Домой Полезные свойства плодов Что такое ненормативная лексика определение. Давняя традиция запрета нецензурных выражений. Ненормативная лексика в русском языке

Что такое ненормативная лексика определение. Давняя традиция запрета нецензурных выражений. Ненормативная лексика в русском языке

Дата добавления: 2009-11-01

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это невидимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом» .

Владимир Даль

Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова.

Если мы сохраним этот процент, мы можем избежать катастрофы жизни, не ругаясь. Святое дерьмо. Как печатное слово, оно было запрещено на протяжении многих веков. Вот несколько примеров использования слова. Черт возьми! Выебанная. Черт возьми. Беспорядок, неудача, серьезная ошибка. Мне все равно. Не трахайся со мной. Не связывайся со мной. Какого черта ты хочешь? К чему ты, черт возьми,? Это был чертовски хороший фильм. Это был гребаный фильм. Это фанатично! Это хороший трах!

  • Отправляйся!
  • Убирайся!
  • Пошел ты!
Расширьте свой словарный запас и улучшите произношение на английском!

Сколько всего слов составляет матерный язык? В целом где-то около сотни. В активном словарном запасе находится в основном приблизительно 20-30. Но очень активно используются замены этих слов (блин, ё-моё, едрёна-матрёна, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель, ёршь твою медь, ёклмн и др.)

егодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации. А вот о том, каковы последствия подобного словоблудия, знают немногие.

Что вы думаете о совете о самом известном слове английского языка? Знаете ли вы все его значения и приложения? Если вы знаете другое происхождение этого термина, отправьте нам свой комментарий, но не забудьте указать источник ссылки. Отправьте свой ответ в разделе комментариев в нижней части этой страницы. Благодарим вас за интерес и участие.

Вы получите возможность получить лучшие тексты из более чем 600 сообщений! Это бесплатно, и у вас нет даже 30 секунд для регистрации! Нажмите кнопку ниже, введите имя и адрес электронной почты и ничего больше! Вы все еще выигрываете электронную книгу «Изучайте английский язык с юмором» - материал, который вы не можете себе позволить! Вы будете поражены количеством и качеством материала, который вы получите, чтобы получить бесплатно.

Так что же такое матерная речь или, как принято говорить в народе, мат?

Недавно заведующий кафедрой иностранных языков Волгоградской сельскохозяйственной академии, профессор, доктор филологических наук А.Олялин, провёл целое научное исследование, посвященное ненормативной лексике. «Если сравнивать родную лексику с мощным водным потоком, то мат – это своего рода «сбросы» нечистот, загрязнение речи», - полагает учёный.

Говорите по-английски и покорите свои мечты!

Не желая извиняться за использование слов с низким сленгом, намерение этого сообщения состоит в том, чтобы прояснить, как и где использовать и, главным образом, не использовать такие выражения. Знание по-прежнему является лучшей альтернативой невежеству. Предложения для перевода - это только альтернатива, данная автором книги. Могут также использоваться другие более вульгарные варианты. При необходимости используйте их с осторожностью. Хотите получить более актуальные советы бесплатно?

Учитель идет в ванную и, когда она возвращается в комнату, смотрит на проклятие, написанное на доске. Вместо того, чтобы передавать проповедь, она перечисляет все прекрасные способы сказать одно и то же. Эта ситуация действительно произошла, и ответ учителя на провокацию студентов произвел впечатление на учителя Мария Анджелу Барбато Карнейро, координатора Центра культуры, исследований и исследований в Папском католическом университете Сан-Паулу. Она спешила детей!

Исследователь пришёл к выводу, что матерные слова произошли от древних заклинаний. Профессор считает, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятьями и заговорами. Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер.

Человек, произнося некоторые из слов, которые мы называем нецензурной бранью, проклинает как себя, так и окружающих людей. Существуют и матерные слова – имена бесов. Произносящий подобное слово автоматически призывает беса на себя, своих детей, свой род. Эти бесы влияют на настроение, здоровье, состояние финансов, а также взаимоотношения с другими людьми.

Для нее, вместо того чтобы постоянно повторяться «не могу об этом говорить», родители должны помогать своим детям выражать себя другими способами. Это не всегда может быть так же прямо, как учитель примера: Маленькие дети этого не понимают. Но вы можете сказать, что думаете, не произнеся ни слова.

Что делать, когда ваш ребенок впервые говорит грязные слова? Если бы это не было сказано очень четко, стоит даже притворяться, что вы этого не слышали. Но если бы это было громко и ясно, объясните, что это уродливо и показать другие слова, которые он может использовать, чтобы выпустить гнев или эйфорию. «Родители могут предложить более легкие слова, чтобы выразить чувства», - говорит Мария Анжела.

Именно поэтому в древнерусских рукописях употребление матерной речи рассматривалась как черта поведения человека, одержимого бесами.

Известный врач-психофизиолог, член Всемирной экологической академии Л. Китаев-Смык уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей.

Матерная речь стимулирует выработку мужских половых гормонов – андрогенов, которые являются антагонистами гормона стресса. По словам Л.Китаева-Смыка, человек прибегает к мату в том случае, когда он не уверен в своих силах, т.е. чувствует свою неполноценность. Как показали исследования,регулярное употребление нецензурной лексики может свидетельствовать о скрытой гомосексуальности (о которой человек может даже не подозревать) или о проблемах с потенцией. Нормальный, здоровый человек далёк от подобной лексики. Употребление матерных слов ведет к гормональным нарушениям.

Но вы должны держать матч, независимо от того, сколько вы наказываете! Должны ли родители объяснить, что означает «плохое слово»? Когда ребенок маленький, она уже знает, что говорить неправильно, но большую часть времени она понятия не имеет, что она говорит. Вы можете даже знать ситуацию, в которой вы это говорите, но вы не понимаете смысла. Лучше не объяснять, чтобы не усиливать использование слова проклятия. С 7 или 8 лет вы можете превратить этот момент в обучение. «На этом этапе ребенок начинает использовать словарь и дает возможность использовать и исследовать вместе с ним слова, которые могут заменить тяжелое слово», - учит Мария Анджела.

Особенно это заметно у женщин. Косметологи замечают, что клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Голос таких женщин со временем становится всё ниже. Другими словами, если женщина матерится, в её организме происходит гормональный дисбаланс.

Научный руководитель Центра экологического выживания и безопасности Г. Чеурин опытным путём пришел к выводу о тлетворном влиянии матерной речи на человеческий организм. Результаты были представлены в 20-минутном документальном фильме «Как слово наше отзовется…»

Когда ребенок начинает ругаться? Обычно очень маленький. «Через два с половиной года или три года она уже повторяет проклятие», - объясняет педагог. Просто начните говорить лучше, и риск уже существует. Сегодняшние дети говорят более грязно, чем раньше?

Слова, которые ребенок учит, не имеют отношения к современности. «Язык связан с окружающей средой, где он живет?», - говорит Мария Анжела. То есть, если семья говорит о более плохих словах, дети тоже склонны говорить. Но, по словам эксперта, некоторые дети и подростки могут отделять вещи: они используют слова проклятия в школе, но не дома.

Их подтверждают и недавние исследования группы российских ученых, испробовавшие влияние нецензурной брани на воде, которая, как считает Г. Чеурин, обладает «памятью». Учёные обругали жидкость отборным матом, после чего полили её семена пшеницы. В результате семена, которые поливали «обматеренной» водой, всходили лишь в 49 случаев из 100. Те же, что поливали водой, над которой произносили молитвы, прорастали в 96 случаях.

Если родители не говорят плохих слов, должны ли они держать ребенка в разговоре? Нет необходимости. «Когда это кто-то из семьи или близкого друга, родители могут говорить и просить не разговаривать перед ребенком?», - советует педагог. В конце концов, ваш ребенок не может быть изолирован от мира, но вы не можете позволить плохому языку стать для него привычкой.

Взрослым часто бывает смешно слышать, как дети говорят проклятия. Она не понимает, что это импульсивная реакция. Вы можете подумать, что вам приятно и много раз повторять ругательные слова. Почему, черт возьми, это «дерьмо» грязное слово? Кстати, почему слово «дьяволы», невыразимое несколько десятилетий назад, перестало быть одним? Другое: вы, должно быть, уже наткнулись на скалу и, чтобы отбиться, проклинали ее за что-то вроде «дочери-плевки», хотя она не знает ни матери, ни матери.

Г. Чеурин также уверяет, что мужчин, злоупотребляющих матом, неминуемо ждет импотенция. «Обилие матерной речи в повседневной жизни – это серьезный симптом, - считает ученый. – Выходит, общество пребывает в состоянии хронического стресса, испытывает сексуальные проблемы. В России формируется культура труда, но до сих пор нет культуры отдыха, которая блестяще развита на Западе.

Правильно: в мире ненормативной лексики больше тайн, чем здравый смысл. Но наука помогает распутать их. Недавние исследования показывают, что грязные слова рождаются в отдельном мире в мозге. В то время как общий язык и сознательная мысль отвечают за более сложную часть серого вещества, неокортексу, ругающуюся «жизнь» в подвалах головы. Точнее, в лимбической системе. Это дно мозга, часть, которая контролирует наши эмоции. Это примитивная зона: если наша неокортекса более развита, чем у других млекопитающих, лимбическая система очень похожа.

Наш народ, как и прежде, после изматывающей работы снимает напряжение алкоголем, а он подавляет сексуальную энергию. Естественно, подсознательно человек пытается усилить свою сексуальность матом. Как видите, всё взаимосвязано…»

В институте квантовой генетики кандидат биологических наук П.П.Горяев и кандидат технических наук Г.Т.Тертышный несколько лет тому назад проводили интересное исследование. С помощью разработанной учёными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за наследственность человека.

И время от времени это происходит в форме ненормативной лексики. Медицина помогает понять это. Возьмем случай синдрома Туретта. Эта болезнь поражает людей, которые пострадали от базальных ганглиев, части мозга, чья функция заключается в том, чтобы вести лимбическую систему. Они нервничают все время. И иногда больше, чем это. Это показывает, что без того, чтобы базальный ганглий взять на себя, лимбическая система ослабила все. И профанация исходит, как будто это были нервные тики в виде слов.

Разумеется, вы не должны иметь никаких травм, чтобы выходить из-под контроля. Как мы уже сказали, все, что вам нужно сделать, это наткнуться на камень, чтобы он подвергся серьезному риску услышать оскорбление. Если бы это зависело от сознательной мысли, никто бы никогда не обидел что-то неодушевленное. Но лимбическая система тупая. Точно не думая, когда эта животная часть мозга «говорит», она может переводить определенные эмоции с несравненной интенсивностью. Клянусь, с этой точки зрения, это поэзия в самом глубоком смысле этого слова.

Если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его хромосомы начинают активно менять свою структуру, в молекулах ДНК вырабатывается «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передаётся потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации».

Поэтому подумайте о сильном слове. «Страсть», например. Это вещество, да, но оно далеки от передачи всего эмоционального заряда самой страсти. Но с большой, толстой «сукой, которая его родила» история отличается. Он идет прямо к делу, передает эмоции лимбической системы говорящего слушателю. По этой причине некоторые исследователи считают слово более сложным, чем общий язык.

Это то, что думает когнитивный психолог Стивен Пинкер из Гарвардского университета. В своей последней книге «Вещь мысли» он писал: Больше, чем любая другая форма языка, проклинает вербовку наших способностей выражения в полной мере: сила сочетания синтаксиса; вызывающая воспоминания сила метафоры и эмоциональная нагрузка наших отношений, как мысли, так и бездумных.

Учёные зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Человек, употребляющий матерные слова, подобен получающему такую же дозу облучения, как в эпицентре атомного взрыва. Особенно губительное воздействие оказывает на детородные органы и половые функции как мужчин, так и женщин.

Они выражают любые невыразимые эмоции, плохие или хорошие. Поэтому, если футболист выкрикивает профанации после забивания цели, он этого не делает, потому что он груб, а потому, что только слово из лимбической системы может передать то, что он чувствует. Другим доказательством эффективности является то, что они ужесточают наши социальные связи. Если вы проклинаете кого-то бесплатно, а парень не сердится, значит, он ваш друг. Поэтому группы людей любят использовать комплименты типа «Говорят, мудак!».




Тимоти Джей знает, о чем он говорит. Последние три десятилетия он записывал грязь, которую он слышал в общественных местах. Собрав более 10 000 хитов. Поскольку профанация рождается в примитивной части мозга, почти все говорят о двух самых элементарных вещах.

Это в конечном итоге может привести не только к неспособности родить здорового ребенка, но и даже к невозможности иметь интимные отношения.

Волновые «уши» молекул ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. При этом для них не имеет значения, является ли собеседник живым человеком ил телевизионным героем…

Молекулы ДНК слышат человеческую речь. Их «уши» специально приспособлены к восприятию таких акустических колебаний. Мало того, молекулы наследственности получают и световую информацию: человек может не воспроизводить вслух, а мысленно читать текст, но содержание всё равно «дойдёт» до его генетического аппарата по электромагнитным каналам.

Увидимся. «Дерьмо» - это более оскорбительное ругательство, чем «моча», в свою очередь тяжелее, чем «плевать», что не является излишним. Если бы вы выбрали любую из этих вещей на улице, это также было бы образом воздействия на других людей - от самого лучшего до менее шокирующего. Не случайно вещества, которые дают наибольшее отвращение, также являются переносчиками болезней. Реакция отвращения к слову - это желание не прикасаться и не есть, - говорит американский врач Валь Кертис в книге «Гигиена в наших генах».

Если нетрудно понять, почему ворквизмы - это ненормативная лексика, то нельзя сказать о терминах, связанных с сексом. Не обязательно. Он несет высокие риски, включая болезни, эксплуатацию, педофилию и изнасилование. Эти пороки оставили свой след в наших привычках и эмоциях, - говорит Пинкер. Подбирая женщин силой, мужчина позволил сделать десятки, сотни детей, которые подсчитали очки в эволюционной игре. Для женщин это ад. Поэтому выбор родителя является основополагающим и забеременеть от кого-то, кто изнасиловал ее, плохую потерю.

Но самое главное то, что ДНК небезразличны к получаемой информации. Одни сообщения оздоравливают их, другие травмируют. Слова, несущие свет любви, пробуждают резервные возможности генома, а проклятия повреждают даже те проклятия, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Таким образом, самый большой вред, сквернослов наносит себе и своему потомству. Как считают многие современные ученые, человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению.

Поэтому было естественно, что выражение «трахнуть кого-то» было синонимом «совершать великую ошибку». Почти все возможности для преодоления разрыва ругаются. С ругательством история отличается. Они дают понять: Мэри всегда находится в худшем положении. Обратите внимание, что происхождение «выебанного» и их эквивалента не связано с сексом как инструмент подачи мужчин против женщин. Но от мужчин и мужчин. Гомосексуальное изнасилование всегда было и продолжает оставаться эффективным способом прояснить ситуацию среди мужчин, которые являются боссом, - сексуальное насилие в тюрьмах доказывает это.

Вызывают тревогу, что значительная часть россиян, по данным опросов, в своей речи использует матерные слова (часто – 13%, иногда – 52%). Вообще не используют 35 % граждан, т.е. меньшая часть населения страны.

Мужчины часто употребляют нецензурную брань, чем женщины. Старики бранятся реже, чем молодежь и люди среднего возраста. Люди с высоким уровнем дохода позволяют себе «выражаться» чаще, чем россияне, имеющие средний достаток. В крупных городах матерная речь звучит реже, чем в сельской местности.

Понравилась эта статья?

  • 1. как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному,
  • 2. катартическая,
  • 3. средство понижения социального статуса адресата,
  • 4. средство установления контакта между равными людьми,
  • 5. средство дружеского подтрунивания или подбадривания,
  • 6. «дуэльное» средство,
  • 7. выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,
  • 8. криптолалическая функция (как пароль),
  • 9. для самоподбадривания,
  • 10. для самоуничижения,
  • 11. представить себя «человеком без предрассудков»,
  • 12. реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание»,
  • 13. символ сочувствия угнетённым классам,
  • 14. нарративная группа – привлечение внимания,
  • 15. апотропаическая функция – «сбить с толку»,
  • 16. передача оппонента во власть злых сил,
  • 17. магическая функция,
  • 18. ощущение власти над «демоном сексуальности»,
  • 19. демонстрация половой принадлежности говорящего,
  • 20. эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи),
  • 21. в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств,
  • 22. патологическое сквернословие,
  • 23. инвектива как искусство,
  • 24. инвектива как бунт,
  • 25. как средство вербальной агрессии,
  • 26. деление на разрешенные и неразрешенные группы,
  • 27. как междометие.

Ненормативная лексика в русском языке

Разновидностью обсценной лексики, получившей большое распространение в русском языке, является русский мат , насчитывающий 6-7 словооснов. В русском языке присутствует также несколько десятков других обсценных слов, не являющихся матерными и значительно менее табуированных, но тоже считающихся «неприличными».

Ненормативная лексика и общество

Советский агитационный плакат «Наше условие - долой сквернословие!», автор - Константин Иванов, 1981

Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии , идеографически и семантически связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы, сложился у восточных славян - предков русских , украинцев , белорусов - ещё в языческую эпоху в качестве прочной традиции народной культуры, и строго поддерживался Православной церковью . Поэтому данное табу обрело для русского народа давнюю традицию, освящённую не одним тысячелетием.

В связи с этим характерны опубликованные информационным агентством «Интерфакс» данные социологического опроса по вопросу об отношении россиян к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, проведённого в июле 2004 Всероссийским центром изучения общественного мнения. Подавляющее большинство россиян (80%) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.

13% опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И только 3% полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении - это просто ханжество .

Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля за печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР , массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду , став одним из средств пиара .

Среди детей и подростков умение материться подсознательно считалось и считается одним из признаков взрослости. Ну и разумеется, как только подрастающее поколение овладевало азами этих знаний, оно испытывало крайнюю необходимость продемонстрировать достигнутое - отсюда надписи на заборах, стенах общественных туалетов, школьных партах - а теперь и в Интернете.

Следует отметить, что, вопреки распространённому мнению, в местах лишения свободы ненормативная лексика сравнительно мало используется. Это связано с жёсткими уголовными «понятиями», согласно которым каждый заключённый должен нести ответственность за всё им сказанное («отвечать за базар»), а многие устойчивые нецензурные выражения воспринимаются в буквальном значении. Например, посылание кого-либо на «три буквы » рассматривается как указание данному человеку, что его место - именно там, то есть как заявление о принадлежности его к касте «петухов ». Невозможность доказать такое заявление может привести к тяжёлым последствиям для «пославшего».

Возвращаясь к теме «ненормативная лексика и общество», следует подчеркнуть, что нынешняя свобода высказывания все же не отменяет ответственности говорящего и пишущего (см., напр., ст. 20.1 КоАП РФ). Конечно, вряд ли возможно запретить человеку ругаться, если это единственное средство самовыражения, которое ему доступно (учитывая ограничения, налагаемые воспитанием или условиями существования - «с волками жить - по-волчьи выть»). Конечно, не следует подвергать сожжению (или иному способу уничтожения) книги модных писателей. Однако прилюдная брань в нормальной обстановке неминуемо нарушает права и унижает достоинство тех людей, для которых табу сохраняет силу (по моральным, религиозным и иным соображениям).

Прецедент «Ароян против Киркорова»

Использование ненормативной лексики в искусстве и СМИ

Табуирование обсценной лексики - явление сравнительно позднее: ещё в документах и переписке петровского времени она встречается сравнительно свободно. Однако ко второй половине XVIII века её использование в печатных изданиях перестало быть возможным, и широко использующие обсценную лексику стихотворения Ивана Баркова распространялись исключительно в списках. На протяжении всего XIX века обсценная лексика также оставалась уделом «неофициальной» части творческого наследия поэтов и писателей: нецензурные эпиграммы и сатирические стихотворения Пушкина , Лермонтова и других авторов ими самими не публиковались и вообще в России обнародованию не подлежали (политические эмигранты из России начали публиковать их в Европе лишь во второй половине XIX века).

Первые попытки снять табу с обсценной лексики были предприняты в 1920-е гг. и не носили массового характера; интерес к матерным словам у большинства авторов не был в это время самодовлеющим и увязывался в основном со стремлением свободно говорить о сексуальной сфере.

В советский период общественный запрет на обсценную лексику действовал очень последовательно, что не мешало (и до сих пор не мешает) подавляющему большинству населения охотно употреблять эту лексику в частной жизни. Задачи художественного освоения обсценной лексики поставили перед собой писатели русского самиздата , начиная с Юза Алешковского .

«Основные „три кита“ русского мата… этимологически расшифровываются достаточно прилично: праславянское *jebti первоначально значило "бить, ударять", *huj (родственный слову хвоя) - "игла хвойного дерева, нечто колкое", *pisьda - "мочеиспускательный орган"».

Те же праформы (правда, с некоторым сомнением по поводу *huj) приводятся в .

Интересно отметить, что семантические изменения современного эвфемизма «трахать» практически повторяют историю слова *jebti.

Категоризация русской бранной лексики

А. В. Чернышев распределяет «ключевые термины матерного лексикона » на три группы:

  • обозначающие мужские и женские половые органы и обозначающие половой акт;
  • переносящие значение половых органов и полового акта на человека как на предмет называния;
  • в нарочито огрублённом виде заимствования из «культурной речи» (кондом , педераст).

В. М. Мокиенко считает данную классификацию излишне обобщённой и предлагает свою, более подробную, классификацию русской бранной лексики и фразеологии . При этом термины «бранная лексика » и «обсценная лексика » понимаются как взаимно пересекающиеся, хотя и не полностью идентичные. Брань - это оскорбительные, ругательные слова, тогда как обсценная лексика - это грубейшие вульгарные выражения, табуизированные слова. Главный признак, неразрывно связывающий две эти лексические группы, - эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и т. п.

Исследователь классифицирует русскую бранную лексику по функционально-тематическому принципу, выделяя следующие основные группы:

  • Наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характеристиками типа:
    • глупый, непонятливый человек;
    • подлый, низкий человек;
    • ничтожный человек, ничтожество;
    • проститутка, продажная женщина.
  • Наименования «неприличных», социально табуированных частей тела - «срамные слова».
  • Наименования процесса совершения полового акта.
  • Наименования физиологических функций (отправлений).
  • Наименования «результатов» физиологических отправлений.

В. М. Мокиенко указывает, что указанные группы бранной и обсценной лексики в целом представлены практически во всех языках. Что же касается национальных особенностей бранной лексики, то, по его мнению, они связаны с комбинаторикой и частотностью лексем определённого типа в каждом конкретном языке.

  • «Анально-экскрементальный» тип (Scheiss-культура);
  • «Сексуальный» тип (Sex-культура).

Однако в принятой версии вышеупомянутого закона (Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации») о подобном не говорится .

См. также

Примечания

Ссылки

  • В. М. Мокиенко «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» (Русистика. - Берлин, 1994, № 1/2)
  • С. Курий «На поле брани (происхождение ругательств)», журнал «Время Z», № 1/2007 .

Список научных работ и словарей второй половины XX века

Список в основном взят из статьи В. М. Мокиенко

  • 27 словарей, изданных в России и СССР с 1859 по 2005 г.г. - CD «СОБРАНИЕ ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЕЙ ТЮРЕМНОГО И БЛАТНОГО ЖАРГОНА», М.: 2005, Словарное издательство ЭТС (Электронные и Традиционные словари), ISBN 5864601187
  • Балдаев В. К., Исупов И. М. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). М., «Края Москвы», 1992, 526 стр.
  • Быков В. Русская феня . Словарь современного интержаргона асоциальных элементов. Munchen, 1992, 173 стр.
  • Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М.: Ладомир, 2001, 350 стр.
  • Ильясов Ф. Н. Мат в три хода (опыт социологического исследования феномена нецензурной брани) // Человек. 1990, № 3, 198-204.
  • Козловский В. Собрание русских воровских словарей в четырех томах. Тт. 1-4. New York, 1983.
  • Козловский В. Арго русской гомосексуальной субкультуры. Материалы к изучению. New York, 1986, 228 стр.
  • Косцинский К. Ненормативная лексика и словари // Russian Linguistics, 1980, № 4, 363-396.
  • Левин Ю. И. Об обсценных выражениях русского языка // Russian Linguistics, 1986, № 10, 61-72.
  • Мокиенко В. М. Образы русской речи. М., 1986, 278 стр.
  • Международный словарь непристойностей. Путеводитель по скабрезным словам и неприличным выражениям в русском, итальянском, французском, немецком, испанском, английском языках. Под ред. А. Н. Кохтева. М., 1992, 90 стр.
  • Плуцер-Сарно, А. Большой словарь мата / Вступ. ст. д. филол. н., проф. А. Д. Дуличенко и д. филол. н. В. П. Руднева. Т. 1: Опыт построения справочно-библиографической базы данных лексических и фразеологических значений слова «хуй». СПб.: Лимбус Пресс, 2001. ISBN 5-8370-0161-1
  • Росси Жак. Справочник по ГУЛАГу. Исторический словарь пенитенциарных институций и терминов, связанных с принудительным трудом. Предисловие Алена Безансона. London, 1987, 546 стр. Изд. 2-е (в двух частях), дополненное. Текст проверен Н. Горбаневской. М., 1991.
  • Русский мат. Толковый словарь CD, Словарное издательство ЭТС (Электронные и Традиционные Словари)
  • Словарь воровского языка. Слова, выражения, жесты, татуировки. Тюмень, НИЛПО, 1991, 170 стр.
  • Три века поэзии русского Эроса. Публикации и исследования. М., Издательский центр театра «Пять вечеров», 1992, 160 стр.
  • Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии (статья первая) // Studia Slavica Hungarica. XXIX, Budapest, 1983, 33-69.
  • Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии (статья вторая) // Studia Slavica Hungarica. XXXIII/1-4, Budapest, 1987, 37-76.
  • Успенский Б. А. Религиозно-мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Semiotics and the History of Culture. Ohio, 1988, 197-302.
  • Файн А., Лурье В. Все в кайф. СПб., 1991, 196 стр.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Под ред. Б. А. Ларина. Перевод с нем. и предисловие О. Н. Трубачева. Тт. 1-4. М., 1964-1973; 2-е изд. 1986-1987.
  • Чернышев А. В. Современная советская мифология. Тверь, 1992, 80 стр.
  • Эротика 1992 - Эротика в русской литературе: от Баркова до наших дней. Тексты и комментарии (Литературное обозрение. Специальный выпуск). М., 1992, 112 стр.
  • Brodsky Hannah. Modern Trends in English Borrowings into Russian // Australian Slavonic and East European Studies. 1992, № 2, 71-84.
  • Prof. Devkin V. Russische obszöne Lexika (Langenscheidt Verlag, Germany)
  • Drummond D.A., Perkins G. Dictionary of Russian Obscenities. 3-d, revised edition. Oakland, 1987, 94 стр.
  • Elyanov D. The Learner’s Russian-English Dictionary of Indecent Words and Expressions.2-d revised edition. Pacific Grove, 1987, 128 стр.
  • Ermen I. Der obszöne Wortschatz im Russischen. Etymologie, Wortbildung, Semantik, Funktion. Magisterarbeit. Berlin, 1991, 105 стр.
  • Galler Meyer, Marquess Harlan E. Soviet Prison Camp Speach. A Survivor’s Glossary. Supplement by Terms from the Works of A.I. Solzenicyn. Madison, 1972, 216 стр.
  • Galler Meyer. Soviet Prison Camp Speach. A Survivor’s Glossary. Supplement. Hayward, California, 1977, 102 стр.
  • Geiges A., Suworowa T. Liebe steht nicht auf dem Plan. Frankfurt, 1989.
  • Glasnost M. 100 schmutzige russische Woörter. Deutsch-kyrillische Lautschrift. Herausgegeben von M. Glastnost und illustriert von G. Bauer. Frankfurt/Main, 1988, 69 стр.
  • Haudressy Dola. Les mutations de la langue russe. Ces mots qui disent l’actualité. Paris, 1992, 269 стр.
  • Kaufmann Ch.A. A Survey of Russian Obscenities and Invective Usage // Maledicta IV, 2, 1981, 261-282.
  • Patton F.R. Expressive means in Russian youth slang // Slavic and East European Journal, 1980, № 24, 270-282.
  • Plahn J. Хуйня-муйня и тому подобное // Russian Linguistics, vol. 11, 1987, 37-41.
  • Raskin V. On Some Peculiarities of Russian Lexikon // Papers from the Parasession on the Lexicon. Chicago, Chicago Linguistic Society. 1978, 312-325.
  • Razvratnikov Boris Sukich. Elementary Russian Obscenity // Maledicta III, 197-204.
  • Timroth W. von: Russische und sowjetische Soziolinguistik und tabuisierte Varietäten des Russischen (Argot, Jargons, Slang und Mat) // Slawistische Beiträge. Bd. 164. München, 1983, 7-73.
  • Timroth W. von: Russian and Soviet Sociolinguistics and Taboo Varieties of the Russian Language (Slawistische Beiträge, Bd. 205). München, 1986.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Новое на сайте

>

Самое популярное