Домой Цветы Венера милосская страна. Почему скульптура венеры милосской осталась "без рук". Классификация и местонахождение

Венера милосская страна. Почему скульптура венеры милосской осталась "без рук". Классификация и местонахождение

Предмет кровопролитных сражений, массовых интриг и многочисленных споров, Венера Милосская полна тайн. Приглашаем вас познакомиться с некоторыми из них.

​​

  • Часть своего имени статуя получила не при создании. В частности, Милосской скульптуру назвали в 1820 году в честь места ее находки - греческого острова Милос.
  • О времени создания Венеры Милосской (130-100 гг. до н.э., эллинистический период) стало доподлинно известно благодаря обнаруженному вместе с мраморным шедевром постаменту, на котором помимо этого было указано, что автором работы является Александр из Антиохии. Почему было? Да потому что сразу же после находки постамент куда-то пропал.
  • Как выяснилось позже пропажа постамента - далеко не случайность. Его целенаправленно скрыли, чтобы выдать скульптуру за творение классического периода Греции (510—323 годы до н. э.), произведения которого ценятся намного выше, чем эллинистического. Параллельно с этим авторство приписывалось Праксителю - отцу-основателю направления в скульптуре, в котором выполнена Венера Милосская. Хотя впоследствии хитрость была выявлена, постамента все же не нашли, а потому Александр Антиохский считается самым вероятным автором работы, но отнюдь не доподлинным.
  • Некоторые специалисты считают, что на скульптуре изображена не Венера/Афродита, а Амфитрита - дочь мифологического морского бога Нерея и жена последующего правителя морского царства Посейдона. В пользу этой версии говорит тот факт, что Амфитрита была особо почитаема жителями острова Милос. При этом бытует также предположение, что на статуе изображена богиня победы Ника. Разрешить этот спор могли бы руки статуи, а точнее находящиеся в них предметы. К примеру, копье бы свидетельствовало о том, что это Ника, а яблоко стало бы окончательным аргументом в пользу Афродиты (перед началом Троянской Войны Парис преподнес его богине любви и красоты). Однако руки статуи, к сожалению, не сохранились.
  • Широко известно, что, найденная в 1820 году греческим крестьянином Йоргосом Кентротасом вкупе с французским моряком Оливье Вутье, Венера Милосская была незаконно вывезена во Францию, где в 1821 году вошла в экспозицию Лувра. Однако далеко не все знают, что в Париж статуя изначально отправилась в качестве подарка французского посла маркиза де Ривьер королю Людовику XVIII, который впоследствии и передал ее Лувру.
  • Многие шедевры античности доходят до наших дней в неидеальном состоянии в основном из-за безжалостного влияния времени, однако отсутствие рук у Венеры Милосской - результат банальной человеческой природы. В момент находки статуи она состояла из всех частей тела, однако в результате кровавой стычки между французами и турками за право обладание этим сокровищем древности Афродита лишилась своих рук. В этом виде она и была доставлена в Париж.
  • Своим появлением в культурной жизни Парижа Венера Милосская стала своеобразным символом национальной гордости французов. Дело в том, что в 1815 году Лувру пришлось вернуть итальянцам статую Венеры Медицейской, которую Наполеон Бонапарт вывез из Италии во время своих завоеваний. Появление же Венеры Милосской в 1820 году не только восполнило потерю, но и целенаправленно было объявлено более ценным экспонатом. Уловка удалась - новинка сразу же привлекла внимание ценителей и деятелей искусства, а также широкой общественности.
  • Несмотря на свою неповторимость у Венеры Милосской были и недоброжелатели. Самым знаменитым противником мнения о том, что статуя является олицетворением красоты, являлся известный художник-импрессионист Пьер Огюст Ренуар.
  • Наряду со статуей Ника Самофракийская и циклом скульптур Рабы работы Микеланджело, Венера Милосская оказалась в числе избранных шедевров искусства, которые тайно вывезли из оккупированного Парижа в время Второй Мировой и схоронили в пригороде французской столицы.
  • В свое время Венера Милосская лишилась не только рук, но и драгоценностей. В частности, в первое время статуя выставлялась украшенной браслетом, серьгами и прочей дорогостоящей бижутерией. Хотя этих драгоценностей давно уже нет, на мраморе до сих пор можно увидеть отверстия, предназначенные для крепления украшений.
  • Сегодня мы видим статую совсем не такой, какой ее видели в древности, и дело не только в отсутствии рук. Оригинальный цвет Венеры Милосской, как и любой другой древней мраморной статуи, - не белый. Греки античности традиционно обрабатывали мраморные изваяния различными красками, частично меняющими внешний облик скульптуры. Сегодня же исследования показывают, что от древней краски статуи не осталось и следа.
  • Несмотря на то, что Венера Милосская считается многими образцом женской красоты, ее высота составляет чуть более 2 метров, что превосходит рост подавляющего большинства людей нашей планеты. Возможно, это намек на идеал, достигнуть которого дано лишь единицам.
  • Некоторые искусствоведы склонны считать, что скульптура Венеры Милосской - реплика с римской статуи Афродиты Капуанской (создана за 170 лет до творения Александроса Антиохского), которая, в свою очередь, также является копией с оригинальной греческой статуи.
  • С одной стороны, отсутствующие у Венеры Милосской руки предмет горького сожаления, с другой - неиссякаемый источник для предположений о том, каким образом были расположены руки статуи и, самое главное, что в них могло находиться. Этот вопрос не раз становился и по сей день становится темой многочисленных дискуссий и научных работ.

Кстати, хотим напомнить, что есть вероятность того, что вскоре 200-летнему пребыванию Венеры Милосской в Лувре придет конец. По крайней мере администрация острова Милос сообщила о намерении .

Очень многие скульптуры древних мастеров, дошедшие до нашего времени, заняли особую нишу произведений искусства. Работы древних греков, римлян и других народов восхищают и удивляют своей красотой, правильностью и точностью пропорций. К таким вот скульптурам относится и Венера Милосская, обнаруженная французскими мореплавателями в 1820 году на острове Мелос. Именно ее местонахождение и послужило источником названия самой статуи.

Имя скульптора, создавшего эту красоту, до сих пор неизвестно. На постаменте остался лишь фрагмент записи «…адрос из Антиохии в Малой Азии». Остается лишь предполагать, что мастера звали Александрос или Анасандрос. Было выяснено, что Венера Милосская относится к работам I столетия до н.э., она сочетает в себе сразу несколько типов искусства того времени. Так, изображение головы можно отнести к V столетию до н.э., плавные изгибы статуи характерны для эпохи эллинизма, а обнаженное тело было неким культом в IV столетии до н.э.

Афродита является идеалом и образцом красоты и женственности на протяжении многих веков. Сегодня статуя стоит в Лувре, время сказалось и на ее состоянии: вся она покрыта трещинами и щербинами, рук нет, но все же она поражает посетителей своей утонченностью, женственностью и красотой. Приходя в Лувр, люди спрашивают, где находится Джоконда и Венера Милосская. Параметры богини долгое время считались эталоном красоты: рост - 164 см, бедра - 93 см, талия - 69 см, а плечи - 86 см.

Плавные изгибы тела, нежность кожи, подчеркнутая плавно спадающей накидкой, тонкие черты лица - все это указывает на то, что перед вами настоящая и красоты. Изначально была Венера Милосская с руками, предполагается, что в одной она держала а второй придерживала накидку. Частей тела богиня лишилась во время ожесточенной борьбы за право владения скульптурой, разгоревшейся между турками и французами.

В 1820 году на остров Мелос высадился французский мореплаватель и естествоиспытатель Дюмон-Дюрвиль. Проходя по поселку, он с удивлением в одном из дворов увидел белоснежную статую женщины, в которой он узнал Афродиту. Хозяином оказался простой пастух, сообщивший французу, что скульптуру он выкопал из земли. Дюмон понял, какую ценность представляет находка, поэтому предложил ее выкупить, бедняк сообразил, что мореплаватель очень состоятельный, и запросил очень большую сумму.

Венера Милосская приглянулась и богатому турку, который пообещал купить ее. Когда же тот пришел к пастуху и узнал, что статую увез француз, то очень разозлился и кинулся догонять мореплавателя. Во время кровопролитных сражений богиня и потеряла свои руки, Дюмон отбил саму скульптуру, но вот руки так и не нашел, предположительно, их увезли с собой турки.

Сегодня Венера Милосская стоит в Лувре, и все благодаря находчивому и храброму мореплавателю. В свое время эта находка вызвала величайший восторг всего французского двора, а сам Дюмон наслаждался почестями. Теперь скульптура известна во всем мире, а ее копии украшают музеи и дома богатых людей. С ней связаны даже смешные случаи, когда американец, заказав себе статую, обнаружил, что у нее нет рук. Мужчина подал в суд на компанию-перевозчика, думая, что конечности обломались при транспортировке, а спустя некоторое время узнал, что оригинал не имеет рук.

На тему, почему Венера Милосская стоит в Лувре без рук, есть множество шуток, обыгрывающих положение современной женщины, занятой слишком многими делами. Были и предположения, порой довольно смелые, по поводу возможного направления верхних конечностей и их изгиба. Многие скульпторы и художники пытались восстановить их наиболее вероятное положение, но успех оказался весьма спорным. Современному посетителю одного из величайших музеев искусства остается самому гадать, какими были руки Венеры и наслаждаться тем, что осталось от скульптуры.

О названии

Скульптура предположительно изображает греческую богиню любви и красоты Афродиту, которая у римлян носила имя Венеры. Найдена она была на острове Мелос (в другой транскрипции Милос), что в Эгейском море. Почему ее назвали Венерой Милосской, а не Афродитой Мелосской, теперь уже не важно, имя это прижилось, к нему все привыкли, и, как обычно в таких случаях говорят, так уж сложилось исторически.

История находки

Факты таковы. В 1820 году лейтенант французского флота Оливье Воутьер во время стоянки его корабля на якоре в гавани Мелоса решил разнообразить рейдовую скуку поездкой на остров. Там местными жителями время от времени обнаруживались интересные находки, которые можно было приобрести недорого. Офицер заметил, что один из крестьян, разбирая древнюю кладку стены для использования каменных блоков в качестве строительного материала, вроде бы нашел что-то. Изучив предмет, Воутьер понял, что это верхняя часть статуи, изображающей женщину. Он сразу же признал, что находка эта незаурядна и представляет ценность. Начальство, получив рапорт лейтенанта, распорядилось приобрести у крестьянина скульптуру за сравнительно скромную сумму. Венеру тщательно упаковали, в 1821 году привезли во Францию и показали Людовику XVIII, который передал ее в Лувр, где она находится и поныне.

Параметры и возраст статуи

Искусствоведы Лувра отнесли скульптуру к шедеврам греческой классической эпохи. Позднейшие исследования, однако, «омолодили» Венеру, более тщательный анализ манеры и техники исполнения указывал, что она высечена из мрамора позже, примерно за столетие до Рождества Христова, в так называемый эллинистический век. Статуя состоит из двух плотно пригнанных фрагментов, ее высота от головы до ног составляет 6 футов 7 дюймов (чуть более двух метров). Установлен с высокой степенью вероятности и автор скульптуры, это малоизвестный греческий художник по имени Александрос Антиохийский.

Были ли руки?

Существует предположение, что рук Венера Милосская лишилась не в глубокой древности, а срезу же после ее приобретения лейтенантом Вуатье. Будто бы из-за прекрасного произведения искусства заспорили французские и турецкие моряки, и при выяснении отношений повредили статую.

Большинство ученых сегодня считают, однако, что в момент обнаружения рук уже не хватало. Служа объектом поклонения, в первоначальном виде статуя была раскрашена и драпирована, а кроме этого на ее запястья жрецы надевали металлические браслеты. Возможно, что в ладони Афродита держала яблоко.

Пять тайн богини

Эту статую знают все. «Венера Милосская» - известнейшее произведение древнегреческого искусства и звезда коллекции Лувра. Ежегодно посмотреть на нее приезжают около шести миллионов человек со всего мира. Случайно найденная в поле греческого крестьянина, «Венера Милосская» стала настоящим гимном достижениям человеческого творчества и синонимом красоты и грации. Однако эта статуя имеет и свои тайны, о которых пойдет речь в статье.

Несоответствие деталей

От внимательного глаза не укроется некоторое несоответствие верха и низа статуи. «Венера Милосская» как бы составлена из двух частей: бюст статичен, а ноги изображены в движении. И действительно, ведь статую нашли частями. Сначала были обнаружены бюст и голова, а через пару дней неподалеку нашли ноги и фрагмент пояса с застежкой. При еще более внимательном изучении выясняется, что вообще вся статуя собрана из взаимозаменяемых деталей (ноги, стопы, бюст). Причем каждая такая деталь ваялась отдельно.

Куда делись руки?

Была ли когда-нибудь «Венера Милосская» с руками? По сему поводу дебаты не утихают до сих пор. Доподлинно известно, что во Францию шедевр прибыл безруким. Скульптор Ланж в 1822 году сделал богине недостающие конечности, но затем отказался их продемонстрировать из-за неоднозначных мнений, которые вызвала его работа. До сих пор остается загадкой, была ли Венера на презентации в Лувре с руками или без.
Путешественник Жюль Дюмон Дюрвилль сообщал, что через несколько дней после открытия он осмотрел статую «Венера Милосская». Параметры ее составили в высоту 6 футов, она изображала женщину, чья правая рука держала драпировку и пояс, а левая - поднятое вверх яблоко. Кроме того, ходят легенды, что руки Венеры были потеряны во время драки между турками и французами, произошедшей из-за желания каждой стороны владеть ею. Утверждалось также (в 1874 году), что статуя была найдена целой и даже стояла на постаменте.

А при чем здесь любовь?

Действительно ли статуя «Венера Милосская» изображает богиню любви? Это имя она получила с легкой руки французского моряка Оливье Вутье, который, увидев ее сразу после находки, воскликнул: «Моя Венера!». По самой же статуе ничего определенного сказать нельзя, и виной тому, опять же, отсутствие рук. Греческих богинь можно идентифицировать только по атрибутам, которые они держат в руках, а без них это может быть кто угодно. Если в руках яблоко, корона, зеркало или щит, то это Венера, если лук или амфора, то Артемида, и так далее. Пока загадка остается неразгаданной.

Переделки имели место

Нос богини идеален. Но все, кто видел статую сразу после находки, утверждали, что он был поврежден. Оказывается, в 1822 году все тот же реставратор Ланж изготовил и закрепил на лице Венеры гипсовый нос. Когда этот протез Ланжа попытались убрать, то, посмотрев, что получается нечто несуразное, передумали и водрузили его на место.
Кроме носа, переделкам в разное время подверглись левая грудь, стопа и щиколотка.

А кто творец?

Это главная загадка богини. Вначале общее мнение специалистов приписывало ее руке Праксителя, величайшего древнегреческого скульптора IV века до н. э. Однако некоторые художественные приемы (легкий поворот корпуса, маленькая грудь и удлиненный торс) относятся к более поздней школе, к концу эллинистической эры (II и I век до н. э.).
Таким образом, личность автора «Венеры Милосской» так и остается тайной. Точно известно лишь одно - это был великий мастер.


Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.

1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение


Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера - римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена


8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому


Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру


Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту - морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции


Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов


Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480-323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов


Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой


Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали



К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали


Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей


Высота Венеры Милосской - 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения


Отсутствующие руки Венеры Милосской - гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

Новое на сайте

>

Самое популярное