Домой Природное земледелие Учим алфавит для детей 8 лет. Игры алфавит. игры для детей

Учим алфавит для детей 8 лет. Игры алфавит. игры для детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Развитие и смена зубов у ребенка

В течение жизни развивается два различных набора зубов [ЗБ]. Первая смена служит в детстве, а зубы, образующие эту генерацию, называются молочными. Они постепенно выпадают и замещаются постоянными ЗБ, которые остаются у человека в оставшуюся часть жизни.

В первой смене насчитывается 20 ЗБ: по 10 в верхней и в нижней челюсти. В возрасте 6-7 месяцев первыми прорезываются два нижних средних резца, в 7-8 месяцев - два противоположных верхних резца. Затем, в 8-9 месяцев прорезываются еще два верхних резца, а на протяжении последней четверти грудного возраста - прорезываются два нижних резца. Таким образом, к концу первого года жизни у здорового ребенка должно быть восемь зубов. К двум годам прорезываются первые молочные моляры и клыки. Вторые молочные моляры появляются еще через полгода. Полное формирование молочного зубного ряда обычно завершается в три года. Этот набор ЗБ служит ребенку в течение последующих 4 лет, после чего молочные ЗБ выпадают и заменяются постоянными.

Как и другие показатели развития, сроки прорезывания зубов имеют индивидуальные особенности, поэтому даже у здоровых детей возможно более позднее или (реже) раннее их прорезывание. Однако значительное запаздывание роста зубов - симптом имеющегося у малыша заболевания, чаще всего - рахита. В редких случаях у детей имеется адентия - отсутствие зачатков зубов. Проверить наличие зубных зачатков можно с помощью рентгеновского снимка. Рентгеновское облучение может быть небезопасным для детского организма, поэтому это исследование следует проводить только при необходимости и по назначению врача. Сегодня есть возможность снизить вредное действие рентгеновских лучей, если сделать снимок с помощью радиовизиографа. Такое оборудование обычно имеется в каждой современно оснащенной стоматологической клинике.

Период смены молочных ЗБ продолжается приблизительно от 6 до 12 лет. Набор постоянных ЗБ состоит из 32 - 16 верхних и 16 нижних. По форме они сходны с молочными, но имеют более крупные размеры. В образовании ЗБ участвуют два зародышевых листка. Эмаль развивается из эктодермы, дентин, цемент и пульпа - из мезенхимы.

2. Развитие молочных зубов включает несколько периодов

Закладка и образование зубных зачатков (ранняя стадия развития) - начало 6-7 неделя внутриутробного развития (рис. 1).

Рис. 1 Закладка зачатка молочного зуба. 1 - эпителий ротовой полости, 2 - зубная пластинка, 3 - эмалевый орган, 4 - зубной сосочек

Начинается с погружения эпителия ротовой полости в подлежащую мезенхиму в виде плотного тяжа (зубной пластинки). На зубной пластинке появляются мелкие эпителиальные выпячивания называемые зубными зачатками, из которых (10 снизу и 10 сверху) будет развиваться молочный ЗБ. По мере роста зубной пластинки каждый зубной зачаток увеличивается в размере, глубже внедряется в мезенхиму и принимает форму перевернутой чаши. Эта структура образует эмалевый орган, а нижележащая мезенхима, заполняющая полость чаши, называется зубным сосочком.

Дифференцировка зубных зачатков - 3 мес внутриутробного развития.

Эмалевый орган увеличивается в размерах, изменяет форму и постепенно отделяется от зубной пластинки. Клетки зубного зачатка активно пролиферируют и дифференцируются на внутренние, наружные и промежуточные. Внутренний эпителий состоит из высоких призматических клеток, образующих эмаль, отсюда их название - энамелобласты (enameloblasti). Наружный эпителий в процессе роста эмалевого органа уплощается, при прорезывании ЗБ он сливается с эпителием десны и в дальнейшем разрушается. Промежуточный эмалевый эпителий приобретает звездчатую форму из-за накопления между клетками жидкости и образует пульпу эмалевого органа, в дальнейшем пульпа принимает участие в образовании кутикулы (тонкой и плотной оболочки) эмали. Мезенхима, окружающая закладку ЗБ и зубной сосочек, уплотняется и образует зубной мешочек. К началу 5 мес эмалевый орган утрачивает непосредственную связь с эпителием ротовой полости, хотя остатки зубной пластинки могут длительно сохраняться (иногда из них развиваются кисты). Незадолго перед этим клетки зубной пластинки формируют второй эпителиальный зачаток, из которого будет развиваться постоянный ЗБ.

Гистогенез тканей зуба. Начинается с конца 4 мес, когда образуются важнейшие ткани: дентин, эмаль и пульпа (рис.2). Цемент формируется только через 4-5 мес после рождения при развитии корней. Таким образом, во внутриутробном развитии происходит развитие только коронок молочных ЗБ.

Рис. 2 Гистогенез тканей зуба: 1- дентин, 2 - одонтобласты, 3 - пульпа зуба, 4 - энамелобласты, 5 эмаль

Источником развития дентина являются одонтобласты (дентинобласты) - поверхностные клетки пульпы, производные мезенхимы. Верхушка дентинобластов имеет отростки, выделяющие органические вещества фибриллярной структуры - матрицу дентина - предентин. С конца 5 мес в предентине откладываются соли кальция и фосфора, формируется окончательный дентин.

Источником образования эмали являются внутренние клетки эмале-вого (зубного) органа - энамелобласты. Отростки энамелобластов выделяют органическую основу эмали - эмалевые призмы, которые затем обызвествляются. Образование дентина и эмали отличается от остеогенеза тем, что клетки не замуровываются в межклеточное вещество, а отодвигаются: энамелобласты - наружу, одонтобласты - внутрь.

В ходе отложения эмали и дентина определяется форма будущей коронки ЗБ. Незрелые энамелобласты размножаются и мигрируют в подлежащую мезенхиму, образуя структуру в виде трубки - эпителиальное корневое влагалище. Оно стимулирует дифференцировку одонтобластов и образование дентина корня. На наружной поверхности дентина из мезенхимы зубного мешочка незадолго до прорезывания ЗБ появляются цементобласты. Они выделяют коллагеновые волокна и межклеточное вещество, образуя цемент. Из наружного слоя соединительнотканного зубного мешочка формируется зубная связка (периодонт).

За счет роста и развития корня коронка выталкивается вверх, через слизистую оболочку (рис.3). Развитие корня - важнейший фактор прорезывания ЗБ. Вторым фактором является рост пульпы, приводящий к повышению давления внутри зубного зачатка и выталкиванию последнего за счет "реактивной" силы через каналы ЗБ. Кроме того, на дне зубной альвеолы происходит дополнительное отложение костной ткани слоями. Сочетание этих механизмов приводит к прорезыванию зубов.

Рис. 3 Схема прорезывания постоянного зуба, замещающего молочный. 1- эмаль, 2 -дентин, 3 - пульпа, 4 - остеокласты

Закладка постоянных зубов происходит в начале 5 мес внутриутробного развития. Зачаток постоянного ЗБ находится позади зачатка молочного. Когда прорезываются молочные ЗБ в зачатках постоянных происходит образование эмали и дентина. В процессе замены рост постоянного ЗБ и давление его эмали на корень молочного приводит к рассасыванию остеокластами более мягкой ткани - дентина молочного зуба. Последний выталкивается и заменяется постоянным.

3. Оценка развития зубов. «Зубной возраст»

Как уже упоминалось выше закладка зубов начинается к концу второго а их кальцификация - с 5-7 мес внутриутробной жизни (в основном молочных). Незадолго до родов кальцификация начинается в зачатках постоянных зубов которые будут в дальнейшем прорезываться первыми. Окончательно этот процесс завершается к 18-25 годам.

Поскольку сроки и последовательность формирования молочного и постоянного прикуса у детей достаточно определенны (таблица 2,3), их широко используют в определении « зубного возраста», который устанавливают путем подсчета числа прорезавшихся зубов и совпадения его со стандартными возрастными нормами.

Молочные зубы прорезываются с 6 мес до 2-2,5 лет и на этом отрезке постнатального онтогенеза могут служить в качестве показателя физиологической зрелости.

Таблица 1 Время прорезывания и выпадения молочных зубов (Losch P.K., цит. по: BermanR.E.,1991)

Таблица 2 Время прорезывания постоянных зубов (Losch P.K., цит. по: BermanR.E.,1991)

В молочном прикусе различают два периода. Первый длится от начала его формирования до 3-3,5 лет. В этом периоде зубы стоят тесно без промежутков между ними, стертость зубов незаметна, прикус ортогнатический в следствии недостаточного роста и вытягивания вперед нижней челюсти. Второй период (от 3,5 до 6 лет) характеризуется появлением физиологических промежутков между зубами (диастемы или тремы), значительной стертостью зубов и переходом прикуса из ортогнатического в прямой.

Смена молочных зубов на постоянные (период сменного прикуса) характеризует биологический возраст в интервале от 6 до 13 лет. В этот период выявлена корреляция зубного возраста с развитием скелета и уровнем полового созревания. Половые различия в зубной зрелости отражают общий морфологический статус организма. У девочек раньше отмечают смену молочного прикуса на постоянный, что идет параллельно с более ранним ускорением роста и половым созреванием (Tonner D.,1962).

Как уже упоминалось первым из постоянных зубов прорезываются моляры, которые стабилизируют зубную дугу и играют большую роль в окончательном формировании челюсти и правильного прикуса. Кариес или другие дефекты этих зубов заслуживают особого внимания их не следует удалять без крайней надобности. Затем последовательность прорезывания постоянных зубов примерно такая же, как и при прорезывании молочных. После смены молочных зубов на постоянные в возрасте около 12 лет появляются вторые моляры. Третьи моляры(зубы мудрости) прорезываются в возрасте 17-22 года в зависимости от индивидуального развития третьи моляры могут не прорезываться вообще или прорезываться более длительный период. Для ориентировочного суждения о долженствующем количестве молочных зубов у ребенка 6-24 мес жизни можно использовать формулу:

где n - число жизни.

Для ориентировочного суждения о долженствующем количестве постоянных зубов у детей старше 5 лет жизни используют формулу:

где n- возраст ребенка в годах.

Запоздалое прорезывание зубов характерно для гопотиреоза (задерживается прорезывание как молочных, так и постоянных зубов) нарушение фосфорно-кальциевого обмена тяжелых нарушений питания (недоедания, нарушение переваривания и всасывания) хронических инфекций. Нередко это проявляется и как конституциональная семейная особенность.

Рис. 8 Последовательность прорезывания молочных зубов у грудного ребенка (схематическое изображение): а -- нижние центральные резцы (появляются примерно в 6-7 мес.), б -- верхние центральные резцы (появляются в 7-8 мес.), в -- верхние боковые резцы (появляются в 8-10 мес.), г -- нижние боковые резцы (появляются в 10-12 мес.)

Неприятные патологические изменения в полости рта и позволит избежать столь не любимых всеми нами визитов к стоматологу.

4. Особенности строения молочных зубов

По своему строению и структуре молочные зубы сильно отличаются от постоянных. Это влияет на течение в них патологических процессов и на методику их лечения.

Коронки молочных зубов

Коронки молочных зубов имеют значительно меньшие размеры по сравнению с коронками постоянных зубов. Однако, форма коронок молочных зубов в общих чертах сходна с формой коронок постоянных зубов.

Эмаль и дентин молочных зубов

Эмаль и дентин молочных зубов имеют малую толщину: примерно 0,3-1 мм - толщина эмали и 0,5-1,5 мм - дентина.

Твердые ткани молочных зубов

Твердые ткани молочных зубов имеют низкую степень минерализации, что способствует быстрому возникновению и прогрессированию кариеса.

Пульпа молочных зубов

Молочные зубы имеют большой объем пульпы. Корневые каналы и апикальные отверстия широкие и короткие, из-за чего микроорганизмы и токсины очень легко проникают в пульпу молочного зуба.

Резцы молочных зубов

Резцы молочных зубов более выпуклые, чем постоянных. Корни центральных резцов верхней челюсти расширены, а их верхушки изогнуты в губную сторону.

Эти и некоторые другие особенности строения молочных зубов обуславливают тот факт, что в период молочного прикуса развивается до 80% всех патологий: корневые кисты, периоститы, остеомиелиты, пульпиты, периодонтиты. Именно поэтому необходимо тщательным образом следить за состоянием молочных зубов ребенка и вовремя проводить санацию: лечение кариеса, удаление зубных отложений. В этот период крайне важно, чтобы ребенок получал все необходимые макро- и микроэлементы с пищей.

Кроме того, в раннем детском возрасте (1-3 года) начинают утрачиваться факторы иммунитета, полученные от матери при рождении. Появляется опасность заболеваний слизистой оболочки полости рта (бактериальные и вирусные стоматиты). В детском возрасте (4-12 лет) строение и функциональные особенности слизистой приводят к появлению вероятности хронического затяжного течения заболеваний слизистой оболочки полости рта.

зуб молочный эмаль

5. Отличие молочных зубов от постоянных

В отличие от постоянных зубов "срок службы" молочных зубов значительно меньше. Рассасывание корней зубов начинается через 2 - 3 года после их прорезывания в полости рта и продолжается до момента их выпадения.

Вопреки расхожему мнению, в молочных зубах, также как и в постоянных, есть корни и нерв (пульпа). Корни удерживают зуб в кости. Под молочным зубом располагается зачаток постоянного. По мере прорезывания, постоянныхй зуб стимулирует рассасывание корней молочного зуба и к моменту выпадения у молочного зуба остаётся только коронка.

Так как у молочных зубов (как и у постоянных) есть нерв (пульпа), они могут болеть, если инфекция из кариозной полости попадает в полость зуба, вызывая развитие пульпита (воспаления нерва зуба).

Молочные зубы существенно отличаются от постоянных зубов своими размерами и строением.

Молочные зубы меньше постоянных зубов и имеют менее массивные корни;

Молочные зубы имеют более сложную анатомическую структуру корневых каналов, что приводит к более трудоёмкому процессу лечения, нежели в постоянных зубах;

твёрдые ткани молочных зубов менее минерализованы и обладают меньшей устойчивостью к истиранию и развитию кариозного процесса.

твёрдые ткани молочных зубов значительно тоньше чем у постоянных: воспалительный процесс быстро достигает нерва зуба;

Зачем нужны молочные зубы?

Молочные зубы участвуют в развитии таких функций у ребёнка как жевание и произношение звуков. Без них было бы невозможно пережёвывание жёсткой пищи. Не последнюю роль играет эстетический компонент.

Также молочные зубы удерживают пространство в зубном ряду для постоянных зубов. Прорезывание молочных зубов стимулирует первичный рост челюстей. Вторая волна роста челюстей начинается в период замены молочных зубов на постоянные. Раннее удаление молочных жевательных зубов приводит к смещению соседних зубов в область отсутствующего и формированию скученности зубов в будущем!

Развитие зуба.

Начало формирования зачатков молочных зубов у плода начинается на 4 - 5 месяце внутриутробного развития. Именно поэтому, заболевания мамы в этом периоде, приводят к нарушению различных этапов развития зубов, например, происходит нарушение минерализации зуба. В результате эмаль может стать слабой и хрупкой. Приём некоторых медикаментов в этом периоде также может сказаться на развитии зубов. Например, если мама лечилась антибиотиками тетрациклинового ряда, зубы у ребёнка будут тёмно желтого или даже коричневого цвета (так называемые тетрациклиновые зубы).

Минерализация эмали начинается во внутриутробном периоде и продолжается в течение 6 месяцев после рождения. Минерализация коронковой части зубов успевает пройти внутриутробно, тогда как минерализация пришеечной области резцов, клыков и моляров продолжается после рождения, в абсолюно новых и не всегда благоприятных условиях. На процесс минерализации могут оказать своё негативное влияние характер и режим питания, социальные условия жизни и различные заболевания ребёнка (ОРЗ, кишечные инфекции и функциональные заболевания). Именно поэтому пришеечная область является наиболее уязвимым и типичным местом для возникновения "бутылочного" кариеса молочных зубов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Нарушения развития и прорезывания зубов. Аномалии размеров и формы. Изменение цвета зубов в процессе формирования и после прорезывания. Повышенное стирание зубов. Перелом коронки зуба без повреждения пульпы. Оставшийся корень зуба. Флюороз и кариес зубов.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Клиническое описание вывиха зубов временного прикуса как наиболее распространенной травмы молочных зубов. Перелом молочных резцов, коронки и корня зуба. Профилактика травм молочных зубов и их лечение. Осложнения, возникающие при проведении депофореза.

    презентация , добавлен 25.10.2014

    Аномалии развития зубов. Распространённость и причины развития. Гиперплазия эмали или эмалевые "жемчужины". Наследственные поражения твердых тканей зуба. Исследование знаний населения о некариозных поражениях зубов, возникающих до прорезывания зубов.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2015

    Поражения зубов, возникающие до их прорезывания: гипоплазия эмали, флюороз, аномалии развития и прорезывания зубов, изменение их цвета, наследственные нарушения. Рассмотрение часто встречающихся некариозных поражений, возникающих после прорезывания зубов.

    реферат , добавлен 06.05.2015

    Причины аномалий формирования и прорезывания зубов. Изменение величины, формы и структуры твёрдых тканей зуба. Аномалии числа зубов: адентия и сверхкомплектные зубы. Причины затруднённого прорезывания нижнего зуба "мудрости". Острый перикоронарит.

    реферат , добавлен 24.02.2009

    Вывих зубов временного прикуса в результате травмы как наиболее распространенная причина смещения зубов в альвеолярном отростке. Планирование лечения при переломе молочных резцов, переломе коронки и корня постоянных зубов. Проведение осмотра пациента.

    презентация , добавлен 26.03.2015

    Классификация болезней прорезывания зубов по Т.Г. Робустовой. Затрудненное прорезывание зуба. Неполное прорезывание зуба через костную ткань челюсти или слизистую оболочку. Причины ретенции зубов. Показания к удалению зуба при болезнях прорезывания.

    презентация , добавлен 17.03.2016

    Клиническое описание вывихов и переломов как острых травм зубов. Условия изменения пространственного соотношения зуба со своей альвеолой при неполных и полных вывихах. Разрушение целостности коронки и лунки зуба при переломах. Виды трещин на эмали зубов.

    презентация , добавлен 01.03.2015

    Образование клиновидного дефекта. Поражение глубоких слоев дентина до коронковой полости зуба. Развитие патологического истирания шеек зубов. Эндогенный метод лечения гиперестезии органическими фосфорнокальциевыми препаратами в сочетании с витаминами.

    презентация , добавлен 08.06.2015

    Развитие и смена зубов у ребенка. Особенности формирования прикуса. Классификация некариозных поражений зубов и поражений, возникающие в период фолликулярного развития их тканей. Влияние кальция и фтора на организм. Зубные пасты и жидкие средства гигиены.

Большинство людей, слыша о развитии зубов, представляют малыша до года с парой прорезавшихся зубов. Но формирование зубов начинается далеко не во время прорезывания. Развитие зубов начинается внутриутробно, и называется этот процесс одонтогенезом.

Зубы начинают развиваться у совсем маленького плода в утробе матери. Решающее значение в формировании зубов играет рацион беременной женщины и максимальное воздержание от употребления медикаментов. Будущая мать должна получать достаточно кальция, фосфора, витамина С и витамина D, утверждают детские стоматологи http://healthydent.ua/detskaya-stomatologiya.html .

Во время беременности категорически запрещено принимать многие лекарства (например, группы тетрациклинов), так как они могут вызвать изменение цвета формирующихся зубов эмбриона.

Строение (анатомия) зуба человека

Прежде чем обсуждать, как развиваются зубы, очень важно знать немного о строении зуба и четырех основных тканях, которые его образуют. Эти четыре ткани - эмаль, зубной цемент, дентин и пульпа.

Эмаль

Наружный, видимый слой зуба и самый твердый материал в организме за счет максимальной концентрации минерализованных веществ.

Цемент

Тонкий слой костного вещества, которое покрывает и поддерживает корень зуба.

Дентин

Внутренний слой и основная часть зуба, и большая часть зубной ткани. Дентин является соединительной тканью, расположенной между эмалью или цементом и пульпой

Пульпа

Мягкая соединительная ткань в центре зуба, наполненная кровеносными сосудами и нервами. Способна производить дентин.

Невидимая часть зуба, фиксирующая его в кости челюсти, называется корнем.

Существуют четыре основных этапа развития зубов:

  1. Первая стадия начинается у плода примерно в возрасте шести недель. Формируются почки зубов.
  2. Далее образуется твердая ткань зубов, где-то с трех-четырех месяцев беременности.
  3. Стадия после рождения ребенка, когда зуб фактически выступает через десну.
  4. И, наконец, потеря временных, молочных, зубов, и замещение их постоянными.

Формирование и развитие зубов

Одонтогенез - это процесс, при котором зубы образуются из эмбриональных клеток, растут и в определенный момент вырастают из десен. Здоровые зубы требуют надлежащего развития дентина, эмали, периодонта и цемента в соответствующих эмбриональных стадиях развития.

Временные, которые также называют «молочными», зубы начинают формироваться в челюстную кость от шести до восьми недель после зачатия. Постоянные зубы начинают развиваться с 20-й недели.

Зубы должны начать развиваться на указанных сроках беременности. В противном случае, они не сформируются вовсе.

Зубы формируются посредством минерализации матричного белка. Хотя этот процесс начинается в утробе матери, он не завершается до конца подросткового возраста, когда окончательно завершается рост корневой структуры.

Интересно отметить, что большинство детей рождаются без видимых зубов, но примерно один из 2000 младенцев рождается с выросшим зубом.

Внутриутробное формирование зубов

К концу третьей недели после зачатия уже сформирована основа рта. В течение следующих нескольких недель развиваются язык, челюсти и нёбо. В течение шестой недели беременности создаются зубные почки из эмбриональных клеток, которые в конечном итоге примут форму зубов. К восьми неделям беременности отчетливо видны почки всех молочных зубов ребенка, а на двадцатой неделе начинают развиваться зубные почки постоянных.

Развитие зубов после рождения

Развитие и прорезывание зубов в челюсти продолжается после рождения. Как правило, первые молочные зубы начинают появляться во рту около шести месяцев после рождения. Основные центральные, боковые резцы, моляры, клыки и вторые моляры появляются в таком порядке в промежутке от 6 до 24 месяцев. Зубы растут попеременно - сначала нижняя, потом верхняя, и так для всех типов зубов.

В возрасте двух с половиной лет у ребенка обычно присутствует полный комплект 20 выросших молочных зубов - 10 в верхней и 10 в нижней челюсти. По мере того как ребенок растет, растут и челюсти, увеличиваются расстояния между всеми молочными зубами. Это необходимо для того, чтобы хватило места для роста больших постоянных зубов.

Схема молочных зубов у ребенка

Резцы - передние зубы, расположенные в верхней и нижней челюстях. Каждый резец имеет тонкую режущую кромку. Верхние и нижние резцы соприкасаются, как ножницы, чтобы разрезать пищу.

Клыки - остроконечные зубы, располагающиеся по обе стороны от резцов в верхней и нижней челюстях. Они используются, чтобы вырывать куски пищи.

Моляры - зубы с широкими плоскими поверхностями, для перемалывания еды.

Когда режутся зубы у детей?

Конечно, каждый ребенок индивидуален, но временные зубы начинают прорезаться в возрасте от шести до 12 месяцев. Большая часть молочных зубов вырастает к 33 месяцам. У девочек это происходит раньше, чем у мальчиков.

Схема прорезывания молочных зубов:

  1. Первым прорезается средний передний зуб на нижней челюсти, центральный резец. Сразу за ним - второй центральный резец на нижней челюсти. Эти два передних зуба (центральные резцы) в нижней челюсти вырастают к 10 месяцам.
  2. Следующими прорезаются верхние резца. Два передних зуба (центральные резцы) в верхней челюсти прорезаются в возрасте от восьми до 13 месяцев.
  3. После центральных прорезаются боковые резцы по той же схеме: сначала два нижних, потом два верхних.
  4. К 16-23 месяцам прорезаются клыки (острые зубы), рядом с боковыми резцами.
  5. Как правило, по достижении ребенка двухлетнего возраста, у него появляются четыре вторых моляра (последние в ряду молочных зубов).
  6. Второй комплект верхних и нижних моляров становится виден к 25-33 месяцев.

За эталон часто берут такие сроки прорезывания:

Как правило, в среднем трехлетний ребенок имеет полный набор из 20 молочных зубов.

Зубы на верхней челюсти обычно режутся в период от одного до двух месяцев после того, как вырос симметричный зуб на нижней челюсти. После того, как вырос первый резец, у ребенка прорезается по одному зубу каждый месяц.

Последовательность и длительность прорезывания отличается у каждого отдельного ребенка, поэтому не нужно беспокоиться раньше времени. Детский стоматолог healthydent.ua может понадобиться в том случае, если к году у ребенка нет ни одного зубика.

Требования к беременной для развития здоровых зубов у плода

Образ жизни матери играет значительную роль в развитии зубов своего ребенка. Здоровый рацион и регулярное питание почти на 100% гарантирует правильное формирование зубов у малыша. Если женщина страдает от серьезных недостатков питательных веществ во время беременности, увеличивается вероятность развития зубных пороков плода, а также во взрослом возрасте зубы будут больше подвержены кариесу.

Развитие здоровых зубов невозможно без полноценного питания, богатого полезными минералами фтора, кальция и фосфора, а также витаминами А, С и D.

29912 0

Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы , а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин , пульпа , цемент , окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт ).

В развитии зубов выделяют 3 стадии: I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков ; III стадияобразование зубов .

I стадия : на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis) , врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis) . К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1). В окружности эмалевого органа в результате уплотнения окружающей его мезенхимы формируется зубной мешочек (sacculus dentalis) , который у основания зубного зачатка сливается с зубным сосочком (рис. 2).

Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа

Рис. 2.

1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек

II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа , а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток , дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки . Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

Одновременно с преобразованием эмалевого органа происходит процесс дифференцировки зубного сосочка: он увеличивается и глубже врастает в эмалевый орган. К сосочку подходят сосуды и нервы. Кроме того, на поверхности сосочка из клеток мезенхимы формируется несколько рядов одонтобластов — дентинообразующих клеток (рис. 3). К концу 3-го месяца шейки эмалевых органов прорастают мезенхимой и рассасываются. Зубные зачатки вследствие этого окончательно обособляются от зубной пластинки, которая, в свою очередь, также прорастает мезенхимой и теряет связь с эпителием полости рта. Сохраняются и растут задние отделы и свободные края зубных пластинок, которые в дальнейшем преобразуются в эмалевые органы постоянных зубов. Вокруг зубных зачатков в мезенхиме челюстей появляются костные перекладины , формирующие стенки зубных альвеол.

Рис. 3. Зачаток зуба на стадии формирования твердых тканей: 1 — отростки одонтобластов; 2 — предентин; 3 — одонтобласты; 4 — около-пульпарный дентин; 5 — преобразование мезенхимных клеток в одонтобласты; 6 — преодонтобласт; 7 — мезенхимная клетка

III стадия начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин , эмаль и пульпа зуба . Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна (рис. 4). Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой , и внутренний, околопулъпарный , слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина (рис. 5).

Рис. 4. Коллагеновые волокна предентина: 1 — дентинный каналец

Рис. 5.

1— околопулъпарный дентин; 2— матрикс; 3— глобулы солей; 4— граница обызвествления; 5 — предентин; 6 — плащевой дентин

В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Этот процесс начинается в области жевательных бугорков, откуда эмалеобразование распространяется на боковые поверхности коронки. В дальнейшем происходит обызвествление эмали, которое заканчивается лишь после прорезывания зубов. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis) , состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного . Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба (рис. 6). Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты , которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту . Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба .

Рис. 6.

1 — корневое эпителиальное влагалище; 2 — внутренний слой клеток; 3 — наружный слой клеток; 4 — цементобласты; 5 — цемент; 6 — периодонт; 7 — пульпа зуба

Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с таковыми молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат в одной зубной альвеоле вместе с молочным зубом (рис. 7).

Рис. 7.

1 — зачаток молочного зуба; 2 — зачаток постоянного зуба; 3 — стяжка зубной альвеолы

Нарушение развития зубов может привести к неправильному отложению твердых веществ (гипоплазия эмали , эрозионные ямки на поверхности зуба, дефекты обызвествления дентина), отклонениям в числе зубов (полное или частичное отсутствие зубов — адентия ), образованию дополнительных зубов, неправильной форме отдельных зубов, неправильному расположению зубов в челюсти (дистопия ).

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

Новое на сайте

>

Самое популярное