Директор _, кондуктор _, год _, инспектор _, лектор _, инструктор _, отпуск _, редактор _, доктор _, договор _, торт _, слесарь _, шофер _, тенор _, бухгалтер _, профессор _, диктатор _, ректор _, сектор _, катер _.
3. Определите смысловые различия между словами в каждой паре. Если необходимо, воспользуйтесь толковым словарем.
Лагери – лагеря, мехи – меха, пропуски – пропуска, ордены – ордена, учители – учителя, хлебы – хлеба, проводы – провода, счеты – счета, ордеры – ордера, тока – токи.
Регулярно нарушаются носителями русского языка нормы употребления существительных в форме родительного падежа множественного числа. Следующие правила помогут вам не ошибиться в употреблении существительных.
С нулевым окончанием употребляются
большая часть названий народов и национальностей с основой, оканчивающейся на –н или –р : грузин, татар, румын ; а также бурят, турок . НО: бедуинов, бушменов ;
слова: солдат, партизан ;
существительные женского рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на –ня: кухонь, монахинь;
–ище : топорищ, хранилищ ;
большая часть существительных, в именительном падеже единственном числе оканчивающихся на –це : полотенец, зеркалец . НО: болотцев ;
существительные среднего рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на –ье : угодий, новоселий . НО: платьев ;
названия некоторых парных предметов: чулок, сапог ;
некоторые существительные, не имеющие формы единственного числа: каникул . НО: джинсов, заморозков, дебатов.
2. С окончанием –ов употребляются
названия некоторых единиц измерения: граммов, килограммов, центнеров, гектаров ;
названия плодов и овощей мужского рода: помидоров, апельсинов ;
слово носков.
4. Поставьте существительные в скобках в форму родительного падежа множественного числа.
1. Она купила пятьсот (грамм мандарин ). 2. У них в саду всегда росло много (яблоня и вишня ). 3. После (заморозки ) воздух всегда необыкновенно прозрачный. 4. Этот кулинарный рецепт мы переняли от (киргиз ). 5. Участок, купленный под строительство, занимал более пяти (гектар ). 6. В неофициальной обстановке он обычно носил гимнастерку без (погон ). 7. И.А. Крылов известен нам главным образом как автор (басня ). 8. В старину у (болгарин ) свадьба праздновалась в течение недели. 9. На территории базы есть несколько (овощехранилище ). 10. Во время войны он состоял в отряде (партизан ).
Повторите самостоятельно правила образования форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и наречий.
5. Найдите и исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий.
1. Это более лучший вариант. 2. Ф.М. Достоевский – один из самых известнейших русских писателей-романистов. 3. Левый берег реки более круче, чем правый. 4. Осенью персики всегда слаже, чем летом. 5. В этом месте река наиболее глубже. 6. Их решение оказалось более худшим. 7. Смотреть фильм в кинотеатре более интереснее, чем по телевизору.
Повторите правила употребления числительных
Правила склонения количественных числительных
I. Некоторые особенности склонения простых числительных
Числительные сорок, девяносто, сто имеют две формы: 1) и. п. и вин. п. – сорок, девяносто, сто ; 2) остальные падежи – сорока, девяноста, ста .
II. Некоторые особенности склонения сложных (включающих в свой состав 2 корня)
При склонении сложных числительных изменяется каждая часть слова.
Числительные, обозначающие десятки (от пятидесяти до восьмидесяти )
Числительные, обозначающие сотни (двести, триста, четыреста )
Числительные, обозначающие сотни (от пятисот до девятисот )
III. Некоторые особенности склонения составных числительных
При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: девятьсот восемьдесят пять – девятисот восьмидесяти пяти (р.п.) – девятьюстами восьмьюдесятью пятью (т.п.) и т.д.
К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)
1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?
Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!
Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание -и или -ы . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:
В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .
Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:
Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. -и (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .
Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .
Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .
Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) ихлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).
Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар.борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар.сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.
Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года игоды (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .
Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.
Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.
2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?
Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:
Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч.человек .
Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .
Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .
Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .
Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.
Вот еще одна интересная статья на ту же тему:
1. Граммы/килограммы. Самый болезненный вопрос, связанный с множественным числом. В журналистском коллективе вас обязательно поправят, если услышат форму «грамм»: «Правильно «граммов»!» Однако на самом деле формы с нулевым окончанием - грамм и килограмм - уже давно (как и кофе среднего рода) допустимы в разговорной речи. В академической «Грамматике русского языка» 1952 (!) года форма «грамм/килограмм» вообще указывается в качестве единственной формы. Так что грамм сто колбаски можете просить смело. Правда, если вы выступаете с публичной речью, пишете официальный документ или журналистский текст, то лучше выбрать полную, более литературную, форму.
Но вот в выражении «фронтовые сто грамм» ни при каких обстоятельствах менять ничего не надо - это устойчивое сочетание.
2. Грузины, осетины, турки.
Запомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже множественного числа не имеют окончания. Правильно будет «грузин», а не «грузинов», «осетин», а не «осетинов», «цыган», а не «цыганов».
Запомните и вариант «турок». «Нет турков» - неправильно.
3. Носки/чулки. Если вам никак не удается запомнить «чулок» или «чулков» и с носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь к мнемоническому правилу. Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок. А вот носки, наоборот, короткие, а окончание имеют длинное: нет носков. Это самый простой для запоминания вариант.
4. Оладьи. Если вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше всего сказать «оладушков». Но как быть тем, кто не переносит уменьшительные формы? Запомнить верный вариант: оладий.
5. Помидоры/апельсины/макароны. С наименованиями еды вообще много проблем. Положить макаронов или макарон? Нарезать апельсин или апельсинов? Кинуть тухлых помидоров или помидор?
С макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный вариант: макарон. Окончания нет.
С помидорами и апельсинами (а также, например, абрикосами) немного сложнее. Верным вариантом считается полный: апельсинов, помидоров. Но в разговорной речи допустима и форма с нулевым окончанием. Так что на рынке и в магазине можно взять «пакет апельсин». Но помните, что литературная норма все-таки полная!
Кстати, есть названия овощей и фруктов, у которых нулевое окончание считается недопустимым даже в устной речи. Нельзя, например, «взвесить полкило банан», но вот «пару кило баклажан» - можно.
6. Туфли и ясли. Вопрос «туфлей или туфель» и где там ставить ударение возникает довольно часто. Литературная норма - «нет тУфель», с ударением на первый слог. Вариант «нет туфлЕй» почти все словари помечают как недопустимый. Хотя некоторые - как допустимый в разговорной речи.
Справочная служба портала «Грамота.ру» рекомендует использовать только один вариант: тУфель. Единственное число - тУфля.
А вот у слова «ясли», наоборот, правилен вариант на «-ей»: Яслей. Ударение падает на первый слог.
Запомните фразу: «Ушел без тУфель из Яслей» - и вам все станет ясно.
7. Солдаты/погоны. Помните младшего лейтенанта из песни Ирины Аллегровой? «Только две звезды упали на его погон…» А вот если бы они упали не НА, а С? С погон или с погонов?
Тут надо вспомнить «принцип национальности», он тут работает точно так же. Грузин - осетин - погон.
Кстати, то же правило распространяется и на слово «солдаты». Верный вариант: «нет солдат».
8. Рельсы. Если случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят, что поезд сошел «с рельс», а другие - что «с рельсов». А вот тут уже надо вспомнить «правило овощей». Верный вариант тот, который более полный: «Поезд сошел с рельсов».
Запомните фразу: «Поезд вез тонну помидоров и сошел с рельсов».
Правда, в разговорной речи вариант «сошел с рельс» допустим.
9. Караты. Когда речь идет о драгоценностях, словари допускают послабления. Можно и «карат», и «каратов». Носите на здоровье!
10. Донья, простыни, кочерги. Последний пункт посвятим особо трудным случаям. Думаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать множественное число (родительный падеж) от слова «кочерга». В быту умение изменять слово «кочерга» вряд ли пригодится, но все же знать не помешает. Правильно - кочерёг.
Что касается слова «дно», то тут верным вариантом будет форма «доньев».
Простыня - простЫнь.
Вот вам совет: «Не простынь без простынь». Эта фраза поможет вам запомнить еще и ударение.
Вопрос без ответа
Совершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира - уггами. Как правильно: угг или уггов? И то и другое звучит ужасно коряво. Скорее всего, более правилен вариант «уггов». Но если вы все-таки хотите избежать этого нелегкого выбора, скажите, что в магазине много «уггочек». Да, противно, а что делать?
Как правильно: бухгалтеры, или бухгалтера, токари или токаря, договоры или договора.
В именительном падеже множественного числа существует трудность выбора окончаний -а (-я ) или-ы (-и ) .
Существительные мужского рода в большинстве своём имеют в именительном падеже множественного числа окончание -ы (-и ): завод ы , кон и . Однако целый ряд существительных в этом случае оканчиваются на ударное-а (-я ) :адрес а , кра я . В наши дни рост форм на-а (-я ) интенсивно продолжается. Однако употребление некоторых из них в литературной речи ненормативно. При наличии варианта-а (-я ) –-ы (-и ) первые сохраняют разговорный или даже просторечный характер.
При выборе одного из вариантов нужно принимать во внимание целый ряд факторов. Главные из них следующие.
Структура слова и место ударения: окончание -а (-я) имеют, как правило, односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: л е с – лес а , вечер – вечер а ; к окончанию-ы (-и) тяготеют многосложные (и некоторые трехсложные) слова с ударением на среднем слоге:библиот е карь- библиот е кари. Формы на-ы (-и )предпочитают и слова с ударением на конечном слоге:догов о р – догов о ры (не договора!), бокс е р- бокс е ры.
Происхождение слова: слова французского происхождения (с ударными суффиксами-ер/-ёр ) и слова латинского происхождения (на-тор ), обозначающие неодушевлённые предметы, имеют в одном случае-а (-я ): директора, профессора , а в других-ы (-и) :авторы, инструкторы. Формы на-а (-я ) образуются от слов широкого распространения, утративших книжный характер, а формы на-ы (-и ) остаются в словах, сохраняющий книжный оттенок:доктор а , но лектор ы .
Стилистическая дифференциация: при наличии дублетных форм следует отграничивать нормативные для современного общелитературного языка, свойственные книжной, преимущественно письменной речи форм на– -ы (-и ), от устноразговорных, просторечных или профессиональных, иногда с оттенком устарелости, форм на-а (-я ):бухгалтер а , выбор а , договор а , шофер а , гроб а .
Варианты с окончанием -а (-я) широко распространены в речи, однако следует помнить, что часто они являются фактами просторечия и недопустимы с точки зрения языковых норм, например: бухгалтера, термоса, приговора. Некоторые слова с окончанием -а/-я допустимы только в разговорной или профессиональной речи (например, компрессора, договора, рапорта), а в более официальной ситуации общения следует употреблять вариант с -ы/-и (компрессоры, договоры,рапорты).
С ударяемым окончанием -а (-я) употребляются:
веера, директора, доктора, профессора,
катера, клевера, корма, короба, кузова,
невода, отпуска, паспорта, стога,
сторожа, флигеля, хлева, шомпола,
штабеля, штемпеля, якоря, ястреба .
С неударяемым окончанием -ы (-и ) употребляются:
выборы, договоры, приговоры, почерки,
инженеры, шоферы, бухгалтеры, редакторы,
лекари, лекторы, корректоры, конюхи,
тракторы, порты, прииски, фронты ,клапаны.
Равноправные варианты имеют слова:
слесаря и слесари, пекаря и пекари, цеха и цехи,
инспектора и инспекторы, фельдшера и фельдшеры .
Различаются по смыслу формы:
корпуса (войсковые соединения) – корпусы (туловища);
образа (иконы) –образы (литературно-художественные);
повода (поводья) –поводы (побуждения);
пояса (часть одежды) –поясы (часовые);
учителя (преподаватели) –учители (идейные);
соболя (меха) –соболи (животные) и др.
Окончания существительных в родительном падеже множественного числа
В современном литературном языке наибольшее количество вариантов окончаний имеют существительные в родительном падеже множественного числа .
1. Существительные мужского рода 2-го склонения
Как правильно: ящик помидор или ящик помидоров, трое болгар или трое болгаров, без погон или без погонов, десять гектар или десять гектаров
Для большинства существительных мужского рода 2-го склонения стандартными окончаниями в данной форме являются -ов/-ев , если основа заканчивается твердым нешипящим согласным или -й (апельсин – апельсинов, улей – ульев), и -ей , если основа заканчивается мягким или шипящим согласным (рубль – рублей, мяч – мячей).
Некоторые существительные в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание. Эти существительные относятся к следующим смысловым группам.
1 . Названия некоторых народов, национальностей, племен, жителей местности. Формы с нулевым окончанием являются нормативными вследующих случаях: англичане – (много кого?) англичан, армяне – армян, башкиры – башкир, болгары – болгар, грузины – грузин, лезгины – лезгин, молдаване – молдаван, осетины – осетин, румыны – румын, татары – татар, турки – турок, хазары – хазар, цыгане – цыган. Иногда правильными являются оба варианта окончания: карелы – карел и карелов, буряты – бурят ибурятов, туркмены – туркмен и туркменов. В остальных случаях следует употреблять только окончание -ов или -ей : венгры – венгров, калмыки – калмыков, узбеки – узбеков, таджики – таджиков, якуты – якутов, чуваши – чувашей, чукчи – чукчей и т.д. Названия жителей, образованные от географических названий и в именительном падеже множественного числа оканчивающиеся на -ане , в родительном падеже следует употреблять с нулевым окончанием: киевляне – киевлян, хабаровчане – хабаровчан и т.д.
Названия некоторых парных предметов (преимущественно обуви и элементов одежды). Запомните: ботинки – (без чего?) ботинок, бутсы – бутс, валенки – валенок, мокасины – мокасин, погоны – погон, сапоги – сапог, чулки – чулок, эполеты – эполет. Иногда употребляются оба варианта окончания: боты – ботов и допустимо бот; кеды – кедов и допустимо кед; унты – унт и унтов. В ряде случаев правильным является только окончание -ов : гольфы – гольфов, клипсы – клипсов.
Название лиц по принадлежности к воинским соединениям . В современной речи многие из слов этой группы перешли в пассивный словарь:гардемарин, гренадер, гусар, драгун, кирасир, кадет, улан; сюда же относятся формы солдат, субмарин, партизан, янычар .
4. Названия единиц измерения. Варианты с нулевым окончанием являются допустимыми, если эти слова употребляются в сочетаниях с числительными, например: двести вольт, десять ампер, пять микрон и т.д. В остальных сочетаниях более грамотным является употребление окончания -ов/-ев : состоит из амперов, подсчет ваттов, вычисление вольтов и т.д. Для слов килограммы и граммы в родительном падеже множественного числа предпочтительным вариантом является окончание -ов (учёт килограммов, граммов). Формы с нулевым окончанием допустимы в сочетании с числительными в разговорной и профессиональной речи (двести килограмм, пятьсот грамм). Слово гектары рекомендуется употреблять только с окончанием -ов (гектаров).