Домой Многолетние цветы Могилы султанов. Кладбище сулеймание - турция на карте сердца. Мечеть Хюррем султан: архитектурное описание

Могилы султанов. Кладбище сулеймание - турция на карте сердца. Мечеть Хюррем султан: архитектурное описание

Осенью 1225 года Чингисхан вернулся из похода на восток. Основы Монгольской империи к этому времени были уже заложены, но оставалось непокоренным тангутское царство Си-Ся. Располагалось оно на сотни километров с запада на восток и с севера на юг - там, где ныне простирается песчаная пустыня Гоби. Непокоренное государство не давало Чингисхану покоя: предчувствуя скорую кончину, он торопился осуществить свои последние замыслы и в 1226 году поднял свое испытанное войско в очередной поход.

Монгольская армия двинулась на Китай, государство Си-Ся стояло на ее пути, и в 1227 году оно перестало существовать. Завоеватели захватили столицу тангутов - город Хара-Хото - и жестоко расправились с ее жителями. Мирное население по обыкновению того времени Чингисхан отдал «на поток и разграбление войску». Но в самый разгар победоносного наступления 65-летний властелин монголов скончался…

В Большой советской энциклопедии указывается и точная дата смерти Чингисхана - 25.08.1227 год. То же самое утверждают и другие источники, например, летописный труд «Алтын тобчи» - сочинение ученого ламы Лубсана Данзана (XVII), однако речь в нем идет о месте смерти, а не о месте захоронения. Правда, в других старинных сочинениях (в частности по сведениям Рашид-ад-дина) смерть монгольского полководца наступила еще до падения тангутского царства, и перед смертью Чингисхан будто бы сказал своим приближенным: «Вы не объявляйте о моей смерти, не рыдайте, не плачьте, чтобы враг не проведал о ней, когда же государь и жители Тангута выйдут из города, вы их всех сразу уничтожьте!»

По данным же «Юань чао ми ши», Чингисхан находился тогда в горах Люпань и лично принял прибывшего с богатыми дарами для переговоров правителя тангутов. Некоторые поздние монгольские предания рассказывают о фантастическом единоборстве повелителя монголов с тангутским царем:

Правитель тангутов превратился в змея, Чингисхан - в мифическую Гаруду; правитель - в тигра, Чингисхан - в мифического льва арслана; правитель - в юношу, Чингисхан - в божество Хармусту… Но наконец Чингисхан пленил правителя тангутов, и тот будто бы сказал ему: «Если убьешь меня - тебе самому будет плохо. Если не убьешь, то потомству твоему потом будет плохо». Чингисхан убил правителя тангутов и пленил его жену Гурбэлджин Гоя-хатун, которая потом и убила полководца монголов.

Таким образом, в разных источниках обстоятельства и причина смерти Чингисхана указываются по-разному. Нет единого мнения по этому вопросу и среди ученых: Р. К. Дуглас считал, что великий полководец скончался «от скоротечной болезни», Абул Фарадж полагал, что у Чингисхана была малярия, вызванная нездоровым климатом тангутского государства, а «Секретная история» причиной смерти Чингисхана называет последствия падения его с лошади во время охоты на куланов. Джузджани считал, что правитель тангутов не только предсказал смерть завоевателю его царства, но и указал точное время - на третий день после собственной смерти: у Чингисхана действительно потекла из раны кровь, как белое молоко, и «он отправился в ад». Марко Поло в своих «Записках» указывает, что смерть великого хана наступила от старой раны, а францисканский монах Плано Карпини, посол римского папы к великому хану монголов, в 1247 году возвратился в Европу со всевозможными сведениями об азиатских кочевниках. И в этих сведениях сообщалось, что Чингисхан был убит ударом молнии.

Из всего вышесказанного видно, что обстоятельства смерти Чингисхана остаются до сих пор неясными, и с уверенностью можно сказать лишь одно: умер он в конце лета (или осенью) 1227 года на территории государства Си-Ся.

В «Сокровенном сказании монголов», выдающемся литературном памятнике истории и культуры монголов, сказано, что тело Чингисхана положили на колесницу и повезли к подножию горы Бурхан-Халдун, находившейся на родине повелителя монголов. С одного склона этой горы стекает множество рек, по берегам которых растут густые леса. Чингисхан сам заранее выбрал это место для погребения, когда, охотясь на Бурхан-Халдун, заметил одиноко растущее дерево. Оно понравилось великому хану, и он долго просидел под ним в приятной задумчивости, а потом повелел: «Это место прилично для моего последнего упокоения. Пусть его заметят: наше место для погребения и нашего уруга будет здесь».

Как обстоятельства смерти Чингисхана остаются таинственными, так и местом его захоронения называется не только гора Бурхан-Халдун. Есть сведения, что повелитель монголов был захоронен или на южном склоне Кэнтай-хана, или в местности, которая называется Йэхэ-Утек. Марко Поло утверждает, что местом захоронения Чингисхана и других монгольских государей был северный склон Алитай-хана:

И где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за 100 дней пути до той горы, его привозят туда хоронить… И когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да еще приговаривают: «Иди на тот свет служить нашему государю!»… С конями они делают то же самое: когда государь умирает, всех его лучших лошадей они убивают на тот конец, чтобы они были у него на том свете.

Вот такие противоречивые сведения сохранились о месте захоронения Чингисхана. Ясно только одно: делалось все в глубокой тайне, чтобы скрыть смерть грозного владыки от врагов и уберечь его останки от надругательства. Сопровождавшие гроб воины действительно убивали всех, кого встречали на своем пути, а завершив погребение, прогнали по степи большой табун лошадей, копыта которых сровняли с землей могилу великого полководца. И память о ней исчезла, казалось бы, навсегда.

Я. Шмидт, монголовед и тибетолог XIX века, основываясь на том, что монголы не умели бальзамировать трупы, считает, что тело Чингисхана от тангутского царства до Монголии не довезли, а в Монголии похоронили только какие-то вещи и реликвии великого хана. А Огодой, взойдя на престол, принес в жертву духу полководца монголов 40 красивых девушек и много породистых лошадей.

В XVII веке местом захоронения Чингисхана считалось Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе, где стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками. В конце XIX века эти места посетил русский путешественник и этнограф Г.Н. Потанин, который записал легенду о гибели великого хана и составил описание святыни монголов.

Ордос имеет три святыни - Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют собой войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана, Средней - останки его жены-монголки из рода Далат, а в Малой - платье той жены, которую он отнял у какого-то другого хана. Пленница отвергла любовь повелителя монголов, бросилась в Желтую реку и утонула, труп ее искали, но не нашли, а нашли только платье…

Великая ставка, располагавшаяся на правом берегу речки Чжамхак, состояла из двух белых войлочных юрт, которые стояли между двумя песчаными барханами на искусственной насыпи высотой около 60 сантиметров. Короткие стороны прямоугольной насыпи были обращены к северу и югу. Задняя юрта примыкала вплотную к передней, и потому дверей ее не было видно; вход был только один - через южную юрту. В том месте, где юрты соприкасались, был устроен тайный проход. На юртах сверкали золотые маковки; войлоки, покрывающие своды юрт, по нижней кромке были вырезаны фестонами в виде языков, свисающих вниз.

Внутри передняя юрта представляла собой комнату с деревянными стенами и плоским деревянным потолком. У задней стены южной юрты, где должна была бы располагаться дверь в северную юрту, стоял стол и на нем 5 или 7 светильников. Этот жертвенник и закрывал вход в северную юрту, куда входить никому не разрешалось, кроме одного только ламы. В этой юрте и хранилась медная (или серебряная) рака, в которой покоились останки Чингисхана.

Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов - очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. Каждый год, в 21-й день 3-го месяца по лунному календарю, ордосские монголы устраивали большой праздник Тайлга (жертвоприношение) в честь Чингисхана. Празднество совершается на другом, левом, берегу речки Чжамхак, куда к этому дню свозят все три святыни Ордоса. Каждая из них разбирается и укладывается на отдельную телегу, в которую впрягают трех белых верблюдов. На новом месте юрты вновь ставятся в ряд дверями к югу, в центре - Великая ставка с останками Чингисхана. Перед ней расстилают войлок, на который садятся ламы, чтобы читать молитвы в честь великого полководца монголов. Около юрты ставят стол, а на него - серебряную посуду и чаргун. На другом столике раскладываются вещи, которые будто бы принадлежали Чингисхану - кисет для табака длиной 30 сантиметров, огниво, трубка, лук, саадак и меч.

К западу от лам стоит большая «бадья из сандалового дерева» с молоком, окованная тремя серебряными обручами. Рядом ставят телегу, на которой возят эту бадью и футляр к ней.

К югу от лам на белом войлоке стоит конь яичной белизны, который сам (без пастуха) прибегает к этому месту в день праздника. Перед конем стоит корыто, в которое поклоняющиеся бросают деньги. К востоку от белого стоит саврасый конь Найман, на которого надеты узда и седло - те самые, которые были на коне при жизни Чингисхана. Белый конь стоит без седла, так он считался посвященным богам.

К северу от саврасого коня стоит человек, которого называют Алтын-хатасун. Он опирается на рог антилопы, а ноги его зарыты в песок. «Алтын-хатасун» означает «золотой кол», и по поводу этого существует следующая легенда: «Во времена Чингисхана с неба спустилась белая, как яйцо, лошадь, которую великий полководец привязал к золотому колу, но какой-то вор украл его. Вора поймали и привели к Чингисхану, и он сказал ему:

- Ты унес у меня кол, к которому я привязал белого коня. Будь же теперь сам вместо кола!

И после этих слов Чингисхан приказал закопать вора в землю по горло и привязать к нему белого коня. И повелел и впредь делать так же - закапывать в землю одного из потомков вора». Так и возник праздник Тайгла, но теперь у вора в песок закапывают только ступни ног. В течение всего этого дня Алтын-хатасуну не дают ни пить, ни есть, и он должен стоять неподвижно. А на песке, в который зарыты ступни его ног, пишут несколько букв, и если к концу праздника их найдут испорченными, то «вора» бьют. Бьют и пастухов, если «насорят» священные лошади, участвующие в празднике.

Празднество, в котором участвуют только мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана, потом Средней и Малой, затем белой лошади, после чего идут к Алтын-хатасуну. ему тоже поклоняются и дарят деньги, а некоторые даже лошадь. После этого паломники идут к саврасому коню Найману, поклоняются ему и стараются прикоснуться лбом к уздечке или седлу Чингисхана.

От Наймана толпа паломников направляется к девяти белым верблюдам, по дороге обходя телеги, на которых привезли юрты. Задки телег подняты вверх, и на них сидят дети дарха-тов: большие - на телегах, маленькие - под телегами. Проходя мимо них, паломники произносят:

Да будет одеяло полно детей,

Да не будет у них ни чесотки, ни насморка!

А в возраст придете -

Да будете вы счастливы и сановиты.

А потом бросают в воздух деньги, и сидящие на телегах дети стараются поймать, но слезать с телеги им нельзя. Те деньги, которые они не поймали, достаются маленьким.

После этого паломники идут к верблюдам и стараются украдкой выщипать у них немного шерсти, которую потом зашивают в добу и носят на груди. На этом поклонение заканчивается и паломники смешиваются с толпой, ждущей того момента, когда начнут кропить молоком из «бадьи из сандалового дерева». Перед началом обряда по поверхности молока пускают плавать серебряные блюдечки, потом первым блюдечком черпают молоко три раза и выплескивают его в воздух. Делает это джинан - специальный распорядитель праздника, после него то же самое делают все остальные - князья и простой народ.

Во время поклонения самому Чингисхану люди останавливаются перед Великой юртой, кланяются ей три раза и становятся на колени перед ракой с останками великого полководца. Сама рака заперта на три замка, ключи от которых находились у панчен-ламы - духовного главы буддистов Тибета. Ордосские монголы верят, что к раке опасно приближаться с дурными намерениями, и если кто-нибудь все же решится на это - у него выпадут глаза.

Потом один из дархатов берет хатак (шелковый платок), разрывает его на узкие полоски, проводит ими по раке и раздает эти полоски народу. От трения о раку великого хана полоски наполняются его силой, и те, кому достались эти полоски, носят их на шее.

Мясо принесенной в жертву лошади, когда оно сварится, делят между всеми присутствующими, которых очень много, поэтому каждому достается кусочек величиной с наперсток, но все они называются «счастье Чингисхана» Кроме лошади, в этот день закалывают еще особую овцу. Сначала ей разрезают грудь и еще у живой вырывают сердце, легкие и горло. Их кладут перед ракой с останками Чингисхана и читают над ними священные слова. На трепещущем сердце овцы выступают какие-то «знаки», по которым ламы угадывают настоящее и будущее и возвещают его народу. Только после этого овцу убивают.

Монголы Ордоса ожидают, что Чингисхан снова явится и уведет их на старую родину, которую они называют Алтай-хан-гой - «Золотое корыто».

Вопрос о месте захоронения Чингисхана уже не одно столетие волнует исследователей многих стран. Места, указываемые в старинных источниках, по прошествии почти 800 лет со смерти великого полководца, трудно увязать с нынешними местностями и названиями. В 20-х годах прошлого века возникло предположение, что захоронение великого хана может находиться в округе Гурван-нуур («Трехозерье»), расположенном на востоке Монголии. В 1962 году здесь даже был сооружен памятник к 800-летию со дня рождения Чингисхана. Под сенью высоких деревьев, почти достигая их вершины, взметнулся ввысь обелиск в виде языков белого пламени. На нем вырезаны слова Чингисхана: «Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство», а также сделана такая надпись: «Основателю Монгольского государства Чингисхану - от монгольского народа». Но, несмотря на сооруженный памятник, убедительных доказательств, что именно здесь находится могила Чингисхана, нет.

Правообладатель иллюстрации Samuel Bergstrom

В могиле великого полководца и основателя самой крупной в истории человечества континентальной империи могут лежать нес ме тные сокровища, но в Монголии хотели бы, чтобы место захоронения оставалось тайной. Почему?

Эта земля без конца и без края рождает легенды под стать себе. Ни дорог, ни строений, только бездонное небо над головой, волны сухой травы да гуляющий ветер…

Мы останавливались выпить соленого чаю с молоком у кочевников под крышей их круглых гэров (монгольских юрт). Мы останавливались, чтобы сфотографировать табуны лошадей и стада коз.

  • Потрясатель Вселенной и его империя

А иногда мы останавливались просто для того, чтобы передохнуть - даже если ехать на машине, провинция (в Монголии это называется аймак - Прим. переводчика ) Умнеговь кажется бесконечной. Я не могу представить, как можно ее пересечь верхом на лошади.

Но это - страна Чингисхана, воина, который верхом на лошади покорил мир. История его жизни полна кровопролития, похищений людей, любви и мести. Но это история. Легенда начала складываться после его смерти.

Империя, созданная Чингисханом, когда-то простиралась от Тихого океана до Каспийского моря (в период расцвета она включала в себя территорию от Дуная до Японского моря - Прим. переводчика ).

Правообладатель иллюстрации Hulton Archive/Getty Images Image caption Миниатюра "Чингисхан на смертном одре в окружении сыновей"

Как гласит легенда, умирая, он велел, чтобы его похоронили в секретном месте. Скорбящие воины несли мертвое тело, убивая каждого, кого встречали на своем пути.

Когда Чингисхана наконец похоронили, воины пустили тысячу лошадей по его могиле, чтобы не оставить и малейшего следа захоронения.

За 800 лет, прошедшие после его смерти, никто не смог найти могилу Чингисхана.

Правообладатель иллюстрации Samuel Bergstrom Image caption

Международные экспедиции пытались найти гробницу, опираясь на исторические тексты, изучая ландшафт и даже по снимкам из космоса. В проекте National Geographic "Долина ханов" в попытке обнаружить захоронение использовались спутниковые фотографии.

Однако всеми этими поисками занимались как правило иностранцы - сами монголы не хотели, чтобы могила была найдена.

И это не потому, что Чингисхан неинтересен современным жителям страны - как раз наоборот. Его изображение - повсюду: на денежных купюрах, на водочных бутылках… Пожалуй, в Монголии он сейчас не менее популярен, чем в день своей смерти в 1227 году.

Так почему же искать его могилу не поощряется, почти что табу?

В западных СМИ это нежелание часто романтизируют, говоря о некоем проклятии - якобы наступит конец света, если могила Чингисхана будет обнаружена.

Чингисхан не хотел, чтобы его могилу нашли

Вспоминают о случае с захоронением Тамерлана, великого среднеазиатского тюркского полководца XIV века. Его могила была вскрыта советскими археологами в 1941 году - и вскоре после этого нацисты напали на СССР. Некоторые суеверные люди считали, что причиной начала кровопролитной войны стало именно вскрытие той могилы.

Однако наша переводчица Уэлун, закончившая университет в российском Улан-Удэ по специальности "международные отношения", совершенно не суеверна. По ее мнению, все дело в уважении к воле великого хана, который не хотел, чтобы его могилу нашли.

Правообладатель иллюстрации Samuel Bergstrom Image caption

"Они так старались спрятать его могилу", - отмечает она. Найти ее и вскрыть было бы нарушением последней воли Чингисхана.

Это распространенный аргумент в современной Монголии. У этой нации - древние традиции и история, за которую монголы испытывают глубочайшее чувство гордости.

Во многих домах на стенах висят изображения Чингисхана. Некоторые местные жители называют себя потомками великого полководца. Чингисхан - по-прежнему могущественный символ для монголов.

В поисках могилы Чингисхана

Но кроме последней воли самого хана на пути поисков встают и чисто практические трудности.

Монголия огромна и слабо освоена. По территории она более чем в семь раз превосходит Великобританию, но при этом протяженность ее дорог - всего 2% от британских.

Плотность населения здесь настолько низка, что в этом с Монголией может посоревноваться разве что Гренландия.

В общем, куда ни посмотри - глушь эпических размеров. Люди, как представляется, здесь только для того, чтобы подчеркнуть масштабы безлюдности: то белые очертания пастушьей юрты вдали, то буддистский каменный алтарь под открытым небом и трепещущие на ветру разноцветные молельные флажки… Такой ландшафт умеет хранить свои тайны.

Правообладатель иллюстрации Samuel Bergstrom Image caption

Научная карьера археолога Димажава Эрденебатара состоит из постоянного преодоления подобных препятствий. Доктор Эрденебатар руководит факультетом археологии в госуниверситете Улан-Батора, столицы Монголии. Он участвовал в первой совместной японо-монгольской экспедиции по поискам легендарной могилы.

Поиски тогда решили сконцентрировать вокруг места рождения Чингисхана в аймаке Хэнтий, где протекают три реки - Онон, Керулен и Туул. Экспедицию так и назвали - "Три реки".

Это было в 1990 году, в том самом, когда в стране произошла мирная демократическая революция. Вместе с демократическими переменами новая Монголия приняла на себя ответственность и за свое далекое прошлое - в поисках могилы Чингисхана экспедиции было отказано. Проект "Три реки" был прерван.

  • Фоторепортаж: Монголия на распутье

Уэлун и я встретились с Димажавом Эрденебатаром в университете, чтобы поговорить о захоронениях. С 2001 года ученый участвовал в раскопках старинного (ему 2000 лет) кладбища царской династии древнего кочевого народа хунну в центральной Монголии.

Эрденебатар считает, что хунну были предками монголов (Чингисхан тоже так считал). Из этого можно предположить, что у них были сходные традиции захоронения, и могилы на этом кладбище, возможно, выглядят так, как выглядела могила Чингисхана.

Правообладатель иллюстрации Samuel Bergstrom Image caption Многие полагают, что в могиле Чингисхана хранятся несметные сокровища, собранные со всей его империи

Царей хунну хоронили на глубине более 20 м в подземных залах, с квадратом из камней на поверхности. Первую могилу ученые откапывали в течение 10 летних сезонов, и она уже пала жертвой расхитителей гробниц.

Но ученые успели понять по количеству ценных предметов, найденных в ней, что хунну имели широкие дипломатические связи. Там были китайская колесница, римское стекло и масса драгоценных металлов.

Мы увидели часть артефактов в крошечном университетском музее. Золотые и серебряные украшения были захоронены вместе с лошадьми, которых приносили в жертву прямо тут же.

Эрденебатар показал нам изображения леопардов и единорогов - такую же символику использовал и Чингисхан, и его потомки.

На эту работу не хватит множества жизней

Многие считают, что могила Чингисхана будет набита подобными же сокровищами, привезенными изо всех уголков его империи. И это одна из причин такого интереса иностранцев к секретному захоронению.

Однако если Чингисхан похоронен в традициях хунну, найти его могилу будет крайне трудно, почти невозможно.

Ведь спрятать такую могилу очень просто - для этого надо убрать камни, показывающие ее расположение. А так как подземный зал спрятан на глубине в 20 м, найти его в бескрайних степях Монголии - невыполнимая задача.

Я спросил Эрденебатара, найдут ли когда-нибудь могилу Чингисхана. Он безучастно пожал плечами: на эту работу не хватит множества жизней - история слишком обширна.

Возможный ключ к разгадке тайны

Согласно одной из легенд, Чингисхан похоронен на вершине Бурхан-Халдун (священная гора у средневековых монголов - Прим. переводчика ), что в горах аймака Хэнтий, примерно в 160 км на северо-восток от Улан-Батора.

В молодости Чингисхан прятался там от врагов и поклялся вернуться туда после смерти. Однако ученые не пришли к единому мнению, в какой части горы может быть могила, да и вообще правда ли это.

"Это священная гора, - говорит профессор истории государственного университета в Улан-Баторе Содном Цолмон, специалистка по истории Монголии XIII века. - Но это не означает, что он похоронен именно там".

Любые теории относительно места могилы Чингисхана остаются недоказуемыми

В поисках места захоронения Чингисхана ученые пользуются историческими записями. Но картина, которую те рисуют, часто противоречива. С одной стороны, тысяча скачущих лошадей предполагает, что там была долина или степь (как и в случае захоронений хунну).

С другой - клятва самого Чингисхана вернуться после смерти на священную гору.

И уж совсем всё запутывает монгольский этнолог С. Бадамхатан: он установил, что название Бурхан-Халдун в истории носили пять разных вершин (впрочем, ученый заключил, что современная гора Бурхан-Халдун - это, скорее всего, та самая, правильная).

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption

Ни Содном Цолмон, ни я не можем подняться на Бурхан-Халдун - женщинам нельзя на священную гору. Даже окрестности этой горы долгое время были закрыты для всех, кроме членов императорской семьи.

Район так когда-то и назывался - "Великое табу", а теперь это строго охраняемая зона Хан Хэнтий и объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

С тех пор как Бурхан-Халдун получил такой статус, он практически закрыт для исследователей. И это означает, что любые теории относительно места могилы Чингисхана остаются недоказуемыми.

Уважая последнюю волю великого воина

Но если до могилы все равно не добраться, почему этот вопрос задевает монголов?

Чингисхан - самый великий герой в истории Монголии. На Западе помнят только о его завоеваниях, а монголы хранят в памяти то, что он создал.

Чингисхан не только завоевывал мир, он его цивилизовал

Его империя связала Восток с Западом, не в последнюю очередь благодаря Великому шелковому пути. Его правление закрепило концепции дипломатической неприкосновенности и религиозных свобод. При нем была создана надежная почтовая система, введены бумажные деньги. Чингисхан не только завоевывал мир, он его цивилизовал.

К нему по сей день здесь относятся с огромным уважением - вот почему граждане Монголии не хотят, чтобы могила их великого земляка была потревожена.

"Если бы они хотели, чтобы мы нашли ее, они оставили бы нам знак", - сказала мне на прощанье наша переводчица Уэлун.

Могила Чингисхана?… Где она? По какому обряду похоронили этого великого завоевателя? Что похоронено вместе с ним? Клишин Виктор Алексеевич (г. Горловка, Донбасс)

Для историков интерес большой и версий много: одни историки говорят, что он похоронен где то в Китае, другие предполагают, что он похоронен в Туве, потому что, якобы, он сам был тувинец, из рода тувинских князьков, третьи предполагают, что он похоронен на территории Монголии, на священной горе Монгольского Алтая, которую до сих пор никак не сыщут.

Версий много, но, увы, нет ни одного логического заключения, нет ни одного доказательства тому, что именно в Туве, именно в Китае или в самой Монголии должны были состояться его похороны.

Почему же в древних рукописях о Чингисхане не указано конкретное местонахождение его могилы? По древнему монгольскому обычаю, побежденные, униженные и оскорбленные враги победителя, после смерти его, проникали в гробницу, разбрасывали его кости и считали себя отомщенными. Вероятно, с этой целью хранилась тайна похорон Чингисхана и место его захоронения. С целью сохранения тайны место погребения, убивались тысячи рабов, прислуживающих при погребении. Об этом и Марко Поло упоминает. Вот и причина тайны местонахождения могилы Чингисхана, которая держится уже восемь веков, а она – могила, возможно, ежедневно попадается на глаза человечеству.

От чего умер Чингисхан? Может быть, этот вопрос приблизит нас к тайне.

Причин смерти великого завоевателя описывается много и все они домыслы.

По этому поводу Марко Поло сообщает, что Чингисхан умер от попадания отравленной стрелы в колено; посланник Папы римского, спустя двадцать лет после смерти Чингисхана, вернувшись из Монголии, сообщает, что хан погиб от удара молнии; еще сообщается что, покорив Тангутское царство, хан взял жену покоренного себе в гарем и будто, эта самая бывшая первая леди Тангута была причиной его смерти.

Хан был в первую очередь человек, а у человека причин смерти может быть уйма: и от язвы желудка, ибо ему, мальчонке, после убийства отца Ясугая-багатура пришлось с семьей прятаться в горах и питаться кореньями, травой, дичью, порой голодая неделями; а может быть он умер от аппендицита, а может быть от малярии, ибо до этого, до смерти, он жил несколько лет в ареале обитания малярийного комара, завоевывая пространство междуречья Сырдарьи и Амударьи, где располагались укрепленные города-государства Бухара, Самарканд, Хива, Коканд и другие.

Короче, и этот вопрос не приблизил нас к тайне места захоронения Чингисхана, и в этом вопросе неразбериха, пущенная в молву, с целью запутать следы.

Тогда мы примемся к решению нашей задачи с другой стороны, т.е. определим дорогу, по которой монголы вторглись в Кыпчакскую степь, ибо эта дорога вторжения в Кыпчакскую степь и место погребение Чингисхана, через семь лет после вторжения, эти два понятия связаны между собой и приближают к цели.

Обратимся к историку, автору трилогии «нашествия монголов», к Василию Григорьевичу Яну. Он то уж должен бы знать, по какой дороге, в каком месте границы шла первая лавина вторжения на кипчаков… но, увы, он в своей последней повести к «Последнему морю», коснувшись сношения действующего войска хана Батыя в Европе со столицей ханства Каракум, упоминает пустыни Гоби.

Так, на военном совете в ставке хана Батыя, на берегу Адриатики, учитель и наставник Батыя Сабудай-багатур, словами Василия Яна, как автора повести, говорит: «… мы находимся на расстоянии двухмесячного пути от ставки Бату- хана в низовьях Итиля (Волги) и на расстоянии многих месяцев пути на сменных конях от главной столицы всех монголов Кара-корума.

Нам нужно сохранить безопасным и неприкосновенным этот путь, помня, что этот путь не только священного правителя (Чингисхана), впервые проложившего его через беспредельные пустыни Гоби и Кызыл – Кумы, но что только по этому пути к нам прибывают и будут прибывать для нашей поддержки новые отряды родных и единственно всегда нам верных монголов, непобедимых багатуров.»

Этим изречением Василий Ян завел историков монголоведов в темную комнату искать в ней черную кошку.

Обратите внимание на изречение: «этот путь не только священного правителя (Чингисхана), впервые проложившего его через беспредельные пустыни Гоби…»

Ко времени похода, в Кыпчакскую степь, Западный Китай не был покорен моголами, следовательно имея к началу похода в своем войске 35-40 тысяч одних только воинов, не считая гурты скота на пропитания, табуны запасных лошадей, которых ежедневно надо поить, семьи, кибитки, Чингисхан двинулся через Монгольские Гоби, Китайское Гоби, через враждебную территорию в тысяча километров тоже по степям и пустыням…! О-оо, это было бы безрассудное решение.

Полководец, создавший новую армию с железной дисциплиной, разбив на десятки, сотни, тысячи и десятитысячные отряды, применяя хитрую тактику и стратегию и так бесшабашно подвергать орду жестоким лишениям! Я не поверю в этот путь. К концу похода к Кипчакам, войско Чингисхана подошло бы ослабленное, полуживое.

И еще, обратите внимание на высказывание Сабудая на военном совете в ставке хана Батыя: «… только по этому пути (т.е. через пустыню Гоби) к нам прибывают и будут прибывать…» (Военный совет Батыя проходил в 1238г.)

Прошло восемнадцать лет с начала похода Чингисхана, а дорога в столицу Каракорум оказывается та же: тяжелая, безводная, страшная.

Это заблуждение историков тоже работает на тайну места погребения Чингисхана.

А дорога легкая, короткая, богатая, полная источников воды и подножного богатого корма была и есть, а о ней знал Чингисхан и ею воспользовался.

Дорога вторжения Чингисхана в Кипчакскую степь. 1220 год.

Посмотрите на прилагаемую карту Монголии, где ее южная граница охватывается Китаем дугой, на которой располагаются величайшие пустыни мира – Гоби: Алтайские Гоби, Южное Гоби, Восточное Гоби.

Начинать завоевательный поход на запад через пустыни и враждебную, западную Китайскую территорию, пока еще не завоеванную — было бы безумием! Но монголы, в 1220 году вторглись в Кипчакскую степь, и победоносно, без лишений и потерь подчинили себе гигантскую территорию, вплоть до Аральского моря, разгромив там, в районе озера и междуречья Амударьи и Сырдарьи укрепленные города-государства: Бухара, Хива, Самарканд, Коканд, Сыгнак и др.

Так с какого участка границы начинался поход?

Посмотрим на карту.

Версия «Могила Чингисхана»

В самой западной точке, Монголия уткнулась в горную систему Алтай. В этом месте бреет начало река Бахтарма и течет между горными хребтами, со склонов которых в р. Бухтарму впадают ручьи, родники, речушки, потому река многоводна. Сама Бухтарма впадает в р. Иртыш, левый берег которой является границей горной системой Алтай и беспредельной степью Кипчаков. Долина Реки Бухтарма богата подножным кормов и водой, что является благодатью для путников и всадников.

Я предполагаю, что об этой долине знал землепроходец Алтая, автор проекта дороги «Чуйский тракт», Вячеслав Шишков, писатель, романист, назвавший эту долину р. Бухтарма «Беловодьем», куда стремилась душа русского мужика от гнета, от преследований за веру, от малоземелья, от худоземелья.

Вот как описывает Шишков эту страну «Беловодье» в своем рассказу «Алые сугробы», когда вымирающая община снаряжает в поход искателей этого «Беловодья» Степана и Афоню: «… есть на свете такая диковинная страна и называется она «Беловодье». И в песнях про нее поется и в сказках сказывается. В Сибири ли она, за Сибирью ли, или еще где то. Сквозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу путь свой править, и, если счастье тебе от рождения дано, увидишь «Беловодье» самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собой круглый год растет – ни пахать, ни сеять – яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье, без конца, без счету стада пасутся — бери, владей.»

Ну какая мужичья душа не вскипит, не ринется на поиски Беловодья – этого рая на земле, тогда как на старом месте: « … а земля наша – сквозь песок, а дождей который год нету, сами знаете… Чистая смерть господи помилуй… Эвот поглдя-ка, что покойников на погосте: крестов, что в лесу дерев.»

Снаряжая Степана и Афоню на поиски Беловодья и предвкушая положительный исход поиска «обчество» пообещало землепроходцам: «… ежели найдете Беловодье, век не забудем вас, ей-бо… переселимся и работать не дозволим: сидите себе дома на печи, милуйтесь с хозяйками да малину с медом кушайте, ей-бо.»

Ценой неимоверных лишений и страданий, ценой трагической гибели Степана в расщелине ледника, Афоня, больной, замерзающий, умирающий, был спасен аборигеном-татариным. Придя в себя Афоня рассказал татарину, кто он и зачем попал сюда. Татарин оценит этот подвиг: «… который за людей сдохла, эвот-эвот какой большой, шибко якши, шибко харош..»

И о земле куда попал Афоня: « … земля шибко якши тут.. ай-ай какой земля, самый харош. Работать мала-мала можна, деньга калатить можна.»

Долина реки Бухтармы довольно заселена населенными пунктами: Урыль, Берель, Березовка, Танба, Черновая, Чингизтау, Киннжира, Кабарга, Катон-Карагай, Согорное, Белое, Печи и др.

Это тоже говорит о ее богатстве: черноземом для пашни, травами для скота, лесом для строительства и охоты.

И так, скорее всего, дорога шла из Монголии по Бухарской долине до селения Катон-Карагай. Так как отсюда река Бухтарма врезается в крутые горы Алтая, а налево от Катон-Карагая открывается широкая долина речки Нарымки, впадающей в Иртыш, богатая водой и травами, то дорога отсюда поворачивает налево и до самого Иртыша остается легкой и богатой. Здесь Иртыш маловоден, т.к. многоводная Бухтарма впадает в него гораздо ниже, так что переправы лучше и не надо искать.

Так вот, знали ли Монголы о таком легком и сытном пути к Кипчакам? Конечно знали, ибо они сами скотоводы-кочевники, охотники и связь с Кипчаками у них была давно, еще до похода Чингисхана.

Мог ли Чингисхан игнорировать этот путь всего в 200-250 км до р. Иртыш, или тащиться через пустыни Гоби в несколько тысяч километров? Конечно нет.

По здравому смыслу, вторжение должно было проходить двумя потоками: один поток проходил по реке Бухтарме, — это монгольская знать, кибитки, гурты скота, табуны лошадей… , и второй поток, налегке, с запасными конями и запасом воды и корма, в основном воины, прошли через небольшой участок китайской территории (если смотреть на нынешнюю границу) через Китайскую джунгарию к западному берегу озера Зайсан, т.е через вторые ворота, где в настоящее время, на границе с Китаем, стоит районный центр Алексеевка Восточно-Казахстанской области.

Оба потока, соединившись и переправившись на левый берег реки Иртыш, монголы уже оказались на гигантском просторе - в Кипчакской степи, заселенной разными другими народами, но такими же кочевниками - скотоводами, не имеющими укрепленных оплотов в силу своего кочевого образа жизни и, потому, легко покоренные.

Не удивительно, потому что Чингисхан, к началу похода имел в своем войске 35-40 тысяч воинов, из них 4-5 тысяч коренных монголов (военачальники гвардия) и остальные 30-35 тысяч других народностей: тувинцы, алтайцы, буряты, татары енисейские, объединенные емким словом - татары. Что и сколько воинов мог противопоставить князек кочевого улуса перед такой громадой? Пусть сто, пусть двести, пусть тысячу… толку-то, так что монголы следовали по степи как селевой поток.

По мере продвижения в глубь степи, пленяя и покоряя разрозненные отряды местных князей-кочевников и комплектуя из них боевые отряды (десятки, сотни, тысячные) под руководством монголов; подойдя к Аральскому морю, Чингисхан уже имел войско в 300-350 тысяч.

Подойдя к региону Аральского моря, к междуречью Сырдарья и Амударья, где располагались города – государства: Хива, Бухара, Самарканд, Коканд, Сыгнак и другие богатейшие по тем временам города, имеющие свои войска, оборону, но противостоять вражеской силе, многочисленной, хорошо вооруженной, с жесткой дисциплиной, имеющей на вооружении стенобитные орудия-онагры, эти города, со своей богатейшей культурой, школами-медресс, письменностью, поэзией, с разнообразной ремесленностью, с правилами основ земледелия, с разветвленной искусственной оросительной сетью, — эти города пали под громадой войск Чингисхана и были разрушены до основания, а население пленили, пополнив войско еще на десятки тысяч, а может быть и на сотню тысяч.

Итак, за пять лет похода, монголы покорили гигантскую территорию, очутившись в сердце Средней Азии.

В 1225 году Чингисхан, вероятно, задался вопросом – «что делать дальше?»

Надо иметь в виду, что поход к Аралу проходил мимо западного берега озера Балхаш. Не покоренные земли восточного берега озера Балхаш, а также земли западного Китая, представляли потенциальную угрозу в «спину», и, потому, Чингисхан, на мой взгляд, принимает правильное решение, чтобы устранить эту угрозу.

Он комплектует, снаряжает и рассылает свои отряды, под руководством своих сыновей, родичей и соратников, (Чингисхан имел пять сыновей: Джучи, Чагатай, Угедей, Тулихан, Кюлькан) и отправляет эти отряды в Хаджи-Тархан (Астрахань-столицу хазаров) в Персию, В Афганистан, в Индию.

В это время, в северном Афганистане, войско монголов, посланное туда Ченгисханом, подверглось сокрушительному поражению от повстанцев-партизан во главе с тюркским предводителем Джалал Эд-Дином, который и в последствии нападал на монголов.

По моему мнению, этот наскок Джалал Эд-Дина на монголов, укрепил в Чингисхане мысль, что надо обязательно ликвидировать угрозу, оставшуюся за спиной. А за спиной остались земли восточного Балхаша и земли западного Китая.

Особое войско с награбленными сокровищами и с пленными ремесленниками: гончарами, кузнецами, ювелирами, с учеными, он отправляет в Монголию только не по пройденному пути, а вдоль восточного берега оз. Балхаш, с целью их порабощения и устранения угрозы.

Сам же с войском, под девизом «Только вперед», пробирается в западный Китай то ли по долине реки Торим, уходящей в Китай, то ли ниже, на стыке Памира и горной системы Каракорум, в долину руки Яркенд. Отсюда он, строго на север, в родную Монголию, насаждая своих баскаков для сбора дани, пленяя местное население и пополняя свое войско новыми отрядами.

Дойдя до Китайской Джунгарии, Чингисхан, где то в районе озера Алаколь, выходит из Западного Китая и движется по Аягузской степи к речке Чар, вдоль которой пролегает главный тракт, который ведет к переправе через р. Иртыш у оз. Зайсан и далее, по долине реки Бухтармы на Родину.

Версия «Могила Чингисхана»

Из летописи известно, что Чингисхан умер при выходе из Западного Китая в августе 1227 г. Летний месяц. В это время там погода жаркая.

Монголы в это время не знали метод бальзамирования, надо было спешить с похоронами… Где хоронить?

Послали на все четыре стороны разведотряды с целью отыскания такого места, где можно было соблюсти тайну погребения, чтобы обезопасить от осквернения могилы, от разграбления.

Вернувшись, три отряда принесли пустые вести, а четвертый поведал то, что и требовалось. По заданному направлению отряд встретил среди степи довольно высокую гору. (Ныне гора называется Монастырь). Взобравшись на вершину, они обозрели округу и впереди по ходу движения увидели отроги Алтая, мимо которых протекала р. Иртыш. Перейдя реку, в это время мелководную, разведчики с увала увидели котловину, гектаров сто, окаймленную полукольцами отрогами и речкой Ульбой, впадающей в Иртыш. Место дикое, глухое, никем не посещаемое, примерно километров сто в стороне от оживленного тракта на речке Чар, — место идеальное для тайного погребения Великого Повелителя. (Так я представил поведение соратников Чингисхана, во время этой экстремальной ситуации).

Время шло своим спокойным, мерным шагом, но не спокойно было в мире людском, ибо после смерти, его политику «Потрясателя Вслененной», как его называют в летописях, продолжили его сыновья, внуки, правнуки, утвердив на слезах и крови, на пепелищах невиданную империю угнетения.

Но, увы, ничто в нашем мире не вечно; империи возникали и распадались: распалась римская империя, империя персов, империя Александра Македонского… Распалась и монгольская империя, ибо зло не может быть вечно; возникают внутренние противоречия, возникают силы противостояния, силы молодые, сплоченные, сильные.

Пять веков спустя, после смерти Чингисхана, на мысу, на месте слияния рук Ульба и Иртыш, выросла сторожевая казачья крепость.

Еще два века спустя, вокруг этой казачьей крепости вырос купеческий городок… а в настоящее время здесь вырос мощный промышленный центр с гигантскими металлургическими комбинатами: свинцово-цинковым, титаномагниевым, вырос механический завод по изготовлению горного оборудования, вырос большой завод приборов и другие промышленные предприятия, вырос научно-исследовательский институт ядерной физики со своей промышленной базой, и называется этот город Усть-Каменогорск.

Месторасположение города исключительно удачное в смысле снабжения водой промышленных предприятий. Рядом, в горах две гидроэлектростанции.

Река Иртыш делит город на две части: правобережная часть города прижалась к отрогам горной системы Алтай, а левая часть расширяется в степь.

Из горной тайги вырывается река Ульба и в центре города впадает в Иртыш.

Выше по течению Ульбы, окаймленная увалами, лежит котловина гектаров в сто, на которой вырос поселок Ушановский. Рядом с поселком, к одному из отрогов прижалась странного вида возвышенность — классической формы конуса, при виде с издали, вызывая удивление. Я тысячу раз обращал на нее внимание, рыбача на Ульбе, охотясь на перепела, на уток на Шиловом лугу, или проходя мимо, в глубь отрогов, охотясь на куропаток, тетерева, коростеля.

Все отроги лежат как поросята — продолговатые, а один отрог будто пропахал носом землю перед собой и нарастил идеальный конус «Во природа… что творит», и все больше никаких мыслей. Но однажды это творение природы приобрело имя.

Приходит как-то ко мне товарищ, а сам смеется, за живот держится. – Ты знаешь, что моя Юлька сморозила! Показывали по телевизору извержение вулкана на Камчатке, так она мне так загадочно говорит – а ты знаешь, что у нас тоже есть Улкан.

— Кто?- спросил я.

Улкан, такой же острый, как показали по телеку.

— Где ты его видела? – спрашиваю, а сам не могу успокоиться.

— Да за Ушаковским поселком.

Мы посмеялись вместе, обсудили завтрашний поход по Иртышу на катерах… и я забыл об «Улкане».

Версия «Могила Чингисхана»

Прошло некоторое время, и я решил отдохнуть на природе – побродить, поохотиться по ушановским увалам. Сойдя с автобуса в поселке, чтобы двинуться в сопки, я сразу увидел диковинный «Улкан» и решил немедленно его обследовать.

Основание «Улкана» представляет собой окружность, склон довольно крутой, состав гравийно-песчанный.

Кружным путем, взобравшись на «спину» увала, я обратил внимание на его ширину: свободно пройдут два потока людей – туда и обратно. Вершина конуса приподнята над «спиной» увала и представляет площадку, диаметром метра два.

Заметна перемычка между валом и конусом.

Спустившись вниз, в соседнем отроге, с торца, я обнаружил разработку камня (розовый известняк), поросшую растительностью. Это тоже говорит о чем-то.

Пошло двадцать лет, как я покинул те места, где восемь веков тому назад зарождались отряды, тиранившие Персию, Русь, Европу, Ближний восток. Положивший начало этому историческому действию Чингисхан стал часто появляться в печати. Даже японские монголоведы заинтересовались и проводили раскопки по поиску его могилы. Заинтересовался этим вопросом и я, и, проследив последние годы жизни Чингисхана, я указываю местоположение его могилы. Это моя версия, но к ней я подошел последовательно, логически объясняя поступки положительные, в чем, мне кажется, я убедил читателя.

Сегодня я опять, мысленно, перенесся на вершину «Улкана» в пойму реки Ульбы и представил, как, быть может, по буддийскому обычаю посадили Чингисхана на пятки, ноги калачиком в вырытом гроте отрога, лицом на завоеванную степь, ставшую родной, а за спиной любимая Монголия.

Место дикое, тихое, скрытное, подходящее для тайного погребения. Рядом пойма реки Ульбы из песка и гравия, для насыпи надгробия. Лучшего места для погребения не найти.

Для оправдания моей версии дело за археологами, но напоминаю о мифических проклятиях Великих Тиранов.

«Риск – благородное дело», — девиз больших игроков.

Восточный Казахстан является частью региона «Большой Алтай» и отправной точкой для путешествий в разные страны мира. При выборе тура полезно сравнить между собой большое количество направлений. Например, можно посмотреть .

Великий Потрясатель покоится на Алтае!? Версия «Могила Чингисхана» reviewed by admin на 16.05.2012 rated 5.0 of 5

Новое на сайте

>

Самое популярное