Домой Природное земледелие В каком году был 7 вселенский собор. Семь вселенских соборов. Реакция восточных патриархов

В каком году был 7 вселенский собор. Семь вселенских соборов. Реакция восточных патриархов

Протоиерей Андрей Овчинников

Седьмой Вселенский Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа...

***

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь - иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию - иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание - это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

***

Тропарь Святым отцам VII Вселенского Собора, глас 8:

Препрославен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый и теми ко истенней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе.

Второй тропарь Святым отцам VII Вселенского Собора, глас 2

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак Святым отцам VII Вселенского Собора, глас 6

Иже из Отцы возсияв, Сын неизреченно из Жены родися сугуб естеством, Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения, но, сие благочестно начертающе, почитаем верно. И сего ради истинную веру Церковь держащи, лобызает икону вочеловечения Христова.

***

Догмат о иконопочитании

Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем:

Подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.

Триста шестидесят семь Святых Отецов

Седьмого Вселенского Собора, Никейского

***

Мысли об иконе

В своих определениях Седьмой Вселенский Собор неоднократно указывает, каким должно быть почитание святых икон, каким образом икона может быть спасительна. Основной смысл почитания икон Собор полагает не в почитании и поклонении самой материи иконы, не в почитании самих досок и красок или мозаичных плиток, но в том, чтобы в духовном усилии, взирая на образ, вознести внимание к самому источнику образа Невидимому Первообразу Богу. Такое исповедание почитания икон Седьмым Вселенским Собором ставит священное изображение как бы на грани видимого и осязаемого мира и мира духовного, божественного. Икона становится как бы видимым символом невидимого мира, его осязаемой печатью, и смысл ее - быть светлыми вратами неизреченных тайн, путем божественного восхождения.

Седьмой Вселенский Собор и отцы Церкви, творения которых имели особое значение на Соборе, в особенности, быть может, св. Иоанн Дамаскин, подчеркивают именно такой смысл почитания икон. В основном для отцов Собора икона Христа и икона Божией Матери, в особенности когда Она изображена с Младенцем, является свидетельством неложности вочеловечения Христова. Есть и другой смысл такой неразлучности икон Христа и Матери Божией. Как указывает Л. Успенский, икона Христа есть образ вочеловечившегося Бога, икона же Божией Матери есть совершенный образ обоженного человека, на чем покоится наше спасение. Слово стало плоть, дабы сделать человека сопричастным Божеству.

Иконы святых являются подтверждением и развитием той же основы. Нерукотворный Образ Христов является как бы первопечатью и источником всякого образа, и от него всякий образ исходит и рождается в нем, источником реки, стремящей свои воды в бесконечную жизнь. Воды эти - бесчисленное богатство икон, порожденных и берущих свое начало от Нерукотворного Образа Христова и направляющих Церковь в ее неустанном движении к концу времен и Царству Будущего Века.

И еще думается, Нерукотворный Образ Христов является не только источником священных изображений, но и образом, изливающим свет и освящающим и изображение, и искусство не церковное. Например, в первую очередь искусство портрета. В этом смысле икона в своем церковном богослужебном бытии не отделена от внешнего искусства, но подобна снеговой вершине, которая проливает ручьи в долину, наполняя ее и сообщая всему жизнь. Есть и иная сокровенная связь иконы с внешней, нецерковной живописью. Икона зарождает в живописи, чуждой Церкви, совершенно подчас земной, таинственную жажду оцерковиться, изменить свою природу, и икона в этом случае является небесной закваской, от которой вскисает тесто.

Цитировано по:

Григорий Круг, инок. Мысли об иконе. -М., 2007

Гонение на почитателей св. икон продолжалось 58 лет. Этот период в жизни Христианской Церкви напоминает то, что творится в наше время на Интернационалом Маркса оккупированными землями славян.

Память святых отцев VII Вселенского собора (787)

Какие причины вызвали иконоборчество? История свидетельствует: это дело политической программы данного времени и государственных соображений. Жестокому характеру гонений содействовал характер главного гонителя иконопочитания имп. Константина Копронима, человека развратной жизни, мужеложника, циника и садиста. А так как главную оппозицию иконоборцы встретили в среде монахов, на монашестве сосредоточилась их особая вражда и борьба.

Самое монашество было объявлено политически неблагонадежным, было запрещено не только общение, но и знакомство с монахами. Их, на улицах, лакействующие перед властью забрасывали камнями. Если монах появлялся на улице Константина града, его хватали и тащили на ипподром и там до смерти засекали бичами.

Так, игумен Иоанн, отказавшийся топтать икону Богоматери, был, после избиения батогами, всенародно казнен. Известный подвижник св. Стефан, бывший скалой монашества, был заперт со многими другими иноками на много суток без пищи, затем выпущен, но не надолго. Император послал за ним целый отряд воинов. Стефан был, по пути в тюрьму, избиваем истязательски, монастырь сожжен, а монахи избиты и разогнаны.

В тюрьму, после 17-ти дней издевательств, к Стефану были посланы гонцы увещевать его - отречься от иконопочитания. И когда Стефан, после долгих бесполезных увещаний, был приведен к императору, он вынул из своего клобука монету и спросил: «Какого наказания я буду достоин, если эту монету с изображением императора брошу на землю и стану топтать? Отсюда ты, император, можешь видеть, какого наказания заслуживают те, кто Христа и Его Святую Матерь оскорбляют на иконах».

При этом Стефан бросил монету и топтал ее. За это он был сослан на один из необитаемых островов, а через два года, в кандалах, привезли его в столицу и бросили в тюрьму, где оказались сидящими 342 монаха, пострадавших за иконы. У многих были урезаны носы и уши, у других выколоты глаза, у иных отсечены руки, и у многих к тому же были сожжены бороды и лица, значит - их подвергали пыткой огнем.

После обращения Стефаном к иконопочитанию двух императорских посланцев, явились в тюрьму солдаты, привязали к ноге Стефана веревку и потащили по улицам, подвергая его избиению. Даже школьники были освобождены от уроков и выпущены на улицу, чтобы бросать камни в «злодея-преступника».

Тела так замученных иноков бросались в общий для казненных преступников ров. Тогда же были казнены 19 высших государственных сановников за то, что они выразили сочувствие св. Стефану. Монахов секли, калечили, живыми бросали в ямы и там живых засыпали землей.

За годы гонений в одну Италию бежало, спасаясь от гонений, свыше 50.000 монахов. Монастыри обращались в казармы. Пятьдесят восемь лет. Такой продолжительности гонения на православных частично способствовало раболепство известной части самой иерархии, по инерции покорившейся воле садиста вольнодумца-императора.

Отсутствие единства в среде иерархов, в самом Теле Церкви, всегда было страшной язвой в жизни Церкви Христовой. Жестокости иконоборцев, однако, не уничтожили моральной силы ушедших в катакомбы иконопочитателей. Церковь восторжествовала после 60-ти лет.

Так и после 60-лет гонений на Церковь Христову объединенного в марксизме всемирнаго хама - коммунизмом именуемого, духовная сила верующих не сломлена, не уничтожена моральная сила народа-христианина, и - верим - Церковь Христова вскоре возстанет из пепла. Аминь.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровской), 1978 г.

Вконтакте

Приявшим священническое достоинство свидетельствами и руководством служат начертанные правила и постановления, которые охотно приемля, воспеваем с Богоглаголивым Давидом, ко Господу Богу глаголюще: на пути свидений Твоих насладихся, как о всяком богатстве (Пс. 118:14). Такожде: заповедал еси правду, свидения Твоя во век; вразуми мя и жив буду (Пс. 118:138, 144). И если пророческий глас повелевает нам вовек хранить свидения Божия и жить в них, что явно есть, как пребывают оные несокрушимы и непоколебимы. Ибо и боговидец Моисей тако глаголет: к сим не подобает приложить и от сих не подобает отъять (Втор. 12:32). И Божественный Апостол Петр, хвалясь ими, вопиет: в это желают Ангелы проникнуть (1 Пет. 1:12). Такожде и Павел вещает: если мы, или Ангел с небес благовестит вам более, еже благовестили вам, анафема да будет (Гал. 1:8). Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуясь о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, Божественные правила со услаждением приемлем и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от святых Вселенских Соборов, и поместно собирающихся для издания таковых заповедей, и от святых отцов наших. Ибо все они, от единого и тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучением, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третьего неба и слышавший неизреченные глаголы, Божественный Апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольные сущим (Евр. 13:5).
4 Всел. 1; 6 Всел. 2; Карф. 1

Поелику мы в псалмопении обещаем Богу: во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих (Пс. 118:6): то и всем Христианам сие сохранять есть спасительно, наипаче же приемлющим священническое достоинство. Сего ради определяем: всякому имеещему возведену быть на епископскую степень, непременно знать псалтырь, да тако и весь свой клир вразумляет поучаться из оныя. Такожде тщательно испытывать его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читать священные правила, и святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное писание, и поступать по заповедям Божиим и учить порученный ему народ. Ибо сущность иерархии нашей составляют Богопреданныя словеса, то есть истинное ведение Божественных писаний, якоже изрек великий Дионисий. Если же колеблется и не усердствует тако творить и учить: да не рукополагается. Ибо пророчественно рек Бог: ты разум отверг, отвергну и Я тебя, да не послужишь Мне (Осии 4:6).
Ап. 80; 6 Всел. 19; Лаод. 12; Сардик. 10; Карф. 25.

Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно по правилу (Ап. 30), которое говорит: если который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним. Ибо имеющий произвестись во епископа, должен избираем быть от епископов, как определено в правиле святых отцов (Ап. 4), которое говорит: епископа поставлять наиболее прилично всем тоя области епископам; если же сие не удобно, или по належащей нужде, или по дальности пути, то по крайней мере три вкупе да соберутся, а отсутствующие да примут участие в избрании и изъявят согласие посредством грамот, и тогда творит поставление. Утверждать же таковые действия в каждой области подобает ея митрополиту.
Ап. 1; Всел.4; Антиох. 19

Проповедник истины Божественный Апостол великий Павел как некое правило полагал Эфесским пресвитерам, паче же и всему священническому сословию, со дерзновением рек тако: Сребра, или злата, или риз не возжелал: вся сказал вам, что так труждающимся подобает помогать немощным, и помышлять, что блаженнее давать нежели принимать (Деян. 20:33-35). Сего ради и мы, от него научась, определяем: да отнюдь не умышляет епископ, из низкой корысти, употребляя в предлог мнимые грехи, требовать злата или серебра, или иного чего от подчиненных ему епископов или клириков, или монахов. Ибо Апостол говорит: неправедные Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9). И еще: не должны суть дети родителям снискать имения, но родители детям (2 Кор. 12:14). Сего ради, если усмотрено будет, что кто-либо ради получения злата, или иного чего, или по некой своей страсти возбраняет служение и отлучает кого-либо из своих клириков, или заключат честный храм, да не будет в нем Божией службы: таковый, и на безчувственные предметы устремляя свое неистовство, по истине есть безчувствен, и должен подвержен быть тому, чему подвергал другого; и обратится болезнь его на главу его (Пс. 7:17), как преступника заповеди Божий и апостольских постановлений. Ибо и Петр верховный апостол заповедует: Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею и по Бозе; ниже неправедными прибытки, но усерндо; не как обладающе причту, но образи бывайте стаду; и явльшуся Пастыроначальнику, приимете неувядаемый славы венец (1 Петр. 5:2-4).
Ап. 29 и 6 Всел. 22

Грех к смерти есть (1 Ин. 5:16), когда некие согрешая, в неисправлении пребывают. Горше же сего то, когда жестоковыйно возстают на благочестие и истину, предпочитая богатство послушанию пред Богом, и не держась Его уставов и правил. В таковых нет Господа Бога, Если не смирятся, и не истрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу, и с сокрушенным сердцем просить оставления греха его и прощения, а не тщеславиться даянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33:19). Сего ради если некоторые хвалятся, что даянием злата поставленные в чин церковный, и на сие злое обыкновение, отчуждающее от Бога и от всякого священства, полагают надежду, и от того бесстыдным лицем, и отверстыми устами, укорительными словами, безчестят избранных от Святого Духа за добродетельную жизнь, и бездаяния злата поставленных, то поступающих таким образом низводить на последнюю степень их чина: если же в том закосневать будут, епитимиею исправлять. Если же кто окажется сотворившим сие при рукоположении: то да будет поступлено по Апостольскому правилу, которое говорит (Ап. 29): если кто епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами получит сие достоинство: да будет извержен и он, и поставивший его, и да отсечется совсем от общения, яко Симон волхв Петром. Такожде и по второму правилу преподобных отцов наших в Халкидоне, которое говорит: Если который епископ за деньги учинит рукоположение, и непродаемую благодать обратит в куплю, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или кого-либо из числящихся в причте; или произведет за деньги во эконома, или экдика, или парамонария, или вообще в какую нибудь церковную должность, ради гнуснаго прибытка своего: дерзнувший на сие, быв обличен, да подлежит лишению собственной степени; а поставляемый отнюдь да не пользуется купленным поставлением, или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которыя получил за деньги. Если же кто окажется и посредствовавшим во мздоприятии толико гнусном и беззаконном: и сей, если есть клирик, да будет извержен со своей степени; если же мирянин, или монах, да будет отлучен от общения церковнаго.
4 Всел. 2; 6 Всел. 22; 7 Всел. 19; Св. Василия Вел. 90; Посл. Геннадия; Посл. Патр. Тарасия

Поелику есть правило, которое говорит: дважды в год в каждой области подобает быть каноническим исследованиям, посредством собрания епископов: а преподобные отцы шестого собора, во внимание к затруднениям собирающихся, и к недостаткам потребного для путешествия, определили, без всякого уклонения и извинения, единожды в год быть собору, и погрешительное исправлять: то и мы сие правило возобновляем, и если обрящется некий начальник возбраняющий сие, да будет он отлучен. Если же кто из митрополитов пренебрежет исполнить сие, не по нужде и насилию, и не по какой-либо уважительной причине: таковый да подлежит епитимии, по правилам. Когда же будет собор о предметах канонических и евангельских: тогда собравшиеся епископы должны прилежать и пещись о сохранении Божественных и животворящих заповедей Божиих. Ибо, внегда сохранит ее, воздаяние много (Пс. 18:12): ибо заповедь есть светильник, закон света, а обличение и наказание путь жизни (Причт. 6:23); и заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18:9). Да не будет же позволительно митрополиту из того, что приносит с собою епископ, требовать или скота, или иные вещи. Если же обличен будет в таковом поступке: то воздаст вчетверо.
Ап.37; 1 Всел. 5; 4 Всел. 19; 6 Всел. 8; Анкир. 20; Карф. 106.

Божественный Апостол Павел изрек: неких человек грехи предъявлены суть, неким же и последствуют. Ибо грехам предваряющим и другие грехи последуют (1 Тим. 5:24). За нечестивою ересью клеветников на Христианство, последовали и иные нечестия. Ибо как зрак честных икон отъяли у Церкви, так и оставили и другие некие обычаи, кои подобает возобновить, и так содержать по писанному законоположению. Сего ради, Если которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Если же отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей: да будет извержен, яко преступивший церковные предания.

Поелику некоторые из еврейскаго вероисповедания, блуждая, возомнили ругаться Христу Богу нашему, притворно делаясь христианами, втайне же отвергаясь Его, и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем, сих ни во общение, ни в молитве, ни в церковь ни принимать; но явно быть им, по их вероисповеданию, Евреями; и детей их не крестить, и раба им не покупать, или не приобретать. Если же кто из них с искреннею верою обратится, и исповедует оную от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы чрез то и других обличить и исправить: сего принимать и крещать детей его, и утверждать их в отвержении еврейских умышлений. Если же не таковы будут: отнюдь не принимать их.

Все детские басни, и неистовые глумления, и лживые писания, сочиняемые против честных икон, должно отдавать в епископию Константинопольскую, дабы положены были с прочими еретическими книгами. Если же обрящется кто таковые сокрывающий: то епископ, или пресвитер, или диакон, да будет извержен из своего чина, а мирянин, или монах, да будет отлучен от общения церковнаго.
Ап. 60; 6 Всел. 63; Лаод. 59

Поелику некоторые из клира, уклоняясь от силы существующаго в правилах постановления, оставив свой приход, отбегают во иные приходы, наипаче же в сем Богоспасаемом и царствующем граде, и у мирских начальников водворяются, отправляя Богослужения в их молитвенницах: то сих, без воли своего и Константинополскаго епископа не позволяется принимать, в каком бы то ни было доме, или церкви. Если же кто сие сотворит, и в том упорен будет: да будет извержен. А тем, которые с согласия вышереченных священноначальников сие творят, не надлежит принимать на себя мирских и житейских попечений, якоже Божественными правилами возбранено сие творить. Если же кто обрящется, занимающий мирскую должность у глаголемых вельмож или да оставит оную, или да будет извержен. Лучше же да идет учить отроков и домочадцев, читая им Божественное писание: ибо для сего и священство получил.

Будучи обязаны хранить все Божественные правила, мы должны так же охранять всеконечно неизменным и то, которое повелевает быть эконому в каждой церкви. И Если каждый митрополит, во своей церкви поставляет эконома, благо есть; Если же не поставит, то предоставляется Константинопольсклму епископу, собственною властью, определить эконома в той церкви. Тоже предоставляется и митрополитам, Если подчиненные им епископы не восхотят экономов поставить в церквах своих. Тоже самое наблюдать и по монастырям.

Если кто, епископ, или игумен, окажется что-либо из угодий, принадлежащих епископии, или монастырю, продавшим в руки властей, или отдавшим иному лицу: не твердо да будет оное отдание, по правилу святых Апостолов, глаголющему: епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу: но не позволительно ему присвоять что либо из оных, или сродникам своим дарить принадлежащее Богу; Если же суть неимущие, да подает им яко неимущим, но под сим предлогом, да не продает принадлежащего к церкви. Если поставляют в предлог, что земля причиняет убыток, и никакой пользы не доставляет: то и в сем случае не отдавать поля местным начальникам, но клирикам, или земледельцам. Если же употребят лукавый оборот, и властелин перекупит землю у клирика, или земледельца: то и в сем случае продажа да будет недействительна, и проданное да будет возвращено епископии, или монастырю: а епископ, или игумен, тако поступающий, да будет изгнан: епископ из епископии, игумен же из монастыря, яко зле расточающие то, чего не собрали.
Анк. 15; Антиох. 24-25; Карф. 35 и 42; Кирилла Алекс. 2.

При случившимся, по грехам нашим, бедствии в церквах, некоторые святые храмы, епископии и монастыри некими людьми расхищены, и соделались обыкновенными жилищами. Если завладевшие оными захотят отдать их, да будут возстановлены по прежнему, то добро и благо есть; Если же не тако: то, сущих от священническаго чина, повелеваем извергать, а монахов, или мирян отлучать, яко осужденных от Отца, и Сына, и Святаго Духа, и да вчинятся, идеже червь не умирает, и огонь не угасает (Мр. 9:44). Понеже они гласу Господню противятся, глаголющему: не творите дома Отца Моего домом купли (Ин. 2:16).
4 Всел. 4 и 24; 6 Всел. 49; Двукр. 1.

Всем явно есть, яко порядок не разлучен от священства, и с точностью хранить относящиеся к священству производства, есть дело Богу угодное. И понеже видим, яко некие, без руковозложения, в детстве приняв причетническое пострижение, но еще не получив епископокого рукоположения, в церковном собрании на амвоне читают, и сие делают несогласно с правилами: то повелеваем отныне сему не быть. Сие же самое соблюдать и в рассуждении монахов. Рукоположение чтеца творить позволяется каждому игумену в своем, и токмо в своем монастыре, Если сам игумен получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения уже будучи пресвитером. Подобно и хорепископы, по древнему обычаю, с позволения епископа, должны производить чтецов.

Отныне клирик да не определяется к двум церквам: ибо сие свойственно торговле и низкому своекорыстию и чуждо церковного обычая. Ибо мы слышали от самого гласа Господня, что не может кто либо двум господинам работать: либо одного возненавидит, а другого возлюбит, или одного держится, о другом же вознерадит (Мф. 6:24). Того ради всяк, по Апостольскому слову, в нем же призван есть, в том должен пребывать (1 Кор. 7:20), и обретаться при одной церкви. Ибо что для низкой корысти в церковных делах бывает, то становится чуждым Бога. Для потребностей же сия жизни есть различные занятия: и сими, если кто пожелает, да приобретает потребное для тела. Ибо Апостол рек: требованию моему, и сущим со мною, послужили руки мои сии (Деян. 20:34). И сие наблюдать в сем Богоспасаемом граде, а в прочих местах, по недостатку в людях, допустить изъятие

Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Если же в том пребудут, подвергать их епитимии; такожде и употребляющих благовонные масти. Поскольку же корень горести выспрь прозябаяй (Мф. 12:15), ересь христианохульников, соделалась нечистым пятном для Кафолической Церкви, и приявшие оную не только иконами возгнушались, но и всякое благоговение отвергли, ненавидя людей честно и благоговейно живущих, и исполнилось в них написанное: мерзость грешникам благочестие (Сирах. 1:25); то, если обрящутся некие, посмеивающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются. Понеже, от древних времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием: ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, как глаголет Василий Великий. Но и разноцветные из шелковых тканей одежды не были носимы, и на края одежд не налагались воскрилия иного цвета; ибо слышали от Богоносного гласа: что одевающиеся в мягкие одежды в домах царских суть (Мф. 11:8).

Некоторое из монахов, желая начальствовать, а послушания отметаясь, оставив свои монастыри, предприемлют создавать молитвенные дома, не имея потребнаго к совершению оных. Если убо кто дерзнет сие творить, да будет ему возбранено от местнаго епископа. Если же имеет потребное к довершению: то преднамеренное им да приведется к концу. Сие же самое соблюдать и для мирян и для клириков.
4 Всел. 4 и 8; 6 Всел. 41 и 46; Двукр. 1.

Безпреткновенны бывайте и внешним, глаголет Божественный Апостол (1 Кор. 10:32). Но пребывание жен в епископиях, или в монастырях, есть вина всякаго соблазна. Сего ради, Если усмотрено будет, что кто либо имеет рабу, или свободную в епископии, или в монастыре, поручая ей какое либо служение, да подлежит епитимии; закосневающий же в том, да будет извержен. Если и случится женам быть в загородных домах, и восхочет епископ, или игумен путь творить тамо: то в присутствии епископа, или игумена отнюдь никакого служения да не исправляет в то время жена, но да пребудет особо на ином месте, доколе последует отшествие епископа, или игумена, да не будет нарекания.

Мерзость сребролюбия толико возобладала водителями церквей, яко некие из глаголемых благоговейных мужей и жен, забыв Господни заповеди, заблудилися, и в священный чин, и в монашеское житие вступающих приемлют за злато. И бывает, якоже глаголет Великий Василий, непотребно все, чего начало нечисто: понеже Богу и богатству служить неподобает. Сего ради, Если усмотрен будет кто либо сие творящий: то епископ, или игумен, или кто либо из священническаго чина, или да престанет, или да будет извержен, по второму правилу второго Халкидонскаго святаго собора; а игумения да изгонится из монастыря, и да предастся во иный монастырь в послушание: равно как и игумен, не имеющий пресвитерскаго рукоположения. А о том, что дают родители детям, по подобию вина, и о вещах приносимых из собственности, с объявлением от приносящего, яко посвящаются Богу, мы определили: да пребудут по обещанию их, пребудет ли принесший в монастыре, или изыдет, Если не будет сему вины в настоятеле.

Определяем не быть отныне монастырям двойным, потому что сие бывает соблазном и преткновением для многих. Если же восхотят некие со сродниками отрещися от мира, и монашескому житию плследовать: то мужам входить в мужской монастырь, а женам входить в женский монастырь; ибо сим благоугождается Бог. А обращающиеся доныне двойные монастыри да будут управляемы, по правилу святаго отца нашего Василия, и по заповеди его, законопологающей тако: да не живут в едином монастыре монахи и монахини, потому что соводворение дает посредство к прелюбодеянию. Да не имеет дерзновения монах с монахинею, или монахиня с монахом беседовать наедине. Да не спит монах в женском монастыре, и да не ест монахиня вместе с монахом наедине. И когда вещи потребныя для жизни, со стороны мужской приносятся к монахиням: за вратами оныя да приемлет женскаго монастыря игумения, с некоторою старою монахинею. Если же случится, что монах пожелает видеть некую родственницу: то в присутствии игумении с нею да беседует, не многими и краткими словами, и вскоре от нея отходит.
6 Всел. 47; 7 Всел. 18 и 22

Не долженствует монах, или монахиня оставлять свой монастырь, и отходить во иный. Если же случится сие, то странноприимство явить ему необходимо, а принимать его без воли игумена его не подобает.

Все приносить Богу и не порабощаться своими желаниями, есть великое дело. Ибо если ясте, аща ли пиете, глаголет Божественный Апостол, вся во славу Божию творите (1 Кор. 10:31). И Христос Бог наш, в Своем Евангелии, повелел отсекать начала грехов. Ибо не токмо прелюбодеяние наказуется от Него, но и движение мысли к покушению на прелюбодеяние осуждено, по слову Его: воззревый на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Отсюда научаясь, мы должны очищать помыслы. Ибо если и вся лет суть, но не вся на пользу (1 Кор. 10:23), как учит Апостолское слово. Всякому человеку необходимо есть, дабы жить, и живущим в браке с детьми, в мирском состоянии, не предосудительно есть мужам и женам вместе; токмо Дающему пищу да приносят благодарение; но есть ни с какими либо позорищными вымыслами, или с сатанинскими песнями, и с певицами и блудническими гласованиями, на кои падет пророческое укорение, глаголющее тако: горе с гуслями и певницами вино пьющим, на дела же Господня не взирающим. И Если где будут таковые в Христианах, да исправляются: Если же не исправятся, да будет в отношении к ним соблюдаемо канонически постановленное бывшими прежде нас. А которых жизнь есть тихая и единообразная, яко давших обет Господу Богу взять на себя иго монашества: те да сядут наедине и умолкнут. Но и священническое житие избравшим, не совсем позволительно есть наедине с женами, а разве купно с некоторыми Богобоязненными и благоговейными мужами и женами, дабы и сие общение трапезы вело к назиданию духовному. То же соблюдать должно и в рассуждении сродников. Если же случится монаху, или мужу священнаго чина в путешествии не иметь потребнаго, и по нужде восхочет он препочить в гостинице, или в чьем либо доме: разрешается таковому сие творить, поелику нужда требует.
Апост 54

Вспоминаем историю семи Вселенских соборов Церкви Христовой

Первые века христианства, как и большинства мощных молодых религий, ознаменованы возникновением многочисленных еретических учений. Некоторые из них оказывались столь живучи, что для борьбы с ними требовалась соборная мысль богословов и иерархов всей полноты Церкви. Подобные соборы в церковной истории получили наименование Вселенских. Всего их было семь: Никейский, Константинопольский, Ефесский, Халкидонский, Второй Константинопольский, Третий Константинопольский и Второй Никейский.

325 г.
Первый Вселенский собор
Проходил в 325 г. в Никее при императоре Константине Великом.
Участвовали 318 епископов, в том числе свт. Николай Чудотворец, епископ Низибийский Иаков, свт. Спиридон Тримифунтский, свт. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона.

Для чего созывался:
для осуждения ереси арианства
Александрийский священник Арий отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен Богу Отцу.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено клирикам быть женатыми, а также установлены многие другие правила.

381 г.
Второй Вселенский собор
Проходил в 381 г. в Константинополе при императоре Феодосии Великом.
Участвовали 150 епископов, в том числе свтт. Григорий Богослов (председатель), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.
Для чего созывался:
для осуждения ереси македонитов
Бывший епископ Константинопольский Македоний, приверженец арианства, отвергал Божество третьего Лица Святой Троицы – Святого Духа; он учил, что Дух Святой не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенной силой, и притом служебной Богу Отцу и Богу Сыну так, как ангелы. На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский Символ веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

431 г.
Третий Вселенский собор
Проходил в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II Младшем.
Участвовали 200 епископов.
Для чего созывался:
для осуждения ереси несторианства
Константинопольский архиепископ Несторий нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, словно в храме, подобно тому как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву – христородицей, а не Богородицей. Собор осудил и отверг ересь Нестория, постановил признавать соединение в Иисусе Христе со времени воплощения (рождения от Девы Марии) двух естеств – Божеского и Человеческого – и определил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию – Богородицей.

Собор также утвердил Никеоцареградский Символ веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

451 г.
Четвертый Вселенский собор
Проходил в 451 г. в Халкидоне при императоре Маркиане.
Участвовали 650 епископов.
Для чего созывался:
для осуждения ереси монофизитства
Архимандрит одного из константинопольских монастырей Евтихий отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность и учил, что во Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его – монофизитами (т.е. одноестественниками). Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении Божество и человечество соединились в Нем как в едином Лице неизменно и неслиянно, нераздельно и неразлучно.

553 г.
Пятый Вселенский собор
Проходил в 553 г. в Константинополе при императоре Юстиниане I.
Участвовали 165 епископов.
Для чего созывался:
для разрешения споров между последователями Нестория и Евтихия

Главным предметом споров были сочинения трех учителей Сирийской Церкви, пользовавшихся в свое время известностью (Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского), в которых ясно выражались несторианские заблуждения (на 4-м Вселенском соборе об этих трех сочинениях ничего упомянуто не было). Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать сам 4-й Вселенский собор и клеветать на Вселенскую Православную Церковь, будто бы та уклонилась в несторианство. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуестийского как нераскаявшегося, а относительно двух остальных авторов осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями. Сами же богословы отказались от своих ложных мнений, были помилованы и скончались в мире с Церковью.

Собор подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

680 г.
Шестой Вселенский собор
Шестой собор проходил в 680 г. в Константинополе при императоре Константине Погонате.
Участвовали 170 епископов.
Для чего созывался:
для осуждения ереси монофелитства
Монофелиты хотя и признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и Человеческое, но при этом усматривали в Нем одну лишь Божественную волю. Производимые монофелитами волнения продолжались и после 5-го Вселенского собора. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силой своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви выступили Иерусалимский Патриарх Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский собор осудил и отверг ересь монофелитов и определил признавать во Иисусе Христе два естества – Божеское и Человеческое – и по этим двум естествам две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых Трулльскими, для решения вопросов, по преимуществу относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил 5-й и 6-й Вселенские соборы, потому и называется Пято-шестым (иногда именуется Трулльским).

Собор утвердил правила, которыми должна управляться Церковь, а именно: 85 правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных соборов, а также правила 13 отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами 7-го Вселенского собора и еще двух Поместных соборов и составили так называемый Номоканон (Кормчую книгу), которая и лежит в основании управления Православной Церковью.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение клириков к безбрачию, строгий пост в субботы Святой четыредесятницы и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

787 г.
Седьмой Вселенский собор
Проходил в 787 г. в Никее при императрице Ирине, вдове императора Льва Хозара.
Участвовали 367 епископов.
Для чего созывался:
для осуждения ереси иконоборчества
Иконоборческая ересь возникла за 60 лет до Собора при императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым отменить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил поставлять и полагать в храмах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и изображенным на них святым.

После 7-го Вселенского собора гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами – Львом Армянином, Михаилом Бальбой и Феофилом – и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском соборе в 842 г. при императрице Феодоре.

Справка
Римско-католическая церковь вместо семи признает более двух десятков Вселенских соборов, включая в это число соборы, бывшие в западном христианском мире после великого раскола 1054 г., а в лютеранской традиции, несмотря на пример апостолов и признание всей Церкви Христовой, Вселенским соборам не придается такого значения, как в Православной Церкви и католичестве.

VII Вселенский Собор. Миниатюра из Минология Василия II.

Одиннадцатаго октября св. Православная Церковь творитъ воспоминаніе о святыхъ отцахъ седьмаго Вселенскаго собора (Если 11-е октября случится въ одинъ изъ дней седмицы, то служба отцамъ VII Вселенскаго собора совершается въ ближайшее воскресенье. - прим. Ред.). Поводомъ къ созванію его благочестивою царицею Ириною и Константинопольскимъ патріархомъ Тарасіемъ была, такъ называемая, ересь иконоборцевъ.

Начало ереси сей восходитъ ко временамъ императора Льва Исаврянина, издавшаго указъ, предписывавшій выносить святыя иконы изъ церквей и домовъ и сожигать ихъ на площадяхъ, а равно и уничтожать изображенія Спасителя, Божіей Матери и святыхъ угодниковъ, поставленныхъ въ городахъ на открытыхъ мѣстахъ или находящіяся на стѣнахъ храмовъ. Когда народъ сталъ препятствовать исполненію сего указа, тогда къ гонимымъ имъ святынямъ Левъ присоединилъ и ихъ ревностныхъ почитателей. Тотчасъ же было издано повелѣніе убивать всѣхъ, составлявшихъ толпу. И много — въ особенности женщинъ — пало въ тотъ день отъ мечей иконоборцевъ за свою любовъ и ревность къ святымъ иконамъ. Затѣмъ императоръ приказалъ закрыть высшую богословскую школу Константинополя и тѣмъ лишить православныхъ того побѣдоноснаго оружія въ борьбѣ съ иконоборцами, какое они умѣли извлекать изъ основательнаго богословскаго образованія. Нѣкоторые изъ Византійскихъ историковъ говорятъ даже, будто онъ въ тѣхъ же цѣляхъ сжегъ и богатую, имѣвшуюся при ней, библіотеку. Но гонитель отовсюду встрѣчалъ рѣзкое противорѣчіе своимъ распоряженіямъ. Изъ Сиріи, изъ Дамаска, противъ нихъ писалъ святый Іоаннъ Дамаскинъ. Изъ Рима, по смерти Григорія II-го продолжалъ писать преемникъ его, папа Григорій III-й. А изъ другихъ мѣстъ отвѣчали на нихъ даже открытыми возстаніями.

Сынъ и преемникъ Льва Константинъ Копронимъ, не отступая отъ направленія, принятаго его отцомъ въ отношеніи къ вопросу о почитаніи св. иконъ, рѣшился воздѣйствовать главнымъ образомъ на духовенство, потому что дѣятельными противниками иконоборцевъ были повсюду преимущественно епископы и иноки.

Для сей цѣли онъ постарался созвать соборъ, на которомъ было осуждено иконопочитаніе. Ближайшимъ слѣдствіемъ лже-вселенскаго собора было то, что иконы были выброшены изъ церквей и большею частію сожжены, живописныя и мозаическія священныя изображенія на стѣнахъ храмовъ затерты известью. Не избѣгъ такой участи даже великолѣпный Влахернскій храмъ Богоматери, на стѣнахъ котораго лучшими художниками была изображена вся земная жизнь Богочеловѣка, всѣ Его чудеса, всѣ событія Евангельской исторіи, оканчивая сошествіемъ Св. Духа на апостоловъ. Отъ гоненія на иконы Копронимъ перешелъ къ гоненію на святыя мощи; ихъ велѣно было выбрасывать. Такъ поступлено было, напримѣръ, съ св. мощами великомученицы Евфиміи: мощи ея вмѣстѣ съ гробницею были выброшены изъ храма и ввержены въ море, а великолѣпный Халкидонскій храмъ, посвященный ея имени, обращенъ въ казармы. Считая иноковъ главными поборниками иконопочитанія, Копронимъ рѣшился закрыть всѣ монастыри. Многіе монастыри Константинополя, начиная съ знаменитаго Далматскаго, были обращены въ казармы или разрушены. Много иноковъ было замучено. При семъ обыкновенно разбивали головы иноковъ на тѣхъ самыхъ иконахъ, въ защиту коихъ они выступали.

Въ царствованіе преемника Копронима, Льва IV-го, иконопочитатели могли вздохнуть нѣсколько свободнѣе. Но полное торжество иконопочитанія совершилось лишь при императрицѣ Иринѣ, занявшей за малолѣтствомъ сына своего Константина престолъ своего супруга Льва IV-го послѣ его смерти. Занявъ престолъ, она прежде всего возвратила изъ ссылки всѣхъ иноковъ, сосланныхъ за иконопочитаніе, а большинство епископскихъ каѳедръ предоставила ревностнымъ иконопочитателямъ. Затѣмъ возвратила св. мощамъ всѣ почести, которыя были отняты отъ нихъ иконоборцами. Но императрица сознавала, что всего этого еще мало для полнаго возстановленія иконопочитанія. Необходимо было созвать вселенскій соборъ, который бы осудивъ недавній соборъ, созванный Копронимомъ, возстановилъ истину иконопочитанія. На этомъ особенно настаивалъ при своемъ избраніи на патріаршій престолъ Тарасій.

— «Если императрицѣ дѣйствительно угодно, — заявилъ онъ, — чтобы Тарасій принялъ бремя патріаршаго правленія, то онъ согласенъ, но не иначе, какъ только подъ условіемъ созванія Вселенскаго собора».

Выслушавъ это объясненіе Тарасія, императрица вывела его къ сенаторамъ и духовенству, собравшимся въ Матаврскомъ дворцѣ для избранія патріарха. Въ сильной и выразительной рѣчи Тарасій предъ лицемъ этого собранія заявилъ, что если желаютъ, чтобы онъ принялъ патріаршество, то пусть созовутъ Вселенскій Соборъ для утвержденія иконопочитанія. Большинство собравшихся признало требованіе Тарасія справедливымъ, и Тарасій былъ посвященъ въ патріархи въ праздникъ Рождества Христова въ 784-мъ году. Вскорѣ отъ лица императрицы Ирины и сына ея Константина, за малолѣтствомъ коего она управляла государствомъ, было отправлено посланіе къ Римскому папѣ Адріану съ приглашеніемъ на соборъ. Къ этому посланію присоединилъ и отъ себя лично приглашеніе патріархъ Тарасій. Папа отказался отъ чести присутствовать лично на соборѣ. Онъ прислалъ отъ себя двухъ легатовъ: Петра, протопресвитера церкви святаго апостола Петра въ Римѣ, и Петра, игумена обители св. Саввы въ Римѣ же. Прибыли въ Константинополь и представители отъ патріарховъ Александрійскаго и Антіохійскаго. Это были старшіе синкеллы ихъ: пресвитеры Іоаннъ и Ѳома. Помимо полномочій отъ своихъ патріарховъ они привезли еще посланіе и отъ Іерусалимскаго патріарха, въ которомъ послѣдній выражалъ свое согласіе на утвержденіе иконопочитанія. Созваны были въ столицу и епископы Константинопольскаго патріархата. Въ началѣ предполагалось соборъ открыть лѣтомъ 786-го года въ Константинопольскомъ храмѣ св. Апостоловъ. Все уже было приготовлено къ открытію соборныхъ засѣданій, какъ вдругъ наканунѣ самаго открытія ихъ въ Константинополѣ вспыхнулъ бунтъ среди войска, который и помѣшалъ состояться собору. Соборъ открылся лишь осенью слѣдующаго года (24-го сентября) и уже не въ Константинополѣ, а въ близкой къ нему Никеѣ, гдѣ происходилъ и первый Вселенскій Соборъ, въ храмѣ св. Софіи. Число членовъ собора въ точности не установлено. Во всякомъ случаѣ ихъ было болѣе трехъ сотъ, потому что подъ соборными актами имѣется подпись 307 епископовъ. Соборъ начался рѣчью патріарха Тарасія, послѣ которой была прочитана императорская грамота къ собору. По прочтеніи ея было приступлено къ разбору виновности епископовъ, замѣшанныхъ въ иконоборствѣ.

Послѣ сего императорскій секретарь Леонтій напомнилъ собору о необходимости выслушать посланіе о св. иконахъ папы Адріана къ императору и патріарху. Эти посланія открываютъ предъ нами завѣсу самой глубокой апостольской древности и выясняютъ, какъ смотрѣла на иконы въ то время св. Церковь. По прочтеніи обоихъ этихъ посланій представители папы пожелали знать: согласны ли съ ними патріархъ и всѣ члены собора?

Тарасій отвѣчалъ, что онъ пріемлетъ все, что написано папою.

— «Этому надобно слѣдовать, — сказалъ онъ, — противорѣчить ему значитъ поступать неразумно. И сами мы, на основаніи Писаній, умозаключеній и доказательствъ, изслѣдовавъ истину и познавъ ее на основаніи ученія отцовъ, твердо и непреложно исповѣдали и будемъ исповѣдывать, согласно древнему преданію св. отецъ, живописныя иконы, поклоняясь имъ съ горячею любовію, такъ какъ онѣ во имя Господа Бога и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, св. апостоловъ и всѣхъ святыхъ, но поклоненіе и вѣру будемъ относить къ Единому Истинному Богу».

— «Весь святый соборъ также учитъ», — раздался отвѣтъ на его слова со стороны всѣхъ членовъ собора.

Затѣмъ было прочитано окружное посланіе патріарха Тарасія, написанное имъ къ епископамъ и пресвитерамъ Антіохіи, Александріи и Іерусалима при вступленіи на патріаршій престолъ и отвѣтная на него грамота восточныхъ патріарховъ. По прочтеніи этихъ посланій, отцы собора единогласно заявили: «Мы совершенно согласны съ ними, съ любовію принимаемъ и почитаемъ священныя и досточтимыя иконы и поклоняемся имъ».

Въ началѣ слѣдующаго засѣданія по совѣту патріарха Тарасія рѣшено было сдѣлать пересмотръ всѣхъ мѣстъ изъ Священнаго Писанія, изъ свято-отеческихъ твореній и изъ описаній житій святыхъ, могущихъ служить основаніемъ къ утвержденію догмата иконопочитанія. Среди послѣднихъ встрѣтилось великое множество повѣствованій о чудесахъ, исшедшихъ отъ св. иконъ и мощей. Вотъ нѣкоторыя изъ нихъ:

Въ описаніи мученичества св. Анастасія Персянина разсказывалось, что при перенесеніи его мощей въ Кесарію Палестинскую, когда народъ отовсюду устремлялся въ срѣтеніе имъ, одна женщина, по имени Арета, впала въ сомнѣніе и сказала:

— «Я не поклонюсь мощамъ, принесеннымъ изъ Персіи».

Чрезъ нѣсколько дней св. мученикъ явился Аретѣ во снѣ и спросилъ:

— «Ты страдаешь болѣзнію въ бедрахъ?»

Не успѣла Арета отвѣтить ему, что здорова, какъ вдругъ почувствовала, что ее дѣйствительно постигла болѣзнь. Долго томилась она въ своей болѣзни, затѣмъ, почувствовавъ временное облегченіе отъ нея, стала размышлять, по какой причинѣ постигла ее такая болѣзнь. Въ такомъ размышленіи она провела четыре дня. На разсвѣтѣ пятато дня ей опять является св. мученикъ и говоритъ:

— «Иди въ Тетрапилъ. Помолись св. Анастасію и будешь здорова».

Принесенная къ указанному мѣсту, она, когда увидѣла икону св. мученика, громко возгласила:

— «Это поистиннѣ тотъ, кого я видѣла во снѣ».

Повергшись на помостъ, она долго плакала слезами раскаянія и встала совершенно здоровою.

По прочтеніи на соборѣ повѣствованія о семъ чудѣ, представители папы заявили, что сія икона св. Анастасія съ честною главою его находится въ одномъ изъ монастырей Рима и въ настоящее время, а епископъ Тавроменійскій Іоаннъ добавилъ къ ихъ заявленію, что онъ знаетъ одну женщину изъ Сициліи, которая, будучи въ Римѣ, получила отъ иконы св. мученика исцѣленіе.

Затѣмъ было сообщено Петромъ, епископомъ Никомидійскимъ, о чудѣ, происшедшемъ отъ иконы Господа въ Беритѣ и приведено изъ Евагрія повѣствованіе объ Едесскомъ чудѣ отъ нерукотвореннаго образа Спасителя. Чудо состояло въ слѣдующемъ:

Однажды Едессу осадилъ Хозрой, царь Персіи. Съ сдѣланныхъ по его приказанію огромнѣйшихъ насыпей воины стрѣляли чрезъ городскія стѣны въ жителей города. Осажденные жители рѣшились сдѣлать подкопъ подъ насыпи и затѣмъ сжечь ихъ. Но огонь, который они разводили въ подкопахъ, за неимѣніемъ притока туда свѣжаго воздуха, всякій разъ угасалъ. Тогда едессяне взяли Нерукотворенный образъ и принесли его на выкопанные рвы. Окропивъ образъ водою, они стекавшими по нему каплями брызнули на слабо горѣвшій огонь въ сложенныхъ дровахъ, и тотчасъ же всѣ дрова были объяты необычайнымъ пламенемъ. Обративъ ихъ въ уголь, пламя перешло къ верхнимъ деревамъ и быстро уничтожило всѣ сооруженія Хозроя.

При чтеніи сего повѣствованія, чтецъ великой Константинопольской церкви сказалъ:

— «Я самъ — недостойный рабъ, когда ходилъ въ Сирію съ царскими апокрисіаріями, былъ въ Едессѣ и видѣлъ сей Нерукотворенный образъ; вѣрные почитаютъ его и поклоняются ему».

Много и другихъ, подобныхъ приведеннымъ, извлеченій изъ святоотеческихъ твореній было прочитано на слѣдовавшихъ за первымъ засѣданіяхъ собора. Когда отцы собора, какъ выразился патріархъ Тарасій, «насытились святоотеческими свидѣтельствами», на средину засѣданій была вынесена одна досточтимая икона, и предъ нею всѣ присутствовавшіе на соборѣ отцы, лобызая ее, произнесли двадцать два краткихъ изреченія, повторяя каждое изъ нихъ по три раза. Всѣ главныя иконоборческія положенія въ нихъ были осуждены и преданы проклятію.

Слѣдующія засѣданія были посвящены разбору опредѣленій лже-вселенскаго Копронимова собора. Разборъ этотъ былъ произведенъ съ величайшею тщательностію. Велся онъ все время при посредствѣ двухъ лицъ, какъ бы двухъ сторонъ: одинъ читалъ то, что было опредѣлено лжесоборомъ, другой читалъ опроверженіе на то, что было ложнаго въ опредѣленіяхъ. Мѣста Св. Писанія, ложно истолкованныя Копронимовымъ соборомъ, теперь подверглись новому толкованію. Напримѣръ: изъ Ветхозавѣтнаго Писанія въ защиту своихъ мнѣній иконоборцы указывали на запрещеніе Десятословія: не сотвори себѣ куміра(Исх. 20, 4).

Отцы собора отвѣчали на сіе:

— «Изреченія, сказанныя Израильскому народу, который служилъ тельцу и не чуждъ былъ египетскихъ заблужденій, нельзя переносить на Божественное собраніе христіанъ. Богъ, намѣреваясь ввести Іудеевъ въ землю обѣтованія, потому далъ имъ заповѣдь: не сотвори себѣ куміра, что тамъ обитали идолопоклонники, поклонявшіеся и демонамъ, и солнцу, и лунѣ, и звѣздамъ, и другимъ тварямъ, даже птицамъ, и четвероногимъ, и гадамъ и не поклонявшіеся только Богу Живому и Истинному. Когда же, по повелѣнію Господню, Моисей создалъ Скинію свидѣнія, тогда онъ, показывая, что все служитъ Богу, приготовилъ изъ золота человѣкообразныхъ херувимовъ, представлявшихъ собою образъ херувимовъ разумныхъ».

Также ложно истолкованы были лже-вселенскимъ соборомъ нѣкоторыя мѣста и изъ святоотеческихъ твореній. Въ свою защиту иконоборцы приводили, напримѣръ, такое мѣсто изъ твореній св. Аѳанасія Александрійскаго:

— «Какъ же не жалѣть о почитающихъ творенія по той причинѣ, что зрячіе кланяются не видящимъ и одаренные слухомъ не слышащимъ? — Тварь никогда не спасетъ твари».

Но соборъ разъяснилъ, что св. Аѳанасій въ данномъ мѣстѣ имѣлъ въ виду язычниковъ и противъ нихъ направлялъ свою рѣчь; христіане никогда не служили твари вмѣсто Единаго всѣхъ Бога, какъ обвиняли ихъ иконоборцы. Оказалось также, что иконоборцы часто приводили святоотеческія слова отрывочно, — безъ связи ихъ съ предшествующею имъ и послѣдующею за ними рѣчью, — отчего въ этихъ словахъ могъ получаться желательный для нихъ смыслъ.

Наконецъ, нѣкоторыя изъ приведенныхъ иконоборческимъ соборомъ выраженій оказались совершенно подложными.

Какъ скоро оказалось, что основанія, какія приводилъ лже-вселенскій соборъ въ оправданіе своихъ вѣроопредѣленій, ложны и недостаточны, для всѣхъ само собою стало понятнымъ, что и самыя вѣроопредѣленія его, утвержденныя на такихъ основаніяхъ, ложны, и поэтому отцы собора скоро перешли къ окончательной выработкѣ собственнаго соборнаго вѣроопредѣленія. Въ этомъ окончательномъ вѣроопредѣленіи отцы собора нашли нужнымъ сначала упомянуть о поводѣ къ созванію собора и о предпринятыхъ имъ трудахъ, затѣмъ — привести дословно весь Символъ Вѣры и опроверженіе всѣхъ тѣхъ ересей, которыя уже были опровергнуты шестью предшествующими Вселенскими Соборами и, наконецъ, на вѣчныя времена утвердить догматъ иконопочитанія:

— «Мы опредѣляемъ, чтобы святыя и честныя иконы предлагались для поклоненія точно такъ же, какъ и изображеніе честнаго и животворящаго Креста, будутъ ли онѣ сдѣланы изъ красокъ, или мозаическихъ плиточекъ, или изъ какого-либо другого вещества, только бы сдѣланы были приличнымъ образомъ, и будутъ ли находиться во св. церквахъ Божіихъ, на священныхъ сосудахъ и одеждахъ, на стѣнахъ и дощечкахъ, или въ домахъ и при дорогахъ, а равно будутъ ли это иконы Господа и Бога, Спасителя нашего Іисуса Христа или Непорочной нашей Владычицы Св. Богородицы, или честныхъ Ангеловъ и всѣхъ святыхъ и праведныхъ мужей. Чѣмъ чаще, при помощи иконъ, они дѣлаются предметомъ нашего созерцанія, тѣмъ болѣе взирающіе на эти иконы возбуждаются къ воспоминанію о самихъ первообразныхъ, пріобрѣтаютъ болѣе любви къ нимъ и получаютъ болѣе побужденій воздавать имъ лобызаніе, почитаніе и поклоненіе, но никакъ не то истинное служеніе, которое по вѣрѣ нашей приличествуетъ одному только Божественному естеству. Взирающіе на сіи иконы возбуждаются приносить иконамъ ѳиміамъ и ставить свѣчи въ честь ихъ, какъ дѣлалось это въ древности, потому что честь, воздаваемая иконѣ, относится къ ея первообразу, и поклоняющійся иконѣ поклоняется ѵпостаси изображеннаго на ней». — «Осмѣливающіеся же думать или учить иначе», «если это будутъ епископы или клирики», должны быть «низлагаемы», «если же будутъ иноки или міряне», должны быть отлучаемы.

Соборъ закончился прославленіемъ Господа со стороны всѣхъ епископовъ, начальниковъ, воинскихъ чиновъ и другихъ гражданъ Константинополя, въ несмѣтномъ количествѣ заполнившихъ залы дворца. Списки соборныхъ дѣяній были посланы папѣ, восточнымъ патріархамъ, императрицѣ съ императоромъ и всѣмъ церквамъ Константинопольскаго патріархата.

Такъ торжественно закончился, возстановившій истину иконопочитанія и понынѣ каждогодно воспоминаемый 11-го октября всею Православно-Восточною Церковію, Седьмый Вселенскій Соборъ.

  • ← А. Н. Муравьев, Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви (Киев 1873).
  • Архиепископ Антоний (Синкевич), Лос-Анжелосский. Любовь к Богу и Ближнему. (Слово на Всенощной в день прославления Св. Оптинских старцев) →

Новое на сайте

>

Самое популярное