Домой Цветы Задания 12 13 егэ русский язык. Измерение количества информациипри работе с различными системами. Правописание разных частей речи

Задания 12 13 егэ русский язык. Измерение количества информациипри работе с различными системами. Правописание разных частей речи

За правильное выполнение тринадцатого задания ЕГЭ по русскому языку выпускники могут получить один первичный балл. Для этого нужно выписать из предложения два слова, удовлетворяющих условию. В задании приводятся только такие части речи, как союзы, частицы, предлоги, местоимения, наречия и союзные сочетания. Важно уметь различать значения омонимичных слов, в чем поможет приведенный ниже теоретический материал.

Теория к заданию №13 ЕГЭ по русскому языку

Правописание разных частей речи

Слитно Раздельно Через дефис
Союзы Потому, потому что, поскольку, оттого что, зато, отчего, также, тоже, притом, причём, будто, как будто, чтобы, затем чтобы, коли Как будто, то есть, так как, если бы, как бы, то ли, в связи с тем что, то... то,
Союзные сочетания Ввиду того что, вследствие того что, не то… не то
несмотря на то что
Местоимения Никто´, ничему´, Кое у кого, кое от чего Кто-то (-то, -либо, -нибудь, кое-)
Не´кто, не´что, не´чему ни с кем, не с кем,
то же, что; то же самое, одно и то же, всё то же
Наречия Отовсюду, отныне, отчасти, вообще, Без устали, бок о бок, с глазу на глаз, в общем, до сих пор, за границу, за границей, всё так же, точно так же Как-то (-то, -либо, -нибудь, кое-),
вскоре, вполголоса, наедине, наперёд, сначала, вначале, поначалу, понемногу, совсем, зачем, затем, сразу, тотчас по-русски, по-моему,
по-заячьи, во-первых,
еле-еле, едва-едва, чуть-чуть, сегодня-завтра,
де-юре, де-факто
Предлоги Вследствие, ввиду, В течение, в продолжение, в заключение, в отличие, в целях, в силу, в меру, в виде, в области, Из-за, из-под, по-над
навстречу, насчёт, на протяжении, в отношении, за исключением,
вроде, вслед, за счёт,
сверх, вместо, не считая
внутри, ввиду,
наподобие,
несмотря на,
невзирая на
Частицы Даже, разве, неужели Ли, бы, же, Всё-таки, дай-ка
как раз, что за

Производные предлоги/существительные с предлогом

Производный предлог Существительное с предлогом
В течение В течении
-в течение зимы -в течении реки = в быстром течении реки
-в течение двух часов
В продолжение В продолжении
Отвечает на вопросы «Как долго? Когда?» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное или причастие
-в продолжение целой недели -в продолжении фильма = в долгожданном продолжении фильма
-в продолжение двух месяцев
Вследствие В следствии, в следствие
Можно заменить предлогом «из-за»; отвечает на вопрос «Почему?» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное или причастие
-вследствие болезни -в следствии по делу = в долгом следствии по делу
-в следствие по делу = в нашумевшее следствие по делу
Навстречу На встречу
Можно заменить предлогом «к»; отвечает на вопрос «Куда?»
-навстречу ему -на встречу с другом = на долгожданную встречу с другом
Ввиду Иметь в виду
Можно заменить предлогами «из-за» и «по причине»; отвечает на вопрос «Почему? Отчего?» Устойчивое выражение
-ввиду плохой погоды
Насчет На счет
Можно заменить предлогом «о(об)» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное
-договорились насчет поездки -на счет фонда = на банковский счет фонда
Наподобие На подобие
Можно заменить предлогом «вроде» Имеется в виду геометрический термин
-наподобие обеда
В заключение В заключении
Можно заменить словами «завершая, в итоге, под конец» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное
-в заключении = в строгом заключении
Вслед След в след
Имеет значение «куда» Имеет значение «за»
-мы смотрели вслед уходящему поезду -дети шли след в след друг за другом

Важно запомнить правописание следующих слов: в связи с, в отличие от, вслед (=за), посередине, вблизи, вместо, на протяжении

Производные предлоги/деепричастия

Союзы/местоимения с частицей

Союз Местоимение с частицей
Чтобы Что бы
Можно заменить союзами «для того чтобы, с тем чтобы»; «бы» нельзя убрать из фразы Можно заменить существительным; «бы» можно переставить
-я пришел, чтобы сказать тебе = я пришел для того чтобы сказать тебе -я спросил, что бы еще мне почитать = я спросил, какую книгу мне почитать = я спросил, что еще мне бы почитать
Тоже, также То же, так же
Можно заменить союзом «и», поставив его в начало предложения; «же» нельзя убрать из фразы «же» можно переставить
-я тоже видел этот фильм = и я видел этот фильм -я тоже читал эту книгу = я читал такую же книгу
Зато За то
Можно заменить союзом «но» «то» можно заменить существительным, прилагательным или наречием
-мы редко видимся, зато часто звоним друг другу = мы редко видимся, но часто звоним друг другу -не нужно браться за то, что не нравится = не нужно браться за дело, что не нравится
Итак И так
Можно заменить словами «подводя итог, следовательно» Имеет значение «очень»
-итак, можно сказать, что = подводя итог, можно сказать, что -мы устали и так проголодались, что решили остановиться в отеле
Оттого От того
Имеет значение «так как» Можно заменить существительным с предлогом
-это произошло оттого = это произошло, так как -от того, что он сделает = от поступка, что он сделает
Притом, причем При том, при чем
Можно заменить словами «к тому же», «вместе с тем» «том» можно заменить прилагательным
-он работает быстро, причем еще и качественно = он работает быстро, к тому же еще и качественно -при том здании есть красивый сад = при высоком здании есть красивый сад

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка.
  3. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №13 ЕГЭ по русскому языку

Тринадцатое задание демонстрационного варианта 2018

  1. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
  2. С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
  3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.
  4. Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ) ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
    • (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.- ПО ТОМУ пишем раздельно, так как это предлог с указательным местоимением; НАСКОЛЬКО пишем слитно, так как его можно заменить местоимением КАК.
    • (В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников. - ВПОСЛЕДСТВИИ пишем слитно, так как это наречие, которое можно заменить наречием ПОТОМ; ТАКЖЕ пишем слитно, так как нельзя опустить частицу ЖЕ без утраты смысла.
    • С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.- БУДТО БЫ пишем раздельно, так как частицу можно опустить без утраты смысла; ТОТЧАС пишем слитно, так как можно заменить В ТОТ ЖЕ МИГ.
    • (В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.- ВПОСЛЕДСТВИИ пишем слитно, так как можно заменить ПОТОМ; ТО ЖЕ пишем раздельно, так как можно опустить частицу без утраты смысла.
    • Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ) ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.- ОТ ТОГО пишем раздельно, так как это предлог и указательное местоимение, которое можно заменить именем существительным; НАОБОРОТ пишем слитно, так как можно заменить наречием НАПРОТИВ.
  2. Записываем правильный ответ: впоследствии, также.

Первый вариант задания

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка:
    • Мы решили пойти (ПО)ЭТОМУ переулку, ПОТОМУ(ЧТО) он тихий: здесь совсем нет транспорта. - оба слова пишутся раздельно; «потому что» - союз, а «по этому» пишется раздельно, так как это не выражение следствия и есть слово «переулку».
    • (В)ЗАВИСИМОСТИ от ситуации общения люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ. - «в зависимости от» всегда пишется раздельно, а «по-разному» - через дефис.
    • (НЕ)ВСЕГДА мы понимаем значение топонимов, (ЗА)ЧАСТУЮ звучащих странно для уха современного человека. - «не всегда» никогда не пишется слитно; слитно пишется «зачастую», но в задании сказано, что оба слова в предложении должны писаться слитно.
    • (СЕЙ)ЧАС он стремится добиться своего во ЧТО(БЫ)ТО ни стало. - слитно пишется «сейчас», заменяющееся сочетанием «на данный момент»; а вот «во что бы то ни стало» всегда пишется раздельно.
    • Заведи будильник, (ЧТО)БЫ не проспать и встать (ПО)РАНЬШЕ. - «чтобы» пишется вместе, так как заменяется сочетанием «для того чтобы». «Пораньше» - наречие, всегда пишущееся слитно.
  3. Записываем правильный ответ: чтобы, пораньше (не забудьте, что на экзамене нужно писать ответы без пробелов и знаков препинания).

Второй вариант задания

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка:
    • ПО(ЭТОМУ) пути никто не ездит, ПОТОМУ(ЧТО) дорога здесь в аварийном состоянии.- «По этому пути» - раздельно; можно заменить, например, сочетанием «по старому пути». «Потому что» - опять же раздельно.
    • (НА)ВСТРЕЧУ мы опоздали, хотя (ИЗ)ЗА снегопада выехали из дома на час раньше.- «На встречу» - раздельно, так как можно заменить «на деловую встречу», или «на важную встречу», а «из-за» пишется через дефис, так как указывает на причину.
    • И(ТАК), (В)ЗАВЕРШЕНИЕ разрешите поблагодарить вас за сотрудничество. - «Итак» пишется слитно, а вот «в завершение» - раздельно.
    • (В)ВИДУ нестабильной политической обстановки поездку в Египет, запланированную нами (НА)СПЕХ, пришлось отложить. - «Ввиду» пишется слитно – заменяется словом «из-за»; «наспех» - наречие, пишется слитно.
    • (В)ДАЛИ от цивилизации ты КАК(БУДТО) осознаёшь всё несовершенство нашего современного мира. - «вдали» пишется слитно (заменяется «далеко»), а вот «как будто» - всегда раздельно.
  3. Записываем правильный ответ: ввиду, наспех.

Третий вариант задания

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка:
    • ЧТО(БЫ) ни говорили о России за рубежом, но страна уже давно (НЕ)ТА, что была в 90-е годы. - «Что бы» и «не та» пишется раздельно: в первом случае «бы» можно переставить – «что ни говорили бы о России», а во втором слитно написать просто нельзя.
    • Я говорю тебе ТО(ЖЕ) самое, что Андрею, ЧТО(БЫ) вы располагали одинаковой информацией. - «То же самое» пишется раздельно, а вот «чтобы» - слитно, заменяем на «для того чтобы».
    • (ПО)ВИДИМОМУ, Алексей не расслышал того, что я ему ответила, (ПО)ТОМУ что он повторил свой вопрос. - «По-видимому» - наречие, которое пишем через дефис; «потому» - слитно как часть союза «потому что».
    • Пушкин (ТОТ)ЧАС пристрастился к бильярду, хотя серьёзным игроком (ТАК)И не стал. - «Тотчас» - наречие, пишущееся слитно; «так и» пишем раздельно.
    • Сестра пела (В)ПОЛГОЛОСА, я ТО(ЖЕ) начала тихонько подпевать. - Осталось последнее предложение; «вполголоса» пишется всегда слитно; «тоже» также пишем слитно – заменяем союзом «и».
  3. Записываем правильный ответ: вполголоса, тоже.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Шопен СРАЗУ (ЖЕ) покорил парижские салоны своеобразным и непривычным исполнением, а ТАК(ЖЕ) своим блистательным юмором и гениальными импровизациями.

ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, во Франции.

В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) глаза, аналогичные цветовые тона.

(И)ТАК, речевой этикет - явление универсальное, но в ТО(ЖЕ) время каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Шопен СРАЗУ ЖЕ покорил парижские салоны своеобразным и непривычным исполнением, а ТАКЖЕ своим блистательным юмором и гениальными импровизациями.

ЧТОБЫ полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает ЗА ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, во Франции.

В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО ЖЕ самое выражение лиц, одни и ТЕ ЖЕ глаза, аналогичные цветовые тона.

ИТАК, речевой этикет - явление универсальное, но в ТО ЖЕ время каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

Подарок готовили ВТАЙНЕ от окружающих, ВПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.

Заграница – имя существительное, означает: зарубежные страны, например: торговать с заграницей, любить заграницу, жить в загранице; заграница нам поможет.

За границей, за границу – сочетание предлога с именем существительным, означает: в иностранных государствах, в иностранные государства; за пределами, за пределы родины, например: жить за границей, ездить за границу.

Правильно

Жить за границей и жить в загранице

Правило: Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Задание 14.

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).

В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения :

сущ. – имя существительное

числ. – имя числительное

нар. – наречие

мест. – местоимение

деепр. – деепричастие

п/п - производный предлог

н/п – непроизводный предлог

в/с – вводное слово

фе – фразеологическая единица

Буква СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ДЕФИС ПОЯСНЕНИЕ
Б бы, б слитно только в союзе чтобы, чтоб . Я раньше лёг, чтобы не опоздать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нельзя переместить или убрать ) Чтобы не остаться без аттестата, придётся изучать, как пишется частица "бы". Чтоб не забыть, запишу это в ежедневник.
раздельно во всех остальных случаях: Что бы мне почитать? (мест.+част., бы можно переместить или убрать.) Сказала бы раньше; как бы не опоздать; что бы я без тебя делал? Я вернусь, что бы ни случилось.
В всё-таки по правилу написания частицы -таки. Всегда через дефис.
в конце

в отличие (отличие)

в потёмках

в стороне

в общем (нельзя вообщем)

в открытую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

всегда раздельно

внизу

вдвое (втрое…)

восвояси

вдогонку

всегда слитно

ввиду пропустил ввиду болезни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

украшение в виде бабочки

вверх, вверху посмотреть (куда? нар. ) вверх ; находится (где? наречие ) вверху

целиться (во что? ) в верх (чего? ) дерева, мишени ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вконец обессилеть вконец (как? нар., =окончательно )

переставить фразу в конец (чего? ) предложения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вместо, вместе

в место, в месте

выступил вместо меня (п/п, =за ), вместе (наречие) со мной. Нельзя: заместо меня

попасть ( во что? ) в место падения, нашли (где? ) в месте расположения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смотреть (куда?, наречие ) вдаль; виднеется вдали (где? наречие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. падеже ) моря; виднеется в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вначале трудно вначале (когда? нар. )

в начале (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть поясняемое слово

вОвремя сделать вовремя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; находится (где? наречие ) внизу

целиться (во что? ) в низ (чего? ) дерева, мишени (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

облечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплотнУю

в плОтную

подойти вплотную (как? нар., =очень близко )

завернуть в плотную бумагу (какую? прил.+н/п )

вправо повернуть вправо (куда, наречие)

во что? в право владения наследством (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вправе вправе узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве собственности на квартиру (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в уголовном (каком? )праве

в продолжение

в продолжениЕ, в продолжениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в продолжение дня, в продолжение урока, в продолжение года (похоже "на протяжении")

Имя существительное продолжение в разных падеже с предлогом в: в продолжение (во что? ) романа будут введены новые герои. В продолжении романа (в чём? ) мы узнаем об их судьбах.

впервЫе увидеть впервые (когда? нар .)

скучать в первые дни (какие? числ.+н/п )

вследствие

в следствиИ, в следствиЕ

рейс задержан вследствие (п/п, =из-за ) непогоды

Существительное следствие в разных падежах: вмешаться (во что? ) в следствие (сущ.+н/п ) ; ошибки в (предварительном) следствии (сущ.+н/п )

вслед смотреть (куда, чему? ) вслед (нар.) уходящему поезду идти вслед за ним, за другом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в течение

в течениЕ, в течениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в течение дня, в течение урока, в течение года (похоже "на протяжении" )

Имя существительное течение в винительном или в предложном падеже с предлогом в: в течение (во что? ) реки; (о чём ) о течении реки.

Е если бы

всегда одинаково

Ж Же Всегда раздельно по правилу частиц. Частица вносит усилительное значение.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же неправда, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не путать с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таблице)

З за границей работать и жить

за неимением времени или средств

за счёт (угощение за счёт заведения)

всегда одинаково

засветло

всегда одинаково

затем Наречия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спросил? (нар., =с какой целью? );

маленький, зато (союз, =но ) шустрый.

Местоимения с предлогами:

Я пришёл за тем (каким именно? ) котёнком, который мне понравился; я занял очередь за тем (каким именно? ) человеком, что отошёл к окну.

Аналогично: За чем (именно) очередь? (мест.+н/п, =за каким товаром? ) За чем (именно) ты вернулся? За ключами.

Аналогично: я благодарю тебя за то (за что именно? ), что ты помог мне; я обижена не за то (за что именно? ), что ты не пришёл, а за то (за что именно? ), что обманул меня.

зачастУю

за чАстую

зачастую нет результата (нар., =часто ) за частую смену настроения (за какую? прил.+н/п )
И издалека слитно всегда
итак Итак , начнём урок! (вводное слово )

крутил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Всегда через дефис по правилу частиц.

Принеси -ка , скажи -ка , смотрите -ка

К кряду Несколько раз кряду (как, наречие=подряд ) чихнул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду знакомых

как будто

как только

как бы то ни было

всегда одинаково

Л Ли (частица)

Всегда одинаково и раздельно.

Н

напротив

насквозь

невдалеке

Всегда одинаково

на протяжении

всегда одинаково

навстречу

на встречу

идти навстречу (куда? нар .); идти навстречу (кому?) другу (п/п )

идти на (долгожданную) встречу с другом (сущ.+н/п )

наконец наконец он уснул (нар., =после всего )

перенести на конец месяца (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =заранее )

упасть на перед машины ()

наподобие

на подобие

фигура наподобие шара (п/п, =вроде )

задача (на что? ) на подобие треугольников (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

например

на пример

Был, например , (вводное слово ) такой случай.

обратить внимание на (этот) пример (сущ.+н/п )

наполовину

на половину

разрушен наполовину (нар., =частично )

претендовать (на что? ) на половину дома (сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) билетов

положить деньги на (банковский) счёт (сущ.+н/п ), не принимай это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обернуться назад (куда? нар .)

посмотреть на (разбитый) зад автомобиля (сущ.+н/п )

наверх, наверху

на верх, на верху*

подняться наверх (куда? нар .), наверху (где? нар .) было холодно

подняться на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), на (чём?) на верху здания, на верху блаженства (переносное значение)

насилу насилу удержал (как? нар., =с большим трудом )

надеяться на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

насколько

на сколько

Насколько это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколько повысят пенсию? (мест.+н/п )

настолько

на столько

настолько устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столько же меньше? (=на такое же количество, мест.+н/п )

наверное

на верное

Наверное, будет дождь. (вводное слово =вероятно)

На верное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? верное)

нАсмерть

на смерть

биться насмерть (как? нар., =до смерти )

Их посылали на (верную) смерть. (сущ.+н/п)

нАголову

на голову

враги разбиты наголову (как? нар., =окончательно )

повязка на голову (на что? сущ.+н/п )

наперебой

на перебои

заговорили наперебой (как? нар., =перебивая друг друга )

жаловаться на (постоянные) перебои водоснабжения (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

начистоту

на чистоту

поговорить начистоту (как? нар., =откровенно )

обратить внимание на чистоту в помещении (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

налицо факты налицо (нар., =имеются в наличии )

наложить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

надолго уехать надолго (нар., на какой срок? )

смотреть на долго танцующую девочку (танцующую как? долго, нар.+н/п )

навсегда

на всегда

уйти навсегда (нар., на какой срок? )

смотреть на всегда опрятную девочку (опрятную когда? всегда, нар.+н/п )

несмотря на

не смотря

бежал, несмотря на усталость (п/п, =вопреки )

бежал, не смотря под ноги (деепр., =не глядя )

невзирая на

не взирая

Невзирая на усталость, мы отправились осматривать город (п/п, =вопреки )

Я старался сидеть, не взирая на окружающих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О оттуда

всегда одинаково

от этого

раздельно всегда

оттого Повестки я не получил, оттого и не явился. (нар., =по этой причине )

От того , кто не мил, и подарок постыл. (от кого? мест.+н/п, =от человека )

Оттолкнулся от того берега (от какого? мест.+н/п, =от прил .)

отчего Отчего ты не спал? (нар., =по какой причине? ) Потому что работал.

От чего ты отказался? (мест.+н/п ) От работы, от задания.

отчасти Отчасти ты прав. (насколько? нар., =частично )

Он отказался от (большей) части дохода. (от чего? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

П позади

попросту

поскольку

понемногу

поодиночке

слитно всегда

потому что

по сравнению (с)

по течению

всегда раздельно

причём Вещь красивая, причём недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При чём ты останешься? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь родители, если сам виноват?

притом Вещь красивая, притом недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При том пособии имеется приложение. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

потому Он остался потому, что хочет узнать правду. (почему? нар., =по той причине )

идти по тому берегу (по какому? мест.+н/п, =прил .) догадался по тому , что увидел (мест.+н/п, =по увиденному )

почему Почему ты молчишь? (нар., =по какой причине? ) Потому что не хочу разговаривать.

По чему ты занимаешься? (мест.+н/п, =по какому пособию? ) По учебнику Розенталя. По чему ты скучаешь больше всего? По лету, по солнцу.

поэтому много работал, поэтому устал (нар., почему? по какой причине? )

заниматься по этому учебнику (мест.+н/п, по какому? =прил .)

поистине

по истине

Это поистине редкая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди скучают по (настоящей) истине . (сущ.+н/п )

поначалу

по началу

скучать поначалу (нар., =первое время )

догадаться по (самому) началу романа (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

С со временем

раздельно всегда

сразу, сразу же

всегда одинаково

сначала сначала подумай (когда? нар .)

Не начать ли сказку с (самого) начала ? (с чего? сущ.+н/п )

совсем совсем не выспался (как? нар., =совершенно )

уехал со всем имуществом (с каким? мест.+н/п )

сплеча замахнулся сплеча (как? нар., =сразу )

снять с (своего) плеча попугая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может писаться либо через дефис, либо раздельно.

Сломал -таки , опять -таки , прямо -таки после глаголов, наречий, частиц через дефис

Меня таки приняли на работу, я таки опоздал - во все других случаях раздельно

тОтчас явился тотчас (как? нар., =сразу же )

настал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь увидел Вас

Омонимы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу иностранные языки. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увлекаюсь музыкой, а также очень люблю читать. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

Кот любит спать, а также прятаться в новых пакетах.

Омонимы: местоимение с частицей же . Она усиливает значение, см. ЖЕ

Встречаемся в то же время. (мест.+част.,время какое именно?) - в то; же

Брат посоветовал то же , что и вы. (мест.+част.,посоветовал что именно? ) - то; же опустить можно, заменить союзом и нельзя!

Вы так же молоды, как десять лет назад. (нар., молоды как?) - так; же опустить можно, заменить союзом и нельзя).

тут же

раздельно всегда

Х хотя бы, хотя б

раздельно всегда

В основу таблицы 1 положены материалы учителя русского языка Крюковой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

Через дефис пишутся наречия, образованные:

1) от полных прилагательных или местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи

поступать по-дружески петь по-казахски жить по-новому сделать по-своему по-заячьи труслив

2) от порядковых числительных на -ых, -их с помощью приставки в- (во-)

во-вторых в-третьих в-пятых

3) посредством повтора того же слова или корня, осложнённого приставками, суффиксами

еле-еле, точь-в-точь день-деньской мало-мальски волей-неволей

4) посредством соединения синонимов

нежданно-негаданно, подобру- поздорову у

5) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь

кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь

Полу- всегда пишется слитно: полумесяц, полугодие.

ЕГЭ. Русский язык.

Задание 13. Как легко выполнить?

Задание № 13 - одно из самых трудных. Это связано с тем, что необходимо знать очень много правил слитного, раздельного, дефисного написания слов. Кроме того, много слов, которые нужно просто запомнить. Так что сложности есть.

Я предлагаю наиболее простой способ выполнения данного задания.

Алгоритм выполнения задания № 13

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

    Внимательно прочитайте задание. Необходимо найти предложение из пяти предложенных, в котором выделенные слова пишутся слитно или раздельно . Даже если в книгах, по которым вы занимаетесь, в основном предлагается найти слитное написание слов, экзамен есть экзамен, нужно быть готовыми ко всему. Так что именно с внимательного прочтения задания начинается его выполнение.

    В каждом предложении исключите слова, которые пишутся через дефис . Чаще всего это:

    Слова с суффиксами ТО, ЛИБО, НИБУДЬ и приставкой КОЕ

    Слова всё-таки, точь -в- точь.

    Наречия с приставкой ПО и суффиксами ОМУ, ЕМУ, СКИ, ЬИ:

по -нашему, по-лисьи.

    Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, вкуса (ярко-красный, кисло-сладкий)

    Стороны света : юго-запад.

    Слова с корнем пол : начинаются на Л (пол-лимона), с гласной (пол-яблока), с большой буквы (пол-Европы).

    Прилагательные, образованные от однородных членов, между ними можно поставить союз И (журнально-газетный- то есть журнальный и газетный)

    Первый шаг сделан. Обязательно в каком-то предложении будет слово, которое пишется через дефис. Поэтому количество предложений сокращается.

Как будто

Ввиду

Иметь в виду

В течение

В продолжение

Вследствие

Впоследствии

Потому что

Тогда как

То есть

Для того чтобы

Несмотря на

Невзирая на

Тотчас

Как бы

    Третий шаг- самый ответственный. Вам необходимо чётко различать слова, пишущиеся слитно или раздельно.

Чтобы- что бы

Тоже - то же

Также - так же

Зато - за то

Отчего - от чего

Оттого - от того

Потому - по тому

Причём - при чём

Насчёт (= о) – на счёт (в банке)

Запомните: если на слово падает логическое ударение, вы его выделяете интонацией, оно произносится твёрдо, с некоторым замедлением интонации, а главное, вы можете себе конкретно что-то представить, то это слово пишется РАЗДЕЛЬНО.

Если ничего из перечисленного нет- то это обычный союз, он пишется СЛИТНО.

Сравните.

ЧТО БЫ мне подарить тебе на день рождения? (Ударение падает на слово, мы представляем тот подарок, который хотим купить).

Мы встретились, ЧТОБЫ обсудить текущие дела.(Слово произносится быстро, как бы вскользь, ничего мы представить, говоря слово ЧТОБЫ, не можем)

ЗА ТО задание я получила пять.

Он долго готовился, ЗАТО хорошо сдал экзамен.

Запомните: если после ТАК ЖЕ есть КАК И , то оно всегда пишется раздельно.(Работа была выполнена ТАК ЖЕ качественно, КАК И всегда.)

Слово ИТАК пишется слитно, если это обычное вводное слово, подводится итог чему-то.(ИТАК , работа была завершена до отпуска)

Если же перед нами наречие и союз, то пишется раздельно, можно задать вопрос как? (И так он проводил всё свободное время(КАК проводил? – ТАК ).

Запомните, что отрицательные наречия всегда пишутся слитно : нигде, никак, ничуть, негде, некуда и т.д.

Таковы основные случаи, которые необходимо запомнить в первую очередь.

Все правила есть на данном сайте. Особо обратите внимание на таблицы с написанием наречий, запоминайте слова.

ПРИМЕР

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Всё было (ПО)ПРЕЖНЕМУ, (ТО) ЕСТЬ совершенно не изменилось.

(ЧТО)БЫ вовремя приехать (НА)ВСТРЕЧУ, мы выехали рано утром.

(КОЕ)ГДЕ (В)ДАЛИ виднелись огоньки изб.

Он исчез (ТАК)ЖЕ внезапно, как и появился.

(И)ТАК начнём с того, что я (НА)КОНЕЦ встретился с тобой.

ПОЯСНЕНИЕ

    Находим предложения, в которых слова пишутся через дефис. Это первое и третье – КОЕ-ГДЕ , ПО-ПРЕЖНЕМУ . Исключаем их. Осталось 3 предложения.

    Находим такие слова, в раздельном написании которых вы не сомневаетесь. Это ТО ЕСТЬ (первое предложение, правда, оно уже было исключено)

    Осталось 3 предложения, в которых слова можно правильно написать, вдумываясь в их смысл.

2 предложение: мы выехали куда? – НА ВСТРЕЧУ (например, на долгожданную встречу). То есть мы чётко представляем встречу, на которую едут наши герои. Пишем раздельно. Слово ЧТОБЫ здесь пишется слитно, так как лексического смысла в слове «что» нет).

4 предложение – лёгкое, в нём есть ТАК ЖЕ… КАК И , значит, пишу слово раздельно.

Остаётся № 5- это верный ответ: ИТАК - вводное слово, НАКОНЕЦ - наречие, когда?

Выполняйте побольше заданий, и у вас всё обязательно получится

Желаю удачи!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Задание 13 ЕГЭ по русскому языку

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Слитное написание:

    Сложные слова с соединительной гласной О или Е

    Слова без соединительной гласной, первая часть которой представлена в начальной форме(времяизмерительный)

    Слова содержащие авиа-, агро-, алюмо-, асбо-, астро-, аудио-, аэро-, баро-, бензо-, библио-, био-, вело-, вибро-, видел-, гелио-, гео-, гидро-, гомо-, графо-, дека-, дендро-, зоо-, изо-, квази-, кино-, космо-, лже-, лито-, макро-, мега-, мета-, метео-, микро-, моно-, мотто-, мульти-, невро-, нейро-, гео-, онко-, орто-, пан-, палео-, пара-, пневмо-, поли-, псевдо-, психо-, радио-, сейсмо-, социо-, спектро-, стерео-, теле-, термо-, турбо-, тетра-, фито-, фото-, фоно-, эвако-, экзо-, эко-, электро-, эндо-, энтеро-, этно-

    Сложносокращенные слова и аббревиатуры

    Сложные слова, первая часть которых является глагольной основой и оканчивается на И

    Слова, образованные от географических названий, пишущихся через дефис

    Слова с первой частью борт-, слова со второй частью –метр, - граф

    Одна из частей самостоятельно не употребляется

    Если между двумя прилагательными нельзя вставить И или НО

    Образованные из основы наречия на О или Е и прилагательного или причастия и употребляющиеся как термины

    Слова без соединительной гласной, первой частью которых является количественное числительное

    Входящие в состав сложных слов девяносто, сто, четверть, употребляющихся в форме именительного падежа

    Производные слова от слова сорок имеют соединительную гласную А(но: сорокОножка, сорокОпут, сорокОуст)

    Слова два, три в составе сложных слов имеют формы двух-, трех-, дву-, три-, тре-

    пол- (полу-), если слово не начинается с гласной, с буквы Л или с прописной буквы

3)Наречия, предлоги и союзы посмотреть в словарях и запомнить

Дефисное написание:
1)Прилагательные и существительные:

    Являющиеся географическими или административными названиями и начинающиеся с: северо-, юго-, южно-, восточно-, западно-, норд-, ост-, зюйд-, вест-

    Сложные термины, называющие приборы, механизмы, устройства, профессиональные понятия, с корнями блок-, вакуум-, дизель-, динамо-, камер-, пресс-, стоп-

    Блюда и растения

    Единицы измерения

    Название общественно-политических объединений

    Наименования, в которых первое слово является общим названием, второе – более конкретным

    Названия растений, имеющие в своем составе глагол или союз

    Образованные из основ прилагательных, между которыми можно вставить союзы И, НО

    Обозначающие оттенки цветов

    Образованные от сочетания имени и отчества, имени и фамилии или двух фамилий и т.п.

2)Имена числительные и слова, имеющие в своем составе числительные:
ПОЛ – (половина), если слово начинается с гласной буквы, буквы Л или с прописной буквы.

3)Наречия:

    С приставкой кое-

    С суффиксами –то, -либо, -нибудь, -таки

    С приставкой по- и суффиксами –ому (-ему), -и

    С приставкой в-(во-) и суффиксом –ых(-их)

    С одинаковыми корнями

4)Местоимения:

    С приставкой кое-

    С суффиксами –то, -либо, -нибудь

5)Частицы:
–то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко, -таки

Раздельное написание:
1)Имена существительные:
Если слова Мини, Макси занимают второе место

2)Имена прилагательные:
Если наречие быстро используется в прямом значении
Слово вечно всегда пишется раздельно(кроме слова вечнозеленый)

3)Имена числительные и слова, имеющие в своем составе числительные:
ПОЛ – (половина), если между ним и словом стоит прилагательное или местоимение.
Количественные сочетания, включающие слово половина

4)Наречия, предлоги и частицы стоит посмотреть в словарях и запомнить

Тестовые варианты для задания 13 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы

Пример 1:

(ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.
(ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.
Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.
Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.
Мы (ПО)НЕМНОГУ продвигались вперед и ТАК(ЖЕ), как и прежде, не уставали удивляться красоте природы.

Пример 2:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

О, ЧТО(БЫ) я только не отдал взамен за те минуты счастья! (ЗА)ЧЕМ я покинул родину?
Семена орхидеи, (В)ОТЛИЧИЕ от семян фикуса, (НА)СТОЛЬКО мелки, что похожи на пыль.
Мы спустились в долину и, (КАК)ТОЛЬКО нашли воду, ТОТ(ЧАС) остановились.
Будь на словах ТАК(ЖЕ) вежлив, как в поступках, говори ТО(ЖЕ), что думаешь.
В этот момент воробьи ТО(ЖЕ) заметили опасность и бросились (В)РАССЫПНУЮ.

Пример 3:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ТОГО, как пройдёт эта встреча, зависит многое, (ПО)ЭТОМУ я так волнуюсь.
В солнечный день на опушке леса собрались осинки, КАК(БУДТО) им стало холодно и они вышли погреться, как в деревнях люди выходят из дома и (В)МЕСТЕ сидят на завалинках.
(ОТ)ЧЕГО люди не летают и (ПО)ЧЕМУ нет у них крыльев?
Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово.
Миша молча наблюдал за спорящими братьями, Василий ТАК(ЖЕ) (В)ТЕЧЕНИЕ всей дискуссии не произнес ни слова.

Пример 4:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ВИДУ тугоплавкости и высокой химической стойкости платины из неё изготавливают лабораторную посуду, а ТАК(ЖЕ) коррозионностойкие детали аппаратуры.
Стихотворение «Горная дорога» воспринимается совсем (ПО)ДРУГОМУ, (ПО)ТОМУ что на первый план в нём выступают чувства тревоги, грусти, печали.
(В)ТЕЧЕНИЕ жизни Рихтер много гастролировал в разных странах мира, (ПРИ)ЧЁМ наиболее интересным своим турне он считал концертную поездку по России.
(ВО)ВРЕМЕНА А.С. Пушкина на петербургской сцене блистала балерина А.И. Истомина. Блистает она ТАК(ЖЕ) и в «Евгении Онегине».
(В) ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, КАК(БУДТО) воздух промыт родниковой водой.

Пример 5:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на неоднозначность толкования отдельных положений, общая теория относительности широко признана (ИЗ)ЗА своей принципиальной простоты.
Соли, (НА)ПРИМЕР, можно представить (В)ВИДЕ результатов взаимодействия кислотных и основных оксидов.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует сказать, что и Пушкину, и Грибоедову удалось психологически верно изобразить дворянское общество своего времени, (В)ЧАСТНОСТИ московское дворянство.
(ПО)СКОЛЬКУ художник свободно выбирает приёмы и планы, то он, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, волен быть независимым в своём творчестве.
(На)ВРЯД ли будут верными решения, принятые (С)ГОРЯЧА.

Пример 6:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) ни говорил гость, Катерина смотрела ТАК(ЖЕ) строго, как и прежде.
Только с признанием Ильи Ильича Ольге (В)НАЧАЛЕ второй части «Обломова» возникает завязка, а (ЗА)ТЕМ и действие романа, отсутствовавшее в первых главах.
(С)НАЧАЛА Марина держалась в деревне неуверенно и даже, увидев вдалеке Лену, зашла в высокую густую рожь, поросшую васильками, ЧТО(БЫ) только не попасться соседке на глаза.
Обломов рисует Штольцу свой идеал семейной жизни со ссылкой на духовные запросы, неведомые его предкам, но (В)ЦЕЛОМ выдерживая патриархально-идиллический дух: прогулки (В)ДВОЁМ после сытного завтрака, неспешные беседы с друзьями.
ГДЕ(ТО) в лесу раздавался протяжный вой, однако (НИ)КТО из охотников даже не вздрогнул.

Пример 7:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая - даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт.
ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.
Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник.
НИ(ЗА)ЧТО на свете не соглашалась Маруся расстаться (СО)МНОЙ.

Ответы:

    поначалу, вскоре

    тоже, врассыпную

    отчего, почему

    ввиду, также

    сгоряча, навряд

    сначала, чтобы

    ЕГЭ по математике профильный уровень

    Работа состоит из 19 заданий.
    Часть 1:
    8 заданий с кратким ответом базового уровня сложности.
    Часть 2:
    4 задания с кратким ответом
    7 заданий с развернутым ответом высокого уровня сложности.

    Время выполнения - 3 часа 55 минут.

    Примеры заданий ЕГЭ

    Решение задания ЕГЭ по математике.

    Задача с решением:

    В правильной треугольной пирамиде АВСS с основанием АВС известны ребра: АВ = 5 корней из 3, SC = 13.
    Найти угол, образованный плоскостью основания и прямой, проходящей через середину ребер АS и ВС.

    Решение:

    1. Поскольку SABC - правильная пирамида, то ABC - равносторонний треугольник, а остальные грани - равные между собой равнобедренные треугольники.
    То есть все стороны основания равны 5 sqrt(3), а все боковые ребра равны 13.

    2. Пусть D - середина BC, E - середина AS, SH - высота, опущенная из точки S к основанию пирамиды, EP - высота, опущенная из точки E к основанию пирамиды.

    3. Найдем AD из прямоугольного треугольника CAD по теореме Пифагора. Получится 15/2 = 7.5.

    4. Поскольку пирамида правильная, точка H - это точка пересечения высот/медиан/биссектрис треугольника ABC, а значит, делит AD в отношении 2:1 (AH = 2 AD).

    5. Найдем SH из прямоугольного треугольника ASH. AH = AD 2/3 = 5, AS = 13, по теореме Пифагора SH = sqrt(13 2 -5 2) = 12.

    6. Треугольники AEP и ASH оба прямоугольные и имеют общий угол A, следовательно, подобные. По условию, AE = AS/2, значит, и AP = AH/2, и EP = SH/2.

    7. Осталось рассмотреть прямоугольный треугольник EDP (нас как раз интересует угол EDP).
    EP = SH/2 = 6;
    DP = AD 2/3 = 5;

    Тангенс угла EDP = EP/DP = 6/5,
    Угол EDP = arctg(6/5)

    Ответ:

    А знаете ли вы, что?

    Среди всех фигур, с одинаковым периметром, у круга будет самая большая площадь. И наоборот, среди всех фигур с одинаковой площадью, у круга будет самый маленький периметр.

    Леонардо да Винчи вывел правило, согласно которому квадрат диаметра ствола дерева равен сумме квадратов диаметров ветвей, взятых на общей фиксированной высоте. Более поздние исследования подтвердили его с одним лишь отличием - степень в формуле необязательно равняется 2, а лежит в пределах от 1,8 до 2,3. Традиционно считалось, что эта закономерность объясняется тем, что у дерева с такой структурой оптимальный механизм снабжения веток питательными веществами. Однако в 2010 году американский физик Кристоф Эллой нашёл более простое механическое объяснение феномену: если рассматривать дерево как фрактал, то закон Леонардо минимизирует вероятность слома веток под воздействием ветра.

    Лабораторные исследования показали, что пчёлы умеют выбирать оптимальный маршрут. После локализации расставленных в разных местах цветков пчела совершает облёт и возвращается обратно таким образом, что итоговый путь оказывается наикратчайшим. Таким образом, эти насекомые эффективно справляются с классической «задачей коммивояжёра» из информатики, на решение которой современные компьютеры, в зависимости от количества точек, могут тратить не один день.

    Если умножить ваш возраст на 7, затем умножить на 1443, то результатом будет ваш возраст написанный три раза подряд.

    Мы считаем отрицательные числа чем-то естественным, но так было далеко не всегда. Впервые отрицательные числа были узаконены в Китае в III веке, но использовались лишь для исключительных случаев, так как считались, в общем, бесмыссленными. Чуть позднее отрицательные числа стали использоваться в Индии для обозначения долгов, но западнее они не прижились – знаменитый Диофант Александрийский утверждал, что уравнение 4x+20=0 – абсурдно.

    Американский математик Джордж Данциг, будучи аспирантом университета, однажды опоздал на урок и принял написанные на доске уравнения за домашнее задание. Оно показалось ему сложнее обычного, но через несколько дней он смог его выполнить. Оказалось, что он решил две «нерешаемые» проблемы в статистике, над которыми бились многие учёные.

    В русской математической литературе ноль не является натуральным числом, а в западной, наоборот, принадлежит ко множеству натуральных чисел.

    Используемая нами десятичная система счисления возникла по причине того, что у человека на руках 10 пальцев. Способность к абстрактному счёту появилась у людей не сразу, а использовать для счёта именно пальцы оказалось удобнее всего. Цивилизация майя и независимо от них чукчи исторически использовали двадцатичную систему счисления, применяя пальцы не только рук, но и ног. В основе распространённых в древних Шумере и Вавилоне двенадцатеричной и шестидесятиричной систем тоже было использование рук: большим пальцем отсчитывались фаланги других пальцев ладони, число которых равно 12.

    Одна знакомая дама просила Эйнштейна позвонить ей, но предупредила, что номер ее телефона очень сложно запомнить: - 24-361. Запомнили? Повторите! Удивленный Эйнштейн ответил: - Конечно, запомнил! Две дюжины и 19 в квадрате.

    Стивен Хокинг - один из крупнейших физиков-теоретиков и популяризатор науки. В рассказе о себе Хокинг упомянул, что стал профессором математики, не получая никакого математического образования со времён средней школы. Когда Хокинг начал преподавать математику в Оксфорде, он читал учебник, опережая собственных студентов на две недели.

    Максимальное число, которое можно записать римскими цифрами, не нарушая правил Шварцмана (правил записи римских цифр) - 3999 (MMMCMXCIX) - больше трех цифр подряд писать нельзя.

    Известно много притч о том, как один человек предлагает другому расплатиться с ним за некоторую услугу следующим образом: на первую клетку шахматной доски тот положит одно рисовое зёрнышко, на вторую - два и так далее: на каждую следующую клетку вдвое больше, чем на предыдущую. В результате тот, кто расплачивается таким образом, непременно разоряется. Это неудивительно: подсчитано, что общий вес риса составит более 460 миллиардов тонн.

    Во многих источниках, зачастую с целью ободрения плохо успевающих учеников, встречается утверждение, что Эйнштейн завалил в школе математику или, более того, вообще учился из рук вон плохо по всем предметам. На самом деле всё обстояло не так: Альберт ещё в раннем возрасте начал проявлять талант в математике и знал её далеко за пределами школьной программы.

Новое на сайте

>

Самое популярное