Домой Плодовые деревья Сообщение на тему степной тарпан. Зоологическое описание. Можно ли возродить диких лошадей

Сообщение на тему степной тарпан. Зоологическое описание. Можно ли возродить диких лошадей

Одним из самых ярких художников XIX века, имя которого известно всем поклонникам живописи, является Винсент Виллем Ван Гог (30.03.1853 – 29.07.1890). Его популярность, по оценкам социологов, сравнима с известностью и Пабло Пикассо. Хотя грани их творчества все же различаются. Гениальность Великого Леонардо охватывает многие отрасли знаний, Пикассо был известен не только как живописец, но и как талантливый скульптор, график, дизайнер. Ван Гог же всецело посвятил себя живописи. Наиболее известные картины Ван Гога с названиями, которые можно найти на нашем сайте, он написал всего лишь за десять лет своей творческой деятельности.

Художник-постимпрессионист из Нидерландов, которому так и не удалось получить специального образования, прожил 37 лет. Он создал очень много живописных полотен, некоторые из них после его смерти были признаны настоящими шедеврами и вошли в список самых дорогих картин мира.

О Ван Гоге нельзя сказать, что он, пока серьезно не занялся живописью, был далек от мира искусства. После окончания школы молодой Винсент работал в художественной компании «Гупиль и Ко», совладельцем которой был его дядя, занимался продажей картин. Семь лет Ван Гог был успешным торговцем искусством и часто посещал Гаагский музей. В 1872 году он начинает вести активную переписку со своим младшим братом Тео. В 1873 году он получил повышение и был переведен в Лондон, где его карьера была разрушена безответной любовью. После горького разочарования Ван Гог уезжает в Бельгию, в шахтерский поселок Боринаж, чтобы служить там проповедником, а затем пойти по стопам своего отца и поступить в Евангельскую школу. Однако, возвратившись, он узнает, что за обучение уже стала взиматься плата и в негодовании отказывается от этой возможности. Вот тогда Ван Гог и начал рисовать. Целый год он посещал занятия в Королевской Академии изящных искусств, а затем решил вернуться к родителям, так как считал, что может заниматься самостоятельно.

Характер художника был не из легких. Его вспыльчивость, постоянное переутомление и злоупотребление алкоголем, душевные потрясения повлияли на возникновение у него в последние годы жизни эпилептического психоза, к которому он имел предрасположение. У истории с отрезанной мочкой уха есть несколько вариантов. Но именно она считается явным признаком душевного заболевания, которое в дальнейшем способствовало ухудшению психического здоровья Ван Гога, что и привело его к самоубийству.

Работал Ван Гог с упоением. Это был настоящий трудоголик. За два часа он мог написать картину, на которую у других художников ушло бы значительно больше времени. Вокруг его имени до сих пор не утихают споры, а легенда о нищете и безумии, которую создал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе, многими воспринимается как реальный исторический факт.

В действительности, Ван Гог был образованным человеком и очень много читал. Он окончил престижную гимназию и свободно владел тремя иностранными языками. За эрудицию и развитое мышление в обществе художников его даже называли Спинозой.

Конечно, метания Ван Гога не радовали семью, но его никогда не оставляли без финансовой поддержки. Дед художника был известным переплетчиком старинных документов и манускриптов, выполнял заказы для нескольких европейских дворов. Его родные дяди были известными и обеспеченными людьми. Трое из них занимались продажей картин и других видов искусства, а один был адмиралом, который возглавлял порт в Антверпене. В его доме молодой Винсент жил, когда днем учился в живописном классе при Академии художеств, а вечерами посещал частную школу. В действительности, художник был довольно прагматичным человеком, вполне реально оценивал свои возможности и всецело отдавался работе. Рисовать он учился по самым новейшим учебникам, которые ему присылали его дяди, настоящие знатоки искусства.

В 1886 году Ван Гог, по рекомендации младшего брата Тео, уезжает в Париж. Именно Тео, с успехом торговавший искусством, посоветовал художнику заняться радостной и светлой живописью. Он знакомит его с критиками, художниками, такими как Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и другими. Между братьями было заключено соглашение о том, что в обмен на картины Винсента Тео обязуется ежемесячно выплачивать ему 220 франков и к тому же предоставляет ему лучшие холсты, краски и кисти. Помимо этого, младший брат взял на себя все расходы, связанные с лечением Винсента, и покупал ему книги, одежду, необходимые репродукции. В связи с этим, в деньгах художник никогда не нуждался, он даже коллекционировал японские гравюры.

Ван Гог был постоянным членом самых престижных художественных выставок, его картины демонстрировались модными и успешными арт-дилерами на так называемых «домашних выставках». Внезапное самоубийство Винсента прервало методично рассчитанную «тропу славы», на которую он уже к тому времени ступил. Младший брат, на руках которого умирал великий художник, не смог его пережить и скончался спустя полгода. От их дружной совместной работы осталось очень много картин, настоящих шедевров, которые в двадцатом веке были оценены по достоинству.

Картины, написанные художником, через некоторое время после его смерти были признаны поистине гениальными и бесценными. Среди множества написанных им полотен есть самые известные, названия которых знакомы даже тем, кто вообще далек от искусства. Для его картин характерны некоторые особенности, а именно:

  • динамичные густые мазки;
  • яркие, в некоторых случаях почти «открытые» цвета;
  • смелые, экспериментальные сочетания красок.

"Едоки картофеля"

Свою первую серьезную картину Винсент Ван Гог написал еще в 1885 году. Она не была создана «на одном дыхании», этому предшествовала тяжелая предварительная работа. Художник выполнил к полотну 12 этюдов, которые впоследствии уничтожил.

На картине изображена крестьянская семья де Гроотов, которые после тяжелого трудового дня собрались за столом, чтобы поужинать при свете керосиновой лампы. На столе лишь одно блюдо - печеный картофель, да чашки с ячменным кофе. Утомленные лица крестьян, их крупные, огрубевшие руки. Цветовая палитра этого произведения очень скупа, но необычайно точно передает атмосферу крестьянского быта.

Некоторые исследователи творчества художника утверждали, что эта картина является неприкрытой сатирой на людей, которые даже не подозревают о своей невежественности. Но в своих письмах Ван Гог с большим уважением отзывался об этой семье, их честности и простых моральных принципах. Ему хотелось показать на картине пар от горячего картофеля и уставших крестьян, занятых едой, а также вызвать у зрителя чувство сострадания.

"Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой"

В январе 1889 года художник создал эту картину с очень странной предысторией. До сих пор нельзя с точностью утверждать, сам ли Ван Гог отрезал себе мочку уха или это несчастный случай, который произошел во время его ссоры с другим известным художником - Полем Гогеном. Уставший и задумчивый, с трубкой во рту, Винсент написал свое произведение, ставшее поистине его визитной карточкой.

"Звездная ночь"

Эту картину художник написал в 1889 году, находясь на лечении в психиатрической лечебнице в маленьком городке Сен-Реми, во французском Провансе, что на Лазурном Берегу. На картине изображено звездное небо, которое и является самым главным в замысле художника. Он показывает возможности мыслительной деятельности человека, которые способствуют глубокому пониманию природы вещей, переплетению космических тайн и земных кипарисов, растущих на холме. Живописец ярко демонстрирует на первом плане непостижимую гармонию Вселенной, ее загадки и тайны. А где-то в тени полумрака расположил городские дома и горы. Он впоследствии признавался брату, что звезды очень близки ему, он может очень долго смотреть на них и предаваться мечтаниям.

"Ирисы"

Картина считается одной из самых последних полотен великого художника. Несмотря на то, что болезнь продолжала развиваться, он все еще работал. В этой картине он отходит от своей обычной техники и наполняет ее необычайной легкостью и невесомостью. Подобранная им цветовая гамма позволяет абсолютно без напряжения, с чувством расслабленности и даже покоя, до бесконечности рассматривать изображения ирисов, растущих в поле. Здесь очевидно влияние японского искусства, которое так нравилось художнику, и французского импрессионизма. Такое непростое сочетание двух различных направлений в искусстве обеспечило живописцу полный успех этой картины.

"Подсолнухи"

Картины с самыми разными подсолнухами очень известны среди любителей Ван Гога и ценителей искусства. Вначале, в Париже, художник начинает работать над изображениями срезанных цветов, а позднее, в Арле, пишет букеты в вазах. Как стало известно, он просто хотел украсить стены дома к приезду своего друга, Поля Гогена. Картины настолько понравились Гогену, что две из них он даже приобрел для себя.

Даже небольшое знакомство с творчеством этого гениального художника, который создал не один шедевр за очень короткое время, может послужить весомым стимулом для того, чтобы картины Ван Гога с названиями стали намного понятней. А такая короткая жизнь трудолюбивого мастера была оценена по достоинству поклонниками его творчества.

Он написал более 900 работ. Его биографию изучают в школе, а имя всегда на слуху. Винсент Ван Гог. Произведения этого художника бесчисленны и бесценны, но мы расскажем о самых известных и самых харизматичных картинах с названиями и описаниями.

Звездная ночь (1889)

Посмотрев на картину «Звездная ночь», вы сразу узнаете в ней Ван Гога. Художник работал над ней в Сан-Реми (городская больница), использовав обычный холст 920х730 мм.

Чтобы «понять» картину, на нее нужно смотреть издалека, это связано со специфическим стилем написания. Необычная техника позволила изобразить статичные луну и звезды так, словно они постоянно движутся.

Полотно удивительно тем, что все объекты на нем передаются или цветом, или характером мазка. Не линиями – длинными или короткими мазками. И только для изображения поселка использовались контуры. Видимо, чтобы подчеркнуть контраст небесного и земного.

«Звездная ночь» — это плод выздоравливающего разума художника. Брат Ван Гога упросил докторов дать возможность Винсенту писать для выздоровления. И это помогало.

Именно эту картину Ваг Гог написал по памяти, что для него совсем не характерно. Он любил натуру.

Из растений Ван Гог больше всего любил подсолнухи. Написал их 11 раз в несколько серий. Самые известные полотна с подсолнухами были написаны во второй «подсолнуховый» период, когда художник жил в Арле во Франции, — плодотворная эпоха для него.

В письмах к брату Ван Гог говорил, что пишет с большим рвением, и, конечно, пишет большие подсолнухи. Приходилось работать с самого рассвета и заканчивать холст быстро, потому что цветы тут же вяли.

Ирисы (1889)


Еще одна страсть мастера – ирисы. И еще один плод борьбы с болезнью в лечебнице. Полотно написано за год до смерти Ван Гога и названо им «громоотводом для моей болезни».

В первый раз картину продали Октаву Мирбо (искусствоведу из Франции) за 300 франков. Но в 1987 году «Ирисы» стала самым дорогим полотном в истории, оцененная в 53,9 млн. долларов.

Спальня Винсента в Арле (1889)


Удивительно, что именно полотна «из больницы» пользуются мировой известностью. «Спальня Винсента в Арле» — одна из них, созданная в Сен-Реми. Это не оригинал картины. Первая работа была испорчена и тогда Тео посоветовал своему брату Винсенту скопировать полотно прежде, чем пытаться восстановить исходник.

Было сделано две версии «Спальни», одна из которых стала подарком для матери и сестры.

Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой (1889)

Иногда автопортрет называют «с отрезанным ухом и трубкой». Полотно написано в Арле.

Как именно Ван Гог лишился мочки уха, неизвестно. Предыстория заключается в ссоре Ван Гога с Гогеном на фоне творческих разногласий. То ли ухо поранено в драке во время пьянки, то ли в сумасшедшем припадке Ван Гог сделал это сам. Ему 35.

Дом Винсента в Арле (Желтый дом) (1888)


Ван Гог не мог позволить себе комфортабельное жилье. Поэтому он снимал помещение в желтом доме. Здание находилось на центральной площади города и было очень ветхим. Здесь были созданы Подсолнухи и здесь планировалась «южная мастерская» — идея Ван Гога объединить художников под одной крышей. В частности, Ван Гог мечтал работать тут рука об руку с Гогеном.

Красные виноградники в Арле (1888)


Помните, мы говорили про «Ирисы» как самую дорогую картину в свое время? Полотно «Красные виноградники в Арле» известно тем, что является единственной работой, которая была продана еще при жизни художника.

Едоки картофеля (1885)


Винсент Ван Гог любил эту картину, и сам ее высоко оценивал, искренне называя своим шедевром.

Да, это не «Звездная ночь» и не «Ирисы», даже не «Подсолнухи», но «Едоки» написана через 2 дня после смерти пастыря Теодора Ван Гога, отца художника. Находясь в ссоре с родителем, Ван Гог не мог спокойно пережить утрату отца. Это должно было сказаться в картинах и рвениях мастера.

Крестьяне отчасти сами как картофель. Намеренно искаженные, чтобы была подчеркнута их провинциальность и неотесанность. Мировые искусствоведы соглашаются в том, что пока Ван Гогу не хватает опыта и мастерства. И даже при жизни художника работа был критично расценена другом Антоном ван Раппардом, который назвал «Едоков» несерьезным и небрежным полотном.


4 варианта полотна. Первый слева — рисунок. Нижний справа — законченный вариант.

Пусть это одна их работ начинающего Ван Гога, но столько вложенной молодой души вы не встретите ни в одной из его будущих работ.

Ван Гога удивляло, что доктор Гаше, обладая столькими знаниями в своей области, сам страдал от тоски и не мог справиться с тем, от чего спасал других.

Доктор Феликс Рей помогал Ван Гогу, пока тот был в больнице Арля. Считается, что портрет был написал в знак благодарности за лечение и поддержку.

Современники подтверждали, что портрет получился очень похожим, но сам Феликс Рей не питал особой любви ни к искусству, ни к своему портрету пера Ван Гога – полотно провисело у него в курятнике 20 лет, прикрывая дырку в стене.


Как и подсолнухи с ирисами, ботинки в творчестве Ван Гога представлены серией. Считается, что художник решил таким образом продолжить идею отражения жизни простых провинциальных крестьян, тех самых едоков картофеля.

Нет никаких сведений о том, с какой целью создавалась эта серия работ. И нет никакого сакрального смысла. Это просто поношенные ботинки сквозь призму видения признанного Ван Гога.

На этом у нас все. Надеемся, вы узнали немного больше про того, кого мы знаем как Винсент Ван Гог. Произведения великого художника – это картины с мировым именем. А у вас есть его любимое полотно?

— великий нидерландский художник, постимпрессионист. Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Грот-Зюндерт. Умер 29 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз, Франция. За свою творческую жизнь создал большое количество картин, которые сегодня считаются шедеврами мировой живописи. Творчество Винсента Ван Гога невозможно переоценить, так как его искусство оказало огромное влияние на развитие живописи XX века.

За свою жизнь Ван Гог создал более 2100 произведений! При жизни художника его творчество не было так широко известно, как сегодня. Он жил в нужде и нищете. В 37 лет он совершил попытку самоубийства, выстрелив в себя из пистолета, после чего скончался. После смерти Винсента Ван Гога, ценители и критики живописи обратили на его искусство пристальное внимание; в разных городах мира стали открываться выставки картин художника и в скором времени он был признан одним из самых великих и самых влиятельных художников всех времён. Винсент Ван Гог сегодня входит в число самых узнаваемых художников мира. Некоторые из его картин считаются одними из самых дорогих произведений искусства мира. Картина «Портрет доктора Гаше» была продана за 82,5 миллиона долларов. Стоимость картины «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» в 1990 году составила от 80 до 90 миллионов долларов. Картина «Ирисы» был продана в 1987 году за 53,9 миллионов долларов.

В коллекции живописи Винсента Ван Гога есть большое количество картин, которые считаются невероятно дорогими, очень известными, а с культурной точки зрения — бесценными. Однако среди всех картин Ван Гога есть и самые знаменитые, которые являются не просто баснословно дорогими, но и настоящими «визитными карточками» этого художника. Далее вы можете увидеть картины Винсента Ван Гога с названиями, которые считаются наиболее известными.

Самые знаменитые картины Винсента Ван Гога

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Автопортрет

Воспоминание о саде в Эттене

Едоки картофеля

Звёздная ночь над Роной

Звездная ночь

Красные виноградники в Арле

Луковичные поля

Ночная терраса в кафе

Ночное кафе

Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды - 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) - нидерландский художник-постимпрессионист.

Биография Винсента Ван Гога

Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года. Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). Отца звали Теодор Ванг Гог, мать — Карнелией. Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви. Уже к 1869 году, даже не закончив школу, он стал работать в фирме, которая продавала картины. По правде говоря, у Ван Гога не получалось хорошо продавать картины, но зато он обладал безграничной любовью к живописи, а также ему хорошего давались языки. В 1873 году, в 20-летнем возрасте, он попал в Лондон, где провел 2 года, которые изменили всю его жизнь.

В Лондоне Ван Гог жил припеваючи. У него было весьма хорошее жалование, которого хватало на посещение различных картинных галерей и музеев. Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне. Все шло к тому, что Ван Гог мог бы стать преуспевающим торговцем, но …как это часто бывает, на пути его карьеры стала любовь, да, именно любовь. Ван Гог до беспамятства влюбился в дочку своей квартирной хозяйки, но узнав что она уже обручена, очень замкнулся в себе, стал безразлично относится к своей работе. Когда он вернулся в Париж его уволили.

В 1877 году Ван Гог стал снова жить в Голландии, и все больше находил утешение в религии. После переезда в Амстердам он начал учиться на священника, но вскоре бросил учебу, так как обстановка на факультете его не устраивала.

В 1886 году в начале марта Ван Гог переезжает в Париж к совему брату Тео, и живет у него на квартире. Там он берет уроки живописи у Фернана Кормона, и знакомиться с такими личностями как Писсаро, Гоген и многими другими художниками. Очень быстро он забывает весь мрак голландской жизни, и быстро завоевывает уважение как художник. Рисует четко, ярко в стиле импрессионизма и постимпрессионизма.

Винсент Ванг Гог , проведя 3 месяца в евангелисткой школе, которая находилась в Брюсселе, стал проповедником. Он раздавал деньги и одежду, нуждающимся беднякам, хотя сам не был достаточно обеспеченным. Это вызвало подозрение у начальства церкви, и его деятельность была запрещена. Он не унывал, и находил утешение в рисовании.

К 27-ми годам, Ванг Гог понял в чем его призвание в этой жизни, и решил что должен во что бы то ни стало стать художником. Хоть Ван Гог и брал уроки рисования, но его можно с уверенностью считать самоучкой, потому что он сам штудировал многие книги, самоучители, срисовывал картины известных художников. По началу он думал стать иллюстратором, но затем, когда брал уроки у своего родственника-художника — Антона Моуве, написал свои первые работы маслом.

Вроде бы жизнь стала налаживаться, но снова Ван Гога начали преследовать неудачи, причем любовные.

Его кузина Кея Вос стала вдовой. Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом. Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. Именно там он знакомится с Клазиной Марией Хоорник, которая была девушкой легкого поведения. С ней Ван Гог прожил почти год, причем неоднократно ему приходилось лечиться от венерологических заболеваний. Он хотел спасти эту бедную женщину, и даже думал жениться на ней. Но тут уже вмешалась его семья, и мысли о браке были попросту развеяны.

Вернувшись на родину к родителям, которые к тому времени уже переехали в Нёнен, его мастерство стало совершенствоваться.

Он провел на родине 2 года. В 1885 Винсент поселился в Антверпене, где посещал занятия в Академии искусств. Затем, в 1886 году, Ван Гог снова возвращается в Париж, к своему брату Тео, который на протяжении всей жизни помогал ему, как морально так и финансово. Франция стала вторым домом для Ван Гога. Именно в ней он и прожил всю свою оставшуюся жизнь. Он не чувствовал себя тут чужим. Ван Гог много пил, и имел очень взрывной характер. Его можно было назвать человеком, с которым трудно иметь дело.

В 1888 он перебрался в Арль. Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции. Они считали его ненормальным лунатиком. Не смотря на это Винсент нашел здесь друзей, и чувствовал себя вполне хорошо. Со временем ему пришла мысль создать здесь поселение для художников, чем он и поделился со своим другом Гогеном. Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Проведя 2 недели в психиатрической клинике он снова вернулся туда в 1889 году, так как его стали мучать галлюцинации.

В мае 1890 году он окончательно покинул приют для душевно больных и отправился в Париж к своему брату Тео и его жене, которая только родила мальчика, которого назвали Винсентом в честь его дяди. Жизнь стала налаживаться, и Ван Гог был даже счастлив, но его болезнь вернулась снова. 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог сам выстрелил себе в грудь из пистолета. Он скончался на руках своего брата Тео, который очень его любил. Спустя пол года умер и Тео. Братья похоронены на кладбище Овера рядом.

Творчество Ван Гога

Винсент Ван Гог (1853 — 1890) считается великим голландским художником, который оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Его произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом, небрежностью и шероховатостью мазка, образами измученного страданиями душевнобольного, который покончил жизнь самоубийством.

Ван Гог стал одним из величайших художников-постимпрессионистов.

Его можно считать самоучкой, т.к. учился живописи, копируя картины старых мастеров. В период жизни в Нидерландах Ван Г. писал картины о природе, труде и быте крестьян и рабочих, который он наблюдал вокруг («Едоки картофеля»).

В 1886 г. он переехал в Париж, поступил в студию Ф. Кормона, где познакомился с А. Тулуз-Лотреком и Э. Бернаром. Под впечатлением живописи импрессионистов и японской гравюры изменилась манера художника: появились интенсивная цветовая гамма и характерный для позднего Ван Г. широкий энергичный мазок («Бульвар Клиши», «Портрет папаши Танги»).

В1888 г. он переехал на юг Франиии, в местечко Арль. Это был самый плодотворный период творчества художника. За свою жизнь Ван Г. создал более 800 картин и 700 рисунков в самых разных жанрах, однако ярче всего его талант проявился в пейзаже: именно в нем находил выход его холерический взрывной темперамент. В подвижной, нервной живописной фактуре его картин отразилось душевное состояние художника: он страдал психической болезнью, которая в итоге привела его к самоубийству.

Особенности творчества

«Многое остается неясным и спорным до настоящего времени в патографии этой тяжелой бионегативной личности. Можно предположить сифилитическое провоцирование шизо-эпилептического психоза. Его лихорадочное творчество вполне сопоставимо с повышенной продуктивностью головного мозга перед началом сифилитического заболевания мозга, как это было у Ницше, Мопассана, Шумана. Ван Гог представляет хороший пример того, как посредственный талант, благодаря психозу, превратился во всемирно признанного гения».

«Своеобразная биполярность, так ярко выраженная в жизни и психозе этого замечательного больного, параллельно выражается и в его художественном творчестве. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым. Только все чаще повторяются извилистые линии, придающие его картинам дух разнузданности, который достигает своей кульминационной точки в его последнем произведении, где ярко подчеркнуто стремление вверх и неминуемость разрушения, падения, уничтожения. Эти два движения -движение подъема и движение падения - образуют структурный базис эпилептических манифестаций подобно тому, как два полюса образуют базис эпилептоидной конституции».

«Рисовал гениальные картины Ван-Гог в перерывах между приступами.И главной тайной его гениальности была необыкновенная чистота сознания и особый творческий подъем, которые возникали в результате его болезни между приступами. Об этом особом состоянии сознания писал и Ф.М. Достоевский, страдавший одно время аналогичными приступами загадочного душевного расстройства».

Яркие краски Ван Гога

Мечтая о братстве художников и коллективном творчестве, он совершенно забывал о том, что сам был неисправимым индивидуалистом, непримиримым до сдержанности в вопросах жизни и искусства. Но в этом была и его сила. Нужно иметь достаточно тренированный глаз, чтобы отличить картины Моне от полотен, например, Сислея. Но лишь однажды увидев “Красные виноградники”, уже ни с кем и никогда работ Ван Гога не спутаешь. Каждая линия и мазок — выразители его личности.

Доминанта импрессионистической системы — цвет. В живописной системе, манере Ван Гога всё равноправно и смято в один неподражаемый яркий ансамбль: ритм, цвет, фактура, линия, форма.

На первый взгляд в этом есть некоторая натяжка. Разве помыкают неслыханным по интенсивности цветом “красные виноградники”, разве не активен звенящий аккорд синего кобальта в “Море в Сен-Мари”, разве не ослепительно чисты и звучны краски “Пейзажа в Овере после дождя”, рядом с которой, любая импрессионистическая картина выглядит безнадёжно блёклой?

Преувеличенно ярким эти краски обладают способностью звучать в любой интонации на всей протяжённости эмоционального диапазона — от обжигающей боли до нежнейших оттенков радости. Звучащие краски то сплетаются в мягко и тонко сгармонированную мелодию, то вздыбливаются в режущем слух диссонансе. Подобно тому, как в музыке существует минорный и мажорный строй, так и краски Вангоговской палитры поделены надвое. Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть. Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны. Впрочем, у этого “символизма” такая же живая плоть, как и у Вангоговского идеала прекрасного.

В жёлтой краске от нежно лимонной до интенсивно оранжевой Ван Гог видел некое светлое начало. Цвет солнца и созревшего хлеба в его понимании был цветом радости, солнечного тепла, человеческой доброты, благожелательности, любви и счастья — всего того, что в его разумении включалось в понятие “жизнь”. Противоположный по смыслу синий, от голубого до почти чёрно-свинцового — цвет печали, бесконечности, тоски, отчаяния, душевной муки, фатальной неизбежности и, в конечном итоге, смерти. Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок. Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Эмоциональные и психологические возможности колорита — предмет постоянных размышлений Ван Гога: “Я надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюблённых сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне…”.

Говоря о Ван Гоге, Тугендхольд заметил: “…ноты его переживаний — графические ритмы вещей и ответных биений сердца”. Понятие покоя неизвестно Вангоговскому искусству. Его стихия — движение.

В глазах Ван Гога оно — та же жизнь, а значит, способность мыслить, чувствовать, сопереживать. Вглядитесь в живопись “красных виноградников”. Мазки, брошенные на холст стремительной рукой, бегут, несутся, сталкиваются, вновь разбегаются. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения. Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Их рельеф — то едва намеченный, то громоздившийся массивными сгустками, — как перепаханные земля, образует восхитительную, живописную фактуру. А из всего этого возникает огромный в масштабе образ: в раскалённом зное солнца, как грешники в огне, извиваются виноградные лозы, силясь оторваться от тучной фиолетовой земли, вырваться из рук виноградарей, и вот уже мирная суета сбора урожая выглядит как схватка человека с природой.

Так, значит, всё-таки доминирует цвет? Но разве эти краски не есть в тоже время и ритм, и линия, и форма, и фактура? Именно в этом важнейшая особенность живописного языка Ван Гога, на котором он говорит с нами через свои картины.

Часто считают, что Вангоговская живопись есть некая неуправляемая эмоциональная стихия, подхлёстнутая необузданным озарением. Этому заблуждению “помогает” своеобразие художественной манеры Ван Гога, действительно, кажущейся как бы спонтанной, на деле же тонко рассчитанной, продуманной: “Работа и трезвый расчёт, ум напряжён чрезвычайно, как у актёра при исполнении трудной роли, когда приходится думать о тысяче вещей в течение одного получаса….”

Наследственность Ван Гога и новаторство

Наследственность Ван Гога

  • [Сестра матери] «…Припадки эпилепсии, что свидетельствует о тяжелой нервной наследственности, сказывающейся и у самой Анны Корнелии. От природы нежная и любящая, она подвержена неожиданным вспышкам гнева».
  • [Брат Тео] «…умер спустя полгода после самоубийства Винсента в клинике для умалишенных в Утрехте, прожив 33 года».
  • «Ни у кого из братьев и сестер Ван-Гога эпилепсии не было, тогда как абсолютно точно известно, что младшая сестра страдала шизофренией и провелa в психиатрической больнице 32 года».

Человеческая душа…, а не соборы

Обратимся к Ван Гогу:

“Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы… человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего или уличной девчонки, на мой взгляд, гораздо интереснее”.

“Кто пишет крестьянскую жизнь, лучше выдержат испытанием временем, чем изготовители написанных в Париже кардинальных приемов и гаремов”. “Я останусь самим собой, и даже в сырых произведениях буду говорить строгие, грубые, но правдивые вещи”. “Рабочий против буржуя – это так не хорошо обоснованно, как сто лет назад третье сословие против остальных двух”.

Мог ли человек, который в этих и в тысяче подобных высказываний так объяснил смысл жизни и искусства, рассчитывать на успех у “сильных мира сего? ”. Буржуазная среда исторгала Ван Гога.

Против неприятия у Ван Гога было единственное оружие – уверенность в правильности избранного пути и работа.

“Искусство – это борьба… лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо”. “Надо работать, как несколько негров”. Даже полуголодное существование у него обращено в стимул к творчеству: “В суровых испытаниях нищеты учишься смотреть на вещи совсем другими глазами”.

Буржуазная публика не прощает новаторства, а Ван Гог был новатором в самом прямом и подлинном смысле этого слова. Его прочтение возвышенного и прекрасного шло через понимание внутренней сути предметов и явлений: от, ничтожных как рваные башмаки, до сокрушительных космических ураганов. Умение подать эти, казалось бы, несопоставимые величины в одинаково огромном художественном масштабе поставило Ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи.

Цитаты Винсента Ван Гога

(из писем к брату Тео)

  • Нет ничего более художественного, чем любить людей.
  • Когда что-то в тебе говорит: «Ты не художник», тотчас же начинай писать, мой мальчик, - только таким путем ты принудишь к молчанию этот внутренний голос. Тот же, кто, услышав его, бежит к друзьям и жалуется на свое несчастье, теряет часть своего мужества, часть того лучшего, что в нем есть.
  • И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним - отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
  • Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой.
  • Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
  • Что такое рисование? Как им овладевают? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Как же все-таки проникнуть через такую стену? На мой взгляд, биться об нее головой бесполезно, ее нужно медленно и терпеливо подкапывать и продалбливать.
  • Благословен тот, кто нашёл своё дело.
  • Предпочитаю не говорить вообще ничего, чем выражаться невнятно.
  • Признаюсь, мне тоже нужны красота и возвышенность, но ещё больше кое-что иное, например: доброта, отзывчивость, нежность.
  • Ты ведь сам реалист, так вытерпи же и мой реализм.
  • Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать своё чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные.
  • Нельзя, чтобы тоска застаивалась у нас в душе, как вода в болоте.
  • Когда я вижу, как топчут слабых, я начинаю сомневаться в ценности того, что называют прогресс и цивилизация.

Библиография

  • Ван Гог.Письма. Пер. с голл. - Л.-М., 1966.
  • Ревалд Дж.Постимпрессионизм. Пер. с англ. Т. 1. - Л.-М, 1962.
  • Перрюшо А.Жизнь Ван Гога. Пер. с франц. - М., 1973.
  • Мурина Елена.Ван Гог. - М.: Искусство, 1978. - 440 с. - 30 000 экз.
  • Дмитриева Н. А.Винсент Ван Гог. Человек и художник. - М., 1980.
  • Стоун И.Жажда жизни (книга). Повесть о Винсенте Ван Гоге. Пер. с англ. - М.,Правда, 1988.
  • Constantino PorcuVan Gogh. Zijn leven en de kunst. (из серии Kunstklassiekers) Недерланды, 2004.
  • Wolf StadlerVincent van Gogh. (из серии De Grote Meesters) Amsterdam Boek, 1974.
  • Frank KoolsVincent van Gogh en zijn geboorteplaats: als een boer van Zundert. De Walburg Pers, 1990.
  • Г. Козлов, «Легенда о Ван Гоге», «Вокруг света», № 7, 2007.
  • Ван Гог В. Письма к друзьям / Пер. с фр. П.Мелковой. - СПб.: Азбука, азбука-Аттикус, 2012. - 224 с. - Серия «Азбука-классика» - 5 000 экз., ISBN 978-5-389-03122-7
  • Гордеева М., Перова Д.Винсент Ван Гог / В кн.: Великие художники - Т.18 - Киев, ЗАО «Комсомольская правда - Украина», 2010. - 48 с.

Новое на сайте

>

Самое популярное