Сложное предложение - это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.
Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями (конструкциями) сложного предложения.
Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.
Поэтому определить сложное предложение - это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.
Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение - единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения). В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений.
Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации.
Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.
Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.
Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.
Таким образом, сложное предложение - это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.
В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов - относительных местоимений и наречий).
Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.
В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.
В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).
Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.
В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.
Например:
1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.
, . – бессоюзное сложное предложение (БСП).
2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.
И . – сложносочиненное предложение (ССП).
3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.
, (что...). – сложноподчиненное предложение (СПП).
Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.
Например: Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.
Схема данного предложения: , (которую...), а , (которую...).
Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.
Основные различия сводятся к следующему.
В сложном предложении между сочинением и подчинением не всегда может быть проведена резкая граница: во многих случаях одно и то же отношение может быть оформлено как сочинительным, так и подчинительным союзом.
Сочинение и подчинение предложени й - это такие способы обнаружения существующих между ними смысловых отношений, из которых один (сочинение) передает эти отношения в менее расчлененном, а другой (подчинение) - в более дифференцированном виде. Иными словами, сочинительные и подчинительные союзы различаются прежде всего своими выявляющими (формализующими) возможностями.
Так, например, если при подчинительной связи уступительные, причинно- или условно-следственные отношения получают специализированное, однозначное выражение при помощи союзов хотя, потому что, если , то при сочинении все эти значения могут быть оформлены одним и тем же соединительным союзом и.
Например: Можно быть прекрасным врачом – и в то же время совсем не знать людей (Чехов); Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло, И весна загудела в лесу (Блок); Зима как пышные поминки. Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином – вот и кутья (Пастернак); С ребенком не повозились – и он не знает музыки (В. Мейерхольд).
Точно так же противительные союзы а и но могут оформлять отношения уступительные: Мальчишка был мал, а разговаривал и держался с достоинством (Трифонов); Он знаменитость, но у негопростая душа (Чехов); условные: Моя восторженность может охладеть, а тогда все погибло (Аксаков); следственные: Я знаю, все это вы говорите в раздражении, а потому не сержусь на вас (Чехов); сравнительно-сопоставительные: Надо быхохотать до упаду над моим кривляньем, а ты – караул (Чехов).
При побуждении разделительные союзы могут оформлять условное значение, в рамках подчинительной связи выражающееся союзом если (не)... то : Ты женишься, или я тебя прокляну (Пушк.); Или вы сейчас одевайтесь, или я поеду один (Писем.); Одно из двух: или увези он ее, энергически поступи, или дай развод (Л. Толстой). Именно потому, что по характеру выражаемых отношений сочинение и подчинение предложений резко не противопоставлены друг другу, между ними обнаруживается тесное взаимодействие.
2) Сочинительная связь в сложном предложении самостоятельна ; в простом предложении она сопряжена с выражением отношения синтаксической однородности. Существенно и другое различие: в простом предложении сочинение служит только целям расширения, усложнения сообщения; в сложном предложении сочинение - один из двух видов синтаксической связи, организующих само такое предложение.
3) Сочинение и подчинение по-разному соотносятся с бессоюзием.
Сочинение близко к бессоюзию. Выявляющие (формализующие) возможности сочинения, сравнительно с возможностями подчинения, слабее, и с этой точки зрения сочинение не только не равноценно подчинению, но и отстоит от него значительно дальше, чем от бессоюзия.
Сочинение есть одновременно и синтаксический, и лексический способ связи: отношение, которое возникает между предложениями на базе их семантического взаимодействия друг с другом, как уже отмечалось, не получает здесь однозначного выражения, а характеризуется лишь в самом общем и недифференцированном виде.
Дальнейшая конкретизация и сужение этого значения осуществляются так же, как и при бессоюзии, - с опорой на общую семантику соединившихся предложений или (там, где это возможно) на определенные лексические показатели: частицы, вводные слова, указательные и анафорические местоимения и местоименные обороты. В отдельных случаях дифференцирующие функции берут на себя соотношения видов, временных форм и наклонений.
Так, условно-следственное значение в предложениях с союзом и выявляется отчетливее при сочетании форм повелительного наклонения (обычно, но не обязательно - глаголов совершенного вида) в первом предложении с формами других наклонений или с формами настоящего-будущего времени - во втором: Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте человека добродетельным (Грибоедов, переписка).
Если сочинительные союзы легко и естественно сочетаются с лексическими средствами связи, образуя с ними нестойкие союзные соединения (и вот, вот и, ну и, а потому, и поэтому, и потому, потому и, а значит, и значит, и следовательно, следовательно и, и тогда, тогда и, а при том условии и др.), то подчинительные союзы сами достаточно четко дифференцируют смысловые отношения между предложениями.
4) Вместе с тем подчинительная связь в сложном предложении менее однозначна , чем в словосочетании. Очень часто бывает так, что какой-то компонент того значения, которое создается взаимодействием предложений в составе сложного, остается за пределами выявляющих возможностей подчинительного союза, оказывая противодействие его значению или, напротив, обогащая его в том или ином отношении.
Так, например, в сложноподчиненных предложениях с союзом когда , при наличии в главном предложении сообщения об эмоциональных реакциях или состояниях, на фоне собственно временного значения с большей или меньшей силой проступают элементы причинного значения: Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих (Гоголь); [Маша:] Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен (Чехов); Показался родной, крашенный охрой вокзальчик. Сладко екнуло сердце, когда услышал звон вокзального колокола (Белов).
Если содержание придаточного предложения оценивается с точки зрения необходимости или желательности, временное значение осложняется целевым: Подобные милые вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие (Чехов). В других случаях при союзе когда обнаруживаются значения сопоставительное (Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем . (Аксаков) или несоответствия (Какой тут жених, когда и просто приехать боится? (Достовский).
В качестве третьего вида связи в сложном предложении нередко выделяется связь бессоюзная .
Однако за исключением одного частного случая, когда отношения между бессоюзно соединившимися предложениями (условные) выражаются вполне определенным соотношением форм сказуемых (Не пригласи я его, он обидится; Окажись рядом настоящий друг, беды бы не случилось ), бессоюзие не является грамматической связью.
Поэтому разграничение сочинения и подчинения применительно к бессоюзию оказывается невозможным, хотя в семантическом плане между разными видами бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений устанавливается вполне определенная соотносительность.
Так, например, по характеру отношений очень близки к сфере подчинения сочетания предложений, из которых одно занимает в составе другого позицию объектного распространителя (Я слышу: где-то стучат ), или характеризует то, о чем сообщается в другом предложении, с точки зрения тех или иных сопутствующих обстоятельств (Какой был снег, я шла! , т. е. (когда я шла)). Отношения, складывающиеся между предложениями при бессоюзии, могут получать неграмматическое выражение с помощью определенных, в разной степени специализированных элементов лексики: местоименных слов, частиц, вводных слов и наречий, которые как вспомогательные средства употребляются также и в сложных предложениях союзных типов, особенно сложносочиненных.
Объединение двух или более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу. Предложения, являющиеся частями сложного, не имеют интонационной, а часто и содержательной (информативной) законченности; такой законченностью характеризуется все сложное предложение в целом.
В составе сложного предложения претерпевают существенные изменения модальные характеристики соединившихся предложений:
во-первых, здесь вступают в различные взаимодействия объективно-модальные значения частей, и в результате этих взаимодействий формируется новое модальное значение, относящее в план реальности или ирреальности уже все сообщение, заключенное в сложном предложении в целом;
во-вторых, в формировании модальных характеристик сложного предложения могут принимать активное участие союзы (прежде всего подчинительные), которые вносят свои коррективы в модальные значения как частей сложного предложения, так и их объединения друг с другом;
в-третьих, наконец, в сложном предложении, в отличие от простого , обнаруживается тесная связь и зависимость объективно-модальных значений и тех субъективно-модальных значений, которые очень часто бывают заключены в самих союзах и в их аналогах.
Особенностью предложений, входящих в состав сложного, может быть неполнота одного из них (обычно не первого), обусловленная тенденцией к неповторению в сложном предложении тех семантических компонентов, которые являются общими для обеих его частей. Взаимное приспособление предложений при их объединении в сложное может проявляться в порядке слов, взаимных ограничениях видов, форм времени и наклонения, в ограничениях целевой установки сообщения. В составе сложноподчиненного предложения главная часть может иметь для придаточной открытую синтаксическую позицию. В этом случае главная часть располагает также особыми средствами для обозначения этой позиции; такими средствами являются указательные местоименные слова. Виды и способы формального приспособления предложений при их объединении в сложную синтаксическую единицу рассматриваются при описании конкретных типов сложного предложения.
- Читаем предложение полностью.
- Находим основу (или основы предложения). Читайте, что такое .
- Если основа в предложении одна → предложение простое.
- Если основ две (или более) → предложение сложное.
Примеры. Бежит тропинка полевая то под откос, то вновь на бугорок. (Основа одна (Что?) тропинка (тропинка (что делает?) бежит → предложение простое .
Встаёт солнце 1 , и вместе с солнечным светом оживают лесные поляны 2 .
Основ две : в первом предложении речь идет о солнце (Что?) солнце (солнце (что делает?) встаёт). Во втором предложении говорится о полянах (Что?) поляны (поляны что делают?) оживают). Предложение сложное.
То есть определение простое перед нами предложение или сложное, заключается как раз в умении найти в предложении его основу или несколько основ.
Определение грамматической основы предложения
Начнем с того, что в любом предложении есть его смысловой и грамматический центр — это и есть его грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).
Самый распространенный вариант основы — это тот случай, когда подлежащее выражено именительным падежом существительного (или местоимения), а сказуемое — глаголом.Примеры: Земля вращается вокруг Солнца. Кто-то стучит в дверь.
Дело в том, что основа предложения «может быть сконструирована» практически из любых частей речи, не всегда из существительного и глагола. В таких случаях определить грамматическую основу, а значит, простое или сложное предложение, несколько сложнее.
Подлежащим может быть не только существительное или местоимение. Примеры:
- Счастливые часов не наблюдают. (Здесь подлежащее в форме имени прилагательного)
- Отдыхающие собрались на веранде. (Здесь в форме причастия)
- Семеро одного не ждут. (Здесь в форме числительного)
- Учиться — всегда пригодится. (Уже выражено неопределенной формой глагола)
- На солнышке Полкан с Барбосом грелись. (И даже словосочетанием)
Сказуемое тоже не всегда выражено глаголом. Примеры:
Некоторые из способов выражения сказуемого
- Я хочу заниматься спортом. (Сказуемое составное глагольное, т.е. оно состоит из двух глаголов, один их которых стоит в неопределенной форме)
- Книга — это волшебница . (Сказуемое выражено именем существительным)
- Моя сестра будет врачом . Сказуемое составное именное, т.е. главная его часть выражена именем существительным + связка быть )
Отсюда становится ясно, что для правильного определения, сложное или простое перед нами предложение, нужно тренироваться в нахождении основы в предложении, уметь быстро определять его главные члены.
Важно! При этом важно различать (и ни в коем случае не смешивать их! ) члены предложения и части речи . (Части речи «работают» в предложении каким-то из членов предложения)
Однородные члены предложения. Как это мешает?
Ситуацию с определением типа предложения могут осложнять однородные сказуемые в одном из простых предложений. А то и в обоих предложениях в составе сложного!
Сравните. 1) Осень наступила 1 , и полили дожди ². 2) Шумели и метались ветры 1 , и лили дожди. 2
Первое сложное предложение имеет две обычные основы , а во втором первое предложение осложнено двумя однородными сказуемыми . Чтобы не ошибиться, нужно внимательно смотреть, к какому подлежащему относится каждое из сказуемых: ветры (что делали?) шумели и метались. А дожди (что делали?) лили. Значит, первые два сказуемых относятся к основе первого предложения, а третье — к основе второго предложения. А всё предложение будет сложным.
Сложные предложения, в составе которых есть односоставные
Сложность представляют также такие предложения, в которых одно из них может иметь основу, состоящую только из одного члена предложения. С ними надо быть особенно внимательными.
Пример: Осень наступила 1 , и сразу похолодало. 2
Предложение сложное, в нем две основы, но вторая основа состоит только из сказуемого .
Простое предложение — это такое предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Это основная грамматическая единица синтаксиса. В простом предложении должна быть только лишь одна грамматическая основа (предикативный центр).
- Отец моет машину.
- Дети играют на лужайке.
- Сумерки.
- Бабушка отдыхает.
Простое предложение — основной структурный тип предложений в русском языке, который служит для построения сложных предложений.
- Пришла весна + Растаял снег = Пришла весна, растаял снег.
Грамматическая структура
Различают главные и второстепенные члены простого предложения. Главные — подлежащее (отвечает на вопросы "кто? что?") и сказуемое (отвечает на вопросы "что делает? что делал? что будет делать?") — называют предмет, который является субъектом действия (подлежащее) и само действие, выполняемое субъектом (сказуемое). Подлежащее и сказуемое взаимосвязаны и составляют предикативный центр.
Второстепенные — дополнение, определение, обстоятельство — объясняют сказуемое и/или подлежащее или же другие второстепенные члены и зависят от них синтаксически.
- Старенький трамвай медленно ехал по раскаленным рельсам.
В этом предложении подлежащее — "трамвай", сказуемое — "ехал". От подлежащего "трамвай" зависит определение "старенький". Сказуемое "ехал", которое связано с подлежащим "трамвай", руководит дополнением "по рельсам" и имеет зависящее обстоятельство "медленно". Дополнение, в свою очередь, тоже имеет второстепенный зависящий член предложения — определение "раскаленным". Все предложение делится на группу подлежащего ("старенький трамвай") и группу сказуемого ("медленно ехал по раскаленным рельсам"). Информация ниже поможет делать синтаксический разбор предложения просто и быстро.
Какие бывают типы простых предложений?
Существуют следующие типы простых предложений:
- невосклицательное и восклицательное (относительно интонации);
- повествовательное, вопросительное, побудительное (относительно цели высказывания);
- двусоставное и односоставное (относительно состава грамматической основы);
- полное и неполное (относительно наличия/отсутствия необходимых членов предложения);
- распространенное и нераспространенное (относительно наличия/отсутствия второстепенных членов предложения);
- осложненное и неосложненное.
Восклицательные и невосклицательные
Что касается этого типа, то определяющим моментом есть наличие/отсутствие знака восклицания.
- Весна пришла. Весна пришла!
Повествовательные, вопросительные, побудительные
Второй вид указывает на то, с какой целью произносится данная сентенция: рассказать о чем-либо (Дунай впадает в Черное море), спросить о чем-либо (Когда ты наконец-то женишься?) или побудить к чему-либо (Купи батон на ужин).
Односоставные и двусоставные
Какие простые предложения можно назвать односоставными? Те, у которых предикативная (грамматическая) основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого.
- Оттепель.
- Красивая девушка.
- Светает.
Если из главных членов в предложении есть только подлежащее, то такие грамматические единицы называются назывными, или номинативными.
- Красота невероятная!
- Вечерний Киев с множеством огней.
Если же есть только сказуемое, то выделяют несколько видов таких односоставных предложений:
- определенно-личное (действие исполняется неким предметом или личностью и выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени);
- неопределенно-личное (сказуемое выражено глаголом в 3-м лице множественного числа);
- обобщенно-личное (глагол выражается формой 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени и 3-го лица множественного числа, но внимание концентрируется на самом действии);
- безличное (действующее лицо грамматически не выражено).
Предложение, предикативный центр которого состоит из двух членов, именуется двусоставным.
- Идут дожди.
Полные и неполные
Простое предложение может быть полным и неполным.
Полным считается такое предложение, в котором присутствуют все главные и второстепенные члены, необходимые для построения и полноты выражения значения.
- Я смотрю на луну.
- Поезд проезжает мост.
В неполном пропущен главный или второстепенный член предложения, но он понятен из контекста или ситуации речи.
- Она поздоровалась с учителем. Он — с ней.
Тут пропущено слово "поздоровался", но оно понятно для слушателя исходя из контекста.
Распространенные и нераспространенные
Простое предложение бывает распространенным (есть второстепенные члены, которые служат для объяснения главных) и нераспространенным (состоит только из предикативного центра, второстепенные члены отсутствуют). Примеры распространненных предложений:
- Ярко светит июльское солнце.
- Наконец распогодилось.
- Красивая стройная девушка.
Примеры нераспространенных предложений:
- Светит солнце.
- Распогодилось.
- Девушка.
Простые предложения могут быть осложненными:
- однородностью разных членов предложения (Любил он и трепетные рассветы, и красочные закаты, и лунные ночи);
- обособленными определениями, которые стоят после слова, которое объясняют (Дорога, ведущая к водопаду, начала стремительно вилять);
- приложениями (Около леса стояла хижина — жилище лесника);
- обособленными дополнениями (Фильм мне очень понравился, за исключением некоторых сцен);
- обособленными обстоятельствами (Приготовив ужин, мать еще долго сидела на кухне);
- обращениями и вводными конструкциями (О юность, как быстро ты проходишь! Весна, кажется, будет поздней);
- уточняющими членами предложениями (Авария случилась в четыре утра, то есть на рассвете).
Но простое осложненное предложение легко спутать со сложным. Поэтому надо быть внимательным и ориентироваться на количество предикативных центров.
Сделать синтаксический разбор предложения просто. Можно написать для себя схему-подсказку.
Конспект урока по русскому языка
Программа: Школа России
Класс: 4
Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс; Часть 1
Тема:
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: формирование умения отличать сложное предложение от простого предложение с однородными членами предложения
Образовательные:
совершенствовать у обучающихся знания о простых и сложных предложениях.;
совершенствовать навык определения однородных членов предложения;
Анализировать свою деятельность.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память;
Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;
Развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассника.
Воспитательные:
Воспитывать умение сотрудничать;
Воспитывать чувство ответственности за дело, аккуратности, добросовестности, чувства долга;
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
УУД:
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
Оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Учитывать разные мнения;
Контролировать свои действия и действия других людей.
Личностные:
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Учебно-познавательный интерес к новому учебному действию и способами решения новой частной задачи;
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.
Основные ресурсы: учебник;
Дополнительные ресурсы: методическое пособие, презентация. Форма работы на уроке: фронтальная групповая и индивидуальная.
Ход урока:
Этап урока,цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация начала занятия
Цель: подготовка учащихся к работе на занятии
а) Приветствие
У: -Здравствуйте! Ребята. Давите друг другу улыбнемся и начнем урок
б) Запись числа, классная работа
Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
Двадцать пятное сентября. Классная работа.
У: Кто записал ставим ручку на локоток.
в) минутка чистописания
У: Давайте с вами проведём минутку чистописания. А перед тем как начать вспомним, для чего же нам нужна эта минутка?
А) приветствие учителя, одноклассников. Настрой на работу.
Б) запись числа, классной работы.
В) выполнение минутки чистописания в соответствии с требованиями
Словарная работа
Цель: закрепление навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами, обогащение словарного запаса
У: Знакомит учащихся с новыми словарными словами.
- Каждый урок русского языка мы знакомимся со словами и сих правильным написанием.
– Сегодня новое словарное слово мы узнаем, соединив верно буквы, (салйд) которые являются орфограммами в следующих существительных:
клю ч , б е реза, со л нце, д о бро, уло в , сев е р, сро к .
Написать слово на доске.
– Получилось слово «человек». В этом слове две непроверяемые безударные гласные «е» и «о», парная согласная «к»
– Человек – это живое существо, но и животные тоже живые существа. А чем человек отличается от животного?
– Прочитайте пословицу на доске: «Человека ценят не по словам, а по делам». (слайд)
У: Объясните значение этой пословицы?
Д: выделяют орфограммы
Д: комментированная запись
– Человек умеет говорить, мыслить, трудиться.
Актуализация полученных знаний
Цель: воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового
У: На прошлом уроке мы отличали простые предложения от сложных, учились ставить в них знаки препинания.
У: На дом Вам было задано выучить правило.
У: К доске выходит рассказать правило 1 _____________.
У: Хорошо, попробуй применить это правило на первом предложении.
(дети записывают предложение в тетрадь, один ученик работает у доски)
У: Это предложение простое или сложно? Почему сложно? Можно ли разделить одно сложное предложение на простые?
У: Выдели грамматическую основу. Выдели границы простых предложений с помощью квадратных скобок.
У: Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.
У: Хорошо, садись (______)
У: К доске выходит рассказывать правило 2)_____________
У: Попробуй применить правило к следующему предложению.
У: Подчеркни грамматическую основу, расставь запятые, обозначь границы простых предложений в составе сложного.
У: Хорошо, садись (_________)
Работа с правилом.
Д:
1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
2) Добро будет вознаграждено, и справедливость восторжествует.
Подготовка к основному этапу занятия
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели.
А) Переход к теме урока
У: Ребята, посмотрите на последнее предложение.
У: можем ли мы сделать из этого сложного предложения просто?
У: Какие простые предложения у нас получатся?
У: А чем отличается простое предложение от сложного?
Б)Название темы (обязательно)!
У: Как вы думаете. Какая же тема нашего урока?
Тема: Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?
Тема урока вывешивается на доску (приложение 1)
В)Постановка цели урока (дети)
– Определите цели урока, используя опорные слова:**
Мы познакомимся с…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
– Сегодня на уроке мы научимся отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами.
Г)Мотивация
А для чего нам это нужно?
А) Переход к теме урока
Д: да.
Д: 1) Добро будет вознаграждено. 2) Справедливость восторжествует.
Д: В сложном предложении две и более грамматических основ, в простом предложении только одна грамматическая основа.
Дети предполагают тему урока, учитель корректирует и объявляет тему урока.
Усвоение новых знаний и способов действий
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
1 .Поиск путей решения проблемы:
У: Давайте вспомним что такое однородные члены предложения и когда ставится между ними запятая (приложение 2)
У: записываем упражнение 54
У: Прочитайте. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами.
2,3,5) У: какие здесь однородные члены предложения? (застучали, зашлепали)
У: Почему они являются однородными членами предложения?
(потому что отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.)
У: Почему между ними ставиться запятая? (потому что их связывает интонация перечисления)
У: Подчеркните грамматическую основу.
1, 4, 6) У: Все ли пустые предложения мы выписали?
У: Давайте теперь выпишем сложные предложения.
У: Объясните постановку запятых.
Дети вспоминают что такое однородные члены предложения и когда между ними ставиться запятая.
Упражнение 54
Простые
2) Крупные капли дождя застучали, зашевелили листьями.
3) Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-од коры жуков и личинок.
5) Сова охотится не днем, а ночью.
Сложные
1) Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей
4) Повар готовил обед, а собаки лежали у двери кухни.
6) Утро было морозное, но лужи не замерзли.
Первичное проверка понимания
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представление и их коррекция
Устно.
У: Упражнение 53 выполняем устно.
У: Прочитайте, Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.
1) Ветер на море гуляет и кораблик обгоняет.
У: Пропущена ли здесь запятая?
У: Почему нет?
У: Простое это предложение или нет?
Работа с упражнением
Д: нет, не пропущена. Потому что здесь два однородных члена предложения гуляет и подгоняет соединены одиночным союзом и.
Д: Простое, потому что в нем одна грамматическая основа.
Закрепление знаний и способов действия
Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
У: Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного?
У: Когда ставятся запятые перед однородными членами предложения?
У: Когда ставиться запятая в сложных предложениях?
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
1)Для того чтобы отличить простое предложение от сложного нужно выделить грамматическую основу, если в предложении 2 и более грамматических основ, то это предложение сложно.
Рефлексия
Цель: мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения.
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Просмотрите классную работу и поставьте на полях себе оценку за урок.
Оценивание своей деятельности на уроке.
Информация о домашнем задании
Цель: обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения д/з
– Выполнить задание 53 в рабочей тетради;
Учебник 56 . Прочитай, озаглавь текст. Найди в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Подчеркни в них грамматическую основу.
Запись домашнего задания.
Оценка работы класса
Цель: оценка деятельности учащихся
Дети, а затем учителем называются конкретные ученики, кто активно работал, ставятся отметки с коментраием- обоснованием
Оценивание собственной деятельности и деятельности одноклассников
Приложение 2
Однородные члены предложения
В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову . Такие члены предложения называются однородными.
Запятая между однородными членами ставится :
1) Если однородные члены соединены интонацией перечисления
О, О, О.
Улетают на юг стрижи, зяблики, жаворонки
2) Если однородные члены сведены союзами а, но:
О, а О.
О, но О.
3) Если союз И повторяется, то запятая ставится
И О, И О.
И мама, И папа вчера ходили в магазин
Не лесть, а честь украшает дружбу.
Снег выпал, но растаял.
Запятая между однородными членами не ставится , если два однородных члена соединены союзом и :
О и О.
Тихая и теплая заря занималась над землей.
Предложения делятся на простые и сложные . Как простые, так и сложные предложения могут быть распространенными и нераспространенными , т. е. содержать или не содержать кроме главных второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства и т. п.): Он пришёл очень быстро. и Он пришёл.
Простое предложение
Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом.
Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами: Они засмеялись. Он был умён. Туча – чёрная, тяжёлых очертаний.
Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). Односоставные предложения бывают:
- Неопределенно-личное : Меня вызвали к директору.
- Обобщенно-личное : Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Безличное : На улице стемнело .
- Определенно-личное : Сижу и рисую .
- Инфинитивное : Молчать ! Вам уже ехать .
- Назывное : Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
- Неполное предложение
– это предложение, в котором отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), на которые указывает контекст или ситуация: Правда остаётся правдой, а молва – молвой
. Мы разговорились, как будто век были знакомы
. Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне
? Я надену вот это синее
.
Сложное предложение
Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов. Сложные предложения делятся на:
- Сложносочиненные предложения состоят из частей (простых предложений), самостоятельных в грамматическом отношении, связанных по смыслу и при помощи сочинительных союзов и, а, но, да, или, либо, однако, зато, а также сложных сочинительных союзов ни… ни…, то… то…, то ли…, то ли…, не то…, не то… и др.: Дождь кончился, и взошло солнце. То зазвонит телефон, то позвонят в дверь.
- Сложноподчиненные предложения состоят из частей (простых предложений), одна из которых несамостоятельна в грамматическом и смысловом отношении; части связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов: что, чтобы, где, когда, куда, почему, если (ежели), как, пока, хотя, поэтому, какой, который, чей и т. д., а также сложных подчинительных союзов: благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы, несмотря на то что, прежде чем, с тех пор как и др. Подчинительный союз и союзное слово – всегда в придаточном предложении: Я знаю, что они друзья. Он не хочет, чтобы его ждали. Сергей не ответил, потому что не слышал вопроса.
- Бессоюзные предложения. Части бессоюзного предложения (простые предложения) почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзы и союзные слова отсутствуют: Сияло солнце, зеленели берёзы, свистели птицы. Слышу: стучат в дверь. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.