Домой Грибы Кто занимался самообразованием из известных людей. Ученый самоучка константин эдуардович циолковский, цитаты, биография, мировоззрение. Готфрид Вильгельм Лейбниц

Кто занимался самообразованием из известных людей. Ученый самоучка константин эдуардович циолковский, цитаты, биография, мировоззрение. Готфрид Вильгельм Лейбниц

Не оскудела еще земля русская народными талантами. Чего стоят одни изобретатели - самоучки. Так, изобретатель из Северодвинска Сергей Муракин сконструировал из обычного бытового пылесоса уникальный гидропневмодвигатель. Еще один интересный "самоделкин" фермер из Архангельска, который разводит "породистых" червяков — для производства биогумуса.

Можно ли стать в наше время как минимум региональной, а как максимум мировой знаменитостью в нынешней России самостоятельно, в одиночку, не пользуясь особой государственной поддержкой? Ну или благоволением, скажем, крупных финансово-промышленных структур? Отошло ли время самоучек-самоделкиных, левшей и кулибиных? Спору нет — Сколково и другие подобные научные и высокотехнологичные структуры стране пользу приносят, и немалую. Но…

Лет десять назад Pravda. Ru впервые написала о ставшем впоследствии знаменитым (как раз после наших публикаций) самодеятельном изобретателе Сергее Муракине из Северодвинска. По результатам испытаний его агрегата, сконструированного из обычного пылесоса "Буран" (еще советского образца), ученые тогда сделали вывод: гидропневмодвигатель может использоваться не только в качестве привода-движителя в устройствах различного назначения, но и как генератор на электростанциях малой и средней мощности.

Лауреат Нобелевской премии академик Жорес Алферов сказал тогда про его изобретение: "Как работает этот самый гидропневмодвигатель, мы не понимаем… Но он, несмотря на это, все-таки работает!". Чуть позже обладающий лишь средним специальным образованием северодвинский самородок Муракин (закончил он машиностроительный техникум еще при СССР) запатентовал уникальную ветровую электростанцию, аналогов которой во всем мире нет.

Когда Сергей Михайлович подавал заявку на участие в международном конкурсе "Глобальная энергетика" (одним из инициаторов учреждения которой и был, кстати, академик Ж. Алферов), члены оргкомитета, пять нобелевских лауреатов, множество академиков и профессоров, пришли в недоумение: да ведь изобретения, хоть и работают, и испытания проходят, но все-таки законам "общепринятой" физики противоречат!

Как уже писала Pravda. Ru, в середине 2000-х Сергей Муракин разработал уникальную технологию преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, и снова привел в недоумение ученых. Суть: при трансформации вращательного движения в возвратно-поступательное (и наоборот) в устройстве Муракина напрочь отсутствуют такие "незаменимые", казалось бы, штуковины, как кривошип, шатун и коленчатый вал! Не может быть — но… все работает!

Автор этих строк в не раз в те времена лично общался с самоделкиным из Северодвинска — ведь благодаря нашим публикациям он, по большому счету, и приобрел известность, к нему по электронной почте посыпались вопросы. И предложения — в основном из-за границы. В частности, из США, Германии и Японии. Деньги сулили громадные…

Но Сергей Михайлович не раз рассказывал: его сокровенная мечта — чтобы изобретения начали работать "в Отечестве своем". Ветровая электростанция к тому времени уже подходила к стадии реализации в одной из уральских областей России. Свои мудреные железяки он возил в поездах, в обычном плацкарте, за свой счет — никто особо не хотел вкладываться в них, пока не будет показана их реальная отдача…

Недавно, наткнувшись на фамилию Муракина на одном из научно-технических интернет-форумах, решил ему позвонить. И… вдова сказала, что не так давно он ушел из жизни. Говорит, что устал пробивать со свои изобретения, за которые японцы и немцы предлагали ему огромные деньги. Но ни одно свое изобретение он "на сторону" так и не продал! Ну, а на родине они так и не пригодились…

Куда более счастливой оказалась судьба другого нашего героя, Григория Иванова из Архангельска. Этот простой архангельский фермер прямо в самом центре города, в подвале одного из вполне официальных учреждений взялся разводить червей для производства биогумуса.

Сейчас Григорий Иванов успешный бизнесмен, глава фермерского хозяйства. Центральный офис компании расположен сейчас в самом центре Архангельска в здании бывшей котельной. И опять же, когда я дозвонился до героя своей же публикации в Pravda. Ru, услышал печальное: бюрократические препоны и дороговизна долго не давали развернуться.

Константин Циолковский, цитаты которого не потеряли актуальности даже сегодня день, - пример целеустремленности и потрясающего терпения. Родился в 1857 году в городе Рязани, перенес в детстве скарлатину, после которой почти потерял слух.

Жизнь и творчество

Костя с детства увлекался инженерией. Движение без участия человека, действие пружины на предмет, коляски и локомотивы - все это были самодельные игрушки на домашнем станке. Впечатленный успехами сына, отец отправляет мальчика в Москву, но в училище непросто поступить. Ничего не добившись, Константин возвращается домой, сдает экзамен на преподавателя, и зарабатывает на жизнь званием учителя.

Именно в этот период Циолковский, цитаты о человеческом терпении которого мы слышим каждый день, полностью отдается изобретению механизмов. Ученный-самоучка не создавал ракету, но его идея реактивного двигателя (инерция создает энергию) вдохновила Сергея Королева и Андрея Туполева, была катализатором для пытливых умов.

Человеческие иллюзии и страхи

Цитаты Циолковского о человеке и о себе взяты из жизни, рождены путем размышления.

  • Человечество открыло для себя солнечную систему. Изучают ее, думают, что они хозяева. Но это ошибка. Мы ничего не можем узнать о космосе по одной системе, это все равно что по одному камню изучать океан.
  • Новые идеи трудно поддерживать, но надо. Не все люди имеют такое драгоценное свойство.
  • Моя цель - продвинуть человечество вперед. Это не дает мне ни хлеба, ни отдыха и ни силы. Но я надеюсь, что мои труды позволят получить обществу могущество и горы хлеба.
  • Мужество нужно вырабатывать, а не сдаваться при первых неудачах. Причины этих неудач можно просто устранить.
  • После упражнений в воде и прогулок я молодею, а главное, массирую и придаю свежесть своему мозгу.
  • Каждый человек может добиться всего, если будет думать, что это возможно.

Константин Циолковский, цитаты о космосе и возможностях

Главным для изобретателя всегда была наука и ее продвижение. Желание познать космос придавало самым смелым идеям смысл и силу. Теоретическая космонавтика родилась, когда ученый доказал необходимость применения ракетных «поездов» и использования нескольких ступеней для ракеты.

  • Наша планета - это наша колыбель. Но из колыбели нужно выходить.
  • Космос - настолько бесконечный механизм, что создает иллюзию свободы действия.
  • Создание ракеты, это не самоцель, а только способ для проникновения в космос.
  • То, что сегодня невозможно, завтра станет обычным.
  • Вначале была только мысль и сказка, затем расчет и возможность, а венчает все готовый предмет.
  • Время возможно и существует, но еще не открыто, потому что мы не знаем, где его искать.
  • Весь опыт накопленных знаний ничтожен по сравнению с тем, о чем мы никогда не узнаем.

Смерть как часть природы

Связь с необъятным космосом, великие идеи и достижение сделали Циолковского циничным. Смерть, какой бы страшной для нас ни была, в сравнении со вселенной, - всего лишь явление. В стремлении к совершенству Циолковский, цитаты о смерти которого выглядят шокирующе, выражается вполне определенно.

  1. Если познать природу, страх перед смертью становится несущественным.
  2. Всегда стремлюсь к совершенству. Это касается и людей. Можно заботиться о насильниках, умалишенных, калеках, но предотвратить появления их потомства, так и угаснут они в возможном счастье.
  3. Человек тяготеет своей жизнью к 30-50 годам, разница зависит от условий существования. Какие противоречия может вызвать искусственная остановка жизнедеятельности по желанию? Ведь врачи утверждают, что есть быстрые и безболезненные способы.

Будучи оптимистом в жизни, Циолковский Константин Эдуардович цитатами о совершенстве мира разбавлял свои труды, книги, уроки и лекции. Преподавая физику, он вдохновлял на действие не только своих учеников, но и друзей.

Джими Хендрикс

Можно ли научиться игре на гитаре самостоятельно? Или без специального музыкального образования никак не обойтись?

Исследуя любимый книжный магазин в центре города, мне почему-то захотелось заглянуть в самый неприметный его уголок, именуемый «Музыкальным разделом». Что же за книги там прячутся? История музыки? Тематическая художественная литература? Учебники для музыкальной школы? Интересно...

Подойдя ближе, взгляд сразу упал на небольшую полку прямо на уровне глаз — обычно там, на самом видном месте, расположены книги, пользующиеся наибольшей популярностью. Ну конечно, кто бы мог сомневаться! На этом топовом месте оказались практически все книги с интригующе-банальными заголовками «...для начинающих». И это в лучшем случае. В худшем же, всех новичков, пытающихся освоить новое музыкальное ремесло бессовестно обзывали «чайниками». Пример тому, «Гитара для чайников». «Нет, сами вы чайники! А я — вполне способный ученик!» - подумает какой-то потенциальный покупатель, и пойдет искать другой учебник. Что-то на подобии «Гитары для будущих великих музыкантов». Но заголовки — не главная тема, заинтересовавшая меня в тот момент. Более интересно было другое: а есть ли практическая польза от таких книг? И вообще: можно ли научиться игре на этом музыкальном инструменте самостоятельно? Или без специального музыкального образования никак не обойтись?

Почти все реализовавшие себя музыканты сходятся в едином мнении: для того, чтобы в лучшем виде овладеть техникой игры на гитаре, нужно упорство, целеустремленность, регулярная практика и, конечно же, любовь к своему делу. А как же начальное музыкальное образование? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, все ли ваши знакомые, окончившие музыкальную школу, выбрали игру на каком-нибудь инструменте в качестве дела всей жизни? Или хотя бы дополнительного хобби. Так что все это совсем не гарантия успешной творческой карьеры. Скорее, дополнительный бонус-плюс.

А что делать энтузиастам, по разным причинам не владеющим таким бонусом, но очень желающим добиться успеха великих гитаристов? Действительно ли самоучители с книжной полки помогут добиться выдающихся результатов? А почему бы и нет? Если у вас есть желание, вера в себя и любовь к музыке — дерзайте!

Думая над ответом на главный «книжно-самоучительный» вопрос, в памяти всплыло несколько известных имен. Кажется, это и станет содержательным ответом на все.

Так можно ли стать успешным гитаристом, обучаясь самостоятельно?

Все знают Джими Хендрикса

А знают ли все, что этот легендарный американский виртуоз, величайший гитарист всех времен за версией журнала Time, является самоучкой? В 16 лет, купив свою первую гитару, Хендрикс так сильно увлекся музыкой, что на третий план отошло все, даже школа, которую он решил бросить вообще. Все свободное время музыкант посвятил обучению игре на гитаре и прослушиванию старых пластинок известных гитаристов того времени. И это все со временем принесло фантастические результаты!

Множество великих гитаристов прошлого и нашего времени являются последователями Джими Хендрикса (Пол Маккартни, Фредди Меркьюри, Ингви Мальмстин, Джо Сатриани, Эрик Клэптон, Джон Мэйер, Ленни Кравиц, Кирк Хэмметт, Курт Кобейн, Мэттью Беллами).

Вечный школьник из AC/DC

Дико энергичный, профессионально техничный и слегка странный в своем сценическом образе (чего стоит одна только школьная форма — постоянный наряд для выступлений) Ангус МакКиннон Янг является бессменным соло-гитаристом известнейшей рок-группы AC/DC. Бесспорно, виртуозный мастер. Может играть сложные соло, задрав голову несясь по сцене, прыгать-бегать, ни на секунду не прекращая игру. Вот это мастерство! Где же такому учат? А вот сейчас мы подошли к еще одному интересному факту про Янга: он — самый настоящий самоучка! С пяти лет увлекался игрой на гитаре, но о музыкальном образовании не было даже и речи. Благодаря целеустремленности, искренней заинтересованности инструментом, Янг не только преуспел в музыке, но и заработал на этом миллионы. Миллионы долларов и фанатов.

«В тот день, когда умер Джими Хендрикс, родился гитарист Мальмстин»

Эта самоуверенная фраза принадлежит самому Ингви Мальмстину — тогда еще семилетнему мальчику, увидевшему по телевизору похороны Джими Хендрикса (кстати, одного из его кумиров). Кто же такой этот Мальмстин? Мультиинструменталист, композитор, один из основателей неоклассического метала. А еще - легендарный гитарист-самоучка, занимающий почетное место в списке «100 величайших гитаристов всех времен по версии Classic Rock».

В одном из своих интервью на вопрос о том, является ли он самоучкой, музыкант ответил: «Да, я разобрался во всем этом сам. Просто слушая. И все произошло бы намного быстрее, если бы кто-то мне все объяснил. Но я считаю, что творчеству научится невозможно, можно только получить подсказки. Но творчество должно идти изнутри.»

Блюз-рокер Эрик Клэптон

Когда на тринадцатый день рождения Эрик Клэптон получил свою первую акустическую гитару, он и не подозревал, что когда-то будет трижды включен в Зал славы рок-н-ролла (а это абсолютный рекорд!). Более того, Клэптон и не сразу загорелся изучением гитары, так как первый инструмент был дешевым и не очень качественным, соответственно — играть было намного труднее. Поэтому, будущему музыканту пришлось отложить гитару в сторону и вернуться к ней, спустя два года. Наверное, тогда, в пятнадцать лет, и возникло серьезное желание реализовать себя в музыке, которое Клэптон трансформировал в долгие часы настойчивого обучения игры на гитаре. Как и предыдущие музыканты, он занимался музыкой самостоятельно, то есть успешно пополнил ряды величайших гитаристов-самоучек.

Исполняя блюзовые мелодии синхронно с аудиозаписями, Эрик Клэптон сумел добиться идеальной техники и стать одним из лучших мастеров своего дела.

Чак Бэрри и “Гитара для начинающих”

А вот кому действительно помогли самоучители, так это Чаку Бэрри — одному из самых влиятельных ранних исполнителей рок-н-ролла.

Увлечение музыкой к Бэрри пришло в пятнадцать лет — то есть, когда в руки попал его первый музыкальный инструмент — четырехструнная тенор-гитара. В процессе изучения, будущая знаменитость использовал различные самоучители и изредка подсказки местных музыкантов. Очень скоро он освоил необходимые аккорды, что позволило легко наследовать гитарные партии известных песен. Но шестиструнную гитару музыкант решил освоить только в двадцать пять лет! С того времени, основными методами изучения игры на гитаре для Бэрри стали партии джазмена Чарли Кристиана, Ти-Боуна Уокера.

На сегодняшний день успехи самоучки Чака Бэрри впечатляют. Однажды он даже занял пятое место в рейтинге «50 величайших исполнителей всех времён» от журнала Rolling Stone.

Вспоминая эти имена, на ум приходит вывод: не методы изучения становятся решающими в музыке, а мотивация и заинтересованность. Поэтому, есть мечта — нужно действовать. Пусть никого, желающего освоить музыкальный инструмент и даже стать в этом успешным, не останавливает отсутствие профильного образования. Все можно компенсировать упорством и регулярными систематическими занятиями. Можно найти себе учителя, можно учиться на просмотре видеоуроков в Youtube... Да и прикупить себе что-то с полочки “...для начинающих” - тоже неплохой вариант. Тем более, даже сам Чак Бэрри так делал.

Еще одна важная составляющая успешного старта — выбор хорошего инструмента. К этому не стоит относиться легкомысленно, так как некачественная гитара может отбить всякое желание ее изучать (как это чуть не случилось с Эриком Клэптоном). Поэтому будьте избирательны и ответственны, покупая инструмент. В таком важном задании вам поможет интернет-магазин гитар robik-music.com , преимуществом которого является огромный выбор гитар разных типов и разной ценовой категории: от качественных бюджетных и до совершенных элитных моделей. А что если именно в этом магазине вас ждет именно ваша гитара — будущий спутник музыкального успеха?

Подводная лодка Ефима Никонова

Все мы знаем, что русская земля богата не только углеводородами, но еще и талантами. С давних пор в нашей стране то и дело появляются люди с фантастическими способностями и необъяснимой фантазией, но при этом с совершенно неброским происхождением. Такими, к примеру, были Ломоносов и Циолковский.

Но самое большое восхищение всегда вызывали именносамоучки-изобретатели. Без образования, основываясь лишь на собственном опыте и чутье, они умудрялись создавать вещи, которыми восхищались даже профессионалы.

Давайте вспомним самых выдающихся русских изобретателей-самоучек, вошедших в историю, но ныне уже несколько подзабытых.

Ефим Никонов (дата рождения неизвестна - умер после 1728) - подводная лодка

Ефим Прокопьевич Никонов родился в крестьянской семье из села Покровское в Подмосковье. Никаких сведений о его жизни до нас не дошло, не осталось даже примерного года рождения. В историю он вошел как весьма оригинальный изобретатель-самоучка, пытавшийся построить первую в России подводную лодку.

В 1718 году Никонов впервые подает царю Петру I челобитную, в которой утверждает, что «…сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец…».

С первого раза достучаться до царя у Никонова не получилось, но на второе послание Петр все же отвечает и приглашает самоучку в Санкт-Петербург. При личной беседе изобретатель рассказывает Петру, что может построить судно, которое будет способно плавать в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно».

Царю идея явно понравилась и он приказывает Никонову «таясь от чужого глазу» построить для начала модель с целью испытаний. В 1720 году Никонова направляют в одну из контор Адмиралтейств-коллегии, где его производят в должность мастера и дают все необходимые материалы для строительства.

Испытания модели состоялись на Неве спустя год и прошли не слишком удачно. Тем не менее, Петр приказывает Никонову начать строительство уже полномасштабного экземпляра «потаенного судна». Таким образом, в августе 1721 году в Санкт-Петербурге была заложена первая российская подводная лодка.

Как мы можем предполагать, лодка была бочкообразной формы, ее деревянный корпус стягивали 15 железных полос. Сверху у лодки имелась рубка с герметичными стеклами, а в движение она приводилась веслами, усилиями экипажа из 4 человек. Внутри лодки хранилось 50 свечей, что соответствует примерно 10-12 часам освещения. Видимо, примерно на такое время планировалось осуществлять погружение.

Длина судна, предположительно, составляла около 6 метров, а ширина - чуть более 2. Погружалась лодка за счет набора воды в балластный отсек, а всплывала после ее откачивания с помощью ручных насосов.

Изначально предполагалось вооружить лодку орудиями, но в ходе работы Никонов решил сделать на лодке шлюзовый отсек, через который под воду мог выходить водолаз. Герметичный костюм для него также был придуман Никоновым и представлял собой кожаное одеяние, дополненное деревянным бочонком со смотровым стеклом, надеваемым на голову. Водолаз должен был с помощью специальных инструментов разрушать днище вражеского корабля.

Позже судно все же было решено снабдить медными трубами, через которые планировалось выстреливать огнем и поджигать вражеские корабли. По плану, лодка должна была подобраться на максимально близкое расстояние к врагу, после чего из под воды высовывалась батарея медных труб и выстреливала чем-то вроде «греческого огня».

Построено первое «потаенное судно» было к осени 1724 года, но его испытания прошли крайне неудачно. Лодка камнем пошла ко дну, в результате чего раскололось днище. Петр велел конструктору все починить и укрепить днище для новых испытаний, а также приказал, чтобы никто«конфуз Никонова тому в вину не ставил».

Но уже спустя несколько месяцев царь-новатор скончался. В работе Никонова начали возникать трудности. Тем не менее, к весне лодка была отремонтирована и ее второй раз спустили в воду. Но на этот раз в корпусе сразу же обнаружилась течь и испытания вновь пришлось отложить.

Последний раз лодку испытывали в 1727 году и снова неудачно. После этого Никонова разжаловали из мастера и отправили обычным рабочим на Астраханскую верфь. Лодку заперли подальше от чужих глаз в ангаре и через некоторые время она попросту сгнила. О дальнейшей судьбе этого смелого изобретателя-самоучки ничего не известно.

Леонтий Шамшуренков (1687 - 1758) - инструмент для поднятия Царь-колокола

Леонтий Шамшуренков родился крестьянином в деревне Большаковке Нижегородской губернии Яранского уезда. Первоначальную славу ему принес оригинальный механизм поднятия тяжестей, с помощью которого удалось затащить на колокольню Ивана Великого знаменитый Царь-колокол. До этого огромный колокол 14 лет провалялся в яме, так как никто не мог ничего поделать с его весом в 8 тысяч пудов.

Как именно обычному крестьянину удалось осуществить подъем - неизвестно, но долго колокол на месте не провисел. На колокольне случился пожар и он рухнул на землю, после чего его пришлось отливать заново.

После переизготовления колокол стал весить еще больше. Шамшуренкову пришлось придумывать новый «снаряд» для поднятия колокола и к 1737 году тот был готов. С разрешения властей инженер-самоучка приступил к работе, но в мае в Кремле снова случился пожар, разрушивший на этот раз строительные леса. Колокол снова упал и от него откололся кусок. В таком виде мы и знаем его теперь.

Шамшуренков же вернулся на родину в Яранск, где занялся… борьбой с коррупцией. Каким-то образом ему стало известно, что местный воевода ворует спирт с казенного винокуренного завода и продает его в подпольных кабаках. Шамшуренков решил доложить об этом в Петербург, но про жалобу узнал сам воевода и посадил Шамшуренкова в тюрьму.

Звучит дико, но в заключении гениальный самоучка провел 15 (!) лет. В начале своего срока он написал из тюрьмы письмо в Петербург на имя императрицы Елизаветы, в котором рассказал, что сможет построить для ее величества самоходную коляску, приводимую в движение двумя членами экипажа. Если же обещание не будет выполнено, изобретатель готов был пожертвовать своей жизнью.

На самом деле, Шамшуренков занимался изобретением самоходной коляски уже давно - параллельно основной деятельности из подручных материалов он собирал дома образец. Он знал, что мог выполнить обещание - для того, чтобы закончить свое детище ему оставалось совсем немного.

Послание ходило по бюрократическим каналам почти 10 лет, пока им всерьёз не заинтересовались. Помогло имя Шамшуренкова - в Москве еще не забыли его работу по поднятию колокола. Изобретатель вышел на свободу в 1751 году и сразу отправился в Петербург, где ему было выделено место для работы и небольшие деньги на содержание.

Шамшуренков изготовил коляску в максимально сжатые сроки, после чего она была сдана в Сенат на проверку. Создателю приказали не выезжать из Петербурга, хотя денежное довольствие ему платить прекратили. На какое-то время Шамшуренков оказался в положение нищего и вынужден был отправиться домой пешком.

Но когда коляска была наконец доставлена ко двору, то труд изобретателя наконец был оценен. В 1753 году он вернулся в Петербург, где ему выдали 50 рублей премии и Шамшуренков воспрянул духом. У него появляется идея конструкции самоходных саней, кроме этого он собирался установить на свою самоходную коляску отсчитывающий версты прибор.

Однако удалось ли изобретателю осуществить свои планы, мы никогда не узнаем, так как уже в 1758 году он скончался, не оставив после себя никаких записок или чертежей.

Иван Кулибин (1735-1818) - карманные часы, мост, прожектор и водоход

Когда говорят про инженеров-самоучек, то в первую очередь вспоминают именно Ивана Кулибина. Хотя самоучкой его называть не вполне корректно. Родившийся в семье мелкого торговца в селе Подновье Нижегородского уезда, Кулибин в подростковом возрасте обучался токарному, слесарному и часовому делу. Тем не менее, никакого доступа к научному образованию у Кулибина, разумеется, не было.

В 1764-67 годах Кулибин собрал уникальные карманные часы, уместив в небольшом корпусе помимо часового механизма также механизм часового боя, воспроизводивший несколько мелодий, музыкальный аппарат и крошечный театр-автомат с подвижными фигурками.

Подобная безделушка не могла не привлечь аристократическое внимание и Кулибин сразу стал придворным изобретателем при Екатерине II. Сейчас часы в форме яйца хранятся в Политехническом музее в Москве.

Императрица назначила Кулибина на должность заведующего механическими мастерскими в Петербургской Академии наук, где он в итоге проработал более 30 лет. За это время Кулибин начал множество выдающих проектов, большинство из которых, к сожалению, не были доведены до конца.

С 1770-х годов вплоть до начала XIX века Кулибин работал над проектом однопролетного моста через Неву. Ему удалось рассчитать проект300-метрового моста на бумаге, хотя никакой теории мостостроения тогда еще не существовало. Испытания уменьшенной 30-метровой модели показали, что мост имеет большой запас прочности, а его высота позволяла парусным кораблям спокойно проходить по реке.

Проект уже был готов к реализации, но правительство не стало его финансировать. Впоследствии все расчеты Кулибина были не раз перепроверены. Они оказались на редкость точными, хотя самоучке не было известно ничего из того, что сегодня изучается в рамках науки о сопротивлении материалов.

Еще одним известным изобретением Кулибина является прожектор с параболическим отражателем, сделанным из множества маленьких зеркал. Всего из одной свечи он мог создать узконаправленный мощный поток света. Создатель планировал с помощью него осветить улицы Петербурга, но применение прожектор нашел на судах и в каретах - там его уменьшенную и упрощенную копию аристократы с радостью вешали для освещения. На этом Кулибину даже удалось немного заработать, хотяиз-за отсутствия патента его изобретением торговали и другие мастера.

Одним из самых известных изобретений Кулибина является водоходное судно. Оно предназначалось для перемещения грузов против течения реки с помощью силы самого течения. Такое судно было оснащено якорем, закидываемым впереди корабля, а также колесом, которое наматывало лебедку, ведущую к якорю. Колесо приводилось в движение рекой и судно автоматически перемещалось к месту крепления якоря, после чего тот закидывали заново с помощью шлюпки.

Механизм Кулибина был успешно испытан и мог освободить тысячи крестьян от неблагодарного труда бурлаков на реке. Но, как это нередко бывает, ручной труд оказался гораздо дешевле, чем внедрение предложенного Кулибиным механизма. В итоге, это изобретение также осталось невостребованным.

Значительную часть своего времени Кулибину приходилось посвящать заказам дворян и приближенных ко двору. Чаще всего они ограничивались потешными автоматонами , но один из необычных заказов поступил Кулибину именно от императрицы Екатерины II.

Та уже была в пожилом возрасте и для перемещения по этажам дворца захотела изготовить лифт. Сделать обычный механизм на лебедке Кулибину не позволяли желания заказчика - Екатерина хотела ездить вверх и вниз исключительно в своем кресле. Поэтому ему пришлось выдумать новый тип лифта - винтовой.

Он работал по принципу винта и гайки - специальный человек вращал стержень с резьбой, по которому поднималось и опускалось кресло с императрицей. К настоящему моменту от механизма остались лишь несколько частей - после смерти Екатерины лифт сначала использовали для развлечений, а затем заложили кирпичами.

За Кулибиным значится еще много полезных дел - он отремонтировал петербургский планетарий; создал очень качественный по тем временам протез ноги, одобренный Медицинской Академией, но так и не запущенный в производство; сконструировал рядовую сеялку для равномерного распределения семян (также не была запущена в производство); изготовил множество разнообразных научных приборов для Петербургской Академии наук. Как видите, имя Кулибина не зря впоследствии стало нарицательным - его трудолюбию поражались даже работающие в Петербурге иностранные ученые.

Федор Блинов (1831 - 1902) - вагон на гусеничном ходу и «самоход»

Федор Блинов родом из крестьян Сергея Семеновича Уварова - того самого, который был автором пресловутой доктрины «Православие, Самодержавие, Народность». Вырос Блинов в деревне Никольская Саратовской губернии на берегу Волги. Федор первым из своей семьи получил вольную после отмены крепостного права и отправился работать сначала бурлаком, а затем кочегаром и помощником машиниста на пароход.

В 1877 году Блинов вернулся в родную деревню и занялся изготовлением придуманного им ранее изобретения - вагона на гусеничном ходу. На эту идею его натолкнула нелегкая бурлацкая доля - изобретатель хотел соорудить приспособление, способное возить грузы по любой, даже самой труднопроходимой местности.

Для этого Блинов решил соорудить так называемые «бесконечные рельсы» - замкнутые железные ленты состоящие из отдельных звеньев. По сути, это был один из первых образцов знакомой нам гусеницы.

Вагон имел 4 ведущих колеса, а также 4 звездочки и приводился в движение конной тягой. В 1879 году Блинову был выдан патент. И вскоре вагон впервые испытывают в деле: платформа с двумя тысячами кирпичей и 30 людьми, запряженная всего двумя лошадьми, эффектно проехалась по улицам Саратова.

В 1881 году Блинов начинает строительство самоходного вагона с паровым двигателем, который был закончен уже через 7 лет. Машина была способна развивать скорость в 3,2 км/ч. Именно «самоход» принес изобретателю всероссийскую славу - машина демонстрировалась на крупных промышленных выставках того времени.

В 1883 году Блинов открывает свой завод, который производит преимущественно пожарные насосы, но также занимается и нефтяными двигателями. Предприятие Блинова впоследствии стало градообразующим для его родного села Никольского. Скончался Блинов в возрасте 70 лет, а дело гусеничных тракторов в итоге продолжил его ученик, о котором речь пойдет ниже.

Яков Мамин (1873 - 1955) - «русский дизель»

Уроженец села Балаково Саратовской губернии Яков Мамин еще юношей попал в мастерскую Федора Блинова, где занимался нефтяными двигателями. Будучи крестьянским сыном толкового обучения он не получил, закончив лишь приходскую школу. Это не помешало ему проявить изрядную настойчивость в изучении своего ремесла при работе у Блинова, благодаря чему к концу XIX века Мамин вплотную подошел к созданию двигателя внутреннего сгорания собственной конструкции.

В 1899 году Яков со своим братом Иваном, который к тому времени получил инженерное образование в Саратове, открывает в родном Балакове«Чугунно-литейный механический завод». Поначалу браться занимались кустарным ремонтом и изготовлением разнообразных деталей, но к 1903 году им удалось изготовить первый экземпляр оригинального двигателя внутреннего сгорания.

За основу был взят английский двигатель «Горнсби», работающий на керосине. При этом изделие Мамина работало на сырой бакинской нефти, что делало его гораздо более привлекательным для отечественного рынка.

После этого братья переименовывают свое учреждение в «Специальный завод нефтяных двигателей бр. Я. и И. Маминых на Волге» и находят деньги для его модернизации. Уже в 1904 году братья подали первую заявку на изобретение, а в 1908 году получили патент на свой двигатель, названный ими просто - «Русский дизель».

Продукция Маминых быстро нашла покупателей; их двигатель даже выставлялся на крупных европейских выставках, где получил несколько призов за изящество конструкции. В 1910 Яков на базе двигателя создает первый трактор - «Карлик», впоследствии прозванный «Русский трактор». До революции Якову удается произвести несколько экземпляров этого трактора.

После революции Яков Мамин трудился инженером в нескольких местах, а в 1937 году переехал в Челябинск где до конца своих дней работал в Институте механизации сельского хозяйства. Судьба его брата Ивана оказалась гораздо трагичнее - он попал под сталинские репрессии и, предположительно, был расстрелян в 1939 году.

Анатолий Уфимцев (1880 - 1936) - ветрогенератор, сфероплан

Анатолий Уфимцев родился в Курске, в семье землемера. Учился в реальном училище, но после 4 класса бросил обучение и пошел работать на завод.

Еще будучи студентом он сочувствовал революционному движению и состоял в местном богоборческом кружке. В 1898 году вместе с тремя товарищами организовал взрыв в Знаменском соборе Курска - целью была икона Знамения Богородицы. Бомба имела маленькую мощность и была взорвана ночью, чтобы, по задумке организаторов, никто не пострадал.

За содеянное Уфимцева арестовали лишь три года спустя, причем его вина раскрылась случайно. За изобретателя тогда вступились известные писатели - Толстой и Горький, но суд все равно приговорил его к пятилетней ссылке в Акмолинск (нынешняя Алма-Ата).

В ссылке Уфимцеву очень помог Максим Горький, выслав тому денег на оборудование простейшей мастерской. В результате Уфимцев занимался любимым делом даже на окраине империи. Он наладил продажу керосиновых ламп собственной конструкции - в пламя Уфимцев вставлял железный колпачок, который, раскаляясь, в несколько раз усиливал испускаемый свет.

После возвращения из ссылки Уфимцев организует в своем доме мастерскую по починке велосипедов, швейных машин, граммофонов и другой техники. Также он продолжает изготавливать и продавать керосиновые фонари, постоянно совершенствуя их конструкцию. Эти фонари можно было увидеть на улицах не только Курска, но и других городов России, к примеру - Севастополя.

В 1809 году Уфимцев увлекается авиацией и начинает строить сфероплан - самолет с крылом в виде части сферической поверхности. Для этого он создает свой четырехцилиндровый двигатель с двумя роторами, за который получает серебряную медаль на московской Международной выставке воздухоплавания в 1912 году. Но сфероплану Уфимцева не суждено было взлететь - его уничтожил ураган, а на строительство нового у изобретателя просто не хватило денег.

Перед революцией Уфимцев налаживает торговлю еще одним своим изобретением - двухтактным нефтяным двигателем, приспособленным для молотилок. Этот двигатель считался самым надежным в своем роде и пользовался большим спросом.

После Первой мировой войны и Октябрьской революции Уфимцев увлекается энергией ветра и начинает совместно с профессором Ветчинкиным конструировать ветроэлектростанцию. В 1923 году советское правительство дает Уфимцеву 5000 рублей для сооружения одной из первых в мире стабильно работающих ветряных электростанций.

Для ветрогенератора Уфимцев с Ветчинкиным изобрели специальный инерционный аккумулятор-маховик. Большое колесо весом в 360 кг вращалось в вакуумной камере, чтобы избежать трения с воздухом. В безветренную погоду маховик продолжал вращаться и подача электричества не прекращалась.

Построенный Уфимцевым ветряк давал электроэнергию для его дома и мастерской, а также питал часть прилегающей улицы. Стоит он и сегодня, правда, уже давно в нерабочем состоянии.

Именем Уфимцева в Курске названа одна из центральных улиц, хотя местные церковники не раз пытались ее переименовать. Но память об изобретателе, который прожил в Курске почти всю свою жизнь, жива до сих пор.

Недавно Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов обнародовало статистику, претендующую на сенсацию. Оказывается, более половины всех изобретений в России принадлежат людям, далеким от науки и зачастую не окончившим даже одиннадцати классов. Руководствуясь принципом «все гениальное просто», современные Кулибины придумывают полезные приспособления, которые со временем наверняка войдут в повседневный обиход. На их счету и незамерзающие проруби, и автомобильные рули, трансформирующиеся в столы, и особые шприцы, которых не боятся даже младенцы.

Непрофессиональные изобретатели снова и снова доказывают: чтобы сделать открытие, необязательно годами корпеть в лабораториях. Иногда достаточно просто раскинуть мозгами. Так, житель Набережных Челнов Сергей Екимов совершил настоящий прорыв в области дизайна автомобилей . Он предложил снабдить руль широкой круглой пластиной, которую во время стоянки можно откинуть и использовать как письменный или обеденный стол. На днях изобретение было запатентовано и, по сообщениям местных СМИ, им уже успели заинтересоваться представители российского автопрома.

Жителю Ярославля Денису Ефимову на дружеской вечеринке пришла в голову мысль: «Хорошо бы совместить выпивку и закуску». Сказано-сделано: Денис начал работать над созданием стаканчиков из шоколада . Несколько экспериментов — и удобная тара для алкогольных напитков, йогуртов и мороженого готова. Мало того, изобретение еще и недорогое: самые лучшие стаканчики получаются из дешевых сортов шоколада. В местных барах напитки в таких стаканах расхватываются как горячие пирожки.

Мало кому приходит в голову усовершенствовать и такую привычную вещь, как шприц. Гражданин Украины Владимир Макаров и россиянин Владислав Кропачев придумали, как сделать так, чтобы мысль об инъекции не вызывала ужас у человека. «Идея проекта возникла спонтанно, когда некоторое время назад я принимал лекарства против простуды, — рассказывает Владимир Макаров. — В тот момент я подумал: как удобно, что можно принимать таблетки дома и не надо лишний раз идти к врачу. А что если и инъекции можно делать так же самостоятельно? Первый образ, который пришел в голову, — обычная кнопка». Новый шприц-кнопка выглядит совершенно безобидно: формой напоминает детскую соску, иглы не видно. Русско-украинское изобретение планируют применять в педиатрии: вид небольшой красной кнопочки, в отличие от острого шприца, детей не пугает.

Настоящий подарок «моржам» преподнес житель Барнаула Иван Алешков . Он придумал, как сделать так, чтобы прорубь не замерзала даже при сверхнизких температурах. Вода на дне зимой намного теплее, чем на поверхности. Именно это свойство Иван и взял на вооружение. Оказалось, что если перемешивать «глубинную» воду с «поверхностной», то прорубь не замерзнет. «Вечный рай для моржей» уже построен в Барнауле, на очереди — соседние города.

Эксперты убеждены: недостаток образования качеству изобретений не помеха. «Что-то гениальное может придумать и непрофессионал. Если у человека есть талант к изобретательству, то это не от института, а от природы, — пояснил „НИ“ председатель московской городской организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Дмитрий Зезюлин . — Сейчас именно самоучки придумывают больше 50% изобретений. В этом нет ничего плохого. Мы всячески поддерживаем талантливых ребят, которые приносят новые и интересные идеи. Если их работа отвечает требованиям, то она будет запатентована и сможет появиться на рынке».

Новое на сайте

>

Самое популярное