Домой Плодовые деревья Сказуемое в единственном числе примеры. Единственное и множественное число сказуемого

Сказуемое в единственном числе примеры. Единственное и множественное число сказуемого

Выбор правильной формы числа сказуемого – трудная задача, если в составе подлежащего имеются слова, указывающие на количество или совокупность предметов. Среди таких слов:
собирательные существительные (напр. большинство),
количественные числительные (пять, двадцать),
собирательные числительные (двое, трое, пятеро),
счетные существительные (тысяча, миллион, миллиард),
слова, обозначающие приблизительное количество (более десятка, менее пятидесяти, несколько),
счетные местоименные наречия (много, столько, сколько),
существительные со значением определенного (тройка, пара, сотня) и неопределенного (масса, уйма) количества, существительные с первой частью пол- (полгода, полдома),
сочетания типа брат с сестрой.

Каждая из этих групп имеет свои особенности согласования со сказуемым.
Согласование сказуемого со словами «ряд, большинство, меньшинство, часть, множество»

Выбор правильной формы сказуемого осложняется тем, что опорное слово подлежащего (ряд, большинство, множество и т. п.), представляя собой существительное в форме единственного числа, фактически означает множество предметов или явлений как совокупность. В этой связи появляются две возможности для согласования сказуемого:
формально-грамматическое согласование: сказуемое принимает такую же грамматическую форму, как и подлежащее; большинство граждан проголосовало за нового президента («большинство» и «проголосовало» – единственное число, средний род); ряд пользователей отказался от платной услуги («ряд» и «отказался» – единственное число, мужской род);
согласование по смыслу: сказуемое принимает форму множественного числа, поскольку подлежащее обозначает множество предметов или явлений: большинство граждан проголосовали за нового президента, ряд пользователей отказались от платной услуги.

В современном русском языке формально-грамматическое согласование сказуемого и согласование по смыслу конкурируют, и в большинстве случаев (но не всегда!) формы единственного и множественного числа сказуемого взаимозаменяемы.

Формальное согласование рода и числа сказуемого требуется, если собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов, а также если в составе подлежащего нет существительных в форме множественного числа: За принятие постановления проголосовало большинство, меньшинство было против; Подавляющее большинство парламента проголосовало против принятия закона; Часть населения безграмотна.

Согласование по смыслу предпочтительно:

1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными.
Согласование сказуемого с числительными

Имя числительное, в отличие от других имен (существительного и прилагательного), лишено признаков числа. Иными словами, если существительные могут иметь формы единственного и множественного числа (книга – книги), то числительные не имеют таких форм (ср.: два, пятеро, сто пятьдесят). По этой причине с числительным собственно «согласование» сказуемого по форме числа принципиально невозможно. Форма сказуемого единственного или множественного числа выбирается говорящим произвольно. При постановке сказуемого в ед. ч. прошедшего времени сказуемое принимает форму среднего рода: пятьдесят человек пришло на лекцию, в ДТП погибло два человека; открылось десять новых магазинов и т. п.

Хотя форма сказуемого не регламентируется жестко, существует ряд факторов, способствующих употреблению формы единственного или множественного числа.

На постановку сказуемого в форму единственного числа влияет стремление автора текста обратить внимание читателей на пассивность подлежащего, совместность действия действующих лиц, а также на количество, названное в подлежащем. Пассивность подлежащего может подчеркиваться употреблением в качестве сказуемых глаголов со значением бытия, наличия: быть существовать, иметься и др.

В результате урагана упало двадцать деревьев. На лекцию пришло именно пятьдесят человек, а не пятьдесят два. У существительного имеется двенадцать падежных форм.

Факторы, способствующие употреблению формы множественного числа сказуемого, противоположны: значение раздельности действия, акцент на активности лиц, названных в подлежащем, стремление автора обратить внимание на действие (характеристику), а не на количество.

Восемь студентов уже защитили дипломные работы. Сто аспирантов пишут диссертации (т. е. каждый пишет собственную работу).

Кроме этого следует запомнить, что:
Числительные, оканчивающиеся на один, обычно требуют формы единственного числа сказуемого: В институт поступил пятьдесят один абитуриент. Но: Пятьдесят один участник обсудили проблему на круглом столе (глагол обсудить означает совместное действие и не может быть употреблен в форме ед. ч.).
Форма множественного числа сказуемого используется, если подлежащее конкретизируется определением в форме множественного числа, например словами все, эти, данные, любые и др. Все пятьдесят восемь абитуриентов поступили в институт. Васины пятьдесят рублей были немедленно потрачены. Эти двое явились с опозданием, остальные пятеро прибыли вовремя.
Если числительное употребляется в качестве подлежащего без зависимых слов (обозначая число как математическое понятие), то оно согласуется со сказуемым в форме единственного числа: Сто пятьдесят делится на тридцать без остатка.
Согласование сказуемого со словами «тысяча, миллион, миллиард»

Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе.
Согласование сказуемого при обозначении подлежащим приблизительного количества

При подлежащем – количественном сочетании со значением приблизительности предпочитается форма единственного числа сказуемого: Откроется несколько новых школ. На земле живет более трех миллиардов людей. Но: Лишь несколько студентов смогли решить эту задачу; форма множественного числа сказуемого обусловлена «активностью» действующих лиц, названных подлежащим.
Согласование сказуемого со словами «много, столько, немало»

Счетные местоименные наречия столько, сколько, много, немного, мало, немало согласуются иключительно со сказуемым в форме единственного числа: Столько долгов накопилось! Довольно много народу пришло на лекцию. Немало знаменательных событий предшествовало этому дню. Такое требование содержится в академической «Русской грамматике».

Д. Э. Розенталь в «Справочнике по правописанию и литературной правке» отмечает, что в последнее время форма множественного числа в подобных конструкциях «…встречавшаяся в прошлом редко, находит все большее распространение»: Сколько замученных работой калек помирают с голоду (М. Горький).
Согласование сказуемого с существительными со значением определенного («тройка, пара, сотня») и неопределенного («масса, уйма») количества, а также с числительным «пол-»

Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа: Пара ботинок была куплена за бесценок. Уйма времени ушла впустую. Масса ненужных вещей захламила квартиру. Полчаса прошло незаметно (но с определением: Первые полчаса прошли незаметно).
Согласование сказуемого с сочетаниями типа «брат с сестрой»

Сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа. Форма множественного числа сказуемого показывает, что действие, обозначаемое сказуемым, в равной мере приписывается обоим действующим лицам, которые названы подлежащим. Форма единственного числа сказуемого показывает, что обозначаемое сказуемым действие приписывается первому из названных действующих лиц. Ср.: Шарик с Матроскиным делят избу. Вася с мамой пошел в школу.

Академическая «Русская грамматика» отмечает, что «если в группу со значением совместности входит местоимение 1-го или 2-го лица, то глагол в сказуемом, уподобляясь числовому значению местоимения, имеет ту же личную форму, что и это местоимение: Я с отцом (с сестрами) пойду; Мы с отцом (с сестрами) пойдем; Ты с матерью (с сестрами) останешься; Вы с матерью (с сестрами) останетесь».

Более полные сведения о колебаниях в форме числа сказуемого читатели могут найти в «Русской грамматике» (М., 1980), параграфы 2244–2248.

  • 5. Исследования развития кинестетической основы движений руки
  • 6. Исследование оптико-кинестетической организа­ции движений («праксис позы»)
  • 7. Определение конструктивного праксиса
  • 8. Выявление синкинезий4
  • 9. Исследование кинетической основы движений руки
  • 10. Исследование пространственного восприятия
  • 12. Монометрический тест «Вырезывание круга»
  • 13. Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий)
  • 14. Обследование кинестетического орального прак­сиса
  • 15. Обследование кинетического орального праксиса
  • 16. Обследование динамической координации артику­ляционных движений
  • 17. Обследование мимической мускулатуры
  • 18. Обследование мышечного тонуса и подвижности губ
  • 2 Балла - верхняя губа напряжена, ограничена ее подвиж­ность;
  • 1 Балл - затруднения при выполнении движений, выра­женное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малопод­вижные;
  • 0 Баллов - невыполнение заданий, грубо выраженная па­тология.
  • 19. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики
  • 2 Балла - затруднения при выполнении упражнений, уме­ренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, сали­вация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, деви­ация языка;
  • 1 Балл - грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);
  • 0 Баллов - не выполняет задание.
  • Глава IV
  • 4.1. Физиологические основы
  • 4.2. Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе
  • Интеллектуальные и речевые стадии в онтогенезе
  • 4.3. Особенности фонетических нарушений у детей со стертой дизартрией
  • 4.4. Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией
  • 1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих).
  • 2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции
  • 3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова
  • 4. Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры
  • 4 Балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах разной слоговой структуры;
  • 4 Балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;
  • 3 Балла - нарушается произношение одного звука;
  • 2 Балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
  • 1 Балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
  • 4.5. Развитие фонематического слуха в онтогенезе
  • Общая схема фонематического развития (н.Х. Швачкин)
  • 4.7. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией
  • 4 Балла - точное выполнение задания
  • 3. Различение слов, близких по звуковому составу
  • 4 Балла - точное выполнение задания
  • 3 Балла - допускает негрубые ошибки
  • 6. Навыки элементарного звукового анализа
  • Глава V
  • 5.1. Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе
  • 5.2. Особенности слоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией
  • 2. Исследование сформированности слоговой структуры слов 4-6 класса (по Марковой)
  • 4. Исследование сформированности слоговой струк­туры слов 10-13 классов (по Марковой)
  • 4 Балла - слоговая структура всех слов 10-13 классов воспроизводится верно.
  • 4 Балла - слоговая структура всех слов воспроизводится верно.
  • 2 Балла - искажает слоговую структуру при назывании картин.
  • 1 Балл - искажается слоговая структура более половины всех слов.
  • 0 Баллов - грубо искажает слоговую структуру слова как отраженно, так и при самостоятельном назывании по картине. Отказ от выполнения задания.
  • 7. Исследование возможности воспроизведения рит­мических структур
  • 0 Баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб.
  • 8. Исследование возможности воспроизведения рит­мического рисунка слова ударами
  • 9. Исследование возможности произнесения предло­жений со словами сложной слоговой структуры
  • 10. Исследование слоговой структуры слов при отве­тах на вопросы
  • Глава VI
  • 6.1. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе
  • 6.2. Особенности формирования лексики при стертой дизартрии
  • 6.3. Исследование лексики у детей со стертой дизартрией
  • Обследование словаря детей со стертой дизартрией
  • I. Исследование пассивного словаря:
  • 4 Балла - все задания выполнены правильно.
  • 3 Балла - задания выполнены в пределах 75%.
  • 2 Балла - задания выполнены в пределах 50%.
  • 0 Баллов - задания не выполнены.
  • 4 Балла - все задания выполнены правильно.
  • 4 Балла - все задания выполнены правильно.
  • III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:
  • IV. Исследование словообразования
  • 4 Балла - все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.
  • 6.4. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе.
  • 6.6. Обследование грамматического строя языка детей со стертой дизартрией
  • I. Обследование синтаксического оформления высказывания (выявление структурных аграмматизмов)
  • II. Управление (выявление морфемных аграмматизмов)
  • 3 Балла - отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно;
  • 2 Балла - небольшая часть задания выполняется с ошиб­ками, которые исправляются после стимулирующей помощи;
  • 1 Балла - большая часть задания выполняется с ошибка­ми, которые исправляются после подсказки;
  • 0 Баллов - большая часть задания выполняется с ошиб­ками, которые не исправляются после помощи.
  • III. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже
  • IV. Согласование глагола с именем существительным, с местоимением
  • V. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением
  • VI. Согласование имени существительного и числительного
  • Глава VII
  • 7.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
  • Эмоционально-выразительные предпосылки фонетических средств русского языка
  • 7.2. Особенности просодики у детей со стертой дизартрией
  • 7.3. Исследование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией
  • 2. Обследование воспроизведения ритма
  • 3. Обследование восприятия интонации
  • 4. Обследование воспроизведения интонации
  • 5. Обследование восприятия логического ударения
  • 6. Обследование воспроизведения логического ударения
  • 7. Обследование модуляций голоса по высоте
  • 4 Балла - задание выполняется с достаточными модуля­циями по высоте;
  • 9. Выявление назального (носового) тембра голоса
  • 3 Балла - легкая степень нарушения тембра, тембр ребен­ка может быть крикливым или «писклявым», назализованным.
  • 2 Балла - умеренные нарушения тембра, тембр ребенка может быть грубым или «квакающим».
  • 0 Баллов - афония, отсутствие звучного голоса при нали­чии шепотной речи.
  • 10. Обследование восприятия тембра
  • 11. Обследование воспроизведения тембра голоса
  • 4 Балла - правильное выполнение задания с точным со­ответствием всех характеристик тембра голоса данного персо­нажа, с первой попытки и очень выразительно.
  • 3 Балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания огра­ничен.
  • 3 Балла - незначительное отклонение от нормы (± 1 слог);
  • 2 Балла - убыстренный темп (7-8 слогов в секунду), за­медленный темп (2-3 слога в секунду);
  • 0 Баллов - из-за выраженных речевых нарушений допус­кает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структу­ры слов. В связи с этим не удается объективно произвести из­мерение темпа.
  • 3 Балла - ошибается, но после повтора предложения исп­равляет ошибки.
  • 2 Балла - после повторного произнесения предложения ошибки не исправляет.
  • 1 Балл - путается, не соотносит с картинками.
  • 0 Баллов - задание недоступно.
  • 3 Балла - убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.
  • 2 Балла - темп изменяет незначительно.
  • 0 Баллов - задание недоступно.
  • 14. Обследование состояния слухового самоконтроля у ребенка со стертой дизартрией
  • 4 Балла - полностью сформулирован навык самоконтро­ля. Ребенок замечает все допущенные ошибки в собственной речи.
  • 16. Данилова л. А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с детским церебральным параличом. - л.: Медицина, 1987. - 96 с.
  • Учебное издание
  • IV. Согласование глагола с именем существительным, с местоимением

    1. Изменение глаголов в прошедшем времени по ро­дам.

    Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: что делала девочка? Что делал мальчик?»

    женский род мужской род

    девочка мыла мальчик мыл

    играла играл

    поливала поливал

    писала писал

    2. Изменение числа глагола.

    Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: кто? что делает? кто? что делают?»

    Единственное число Множественное число Человек... стоит Люди... стоят Певец... поет Певцы... поют

    Птица... летит Птицы... летают (летят)

    Ученик... читает Ученики... читают

    Ребенок... рисует Дети... рисуют

    3. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени.

    Инструкция: «Ответь: что делаю? что делают? Я, ты, он, она, они, мы, вы».

    Я - рисую самолет - леплю снеговика

    Ты - ... - …

    Он - ... - …

    Она - ... - …

    Они - ... - …

    Мы - ... - …

    Вы - ... - …

    V. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением

    1. Составление словосочетаний: имя существительное с притяжательным местоимением.

    Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: о каких из нарисованных предметов можно сказать - мой, моя, моё, мои?»

    Мой Моя Моё Мои

    Самолёт Книга Полотенце Очки

    Нос Рука Пальто Сапоги

    Шарф Шапка Зеркало Трусы

    Трактор Машина Ружьё Кубики

    Критерии оценки - см. V этап обследования.

    2. Составление предложений на согласование имени существительного с притяжательным местоимением.

    Инструкция: «Составь предложение с местоимения­ми (словами) «мой», «моя», «моё», «мои» с опорой на предметные картинки».

    Кубики (мои) - ... - мои кубики лежат на полу.

    Пальто (моё) - ... - ...

    Кружка (моя) - ... - ...

    Рисунок (мой) - ... - ...

    Лыжи (мои) - ... - ...

    VI. Согласование имени существительного и числительного

    1. Именительный падеж.

    Инструкция: «Посмотри на картинки и назови коли­чество предметов на картинке».

    Стул Стула... ... Стульев

    Диван... ... ... Диванов

    Ручка... ... ... Ручек

    Дерево... ... ... Деревьев

    Зеркало... ... ... Зеркал

    Книга... ... ... Книг

    Кукла... ... ... Кукол

    2. Родительный падеж.

    Инструкция: «Посчитай на столе карандаши. Сколь­ко их? Пять. Логопед будет прятать карандаши, а ты ответь: сколько карандашей не хватает?»

      Одного карандаша.

      Двух карандашей.

      Трех карандашей.

      Четырех карандашей.

      Пяти карандашей.

    Для иллюстрации использования системы обследо­вания, предложенной в учебном пособии, приводим график № 6 профиля развития грамматического строя речи ребенка со стертой дизартрией. На графике про­слеживается структура дефекта. Отражены минималь­ным баллом несформированные языковые навыки, а наивысшими баллами - наиболее сформированные. См. график № 6.

    Профиль грамматического строя речи ребенка со стертой дизартрией и ОНР

    График № 7

    Параметры исследования

    Обследование синтаксического оформления выска­зывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)

      Повторение предложений.

      Составление простой модели предложений по картинам. (Подлежащее + сказуемое + простое допол­нение.)

      Составление сложной модели предложений по картинкам с простыми и сложными предлогами.

      Составление предложений повышенной сложнос­ти с прямым и косвенным дополнением.

      Составление предложений из слов в начальной форме.

      Верификация предложений.

      Дополнение предложения предлогами.

      Завершение союзного предложения словосочета­нием.

      Составление сложного предложения по двум кар­тинкам с использованием союзов. Управление. (Выяв­ление морфемных аграмматизмов.)

      Именительный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных.

      Родительный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных для отрицания че­го-либо.

      Родительный падеж с предлогами для обозначе­ния места.

      Дательный падеж с предлогами для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движе­ния.

      Дательный падеж. Единственное и множествен­ное число имен существительных для обозначения лица.

      Винительный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных для обозначения объекта.

      Винительный падеж с предлогами для обозначе­ния места.

      Творительный падеж для обозначения орудий­ности.

      Творительный падеж с предлогами для обозначе­ния места, совместности.

    19. Предложный падеж для обозначения места и объекта. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

      Именительный падеж.

      Родительный падеж.

      Дательный падеж.

      Винительный падеж.

      Творительный падеж.

      Предложный падеж. Согласование глагола с име­нем существительным, с местоимением.

      Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

    27. Изменение числа глагола.

    28. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением.

    29. Составление словосочетаний.

    30. Составление предложений. Согласование имени существительного и числительного.

      Именительный падеж.

      Родительный падеж.

    Выводы

      Формирование грамматического строя речи (сло­воизменения, синтаксическая структура предложения) осуществляется на основе определенного уровня когни­тивного развития ребенка.

      Развитие морфологической и синтаксической сис­тем языка у ребенка происходит в тесном взаимодейст­вии. А.Н. Гвоздев выделяет три периода формирования грамматического строя речи.

      Первый период развития грамматического строя речи характеризуется появлением однословного предло­жения, а затем и предложений из нескольких слов-кор­ней.

      Второй период развития грамматического строя речи характеризуется появлением первых форм слов, началом использования флексий, а также появлением служебных слов для выражения синтаксических связей и отношений.

      Третий период в развитии грамматического строя речи характеризуется усвоением морфологической сис­темы языка.

      У детей со стертой дизартрией отмечается как морфемные, так и структурные аграмматизмы.

      Наличие ошибок, выражающихся в замене окон­чаний любого падежа нулевой формой (т.е. формой именительного падежа), является признаком полной несформированности грамматической категории па­дежа.

      Ошибки, выявленные при построении простого предложения, выражающиеся в нарушении согласова­ния имени существительного и глагола, говорят о недо­статочной сформированности грамматического, синтак­сического оформления высказывания, характерного для детей с ОНР II уровня.

    9. Согласно онтогенезу, такие грамматические категории, как категория числа существительных и глаголов, а затем чуть позднее и категория рода, появляются достаточно рано. Наличие ошибок, связанных с категорией числа и рода, свидетельствуют о грубых аграмматизмах.

      У детей со стертой дизартрией аморфное, непол­ное оформление окончаний (флексий) у прилагательных является неблагоприятным фактором, свидетельст­вующим о выраженных аграмматизмах, который в школьном возрасте могут отразиться на письме.

      Поскольку у детей со стертой дизартрией, соот­ветствующих по степени сформированности языковых средств третьему уровню, предполагается развернутая фразовая речь, то задача при обследовании заключается не только в констатации ошибок в грамматическом строе, но и в определении правильно сформированных грамматических средств языка. Предлагаемый график отчетливо демонстрирует, что сформировано в грамма­тическом строе, а что пока недоступно ребенку.

      Наиболее распространенными являются у детей с ОНР ошибки, связанные с заменой родовых оконча­ний. Основные трудности у дошкольников со стертой дизартрией возникают в употреблении словосочетаний среднего рода единственного числа. Лучше всего дети усваивают словосочетания имен прилагательных с име­нами существительными женского рода. Большое раз­нообразие ошибок имеется при употреблении суффик­сов имен прилагательных, что говорит о больших труд­ностях в усвоении морфологической структуры слова.

      Одним из прогностических признаков при об­следовании возможности словоизменения существи­тельных по всем падежам является обследование пред­ложного управления. Образование неправильной па­дежной формы существительного свидетельствует об общем недоразвитии речи.

    14. При обследовании синтаксического уровня сформированности грамматического строя речи выясняют, какие виды предложений доступны ребенку, какие синтаксические конструкции сформированы. При этом анализируется характер связи слов в предложении.

    15. При обследовании словоизменения существи­тельных по всем падежам выявленные ошибки, связан­ные с неумением пользоваться падежными окончания­ми единственного числа, говорят о низком уровне раз­вития грамматических средств языка.

    Учебные вопросы и задания

      Какие периоды выделены А.Н. Гвоздевым в раз­витии грамматического строя речи ребенка в онтоге­незе?

      Как называется первый период развития грамма­тического строя речи? В каком возрасте появляется в норме этап однословного предложения?

      Как называется второй период развития грамма­тического строя речи в онтогенезе? В каком возрасте появляются первые формы слов в норме?

      Когда наступает в норме этап использования флективной системы языка (окончаний) для выражения синтаксических связей слов?

      Когда ребенок в норме усваивает служебные слова для выражения синтаксических отношений?

      Как называется третий период развития грамма­тического строя речи? Когда в норме ребенок усваивает морфологическую систему языка?

      У детей со стертой дизартрией отмечается как морфемные, так и структурные аграмматизмы. В чем они выражаются?

      Обследуйте грамматический строй речи ребенка - синтаксическое оформление высказывания.

      Проведите обследование по выявлению морфем­ных аграмматизмов.

      Обследуйте согласование прилагательного с су­ществительным в роде, числе, падеже.

      Постройте график - профиль грамматического строя речи ребенка-дошкольника.

    СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА
    Согласование сказуемого и подлежащего

    • Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:Детвора благодарны шефам за подарок. Детвора - существительное единственного числа, следовательно, благодарна , но дети - благодарны .
    • При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.Единственное число употребляется в том случае, если
      - существительное обозначает
      неодушевленные предметы (ряд столов стоял... );
      - не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало ).

      Множественное число употребляется для

      подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены ).
    • При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек... ), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

      Формой

      множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).

      Форма

      единственного числа сказуемого употребляется:

      При подчеркивании

      пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне ;

      Если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает

      неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);составном числительном , оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят , а тридцать один богатырь - выходит ).
    • Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь : Уже много учеников посетило эту выставку .
    • Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).
    • При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым . Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание .
    • Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .

      Сравните:

      Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты . и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).

    Согласование подлежащего и сказуемого

    Теория

    1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе.

    Например: Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились); Ножницы лежали на столе; Петино пальто стало старым.

    2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий ), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

    Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы.

    Например: Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц. Например: Большинство учеников отсутствовало. Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы.

    Например: Большинство студентов сдали зачет. Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.

    3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа . В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2.

    Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. - Прошло пять лет.

    4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа.

    Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.

    5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа.

    Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер.

    Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.

    6. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре).

    Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.

    ЗАПОМНИТЕ : при подлежащем - иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу.

    Например: ЮНЕСКО объявило о своем решении или ЮНЕСКО (организация) объявила о своем решении.

    7. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа.

    Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

    Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд» ). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:

    1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие.

    Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.

    ЗАПОМНИТЕ : как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.

    2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным.

    Например: Озеро Байкал - cамое глубокое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.

    ЗАПОМНИТЕ : если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу.

    Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен.


    Грамматика

    Единственное и множественное число сказуемого

    Выбор правильной формы числа сказуемого – трудная задача, если в составе подлежащего имеются слова, указывающие на количество или совокупность предметов. Среди таких слов:

    • собирательные существительные (напр. большинство),
    • количественные числительные (пять, двадцать),
    • собирательные числительные (двое, трое, пятеро),
    • счетные существительные (тысяча, миллион, миллиард),
    • слова, обозначающие приблизительное количество (более десятка, менее пятидесяти, несколько ),
    • счетные местоименные наречия (много, столько, сколько ),
    • существительные со значением определенного (тройка, пара, сотня ) и неопределенного (масса, уйма) количества, существительные с первой частью пол- (полгода, полдома) ,
    • сочетания типа брат с сестрой .

    Каждая из этих групп имеет свои особенности согласования со сказуемым.

    Согласование сказуемого со словами «ряд, большинство, меньшинство, часть, множество»

    Выбор правильной формы сказуемого осложняется тем, что опорное слово подлежащего (ряд, большинство, множество и т. п.), представляя собой существительное в форме единственного числа, фактически означает множество предметов или явлений как совокупность. В этой связи появляются две возможности для согласования сказуемого:

    • формально-грамматическое согласование : сказуемое принимает такую же грамматическую форму, как и подлежащее; большинство граждан проголосовало за нового президента («большинство» и «проголосовало» – единственное число, средний род); ряд пользователей отказался от платной услуги («ряд» и «отказался» – единственное число, мужской род);
    • согласование по смыслу : сказуемое принимает форму множественного числа, поскольку подлежащее обозначает множество предметов или явлений: большинство граждан проголосовали за нового президента, ряд пользователей отказались от платной услуги .

    В современном русском языке формально-грамматическое согласование сказуемого и согласование по смыслу конкурируют, и в большинстве случаев (но не всегда!) формы единственного и множественного числа сказуемого взаимозаменяемы.

    Формальное согласование рода и числа сказуемого требуется , если собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов, а также если в составе подлежащего нет существительных в форме множественного числа: За принятие постановления проголосовало большинство, меньшинство было против ; Подавляющее большинство парламента проголосовало против принятия закона; Часть населения безграмотна .

    Согласование по смыслу предпочтительно:

    1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: М ножество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

    2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

    3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

    4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

    5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными .

    Согласование сказуемого с числительными

    Имя числительное, в отличие от других имен (существительного и прилагательного), лишено признаков числа. Иными словами, если существительные могут иметь формы единственного и множественного числа (книга – книги ), то числительные не имеют таких форм (ср.: два, пятеро, сто пятьдесят ). По этой причине с числительным собственно «согласование» сказуемого по форме числа принципиально невозможно. Форма сказуемого единственного или множественного числа выбирается говорящим произвольно. При постановке сказуемого в ед. ч. прошедшего времени сказуемое принимает форму среднего рода: пятьдесят человек пришло на лекцию, в ДТП погибло два человека; открылось десять новых магазинов и т. п.

    Хотя форма сказуемого не регламентируется жестко, существует ряд факторов, способствующих употреблению формы единственного или множественного числа.

    На постановку сказуемого в форму единственного числа влияет стремление автора текста обратить внимание читателей на пассивность подлежащего, совместность действия действующих лиц, а также на количество, названное в подлежащем. Пассивность подлежащего может подчеркиваться употреблением в качестве сказуемых глаголов со значением бытия, наличия: быть существовать, иметься и др.

    В результате урагана упало двадцать деревьев. На лекцию пришло именно пятьдесят человек, а не пятьдесят два. У существительного имеется двенадцать падежных форм.

    Факторы, способствующие употреблению формы множественного числа сказуемого, противоположны: значение раздельности действия, акцент на активности лиц, названных в подлежащем, стремление автора обратить внимание на действие (характеристику), а не на количество.

    Восемь студентов уже защитили дипломные работы. Сто аспирантов пишут диссертации (т. е. каждый пишет собственную работу).

    Кроме этого следует запомнить, что:

    · Числительные, оканчивающиеся на один , обычно требуют формы единственного числа сказуемого: В институт поступил пятьдесят один абитуриент . Но: Пятьдесят один участник обсудили проблему на круглом столе (глагол обсудить означает совместное действие и не может быть употреблен в форме ед. ч.).

    • Форма множественного числа сказуемого используется, если подлежащее конкретизируется определением в форме множественного числа, например словами все, эти, данные, любые и др. Все пятьдесят восемь абитуриентов поступили в институт . Васины пятьдесят рублей были немедленно потрачены . Эти двое явились с опозданием, остальные пятеро прибыли вовремя.
    • Есличислительное употребляетсяв качестве подлежащего без зависимых слов (обозначая число как математическое понятие), то оно согласуется со сказуемым в форме единственного числа: Сто пятьдесят делится на тридцать без остатка .

    ПАМЯТКА ПО СИНТАКСИСУ

    Л. Соколова ,
    преподаватель русского языка и литературы

    Выражение подлежащего и сказуемого

      большинство, меньшинство, большая (меньшая) часть, ряд и т. п., глагол ставится во множественном числе:

      • Если при подлежащем есть перечисление: Большинство рабочих, служащих, инженеров прошли переквалификацию.

        При однородных сказуемых: Большая часть наших выпускников поступают в вузы, показывают высокие результаты, добиваются цели.

        Если при подлежащем есть причастный оборот или придаточное определительное: Ряд учебников , которые понадобятся ребятам, были куплены заранее.

        Если подчеркивается активность действия: Меньшинство спорщиков бешено сопротивлялись .

        Если сказуемое выражено кратким или относительным прилагательным: Большая часть зданий в городке деревянные .

      Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (счетный оборот)

      • Если подчеркивается совместность действия, употребляется ед. число: В классе сидело 10 человек.

        Если подчеркивается раздельность действия, употребляют мн. число: Десять самолетов взлетело попарно .

        Если есть ограничительная частица - ед. число: На занятие пришло только 7 человек.

        При составном числительном, заканчивающемся на один , как правило, сказуемое ставится в ед. ч., на 2, 3, 4 - во мн. ч.: Шел сто один ишак, шли сто двадцать три слона.

      Если подлежащее выражено оборотом со словами много, мало, немного, немало, столько, несколько - нормативно употребление ед. числа: Немного нашлось охотников поучаствовать в эксперименте.

      Если местоимение кто употребляется в функции союзного слова, то сказуемое ставится в форму ед. ч.: Все, кто пришел в школу, были подготовлены к зачету.

    Согласование определений и приложений

      Определение с существительным общего рода согласуется по смыслу: Круглый(ая) сирота .

      Определение с существительным, имеющим при себе приложение , согласуется:

      • при сочетании родового и видового понятия - с родовым : маленькая птичка колибри, полноводная река Енисей, центральная газета "Известия" ;

        при наличии собственного и нарицательного сущ. согласуется с ближайшим : опытный врач Петрова. Врач Петрова внимательна к больным ;

        причастие согласуется только с собственным сущ.: Вошедшая в палату врач Петрова .

      Определение со счетным оборотом , как правило, согласуется:

      • существительные мужского и среднего рода в род. пад. (два новых дома, два светлых окна ), женского рода в им. пад. (две большие комнаты );

        опред. + числ. = им. пад. (за последние два месяца );

        числ. + опред. = род. пад. (за два последних месяца );

        если после счетного оборота следует определение = им. пад.: Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали .

    Согласование двух определений при одном существительном

    1. В единственном числе согласуется:

        если существительное не имеет формы множественного числа, то согласуется в ед.: политическое, экономическое и культурное сотрудничество стран ;

        если нужно подчеркнуть самостоятельный характер, сказуемое ставят во мн. число: Тяжелая и легкая атлетика включают…;

        если единственное и мн. число имеют разные значения: католическая и православная церковь ;

        при наличии противительного или разделительного союза: не каменный, а деревянный мост ;

        в терминологических сочетаниях: глаголы совершенного и несовершенного вида .

    Согласование приложений

    При согласовании имен собственных и условных наименований обычно учитывается наличие родового понятия: в гостинице "Москва", в романе "Отцы и дети", в пьесе "Вишневый сад" . В таком случае приложение ставится в им. пад. При отсутствии родового понятия такое наименование ставится в нужном падеже по контексту: В "Вишневом саде", об "Отцах и детях" Прозвища ставятся в им. пад: у Всеволода Большое Гнездо, с Ричардом Львиное Сердце .

    Однородные члены предложения

    Выразительные возможности

      Бессоюзие создает незамкнутый, открытый ряд (энергия, длительность, незавершенность).

      Многосоюзие тоже незамкнутый ряд (плавность, широта обобщения или многообразие предметов, действий).

      Одиночный союз и в конце ряда - замкнутый, закрытый ряд (завершенность, конечность, характер исчерпывающего перечисления).

      Попарное соединение однородных членов (соединяются либо близкие по смыслу понятия, либо противоположные)

    Ошибки при однородных членах предложения

      Нельзя соединять в однородные понятия разных порядков: В комнате стояли стол, софа, мебель из красного дерева .

      Следует избегать двусмысленности: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

      Попарное соединение возможно только по принципу или смежности, или контраста: Пугачев изображен жестоким и мудрым, суровым и добрым .

      Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи, но нельзя сочетать существительное и инфинитив: Я попросил газету и поесть .

      Нельзя сочетать определение и придаточное предложение: Хорошее впечатление производит второй рассказ, более интересный по содержанию и который был написан раньше первого .

      Недопустимо соединять в однородные глаголы, имеющие разное управление: подбор и наблюдение над фактами .

      Союз не только, но и обязательно состоит из названных 4 частей (недопустимо опускать какую-либо из них) и первая часть ставится обязательно перед словом, противопоставляемым во второй части: Он не только написал замечательный роман, но и много стихотворений . Этого же правила следует придерживаться, если речь идет о сложносочиненном предложении с этим же союзом.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное