Домой Розы Русский романтизм история возникновения. История зарубежной литературы XIX - начале XX вв. Организация литературных сил

Русский романтизм история возникновения. История зарубежной литературы XIX - начале XX вв. Организация литературных сил

Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Одной из главных причин для этого был тот факт, что эта эпоха - время сильных потрясений как в России, так и во всей Европе. В 1789 году случилась Великая французская революция, полностью закончившаяся лишь к 1814 году. Она состояла из целого ряда значимых событий, которые в конечном счете привели к целому литературному перевороту, поскольку изменился менталитет человека.

Предпосылки появления романтизма

Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе.

Особенности и черты романтизма

Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества. Романтический герой - сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он - один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы. Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.

Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.

Черты романтизма можно выделить следующие:

  • 1) Автобиографизм писателя в главном герое,
  • 2) Внимание внутреннему миру героя,
  • 3) Личность главного героя содержит множество загадок и тайн,
  • 4) Герой очень яркий, но в то же время, никому не удается его понять полностью

Проявления романтизма в литературе

Самые яркие проявления романтизма в литературе были в двух европейских странах, в Англии и в Германии. Немецкий романтизм принято называть мистическим, он описывает поведение побежденного обществом героя, главным писателем здесь был Шиллер. Английский же романтизм активнее всего использовал Байрон; это свободолюбивый романтизм, проповедующий идею борьбы непонятого героя.

Для России таким толчком к появлению романтизма стала Отечественная война 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма - например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).

Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 - 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Вам также может быть интересно ознакомление с темами и

Особенности русского романтизма

Главное русло русской литературной революции в первой половине века было таким же, как и на Западе: сентиментализм, романтизм и реализм. Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и выдвижением новых - тех, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала.

И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями “Бури и натиска” или “готического романа”, но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.

Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в рус-ском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 - 1815), период зрелости (1816 - 1825) и период его послеоктябрьского развития. Это примерная схема, т.к. по крайней мере два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии.

Начальный период русского романтизма: поэзия Жуковского и Батюш-кова. То обстоятельство, что переданное ими настроение разочарования еще осталось в рамках сентиментального элегизма и не достигло ступени отчуждения, резкой вражды и разрыва с действительностью, позволяет видеть в их творчестве самые первые шаги романтизма. Но несомненна разница - у Жуковского “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло” (Белинский), томительное стремление “туда!”, прелесть воспоминаний и неотчетливых видений - чувства, текучая и неуловимая жизнь сердца, “романтизм средних веков”, как это называли; у Батюшкова - эпикуреизм, радость бытия, упоение чувственности, пластичность и изящная определенность формы - сходство с классической литературой античности.



Следующий период русского романтизма более целен и определен, по-тому что одно лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор “Южных поэм”. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” (термин В. Жирмунского) главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.

Единство и цельность же последующей романтической эволюции настолько условны, что проблематично само понятие “период”. В это время (кон. 20-х - 40-е гг.) романтическое движение распадается на множество па-раллельных потоков: философская поэзия любомудров, философская проза В.Ф. Одоевского (цикл “Русские ночи”, 1844), поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, каждая оригинальна по-своему, и Гоголь как автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и Лермонтов. Можно считать, что в лирике, поэмах и драме “Маскарад” Лермонтова русский романтизм достиг высшей точки своего развития. Высота эта определяется предельным развитием романтического конфликта, углублением его диалектики, в частности, сопроникновением противоположных начал (добра и зла), острой постановкой субстанциональ-ных проблем бытия.

Наряду с синхронной периодизацией, которая достаточно условна, распространено и диахронное рассечение романтизма на две ветви: активный и пассивный романтизм, или гражданский и психологический. Это деление также довольно условно в отношении художественных моментов произведения, а не идейных устремлений писателя - например, поэма К.

Рылеева “Войнаровский” не менее психологична, чем лирика Жуковского, хотя творчество Жуковского относят к психологическому романтизму, а Рылеева -к гражданскому.

К началу второго десятилетия романтизм занимает ключевое место в динамике литературных направлений в России, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие. Рискованно сводить это своеобразие к какой-либо черте или даже к сумме черт; перед нами скорее направление процесса, а также его темп, его форсированность - если сравнивать русский романтизм с “романтизмами” европейских литератур.

Хронология русского романтизма:

1. 1801-1815 г. (Жуковский «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»)

2. 1816-1825 г. – зрелый период, или пушкинский (по Белинскому); (вольно-любивые стихотворения Пушкина + чувства разочарования в творчестве Пушкина)

3. 1826-1842 г. – последекабристский период.

2. Роль ситуации "rendez-vous" в романах и повестях И. С. Тургенева
Рассмотрим три произведения Ивана Сергеевича на основе статьи Черны-шевского «Русский человек на rendez-vous»:

Повесть «Ася»
Налицо русская литературная традиция отображения первого, как правило, для девушек, любовного чувства, которым и проверяются сила, глубина и искренность чувства " русского человека на рандеву".

В " Асе" И.С.Тургенева с беспощадной правдивостью отражено чувство страха героя перед ответственной ситуацией выбора, ведь Ася первая признаётся в любви, назначив герою свидание.

Человек, сердце которого открыто всем высоким чувствам, честность которого непоколебима, мысль которого приняла в себя все, за что наш век называется веком благородных стремлений, делает сцену, какой устыдился бы последний взяточник. Он чувствует самую сильную и чистую симпатию к девушке, которая любит его; он часа не может прожить, не видя этой девушки; его мысль весь день, всю ночь рисует ему ее прекрасный образ. Этот человек приходит на встречу с любимой девушкой и говорит:

Вы меня запутали в неприятности, я вами недоволен, вы компрометируете меня, и я должен прекратить мои отношения к вам; для меня очень неприятно с вами расставаться, но вы извольте отправляться отсюда подальше.

И этот человек, поступающий так подло, выставлялся благородным до сих пор! Он обманул нас, обманул автора. Да, поэт сделал слишком грубую ошибку, вообразив, что рассказывает нам о человеке порядочном. Этот человек дряннее отъявленного негодяя.

Таково было впечатление, произведенное на многих совершенно неожи-данным оборотом их отношений. От многих мы слышали, что повесть вся испорчена этой возмутительной сценой, что характер главного лица не выдержан, что если этот человек таков, каким представляется в первой половине повести, то не мог поступить он с такой пошлой грубостью, а если мог так поступить, то он с самого начала должен был представиться нам совершенно дрянным человеком.

Девушка, жестоко обманутая в своём первом чувстве, оставляет незадачливого героя-любовника навсегда, таков её выбор. И хотя пожилой рассказчик (а эта история именно с ним произошла двадцать лет тому назад) поведал читателю о своём горьком раскаянии, заставившем его после тайного свидания осознать, что он любит эту девушку и готов на ней жениться, почему и направился утром следующего дня к художнику Гагину просить руки его сестры, своих русских знакомых он уже не застал в их доме, и бесплодные попытки узнать путь их следования уже ни к чему не привели. Герой после этой истории, по его словам, " знавал других женщин", но " жгучее, нежное, глубокое чувство",возбуждённое в нём Асей, уже не повторилось. Первое свежее чувство Аси оставило благотворный неизгладимый след в жизни героя, чья духовная жизнь после этой истории коренным образом изменилась. Скучающий богатый молодой человек, каковым он был в свои 25 лет, путешествующий по Европе безо всякой цели, уже переживший до встречи с Асей женскую неверность и разочаровавшийся в любви (и этим в какой-то степени и объясняется, почему он не смог мгновенно перестроить свои состояния), наконец ощутил значение жизни и истинного чувства, его хрупкость и силу его длительного влияния одновременно. И хотя он так более и не встретил женщину своей мечты, остался бессемейным, но сдаётся, что он тогда, впервые в жизни испытав тревогу за человека, не случилось ли с Асей беды после их свидания, обрёл в себе очищающую человеческую способность к искуплению вины, литературный талант и силы, чтобы суметь отразить на бумаге тонкие движения души и причинно-следственные связи человеческих поступков.

Но точно ли ошибся автор в своем герое? Если ошибся, то не в первый раз делает он эту ошибку. Сколько ни было у него рассказов, приводивших к подобному положению, каждый раз его герои выходили из этих положений не иначе, как совершенно сконфузившись перед нами.

Повесть «Фауст»

Герой старается ободрить себя тем, что ни он, ни Вера не имеют друг к другу серьезного чувства; сидеть с ней, мечтать о ней - это его дело, но по

части решительности, даже в словах, он держит себя так, что Вера сама должна сказать ему, что любит его; речь несколько минут шла уже так, что ему следовало непременно сказать это, но он, видите ли, не догадался и не посмел сказать ей этого; а когда женщина, которая должна принимать объяснение, вынуждена, наконец, сама сделать объяснение, он, видите ли, "замер", но почувствовал, что "блаженство волною пробегает по его сердцу", только, впрочем, "по временам", а собственно говоря, он "совершенно потерял голову" - жаль только, что не упал в обморок, да и то было бы, если бы не попалось кстати дерево, к которому можно было прислониться. Едва успел оправиться человек, подходит к нему женщина, которую он любит, которая высказала ему свою любовь, и спрашивает, что он теперь намерен делать? Он... он "смутился". Не удивительно, что после такого поведения любимого человека (иначе, как "поведением", нельзя назвать образ поступков этого господина) у бедной женщины сделалась нервическая горячка; еще натуральнее, что потом он стал плакаться на свою судьбу.

Роман «Рудин»

Рудин вначале держит себя несколько приличнее для мужчины, нежели прежние герои: он так решителен, что сам говорит Наталье о своей любви (хоть говорит не по доброй воле, а потому, что вынужден к этому разговору); он сам просит у ней свидания. Но когда Наталья на этом свидании говорит ему, что выйдет за него, с согласия и без согласия матери, все равно, лишь бы он только любил ее, когда произносит слова: "Знайте же, я буду ваша", Рудин только и находит в ответ восклицание: "О боже!" – восклицание больше конфузное, чем восторженное,- а потом действует так хорошо, то есть до такой степени труслив и вял, что Наталья принуждена сама пригласить его на свидание для решения, что же им делать. Получивши записку, "он видел, что развязка приближается, и втайне смущался духом". Наталья говорит, что мать объявила ей, что скорее согласится видеть дочь мертвой, чем женой Рудина, и вновь спрашивает Рудина, что он теперь намерен делать. Рудин отвечает по-прежнему "боже мой, боже мой" и прибавляет еще наивнее: "так скоро! что я намерен делать? у меня голова кругом идет, я ничего сообразить не могу". Но потом соображает, что следует "покориться". Названный трусом, он начинает упрекать Наталью, потом читать ей лекцию о своей честности и на замечание, что не это должна она услышать теперь от него, отвечает, что он не ожидал такой решительности. Дело кончается тем, что оскорбленная девушка отворачивается от него, едва ли не стыдясь своей любви к трусу.

Поведение русского молодого человека на rendez-vous Чернышевский связывает с их воспитанием. Мы видим несамостоятельность дворянства вследствие излишнего участия крепостных людей или слуг в быту дворян. Это порождает проблему развития воли молодого человека, приводит к его нерешительности в ответственные моменты. Чернышевский уточняет, что подобное поведение присуще не только литературным персонажам И. С. Тургенева, оно встречается и у других писателей, например, Некрасова, а значит, является отражением общества того времени.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ Билет 11

В качестве более или менее оформленного явления романтизм возникает в русской литературе не ранее второй половины 10-х гг. К этому времени в России сложилась общественно-политическая ситуация, во многом сходная с положением дел в ряде стран европейского континента.

В годы «Священного союза» возглавленная им международная реакция не могла не сопровождаться внутриполитической реакцией во всех европейских странах, в том числе и в России. На Западе под эгидой «Священного союза» были восстановлены феодальные порядки, частично отмененные или поколебленные в ряде стран во время их оккупации Наполеоном.

В России наступление международной реакции было ознаменовано учреждением военных поселений, усилением цензурного гнета, в частности запретом обсуждать в печати положение крепостных крестьян, гонениями на университетскую науку, мистицизмом официозной идеологии, сбросившей свои либерально-просветительские покровы, наконец антинациональным характером международной политики Александра I — одного из самых ревностных деятелей и идеологов «Священного союза».

Однако общественной поддержки все эти правительственные мероприятия не получили. Отечественная война 1812 г. вызвала подъем русского национально-освободительного сознания.

Крепостное состояние народа, сумевшего отстоять свою независимость и освободить Европу от тирании Наполеона, предстало нетерпимым более чем когда-либо. Народ, армия, общество, гордые только что одержанной победой над завоевателем Европы, были оскорблены неограниченным крепостническим «самовластьем» нового любимца Александра I — «временщика» Аракчеева, тупого и грубого солдафона.

Аракчеевщина нанесла сокрушительный удар либеральным надеждам, но не могла остановить стимулированный Отечественной войной рост антикрепостнических настроений народно-солдатских масс и передовых, прежде всего военных кругов дворянского общества. На подъеме этих настроений и в противовес правительственной реакции возникают сначала полулегальные, потом строго конспиративные объединения дворянских революционеров и формируется идеология дворянской революционности.

Одновременно активизируется идеология дворянского либерализма. Ее оппозиционность реакционному курсу правительства возрастает, но в то же время проникается пессимизмом, вызванным разочарованием в возможности каких бы то ни было уступок правительстваантикрепостническому общественному мнению. Такова одна из национальных предпосылок возникновения русского романтизма и его особенностей.

Аналогичные процессы, протекавшие в конце 10-х — начале 20-х гг. на Западе, — национально-освободительная борьба, организация сообществ итальянских и французских карбонариев, деятельность немецкого Тугенбунда, революция 1820 г. в Испании, греческое восстание против турецкого владычества — привлекали к себе самое пристальное внимание русских дворянских революционеров и либералов, давая им основание чувствовать себя участниками общеевропейского освободительного движения.

Но, не имея единого центра и общей программы, преследуя в каждой стране свои национальные цели, оно выливалось в разрозненные восстания, беспощадно подавляемые объединенными и превосходящими силами международной реакции.

Наиболее глубокое и цельное художественное отражение эта трагическая для западных освободительных движений ситуация получила в творчестве Байрона, особенно в бескомпромиссном свободолюбии и философском пессимизме его лиро-эпического героя.

Байрон и становится властителем дум первого поколения русских романтиков, поколения Пушкина и декабристов, вступившего в литературу на рубеже 10-х и 20-х гг. Уже охваченное романтическими веяниями, оно вместе с тем оставалось верным оптимизму просветительских идеалов, на которых было воспитано.

Поэтому гражданский, революционный романтизм раннего творчества Пушкина, как и творчества самих декабристов, сочетается вполне органически с гражданско-патриотическими традициями «высокого» стиля русского классицизма. В результате, будучи, как и все другие национальные модификации романтического сознания, «поэзией чувства», «жизни сердца», романтическое творчество декабристов и Пушкина преддекабрьских лет становится поэзией революционно-гражданских мыслей и чувств.

В таком аспекте переосмысляется русскими романтиками декабристской ориентации идейно-эстетическая и психологическая структура байронического протестующего героя, обреченного на скитальчество и трагическое духовное одиночество.

Лиро-эпический герой поэтов-декабристов наследует от байронического героя энергию его свободолюбивой души, но свободен от ее трагической разочарованности и философского скепсиса. Он не одинок, у него есть хотя и немногочисленные, но крепкие духом единомышленники, такие же, как и он, «отчизны верные сыны».

Трагическая разочарованность и философский скепсис образуют основную, элегическую тональность другого течения русского романтизма 1810—1820-х гг.: романтизма Жуковского и молодых поэтов его школы, крупнейшим из которых был Баратынский. Обычно это течение в отличие от декабристского, революционного романтизма именуется «пассивным».

Вернее и логичнеебыло бы именовать его либеральным — в том значении этого слова, которое оно имело на языке эпохи, в значении духовно-нравственной оппозиции самодержавно-крепостнической реакции, но оппозиции, выражавшейся в условиях реакции в форме уже не политического, а психологического вольномыслия и вольнолюбия, проникнутого неверием в возможность революционных преобразований.

Политическое в основном расхождение между двумя течениями русского романтизма преддекабристской эпохи, принимавшее подчас формы довольно ожесточенной полемики, препятствовало четкому самоопределению его общей, собственно романтической программы и рождало у приверженцев романтизма весьма различные и в целом неопределенные мнения о его художественной специфике. Она и до сих пор остается не до конца проясненной.

Но к русскому романтизму рассматриваемой эпохи вполне применимы слова Виктора Гюго. По определению Гюго, относящемуся к французскому романтизму конца 20-х гг., его «воинствующая сторона» есть «либерализм в литературе», «литературная свобода — дочь свободы политической».

Свободы отнюдь еще не реальной, а той, к которой неудержимо и необратимо стремится после Великой французской революции все прогрессивное и не удовлетворенное этой революцией человечество. «Свобода искусства, свобода общества, — поясняет Гюго, — вот та двойная цель, к которой должны стремиться все последовательные и логически мыслящие умы...».

Так думали и русские романтики, не только декабристы, но и Жуковский, Батюшков, Баратынский и другие поэты той же ориентации. Однако Жуковский в отличие от декабристов был более, чем его последователи, убежден, что политическую свободу завоевать революционным переворотом невозможно, что единственно верным путем к ней остается путь постепенного просвещения и гражданского воспитания русского общества и правительственного аппарата, включая самого монарха. Иначе говоря, политическим идеалом Жуковского, как и Карамзина, остается «просвещенный абсолютизм».

Этой идущей от Карамзина и разделяемой Гоголем просветительской иллюзией вдохновлен тот энтузиазм, с которым Жуковский исполнял свои «придворные», как это обычно иронически именуется, обязанности воспитателя и учителя вел. кн. Александра Николаевича, будущего Александра II. Современники же, принадлежавшие к ближайшему окружению Пушкина и Жуковского, хорошо его понимали.

В сентябре 1824 г. А. А. Дельвиг пишет Пушкину: «Жуковский, я думаю, [уже] погиб невозвратно для поэзии... Как обвинять его! Он исполнен великой идеи: образовать, может быть, царя. Польза и слава народа русского утешает несказанно сердце его».

При всем том политическая ограниченность романтизма Жуковского несомненна. Но ограниченность не означает реакционность.

В истории русской литературы Жуковскому и поэтам его школы, а из них прежде всего Батюшкову, принадлежит не меньшее место, чем гражданской поэзии декабристов.

Продолжая начатое Карамзиным-прозаиком, основоположником «нового слога», автором первых в русской литературе опытов психологической прозы («Моя исповедь», 1802; «Чувствительный и холодный», 1803; «Рыцарь нашего времени», 1803), Жуковский первым из русских поэтов создал поэтический стиль самовыражения романтической личности, тончайших эмоциональных оттенков и состояний ее внутреннего мира, сугубо субъективных, во многом еще условных, но психологически реальных и до того не имевших в русском поэтическом языке средств для своего выражения.35

Отойдя от классицистического канона предметного рационального слова, Жуковский создал стиль («слог») необыкновенно точной и богатой эмоциональной выразительности, следуя карамзинскому принципу отыскивать «новый смысл» и «новые связи» «старых слов», превращая их привычные значения в сложные многозначные метафоры — символы текущих состояний и размышлений индивидуализированного человеческого характера.

У Жуковского и его последователей — это характер романтической личности, не приемлющей социальную действительность и бессильной бороться с ее злом, но духовно от нее независимой, неизменно тоскующей по заключенному в собственной душе идеалу добра и красоты и тем прекрасной, прекрасной своей духовной непримиримостью с царствующим злом.

Одновременно большой вклад в создание психологизированного и индивидуализированного поэтического стиля внес К. Н. Батюшков. И этим определяется его место в истории русской поэзии.

Оба извода русского романтизма 1800—1820-х гг. встречали сопротивление и подвергались нападкам со стороны разного рода литературных «староверов», приверженцев классицизма. Тем не менее сводить все содержание литературной жизни этих лет к борьбе романтизма с классицизмом неверно.

Неверно потому, что русский романтизм, особенно гражданского, декабристского толка, не только боролся с классицизмом, но и во многом с ним блокировался как с искусством (точнее — стилем) высокого общественного, патриотического звучания. В этом смысле, т. е. прежде всего по стилистической фактуре своего творчества, Катенин, Кюхельбекер, Рылеев, Грибоедов были одновременно и романтиками, и классиками.

Действительное же содержание и генеральныйпуть романтического самоутверждения русской литературы, в основном поэзии, преддекабрьских лет характеризуются борьбой ее освободительных, романтических по своим художественным формам устремлений с господствующей официозной самодержавно-крепостнической идеологией.

Это в равной мере относится к обоим романтическим течениям, проявляясь в каждом по-своему, по преимуществу в одном или другом аспекте — психологическом или гражданском в собственном смысле этого слова. Но они находят свой художественный синтез в преддекабрьском творчестве Пушкина.

Поэтому оно и явилось вершиной русского романтизма 1800—1820-х гг., причем такой его вершиной, с которой гениальному поэту открылась перспектива иного, уже реалистического осмысления действительности, как русской, так и западноевропейской.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале XIX

в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великаяфранцузская буржуазная революция. Как это стало возможно?До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждыйчеловек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества,новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувствоодиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому- то повезет, акому- то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярностьазартные игры, в всем мире и в частности в России возникают игорные дома,публикуются руководства по игре в карты.В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой.Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок”Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цветарулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки”Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь тольков игре человек может почувствовать силу рока.

Первая половина XIX в. в России отмечена мощным подъемом культурыво всем ее многонациональном разнообразии. Свое проявление он находит прежде всего в успешном развитии философии, литературы и научной мысли. Причины подъема – в прогрессивном воздействии идей Просвещения, в событиях Отечественной войны 1812 г., в смелом, патриотически воодушевленном выступлении дворянских революционеров-декабристов. Острота положения в общественной жизни побуждала передовую интеллигенцию к борьбе за демократические преобразования, за свободу труда, мысли и творчества.
Велика зависимость культурного подъема и от многих экономических перемен в стране. Россия встала на путь развития буржуазных отношений. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзиюМ. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

В России оно было связано с борьбой защитников феодально-крепостнического строя с представителями возникающего революционно-освободительного движения. В такие моменты обострения классовой борьбы особенно остро ощущается неудовлетворенность настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о должном, о желанном. Писатель-романтик стремился уйти от современности в прошлое или будущее или, если он изображал настоящее, он противопоставлял ему своё представление о желаемой действительности. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам (в зависимости от их убеждений) по-разному. Поэтому в романтизме, прежде всего, различают два основных течения – консервативное (реакционное) и прогрессивное. Романтизм прогрессивный устремлен в будущее, полон освободительных идей, связан с борьбой за свободу и счастье людей. У нас идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов (Кондратий Рылеева, А. Одоевского, А. Бестужева и др.), в ранних поэмах Пушкина и у Лермонтова (в Англии – Байрон, во Франции – Гюго, в Германии - Шиллер, Гейне).Представителиконсервативного романтизма брали сюжеты своих произведений преимущественно из прошлого, обращались к старине, с ее бытом и преданиями, особенно к средневековью (когда верили во все чудесное), или предавались грезам о каком-то загробном мире. Консервативные романтиков ясно выступала личность поэта, его переживания; 3. романтики уводили читателя от общественной борьбы в мир воображения, мечтательности. представителем такого романтизма был у нас Жуковский.Основные черты романтизма: 1. борьба против классицизма, за свободу творчества; 2. в произведениях характерен интерес к народному творчеству (в нем они видят свободное поэтическое творчество народа); 4. романтические произведения отличаются красочностью языка (широко применяются средства худож выразительности). Лотман показал, что основные черты романтизма характеризуются действованием, соединенным с «витийством» и «разговорчивостью»; резкостью и прямотой суждений, безапелляционностью приговоров; слиянием «игрового» и «серьезного» отношения к жизни, независимостью поступков от обстоятельств, «литературностью» и «театральностью» общения, пренебрежением к конспирации, высокой рыцарственностью. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю.Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, "разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади" (А.И.Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и "пламенная защита человеческих прав авободу"(В.Г.Белинский).Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Особо значимым в это время становится развитие литературного перевода и значение деятельности Жуковского как переводчика и популяризатора шедевров европейской литературы

Иначе протекает эволюция искусства в странах Восточной Европы, охваченных национально-освободительной борьбой. Для Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Хорватии и т. д. XIX век - это век возрождения и стремительно быстрого роста национальной культуры, формирование которой из-за иноземного ига было прервано на столетия. Начавшийся в этих странах процесс буржуазного развития совпадает с усилением борьбы за независимость и создает благоприятные условия для расцвета национальной культуры. Становление романтизма в этих странах происходит не столько в борьбе с различными художественными течениями XVIII века, сколько в сложном переплетении с ними: передовых деятелей привлекает и героический дух классицизма и социально-критические антифеодальные настроения просветительского искусства. Поэтому на ранних этапах развития здесь трудно выделить преобладающее направление, хотя в конечном счете романтизм всюду пробивает себе дорогу. Больше того, там, где шла борьба за независимость, складывание национальной культуры в ряде случаев целиком связывалось с романтизмом. Это и определило длительное бытование в некоторых странах Восточной Европы романтизма и рождение в них критического реализма лишь в последней трети XIX века. Идейной почвой, породившей романтизм в Европе и в США, была глубокая неудовлетворенность феодальными условиями, национальным порабощением, политической реакцией, результатами буржуазной революции - и возникающее на этой основе страстное неприятие существующей действительности. Романтизм сыграл огромную роль в развитии литературы, искусства, театра, во многих областях художественной жизни принеся коренное обновление.

Крушение феодально-сословного общества привело к тому, что действительность предстала перед глазами современников во всем многообразии ее сложных взаимосвязей, взаимообусловленности явлений, которые раньше казались расчлененными, существующими изолированно. Стремительная смена событий наглядно показала текучий, изменчивый характер жизни, привела к крушению метафизических представлений о неизменности мира. Во Франции могучий порыв нации разрушил вековые устои феодализма. Наполеоновские походы перекраивали карту Европы. Народы поднимались на освободительную борьбу, преодолевая яростное сопротивление феодальной реакции, пытавшейся повернуть историю вспять. Европа была насыщена грозовой атмосферой восстаний. И через всю эту грандиозную ломку последовательно и неумолимо история прокладывала путь буржуазному развитию, победе и утверждению капитализма. Мыслителям и художникам этой эпохи необычайно трудно было разобраться в стремительном потоке событий, уловить закономерность процесса, который больно затрагивал каждого и казался им хаотическим сплетением противоречивых, непонятных явлений и фактов, нередко наводивших на мысль о роковой сущности бытия, о таинственных и непостижимых силах, управляющих жизнью. Но вместе с тем именно эта эпоха заложила основу двух великих завоеваний научной мысли XIX века - принципа историзма и осознания диалектической сущности мира.

Стремление художников выразить в искусстве это новое мироощущение, запечатлеть жизненный процесс в его непрерывной изменяемости наталкивалось на невозможность выполнять это средствами искусства, которые XIX век унаследовал от прошлого. Классицизм с его эстетикой «облагороженной природы», принципом разграничения жанров на высокие и низкие, с его незыблемыми правилами, опирающимися на метафизические представления о вечности идеала прекрасного, и отказом от воспроизведения в искусстве всего богатства пестрой, меняющейся, противоречивой действительности, оказался непригодным для решения новых задач. Еще во Франции периода революции 1789-1794 годов классицизм мог выразить героический дух народа, поднявшегося на борьбу. Но в условиях победившего буржуазного строя сословная нормативность и рационалистический догматизм классицизма используются в первую очередь идеологами реакции, которые боятся проникновения в искусство тревожного и мятежного духа исканий, призывов к разрушению вековых канонов. В ряде стран классицизм насыщается официальной идеологией (ампирный классицизм во Франции, английский классицизм конца XVIII-начала XIX века).

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Новое на сайте

>

Самое популярное