Домой Ягоды Вера в неодушевленные предметы. Наделение предметов сверхъестественными свойствами. Кафедра организации здравоохранения

Вера в неодушевленные предметы. Наделение предметов сверхъестественными свойствами. Кафедра организации здравоохранения

Кафедра организации здравоохранения,

Экономики и социальной работы

Тестовые вопросы

По истории медицины

Ставрополь 2014


УДК 390. 564.

ББК 2: 316. 323. 7

Тестовые вопросы по истории медицины / под ред. проф. В.Н. Муравьевой . – Ставрополь: Изд-во СтГМУ. – 2014. – 53 с.

Составители: д.и.н. А.В. Карташев, доц. Л.Л. Максименко, к.м.н. А.А. Хрипунова, к.м.н. В.Б. Зафирова, О.О. Хорева, В.В. Зенин, А.С. Корольков, Р.С. Спевак.

Тесты составлены на основе рабочей учебной программы по дисциплине «История медицины» для направлений подготовки (специальностей): лечебное дело, педиатрия, стоматология. Предназначены для текущего контроля знаний студентов в ходе семинаров по всем темам дисциплины и промежуточного контроля на итоговом занятии (зачете).

УДК 390. 564.

© СтГМУ, 2014


История медицины как наука.

Медицина в период первобытно-общинного строя

Выберите 1 правильный ответ

Определение истории медицины

*1. история медицины – это наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины

2. история медицины – это наука о закономерностях развития врачевания

3. история медицины – это наука о происхождении практических медицинских навыков

4. история медицины – это наука об изучении народных средств врачевания

Выберите 1 правильный ответ

1.2. В основу периодизации истории медицины положены

1. достижения в области естествознания

2. открытия в области медицины

3. смена правящих династий

4. знаменательные исторические даты

*5. социально-экономические формации

Выберите 1 правильный ответ

Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет

*1. 99% 2. 90% 3. 85% 4. 80% 5. 75%

Выберите 1 правильный ответ

1.12. Одной из форм первобытной религии была вера в то, что человек может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. Она называлась

1. волшебство 2. Магия 3. колдовство

4. тотемизм 5. язычество

Выберите 1 правильный ответ

1.13. Суеверный страх человека перед грозной природой вызывал желание умилостивить ее. Человек стал покланяться земле, воде, огню, населяя природу своеобразными «духами». Такая форма религии называется

1. мистицизм 2. Язычество 3. тотемизм

*4. анимизм 5. христианство

Выберите 1 правильный ответ

На заре формирования человеческого общества создался особый класс людей, посвятивших себя врачеванию. Они назывались

1. зомби 2. Колдун *3. Шаман 4. Берегиня 5. факир

Выберите 1 правильный ответ

Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется

*1. фетишизм 2. Тотеизм 3. Религия

4. астрология 5. анимизм

Выберите 1 правильный ответ

1.16. Для изгнания злого духа первобытные люди проводили «операцию»

1. кастрации *2. трепанации черепа

3. ампутации конечности 4. удаление зуба 5. кесарево сечение

Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества

*1. животного происхождения *2. минерального происхождения

3. комбинированные 4. синтетические

*5. растительного происхождения

Выберите 1 правильный ответ

1.21. Средняя продолжительность жизни первобытных людей составляла:

1. 40-45 лет *2. 30-40 лет 3. 15-20 лет 4. 50-60 лет

Выберите все правильные ответы

История медицины подразделяется на

*1. общую 2. Всемирную *3. частную

4. личную 5. общественную

Выберите все правильные ответы

По костным останкам древних людей можно определить

*1. опухоли костей 2. Рахит 3. травмы

4. инфаркт миокарда 5. гепатит

Выберите все правильные ответы

Методы борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом ее представлении

1. слабительные средства *2. Амулеты *3. заговоры

4. тотемы *5. трепанации черепа

Выберите все правильные ответы

В качестве медицинских инструментов в период первобытно-общинного строя использовались

*1. заточенный камень *2. острая рыбья чешуя

3. острые копья 4. Пинцет 5. ланцет

Выберите все правильные ответы

По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате

1. смены времен года

*2. изменения климатических условий

3. воздействия небесных сил

*4. воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека

*5. естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)

Выберите 1 правильный ответ

1.30. Как называется вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения?

*1. тотемизм 2. Анимизм 3. Фетишизм 4. шаманизм

Основные черты медицины Древнего мира

(Месопотамия, Египет, Индия, Китай)

Выберите 1 правильный ответ

2.1. Особенности медицины рабовладельческого строя:

1. применение наркоза 2. открытие лекарственных средств

*3. классовый характер медицины 4. общедоступная медицина

Выберите 1 правильный ответ

2.2. Анатомические знания в Древнем Египте получали при:

*1. бальзамировании

2. вскрытии трупов

3. изучении медицинских книг

4. вскрытии животных

Выберите 1 правильный ответ

2.3. Первый свод законов в эпоху рабовладения, содержавший правовые основы деятельности врачевателей:

*1. Законы Хаммурапи 2. Римское право

3. Аюр-Веда 4. Канон медицины

Выберите 1 правильный ответ

2.4. Самый распространенный метод лечения в Древнем Китае:

1. ритуальные танцы *2. лечение от противного

3. заговоры 4. хирургия

Выберите 1 правильный ответ

В Индии медицине обучались

1. в храмах

*2. в специальных школах типа университета

3. в медицинских школах

4. на дому у целителей

5. нигде, была только народная медицина

Выберите 1 правильный ответ

2.7. В какой стране Древнего мира лечили ртутью:

1. Египет 2. Вавилон *3. Индия 4. Китай

Выберите 1 правильный ответ

2.9. Какой метод лечения применялся в Древнем Китае при натуральной оспе:

1. вакцинация *2. вариоляция

3. оперативное вмешательство 4. кровопускание

Выберите 1 правильный ответ

Задание В1. Магия – вера в возможность сверхъестественного воздействия на окружающее (а-3); фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (б-2); тотемизм – вера в родственную связь человеческого коллектива с животным или растительным первопредком (в-1); анимизм – одушевление предметов и явлений окружающего мира (г-4).

Задание В2. Нижний палеолит – верхний палеолит – мезолит – неолит – энеолит (в, б, а, д, г).

Задание В3. Суть «неолитической революции» в переходе человека от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству).

Задание В4. Шумер – Аккад – Ассирия – Персия (в, а, б, г).

Задание В5. Считается, что первая попытка введения монотеизма была предпринята в Древнем Египте при фараоне Эхнатоне (Аменхотепе IV).

Задание В6. Анубис – проводник и покровитель умерших (а-2); Осирис – бог умирающей и воскресающей природы (б-1); Сет – бог пустыни, хаоса и разрушений (в-3); Сехмет – богиня войны (г-4); Тот – бог мудрости и знаний (д-5).

Задание В7. Крито-микенский – гомеровский – архаический – классический – эллинистический (б, д, а, г, в).

Задание В8. Дионис – покровитель виноделия (а-2); Гефест – кузнечного ремесла
(б-1); Арес – бог войны (в-4); Гермес – торговли (г-3).

Задание В9. Учение об идеях – Платон (а-2); учение об огне – Гераклит (б-3); учение о числах – Пифагор (в-4); учение об атомах – Демокрит (г-1).

Задание В10. Пирамида Хеопса – Кносский дворец – Парфенон – Колизей (в, б, г, а).

Блок С

1. Как называется археологический памятник, изображенный на иллюстрации?

2. К какой разновидности мегалитических сооружений он относится?

3. Назовите другие виды мегалитических построек и дайте им определение.

4. Что известно о времени возникновения мегалитов и их назначении?

С2. «Убийство кошки, даже невольное, каралось смертью, причем нередко народ сам устраивал самосуд над убийцей. Случалось, что даже вмешательство фараона не могло спасти преступника. Смерть кошки в доме считалась огромным несчастьем. В знак траура все члены семьи сбривали брови и подрезали волосы. Умерших кошек бальзамировали и хоронили в ящичках, имеющих форму кошки. Ящики эти зачастую бывали сделаны из золота и серебра и богато украшены драгоценными камнями. Хоронили кошек на особых кладбищах. В 1860 г. в Египте, недалеко от Бени-Хасана, обнаружили кошачье кладбище, где было похоронено 180 тыс. кошек».

1. С какими религиозными представлениями было связано обожествление кошек у древних египтян?

2. Какие животные, кроме кошек, почитались в Египте?

3. Какие черты, кроме обожествления животных, были характерны для древнеегипетской религии?


4. Кого в Египте изображали в виде сфинксов и почему?

С3. «Термин «пайдейя» ввели в обиход греческие софисты. Пайдейя софистов состояла из семи частей… В дальнейшем Платон провозгласил пайдейю смыслом жизни души, утверждая, что пайдейя – единственное, что душа уносит на тот свет. Следовательно, все, даже государство, должно быть подчинено пайдейе, поскольку от нее зависит спасение души» .

1. Что означало слово «пайдейя» в Древней Греции?

2. В чем отличие греческой пайдейи от схожих явлений «варварского» Востока?

3. Из каких «семи частей» состояла греческая пайдейя?

4. Какие термины, связанные с образовательными и научными учреждениями, пришли к нам из Древней Греции?

С4. «Римская религиозность состояла прежде всего в самом тщательном и скрупулезном соблюдении всех обрядовых формальностей, ибо даже малейшее отклонение, ошибка или пропуск какого-либо ритуального действия или формулы могли обидеть божество и вызвать его гнев. При таком количестве культов необходимо было многочисленное жречество, хорошо знавшее всю обрядность, имена и функции богов» .

1. О каких отличительных чертах древнеримской религии идет речь в данном отрывке?

2. Какие жреческие корпорации существовали в Древнем Риме и как они назывались?

3. В чем состояло главное отличие римского и греческого жречества от древневосточного?

4. Название какой жреческой коллегии Рима сохранилось в титулатуре папы Римского?

Этот период начался около 40 тыс. лет тому назад и закончился в 10 тысяче- летии до н.э. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза, значительно расширились территории расселения первобытных людей, совершенствовалась их трудовая деятельность и социальные отношения.

Характерной чертой этого периода было возникновение общинно-родового строя, сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

В период перехода к охотничьему хозяйству изменилось и мировоззрение людей, начали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились и на приемах врачевания. Первобытный охотник стал понимать, что животные являются основным источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, охранителем здоровья.

У многих племен бытовало слово “тотем”, что означает “мой род” – отсюда возник термин “ТОТЕМИЗМ” – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного, которое стали называть тотемным животным. Например, в Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, в Индии – корова, у славянских племен – дикий кабан. Тотему не поклонялись, его считали “отцом”, “старшим братом”, защитником от бед и болезней.

Другими религиозными представлениями, характерными для периода ранней родовой общины, были фетишизм, анимизм и магия.

ФЕТИШИЗМ (португ. “фетиш” – амулет, талисман) – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья, полезные предметы обихода, т.е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготавливаться специально в качестве культовых предметов; так появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою, укусов ядовитых змей).

АНИМИЗМ (лат. “анима” - душа,) – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с культом умерших, и ритуалы, посвященные мертвым, до сих пор встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке, Африке.

МАГИЯ (греч. “магеа” – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Не понимая еще истинной связи событий и явлений природы и превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных магических приемов вызвать желаемый результат (изменения погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезней). Позднее появилась лечебная магия - врачевание ран и недугов, основанное на ритуалах и отправлении различных культов. Эти церемонии обычно совершали старейшины рода.

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины, мужчины - потому что нужно было оказывать помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними племенами.

Особенно важным этапом в истории развития человечества стала эпоха поздней родовой общины. Характерной чертой этого периода был переход к земледелию и скотоводству. Началось разведение домашних животных. Были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь.

Тогда же были изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка; освоены строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. Начала развиваться рисуночная живопись (пиктография), и тотемные животные стали изображаться на стенах пещер и скалах.

Врачевание в этот период характеризуется использованием первобытными людьми эмпирических знаний, полученных в результате практического опыта. Для лечения они с успехом пользовались флорой и фауной того континента, на котором проживали: эвкалиптовой смолой, касторовым маслом, луковицами орхидей, жиром животных.

Первобытные врачеватели уже владели определенными навыками:

* они умели останавливать кровотечение при помощи паутины и золы

* при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану

* при заболеваниях кожи делали промывания мочой и прикладывали местную глину

* они владели также приемами оперативного лечения

* умели обрабатывать раны лекарствами, приготовленными из растений,
минералов и частей животных

* накладывали импровизированные “шины” при переломах

* знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания

* умели делать кровопускания (применяя для этого изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений), могли также вскрыть вену при помощи небольшой стрелы, которую выпускали с близкого расстояния.

Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней - они понимались как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Приемы врачевания в этих случаях были направлены на изгнание духа болезни из тела больного (например, высасывание “духа болезни” с помощью полого рога буйвола, кормление больных горькой пищей, неприятной для “вселившегося духа”, позднее - ритуальная трепанация черепа для того, чтобы “дух болезни” мог через отверстие покинуть тело больного).

В большинстве случаев трепанация черепа заканчивалась успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по периметру отверстия. Отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции. Но сам факт успешной трепанации указывает на реальность удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, проведенных первобытными врачевателями еще сотни тысяч лет тому назад.

1. Назовите последовательно основные историко-археологические периоды культуры первобытного общества: а) неолит; б) мезолит; в) верхний палеолит; г) средний палеолит.

2. К какому периоду культуры первобытного общества относится усовершенствование техники обработки камня (сверление и полирование), создание керамических изделий, начало ткацкого производства, выделение скотоводческих племен – первое общественное разделение труда: а) мезолит; б) неолит; в) энеолит.

3. Как называется вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов: а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм; г) магия.

4. В конце неолита (6 – 4 тыс. до н. э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения. Выберите правильный ответ: а) пирамиды; б) дольмены; в) зиккураты; г) мастабы.

5. Культура первобытного общества имела свою мораль, религию, искусство, куда входили:

а) представления о кровно-родственной связи между родом и священным животным;

б) вера в существование души у каждой вещи;

в) система табу;

г) признание сверхъестественной силы неодушевленных предметов;

д) ритуальный танец;

е) объекты поклонения (тотемы, фетиши, предки, старейшины);

ж) формы мифологического творчества;

з) колдовство;

и) обрядовое действо;

к) наскальные изображения.

Какие из вышеперечисленных культурных ценностей можно отнести:

1) к первобытной морали; 2) к первобытной религии; 3) к первобытному искусству;

6. Назовите имена фараонов, построивших три величайшие Египетские пирамиды в Гизе: 1) пирамиду высотой 146,6 метра; 2) пирамиду высотой 143 метра; 3) пирамиду высотой около 70 метров. Фараоны: а) Рамзес II ; б) Микерин (Менкаур); в) Джосер; г) Хеопс (Хуфу); д) Тутанхамон; е) Хефрен (Хафра); ж) Эхнатон.

7. Назовите имя зодчего, астронома, врача, построившего в XXVIII веке до н. э. ступенчатую пирамиду фараону Джоссеру в Саккаре. Зодчие: а) Хемиун; б) Инени; в) Имхотеп; г) Аменхотеп.

8. Определите истоки реалистического скульптурного портрета в Древнем Египте. 1) Желание передать потомкам реальное изображение портретируемых. 2) Стремление скульптора продемонстрировать свое мастерство и умение точно передать черты портретируемого. 3) Религиозные воззрения, связанные с верой в загробную жизнь и наличием у человека его двойника.

9. Канонические требования, предъявляемые к рельефным изображениям, четко определяли сочетание профиля и фаса различных частей фигуры человека. Обозначьте, каким образом (в фас или профиль) изображались: а) голова; б) плечи; в) глаза; г) ноги; д) грудь. Примечание: профиль обозначается цифрой – 1, а фас – 2.

10. Кому из богов построены знаменитые фиванские храмы в Карнаке и Луксоре: а) Осирису; б) Гору; в) Амону; г) Исиде; д) Анубису?

11. Назовите имя единственной женщины – фараона Древнего Египта: а) Нефертити; б) Хатшепсут; в) Раннаи; г) Нофрет.

12. Когда в Месопотамии появились первые города-государства? а) 4-3 тыс. лет до н. э.;

б) XXVII - XX вв. до н. э.;

в) XIX - VII вв. до н. э.

13. Назовите основной материал для письма в Древней Месопотамии: а) папирус; б) глина; в) известняк; г) песчаник.

14. Почему зиккураты (храмовые башни) шумеров состояли, как правило, из трех ступеней (платформ). Выберите правильный ответ:

а) Чтобы лучше было видно святилище бога;

б) чтобы при разливе рек не затопило святилище; в) в соответствии с существовавшей божественной триадой ; г) исходя из строительных возможностей того времени.

15. Назовите имя ассирийского царя, основавшего в VII веке до н. э. в столице Ниневии одну из крупнейших библиотек того времени:

а) Навуходоносор; б) Ашшурбанипал; в) Саргон Древний; г) Набопаласар.

16. В культурное достояние Древней Месопотами входят: а) клинопись,

б) законы Ур-Наму,

в) Вавилонская башня,

г) стела царя Хаммурапи,

д) висячие сады Вавилона,

е) создание солнечного и лунного календаря,

ж) символические названия 12 созвездий,

з) создание боевых колесниц,

и) ворота богини Иштар,

к) поэма «Сказание о Гильгамеше,

л) создание 400 километрового «Канала королей»,

м) «Стела коршунов» царя Эанатума.

Назовите культурные достижения, относящиеся к периоду Нововавилонского царства.

17. Рельеф «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры периода эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:

а) Дворец в Кноссе;

б) «Царская вилла» в Агиа-Триаде;

в) крепость в Тиринфе;

г) дворец-крепость в Микенах.

18. Культура Древней Греции охватывает периоды: эгейский, гомеровский, архаики, классики и эллинизма. Один из этих периодов характеризуется как время расцвета городов-полисов, развития архитектуры и возникновения системы ордеров, появления лирики и Олимпийских игр. Укажите этот период.

19. Керамикой называют изделия из обожженной глины. Укажите, откуда пошло это название:

а) от названия инструмента для изготовления гончарных изделий;

б) от названия материала;

в) от названия места, где осуществлялось гончарное производство;

г) от имени мастера этого ремесла;

д) от названия одного из гончарных изделий.

20. Научные открытия античной Греции связаны с именами 1) Архимеда, 2) Евклида, 3) Пифагора, 4) Аристарха Самосского, 5) Гиппократа, 6) Алкмеона и других выдающихся личностей.

Укажите, кто из вышеперечисленных ученых, являлся автором:

а) гипотезы о вращении шарообразной земли вокруг оси и о движении ее вокруг солнца; б) изучения свойств целых чисел и доказательства теоремы геометрии; в) труда под названием «Элементы», где изложены положения планиметрии; г) вычисления значения числа «пи»; д) создания клинической медицины и одного из вариантов врачебной клятвы; е) теории, утверждающей, что центром психической деятельности является мозг.

21. В греческой скульптуре VIII-VI вв. до н. э. появляются фигуры могучих обнаженных юношей, девушек в нарядных одеждах с таинственной улыбкой на лицах. Как назывались: 1) фигуры обнаженных юношей; 2) фигуры девушек в нарядных одеждах?

Ключи к заданиям

1. д, в, б, а.

5. 1) в, е; 2) а, б, г, з; 3) д, ж, и, к.

6. 1) г; 2) е; 3) б.

9. а) 1; б) 2; в) 2; г) 1; д) 2.

16. в, д, и, л.

18. Период архаики.

19. в (от предместья Афин – Керамики, славившегося гончарами)

20. а-4, б-3, в-2, г-1, е-6.

21. 1) конец 3-2 тыс. до н. э.вв. до н. э.вв. до н. э.вв. до н. э. 5) конец 4-1 вв. до н. э.

«Предмет математика» - Введение спецкурсов повышает интерес к математике. Трудности при изучении учебного материала.(21%). Среднее арифметическое результатов по математике 5-11 КЛАССЫ (1 полугодие): Результаты опроса среди учащихся 9 класса (в %). Внеклассная работа по математике. Обществознание. 12. Построение графиков сложных функций.

«Описание предмета» - Лыжники. В описании выделяют 3 части: «Подготовка к сочинению «Описание предмета». Тренировка лыжников. Тема урока: Вопросы: Словарик. Цели: Описание. Типы речи. Написать сочинение – описание «Мой любимый предмет». План. Стили речи. Лыжные соревнования.

«Признак предмета» - Предмет. Выполни действия, сохранив общий признак каждой группы. Раскрась: большой клубок – синим цветом, средний – зеленым, маленький – красным. Назовите основные правила техники безопасности, которые следует соблюдать находясь в кабинете информатики. Пиктограммы.» и «Гимнастика для рук». С какими признаками предметов вы сегодня познакомились?

«Учебные предметы» - Учебный предмет “Технология (Труд)”. «Обществознание». Экспертиза и утверждение учебного плана общеобразовательного учреждения. «Естествознание». Рекомендуется введение 1 часа/нед. из часов школьного компонента – 11 класс. «История». Проведения факультативных и элективных курсов по выбранному профилю или углублению.

«Счёт предметов» - Счет предметов. Работа в парах. Посчитай.

«Интеграция предметов» - Интеграция биологии и информатики. Учитель математики и информатики Кузнецова Елена Ивановна. Использование Интернета. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях интеграции. Всероссийская дистанционная олимпиада "Кенгуру". Проект математики и технологии. Интеграция математики и информатики Проектные работы учащихся.

Новое на сайте

>

Самое популярное