Домой Огород на подоконнике Библейская смоковница - дерево закхея в иерихоне. Библия онлайн

Библейская смоковница - дерево закхея в иерихоне. Библия онлайн

"Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его?..

По мирским меркам он поступил как неудачник.

Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все",

Заплатил и свободен

Вот Иисус идет по Иерихону и видит, как на инжире сидит местный начальник налоговой полиции и смотрит на Него.

Христос зовет его, и они вместе отправляются к чиновнику в гости на обед.

За обедом налоговик вдруг решает отдать тем, кого он обидел, вчетверо, а половину имения раздать нищим

Это что получается: заплатил и свободен? Дал денег и откупился? За деньги купил себе Царство Небесное?

Это история нам знакома. Мы все знаем, как в лихие бандитские времена грабители и убийцы носили на себе кресты и давали денег на храм. И что, они спаслись?

Не знаю

Знаю одного священника, который отказался принять помощь от таких людей. Он отказал им в праве строить храм на грязные деньги

Знаю место из Евангелия, когда один колдун хотел купить у апостола Петра благодать и силу Божию. Звали колдуна Симон.

А грех покупки должностей в церкви с той поры зовется «симония».

Закхей ничего не просил

Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его, а в случае с Симоном убил колдуна?

На самом деле Закхей ничего не просил. Ни Царства Божьего, ни царства земного. По мирским меркам он поступил как неудачник. Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все. Стал епископом в Кесарии. Потом, по слову Климента Римского, пошел вместе с апостолом Петром в Рим и там принял мученическую смерть

Для любого из нас такой обмен имущества на лютую смерть в чужой стране есть искушение, страсть, горе и верх несчастья. Мы-то наоборот молимся, чтобы не терять ни имущества, ни здоровья, ни жизни. Утрата всего этого для нас - личная катастрофа. А для апостола Закхея лютая смерть и жизнь, полная лишений, оказалась тем желанным житием, которое он выкупил у Бога своей жертвой нищим и обиженным.

Так чего хотел Закхей и на что он надеялся?

В Евангелии говорится, что Закхей встал посреди обеденного зала и просто в восторге души решил избавиться от того, что угнетало его душу всю жизнь - от любви к деньгам.

Закхей-мытарь прекрасно давал себе отчет в том, что он обижал людей, зарабатывая себе состояние. И очевидно это понимание томило и угнетало его сердце.

Находясь рядом с Христом, он сердцем испытал сильнейший прилив благодати и уяснил, что благодать и сласть мира спорят и враждуют между собой в сердце человека. Мы ведь это тоже знаем. Например, мы постимся не из любви к изуверству над собой, а потому что ясно осознаем, что власть тучного тела, удовлетворение страстей усыпляет сердце. Сердце сытого брюха к духу глухо. Пост подобен расчистке родника от мусора. Пост ослабляет над нами власть темной и косной материи, и мы становимся легче сердцем. И ради того чтобы сердцу стало легче подняться к небу, мы сбрасываем балласт, и оно устремляется к Богу без помех

Закхей сбросил балласт не так, как мы - в год по чайной ложке. А сбросил все и сразу. Он был умный человек и умел считать. Мы тоже, казалось бы, умные люди. Но про такой ум и про таких людей говорят:

Умный-то он умный, а ум-то у него - дурак

Закхей ничего не покупал и не просил. Он просто бросил к ногам Христа свои денежные цепи и стал свободен. Тело его стало менее свободным без денег. Зато душа стала абсолютно свободна от земли. Она уподобилась Богу в свободе. Потому что свобода - один из важнейших атрибутов Бога. Все мы ищем эту божественную свободу, да не там.

Всегда мало, всегда жалко

Греха в богатстве нет. Богатый человек в норме - есть Божий бухгалтер. Бог дает человеку, ум, упрямство, здоровье, силу, делает его немного преглуповатым, потому что умный человек не может любить деньги и вручает богатому казну.

Сам на себя потрать, оставь людям и дай на Божье дело. Старый Завет требовал десятину. Христос просил полюбить ближнего, как самого себя. То есть, следует отдать половину. Но кто это делает?

Мы, в основном, люди бедные и думаем, что нам давать нечего.

Так все говорят. И отчасти, правильно. Сам Христос не принял жертву на храм - корван, когда ее принес человек, у которого отец прозябал в скорби.

Недавно приходил здоровый мужчина и просил работы в церкви. Оказывается, у него жена и трое детей живут в нищете, а он пришел в церковь, где почти ничего не платят. Пришлось отправить домой

Иди. Напитай семью, детей, жену, родителей. Заработай денег и если будет избыток, пожертвуй на Божие дело и на дела милосердия. Выдай дочерей замуж. Упокой родителей. А уж тогда и иди в монахи. Но, раз ошибся в себе и женился, будь добр содержать свою малую церковь в порядке. Малая церковь не может быть в запустении. От тебя в миру будет больше пользы. С таким нехорошим отношением к любимым людям тебе не будет пользы в церкви. В церковь идут от любви, а не бегут от нее

Мы не даем ничего бедным и слабым, потому что нам все время мало.

Бедные с трудом находят деньги на уплату налогов за квартиру. Им едва хватает на питание и на лекарства

Чуть деньжата появились, уже не хватает на хорошее жилье. На хороших врачей. На хороших учителей и на хорошую одежду

Еще разбогател человек. Уже не желает лечиться в России, едет в Германию. Отдыхает в Альпах или Испании. Дом уже требуется приличный, не хуже, чем у людей.

И так до бесконечности.

Сидит бедолага в гостинице в Альпах перед камином. Греется после лыжной прогулки. Пьет красное вино и, глядя на огонь, страдает и скучает. Сердце-то деньгами не накормишь. И денег всегда мало, и их всегда жалко.

Христос или деньги?

Христос сказал не пустые слова: удобней канату войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Небесное. Не потому Он так сказал, что искал, как марксист, социальной справедливости, а просто обозначал опасность ситуации. Христос не ругал богатых, а только подсказывал путь к счастью и показывал ловушку на этом пути.

Ловушка эта находится в сердце, потому что и Царство небесное тоже находится в сердце, и путь к нему пролегает по сердцу. Большие деньги часто уродуют людей.

Часто с такими людьми не то что невозможно жить, с ними невозможно даже общаться по-человечески. Богатые люди нередко высокомерны, заносчивы, эгоистичные, гневливы, наглы, следовательно, просто глупы. Они мучают людей вокруг себя и мучаются сами. Они словно в огне живут сами и жгут этим огнем всех, кто им попадается на пути

Но вот Закхей Мытарь догадался, и выбирая между деньгами и Христом, выбрал Христа.

Христос или деньги? Любить ближнего как себя, или каждый должен любить сам себя, и пусть Бог помогает каждому по мере его праведности? Праведнику пусть даст много.

Грешнику пусть не даст ничего А мы сами по себе. Нам и так трудно

Хорошо, пусть человек не дорос до Евангелия. Пусть бы тогда соблюдал легкую меру Старого Завета, выполнил бы простые заповеди и оставил бы десятину. Но и этого нет.

Хорошо, а что мы тогда делаем в церкви? Что мы в ней ищем?

Закхей искал Христову любовь. Он ее находил в Кесарии и Риме. Искал любовь, а нашел смерть.

Но смерти нет, и умереть нам не удастся.

Он искал и нашел внутри себя Царство Божие, и в нем Христа

Помолимся апостолу Закхею чтобы он помог нам уяснить слова Христа:

Ищите прежде всего Царствия Божьего, а остальное все приложится

Приложится и благодать, и сила, и дух, и радость, и смысл жизни - и откроется сердцу небо

Господь, ведь тоже рад раздать нам то, что имеет.

Так что мы не одиноки в жертве любви. Этой жертвой существуют даже лица Троицы.

Бог не терпит быть в должниках

Сегодня на утрене читалось парное Евангелие, в котором описывался чудесный лов рыбы. В конце ночи, на заре, рыбачившие апостолы увидели человека на берегу, который научил их бросить сети в нужном месте. И они поймали сто пятьдесят три рыбы.

Закхей Мытарь пожертвовал Христу деньги. Господь пожертвовал апостолам рыбу.

Мы Богу. А Бог - нам. И Бог не терпит быть в должниках. Апостолам досталось по двенадцать рыб на душу. Но что она им? Петр, бросив рыбу, поплыл ко Христу. На берегу его ждал Господь, костер, хлеб и печеная рыба. Христос ждал их и запекал им рыбу.

И они сидели и ели, и видели, как Он преломляет хлеб знакомым движением рук, и не смели ни о чем спросить воскресшего Бога. Им было все ясно

Помолимся и мы Богу, чтобы Он нам даровал эту ясность. Пусть мы не так сильны духом.

Пусть нам часто открывается Бог не в умной молитве, а через земные чудеса, даже через такие простые, как двенадцать рыб в наших руках.

Но мы такие как есть: любим Бога и просим и рыб, и чуда, и преломления хлеба на Литургии, и, главное, любви, ради которой все это делается, и в которой только и есть смысл нашей жизни.

И каждому из нас хочется услышать слова Христа, обращенные к нам:

Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

А раз хочется, то так и будет.

Ради того и написано Евангелие, чтобы мы смотрели, как поступали божьи люди, и учились у них жить и умирать в Боге.

Евангельское чтение 33-й недели по Пятидесятнице

В то время, Иисус, войдя в Иерихон, проходил городом.
2 И один человек, по имени Закхей, начальник мытарей и богач,
3 хотел посмотреть, кто же это Иисус, но не мог из-за многолюдства, потому что был низкого роста;
4 и вот он, забежав вперед, залез на смоковницу, чтобы посмотреть на Него, когда Он будет проходить мимо.
5 Когда Иисус пришел на это место, Он поднял глаза Свои на него и сказал ему:
«Закхей, слезай скорее! Мне надобно сегодня остановиться в твоем доме».
6 И тот поспешно спустился и с радостью принял Его;
7 и все, кто это видел, стали негодовать, рассуждая, что вот-де, к такому грешнику, и Он вошел под кров.
8 А Закхей встал и сказал Господу:
«Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих, а что отнял вымогательством, возмещу вчетверо».
9 И сказал ему Иисус: «Сегодня пришло спасение дому этому, потому что и этот человек — сын Авраамов.
10 Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало»

Евангелие от Луки 19, 1-10
Перевод Сергея Аверинцева

Удивительная история обращения Закхея в результате встречи со Спасителем являет нам пример подлинно духовного перерождения. Все его считали падшим грешником и паршивой овцой.

С особой многозначительностью мытарей и блудниц называли словом «грешники». Имя Закхей означает «чистый» и звучит как-то особенно нелепо в сочетании с самой омерзительной профессией в иудейском мире того времени.

Желание Закхея

Евангелие сообщает: «Закхей искал видеть, кто был Иисус…» Простое любопытство? Но отвергнутый всеми, он, несомненно, испытывал более сильное чувство: его душа страдала от жажды, которую никто не мог утолить. К кому пойти? Книжники и фарисеи относились к нему с презрением, люди поворачивались к нему спиной, как только он приближался.

Наверняка он много слышал об Иисусе из Назарета, например, от таких же обратившихся грешников: «Этот человек — друг мытарей и блудниц, более того скажу тебе: Он — их Спаситель. В Нем есть сила, способная вернуть к жизни и наставить на прямой путь. Он сделал это со мной». Такие свидетельства могли настолько поразить Закхея, что ему хотелось во что бы то ни стало увидеть Иисуса.

Природа не виновата, но для желанной встречи имеется серьезное препятствие. Закхей был важным человеком в корпорации мытарей, но не вышел ростом, и ему никак не подняться над толпой, которая со всех сторон теснит Иисуса. Задумаемся при этом: разве мы сами не являемся духовными карликами в те моменты, когда нам не хватает силы характера, искренности, веры для того, чтобы следовать за Христом?

Другое препятствие, которое не позволяло Захею войти в Царство Божие, было связано с его служебным положением. Люди ненавидели мытарей.

Во-первых, те состояли на службе у римских оккупационных властей, то есть считались предателями, а Закхей был главным из них.

Во-вторых, как и большинство его коллег, он наверняка занимался махинациями, заметал следы, не гнушался насилием, чтобы вытрясти деньги из бедных, и не стеснялся забрать то, что ему приглянулось.

Для людей эти вымогательства были мучительнее самих налогов, поэтому его ненавидели как вора и разбойника. Наконец, он был богат: как известно, невозможно одновременно любить Бога и маммону.

Но его жажда увидеть Иисуса была сильнее всех препятствий. Пренебрегая своим авторитетом, начальник налоговой службы Иерихона, как мальчишка, залезает на дерево в ожидании Спасителя. Кто воистину желает быть со Христом, рано или поздно преодолевает все и находит свою смоковницу, чтобы возвыситься над толпой и увидеть Бога.

Спаситель Закхея

Никакие усилия не остаются тщетными. Господь умеет найти тех, кто ищет Его, даже в самых неожиданных местах: Он нашел Матфея на мытнице, Нафанаила под смоковницей, самарянку у колодца, разбойника на кресте.

В густой листве смоковницы Закхей устроился как в засаде: он видит Иисуса, но увидит ли Он его? Несомненно! Очи Господа обозревают всю землю, чтобы укрепить тех, чье сердце всецело принадлежит Ему (2 Пар. 16, 9).

Закхей привык к тому, что все смотрят на него с отвращением, — он навсегда отлучен от народа Божия… Во взгляде Иисуса он впервые увидел нечто совершенно иное.

В нем не было ни тени осуждения, ни тени озлобления. Этот взгляд был исполнен ласки, изумления и света. Закхей остается пока самим собой: потерянный человек, жалкий предатель. Пусть так, но от этого Бог его не любит меньше, ибо Отец Небесный одинаково принимает и праведника, и злодея.

Внезапно неизъяснимый мир и ликование наполняют душу Закхея. Он не верит своим глазам. Все происходит настолько стремительно, что он не успевает даже произнести слова самообличения или раскаяния. Толпа тоже не верит своим глазам; окружающие изумлены еще больше, чем сам Закхей.

Что же произойдет теперь?

Иисус не боится скомпрометировать Себя общением с отверженным. Более того, Он зовет его по имени, как будто они давно знакомы; как будто не Закхей искал видеть Иисуса, а Господь искал встречи с этим человеком, взгромоздившимся на смоковницу.

Спаситель торопит: «Слезай скорее!» Наш грех — как высокое дерево. Господь зовет каждого, кто прячется среди зарослей обид, сомнений, гордыни и любого нечестия. Грешник, подобно Закхею, должен спуститься для того, чтобы Бог его смог возвысить до праведности.

Своей любовью Господь смиряет, не унижая, и возносит, не искушая гордыней. Подлинное покаяние происходит от встречи с этой внезапной любовью, которая вызывает сожаление об ошибках прошлой жизни и возвышает к жизни новой. Когда Святой входит в дом мытаря, грех оттуда выходит навсегда.

Обращение Закхея

Не остается никаких сомнений относительно величайшей перемены, которая произошла в этот вечер в душе и в жизни Закхея. Евангелие отмечает этапы этого пути: послушание-радость-щедрость. Прежде всего Закхей послушался и «поспешно спустился».

Как созревший плод падает с дерева при малейшем дуновении ветра, он упал к ногам Иисуса при первых словах, обращенных к нему. Затем он с радостью принял в своем доме Спасителя. Никакое чувство не сравнится с радостью о спасении. До этого он был жестоким и скупым человеком, но в момент встречи он окончательно исцелен от греха. «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих». Он поступает так не для того, чтобы спастись, а потому, что уже спасен.

Ропот толпы

Разумеется, тут же находятся люди, которые не упускают случая омрачить праздник. «К такому грешнику и Он вошел под кров?» — слышится ропот негодования в завистливой толпе, которая в этот момент словно вторит словам старшего брата из притчи о блудном сыне.

Пусть Закхей грешник, но от этого Бог его не любит меньше: «… и этот человек — сын Авраамов». В каждом грешнике, как бы низко он ни пал, Господь видит сына и наследника обетований.

Чем объяснить столь внезапное обращение?

В ответе Закхея чаще всего усматривают решение покаяться и даже откупиться. Но в действительности он не говорит «я отдам»; он скорее объясняет Иисусу, что уже поступает именно так.

Недаром евангелист Лука рассказывает, как мытари приходили к Иоанну Крестителю с вопросом: «Учитель, что делать нам?» (Лк 3, 12). Мы не знаем, принял ли тогда Закхей крещение покаяния, но это вполне вероятно, учитывая строгость, с которой он готов искупить причиненные обиды.

Иисус его называет сыном Авраама уже не по причине кровной принадлежности к народу Божию, но за его веру. Позже апостол Павел скажет: «Знайте же, что сынами Авраама являются те, кто имеет веру» (Гал. 3, 7).

Но для того, чтобы спастись, одних человеческих усилий Закхею недостаточно. Для этого необходима встреча с Христом-Спасителем, Который пришел «взыскать и спасти потерянное».

В безводной пустыне души этого мытаря однажды все-таки прозвучал голос Предтечи: «Уготовьте пути Господу, выпрямляйте тропы Его!» (Мф. 3, 3). И теперь долгожданная встреча с Тем Единственным, Который мог его спасти, совершилась.

И, подтверждая это, Иисус торжественно возглашает: «Сегодня пришло спасение дому этому, потому что и этот человек — сын Авраамов. Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало» (Лк. 19, 9-10).

Язвы греха может уврачевать только спасительная любовь Божия, которая способна наполнить светом самые сокровенные глубины человеческого сердца. Вопреки всему там, где чаша греха наполнена до краев, благодать в изобилии изливается через край.

Иерей Димитрий СИЗОНЕНКО
Вода живая. 2008. № 2.

Призвание Закхея. Фреска Фаворского монастыря

Как выйти из толпы

Размышления протоиерея Александра Шаргунова в неделю о Закхее

Закхей принадлежит к разряду грешников и мытарей. Хуже того — он начальник мытарей, но он еще к тому же богат, и мы знаем, каким препятствием может быть богатство, чтобы пробиться ко Христу. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24).

Однако первое препятствие, какое встречает Закхей на своем пути, это толпа. Закхей маленького роста и не может из-за толпы видеть, кто есть Иисус, и, естественно, не может быть увиденным им. Как мальчишка, начальник мытарей бежит, обгоняя толпу, забывая о своем положении и достоинстве, чтобы взобраться на дерево. И он вовремя успевает, потому что проходит Христос и поднимает глаза к нему.

Святая Церковь призывает нас накануне Великого Поста задуматься об одной из главных преград, отделяющих нас от истинной жизни. Каждый человек, как бы он ни был высок, — Закхей: «маленького роста» не только физически, и ему не видать Христа, пока он не выйдет из толпы.

Что такое толпа? Колеблющаяся, изменяющаяся, как море, стихия, и как море, поглощающая все. Любая толпа страшна своей переменчивостью и почти естественной готовностью раствориться в безликой лжи. Что скажут одни, стоящие впереди, то повторяют все. Толпа — это «мнение», которое довлеет над людьми, так называемое «общественное мнение». Она легко превращает всех в однородную массу. Человек теряет себя, он повторяет то, что говорит толпа.

Как это знакомо нам из недавних наших лет: людей сажали, расстреливали — «Знать об этом не хотим!» Как ничего не изменилось сегодня: народ растлевают, уничтожают — «Слышать этого не желаем!» Толпа не хочет задумываться, анализировать: так надежнее, спокойнее — «Как партия сказала!» Как скажут теперь те, кто у власти. Существует особенная опасность для русского народа — стать толпой.

Человечество становится толпой по мере того, как оно, отрываясь от Бога, подчиняется злу и смерти. В общем, все люди до определенного момента представляют из себя толпу, даже если их собирается только двое или трое. Вот характерный, рассудительно-благодушный разговор в сквере на лавочке особ почтенного возраста, наблюдающих, как матерятся мальчишки: «Мы теперь не имеем права им ничего говорить. Это им теперь разрешено». Типичный образ сознания толпы: «Теперь это узаконено». Убивать будут, как убивали недавно, — толпа промолчит или ликующе одобрит.

Толпа страшна тем, что она может любого оклеветать, поднять на смех — каким смешным был для нее бегущий по улице, карабкающийся на дерево коротышка Закхей! И толпа может любого возвысить. Толпа ищет кумира, и та же толпа того, кого она приняла, может через минуту отвергнуть. Ведомая самыми дурными инстинктами, масса людей превращается в стадо, которое завтра, быть может, поведут в цирк смотреть, как христиан отдают на растерзание львам. А, может быть, поведут на свою же собственную бойню. Когда масса людей превращается в стадо, бесы могут вселиться в толпу и низринуть ее в бездну. Недаром физически страшным бывает, порою, попадать в толпу — могут растоптать. И точно такое же может произойти морально.

Как выйти из толпы? Надо решиться на поступок. Этот поступок — «не быть как все, когда все — толпа». Но этого недостаточно. Многие шли до конца в своем отрицании толпы и остались в еще большей пустоте, в еще более страшном аде одиночества. Проклиная толпу, они прокляли, в конце концов, жизнь, все человечество. Пока человек не увидит Христа, он так или иначе остается «человеком толпы». Надо иметь мужество сопротивляться навязываемой толпою тьме и сильное желание вырваться из нее, и это может быть осуществлено только, когда человек устремлен к самому главному смыслу.

Как говорит блаженный Августин, мы видим Бога, потому что Бог видит нас. Не мы первыми возлюбили Его, а Он нас. Если бы Христос не заметил Закхея, не обратился к нему, жизнь начальника мытарей озарилась бы на какие-то мгновения надеждой и опять бы погасла во тьме.

Но для того и пришел Христос в Иерихон, чтобы найти в нем Закхея. Никто не может потеряться в какой угодно толпе, и, как говорят святые отцы, когда мы делаем шаг навстречу Богу, Он делает, по крайней мере, десять шагов навстречу нам. Или, как сказал один проповедник, Закхей поднялся на два метра в земное небо, и Небо небес тотчас сошло к нему.

«Закхей, сойди скорей, ибо Мне надобно быть у тебя в доме» , — говорит Господь. Все определяется этой новизной, этим присутствием Господа. Ветер чудный вымел все, что было его, он больше не может сказать: «Это мое: мое знание, моя вера», ибо все принадлежит Богу. Раньше он заботился о накоплении богатства, а теперь — новая жизнь.

Все прежнее кончилось, он отказывается от всего, чтобы дать место новому богатству. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19: 8).

Все еще как будто — по слову Предтечи, обращенному только к естественной справедливости: «У кого две одежды, тот дай неимущему» (Лк. 3: 11), но уже богатство для него — нищета, и нищета — богатство, и смысл имеет только жизнь, отданная до конца Христу.

Воистину, толпа — стены Иерихонские на пути ко Господу. Если ты хочешь узнать, как сила Божия может все одолеть, вспомни Иерихон, как его стены пали не силой меча или орудия осады, а победным криком во имя Господне.

Та же сила Господня всегда принадлежит всякому немощному человеку. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18: 11), и мы, погибающие, ищем Его; мы, мертвые, приобщаемся Его жизни. От этой близости Божией вся сила перемен. Невозможное становится возможным; тот, кто был мертвым, становится живым.

Христос всегда посреди грешников, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Он всегда посреди толпы, даже если эта толпа сменяет крики «Осанна!» на крики «Распни Его». Закхей, исполненный ликования, теперь может сам войти в любую толпу. Теперь кому-то другому, не ему, она не дает увидеть Христа, как слепому в Иерихоне при приближении Господа велит замолчать.

И, может быть, от исцеления Закхея, как от прозрения Иерихонского слепого, совершится большее чудо — толпа станет народом. И те, кто с темным ропотом говорили о Христе, что Он ничего не понимает, потому что вошел к Закхею, грешному человеку, теперь, как после чуда прозрения сидящего у дороги слепого, с изумлением скажут: «Бог посетил народ сей».

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Закхей

На пути в Иерусалим “Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него”. Город располагался к западу от Иордана на краю долины, переходящей в равнину, посреди тропической зелени неописуемой красоты. Пальмы и роскошные сады, орошаемые родниковой водой, придавали ему вид сияющего изумруда в оправе из белых известняковых холмов и пустынных ущелий, расположенных между Иерусалимом и этим городом.

Через Иерихон проходили многие караваны, направляющиеся на праздник. Их появление всегда означало начало праздника, но на этот раз народ интересовало нечто гораздо более важное. Стало известно, что в толпе идет Галилейский Учитель, Который недавно возвратил к жизни Лазаря. И хотя ходили слухи о заговорах священников против Него, народ стремился выказать Ему свое почтение.

Иерихон был одним из городов, где с давних времен жили по преимуществу священники, а остальная часть населения поражала своей пестротой. Иерихон находился на пересечении оживленных дорог, поэтому здесь можно было встретить и римских чиновников, и воинов, и пришельцев из самых разных стран света, а необходимость собирать пошлину сделала город пристанищем многих мытарей.

Начальник мытарей Закхей был иудеем, но соотечественники ненавидели его. Высокого положения и богатства он достиг, исполняя службу, к которой евреи питали отвращение и которая была синонимом нечистоплотности и вымогательства. Но этот богатый чиновник отнюдь не был таким закоренелым грешником, как это казалось. Внешняя приверженность мирским благам и гордыня скрывали сердце, восприимчивое к Божественному влиянию. Закхей слышал об Иисусе. Весть о Человеке, Который был добр и обходителен с отверженными, распространилась далеко вокруг. В этом начальнике мытарей пробудилось стремление к лучшей жизни. Приблизительно в двух часах ходьбы от Иерихона у Иордана недавно проповедовал Иоанн Креститель, и Закхей слышал его призыв к покаянию. Казалось, что наставление, данное мытарям: “Ничего не требуйте более определенного вам” (Лк. 3:13), оставлено без внимания, но в действительности оно поразило его. Он знал Писания и был убежден, что поступает неправильно. Теперь же, услышав слова Великого Учителя, он почувствовал себя грешником перед Богом. Но то, что он слышал об Иисусе, пробудило в нем надежду. Покаяние, обновление жизни, оказывается, возможно даже для него! Разве не был один из самых близких учеников Иисуса мытарем? И, следуя побуждению, овладевшему им, Закхей сразу же начал действовать и возмещать убытки тем, кому причинил зло.

Он уже начал исправлять свои ошибки, когда по Иерихону пронеслась весть: в город идет Иисус. И Закхей решил увидеться с Ним. Он начинал понимать, насколько горьки плоды греха и как тяжело свернуть с порочного пути. Переносить непонимание, сталкиваться с подозрением и недоверием к стараниям исправиться оказалось трудно. Начальник мытарей жаждал взглянуть на Того, Чьи слова вселили в его сердце надежду.

Улицы были переполнены народом, а Закхей был мал ростом и не мог ничего разглядеть в толпе людей. Никто не хотел пропустить его, и тогда он забежал вперед, к смоковнице, ветки которой свисали над улицей. И вот уже богатый сборщик податей забрался на смоковницу и оттуда разглядывал проходящих внизу. Толпа приближается. Люди шагают уже прямо под ним, и Закхей пытается распознать Того Единственного, Кого так жаждет увидеть.

Невысказанное желание начальника мытарей было услышано сердцем Иисуса, оно звучало громче ропота священников и раввинов, громче приветственных криков толпы. Неожиданно прямо под смоковницей толпа замирает, люди, шедшие впереди и сзади, останавливаются, и Он пристально смотрит вверх, словно читая в душе начальника мытарей. Не веря своим ушам, человек на смоковнице слышит: “Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме”.

Толпа расступается, и Закхей как во сне ведет великого Гостя к своему дому, а раввины хмуро смотрят им вслед. Вечно недовольные, они презрительно ворчат: “Он зашел к грешному человеку”.

Закхей был потрясен и удивлен. Он потерял дар речи от такой любви и внимания Христа, Который снизошел до него, недостойного человека. Но вот любовь и чувство преданности новому Наставнику побуждают его разомкнуть уста. Он хочет перед всеми покаяться и исповедать грех.

В присутствии множества людей “Закхей... став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”.

Иисус сказал ему: “Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама”.

Когда богатый юноша из начальствующих отвернулся от Иисуса, ученики Христа удивлялись Его словам: “Как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие” (Мк. 10:24, 26). Ученики спрашивали друг друга: “Кто же может спастись?” И вот они убедились, что сказанное Христом справедливо: “Невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18:27). Они увидели, как по благодати Божьей богатый может войти в Его Царство.

Прежде чем Закхей увидел Христа, он уже начал делать то, что свидетельствовало о его подлинном покаянии. Прежде чем люди его осудили, он сам исповедал свой грех. Он повиновался влиянию Святого Духа и начал следовать словам, предназначенным как для древнего Израиля, так и для нас. В далекой древности Господь сказал: “Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли, и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою, серебра твоего не отдавай ему в рост, и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли... Не обижайте один другого; бойся Бога твоего” (Лев. 25:17, 35–37). Эти слова были сказаны Самим Христом, когда Он явил Себя в столпе облачном. И самый первый отклик Закхея на любовь Христа проявился в сострадании к бедным и немощным.

Мытари находились в сговоре, чтобы притеснять народ, и поддерживали друг друга в мошенничестве. Занимаясь вымогательством, они делали то, что стало почти общепринятым. Даже священники и раввины, презиравшие их, были виновны в обогащении нечестными путями под прикрытием священного призвания. Но как только Закхей поддался влиянию Святого Духа, он отверг все, что было бесчестным.

Покаяние не является истинным, если оно не изменяет личность. Праведность Христа - это не покрывало, скрывающее неисповеданные и не изжитые грехи. Праведность Христа - это принцип жизни, который преображает человека и управляет его поведением. Святость - это полная преданность Богу, это полное подчинение сердца и жизни законам Неба.

Христиане, занимающиеся предпринимательством, должны вести себя в этом мире так, как вел бы Себя на их месте наш Господь. Каждый поступок человека должен свидетельствовать: его учителем является Бог. “Святыня Господу” (Исх. 39:30) - должно быть записано на журналах и бухгалтерских книгах, на актах, квитанциях и векселях. Те, кто называют себя последователями Христа, а сами поступают несправедливо, дают ложное свидетельство о Боге, святом, справедливом и милосердном. Каждый обращенный человек, подобно Закхею, засвидетельствует воцарение Христа в своем сердце тем, что оставит все недобрые дела, которые он совершал. Как и начальник мытарей, он докажет свою искренность, возместив убытки пострадавшим. Господь говорит: “Если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого... ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему... он будет жив” (Иез. 33:15, 16).

Если мы причинили кому-либо ущерб нечестной сделкой, если мы хитрили в торговле, если мы смошенничали, хотя формально и не нарушив закон, мы должны исповедать наш грех и возместить убыток, насколько это в наших силах. Будет правильно, если мы возместим не только то, что взяли, но также и ту прибыль, которую этот человек, правильно и мудро используя свои деньги, мог получить за то время, пока они были в нашем распоряжении.

Спаситель сказал Закхею: “Ныне пришло спасение дому сему”. Благословение получил не только Закхей, но и все его домашние. Христос пришел к нему в дом, чтобы дать ему уроки истины и поведать его домочадцам о Царстве Небесном. Презираемая раввинами и мирянами, эта семья была изгнана из синагог. Но теперь ей оказали самую великую честь во всем Иерихоне - собраться вокруг Божественного Учителя и слушать слова жизни, обращенные к ним лично.

Спасение приходит к человеку именно тогда, когда он принимает Христа как личного Спасителя. Закхей принял Иисуса не только как временного гостя в своем доме, но как Того, Кто будет жить в храме его сердца. Книжники и фарисеи обвиняли его в грехах. Они роптали по поводу того, что Христос пришел к нему в дом. Но Господь признал в нем сына Авраама, потому что “верующие суть сыны Авраама” (Гал. 3:7).

«Воскресное чтение», 1824

Ст. 1–2. Вшед (Иисус) прохождаше Иерихон. И се муж порицаемый Закхей, и сый бе старей мытарем, и той бе богат .

Иисус Навин опустошил некогда Иерихон войною и побиением, а теперь истинный Иисус (то есть Спаситель) пришествием Своим приносит ему исцеление. Здесь просвещен слепой, уверовал народ, всякий язык прославил Иисуса и всякое око узрело Наставника истины и спасения. Что за должность мытаря? Это – род хищения, которое не подлежит наказанию; это – бесстыдный вид корыстолюбия, торговля, которой нет определенного предмета и названия, это – крайнее нечестие. Посему-то Христос везде приводить любодейц и мытарей как примеры величайших грешников. Таков недуг, которым страдал Закхей, когда еще не приступал к Иисусу, недуг худший слепоты иерихонского слепца; ибо этот недуговал телом, а тот душою (Астерий).

Ст. 3. И искаше видети Иисуса, кто есть: и не можаше от народа, яко возрастом мал бе .

Кто смотрит на Иисуса, не может закосневать во грехах. Закхей сильно желал насладиться сладким и спасительным лицезрением Господа; но были два препятствия к тому; ибо замедляла его толпа и людей, а более грехов. Он был мал возрастом не только телесным, но и духовным (Тит).

Ст. 4–6. И предитек возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея ищи И яко прииде на место, воззрев Иисус, виде его и рече к нему: Закхее, потщався слези: Днесь бо в дому твоем подобает Ми биты. И потщався слезе, и прият Его радуяся .

Христос воззрел на Закхея очами Божества, и как Спаситель всех людей являет ему Свое благоволение и человеколюбие, возбуждаете нем доверенность к Себе и говорит: Потщався слези (Кирилл Александрийский).

Закхей желал только видеть Его, а Христос заходит к нему и, видя сердце его, ускоряет Свой приход. Как наилучший ловец, Господь тростию слова низводит душу с дерева, привлекает Закхея, как птенца, взяв его за крыла ума его, и начальник мытарей прилепляется ко Христу.

Так уловлен был и знаменитый оный Давид, который говорит: Прильпе душа моя по Тебе (); о том и апостол пишет: Прилепляйся Господеви един дух есть с Господам (). Уловляя таким образом Закхея, Господь, низводя его с дерева, говорит: Днесь в дому твоем подобает Ми быти , то есть не столько во внешнем, сколько во внутреннем или душевном его жилище (св. Иоанн Златоуст).

Ст. 7–8. И видевше вси роптаху, глаголюще: яко ко грешну мужу вниде витати. Став же Закхей, рече ко Господу: се пол-имения моего, Господи, дам нищим: и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею .

Смотри на чудо. Еще не учился – и повинуется, еще не слышал наставления – и исполняет; ибо Спаситель ничего еще не заповедал о милостыне и о любви к бедным, но молча просвещал. Как солнце, вливаясь лучами в дом, вносит свет, так Спаситель лучами правды прогнал тьму нечестия. Свет во тме светится . Посему-то Закхей, стоя при дверях, сказал: се пол-имения моего даю нищим . Прекрасные слова! Они побеждают природу, или лучше, навык, который есть другая природа.

Приметь здесь, что богатство Закхея собрано не от одной неправды, а и от имений наследственных. Ибо если бы оно было от одной неправды, то как мог бы он возвратить (похищенное) вчетверо? (св. Иоанн Златоуст).

Вот как для пришествия Христова Закхей украсил дом свой. Не побежал к соседям просить столов и седалищ из слоновой кости, не вынес из сокровенных покоев лакоонские покровы для столов, но украсил дом тем, что всего приятнее Христу. Что же это? Пол-имения моего дам нищим, и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею . Украсим так и мы наши дома, чтобы удостоиться нам принять Христа. Господь для добродетели обитателя не гнушается входить в самые худшие хижины. Но в дома нечестивых никогда не войдет, хотя бы они устланы были золотыми коврами (св. Иоанн Златоуст).

Совлечемся и мы грехов, подобно Закхею. Ибо как в болезнях и ранах, если прежде не остановить истечения, напрасно будешь прикладывать врачебные средства, так и мы, если не удержимся от корыстолюбия, хотя бы и милостыню подавали, ничего не сделаем доброго. Корыстолюбие все портит и обращает в худшее. Престанем же похищать, и тогда будем раздавать милостыни. Ибо если бы падающего один возвышал, как милостыня, а другой тянул бы его на землю, как корыстолюбие, то такое сражение противных сил разрывало бы человека. Итак, чтобы с нами сего не случилось, да не влечет нас к земле корыстолюбие, и да не оставляет милостыня: так соделаемся мы легкими и возлетим (св. Иоанн Златоуст).

Ст. 9–10. Рече же к нему Иисус: яко Днесь спасение дому сему быть, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго .

Смотри: вот прежде, нежели творил Закхей дела Авраамова, называл его (Христос) не сыном Авраамовым, а Закхеем; когда же совершил дела патриарха, являя отложение неправды и любовь к нищим, тогда сказал: Яко и сей сын Авраамль есть (св. Иоанн Златоуст).

Как он от Авраама, когда происходил из Иерихона, города хананейского? Верно то, что если бы он и не был по плоти сын Авраама, но теперь, когда обратился ко Христу, по нравам и делам, соделался и познан был с большим правом сын Авраамов, нежели кто другой, происшедший от чресл Авраама (Астерий).

Ягодичина (смоковница) означает покаяние, толпа народа – страсти. Итак, тот, кто возвысится над страстями посредством покаяния, тот в себе самом узрит Иисуса и будет познан Иисусом, приимет Его как гостя у себя, получит спасение и соделается сыном Авраама (Anonymus).

И он (Закхей) вышел (подобно Аврааму) от земли своей, и из сродства своего, и из дому отца своего. Ибо самое лучшее исхождение – это возвышение над всеми плотскими удовольствиями, которые можно назвать землею , это удаление от услаждения предметами чувственными, которые означаются именем сродства ; это изменение жизни развращенной, беззаконной в жизнь добродетельную, что и есть как бы исхождение из дому отеческого (Василий Великий).

Закхей-мытарь

Свящ. М. Предтеченский. «Духовная беседа», 1871

Господь всем хочет спасения, но спасаются только те, которые сами ищут спасения и, подобно Закхею, стараются препобеждать все трудности, какие бы ни предстояли на пути к нему. Иначе за что Господь будет спасать нас? Если и простые житейские блага не без трудов нами приобретаются, то справедливо ли даровать нам вечные блага без всяких усилий с нашей стороны? Просите, и дано будет вам: ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворяют ().

Господь всем хочет спасения, но спасаются только те, которые, веруя в Него, смиряясь пред Ним, веру свою оправдывают от дел, которые сами милостивы к другим людям, сами, подобно Закхею, готовы благотворить и благотворят ближним своим. Иначе как мы будем свидетельствовать веру свою в Господа и чем возблагодарим Его за свое спасение? Бога никто никогда не видел . Посему кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (). Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. И бесы веруют, и трепещут ().

Какие же нравственные уроки преподает нам евангельское повествование о Закхее? Нужно смиряться пред Господом – и Он вознесет нас в свое время. Нужно искать Его – и Он Сам воззовет нас, и к нам приидет, и обитель сотворит в нас самих (). Нужно, наконец, стараться спасать других, чем и как кто может, – и Господь спасет нас, как бы ни близка была к нам погибель, потому что Он пришел взыскать и спасти погибше .

Закхей-мытарь

Прот. А. Лебедев. Из статьи о евангельских мытарях. «Странник», 1865

Закхей был старейшиною мытарей и человек богатый. И се муж нарицаемый Закхей: и сей бе старей мытарем, и той бе богат (). Как мытарь Закхей, конечно, не отличался от других ни мягкостью сердца, ни снисходительностью к нуждам и бедности, ни справедливостью и честностью в своих требованиях. Напротив, в самом старейшинстве его над мытарями можно усматривать еще то, что он, держась на месте исправным взносом сбираемых податей, превосходил других особенным искусством вымогательства и неснисходительностью, отчего не только не имел каких-нибудь недоимок за собою, но и приобрел состояние. И той бе богат . Богатство обольщало его и грозило ему гибелью. И недаром евангелист в этом повествовании о Закхее напоминает как о старейшинстве его, так и о богатстве!

К обыденному сознанию человека ближе всего материальная его природа со своими требованиями и удовлетворениями, со своими неприятностями и радостями, – ближе, чем природа духовная, по своей ощутительности и по тому самому, что еще до раскрытия полного сознания он привыкает чувствовать сперва законные требования своей телесной природы и удовольствие от удовлетворения им, а потом потребности искусственные и незаконные, которые с их удовлетворением принимают силу привычки. Гораздо скорее и сильнее человек почувствует голод тела, чем алчбу духовную; тревожнее для него расстройство какого-нибудь телесного органа, например, руки, ноги или желудка, чем расстройство духа, например, преобладание в душе какой-нибудь отдельной силы, воображения, сердца, рассудка; ближе и обольстительнее услаждение греховное, чем борьба и победа над собою, которая требует иногда очень долгого и утомительного труда. Оттого, обладая всеми средствами к удовлетворению нужд и к доставлению радостей телесной природы, особенно с ранних лет, большинство людей скорее всего может остановить и действительно останавливает свое внимание на материальной стороне своей жизни и забыть или, по крайней мере, оставить неразвитыми духовные свои влечения, возбуждение которых требует труда, обещающего награду, может быть, еще в отдаленном будущем. Естественно, богатство для такого человека делается необходимым. Он привязывается к нему всей душой, так ли, как к средству своей спокойной и самодовольной жизни, или как к предмету своего тщеславия и самонадеянности. В этом смысле мы принимаем слова Спасителя: Удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в Царствие Божие внити (). Оттого-то и богатый юноша, бывший уже на пути ко спасению и приблизившийся ко Христу, отошел от Него – источника радости – со скорбью: жалко было ему расстаться с своим богатством.

Легко могло случиться и с богатым Закхеем, что, привязавшись всею душою к богатству, он если еще не усыпил, то впоследствии усыпил бы все чистые духовные движения; тем более что душе его уже сродна была неправда; следовательно, увлечение непосредственностью, чувственностью жизни уже началось – самослужение и самодовольство овладевало им. Поэтому странно, непонятно, как могло пробудиться в его душе спасительное желание видеть Иисуса? Но нужно знать его природу, душевные его свойства, чтобы ответить прямо и удовлетворительно на этот вопрос. Из всего повествования о нем, из его старания проникнуть сквозь толпу к Иисусу, из его забегания и из влезания на дерево видно, что он имел детски простую и живую натуру. Он мог делать зло по увлечению, по примеру, по обыкновению, или, лучше всего, безотчетно. Так действуют подобные личности, потому что жизнь поставила их на этот путь, и они, утвердившись на нем, без всякой мысли, стали действовать так же, как действовали предшественники их, как поступают и все их окружающие: «Не мы первые, не мы последние», «не нами началось, не нами и кончится», – обыкновенно говорят такие люди. В них никогда нет и не может быть упорного оправдания, основываемого на лживых соображениях ума, или явного противления истине. В них есть, напротив, даже семена добра, нравственные понятия о долге и об обязанностях, бывают и чистые движения к добру; только эти семена не приносят плода, эти понятия без спасительных последствий, эти движения без силы, подобно движениям молодых, еще не оперившихся птенцов, которые, несмотря на свои усилия, не могут подняться над землею и совершить легкий и быстрый полет. Потому эти простые, непосредственные натуры увлекаются и неправдой, пока не проник в них свет разумения, освещающий путь их жизни, пока не получили они такого возбуждения, которое заставило бы их вдруг очнуться и стряхнуть с себя эту беспечность и невнимательность к себе. Таков именно и был Закхей. Он не имел привязанности к богатству с упорною силою, подавляющею в душе всякое живое движение. В сердце его был уголок, в котором тлела и готова была вспыхнуть искра спасения, в котором хранилась вера в Мессию и надежда на Его скорое и спасительное пришествие. Правда, эта вера по своему бессилию, а отчасти и по плотскому своему характеру, не могла возбуждать его к исправлению своей жизни, и от ожидания Мессии он не делался честнее; однако эта детски простая душа по самой природе своей не могла не чувствовать неловкости своего положения и несоответствия его с всеобщими ожиданиями Мессии. Не мог он, конечно, сам собою выйти из своего положения, загладить свои неправды делами любви и милосердия; но довольно с него было и того, если он хотел сделать это, довольно, если с боязливым опасением ждал Мессию. В этой-то готовности и нашел его Господь.

Уже неоднократно слышал Закхей о явлении дивного Пророка во Израиле, но, не имея сил отрешиться от обыденной жизни, он все оставался в своем городе и наконец подвигнул самую спасающую любовь Единородного приблизиться к нему. Узнав о приходе Иисуса в Иерихон, Закхей идет в Нему навстречу, подходит к толпе, окружавшей Иисуса, старается проникнуть чрез нее, но, не могши видеть Его по причине своей малорослости, забегает вперед и, истинно как дитя, несмотря на свое старейшинство, взлезает на дерево. Такое и так просто и детски выразившееся желание, очевидно, было движением не любопытства, а именно веры, ибо направлялось к тому, чтобы узнать Иисуса, сблизиться с Ним. И той искаше видети Иисуса, кто есть? – он думал, то есть, не этот ли пророк, не этот ли учитель есть Мессия. И с таким нетерпеливым желанием посмотреть на великого Чудотворца сидел на ягодичине и ожидал, пока будет Он проходить мимо него. Ищущий взыскати погибшаго Спаситель, зная готовность Закхея к принятию Его благодати и спасения, идет мимо смоковницы и, обратив к нему Свой животворный взор, проливающий свет в его душу, говорит – и воззрев Иисус, виде его и рече к нему , и проч. Какое кроткое Божественное лицо! Какие любвеобильные, говорящие прямо душе, взоры! Какая тихая, но проникающая в сердце речь! И какое притом вышеестественное знамение! Ему уже известно и имя, и дом, и все. Закхее, потщався слези, Днесь бо в дому твоем подобает Ми быти .

Нельзя вполне постигнуть всего, что должно было произойти в душе Закхея от животворных слов Господа. Вспомним еще гораздо прежде бывшее подобное обстоятельство. Вера Нафанаила во Иисуса, закрываемая предрассудком: от Назарета может ли что добро быти? – раскрылась во всей силе от слов Господа, в которых выразилось такое же всеведение, именно, что Он видел Нафанаила под смоковницею и узрел готовность его вступить в число учеников Своих. И глагола ему Иисус: зане Рех ти, яко под смоковницею видех тя, веруеши, больша сих узриши (). Несомненно и здесь то обстоятельство, что желание Закхея узреть Господа и милосердое воззрение Господа на Закхея, снисхождение к нему и Божеское всеведение оправдали ожидания и надежды, с которыми мытарь шел видеть Иисуса, – не этот ли, то есть Пророк и есть Христос, а потому он с радостью принимает узнанного Мессию. И потшався слезе, и прият Его радуяся . Вот и первый духовный плод веры – радость! Так оправдалась вера.

Затем должно было разрешиться в богатом мытаре и внутреннее недовольство самим собою. Евангелист не показывает, о чем Господь беседовал и что делал в доме мытаря, не вводит нас туда Своим описанием, но говорит, и конечно, не без цели, о том впечатлении, какое произведено было на народ вступлением Иисуса под кров грешного мужа, каким считали мытаря: и видевше вси роптаху на Иисуса, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати , – а вслед затем изображает полную решимость Закхея исправиться и загладить прежние преступления. Надобно согласиться, что этот народный ропот и эта решимость были в причинной между собою связи. Ропотом пробужден был голос совести грешника. Чувствуя его справедливость, мытарь не мог не обвинять себя в оскорблении и немилосердном обхождении с этим самым народом и, таким образом, в чувстве раскаяния отчасти как бы опасался, как бы Господь не внял этому ропоту и не осудил его, а потому поспешил принести умилостивительную жертву за прежние беззакония. Став же Закхей рече ко Господу: се пол-имения моего, Господи, дам нищим, и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею . То есть как бы так говорил Закхей: «Вот, Господи, народ ропщет на Тебя, что Ты благоволил войти в дом мужа грешного. Правда, я великий грешник и достоин всеобщего отвращения. Но вижу, что Ты, милосердый Сердцеведче, не на лице зришь, но прозираешь в сердца; так прости же меня и сделай достойным Твоего снисхождения, сними с меня бремя неправедного стяжания и народной укоризны и приими от меня жертву любви – благослови меня половину имения отдать нищим и обиженных вознаградить вчетверо». Замечательно здесь выражение евангелиста став же рече . Это как бы намек на некоторого рода сдержанность; то есть Закхей как бы давно уже хотел сказать Господу об этой своей решимости – раскаяние как бы с самой минуты вступления Господа в дом готово было изникнуть из уст его; решимость исправления от радости такого посещения и от живого слова Божия, изливающегося в беседе из уст Спасителя, как бы мало-помалу возрастала, крепилась и, наконец, объяла все его существо, так что он не мог больше сдерживать их, встал пред Господом и начал говорить: Се пол-имения моею. Господи, дам нищим, и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею . Замечательно здесь и то, что удостоенный милостивого призрения и снисхождения Господня Закхей не отказывается от проходимого им звания, может быть, и потому, что оно-то и привлекло к нему Господа. Далее он обещается отдать нищим только половину своего имения, а не все. Этим, конечно, он показал не привязанность к богатству, а напротив, свободное свое отношение к нему. Богатство не мешало и не мешает ему в деле спасения; половина ли имения сохранится у него или все, это для него было безразлично, лишь бы заглаждены были его неправды. И Господь одобряет сию жертву богатого мытаря. Днесь спасение дому сему бысть , говорит Господь, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человеческий взысками и спасти погибшаго . Так взыскан и спасен погибавший сын Авраама!

Притча о господине, отправившемся в путь для приятия царства, и о розданных им минах

Толкование св. Василия Великого на 23 стих 19 гл. Евангелия от Луки

Что значит этот торжнический стол, на который тебе, как говорит Господь, надлежало отдать серебро ()?

Притчи не останавливают своих рассуждений на одном взятом в них образе, но пролагают уму путь к предмету рассуждения. Посему, как в обычае отдавать торжникам серебро для приращения (ибо, как узнал я в Александрии, есть люди, которые берут серебро и делают с ним это), так и приявший какую бы то ни было благодать необходимо должен передать ее имеющему в ней потребность, или сделать с нею то же, что у апостола сказано об учении: Сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити (). Ибо сие может быть не с одним учением только, но и со всяким делом; потому что одни имеют только к нему способность, а другие приобрели уже опытность распоряжаться сим делом.

Мысли свт. Феофана

«Мысли на каждый день года по церковным чтениям»

Притча о десяти мнасах изображает всю историю человечества до второго пришествия Христова. Господь говорит в ней о Себе, что Он идет чрез страдания, и воскресение, к Отцу Небесному принять царство над человечеством, которое все есть Его родовое достояние. Оставшиеся на земле делятся на две половины: на рабов, поработивших себя Господу чрез послушание вере, и на не хотящих иметь Его Царем и работать Ему, ради неверия своего. Тем, которые приступают ко Господу верою, с готовностью работать Ему, даются дары Святого Духа в святых таинствах: это мнас, – и каждый верующий получает его на служение в кругу верующих. Когда все из рода человеческого, способные покоряться Богу, покорятся Ему – тогда Он снова придет как приявший царство. Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел данною благодатию, а потом последует суд и над теми, которые не захотели иметь Его Царем, то есть или не веровали, или отпали от веры. Напечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания; ибо тогда будет решение, которому уже не жди перемены. Бегай неверия, но и веруй не праздно, а приноси и плоды веры. Обретши тебя верным вмале Господь и над многими тебя поставит .

Рассказ гида Александра о ветхозаветном, новозаветном и немного о современном городе Иерихоне

Иерихон является местом ветхозаветных событий и новозаветных событий. Ветхозаветные события следующего содержания. Народ Божий еще находится на той стороне, на Иорданской, стороне – моавской стороне. Уже преставился Моисей. Приемником Моисея стал праведный Иисус Навин, великий полководец. И он посылает двух соглядатаев, чтобы посмотреть Иерихон.

Иерихон – славный укрепленный город, которому ничего не страшно, никакие осады, потому что внутри его бьют подземные источники прекрасной воды, земля есть, хоть она выглядит как очень сухая, но тем не менее, растет тут все: и баклажаны, и бананы, и все, что хочешь, все, что нужно для счастья. Помидоров еще нет, потому что их еще не привез с Нового света Колумб. Но, в общем-то, множество фруктов, овощей – благодать. Скотина у них тоже есть внутри стен, то есть они могут целый век прожить внутри стен и вообще не выходить за город.

Иисус Навин посылает посмотреть, каков этот город, какая это земля. Соглядатаи входят в город, и их сразу замечают, потому что они и одеты по-другому. Хананеи, живущие в Иерихоне, понимают, что подошли израильтяне к Иордану на той стороне. Принимает этих соглядатаев грешная женщина – блудница по имени Раав. И вот эта Раав говорит соглядатаям: «Наш народ в трепете от того, что сделано было вашим Богом с египтянами сорок лет назад». Так это было. Исход – эти десять казней, особенно последняя – умерщвление всего первородного.

В трепете были хананеи, но не распахнули врат своего города, чтобы сказать: «Приидите, благословенные от Господа, и научите нас пути истинному», — не сделали, потому что у них страх животный. Страх животный, что их просто сотрут с лица земли евреи, сокрушат их кости, а вот отказаться от своего образа жизни…

Что за образ жизни хананеев, что является главным отличием хананейского жития от праведной жизни? Телевизор смотрят?…)) Ну, в каком-то смысле, да… это образное высказывание, оно подходит, потому что в телевизоре, можем сказать, есть все: вся помойка Земли есть в телевизоре, но иногда можно узнать и что-то полезное, но все-таки больше «помойки». Да, конечно, если на помойке порыться, можно тоже найти иногда, что-то выбросили хорошее. Другой факт – насколько это удобно? Вот действительно, живут хананеи, мы могли бы это так охарактеризовать, в условиях вседозволенности – а это самое страшное.
Конечно, когда мы говорим: вот десять заповедей, да? По сути, кроме пятой заповеди и четвертой, все заповеди сформулированы в отрицании: «Аз есмь Господь Бог твой, да НЕ будут тебе бози ины разве Мене», «НЕ сотвори себе кумира… и всякого подобия, да НЕ послужиши и НЕ поклонишися ему», «НЕ прелюбы сотвори», «НЕ укради», «НЕ убий», «НЕ послушествуй на ближнего…» и так далее: НЕ, НЕ, НЕ… И вот мы знаем, что детей тяжело воспитывать сплошными отрицаниями, нет-нет, да нашалит. Но это дитя, а когда взрослый, это может быть очень серьезное что-то.

Господь наш Иисус Христос суммировал заповеди положительно, двумя. Какое ключевое слово? Возлюби. «Возлюби Господа Бога твоего всей душой твоей, всем сердцем твоим, всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Он эти слова не впервые сказал в Новом Завете, потому что это цитата из Ветхого, из Второзакония, пророка Осии. Когда любишь, то не делаешь худо.
А хананеи этого не хотят, кроме Раав блудницы. Она говорит: «Я знаю точно, что вы возьмете наш город…» Прозорливая, и в чем главное ее достоинство – в том, что она покаялась. Это самое главное ее достоинство. Покаяние – это есть путь правильный. Она стала матерью Вооза! Вот вчера мы говорили о Воозе и Руфи моавитянке, помните? Она родила Вооза, то есть блудница, хананеянка, жена – праматерь Иисуса Христа по плоти… Удивительно! Это не единственный случай такого грешного, обращенного к покаянию, жития, которое во благо. Есть и другие такие примеры.

Мы с вами очень стремительно перескакиваем на новозаветную тематику, я еще вернусь к Ветхому Завету. Мы подходим к храму пророка Елисея и к месту, где мы вспоминаем обращение новозаветного покаявшегося грешника Закхея мытаря, бывшего представителя налоговой инспекции, который брал лишнее. Он низок ростом, забрался на дерево, потому что сердце его к покаянию обратилось. Пойдемте, вспомним это обращение.

Братья и сестры, мы не говорим во что бы то ни стало, что эта «коряга» есть то самое дерево… но это образ, чтобы мы поняли, как это все было. А это есть то самое дерево в плане разновидности. «Смоковница» по-русски – это «ягодичное дерево», по-славянски, а «смоковница» по-славянски – это «инжир». То есть это родственники. Вот эти плоды похожи на инжир, но они не такие сочные, как инжир.

Конечно, самое главное не в дереве, а в том, что этот человек не просто покаялся на словах, как это у нас бывает, а он сразу клятву дал. Пол-имения (а он весьма богатый человек) – нищим, а если кого чем обидел – воздаст четверицею, то есть Закхей себя, по большому счету, приговорил к нищете. И есть такое более позднее предание, что Закхей впоследствии стал епископом Кесарийским. Мы его увидим здесь в росписи, как епископа.

Храм в честь ветхозаветного героя Елисея. Когда Иисус Навин взял с израильтянами Иерихон, он полностью уничтожил город и никого не пощадил кроме Раав блудницы и ее семьи и проклял это место. Он сказал: «Проклят тот, кто осмелится восстановить Иерихон. Он поставит основание на первенце своем, врата построят на последнем сыне». Так и случилось впоследствии. Но уже в Ветхом Завете Господь сменил гнев на милость по отношению к этому городу, потому что уже в Ветхом Завете у нас пророк Елисей, возвращаясь от восхождения на колеснице своего учителя с той стороны Иордана, приходит в Иерихон и молится за местный народ и за то, чтобы Господь оздоровил источник горький, бросив туда миску с солью. И Господь оздоровил по молитвам своего угодника Елисея воду.

А Господь наш воплощенный Бог Иисус Христос исцелял слепых здесь в Иерихоне…

Господь Иисус Христос исцеляет слепых. Одна из храмовых икон

…и призывал, но не просто призывал, но еще и побывал в доме покаявшегося грешника Закхея мытаря. Евангелие, которое мы слышали, это то Евангелие, которое читается, когда приходит батюшка освещать наши дома, потому что это есть посещение Божие. Освящение дома – это посещение Божие. Неоднократно мы потом должны это посещение поддерживать, читая дома Евангелия, молясь Богу, поя тропари, держа иконный угол живым с зажженной лампадкой. Тогда будет действительно Христос у нас в доме, если мы будем те самые выздоровевшие, покаявшиеся грешники…

Это патриаршее подворье святого пророка Елисея и одновременно это приход иерихонских христиан – православных арабов, нескольких также русскоязычных православных жен, в основном… Службы совершаются здесь по воскресным дням и по праздникам… Иерихонские христиане не многочисленны, к сожалению, может быть, их всего около двухсот. Правда, здесь зимой население увеличивается, в том числе, и христианское, потому что наступает дачный сезон. Зима в Иерихоне очень мягкая и приятная, здесь всякие цитрусовые, бананы растут… Лето, конечно, здесь считается самым жарким в мире. Самый низкий город, самый древний и самый жаркий.

…И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его…

ГЛАВА XIX.

1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него.

2. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом;

4. и забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его потому что Ему надлежало проходить мимо нея.

5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку.

8. Закхей же став сказал Господу: Господи! половину имения коего а отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама;

10. ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

11. Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.

12. Итак сказал: некоторый человек высокаго рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

13. призвав же десять рабов своих, дал им десять мин *) и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

*) фунтов серебра.

14. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказавши: не хотим, чтоб он царствовал над нами.

15. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17. И сказал ему: хорошо, добрый раб; за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пят мин.

19. Сказал и этому: а ты будь над пятью городами.

20. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок;

21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб: ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

23. для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтоб я пришед получил его с прибылью?

24. И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25. И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющаго отнимется и то, что имеет;

27. врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

29. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,

30. сказав: пойдите в противолежащее селение; вошедши в него, найдете молодаго осла привязаннаго, на котораго никто из людей никогда не садился; отвязавши его, приведите;

31. и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

32. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

33. Когда же они отвязывали молодаго осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

34. Они отвечали: Он надобен Господу.

35. И привели его к Иисусу; и накинувши одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

36. И когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

37. Α когда Он приблизился в спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какия видели они,

38. говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39. И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

41. И когда приблизился в городу, то, смотря на него, заплакал ο нем

42. и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих;

43. ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

44. и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

45. И вошед в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих.

46. говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы; а вы сделали его вертепом разбойников (Исаия 56, 7. Иерем. 7, 11).

47. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

48. и не находили, что бы сделать с Ним, потому что весь народ неотступно слушал Его.

XIX.

Закхей мытарь (1-10). Притча ο минах (11-27). Вход в Иерусалим и очищение храма (28-48).

1-4. История Закхея мытаря составляет особенность евангелия Луки. У других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходилчрез Иерихон (об Иерихоне см. Матф. XX, 29), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось не мало пошлин с производства и от вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с евр. — чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. — (Кто он, — т. е. кто из проходящих именно Иисус). Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом. — Забежав вперед, — т. е. в ту улицу, которую еще Христос не прошел, но должен был пройти, (по лучшему чтению: εἰς ἔμπροσϑεν, а по Т. R. простоἔμπροσϑεν). — Взлез на смоковницу — дерево это очевидно было довольно высокое. — Мимо нея. В греч. тексте стоит слово δι᾽ἐκείνης, но предлог διὰ здесь лишний: его нет в лучших кодексах.

5-6. Знал ли Господь Закхея раньше — неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве, — Сегодня надобно быть Мне… Господь указывает Закхею на особенную важность Для него нынешняго дня: Христос, согласно высшему определению (ср. ст. 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεῖναι = быть с Иоан. I, 39).

7. Все — гиперболическое выражение. Речь идет об иудеях, которые сопровождали Христа до дома Закхея и видели, как Закхей встретил Господа привходе. — Зашел — точнее: вошел для того, чтобы здесь остановиться (εἰσῆλϑεκαταλῦσαι).

8. Вероятно, беседа, какую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь: к нему пришел Сам Мессия. — Обидел — (ἐσυκοφάντησα) — т. е., если я кому повредил в материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как глава мытарей, иметь большоез начение в деле оштрафования торговцев, не внесших узаконенную пошлину затовар. — Вчетверо. Он разсматривает свой поступок как воровство: за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимость украденнаго (Исх. XXII, 1).

9. Сказал ему — правильнее: в отношении к нему, Закхею (πῤὸς αὐτόν), обращаясь при этом к ученикам Своим и к бывшим в доме гостям. Дому сему, — т. е. всей семье Закхея. — И он сын Авраама, — т. е. несмотря на свое презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известныя теократическия права на спасение чрез Мессию. О нравственном его достоинстве здесь речи нет, и следующий стих подтверждает ту мысль, что Закхей, действительно, принадлежал к людям, которых не напрасно называли «погибшими».

10. Здесь Господь подтверждает истинность сказаннаго Им в 9-м ст. Действйтельно, семье Закхея пришло спасение, потому что пришел Мессия, чтобы отыскивать и спасать подпавших вечной погибели (ср. Матф. XVIII, 11).

11. Притча ο минах сходна с приведенною у ев. Матфея в ХХІ-й гл. ст. 14-30 притчею ο талантах. Ев. Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение ο спасении дома Закхея (ст. 9) слышали ученики Христа и вероятно бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что теперь скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, какого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы разсеять такое ожидание Господь и сказал нижеследующую притчу.

12. Очень может быть, что когда Господь говорил ο человеке, хлопотавшем ο получении себе царской власти, то имел в виду иудейскаго царя Архелая, которыйчрез путешествие в Рим добился утверждения своего в царском достоинстве, несмотря на протесты его подданных (И. Флавий. Древн. XVII, II, 1). Так и Христос, прежде чем подучить славное царство, должен будет уйти в «дальнюю страну» — на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль обосуждении лукавых рабов (ст. 26-27).

13. Человек призвал десять своих собственных (ἑαυτοῦ) рабов, от которыхмог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Матф. XXV, 14). — Мин . Мина еврейская равнялась ста сиклям, — т. е. 80 рублям. Аттическая мина равнялась ста драхмам — если это была мина серебряная, т. е. 20 рублям. Но мина золотая равнялась 1250 рублям. В ев. Матфея счет ведется более крупный — на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь ο человеке, отправлявшемся искать себе царство. — Употребляйте их в оборот, — т. е. за ведите на них торговлю. — Под рабами, конечно, нужно разуметь учеников Христовых, а под минами — разныя полученныя ими от Бога дарования.

14. Под гражданами, не пожелавшими упомянутаго выше человека иметь своим царем, нужно разуметь единоплемеников Христа, неверующих иудеев.

15. (См. Матф. XXV, 19). — Кто что приобрел — правильнее: кто что предпринял.

16-17. См. Матф. XXV, 20-21. 18-26. См. Матф. XXV, 22-29.

18-26. См. Матф. XXV, 22-29.

27. Здесь царь отводит свой взор от лукаваго раба и вспоминает ο врагах своих, ο которых шла речь в 14-м стихе. — Избейте предо мною — образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть. Притча таким образом касается как судьбы неверующих во Христа иудеев, так — и это главный ея предмет — будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дав известный дар, каким Он должен служить Церкви, и если он неиспользует как должно этот дар, Он будет наказан исключением из царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшия награды вэтом царстве.

28-38. Здесь ев. Лука говорит ο входе Христа в Иерусалим согласно с ев. Марком (см. Марк. XI, 1-10; ср. Матф. XXI, 1-16). Но при этом он делает кое где прибавления, а где и сокращения. — Пошел далее — точнее: шествовал впереди (ἐπορεύετο ἒμπροσϑεν) Своих учеников (ср. Марк. X, 32). — К горе называемой Елеонской — правильнее: к горе Елеон (ἐλαίων — значит: масличная роща. Иосиф Флавий также употребляет название: Елеон гора Древн. VII, 9, 2). — Когда приблизился к спуску с горы Елеонской. Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Понятен поэтому внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшаго Христа как своего царя, вступавшаго в свою столицу. — Учеников. Это ученики в самом широком смысле этого слова. — Какия видели они — конечно раньше, когда ходили за Христом. — Благословен Царь. Царем обозначают Господа ученики только у ев. Луки и у Иоанна (Иоан. XII, 13). — Мир на небесах и слава в вышних! Этими словами (у ев. Луки заменено восклицание: «осанна в вышних» (Матф. и Марк.) Он так сказать разделяет «осанну» на два восклицания. Мир на небесах, — т. е. спасение на небесах, у Бога, Который и будет раздавать теперь ею спасение чрез Мессию и — затем — 2) слава в вышних, т. е. Бог будет прославлен за это ангелами в вышних, на высоте.

39-44. Этот отдел находится только у одного еванг. Луки. Некоторые фарисеи, выйдя из толпы народа, в которой они находились, обратились ко Христу спредложением запретить Своим ученикам так кричать. Господь отвечал на это, что такого взрыва хвалы, обращенной к Богу, нельзя остановить. При этом Он употребил поговорку ο камнях, которая встречается и в Талмуде. Затем когда Он приблизился к городу, то, поглядев на него, заплакал — заплакал ο нем громко (ἒκλαυσεν ὲπ᾽αὐ., а не ἐδάκρυσεν, как при гробе Лазаря. Иоан. XI, 35). — Если бы и ты… Речь обрывается, как «бывает с плачущими» (Зигабен). К миру или к спасению Иерусалиму должна была, конечно, послужить вера в Христа как в обетованнаго Мессию (ср. XIV, 32). — И ты — подобно Моим ученикам. — В сей твой день, — т. е. в этот день, который мог бы быть для тебя днем спасения. — Ныне… т. е. но при настоящих отношениях это ненозможно: Богом сокрыто осталось от тебя это спасение (ἐκρύβη — указывает на Божие определение ср. Иоан. XII, 37 и сл.; Рим. XI, 7 и сл.). — Ибо придут на тебя дни… Господь только что сказал, что от Иудейскаго народа скрыто то, что служить к его спасению. Теперь Он доказывает эту мысль, ссылаясь на несомненно ожидающую этот народ кару. — Обложат тебя окопами. Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною. — Разорят тебя — точнее: сравняют тебя с землею (ἐδαφιοῡσι). — Побьют детей твоих в тебе. Город в Св. Писании часто представляется под образом матери (см. Иоил. II, 23; Ис. ХХХХІ, 8), а поэтому под детьми нужно разуметь обитателей города. — Времени посещения твоего, т. е. определеннаго пункта времени, когда Бог проявил ο тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение (τ. καιρὸν τ. ἐπισκοπῆς — ср. 1Петр. II, 12).

45-48. Об очищении храма ев. Лука говорит согласно с Марком (Марк. XI, 15-17) и отчасти с Матфеем (Матф. XXI, 12-13). — И учил каждый день в храме. Ев. Лука отмечает факт ежедневнаго появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это «учение» намекает и ев. Марк (XI, 18). — Неотступно слушал. Внимание, с каким слушал народ Христа, являлось препятствием для врагов Христа в их замыслах против Него.

Новое на сайте

>

Самое популярное