Домой Заготовки на зиму Краткое содержание произведения дом у дороги. Анализ «Дом у дороги» Твардовский. История создания поэмы

Краткое содержание произведения дом у дороги. Анализ «Дом у дороги» Твардовский. История создания поэмы

Главное условие нравственности – желание стать нравственным. Сенека.

Делом жизни писателя был роман «Мастер и Маргарита», принесший своему создателю мировую славу. «Мастер и Маргарита»- философская поэма в прозе о любви и долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением неправды и одурачивания людей в обществе, порывом к свету и добру, проще говоря, роман о тех вечных ценностях, которые дороги каждому нравственному человеку. Но что есть нравственность? На чём основана эта идея? Необходима ли нам совесть? Булгаков задаётся этими вопросами и показывает нам ответы на них в своём романе.
Нам известно, какое смысловое значение вкладывает человечество в слово «нравственность». Последнее есть не что иное, как внутренняя установка личности действовать согласно своей совести и свободе воли, но, хочется подчеркнуть явственней ту идею, что свобода воли, и, как следствие, свобода выбора есть основа нравственных или безнравственных дел. Только лишь наша готовность поступать «по совести» или «идти в разрез» с нею определяет наш духовно-нравственный уровень, эта мысль очень важна.
Произведение Булгакова уникально даже с позиции жанровой точки зрения – в состав «Мастера и Маргариты» входят два романа – роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера. Тем не менее, на протяжении чтения всей книги Булгакова красной нитью проходят рассуждения главных персонажей о добре и зле, честности и лицемерия, нравственном выборе, вере в Бога. Явный тому пример, спор поэта Бездомного и Воланда о бытии Божием:
-…ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на Земле?
- Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень понятный вопрос.
- Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, необходимо иметь точный план на некоторый срок. Как же может управлять человек, если он не может знать, что будет с ним на завтрашний день?»
Булгаков иллюстрирует пример проявления крепко вбитой идеологии советского атеизма в головы граждан России сталинской эпохи – отрицание возможности существования Бога, раздражённость упоминанием в разговоре о Нём, небрежность к данной теме. «Лишь человек – вот правда», «Религия есть опиум для народа», «Живи в своё удовольствие», «Нравственность есть продукт общественных отношений», - вот убеждения нигилистического атеизма. Другой пример, выступление Воланда в театре Варьете, «Сеанс чёрной магии с разоблачением». Недаром упомянуто слово «разоблачение», в данном случае оно объясняет смысл этой сцены в романе – люди, обезумевшие от «денежного чуда с потолка», хватающие летящие деньги, а затем дамы, прельщённые бесплатной одеждой и духами, скидывали с себя свои вещи! Ну а после всерьёз дьявольская шутка, эти люди остались ни с чем – голые, прячась в телефонных будках и с пчёлами в кошельках вместо схваченных денег, они «разоблачили» сами себя. Разоблачили тем, что главные их ценности и их выбор это деньги, земные блага, красивая одежда, тёплое местечко в своём мирке. Булгаковский Мефистофель буквально «раздел» людей как и физически, так и духовно: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» Не правда ли то, что эти слова актуальны и до сих пор?
В романе существует и другая аллегория человеческого выбора между добром или злом: «Коровьев выразительно ухмыльнулся, наклоняя стан, и опять похолодело сердце Маргариты.
- Короче! - вскричал Коровьев, - совсем коротко: вы не откажетесь принять на себя эту обязанность?
- Не откажусь, - твердо ответила Маргарита».
В данном случае речь шла о добровольном согласии Маргариты быть королевой на балу у дьявола, быть хозяйкой этого торжества. После на героиню вешают «кандалы», «вериги», одевают стальные сапоги, железный венец на голову – все это символизирует добровольное принятие человеком тяжести греха, его трудности для души. На таких аллегориях Булгаков демонстрирует способность духа и разума человека иметь свою свободную волю, иметь свой выбор. Автор продолжает идеи Достоевского о человеческой душе: «Бог с дьяволом борются, а место борьбы – сердца людей».
Каждый человек решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда "прозревают", заглядывают "внутрь" себя. Другим этого не дано. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный. Мастер уже разрешил для себя главный вопрос жизни: что в ней первично и что вторично - Добро или зло? Конечно, Добро, утверждает его герой, Иешуа Га-Ноцри: "Злых людей нет на свете". Есть люди, зажатые в тиски обстоятельств и вынужденные правдами и неправдами их преодолевать. Есть искалеченные ближними, несчастные и оттого ожесточившиеся. Но все по природе своей добры. Эту мысль и пытался донести Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита». Но проблема остаётся одна – наша воля. Воля быть с добром и истиной или со злом и неправдой. Данный вопрос решает человек сам для себя на протяжении всей своей жизни.


Усиление личностного начала в творчестве Твардовского 40-х годов несомненно сказалось и еще в одном крупном его произведении. В первый же год войны была начата и вскоре после ее окончания завершена лирическая поэма «Дом у дороги» (1942-1946). «Тема ее, - как отмечает сам поэт, - война, но с иной стороны, чем в «Теркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну. Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:

Давайте, люди. никогда

Об этом не забудем».

В основе поэмы - скорбное повествование о драматической, горестной судьбе простой крестьянской семьи Андрея и Анны Сивцовых и их детей. Но в ней отразилось горе миллионов, в частной судьбе преломилась всеобщая, страшная трагедия войны, жестокого времени. И рассказ, повествование тесно соединены, слиты с социально-философскими раздумьями поэта. Через трудную судьбу семьи Сивцовых, которую разметала война: отец ушел на фронт, мать с ребятишками была угнана гитлеровцами в плен, в Германию, - поэт не только раскрывает тяготы военных испытаний, но прежде всего утверждает победу жизни над смертью.

Поэма - о жизнестойкости народа, который сохранил силу своего деятельного добра, нравственности, чувства семьи и дома в самых, казалось бы, невыносимых условиях гитлеровских лагерей. Повествуя о смертельно тяжких испытаниях, она вся обращена к жизни, миру, созидательному труду. Не случаен рефрен: «Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой -

И мы домой», возникший уже в 1-й главе мотив неминуемого возвращения к мирной работе и жизни.

Хотя в «Доме у дороги» есть достаточно четкая и определенная сюжетная канва, главное здесь все же не в событийности. Гораздо важнее пристальное внимание к духовному миру, внутренним переживаниям действующих лиц, чувства и думы лирического героя, роль и место которого в поэме заметно усилились. Личностное, лирическое, трагедийное начало выдвигается в ней на первый план, становится определяющим, и потому не случайно Твардовский назвал свою поэму «лирической хроникой».

Поэма отмечена многоголосием и в то же время своеобразной пе-сенностью. Отсюда характерные образные, речевые, лексические средства и обороты («плач о родине», «песнь ее судьбы суровой» и др.). Вместе с «Василием Теркиным» эта поэма составляет своеобразную «военную дилогию» - героический эпос военных лет, отмеченный усилением и углублением лирического начала.

Новый этап в развитии страны и литературы - 50-е-60-е годы - ознаменовался в поэмном творчестве Твардовского дальнейшим продвижением в сфере лирического эпоса - созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи «За далью - даль», сатирической поэмы-сказки «Теркин на том свете» и лирико-трагедийной поэмы-цикла «По праву памяти». Каждое из этих произведений по-своему явилось новым словом о судьбах времени, страны, народа, человека.

Поэма «За далью - даль» (1950-1960) - масштабная лирическая эпопея о современности и истории, о переломном времени в жизни миллионов людей. Это - развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах родины и народа, об их сложном историческом пути, о внутренних процессах и переменах в духовном мире человека XX столетия.

Поэма складывалась долго и публиковалась по мере написания очередных глав. В процессе формирования художественного целого некоторые главы менялись местами («В дороге»), другие коренным образом перерабатывались, например, «На мартовской неделе» (1954), которая частично и в существенно измененном виде вошла в главу «Так это было».

Подзаголовок поэмы «За далью - даль» - «Из путевого дневника», но это еще мало что говорит о ее жанровом своеобразии. Картины и образы, возникающие по мере развертывания содержания поэмы, носят одновременно конкретный и обобщенный характер. Таковы рождающиеся в воображении автора на основе «заоконных» пейзажных впечатлений масштабные поэтические образы «Волги-матушки» (глава «Семь тысяч рек»), «Батюшки-Урала» («Две кузницы»), разметнувшихся на полсвета сибирских просторов («Огни Сибири»). Но и это не все. Автор подчеркивает емкость избранного «сюжета-путешествия», эпический и философско-исторический масштаб, казалось бы, незамысловатого рассказа о поездке на Дальний Восток:

А сколько дел, событий, судеб,

Людских печалей и побед

Вместилось в эти десять суток,

Что обратились в десять лет!

Движение времени-истории, судьбы народа и отдельной личности, стремление проникнуть в глубинный смысл эпохи, в ее трагические противоречия составляют содержание раздумий лирического героя, его духовного мира. Боли и радости народные отзываются острым сопереживанием в его душе. Этот герой глубоко индивидуален, неотделим от автора. Ему доступна вся гамма живых человеческих чувств, присущих личности самого поэта: доброта и суровость, нежность, ирония и горечь... И в то же время он несет в себе обобщение, вбирает черты многих. Так в поэме складывается представление о внутренне цельном, сложном и многообразном духовном мире современника.

Сохраняя внешние приметы «путевого дневника», книга Твардовского превращается в своеобразную «летопись», «хронику», а точнее - в живую поэтическую историю современности, честное осмысление эпохи, жизни страны и народа в прошедший большой исторический период, включающий и жестокие несправедливости, репрессии сталинских времен (главы «Друг детства», «Так это было»). При этом лирика, эпос, драматическое начало поэмы сливаются, образуя художественный синтез, взаимодействие родовых начал на лирической основе. Поэтому «За далью - даль» и можно определить как своеобразную лирико-философскую эпопею о современности и эпохе.

Вместе с тем поэма отнюдь не свободна от утопической веры в преобразовательские успехи социализма (особенно показательна глава о перекрытии Ангары при строительстве плотины, несущая в себе отзвук эйфории грандиозных послевоенных планов - «великих строек коммунизма»). Читателей же, безусловно, особенно привлекала тема «культа личности». Но Твардовский, разрабатывая ее, оставался в пределах вполне советского, во многом ограниченного сознания. Показателен разговор о «За далью - даль» А. А. Ахматовой и Л. К. Чуковской, состоявшийся в начале мая 1960 г.

Поэму «Дом у дороги» А.Т.Твардовский начал писать в 1942 году, вернулся к ней снова и закончил в 1946 году. Это поэма о судьбе крестьянской семьи, маленькой, скромной частицы народа, на которую обрушились все напасти и горести войны. Отбившись от своих, Андрей Сивцов оказался во вражеском тылу, возле собственного дома, испытывая усталость от перенесенных лишений. Тем дороже его решение все же продолжать путь к фронту, «никем не писанный маршрут распознавать на звездах». Принимая это решение, Сивцов чувствует себя «в долгу» перед погибшим в пути товарищем: И раз он шел, да не дошел, Так я дойти обязан. ... Еще добро бы он живой, А то он - павший воин. Злоключения Сивцова были в ту пору совсем не редкостью. Такой же общей для многих и многих семей 157 оказалась судьба его близких: Анну с детьми угнали в Германию, на чужбину. А впереди еще одна «беда в придачу к бедам»: в неволе, в каторжном лагере у Сивцовых родился сын, казалось бы обреченный на неминуемую гибель.

Мысленный разговор Анны с сыном принадлежит к самым проникновенным страницам, когда-либо написанным Твардовским. С глубокой чуткостью переданы здесь и материнская потребность беседовать с тем, кто еще «нем и глуп», и сомнение в возможности уберечь ребенка, и страстная жажда выжить ради сына. И хотя так обездолена эта новая человеческая жизнь, так еще слаб ее огонек, так мало надежды на встречу с отцом, - жизнь выходит победительницей из неравного поединка с грозящей ей гибелью.

Вернувшийся домой Андрей Сивцов ничего не знает о судьбе своей семьи. преподнесла напоследок еще один горький парадокс - не жена с детьми ждет солдата домой, а он их. Твардовский скуп на прямые похвалы герою, однажды охарактеризовав его как тип «подвижника-бойца, что год за годом кряду войну исполнил до конца». Он совершенно не приукрашивает его, даже в самых драматических ситуациях, например при выходе из окружения: «худой, заросший, словно весь посыпанный золою», утирающий усы «бахромкой рукава» обтрепавшейся в скитаниях шинели.

В очерке «В родных местах» (1946), рассказывая, как его односельчанин, подобно Андрею Сивцову, строил дом на пепелище, Твардовский писал: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...»

В поэме автор предоставляет сделать подобный вывод самим читателям, ограничившись лаконичным описанием негромогласного подвига Андрея Сивцова: Погостевал денек-другой. - Ну что ж, на том спасибо. - 158 литература И потянул с больной ногой На старую селибу. Перекурил, шинель долой, Разметил план лопатой. Коль ждать жену с детьми домой, Так надо строить хату.

Дождется ли построенный героем дом своей хозяйки, наполнится ли детскими голосами - неведомо. Судьба Сивцовых - судьба миллионов, и окончание этих драматических историй неодинаково. В одной из своих статей Твардовский заметил, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни... в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, «доисследования» затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов».

«Дом у дороги» А. Твардовского – лиро-эпическое произведе­ние. Цель работы – рассмотреть композицию поэмы в связи с ее жанровым своеобразием.

Раскройте идейно-эмоциональное значение первой главы – лирического вступления к поэме о судьбе Родины, отметьте в нем ли­рическое и эпическое начала, осмыслите ключевые образы «Дома у дороги» и образа поэта (лирического героя), судьба которого неотделима от судьбы Родины.

Объясните принцип отбора материала в поэме; подумайте, какие основные вехи жизни «дома у дороги» намечены автором и поче­му; чем объясняется обобщенность художественных образов (от­сутствие индивидуализации) и каковы пути их создания.

Выявите художественную логику расположения материала, за­кономерность «смещения времени» и «совмещения времен» в «ли­рической хронике», значение повторяющегося рефрена «Коси, ко­са, пока роса, роса долой, и мы домой».

Проследите развитие лирической темы, связанной с образом са­мого поэта, который в постижении и эмоциональном восприятии событий сливается с героями поэмы, а также уловите изменение ли­рической интонации, обусловленное характером размышлений и переживаний автора.

Литература

1. Акаткин В.М. А.Т.Твардовский: Страницы творчества: Работы разных лет. – Воронеж, 2008.

2. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. 2-е изд. – М., 1985.

3. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981.

4. Творчество Александра Твардовского: Исследования и материалы / Под ред. П.С.Выходцева. – М., 1989.

5. Турков А. М. Александр Твардовский. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981.

РАЗДЕЛ VI

ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ (СТИЛИСТИКА)

Общие методические указания к темам VI раздела



В работе над темами данного раздела важно раскрыть обуслов­ленность стилистики (лексики, синтаксиса, тропов и фигур) идейно-худо­жественными задачами, которые решает писатель в произведении. При этом необходимо учесть, что слово в художественном контек­сте получает новые смысловые и эмоциональные оттенки, как бы обнаруживает скрытые в нем силы. В поэтической речи эстетическое значение приобретают любые используемые писателем слова, а также отобранные им синонимы, архаизмы, прозаизмы, диалек­тизмы, варваризмы. В каждом конкретном случае следует выявить их функцию. Это относится к поэтическому синтаксису, который наряду с лексикой придает художественной речи особую экспрес­сивность (выразительность).

В стилистике художественного произведения значительную роль играют также тропы. Они рождаются творческим воображением писателя, и поэтому в них сказывается миропонимание, мироощу­щение автора и характер его дарования. Анализ стилистики требу­ет уяснения эстетического значения любого тропа – эпитета, срав­нения, метафоры, олицетворения, метонимии, перифраза, иронии, символа, аллегории и др., постижения его связи со всем идейно-эмоциональным строением произведения. В характере выбора тропов, их ис­пользовании в художественном контексте всегда проявляется творческая индивидуальность писателя. Ее и нужно раскрыть, работая над темами данного раздела. Привлечение творческой исто­рии произведения поможет понять, какую большую работу проде­лывает писатель в поисках необходимого слова, образа.

Необходимо учитывать также и историко-литературный кон­текст, определенную власть литературной традиции. Это позволит обнаружить, что те или иные метафоры, эпитеты на разных этапах развития литературы могут быть истолкованы как новые или тра­диционные; увидеть, как художник обновляет традиционные тропы, наполняет их новым смыслом.

При выполнении контрольных работ по темам этого раздела следует показать, что стилистика литературного произведения, вы­ражая его идейно-художественное содержание, определяется спецификой поэтического рода, жанра, литературного направления (метода), творческой индивидуальностью художника.

ТЕМА 42. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА

«ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ» И «БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ...»

Размышления о жизни и смерти являются тематической ос­новой указанных в названии темы стихотворений Пушкина. Путем сравнительного анализа докажите, что тематическая близость от­нюдь не ведет к совпадению идейно-эмоционального содержания произведений. В работе следует выяснить стилистическое и ритмико-интонационное своеобразие стихотворений, показать целенап­равленность в отборе лексики и синтаксических форм, а также рас­крыть обусловленность созданных художником тропов поэтиче­ской мыслью, лежащей в основе каждого стихотворения.

В заключение необходимо проследить, как в стилистике стихотво­рений «Дорожные жалобы» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» выражается разнообразие переживаний поэта, связанных с одни­ми и теми же явлениями жизни.

Литература

1. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-е изд., доп. – М., 1977.

2. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001.

3. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974.

4. Фомичев С. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – М., 1986.

5. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.

ТЕМА 43. РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Ф.И. ТЮТЧЕВА

На основании известной вам теоретической литературы дайте определение метафоры, охарактеризуйте ее важнейшие художест­венные функции и возможности.

Найдите в лирике Ф. И. Тютчева стихотворения, всецело по­строенные на основе одного развитого сопоставления или образа. Наиболее простым случаем такого построения будут стихотворе­ния, части которых (как правило, две) находятся друг с другом в отношениях композиционного параллелизма. Излюбленным при­емом Тютчева было параллельное изображение природы и нрав­ственно-психологического состояния человека. Опишите этот прием на конкретных примерах, раскрывая содержание тютчевских сопо­ставлений и их художественные цели.

Однако метафорическими в более точном смысле слова будут не эти стихотворения-сравнения, а стихотворения, где характерное для метафоры уподобление, сближение, соотнесение разнородных явлений не выявлено в речевой структуре, а подразумевается. В та­кого рода произведениях из двух соотносимых членов метафоры присутствует только один, второй же обозначается косвенно, наме­ком, подтекстом. Данный прием использован Тютчевым, например, в стихотворении «Что ты клонишь над водами...». Предметно в нем представлен только один пейзажный план. Почему, однако, смысл стихотворения к этому внешнему плану не сводится? Каков подтекст тютчевского пейзажа? Найдите в лирике Тютчева случаи дру­гих метафорических образов, в которых наружный предметный план не является планом единственным и последним, где картина одного явления вызывает не названные прямо ассоциации с явле­ниями другого порядка. Покажите, где в тютчевских образах ма­териального мира открывается содержание психологическое, эсте­тическое, философское, как изображение становится выражением духовного опыта поэта.

Такие стихотворения Тютчева, как «Я лютеран люблю бого­служенье...», «Смотри, как запад разгорелся...», «Под дыханьем непогоды...», «Не остывшая от зною...», и некоторые другие отли­чаются метафоричностью неявной, отчасти закрытой их живопис­ной описательностью. Постарайтесь обнаружить их внутреннюю идею, определить их переносные смыслы. Изложив ваше понима­ние тютчевской символики, рассмотрите вопрос о художественной выразительности развернутых метафор поэта.

Работая над темой, обратите внимание на тонкий анализ мета­форичности Тютчева, данный первым биографом поэта и одним из лучших его критиков – И. С. Аксаковым (см. список рекомендуе­мой литературы) при рассмотрении таких стихотворений, как «Слезы людские, о слезы людские...», «Полдень», «Радуга», и в особенности стихотворения «Пошли, господь, свою отраду...».

Литература

1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997.

2. Касаткина В.И. Поэзия Ф.И.Тютчева. – М., 1978.

3. Кожинов В.В. Тютчев. – М., 2009.

4. Орлов О.В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.

5. Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

6. Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-74. Лите­ратурно-теоретические исследования. – М., 1975.

Изображение войны через судьбу простого человека будет характерно и для поэмы А. Твардовского «Дом у дороги» (1946). Но акцент в этом произведении будет сделан на другом. «Ва­силий Теркин» – поэма эпическая, здесь показан человек сражающийся, человек на фронте. В «Доме у дороги» эпичес­кое по характеру своему событие раскрыто приемами лири­ческими. Дом и дорога, семья и война, человек и история – на пересечении этих мотивов построено произведение А. Твардовского. В нем прозвучала та же горькая, трагическая мелодия, что и в стихотворении старшего земляка поэта Ми­хаила Исаковского «Враги сожгли родную хату». Время, когда были созданы эти произведения, оказалось совсем не благо­приятным для размышлений о цене нашей победы, о горе солдат-освободителей, вернувшихся домой и нашедших лишь «травой заросший бугорок». Шла вторая половина 40-х годов, период партийных постановлений о журналах «Звезда» и «Ле­нинград», время очередного «закручивания» идеологических «гаек», ужесточения цензуры. Как и стихотворение Исаковс­кого, поэма Твардовского «Дом у дороги», а затем и его за­писки «Родина и чужбина» вызвали критику в печати за пес­симизм и «упаднические настроения», которые, по мнению официальной пропаганды, не должны были быть свойствен­ны победителям.

В поэме «Дом у дороги» действительно нет героического па­фоса, если понимать под таковым плакатность и романтически возвышенную тональность изображения войны. Но здесь есть героизм истинный, негромкий. Героизм крестьян, вынужденно прервавших свой мирный труд и так же естественно, как паха­ли и косили всем миром, всем миром ушедших воевать с вра­гом (начальные сцены поэмы). Героизм женщин, оставшихся в тылу со стариками и детьми и не прервавших своей трудовой захты. Героизм тех, кого долгие годы считали предателями, кто был угнан фашистами в неволю, но не сдался, не пал духом, как смогла выстоять Анна Сивцова. Героизм солдата Андрея Сивцова, вернувшегося с войны победителем и нашедшего в себе силы начать жизнь заново.

Андрей Сивцов начал жизнь так, как ее всегда начинал рус­ский человек, – с постройки хаты, сожженной войной… Насто­ящая правда заключена и в открытом финале произведения, которое автор не завершил счастливой развязкой. Здесь звучит лишь мелодия надежды, как и в строчке, ставшей лейтмотивом поэмы: «Коси, коса, Пока роса»… Ребенок, рожденный жен­щиной, и дом, который строит мужчина, – это и есть олицет­ворение надежды на продолжение жизни, трагически изуродо­ванной, но не уничтоженной войной.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного Еще не может быть и нет.

Эти строки написаны А. Твардовским в 1944 г., когда в огне боев было еще «не время вспоминать». Но «в тот день, когда окончилась война» «и кроясь дымкой, он уходит вдаль, Запол­ненный товарищами берег», наступило время памяти, подведе­ния итогов, размышления о павших и живых. В поэзии А. Твар­довского зазвучали интонации реквиема. Отныне тема войны, соединившись с чувством вины и нравственного долга перед погибшими («Я ваш, друзья, – и я у вас в долгу»), стала «жес­токой памятью». Одно из первых стихотворений, открывающих эту тему в творчестве А. Твардовского и в послевоенной литера­туре в целом, написано от лица павшего воина:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Отрывистые, почти протокольные строки, открывающие стихотворение, подчеркивают безысходность смерти.

От плана частного, конкретного, к обобщенно-философс­кому движется мысль автора. Солдат подчеркнуто безымянен, он один из миллионов, что легли в землю без могил, стали ее частью, перешли в жизнь тех, кто выжил, кто родился потом («я – где корни слепые», «я – где крик петушиный», «я – где ваши машины»). Это стихотворение – обращение к «товари­щам верным», «братьям» с единственным завещанием – жить достойно.

Мотив единства живых и мертвых, «связи обоюдной», род­ства, ответственности «за все на свете» станет лейтмотивом послевоенного творчества А. Твардовского.

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Мотив «жестокой памяти» получит распространение не толь­ко в произведениях А. Твардовского о войне. Пронзительно, на пределе искренности он зазвучит в размышлениях поэта «о вре­мени и о себе», о своем поколении, о своей собственной судьбе.

Я жил, я был – за все на свете

Я отвечаю головой.

Эти слова А. Твардовского определяют пафос его послевоен­ного творчества, становясь не только символом неразрывной связи человека с судьбой страны, с веком, но и выражая, как писал Пушкин, «самостоянье человека – залог величия его».

Здесь искали:

  • дом у дороги краткое содержание
  • твардовский дом у дороги краткое содержание
  • дом у дороги твардовский краткое содержание

Новое на сайте

>

Самое популярное