Домой Природное земледелие Вербальная интеракция не включает в себя механизм. Общение как интеракция. Перцептивная сторона общения

Вербальная интеракция не включает в себя механизм. Общение как интеракция. Перцептивная сторона общения

Интеракция - ϶ᴛᴏ организация людьми совместной деятельности путем согласования своих мировоззренческих и практических позиций. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, ᴛ.ᴇ. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (ᴛ.ᴇ. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но всœе же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова. В случае если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, ᴛ.ᴇ. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения. Какая «другая» - на данный вопрос еще нужно ответить.

В случае если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого» (Б.Ф. Ломов, 1975), которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителœем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям крайне важно обмениваться и информацией, и самой деятельностью, ᴛ.ᴇ. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, к примеру, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всœегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель, б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определœены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделœено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать всœе виды человеческой деятельности.

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателœем концепции. Методологически некорректным здесь явился сам принцип - выделœение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. По этой причине логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, ᴛ.ᴇ. в прямо противоположном направлении (А.Н. Леонтьев, 1972). Направление же, предложенное Т. Парсонсом, неизбежно приводит к утрате социального контекста͵ поскольку в нем всœе богатство социальной деятельности (иными словами, всœей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Я. Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта͵ б) психического контакта (по Я. Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Я. Щепаньский, 1969). Хотя всœе сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечественной социальной психологии В.Н. Панферовым (В.Н. Панферов, 1989).

Общение – необходимый компонент для успешного становления человека в социуме. Первая интеракция происходит в родительской семье, где ребенок получает оценку себя, своего поведения родственниками, учится считывать эмоции и чувства - на основе этого складываются механизмы по эффективному или неконструктивному взаимодействию с людьми.

Что такое интеракция?

Джордж Г. Мид - американский социолог и философ ввел понятие интеракции в 1960-е гг. Мид считал, чтобы одному человеку понять другого, важно понимать, что он делает, какие практики совершает. Интеракция это – взаимодействие между людьми, включающее в себя взаимовлияние во время совместной деятельности. Во время интеракции происходит:

  • обмен опытом, мнениями;
  • достижение взаимопонимания;
  • выстраивание единой линии планирования или стратегии;
  • становление себя на место (роль) партнера (увидеть ситуации глазами другого);
  • в случае неэффективной интеракции – и конкуренция.

Интеракция в социологии

Социальная интеракция это – взаимодействие людей, осуществляемое на микро (семья, друзья, рабочий коллектив) и макроуровне (социальные структуры и общество в целом) и предполагает обмен символами, опытом, практическими наработками. Сущность интеракции заключена в контакте между людьми и выстраивается исходя из индивидуальных особенностей каждого субъекта, линии поведения, противоречий возникающих во время общения. Питирим Сорокин (социолог) выделил несколько опорных точек в социальной интеракции:

  1. Для взаимодействия нужны как минимум 2 людей.
  2. Во время общения всему уделяется внимание: жестам, мимике, действиям – это помогает лучше чувствовать другого человека.
  3. Мысли, чувства, мнения должны резонировать у всех участников процесса интеракции.

Интеракция в психологии

Первой моделью для взаимодействия с людьми для человека является семья. В рамках семейного круга, в ситуациях совместной деятельности во время общения происходит становление «Я» ребенка. Личность формируется через призму восприятия себя другими и поведенческих реакций возникающих в ответ на ее деятельность. Интеракция в психологии - это концепция, основанная на воззрениях Д.Мида и его теории «символического интеракционизма» вышедшей из рамок бихевиоризма. Большое значение социолог придавал обмену символами (жесты, позы, мимика) между взаимодействующими сторонами.


Виды интеракции

В совместной социальной деятельности люди ориентированы друг на друга и эффективная интеракция предполагает высокую «значимость» другого как личности. Неэффективная – каждый субъект в процессе общения зациклен только на себе и не пытается понять, прочувствовать другого. Взаимовыгодное сотрудничество и партнерство при такой интеракции маловероятны. Типы интеракции можно разделить по виду воздействия: вербальная и невербальная.

Вербальная (речевая) интеракция включает в себя механизмы:

  1. Речевое воздействие (тембр, тон голоса, экспрессивность речи).
  2. Передача, обмен информацией, опытом.
  3. Реакция на полученную информацию (высказывание своего отношения, мнения).

Невербальная (неречевая) интеракция обусловлена знаковой системой общения – проксемикой:

  1. Поза, демонстрируемая партнером: закрытость-открытость, расслабленность-напряженность.
  2. Положение в пространстве – захват территории (раскладывают документы, предметы по всему столу) или использование минимума пространства.
  3. Подстройка и синхронность партнера по взаимодействию в жестах, мимике, позах тела.

Интеракция и коммуникация

Общение как интеракция содержит в себе воспитательную, регулирующую, оценивающую функции и позволяет людям организовывать свою совместную деятельность с достижением поставленных целей. Коммуникация тесно связана с интеракцией, является одной из ее составляющих наравне с перцепцией (восприятием) и опирается на те же механизмы (вербальные, невербальные) в процессе общения. Отличия коммуникации от интеракции:

  1. Коммуникатором может являться не только человек, но и средства СМИ, любая знаковая система (дорожные знаки) книги.
  2. Цель коммуникации – передача информации, без возможного получения обратной связи (чувства, мнения других могут не учитываться)

Интеракция (интерактивная сторона общения) включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и:

– организовать обмен действиями;

– спланировать общую деятельность;

– выработать формы и нормы совместных действий.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) мотив кооперации – максимизации общего выигрыша;

2) индивидуализм – максимизации собственного выигрыша;

3) конкуренция – максимизации относительного выигрыша;

4) альтруизм – максимизации выигрыша другого;

5) агрессия – минимизации выигрыша другого;

6) равенство – минимизации различий в выигрышах.

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1)Сотрудничество . Направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция);

2) Противодействие . Предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);

3) Компромисс . Реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4) Уступчивость . Предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);

5) Избегание . Представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (агрессия).

По стратегии поведения можно определить истинные мотивы, которые преследует человек в общении.

Удовлетворение тех или иных коммуникативных потребностей, достижение желаемых коммуникативных целей предполагает наличие адекватного коммуникативного поведения.

Неэффективным будет специалист, желающий установить с партнером близкие положительно окрашенные эмоциональные отношения, и в то же время демонстрирующий с ним доминирующее, конкурирующее поведение, поскольку только ему он и был обучен.

Профессионал-медик (равно как и профессионал-педагог) должен владеть как навыками поведения лидера, так и быть способным к диалогическому, неманипулятивному общению.

Способы воздействия в общении. Традиционным для социальной психологии является выделение следующих способов воздействия:заражение, внушение, убеждение.

Заражение бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Эта способность проявляется через передачу эмоционального состояния. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение является ситуация паники (возникает вследствие либо дефицита информации о чем-то пугающем и непонятном, либо избытка этой информации). Чем выше уровень развития личности, группы, сообщества, чем дифференцированнее личность, тем меньше они подвержены механизму заражения.


Внушение целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Это метод манипулятивного воздействия на личность. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Вся информация воспринимается как абсолютно достоверная. Внушению способствует использование различных средств фасцинации. К средствам же контрсуггестии относят недоверие к суггестору.

В отличие от заражения внушение:

а) не предполагает равенства партнеров в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Это персонифицированное активное воздействие одного человека на другого или на группу;

б) как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение
кроме речевого воздействия использует и другие средства (восклицания, ритмы и пр.).

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

При рассмотрении интерактивной стороны общения необходимо отметитьподражание.

Подражание это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица. Подражание служит фундаментальным принципом развития и существования общества. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Различают несколько видов подражания:

логическое и внелогическое;

– внутреннее и внешнее;

– подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Проводятся исследования моделей для подражания и факторов, усиливающих этот процесс.

Наряду с коммуникативными умениями воздействия на другого не менее важны умения вести диалог, переговоры, предполагающие равноправные отношения с партнером.

Многие медики (как и педагоги) часто не видят личность своего партнера здесь и сейчас, находясь в плену уже заранее сложившегося о нем представления. Поэтому быть рядом целиком, способность присутствия выделяет профессионала-мастера. Наблюдать, видеть, слышать, понимать – важнейшие коммуникативные требования к деятельности врача.

Факторы, определяющие качество интеракции:

1) объективность , чтобы позволить партнеру быть самостоятельной личностью;

2) гибкость , чтобы принять любые неожиданности, не навязывая другому конформистского поведения;

3) другой человек для такого профессионала безусловная ценность , он его не оценивает и не судит;

4) общаясь с другой личностью, он опирается на то, что видит перед собой сейчас, умея отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в психологическую реальность партнера ;

5) такая направленность не толкает партнера в будущее насильно, но представляет собой установку на восприятие его в непрерывном процессе развития и личностного роста ;

6) профессионал хорошо представляет себе границы собственной ответственности и ответственности партнера ;

7) понимает, что есть сферы, где он не может решать проблем за другого , а должен только оказать поддержку, придать силы партнеру самому их решать;

8) в этих сферах профессионал сохраняет активную роль не в смысле управления деятельностью партнера, а в смысле непосредственной вовлеченности и искренней заинтересованности во всем, что касается партнера .

Базовыми коммуникативными навыками специалиста-профессионала при диалогическом общении являются: поддержка, активное слушание, отражение чувств партнера, безоценочные суждения, понимание невербального поведения другого, «Я-высказывания».

Швейцарский писатель XVIII века Лафатер писал: «Хочешь быть умным научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе нечего больше сказать».

Логику ведения беседы можно представить в виде модели, включающей следующие этапы:

а) определение проблемы, первоначальный обмен информацией (идеями и чувствами);

б) достижение понимания: углубление обмена информацией, поиск приемлемых решений;

в) определение наилучшего решения, достижение соглашения;

г) разработка конкретных действий по реализации принятого решения.

Чтобы эффективно понимать и изучать собеседника, развивать с ним психологический контакт полезно придерживаться следующих правил :

– больше слушайте и меньше говорите сами, меньше задавайте вопросов и не «подталкивайте» его к обсуждению тех вопросов, о которых ему следует говорить;

– стремитесь прежде всего реагировать на личностно-значимую информацию, связанную с потребностями и интересами партнера;

– стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

Виды понимающего реагирования:

а) простые фразы, подтверждающие наличие контакта;

б) перефразирование мыслей и чувств партнера, выраженных открыто;

в) выяснение скрытых мыслей и чувств собеседника;

г) молчание как вид реакции;

д) невербальные реакции;

е) резюмирование;

ж) подбадривание и заверение;

з) вопросы, проясняющие позицию собеседника (безоценочные вопросы с целью прояснить мысли, чувства, представления партнера).

Существует ряд распространенных заблуждений относительно своего поведения в процессе общения.

1. Сильный партнер всегда тверд и бескомпромиссен в достижении своих целей.

2.Сильный партнер скрытен и сообщает лишь абсолютный минимум информации своему собеседнику.

3. В беседе хозяином положения является тот, кто говорит.

4. Когда предложение или позиция сопровождается периодом молчания, то тот кто прерывает паузу – проигравший.

5. Мой партнер покинет меня, когда выяснит, кто я есть на самом
деле. Поэтому я буду скрывать свое истинное Я.

6. Если я открою свое сердце, мне причинят боль.

При изучении интеракции в зависимости от дистанции общения выделяют следующие виды общения, которые используют адекватные своим целям коммуникативные средства: ритуальное, деловое, манипулятивное (общение-игра), личностно-ориентированное.

В основе организации социума лежит общение. Это особый процесс, который помогает решать бытовые, деловые и научные задачи, определенное взаимовлияние индивидов, которое именуют интеракцией. Это понятие является общим для ряда дисциплин (психологии, философии, социологии и др.). В данной статье разберемся в нюансах интеракции и рассмотрим ее виды.

История

В переводе с английского языка термин "интеракция" буквально означает "взаимодействие". Его ввел чикагский ученый, основоположник социального интеракционизма, Джордж Герберт Мид в 1960 году. Согласно авторской концепции, поведение определенного социума рассматривается не как проявление отдельных индивидов, а как сложная групповая активность. Поэтому приверженцев нового психологического направления интересовали способы взаимодействия людей в группе. К таковым были отнесены:

  • обмен мнениями и опытом;
  • создание единой стратегии;
  • достижение взаимопонимания;
  • конфликт, конкуренция ("неэффективная интеракция");
  • рассмотрение ситуации глазами противоположной стороны (собеседника).

В социологии

Идею Дж. Г. Мида подхватил российский социолог Питирим Сорокин. Он определил опорные точки для социальной интеракции:

  1. Для взаимодействия необходимы минимум два человека.
  2. Чтобы чувствовать собеседника (партнера), в ходе общения всему следует уделять внимание (жестам, мимике, действиям).
  3. Мысли, чувства и мнения должны быть в резонансе у всех участников интеракции.

В психологии

В психологии интеракция - это концепция, акцентирующая внимание на взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств. Анализу подвержено то, как выстраиваются межличностные отношения, какие особенности субъекта и линии поведения ведут к согласию или противоречиям в общении.

В отличие от многих других, понятие интеракции пришло в психологию из социологии, а не наоборот. И рассмотрение его, как и в смежной дисциплине, следует начинать с микроуровня - семьи. Именно она является базовой моделью взаимодействия людей, где происходит становление личности ребенка. Данный процесс происходит сквозь призму поведенческих реакций в ответ на деятельность, обмен жестами, мимикой и словами подрастающего индивида, через восприятие его другими членами семьи. Затем человек переходит на другие социальные уровни (друзья, рабочий коллектив, общество в целом), неся с собой уже отработанные модели взаимоотношений, корректируя их и подстраивая под новые обстоятельства.

Структура общения

Психологи выделяют в человеческом общении три компонента: коммуникацию, перцепцию и интеракцию. Безусловно, в реальной беседе, в режиме онлайн, данное разделение совсем не чувствуется, т.к. все составляющие переплетены и реализуются одновременно. Однако в теории психологии каждый компонент имеет свою проблематику, задачи и смысловое разграничение.

  1. Так под коммуникацией понимается информационный обмен, который совершают индивиды. Он обусловлен, как правило, когнитивными (познавательными) потребностями. Коммуникативный элемент является основополагающим, ядром. Поэтому нередко "коммуникация" и "общение" выступают синонимами.
  2. Перцепцией называют восприятие участниками общения друг друга. Явление это довольно глубокое, т.к., помимо эмоционального фактора, включает познание, первичный (поверхностный) анализ слов, жестов, действий партнера при разговоре и формирование ответных реакций.
  3. Третьей стороной является интеракция. В психологии это понятие определяет реализацию совместных действий участников общения, т.е. взаимное влияние друг на друга. Если рассматривать человеческое общение в интерактивном ключе, то подобное взаимодействие можно разграничить на три процесса:
  • интеракция, возникающая в общей деятельности, объединенная общими целями и задачами (трудовая, игровая, познавательная);
  • влияние одного индивида на другого: внушение, убеждение;
  • взаимовлияние сторон.

Нередко под "сторонами" подразумевается не столько отдельная личность, как целые социальные общности. Таким образом, интеракция - это совокупность реакций участников группы друг на друга. Это умение примерить роль другого на себя.

Виды взаимодействий

Существует весьма строгая классификация интеракции. Суть ее заключается в четком разграничении взаимодействия людей по принципу результативности и воздействия. Так совместная социальная деятельность может быть эффективной и неэффективной. Первая предполагает высокую значимость партнера (друга, коллеги, собеседника и др.) как личности. Здесь происходит продуктивный обмен информацией и опытом, взаимовыгодное сотрудничество. В случае с видом интеракции неэффективной каждый индивид зациклен исключительно на своих желаниях и потребностях без попытки прочувствовать и понять другого. В результате такое взаимодействие ведет к конфликту или конкуренции.

Для реализации социальной интеракции необходимы определенные сигналы, которые установят межличностный контакт. К ним относятся вербальные и невербальные средства. С этой позиции выделяют:

  1. Вербальную (речевую) интеракцию. Силу речевого воздействия может определить тембр голоса, экспрессивность речи, высказывание своего мнения или отношения к ситуации.
  2. Невербальную интеракцию. Она обусловлена проксемикой (системой общения с помощью сигналов, жестов) и включает следующие механизмы:
  • позу партнера (она может говорить о его закрытости-открытости для общения, расслабленности-напряженности);
  • подстройку и синхронность собеседника в жестах и мимике;
  • положение в пространстве (использование минимальной зоны или, напротив, захват территории за счет раскладывания вещей, предметов, документов на общем поле деятельности).

Формы интеракции

Интеракция - это всегда взаимодействие людей в группе. Отношения их могут строиться по разным причинам и принципам. В социальной психологии многократно предпринимались попытки создать более дробную структуру для описания человеческих взаимоотношений, выделить формы интеракции. Самая популярная схема принадлежит американскому психологу Роберту Байлзу. Он объединил действия членов группы с совместной деятельностью в 12 категорий и распределил их по трем осям:

  • дружелюбие и враждебность к другим участникам группы;
  • доминирование и подчинение;
  • включенность в совместную работу и нежелание брать полномочия на себя.

Однако эта схема была подвержена критике. Аргументом выступило акцентирование внимания лишь на формальных критериях интеракции. А это исключает учет содержания групповой деятельности, т.е. то, чем занимаются индивиды.

Среди прочих была представлена классификация по четырем областям. В ней две оси относились к эмоциональной сфере человека (позитивные и негативные эмоции). И две были связаны с постановкой проблем и способами их решения.

Интеракция и манипуляция

Человеческое общение - это взаимовлияние. Но происходит оно не на равных позициях. В любой социальной группе есть доминирующие субъекты. Поэтому в особую группу психологического анализа попадает интеракция с элементами манипуляции.

Скрытое управление происходит против воли человека. Сюда относятся суггестия (внушение), наведение транса. Партнер может быть вовлечен в игру на чувстве вины или страха. Использование в речи лести также относится к манипулятивным техникам.

Заключение

Резюмируя статью, важно тезисно обратить внимание на ключевые моменты:

  • Интеракция - это компонент общения. А, значит, она наравне с перцепцией и коммуникацией выполняет воспитательную, регулирующую и оценивающую функции. Однако коммуникатором могут выступать дорожные знаки, СМИ, социальные сети. А интеракция предполагает непосредственное взаимодействие людей. Она помогает в организации совместной деятельности для достижения поставленных целей. В процессе такого общения человек меняется, растет, обогащается новыми смыслами.
  • Интеракция - это многостороннее явление, которое может привести либо к кооперации (партнерству), либо к конфликту. Все будет зависеть от используемых средств и сигналов, поведенческих реакций индивидов, их эмоционального уровня.
  • Буквальным переводом, или синонимом интеракции является взаимодействие, предполагающее совместную (групповую деятельность). Однако в изучении этого направления необходимо учитывать типы отношений между людьми. Они, в свою очередь, диктуют определенные модели или формы интеракции. В психологии это дало толчок для создания нескольких схем. Однако из-за широкой вариативности межличностных связей и индивидуальных особенностей субъектов универсальной до сих пор нет.
  • Сегодня социологические и психологические разработки успешно используются для построения успешного бизнеса, проведения тимбилдингов и различных тренингов по личностному росту.

Интеракция взаимодействие людей в ходе общения, планирование общей деятельности , организация совместной деятельности, психологическое воздействие друг на друга.

Взаимодействие это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – практических задач или для реализации ценностей. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга.

Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

  • – субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);
  • – предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
  • – механизм регулирования взаимоотношений.

Структура взаимодействия зависит от ступеней его развития:

  • а) пространственный контакт;
  • б) психический контакт – взаимная заинтересованность;
  • в) социальный контакт – связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком;
  • г) совместная деятельность;
  • д) систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера;
  • е) социальные отношения – устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер (Я. Щепаньский).

Взаимодействия можно разделить на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий. Взаимодействие людей зависит от ситуации и позиций общения участников. Позиции в общении выделяют следующие :

  • 1) доброжелательная позиция принятия собеседника;
  • 2) нейтральная позиция;
  • 3) враждебная позиция непринятия собеседника;
  • 4) доминирование, или "общение сверху";
  • 5) общение "на равных";
  • 6) подчинение, или позиция "снизу".

Анализ позиций в общении осуществляется и в концепции транзактпого анализа (Э. Берн). Единица взаимодействия называется транзакция . Э. Берн писал: "Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией. Транзакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию". Транзактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя "играются" роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего "зайдите завтра". С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста-любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции Родителя могут быть две разновидности:

  • 1) карающий Родитель – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
  • 2) опекающий Родитель – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют:

  • 1) послушного ребенка ,
  • 2) бунтующего ребенка ("Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!" и т.п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Транзакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого. Изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения:

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер ("послушный Ребенок"), так и конфликтный характер ("бунтующий Ребенок").

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения нс совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят "дополнительный" характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Второй показатель эффективности – адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Существует много классификаций ситуаций взаимодействия:

  • – социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации (А. А. Леонтьев);
  • – официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации в обучении, руководстве (М. Аргайл);
  • – различные ритуалы, полуритуалы (имеющие место в развлечениях) и игры (понимаемые весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.) (Э. Берн).

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача неадекватна, взаимодействие затруднено.

Различают три основных стиля действий: ритуальный стиль, который задан культурой, традициями, манипулятивный стиль и гуманистический.

Э. Берн выделяет разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими психологическими позициями.

Два противоположных вида взаимодействия: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт. Структура конфликта включает следующие элементы: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т.е. конкуренция, соперничество выступают как объективная ситуация конфликта.

Типы конфликтов могут варьировать: когнитивный конфликт (борьба точек зрения людей) может переходит к борьбе личностей (межличностный конфликт), к конфликту между личностью и группой, затем к межгрупповому конфликту и далее к социальному конфликту – столкновению различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов. Л. Коузер выделяет реалистические и нереалистические (беспредметные) конфликты.

Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ и ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории).

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Конфликты могут быть деструктивными (т.е. они нарушают эффективное взаимодействие и приносят вред обеим сторонам) и конструктивными (способствуют выявлению и разрешению противоречий, способствуют движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия). Л. Коузер подчеркивает, что конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие.

Новое на сайте

>

Самое популярное