Домой Природное земледелие Поэты 19 века о природе родине. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Выступает группа «Лето»

Поэты 19 века о природе родине. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Выступает группа «Лето»

Урок литературы в 5 классе. Учитель Савицкая Е.В.

Тема: Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Тип урока: урок – путешествие.

Цели урока:

    Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций

    Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся

    Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще.

Оформление урока:

    Репродукции картин русских художников-пейзажистов

    Выставка рисунков и творческих работ учащихся

    Музыка «Времена года» П. И. Чайковского или Вивальди

    Оформленные столы групп времён года

    Стол жюри

Подготовка к уроку, домашние задания.

К уроку дети разделены на группы по временам года. Им дано задание представить своё время года.

Каждой группе даётся задание:

1. Подготовить выразительное чтение стихотворение стихотворения (Весна - «Весенние воды» Тютчева, лето - Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» или «Ласточки пропали...», осень - Пушкин «Осень» или любое другое, зима - Тютчев «Чародейкою зимою...»)

3. Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть

4. Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года

Советы к защите: один ученик читает стихотворение, другой делится впечатлениями о нём, третий оформляет стол, четвёртый читает наизусть другое стихотворение, пятый ведёт рассказ о времени года. Продумайте последовательность частей, кто будет выступать, отрепетируйте выступление. Каждый может внести свой вклад в оформление стола. Можно нарисовать иллюстрации к стихотворениям, портрет своего времени года. Можно сочинить и прочитать свои стихи.

Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут

Ход урока

* Урок начинается на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года»

1.Вступительное слово учителя :

У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы попутешествуем по календарю. А помогут нам в этом стихотворения о природе, которые вы знаете, ваши иллюстрации, ваши творческие работы. К уроку вы подготовились защищать своё время года, украсили свои столы. Ваше выступление будет оценивать строгое и компетентное жюри: старшеклассники.

Сейчас зима. (Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка Чайковского). Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передал красоту родной природы русские художники. (Далее учитель ведёт экскурсию по импровизированной выставке (репродукции картин художников), задаёт вопросы классу)

Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление.

2. Выступление групп (представление своего времени года)

Выступает группа «Зима»

Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна. (Учитель показывает соответствующую станицу календаря. Звучит соответствующая музыка Чайковского). А вот как изобразили это молодое время года русские живописцы.

Выступает группа «Весна»

А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов. Особенно любил изображать художник Шишкин.

Выступает группа «Лето»

Наконец мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры. Осень особенно любил Пушкин и посвятил ей множество своих стихов. Она вдохновляла поэта. Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения Левитана. Предоставим слово осени.

Выступает группа «Осень»

3.Заключительное слово учителя.

Вы чудесно поработали. Каждая группа нашла свои оригинальные пути решения защиты. Все были творческими и интересными. Но всё же, кто же, по мнению жюри, был лучшим? Уважаемое жюри, вам слово.

Поэты, о которых мы сегодня говорили, жили в разное время, но всех их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью.

Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - тоже великое чудо. Но откроется оно только тому, кто добр, чуток, внимателен.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко . Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский . Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов . Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит» . Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон . Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон . Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

IV. Учебно-тематический план

п/п Содержание разделов Количество часов Контрольные работы
Классное сочинение Домашнее сочинение Контрольная работа
Введение
Устное народное творчество. Русские народные сказки
Из древнерусской литературы
Литература 18 века
Литература 19 века
Поэты 19 века о Родине и родной природе.
Русская литература 20 века
Поэты о ВОВ
Писатели и поэты 20 века о Родине
Писатели улыбаются
Зарубежная литература
ВСЕГО

Календарно-тематическое планирование

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русские поэты 19 века о Родине, о родной природе

Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

Зима недаром злится, Прошла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон- И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.

Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!" Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893)

Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!

Иван Саввич Никитин (1824 -1861)

Утро Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт; По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Ф.И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...


Открытый урок литературы в 6 классе
Тема: Поэты 19 века о Родине и о родной природе
Цель: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о природе, выяснить, какие чувства и мироощущения выражены в стихах, рассотреть излбразительные средства, благодаря которым создается образная картина природы. Формировать эстетический вкус. Умение ценить и понимать прекрасное.

1.Творческая пятиминутка.
2. Опрос учащихся.
Чтение наизусть стихотворений о пироде.
3.Родная природа в стихотворениях поэтов 19века.
Вступительное слово учителя.
Природе посвящали свои произведения поэты, писатели, музыканты, художники.
Подлость!- бормотал он - Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю. Есть вещи, которые не оценить рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять,что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа? (К.Г. Паустовский Скрипучие половицы).
И если мне хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и исю исцеляющую силу нашей природы.
Любовь к родной природе один из вернейших признаков любви к своей стране.
Сегодня мы познакомимся с произведениями поэтов 19 века о природе.
4. Чтение стихотворений Ф. Тютчева Зима недаром злится, Весенние воды
5. Беседа.
- Самое главное- природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
- Как называется это изобразительно- выразительное средство? Приведите примеры из текста. (Уступая дорогу весне, зима злится, ворчит, хлопочет, бесится, а весна - хохочет, улыбается, становится румяной).
6. Чтение стихотворений А. Фета Весенний дождь, А. Плещеева Весна
- Сравните стихотворения А. Фета, А. Плещеева и Ф. Тютчева, посвященые весне, весеннему настроению. Что общего в этих стихотворениях?
- Каким настроением проникнуты стихотворения о весне?
- На основании чего вы сделали вывод, что все проникнуть радостным настроением?
- Что значит хорошее настроение?
- Как оно проявляется? Как о нем узнают другие? (настроение выражается в том а) как человек относится к другим людям; б) каким тоном говорит; в) как поступает; г) как воспринимает окружающий мир).
- Докажите, что стихи о весне проникнуты радостным чувством.
- Какие эпитеты и сравнения помогают создать яркую, светлую картину весны?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы так написать о природе?
7. Особое место среди поэтов, воспевающих русскую природу, занимает А.В. Кольцов и И.С. Никитин. Поэты-земляки- певцы пленительных ландшафтов средней полосы России.
(Ландшафт - 1 вид земной поверхности, общий вид местности; 2 - то же, что пейзаж (устар.)
Образы природы даются ими в гармоническом сочетании с человеческим трудом, с лучшими чувствами людей труда.
(Гармония- 2- согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь)
Чтение стихотворения Косарь А.С. Кольцова.
- Чему посвящено стихотворение?
- Какое настроение передаёт поэт читателю?
(Для героя привольная степь- основа благополучия, материальной обеспеченности)
- Как он обращается к степи? (Он беседует с ней, как с верным ласковым другом)
- Что радует героя? (Как хороша эта русская степь! Кажется, будто мы видим всю её ширь, дышим запахом её цветов. Она не только просторна, но и как-то по- особому светла).
8. Устное рисование по мотивам стихотворения Косарь
9. Чтение стихотворения И.С.Никитина Утро
Никитинские описания природы сотканы, как узорчатые ковры, из многоцветных нитей. Краски настолько сочны и зримы, что так и просятся на полотно живописца.
- Что мы видим? Что слышим?
- Какие изобразительно- выразительные средства языка помогают автору нарисовать образную картину летнего утра? (Эпитеты - зеркальная вода, чуткий камыш, роса серебристая, золотые потоки и т.д. Чуткий - быстро и легко воспринимающий что-нибудь; отзывчивый, сочувственный. Олицетворение- лес улыбается, солнце ночлег покинуло, дремлет камыш. Метафора - в огне облака, кудри лозинок, восток все горит
- Какую роль играет природа в жизни тружеников? (Когда всходит солнце, все пробуждается в природе. Природа как бы облегчает условия труда, придает пахарю силы)
Итог урока.
Литературовед Ю.Селезнев в послесловии к книге Времена года пишет: Нельзя любить Родину, не живя одной душою с жизнью любимой берёзки! Нельзя любить весь мир, не любя Родины.
- Согласны ли вы с этой мыслью?
- Докажите, что поэты, с которыми мы сегодня познакомились, были настоящими патриотами?
Домашнее задание:
выучить наизусть одно стихотворение (по выбору); по желанию проиллюстрировать стихотворение.

Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем - темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности. Прикоснемся к ним сердцем и мы, путешествуя по временам года и страницам любимых томиков стихов.

Ах, ты, зимушка-зима!

Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова - Алексей Жемчужников - в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?

Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы - это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» - «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца - вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.

Зеленый шум

Радостны русскому человеку забавы зимы-матушки. Но вместе с нею открывается и новая страница нашей жизни. И родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании. Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы, которая не боится злобной ведьмы-зимы и покоряет всех своим совершенством. А вместе с ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки, идет-гудет по земле «зеленый шум», цветут сады, цветет земля, цветет и душа людская. Об этом пишет Н. А. Некрасов в своем одноименном стихотворении. Прощаются обиды, забываются невзгоды, душа жаждет обновления, радости, любви. Недаром в нашем сознании весна ассоциируется с молодостью, дерзкими планами, яркими надеждами. Потому один из самых часто используемых авторами художественных приемов - олицетворение, подчеркивающее единение живой природы и человека.

Ах, лето красное!

Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.

У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.

Очей очарование…

И, наконец, осень. Это любимое время года у большинства наших лириков, что совсем неудивительно! Пушкин, например, признавался, что «рад лишь ей одной». Осеннее разноцветие, хрупкая, яркая красота, последний всплеск жизненных сил природы перед долгим зимним сном - все это Тютчев очень тонко и точно назвал кроткой улыбкой увяданья. И летящие паутинки, и ясная улыбка солнечного луча сквозь тяжелые тучи, и светлость прозрачных вечеров, и грустно-сиротеющая земля - все прекрасно, трогательно, бесконечно дорого нам.

Для русских поэтов характерно народное представление об осени - времени сбора урожая, подведения итогов, неторопливое любование окружающим миром, понимание бренности всего земного, мудрое, смиренное принятие законов природы.

Новое на сайте

>

Самое популярное