Домой Грибы Как играть в Мафию? Правила, описание игры. Правила игры в спортивную мафию с ведущим

Как играть в Мафию? Правила, описание игры. Правила игры в спортивную мафию с ведущим

За что многим игрокам нравится игра Mafia 2 ? Да за ту самую атмосферу романтического декаданса конца 30-х - начала 60-х годов, навеянную одноименным гангстерским боевиком «Крестный отец». Когда играешь во вторую часть Мафии – от обилия графических изысков и сюжетных передряг аж дух захватывает!

Разработчики позаботились обо всем:

  • Шикарная графика, используются передовые технологии графического движка «Phys X» от «NVidia».
  • Четкий и выверенный сюжет, позволяющий прочувствовать на собственной шкуре жизнь рядового мафиози.
  • Великолепные звуковые эффекты с поддержкой всевозможных современных технологий виртуального звукового восприятия: 5.1 и 7.1-канальный звук.
  • Идейное продолжение первой части Мафии исполнено на достаточно высоком уровне мастерства.

Но вот что делать, если игра пройдена, а желание насладиться атмосферой динамичного трехмерного боевика с сильным сюжетом осталось. Есть ли игры похожие на Мафию 2 ? Безусловно!

Mafia: The City of Lost Heaven

Данная игра является сиквелом проекта Mafia 2. Первая Мафия – настоящий шедевр. В нее стоит поиграть всем фанатам второй части. Сюжет настолько увлекателен и непредсказуем, что от игры невозможно оторваться до появления финальных титров.

В Mafia: The City of Lost Heaven центральным персонажем выступает обычный уличный таксист Томас Анджело, который волей случая становится членом большого мафиозного клана. Игрокам вместе с Томасом предстоит пройти тернистый путь длиною в 10 игровых лет. Главного героя повсюду будут поджидать различные неприятности: предательство со стороны друзей, подставы от враждебного мафиозного клана, многочисленные яростные и кровавые перестрелки. И многое другое.

Невозможно словами передать дух атмосферы 30-х годов, его можно только прочувствовать на собственной шкуре.

The Godfather: The Game

Игра, основанная на событиях фильма «Крестный отец». Главный герой Альдо Трапани после смерти своего отца попадает под опеку одного из членов мафиозной семейки, который обучает его всем премудростям жизни и кодексу чести настоящего мафиози. Повзрослев, Альдо начинает выполнять различные поручения – сначала «мелких», а затем и более влиятельных лиц мафиозного клана.

В The Godfather: The Game игроку доступен на откуп целый город, проработанный достаточно неплохо! Отличительной фишкой игры является очень щепетильная проработка модели уличных драк. Здесь они выглядят весьма натуралистично. Таким образом, данная игра похожа на Мафию 2 , хотя и имеет при этом свои особенности.

Во второй части «Крестного отца» главный герой становится главой мафиозной семейки. И теперь ему предстоит расширить свое влияние на всю Америку. Игра в целом переняла атмосферу первой части. Изменениям подверглась графическая и геймплейная составляющие игры.
  • Рэкет
  • Подстава
  • Захват бизнеса
  • Контроль территории
  • Командный режим
  • Также стоит отметить приятную особенность The Godfather 2 - появление бонусов. За успешное прохождение сюжетных миссий игроку дают бронежилеты, эксклюзивное оружие, бронированные авто и многое другое, что делает прохождение игры еще более веселым и комфортным.

    Scarface: The World Is Yours

    Игра является идейным продолжением оригинального фильма «Лицо со шрамом». В конце киноленты Тони Монтана героически погибает. В игре же он только временно залегает на дно – для зализывания ран. Поправившись, главный герой решает отомстить своим врагам за все, а также вернуть себе былое величие.

    И вот начинается битва за корону власти. Игроку предстоит пройти сквозь множество запутанных сюжетных ответвлений. Можно действовать в одиночку. Однако гораздо эффективней накопить на мелких задания деньжат и обратиться за помощью к профессионалам. Наняв профессиональных киллеров, можно с успехом продвигаться по сюжету, получая удовольствие от проработанной атмосферы и ураганного геймплея.

    Самой главной фишкой игры является режим «Слепая ярость». Он позволяет максимально использовать любое оружие, которое попадется под руку.

    Grand Theft Auto 4

    В четвертой части легендарной игровой серии главный герой, с характерным сербским говором, Нико Белич приезжает в Либерти Сити. Здесь он хочет отдохнуть от длительной военной службы и отомстить за смерть нескольких друзей. За помощью Нико обращается к своему брату Роману. Тот подкидывает главному герою первые возможности заработка, после чего Белич и знакомится с «хозяевами» Либерти – города мечты, в котором сбываются мечты!

    После знакомства с крупными магнатами и местными мафиозными кланами. Игрока ожидает целый каскад разнообразных миссий. От легких – до сложных и запутанных.

    Главным достоинством данной игры похожей на Мафию 2 можно считать проработанный до мельчайших подробностей мегаполис. В GTA 4 хочется не просто играть, а жить полноценной жизнью в шикарном Либерти Сити.

    В игре можно передвигаться на различных видах наземной и воздушной техники, посещать рестораны и ночные клубы, а также выходить во Всемирную паутину. Да, в GTA 4 есть виртуальный Интернет!

    Важный итог и заключение!

    Вот и подошел к концу обзор игр похожих на Мафию 2 . Проектов, которые заставляют геймеров на некоторое время забыть о реальной жизни с ее заботами и проблемами. В заключение всего вышесказанного стоить отметить, что GTA 4 имеет сходство с Мафией 2 лишь по части геймплея. Атмосфера у четвертой части Grand Theft Auto совсем другая. Остальные же игры из списка обладают и похожим игровым процессом, и своеобразной «аурой», схожей по духу с «климатом» второй части Мафии!

    Мафия. Карточная игра.
    Мафия - командная психологическая пошаговая ролевая игра с детективным сюжетом.
    Сюжет: Жители города, обессилевшие от разгула мафии, выносят решение пересажать в тюрьму всех мафиози до единого. В ответ мафия объявляет войну до полного уничтожения всех порядочных горожан.

    Правила игры

    Для игры Вам понадобятся специальные карты. С обычной колодой тоже можно играть, если предварительно договорится, какие картинки - что будут значить. В упрощенной (классической) игре вам понадобятся карты с мафией и мирные жители - горожане. В более развернутых версиях игры могут встречаться и другие персонажи, такие как комиссар, доктор, падшая женщина (любовница), шериф, маньяк, адвокат…

    • Перед началом игры игрокам раздаются карты рубашками верх. Именно тогда и определяется кто будет за кого играть. Карт в колоде ровно столько, сколько участников в игре. Ведущий игры определяется либо тоже при помощи карты, либо заранее выбирают желающего.

    Вы можете бесплатно распечатать эти карты на нашем сайте.

    • При открытии своей карты желательно не проявлять эмоций. Очень часто, начинающие игроки бурно радуются, когда видят, что они мафия - их становится очень легко выявить. Правильнее, просмотреть карту и сразу положить ее в карман или на стол рубашкой верх, чтоб никто не видел.

    Персонажи

    Мирные жители (горожане) - играют только “днем”, могут в это время суток казнить одного из игроков. До конца игры не знают, кто из игроков за кого играет.
    Мафия - днем прикидываются мирными жителями, ночью убивают самого умного горожанина. Все Мафиози знают друг друга.
    Любовница (Падшая женщина, Девушка) - играет за мирных жителей, ночью может спасти одного из игроков, проведя с ним ночь.
    Доктор (Врач) - играет за мирных жителей, ночью исцеляет больных, не знает наверняка какой игрок за кого играет, поэтому может спасти от гибели и мафию.
    Комиссар (Детектив, шериф) - Играет за мирных, ночью пытается самостоятельно убить мафию. Если попадает в горожанина, ведущий сообщает всем, что комиссар промазал. Если ночью стреляет и попадает в мафию - ведущий объявляет одного из мафии убитым.

    План игры

    Ведущий объявляет первый день игры.

    День первый.

    Игроки знакомятся друг с другом. Можно придумывать себе вымышленные имена и профессии. В первый день по поведению игроков уже можно делать некоторые выводы.
    Плохо скрываемая радость, неудовольствие, показное спокойствие – все это может стать ключом к разгадке кто же на самом деле мафия. Но никакие обсуждения в этот день не допускаются.

    Первая ночь.

    Ведущий говорит: “Наступила ночь.”
    После объявления ведущим ночи, игроки закрывают глаза или одевают специальные маски.
    Ведущий говорит: «Мафия проснулась».
    После этих слов игроки, кому достались «мафиозные» карты открывают глаза и здороваются друг с другом. Делать это следует крайне аккуратно, так как любое движение может игроков выдать.
    Ведущий объявляет: «Мафия уснула».
    «Мафия» закрывает глаза.

    День второй.

    Ведущий объявляет: «Наступил день. Все жители города проснулись»
    Мирные жители просыпаются и решают кто из них мафия. Мафиози тоже принимают участие в обсуждении, выдавая себя за мирных горожан и пытаясь перевести подозрения на невинных игроков. Выбирается несколько подозреваемых, одного из которых в результате казнят, и игрок выбывает из игры показав перед смертью свою карту.

    Ночь вторая.

    Примерный план на ночь: Любовница, Мафия, Доктор, Комиссар - все просыпаются и засыпают по очереди, делая свои ночные дела.

    Выглядит это примерно так:
    Ведущий объявляет: «Наступила ночь. все жители засыпают»
    Если вы играете с картой “Падшая женщина”, то сначала ведущий объявляет её.
    Ведущий: “Любовница просыпается”. Любовница должна выбрать игрока, с кем проведет ночь, а следовательно, кого мафия не сможет убить.
    Ведущий: “Мафия просыпается”. Мафия открывает глаза. В эту ночь они должны избавиться от наиболее умного и опасного мирного жителя. Сохраняя полную тишину, мафиози, посовещавшись, выбирают первую жертву и жестами указывают на него ведущему.
    Ведущий: “Мафия убила человека. Мафия засыпает”.
    Ведущий: “Доктор просыпается”. Игрок с картой доктор просыпается и показывает ведущему на игрока, которого он хочет вылечить - спасти от гибели.
    Ведущий: “Доктор засыпает”.
    Ведущий: “Просыпается Комиссар”. Игрок с картой комиссара открывает глаза и указывает на предполагаемого игрока, который по его предположениям - настоящая мафия.
    Ведущий: “Комиссар стреляет и промахивается, потому, что целится в мирного жителя”. (Если бы комиссар показал бы на Мафию, ведущий бы объявил о смерти мафиози.)
    Ведущий: “Все засыпают”.

    День третий.

    Ведущий:”Наступил третий день. Все просыпаются. Мафия убила Васю Пупкина. Доктор вылечил Петю Сидорова, который и так был здоров” или “Мафия попыталась убить мирного жителя, но доктор его вылечил”.
    Игроки опять продолжают выяснять и обсуждать, кто же свернул на темную дорожку и является мафией. В конце дня выносится вердикт и казнится один игрок.

    Так и продолжается сутки за сутками, пока один из лагерей не победит.

    Принять участие в игре могут от 3 до 18 человек. В эту игру могут играть компании и взрослых, и детей, подростков (с некоторыми вариациями относительно ролей). Роли можно придумывать и свои. Увлекательная психологическая пошаговая ролевая игра с детективным сюжетом, в которую могут играть и взрослые и дети. Она отлично подходит для игры в домашнем кругу, для игры на различных вечеринках!

    "Мафия" - без преувеличения всемирно известная и любимая ролевая игра.

    Знаменитая психологическая игра "Мафия" подарит вам много увлекательных часов в атмосфере напряженной психологической борьбы! Конфликт между мафией и мирными жителями в самом разгаре... На чьей стороне окажетесь вы?

    «Мафия» позволяет игрокам проявить интуицию, выдержку, наблюдательность, аналитические способности и актерский талант.

    «Мафия. Вся семья в сборе» - это психологическая командная игра с криминально-детективным сюжетом, придуманная 1986 году студентом факультета психологии МГУ и очень быстро ставшая популярной во всём мире. Игру часто используют в образовательных целях, развивая тем самым память, аналитическое мышление, актёрское мастерство; психологические, социальные и математические навыки, а также в качестве серьёзного тренинга при подготовке специалистов различного профиля.

    Цель игры Мафия

    15-18 человек
    – 3 представителя мафии, гангстер, маньяк, комиссар, доктор, любовница, остальные игроки – мирные жители.

    Игроки по очереди вытаскивают карту из колоды, определяя, какая роль в игре им уготована. Демонстрировать карту другим игрокам нельзя, исключение – случаи, когда требование показать карты исходит от ведущего.

    Функция ведущего игры в Мафию.

    На ведущего возлагаются функции по ведению игры, контроль за соблюдением правил, решение спорных ситуаций.

    Ход игры

    Игра представляет собой смену времени суток с последующим голосо­ванием.

    Внимание! Все игроки обязаны подчиняться командам ведущего . Их неисполнение может привести к тому, что игра может не сложиться.

    ИГРА

    Первая ночь

    В первую ночь происходит знакомство активных игроков, мафии и гангстера.

    Ведущий просит всех участников игры запомнить, кому какая роль выпала. Затем произносится следующая фраза: «Закрываем глаза, наступила ночь».

    Все игроки по команде ведущего закрывают глаза. Ведущий просит открыть глаза сначала людей мафии, затем гангстера. Важно процесс пробуждения мафии и гангстера совершать по очереди, чтобы «тёмные» игроки смогли запомнить, кто есть кто. Чтобы в будущем исключить возможность путаницы, игроки с картами «мафии» должны во время пробуждения демонстрировать руками кулак, гангстер – «козу». Представители мафии и гангстер знакомятся друг с другом так, чтобы остальные игроки не заподозрили, кто является «тёмным». Ведущий
    предупреждает людей мафии, что их знакомство завершается, и просит вновь закрыть глаза.

    Ведущий по очереди просит открывать и закрывать глаза доктора, любовницу, комиссара, маньяка. Ни в коем случае нельзя допустить ситуации, когда, например, врач и комиссар смогут узнать друг друга! Активные игроки также должны знакомиться с ведущим максимально бесшумно, чтобы остальные ничего не узнали.

    Первый день

    В первый и остальные дни проходят следующие процедуры: знакомство игроков друг с другом, обсуждение, выдвижение кандидатур на казнь, оправдание, голосование, дневная казнь.

    Ведущий объявляет о наступлении дня и разрешает всем игрокам открыть глаза. Каждый игрок представляется: называет своё имя и приводит доводы, почему он не относится к мафии. Для удобства игроков можно использовать бейджики или таблички с именами. Познакомившись, игроки наблюдают друг за другом, начинают обсуждать, кто, по их мнению, является мирным жителем или представителем мафии. Они могут задавать прямые вопросы друг другу, например: «Признавайся, ведь это ты мафия?».

    Затем каждый участник игры номинирует одного из игроков на дневную казнь как представителя организованной преступности. Каждый называет имя своего номинанта и рассказывает, почему считает, что этот человек относится к мафии. По завершении обсуждения ведущий называет кандидатов на выбывание из тех людей, которые номинировались. Им позволяют оправдаться.

    Для удобства игроков кандидаты на выбывание могут снять бейджики или же перевернуть таблички с именами. Во время оправдания кандидаты на выбывание объясняют игрокам, почему же, выбрав его, игроки совершат ошибку. По итогам оправдания кандидатов проводится голосование. Все игроки по очереди на зывают имя кандидата, который, по их мнению, должен выйти из игры. Голосуют только за номинантов. Кандидат, набравший большинство голосов, выбывает из игры, при этом демонстрируя всем игрокам свою карту.

    Вторая ночь

    Ведущий оповещает игроков о том, что наступила ночь. Все игроки обязаны закрыть глаза. Первой пробуждается любовница и выбирает себе любовника на ночь.

    Затем ведущий произносит: «Любовница заснула. Проснулись люди мафии и гангстер, и они выбирают жертву». В это время игроки с картами «мафия» и «гангстер» открывают глаза и совещаются по поводу того, кого же они хотят устранить из игры. Общение между людьми мафии должно быть бесшумным, чтобы другие игроки ничего не заподозрили. Ведущий запоминает выбор мафии, на следующий день ему предстоит огласить приговор.

    Затем он произносит: «Мафия выбрала свою жертву. Мафия уснула». Представители мафии закрывают глаза.

    Ведущий объявляет время пробуждения для таких игроков, как комиссар, доктор, маньяк. Как только решение этих игроков принято, ведущий «усыпляет» игроков. Делать всё это необходимо по очереди, чтобы никто из игроков не встретился друг с другом глазами .

    Второй день

    Этот день ничем не отличается от первого. Однако в этот раз ведущий оглашает решение активных игроков, то есть «Мафия убила такого то игрока», «Доктор излечил такого-то игрока», «Любовница соблазнила такого-то игрока», «Маньяк убил такого-то игрока». Выбывшие игроки демонстрируют всем свои карты.

    Время суток сменяется до тех пор, пока не будут уничтожены все люди мафии или мирные жители.

    Тактика ведения игры

    Люди мафии на протяжении всей игры должны скрывать свой статус и выдавать себя за мирных граждан. Ведь именно мирные граждане составляют большинство, и на них лежит задача по уничтожению криминальных элементов.

    Люди мафии совершают одно убийство каждую ночь.

    Гангстер – главарь организованной преступности, он принимает окончательное решение насчёт того, кого же убить. Если люди мафии не могут прийти к единому решению, то за гангстером остаётся последнее слово: как он решит, так и будет.

    Доктор во время своего пробуждения наделён способностью спасения одного из игроков. Если анонимный выбор доктора выпал на игрока, чья судьба была уже ранее предрешена другими игроками (например, людьми мафии), то выбранный игрок не будет удалён из игры. Одного и того же игрока доктор не может излечить два раза подряд (только через ночь), в том числе и себя.

    Маньяк имеет право убить любого игрока, но только в нечётные ночи, то есть в третью ночь, в пятую, седьмую и так далее. Выигрывает маньяк только в том случае, если остаётся один.

    Комиссар может во время своего пробуждения спросить у ведущего, кто из игроков относится к мафии. Комиссар показывает на игрока, и этот жест являет ся автоматической постановкой вопроса ведущему: этот человек является мафией? Ведущий должен ответить: «Да, это человек мафии и гангстер» − или «Нет, это не человек мафии и не гангстер». Полученную информацию комиссар обязан хранить в секрете и никому не выдавать. Во время голосования комиссар может вскрыть свою карту, и тогда его голос засчитывается за два. Однако есть опасность, что ближайшей же ночью он будет убит мафией, ведь теперь все знают, кто он.

    Если ночью убивают комиссара, то он оставляет предсмертную записку с информацией об одном из игроков. Ведущий оглашает её только в том случае, если комиссар был убит тёмными: маньяком, гангстером или мафией.

    Любовница очаровывает кого-то одного. Во время пробуждения она выбирает одного из игроков, и этого игрока мафия не трогает. Любовница может действовать только во время чётных ночей, то есть во вторую, четвёртую, шестую и последующие ночи.

    КОРОТКАЯ ИГРА в Мафию (малое количество участников)

    Когда в игре принимает участие незначительное количество людей (3-5), то следует применять правила «короткой игры».

    Это означает, что игроки игнорируют «ночи», игрок мафиози не убивает ночью никого. Игроки принимают участие только в голосовании и обсуждении. В таком случае можно обойтись и без ведущего.

    В чем же особенности «классических» правил игры в Мафию?

    Если кратко, то суть в простоте правил. Все упрощено и регламентировано. Если детальнее, то вот ключевые особенности:

    1) В игре участвует ровно 10 человек : не больше, не меньше.

    2) В игре есть только две команды : черные (мафия) и красные (мирные жители).

    Мафий всего 3, включая босса мафии, который обычно называется Доном. Мирных всего 7, включая Шерифа.

    3) Никаких других ролей в духе маньяка, доктора, проститутки и тому подобное в игре нет. Только те, роли, что перечислены выше.

    4) Роли убитых игроков не вскрываются. То есть ведущий объявляет все роли игроков только, когда игра завершена.

    5) Днем, у каждого из игроков по одной минуте на монолог. То естьигроки говорят один за другим, поочередно. Говорить всем вместе не разрешается. Если кто-либо произносит хоть одно слово не в свою очередь – получают предупреждение.

    6) В игре действуют предупреждения. За 3 предупреждения игроку сообщают, что у него не будет возможности дать речь при ближайшей возможности. Проще говоря, игрок лишится слова на ближайшем кругу. За четвертое предупреждение игрока дисквалифицируют из игры.

    7) Мафия стреляет ночью по мирным жителям с закрытыми глазами.

    Как это происходит? Все просто: в самом начале игры, в нулевую ночь мафия просыпается в полном составе и договаривается о стратегии на игру. Обычно Дон Мафии просто жестами показывает, в какой очередности черные будут убивать мирных жителей. Например, в 1-ю ночь мафия выведет игрока 5, во вторую – 6, в третью – 9. После нулевой ночи происходит первый ознакомительный день игры, в который, обычно, никто не исключается из игры. Когда наступает первая ночь игры, ведущий громко и четко начинает отсчет игроков от 1 до 10. Вся команда мафии, сидя с закрытыми глазами, должны одновременно сделать специальный жест на игроке номер 5 (ведь именно игрок пять в нашем примере был заказан как жертва на первую ночь). В этом случае игрок 5 будет считаться убитым. Если во время отсчета ведущего, кто-либо из черных сделает специальный жест не на том номере игрока, на котором сделали другие мафиози, то игрок не будет считаться убитым. То есть мафия промахнется, и никто не будет убит.

    8.) После отстрела мафии Дон и Шериф поочередно ищут своих противников.

    Обратите внимание, что ни Дон, ни Шериф никого не убивают. Просто ведущий заявляет: «Просыпается Дон мафии и показывает номер игрока, которого он считает Шерифом». Дон, конечно же, послушно выполняет просьбу ведущего. Если нашел, то ведущий кивком дает понять, что, мол, «да, этот игрок таки Шериф». Затем Шериф просыпается и ищет черных (то бишь мафию). Заметьте, что шериф ищет ВСЮ мафию, а не только Дона. То есть Шериф делает то же, что и Дон, показывая номер какого-либо игрока. И ведущий точно также кивком дает понять Шерифу является ли тот игрок мафией или нет.

    9) Когда наступает утро, предоставляется слово убитому игроку.

    То есть даже если мафия отстрелила игрока 1 ночью – он все равно будет говорить, когда наступит утро. Воспринимайте это как «озвучку» предсмертной записки, или показания умирающего свидетеля – что угодно. Но все игроки говорят свое заключительное слово перед тем, как покинуть стол.

    10) Если игрок вылетел из игры, то нужно встать из-за стола и отойти в сторону.

    Это тоже довольно важная особенность. Человек, которого вывели из игры, должен отойти в сторону и стать немым зрителем с покерным лицом. Если же игрок остается сидеть за столом, то у него остается впечатление, что он все ещё игре. Из-за этого игрок мимикой и жестами будет участвовать в игре и может невольно навредить команде противника.

    Ведущий объявляет: «Кто против игрока номер 9 – голосуем!». И у игроков есть 2 секунды (не больше) чтобы поставить свою руку с жестом «ОК» (кулак с большим пальцем, поднятым вверх) на стол. Через 2 секунды ведущий говорит «Спасибо», что означает окончание голосования против этого игрока. Если кто поставит голос после слова «Спасибо», то голос засчитан не будет. Тем не менее, игроки, чьи голоса не были засчитаны, имеют право участвовать в дальнейшем голосовании.

    Многим эти правила в начале, по каким либо причинам, кажутся недостаточно интересными. Часто, новички, приходя играть в мафию на английском в English Mafia Club, говорят что-нибудь в духе: «Зачем мафии стрелять так сложно, если можно просто просыпаться каждую ночь?» или «Почему не объявляют роли игроков, когда они вылетают из игры?» или «А чего нет маньяка и доктора?» . Обычно, все это вопросы игроков с небольшим опытом в интеллектуальной игре Мафия.

    Только «классика» способствует наибольшему количеству различных стратегий. Никакие другие правила игры Мафия не смогут гарантировать столь сильное развитие логического мышления. Поэтому, если Вы хотите за игрой мафия не только хорошо время проводить, но и повышать ваши способности мыслить логически и стратегически, просчитывая действия людей и групп на несколько шагов вперед, то играйте в «классику»!

    Играющие делятся на группы: «красные» и «черные». «Красные» - это мирные жители, и «Черные» - мафиози. В игре разыгрываются 7 красных карт и 3 черные. Одна из семи красных карт отличается от остальных - это карта «Шериф», предводитель красных. Черные также имеют своего предводителя - карта «Дон». Игра делится на две половины: день и ночь. В течение игры «черные» должны устранить «красных» и наоборот. За игровой стол усаживаются десять игроков. Затем все надевают повязки, так как «ночью» глаза у всех игроков должны быть закрыты. Ассистент по очереди предлагает выбрать с подноса карту, каждый игрок смотрит свою карту, снова надевает повязку, ассистент собирает карты, и начинается игра.

    Ведущий объявляет: «Наступает ночь». Участники в повязках наклоняют головы вниз, чтобы движения соседей или игра теней не стали источником дополнительной информации для них. Ведущий объявляет: «Просыпается мафия». Участники, получившие черные карты, в том числе и Дон мафии, снимают повязки и знакомятся друг с другом и ведущим. Это первая и единственная ночь, когда мафиози открывают глаза вместе. Эта ночь дана им для того, чтобы договориться о порядке устранения «красных». Договариваться следует очень тихо при помощи жестов и мимики - так, чтобы рядом сидящие «красные» игроки не почувствовали движений. Ведущий объявляет: «Мафия засыпает». После этих слов «черные» игроки надевают повязки.

    Ведущий: «Просыпается Дон и знакомится с ведущим». «Черный» Дон открывает глаза. В эту ночь ведущий знакомится с Доном. В последующие ночи Дон будет просыпаться, чтобы найти Шерифа игры.

    Ведущий: - «Засыпает Дон». Дон надевает повязку.

    Ведущий: - «Просыпается Шериф и знакомится с ведущим». Шериф открывает глаза и знакомится с ведущим. В последующие ночи Шериф будет иметь возможность просыпаться и искать «Черных».

    Ведущий: - «Засыпает Шериф. Утро. Все просыпаются».

    Первый день. Все снимают повязки. Днем происходит обсуждение. Каждому игроку дается 1 минута на выражение своих идей, мыслей и подозрений.

    Цель игры в целом: для «красных» выявить «черных» участников и вывести их из игры. А для «черных», соответственно, наоборот. «Черные» находятся в более выгодном положении, так как знают «кто есть кто» в этой игре. Обсуждение начинает игрок под номером один и далее по кругу.

    В течение дневного обсуждения игроки могут выставлять кандидатуры игроков (не более одной каждый игрок) с целью вывести их из игры. По окончанию обсуждения за кандидатуры голосуют. Та кандидатура, которая набрала большинство голосов, выбывает из игры. Выбывший из игры имеет право на последнее слово.

    В игре существует термин «перестрелка». Это ситуация, в которой два или более игроков набирают одинаковое количество голосов. В этом случае голосуемым дается право в течение 30-ти секунд оправдаться, убедить игроков в своей «красноте» и остаться в игре. После чего происходит переголосование. Если кто-то набирает больше голосов, он выбывает. Если игроки вновь набирают равное количество голосов, то ставится на голосование вопрос: «Кто за то, чтобы все голосуемые покинули игру?». Если большинство голосует за выбывание, игроки покидают игру, если против - остаются, если голоса делятся поровну, игроки остаются в игре. В случае, когда остаётся четыре игрока за столом повторное голосование при "перестрелке" не проводится. Все игроки остаются за игровым столом и ведущий объявляет, что "наступает ночь".

    После первого круга вновь наступает ночь. В течение этой и следующих ночей мафия имеет возможность «стрелять». «Стрельба» происходит следующим образом: договорившиеся в первую ночь о порядке устранения «красных» мафиози в следующие ночи «стреляют» (с закрытыми глазами). Ведущий после слов «мафия выходит на охоту» объявляет номера игроков по очереди, и, если на определенном номере все мафиози одновременно выстрелят, - объект поражен. Если кто-то из членов мафии «стреляет» в другой номер, либо не «стреляет» вообще, ведущий фиксирует промах. «Стрельба» происходит посредством имитации выстрела пальцами высоко поднятой рукой. Ведущий объявляет: «Мафия удаляется». Затем "ведущий объявляет: «Просыпается Дон». Дон просыпается и пытается найти Шерифа игры. Он показывает на пальцах ведущему какой-либо номер, за которым, по его мнению, скрывается Шериф. Ведущий кивком головы либо подтверждает его версию, либо отрицает. Дон засыпает, просыпается Шериф. Шериф также имеет право на ночные проверки.

    После ответа ведущего Шериф засыпает, и ведущий объявляет начало второго дня. Если мафия ночью не устранила игрока, ведущий объявляет, что утро действительно доброе, и ночью никто не пострадал.

    Обсуждение второго дня начинается со следующего, после говорившего первым в предыдущем круге игрока. В течение этого и следующего кругов ход игры не меняется. Ночи и дни чередуются до победы той или иной команды.
    Игра заканчивается победой «красных» в том случае, когда устранены все «чёрные» игроки. «Чёрные» побеждают в случае, когда остается равное количество «красных» и «чёрных».

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное