Домой Плодовые деревья Простое глагольное сказуемое правило. Виды сказуемых в русском языке

Простое глагольное сказуемое правило. Виды сказуемых в русском языке

Сказуемое наряду с подлежащим является элементом грамматической основы предложения. Сказуемое обозначает действие, которое выполняет субъект, а также его состояние или признак, следовательно, сказуемое отвечает на вопросы что делать? что сделать? что происходит с предметом? каков предмет? что он такое? кто он такой? Как правило, сказуемое выражается глаголом, но есть и иные способы его выражения – существительное, прилагательное, местоимение, причастие и др.Сказуемое русского языка представлено тремя видами – простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное. Для того чтобы быстро и правильно определить вид сказуемого в отдельном случае, необходимо, во-первых, представлять схему состава сказуемого, во-вторых, уметь применять теоретическую схему на конкретном языковом материале. Рассмотрим типы сказуемых, кратко охарактеризуем каждый из них и проследим реализацию на примере.

Простое глагольное сказуемое.

Это самый простой тип сказуемого – оно выражено глаголом в каком-либо наклонении. Например, он играет; пришел бы пораньше и др. Чаще всего этот тип запоминают по формуле: одно слово в сказуемом, значит, сказуемое простое глагольное. Не сложно догадаться, что эта формула ошибочна: к данному типу относятся сказуемые, в составе которых имеется 2, 3 и даже больше слов. Например:

Он будет долго вспоминать о былом (будущее сложное).

Пусть звезды вечно освещают твой долгий-долгий зимний путь (повелительное наклонение).

Он вышел из себя (фразеологизм).

Они ждали, ждали и не дождались (повторение одного глагола в разных формах).

Весны ждала, ждала природа (повторение одинаковых глагольных форм).

Обижайся не обижайся , а все равно будет по-моему (повторение одного глагола с частицей не).

Пойду прогуляюсь (сочетание разных глаголов в одинаковой форме).

Составное глагольное сказуемое.

Это сказуемое строится по схеме: вспомогательный глагол + инфинитив. Все эти элементы должны присутствовать в сказуемом, чтобы мы смогли его назвать составным глагольным! Снова-таки не стоит думать, что данное сказуемое состоит из 2 компонентов – их может быть больше.

Он хочет поступить в институт.

Я долго не мог с ними встретиться .

Ты должен учиться.

Он был охотник повеселиться.

Я был не в состоянии думать об этом.

Отметим, что в качестве вспомогательного элемента чаще всего выступают фазисные глаголы (те, которые обозначают фазу действия – начать, продолжать, стать, бросить ) или модальные слова (должен, обязан, хочет ).

Составное именное сказуемое.

Такое сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть , но можно встретить и иные связки. Именная часть выражается прилагательным. Существительным, наречием, причастием, местоимением и др.

Погода была хорошая.

Книга – верный друг .

У него характер твёрже стали.

Трава скошена .

Вечер тих .

Ошибка была налицо.

Дважды два – четыре .

Эта тетрадь моя .

Как видим, определение типа сказуемого несложное задание, нужно только уверенно и стопроцентно знать материал и, главное, уметь ориентироваться в нем.

2. ГЛАВНАЯМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОРМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА ХИЖИНА

§ Начальная форма : ХИЖИНА

§ Часть речи : Существительное

§ Грамматика : женский род, единственное число, именительный падеж, неодушевленное

§ Формы : хижина, хижины, хижине, хижину, хижиной, хижиною, хижин, хижинам, хижинами, хижинах

3. Перевод текста на русский язык.

Билет

1. Вводные слова и предложения
С помощью вводных конструкций говорящий выражает свое отношение к тому, что сообщает. Вводные конструкции грамматически не связаны с членами предложения (т.е. к ним не идет вопрос от членов предложения); они могут указывать на достоверность или сомнительность сообщения, давать эмоциональную оценку, указывать на соотношение между различными частями высказывания, на источник информации.
В качестве вводных слов могут употребляться специально предназначенные для этой цели слова (следовательно, дескать, впрочем и т.п.) и обычные знаменательные слова со значением вводности (к счастью, кстати, главное, полагаю и т.п.).
Вводные слова и предложения обычно выделяются запятыми: Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А.Пушкин);Буран, мне казалось, все еще свирепствовал (А.Пушкин).
Вводные конструкции, носящие характер дополнительных замечаний или пояснений, выделяются скобками (допустимо выделение с помощью тире): солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера...(Л.Толстой); Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (А.Чехов).
1.Если вводное слово находится в абсолютном начале или конце обособленного оборота, то запятой от обособления оно не отделяется: Огромный кабинет был наполнен вещами, очевидно беспрестанно употребляемыми (Л.Толстой).
2.Если две вводные конструкции стоят рядом, то между ними ставится запятая, т.е. возникают определенные отношения однородности: Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения? (А.Чехов).
3.Не являются вводными словами и не выделяются запятыми: мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.
2. пригород: при - приставка, -город корень
каменщики: камен-корень, -щик- суффикс, -и окончание

3. Земля- наш общий дом, наша кормилица. Родная земля, Родина – место, где человек родился, которое навсегда останется дорогим для него. Каждый из нас должен беречь ее, но об этом мы часто забываем. Загрязняются реки, почва,воздух, из-за бездумных действий людей гибнут и даже исчезают с лица земли виды растений, птиц и животных. А ведь человек- часть природы, он неразрывно связан с ней. Если не будет рек, лесов, как будут жить люди?

В своей жизни мы часто не замечаем, что вредим природе. Многие и не задумываются об этом. Но задуматься стоит! Каждый из нас в ответе за свои действия. И надо сохранить то, что еще осталось. Ведь через много лет уже может быть поздно.

Первое, что появилось на нашей планете -это растения. Без них невозможна жизнь.Так почему люди уничтожают их? Ведь этим они вредят себе. На уроках окружающего мира в школе я узнал, что растения- это легкие нашей планеты, а без легких люди не могут жить. Но все равно часто по вине человека уничтожаются целые леса.

Вода тоже загрязнена химикатами. От этого гибнут рыбы и водные животные. А ведь как мы, дети, радуемся приходу лета! Как хорошо в жаркий летний денек придти на речку и искупаться. Но к некоторым местам на берегу и подходить не хочется, потому что все завалено отходами, мусором. Во всех городах, даже в маленьких деревнях, есть свалки мусора, которые не убираются. Но многим людям все равно. Кто будет заботиться о нашей планете, если не мы?

Когда-то наши предки только выращивали растения, разводили домашних животных, а сейчас строятся огромные заводы, по дорогам ездят тысячи автомобилей, вырубаются леса. Конечно, развитие нашей цивилизации не стоит на месте, и я думаю, это хорошо. Но надо помнить, что расходовать ресурсы Земли необходимо разумно, осторожно и заботиться о чистоте окружающей среды. Ведь Земля не прощает человеку плохого обращения. И начинать надо с себя! Нельзя ломать ветки деревьев, потому что деревья – наши друзья. Они выделяют кислород, которым мы дышим. Цветы радуют нас своим видом, птицы поют для нас, солнце светит тоже для нас. А если всего этого не будет? Что будет с нами?

Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Я считаю, что охрана природы – дело не только взрослых, но и школьников. Мы делаем кормушки и скворечники для птиц, ведем борьбу с мусором, оказываем помощь больным деревьям, сажаем цветы.

Я надеюсь, что все люди планеты одумаются и перестанут разрушать Землю, ведь она – наш общий дом.

10 билет

1. В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

дополнения;
определения;
обстоятельства.
Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.
Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т. д.
Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).
Грамматическая основа – лицо выглянуло. От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное; лицо (чьё?) девушки. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев.
2. Предложение сложное, союзное, сложносочиненное, 2 простых соединены сочинительным союзомИ;
2 грамматические основы - 1) ветер набежал 2) верхушки зашумели
предложение повеств., распростр, невосклиц.
Разбор первого простого предложения:
1 - Ветер набежал. - простое, повеств, нераспр., невосклиц.
ветер - подлеж.
набежал - сказуемое
2 - Верхушки деревьев зашумели.
верхушки - подлежащее
что сделали? - зашумели - это сказуемое
верхушки (чего?) - деревьев - это дополнение

3. Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций, обрядов и праздников. Они формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские национальные традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни, и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь народ, особенно мы, подрастающее поколение, непременно должны знать историю того места, где мы родились, где мы живем. Без прошлого нет настоящего, мы не должны потерять добрые обычаи нашего народа. В них народная мудрость, вековой опыт и настоящие уроки жизни. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Что же понимается под обычаями? Заглянем в словарь: «Обычаи - это общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области, общественной жизни. Одним из замечательных обычаев прошлого, который дошел до наших дней, является гостеприимство, которое относится к общечеловеческим нормам, является положительной чертой любого цивилизованного общества, с другой стороны радушие, прием гостей - непременны для каждого казаха. Так, к приходу гостей готовят традиционное национальное блюдо - бешбармак - с положенными для почетного гостя казы, карта, жал-жая, шужук. Если хозяин не может угостить мясом, он угостит просто чаем, оставит ночевать в доме любого путника. Это и есть традиционное наше гостеприимство. Этот обычай тесно связан с другим: уважение к старшим. Детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, прислушиваясь при этом к их мудрым советам. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя перебежать дорогу перед старшими, младшему надо обязательно первому поздороваться со старшими. А с другой стороны, если юнец тяжело заболел или вернулся домой после долгого отсутствия, аксакал первый поспешит ему пожать руку. Как мудр наш народ! Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки особенное внимание в степи уделялось привитию этим детям данных качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Например, на празднестве по поводу рождения сына состоятельные люди устраивали щедрые угощения с приглашением не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязание певцов, джигитов на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем не приметное, порой даже весьма непристойное имя для того, чтобы рос он не на виду, чтобы рос здоровым и крепким. Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как «бесикке салу» - укладка новорожденного в люльку. В этой колыбели ребенку комфортно: и тепло, и спокойно. Там он рос и набирался богатырского здоровья. Далее, когда ребенок подрастал, проводился «тусау - кесу» - обычай, по которому старейшина делающему первые шаги в жизни ребенку завязывает ноги пестрой веревкой и водит вокруг собравшихся гостей. Почему обязательно веревки пестрые? Светлая нить обозначает хорошее в жизни, темное - плохое, тяжелое. Ребенок должен самостоятельно научиться преодолевать и трудности, и с достоинством пройти через славу.

Говоря об обычаях моего народа, нельзя не остановиться на следующем добром обряде - «атка - отыргызу». Это посадка на лошадь с передачей в руки не только плётки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно. Затем следовал обряд обрезания. Обрезание совершал мулла, сейчас эта небольшая операция проводится врачом - хирургом. В который раз проявляется здесь мудрость моего народа: соблюдение гигиенических норм. Как продолжение этого обряда - конечно, той.

Нам еще очень нравится «бәсіре» - традиция казахов, связанная с воспитанием ребенка. Часто рождение ребенка совпадает с окотом домашних животных. В таком случае жеребенка или верблюжонка «бәсіре» дарят новорожденному и считают его собственностью ребенка. По поверью, будущее младенца тесно связано с его «бәсіре». Поэтому на нем не ездят, его не режут и не продают. Наоборот, ухаживают, как за ребенком. А тот подрастает, растет день за днем, приходит пора - и он переступает порог чего-либо нового в жизни, сейчас это- порог школы. «Тіл ашар» ожидает ученика, далее - «мүшел жас» - тринадцатилетие. Через каждые 12 лет - навый этап жизни, человек становится умнее от одного «мушеля» к другому. Чтобы пройти этот год благоприятно, обязателен обычай - со своего плеча дать одежду младше себя. Это означает, что ты через мүшел жас пройдешь легко, а младший тебя в этом поддержит. Наступает юность, любовь...

Казахские свадебные обряды сейчас тесно переплетены с русскими свадьбами. Но своё, национальное, и здесь сохранено. Это в первую очередь свадебные песни: «Жар-жар», «бет-ашар», сватовство. Первое появление невестки в доме, первое её угощение гостей. Невестка никогда не называет родственников мужа по именам. Келин с первого дня своего пребывания в новом ауле находится под зорким взглядом родичей и испытывается по «ат -тергеу». Её находчивость, умение, безобидность шутки - всё это критически оценивается. Придумывание имён и прозвищ, в точности соответствующие и отражающие характеры и особенности каждого, - способность, данная далеко некаждому, искусство своего рода.

О добрых обычаях моего народа можно говорить и говорить. Но подытоживая сказанное, мы хотим сказать: «Мы рады, что появились на свет казахами! Ради тому, что у нас такие добрые традиции и обычаи. Мы гордимся таким богатым духовным наследием»

Билет

1.Деепричастный оборот. Правила

2. Валя сказала, что будет ждать меня где-нибудь поблизости.

3. Мой город, моя страна, мой милый край. я живу здесь от момента моего рождения и люблю свой город. у меня здесь всё и семья и дом и школа и друзья и я не хочу начинать всё сначала потому что это мой край под названием (напиши название своего города) и иного края мне не надо!!!

ОТКРЫТЫЙ УРОК русского языка

В 8 а классе

Учитель: Шингиреева Е.Д.

ТЕМА УРОКА «Виды сказуемого и способы его выражения»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: развитие грамотности чтения.

Цель урока: 1. обобщение и систематизация знаний о типах сказуемого и способах его выражения;

2. развитие навыка грамотности чтения через работу с текстом;

3. развитие коммуникативных навыков через совместную деятельность в группах.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

    Организационный момент.

Давайте поздороваемся друг с другом:

    Руками

    Глазами

    Губами

Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке и плодотворной деятельности.

    Проверка Домашнего задания.

Дома нужно было придумать по 3 предложения на различные виды сказумых.

(Взаимопроверка)

    На прошлых уроках мы познакомились с вами со сложной темой «типы сказуемых». Как вы думаете, что нам предстоит сделать сегодня?

(закрепить знания на практике)

Поставьте перед собой цель, которую вам хотелось бы достичь к концу урока.

(постановка целей.)

Оформляем тетради: число, классная работа, тема урока: «Виды сказуемых и способы их выражения»

    Повторим теоретический материал.

Приём "Да-нетка".

(Учащиеся заполняют таблицу, в которой в 1-ом столбике даны тезисы, а во 2-ом столбике они пишут "да" или "нет").

Напротив утверждения, с которым вы согласны, написать ответ "да". Напротив утверждения, с которым вы не согласны, написать ответ "нет".

Тезисы. 1. Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? (Да).

2. Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение. (Да). 3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым. (Нет).

4. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом. (Да).

5. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. (Нет). 6. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое - в неопределённой форме глагола, грамматическое - во вспомогательном слове. (Да).

7. В роли глагола-связки может выступать только связка быть в нулевой форме. (Нет).

8. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным. (Нет).

9. Форма сложного будущего времени глагола считается простым глагольным сказуемым. (Да).

10. Бывает осложненная форма простого глагольного сказуемого. Например, Ват это ты сказал так сказал! (Да)

Затем осуществляется взаимопроверка. Правильные ответы на доске на слайде. Ученик проверяет работу товарища по слайду и ставит оценку на полях в тетради.

Критерии оценивания (на доске).

10-11 правильных ответов - "5". 8-9 правильных ответов - "4". 6-7 правильных ответов - "3". Разбор отрицательных ответов.

Обсуждаем с учащимися по слайду неверное утверждение и даём верное.

Повторив теоретические знания, попробуем безошибочно определить виды сказуемого и способы его выражения

    Работа с сигнальными карточками.

У каждого учащегося 7 карточек с номерами предложений.

Даны предложения.

1) Молодой Дубровский хотел заняться делами.

2) Я лошадей кормить буду.

3) Туман начинает понемногу рассеиваться.

4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят душистым огнём.

5) И у меня есть своя заветная мечта.

6) Сегодня я знал назубок весь параграф.

7) Вечером море было чёрного цвета.

Учитель характеризует главные члены предложения, а ученик поднимает карточку с номером того предложения, характеристике которого оно соответствует. Номер может быть не один.

В этом предложении есть составное глагольное сказуемое. (1,3).

В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4).  В этом предложении составное именное сказуемое выражено цельным словосочетанием. (7).

В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6).

В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6, 4-в них однородные).

В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глагольным сказуемым? (5)

Заполните таблицу в соответствии с теми оценками, которые вы получили за домашнее задание, повторение теоретического материала и за практическую работу, работу с карточками – цифрами. Поставьте себе средний балл, что и будет являться вашей оценкой за урок.

    Работа с текстом (групповая работа)

Запишите число. Классная работа.

Перед вами текст. Подберите подходящие по смыслу сказуемые и восстановите текст (см. слова для справок).

Стихотворение «Осень»_____________ Пушкин…м в "болдинскую осень" 1833 г. Это реал…стическое произведение ____________________к п…йзажной лирик… . Однако _________________ тема рождения творчества: возн…кая в заключительных стр…фах стих….творения, она _________________ всё п…вествование. Эпигра… __________ из послания Державина "Евгению. Жизнь Званская", где автор _________________ покой и уед….нение на лоне сельской пр…роды. Пушкин, однако, ___________________ на мотиве уед…нения, но ____________________ пышной красотой осен…, своего любимого времен… года:

Унылая п…ра! Очей оч…рованье!

Мне твоя прощальная краса –

Я пышное пр…роды ув…данье,

В б…грец и в золото одетые леса...

Задания к тексту:

    Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.

    Выпишите грамматические основы предложений. Определите вид сказуемых и способ выражения.

    Каких сказуемых оказалось больше?

    Определите тему данного отрывка.

    К какой лирике относится стихотворение «Осень» Пушкина А.С.?

    В качестве эпиграфа Пушкин использовал слова из ____________

    Основная тема произведения «Осень» - _____________________

    Какое время года было любимым для А.С. Пушкина?

    Как вы думаете, почему период творчества Пушкина назван «болдинская осень»? Что означает это название?

    Дайте определение:

Багрец –

Унылая –

Увяданье –

Текст для самопроверки

Стихотворение написано (СИС)Пушкиным в "болдинскую осень" 1833 г.

Это реалистическое произведение можно отнести(СГС) к пейзажной лирике.

Однако основной является(СИС) тема рождения творчества: возникая в заключительных строфах стихотворения, она связывает(ПГС) все повествование.

Эпиграф был взят(СИС) из послания Державина "Евгению. Жизнь Званская", где авторпрославляет(ПГС) покой и уединение на лоне сельской природы. Пушкин, однако, не акцентирует внимание(ПГС) на мотиве уединения, но восторгается(ПГС) пышной красотой осени, своего любимого времени года:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна (СИС)мне твоя прощальная краса – Люблю (ПГС) я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...

Проверяем вопросы устно. На доске три человека пишут ответы на второй вопрос – грамматические основы, подчеркивают, определят вид сказуемого.

    Устная практическая работа

Из гнгезда выпали птенцы и перепутались, перемешались. Нужно помочь найти им свое генздо. Три гнезда – ПГС, СГС, СИС.

    Забыв о цели похода, часами готов я любоваться внезапно раскрывшейся перед глазами прекрасной панорамой.

    Но лоб ее недолго оставался омраченным.

    Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история.

    Отец и мальчики сидят теперь без нее голодные.

    Ночь стала точно еще гуще, еще чернее и теплее.

    Природа там явно бросалась в глаза человеку.

    Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.

Представители всех трех групп подписывают на доске номера предложений над соответствующим «гнездом».

    РЕФЛЕКСИЯ

Мысль в подарок.

Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.

Л. Толстой

Лучший ученик догоняет тех, кто впереди, а не ждет тех, кто сзади.

Аристотель

Час практики принесет больше пользы, чем день теории.

Ж-Ж. Руссо

Какая мысль близка вам, характеризует вашу работу на сегодняшнем уроке?

    Домашнее задание:1. Эссе на тему «Встреча зимы»

2. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия...» 1 строфа. Выписать грамматические основы предложений, определить вид сказуемого.

«Предложение – синтаксическая
цепочка членов, построенная на
основе подчинительной связи.
Подлежащее – начальный член
синтаксической цепочки,
сказуемое...- главный
распорядитель синтаксической
цепочки».
Е.И. Ширяева

Сказуемое- это главный член предложения, который
зависит только от подлежащего и обозначает признак
предмета или действие.
Сказуемое отвечает на вопросы:
Что делает предмет?
Что с ним происходит?
Каков он?
Что он делает?
Кто он такой?

Мы сидели на берегу пруда. - простое
Простое
составное
Сказуемое
Брат перестал заниматься учёбой.- составное

Сказуемое
Простое
глагольное
сказуемое
Составное
глагольное
сказуемое
Составное
именное
сказуемое

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
выражается в форме
изъявительного,
условного,
повелительного наклонения
а также может быть выражено
1) глаголом в форме сложного будущего времени:
Я буду писать тебе часто.
2) глагольным фразеологизмом
Природа так явно бросалась в глаза человеку.
3) усеченной формой глагола:
А он прыг в воду и поплыл.
4) глагольно–именным описательным оборотом:
Он принимал участие в соревновании.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ
ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ - глаголом

Составное
сказуемое
Составное
именное
Составное
глагольное

Составное
глагольное
сказуемое
Вспомо
гатель
ное
слово
Грамматиче
ское
значение
Неопре
делённ
ая
форма
глагола
Лексическое
значение

Основные вспомогательные слова
Начало,
конец,
продолжение
действия
начать
стать
закончить
приняться
продолжить
прекратить
Желательность, Эмоциональная
Краткие
возможность, оценка действия прилагательные
необходимость
в роли
действия
вспомогательны
х глаголов
уметь
успеть
желать
мечтать
хотеть
стараться
любить
нравиться
надеяться
бояться
стыдиться
готовиться
рад
должен
готов
обязан
достоин
Глагольноименной
описательный
оборот
иметь
желание
сделать
усилие
дать согласие

Составное
именное
сказуемое
1.глагол-связка быть;
2. глаголы-связки делаться,
стать, становиться, являться,
считаться, представляться,
казаться, называться;
3. Глаголы со значением
движения, положения в
пространстве (прийти,
приехать, вернуться)
Глагол
связка
Именная
часть
1.имя прилагательное;
2.имя
существительное;
3. причастие;
4. числительное;
5. местоимение
6. наречие
7. синтаксически
неделимое

Выражение именной части сказуемого
Часть речи
примеры
1. Имя прилагательное
Он весёлый. Он был весёлый. Он
сегодня весел.
2. Имя существительное.
Он весельчак. Он был весельчаком.
Весь сад в цвету.
3. Причастие
Брови её были сдвинуты. Вода в
пустыне будет обнаружена.
4.Числительное
Два да три будет пять.
5.Местоимение.
Вишнёвый сад теперь мой.
6.Наречие
Ей туфли будут впору.
7. Синтаксически неделимое
словосочетание
Он был высокого роста. Варя была с
заплаканными глазами.

Задание.
- Обратите внимание на предложения, в которых представлена
серия сказуемых, которые различны по свое структуре.
- Определите вид сказуемого и заполните таблицу.
- Сравните сказуемые; что общего и в чём их существенная
разница?
а) простое глагольное; б) составное глагольное; в) составное
именное.
простое глагольное
1. Я буду долго гнать
составное глагольное
составное именное
буду гнать
велосипед.
2. Швецовы пришли в себя
от неожиданности.
3. Всем хотелось принять
участие в вечере.
4.
Мы
должны
были
пересечь равнину.
5. Сейте разумное, доброе,
вечное.
пришли в себя

- Выделите в каждом предложении грамматическую
основу и определите, чем выражено сказуемое:
а) существительным;
б) прилагательным;
в) глаголом;


е) глаголом + глаголом;
ж) прилагательным + глаголом.
- Сравните эти сказуемые и сформулируйте общее
правило:
- Чем может быть выражено сказуемое в русском
языке.

Предложение
Выражено…
1. Сегодня месяц как светлый серп.
2. Пять подбитых танков являются
результатом боя.
3. Пойду погуляю в сад.
4. Он горел желанием поскорее уехать.
5. Ветер был встречный.
6. Девушка бродит такая унылая.
7. Жизнь прекрасна и удивительна.
8. Я слышу веселую речь.
9. К полночи Зарево погасло.
10. Я всегда готов вам помочь.
Пойду погуляю – глагол + глагол

- Определите вид сказуемого, составьте таблицу и запишите в колонки только грамматические
основы предложений:
1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.
2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.
3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.
4. Задул суховей и высушил землю.
5. Было знойное лето, пахло резедой.
6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру.
7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
8. Ученые заинтересовались находкой, и начались раскопки кургана.
9. Глеб, я это знал, учился в гимназии.
10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.
Простое глагольное
сказуемое
1. Я долго сидел над
задачей и все-таки
решил ее сам.
2.
3.
4.
5.
Составное
глагольное
сказуемое
Составное именное
сказуемое

- Определите вид сказуемого и распределите предложения в три колонки, дополнив своими
примерами:
а) простое глагольное;
б) составное глагольное;
в) составное именное.
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
2. Погода была не из приятных.
3. Раннюю песню запел жаворонок.
4. Брат стал студентом института.
5. Деревья продолжают желтеть.
6. Он хотел дышать чистым воздухом.
7. Я долго буду петь.
8. Не посеянные зерна не взойдут.
9. В зной рад бродить в березовой роще.
10. Он был мастером на все руки.
Простое глагольное
1. Вся комната
янтарным блеском
озарена
2.
озарена
Составное
глагольное
Составное именное

- Выделите в предложениях только сказуемые, сравните их, укажите,
чем они выражены:
а) существительным;
б) прилагательным;
в) глаголом;
г) глаголом + существительным;
д) глаголом + прилагательным;
е) глаголом + глаголом;
ж) прилагательным + глаголом;
з) фразеологизмом
1. Мы сделали усилие продвинуться дальше.
2. Он отлично умеет плавать.
3. Я рад встретиться с вами.
4. Он казался болтливым.
5. Зинаида ходила по всем комнатам.
6. Ольга чувствовала приближение весны,
7. Пристально глядя в окно, он постучал.
8. Мы вам ничего не должны.
9. Расстояние не помеха для друзей.
10. С него все как с гуся вода.

-Найдите в данном стихотворении сказуемые,
определите их вид, ответы оформите в виде таблицы
Я часто брёл по бездорожью,
Но если, чистое тая,
Хранил в ладонях искру божью,
То это – Родина моя.
На свете всё небесконечно –
От океана до ручья,
Но если что - то в мире вечно –
То это – Родина моя.
Меня не станет, солнце встанет,
И будут люди и земля,
И если кто меня вспомянет,
То это – Родина моя.
Сказуемое
Выражено…
Е. Евтушенко

Новое на сайте

>

Самое популярное