций. На фоне этого "Idel.Реалии" обсудили проблемы языка с теми, кого они напрямую касаются и по кому могут ударить - с учителями татарского. 24 октября эти люди с "письмом боли и волнения" к депутатам Госсовета Татарстана. Что педагоги думают о дальнейшем преподавании татарского языка и литературы в школах, что им говорят в администрациях учебных заведений, чего они ждут и на что рассчитывают?

По просьбам спикеров, их имена изменены.

Лилия, стаж работы - пять лет:

У меня уже нет никаких эмоций. Два месяца нет никакой определенности: когда можно уйти из школы, собираются ли нас увольнять, искать ли новую работу? Я на данный момент уже подыскиваю новую работу, так как точно знаю, что сократят часы татарского языка. К примеру, оставят по одному уроку литературы и языка в младших классах, а в 10-11-х, возможно, совсем уберут.

Прямого давления со стороны администрации пока нет. Сейчас мы работаем в прежнем режиме. Но доподлинно известно, что изменения будут либо после первой четверти, либо после нового года.

Чего мы ждем и боимся - это сокращения. В первую очередь, сказали, "выкинут" пенсионеров и молодежь - это незамужние девушки, без детей или у кого дети уже учатся в школах. Трогать не будут тех, у кого дети младше трех лет. Остальные все должны попасть под сокращения. Не знаем, как наша республика может допустить исход, при котором стольких учителей уволят даже без компенсаций.

Рената, стаж работы - три года:

Обычно до четвертого класса дети любят татарский, изучают его с интересом

У нас гимназия, и я считаю, что здесь учатся чуть другие дети. Они показывают стабильно хорошие результаты, у них заинтересованные родители. До четвертого класса татарский язык у нас обучается по методике Литвинова. Она позволяет проводить минимальное количество уроков, так как дети получают максимальные знания для этого возраста. Методика хорошая, но ее нет в федеральном перечне. Вопрос, почему? Также уже второй год в качестве эксперимента мы ведем свои уроки по методике В.Н.Мещеряковой. Нужно просто включиться в процесс и работать,что и мы делали и получали впоследствии хороший результат.

Обычно до четвертого класса дети любят татарский, изучают его с интересом. Это именно тот период, когда ребенок еще не думает о чем-то ином, не рассуждает: нужно татарский изучать или нет. Он здесь и сейчас, ему именно в эту минуту интересно и он слушает, учит. В пятых-восьмых классах начинается переходный возраст, меняется и методика преподавания. Обучение идет по учебникам Нигьматуллиной Р.Р. и здесь теряется конкретизация. К тому же дети уже не те, энтузиазма нет, начинаются вопросы о том, зачем им татарский, звонки недовольных родителей. Какое же здесь упущение? Мы всегда с учителями это обсуждали. Где наши заинтересованные дети?

Я решила для себя, что мне важно мое здоровье и здоровье моей семьи. Я не знаю, что будет дальше.

В 10-11-х классах татарский язык преподают и изучают для галочки. Здесь всё зависит от учителя. Занять измученного 11-классника - это требует учительского таланта и опыта.

Говоря о сложившейся ситуации вокруг языка в последнее время, я считаю, это ужас. Всё где-то кем-то вот-вот решается. Остается ощущение неведения, но его нужно перебороть. Я решила для себя, что мне важно мое здоровье и здоровье моей семьи. Я не знаю, что будет дальше. Даже не представляю переживания учителей, которые всю жизнь посвятили преподаванию татарского языка.

Рашида, стаж работы - 20 лет:

До пенсии остается совсем чуть-чуть. Я и не знаю, что тут говорить. Вся эта ситуация просто выбила меня из колеи. Я всю жизнь работаю в Казани и учу детей татарскому языку, в основном средние и старшие классы. Всю жизнь я объясняю им, что наш язык - это большое богатство, знать его, понимать и разговаривать нужно и важно для сохранения культуры, традиций. Молодые у нас не думают о своих корнях, не думают, кем были их предки. Это приходит с возрастом. Ни нынешние ученики, ни их родители даже слышать об этом не хотят. Понятно, что для многих из них татарский язык - обязаловка, а сейчас появился такой шанс от нее избавиться. Вот они и заняли активные гражданские позиции.

Понятно, что для многих татарский язык - обязаловка, а сейчас появился такой шанс от нее избавиться. Вот они и заняли активные гражданские позиции

То, что сейчас планируют убирать татарский, приведет к увеличению часов русского языка. Поставят в расписание каждый день по два урока. Потом они будут жаловаться на то, что в их жизни слишком много русского. На факультативный татарский шестым уроком, в этом случае, будут ходить два-три человека.

В моей школе напрямую мне пока не говорили собирать вещи, но разговоры за спиной уже идут. Конечно, сократят меня в первую очередь, потом потихоньку и других. За месяц заплатят - уже хорошо.

Венера, стаж работы - семь лет:

Конечно, сократят меня в первую очередь, потом потихоньку и других. За месяц заплатят - уже хорошо.

Даже говорить об этом ничего не хочется. Пока всё тихо, уроки проходят как и прежде. Никто ничего не отменяет, но также и ничего не обещает. Среди учителей настроения плохие, все понимают, что будут сокращения. Дети тоже знают, что со второй четверти уроков татарского станет меньше, но их это не особо заботит.

У нас такая школа, где родители не устраивают истерик. Они в этом плане, как и их дети, вполне спокойно реагируют. Знают, что могут сами выбрать учебный план, изменить программу, вот и делают это.

Что будет с учителями, которые останутся без работы, кажется, никто не думает: ни администрация школы, ни государство.

Споры вокруг обязательного преподавания татарского языка в школах Татарстана с новой силой вспыхнули после президента Путина о том, что заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо. Вдохновленный этим заявлением "Комитет русскоязычных родителей Татарии" теперь отмены обязательных уроков татарского, а татарские активисты наоборот от Путина сохранить изучение татарского языка как государственного.

18 октября "Idel.Реалии" за комментарием к президенту Татарстана Рустаму Минниханову и попытались выяснить его позицию относительно ситуации с татарским языком, но тот отказался от комментариев. Его пресс-секретарь Эдуард Хайруллин на вопрос о том, когда можно будет услышать позицию главы республики, лаконично ответил - "сразу сообщим".

Отмечается, что родители учеников четвертого класса обратились с данной просьбой к директору учебного заведения и заменить уроки татарского языка на математику, русский язык или информатику.

Родители не рассчитывали, что их просьбу одобрят. "Мы ожидали получить стандартную отписку: мол, государственные языки в Татарстане изучаются в равных объемах. Но директор нас удивила. Она обещала пересмотреть учебный план", - рассказала одна из родительниц.

Однако родители учеников не спешат ликовать, так как директор всего лишь пригласила родителей на пересмотр учебного плана.

Ранее Inkazan сообщал, что Рособрнадзор добровольность изучения татарского языка в образовательных учреждениях республики по поручению Генпрокуратуры. Её итоги должны быть представлены до 30 ноября 2017 года. Поручение по итогам совета по межнациональным отношениям, который прошёл в июле, дал президент РФ Владимир Путин .

В целом, на открытых дебатах родители школьников, для которых родным является русский язык, предложили сделать изучение татарского не обязательным, как сейчас, а добровольным. В своих выступлениях они ссылались на Конституцию РФ и решение правительства Башкирии, отменившего обязательное преподавание нацязыка в учебных заведениях соседней республики. Их оппоненты заявляли, что изучение нацязыка в школах помогает сохранить культурную идентичность народа.

Председатель Всетатарского общественного центраФарит Закиев заявил, что в России уменьшилось число татар, говорящих на родном языке. По его словам, необходимо "добиться того, чтобы русские родители требовали обучения татарскому для детей. Он также предложил ввести экзамены на двух языках при приёме на госслужбу в республике и на 25% повысить зарплату тем, кто владеет татарским.

Напомним, 68% татар и 80% русских согласились с РФ Владимира Путина , который заявил, что "заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского в школах национальных республик РФ". Результаты исследования проведённого по заказу "Бизнес online" издание представило летом 2017 года.

Госсоветник ТатарстанаМинтимер Шаймиев в начале августа высказал мнение, что СМИ подняли вокруг высказывания Путина "напрасную шумиху". "Он обеспокоился за ухудшение обучения государственного языка - русского. Вчера смотрел по телевизору, делегат из Румынии сказал, что нужно стараться разговаривать на татарском языке в семье. Это основа! Все зависит от нас самих. Мы знаем, если возьмемся, сделаем. От нас зависит наше будущее", - сказал Шаймиев 3 августа.

Глава РТ Рустам Минниханов в ходе пленарного заседания VI съезда Всемирного конгресса татар в начале августа заявил, что российским властям необходимо , сохраняющие татарские язык и традиции. По словам Минниханова, оптимальным вариантом было бы отражение острых вопросов в новом законе о государственной нацполитике, работа над которым ведется в настоящее время.

Ранее также министерство образования и науки республики Татарстан с официальным заявлением по поводу призывов отменить обязательное изучение татарского языка в школах РТ. В министерстве отметили, что, исходя из 68 статьи Конституции Российской Федерации, республики, входящие в состав России, могут самостоятельно устанавливать национальные языки для своего региона.


Сюжеты:

Нешуточные споры вокруг преподавания татарского языка продолжают сотрясать информационное пространство Татарстана и соседних республик. В дискуссию включилась и председатель совета Национального родительского комитета Ирина Волынец . В авторской колонке, написанной для «Реального времени», общественница выступает против навязывания татарского школьникам. При этом колумнист отмечает, что право на изучение родного языка у ребёнка никто не отбирает.

«Нет, я не против татарского»

После весьма конкретного тезиса Владимира Путина на заседании Совета по международным отношениям, прошедшем в Йошкар-Оле, о том, что изучение родного языка должно происходить исключительно на добровольной основе, в Татарстане снова заговорили о татарском. Тем более что Президент РФ издал соответствующий указ, согласно которому в срок до 30 ноября прокуратура должна провести соответствующую проверку.

Право на изучение татарского в статусе родного у нас никто не отнимал, но до сих пор это законное право по факту оказывается обязанностью для всех без исключения учащихся.

Нет, я не против татарского, особенно если учесть, что по матери я татарка и привыкла с детства слышать татарскую речь. Но, несмотря на то, что я и сама и в школе, и в университете изучала этот язык, говорить на нём свободно меня так и не научили. Хоть и по предмету этому у меня всегда была пятёрка.

«Куда же смотрит республиканское министерство образования?»

Не секрет, что вот уже более двадцати лет дети Татарстана, равно как и многих других регионов России, недополучают базовые знания по русскому языку. Что в результате? Школьники уже не одного поколения не имеют равных возможностей при поступлении, например, в московские вузы по сравнению со школьниками Москвы и Питера (кроме детей, чьи родители могут оплачивать репетиторов). Особенно обидно, что при этом уровень незнания нашими детьми татарского тотален, за исключением детей, с которыми в семьях говорят по-татарски.

Почему это происходит? Субъектами Российской Федерации на местном уровне было введено обязательное изучение татарского (а в других национальных республиках, соответственно, башкирского, тывинского и т. д.) языка в качестве родного. Такой статус определили для него местные парламентарии. Определили ещё тогда, при развале СССР. И согласно Постановлению правительства Татарстана, в Республике государственными языками признаны татарский и русский.

Но так как обязательное изучение двух государственных языков - это слишком, то татарскому был присвоен статус родного языка. Причём для всех детей, включая тех, чей родной язык - русский. Следует учесть, что преподавание татарского начинается ещё в детском саду (2 часа в неделю). В общеобразовательных школах оно увеличивается до 5-6 (!) часов в неделю. Интересно, что в платных школах национальных республик обязательность изучения местных языков отсутствует. Куда же в таких случаях смотрит наше столь категоричное республиканское министерство образования?

«Энгель Фаттахов на все вопросы ответил, что у нас тут не Башкирия и мы сами разберёмся. Понятно как. Но живём-то мы не только в Татарстане, а и в России!» Автор фото: Максим Платонов

«Но живём-то мы не только в Татарстане»

Качество методики преподавания татарского, несомненно, оставляющее желать лучшего (за редким исключением отдельных преподавательских талантов), заслуживает отдельного разговора. А между тем татарскому учат за счёт сокращения уроков русского языка и русской литературы, установленных ФГОС. Например, прокуратура Башкортостана уже отчиталась, что будет следить за добровольностью изучения родного башкирского, а это ведомство Татарстана до сих пор молчит. СМИ делают свои запросы, а инстанция словно впала в кому.

Новым поводом для размышлений стали весьма определённые высказывания министра образования РТ, удивившие своей прямотой и безапелляционностью. Энгель Фаттахов на все вопросы ответил, что у нас тут не Башкирия и мы сами разберёмся. Понятно как. Но живём-то мы не только в Татарстане, а и в России!

А как же национальное самосознание татар, башкир и прочих народов, населяющих великую Россию, резонно спросит иной читатель? А так, как это было в советские времена - национальные языки преподавались в республиках в качестве факультатива. И все желающие изучать действительно родной язык (равно как и желающие, не являющиеся носителями национального языка республики) имели возможность беспрепятственно это делать. Подчеркнём: имели право, но не были обязаны. Эту замечательную практику следует возобновить. Ведь насильно родным не будешь - с этим, надеюсь, согласятся все.

Новое на сайте

>

Самое популярное